Тема Табличный процессор EXCEL-2003
Практическое занятие №
5
Логические функции
Задание:
1. Логическая функция ЕСЛИ
=ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь) — принимает одно из двух указанных значений, в зависимости от
выполнения условия.
Если логическое выражение верно, то функция принимает первое значение.
Если логическое выражение не верно, то функция принимает второе значение.
Пример: Студенты сдали экзамен. Требуется
сделать заключение: если оценка 5, 4 или 3, то экзамен сдан, иначе –
переэкзаменовка.
Запустить Excel и создать таблицу по образцу.
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(С2>=3;”Экзамен сдан”;”Переэкзаменовка”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-1.
2. Логическая функция И
И(логическое_значение1;
логическое_значение2;…) — принимает значение ИСТИНА,
если все аргументы имеют значение ИСТИНА; принимает значение ЛОЖЬ, если хотя бы
один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.
Пример: Для студентов, сдававших экзамен,
вывести сообщение «Оценка получена», для студентов, проигнорировавших экзамен,
вывести сообщение «Не пришел».
Скопировать таблицу на Лист2 и удалить формулы в ячейках D2:D11. Изменить оценки и двум студентам вместо
оценок ввести «неявка».
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(И(С2>=2;С2<=5);”Оценка получена”;”Не пришел”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-2.
3. Логическая функция ИЛИ
ИЛИ(логическое_значение1;
логическое_значение2; …) —
принимает значение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение
ИСТИНА; принимает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.
Пример: Для студентов, сдавших экзамен на 3, 4
или 5, вывести сообщение «Оценка положительная», остальным студентам – «Очень
плохо».
Скопировать таблицу на Лист3 и удалить формулы в ячейках D2:D11.
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(С2=3;С2=4;С2=5);”Оценка положительная”;”Очень
плохо”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-3.
4. Статистическая функция СЧЕТЕСЛИ
=СЧЕТЕСЛИ( диапазон; критерий)
где:
—
Диапазон – блок ячеек, содержащий проверяемые значения;
—
Критерий – константа или условие проверки;
Подсчитывает в
указанном диапазоне количество значений, совпавших с критерием.
Пример: Необходимо
подсчитать количество различных оценок по результатам экзамена.
Вставить
Лист4, переместить его на место (за Лист3). Скопировать на этот лист диапазон
ячеек А1:С11 с листа 1. Оформить ячейки столбца D по образцу.
В ячейку Е2 ввести формулу =СЧЕТЕСЛИ(С2:С11;5). В ячейку Е3
ввести формулу, используя мастер функций.
По
аналогии ввести формулы в ячейки Е4 и Е5. При вводе формулы в ячейку Е6 в поле Критерий
ввести неявка.
Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Стат-ф-4.
5. Математическая функция СУММЕСЛИ
=СУММЕСЛИ( Диапазон; Критерий [;
Диапазон суммирования ] )
где:
— Диапазон
– диапазон проверяемых значений;
— Критерий
– константа или условие проверки;
— Диапазон
суммирования – обрабатываемый диапазон. Если он отсутствует, то 1-й
аргумент функции становится и проверяемым и обрабатываемым диапазоном;
— [ ]
– указание на то, что данный аргумент функции может отсутствовать.
Вначале
рассмотрим пример использования этой функции с двумя аргументами.
Вставить
Лист5. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.
В
ячейку А10 ввести текст Сумма, если >4000. В ячейку С10 ввести
формулу =СУММЕСЛИ(С2:С8;»>4000″).
Из
примера видно, что суммироваться будут значения только тех ячеек диапазона С2:С8,
которые отвечают условию «>4000». В данном случае диапазон C2:C8 и проверяется
и обрабатывается.
Рассмотрим
использование функции с тремя аргументами.
В
ячейку А11 ввести текст Сумма для НР. В ячейку С11 ввести формулу =СУММЕСЛИ(А2:А8; «НР»;С2:С8).
В данном случае производится суммирование ячеек диапазона С2:С8
только в тех случаях, если в соседней ячейке диапазона А2:А8 находится
запись «НР». Здесь диапазон А2:А8 проверяется, а диапазон С2:С8
обрабатываются.
Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Мат-ф-5.
6. Вложенная функция ЕСЛИ
Вставить
Лист6. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.
Предположим, что премия начисляется при следующих условиях:
—
если средний балл меньше 3, то премия равна 0,
—
если средний балл больше 3, но меньше 4.5, то
премия равна 500р,
—
если средний балл больше 4.5, то премия равна 800р.
Поместить курсор в ячейку D2 и вызвать
Мастера функций.
На первом шаге в левом окне выбрать категорию Логические.
В правом окне выбрать функцию ЕСЛИ.
Щелкнуть
по кнопке ОК. Появится окно функции ЕСЛИ.
На втором шаге Мастера функций в поле Логическое_выражение
надо ввести условие, во втором поле — значение в случае Истина, а в третьем
поле — значение в случае Ложь.
Значение среднего балла находится в ячейке С2. Поэтому надо
щелкнуть мышью по кнопке с красной стрелочкой в верхнем поле справа. Диалоговое
окно свернется в строку.
