1 оценка
Комментарии (1)
Скачать
Grem
размещено: 04 Августа 2012
Расчет объемов земляных работ в Excel
Комментарии
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные
участники
Авторизоваться
Порядок:
от старых к новым
Комментарии 1-1 из 1
vladas
, 06 августа 2012 в 08:28
#1
Вероятно можно надеяться на совершенствование расчета. Пояснение. Обратная засыпка только для блоков типа ФБС или «ленты» без уступов.
Порядок:
от старых к новым
0.04 МБ
СКАЧАТЬ
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Сейчас Вы — Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность — зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».
Последние сообщения на Электротехническом форуме
13 Апреля 2023 года, 19:38
12 Апреля 2023 года, 16:55
12 Апреля 2023 года, 12:08
12 Апреля 2023 года, 00:19
11 Апреля 2023 года, 13:16
11 Апреля 2023 года, 09:11
11 Апреля 2023 года, 08:59
09 Апреля 2023 года, 15:56
08 Апреля 2023 года, 19:28
06 Апреля 2023 года, 09:03
06 Апреля 2023 года, 07:45
05 Апреля 2023 года, 18:47
Министерство образования РБ
ГАПОУ
Нефтекамский нефтяной колледж
Методическая разработка
УРОКА
«Практическая работа.
Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.»
Дисциплина – «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
2 курс
Преподаватель – Грастова Ж.Г.
Одобрена:
На заседании ЦК
Отделение _________________
Протокол № ___ от ___ 2017 г
Председатель ЦК _________
2017
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
План урока 3
Цели урока 3
Задачи урока 3
Материально-техническое обеспечение урока 3
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 6
Критерий оценки: 12
Анализ урока 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшие приоритеты образования – эффективная адаптация и высокая востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда.
Для современной молодёжи, которой предстоит найти себя в обществе информатизации и компьютеризации, необходимо обладать информационной культурой, знаниями и навыками работы в области информационных и коммуникационных технологий.
Изучение предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает будущих специалистов необходимым в предстоящей профессиональной деятельности инструментарием для обработки информации разных типов.
Предлагаемый урок предназначен для освоения приёмов использования логических функций при обработке числовой информации с помощью программы MS Excel, а также для закрепления основных навыков работы с электронными таблицами. Урок разработан для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» и прививает следующие общие и профессиональные компетенции: ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК2.4.
План урока
Тема урока: Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.
Урок предназначен для освоения приёмов использования логических функций и функции ВПР категории Ссылки и массивы при обработке числовой информации с помощью программы MS Excel, а также для закрепления основных навыков работы с электронными таблицами.
Урок рассчитан на 90 минут.
Цели урока
-
Образовательные:
-
студенты должны продемонстрировать знания основных приёмов работы в программе MS Excel: проявить навыки ввода числовой и текстовой информации, ввода формул, копирования формул, использования функции автозаполнения, построения диаграмм;
-
студенты должны освоить основные приёмы и приобрести практические навыки использования логических функций в программе MS Excel.
-
Воспитательные:
-
внимательность, сосредоточенность, аккуратность;
-
взаимопомощь, культура поведения.
-
Развивающие:
-
творческий подход;
-
эстетические способности;
-
логическое мышление.
Задачи урока
-
Получить знания и навыки использования логических функций в программе MS Excel на примере расчета объема земляных работ при сооружении ГНП.
-
Актуализировать и закрепить полученные ранее знания и навыки по работе в программе MS Excel.
Материально-техническое обеспечение урока
-
14 ПК для учащихся, 1 ПК для преподавателя; программное обеспечение – Windows 8, MS Office 2013.
-
Мультимедиа проектор, экран.
-
Инструкционные карты.
Ход урока
-
Организационная часть — 1 мин.
Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает в журнале отсутствующих.
-
Вводная часть – 9 мин.
-
Преподаватель сообщает тему и цель урока.
