Цель работы:
- научиться строить графики в Excel;
- развить самостоятельность;
- развить навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно – познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном темпе;
Оборудование:
- ПЭВМ, сеть, проектор;
- опорный конспект, план практической работы, варианты для самостоятельной работы учащихся.
Этапы | План урока + опорный конспект | Средства обучения |
I | Подготовительный. Постановка учебных задач. Устное разъяснение порядка работы на уроке, тема урока. |
— |
II | Повторение.
Фронтальный опрос изученного материала. Вопросы:
|
проектор |
III | Объяснение нового материала и подготовка к практической работе:
|
Проектор, раздаточный материал |
IV | Выполнение проектной практической работы:
|
Компьютер |
V | Итоги:
|
Проектор, раздаточный материал, компьютер |
Опорный конспект
Построение совмещенных графиков в Microsoft Office Excel -2007.
Для построения графиков функций Y(X) в Microsoft Office Excel используется тип диаграммы Точечная:
Для этого требуется два ряда значений: Х и Y значения, которые должны быть соответственно расположены в левом и правом столбцах.
Можно совместить построение нескольких графиков. Такая возможность используется для графического решения систем уравнений с двумя переменными, при проведении сравнения анализа значений y при одних и тех же значениях x.
ПРИМЕР.
(Используется при объяснении материала через проектор.)
Построить графики функций y1= x 2 и y2= x 3 на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.
Алгоритм выполнения задания:
1. Заполнить таблицу значений:
2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы Точечная.
3. Выбрать формат точечной диаграммы с гладкими кривыми.
4. В Макете указать название диаграммы «Графики», дать название осей: X и Y
5. Должен получиться график:
P.S. В версии 97-2003 для получения графика, представленного на рисунке надо провести редактирование.
Раздаточный материал
Варианты
ВАРИАНТ 1
Построить графики функций y1= x 2 -1, y2= x 2+1 иy=К·(y1/ y2)на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.
ВАРИАНТ 2
Построить графики функций y1= и y2= 2х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.
ВАРИАНТ 3
Построить графики функций y1= , y2=на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.
ВАРИАНТ 4
Построить графики функций y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.
ВАРИАНТ 5
Построить графики функций y1= , y2=на интервале [0,5 ; 5] с шагом 0,5.
Вариант 1: График функции X^2
В качестве первого примера для Excel рассмотрим самую популярную функцию F(x)=X^2. График от этой функции в большинстве случаев должен содержать точки, что мы и реализуем при его составлении в будущем, а пока разберем основные составляющие.
- Создайте строку X, где укажите необходимый диапазон чисел для графика функции.
- Ниже сделайте то же самое с Y, но можно обойтись и без ручного вычисления всех значений, к тому же это будет удобно, если они изначально не заданы и их нужно рассчитать.
- Нажмите по первой ячейке и впишите
=B1^2
, что значит автоматическое возведение указанной ячейки в квадрат. - Растяните функцию, зажав правый нижний угол ячейки, и приведя таблицу в тот вид, который продемонстрирован на следующем скриншоте.
- Диапазон данных для построения графика функции указан, а это означает, что можно выделять его и переходить на вкладку «Вставка».
- На ней сразу же щелкайте по кнопке «Рекомендуемые диаграммы».
- В новом окне перейдите на вкладку «Все диаграммы» и в списке найдите «Точечная».
- Подойдет вариант «Точечная с гладкими кривыми и маркерами».
- После ее вставки в таблицу обратите внимание, что мы добавили равнозначный диапазон отрицательных и плюсовых значений, чтобы получить примерно стандартное представление параболы.
- Сейчас вы можете поменять название диаграммы и убедиться в том, что маркеры значений выставлены так, как это нужно для дальнейшего взаимодействия с этим графиком.
- Из дополнительных возможностей отметим копирование и перенос графика в любой текстовый редактор. Для этого щелкните в нем по пустому месту ПКМ и из контекстного меню выберите «Копировать».
- Откройте лист в используемом текстовом редакторе и через это же контекстное меню вставьте график или используйте горячую клавишу Ctrl + V.
