Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.
Excel – это самая популярная программа в каждом офисе во всем мире. Ее возможности позволяют быстро находить эффективные решения в самых разных сферах деятельности. Программа способна решать различного рода задачи: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие. Для наглядности мы каждое из выше описанных решение задач в Excel и примеры его выполнения.
Решение задач оптимизации в Excel
Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).
В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
На основании этих данных составим рабочую таблицу:
- Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
- В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
- Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
- Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.
Решение финансовых задач в Excel
Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.
Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.
Оформим исходные данные в виде таблицы:
Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).
Заполнение аргументов:
- Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
- Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
- Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
- Тип – 0.
- БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.
Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.
Для проверки правильности решения воспользуемся формулой: ПС = БС / (1 + ставка)кпер. Подставим значения: ПС = 400 000 / (1 + 0,05)16 = 183245.
Решение эконометрики в Excel
Для установления количественных и качественных взаимосвязей применяются математические и статистические методы и модели.
Дано 2 диапазона значений:
Значения Х будут играть роль факторного признака, Y – результативного. Задача – найти коэффициент корреляции.
Для решения этой задачи предусмотрена функция КОРРЕЛ (массив 1; массив 2).
Решение логических задач в Excel
В табличном процессоре есть встроенные логические функции. Любая из них должна содержать хотя бы один оператор сравнения, который определит отношение между элементами (=, >, <, >=, <=). Результат логического выражения – логическое значение ИСТИНА или логическое значение ЛОЖЬ.
Пример задачи. Ученики сдавали зачет. Каждый из них получил отметку. Если больше 4 баллов – зачет сдан. Менее – не сдан.
- Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
- Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
- Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».
Решение математических задач в Excel
Средствами программы можно решать как простейшие математические задачки, так и более сложные (операции с функциями, матрицами, линейными уравнениями и т.п.).
Условие учебной задачи. Найти обратную матрицу В для матрицы А.
- Делаем таблицу со значениями матрицы А.
- Выделяем на этом же листе область для обратной матрицы.
- Нажимаем кнопку «Вставить функцию». Категория – «Математические». Тип – «МОБР».
- В поле аргумента «Массив» вписываем диапазон матрицы А.
- Нажимаем одновременно Shift+Ctrl+Enter — это обязательное условие для ввода массивов.
Скачать примеры
Возможности Excel не безграничны. Но множество задач программе «под силу». Тем более здесь не описаны возможности которые можно расширить с помощью макросов и пользовательских настроек.
Содержание
- Excel задания с решениями. Скачать примеры
- Задание 1
- Решение задания
- Задание 2
- Задачи по Excel
- Решение задач по Excel. Выпуск 4
- Решение задач по Excel. Выпуск 3
- Решение задач по Excel. Выпуск 2
- Решение задач по Excel. Выпуск 1
- Решение простых задач с помощью Excel
Excel задания с решениями. Скачать примеры
В этом уроке мы постараемся закрепить то, что прошли на предыдущих. Рассмотрим несколько заданий с примерами решения.
Задание 1
Ниже на рисунке изображена таблица автоматически вычисляющая объем прямоугольной канистры. Даны ее размеры. Это самое простое задание, с которого мы начнем. Для начала постарайтесь добиться решения самостоятельно.
Решение задания
Первое, что необходимо сделать это заполнить ячейки словами «дано», «ширина», «высота» и так далее. Обратите внимание на то, что слово «метра» я вписал один раз, а потом автозаполнением заполнил оставшиеся 2 ячейки. Для того, чтобы отформатировать текст (сделать жирным слова «дано» и «Вычислено» выберите ячейку и воспользуйтесь инструментом Ж (полужирный) на панели вверху в закладке Главная.
После того как вы создали внешний вид таблицы (т.е. вписали в ячейки все кроме цифр) переходим к решению самой задачи. У меня в примере ячейка J5 содержит формулу для вычисления объема. Сама по себе формула просто, чтобы вычислить объем прямоугольного параллелипипеда надо перемножить длины всех его 3 сторон.
