Задачи по excel с использованием логической функции

13

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»

Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».

Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.

Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;

  • способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;

  • развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.

Воспитательная:

  • формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.

Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (12 минут).

  3. Изложение нового материала (25 минут).

  4. Практическая работа (1 час 30 минут).

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).

Ход учебного занятия:

Организационный момент.

Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)

Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:

1.Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны

2.Активная ячейка в Excel — это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа

3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.

4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.

5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.

6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.

7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.

8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны

9.Укажите правильный адрес ячейки:

а) А6С

б) В67

в) 83С

г) В1Г

10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка

11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.

12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы

13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.

14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.

15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.

Изложение нового материала.

Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:

Логические функции

В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности

  • Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:

=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)

В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).

Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.

В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».

Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).

  • Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:

=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)

Всего логических условий может быть до 30 штук.

Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:

ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».

  • Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.

  • Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.

Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.

Практическая работа.

  1. Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).

  2. Произвести расчёты по формуле.

  1. Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для второй строки:

=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))

Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.

Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.

  1. Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Создать таблицу по образцу (Приложение 2)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для девятой строки:

=ЕСЛИ(B9

  1. В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.

Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.


Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»

Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.

Приложение 1

Задание для выполнения:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

3

Баканов Иван

23

4

Бутейко Артём

17

5

Вишнякова Алина

35

6

Волошина Мария

32

7

Истомин Николай

28

8

Козакова Ирина

25

9

Кирсанов Павел

19

10

Леонов Дмитрий

21

11

Левченко Никита

19

12

Приходько Даниил

12

13

Самойлова Екатерина

21

14

Тимофеева Дарья

29

15

Харитонова Ольга

31

16

Шейнова Марина

34

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

5

3

Баканов Иван

23

5

4

Бутейко Артём

17

4

5

Вишнякова Алина

35

5

6

Волошина Мария

32

5

7

Истомин Николай

28

5

8

Козакова Ирина

25

5

9

Кирсанов Павел

19

4

10

Леонов Дмитрий

21

5

11

Левченко Никита

19

4

12

Приходько Даниил

12

2

13

Самойлова Екатерина

21

5

14

Тимофеева Дарья

29

5

15

Харитонова Ольга

31

5

16

Шейнова Марина

34

5

Приложение 2

Задание для выполнения:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

6

Баканов Иван

45

7

Бутейко Артём

42

8

Вишнякова Алина

51

9

Волошина Мария

68

10

Истомин Николай

47

11

Козакова Ирина

55

12

Кирсанов Павел

23

13

Леонов Дмитрий

70

14

Левченко Никита

46

15

Итого

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

800

6

Баканов Иван

45

900

7

Бутейко Артём

42

840

8

Вишнякова Алина

51

1025

9

Волошина Мария

68

1450

10

Истомин Николай

47

940

11

Козакова Ирина

55

1125

12

Кирсанов Павел

23

460

13

Леонов Дмитрий

70

1500

14

Левченко Никита

46

920

15

Итого

9960

Тема Табличный процессор EXCEL-2003

Практическое занятие №
5

Логические функции

Задание:

1. Логическая функция ЕСЛИ

=ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь) — принимает одно из двух указанных значений, в зависимости от
выполнения условия.

Если логическое выражение верно, то функция принимает первое значение.
Если логическое выражение не верно, то функция принимает второе значение.

Пример: Студенты сдали экзамен. Требуется
сделать заключение: если оценка 5, 4 или 3, то экзамен сдан, иначе –
переэкзаменовка.

Запустить Excel и создать таблицу по образцу.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(С2>=3;”Экзамен сдан”;”Переэкзаменовка”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-1.

2. Логическая функция И

И(логическое_значение1;
логическое_значение2;…)
— принимает значение ИСТИНА,
если все аргументы имеют значение ИСТИНА; принимает значение ЛОЖЬ, если хотя бы
один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.

Пример: Для студентов, сдававших экзамен,
вывести сообщение «Оценка получена», для студентов, проигнорировавших экзамен,
вывести сообщение «Не пришел».

Скопировать таблицу на Лист2 и удалить формулы в ячейках D2:D11. Изменить оценки и двум студентам вместо
оценок ввести «неявка».

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(И(С2>=2;С2<=5);”Оценка получена”;”Не пришел”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-2.

3. Логическая функция ИЛИ

ИЛИ(логическое_значение1;
логическое_значение2; …)

принимает зна­чение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение
ИСТИНА; принимает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.

Пример: Для студентов, сдавших экзамен на 3, 4
или 5, вывести сообщение «Оценка положительная», остальным студентам – «Очень
плохо».