В ячейке D2 будет отображено начало
формулы. Надо щелкнуть по ячейке С2, а затем по кнопке с красной стрелочкой для
возврата в окно функции ЕСЛИ. В формулу будет помещен адрес ячейки С2. Если
щелкнуть нечаянно по другой ячейке, то адрес этой ячейки также будет помещен в
формулу. Повнимательнее!
Теперь с помощью клавиатуры надо дополнить условие С2<3.
Можно было в первом поле ввести это условие с клавиатуры, не пользуясь кнопкой
с красной стрелочкой (кнопкой свертки).
Во второе поле ввести значение для случая, когда C2<3, то есть, ввести 0.
Нажать клавишу Tab или щелкнуть мышкой в третьем поле.
В это поле надо поместить вложенную функцию ЕСЛИ. В строке
формул слева имеется кнопка вызова функций.
В данном случае это функция ЕСЛИ. Надо щелкнуть по этой
кнопке, чтобы в третье поле поместить вложенную функцию ЕСЛИ. Появится новое
окно для вложенной функции ЕСЛИ.
В первое поле нового окна ввести второе условие C2<4,5, во второе поле ввести значение 500, а в третье поле ввести
значение 800.
Щелкнуть по кнопке ОК.
В ячейку D2 будет помещен результат расчета, а в строке
формул отображена расчетная формула с вложенной функцией ЕСЛИ. Скопировать эту
формулу в ячейки D3:D5 и посмотреть
результаты расчета.
Показать преподавателю и сохранить файл с именем Если-влож.
Вставить Лист7. Разместить листы по порядку. Скопировать на
Лист7 таблицу с Листа6, удалить в столбце Премия формулы. Добавить в
список фамилию Чернов, средний балл 1,5. Исправить Белову средний
балл 0,8.
Определить премию в зависимости от среднего балла при
следующих условиях:
если <1, вывести сообщение «штраф»,
если >1, но <2, то премия равна 0,
если >2, но <3, то премия равна 100,
если >3, но <4, то премия равна 200,
если >4, то премия равна 300.
Получить решение, показать преподавателю и сохранить файл с
именем Если-сам.
Закрыть табличный процессор, убедиться, что строка активных
задач пустая, закончить сеанс.
Логический оператор ЕСЛИ в Excel применяется для записи определенных условий. Сопоставляются числа и/или текст, функции, формулы и т.д. Когда значения отвечают заданным параметрам, то появляется одна запись. Не отвечают – другая.
Логические функции – это очень простой и эффективный инструмент, который часто применяется в практике. Рассмотрим подробно на примерах.
Синтаксис функции ЕСЛИ с одним условием
Синтаксис оператора в Excel – строение функции, необходимые для ее работы данные.
=ЕСЛИ (логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)
Разберем синтаксис функции:
Логическое_выражение – ЧТО оператор проверяет (текстовые либо числовые данные ячейки).
Значение_если_истина – ЧТО появится в ячейке, когда текст или число отвечают заданному условию (правдивы).
Значение,если_ложь – ЧТО появится в графе, когда текст или число НЕ отвечают заданному условию (лживы).
Пример:
Оператор проверяет ячейку А1 и сравнивает ее с 20. Это «логическое_выражение». Когда содержимое графы больше 20, появляется истинная надпись «больше 20». Нет – «меньше или равно 20».
Внимание! Слова в формуле необходимо брать в кавычки. Чтобы Excel понял, что нужно выводить текстовые значения.
Еще один пример. Чтобы получить допуск к экзамену, студенты группы должны успешно сдать зачет. Результаты занесем в таблицу с графами: список студентов, зачет, экзамен.
Обратите внимание: оператор ЕСЛИ должен проверить не цифровой тип данных, а текстовый. Поэтому мы прописали в формуле В2= «зач.». В кавычки берем, чтобы программа правильно распознала текст.
Функция ЕСЛИ в Excel с несколькими условиями
Часто на практике одного условия для логической функции мало. Когда нужно учесть несколько вариантов принятия решений, выкладываем операторы ЕСЛИ друг в друга. Таким образом, у нас получиться несколько функций ЕСЛИ в Excel.
Синтаксис будет выглядеть следующим образом:
=ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь))
Здесь оператор проверяет два параметра. Если первое условие истинно, то формула возвращает первый аргумент – истину. Ложно – оператор проверяет второе условие.
Примеры несколько условий функции ЕСЛИ в Excel:
Таблица для анализа успеваемости. Ученик получил 5 баллов – «отлично». 4 – «хорошо». 3 – «удовлетворительно». Оператор ЕСЛИ проверяет 2 условия: равенство значения в ячейке 5 и 4.
В этом примере мы добавили третье условие, подразумевающее наличие в табеле успеваемости еще и «двоек». Принцип «срабатывания» оператора ЕСЛИ тот же.
Расширение функционала с помощью операторов «И» и «ИЛИ»
Когда нужно проверить несколько истинных условий, используется функция И. Суть такова: ЕСЛИ а = 1 И а = 2 ТОГДА значение в ИНАЧЕ значение с.
