Задание 1 расчет количества банок краски excel

Содержание

  1. Необходимо покрасить краской стены кухни сколько потребуется банок краски если известно что
  2. Практическая работа тема: «Компьютерное моделирование в среде тп мs excel»
  3. Как рассчитать расход краски.
  4. Основа при расчетах краски.
  5. Правила расчета краски.
  6. Нормы расхода краски.
  7. Примеры вычислений расхода краски.
  8. Советы как можно экономить на краске.
  9. Поверхности для окрашивания.
  10. Влияет ли способ нанесения на расход краски?
  11. Тема. Использование электронных таблиц MS Excel для компьютерного моделирования Курбанов Р.Р. КГС 9-211 КГС 9-211. — презентация
  12. Презентация на тему: » Тема. Использование электронных таблиц MS Excel для компьютерного моделирования Курбанов Р.Р. КГС 9-211 КГС 9-211.» — Транскрипт:
  13. Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач
  14. Просмотр содержимого документа «Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач»

Необходимо покрасить краской стены кухни сколько потребуется банок краски если известно что

Практическая работа тема: «Компьютерное моделирование в среде тп мs excel»

Цель: освоить технологию моделирования в среде ТП МS Excel.

  • размеры кухни 405 × 310 × 285 см;
  • 88% площади стен занимает кафельная плитка;
  • 1 банка краски предназначена для покраски площади 5 м 2 ?

Дано: a = 405 см – длина комнаты, b = 310 см – ширина комнаты,
c = 285 см – высота комнаты,
1 – 0,88 = 0,12 – часть комнаты для покраски (без кафеля),
5 м 2 – площадь покраски при использовании 1 банки краски.

Найти: необходимое для покраски стен кухни количество банок краски.

2. Математическая модель.

Sстен с кафелем =2(a + b)•c, Sстен для покраски = 2(a + b)•c * 0,12.

Чтобы определить, сколько потребуется банок краски, надо площадь для покраски разделить на 5 м 2 , т. е. Sстен для покраски : 5 и результат округлить до целых.

3. Моделирование в среде ЭТ.

Заносим данные задачи в электронную таблицу, вводим формулы.
Электронная таблица в режиме отображения формул.

Электронная таблица в режиме отображения значений.
4. ВЫВОД: С помощью ТП MS Excel мы определили, что для покраски стен кухни необходимо взять ______________________________________.

Задача 2. Через иллюминатор корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями. Удастся ли это сделать?

Иллюминатор корабля имеет форму круга. Будем считать, что сундук имеет форму параллелепипеда. Чтобы вытащить сундук, необходимо, чтобы диаметр иллюминатора был больше любой из трех диагоналей поверхности сундука.

2. Математическая модель.

Пусть r – радиус иллюминатора,
a, b, c – размеры сундука,
d1, d2, d3 – диагонали боковых поверхностей сундука

Сундук можно вытаскивать через иллюминатор одной из трех боковых граней, следовательно, достаточно, чтобы диагональ иллюминатора оказалась меньше одной из трех диагоналей сундука, т.е. должно быть истинно хотя бы одно из условий:

3. Моделирование в среде ЭТ.

Заносим данные задачи в электронную таблицу, вводим формулы.
Электронная таблица в режиме отображения формул.

Электронная таблица в режиме отображения значений.
4. Компьютерный эксперимент.

Как рассчитать расход краски.

В процессе любого ремонта поднимается вопрос, сколько должно уйти расходного материала и как рассчитать расход краски? В особенности это относится к краске для окрашивания помещений. Многим может показаться, что это просто. Но как только дело дойдет до расчетов, многие начинают теряться. А нужно только соблюдать определенные правила при расчетах.

Для расчета расхода краски, вы можете воспользоваться калькулятором расхода краски.

Основа при расчетах краски.

Чтобы узнать как рассчитать расход краски, понадобится следующее: карандаш, рулетка, знание таблицы умножения, лист бумаги. Разделим все поэтапно:

1. Сначала измеряется длина стен в помещении с помощью рулетки, далее вычисляется периметр по формуле. Например, длина одной стены — 4 метра, тогда как ширина — 3 метра. В таком случае периметр составит: Р=(3*2)+(4*2)=14 метров.

2. На следующем этапе измеряется высота помещения либо высота уровня, до которого стены будут окрашены. Если высота составляет 2,5 метра, то площадь высчитывается следующим образом: S=2,5*14=35 метров квадратных.

3. Далее вычисляется высота и ширина дверных и оконных проемов, а также их периметры и общая площадь.

4. Из общей площади помещения необходимо вычесть площадь дверных и оконных проемов.

5. Для расчета расхода количества краски пользуемся нормами, которые указаны на упаковке. При расчете учитывается качество поверхности, подготовка поверхности и свойства материала.

После выполненных расчетов нужно только купить краску, размешать ее и приступать к покраске помещения. Если нужно будет красить декоративные детали, окна, дверные полотна, то расчеты соответственно усложнятся, хотя будут базироваться на перечисленных выше простых правилах.

Правила расчета краски.

Точно рассчитать краску можно после определения площади, которая будет окрашиваться, ее расположения, от типа применяемой краски. Для проведения расчетов нужно знать 2 значения:

  • Нормативный расход для определенного вида краски;
  • Площадь окрашиваемой поверхности.

Как необходимо рассчитывать площадь уже было написано выше, а вот расход краски рассчитывается следующим образом: нужно площадь разделить на нормативный расход. Мы получим в итоге цифру количества краски, которую нужно будет нанести в один слой.

Нормы расхода краски.

До того как производить расчеты краски, нужно учитывать тот факт, что норма будет меняться в зависимости от окрашиваемой поверхности:

  • Если красится металл, то на 14-16 квадратных метров уходит 1 литр краски;
  • На покраску 16 квадратных метров свежей штукатурки уходит 1 литр краски;
  • Если красится шлифованное дерево, то 1 литр краски уходит на 16 квадратных метров;
  • На покраску 10 квадратных метров рельефных обоев уходит 1 литр краски;
  • При покраске 8-10 квадратных метров свежеспиленного дерева уходит 1 литр краски;
  • На 15-17 кв. метров загрунтованной штукатурки уходит 1 литр краски.

При этом нужно учитывать следующий фактор: отечественные производители расход краски указывают в граммах, а не в литрах на 1 метр квадратный. Также нужно учитывать, что 1 килограмм краски и 1 литр — разные вещи, так как вода легче краски и имеет другой объем.

На норму расхода существенно влияет метод нанесения краски. Можно наносить краску пистолетом-пульверизатором, кистью либо валиком.

Примеры вычислений расхода краски.

Пример №1: Как рассчитать расход краски при покраске стен обычного помещения.

Как уже говорилось раньше нужно сначала рассчитать общую площадь помещения, после чего вычесть площади оконных и дверных проемов. В нашем случае нужно красить одну стену. При этом высота стены составляет 3 метра, а ширина 4 метра. Площадь такой стены составит 12 кв. метров.

Далее нужно вычислить площадь проема двери на данной стене, в нашем случае это 2 кв. метра. По общим правилам нужно от общей площади (12 кв. метров) отнять площадь двери (2 кв. метра).

В итоге мы получим следующие результаты: площадь поверхности для окраски составит 10 квадратных метров. Далее нужно рассчитать нужный объем краски. Например, если банка вмещает 2,5 литра, которой должно хватить на окраску площади в 25 квадратных метров, учитывая что будет красится 1 слой. Если красить стену необходимо в 2 слоя, то понадобится только 1 банка.

Пример №2: Окрашивание с учетом окон и дверей.

Если есть необходимость окрашивания пола, потолка, дверей, то используется такая же формула, как и в примере №1. При этом общая площадь окрашиваемой поверхности будет состоять из нескольких составляющих.

Площади всех стен, подоконников, дверей, потолка, пола рассчитываются отдельно, которые нужно потом сложить. Далее нужно найти расход краски, указанный на упаковке, и высчитать сколько потребуется краски. Если разные типы красок будут использоваться для отдельных элементов, то сначала вычисляется площадь, а только потом расход каждого из них.

Советы как можно экономить на краске.

Для расчета расходов можно использовать не только данные указанные на упаковке, площадь и свойства поверхности. На расход краски также влияют дополнительные факторы, которым также следует уделить внимание.

Укрывистость краски — такое свойство представляет собой способность целиком перекрывать собственным цветом предыдущий слой. С увеличением данного показателя уменьшается и расход краски. Такой показатель можно пересчитать, для этого нужно размеры площади окрашиваемой поверхности умножить на число слоев, и полученную сумму округлить в большую сторону. Также нужно учитывать качество поверхности, метод нанесения краски и степень подготовленности.

