Практическое занятие №19
Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).»
Цель: освоить основные операции по созданию, редактированию и оформлению электронных таблиц, построению графиков и диаграмм.
Оборудование: персональный компьютер, программа MS Excel.
Время работы 2 часа
Ход работы
Краткие теоретические сведения.
Представление данных в виде прямоугольных таблиц является удобным и привычным. В виде таблиц можно оформлять деловые документы: счета, накладные, ведомости и прочее. Для работы с табличными данными предназначены современные программы, называемые электронными таблицами. Примером электронных таблиц служат электронные таблицы MS Exсel.
Все данные таблицы размещаются в ячейках. Содержимым ячейки может быть текст, числовое значение или формула.
Вводить данные в электронные таблицы можно с помощью автозаполнения, а также используя другие приемы вставки строк и столбцов или приемы удаления строк, столбцов и ячеек. Текст и числа рассматриваются как константы. Изменить их можно только путем редактирования соответствующих ячеек. Формулы же автоматически пересчитывают свои значения, как только хотя бы один их операнд был изменен.
В Excel операции перемещения и копирования данных осуществляется с помощью Drag-and Drop („перетащить и бросить”) и буфера обмена. Для копирования в Excel используется маркер заполнения – рамка выделения в правом нижнем углу, имеющая утолщение, напоминающее прямоугольник. При помощи него можно скопировать содержимое в соседние ячейки.
Формула — это совокупность операндов, соединенных между собой знаками операций и круглых скобок. Операндом может быть число, текст, логичное значение, адрес ячейки (ссылка на ячейку), функция. В формулах различают арифметические операции и операции отношений.
Excel допускает арифметические операции «+» — сложение, «-» — вычитание, «*» — умножение,»/» — деление, «^» — возведение в степень; операции отношений: «» — больше, «=» — больше или равно, «» — не равно.
Арифметические операции и операции отношений выполняются над числовыми операндами. Над текстовыми операндами выполняется единственная операция «&», которая к тексту первого операнда присоединяет текст второго операнда. Текстовые константы в формуле ограничиваются двойными кавычками. При вычислении формулы сначала выполняются операции в круглых скобках, потом арифметические операции, за ними операции отношений.
Адрес ячейки включает имя колонки и номер строки. Адреса ячеек (ссылки на ячейки) можно использовать в формулах. Возможны относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Ссылка, которая включает имя колонки и номер строки, является относительной. При копировании формулы, а также редактировании листа такая ссылка будет модифицироваться. В абсолютных ссылках перед именем колонки и номером строки стоит символ $. Такие ссылки не модифицируются. В смешанных ссылках абсолютной является название колонки и относительной — номер строки, или наоборот (например, $А1, А$1). В них модифицируется только относительная часть ссылки.
В формуле может быть ссылка на диапазон ячеек. Диапазон может быть только прямоугольным. Указывая диапазон ячеек, задают адрес верхней левой ячейки и через двоеточие — адрес нижней правой ячейки. Если в формуле есть ссылки на ячейки, которые находятся на другом листе, то ссылка должна содержать имя листа, восклицательный знак и адрес ячейки: например, лист! А1.
Функции. Excel содержит более 400 встроенных функций. Функция имеет имя и список аргументов в круглых скобках. Аргументами могут быть числовые и текстовые константы, ячейки, диапазоны ячеек. Некоторые функции доступны только тогда, когда открыта соответствующая надстройка.
Ввести функции в формулу можно вручную или с использованием мастера функций. Для работы с мастером функций надо нажать кнопку Мастер функций панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка — Функции. При этом открывается диалоговое окно Мастер функций шаг 1 из 2, в котором можно выбрать категорию функций. При выборе категории в поле Функция выводится список функций данной категории. В этом списке можно выбрать нужную функцию. В строке состояния выводится краткое описание функции.
После выбора функции надо нажать кнопку Далее, в результате чего откроется окно диалога Мастер функций шаг 2 из 2, в котором можно указать аргументы функции. В поле Значение выводится значение функции при указанных аргументах. После нажатия кнопки Готово формула вставляется в активную ячейку.
Для наглядного представления данных, входящих в электронные таблицы, служат диаграммы и графики. Они размещаются обычно на рабочем листе и позволяют проводить сравнение данных, находить закономерности. Excel предоставляет широкие возможности в построении различных видов диаграмм (линейчатых, круговых, кольцевых, лепестковых и т.д.).