Скопировать таблицу на Лист3 и удалить формулы в ячейках D2:D11.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(С2=3;С2=4;С2=5);”Оценка положительная”;”Очень
плохо”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-3.

4. Статистическая  функция СЧЕТЕСЛИ

=СЧЕТЕСЛИ( диапазон; критерий)

            где:

            —
Диапазон – блок ячеек, содержащий проверяемые значения;

            —
Критерий – константа или условие проверки;

Подсчитывает в
указанном диапазоне количество значений, совпавших с критерием.

Пример: Необходимо
подсчитать количество различных оценок по результатам экзамена.

Вставить
Лист4, переместить его на место (за Лист3). Скопировать на этот лист диапазон
ячеек А1:С11 с листа 1. Оформить ячейки столбца D по образцу.

В ячейку Е2 ввести формулу =СЧЕТЕСЛИ(С2:С11;5). В ячейку Е3
ввести формулу, используя мастер функций.

По
аналогии ввести формулы в ячейки Е4 и Е5. При вводе формулы в ячейку Е6 в поле Критерий
ввести неявка.

Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Стат-ф-4.

5. Математическая функция СУММЕСЛИ

=СУММЕСЛИ( Диапазон; Критерий [;
Диапазон суммирования ] )

где:

            — Диапазон
– диапазон проверяемых значений;

            — Критерий
– константа или условие проверки;

            — Диапазон
суммирования – обрабатываемый диапазон. Если он отсутствует, то 1-й
аргумент функции становится и проверяемым и обрабатываемым диапазоном;

            — [ ]
– указание на то, что данный аргумент функции может отсутствовать.

Вначале
рассмотрим пример использования этой функции с двумя аргументами.

Вставить
Лист5. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.

В
ячейку А10 ввести текст Сумма, если >4000. В ячейку С10 ввести
формулу
=СУММЕСЛИ(С2:С8;»>4000″).

Из
примера видно, что суммироваться будут значения только тех ячеек диапазона С2:С8,
которые отвечают условию «>4000». В данном случае диапазон
C2:C8 и проверяется
и обрабатывается.

Рассмотрим
использование функции с тремя аргументами.

В
ячейку А11 ввести текст Сумма для НР. В ячейку С11 ввести формулу
=СУММЕСЛИ(А2:А8; «НР»;С2:С8).

В данном случае производится суммирование ячеек диапазона С2:С8
только в тех случаях, если в соседней ячейке диапазона А2:А8 находится
запись «НР». Здесь диапазон А2:А8 проверяется, а диапазон С2:С8
обрабатываются.

Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Мат-ф-5.

6. Вложенная функция ЕСЛИ

Вставить
Лист6. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.

Предположим, что премия начисляется при следующих условиях:

         
если средний балл меньше 3, то премия равна 0,

         
если средний балл больше 3, но меньше 4.5, то
премия равна 500р,

         
если средний балл больше 4.5, то премия равна 800р.

Поместить курсор в ячейку D2 и вызвать
Мастера функций.

На первом шаге в левом окне выбрать категорию Логические.
В правом окне выбрать функцию ЕСЛИ.

Щелкнуть
по кнопке ОК. Появится окно функции ЕСЛИ.

На втором шаге Мастера функций в поле Логическое_выражение
надо ввести условие, во втором поле — значение в случае Истина, а в третьем
поле — значение в случае Ложь.

Значение среднего балла находится в ячейке С2. Поэтому надо
щелкнуть мышью по кнопке с красной стрелочкой в верхнем поле справа. Диалоговое
окно свернется в строку.

В ячейке D2 будет отображено начало
формулы. Надо щелкнуть по ячейке С2, а затем по кнопке с красной стрелочкой для
возврата в окно функции ЕСЛИ. В формулу будет помещен адрес ячейки С2. Если
щелкнуть нечаянно по другой ячейке, то адрес этой ячейки также будет помещен в
формулу. Повнимательнее!

Теперь с помощью клавиатуры надо дополнить условие С2<3.
Можно было в первом поле ввести это условие с клавиатуры, не пользуясь кнопкой
с красной стрелочкой (кнопкой свертки).

Во второе поле ввести значение для случая, когда C2<3, то есть, ввести 0.

Нажать клавишу Tab или щелкнуть мышкой в третьем поле.

В это поле надо поместить вложенную функцию ЕСЛИ. В строке
формул слева имеется кнопка вызова функций.

В данном случае это функция ЕСЛИ. Надо щелкнуть по этой
кнопке, чтобы в третье поле поместить вложенную функцию ЕСЛИ. Появится новое
окно для вложенной функции ЕСЛИ.

