Содержание
- Поиск решения задач в Excel с примерами
- Решение задач оптимизации в Excel
- Решение финансовых задач в Excel
- Решение эконометрики в Excel
- Решение логических задач в Excel
- Решение математических задач в Excel
- Проект «Решение задач при помощи электронных таблиц»
- Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования
- Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
- Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня
- Обучение школьников 5-9 классов решению текстовых задач по математике различными способами
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Опытные онлайн-репетиторы
- IV Международный практический «Инфофорум» для педагогов
- 2023 год педагога и наставника: вызовы и решения
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Онлайн-занятия с репетиторами
- Подарочные сертификаты
Поиск решения задач в Excel с примерами
Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.
Excel – это самая популярная программа в каждом офисе во всем мире. Ее возможности позволяют быстро находить эффективные решения в самых разных сферах деятельности. Программа способна решать различного рода задачи: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие. Для наглядности мы каждое из выше описанных решение задач в Excel и примеры его выполнения.
Решение задач оптимизации в Excel
Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).
В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
На основании этих данных составим рабочую таблицу:
- Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
- В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
- Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
- Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.
Решение финансовых задач в Excel
Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.
Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.
Оформим исходные данные в виде таблицы:
Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).
- Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
- Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
- Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
- Тип – 0.
- БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.
Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.
Для проверки правильности решения воспользуемся формулой: ПС = БС / (1 + ставка) кпер . Подставим значения: ПС = 400 000 / (1 + 0,05) 16 = 183245.
Решение эконометрики в Excel
Для установления количественных и качественных взаимосвязей применяются математические и статистические методы и модели.
Дано 2 диапазона значений:
Значения Х будут играть роль факторного признака, Y – результативного. Задача – найти коэффициент корреляции.
Для решения этой задачи предусмотрена функция КОРРЕЛ (массив 1; массив 2).
Решение логических задач в Excel
В табличном процессоре есть встроенные логические функции. Любая из них должна содержать хотя бы один оператор сравнения, который определит отношение между элементами (=, >, =, Пример задачи. Ученики сдавали зачет. Каждый из них получил отметку. Если больше 4 баллов – зачет сдан. Менее – не сдан.
- Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
- Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
- Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».
Решение математических задач в Excel
Средствами программы можно решать как простейшие математические задачки, так и более сложные (операции с функциями, матрицами, линейными уравнениями и т.п.).
Условие учебной задачи. Найти обратную матрицу В для матрицы А.
- Делаем таблицу со значениями матрицы А.
- Выделяем на этом же листе область для обратной матрицы.
- Нажимаем кнопку «Вставить функцию». Категория – «Математические». Тип – «МОБР».
- В поле аргумента «Массив» вписываем диапазон матрицы А.
- Нажимаем одновременно Shift+Ctrl+Enter — это обязательное условие для ввода массивов.
Возможности Excel не безграничны. Но множество задач программе «под силу». Тем более здесь не описаны возможности которые можно расширить с помощью макросов и пользовательских настроек.
Источник
Проект «Решение задач при помощи электронных таблиц»
Курс повышения квалификации
Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования
- Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
Курс повышения квалификации
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
- Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
Курс повышения квалификации
Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня
- Сейчас обучается 92 человека из 37 регионов
Обучение школьников 5-9 классов решению текстовых задач по математике различными способами
Описание презентации по отдельным слайдам:
Решение задач при помощи электронных таблиц
Автор: Коротков Павел, 8 класс
Руководитель: Гончарук А.В.
МОУ Непецинская СОШ
Целью моей работы было рассмотреть задачи, решаемых при помощи электронных таблиц. Определить роль Excel в различных сферах деятельности, ведь знание Microsoft Excel стало обязательным требованием для офисных рабочих.
Для чего нужен EXCEL?
Во первых excel это самая популярная программа для быстрого и эффективного решения самых разных задач.
Программа способна создавать графики, решать самые различные рода задач: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие.
Например: если получать кредит на закупку товара в банке с более низкой процентной ставкой, а цену товара немного повысить – существенно ли возрастет прибыль при таких условиях?
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ПОДБОРА ПАРАМЕТРОВ EXCEL
Инструмент «Подбор параметра» применяется в ситуации, когда известен результат, но неизвестны аргументы. Excel подбирает значения до тех пор, пока вычисление не даст нужный итог.
Путь к команде: «Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Подбор параметра».
Рассмотрим на примере решение квадратного уравнения х2 + 3х + 2 = 0. Порядок нахождения корня средствами Excel:
1. Введем в ячейку В2 формулу для нахождения значения функции. В качестве аргумента применим ссылку на ячейку В1.
2. Открываем меню инструмента «Подбор параметра». В графе «Установить в ячейку» — ссылка на ячейку В2, где находится формула. В поле «Значение» вводим 0. Это то значение, которое нужно получить. В графе «Изменяя значение ячейки» — В1. Здесь должен отобразиться отобранный параметр.
3. Открываем меню инструмента «Подбор параметра». В графе «Установить в ячейку» — ссылка на ячейку В2, где находится формула. В поле «Значение» вводим 0. Это то значение, которое нужно получить. В графе «Изменяя значение ячейки» — В1. Здесь должен отобразиться отобранный параметр.
4. После нажатия ОК отобразится результат подбора. Если нужно его сохранить, вновь нажимаем ОК. В противном случае – «Отмена».
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ В EXCEL
Подбор параметров («Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Подбор параметра») – находит значения, которые обеспечат нужный результат.
Поиск решения (надстройка Microsoft Excel; «Данные» — «Анализ») – рассчитывает оптимальную величину, учитывая переменные и ограничения. Диспетчер сценариев («Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Диспетчер сценариев») – анализирует несколько вариантов исходных значений, создает и оценивает наборы сценариев.
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
На основании этих данных составим рабочую таблицу:
Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске
йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.
РЕШЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ЗАДАЧ В EXCEL
Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.
Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.
Оформим исходные данные в виде таблицы:
Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).
Заполнение аргументов:
Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
Тип – 0.
БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.
Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ В EXCEL ПО ДАННЫМ ТАБЛИЦЫ
Рассмотрим пример построения графика линейной функции: y=5x-2
Графиком линейной функции является прямая, которую можно построить по двум точкам. Создадим табличку
В нашем случае y=5x-2. В ячейку с первым значением y введем формулу: =5*D4-2. В другую ячейку формулу можно ввести аналогично (изменив D4 на D5) или использовать маркер автозаполнения.
В итоге мы получим табличку:
Теперь можно приступать к созданию графика.
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ (рекомендую использовать именно этот тип диаграммы)
Появиться пустая область диаграмм. Нажимаем кнопку ВЫБРАТЬ ДАННЫЕ
Выберем данные: диапазон ячеек оси абсцисс (х) и оси ординат (у). В качестве имени ряда можем ввести саму функцию в кавычках «y=5x-2» или что-то другое. Вот что получилось:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Excel – это самое полезное, универсальное и многофункциональное программное средство из пакета Office. Основное назначение Excel – хранение, анализ и визуализация данных, создание отчетов и проведение сложных расчетов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Лучшее для учеников, педагогов и родителей
Опытные
онлайн-репетиторы
- По любым предметам 1-11 классов
- Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 7 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
IV Международный практический «Инфофорум» для педагогов
2023 год педагога и наставника: вызовы и решения
Ценности гуманной педагогики
Открытая сессия для учителей и руководителей образовательных организаций
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 168 730 материалов в базе
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 31.05.2018 3940
- PPTX 407.4 кбайт
- 65 скачиваний
- Рейтинг: 1 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Гончарук Анастасия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 6 лет и 4 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 9133
- Всего материалов: 7
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 490 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Онлайн-занятия с репетиторами
для весеннего интерьера
Как преуспеть в роли репетитора: запланируйте неудачу, чтобы проект получился удачным
Методическое сопровождение образовательного процесса
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 616 человек из 76 регионов
- Сейчас обучается 913 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Решение задач при помощи электронных таблиц
Автор: Коротков Павел, 8 класс
Руководитель: Гончарук А.В.
