Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.
Excel – это самая популярная программа в каждом офисе во всем мире. Ее возможности позволяют быстро находить эффективные решения в самых разных сферах деятельности. Программа способна решать различного рода задачи: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие. Для наглядности мы каждое из выше описанных решение задач в Excel и примеры его выполнения.
Решение задач оптимизации в Excel
Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).
В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
На основании этих данных составим рабочую таблицу:
- Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
- В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
- Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
- Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.
Решение финансовых задач в Excel
Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.
Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.
Оформим исходные данные в виде таблицы:
Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).
Заполнение аргументов:
- Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
- Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
- Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
- Тип – 0.
- БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.
Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.
Для проверки правильности решения воспользуемся формулой: ПС = БС / (1 + ставка)кпер. Подставим значения: ПС = 400 000 / (1 + 0,05)16 = 183245.
Решение эконометрики в Excel
Для установления количественных и качественных взаимосвязей применяются математические и статистические методы и модели.
Дано 2 диапазона значений:
Значения Х будут играть роль факторного признака, Y – результативного. Задача – найти коэффициент корреляции.
Для решения этой задачи предусмотрена функция КОРРЕЛ (массив 1; массив 2).
Решение логических задач в Excel
В табличном процессоре есть встроенные логические функции. Любая из них должна содержать хотя бы один оператор сравнения, который определит отношение между элементами (=, >, <, >=, <=). Результат логического выражения – логическое значение ИСТИНА или логическое значение ЛОЖЬ.
Пример задачи. Ученики сдавали зачет. Каждый из них получил отметку. Если больше 4 баллов – зачет сдан. Менее – не сдан.
- Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
- Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
- Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».
Решение математических задач в Excel
Средствами программы можно решать как простейшие математические задачки, так и более сложные (операции с функциями, матрицами, линейными уравнениями и т.п.).
Условие учебной задачи. Найти обратную матрицу В для матрицы А.
- Делаем таблицу со значениями матрицы А.
- Выделяем на этом же листе область для обратной матрицы.
- Нажимаем кнопку «Вставить функцию». Категория – «Математические». Тип – «МОБР».
- В поле аргумента «Массив» вписываем диапазон матрицы А.
- Нажимаем одновременно Shift+Ctrl+Enter — это обязательное условие для ввода массивов.
Скачать примеры
Возможности Excel не безграничны. Но множество задач программе «под силу». Тем более здесь не описаны возможности которые можно расширить с помощью макросов и пользовательских настроек.
Excel для Microsoft 365 Excel 2021 Excel 2019 Excel 2016 Excel 2013 Excel 2010 Еще…Меньше
Excel — это исключительно мощный инструмент для анализа огромного объема данных. Но он также хорошо работает для простых вычислений и отслеживания практически любых сведений. Ключом для разблокировки всего этого является сетка ячеек. Ячейки могут содержать числа, текст или формулы. Данные помещались в ячейки и групплись в строки и столбцы. Это позволяет сложить данные, отсортировать и отфильтровать их, поместить их в таблицы и создать великолепные диаграммы. Рассмотрим основные этапы, с помощью которые можно начать.
Документы Excel называются книгами. Каждая книга содержит листы. Можно добавить в книгу любое количество листов или создать новую книгу для хранения данных в отдельном месте.
-
Откройте вкладку Файл и выберите команду Создать.
-
В разделе Доступные шаблоны выберите пункт Новая книга.
-
Щелкните пустую ячейку.
Например, щелкните ячейку A1 на новом листе. Ячейки определяются на листе по строке и столбцу. Например, A1 — это ячейка, которая находится в месте пересечения первой строки и столбца A.
-
Введите в ячейке текст или число.
-
Чтобы перейти к следующей ячейке, нажмите клавишу ВВОД или TAB.
-
Вы выберите ячейку или диапазон ячеек, к которые вы хотите добавить границу.
-
На вкладке Главная в группе Шрифт щелкните стрелку рядом с кнопкой Границы и выберите нужный стиль границы.