В первое поле нового окна ввести второе условие C2<4,5, во второе поле ввести значение 500, а в третье поле ввести
значение 800.

Щелкнуть по кнопке ОК.

В ячейку D2 будет помещен результат расчета, а в строке
формул отображена расчетная формула с вложенной функцией ЕСЛИ. Скопировать эту
формулу в ячейки
D3:D5 и посмотреть
результаты расчета.

Показать преподавателю и сохранить файл с именем Если-влож.

Вставить Лист7. Разместить листы по порядку. Скопировать на
Лист7 таблицу с Листа6, удалить в столбце Премия формулы. Добавить в
список фамилию Чернов, средний балл 1,5. Исправить Белову средний
балл 0,8.

Определить премию в зависимости от среднего балла при
следующих условиях:

если <1, вывести сообщение «штраф»,

если >1, но <2, то премия равна 0,

если >2, но <3, то премия равна 100,

если >3, но <4, то премия равна 200,

если >4, то премия равна 300.

Получить решение, показать преподавателю и сохранить файл с
именем Если-сам.

Закрыть табличный процессор, убедиться, что строка активных
задач пустая, закончить сеанс.

Практическая работа

«Использование логических функций»

 

Задание № 1

Работа с функциями Год и Сегодня

Ячейки, в которых
выполнена заливка серым цветом, должны содержать формулы!

Сведения о стаже сотрудников фирмы «Рога и
копыта»

ФИО

Должность

Дата приема

на работу

Стаж

Иванов И.И.

Директор

01 января 2003
г.

5

Петров П.П.

Водитель

02 февраля 2002
г.

6

Сидоров С.С.

Инженер

03 июня 2001
г.

7

Кошкин К.К.

Гл. бух.

05 сентября 2006
г.

1

Мышкин М.М.

Охранник

01 августа 2008
г.

0

Мошкин М.М.

Инженер

04 декабря 2019 г.

2

Собакин С.С.

Техник

06 ноября 2018 г.

0

Лосев Л.Л.

Психолог

14 апреля 2020 г.

3

Гусев Г.Г.

Техник

25 июля 2015 г.

4

Волков В.В.

Снабженец

02 мая 2019 г.

7

1.     
Создать и отформатировать таблицу
по образцу (Фамилии ввести из списка)

2.     
Заполнить столбец «Дата приема на
работу» значениями типа дата.

3.     
Вычислить стаж работы сотрудников
фирмы по формуле:

=ГОД(СЕГОДНЯ()-Дата приема
на работу)-1900

(Полученный результат может не совпадать со
значениями в задании. Почему?)

4.     
Переименовать Лист1 в Сведения
о стаже сотрудников

Задание № 2

Работа с функцией ЕСЛИ

Тарифные ставки сотрудников фирмы «Рога и
копыта»

ФИО

Должность

Дата приема на работу

Стаж

Тарифные ставки

Иванов И.И.

Директор

1 января 2003 г.

17

2

Петров П.П.

Водитель

2 февраля 2003 г.

17

2

Сидоров С.С.

Инженер

3 июня 2001 г.

18

2

Кошкин К.К.

Гл. бух.

5 сентября 2006 г.

13

2

Мышкин М.М.

Охранник

1 августа 2008 г.

11

2

Мошкин М.М.

Инженер

4 декабря 2019 г.

0

1

Собакин С.С.

Техник

11 декабря 2019 г.

0

1

Лосев Л.Л.

Психолог

14 апреля 2020 г.

0

1

Гусев Г.Г.

Техник

25 июня 2015 г.

4

1

Волков В.В.

Снабженец

2 мая 2019 г.

1

1

1. Скопировать таблицу из
задания № 1 на Лист2 и переименовать его в Тарифные ставки

2. Изменить заголовок таблицы

3. Добавить столбец Тарифные
ставки
и вычислить их таким образом:

1-
если стаж меньше 5 лет, 2- если стаж больше или равен 5 лет

Задание № 3

Работа с вложенными функциями ЕСЛИ

Заработная плата сотрудников фирмы «Рога и
копыта»

ФИО

Должность

Дата приема на работу

Стаж

Тарифные ставки

Ставка

Начислено

Налог

Заработная плата

Иванов И.И.

Директор

1 января 2003 г.

17

2

5000

10000

20

8000

Петров П.П.

Водитель

2 февраля 2003 г.

17

2

1000

2000

12

1760

Сидоров С.С.

Инженер

3 июня 2001 г.

18

2

3000

6000

20

4800

Кошкин К.К.

Гл. бух.

5 сентября 2006 г.