-
Преподаватель проводит экспресс-опрос по материалу прошлого урока.
Вопросы по пройденному материалу:
-
Объясните понятия «Абсолютная адресация», «Относительная адресация».
-
Что такое диаграмма, какие существуют типы диаграмм?
-
Опишите алгоритм построения диаграммы.
-
Назовите надстройки программы MS Excel, используемые для решения задач оптимизации.
-
Объясните принцип действия надстройки «Подбор параметра».
-
Перечислите основные логические функции.
-
Основная часть – 65 мин.
-
Актуализация темы урока (2 мин). «Тема данного урока «Практическая работа. Использование логических функций в программе MS Excel» актуальна, так как с помощью логических функций решается множество задач».
-
Постановка задачи (3 мин).
-
Задать условие заполнения значений параметра ширины траншеи по дну (B2).
-
Задать условие заполнения значений параметра глубины траншеи (Н).
-
Применив функцию ВПР найти крутизну откосов траншеи, которая зависит от вида грунта (n).
-
Рассчитать объем земляных работ при разработке траншеи с откосами (Vз.р).
-
Объяснение практического задания (15 мин). На конкретном примере с помощью мультимедиа проектора преподаватель
-
объясняет цель работы,
-
демонстрирует средства и приёмы выполнения работы,
-
показывает, в каком виде должен быть представлен результат,
-
объявляет критерий оценки результата.
-
Выполнение практического задания (45 мин). Каждый обучающийся получает инструкционную карту, содержащую:
-
подробное описание постановки задачи,
-
указания к её выполнению,
-
критерий оценки,
-
пример выполнения задания.
Обучающиеся выполняют задание самостоятельно за ПК. Преподаватель делает обход рабочих мест студентов, по мере необходимости проводит индивидуальные консультации, обращает внимание всей группы на общие ошибки.
-
Подведение итогов урока – 15 мин.
-
Преподаватель даёт характеристику работе группы в целом, отмечая
-
общие ошибки и недочёты, на которые следует обратить внимание в будущем;
-
степень активности и работоспособности студентов на разных этапах урока;
-
степень заинтересованности студентов к уроку;
-
степень готовности помочь друг другу;
-
степень мотивации на достижение поставленной цели.
-
Преподаватель даёт характеристику работе каждого обучающегося, отмечая положительные и отрицательные моменты, объявляет оценки.
-
Преподаватель даёт домашнее задание.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
«Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.»
Условие задачи
Произвести расчёт объёма земляных работ при сооружении ГНП
Исходные данные
№ вар. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
D (мм) |
820 |
820 |
1020 |
1220 |
1420 |
1020 |
1220 |
1020 |
1420 |
1020 |
V (м/ч) |
200 |
260 |
160 |
300 |
320 |
240 |
180 |
300 |
200 |
300 |
Тип / кат. грунта |
Глина III |
Глина III |
Суглинок II |
Супесь II |
Суглинок II |
Песок I |
Супесь II |
Суглинок II |
Супесь II |
Песок I |
Задание:
-
Задать условие заполнения значений параметра ширины траншеи по дну (B2).
-
Задать условие заполнения значений параметра глубины траншеи (Н).
-
Применив функцию ВПР найти крутизну откосов траншеи, которая зависит от вида грунта (n).
-
Рассчитать объем земляных работ при разработке траншеи с откосами (Vз.р).
Ход работы
-
Создайте в личной папке рабочую книгу под именем Фамилия Расчет гр № (по номеру Вашего ПК), например: Иванова Расчет гр1.
Лист 1 назовите Данные, создайте на нём таблицы по образцу: Исходные данные и Таблицу 1 – Крутизна откосов траншеи .
Используемые навыки: объединение и центрирование ячеек, выравнивание содержимого ячеек, назначение границ таблицы, автозаполнение.
Приобретаемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, работа с вложенными логическими функциями.