В нашем примере значение ширины, высоты и длины содержится в ячейках E5, E6, E7. Как раз их нам надо и перемножить и результат записать в ячейку J5, для этого в ячейке J5 пишем формулу =E5*E6*E7. и жмем Enter.
Внимание! если вы не вписали значение ширины, высоты и длины, то там где будет ответ высветиться предупреждение об ошибки, чтобы оно исчезло просто введите значение сторон, чтобы компьютеру было, что ему перемножать.
Задание 2
Это задание не чуть не сложнее, просто больше надо заполнять и больше ввести формул, если Вы все верно поняли в первом задании и разобрались, то решение этого задание в не составит особого труда
В этом задании все, что нам дано это количество расхода бензина на 100 км, пройденный путь и цена на топливо. Все остальное значения в ячейках программа Excel считает автоматически после того как будут введены формулы.
Скачать файл Еxcel с примером решения этой задачи.
Для тех кому понравился стиль объяснения и подробного описания рекомендую статью про выпадающие списки в экселе все так же подробно и понятно
Жми Привет! Если статья полезна, поддержи меня и сайт, поделись ей
Источник
Задачи по Excel
Решение задач по Excel. Выпуск 4
Задание 1.
- Ввести исходные данные, оформить таблицу с помощью обрамления, добавить заголовок, расположив его по центру таблицы, шапку таблицы оформить заливкой. Для форматирования текста используйте Формат Ячейки/ Выравнивание.
- Добавить в таблицу дополнительные ячейки для внесения формул и получения результата.
- Функции, используемые при выполнении работы:
Математические:
- СУММ — сумма аргументов;
- ПРОИЗВЕД — произведение аргументов;
- СУММПРОИЗВ — сумма произведений соответствующих массивов.
Статистические:
- СРЗНАЧ — среднее арифметическое аргументов;
- МАКС — максимальное значение из списка аргументов;
- МИН — минимальное значение из списка аргументов;
- СЧЕТЕСЛИ — подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию.
- Заполнить таблицу (5-7 строк). Имеющиеся в шапке таблицы данные (года, месяцы, дни недели) заносить с помощью автозаполнения.
- Оформить таблицу с помощью обрамления, добавить заголовок, расположив его по центру таблицы. Шапку таблицы выполнить в цвете (шрифт и фон), полужирным шрифтом.
- Переименовать лист книги по смыслу введенной информации.
- Добавить в начало таблицы столбец «№ пп» и заполнить его автоматически.
- Выполнить соответствующие вычисления.
Решение задач по Excel. Выпуск 3
1. Спланируйте расходы на бензин для ежедневных поездок из п. Половинка в г. Урай на автомобиле. Если известно:
- расстояние м/д населёнными пунктами в км. (30 км. в одну сторону)
- расход бензина (8 литров на 100 км.)
- количество поездок в месяц разное (т.к. разное количество рабочих дней.)
- цена 1 литра бензина ( n рублей за литр.)
- ежемесячный прогнозируемый рост цены на бензин — k% в месяц
Рассчитайте ежемесячный и годовой расход на бензин. Постройте график изменения цены бензина и график ежемесячных расходов.
2. Представьте, что вы директор ресторана. Общий месячный фонд заработной платы — 10000$. На совете акционеров было установлено, что:
- официант получает в 1,5 раза больше мойщика посуды;
- повар — в 3 раза больше мойщика посуды;
- шеф-повар — на 30$ больше.
Решение задач по Excel. Выпуск 2
1. Рассчитайте еженедельную выручку зоопарка, если известно:
- количество проданных билетов каждый день,
- цена взрослого билета — 15 руб,
- цена детского на 30% дешевле чем взрослого.
Постройте диаграмму (график) ежедневной выручки зоопарка.