Если график должен быть точечным, но функция не соответствует указанной, составляйте его точно в таком же порядке, формируя требуемые вычисления в таблице, чтобы оптимизировать их и упростить весь процесс работы с данными.
Вариант 2: График функции y=sin(x)
Функций очень много и разобрать их в рамках этой статьи просто невозможно, поэтому в качестве альтернативы предыдущему варианту предлагаем остановиться на еще одном популярном, но сложном — y=sin(x). То есть изначально есть диапазон значений X, затем нужно посчитать синус, чему и будет равняться Y. В этом тоже поможет созданная таблица, из которой потом и построим график функции.
- Для удобства укажем всю необходимую информацию на листе в Excel. Это будет сама функция sin(x), интервал значений от -1 до 5 и их шаг весом в 0.25.
- Создайте сразу два столбца — X и Y, куда будете записывать данные.
- Запишите самостоятельно первые два или три значения с указанным шагом.
- Далее растяните столбец с X так же, как обычно растягиваете функции, чтобы автоматически не заполнять каждый шаг.
- Перейдите к столбцу Y и объявите функцию
=SIN(
, а в качестве числа укажите первое значение X. - Сама функция автоматически высчитает синус заданного числа.
- Растяните столбец точно так же, как это было показано ранее.
- Если чисел после запятой слишком много, уменьшите разрядность, несколько раз нажав по соответствующей кнопке.
- Выделите столбец с Y и перейдите на вкладку «Вставка».
- Создайте стандартный график, развернув выпадающее меню.
- График функции от y=sin(x) успешно построен и отображается правильно. Редактируйте его название и отображаемые шаги для простоты понимания.
Еще статьи по данной теме:
Помогла ли Вам статья?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Взаимное расположение графиков линейных функций»
Построить в одной системе координат графики функций у=3х и у=3х-4, заполнить таблицу 1. Построить в одной системе координатграфики функций у=-2х и у=3х-4, заполнить таблицу 2. Сделать выводы о взаимно…
Материалы открытого урока «Построение графиков функций в MS Excel 2007»
Разработан урок построения графиков сложных функций в пакете MS Excel 2007, лабраторная работа, дополнительные методические элементы. На уроке необходимо использовать эвристические методы обучения и м…
Практическая работа по теме «Финансовые функции Excel»
Дидактический материал практическая работа по теме «Финансовые функции Excel» предназначена для студентов 2 курса колледжа .Для выполнения работы используется программа Microsoft Excel ….
Урок «Условная функция в Microsoft Excel»
Урок «Условная функция в Microsoft Excel»…
Презентация «Условная функция в Microsoft Excel»
Презентация «Условная функция в Microsoft Excel»Цель урока: научить учащихся применять условную функцию в Microsoft Excel. Отработать умения использования условной функции при реше…
Построение графиков функций в Microsoft Excel
Ознакомление с возможностями табличного процессора Excel, построение графиков функций в MS Excel….
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЁ ГРАФИК»
Цель работы: Отработать на практике построение графика линейной функции y=kx+b….
Цель
работы:
Приобретение навыков построения графиков
функций на плоскости и в трехмерном
пространстве. Изучение графических
возможностей пакета MS Excel.
Задание
1.
Построить графики функций f(x) и g(x) для
x∈[-5;5]
с шагом 0,5. Задание выполняется на первом
листе рабочей книги MS Excel. Лист переименовать
в «Задание 1».
Варианты
задания 1
Порядок
работы:
Построить
график функции f(x)=
3 x2
⋅(x+3).
Определим функцию f(x).
Для этого в ячейки А2:А22 необходимо
ввести значение аргумента при помощи
автозаполнения.
Маркер
автозаполнения
В
ячейку В2 вводится значение функции,
вычисляемое по формуле =(A2^2*(A2+3))^(1/3).
Ячейки В3:В22 заполняются также при помощи
автозаполнения. Далее выделим диапазон
А2:В22 и воспользуемся «Мастером диаграмм».
Для построения графика функции лучше
выбрать точечную диаграмму, со значениями,
соединенными сглаживающими линиями
без маркера.