13

2

4000

8000

20

6400

Мышкин М.М.

Охранник

1 августа 2008 г.

11

2

3000

6000

20

4800

Мошкин М.М.

Инженер

4 декабря 2019 г.

0

1

4000

4000

20

3200

Собакин С.С.

Техник

11 декабря 2019 г.

0

1

2000

2000

12

1760

Лосев Л.Л.

Психолог

14 апреля 2020 г.

0

1

3000

3000

20

2400

Гусев Г.Г.

Техник

25 июня 2015 г.

4

1

500

500

0

500

Волков В.В.

Снабженец

2 мая 2019 г.

1

1

3500

3500

20

2800

1.
Скопировать таблицу из задания № 2 на Лист3 и переименовать его в Налоги.

2.
Изменить заголовок таблицы.

3.
Добавить столбцы Ставка, Начислено, Налог, Заработная
плата

и
заполнить их таким образом:

Ставка
= произвольное число от 500 до …
(на ваше
усмотрение!!)

Начислено
= Ставка * Тарифные ставки

Налог
= 0
, если Начислено меньше 1000,
12%,
если Начислено больше 1000, но меньше 3000, и 20%,
если Начислено больше или равно 3000

Заработная
плата = Начислено – Налог * Начислено/100

Итог
выполнения работы

Контрольная работа «Логические функции»

Вариант 1

1.  Торговый агент в качестве оплаты своих услуг получает  процент от суммы совершенной сделки.

Вознаграждение составит:

5 % от суммы сделки, если сумма сделки до 10000 руб.,

8 % – от 10000 руб. до 20000 руб.,

12 % – 20000 руб. и более.

Построить в Excel формулу с использованием логических функций для автоматического расчета сумм выплат торговому агенту. Числовые данные представить в денежном формате.

№ п/п

Вид сделки

Сумма  сделки
(в руб.)

Процент комиссионных (в руб.)

1

Продажа  телевизора

9 900 р.

2

Продажа стиральной машины

12 300 р.

3

Кредит на комплект бытовой техники для кухни

85 000 р.

4

Продажа пылесоса

4 500 р.

5

Продажа электромясорубки

3 450 р.

ИТОГО

2. Рассчитайте 10 значений функции y=(a*x2-1)/(a*x2+1) для значений от x=1 с шагом h=2 при a=3 и построить график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 2

1. Студентам, успешно сдавшим сессию (без 3) начисляется стипендия в размере 750 руб., студентам-отличникам – 1000 руб., староста получает доплату в размере 100 руб.

Построить автоматизированную ведомость начисления стипендии всем категориям студентов, если в сессию они сдавали 4 экзамена. Формула расчета составляется с использованием логических функций. Числовые данные представить в денежном формате.

№ п/п

ФИО

Математика

История

Информатика

Экономическая
теория

Размер стипендии

Примечание

1

Будницкий

3

4

4

4

2

Румянцев

5

5

5

5

3

Глумов

5

4

5

5

староста

4

Малинин

3

3

4

4

5

Аликшеев

5

5

5

5

2. Рассчитать 10 значений функции y=2*x2+x для значений от x=1 с шагом h=1 и построить график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 3

1. Стоимость размещения рекламы в журнале в расчете за 1 см2 составляет:

на обложке 50 руб.,

на всех остальных страницах – 40 руб.

Если площадь объявления превышает 100 см2, клиенту предоставляется скидка 5 %

Построить в Excel формулу для расчета стоимости размещения рекламы с учетом скидки с использованием логических функций. Числовые данные представить в денежном формате.

код

Вид страницы

Цена за 1 см2

Скидка

01

Обложка

50 р.

5%

02

Страница

40 р.

№ п/п

Клиент

Размер объявления
в см
2

Тип страницы

Стоимость размещения с учетом скидки

1

РИА Компас

20

01

2

Энерготехсервис ЗАО

50

02

3

Эрго ООО

200

02

4

Ювел ООО

120

01

Итого

2. Построить таблицу значений функции y=sin(2*x2+x) для  x[-;]  с шагом h=/4 и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 4

1. В течение недели проводились занятия с группой студентов: проведено 5 лабораторных занятий и контрольная работа.

Студент допускается к зачету, если он выполнил все лабораторные и балл за контрольную работу выше 3.

Студент получает зачет-автомат, если выполнил все лабораторные и балл за контрольную работу не менее 4.

Студент допускается к зачету, если он выполнил 80% от числа всех лабораторных и балл за контрольную работу выше 4

Во всех остальных случаях студент  к зачету не допущен.