2. Подготовьте бланк заказа для магазина, если известно:
- продукты (хлеб, мука, макаронные изделия и т.д., не менее 10 наименований)
- цена каждого продукта
- количество заказанного каждого продукта
Рассчитайте на какую сумму заказано продуктов. Усовершенствуйте бланк заказа, добавив скидку (например 10%), если стоимость купленных продуктов будет более 5000 руб. Постройте диаграмму (гистограмму) стоимости.
Решение задач по Excel. Выпуск 1
1. Найти решение уравнения вида kx + b = 0, где k, b — произвольные постоянные.
2. Сахарный тростник содержит 9% сахара. Сколько сахара будет получено из 20 тонн сахарного тростника?
3. Школьники должны были посадить 200 деревьев. Они перевыполнили план посадки на 23%. Сколько деревьев они посадили?
4. Из 50 кг. семян, собранных учениками, 17% составили семена клена, 15% — семена липы, 25% — семена акации, а стальное — семена дуба. Сколько килограмм.
Источник
Решение простых задач с помощью Excel
Классы: 6 , 7
Ключевые слова: Excel , функции в Excel , ячейка , адрес ячейки , таблица
Цель урока: продолжить формирование навыков работы с электронными таблицами.
Задачи:
- обучающие: формировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.
- развивающие: расширить представления учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц; развивать навыки аналитического мышления, речи и внимания.
- воспитательные: формировать и воспитывать познавательный интерес; прививать навыки самостоятельности в работе.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Решение задач.
- Самостоятельное решение задачи.
- Подведение итогов. Оценки.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели и задачи урока.
Сегодня мы вновь окажемся в гостях у маленького великана Васи в Сказочной стране. Ему, как всегда, требуется ваша помощь, ребята.
Сможете ли вы помочь Васе? Сейчас проверим!
2. Актуализация знаний учащихся.
1) Устно ответить на вопросы.
A | B | C | D | |
1 | 2 | 1 | =A1+3*B1 | =A1^2+B1 |
2 | 4 | 6 | =A2+3*B2 | =A2^2+B2 |
- Что такое электронная таблица?
- Какие основные элементы электронной таблицы вам известны?
- Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице?
- Что может быть содержимым ячейки?
- Число 1 находится в столбце . в строке . в ячейке с адресом .
- Число 4 находится в ячейке с адресом .
- Каковы правила записи формул в ячейках?
- Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке С1?
- Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке D2?
2) Какой результат будет получен в ячейках с формулами?
A | B | C | D |
1 | 5 | 2 | 1 |
2 | 6 | 8 | 3 |
3 | 8 | 3 | 4 |
4 | =СУММ(B1:D3) |
- Что означает запись =СУММ(В1:D3)?
- Сколько элементов содержит блок В1:D3? Ответ: 9.
- Содержимое ячейки D3? Ответ: 5+2+1+6+8+3+8+3+4= 40
3) Проверка домашнего задания
Результаты соревнований по плаванию
Один ученик рассказывает, как он выполнил домашнее задание (через проектор).
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3.23 | 3.44 | 3.30 | |||
2 | Моржов | 3.21 | 3.22 | 3.24 | |||
3 | Акулов | 3.17 | 3.16 | 3.18 | |||
4 | Рыбин | 3.24 | 3.20 | 3.18 | |||
5 | Черепахин | 3.56 | 3.44 | 3.52 | |||
Лучший результат соревнований | |||||||
Среднее время участников соревнований | |||||||
Максимальное отклонение |
- Среднее время для каждого спортсмена находится как среднее арифметическое трех его заплывов.
- В ячейку «Лучшее время» записывается минимальный результат из 3 заплывов.
- В ячейку «Лучший результат соревнований» записывается минимальное время из столбца.
- В столбец «Отклонение» записывается разность между лучшим временем спортсмена и лучшим результатом соревнований.