Рис.
3.2. Построение графика функции с помощью
мастера диаграмм
Чтобы
график получился выразительным,
необходимо определить промежуток
изменения аргумента, увеличить толщину
линий, выделить оси координат, нанести
на них соответствующие деления, сделать
подписи на осях и вывести заголовок.
График
функции f(x)
При
построении графика функции
следует
обратить внимание на область определения
функции. В данном случае функция не
существует при обращении знаменателя
в ноль.
Решим
уравнение
Следовательно,
при определении значений аргумента
следует помнить, что при (-2) функция не
определена.
График
функции g(x)
Задание
2.
Построить график функций q(x) для x∈[-2;2]
с шагом 0,1. Задание выполняется на втором
листе рабочей книги MS Excel. Лист переименовать
в «Задание 2».
Варианты
задания 2
Порядок
работы:
Построить
график функции q(x) для x∈[-2;2]
с шагом 0,2:
При
построении этого графика используется
встроенная функция ЕСЛИ. Например, в
ячейке А2 (см. рис. 3.5) находится начальное
значение аргумента, тогда в ячейку В2
необходимо ввести формулу:
=ЕСЛИ(A2<0;1+A2+A2^2;ЕСЛИ(A2>=1;2*ABS(0,5+SIN(A2));КОРЕНЬ(1+2*A2))).
График
функции q(x)
В
том случае если при задании формулы не
требуется использовать функцию Если
дважды, удобнее вводить формулу в
диалоговом окне «Мастера функций».
Эта функция находится в категории
логические. Для вызова мастера
воспользуемся пунктом меню Вставка
Пункт
меню «Вставка» и Диалоговое окно Мастера
функций
Задание
3.
Построить поверхность Z(x,y) при x, y∈[-1;1]
с шагом 0.1. Задание выполняется на третьем
листе рабочей книги MS Excel. Лист переименовать
в «Задание 3».
Варианты
задания 3
Построить
поверхность
.
Приступим
к построению поверхности. В диапазон
C2:W2 введем последовательность значений
переменной x: -1, -0,9 … 1, а в диапазон ячеек
B3:B23 последовательность значений
переменой y: -1, -0,9 … 1. В ячейку C3 введем
формулу =2*EXP(C$2)-$B3*EXP($B3)
При
вводе формулы обратите внимание на то,
что необходимо сослаться на строку с
номером 2 и столбец с именем В. Для этого
при написании формулы следует использовать
абсолютные ссылки. Знак $, стоящий перед
буквой в имени ячейки, дает абсолютную
ссылку на столбец с данным именем, а
знак $, стоящий перед цифрой – абсолютную
ссылку на строку с этим именем. Поэтому
при копировании формулы из ячейки С3 в
ячейки диапазона С3:W23 в
них
будет найдено значение z при соответствующих
значениях x, y. Т.о. создается таблица
значений z(x,y).
Фрагмент
таблицы значений Z
Перейдем
к построению поверхности. Выделим
диапазон ячеек С3:W23, содержащий таблицу
значений функции и ее аргументов, вызовем
Мастер диаграмм и выберем тип диаграммы
Поверхность, далее заполним диалоговые
окна.
Построение
поверхности с помощью мастера диаграмм
После
нажатия кнопки Готово получим изображение
заданной поверхности.
Поверхность
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Цели: сформировать понятие структурирование информации, осмыслить этапы структурирования при создании математической модели табличного вида; продемонстрировать умения структурировать информацию, используя математические модели табличного вида, строить графики функциональных зависимостей; усовершенствовать навыки работы с формулами и построения графиков функций в Excel.
Задание 1. Построение графиков степенных функций
1. Постановка задачи
В электронных таблицах построить графики степенной функции у=х3 и квадратичной функции у=2х2 на отрезке [-4;4].
2. Схема размещения данных в таблице:
3. Разработка модели
-
В ячейки A1:С4 внести исходные данные
-
В ячейки диапазона А5:А13 ввести последовательность значений независимой переменной х
-
В ячейку В5 внести формулу =А5^3
-
Скопировать формулу на диапазон В6:В13
-
В ячейку С5 ввести расчетную формулу и скопировать её на диапазон С6:С13
-
Оформить таблицу границами. Выполнить шрифтовое оформление.