Функция ИЛИ проверяет условие 1 или условие 2. Как только хотя бы одно условие истинно, то результат будет истинным. Суть такова: ЕСЛИ а = 1 ИЛИ а = 2 ТОГДА значение в ИНАЧЕ значение с.
Функции И и ИЛИ могут проверить до 30 условий.
Пример использования оператора И:
Пример использования функции ИЛИ:
Как сравнить данные в двух таблицах
Пользователям часто приходится сравнить две таблицы в Excel на совпадения. Примеры из «жизни»: сопоставить цены на товар в разные привозы, сравнить балансы (бухгалтерские отчеты) за несколько месяцев, успеваемость учеников (студентов) разных классов, в разные четверти и т.д.
Чтобы сравнить 2 таблицы в Excel, можно воспользоваться оператором СЧЕТЕСЛИ. Рассмотрим порядок применения функции.
Для примера возьмем две таблицы с техническими характеристиками разных кухонных комбайнов. Мы задумали выделение отличий цветом. Эту задачу в Excel решает условное форматирование.
Исходные данные (таблицы, с которыми будем работать):
Выделяем первую таблицу. Условное форматирование – создать правило – использовать формулу для определения форматируемых ячеек:
В строку формул записываем: =СЧЕТЕСЛИ (сравниваемый диапазон; первая ячейка первой таблицы)=0. Сравниваемый диапазон – это вторая таблица.
Чтобы вбить в формулу диапазон, просто выделяем его первую ячейку и последнюю. «= 0» означает команду поиска точных (а не приблизительных) значений.
Выбираем формат и устанавливаем, как изменятся ячейки при соблюдении формулы. Лучше сделать заливку цветом.
Выделяем вторую таблицу. Условное форматирование – создать правило – использовать формулу. Применяем тот же оператор (СЧЕТЕСЛИ).
Скачать все примеры функции ЕСЛИ в Excel
Здесь вместо первой и последней ячейки диапазона мы вставили имя столбца, которое присвоили ему заранее. Можно заполнять формулу любым из способов. Но с именем проще.
13
ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
-
познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;
-
закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;
-
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
-
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
-
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
-
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
-
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
-
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
-
Организационный момент (3 минуты).
-
Актуализация базовых знаний (12 минут).
-
Изложение нового материала (25 минут).
-
Практическая работа (1 час 30 минут).
-
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.
1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)
2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)
3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)
4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)
5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)
Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:
1.Электронная таблица – это …
а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.
б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.
г) все ответы верны
2.Активная ячейка в Excel — это:
а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа
3.Ввод формулы в Excel начинается:
а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.
4.Адрес ячейки в Excel состоит из:
а) имени файла;
б) заданного набора символов;
в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;
г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.
5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:
а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.
6.Мастер функций в Excel необходим для:
а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;
в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.
7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:
а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;
в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.
8.Информация в таблице представлена в виде:
а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны
9.Укажите правильный адрес ячейки:
а) А6С
б) В67
в) 83С
г) В1Г
10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …
а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка
11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …
а) множество всех заполненных ячеек таблицы;
б) множество всех пустых ячеек;
в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;
г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.
12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1
а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы
13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1
а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.
14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.
15.В электронной таблице нельзя удалить
а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.
Изложение нового материала.
Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:
Логические функции
В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности
-
Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:
=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)
В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).
Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.
В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».
Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).
-
Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:
=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)
Всего логических условий может быть до 30 штук.
Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:
ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».
-
Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.
-
Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.
Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.
Практическая работа.
-
Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).
-
Произвести расчёты по формуле.
-
Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)
-
Рассчитываем оценку по следующей формуле:
Для второй строки:
=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))
Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.
Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.
-
Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Создать таблицу по образцу (Приложение 2)
-
Рассчитываем оценку по следующей формуле:
Для девятой строки:
=ЕСЛИ(B9
-
В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.
Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.