- В ячейку «Максимальное отклонение» записывается максимальное значение столбца.
Результаты соревнований по плаванию | |||||||
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3,23 | 3,44 | 3,30 | 3,23 | 3,32 | 0,07 |
2 | Моржов | 3,21 | 3,22 | 3,24 | 3,21 | 3,22 | 0,05 |
3 | Акулов | 3,17 | 3,16 | 3,18 | 3,16 | 3,17 | 0,00 |
4 | Рыбин | 3,24 | 3,20 | 3,18 | 3,18 | 3,21 | 0,02 |
5 | Черепахин | 3,56 | 3,44 | 3,52 | 3,44 | 3,51 | 0,28 |
Лучший результат соревнований | 3,16 | ||||||
Среднее время участников соревнований | 3,29 | ||||||
Максимальное отклонение | 0,28 |
4) Решение простых задач.
Маленький великан Вася решил отремонтировать забор вокруг своего огорода и вскопать его под посадку овощей (наступила очередная весна), разметить грядки прямоугольной формы. Для работы ему потребовалось найти длину забора и площадь участка. Но ведь в школе он никогда не учился. Поможем Васе.
№ 1. Вычислить периметр и площадь прямоугольника со сторонами:
а) 3 и 5; б) 6 и 8; в) 10 и 7.
Эту задачу обсуждаем совместно с детьми:
- Как оформить таблицу?
- Какие формулы использовать?
- Как использовать уже записанные формулы для следующего прямоугольника?
Оформление таблицы – на доске и в тетрадях.
В то же время другой ученик самостоятельно решает следующую задачу и представляет свое решение учащимся (через проектор).
№ 2. Маленький великан Вася решил подсчитать, через сколько дней в его копилке будет 100 руб., если ежедневно он стал класть туда на 5 руб. больше, чем в предыдущий день. Помогите Васе. Сейчас в его копилке 2,02 руб.
Обсудив решение задачи № 2, переходим к решению следующей.
Один ученик показывает, как работать с формулами, другой – как использовать функцию суммирования, числовой формат (общий, денежный) и т.д. (Таблица уже готова, ученикам предстоит ввести формулы, использовать суммирование и получить ответ).
№ 3. Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли Васе 150 рублей, чтобы купить все продукты, которые ему заказала мама, и хватит ли на чипсы за 10 рублей? Сдачу мама разрешила положить в копилку. Сколько рублей попадет в копилку?
Итого:
№ | Наименование | Цена в рублях | Количество | Стоимость |
1 | Хлеб | 9,6 | 2 | =C2*D2 |
2 | Кофе | 2,5 | 5 | =C3*D3 |
3 | Молоко | 13,8 | 2 | =C4*D4 |
4 | Пельмени | 51,3 | 1 | =C5*D5 |
=СУММ(E2:E5) | ||||
После покупок останется | =150-E6 | |||
После покупки чипсов останется | =D7-10 |
5) Самостоятельное решение задачи.
Маленький великан Вася часто бывал в гостях у жителей Цветочного города.
Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик – 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка – 2 литра газировки, доктор Пилюлькин – 1 литр кваса и 1 литр касторки.
- Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
- Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
- Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
Оформите таблицу произвольно и сохраните в своей личной папке.
Веселые человечки. Напитки. | |||||
Напиток | Незнайка | Пончик | Торопыжка | Пилюлькин | Всего |
Квас, л | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Газировка, л | 1 | 3 | 2 | 0 | 6 |
Сироп, л | 1 | 2 | 0 | 0 | 9 |
Касторка, л | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 4 | 5 | 2 | 2 | 13 |
7) Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание.
Подумайте и решите эту задачу, если известны еще следующие величины.
Как изменится таблица? Какие формулы появятся?
Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 литр газировки – 3 монеты, 1 литр малинового сиропа – 6 монет, 1 литр касторки – 2 монеты.
- Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?
- Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?
- Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?