Часто бывает так, что 2-х слоев краски бывает недостаточно для качественного и полного окрашивания. Помимо этого еще нужно учесть следующий момент: изготовители краски на упаковках всегда указывают значения для подготовленных и ровных поверхностей. Часто после расчетов оказывается, что краски по факту может не хватить. В связи с этим рассчитывая расход краски, следует прибавить к полученному значению небольшой процент.

Поверхности для окрашивания.

Если учтены все факторы, то сделать расчеты достаточно просто. Чем лучше поверхность под окрашивание подготовлена, тем расход краски будет меньше. Когда стена уже окрашена в более яркий или темный цвет, а окраска будет происходить в светлых тонах, то расход значительно вырастет. В таком случае есть 2 выхода.

  • Первый выход — избавиться от старого покрытия, удалить старую краску, а поверхность подготовить для окраски в светлый цвет;
  • Второй выход — увеличить количество слоев, которые будут наноситься на поверхность.

Стоит отметить, что второй способ не такой эффективный, так как с увеличением слоев краска будет сохнуть намного дольше, при этом ее качества ухудшаться.

Влияет ли способ нанесения на расход краски?

Наиболее экономичным является метод нанесения краски специальным краскопультом, с помощью которого краска разбрызгивается. В итоге на поверхности остается аккуратная тонкая пленка краски.

К самому расточительному методу нанесения относится нанесение краски кистью (разная толщина слоев, потеки, неравномерность). Перечисленные факторы увеличивают расход. Идеальным вариантом буду малярные валики, они доступные и недорогие, легко чистятся, а краска экономично расходуется и ложится ровно.

Тема. Использование электронных таблиц MS Excel для компьютерного моделирования Курбанов Р.Р. КГС 9-211 КГС 9-211. — презентация

Презентация на тему: » Тема. Использование электронных таблиц MS Excel для компьютерного моделирования Курбанов Р.Р. КГС 9-211 КГС 9-211.» — Транскрипт:

1 Тема. Использование электронных таблиц MS Excel для компьютерного моделирования Курбанов Р.Р. КГС9-211 КГС9-211

2 Microsoft Office Excel позволяет группировать данные и выполнять различные действия над связанными данными. В этой презентаций будет показано как с помощью Microsoft Office Excel можно решать математические задачи разной сложности.

3 Задача 1 Необходимо покрасить краской стены кухни. Сколько потребуется банок краски, если известно, что размеры кухни 405×310×285 см ; 88% площади стен занимает кафельная плитка ; 1 банка краски предназначена для покраски площади 5 м 2.

4 Задача 1 Решение Постановка задачи Дано : a=405 см – длина комнаты, b=310 см – ширина комнаты, c=285 см – высота комнаты, 1- 0,88=0,12 – часть комнаты для покраски ( без кафеля ), 5 м 2 – площадь покраски при использовании 1 банки краски. Найти : необходимое для покраски стен кухни количество банок краски.

5 Задача 1 Моделирование в среде ЭТ В режиме отображения формул :

6 Задача 1 Моделирование в среде ЭТ В режиме отображения значений :

7 Задача 2 Через иллюминатор корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями. Удастся ли это сделать ? Решение Постановка задачи Иллюминатор корабля имеет форму круга. Будем считать, что сундук имеет форму параллелепипеда. Чтобы вытащить сундук, необходимо, чтобы диаметр иллюминатора был больше любой из трех диагоналей поверхности сундука.

8 c R Задача 2 Пусть r – радиус иллюминатора, a, b, c – размеры сундука, d 1, d 2, d 3 – диагонали боковых поверхностей сундука. a b d1d1 d2d2 d3d3 с Математическая модель

9 Задача 2 Сундук можно вытаскивать через иллюминатор одной из трех боковых граней, следовательно, достаточно, чтобы диагональ иллюминатора оказалась меньше одной из трех диагоналей сундука, т. е. должно быть истинно хотя бы одно из условий : ЕСЛИ ((2*R> КОРЕНЬ (a^2+b^2));1;0) ЕСЛИ ((2*R> КОРЕНЬ (a^2+c^2));1;0) ЕСЛИ ((2*R> КОРЕНЬ ( с ^2+b^2));1;0).

10 Задача 2 Моделирование в среде ЭТ В режиме отображения формул :

11 Задача 2 Моделирование в среде ЭТ В режиме отображения значений :

12 Задача 3 Решить уравнение х 4 -4 х х х -14=0. Решение Необходимо построить график функции у = х 4 -4 х х х -14. Точки пересечения графика с осью Х будут решениями данного уравнения.

13 Задача 3 Таблица значений функции

14 Задача 3 Строим диаграмму.

16 Промежутки, в которых находятся корни : С помощь Подбора параметра уточняются значения корней

17 Задача 3 Уточненные корни

18 Задача 4 Решить уравнение log 2 (x·(1-x))-sin( π /x)+2=0 область определения которого : x принадлежит промежутку [0;1].

19 Задача 4 В MS Excel составляем таблицу значений функции с шагом аргумента h=0,04:

21 X 1 =0,1 8 X 2 =0,19 X 3 =0,2 6 X 4 =0, 33 X 5 =0, 50 X 6 =0,8 1

22 Вывод С помощью электронных таблиц MS Excel можно решать математические задачи и уравнения ; При этом отрабатываются навыки работы в электронных таблицах, а именно : оформление таблицы, работа с формулами, построение диаграмм.

Источник

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Работа представлена в виде презентации, в которой рассматривается пример решения практической задачи по строительным специальностям, а также приводится задание для самостоятельной работы. Ссылка на электронные ресурсы позволит самостоятельно проработать нужный материал.

Просмотр содержимого документа
«Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач»

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей программы MS Excel

облегчает и ускоряет решение профессиональных задач .

Пример. Необходимо покрасить краской стены помещения. Сколько потребуется банок краски, если известны:

  • Размеры помещения;
  • Неокрашиваемая площадь (в процентах от общей);
  • Расход краски (площадь)

Результат вычисления оформить в таблицу:

1 . Запустить Microsoft Excel 2007.

2. Выделить диапазон ячеек А1:D1.

3. Объединить эти ячейки щелчком по пиктограмме Объединить и поместить в центре

4. Ввести в объединённую ячейку текст Расход краски

5. Аналогично объединить ячейки А2:В2 и С2:D2. Ввести текст в эти ячейки Размеры помещения и Неокрашиваемая поверхность.

6. В диапазоны ячеек А3:В6 и С3:D4 ввести данные согласно заданию, изменяя при необходимости ширину столбцов. Перед вводом данных в ячейку D3 задать ей процентный формат.

7. Объединить ячейки С5:D5. Ввести текст Расход краски (площадь в кв. м).

8. Заполнить ячейки С6, D6.

9. Задать границы

диапазон А2:D6 и

щелкнуть по пиктограмме Все границы .

10. Объединить ячейки А8:С8 , ввести текст Требуемое количество банок.

11. Задать границы диапазона А8:D8.

12. В ячейку В6 ввести формулу вычисления площади стен помещения. Формула должна начинаться со знака «=». Это обязательное условие:

13. В ячейку D4 ввести формулу вычисления площади неокрашиваемой поверхности: = В6*D3.

14. Для нахождения количества

банок надо поделить

окрашиваемую площадь на

расход краски. Требуемое

количество банок краски должно

быть целочисленным значением.

Поэтому для вычисления

используем функцию ОКРВВЕРХ

из категории Математические,

которая округляет число до

Обратите внимание, что в указанных ячейках отображается не формула, а вычисленное значение!

Задание . Рассчитать количество рулонов обоев для оклейки трех комнат отдельной квартиры.

Следует учесть обрезку обоев при совмещении рисунка (вычесть из площади рулона площадь на обрезку).

Результат вычислений оформит в таблицу.

  • Как адресуется ячейка?
  • Как ввести информацию в ячейку?
  • Для чего используется строка формул?
  • Что такое «автозаполнение» ячеек?
  • Каким образом можно изменить формат и тип вводимых данных?
  • Что такое «диапазон ячеек»? Как он адресуется?
  • Как выделить диапазон ячеек?
  • Как объединить ячейки?
  • Как вставить или удалить столбцы таблицы?
  • Как вставить или удалить строки таблицы
  • Как изменить ширину столбцов и высоту строк в электронной таблице?
  • Как задать границы таблицы?
  • Как установить в ячейке перенос текста?
  • Как выполнить вычисления в электронной таблице?
  • Что такое «абсолютный адрес» ячейки?
  • Как выполнить автосуммирование ячеек?
  • Как вставить функцию и аргументы функции?
  • Как скопировать формулу с помощью маркера автозаполнения?
  • Для чего используется команда Специальная вставка?
  • Как отобразить на листе не вычисляемые значения, а формулы?
  • Как отсортировать данные в таблице?
  • Как графически отобразить данные таблицы?
  • Как называются элементы диаграммы?
  • Как изменить тип диаграммы?
  • Как отформатировать диаграмму?