МОУ Непецинская СОШ -
2 слайд
Целью моей работы было рассмотреть задачи, решаемых при помощи электронных таблиц. Определить роль Excel в различных сферах деятельности, ведь знание Microsoft Excel стало обязательным требованием для офисных рабочих.
-
3 слайд
Для чего нужен EXCEL?
Во первых excel это самая популярная программа для быстрого и эффективного решения самых разных задач.
Программа способна создавать графики, решать самые различные рода задач: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие.
Например: если получать кредит на закупку товара в банке с более низкой процентной ставкой, а цену товара немного повысить – существенно ли возрастет прибыль при таких условиях? -
4 слайд
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ПОДБОРА ПАРАМЕТРОВ EXCEL
Инструмент «Подбор параметра» применяется в ситуации, когда известен результат, но неизвестны аргументы. Excel подбирает значения до тех пор, пока вычисление не даст нужный итог.
Путь к команде: «Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Подбор параметра». -
5 слайд
Рассмотрим на примере решение квадратного уравнения х2 + 3х + 2 = 0. Порядок нахождения корня средствами Excel:
1. Введем в ячейку В2 формулу для нахождения значения функции. В качестве аргумента применим ссылку на ячейку В1. -
6 слайд
2. Открываем меню инструмента «Подбор параметра». В графе «Установить в ячейку» — ссылка на ячейку В2, где находится формула. В поле «Значение» вводим 0. Это то значение, которое нужно получить. В графе «Изменяя значение ячейки» — В1. Здесь должен отобразиться отобранный параметр.
-
7 слайд
3. Открываем меню инструмента «Подбор параметра». В графе «Установить в ячейку» — ссылка на ячейку В2, где находится формула. В поле «Значение» вводим 0. Это то значение, которое нужно получить. В графе «Изменяя значение ячейки» — В1. Здесь должен отобразиться отобранный параметр.
-
8 слайд
4. После нажатия ОК отобразится результат подбора. Если нужно его сохранить, вновь нажимаем ОК. В противном случае – «Отмена».
-
9 слайд
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ В EXCEL
Подбор параметров («Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Подбор параметра») – находит значения, которые обеспечат нужный результат. -
10 слайд
Поиск решения (надстройка Microsoft Excel; «Данные» — «Анализ») – рассчитывает оптимальную величину, учитывая переменные и ограничения. Диспетчер сценариев («Данные» — «Работа с данными» — «Анализ «что-если»» — «Диспетчер сценариев») – анализирует несколько вариантов исходных значений, создает и оценивает наборы сценариев.
-
11 слайд
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
-
12 слайд
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
-
13 слайд
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
На основании этих данных составим рабочую таблицу: -
14 слайд
Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14. -
15 слайд
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
-
16 слайд
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске
йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит. -
17 слайд
РЕШЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ЗАДАЧ В EXCEL
Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.
Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.
Оформим исходные данные в виде таблицы: -
18 слайд
Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).
Заполнение аргументов:
Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
Тип – 0.
БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада. -
-
20 слайд
Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.
-
21 слайд
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ В EXCEL ПО ДАННЫМ ТАБЛИЦЫ
Рассмотрим пример построения графика линейной функции: y=5x-2
Графиком линейной функции является прямая, которую можно построить по двум точкам. Создадим табличку -
22 слайд
В нашем случае y=5x-2. В ячейку с первым значением y введем формулу: =5*D4-2. В другую ячейку формулу можно ввести аналогично (изменив D4 на D5) или использовать маркер автозаполнения.
В итоге мы получим табличку: -
23 слайд
Теперь можно приступать к созданию графика.
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ (рекомендую использовать именно этот тип диаграммы) -
24 слайд
Появиться пустая область диаграмм. Нажимаем кнопку ВЫБРАТЬ ДАННЫЕ
-
25 слайд
Выберем данные: диапазон ячеек оси абсцисс (х) и оси ординат (у). В качестве имени ряда можем ввести саму функцию в кавычках «y=5x-2» или что-то другое. Вот что получилось:
-
26 слайд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Excel – это самое полезное, универсальное и многофункциональное программное средство из пакета Office. Основное назначение Excel – хранение, анализ и визуализация данных, создание отчетов и проведение сложных расчетов. -
27 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 210 503 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 31.05.2018
- 1313
- 39
- 31.05.2018
- 413
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 31.05.2018
- 476
- 0
Рейтинг:
3 из 5
- 31.05.2018
- 2109
- 7
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
-
Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Excel для Microsoft 365 Excel 2021 Excel 2019 Excel 2016 Excel 2013 Excel 2010 Еще…Меньше
Excel — это исключительно мощный инструмент для анализа огромного объема данных. Но он также хорошо работает для простых вычислений и отслеживания практически любых сведений. Ключом для разблокировки всего этого является сетка ячеек. Ячейки могут содержать числа, текст или формулы. Данные помещались в ячейки и групплись в строки и столбцы. Это позволяет сложить данные, отсортировать и отфильтровать их, поместить их в таблицы и создать великолепные диаграммы. Рассмотрим основные этапы, с помощью которые можно начать.
Документы Excel называются книгами. Каждая книга содержит листы. Можно добавить в книгу любое количество листов или создать новую книгу для хранения данных в отдельном месте.
-
Откройте вкладку Файл и выберите команду Создать.
-
В разделе Доступные шаблоны выберите пункт Новая книга.
-
Щелкните пустую ячейку.
Например, щелкните ячейку A1 на новом листе. Ячейки определяются на листе по строке и столбцу. Например, A1 — это ячейка, которая находится в месте пересечения первой строки и столбца A.
-
Введите в ячейке текст или число.
-
Чтобы перейти к следующей ячейке, нажмите клавишу ВВОД или TAB.
-
Вы выберите ячейку или диапазон ячеек, к которые вы хотите добавить границу.
-
На вкладке Главная в группе Шрифт щелкните стрелку рядом с кнопкой Границы и выберите нужный стиль границы.
Дополнительные сведения см. в этойтеме.
-
Вы выберите ячейку или диапазон ячеек, к которые нужно применить затенение.
-
На вкладке Главная в группе Шрифт выберите стрелку рядом с цвет заливки , а затем в группе Цвета темы или Стандартные цвета выберитенужный цвет.
Дополнительные сведения о том, как применить форматирование к этому формату, см. в теме Форматирование.
После ввода чисел на листе может потребоваться сложить их. Для быстрого сложения чисел можно использовать функцию Сумма.
-
Выберите ячейку, расположенную справа или снизу от чисел, которые необходимо добавить.