Источник
Решение различных
математических задач, используя надстройки
«Подбор параметра» и «Поиск решения» в MS Excel.
Цель работы. Изучить:
· надстройку «Подбор параметра» для нахождения корней нелинейных
уравнений;
· надстройку «Поиск решения» для нахождения корней систем уравнений.
Пользуясь приемами выполнения простейших
расчетов и построения графиков функций в Excel, можно
находить решение различных математических задач. Рассмотрим это на примере
наиболее часто встречающихся задач нахождения корней нелинейных уравнений и
решения систем линейных уравнений. Указанные математические задачи легко
решаются с помощью надстроек Excel Поиск решения и Подбор параметра.
Подбор параметра
Надстройка Microsoft Excel Подбор параметра служит для нахождения
оптимального желаемого решения за счет изменения одного из параметров. С
формальной точки зрения такие задачи описываются уравнением с одной переменной,
которое в общем случае можно представить в следующем каноническом виде:
F(x) = 0,
где функция F(x) определена и непрерывна на интервале [a, b]. Таким образом, можно сказать, что
инструмент Подбор параметра служит для нахождения корня уравнения x. В этой надстройке реализован алгоритм метода
половинного деления.
Пример 1. Решим
уравнение x2 – 3 =
0, используя надстройку Подбор параметра.
В ячейку А1 вводится начальное приближение
для поиска одного из корней уравнения. Лучше найти его графически, хотя можно подставить и произвольное значение (например,
ноль). В ячейку В2 записывается в виде формулы левая часть решаемого уравнения.
Диалоговое окно данного инструмента вызывается через меню Данные
/ Что-если / Подбор параметра и имеет
следующий вид (рис. 2.7.1, 2.7.2):
Рис. 2.7.1. Надстройка Подбор параметра
В поле Установить в ячейке вводится
ссылка на ячейку, содержащую левую часть уравнения. В поле Значение
непосредственно (т.е. без ссылок на ячейки) вводится правая часть уравнения.
Причем правая часть уравнения должна обязательно представлять собой конкретное
числовое значение. Если правая часть уравнения содержит переменную или
какое-либо выражение, то такое уравнение должно быть предварительно
преобразовано к равносильному виду (в общем случае, к каноническому виду F(x) = 0). Нажав кнопку ОК, получаем в
ячейке А1 значение искомого корня: 1,731856.
Рис. 2.7.2. Надстройка Подбор параметра
Поиск решения
Нелинейные
уравнения также можно решать, используя надстройку Поиск решения. Для
того чтобы ее подключить, следует в меню Office (рис. 2.7.3) выбрать пункт Параметры Excel (рис. 2.7.4) и в раскрывшемся списке войти в меню Надстройки,
далее активировать Поиск решения, установив флажок против пункта Поиск
решения (рис. 2.7.5).
Рис. 2.7.3 Кнопка Office
Рис. 2.7.4. Меню Office
Рис. 2.7.5. Надстройки
После нажатия кнопки ОК
соответствующий значок появится во вкладке Данные (рис. 2.7.6).
Рис. 2.7.6. значок Поиск решения
Пример 2. Решим
уравнение x2 – 3 =
0, используя надстройку Поиск решения.
В ячейку А1
заносится начальное приближение корня, в ячейку В1 – левая
часть уравнения в виде формулы. Для предыдущего примера она имеет вид =А1*А1-3.
Далее из вкладки меню Данные
запускается надстройка Поиск решения.
В открывшемся диалоговом окне Поиск
решения устанавливается целевая ячейка $B$1, равная
нулевому значению. В текстовом поле Изменяя ячейки устанавливается адрес
$А$1 и нажимается кнопка Выполнить (рис. 2.7.7).
Рис. 2.7.7. Надстройка Поиск
решения
В ячейке А1 получается значение корня
1,732051 (рис. 2.7.8).