Составить автоматизированную ведомость допуска к зачету при поставленных условиях.  При составлении формулы в графе «Допуск к зачету» использовать логические функции.

№ п/п

ФИО

1 лб

2 лб

3 лб

4 лб

5 лб

Контрол.
работа

Допуск к зачету

1

Булимов

+

+

+

4

2

Дворников

+

+

+

+

5

3

Исаков

+

+

+

+

3

4

Рыбкина

+

+

+

+

+

4

5

Лужбина

+

+

+

+

+

5

6

Демиденко

+

+

+

+

+

2. Построить таблицу значений функции y=cos(2*x) 2 для  x[-;]  с шагом h=/5 и график данной функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 5

1. По договору с банком процентные ставки по вкладам до востребования составляют 4% годовых, по срочным вкладам со сроком 1 год для сумм до 50 тыс. руб.  составляют 9%, свыше 50 тыс. руб. – 12% годовых,

Составить автоматизированную ведомость расчета по процентам при  поставленных условиях.

Числовые данные представить в денежном формате.

Код вклада

Тип вклада

% годовой ставки

01

Срочный до 50 тыс. руб.

9%

02

Срочный свыше 50 тыс. руб.

12%

03

до востребования

4%

№ п/п

Клиент

Код вклада

Сумма вклада
(в руб.)

Сумма % по вкладу

1

Гальямов

03

10 000 р.

2

Уварова

01

30 000 р.

3

Терехова

01

60 000 р.

4

Булдаков

02

80 000 р.

5

Давыдов

03

35 000 р.

6

Фомин

02

110 000 р.

2.  Построить таблицу значений функции y=20*x 2 + x5 для  x[-10;10]  с шагом h=2 и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 6

1. Вычислить в Excel предельные расходы на рекламу, принимаемые при налогообложении:

  1. если объем выручки от реализации продукции  составил менее 3 000 000 руб., тогда лимит расходов на рекламу составляет 2% от выручки,
  2. если объем выручки от реализации продукции  составил от 3 000 000 до 60 000 000 руб., тогда лимит расходов на рекламу вычисляется как сумма 40 000+1% с суммы выручки, превышающей 3 000 000 руб.,
  3. если объем выручки от реализации продукции  превысил 60 000 00, лимит расходов на рекламу вычисляется как сумма 550 000+0,5% суммы выручки, превышающей 60 000 000 руб.

Для вычисления указанных сумм использовать логические функции.  Числовые данные представить в денежном формате.

№ п/п

№ квартала

Объем продаж в руб.

Предельные расходы на рекламу

1

I

6 900 900 р.

2

II

26 200 000 р.

3

III

60 000 000 р.

4

IV

85 000 000 р.

Итого за год

2.  Построить таблицу значений функции y=6*x 3 – x2 для  x[-8;8]  с шагом h=0,2 и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 7

1. Бригада рабочих выполняла работы на условиях почасовой оплаты в соответствии тарифами почасовой оплаты труда работника соответствующего разряда: 1-й разряд – 150 руб./час., 2-й разряд – 100 руб./час., 3-й разряд – 50 руб./час.

Если работник выполняет работу повышенной сложности или во вредных условиях труда, то ему начисляется надбавка 5% к начисленной сумме.

Составьте в Excel автоматизированную расчетную таблицу с учетом всех факторов и выполните начисления. Применить встроенные логические функции. Числовые данные представить в денежном формате.

Разряд

1-й

2-й

3-й

Стоимость часа

150 р.

100 р.

50 р.

Доплата за особые условия труда

5%

№ п/п

ФИО

Разряд

Отработано часов

Начислено
за часы

Особые условия труда

Сумма доплаты

Итого к выплате

1

Булимов

1

140

+

2

Дворников

2

122

3

Исаков

3

144

+

4

Рыбкина

2

166

5

Лужбина

3

124

+

6

Демиденко

1

120

ИТОГО

  1. Построить таблицу значений функции y=2*x 2 + x4 для  x[-10;2]  с шагом h=0,5 и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 8

1. Составить формулу для начисления почасовой зарплаты работникам в зависимости от типа рабочей недели:

  1.  8-ми часовой рабочий день и 5-дневная рабочая неделя.
  2. 6-ти часовой рабочий день и 6-дневная рабочая неделя.

Числовые данные представить в денежном формате.

код

Тип недели

А

5 дней по 8 час.

В

6 дней по 6 час.

№ п/п

ФИО

Тип недели

Оклад

Стоимость 1 часа работы

Отработано часов

Начислено
за часы

1

Булимов

А

3000 р.

80

2

Дворников

А

4000 р.

48

3

Исаков

В

2000 р.