Дополнительные сведения см. в этойтеме.
-
Вы выберите ячейку или диапазон ячеек, к которые нужно применить затенение.
-
На вкладке Главная в группе Шрифт выберите стрелку рядом с цвет заливки , а затем в группе Цвета темы или Стандартные цвета выберитенужный цвет.
Дополнительные сведения о том, как применить форматирование к этому формату, см. в теме Форматирование.
После ввода чисел на листе может потребоваться сложить их. Для быстрого сложения чисел можно использовать функцию Сумма.
-
Выберите ячейку, расположенную справа или снизу от чисел, которые необходимо добавить.
-
На вкладке Главная в группе Редактирование нажмите кнопку Автосумма.
Функция «Сумма» выполнит сложение чисел и отобразит результат в выделенной ячейке.
Дополнительные сведения см. в теме Использование авто суммы чисел.
Сложение чисел — лишь одна из доступных в Excel математических операций. Можете поэкспериментировать с формулами вычитания, умножения и деления чисел.
-
Выберите ячейку и введите знак «равно» (=).
Он указывает Excel, что эта ячейка будет содержать формулу.
-
Введите сочетание чисел и знаков операций, таких как «плюс» (+) для сложения, «минус» (-) для вычитания, «звездочка» (*) для умножения и «наклонная черта» (/) для деления.
Например, введите =2+4, =4-2, =2*4 или =4/2.
-
Нажмите клавишу ВВОД.
Будет выполнено вычисление.
Можно также нажать клавиши CTRL+ВВОД, если нужно оставить указатель в активной ячейке.
Дополнительные сведения см. в том, как создать простую формулу.
Для проведения различия между числами разных типов можно применить к ним формат, такой как «денежный», «процентный» или «дата».
-
Выделите ячейки с числами, которые необходимо отформатировать.
-
На вкладке Главная щелкните стрелку в поле Общий.
-
Выберите числовой формат.
Если в списке нет нужного формата, выберите пункт Другие числовые форматы. Дополнительные сведения см. в разделе Доступные числовые форматы.
Для более полного использования полезных функций Excel можно поместить данные в таблицу. Это позволяет быстро фильтровать и сортировать данные.
-
Выделите нужные данные, щелкнув первую ячейку с ними и перетащив область выделения до последней ячейки нужного диапазона.
Для выделения данных с использованием клавиатуры нажмите клавишу SHIFT и расширьте область выделения с помощью клавиш со стрелками.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Откройте вкладку Таблицы и наведите указатель мыши на кнопку Таблица, чтобы посмотреть, как будут выглядеть данные. Затем нажмите кнопку Таблица.
-
Щелкните стрелку в заглавной части столбца.
-
Чтобы отфильтровать данные, снимите флажок Выделить все и выберите данные, которые должны отображаться в таблице.
-
Для сортировки данных выберите пункт Сортировка от А до Я или Сортировка от Я до А.
-
Нажмите кнопку ОК.
Дополнительные сведения см. в Excel таблицы.
Средство быстрого анализа (доступно только в Excel 2016 и Excel 2013 ) позволяет быстро подгонать итоги. Будь то сумма, среднее значение или количество элементов, Excel отображает результаты вычисления непосредственно под числами или рядом с ними.
-
Выделите ячейки с числами, которые нужно сложить или сосчитать.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Выберите пункт Итоги, проведите указателем над кнопками, чтобы увидеть результаты вычислений, и нажмите кнопку, чтобы применить итоги.
С помощью условного форматирования или спарклайнов можно выделить наиболее важные данные или отобразить тенденции их изменения. Используйте средство быстрого анализа (доступно только Excel 2016 и Excel 2013 ) для предварительного просмотра в режиме Live Preview.
-
Выделите данные, которые нужно подробно изучить.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Изучите параметры на вкладках Форматирование и Спарклайны, чтобы узнать, как они влияют на данные.