Приложение 1
Задание для выполнения:
A |
B |
C |
|
1 |
Фамилия |
Количество баллов |
Оценка |
2 |
Антонов Андрей |
21 |
|
3 |
Баканов Иван |
23 |
|
4 |
Бутейко Артём |
17 |
|
5 |
Вишнякова Алина |
35 |
|
6 |
Волошина Мария |
32 |
|
7 |
Истомин Николай |
28 |
|
8 |
Козакова Ирина |
25 |
|
9 |
Кирсанов Павел |
19 |
|
10 |
Леонов Дмитрий |
21 |
|
11 |
Левченко Никита |
19 |
|
12 |
Приходько Даниил |
12 |
|
13 |
Самойлова Екатерина |
21 |
|
14 |
Тимофеева Дарья |
29 |
|
15 |
Харитонова Ольга |
31 |
|
16 |
Шейнова Марина |
34 |
Образец выполненной практической работы:
A |
B |
C |
|
1 |
Фамилия |
Количество баллов |
Оценка |
2 |
Антонов Андрей |
21 |
5 |
3 |
Баканов Иван |
23 |
5 |
4 |
Бутейко Артём |
17 |
4 |
5 |
Вишнякова Алина |
35 |
5 |
6 |
Волошина Мария |
32 |
5 |
7 |
Истомин Николай |
28 |
5 |
8 |
Козакова Ирина |
25 |
5 |
9 |
Кирсанов Павел |
19 |
4 |
10 |
Леонов Дмитрий |
21 |
5 |
11 |
Левченко Никита |
19 |
4 |
12 |
Приходько Даниил |
12 |
2 |
13 |
Самойлова Екатерина |
21 |
5 |
14 |
Тимофеева Дарья |
29 |
5 |
15 |
Харитонова Ольга |
31 |
5 |
16 |
Шейнова Марина |
34 |
5 |
Приложение 2
Задание для выполнения:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Стоимость 1 кВт (руб.) |
20 |
||
2 |
Норма, кВт/ч |
50 |
||
3 |
Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.) |
25 |
||
4 |
ФИО жильца |
Потратил |
Сумма к оплате |
|
5 |
Антонов Андрей |
40 |
||
6 |
Баканов Иван |
45 |
||
7 |
Бутейко Артём |
42 |
||
8 |
Вишнякова Алина |
51 |
||
9 |
Волошина Мария |
68 |
||
10 |
Истомин Николай |
47 |
||
11 |
Козакова Ирина |
55 |
||
12 |
Кирсанов Павел |
23 |
||
13 |
Леонов Дмитрий |
70 |
||
14 |
Левченко Никита |
46 |
||
15 |
Итого |
Образец выполненной практической работы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Стоимость 1 кВт (руб.) |
20 |
||
2 |
Норма, кВт/ч |
50 |
||
3 |
Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.) |
25 |
||
4 |
ФИО жильца |
Потратил |
Сумма к оплате |
|
5 |
Антонов Андрей |
40 |
800 |
|
6 |
Баканов Иван |
45 |
900 |
|
7 |
Бутейко Артём |
42 |
840 |
|
8 |
Вишнякова Алина |
51 |
1025 |
|
9 |
Волошина Мария |
68 |
1450 |
|
10 |
Истомин Николай |
47 |
940 |
|
11 |
Козакова Ирина |
55 |
1125 |
|
12 |
Кирсанов Павел |
23 |
460 |
|
13 |
Леонов Дмитрий |
70 |
1500 |
|
14 |
Левченко Никита |
46 |
920 |
|
15 |
Итого |
9960 |
Skip to content
Очень распространенный вариант расчётов в Excel — «если — то». То есть, при выполнении определенного условия нужно выполнить какое-то вычисление. Поэтому функция ЕСЛИ в Excel (IF в английской версии) – это не только одна из самых простых функций, но и одна из самых часто используемых. Она является одной из основных и при этом она очень полезна.
- Что делает функция ЕСЛИ?
- Синтаксис функции ЕСЛИ
- Простейший пример применения.
- Как правильно записать условие «если – то» в Excel?
- А если один из параметров не заполнен?
- Использование функции ЕСЛИ с числами.
- Функция ЕСЛИ: примеры с несколькими условиями.
- Вложенные условия с математическими выражениями.
- Объединяем несколько условий.
- Производим вычисления по условию.
Сейчас мы на примерах
рассмотрим, как можно использовать функцию ЕСЛИ в Excel, а также какие задачи мы можем решить с ее
помощью.
Что делает функция ЕСЛИ?
Она позволяет создать дерево решений, в котором при выполнении какого-то условия происходит определенное действие. А если это условие не выполняется, то совершается другое действие.
При этом аргумент функции должен быть вопросом, на который возможно 2 варианта ответа: «да» и «нет», «истина» или «ложь».
Вот как может выглядеть это дерево решений «если – то».
Итак, функция ЕСЛИ позволяет задать вопрос и указать в Excel на 2 варианта вычислений в зависимости от полученного на него ответа. Они и являются тремя аргументами функции.
Синтаксис функции ЕСЛИ
Вот как выглядит синтаксис этой функции Excel и её аргументы:
=ЕСЛИ(логическое выражение, значение если «да», значение если «нет»)
Логическое выражение — (обязательное)
условие, которое возвращает значение «истина» или «ложь» («да» или «нет»);
Значение если «да» — (обязательное)
действие, которое выполняется в случае положительного ответа;
Значение если «нет» — (обязательное)
действие, которое выполняется в случае отрицательного ответа;
Давайте вместе подробнее
рассмотрим эти аргументы.
Первый аргумент функции ЕСЛИ – это логический вопрос. И ответ этот может быть только «да» или «нет», «истина» или «ложь».
Как правильно задать вопрос?
Для этого можно составить логическое выражение, используя знаки “=”, “>”,
“<”, “>=”, “<=”, “<>”. Давайте попробуем задать такой вопрос
вместе.
Простейший пример применения.
Предположим, вы работаете
в компании, которая занимается продажей шоколада в нескольких регионах и
работает с множеством покупателей.
Нам необходимо выделить
продажи, которые произошли в нашем регионе, и те, которые были сделаны за рубежом.
Для этого нужно добавить в таблицу ещё один признак для каждой продажи – страну,
в которой она произошла. Мы хотим, чтобы этот признак создавался автоматически
для каждой записи (то есть, строки).