Рис. 2.7.8. Результаты работы
надстройки Поиск решения
Как видим, оно совпало с точностью до 0,001
с найденным ранее значением.
Обращает на
себя внимание неточность решения. Мы получаем очень близко приближающиеся к
точным, но все же неточные корни уравнения. Это происходит потому, что решение
уравнений на вычислительной технике происходит не аналитическими методами, как
это делает человек, а специально разработанными методами, получившими название
численных. В отличие от аналитических (точных) методов численные методы
обладают определенной погрешностью. В Excel с целью повышения точности решения
пользователь может уменьшить погрешность вычислений, но при этом может
потребоваться увеличение количества итераций. При этом надо помнить, что тем
самым увеличивается время на поиск решения. Установленные по умолчанию значения подходят для большинства практических задач, относительная
погрешность вычислений составляет 0,001 (рис. 2.7.9).
Рис. 2.7.9. Изменение
погрешности
Следует отметить, что найден только один из
двух корней данного уравнения. Для нахождения второго корня, следует в ячейку
А1 ввести новое приближение, близкое ко второму корню, и повторить поиск
решения.
Пример 3. Решим
систему уравнений, используя надстройку Поиск решения.
Для того, чтобы использовать рассматриваемую
надстройку Поиск решения для нахождения решения системы линейных
алгебраических уравнений, следует ввести в
столбец А начальное приближение для значений всех неизвестных. Пусть это будут
нули. В столбец В ввести формулы, описывающие левые части уравнений. В столбец
С вводят значения правых частей уравнений. Курсор ставят на ячейку В1 и
запускают надстройку Поиск решения. Значение целевой ячейки $B$1устанавливают равным значению ячейки С1. Изменяют значения ячеек
столбца А. К ограничениям добавляют все уравнения, кроме первого. Для системы
уравнений:
настроенный на
показ формул лист Excel с диалоговым окном Поиск решения
будут выглядеть так, как это показано на рисунках 2.7.10, 2.7.11.
Рис. 2.7.10. добавление ограничения
Рис. 2.7.11. Поиск решения
системы уравнений
Нажав кнопку Выполнить, получается в
столбце А значение неизвестных (рис. 2.7.12):
Как видно, надстройка Поиск решения
очень удобна для решения рассмотренных задач. Однако следует помнить, что
алгоритмы, реализованные в ней, предназначались не для них, а для решения задач
оптимизации. Поэтому возможны сбои в работе надстройки, и к полученным
результатам необходимо подходить критически.
.
Рис. 2.7.12. Результаты
работы с надстройкой Поиск решения
Задания для выполнения
Варианты заданий для работы приведены в
таблице 2.7.1, 2.7.2.
Задание1.
1.
Используя надстройку «Подбор параметра», найти все
корни уравнения (по вариантам) на отрезке [-2; +2] (табл. 2.7.1).
Таблица 2.7.1
Варианты заданий
№ |
Задание |
№ |
Задание |
1 |
|
11 |
|
2 |
|
12 |
|
3 |
|
13 |
|
4 |
|
14 |
|
5 |
|
15 |
|
6 |
|
16 |
|
7 |
|
17 |
|
8 |
|
18 |
|
9 |
|
19 |
|
10 |
|
20 |
|
Задание 2.
1.
Используя надстройку «Поиск решения», решить
систему линейных уравнений AX = B (по вариантам) (табл. 2.7.2)
и проверить правильность решения в Excel, подставив найденные значения неизвестных в систему уравнений. A – матрица коэффициентов при x1, x2, x3, x4. В- матрица свободных членов уравнений.
Таблица 2.7.2
Варианты заданий
№ |
Задание |
№ |
Задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
9 |
|
2 |
|
10 |
|
3 |
|
11 |
|
4 |
|
12 |
|
5 |
|
13 |
|
6 |
|
14 |
|
7 |
|
15 |
|
8 |
|
16 |
|
Цель урока: продолжить формирование
навыков работы с электронными таблицами.