48

4

Рыбкина

В

2300 р.

80

5

Лужбина

А

3500 р.

60

6

Демиденко

В

3460 р.

50

ИТОГО

2. Построить таблицу значений функции y=sin(2*x -1) 2 для  x[-2;0]  с шагом h=/3 и график данной функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 9

1.  Продавец в качестве доплаты получает  процент от суммы совершенной покупки.

Вознаграждение составит:

3 % от суммы сделки, если сумма сделки до 5000 руб.,

5 % – от 5000 руб. до 10000 руб.,

10 % – 10000 руб. и более.

Построить в Excel формулу с использованием логических функций для автоматического расчета сумм выплат торговому агенту. Числовые данные представить в денежном формате.

№ п/п

Наименование проданного товара

Сумма  покупки
(в руб.)

Процент доплаты
(в руб.)

1

Телевизора

5 900 р.

2

Стиральная машина

10 300 р.

3

Электроплита

15 000 р.

4

Пылесос

4 500 р.

5

Миксер

2 450 р.

ИТОГО

2. Рассчитайте 10 значений функции y=(8*x2-4)/(8*x2+4) для значений от x=1 до x=10 с шагом h=0,5 и построить график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 10

1. Студентам, успешно сдавшим сессию (без 3) начисляется стипендия в размере 750 руб., студентам-отличникам – 1000 руб.  Построить автоматизированную ведомость начисления стипендии всем категориям студентов, если в сессию они сдавали 4 экзамена. Формула расчета составляется с использованием логических функций. Числовые данные представить в денежном формате.

Составить формулу автоматического вычисления количества студентов, получивших 5, 4, 3 по каждому предмету соответственно.

№ п/п

ФИО

Математика

История

Информатика

Экономическая
теория

Размер стипендии

1

Шумахер

3

4

4

4

2

Рузвельт

5

5

5

5

3

Фомин

5

4

5

5

4

Шеремет

3

3

4

4

5

Казанцев

5

5

5

5

Кол-во уч-ся на «5»

Кол-во на «4»

Кол-во на «3»

2. Рассчитать 10 значений функции y=8*x2-3x для значений от x=-10 до х=10 с шагом h=0,2 и построить график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 11

1. Стоимость размещения рекламы в печатном издании в расчете за 1 см2 составляет:

на обложке 40 руб.,

на всех остальных страницах – 30 руб.

Если площадь объявления превышает 80 см2, клиенту предоставляется скидка 3 %

Построить в Excel формулу для расчета стоимости размещения рекламы с учетом скидки с использованием логических функций. Числовые данные представить в денежном формате.

код

Вид страницы

Цена за 1 см2

Скидка

01

Обложка

40 р.

3%

02

Страница

30 р.

№ п/п

Клиент

Размер объявления
в см
2

Тип страницы

Стоимость размещения с учетом скидки

1

РИА Компас

20

01

2

Энерготехсервис ЗАО

50

02

3

Эрго ООО

100

02

4

Ювел ООО

80

01

Итого

2. Построить таблицу значений функции y=sin(2*x2) для  x[-2;0] с заданным шагом по 10 точкам и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 12

1. В течение недели проводились занятия с группой студентов: проведено 4 лабораторных занятия и контрольная работа.

Студент допускается к зачету, если средний балл за лабораторные задания и оценка за контрольную работу выше 3.

Студент получает зачет-автомат, если средний балл за лабораторные задания свыше 4,5 и балл за контрольную работу не менее 4.

Во всех остальных случаях студент к зачету не допущен. Средний балл рассчитывается с округлением до ближайшего меньшего целого числа (применить соответствующую функцию Excel)

Составить автоматизированную ведомость допуска к зачету при поставленных условиях.

При составлении формулы в графе «Допуск к зачету» использовать логические функции.

№ п/п

ФИО

1 лб

2 лб

3 лб

4 лб

Средний балл по лаб. раб.

Контрол.
работа

Допуск к зачету

1

Булимов

3

3

3

3

4

2

Дворников

4

4

4

5

5

3

Исаков

5

5

5

5

5

4

Рыбкина

3

4

3

4

3

5

Лужбина

3

2

2

3

5

6

Демиденко

3

2

2

3

3

2. Построить таблицу значений функции y=sin(2*x-3) 2 для  x[-;0]  с шагом h=/5 и график данной функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 13

1. По договору с банком процентные ставки по вкладам до востребования составляют 7% годовых, по срочным вкладам со сроком 1 год для сумм до 80 тыс. руб.  составляют 9%, свыше 80 тыс. руб. – 10% годовых,

Составить автоматизированную ведомость расчета по процентам при  поставленных условиях. Числовые данные представить в денежном формате.