Источник

Помогаю со студенческими работами здесь

Программа на JavaScript подсчет цены за квадратный метр цвета
Ребята помогите. Я на JavaScript написал только несколько очень простых приложений, а так вообще…

За сколько времени фермер обработает поле, если известно время, затраченное на 1 квадратный метр
Фермер Иван Петрович содержал в полном порядке поле в форме круга радиусом R. На обработку 1 кв…

задана сведения о кубике:размер,цвет,материал.Надо найти число кубиков которые не больше 3 см квадратный метр
Кубик туралы мәліметтер берілген: кубиктің өлшемі, оның түсі, материалы….

Как можно делать конвертация для ед.изм у меня кг шт метр и мешки есть и должно быть кг на шт,метр,мешки ?
как можно делать конвертация для ед.изм у меня кг шт метр и мешки есть и должно быть кг на…

Искать еще темы с ответами

Или воспользуйтесь поиском по форуму:

4

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 1.3 Mb.

Название Лабораторная работа 1 Основы работы в Excel Цель работы научить студента открывать существующие книги, сохранять книги на новом месте и под новыми именами, работать с листами книги,
Дата 21.12.2022
Размер 1.3 Mb.
Формат файла pdf
Имя файла Excel-LaboratornyeMEO-3-68.pdf
Тип Лабораторная работа
#856620
страница 3 из 6

Подборка по базе: таблица индивидуальной работы.docx, Плашкова конкурсная работа Москва.docx, Курсовая работа Наружная реклама.docx, Практическая. Основы кадровой политики.docx, Практическая работа №5 (2).docx, Практическая работа 2.doc, Практическая работа №1.doc, Практическая работа под номером 7 (1).docx, Анализ работы УМР за январь.docx, Практическая работа №1.docx


Delete?
4. Команда Удалить применительно к столбцу, строке, ячейке, интервалу.
5. Команда Вставить применительно к столбцу, строке, ячейке, интервалу. Куда вставляется строка/столбец?
6. Для чего применяется команда Специальная вставка Последовательность ее выполнения.
7. Как выполняется копирование формата Для чего оно необходимо
8. Заполнение интервала ячеек с формулами Как влияет адресация в формуле на заполнение
9. Заполнение интервала а) одинаковым текстом, б) одинаковыми числами, в) одинаковыми датами, г) числами с шагом 1, д) датами с шагом 1?
10. Заполнение интервала числами с заданным шагом. Лабораторная работа № 6 Использование функций Excel Цель работы научить студента использовать функции Excel для решения различных задач. Оборудование, технические средства, инструмент персональный компьютер, Microsoft Excel Порядок выполнения Задание 1 Расчет количества банок краски Необходимо покрасить некоторую поверхность. Вычислить сколько банок краски требуется для покраски заданной поверхности, и какую сумму необходимо заплатить, если известны
— площадь окрашиваемой поверхности
— расход краски на кв. м
— вес одной банки краски
— цена одной банки краски. Указания к выполнению.
1.1. Переименовать лист 1 в Покупка краски.
1.2. Создать таблицу, в которой a) занести исходные данные в ячейки А3:В6, b) требуемое количество банок краски вычислить как частное отделения веса краски, требуемого на покраску, навес краски в банке. Это значение будет необязательно целым числом, c) вычислить целое количество банок краски, округляя требуемое количество банок в большую сторону. Для этого используется функция
ОКРУГЛВВЕРХ(число,0),
334

27 d) вычислить стоимость краски как произведение количества банок и цены банки.
1.3. Расширить таблицу, чтобы можно было при покупке выбрать наиболее подходящую тару (в магазине одна и та же краска может продаваться в различной упаковке, для чего в следующие столбцы занести вес банки краски и ее цену и скопировать формулы для вычисления количества банок и стоимость краски.
334 182 320 Задание 2 Расчет оценки спортивных состязаний В некоторых видах спортивных состязаний выступление каждого спортсмена независимо оценивается несколькими судьями, затем из всей совокупности оценок удаляются наибольшая и наименьшая оценки, а для оставшихся вычисляется среднее арифметическое, которое и идет в зачет спортсмену. Если наибольшую оценку выставили несколько судей, то из совокупности оценок удаляется только одна такая оценка аналогично поступают с наименьшими оценками. Определить оценку, которая пойдет в зачет спортсмену. Указания к выполнению.
2.1. Перейти на лист 2 и переименовать его в Оценки.
2.2. В строку Оценки судей занести оценки, выставленные судьями одному участнику соревнований.
2.3. Используя функции
НАИБОЛЬШИЙ(диапазон;1) и
НАИМЕНЬШИЙ(диапазон;1) вычислить наибольшую и наименьшую оценки. Второй параметр этих функций задать равным 1, так как требуются первое наибольшее и первое наименьшее значения.
2.4. Вычислить зачетную оценку как частное отделения суммы оценок, вошедших в зачет, на количество этих оценок. Сумму оценок, вошедших в зачет, вычислить как сумму всех оценок функция СУММ) без наибольшей и наименьшей оценок. Количество этих оценок равно количеству всех оценок, уменьшенному на 2. Для определения количества всех оценок использовать функцию СЧЕТ. Замечание В данной задаче вместо функций НАИБОЛЬШИЙ и НАИМЕНЬШИЙ можно было бы использовать функции МАКС и МИН, которые являются частным случаем функций НАИБОЛЬШИЙ и НАИМЕНЬШИЙ


28 Задание 3 Статистическая обработка результатов наблюдений

3.1. Переименовать лист 3 в Статистика.
3.2. Создать шапку таблицы статистической обработки результатов наблюдений, в которой оцениваются предел текучести и временное сопротивление.
3.3. Заполнить первые три колонки наблюдений, причем колонку Дата
— через прогрессию, указывая рабочие дни недели.
3.4. Используя Мастер функций, вычислить математическое ожидание как среднее арифметическое предела текучести.
3.5. Заполнить следующие две колонки Отклонение текучести и Отклонение сопротивления как разницу между соответствующим ожиданием и наблюдаемым значением.
3.6. Используя Мастер функций, вычислить максимальное и минимальное отклонение текучести и сопротивления, а также размах как разницу между минимальными максимальным значением.
3.7. Для оценки изменчивости (разброса) служат стандартное отклонение, вычисляемое от исходных наблюдаемых величин – предела текучести и временного сопротивления. Функция СТАНДОТКЛОН, вычисляющая стандартное отклонение, находится в категории «Статистические.
3.8. Отформатировать таблицу, как на рисунке. Дата измерения
Предел текучести
Временное сопротивление
Отклонение текучести
Отклонение сопротивления 24,11 40,15
-0,297 0,263 01.09.1998 23,08 39,87 0,733 0,543 02.09.1998 23,80 40,30 0,013 0,113 03.09.1998 23,44 40,57 0,373
-0,157 04.09.1998 24,09 41,02
-0,277
-0,607 07.09.1998 23,91 40,29
-0,097 0,123 08.09.1998 24,20 41,21
-0,387
-0,797 09.09.1998 23,67 40,11 0,143 0,303 10.09.1998 23,96 40,29
-0,147 0,123 11.09.1998 23,87 40,32
-0,057 Математическое

ожидание
23,8130
40,4130
Максимальное
отклонение
0,7330
0,5430
Минимальное
отклонение
-0,3870
-0,7970
Размах
1,1200
1,3400
Стандартное
отклонение
0,3409
0,4131
Оценка углеродистой стали, кГ/мм
2 Задание 4 Создание таблицы вычисления величины вкладов Переименовать лист 4 во Вклады. Вычислить, какой вклад будет на счете в банке к концу заданного срока, если известен первоначальный вклад и годовая процентная ставка. Результат оформить в виде таблицы, выполняя действия.

29 4.1. Ввести и отформатировать заголовок Расчет вкладов по процентам
4.2. Ввести величину начального вклада.
4.3. Ввести и отформатировать значения срока и процента. Замечание Заголовок срокпроцент ввести в ячейку А в две строки, используя клавиши Alt+Enter и смещая пробелами слово процент. Диагональ провести, задавая соответствующую границу.
4.4. В ячейку B6 ввести функцию вычисления вклада БС, задавая в качестве первого аргумента помесячную процентную ставку (если известна годовая, второго аргумента — срок вклада, третий аргумент не задается, четвертого аргумента – величину начального вклада, взятую со знаком «минус, т.к. вкладчик отнимает у себя эту сумму. Правильно задать адресацию аргументов.
4.5. Отобразить на графике тенденцию изменения величины вклада для срока 12 мес. в зависимости от процентной ставки, используя мастер диаграмм a) выделить диапазон процентной ставки, нажать Ctrl и выделить значения вкладов для срока 12 мес. (без первого столбца, b) нажать кнопку на стандартной панели инструментов, c) на первом шаге выбрать точечный тип диаграмм, видна втором шаге перейти на вкладку Ряди в строку Имя ввести через 12 мес, e) на третьем шаге ввести заголовок диаграммы Суммы вкладов на счете, f) на четвертом шаге задать размещение диаграммы на отдельном листе.