Задачи:
- обучающие: формировать умения создания,
редактирования, форматирования и выполнения
простейших вычислений в электронных таблицах. - развивающие: расширить представления
учащихся о возможных сферах применения
электронных таблиц; развивать навыки
аналитического мышления, речи и внимания. - воспитательные: формировать и воспитывать
познавательный интерес; прививать навыки
самостоятельности в работе.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Решение задач.
- Самостоятельное решение задачи.
- Подведение итогов. Оценки.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели и
задачи урока.
Сегодня мы вновь окажемся в гостях у маленького
великана Васи в Сказочной стране. Ему, как всегда,
требуется ваша помощь, ребята.
Сможете ли вы помочь Васе? Сейчас проверим!
2. Актуализация знаний учащихся.
1) Устно ответить на вопросы.
A | B | C | D | |
1 | 2 | 1 | =A1+3*B1 | =A1^2+B1 |
2 | 4 | 6 | =A2+3*B2 | =A2^2+B2 |
- Что такое электронная таблица?
- Какие основные элементы электронной таблицы
вам известны? - Как задается имя ячейки (строки, столбца) в
электронной таблице? - Что может быть содержимым ячейки?
- Число 1 находится в столбце …, в строке …, в
ячейке с адресом … - Число 4 находится в ячейке с адресом …
- Каковы правила записи формул в ячейках?
- Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в
ячейке С1? - Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в
ячейке D2?
2) Какой результат будет получен в ячейках с
формулами?
А | В | |
1 | 25 | 4 |
2 | 2 | =A1*B1/2 |
3 |
Ответ: 25*4/2=50
A | B | C | D | |
1 | 5 | 2 | 1 | |
2 | 6 | 8 | 3 | |
3 | 8 | 3 | 4 | |
4 | =СУММ(B1:D3) |
- Что означает запись =СУММ(В1:D3)?
- Сколько элементов содержит блок В1:D3? Ответ: 9.
- Содержимое ячейки D3? Ответ: 5+2+1+6+8+3+8+3+4= 40
3) Проверка домашнего задания
Результаты соревнований по плаванию
Один ученик рассказывает, как он выполнил
домашнее задание (через проектор).
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3.23 | 3.44 | 3.30 | |||
2 | Моржов | 3.21 | 3.22 | 3.24 | |||
3 | Акулов | 3.17 | 3.16 | 3.18 | |||
4 | Рыбин | 3.24 | 3.20 | 3.18 | |||
5 | Черепахин | 3.56 | 3.44 | 3.52 | |||
Лучший результат соревнований |
|||||||
Среднее время участников соревнований |
|||||||
Максимальное отклонение |
- Среднее время для каждого спортсмена находится
как среднее арифметическое трех его заплывов. - В ячейку «Лучшее время» записывается
минимальный результат из 3 заплывов. - В ячейку «Лучший результат соревнований»
записывается минимальное время из столбца. - В столбец «Отклонение» записывается
разность между лучшим временем спортсмена и
лучшим результатом соревнований. - В ячейку «Максимальное отклонение»
записывается максимальное значение столбца.
Результаты соревнований по плаванию |
|||||||
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3,23 | 3,44 | 3,30 | 3,23 | 3,32 | 0,07 |
2 | Моржов | 3,21 | 3,22 | 3,24 | 3,21 | 3,22 | 0,05 |
3 | Акулов | 3,17 | 3,16 | 3,18 | 3,16 | 3,17 | 0,00 |
4 | Рыбин | 3,24 | 3,20 | 3,18 | 3,18 | 3,21 | 0,02 |
5 | Черепахин | 3,56 | 3,44 | 3,52 | 3,44 | 3,51 | 0,28 |
Лучший результат соревнований |
3,16 | ||||||
Среднее время участников соревнований |
3,29 | ||||||
Максимальное отклонение | 0,28 |
4) Решение простых задач.