Для построения диаграмм входят в меню Мастер диаграмм, где выбирается тип диаграммы, ее объемный вариант, диапазон данных и устанавливается название диаграммы и меняется цвет. При необходимости добавляется легенда – прямоугольник, в которой помещаются обозначения и названия рядов данных.
При построении графика функции следует выбрать тип диаграммы – точечный, со значениями, соединенными сглаживающими данными.
Задание
Задание 1.
1. Запишите формулы по всем требованиям MS Excel:
2. Составьте для этих формул таблицу по образцу:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
a |
b |
c |
x |
2 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
3 |
0,2 |
|||
4 |
0,3 |
|||
5 |
0,4 |
|||
6 |
0,5 |
3. Запишите формулу вычисления в ячейку Е2 и скопируйте в ячейки Е3:Е6.
4. Добавьте абсолютную адресацию в необходимые ячейки.
5. Сохраните под именем ПР15.xls.
Задание 2. Запишите формулу по всем требованиям MS Excel. Рассчитайте значение функции у для х от 0 до 1 с шагом 0,1 на Листе2 Рабочей книги. Построить график функции у(х).
A |
B |
C |
D |
E |
|
1 |
a |
b |
c |
x |
y |
2 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0 |
|
3 |
0,1 |
||||
4 |
0,2 |
||||
… |
… |
||||
11 |
1 |
Задание 3. Имеются данные о продажи газет в трех торговых точках за неделю:
А |
В |
С |
D |
Е |
F |
G |
Н |
|
1 |
День недели |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
2 |
Точка 1 |
20 |
25 |
32 |
30 |
23 |
30 |
20 |
3 |
Точка 2 |
33 |
28 |
25 |
25 |
22 |
25 |
20 |
4 |
Точка 3 |
15 |
20 |
22 |
29 |
34 |
35 |
30 |
Внесите эти данные на Лист3 Рабочей книги и постройте гистограмму (столбчатую диаграмму), на которой будут отображены данные сразу обо всех трех торговых точках.
-
Создайте таблицу в MS Exсel, заполните ее данными.
-
Выделите блок клеток А1:Н4, содержащий данные для графической обработки (Данные располагаются в строках. Первая строка выделенного блока является строкой Х координат (опорные точки); следующие три строки выделенного блока содержат Y координаты (высоты столбиков) диаграммы.) и постройте диаграмму.
-
Укажите заголовок диаграммы: “Торговля газетами”.
Задание 4. Постройте линейную диаграмму, отражающую изменение количества проданных газет в течение недели (см. задание 3).
Задание 5. На основе таблицы продажи газет (см. задание 3) и постройте для нее ярусную диаграмму (столбчатая диаграмма 2-ой вид). Результаты работы сохраните в ранее сохраненном файле ПР15.xls.
Контрольные вопросы
-
Что такое редактор электронных таблиц?
-
Перечислить элементы электронной таблицы, их обозначения.
-
Как называется документ, созданный в табличном процессоре. Из каких частей он состоит?
-
Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы?
-
Чем отличается абсолютная адресация от относительной. Когда применяются эти виды адресации?
-
Как построить диаграммы по числовым данным?
Практическая работа на тему: Использование формул и функций в Excel.
Гіпермаркет Знань>>Інформатика>>Інформатика 11 клас>> Інформатика: Виконання обчислень у середовищі ТП.
Практична робота до предмету Інформатика 11 клас.
Тема «Использование формул и функций в Excel.».
Розгляд теми: Виконання обчислень у середовищі ТП.
Практическая работа
Использование формул и функций в Excel.
Тема: Использование формул и функций в Excel.
Цель: овладеть приемами ввода и редактирования формул и функций в Excel.
Программное обеспечение: ОС Windows XP; электронные таблицы Excel.
Теоретическая часть:
Формула — это совокупность операндов, соединенных между собой знаками операций и круглых скобок. Операндом может быть число, текст, логичное значение, адрес ячейки (ссылка на ячейку), функция. В формулах различают арифметические операции и операции отношений.
Excel допускает арифметические операции «+» — сложение, «-» — вычитание, «*» — умножение,»/» — деление, «^» — возведение в степень; операции отношений: «>» — больше, «<» — меньше, «=» — равно, «<=» — меньше или равно, «>=» — больше или равно, «<>» — не равно.