30 Задание 5 Создание платежного поручения
5.1. Переименовать лист 5 в Платежное поручение.
5.2. Создать платежное поручение на отправку стальных труб по железной дороге a) присвоить имена ячейкам, содержащим оптовую цену, удельную плотность, тариф перевозки, ставку НДС b) вычислить объем трубы с учетом размерностей по формуле


6 2
2 10
L
d
D
4
V







, где D – наружный диаметр трубы (см
L – длина трубы (м, d – внутренний диаметр трубы (
t
2
D
d



, где t – толщина стенки трубы, см

31 c) вычислить вес трубы в тоннах с учетом размерностей как произведение объема трубы и удельной плотности d) вычислить стоимость перевозки труб как произведение веса трубы, количества труби оптовой цены e) вычислить тариф перевозки и НДС как соответствующий процент от стоимости f) вычислить всего как сумму стоимости, тарифа перевозки и НДС в тыс. руб.
5.3. Скрыть столбцы листа, в которых находятся Объем трубы и Вес трубы.
5.4. Выполнить объединение ячеек и отформатировать таблицу. Платежное поручение
Грузоотправитель:
Станкозавод
Станция отправления:
Москва
Грузополучатель:
ЧТЗ
Договор-заказ №
от
Оптовая цена, т/руб.
500
Удел. плотность,г/см
3 Тариф перевозки
5%
Ставка НДС
28%
Отправка труб стальных бесшовных горячекатанных по ГОСТ 8732-78 из стали Наружный диаметр трубы, мм
Толщина стенки трубы, мм
Длина трубы, м
Количество труб, шт
Стоимость перевозки труб, руб. Тариф перевозки, руб.
НДС, руб.
Всего, тыс. руб 10 12 40 7 694,39 384,72 2 154,43 10,23354 114 8
6 50 3 136,94 156,85 878,34 4,17213 168 12 9
27 5 609,21 280,46 1 570,58 7,46025 203 16 6
10 2 213,62 110,68 619,81 Всего к оплате 654,16 932,71 5 223,16 24,81003
Руководитель
М.П.
Гл. бухгалтер
ПОЛУЧИЛ
ОТПРАВИЛ


32 Лабораторная работа № 7 Реализация разветвляющихся алгоритмов Цель работы научить студента редактировать таблицы. Оборудование, технические средства, инструмент персональный компьютер, Microsoft Excel Порядок выполнения Задание 1 Использование выражений сравнения в условиях

1.1. На листе 1 в ячейке B2 оформить вычисление значения выражения y1=ln(x
2
-10x). Ячейке A2 присвоить имя X, которое использовать в выражении. Если вычисление невозможно, то выдать сообщение «Вычисление невозможно.
1.2. В ячейке С вычислить значение выражения
7
x
1
2
y


. Если вычисление невозможно, то выдать сообщение «Вычисление невозможно.
1.3. Подставляя в ячейку А различные значениях, х, х, вычислить значения у, у. а) б) в) Задание 2 Использование логических функций в условиях
2.1. На листе 2 оформить вычисление значения
7
x
)
x
10
x
ln(
y
2



. Ячейке A2 присвоить имя Х, которое использовать в выражении. Если вычисление невозможно, то выдать сообщение «Вычисление невозможно.
2.2. Вычислить значение y при x=6, x=-7, x=20, изменяя значение х в ячейке. а) б) Задание 3 Вложенная функция ЕСЛИ
3.1. На листе 3 при вычислении значения y из задания 2 выдать одно из сообщений «Деление на ноль, «Отрицательное значение под логарифмом, Нулевое значение под логарифмом.
3.2. Вычислить значение y при x=6, x=18 , ха) б) Задание 4 Построение таблицы функции с ветвлениями На листе 4 построить таблицу функции на интервале [-3,11] с шагом
1.
4.1. Значения X занести в строку, используя автозаполнение.
















7
,
17
x
2
(
,
)
4
x
(
9 3
1
,
4
x y
2 2
x если x если если. Для вычисления Y использовать вложенную функцию ЕСЛИ.
4.3. Отформатировать таблицу.
4.4. Построить график функции, используя Мастер диаграмм Задание 5 Функции СЧЕТЕСЛИ и СУММЕСЛИ На листе создать массив А по формуле а = cos
(

+ i), i:=1

10. Вычислить сумму и количество отрицательных элементов массива.
5.1. В строку 1 занести номера элементов от 1 до 10, используя автозаполнение.
5.2. В строку 2 занести формулы для вычисления элементов массива.
5.3. Вычислить сумму отрицательных элементов, используя функцию
СУММЕСЛИ.
5.4. Вычислить количество отрицательных элементов, используя функцию СЧЁТЕСЛИ.

34 Задание 6 Расчет рейтингов
6.1. Открыть файл из лабораторной работы 4, лист Баллы. Скопировать таблицу Баллы студентов за контрольные точки по информатике» на лист 6 текущего документа. Закрыть файл из л/р 4.
6.2. Исправить исходные данные на баллы по бальной шкале.
6.3. Добавить два столбца Количество пропусков и Рейтинг. Занести в столбец Количество пропусков исходные данные. Вычислить значения в столбце Рейтинг следующим образом если у студента нет пропусков, то рейтинг равен среднему баллу, а если есть пропуски, то его рейтинг уменьшается на 5 баллов.
6.4. Добавить столбец Оценка, содержащая оценку по пятибалльной системе, исходя из рейтинга баллов – 2, 25-49 баллов – 3, 50-74 балла – 4, выше 75 баллов — 5.
6.5. Добавить столбец Зачет, в котором будет стоять значение «сдано» или «не сдано» в зависимости от значения оценки.
6.6. Под таблицей подсчитать a) средний рейтинг по группе, используя функцию
СРЗНАЧ(ДИАПАЗОН РЕЙТИНГОВ, b) количество студентов в группе, используя функцию
СЧЕТЗ(ДИАПАЗОН ФАМИЛИЙ, которая подсчитывает количество непустых значений в диапазоне, c) количество сдавших зачет, используя функцию
СЧЕТЕСЛИ(ДИАПАЗОН ЗАЧЕТОВ, КРИТЕРИЙ, d) успеваемость, как отношение количества сдавших студентов к общему количеству, отформатировать в процентном виде, e) качество знаний, как отношение количества студентов, имеющих рейтинг выше 34 баллов (использовать функцию СЧЁТЕСЛИ), к общему количеству студентов, отформатировать в процентном виде.
6.7. Изменить баллы у студентов и проследить за изменением отчетных показателей.

35 Задание 7 Задача о вкладах Определить, какая сумма будет на счете, если начальный вклад
150 000 руб. размещен под 12% годовых на 3 года, а проценты начисляются каждые полгода. Определить, достаточно ли будет этой суммы для покупки дома стоимостью 250 000 руб. Замечание Для решения использовать функцию БC(процент, период,<пустой аргумент, начальный вклад Функция рассчитывает стоимость вклада на основе постоянной процентной ставки. Пересчитать процент и период для полугода. Начальный вклад задавать отрицательным.
7.1. Занести исходные данные.
7.2. В ячейку B4 занести функцию БС.
7.3. В ячейку B6 ввести формулу для вывода одного из сообщений Достаточно для покупки дома или Недостаточно для покупки дома.
7.4. В ячейку С занести одно из слов лет, год, года. Слово зависит от значения периода если период лежит в пределах от 10 доили остаток отделения периода на 10 равен 0 или лежит в пределах от 5 до 9, то заносится слово лет. Если остаток отделения периода на 10 равен 1, то заносится слово год, в остальных случаях заносится слово года Для вычисления остатка отделения на 10 используется функция ОСТАТ(число;10). Ответ 212 777.87 руб. – Недостаточно для покупки дома
7.5. Изменить начальный вклад на 180 000 руб. Проследить за изменением результатов. Задание 8 Вычисление корней квадратного уравнения

8.1. Перейти на новый лист и присвоить ему имя Корни. Создать таблицу для вычисления и вывода корней квадратного уравнения. Замечание Корни квадратного уравнения ax
2
+bx+c=0 вычисляются по формулам
a
D
b
x
2 2
,
1