В этом нам поможет функция Excel ЕСЛИ. Добавим в таблицу данных столбец “Страна”. Регион “Запад” – это местные продажи («Местные»), а остальные регионы – это продажи за рубеж («Экспорт»).
Как правильно записать условие «если – то» в Excel?
Устанавливаем курсор в
ячейку G2 и
вводим знак “=”. Для Excel это означает, что сейчас будет введена формула. Поэтому
как только далее будет нажата буква “е”, мы получим предложение выбрать
функцию, начинающуюся этой буквы. Выбираем “ЕСЛИ”.
Далее все наши действия
также будут сопровождаться подсказками.
В качестве первого аргумента ЕСЛИ записываем: С2=”Запад”. Как и в других функциях Excel, адрес ячейки можно не вводить вручную, а просто кликнуть на ней мышкой. Затем ставим “;” и указываем второй аргумент.
Второй аргумент ЕСЛИ – это значение, которое примет ячейка G2, если записанное нами условие будет выполнено. Это будет слово “Местные”.
После этого снова через запятую
указываем значение третьего аргумента. Это значение примет ячейка G2, если условие не будет
выполнено: “Экспорт”. Не забываем закончить ввод формулы, закрыв скобку и затем
нажав “Enter”.
Наша формула выглядит следующим образом:
=ЕСЛИ(C2=»Запад»;»Местные»;»Экспорт»)
В английской версии формула IF будет выглядеть так:
=IF(C2=»Запад»,»Местные»,»Экспорт»)
То есть, если значение в ячейке С2 будет «Запад», то Excel возвратит в ячейку с формулой слово «Местные». А если условие не выполнено, то – «Экспорт».
Наша ячейка G2 приняла значение «Местные».
Теперь эту формулу можно скопировать во все остальные ячейки столбца G.
А если один из параметров не заполнен?
Если вас не интересует, что будет, к примеру, если интересующее вас условие не выполняется, тогда можно не вводить второй аргумент. К примеру, мы предоставляем скидку 10% в случае, если заказано более 100 единиц товара. Не указываем в формуле ЕСЛИ никакого третьего аргумента для случая, когда условие не выполняется.
=ЕСЛИ(E2>100;F2*0.1)
Что будет в результате?
Насколько это красиво и удобно – судить вам. Думаю, в функции ЕСЛИ лучше все же использовать оба аргумента.
И в случае, если второе условие не выполняется, но делать при этом ничего не нужно, то просто вставьте в ячейку пустое значение.
=ЕСЛИ(E2>100;F2*0.1;»»)
Однако, такая конструкция
может быть использована в том случае, если значение «Истина» или «Ложь» будут
использованы другими функциями Excel в качестве логических значений.
Обратите также внимание,
что полученные логические значения в ячейке всегда выравниваются по центру. Это
видно и на скриншоте выше.
Более того, если вам
действительно нужно только проверить какое-то условие и получить «Истина» или «Ложь»
(«Да» или «Нет»), то вы можете использовать следующую конструкцию –
=ЕСЛИ(E2>100;ИСТИНА;ЛОЖЬ)
Обратите внимание, что
кавычки здесь использовать не нужно. Если вы заключите аргументы в кавычки, то
в результате выполнения функции ЕСЛИ вы получите текстовые значения, а не
логические.
Рассмотрим, как ещё можно
использовать функцию ЕСЛИ.
Использование функции ЕСЛИ с числами.
Точно так же, как мы это
делали с текстом, в аргументах функции можно использовать и числа.
Однако для нас важно то,
что функция ЕСЛИ позволяет не только заполнять ячейки определёнными числовыми значениями
в зависимости от выполнения условия, но также и производить некоторые вычисления.
К примеру, мы
предоставляем нашему покупателю скидку в зависимости от суммы покупки. Если
сумма больше 100, то он получает скидку 10%.
Назовём столбец Н “Скидка” и в ячейку H2 введём функцию ЕСЛИ, вторым аргументом которой будет формула расчёта скидки.
=ЕСЛИ(E2>100;F2*0.1;0)
Функция ЕСЛИ: примеры с несколькими условиями.
Итак, мы разобрались, как работает эта одна из самых часто применяемых функций. Обычная формула ЕСЛИ, которая проверяет одно условие, очень проста и проста в написании.
Но что, если ваши данные требуют более сложных логических проверок с несколькими условиями? В этом случае вы можете включить несколько функций ЕСЛИ в одну формулу, и это будет называться вложенными условиями, своего рода «ЕСЛИ в ЕСЛИ». Самым большим преимуществом такого подхода является то, что он позволяет проверять более одного условия и возвращать разные значения в зависимости от результатов этих проверок, и все это при помощи одной формулы.
Вот типичный пример «ЕСЛИ в ЕСЛИ». Предположим, у вас в таблице Excel есть список студентов в столбце A и их оценки по тестам в столбце B. Вы хотите классифицировать оценки по следующим условиям:
- «Отлично»: более 249 баллов
- «Хорошо»: от 249 до 200 включительно
- «Удовлетворительно»: от 199 до 150 включительно
- «Плохо»: до 150.