-
На вкладке Главная в группе Редактирование нажмите кнопку Автосумма.
Функция «Сумма» выполнит сложение чисел и отобразит результат в выделенной ячейке.
Дополнительные сведения см. в теме Использование авто суммы чисел.
Сложение чисел — лишь одна из доступных в Excel математических операций. Можете поэкспериментировать с формулами вычитания, умножения и деления чисел.
-
Выберите ячейку и введите знак «равно» (=).
Он указывает Excel, что эта ячейка будет содержать формулу.
-
Введите сочетание чисел и знаков операций, таких как «плюс» (+) для сложения, «минус» (-) для вычитания, «звездочка» (*) для умножения и «наклонная черта» (/) для деления.
Например, введите =2+4, =4-2, =2*4 или =4/2.
-
Нажмите клавишу ВВОД.
Будет выполнено вычисление.
Можно также нажать клавиши CTRL+ВВОД, если нужно оставить указатель в активной ячейке.
Дополнительные сведения см. в том, как создать простую формулу.
Для проведения различия между числами разных типов можно применить к ним формат, такой как «денежный», «процентный» или «дата».
-
Выделите ячейки с числами, которые необходимо отформатировать.
-
На вкладке Главная щелкните стрелку в поле Общий.
-
Выберите числовой формат.
Если в списке нет нужного формата, выберите пункт Другие числовые форматы. Дополнительные сведения см. в разделе Доступные числовые форматы.
Для более полного использования полезных функций Excel можно поместить данные в таблицу. Это позволяет быстро фильтровать и сортировать данные.
-
Выделите нужные данные, щелкнув первую ячейку с ними и перетащив область выделения до последней ячейки нужного диапазона.
Для выделения данных с использованием клавиатуры нажмите клавишу SHIFT и расширьте область выделения с помощью клавиш со стрелками.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Откройте вкладку Таблицы и наведите указатель мыши на кнопку Таблица, чтобы посмотреть, как будут выглядеть данные. Затем нажмите кнопку Таблица.
-
Щелкните стрелку в заглавной части столбца.
-
Чтобы отфильтровать данные, снимите флажок Выделить все и выберите данные, которые должны отображаться в таблице.
-
Для сортировки данных выберите пункт Сортировка от А до Я или Сортировка от Я до А.
-
Нажмите кнопку ОК.
Дополнительные сведения см. в Excel таблицы.
Средство быстрого анализа (доступно только в Excel 2016 и Excel 2013 ) позволяет быстро подгонать итоги. Будь то сумма, среднее значение или количество элементов, Excel отображает результаты вычисления непосредственно под числами или рядом с ними.
-
Выделите ячейки с числами, которые нужно сложить или сосчитать.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Выберите пункт Итоги, проведите указателем над кнопками, чтобы увидеть результаты вычислений, и нажмите кнопку, чтобы применить итоги.
С помощью условного форматирования или спарклайнов можно выделить наиболее важные данные или отобразить тенденции их изменения. Используйте средство быстрого анализа (доступно только Excel 2016 и Excel 2013 ) для предварительного просмотра в режиме Live Preview.
-
Выделите данные, которые нужно подробно изучить.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Изучите параметры на вкладках Форматирование и Спарклайны, чтобы узнать, как они влияют на данные.
Например, выберите в коллекции Форматирование цветовую шкалу, чтобы провести различие между высокой, средней и низкой температурами.
-
Если результат предварительного просмотра вас устраивает, щелкните этот вариант.
Узнайте подробнее, как анализировать тенденции в данных с помощью спарклайнов.
Средство быстрого анализа (доступно только в Excel 2016 и Excel 2013 ) рекомендует диаграмму для ваших данных и позволяет наглядно представить ее несколькими щелчками мыши.
-
Выделите ячейки с данными, которые нужно отобразить в диаграмме.
-
Нажмите кнопку «Быстрый анализ в правом нижнем углу области выделения.
-
Откройте вкладку Диаграммы, проведите указателем мыши по рекомендуемым диаграммам, чтобы просмотреть их, и выберите наиболее подходящую.
Примечание: В этой коллекции будут показаны только диаграммы, рекомендуемые для ваших данных.
Узнайте о других способах создания диаграмм.
Быстрая сортировка данных
-
Выделите диапазон данных, например A1:L5 (несколько строк и столбцов) или C1:C80 (один столбец). В этот диапазон могут входить и заголовки, созданные для обозначения столбцов или строк.
-
Выделите одну ячейку в столбце, в котором нужно выполнить сортировку.
-
Нажмите , чтобы выполнить сортировку по возрастанию (от А до Я или от наименьшего числа к наибольшему).
-
Щелкните , чтобы выполнить сортировку по убытию (от Я до А или от наибольшего числа к наименьшему).
Сортировка по определенным условиям
-
Выделите одну любую ячейку в диапазоне, для которого требуется выполнить сортировку.
-
На вкладке Данные в группе Сортировка & фильтра выберите сортировку.
-
Откроется диалоговое окно Сортировка.
-
В списке Сортировать по выберите первый столбец, по которому нужно выполнить сортировку.
-
В списке Сортировка выберите пункт Значения, Цвет ячейки, Цвет шрифта или Значок ячейки.
-
В списке Порядок выберите порядок сортировки. Можно сортировать текст или числа по возрастанию и по убыванию (соответственно от А до Я и от Я до А для текста или от меньшего к большему и от большего к меньшему для чисел).
Дополнительные сведения о сортировке данных см. в теме Сортировка данных в диапазоне или таблице.
-
Выберите данные, которые нужно отфильтровать.
-
На вкладке Данные в группе Сортировка и фильтр нажмите кнопку Фильтр.
-
Щелкните стрелку в заглавной области столбца, чтобы отобразить список, в котором можно выбирать фильтры.
-
Чтобы выбрать значения для списка, снимите флажок (Выделить все). При этом снимаются все флажки. Затем выберите только те значения, которые хотите видеть, и нажмите кнопку ОК, чтобы посмотреть результаты.
Дополнительные сведения о фильтрации данных см. в теме Фильтрация данных в диапазоне или таблице.
-
Нажмите кнопку Сохранить на панели быстрого доступа или сочетание клавиш CTRL+S.
Если документ уже сохранялся, никаких дополнительных действий выполнять не нужно.
-
Если вы сохраняете файл впервые, сделайте следующее.
-
В окне Сохранить как выберите расположение для сохранения книги, а затем найдите нужную папку.
-
В поле Имя файла введите имя книги.
-
Нажмите кнопку Сохранить.
-
-
Откройте вкладку Файл и выберите команду Печать или нажмите клавиши CTRL+P.
-
Для предварительного просмотра страниц нажимайте стрелки Следующая страница и Предыдущая страница.
Окно предварительного просмотра отображает страницы в черно-белом или цветном виде в зависимости от настроек принтера.
Если вас не устраивает вид страниц, можно изменить их поля или добавить разрывы страниц.
-
Нажмите кнопку Печать.
-
На вкладке Файл выберите параметрыи выберите категорию Надстройки.
-
В нижней части диалогового Excel Параметры выберите Excel в поле Управление и нажмите кнопку Перейти.
-
В диалоговом окне Надстройки выберите нужные надстройки и нажмите кнопку ОК.