Например, выберите в коллекции Форматирование цветовую шкалу, чтобы провести различие между высокой, средней и низкой температурами.
-
Если результат предварительного просмотра вас устраивает, щелкните этот вариант.
Узнайте подробнее, как анализировать тенденции в данных с помощью спарклайнов.
Средство быстрого анализа (доступно только в Excel 2016 и Excel 2013 ) рекомендует диаграмму для ваших данных и позволяет наглядно представить ее несколькими щелчками мыши.
-
Выделите ячейки с данными, которые нужно отобразить в диаграмме.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Откройте вкладку Диаграммы, проведите указателем мыши по рекомендуемым диаграммам, чтобы просмотреть их, и выберите наиболее подходящую.
Примечание: В этой коллекции будут показаны только диаграммы, рекомендуемые для ваших данных.
Узнайте о других способах создания диаграмм.
Быстрая сортировка данных
-
Выделите диапазон данных, например A1:L5 (несколько строк и столбцов) или C1:C80 (один столбец). В этот диапазон могут входить и заголовки, созданные для обозначения столбцов или строк.
-
Выделите одну ячейку в столбце, в котором нужно выполнить сортировку.
-
Нажмите , чтобы выполнить сортировку по возрастанию (от А до Я или от наименьшего числа к наибольшему).
-
Щелкните , чтобы выполнить сортировку по убытию (от Я до А или от наибольшего числа к наименьшему).
Сортировка по определенным условиям
-
Выделите одну любую ячейку в диапазоне, для которого требуется выполнить сортировку.
-
На вкладке Данные в группе Сортировка & фильтра выберите сортировку.
-
Откроется диалоговое окно Сортировка.
-
В списке Сортировать по выберите первый столбец, по которому нужно выполнить сортировку.
-
В списке Сортировка выберите пункт Значения, Цвет ячейки, Цвет шрифта или Значок ячейки.
-
В списке Порядок выберите порядок сортировки. Можно сортировать текст или числа по возрастанию и по убыванию (соответственно от А до Я и от Я до А для текста или от меньшего к большему и от большего к меньшему для чисел).
Дополнительные сведения о сортировке данных см. в теме Сортировка данных в диапазоне или таблице.
-
Выберите данные, которые нужно отфильтровать.
-
На вкладке Данные в группе Сортировка и фильтр нажмите кнопку Фильтр.
-
Щелкните стрелку в заглавной области столбца, чтобы отобразить список, в котором можно выбирать фильтры.
-
Чтобы выбрать значения для списка, снимите флажок (Выделить все). При этом снимаются все флажки. Затем выберите только те значения, которые хотите видеть, и нажмите кнопку ОК, чтобы посмотреть результаты.
Дополнительные сведения о фильтрации данных см. в теме Фильтрация данных в диапазоне или таблице.
-
Нажмите кнопку Сохранить на панели быстрого доступа или сочетание клавиш CTRL+S.
Если документ уже сохранялся, никаких дополнительных действий выполнять не нужно.
-
Если вы сохраняете файл впервые, сделайте следующее.
-
В окне Сохранить как выберите расположение для сохранения книги, а затем найдите нужную папку.
-
В поле Имя файла введите имя книги.
-
Нажмите кнопку Сохранить.
-
-
Откройте вкладку Файл и выберите команду Печать или нажмите клавиши CTRL+P.
-
Для предварительного просмотра страниц нажимайте стрелки Следующая страница и Предыдущая страница.
Окно предварительного просмотра отображает страницы в черно-белом или цветном виде в зависимости от настроек принтера.
Если вас не устраивает вид страниц, можно изменить их поля или добавить разрывы страниц.
-
Нажмите кнопку Печать.
-
На вкладке Файл выберите параметрыи выберите категорию Надстройки.
-
В нижней части диалогового Excel Параметры выберите Excel в поле Управление и нажмите кнопку Перейти.