-
Сохранить работу в файле Задание1 в свою папку.
Дальше по данным в ячейках таблицы построить графики функций:
-
Выделить диапазон ячеек A4:С13
-
ВставкаДиаграммаТочечная Точечная с гладкими кривыми
-
Поместить графики на отдельный лист (КонструкторПереместить диаграммуна отдельном листеОК)
-
Добавить название Графики степенных функций
-
Сохранить изменения в файле (ФайлСохранить).
В результате получим следующие графики
Задание 2. Построение рисунка «ЗОНТИК» с помощью графиков степенных функций.
1. Постановка задачи
С помощью электронных таблиц построить графики функций, которые участвуют в изображении зонтика:
у1= -1/18х2 + 12, х[-12;12]
y2= -1/8х2 +6, х[-4;4]
y3= -1/8(x+8)2 + 6, х[-12; -4]
y4= -1/8(x-8)2 + 6, х[4; 12]
y5= 2(x+3)2 – 9, х[-4;0]
y6=1,5(x+3)2 – 10, х[-4;0]
-
Схема размещения данных в таблице:
3. Разработка модели
-
Запустить MS EXCEL
-
Ввести информацию в 1, 2 и 4 строки.
-
Заполнить диапазон ячеек А5:А29 числами от -12 до 12 с шагом 1.
-
Вычислить значения каждой функции на заданном отрезке.
-
В ячейку В5 вводим формулу =-1/18*А5^2+12
-
Скопировать формулу на диапазон В5:В29
-
Аналогично ввести формулы для функций y2, y3, y4, y5 и y6 и скопировать их на заданный диапазон.
-
Оформить таблицу границами. Выполнить шрифтовое оформление. Включить режим отображения формул (ФормулаПоказать)
-
Сохранить таблицу в файле Задание 2 в свою папку.
-
Построить графики по значениям расчетных функций на отдельном листе. Оформите диаграмму в соответствии с образцом:
Задание 3. Построение графиков тригонометрических функций
1. Постановка задачи
Построить графики следующих тригономерических функций:
у = cos x; z = sin x; f = tg x; g =ctg x, где х [–100;120] с шагом 11
2. Схема размещения данных в таблице показана на рисунке
3. Разработка модели
Шаг 1. В первой и второй строках ввести заголовок таблицы. Ввести данные в ячейки 4-й строки.
Шаг 2. Рассчитать значение переменной х в первом столбце.
Шаг 3. Во втором столбце рассчитать значения функции у = cos x.
Шаг 4. В третьем столбце рассчитать значения функции z = sin x.
Шаг 5. В четвертом столбце рассчитать значения функции f = tg x.
Шаг 6. В пятом столбце рассчитать значения функции d = ctg x.
Шаг 7. Нарисовать границы таблицы и отформатировать по образцу.
Шаг 8. На отдельном листе построить графики тригонометрических функций.
Шаг 9. Сохранить таблицу с именем Задание 3 в свою папку.
Критерии оценки
-
Правильный расчет по формулам
-
Оформление элементов таблицы (шрифты, границы, числовые данные)
-
Построение графиков и оформление элементов диаграммы
-
Степень самостоятельности в работе
Вспомните цели занятия и ответьте на вопросы:
-
Что такое структурирование информации?
-
Назовите этапы разработки табличной математической модели.
-
Какой тип диаграмм используется для построения графиков функциональных зависимостей?
-
Достигнуты ли вами цели занятия?
-
Какие умения вы сформировали в процессе выполнения заданий?
-
Какие навыки были усовершенствованы?
-
Какие трудности вы испывали? В чем причины трудностей?
-
Над чем нужно еще поработать?
-
Оцените свою работу на занятии в соответствии с критериями оценки. Для этого откройте из своей папки информационно-оценочный лист, заполните его и сохраните изменения.
-
Какую отметку в баллах вы получили и почему?
-
Как можно было проявить творчество?
-
Оцените психологический климат на занятии.