, где D=b
2
-4ac

36
A
B
1
2
a
2
3
b
-4
4
c
-8
5 Дискриминант x1 3.236068
8 Решение квадратного уравнения уравнение имеет два действительных корня Дискриминант Решение квадратного уравнения уравнение имеет два одинаковых корня Дискриминант
-16
6
7
8
Решение квадратного уравнения уравнение не имеет действительных корней. Ввести заголовок и исходные данные в строки 1-4. Дать имена ячейкам, где содержатся коэффициенты квадратного уравнения.
8.3. В ячейку B5 занести формулу для вычисления дискриминанта, используя имена ячеек. Дать имя ячейке, где содержится дискриминант.
8.4. В строке 6, анализируя дискриминант, с помощью вложенной функции ЕСЛИ отобразить одно из сообщений «Уравнение не имеет действительных корней, «Уравнение имеет два действительных корня, Уравнение имеет два одинаковых корня. Замечание Уравнение имеет два действительных корня, если дискриминант положителен. Уравнение имеет два одинаковых корня, если дискриминант равен 0. Уравнение не имеет действительных корней, если дискриминант отрицателен.
8.5. В ячейке А, используя вложенную функцию ЕСЛИ для анализа дискриминанта, отобразить заголовки в виде a) х, если уравнение имеет два разных корнях, если уравнение имеет один корень, c) ничего не отображать, если уравнение не имеет действительных корней.
8.6. В ячейку B7, используя функцию ЕСЛИ, занести либо формулу вычисления большего (знак «+» перед дискриминантом) корня, либо ничего не отображать.
8.7. В ячейке А, используя функцию ЕСЛИ, отобразить текст a) х, если уравнение имеет два разных корня, b) ничего не отображать в остальных случаях.
8.8. В ячейку B8, используя функцию ЕСЛИ, занести либо формулу вычисления меньшего (знак «-» перед дискриминантом) корня, либо ничего не отображать.
8.9. Отформатировать таблицу.
8.10. Для контроля изменить значения на a) а, b=-4, c=4, b) a=2, b=-4, c=4


37 Задание 9 Обработка данных метеостанции

9.1. Открыть таблицу Осадки, расположенную в файле осадки Таблица содержит количество осадков в миллиметрах и построена на основе наблюдений метеостанции г. Екатеринбурга. Скопировать таблицу на новый лист текущей книги (содержимое таблицы приведено в Приложении В.
9.2. В ячейки F2:K7 занести таблицу
,
9.3. Заполнить таблицу, используя функции МАКС, МИН, СРЗНАЧ, СУММ, СЧЁТЕСЛИ.
Засушливыми считаются месяцы с количеством осадков ниже 10 мм.
9.4. В ячейки К занести таблицу для одного года в следующем порядке a) в ячейку К ввести год, b) в ячейки К10:К14 ввести функции ЕСЛИ, анализирующие введенный год и вызывающие функции МАКС, МИН, СРЗНАЧ, СУММ, СЧЁТЕСЛИ с разными аргументами. Если введен год, отсутствующий в таблице, выдать сообщение «Данные отсутствуют.
2.4 Последовательно менять в ячейке К значения года и наблюдать изменения в итоговых данных. Контрольные вопросы
1. Назначение функции ЕСЛИ. Количество параметров и их назначение. Примеры.
2. Структура условия функции ЕСЛИ. Что является значением условия
3. Выражения отношения операции, операнды, примеры.
4. Логические операции название, назначение параметров. Примеры.
5. Как вычисляются значения логических операций Примеры.
6. Вложенные условия. Варианты вложения. Примеры.
7. Отображение текстовых сообщений в функции ЕСЛИ. Примеры.
8. Подсчет количества ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих заданному критерию. Примеры.
9. Суммирование ячеек, заданных критерием. Примеры.

38 Лабораторная работа № 8 Условное форматирование Цель работы научить студента форматировать таблицу в зависимости от некоторого условия, применять различные параметры условного формата значение и формула. Оборудование, технические средства, инструмент персональный компьютер, Microsoft Excel Порядок выполнения Условное форматирование с параметром «значение» Задание 1 Форматирование таблицы осадков
1.1. Открыть файл из л/р 7. Скопировать таблицу, содержащую осадки, в текущую книгу. Переименовать лист в Таблица.
1.2. Создать листы с именами Таблица, Таблица. Скопировать таблицу осадков на листы Таблица, Таблица.
1.3. На листе Таблица отформатировать таблицу следующим образом a) желтым фоном ячейки с количеством осадков менее 10 мм, b) синим фоном ячейки с количеством осадков более 100 мм.
1.4. На листе Таблица отформатировать таблицу для каждого года следующим образом a) выделить красными жирными символами ячейки с максимальным количеством осадков, b) выделить зеленым курсивом ячейки с количеством осадков больше среднего для контроля под каждым столбцом подсчитать среднее значение осадков, c) выделить синими жирными символами ячейки с минимальным количеством осадков. Задание 2 Форматирование температурных полей
2.1. Открыть книгу teplo.xls, расположенную в папке с заданиями. Книга содержит таблицу распределения температурных полей наружной стены здания содержимое файла приведено в Приложении В.
2.2. Скопировать таблицу на новый лист текущей книги.
2.3. Отформатировать таблицу следующим образом a) выделить отрицательные температуры – диапазоны


Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей программы  MS   Excel  облегчает и ускоряет решение профессиональных задач . Пример. Необходимо покрасить краской стены помещения. Сколько потребуется банок краски, если известны: Размеры помещения; Неокрашиваемая площадь (в процентах от общей); Расход краски (площадь)

Использование возможностей программы  MS   Excel 

облегчает и ускоряет решение профессиональных задач .

Пример. Необходимо покрасить краской стены помещения. Сколько потребуется банок краски, если известны:

  • Размеры помещения;
  • Неокрашиваемая площадь (в процентах от общей);
  • Расход краски (площадь)

Результат вычисления оформить в таблицу:

Результат вычисления оформить в таблицу:

Порядок работы: 1 . Запустить  Microsoft Excel 2007. 2.  Выделить диапазон ячеек А1:D1. 3. Объединить эти ячейки щелчком по пиктограмме Объединить и поместить в центре 4. Ввести в объединённую ячейку текст Расход краски

Порядок работы:

1 . Запустить Microsoft Excel 2007.

2. Выделить диапазон ячеек А1:D1.

3. Объединить эти ячейки щелчком по пиктограмме Объединить и поместить в центре

4. Ввести в объединённую ячейку текст Расход краски

5. Аналогично объединить ячейки А2:В2 и С2:D2. Ввести текст в эти ячейки Размеры помещения и Неокрашиваемая поверхность. 6. В диапазоны ячеек А3:В6 и С3:D4 ввести данные согласно заданию, изменяя при необходимости ширину столбцов.  Перед вводом данных в ячейку D3 задать ей процентный формат. 7. Объединить ячейки С5:D5. Ввести текст Расход краски (площадь в кв. м). 8. Заполнить ячейки С6, D6. 9. Задать границы таблицы: выделить  диапазон А2:D6 и щелкнуть по пиктограмме Все границы . 45% 5

5. Аналогично объединить ячейки А2:В2 и С2:D2. Ввести текст в эти ячейки Размеры помещения и Неокрашиваемая поверхность.

6. В диапазоны ячеек А3:В6 и С3:D4 ввести данные согласно заданию, изменяя при необходимости ширину столбцов. Перед вводом данных в ячейку D3 задать ей процентный формат.

7. Объединить ячейки С5:D5. Ввести текст Расход краски (площадь в кв. м).

8. Заполнить ячейки С6, D6.

9. Задать границы

таблицы: выделить

диапазон А2:D6 и

щелкнуть по пиктограмме Все границы .

45%

5

10. Объединить ячейки А8:С8 , ввести текст Требуемое количество банок. 11. Задать границы диапазона А8:D8. 12. В ячейку В6 ввести формулу вычисления площади стен помещения. Формула должна начинаться со знака

10. Объединить ячейки А8:С8 , ввести текст Требуемое количество банок.

11. Задать границы диапазона А8:D8.

12. В ячейку В6 ввести формулу вычисления площади стен помещения. Формула должна начинаться со знака «=». Это обязательное условие:

= 2*(В3+В4)*В5.

13. В ячейку D4 ввести формулу вычисления площади неокрашиваемой поверхности: = В6*D3.

14. Для нахождения количества

банок надо поделить

окрашиваемую площадь на

расход краски. Требуемое

количество банок краски должно

быть целочисленным значением.

Поэтому для вычисления

используем функцию ОКРВВЕРХ

из категории Математические,

которая округляет число до

ближайшего целого:

= ОКРВВЕРХ((B6-D4)/D6;0).

Обратите внимание, что в указанных ячейках отображается не формула, а вычисленное значение! формула Вычисленное значение

Обратите внимание, что в указанных ячейках отображается не формула, а вычисленное значение!

формула

Вычисленное значение

Задание . Рассчитать количество рулонов обоев для оклейки трех комнат отдельной квартиры. Следует учесть обрезку обоев при совмещении рисунка (вычесть из площади рулона площадь на обрезку). Результат вычислений оформит в таблицу. Литература Электронные ресурсы http://excel7.ru/index.html http://www.lessons-tva.info/edu/inf-excel/excel.html

Задание . Рассчитать количество рулонов обоев для оклейки трех комнат отдельной квартиры.

Следует учесть обрезку обоев при совмещении рисунка (вычесть из площади рулона площадь на обрезку).