-
В диалоговом окне Надстройки выберите нужные надстройки и нажмите кнопку ОК.
Если отобразится сообщение о том, что надстройку не удается запустить, и будет выведено предложение установить ее, нажмите кнопку Да, чтобы установить надстройку.
Дополнительные сведения об использовании надстройок см. в этой теме.
Excel позволяет применять встроенные шаблоны, применять собственные настраиваемые шаблоны и искать их на сайте Office.com. Office.com предлагает широкий выбор популярных шаблонов Excel, включая бюджеты.
Дополнительные сведения о поиске и применении шаблонов см. в этой ссылке.
Нужна дополнительная помощь?
Цель урока: продолжить формирование
навыков работы с электронными таблицами.
Задачи:
- обучающие: формировать умения создания,
редактирования, форматирования и выполнения
простейших вычислений в электронных таблицах. - развивающие: расширить представления
учащихся о возможных сферах применения
электронных таблиц; развивать навыки
аналитического мышления, речи и внимания. - воспитательные: формировать и воспитывать
познавательный интерес; прививать навыки
самостоятельности в работе.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Решение задач.
- Самостоятельное решение задачи.
- Подведение итогов. Оценки.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели и
задачи урока.
Сегодня мы вновь окажемся в гостях у маленького
великана Васи в Сказочной стране. Ему, как всегда,
требуется ваша помощь, ребята.
Сможете ли вы помочь Васе? Сейчас проверим!
2. Актуализация знаний учащихся.
1) Устно ответить на вопросы.
A | B | C | D | |
1 | 2 | 1 | =A1+3*B1 | =A1^2+B1 |
2 | 4 | 6 | =A2+3*B2 | =A2^2+B2 |
- Что такое электронная таблица?
- Какие основные элементы электронной таблицы
вам известны? - Как задается имя ячейки (строки, столбца) в
электронной таблице? - Что может быть содержимым ячейки?
- Число 1 находится в столбце …, в строке …, в
ячейке с адресом … - Число 4 находится в ячейке с адресом …
- Каковы правила записи формул в ячейках?
- Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в
ячейке С1? - Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в
ячейке D2?
2) Какой результат будет получен в ячейках с
формулами?
А | В | |
1 | 25 | 4 |
2 | 2 | =A1*B1/2 |
3 |
Ответ: 25*4/2=50
A | B | C | D | |
1 | 5 | 2 | 1 | |
2 | 6 | 8 | 3 | |
3 | 8 | 3 | 4 | |
4 | =СУММ(B1:D3) |
- Что означает запись =СУММ(В1:D3)?
- Сколько элементов содержит блок В1:D3? Ответ: 9.
- Содержимое ячейки D3? Ответ: 5+2+1+6+8+3+8+3+4= 40
3) Проверка домашнего задания
Результаты соревнований по плаванию
Один ученик рассказывает, как он выполнил
домашнее задание (через проектор).
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3.23 | 3.44 | 3.30 | |||
2 | Моржов | 3.21 | 3.22 | 3.24 | |||
3 | Акулов | 3.17 | 3.16 | 3.18 | |||
4 | Рыбин | 3.24 | 3.20 | 3.18 | |||
5 | Черепахин | 3.56 | 3.44 | 3.52 | |||
Лучший результат соревнований |
|||||||
Среднее время участников соревнований |
|||||||
Максимальное отклонение |
- Среднее время для каждого спортсмена находится
как среднее арифметическое трех его заплывов. - В ячейку «Лучшее время» записывается
минимальный результат из 3 заплывов. - В ячейку «Лучший результат соревнований»
записывается минимальное время из столбца. - В столбец «Отклонение» записывается
разность между лучшим временем спортсмена и
лучшим результатом соревнований. - В ячейку «Максимальное отклонение»
записывается максимальное значение столбца.