Арифметические операции и операции отношений выполняются над числовыми операндами. Над текстовыми операндами выполняется единственная операция «&», которая к тексту первого операнда присоединяет текст второго операнда. Текстовые константы в формуле ограничиваются двойными кавычками. При вычислении формулы сначала выполняются операции в круглых скобках, потом арифметические операции, за ними операции отношений.
Адрес ячейки включает имя колонки и номер строки. Адреса ячеек (ссылки на ячейки) можно использовать в формулах. Возможны относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Ссылка, которая включает имя колонки и номер строки, является относительной. При копировании формулы, а также редактировании листа такая ссылка будет модифицироваться. В абсолютных ссылках перед именем колонки и номером строки стоит символ $. Такие ссылки не модифицируются. В смешанных ссылках абсолютной является название колонки и относительной — номер строки, или наоборот (например, $А1, А$1). В них модифицируется только относительная часть ссылки.
В формуле может быть ссылка на диапазон ячеек. Диапазон может быть только прямоугольным. Указывая диапазон ячеек, задают адрес верхней левой ячейки и через двоеточие — адрес нижней правой ячейки. Если в формуле есть ссылки на ячейки, которые находятся на другом листе, то ссылка должна содержать имя листа, восклицательный знак и адрес ячейки: например, лист! А1.
Функции. Excel содержит более 400 встроенных функций. Функция имеет имя и список аргументов в круглых скобках. Аргументами могут быть числовые и текстовые константы, ячейки, диапазоны ячеек. Некоторые функции доступны только тогда, когда открыта соответствующая надстройка.
Ввести функции в формулу можно вручную или с использованием мастера функций. Для работы с мастером функций надо нажать кнопку Мастер функций панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка-Функции. При этом открывается диалоговое окно Мастер функций шаг 1 из 2, в котором можно выбрать категорию функций. При выборе категории в поле Функция выводится список функций данной категории. В этом списке можно выбрать нужную функцию. В строке состояния выводится краткое описание функции.
После выбора функции надо нажать кнопку Далее, в результате чего откроется окно диалога Мастер функций шаг 2 из 2, в котором можно указать аргументы функции. В полеЗначение выводится значение функции при указанных аргументах. После нажатия кнопки Готово формула вставляется в активную ячейку.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:
1. Во время занятий не вставайте и не ходите по классу.
2. Строго выполняйте указания преподавателя.
3. Во время работы следуйте инструкции и не открывайте не нужных вам файлов и программ так, чтобы не изменять макросы и шаблоны.
4. Не делайте резких ударов при работе с клавиатурой.
5. Прекращайте работу при появлении необычного звука, записи или самовольного включения ПК и немедленно сообщите об этом преподавателю.
6. После выполнения задания корректно выключите компьютер.
Образец для выполнения заданий:
Задание | Алгоритм выполнения задания |
1. Запустите программу Excel. | 1. Выполните команду Пуск Программы Microsoft Excel или щелкните по ярлыку Excel на рабочем столе. |
2. Введите формулу:С6=С5+А5. | 1. Выделите ячейку С6; 1. Нажмите клавишу «=»; 2. Щелкните мышью по ячейкеС5; 3. Нажмите клавишу «+»; 4. Щелкните мышью по ячейкеА5; 6. Нажмите клавишу Enter. |
2. Измените формулу в ячейке С6 на формулу: С5*2,5+С4. | 1. Дважды щелкните мышью по ячейке С6; 2. Исправьте имеющуюся формулу; 3. Нажмите клавишу Enter. |
3. Скопируйте формулу из ячейки С6 в ячейку D6. | 1. Щелкните мышью по ячейке С6; 2. В меню выберите пункт Правка; 3. В ниспадающем меню выберите команду Копировать; 4. Щелкните мышью по ячейке D6; 5. В меню выберите пункт Правка; 6. В ниспадающем меню выберите командуВставить. |
4. С помощьюМастера функций в ячейку С7 вставьте функцию А2*10+В2. | 1. Щелкните мышью по ячейке С7; 2. В меню выберите пунктВставка; 3. В ниспадающем меню выберите командуФункция; 4. В диалоговом окнеМастер функций – шаг 1 из 2 в поле Категория выделитеПолный алфавитный перечень; 5. В диалоговом окне Мастер функций – шаг 1 из 2 в поле Функция выделите Степень; 6. Нажмите кнопкуОК; 7. В диалоговом окне Мастер функций – шаг 2 из 2 (Аргументы функции) в поле Число введитеА2*10+В2; 8. В диалоговом окнеМастер функций – шаг 2 из 2 (Аргументы функции) в полеСтепень введите 2; 9. Нажмите кнопкуОК. |
Задания для самостоятельной работы:
2 уровень:
1. Запустите программуMS Excel.