Результат вычислений оформит в таблицу.

Литература

Электронные ресурсы

http://excel7.ru/index.html

http://www.lessons-tva.info/edu/inf-excel/excel.html

Контрольные вопросы Как адресуется ячейка? Как ввести информацию в ячейку? Для чего используется строка формул? Что такое «автозаполнение» ячеек? Каким образом можно изменить формат и тип вводимых данных? Что такое «диапазон ячеек»? Как он адресуется? Как выделить диапазон ячеек? Как объединить ячейки? Как вставить или удалить столбцы таблицы? Как вставить или удалить строки таблицы Как изменить ширину столбцов и высоту строк в электронной таблице? Как задать границы таблицы? Как установить в ячейке перенос текста? Как выполнить вычисления в электронной таблице? Что такое «абсолютный адрес» ячейки? Как выполнить автосуммирование ячеек? Как вставить функцию и аргументы функции? Как скопировать формулу с помощью маркера автозаполнения? Для чего используется команда Специальная вставка? Как отобразить на листе не вычисляемые значения, а формулы? Как отсортировать данные в таблице? Как графически отобразить данные таблицы? Как называются элементы диаграммы? Как изменить тип диаграммы? Как отформатировать диаграмму?

Контрольные вопросы

  • Как адресуется ячейка?
  • Как ввести информацию в ячейку?
  • Для чего используется строка формул?
  • Что такое «автозаполнение» ячеек?
  • Каким образом можно изменить формат и тип вводимых данных?
  • Что такое «диапазон ячеек»? Как он адресуется?
  • Как выделить диапазон ячеек?
  • Как объединить ячейки?
  • Как вставить или удалить столбцы таблицы?
  • Как вставить или удалить строки таблицы
  • Как изменить ширину столбцов и высоту строк в электронной таблице?
  • Как задать границы таблицы?
  • Как установить в ячейке перенос текста?
  • Как выполнить вычисления в электронной таблице?
  • Что такое «абсолютный адрес» ячейки?
  • Как выполнить автосуммирование ячеек?
  • Как вставить функцию и аргументы функции?
  • Как скопировать формулу с помощью маркера автозаполнения?
  • Для чего используется команда Специальная вставка?
  • Как отобразить на листе не вычисляемые значения, а формулы?
  • Как отсортировать данные в таблице?
  • Как графически отобразить данные таблицы?
  • Как называются элементы диаграммы?
  • Как изменить тип диаграммы?
  • Как отформатировать диаграмму?

Создание простых

математических моделей с

помощью электронных таблиц

Выполнила:

Мальчук Светлана Викторовна

Оглавление

Введение        

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ        

1.1. Классификация моделей.        

1.2. Математические модели.        

1.3. Основные этапы моделирования.        

2. СОЗДАНИЕ ПРОСТЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ        

2.1. Общая характеристика электронных таблиц.        

2.2. Исследование математических моделей в электронных таблицах.        

Заключение        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

  1. Введение

Человек издавна использует моделирование для исследования объектов, процессов, явлений в различных областях. Результаты этих исследований служат для определения и улучшения характеристик реальных объектов и процессов; для понимания сути явлений и выработки умения приспосабливаться или управлять ими; для конструирования новых объектов или модернизации старых. Моделирование помогает человеку принимать обоснованные и продуманные решения, предвидеть последствия своей деятельности.

Применение компьютера в качестве нового динамичного, развивающего средства обучения — главная отличительная особенность компьютерного моделирования. Для осуществления математических расчётов и моделирования, как в практической, так и в научной деятельности, используются различные компьютерные программы. Наиболее широко распространены электронные таблицы и такие программы для работы с ними, как  MS Excel и OpenOffice.org Calc. Данные программы являются многофункциональными и в то же время  довольно простыми для изучения. Хотя на самом деле, в данных программ легко начать работать, а уметь использовать все возможности не так просто. Поэтому целью данной работы является изучение теоретических основ информационного моделирования,  создание различных математических моделей и исследование их поведения с помощью электронных таблиц. Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:

— Определить понятие модели и познакомиться с основными типами информационных моделей.

— Рассмотреть математические модели объектов или процессов

Исследовать основные возможности программ MS Excel и OpenOffice.org Calc;

Строить компьютерные модели в среде электронных таблиц.

  1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Слово «модель» произошло от латинского слова «modulus», означает «мера», «образец». Его первоначальное значение было связано со строительным искусством и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования XX век. Постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Термин «модель» широко используется различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений.

Модель — это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. [2]

Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом, и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.[2]

В самом общем случае при построении модели исследователь отбрасывает те характеристики, параметры объекта-оригинала, которые несущественны для изучения объекта. Выбор характеристик объекта-оригинала, которые при этом сохраняются и войдут в модель, определяется целями моделирования. Обычно такой процесс абстрагирования от несущественных параметров объекта называют формализацией. Более точно, формализация — это замена реального объекта или процесса его формальным описанием.

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим (а иногда и единственным) способом их изучения часто является построение и исследование модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность.[5]

1.1. Классификация моделей.

Границы между моделями различных типов или классов, а также отнесение модели к какому-то типу или классу чаще всего условны. Рассмотрим наиболее распространенные признаки, по которым классифицируются модели.

1) Классификация моделей по области использования:

Учебные модели – используются при обучении.

Опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик.

Научно-технические — создаются для исследования процессов и явлений.

Игровые – репетиция поведения объекта в различных условиях

Имитационные – отражение реальности в той или иной степени (это метод проб и ошибок).

2) Классификация моделей по фактору времени:

Статические — модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Примеры моделей: классификация животных, строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов в школе и тд..

Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.

3) Классификация моделей по отрасли знаний — это классификация по отрасли деятельности человека:

Математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и т.д..

 4) Классификация моделей по форме представления:

Материальные – это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала. Это экспериментальный метод познания окружающей среды. Примеры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной системы, школьные пособия, физические и химические опыты

Абстрактные (нематериальные) – не имеют реального воплощения. Их основу составляет информация. Это теоретический метод познания окружающей среды. По признаку реализации они бывают:  мысленные и вербальные; информационные.

Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Это модель сопутствует сознательной деятельности человека.

Вербальные – мысленные модели, выраженные в разговорной форме. Используются для передачи мыслей.

Информационные модели – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойств этого объекта.

По степени формализации информационные модели бывают:

Образно-знаковые: геометрические (рисунок, пиктограмма, чертеж, карта, план, объемное изображение); структурные (таблица, граф, схема, диаграмма); словесные (описание естественными языками); алгоритмические (нумерованный список, пошаговое перечисление, блок-схема).

Знаковые модели: математические – представлены математическими формулами, отображающими связь параметров; специальные – представлены на спец. языках (ноты, химические формулы); алгоритмические – программы.[2]

1.2. Математические модели.

Широко распространенным видом моделирования является математическое моделирование. Математическая модель отражает существенные свойства объекта или процесса языком уравнений и других математических средств. Математическое моделирование стало чрезвычайно мощным средством познания в естественных, технических и социальных науках, экономике, многих видах практической деятельности, и заслуживает углубленного изучения.

Нужно отметить, что математическое моделирование, являющееся основой компьютерного моделирования, появилось задолго до создания компьютеров. Однако возможности компьютеров позволили ученым моделировать сложные динамические явления природы, а также сложные экономические и социальные процессы. Цель создания компьютерной математической модели — проведение численного эксперимента, позволяющего исследовать моделируемую систему, спрогнозировать ее поведение, подобрать оптимальные параметры и пр.[7]

Характерные признаки компьютерной математической модели:

•  наличие реального объекта моделирования;

• наличие количественных характеристик объекта: входных и выходных параметров;

• наличие математической связи между входными и выходными параметрами;

• реализация модели с помощью определенных компьютерных средств.

1.3. Основные этапы моделирования.

Моделирование — творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно в следующем виде.

рис. 1 Этапы моделирования

Каждый раз при решении конкретной задачи такая схема может подвергаться некоторым изменениям: какой-то блок может быть убран или усовершенствован. Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования.[3]

        I этап. Постановка задачи

        Под задачей в самом общем смысле понимается некая проблема, которую надо решить. Главное — определить объект моделирования и понять, что собой должен представлять результат.

        По характеру постановки все задачи можно разделить на две основные группы. К первой группе можно отнести задачи, в которых требуется исследовать, как изменяется характеристика объекта при некотором воздействии на него. Такую постановку задачи принято называть “что будет, если…”. Вторая группа задач имеет такую обобщенную формулировку: какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется “как сделать, чтобы…”.

        Цели моделирования определяются расчетными параметрами модели. Чаще всего это поиск ответа на вопрос, поставленный в формулировке задачи.

        Далее переходят к описанию объекта или процесса.        Иногда задача может быть уже сформулирована в упрощенном виде, и в ней четко поставлены цели и определены параметры модели, которые надо учесть.