Указания к решению задачи 1
Параметры земляных сооружений, применяемых при сооружении ГНП (ширина, глубина и откосы траншеи, сечение насыпи и крутизна её откосов и др.), устанавливают в зависимости от диаметра (Dн) трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий. Размеры траншеи (глубина, ширина по дну, откосы) устанавливают в зависимости от назначения и диаметра трубопровода, характеристики грунтов, гидрогеологических условий.
Минимальная ширина траншеи по дну устанавливается СНиП и принимается равной D +300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D – условный диаметр трубопровода) и 1,5D для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учётом следующих дополнительных требований:
– для трубопроводов Dн = 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину траншеи по дну уменьшают до величины D +500 мм;
– допускается принимать ширину траншей равной ширине рабочего органа землеройной машины, но не менее указанной;
– ширина траншеи по дну на кривых участках под гнутые или сварные отводы равна двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках для обеспечения вписания трубопровода в кривую траншею;
– ширина траншеи по дну под балластными грузами или анкерными установками должна быть не менее 2,2D, на участках трубопровода балластируемого грунтом с использованием нетканого синтетического материала, 1,6D.
Добавьте строку параметра B2.
Задайте условие заполнения значений параметра:
если DB2 =D+300
иначе если DB2 =1,5*D
иначе B2 =D+500
Преобразуйте B2 в метры, поделив на 1000 (Рисунок 1)
В ячейку B8 введите формулу
=ЕСЛИ(B5
Скопируйте формулу в ячейки С8:К8.
Рисунок 1
-
Добавьте строку параметра H и произведите вычисления.
Используемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, копирование формул.
Указания к решению задачи 2
Крутизна откосов траншей под трубопровод и котлованов под трубопроводную арматуру принимается по СНиП.
Крутизна откоса – отношение глубины (Н) траншеи к проекции образующей стенки на горизонтальную плоскость.
Глубину траншеи устанавливают из условий предохранения трубопровода от механических повреждений при переезде через него автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и назначают равной: для трубопроводов диаметром D до 1000 мм – D + 0,8 м; для трубопроводов диаметром 1000 м и более D+1 м; для болотистых грунтов, подлежащих осушению, D +1,1 м; для песчано-барханных грунтов D+1 м от нижних межбарханных оснований; для скальных и болотистых грунтов при отсутствии проезда автотранспорта, строительных машин Д+ (0,6-0,8) м.
если DH =D+800
иначе H=D+1000
Преобразуйте H в метры, поделив на 1000 (Рисунок 2)
В ячейку B9 введите формулу
=ЕСЛИ(B5
Скопируйте формулу в ячейки С9:К9.
Рисунок 2
-
Добавьте строку параметра n и произведите вычисления.
Используемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, работа с вложенными логическими функциями, копирование формул.
Приобретаемые навыки: использование функции ВПР категории Ссылки и массивы.
Указания к решению задачи 3
Крутизна откосов траншей под трубопровод и котлованов под трубопроводную арматуру принимается по СНиП.
Крутизна откоса – отношение глубины (Н) траншеи к проекции образующей стенки на горизонтальную плоскость.
Добавьте строку параметра n.
Применив функцию ВПР к таблице – 1 «Крутизна откосов», найдите n.
Синтаксис функции ВПР (VLOOKUP) в Excel
ВПР(искомое_значение, таблица, номер_столбца, [интервальный_просмотр])
Функция ВПР ищет значение в крайнем левом столбце таблицы и возвращает значение ячейки, находящейся в указанном столбце той же строки. Разберем функцию на примере. Вставьте курсор в ячейку В10 и наберите формулу
=ВПР(B7;$N4:$Q9;2;0)
Однако крутизна откоса зависит от глубины выемки, поэтому значение n должно быть выбрано не из 2 столбца выделенного диапазона, а в зависимости от значения h, полученного в первой таблице из столбца 2, 3 или 4. Для этого внесем дополнения в формулу, задав вложенное условие ЕСЛИ:
Если h не больше 1.5, то значение n берется из 2 столбца таблицы 1
Иначе если h не больше 3, то значение n берется из 3 столбца таблицы 1
Иначе – из 4 столбца таблицы 1
=ВПР(B7;$N4:$Q9;ЕСЛИ(B9B93
Рисунок 3
-
Добавьте строку параметра Vз.р. и рассчитайте объем земляных работ.