Результаты соревнований по плаванию |
|||||||
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3,23 | 3,44 | 3,30 | 3,23 | 3,32 | 0,07 |
2 | Моржов | 3,21 | 3,22 | 3,24 | 3,21 | 3,22 | 0,05 |
3 | Акулов | 3,17 | 3,16 | 3,18 | 3,16 | 3,17 | 0,00 |
4 | Рыбин | 3,24 | 3,20 | 3,18 | 3,18 | 3,21 | 0,02 |
5 | Черепахин | 3,56 | 3,44 | 3,52 | 3,44 | 3,51 | 0,28 |
Лучший результат соревнований |
3,16 | ||||||
Среднее время участников соревнований |
3,29 | ||||||
Максимальное отклонение | 0,28 |
4) Решение простых задач.
Маленький великан Вася решил отремонтировать
забор вокруг своего огорода и вскопать его под
посадку овощей (наступила очередная весна),
разметить грядки прямоугольной формы. Для работы
ему потребовалось найти длину забора и площадь
участка. Но ведь в школе он никогда не учился.
Поможем Васе.
№ 1. Вычислить периметр и площадь
прямоугольника со сторонами:
а) 3 и 5; б) 6 и 8; в) 10 и 7.
Эту задачу обсуждаем совместно с детьми:
- Как оформить таблицу?
- Какие формулы использовать?
- Как использовать уже записанные формулы для
следующего прямоугольника?
Оформление таблицы – на доске и в тетрадях.
В то же время другой ученик самостоятельно
решает следующую задачу и представляет свое
решение учащимся (через проектор).
№ 2. Маленький великан Вася решил
подсчитать, через сколько дней в его копилке
будет 100 руб., если ежедневно он стал класть туда
на 5 руб. больше, чем в предыдущий день. Помогите
Васе. Сейчас в его копилке 2,02 руб.
Обсудив решение задачи № 2, переходим к решению
следующей.
Один ученик показывает, как работать с
формулами, другой – как использовать функцию
суммирования, числовой формат (общий, денежный) и
т.д. (Таблица уже готова, ученикам предстоит
ввести формулы, использовать суммирование и
получить ответ).
№ 3. Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли
Васе 150 рублей, чтобы купить все продукты, которые
ему заказала мама, и хватит ли на чипсы за 10
рублей? Сдачу мама разрешила положить в копилку.
Сколько рублей попадет в копилку?
Предполагаемое решение:
№ | Наименование | Цена в рублях | Количество | Стоимость |
1 | Хлеб | 9,6 | 2 | =C2*D2 |
2 | Кофе | 2,5 | 5 | =C3*D3 |
3 | Молоко | 13,8 | 2 | =C4*D4 |
4 | Пельмени | 51,3 | 1 | =C5*D5 |
Итого: |
=СУММ(E2:E5) | |||
После покупок останется | =150-E6 | |||
После покупки чипсов останется |
=D7-10 |
5) Самостоятельное решение задачи.
Маленький великан Вася часто бывал в гостях у
жителей Цветочного города.
Собираясь на пляж, веселые человечки решили
запастись прохладительными напитками. Незнайка
взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1
литр малинового сиропа, Пончик – 3 литра
газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка
– 2 литра газировки, доктор Пилюлькин – 1 литр
кваса и 1 литр касторки.
- Сколько литров напитков каждого вида взяли все
человечки вместе? - Сколько всего литров напитков взял с собой
каждый из человечков? - Сколько всего литров напитков взяли все
человечки вместе?
Оформите таблицу произвольно и сохраните в
своей личной папке.
Результат работы.
Веселые человечки. Напитки. |
|||||
Напиток | Незнайка | Пончик | Торопыжка | Пилюлькин | Всего |
Квас, л | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Газировка, л | 1 | 3 | 2 | 0 | 6 |
Сироп, л | 1 | 2 | 0 | 0 | 9 |
Касторка, л | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 4 | 5 | 2 | 2 | 13 |
7) Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание.
Подумайте и решите эту задачу, если известны
еще следующие величины.
Как изменится таблица? Какие формулы появятся?
Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе
стоит 1 монету, 1 литр газировки – 3 монеты, 1 литр
малинового сиропа – 6 монет, 1 литр касторки – 2
монеты.
- Сколько монет истратил на покупку напитков
каждый человечек? - Сколько монет затрачено на покупку напитков
каждого вида? - Сколько потрачено денег всеми человечками
вместе?
Литература
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Под ред.
И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера – М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2010. - Ефимова О. Курс компьютерной технологии с
основами информатики. – М.: ООО “издательство
АСТ”; АВF, 2005.
Презентация
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 616 человек из 76 регионов
- Сейчас обучается 913 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Решение задач при помощи электронных таблиц
Автор: Коротков Павел, 8 класс
Руководитель: Гончарук А.В.
МОУ Непецинская СОШ -
2 слайд
Целью моей работы было рассмотреть задачи, решаемых при помощи электронных таблиц. Определить роль Excel в различных сферах деятельности, ведь знание Microsoft Excel стало обязательным требованием для офисных рабочих.
-
3 слайд
Для чего нужен EXCEL?
Во первых excel это самая популярная программа для быстрого и эффективного решения самых разных задач.
Программа способна создавать графики, решать самые различные рода задач: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие.
Например: если получать кредит на закупку товара в банке с более низкой процентной ставкой, а цену товара немного повысить – существенно ли возрастет прибыль при таких условиях? -
4 слайд
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ПОДБОРА ПАРАМЕТРОВ EXCEL
Инструмент «Подбор параметра» применяется в ситуации, когда известен результат, но неизвестны аргументы. Excel подбирает значения до тех пор, пока вычисление не даст нужный итог.
Путь к команде: «Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Подбор параметра». -
5 слайд
Рассмотрим на примере решение квадратного уравнения х2 + 3х + 2 = 0. Порядок нахождения корня средствами Excel:
1. Введем в ячейку В2 формулу для нахождения значения функции. В качестве аргумента применим ссылку на ячейку В1. -
6 слайд
2. Открываем меню инструмента «Подбор параметра». В графе «Установить в ячейку» — ссылка на ячейку В2, где находится формула. В поле «Значение» вводим 0. Это то значение, которое нужно получить. В графе «Изменяя значение ячейки» — В1. Здесь должен отобразиться отобранный параметр.
-
7 слайд
3. Открываем меню инструмента «Подбор параметра». В графе «Установить в ячейку» — ссылка на ячейку В2, где находится формула. В поле «Значение» вводим 0. Это то значение, которое нужно получить. В графе «Изменяя значение ячейки» — В1. Здесь должен отобразиться отобранный параметр.
-
8 слайд
4. После нажатия ОК отобразится результат подбора. Если нужно его сохранить, вновь нажимаем ОК. В противном случае – «Отмена».
-
9 слайд
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ В EXCEL
Подбор параметров («Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Подбор параметра») – находит значения, которые обеспечат нужный результат. -
10 слайд
Поиск решения (надстройка Microsoft Excel; «Данные» — «Анализ») – рассчитывает оптимальную величину, учитывая переменные и ограничения. Диспетчер сценариев («Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Диспетчер сценариев») – анализирует несколько вариантов исходных значений, создает и оценивает наборы сценариев.
-
11 слайд
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
-
12 слайд
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
-
13 слайд
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
На основании этих данных составим рабочую таблицу: -
14 слайд
Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14. -
15 слайд
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
-
16 слайд
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске
йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит. -
17 слайд
РЕШЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ЗАДАЧ В EXCEL
Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.
Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.
Оформим исходные данные в виде таблицы: -
18 слайд
Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).
Заполнение аргументов:
Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
Тип – 0.
БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада. -
-
20 слайд
Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.