А теперь давайте напишем вложенную формулу ЕСЛИ на основе вышеуказанных критериев. Хорошей практикой считается начинать с самого важного условия и максимально упростить свои функции. Наша вложенная формула IF в Excel выглядит следующим образом:
=ЕСЛИ(B2>249; «Отлично»; ЕСЛИ(B2>=200; «Хорошо»; ЕСЛИ(B2>150; «Удовлетворительно»; «Плохо»)))
Многие считают, что вложенные условия слишком сложны. Попробуйте взглянуть на это под другим углом:
=ЕСЛИ(B2>249; «Отлично»;
ЕСЛИ(B2>=200; «Хорошо»;
ЕСЛИ(B2>150; «Удовлетворительно»; «Плохо»)))
На самом деле формула указывает Excel, что нужно выполнить логическую проверку первого условия и, если оно выполнено, вернуть значение, указанное в аргументе ИСТИНА . Если условие 1-й проверки не выполнено, то проверьте 2-е выражение, и так далее.
ЕСЛИ ( проверить, если B2> = 249, если ИСТИНА — вернуть «отлично», или же
ЕСЛИ ( проверить, если B2> = 200, если ИСТИНА — вернуть «хорошо», или же
ЕСЛИ ( проверить, если B2> 150, если ИСТИНА — вернуть «Удовлетворительно», если ЛОЖЬ —
вернуть «Плохо»)))
Вложенные условия с математическими выражениями.
Вот еще одна типичная задача: цена за единицу товара изменяется в зависимости от его количества. Ваша цель состоит в том, чтобы написать формулу, которая вычисляет цену для любого количества товаров, введенного в определенную ячейку. Другими словами, ваша формула должна проверить несколько условий и выполнить различные вычисления в зависимости от того, в какой диапазон суммы входит указанное количество товара.
Эта задача также может быть выполнена Excel с помощью нескольких вложенных функций ЕСЛИ. Логика та же, что и в приведенном выше примере, с той лишь разницей, что вы умножаете указанное количество на значение, возвращаемое вложенными условиями (т.е. соответствующей ценой за единицу).
Предполагая, что количество записывается в B8, формула будет такая:
=B8*ЕСЛИ(B8>=101; 12; ЕСЛИ(B8>=50; 14; ЕСЛИ(B8>=20; 16; ЕСЛИ( B8>=11; 18; ЕСЛИ(B8>=1; 22; «»)))))
И вот результат:
Как вы понимаете, этот пример демонстрирует только общий подход, и вы можете легко настроить эту вложенную функцию в зависимости от вашей конкретной задачи.
Например, вместо «жесткого кодирования» цен в самой формуле можно ссылаться на ячейки, в которых они указаны (ячейки с B2 по B6). Это позволит редактировать исходные данные без необходимости обновления самой формулы:
=B8*ЕСЛИ(B8>=101; B6; ЕСЛИ(B8>=50; B5; ЕСЛИ(B8>=20; B4; ЕСЛИ( B8>=11; B3; ЕСЛИ(B8>=1; B2; «»)))))
Объединяем несколько условий.
Для того, чтобы описать условие в первом аргументе функции ЕСЛИ, Excel позволяет использовать более сложные конструкции. В том числе можно использовать и несколько условий. При этом еще воспользуемся тем, что функции можно «вкладывать» внутрь друг друга.
Для объединения нескольких условий в одно используем логические функции ИЛИ и И. Рассмотрим простые примеры.
Пример 1
Функция ИЛИ возвращает ИСТИНА, если хотя бы одно из перечисленных в ней нескольких условий выполняется.
=ЕСЛИ(ИЛИ(C2=»Восток»;C2=»Юг»);»Экспорт»;»Местные»)
Вставляем функцию ИЛИ как условие в функцию ЕСЛИ. В нашем случае, если регион покупателя — Восток или Юг, то отгрузка считается экспортом.
Пример 2.
Используем несколько более сложных условий внутри функции ЕСЛИ.
Если регион продажи — Запад или Юг, и количество при этом больше 100, то предоставляется скидка 10%.
=ЕСЛИ(И(ИЛИ(C2=»Запад»;C2=»Юг»);E2>100);F2*0.1;0)
Функция И возвращает ИСТИНА, если выполняются все перечисленные в ней условия. Внутрь функции И мы помещаем два условия:
- Регион — или Запад или Юг
- Количество больше 100.
Первое из них реализуем так же, как это было сделано в первом примере: ИЛИ(C2=»Запад»;C2=»Юг»)
Второе — здесь всё очень просто: E2>100
В строке 2, 3 и 5 выполнены оба условия. Эти покупатели получат скидку.
В строке 4 не выполнено ни одного. А в строке 6,7,8 выполнено только первое, а вот количество слишком мало. Поэтому скидка будет равна нулю.
Пример 3.
Конечно, эти несколько условий могут быть и более сложными. Ведь логические функции можно «вкладывать» друг в друга.
Например, в дополнение к предыдущему условию, скидка предоставляется только на черный шоколад.
Все наше записанное ранее условие становится в свою очередь первым аргументом в новой функции И:
- Регион — Запад или Юг и количество больше 100 (рассмотрено в примере 2)
- В названии шоколада встречается слово «черный».