Используемые навыки: использование функции Степень, копирование формул.
Указания к решению задачи 4
Методы разработки грунтов определяют в зависимости от параметров земляного сооружения и объёмов работ, геотехнических характеристик грунтов, классификации грунтов по трудности разработки, местных условий строительства, наличия землеройных машин в строительных организациях. При разработке траншей с откосами объём земляных работ VЗ.Р. определяется:
Рассчитайте объем земляных работ при разработке траншеи с откосами по формуле:
где n взять =1/n
Учтите, что n (см. Таблицу 1) может иметь значение ноль, а как известно, на ноль делить нельзя. Поэтому добавь те условие:
если B10=0, то принять 1
иначе принять B10
Для возведения параметра Н степень примените функцию Степень.
Длину трубопровода примите равной 35 000 метров (Рисунок 4)
В ячейку B11 введите формулу
=(B8*B9+1/ЕСЛИ(B10=0;1;B10)*СТЕПЕНЬ(B9;2))*35000
Скопируйте формулу в ячейки С11:К11.
Рисунок 4
-
Постройте график зависимости объема земляных работ от диаметра трубопровода.
-
Сохраните файл в личной папке под именем Фамилия Расчет гр № (№ Вашего ПК).
Критерий оценки:
«5 – отлично» – выполнение задания полностью, построен график зависимости;
«4 – хорошо» – выполнение задания полностью без графика зависимости;
«3 – удовлетворительно» – выполнено три пункта задания.
Анализ урока
I. Анализ цели урока.
-
Цель урока обоснованна с учетом:
а) программных требований;
б) содержания материала;
в) необходимого уровня знаний и умений студентов;
д) подготовленности студентов;
е) возможностей материально-технического обеспечения урока;
ж) прогнозов на конечный результат обучения.
-
Цель урока доведена до учащихся.
-
Поставленная цель достигнута.
2. Анализ структуры урока
-
Структура урока соответствует его цели и типу.
-
Этапы урока логически взаимосвязаны.
-
Распределение времени по этапам урока целесообразно.
-
Оборудование кабинета рационально использовано.
-
Научная организация труда преподавателя и учащихся прослеживается.
-
Организация начала и конца урока способствуют собранности студентов.
-
Темп ведения урока оптимален, соответствует представленному плану урока.
3. Анализ содержания урока.
1. Содержание урока соответствует требованиям стандарта.
-
Изложение материала логично, доступно, научно.
-
Ведущие идеи по данной теме выделены.
-
Содержание урока связано с жизнью, профессионально направлено.
-
Прослеживается формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов.
4. Анализ методики проведения урока.
-
Правильно выбраны приемы и средства обучения с учетом:
а) темы урока;
б) цели урока;
в) возможностей группы.
-
На уроке применялись разнообразные методы и приемы: экспресс-опрос, объяснение материала урока с помощью мультимедиа проектора, общий инструктаж студентов по практическому заданию, самостоятельная практическая работа студентов за ПК, индивидуальные консультации студентов в ходе выполнения задания, привлечение успешных студентов к помощи отстающим.
-
В ходе урока у студентов были сформированы новые понятия: «Логические функции», «Синтаксис формулы».
-
На уроке использованы разработанные карты-задания.
-
Организована самостоятельная работы студентов с учётом трёх степеней сложности, обеспечен индивидуальный подход к заданиям.
-
Темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии способствовали эффективности урока.