Если отобразится сообщение о том, что надстройку не удается запустить, и будет выведено предложение установить ее, нажмите кнопку Да, чтобы установить надстройку.
Дополнительные сведения об использовании надстройок см. в этой теме.
Excel позволяет применять встроенные шаблоны, применять собственные настраиваемые шаблоны и искать их на сайте Office.com. Office.com предлагает широкий выбор популярных шаблонов Excel, включая бюджеты.
Дополнительные сведения о поиске и применении шаблонов см. в этой ссылке.
Нужна дополнительная помощь?
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Майского»
Проект
«Решение практических задач с помощью электронных таблиц»
Выполнили ученики 9 А класса:
Тимошев Рифат
Тимошев Далил
Отрощенко Антон
Руководитель: Ятлова Т.А,
учитель информатики
Майский, 2019 год
Оглавление
Введение 3
Основная часть. 4
Что такое электронная таблица? 4
Типы данных 4
Абсолютные и относительные ссылки 5
Функции 5
Построение диаграмм и графиков 8
Практическая часть 9
Задпние_1 9
Задание_2 9
Заключение 11
Введение
Тема нашего проекта «Решение практических задач с помощью электронных таблиц».
В нашей жизни мы постоянно решаем какие-то задачи. Посещая «Магнит», мы с интересом наблюдаем, как кассиры считывают информацию в виде штрих кода, взвешивают продукт, или подсчитывают количество, и программа сама выдает сумму к оплате. При изучении информатики мы проходили тему «Электронные таблицы». Мы задумались о том, что с помощью этой программы можно решать многие жизненно важные задачи, имеющие практическое применение. Эти вычисления можно выполнять с помощью программы Microsoft Excel.
Мы выбрали эту тему, потому что нам нравится .работать в Excel и для выполнения этой работы требуют наличия хороших знаний по работе в электронных таблицах.
Цель нашей работы – отработка навыка решения задач на компьютере в электронных таблицах.
Для выполнения поставленной цели наметили выполнить следующие задачи:
- Уточнить понятие «электронные таблицы».
- Определить назначение абсолютных и относительных ссылок.
- Выделить категории функций.
- Выявить связь и отличие функций в Microsoft Excel и Open Office Calc.
- Найти применение функций для решения задач.
- Решить задания_19
Проектный продукт: письменная работа и презентация.
Методы работы:
1)анализ литературы по вопросу;
2) поиск информации в книгах и сети Интернет;
3) наблюдение;
Основная часть.
Что такое электронная таблица?
Электронная таблица — это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.
Типы данных
Электронные таблицы позволяют работать с тремя основными типами данных: число, текст и формула.
Числа в электронных таблицах Excel могут быть записаны в обычном числовом или экспоненциальном формате, например: 195,2 или 1.952E + 02.
Текстом в электронных таблицах Excel является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов, например, запись «32 Мбайт» является текстовой.
Формулы
Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции (математические, статистические, финансовые, дата и время и т.д.) и знаки математических операций.
Например, формула «=А1+В2» обеспечивает сложение чисел, хранящихся в ячейках А1 и В2, а формула «=А1*5» — умножение числа, хранящегося в ячейке А1, на 5.
При вводе формулы в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. При изменении исходных значений, входящих в формулу, результат пересчитывается немедленно.
Абсолютные и относительные ссылки
Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные.
Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула.
Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, ВЗ.
Абсолютная адресация: в некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительным, а абсолютным). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ «$». Для замораживания всего адреса значок $ ставится дважды. Например: $B$2. можно заморозить только столбец ($B2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет.
В электронных таблицах возможен поиск данных в соответствии с указанными условиями — фильтрами.
Фильтры определяются с помощью условий поиска (больше, меньше, равно и т. д.) и значений (100, 10 и т. д.).
Например, больше 100. В результате поиска будут найдены те ячейки, в которых содержатся данные, удовлетворяющие заданному фильтру.
Функции
Функции могут быть настолько сложными, насколько это необходимо, и могут содержать в качестве аргументов формулы и другие функции. Можно использовать до семи уровней вложенности функций. Если этот предел превысить, Excel выдаст ошибку и такую функцию вычислять не будет.
Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся функции и их смысл.
Таблица: Наиболее часто используемые функции
русский |
англ. |
действие |
синтаксис |
СУММ |
SUM |
Суммирует все числа в интервале ячеек |
СУММ(число1:число2) |
Пример: |
|||
=СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ |
COUNT |
Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек |
СЧЁТ(значение1: [значение2],…) |
Пример: |
|||
=СЧЁТ(A5:A8) |
|||
СРЗНАЧ |
AVERAGE |
Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек |
СРЕДНЕЕ(число1:[число2] ) |
Пример: |
|||
=СРЗНАЧ(A2:A6) |
|||
МАКС |
MAX |
Возвращает наибольшее значение из набора значений |
МАКС(число1;число2; …) |
Пример: |
|||
=МАКС(A2:A6) |
|||
МИН |
MIN |
Возвращает наименьшее значение из набора значений |
МИН(число1;число2; …) |
Пример: |
|||
=МИН(A2:A6) |
|||
ЕСЛИ |
IF |
Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. |
ЕСЛИ(лог_выражение; |
Пример: |
|||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») |
|||
СЧЁТЕСЛИ |
COUNTIF |
Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. |
СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: |
|||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») |
|||
СУММЕСЛИ |
SUMIF |
Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. |
СУММЕСЛИ |
Пример: |
|||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
Построение диаграмм и графиков
Электронные таблицы позволяют представлять числовые данные в виде диаграмм или графиков. Диаграммы бывают различных типов (столбчатые, круговые и т. д.); выбор типа диаграммы зависит от характера данных.
|
|
Практическая часть
Задпние_1. Составить таблицу Оплаты электроэнергии за год.
Исходная таблица |
Результат |
|
|
Задание_2
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые десять строк таблицы:В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
1. Запишем в ячейку E2 следующую формулу =ЕСЛИ(A2=»В»;C2;0) и скопируем ее в диапазон E3:E1001. В ячейку столбца E будет записываться название предмета, если ученик из Восточного округа и «0», если это не так. Применив операцию =ЕСЛИ(E2=»информатика»;1;0), получим столбец (F): с единицами и нулями. Далее, используем операцию =СУММ(F2:F1001). Получим количество учеников, которые считают своим любимым предметом информатику. Таких 10 человек.
2. Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку G2 следующее выражение: =ЕСЛИ(A2=»С»;D2;0), в результате применения данной операции к диапазону ячеек G2:G1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников Северного округа. Сложив значения в ячейках, получим сумму баллов учеников: 56 737. Найдём количество учеников Северного округа с помощью команды =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;»С»), получим 105. Разделив сумму баллов на количество учеников, получим: 540,352 — искомый средний балл.
Ответ: 1) 10; 2) 540,35.
Заключение
В этом проекте мы научились работать с электронными таблицами, а также применять их на практике. Мы выяснили, что они используются везде, даже в повседневной жизни. Поэтому знать, и пользоваться нужно уметь каждому!
Время на прочтение
16 мин
Количество просмотров 236K
Добрый день, уважаемые хаброжители!