-
21 слайд
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ В EXCEL ПО ДАННЫМ ТАБЛИЦЫ
Рассмотрим пример построения графика линейной функции: y=5x-2
Графиком линейной функции является прямая, которую можно построить по двум точкам. Создадим табличку -
22 слайд
В нашем случае y=5x-2. В ячейку с первым значением y введем формулу: =5*D4-2. В другую ячейку формулу можно ввести аналогично (изменив D4 на D5) или использовать маркер автозаполнения.
В итоге мы получим табличку: -
23 слайд
Теперь можно приступать к созданию графика.
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ (рекомендую использовать именно этот тип диаграммы) -
24 слайд
Появиться пустая область диаграмм. Нажимаем кнопку ВЫБРАТЬ ДАННЫЕ
-
25 слайд
Выберем данные: диапазон ячеек оси абсцисс (х) и оси ординат (у). В качестве имени ряда можем ввести саму функцию в кавычках «y=5x-2» или что-то другое. Вот что получилось:
-
26 слайд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Excel – это самое полезное, универсальное и многофункциональное программное средство из пакета Office. Основное назначение Excel – хранение, анализ и визуализация данных, создание отчетов и проведение сложных расчетов. -
27 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 210 503 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 31.05.2018
- 1313
- 39
- 31.05.2018
- 413
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 31.05.2018
- 476
- 0
Рейтинг:
3 из 5
- 31.05.2018
- 2109
- 7
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
-
Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Майского»
Проект
«Решение практических задач с помощью электронных таблиц»
Выполнили ученики 9 А класса:
Тимошев Рифат
Тимошев Далил
Отрощенко Антон
Руководитель: Ятлова Т.А,
учитель информатики
Майский, 2019 год
Оглавление
Введение 3
Основная часть. 4
Что такое электронная таблица? 4
Типы данных 4
Абсолютные и относительные ссылки 5
Функции 5
Построение диаграмм и графиков 8
Практическая часть 9
Задпние_1 9
Задание_2 9
Заключение 11
Введение
Тема нашего проекта «Решение практических задач с помощью электронных таблиц».
В нашей жизни мы постоянно решаем какие-то задачи. Посещая «Магнит», мы с интересом наблюдаем, как кассиры считывают информацию в виде штрих кода, взвешивают продукт, или подсчитывают количество, и программа сама выдает сумму к оплате. При изучении информатики мы проходили тему «Электронные таблицы». Мы задумались о том, что с помощью этой программы можно решать многие жизненно важные задачи, имеющие практическое применение. Эти вычисления можно выполнять с помощью программы Microsoft Excel.
Мы выбрали эту тему, потому что нам нравится .работать в Excel и для выполнения этой работы требуют наличия хороших знаний по работе в электронных таблицах.
Цель нашей работы – отработка навыка решения задач на компьютере в электронных таблицах.
Для выполнения поставленной цели наметили выполнить следующие задачи:
- Уточнить понятие «электронные таблицы».
- Определить назначение абсолютных и относительных ссылок.
- Выделить категории функций.
- Выявить связь и отличие функций в Microsoft Excel и Open Office Calc.
- Найти применение функций для решения задач.
- Решить задания_19
Проектный продукт: письменная работа и презентация.
Методы работы:
1)анализ литературы по вопросу;
2) поиск информации в книгах и сети Интернет;
3) наблюдение;
Основная часть.
Что такое электронная таблица?
Электронная таблица — это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.
Типы данных
Электронные таблицы позволяют работать с тремя основными типами данных: число, текст и формула.
Числа в электронных таблицах Excel могут быть записаны в обычном числовом или экспоненциальном формате, например: 195,2 или 1.952E + 02.
Текстом в электронных таблицах Excel является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов, например, запись «32 Мбайт» является текстовой.
Формулы
Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции (математические, статистические, финансовые, дата и время и т.д.) и знаки математических операций.
Например, формула «=А1+В2» обеспечивает сложение чисел, хранящихся в ячейках А1 и В2, а формула «=А1*5» — умножение числа, хранящегося в ячейке А1, на 5.