Код вклада

Тип вклада

% годовой ставки

01

Срочный до 80 тыс. руб.

9%

02

Срочный свыше 80 тыс. руб.

10%

03

до востребования

7%

№ п/п

Клиент

Код вклада

Сумма вклада
(в руб.)

Сумма % по вкладу

1

Гальямов

03

70 000 р.

2

Уварова

01

70 000 р.

3

Терехова

01

80 000 р.

4

Булдаков

02

90 000 р.

5

Давыдов

03

45 000 р.

6

Фомин

02

110 000 р.

2.  Построить таблицу значений функции y=x 2 + 10x5 для  x[-10;10]  с шагом h=2 и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 14

1. Вычислить в Excel предельные расходы на рекламу, принимаемые при налогообложении:

  1. если объем выручки от реализации продукции  составил менее 2 млн. руб., тогда лимит расходов на рекламу составляет 2% от выручки,
  2. если объем выручки от реализации продукции  составил от 2 млн. до 50 млн. руб., тогда лимит расходов на рекламу вычисляется как сумма 40 тыс.+1% с суммы выручки, превышающей 2 млн. руб.,
  3. если объем выручки от реализации продукции  превысил 50 млн., лимит расходов на рекламу вычисляется как сумма 530 тыс.+0,5% суммы выручки, превышающей 50 млн. руб.

Для вычисления указанных сумм использовать логические функции.  Числовые данные представить в денежном формате.

№ п/п

Предприятие

Объем продаж в руб.

Предельные расходы на рекламу

1

Ларде ООО

18 900 900 р.

2

Алтан НПФ

12 200 000 р.

3

Алтан

40 000 000 р.

4

Администрация края

75 000 000 р.

2.  Построить таблицу значений функции y=6*x 3 – x2 для  x[-5;5]  с шагом h=0,1 и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 15

1. Бригада рабочих выполняла работы на условиях почасовой оплаты в соответствии тарифами почасовой оплаты труда работника соответствующего разряда: 1-й разряд – 200 руб./час., 2-й разряд – 150 руб./час., 3-й разряд – 80 руб./час.

Если работник выполняет работу повышенной сложности или во вредных условиях труда, то ему начисляется надбавка 3% к начисленной сумме.

Составьте в Excel автоматизированную расчетную таблицу с учетом всех факторов и выполните начисления. Применить встроенные логические функции. Числовые данные представить в денежном формате.

Разряд

1-й

2-й

3-й

Стоимость часа

200 р.

150 р.

80 р.

Доплата за особые условия труда

3%

№ п/п

ФИО

Разряд

Отработано часов

Начислено
за часы

Особые условия труда

Сумма доплаты

Итого к выплате

1

Булимов

1

240

+

2

Дворников

2

172

3

Исаков

3

154

+

4

Рыбкина

2

176

5

Лужбина

3

146

+

6

Демиденко

1

134

ИТОГО

  1. Построить таблицу значений функции y=x 2 -2 x4 для  x[-10;0]  с шагом h=0,2и график этой функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Вариант 16

1. Составить формулу для начисления почасовой зарплаты работникам в зависимости от типа рабочей недели:

  1.  8-ми часовой рабочий день и 5-дневная рабочая неделя.
  2. 6-ти часовой рабочий день и 6-дневная рабочая неделя.

Числовые данные представить в денежном формате.

код

Тип недели

I

5 дней по 8 час.

II

6 дней по 6 час.

№ п/п

ФИО

Тип недели

Оклад

Стоимость
1 часа работы

Отработано часов

Начислено
за часы

1

Булимов

I

3000 р.

80

2

Дворников

II

4000 р.

48

3

Исаков

I

2000 р.

48

4

Рыбкина

I

2300 р.

80

5

Лужбина

II

3500 р.

60

6

Демиденко

II

3460 р.

50

IИТОГО

2. Построить таблицу значений функции y=sin(3*x +2) 2 для  x[-;0]  с шагом h=/6 и график данной функции.

3. Подсчитайте, используя функции категории «Дата и время» сколько дней прошло со дня вашего рождения до сегодняшнего дня.