Время от времени некоторым (а может и более, чем некоторым) из нас приходится сталкиваться с задачами по обработке небольших массивов данных, начиная от составления и анализа домашнего бюджета и заканчивая какими-либо расчетами по работе, учебе и т.д. Пожалуй, наиболее подходящим инструментом для этого является Microsoft Excel (или возможно иные его аналоги, но они менее распространены).
Поиск выдал мне всего одну статью на Хабре по схожей тематике — «Талмуд по формулам в Google SpreadSheet». В ней дано хорошее описание базовых вещей для работы в excel (хотя он и не 100% про сам excel).
Таким образом, накопив определенный пул запросов/задач, появилась идея их типизировать и предложить возможные решения (пусть не все возможные, но быстро дающие результат).
Речь пойдет о решении наиболее распространенных задач, с которыми сталкиваются пользователи.
Описание решений построено следующим образом – дается кейс, содержащий исходное задание, которое постепенно усложняется, к каждому шагу дано развернутое решение с пояснениями. Наименования функций будут даваться на русском языке, но в скобках при первом упоминании будет приводиться оригинальное наименование на английском языке (т.к. по опыту у подавляющего большинства пользователей установлена русскоязычная версия).
Кейс_1: Логические функции и функции поиска совпадений
«У меня есть набор значений в табличке и необходимо что бы при выполнении определенного условия/набора условий выводилось определенное значение» (с) Пользователь
Данные, как правило, представлены в табличной форме:
Условие:
- если значение в столбце «Количество» больше 5,
- то нужно вывести в колонке «Результат» значение «Заказ не требуется»,
В этом нам поможет формула «ЕСЛИ» (IF), которая относится к логическим формулам и может выдавать в решении любые значения, которые мы заранее записываем в формуле. Обращаю внимание, что любые текстовые значения записываются, используя кавычки.
Синтаксис формулы следующий:
ЕСЛИ(лог_выражение, [значение_если_истина], [значение_если_ложь])
- Лог_выражение — выражение, дающее в результате значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
- Значение_если_истина — значение, которое выводится, если логическое выражение истинно
- Значение_если_ложь — значение, которое выводится, если логическое выражение ложно
Синтаксис формулы для решения:
Вывод результата в ячейку D2:
=ЕСЛИ(C5>5;«Заказ не требуется»;«Необходим заказ»)
На выходе получаем результат:
Бывает, что условие носит более сложный характер, например выполнение 2-х и более условий:
- если значение в столбце «Количество» больше 5, а значение в колонке «Тип» равно «А»
- то нужно вывести в колонке «Результат» значение «1», в обратном случае «0».
В данном случае мы уже не можем ограничиться использованием одной только формулы «ЕСЛИ», необходимо добавить в ее синтаксис другую формулу. И это будет еще одна логическая формула «И» (AND).
Синтаксис формулы следующий:
И(логическое_значение1, [логическое_значение2], …)
- Логическое_значение1-2 и т.д. — проверяемое условие, вычисление которого дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ
Синтаксис решения будет следующим:
Вывод результата в ячейку D2:
=ЕСЛИ(И(C2>5;B2=«А»);1;0)
Таким образом, используя сочетание 2-х формул, мы находим решение нашей задачи и получаем результат:
Попробуем усложнить задачу – новое условие:
- если значение в столбце «Количество» равно 10, а значение в колонке «Тип» равно «А»
- или же значение в столбце «Количество» больше или равно 5, а значение «Тип» равен «Б»
- то нужно вывести в колонке «Результат» значение «1», в обратном случае «0».
Синтаксис решения будет следующим:
Вывод результата в ячейку D2:
=ЕСЛИ(ИЛИ(И(C2=10;B2=«А»); И(C2>=5;B2=«Б»));1;0)
Как видно из записи, в формулу «ЕСЛИ» включено одно условие «ИЛИ» (OR) и два условия с использованием формулы «И», включенных в него. Если хотя бы одно из условий 2-го уровня имеет значение «ИСТИНА», то в колонку «Результат» будет выведен результат «1», в противном случае будет «0».
Результат:
Теперь перейдем к следующей ситуации:
Представим, что в зависимости от значения в столбце «Условие» должно выводиться определенное условие в столбце «Результат», ниже приведено соответствие значений и результата.
Условие:
- 1 = А
- 2 = Б
- 3 = В
- 4 = Г
При решении задачи с помощью функции «ЕСЛИ», синтаксис будет следующим:
Вывод результата в ячейку B2:
=ЕСЛИ(A2=1;«А»; ЕСЛИ(A2=2;«Б»; ЕСЛИ(A2=3;«В»; ЕСЛИ(A2=4;«Г»;0))))
Результат:
Как видно, написание подобной формулы не только не очень удобно и громоздко, но и может занять некоторое время на ее редактирование у неопытного пользователя в случае ошибки.
Минус подобного подхода в том, что он применим для небольшого количества условий, ведь, все их придется набирать вручную и «раздувать» нашу формулу до больших размеров, однако подход отличает полная «всеядность» к значениям и универсальность использования.
Альтернативное решение_1:
Использование формулы «ВЫБОР» (CHOOSE),
Синтаксис функции:
ВЫБОР(номер_индекса, значение1, [значение2], …)
- Номер_индекса — номер выбираемого аргумента-значения. Номер индекса должен быть числом от 1 до 254, формулой или ссылкой на ячейку, содержащую число в диапазоне от 1 до 254.
- Значение1, значение2,… — значение от 1 до 254 аргументов-значений, из которых функция «ВЫБОР», используя номер индекса, выбирает значение или выполняемое действие. Аргументы могут быть числами, ссылками на ячейки, определенными именами, формулами, функциями или текстом.
При ее использовании, мы сразу заносим результаты условий в зависимости от указанных значений.
Условие:
- 1 = А
- 2 = Б
- 3 = В
- 4 = Г
Синтаксис формулы:
=ВЫБОР(A2;«А»;«Б»;«В»;«Г»)
Результат аналогичен решению с цепочкой функций «ЕСЛИ» выше.
При применении этой формулы существуют следующие ограничения:
В ячейку «А2» (номер индекса) могут быть указаны только цифры, а значения результата будут выводиться в порядке возрастания от 1 до 254 значений.
Иными словами, функция будет работать только если в ячейке «А2» указаны цифры от 1 до 254 в порядке возрастания и это накладывает определенные ограничения при использовании этой формулы.
Т.е. если мы захотим, что бы значение «Г» выводилось при указании числа 5,
- 1 = А
- 2 = Б
- 3 = В
- 5 = Г
то формула будет иметь следующий синтаксис:
Вывод результата в ячейку B2:
=ВЫБОР(A31;«А»;«Б»;«В»;;«Г»)
Как видно, значение «4» в формуле нам приходится оставить пустым и перенести результат «Г» на порядковый номер «5».
Альтернативное решение_2:
Вот мы и подошли к одной из самых популярных функций Excel, овладение которой автоматически превращает любого офисного работника в «опытного пользователя excel» /sarcasm/.
Синтаксис формулы:
ВПР(искомое_значение, таблица, номер_столбца, [интервальный_просмотр])
- Искомое_значение – значение, поиск которого осуществляется функцией.
- Таблица – диапазон ячеек, содержащий данные. Именно в этих ячейках будет происходить поиск. Значения могут быть текстовыми, числовыми или логическими.