В итоге получаем формулу ЕСЛИ с несколькими условиями:
=ЕСЛИ(И(ЕЧИСЛО(НАЙТИ(«Черный»;D2)),
И(ИЛИ(C2=»Запад»;C2=»Юг»));E2>100);F2*0.1;0)
Функция НАЙТИ ищет точное совпадение. Если же регистр символов в тексте для нас не важен, то вместо НАЙТИ можно использовать аналогичную функцию СОВПАД.
=ЕСЛИ(И(ЕЧИСЛО(СОВПАД(«черный»;D2));
И(ИЛИ(C2=»Запад»;C2=»Юг»));E2>100);F2*0.1;0)
В итоге, количество вложенных друг в друга условий в Excel может быть очень большим. Важно только точно соблюдать логическую последовательность их выполнения.
Производим вычисления по условию.
Чтобы выполнить действие только тогда, когда ячейка не пуста (содержит какие-то значения), вы можете использовать формулу Excel, основанную на функции ЕСЛИ.
В примере ниже столбец F содержит даты завершения закупок шоколада.
Поскольку даты для Excel — это числа, то наша задача состоит в том, чтобы проверить в ячейке наличие числа.
Формула в ячейке F3:
=ЕСЛИ(СЧЁТЗ(D3:D9)=7;СУММ(C3:C9);»»)
Как работает эта формула?
Функция СЧЕТЗ (английский вариант — COUNTA) подсчитывает количество значений (текстовых, числовых и логических) в диапазоне ячеек Excel. Если мы знаем количество значений в диапазоне, то легко можно составить условие. Если число значений равно числу ячеек Excel, то значит, пустых среди них нет и можно производить вычисление. Если такого равенства нет, значит есть хотя бы одна пустая ячейка, и вычислять нельзя.
Согласитесь, что нельзя назвать этот способ определения наличия пустых ячеек удобным. Ведь число строк в таблице может измениться, и нужно будет менять формулу: вместо цифры 7 ставить другое число.
Давайте рассмотрим и другие варианты. В ячейке F6 записана большая формула, которая должна проверить условие «если не пусто».
=ЕСЛИ(ИЛИ(ЕПУСТО(D3);ЕПУСТО(D4);ЕПУСТО(D5);ЕПУСТО(D6);
ЕПУСТО(D7);ЕПУСТО(D8);ЕПУСТО(D9));»»;СУММ(C3:C9))
Функция ЕПУСТО (английский вариант — ISBLANK) проверяет, не ссылается ли она на пустую ячейку. Если это так, то возвращает ИСТИНА.
Функция ИЛИ (английский вариант — OR) позволяет объединить условия и указать, что нам достаточно того, чтобы хотя бы одна функция ЕПУСТО обнаружила пустую ячейку. В этом случае никаких вычислений не производим и функция ЕСЛИ возвращает пустую строку. А вот если не пусто – то производим вычисления.
Все достаточно просто, но перечислять кучу ссылок на ячейки не слишком удобно. К тому же, здесь, как и в предыдущем случае, формула не масштабируема: при изменении таблицы она нуждается в корректировке. Это не слишком удобно, да и забыть можно сделать это.
Рассмотрим теперь более универсальные решения.
=ЕСЛИ(СЧИТАТЬПУСТОТЫ(D3:D9);»»;СУММ(C3:C9))
В качестве аргумента условия в функции ЕСЛИ мы используем СЧИТАТЬПУСТОТЫ (английский вариант — COUNTBLANK). Она возвращает количество пустых ячеек, но любое число больше 0 Excel интерпретирует как ИСТИНА.
И, наконец, еще одна формула ЕСЛИ (IF) в Excel, которая проверит «если не пусто» и позволит производить расчет только при наличии непустых ячеек.
=ЕСЛИ(ЕЧИСЛО(D3:D9);СУММ(C3:C9);»»)
Функция ЕЧИСЛО (или ISNUMBER) возвращает ИСТИНА, если ссылается на число. Естественно, при ссылке на пустую ячейку возвратит ЛОЖЬ.
А теперь посмотрим, как это работает. Заполним таблицу недостающим значением.
Как видите, все наши формулы рассчитаны и возвратили одинаковые значения.
А теперь рассмотрим как проверить, что ячейки не пустые, если в них могут быть записаны не только числа, но и текст.
Итак, перед нами уже знакомое выражение
=ЕСЛИ(СЧЁТЗ(D3:D9)=7;СУММ(C3:C9);»»)
Для функции СЧЕТЗ не имеет значения, число или текст используются в ячейке Excel.
=ЕСЛИ(СЧИТАТЬПУСТОТЫ(D3:D9);»»;СУММ(C3:C9))
То же можно сказать и о функции СЧИТАТЬПУСТОТЫ.
А вот третий вариант — к проверке условия при помощи функции ЕЧИСЛО добавляем проверку ЕТЕКСТ (ISTEXT в английском варианте). Объединяем их функцией ИЛИ.
=ЕСЛИ(ИЛИ(ЕТЕКСТ(D3:D9);ЕЧИСЛО(D3:D9));СУММ(C3:C9);»»)
А теперь вставляем в ячейку D5 недостающее значение и проверяем, все ли работает.