        При анализе объекта необходимо ответить на следующий вопрос: можно ли исследуемый объект или процесс рассматривать как единое целое или же это система, состоящая  из более простых объектов? Если это единое целое, то можно перейти к построению информационной модели. Если система — надо перейти к анализу объектов, ее составляющих, определить связи между ними.

        II этап. Разработка модели

        По результатам анализа объекта составляется информационная модель. В ней детально описываются все свойства объекта, их параметры, действия и взаимосвязи.

        Далее информационная модель должна быть выражена в одной из знаковых форм. Учитывая, что мы будем работать в среде электронных таблиц, то информационную модель необходимо преобразовать в математическую. На основе информационной и математической моделей составляется компьютерная модель в форме таблиц, в которой выделяются три области данных: исходные данные, промежуточные расчеты, результаты. Исходные данные вводятся “вручную”. Расчеты, как промежуточные, так и окончательные, проводятся по формулам, записанным по правилам электронных таблиц.

        III этап. Компьютерный эксперимент

        Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, внедрить новые технические решения в производство или проверить новые идеи, нужен эксперимент. В недалеком прошлом такой эксперимент можно было провести либо в лабораторных условиях на специально создаваемых для него установках, либо на натуре, т.е. на настоящем образце изделия, подвергая его всяческим испытаниям. Это требует больших материальных затрат и времени. В помощь пришли компьютерные исследования моделей. При проведении компьютерного эксперимента проверяют правильность построения моделей. Изучают поведение модели при различных параметрах объекта. Каждый эксперимент сопровождается осмыслением результатов. Если результаты компьютерного эксперимента противоречат смыслу решаемой задачи, то ошибку надо искать в неправильно выбранной модели или в алгоритме и методе ее решения. После выявления и устранения ошибок компьютерный эксперимент повторяется.

        IV этап. Анализ результатов моделирования

        Заключительный этап моделирования — анализ модели. По полученным расчетным данным проверяется, насколько расчеты отвечают нашему представлению и целям моделирования. На этом этапе определяются рекомендации по совершенствованию принятой модели и, если возможно, объекта или процесса.[4]

  1. 2. СОЗДАНИЕ ПРОСТЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ

Электронные таблицы (или табличные процессоры) — это прикладные программы, предназначенные для проведения табличных расчётов. Данное  средство информационных технологий, позволяет решать целый комплекс задач, и прежде всего, выполнение вычислений. Многие расчёты выполняются в табличной форме, особенно в области делопроизводства: многочисленные расчётные ведомости, сметы расходов и т. д. Кроме того, в табличной форме удобно выполнять решение численными методами целого ряда математических задач. Электронные таблицы (ЭТ) являются удобным инструментом для автоматизации таких вычислений. Решения многих вычислительных задач на ЭВМ, которые раньше можно было осуществить только путём программирования, стало возможным осуществлять с помощью электронных таблиц. Использование математических формул в ЭТ позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Основное свойство ЭТ — мгновенный пересчёт значений рассчитываемых показателей при изменении входящих данных. Благодаря этому свойству, таблица представляет собой удобный инструмент для организации численного эксперимента.[7]

Дополнительные удобства для моделирования даёт возможность графического представления данных (диаграммы), а также возможность использования электронной таблицы в качестве базы данных. Электронные таблицы просты в обращении, значительно упрощают и ускоряют работу.

2.1. Общая характеристика электронных таблиц.    

В настоящее время наиболее распространённая программа для работы с электронными таблицами — MS Excel, которая является составной частью пакета MS Office. Широкое распространение получил и пакет  OpenOffice.org, в том числе и его составляющая для работы с электронными таблицами  Calc. Данные пакеты программ, в том числе и для работы с электронными таблицами, имеют схожие возможности. [1]

Электронная таблица в MS Excel и OpenOffice.org Calc (рабочий лист) — это множество элементарных ячеек, каждая из которых имеет адрес, определяемый координатами по вертикали (столбцы) и горизонтали (строки). Столбцы рабочего листа именуются, а строки нумеруются. (рис.2)

Каждый документ в MS Excel называется рабочей книгой и состоит из нескольких рабочих листов. Книга в MS  Excel представляет собой файл с расширением .xls (и xlsx в версии 2007 года), предназначенный для хранения и обработки данных.  В OpenOffice.org Calc рабочие книги можно сохранять в виде файлов с различными расширениями (основным расширением файла является .ods). Данная программа открывает файлы созданные в   MS Excel (с расширениями  .xls и  .xlsx) и возможно сохранение файлов с расширением  .xls, то есть такие файлы можно открывать и редактировать в  MS Excel. В свою очередь, файлы с расширением .ods в программе  MS Excel открывать и редактировать нельзя. [6].

Рис. 2 Внешний вид главного окна OOCalc

Для ввода данных в программах MS  Excel и  OpenOffice.org Calc нужно выбрать ячейку и ввести то, что требуется. Набираемые данные отображаются в ячейке и в строке ввода, которая особенно полезна с учётом того, что ячейка может содержать больше символов, чем позволяет отобразить её текущая ширина. В ячейку можно вводить числовые значения, текст, а также дату и время. Причём можно выбирать формат ячеек (числовой, текстовой, формат даты и времени). Если текст начинается со знака «=», то он не отображается в ячейке, поскольку эти программы считают такой текст формулой. Если нужно напечатать текст, начинающийся со знака «=», то необходимо самым первым символом поставить знак одинарной кавычки. Если есть необходимость начать строку со знака кавычки, то необходимо напечатать кавычку два раза.

Основными возможностями  программ MS  Excel и  OpenOffice.org Calc являются: вычисления с помощью формул, вводимых в ячейки; использование встроенных функций, построение диаграмм и графиков.[1]

В OOCalc и  MS  Excel доступны следующие основные арифметические операции:

«+» – сложение;

«-» – вычитание;

«*» – умножение;

«/» – деление;

«^» – возведение в степень;

«:» – задание диапазона.

Кроме этих операций, в этих программах доступен обширный набор функций следующих категорий:

● работа с базами данных;

● обработка времени и дат;

● финансовые;

● информационные;

● логические;

● математические;

● работа с массивами;

● статистические;

● текстовые;

● дополнительные [5].

Для удобства написания формул в OOCalc и  MS  Excel используется Мастер функций. В OOCalc кнопка «Мастер функций» находится слева от строки ввода.

Рис. 3 Мастер функций в программе  OOCalc

В программах OOCalc и  MS  Excel можно вставлять диаграммы и графики вычислений. Для этого надо выделить столбцы со значениями, например, выделяются два столбца A и B. В программе в программе  OOCalc из меню (или панели инструментов) выбирается пункт «Вставка —  Диаграмма». Необходимо выбрать тип диаграммы:

Двумерные диаграммы:

● линии;

● с областями;

● гистограмма;

● линейчатая;

● круговая;

● диаграмма XY;

● сетчатая;

● биржевая.

Трехмерные диаграммы

● график 3М;

● с областями 3М;

● гистограмма 3М;

● линейчатая 3М;

● круговая 3М.

Перечисленные возможности программ  OOCalc и  MS  Excel являются востребованными и часто используются при математическом моделировании.

2.2. Исследование математических моделей в электронных таблицах.

Задача 1. Необходимо покрасить краской стены кухни. Сколько потребуется банок краски, если известно, что размеры кухни 405 × 310 × 285 см; 88% площади стен занимает кафельная плитка; 1 банка краски предназначена для покраски площади 5 м2?

I этап. Постановка задачи.

Описание задачи. 

a = 405 см – длина комнаты,
b = 310 см – ширина комнаты,
c = 285 см – высота комнаты,
1 – 0,88 = 0,12 – часть комнаты для покраски (без кафеля),
5 м
2 – площадь покраски при использовании 1 банки краски.

Цель моделирования. Определить необходимое количество краски.

Формализация задачи в виде поиска ответов на вопросы.

Таблица 1. Формализация задачи 1

Что моделируется?

Система, состоящая из двух объектов: комнаты и краски.

Форма комнаты?

Прямоугольная.

Что известно о комнате?

Размеры задаются длиной (а), шириной (b), высотой (с).

Как учитывается окрашиваемая поверхность?

88% не окрашивается, следовательно, можно рассчитать процент окрашиваемой поверхности.

Что известно о краске?

1 банка предназначена для покраски 5 м2.

Можно ли купить часть банки с краской?

Нет. Количество банок с краской должно быть целым.

Что надо определить?

Необходимое количество банок с краской.

II этап. Разработка модели.

Информационная модель. 

Таблица 2. Информационная модель задачи 1

Краска

Наименование образцов

Площадь покраски при использовании 1 банки (S1 банка)

Исходные данные

Расчетные данные

Комната

Длина (а)

Ширина (b)

Высота (с)

Неокрашиваемая поверхность (Sстен с кафелем)

Площадь стен (Sстен для покраски.)