- Номер_столбца — номер столбца в аргументе «Таблица», из которого будет выводиться значение в случае совпадения. Важно понимать, что отсчет столбцов происходит не по общей сетке листа (A.B,C,D и т.д.), а внутри массива, указанного в аргументе «Таблица».
- Интервальный_просмотр — определяет, какое совпадение должна найти функция — точное или приблизительное.
Важно: функция «ВПР» ищет совпадение только по первой уникальной записи, если искомое_значение присутствует в аргументе «Таблица» несколько раз и имеет разные значения, то функция «ВПР» найдет только самое ПЕРВОЕ совпадение, результаты по всем остальным совпадениям показаны не будутИспользование формулы «ВПР» (VLOOKUP) связано с еще одним подходом в работе с данными, а именно с формированием «справочников».
Суть подхода в создании «справочника» соответствия аргумента «Искомое_значение» определенному результату, отдельно от основного массива, в котором прописываются условия и соответствующие им значения:
Затем в рабочей части таблицы уже прописывается формула со ссылкой на справочник, заполненный ранее. Т.е. в справочнике в столбце «D» происходит поиск значения из столбца «А» и при нахождении соответствия выводится значение из столбца «Е» в столбец «В».
Синтаксис формулы:
Вывод результата в ячейку B2:
=ВПР(A2;$D$2:$E$5;2;0)
Результат:
Теперь представим ситуацию, когда необходимо подтянуть данные в одну таблицу из другой, при этом таблицы не идентичны. См. пример ниже
Видно, что строки в столбцах «Продукт» обеих таблиц не совпадают, однако, это не является препятствием для использования функции «ВПР».
Вывод результата в ячейку B2:
=ВПР($A3;$H$3:$M$6;2;0)
Но при решении сталкиваемся с новой проблемой – при «протягивании» написанной нами формулы вправо от столбца «В» до столбца «Е», нам придется вручную заменять аргумент «номер_столбца». Дело это трудоемкое и неблагодарное, потому, на помощь нам приходит другая функция — «СТОЛБЕЦ» (COLUMN).
Синтаксис функции:
СТОЛБЕЦ([ссылка])
- Ссылка — ячейка или диапазон ячеек, для которых требуется возвратить номер столбца.
Если использовать запись типа:
=СТОЛБЕЦ()
то функция выведет номер текущего столбца (в ячейке которого написана формула).
В результате получается число, которое можно использовать в функции «ВПР», чем мы и воспользуемся и получаем следующую запись формулы:
Вывод результата в ячейку B2:
=ВПР($A3;$H$3:$M$6; СТОЛБЕЦ();0)
Функция «СТОЛБЕЦ» определит номер текущего столбца, который будет использоваться аргументом «Номер_столбца» для определения номера столбца поиска в справочнике.
Кроме того, можно использовать конструкцию:
=СТОЛБЕЦ()-1
Вместо числа «1» можно использовать любое число (а также не только вычитать его, но и прибавлять к полученному значению), для получения желаемого результата, если нет желания ссылаться на определенную ячейку в столбце с нужным нам номером.
Получившийся результат:
Продолжаем развивать тему и усложняем условие: представим, что у нас есть два справочника с разными данными по продуктам и необходимо вывести в таблицу с результатом значения в зависимости от того, какой тип справочника указан в колонке «Справочник»
Условие:
- Если в столбце «Справочник» указано число 1, данные должны тянуться из таблицы «Справочник_1», если число 2, то из таблицы «Справочник_2» в соответствии с указанным месяцем
Вариант решения, который сразу приходит на ум, следующий:
Вывод результата в ячейку C3:
=ЕСЛИ($B3=1; ВПР($A3;$G$3:$I$6; СТОЛБЕЦ()-1;0); ВПР($A3;$K$3:$M$6; СТОЛБЕЦ()-1;0))
Плюсы: наименование справочника может быть любым (текст, цифры и их сочетание), минусы – плохо подходит, если вариантов более 3-х.
Если же номера справочников всегда представляют собой числа, имеет смысл использовать следующее решение:
Вывод результата в ячейку C3:
=ВПР($A3; ВЫБОР($B3;$G$3:$I$6;$K$3:$M$6); СТОЛБЕЦ()-1;0)
Плюсы: формула может включать до 254 наименований справочников, минусы – их наименование должно быть строго числовым.
Результат для формулы с использованием функции «ВЫБОР»:
Бонус: ВПР по двум и более признакам в аргументе «искомое_значение».
Условие:
- Представим, что у нас как всегда есть массив данных в табличной форме (если нет, то мы к нему приводим данные), из массива по определенным признакам необходимо получить значения и поместить их в другую табличную форму.
Обе таблицы приведены ниже:
Как видно из табличных форм, каждая позиция имеет не только наименование (которое не является уникальным), но также и относится к определенному классу и имеет свой вариант фасовки.
Используя сочетание имени и класса и фасовки, мы можем создать новый признак, для этого в таблице с данными создаем дополнительный столбец «Доп.признак», который заполняем при помощи следующей формулы:
=H3&»_»&I3&»_»&J3
Используя символ «&», объединяем три признака в один (разделитель между словами может быть любым, как и не быть вовсе, главное использовать аналогичное правило и для поиска)
Аналогом формулы может быть функция «СЦЕПИТЬ» (CONCATENATE), в этом случае она будет выглядеть следующим образом:
=СЦЕПИТЬ(H3;»_»;I3;»_»;J3)
После того, как дополнительный признак создан для каждой записи в таблице с данными, приступаем к написанию функции поиска по этому признаку, которая будет иметь вид:
Вывод результата в ячейку D3:
=ЕСЛИОШИБКА(ВПР(A2&»_»&B2&»_»&C2;$G$2:$K$6;5;0);0)
В функции «ВПР» в качестве аргумента «искомое_значение» используем все ту же связку трех признаков (наименование_класс_фасовка), но берем ее уже в таблице для заполнения и заносим непосредственно в аргумент (как вариант, можно было бы выделить значение для аргумента в дополнительный столбец в таблице для заполнения, но это действие будет излишним).
Напоминаю, что использование функции «ЕСЛИОШИБКА» (IFERROR) необходимо, если искомое значение так и не будет найдено, и функция «ВПР» выведет нам значение «#Н/Д» (об этом ниже).
Результат на картинке ниже:
Данный прием можно использовать и для большего количества признаков, единственное условие – уникальность получаемых комбинаций, если она не соблюдается, то результат будет некорректным.
Кейс_3 Поиск значения в массиве, или когда ВПР не в силах нам помочь
Рассмотрим ситуацию, когда необходимо понять, есть ли в массиве ячеек нужные нам значения.
Задача:
- в столбце «Условие поиска» указано значение и необходимо определить, присутствует ли оно в столбце «Массив для поиска»
Визуально все выглядит в следующем виде:
Как мы видим, функция «ВПР» тут бессильна, т.к. мы ищем не точное совпадение, а именно наличие в ячейке нужного нам значения.
Для решения задачи необходимо использовать комбинацию нескольких функций, а именно:
«ЕСЛИ»
«ЕСЛИОШИБКА»
«СТРОЧН»
«НАЙТИ»
По порядку обо всех, «ЕСЛИ» мы уже разобрали ранее, потому перейдем к функции «ЕСЛИОШИБКА» (IFERROR)
ЕСЛИОШИБКА(значение, значение_при_ошибке)
- Значение — аргумент, проверяемый на возникновение ошибок.