При вводе формулы в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. При изменении исходных значений, входящих в формулу, результат пересчитывается немедленно.
Абсолютные и относительные ссылки
Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные.
Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула.
Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, ВЗ.
Абсолютная адресация: в некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительным, а абсолютным). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ «$». Для замораживания всего адреса значок $ ставится дважды. Например: $B$2. можно заморозить только столбец ($B2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет.
В электронных таблицах возможен поиск данных в соответствии с указанными условиями — фильтрами.
Фильтры определяются с помощью условий поиска (больше, меньше, равно и т. д.) и значений (100, 10 и т. д.).
Например, больше 100. В результате поиска будут найдены те ячейки, в которых содержатся данные, удовлетворяющие заданному фильтру.
Функции
Функции могут быть настолько сложными, насколько это необходимо, и могут содержать в качестве аргументов формулы и другие функции. Можно использовать до семи уровней вложенности функций. Если этот предел превысить, Excel выдаст ошибку и такую функцию вычислять не будет.
Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся функции и их смысл.
Таблица: Наиболее часто используемые функции
русский |
англ. |
действие |
синтаксис |
СУММ |
SUM |
Суммирует все числа в интервале ячеек |
СУММ(число1:число2) |
Пример: |
|||
=СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ |
COUNT |
Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек |
СЧЁТ(значение1: [значение2],…) |
Пример: |
|||
=СЧЁТ(A5:A8) |
|||
СРЗНАЧ |
AVERAGE |
Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек |
СРЕДНЕЕ(число1:[число2] ) |
Пример: |
|||
=СРЗНАЧ(A2:A6) |
|||
МАКС |
MAX |
Возвращает наибольшее значение из набора значений |
МАКС(число1;число2; …) |
Пример: |
|||
=МАКС(A2:A6) |
|||
МИН |
MIN |
Возвращает наименьшее значение из набора значений |
МИН(число1;число2; …) |
Пример: |
|||
=МИН(A2:A6) |
|||
ЕСЛИ |
IF |
Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. |
ЕСЛИ(лог_выражение; |
Пример: |
|||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») |
|||
СЧЁТЕСЛИ |
COUNTIF |
Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. |
СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: |
|||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») |
|||
СУММЕСЛИ |
SUMIF |
Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. |
СУММЕСЛИ |
Пример: |
|||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
Построение диаграмм и графиков
Электронные таблицы позволяют представлять числовые данные в виде диаграмм или графиков. Диаграммы бывают различных типов (столбчатые, круговые и т. д.); выбор типа диаграммы зависит от характера данных.
|
|
Практическая часть
Задпние_1. Составить таблицу Оплаты электроэнергии за год.
Исходная таблица |
Результат |
|
|
Задание_2
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые десять строк таблицы:В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
1. Запишем в ячейку E2 следующую формулу =ЕСЛИ(A2=»В»;C2;0) и скопируем ее в диапазон E3:E1001. В ячейку столбца E будет записываться название предмета, если ученик из Восточного округа и «0», если это не так. Применив операцию =ЕСЛИ(E2=»информатика»;1;0), получим столбец (F): с единицами и нулями. Далее, используем операцию =СУММ(F2:F1001). Получим количество учеников, которые считают своим любимым предметом информатику. Таких 10 человек.
2. Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку G2 следующее выражение: =ЕСЛИ(A2=»С»;D2;0), в результате применения данной операции к диапазону ячеек G2:G1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников Северного округа. Сложив значения в ячейках, получим сумму баллов учеников: 56 737. Найдём количество учеников Северного округа с помощью команды =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;»С»), получим 105. Разделив сумму баллов на количество учеников, получим: 540,352 — искомый средний балл.
Ответ: 1) 10; 2) 540,35.
Заключение
В этом проекте мы научились работать с электронными таблицами, а также применять их на практике. Мы выяснили, что они используются везде, даже в повседневной жизни. Поэтому знать, и пользоваться нужно уметь каждому!