Маленький великан Вася решил отремонтировать
забор вокруг своего огорода и вскопать его под
посадку овощей (наступила очередная весна),
разметить грядки прямоугольной формы. Для работы
ему потребовалось найти длину забора и площадь
участка. Но ведь в школе он никогда не учился.
Поможем Васе.
№ 1. Вычислить периметр и площадь
прямоугольника со сторонами:
а) 3 и 5; б) 6 и 8; в) 10 и 7.
Эту задачу обсуждаем совместно с детьми:
- Как оформить таблицу?
- Какие формулы использовать?
- Как использовать уже записанные формулы для
следующего прямоугольника?
Оформление таблицы – на доске и в тетрадях.
В то же время другой ученик самостоятельно
решает следующую задачу и представляет свое
решение учащимся (через проектор).
№ 2. Маленький великан Вася решил
подсчитать, через сколько дней в его копилке
будет 100 руб., если ежедневно он стал класть туда
на 5 руб. больше, чем в предыдущий день. Помогите
Васе. Сейчас в его копилке 2,02 руб.
Обсудив решение задачи № 2, переходим к решению
следующей.
Один ученик показывает, как работать с
формулами, другой – как использовать функцию
суммирования, числовой формат (общий, денежный) и
т.д. (Таблица уже готова, ученикам предстоит
ввести формулы, использовать суммирование и
получить ответ).
№ 3. Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли
Васе 150 рублей, чтобы купить все продукты, которые
ему заказала мама, и хватит ли на чипсы за 10
рублей? Сдачу мама разрешила положить в копилку.
Сколько рублей попадет в копилку?
Предполагаемое решение:
№ | Наименование | Цена в рублях | Количество | Стоимость |
1 | Хлеб | 9,6 | 2 | =C2*D2 |
2 | Кофе | 2,5 | 5 | =C3*D3 |
3 | Молоко | 13,8 | 2 | =C4*D4 |
4 | Пельмени | 51,3 | 1 | =C5*D5 |
Итого: |
=СУММ(E2:E5) | |||
После покупок останется | =150-E6 | |||
После покупки чипсов останется |
=D7-10 |
5) Самостоятельное решение задачи.
Маленький великан Вася часто бывал в гостях у
жителей Цветочного города.
Собираясь на пляж, веселые человечки решили
запастись прохладительными напитками. Незнайка
взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1
литр малинового сиропа, Пончик – 3 литра
газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка
– 2 литра газировки, доктор Пилюлькин – 1 литр
кваса и 1 литр касторки.
- Сколько литров напитков каждого вида взяли все
человечки вместе? - Сколько всего литров напитков взял с собой
каждый из человечков? - Сколько всего литров напитков взяли все
человечки вместе?
Оформите таблицу произвольно и сохраните в
своей личной папке.
Результат работы.
Веселые человечки. Напитки. |
|||||
Напиток | Незнайка | Пончик | Торопыжка | Пилюлькин | Всего |
Квас, л | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Газировка, л | 1 | 3 | 2 | 0 | 6 |
Сироп, л | 1 | 2 | 0 | 0 | 9 |
Касторка, л | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 4 | 5 | 2 | 2 | 13 |
7) Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание.
Подумайте и решите эту задачу, если известны
еще следующие величины.
Как изменится таблица? Какие формулы появятся?
Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе
стоит 1 монету, 1 литр газировки – 3 монеты, 1 литр
малинового сиропа – 6 монет, 1 литр касторки – 2
монеты.
- Сколько монет истратил на покупку напитков
каждый человечек? - Сколько монет затрачено на покупку напитков
каждого вида? - Сколько потрачено денег всеми человечками
вместе?
Литература
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Под ред.
И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера – М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2010. - Ефимова О. Курс компьютерной технологии с
основами информатики. – М.: ООО “издательство
АСТ”; АВF, 2005.
Презентация