Итак, мы с вами убедились, что простая на первый взгляд функция Excel ЕСЛИ дает нам на самом деле много возможностей для операций с данными.
Надеемся, этот материал был полезен. А вот еще несколько примеров работы с условиями «если – то» при помощи функции ЕСЛИ (IF) в Excel.
Примеры использования функции ЕСЛИ:
Практическая работа №6. Применение функции «ЕСЛИ». Excel.
Теоретическая часть.
ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>; <выражение2>)
Условие — это логическое выражение, которое может принимать
значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. <выражение 1> и <выражение 2> могут быть числами,
формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если
условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в
противном случае — <выражение 2>.
Логические выражения.
Логические выражения используются для записи условий, в
которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические
значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один
оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического
выражения. Ниже представлен список операторов сравнения Excel:
=
Равно
>
Больше
<
Меньше
>= Больше или равно
<= Меньше или равно <> Не равно
Результатом логического выражения является логическое
значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).
Следующая формула возвращает значение 10, если значение в
ячейке А1 больше 3, а в противном случае — 20:
=ЕСЛИ(А1>3;10;20)
В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать
другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы.
Например:
=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)
Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ,
чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:
=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;»»)
Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может
содержать текстовое значение. Например:
=ЕСЛИ(А1=»Динамо»;10;290)
Эта формула возвращает значение 10, если ячейка А1 содержит
строку «Динамо», и 290, если в ней находится любое другое значение.
Совпадение между сравниваемыми текстовыми значениями должно быть точным, но без
учета регистра.
Функции И (AND), ИЛИ (OR), НЕ (NOT) позволяют создавать
сложные логические выражения. Эти функции работают в сочетании с простыми
операторами сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до 30 логических аргументов
и имеют синтаксис:
=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)
=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)
Функция НЕ имеет только один аргумент и следующий
синтаксис:
=НЕ(логическое_значение)
Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими
выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.
Приведем пример. Пусть Excel возвращает текст
«Прошел», если ученик имеет средний балл более 4 (ячейка А2), и
пропуск занятий меньше 3 (ячейка А3). Формула примет вид: =ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не
прошел»)
Не смотря на то, что функция ИЛИ имеет те же аргументы, что
и И, результаты получаются совершенно различными. Так, если в предыдущей
формуле заменить функцию И на ИЛИ, то ученик будет проходить, если выполняется
хотя бы одно из условий (средний балл более 4 или пропуски занятий менее 3).
Таким образом, функция ИЛИ возвращает логическое значение ИСТИНА, если хотя бы
одно из логических выражений истинно, а функция И возвращает логическое
значение ИСТИНА, только если все логические выражения истинны.
Функция НЕ меняет значение своего аргумента на
противоположное логическое значение и обычно используется в сочетании с другими
функциями. Эта функция возвращает логическое значение ИСТИНА, если аргумент
имеет значение ЛОЖЬ, и логическое значение ЛОЖЬ, если аргумент имеет значение
ИСТИНА.
Вложенные функции ЕСЛИ
Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только
с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно
использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются
три функции ЕСЛИ:
=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))
Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается
следующим образом: «Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку
«Всегда». В противном случае, если значение в ячейке А1 находится
между 80 и 100, возвратить «Обычно». В противном случае, если
значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку
«Иногда». И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить
строку «Никогда». Всего допускается до 7 уровней вложения функций
ЕСЛИ.
Практика.
Задание 1.
Заполните таблицу по образцу и в ячейку F2 введите
следующую формулу:
=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)
Калорийность = Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9
Задание 2.
Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость. 5%-ая скидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000 руб.,
10%-ая, если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите список не менее чем
из 10 наименований товаров и с использованием функции «ЕСЛИ» рассчитайте
итоговую сумму.
Задание 3.
Торговый склад производит уценку
хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то
она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг
10, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать
следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена
после уценки.
Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойное условие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:
=ЕСЛИ(C36>10;B36/2;ЕСЛИ(C36<7;B36;B36/1,5)), где в ячейке (С-) — сколько
месяцев хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.
Задача №3. Ведомость уценки товара. |
|||
Наименование |
Цена до уценки |
Хранение |
Цена после уценки |
товар1 |
50 |
16 |
25 |
товар2 |
100 |
10 |
66,666667 |
товар3 |
100 |
2 |
100 |
товар4 |
1000 |
5 |
1000 |
товар5 |
500 |
6 |
500 |
товар6 |
123 |
7 |
82 |
товар7 |
200 |
10 |
133,33333 |
товар8 |
45 |
3 |
45 |
товар9 |
10 |
8 |
6,6666667 |
Задание 4.
Составить таблицу для вычисления
количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.
Количество этажей — случайное целое число в интервале от
1 до 30.
Количество лифтов:
•
Менее 6 этажей – лифта нет;
•
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;
•
От 11 до 18 этажей – 2 лифта; От 19 до 30 этажей – 4 лифта.
Задание 5.
Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. В ячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:
•
если средний балл = 5, то «Отличник»;
если средний балл от 4 до 5, то «Хорошист»;
•
в противном случае — «Троечник».