5. Анализ работы студентов на уроке.
-
Студенты активны и работоспособны на разных этапах урока.
-
Прослеживался интерес студентов к уроку.
-
Студенты проявили на уроке взаимопомощь.
-
Студенты мотивированы на достижение поставленной цели и получение положительной оценки их работы преподавателем.
3
Разработка
котлована экскаватором. Грунт II
группы
Ширина
котлована Вн по нижнему основанию
определяется:
Вн=а+b+0,6
Вн1=12,62+1,1+0,6=14,32
м;
Вн2=7,82+1,1+0,6=9,52м;
Длина
котлована аналогично Вн:
Lн=С+b+0,6
Lн1=26,6+1,1+0,6=28,3м;
Lн2=18,82+1,1+0,6=20,52м;
Согласно
СНиП III-8-76
Н=1,74м,
Верхнее
основание котлована:
Вв=Вн+В+В
Вв1=12,62+1,74+1,74=16,1м;
Вв2=7,82+1,74+1,74=11,32м;
Аналогично
длина верхнего основания:
Lв=Lн+В+В
Lв1=26,6+1,74+1,74=30,2м;
Lв2=18,82+1,74+1,74=22,24м;
Объем
котлована:
Vк=Н/4(Вн+Вв)×(Lн+Lв)
Vк1=1,74/4(14,32+16,1)×(28,3+30,2)
=774,1м3
+
Vк2=1,74/4(9,52+11,32)×(20,52+22,24)
=530,3м3
Vк=1304,4м3
1304,4
7
Обратная
засыпка
Vоз=Vк
—Vфб
— Vфл
обратная
засыпка принимается 10% вручную и 90%
бульдозером
(1304,4-167,37)×0,1=113,7;
(1304,4-167,37)×0,9=1023,327
113,7
Интегрированный урок по дисциплинам «Математика» и «Информатика»
по теме «Вычисление объемов земляных работ с помощью программы Excel»
Методическая разработка
Выполнил:
Сычева Ж.П.
Заводоуковск,
2015
Интегрированный урок по дисциплинам «Математика» и «Информатика»
Тема урока: Вычисление объемов земляных работ с помощью программы Excel.
Вид урока: интегрированный урок.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока: научиться решать профессиональные задачи с помощью компьютера.
Цели:
Образовательные:
- Обучающиеся знают порядок выполнения земляных работ, формулы вычисления объема котлована, объема подстилающего слоя, объема бетона для фундамента;
- Обучающиеся знают формулы нахождения объемов фигур;
- Обучающиеся знают приемы редактирования и форматирования электронных таблиц Excel;
- Обучающиеся знают приемы выполнения расчетов в электронных таблицах Excel;
- Обучающиеся умеют создавать таблицы в программе Excel;
- Обучающиеся умеют вычислять площади и объемы в программе Excel;
Развивающие:
- Обучающиеся развивают логическое мышление;
- Обучающиеся развивают память и внимание;
Воспитательные:
- Обучающиеся умеют работать в парах;
- Обучающиеся формируют положительное отношение к учебному труду.
ОК 2.1, ОК 2.3, ОК 5, ОК 6.1, ПК 1.3.
Средства обучения:
- Дидактический материал.
- Компьютеры;
- Интерактивная доска.