- Значение_при_ошибке — значение, возвращаемое при ошибке при вычислении по формуле. Возможны следующие типы ошибок: #Н/Д, #ЗНАЧ!, #ССЫЛКА!, #ДЕЛ/0!, #ЧИСЛО!, #ИМЯ? и #ПУСТО!.
Важно: данная формула практически всегда обязательна при работе с массивами информации и справочниками, т.к. зачастую бывает, что искомое значение не находится в справочнике и в этом случае функция возвращает ошибку. Если же в ячейке выводится ошибка и ячейка участвует, например, в вычислении, то оно так же произойдет с ошибкой. Плюс ко всему, ячейкам, где формула возвратила ошибку можно присваивать различные значения, которые облегчают их статистическую обработку. Также, в случае ошибки можно выполнять другие функции, что очень удобно при работе с массивами и позволяет строить формулы с учетом довольно разветвленных условий.
«СТРОЧН» (LOWER)
СТРОЧН(текст)
- Текст — текст, преобразуемый в нижний регистр.
Важно: функция «СТРОЧН» не заменяет знаки, не являющиеся буквами.
Роль в формуле: поскольку функция «НАЙТИ» (FIND) осуществляет поиск и учетом регистра текста, то необходимо привести весь текст к одному регистру, в противном случае «чАй» будет не равно «чай» и т.д. Это актуально, если значение регистра не является условием поиска и отбора значений, в противном случае формулу «СТРОЧН» можно не использовать, так поиск будет более точным.
Теперь подробнее о синтаксисе функции «НАЙТИ» (FIND).
НАЙТИ(искомый_текст, просматриваемый_текст, [нач_позиция])
- Искомый_текст — текст, который необходимо найти.
- Просматриваемый_текст — текст, в котором нужно найти искомый текст.
- Нач_позиция — знак, с которого нужно начать поиск. Первый знак в тексте «просматриваемый_текст» имеет номер 1. Если номер не указан, он по умолчанию считается равным 1.
Синтаксис формулы-решения будет иметь вид:
Вывод результата в ячейку B2:
=ЕСЛИ(ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ(СТРОЧН(A2); СТРОЧН(E2);1);0)=0;«fail»;«bingo!»)
Разберем логику формулы по действиям:
- СТРОЧН(A2) – преобразует аргумент «Искомый_текст» в ячейке в А2 в текст с нижним регистром
- Функция «НАЙТИ» начинает поиск преобразованного аргумента «Искомый_текст» в массиве «Просматриваемый_текст», который преобразовывается функцией «СТРОЧН(E2)», также в текст с нижним регистром.
- В случае если, функция находит совпадение, т.е. возвращает порядковый номер первого символа совпадающего слова/значения, срабатывает условие ИСТИНА в формуле «ЕСЛИ», т.к. полученное значение не равно нулю. Как результат, в столбце «Результат» будет выведено значение «Bingo!»
- Если же, функция не находит совпадение т.е. порядковый номер первого символа совпадающего слова/значения не указывается и вместо значения возвращается ошибка, срабатывает условие, заложенное в формулу «ЕСЛИОШИБКА» и возвращается значение равное «0», что соответствует условию ЛОЖЬ в формуле «ЕСЛИ», т.к. полученное значение равно «0». Как результат, в столбце «Результат» будет выведено значение «fail».
Как видно из рисунка выше, благодаря функциям «СТРОЧН» и «НАЙТИ» мы находим искомые значения вне зависимости от регистра символов, и места нахождения в ячейке, но необходимо обратить внимание на строку 5.
Условие поиска задано как «111», но в массиве поиска указано значение «1111111 печенюшки», однако формула выдает результат «Bingo!». Это происходит потому, что значение «111» входит в ряд значений «1111111», как следствие находится совпадение. В обратном случае данное условие не сработает.
Кейс_4 Поиск значения в массиве по нескольким условиям, или когда ВПР тем более не в силах нам помочь
Представим ситуацию, когда необходимо найти значение из «Таблица с результатом» в двумерном массиве «Справочник» по нескольким условиям, а именно по значению «Наименование» и «Месяц».
Табличная форма задания будет иметь следующий вид:
Условие:
- В таблицу с результатом необходимо подтянуть данные в соответствии с совпадением условий «Наименование» и «Месяц».
Для решения подобной задачи подойдет комбинация функций «ИНДЕКС» и «ПОИСКПОЗ»
Синтаксис функции «ИНДЕКС» (INDEX)
ИНДЕКС(массив, номер_строки, [номер_столбца])
- Массив — диапазон ячеек, из которого будут показываться значения в случае совпадения условий их поиска.
- Если массив содержит только одну строку или один столбец, аргумент «номер_строки» или «номер_столбца» соответственно не является обязательным.
- Если массив занимает больше одной строки и одного столбца, а из аргументов «номер_строки» и «номер_столбца» задан только один, то функция «ИНДЕКС» возвращает массив, состоящий из целой строки или целого столбца аргумента «массив».
- Номер_строки — номер строки в массиве, из которой требуется возвратить значение.
- Номер_столбца — номер столбца в массиве, из которого требуется возвратить значение.
Иными словами функция возвращает из указанного массива в аргументе «Массив» значение, которое находится на пересечении координат, указанных в аргументах «Номер_строки» и «Номер_столбца».
Синтаксис функции «ПОИСКПОЗ» (MATCH)
ПОИСКПОЗ(искомое_значение, просматриваемый_массив, [тип_сопоставления])
- Искомое_значение — значение, которое сопоставляется со значениями в аргументе просматриваемый_массив. Аргумент искомое_значение может быть значением (числом, текстом или логическим значением) или ссылкой на ячейку, содержащую такое значение.
- Просматриваемый_массив — диапазон ячеек, в которых производится поиск.
- Тип_сопоставления — необязательный аргумент. Число -1, 0 или 1.
Функция ПОИСКПОЗ выполняет поиск указанного элемента в диапазоне ячеек и возвращает относительную позицию этого элемента в диапазоне.
Суть использования комбинации функций «ИНДЕКС» и «ПОИСКПОЗ» в том, то мы производим поиск координат значений по их наименованию по «осям координат».
Осью Y будет столбец «Наименование», а осью X – строка «Месяцы».
часть формулы:
ПОИСКПОЗ($A4;$I$4:$I$7;0)
возвращает число по оси Y, в данном случае оно будет равно 1, т.к. значение «А» присутствует в искомом диапазоне и имеет относительную позицию «1» в этом диапазоне.
часть формулы:
ПОИСКПОЗ(B$3;$J$3:$L$3;0)
возвращает значение #Н/Д, т.к. значение «1» отсутствует в просматриваемом диапазоне.
Таким образом, мы получили координаты точки (1; #Н/Д) которые функция «ИНДЕКС» использует для поиска в аргументе «Массив».
Полностью написанная функция для ячейки B4 будет иметь следующий вид:
=ИНДЕКС($J$4:$L$7; ПОИСКПОЗ($A4;$I$4:$I$7;0); ПОИСКПОЗ(B$3;$J$3:$L$3;0))
По сути, если бы мы знали координаты нужного нам значения, функция выглядела бы следующим образом:
=ИНДЕКС($J$4:$L$7;1;#Н/Д))
Поскольку, аргумент «Номер_столбца» имеет значение «#Н/Д», то результат для ячейки «B4» будет соответствующий.