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Рекомендуется 88%

Расчетные данные

Система

Количество банок (К)

Результаты

Дополним информационную модель в табличной форме математической моделью. Sстен с кафелем =2(a + b)c; Sстен для покраски = 2(a + b)c * 0,12.

Чтобы определить, сколько потребуется банок краски, надо площадь для покраски разделить на 5 м2, т. е. Sстен для покраски /5 и результат округлить до целых.

 На основе информационной и математической моделей составляется компьютерная модель. Заносим данные задачи в электронную таблицу, вводим формулы.

Рис. 4 Электронная таблица в режиме отображения формул

Рис. 5 Электронная таблица в режиме отображения значений

III этап. Компьютерный эксперимент. 

  1. Проведем расчет количества банок краски, необходимых для покраски стен кухни.
  2. Изменим данные (1 банку краски хватит на 2 м2, 1 м2, 3 м2, 0,5 м2) и проследим за пересчетом результатов.

IV этап. Анализ результатов. С помощью MS Excel мы определили, что для покраски стен кухни необходима 1 банка краски. Можно также определить, сколько краски понадобится, если размер кухни будет иным или 1 банку краски хватит на иную площадь.

Задача 2.  Площадь прямоугольника 64 см2. Какую длину должны иметь его стороны, чтобы периметр был наименьшим?

I этап. Постановка задачи.

Описание задачи. 

a – длина прямоугольника,
b   – ширина прямоугольника,
S=64 см
2 — площадь прямоугольника,
P – периметр прямоугольника.
Цель моделирования. Определить длину каждой стороны прямоугольника, чтобы периметр был наименьшим.

Формализация задачи в виде поиска ответов на вопросы.

Таблица 3. Формализация задачи 2

Что моделируется?

Фигура, состоящая из двух объектов: ширины и длины.

Форма фигуры?

Прямоугольная.

Что известно о фигуре?

Размеры задаются длиной (а), шириной (b), площадью (S), периметром (Р).

В какой зависимости находятся объекты в фигуре?

Площадь равна произведению длины и ширины.

Периметр – сумма длин всех сторон.

Что известно о площади?

Площадь – величина постоянная, S=64см2.

Что известно о периметре?

Периметр должен быть наименьшим возможным.

Что надо определить?

Длины сторон прямоугольника при наименьшем периметре.

II этап. Разработка модели.

Информационная модель. 

Таблица 4. Информационная модель задачи 2

Длина  

Размер (a)

Результаты

Ширина  

Размер (b)

Расчетные данные

Площадь  

Произведение длины и ширины (S)

Исходные данные, в задаче константа

Периметр

Периметр – сумма длин всех сторон.

Расчетные данные

Дополним информационную модель в табличной форме математической моделью. Sпрям. =a*b; Pпрям.= 2(a + b). Чтобы определить размер длины, нужно площадь прямоугольника разделить на размер ширины, т. е. b=S/a.

 На основе информационной и математической моделей составляется компьютерная модель. Заносим данные задачи в электронную таблицу, вводим формулы. В ячейке B3 (значение длины) будет подбираться значение, поэтому ничего не вводим. В ячейку B4 вводим формулу для вычисления ширины, в ячейку B5 – для вычисления площади, в ячейку B6 – для вычисления периметра.

Рис. 6 Электронная таблица в режиме отображения формул

III этап. Компьютерный эксперимент. 

  1. Установив курсор в ячейке со значением периметра B6, который по условию должен быть наименьшим, в «Сервис – Поиск решений», установим целевую ячейку $B$6 равной минимальному значению, изменяя ячейки $B$3
  2. Изменим данные (пусть площадь будет равна 36 см2, 100 см2, 150 см2) и проследим за пересчетом результатов.

IV этап. Анализ результатов. С помощью MS Excel мы определили, что, если площадь прямоугольника равна 64 см2, стороны будут равны 8 см, периметр в этом случае будет наименьшим.

Задача 3. У маленького Васи есть небольшой бассейн во дворе. Иногда Вася ходит к речке и приносит воду в бассейн в небольшой цистерне цилиндрической формы. Известны ширина — 4,3 м, высота – 2 м, длина — 5,8 м бассейна и объем цистерны 4,5 м3. Сколько раз Васе нужно сходить к речке за водой, чтобы наполнить бассейн наполовину?

I этап. Постановка задачи.

Описание задачи. 

ДБ – длина бассейна,
ШБ – ширина бассейна,

ВБ – высота бассейна,
ОбЦ – объём цистерны.
Цель моделирования. Определить количество походов к реке за водой, чтобы наполнить бассейн наполовину.

Формализация задачи в виде поиска ответов на вопросы.

Таблица 5. Формализация задачи 3

Что моделируется?

Система, состоящая из бассейна и воды.

Форма бассейна?

Параллелепипед.

Что известно о бассейне?

Размеры бассейна задаются длиной (ДБ), шириной (ШБ), высотой (ВБ).

Как учитывается заполняемое водой пространство?

Бассейн должен быть заполнен наполовину.

Что надо знать о воде?

Ее приносят в бассейн цистерной в форме цилиндра.

Что надо определить?

Сколько раз (N) нужно сходить к речке за водой, чтобы наполнить бассейн наполовину?

II этап. Разработка модели.

Информационная модель. 

Таблица 6. Информационная модель задачи 3

Вода

Объем цистерны (ОбЦ)

Исходные данные

Расчетные данные

Бассейн

Длина (ДБ)

Ширина (ШБ)

Высота (ВБ)

Объем бассейна (ОБ)

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Расчетные данные

Система

Количество походов за водой (N)

Результаты

Дополним информационную модель в табличной форме математической моделью. ОБб=ДБ*ВБ*ШБ. Чтобы определить, сколько раз нужно сходить к речке за водой, чтобы наполнить бассейн наполовину, нужно объем бассейна разделить на объем цистерны и разделить на 2, т. е. N= ОБб/ОБЦ/2. Данный результат, скорее всего, будет представлен десятичной дробью. Округляем его до целых.  На основе информационной и математической моделей составляется компьютерная модель. Заносим данные задачи в электронную таблицу, вводим формулы.

Рис. 7 Электронная таблица в режиме отображения формул

III этап. Компьютерный эксперимент. 

Изменим данные,  проследим за пересчетом результатов.

Таблица 7. Изменение параметров задачи 3

№ эксперимента

Длина бассейна

Ширина бассейна

Высота бассейна

Объем цистерны

Объем бассейна

Количество походов за водой

1.

5,8 м

4,3 м

2 м

4,5 м3

49,88 м3 

6 раз

2.

5,8 м

3 м

2 м

4,5 м3

34,8 м3

4 раза

3.

5,8 м

3 м

1 м

4,5 м3

17,4 м3

2 раза

4.

4 м

3 м

1 м

4,5 м3

12 м3

2 раза

5.

4 м

3 м

1 м

3 м3

12 м3

2 раза

IV этап. Анализ результатов. Полученная модель позволяет пересчитывать количество походов за водой для наполнения бассейна при изменении каких-либо параметров (ширина, длина, высота бассейна, объем цистерны).

  1. Заключение

В процессе написания курсовой работы была изучена литература, связанная с теоретическими основами моделирования. Дано определение понятию модели, приведена классификация различных моделей, исследованы основные возможности программ MS Excel и OpenOffice.org Calc. Также рассмотрены математические модели  и исследовано их поведения с помощью электронных таблиц.

Тема, освещённая в данной работе, актуальна, т.к. понятие модели – фундаментальное понятие информатики. Оно проходит через весь курс информатики, изучаемой в школе. В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. Очень часто формализованная модель выражается с помощью математических формул, т.е. математическая модель – одна из наиболее используемых.
Основной инструмент при создании и исследовании моделей – компьютер. Прикладные программы помогают быстро и надёжно исследовать созданные модели и представлять наглядный результат.

Работа может быть использована на уроках информатики. Модели и методы их обработки создаются новые, поэтому тема в дальнейшем может быть дополнена.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Microsoft Excel. [Википедия] (01.12.12), /http://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Excel
  2. Гейн А. Г., Информатика. 7-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — 8-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2005. — 240с.: ил.
  3. Макарова Н. В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.
  4. Макарова Н. В. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Учебник. – СПб.: Питер, 2008. — 288с.: ил.
  5. Семакин И. Г, Залогова Л. А, Русаков С. В, Шестакова Л. В. Информатика. Базовый курс. 7–9 классы– 4-е издание. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 390 с.: ил.
  1. Табличный процессор. [Википедия] (01.12.12), /http://ru.wikipedia.org/wiki/Табличный_ процессор  
  2. Церенова О. А. Математическое моделирование: Пособие для учителя. — Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 1995. — 259с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Задаем переменную в word
  • Задаем диапазон в excel
  • Загрузки для компьютера word
  • Загрузка фото по ссылкам excel
  • Загрузка файлов txt в excel