Ход урока:
Цели |
Действия |
Предметные средства |
Результат |
|
Преподавателя |
Обучающихся |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подготовка обучающихся к работе на уроке |
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся. |
Организуют рабочее место |
Тетради, ручки, карандаши |
Обучающиеся готовы к учебно-познавательной деятельности, включены в работу |
Мотивация обучающихся, актуализация ранее полученных знаний и умений |
Моделирование проблемной ситуации. Обсуждение проблемной ситуации с обучающимися. |
Обсуждают проблемную ситуацию. Определяют пути решения и цель. Называют порядок выполнения земляных работ, формулы вычисления объема котлована, объема слоя, объема бетона для фундамента |
Презентация |
Обучающиеся формулируют цель урока, называют формулы вычисления объемов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Усвоение новых знаний и приемов решения задач |
Объяснение принципа заполнения таблиц в программе Excel в соответствии с выданным заданием, приемов использования встроенных функций Excel. |
Заполняют таблицы. Оформляют таблицы. Вычисляют объемы в программе Excel. |
Карточки – задания, ПК |
Используют полученные знания при решении задач |
Анализ и оценка успешности достижения поставленной цели |
Показывает правильное решение задания |
Выполняют самооценивание работы |
ПК |
Оценивают решенные задачи |
Проверка уровня усвоения изученного материала |
Проводит фронтальный опрос обучающихся |
Отвечают на вопросы |
Демонстрируют уровень усвоения материала |
|
Получение домашнего задания |
Выдает домашнее задание |
Записывают домашнее задание в тетради |
Карточки – задания, тетрадь |
Выполняют домашнее задание |
Конспект урока
Здравствуйте!
В начале урока мы с вами посмотрим видеоролик.
Что вы увидели в этом ролике?
Скажите, если вы решили построить дом, то вы пригоняете трактор и копаете котлован и все? Или же прежде, чем выкопать котлован, необходимо сделать какие то расчеты?
Такие расчеты вы уже делали на уроках спецдисциплин. Эти расчеты являются очень важными? Насколько точно необходимо выполнять такие расчеты? Как вы думаете, можно ли использовать компьютер для облегчения выполнения этих расчетов? И какую программу можно использовать для выполнения расчетов?
Как вы считаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?
Цель нашего урока научиться вычислять объемы земляных работ с помощью программы excel, т.е. научимся решать профессиональные задачи с помощью компьютера.
В какой последовательности производятся земляные работы и заливка фундамента?
- Копка котлована.
- Засыпка основания.
- Установка опалубка.
- Заливка бетона.
Объемы земляных работ при устройстве котлована подсчитываются по формуле
,
Давайте с вами вспомним, что такое , , .
где – площадь нижней части котлована; – площадь верхней части котлована;
– нулевая площадь.
, и ,
Пример (в тетради):
Найти объем котлована под жилой одноэтажный дом, у которого ширина основания 7,3 м,
длина основания 8 м, высота котлована 1,7 м. Вид грунта – песок.
Еще мы с вами проговаривали, что после того как котлован готов, необходимо выполнить подготовку основания котлована, т.е. уплотнить грунт и засыпать подстилающий слой. Объем этого слоя можно высчитать по формуле объема прямоугольного параллелепипеда .
Пример (в тетради):
Найти объем подстилающего слоя под жилой одноэтажный дом, у которого ширина основания 7,3 м, длина основания 8 м, высота котлована 1,7 м. Вид грунта – песок.
Высота подстилающего слоя 0,2 м.
После уплотнения подстилающего слоя, приступаем к установке опалубки и бетонированию фундамента. Но предварительно необходимо высчитать объем бетона. Вычислять объем бетона будем поэтапно. Опалубку необходимо разделить на несколько частей и вычислить объем каждой части.
Для вычисления объема любой части опалубки используется формула объема прямоугольного параллелепипеда.
Объем бетона будем вычислять по формуле , где и
Пример (в тетради):
Найти объем бетона для заливки опалубки под жилой одноэтажный дом, у которого ширина основания 7,3 м, длина основания 8 м, ширина опалубки 0,5 м, высота опалубки 1,5 м.
Мы с вами уже проговорили, что такие расчеты можно выполнить с помощью программы excel.
Сейчас вы рассаживаетесь у компьютеров по парам и выполняете задание.
Каждый сам оценит свою работу. Вы сверите свое решение с верными ответами и поставит оценку в тетрадь. А я ваши проверю в общей папке.
Поведем итоги: Чему мы с вами научились?