2. Запишите формулы по всем требованиям MS Excel:
3. Составьте для этих формул таблицу по образцу:
4. Запишите формулу вычисления в ячейку Е2 и скопируйте в ячейки Е3:Е6.
5. Добавьте абсолютную адресацию в необходимые ячейки.
6. Сохраните под своим именем и номером группы.
7. Закройте окна. Закончите работу. Сдайте отчет.
3 уровень:
1. Создайте и заполните таблицу:
Норма веса = рост – 110;
Рейтинг – используется функция РАНГ;
РЕКОМЕНДАЦИИ: если разница между нормой и весом отрицательна — «надо худеть», а положительна — «все хорошо».
2. Запишите все функции и формулы, которые использовались во время работы.
3. Сохраните под своим именем и номером группы.
4. Закройте окна. Закончите работу. Сдайте отчет.
4 уровень:
1. Создайте и заполните таблицу:
Вставьте оценки по своему желанию.
Проходной балл — среднее значение всех оценок.
Итог относительно проходного балла: если средний балл меньше проходного — «Надо работать», иначе — «Победитель».
если количество «2» = 0 и средний балл больше или равен проходному — «зачислен», иначе — «не зачислен».
2. Создайте форму для ввода данных.
3. Постройте диаграмму, в которой указывается средний балл каждого абитуриента.
4. Запишите все функции и формулы, которые использовались во время работы.
5. Сохраните под своим именем и номером группы.
6. Составьте отчет. Закончите работу.
? Контрольные вопросы:
1 уровень:
1. Могут ли вводиться в ячейки числа, тексты и логические переменные?
2. Из чего образуются ячейки электронных таблиц?
3. Имеют ли ячейки свой адрес?
2 уровень:
1. Указываются ли в формулах адреса ячеек?
2. Записываются ли формулы в ячейки?
3. Как вводится формула в ЭТ?
3 уровень:
1. Возможно ли использование Excel как небольшого настольного издательства?
2. Какие типы операторов в Excel вам известны?
3. Как выполнить копирование формул?
4 уровень:
1. Расскажите о компонентах формул.
2. Перечислите арифметические операторы.
3. Перечислите операторы сравнения.
Надіслано вчителем інформатики Кириченко В. М.
Планування з інформатики, матеріали з інформатики 11 класу скачати, підручники онлайн
Предмети > Інформатика > Інформатика 11 клас > Виконання обчислень у середовищі ТП > Виконання обчислень у середовищі ТП. Практикуми, лабораторні, кейси
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.
Разработка — Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Файлы могут быть организованы в виде линейной или иерархической файловой структуры
Var i,k:integer;
begin;
for i:=1 to 1000 do
k:=k+i;
writeln(k);
end.
Решение на фотографии:
I.
1. информационными моделями являются — ..
в)модель корабля
г)химическая формула
2. материальной моделью является — ..
а)анатомический муляж
3. какие пары объектов находятся в отношении «объект-модель»
б)компьютер-его функциональные схемы
4. какая модель является статической?
в)формула химического соединения
II.
1. имя переменной определяет — ..
б)выделенную область оперативной памяти
2. значение переменной определяет — ..
а)данные хранящиеся в выделенной области оперативной памяти
б)данные хранящиеся в выделенной области оперативной памяти
3. тип переменной определяет — ..
в)количество выделяемых ячеек оперативной памяти
г)присваивание значения переменной
III.
1. операционная система — это ..
в)программа управляющая работой компьютера
2. системные диск необходим для ..
а)загрузки операционной системы
3. отличительной особенностью компьютерных вирусов от других вредоносных программ является- ..
б)способность к размножению
4. информационный объем файла не может быть больше, чем ..
а)размер сектора диска
Аркадий-Ира
Глеб-Вера
Артур-Галя