Как видно из получившегося результата не все значения в таблице с результатом находят совпадение со справочником и в итоге мы видим, что часть значений в таблице выводится в виде «#Н/Д», что затрудняет использование данных для дальнейших расчетов.
Результат:
Что бы нейтрализовать этот негативный эффект используем функцию «ЕСЛИОШИБКА», о которой мы читали ранее, и заменяем значение, возвращающееся при ошибке на «0», тогда формула будет иметь вид:
Вывод результата в ячейку B4:
=ЕСЛИОШИБКА(ИНДЕКС($J$4:$L$7; ПОИСКПОЗ($A4;$I$4:$I$7;0); ПОИСКПОЗ(B$3;$J$3:$L$3;0));0)
Демонстрация результата:
Как видно на картинке, значения «#Н/Д» более не мешают нам в последующих вычислениях с использованием значений в таблице с результатом.
Кейс_5 Поиск значения в диапазоне чисел
Представим, что нам необходимо дать определенный признак числам, входящим в определенный диапазон.
Условие:
В зависимости от стоимости продукта ему должна присваиваться определенная категория
Если значение находится в диапазоне
- От 0 до 1000 = А
- От 1001 до 1500 = Б
- От 1501 до 2000 = В
- От 2001 до 2500 = Г
- Более 2501 = Д
Функция ПРОСМОТР (LOOKUP) возвращает значение из строки, столбца или массива. Функция имеет две синтаксических формы: векторную и форму массива.
ПРОСМОТР(искомое_значение; просматриваемый_вектор; [вектор_результатов])
- Искомое_значение — значение, которое функция ПРОСМОТР ищет в первом векторе. Искомое_значение может быть числом, текстом, логическим значением, именем или ссылкой на значение.
- Просматриваемый_вектор — диапазон, состоящий из одной строки или одного столбца. Значения в аргументе просматриваемый_вектор могут быть текстом, числами или логическими значениями.
- Значения в аргументе просматриваемый_вектор должны быть расположены в порядке возрастания: …, -2, -1, 0, 1, 2, …, A-Z, ЛОЖЬ, ИСТИНА; в противном случае функция ПРОСМОТР может возвратить неправильный результат. Текст в нижнем и верхнем регистрах считается эквивалентным.
- Вектор_результатов — диапазон, состоящий из одной строки или столбца. Вектор_результатов должен иметь тот же размер, что и просматриваемый_вектор.
Вывод результата в ячейку B3:
=ПРОСМОТР(E3;$A$3:$A$7;$B$3:$B$7)
Аргументы «Просматриваемый_вектор» и «Вектор_результата» можно записать в форме массива – в этом случае не придется выводить их в отдельную таблицу на листе Excel.
В этом случае функция будет выглядеть следующим образом:
Вывод результата в ячейку B3:
=ПРОСМОТР(E3;{0;1001;1501;2001;2501};{«А»;«Б»;«В»;«Г»;«Д»})
Кейс_6 Суммирование чисел по признакам
Для суммирования чисел по определенным признакам можно использовать три разных функции:
СУММЕСЛИ (SUMIF) – суммирует только по одному признаку
СУММЕСЛИМН (SUMIFS) – суммирует по множеству признаков
СУММПРОИЗВ (SUMPRODUCT) – суммирует по множеству признаков
Существует также вариант с использованием «СУММ» (SUM) и функции формулы массивов, когда формула «СУММ» возводится в массив:
({=СУММ(()*())}
но такой подход довольно неудобен и полностью перекрывается по функционалу формулой «СУММПРОИЗВ»
Теперь подробнее по синтаксису «СУММПРОИЗВ»:
СУММПРОИЗВ(массив1, [массив2], [массив3],…)
- Массив1 — первый массив, компоненты которого нужно перемножить, а затем сложить результаты.
- Массив2, массив3… — от 2 до 255 массивов, компоненты которых нужно перемножить, а затем сложить результаты.
Условие:
- Найти общую сумму по стоимости отгрузок по каждому из продуктов за определенный период:
Как видно из таблицы с данными, что бы посчитать стоимость необходимо цену умножить на количество, а полученное значение, применив условия отбора переносить в таблица с результатом.
Однако, формула «СУММПРОИЗ» позволяет проводить такие расчеты внутри формулы.
Вывод результата в ячейку B4:
=СУММПРОИЗВ(($A4=$H$3:$H$11)*($K$3:$K$11>=B$3)*($K$3:$K$11<C$3);($M$3:$M$11)*($L$3:$L$11))
Разберем формулу по частям:
($A4=$H$3:$H$11)
– задаем условие по отбору в столбце «Наименование» таблицы с данными по столбцу «Наименование» в таблице с результатом
($K$3:$K$11>=B$3)*($K$3:$K$11<C$3)
– задаем условие по временным рамкам, дата больше или равна первого числа текущего месяца, но меньше первого числа месяца следующего. Аналогично – условие в таблице с результатом, массив – в таблице с данными.
($M$3:$M$11)*($L$3:$L$11)
– перемножаем столбцы «Количество» и «Цена» в таблице с данными.
Несомненным плюсом данной функции является свободный порядок записи условий, их можно записывать в любом порядке, на результат это не повлияет.
Результат:
Теперь усложним условие и добавим требование, что бы отбор по наименованию «печеньки» происходил только по классам «малые» и «большие», а по наименованию «булки» все, кроме по классу «с джемом»:
Вывод результата в ячейку B4:
=СУММПРОИЗВ(($A4=$H$3:$H$11)*($J$3:$J$11>=B$3)*($J$3:$J$11<C$3)*(($I$3:$I$11=«малые»)+($I$3:$I$11=«большие»));($L$3:$L$11*$K$3:$K$11))
В формуле для отбора по печенькам добавилось новое условие:
(($I$3:$I$11=«малые»)+($I$3:$I$11=«большие»))
– как видно, два или более условия по одному столбцу выделяются в отдельную группу при помощи символа «+» и заключения условий в дополнительные скобки.
В формуле для отбора по булкам также добавилось новое условие:
=СУММПРОИЗВ(($A5=$H$3:$H$11)*($J$3:$J$11>=B$3)*($J$3:$J$11<C$3)*($I$3:$I$11<>«с джемом»);($L$3:$L$11)*($K$3:$K$11))
это:
($I$3:$I$11<>«с джемом»)
– на самом деле, в данной формуле можно было написать условие отбора также как и при отборе по печенькам, но тогда, пришлось бы перечислять три условия в формуле, в данном случае, проще написать исключение – не равно «с джемом» для этого используем значение «<>».
Вообще, если группы признаков/классов заранее известны, то лучше объединять их в эти группы, создавая справочники, чем записывать все условия в функцию, раздувая ее.
Результат:
Что ж, вот мы и подошли к концу нашего краткого мануала, который на самом деле мог бы быть намного больше, но целью было все-таки дать решение наиболее встречающихся ситуаций, а не описывать решение частных (но гораздо более интересных случаев).
Надеюсь, что мануал поможет кому-нибудь в решении задач при помощи Excel, ведь это будет значить, что мой труд не пропал зря!
Спасибо за уделенное время!