Содержание

  1. Практическая работа по информатике «Логические функции»
  2. Практическое занятие № 5
  3. Практическое занятие «Логические функции в MS Excel»
  4. Практическое занятие № 5
  5. Группа 953 25.03.2020 Практическая работа №7 Тема: «Выполнение вычислений в MS Excel с помощью логических функции»
  6. Просмотр содержимого документа «Группа 953 25.03.2020 Практическая работа №7 Тема: «Выполнение вычислений в MS Excel с помощью логических функции»»

Практическая работа по информатике «Логические функции»

Тема Табличный процессор EXCEL

Практическое занятие № 5

Логические функции

1.Логическая функция ЕСЛИ

Пример : Студенты сдали экзамен. Требуется сделать заключение: если оценка 5, 4 или 3, то экзамен сдан, иначе – переэкзаменовка.

Запустить Excel и создать таблицу по образцу.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(С2>=3;”Экзамен сдан”;”Переэкзаменовка”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-1.

2.Логическая функция И

Пример : Для студентов, сдававших экзамен, вывести сообщение «Оценка получена», для студентов, проигнорировавших экзамен, вывести сообщение «Не пришел».

Скопировать таблицу на Лист2 и удалить формулы в ячейках D 2: D 11. Изменить оценки и двум студентам вместо оценок ввести «неявка».

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(И(С2>=2;С2

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-2.

3. Логическая функция ИЛИ

Пример : Для студентов, сдавших экзамен на 3, 4 или 5, вывести сообщение «Оценка положительная», остальным студентам – «Очень плохо».

Скопировать таблицу на Лист3 и удалить формулы в ячейках D 2: D 11.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(С2=3;С2=4;С2=5);”Оценка положительная”;”Очень плохо”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-3.

4. Статистическая функция СЧЕТЕСЛИ

Пример : Необходимо подсчитать количество различных оценок по результатам экзамена.

Вставить Лист4, переместить его на место (за Лист3). Скопировать на этот лист диапазон ячеек А1:С11 с листа 1. Оформить ячейки столбца D по образцу.

В ячейку Е2 ввести формулу =СЧЕТЕСЛИ(С2:С11;5). В ячейку Е3 ввести формулу, используя мастер функций.

По аналогии ввести формулы в ячейки Е4 и Е5. При вводе формулы в ячейку Е6 в поле Критерий ввести неявка.

5. Математическая функция СУММЕСЛИ

Вначале рассмотрим пример использования этой функции с двумя аргументами.

Вставить Лист5. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.

В ячейку А10 ввести текст Сумма, если >4000. В ячейку С10 ввести формулу =СУММЕСЛИ(С2:С8;»>4000″).

Из примера видно, что суммироваться будут значения только тех ячеек диапазона С2:С8, которые отвечают условию «>4000». В данном случае диапазон C 2: C 8 и проверяется и обрабатывается.

Рассмотрим использование функции с тремя аргументами.

В ячейку А11 ввести текст Сумма для НР. В ячейку С11 ввести формулу =СУММЕСЛИ(А2:А8; «НР»;С2:С8).

В данном случае производится суммирование ячеек диапазона С2:С8 только в тех случаях, если в соседней ячейке диапазона А2:А8 находится запись «НР». Здесь диапазон А2:А8 проверяется, а диапазон С2:С8 обрабатываются.

Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Мат-ф-5.

Источник

Практическое занятие «Логические функции в MS Excel»

200 8 -200 9 уч.год

Тема Табличный процессор EXCEL -2003

Практическое занятие № 5

Логические функции

1. Логическая функция ЕСЛИ

=ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь) — принимает одно из двух указанных значений, в зависимости от выполнения условия.

Если логическое выражение верно, то функция принимает первое значение. Если логическое выражение не верно, то функция принимает второе значение.

Пример : Студенты сдали экзамен. Требуется сделать заключение: если оценка 5, 4 или 3, то экзамен сдан, иначе – переэкзаменовка.

Запустить Excel и создать таблицу по образцу.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(С2>=3;”Экзамен сдан”;”Переэкзаменовка”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-1.

2. Логическая функция И

И(логическое_значение1; логическое_значение2;. ) — принимает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА; принимает значение ЛОЖЬ, если хотя бы один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.

Пример : Для студентов, сдававших экзамен, вывести сообщение «Оценка получена», для студентов, проигнорировавших экзамен, вывести сообщение «Не пришел».

Скопировать таблицу на Лист2 и удалить формулы в ячейках D 2: D 11. Изменить оценки и двум студентам вместо оценок ввести «неявка».

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(И(С2>=2;С2

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-2.

3. Логическая функция ИЛИ

ИЛИ(логическое_значение1; логическое_значение2; . ) — принимает зна­чение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА; принимает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.

Пример : Для студентов, сдавших экзамен на 3, 4 или 5, вывести сообщение «Оценка положительная», остальным студентам – «Очень плохо».

Скопировать таблицу на Лист3 и удалить формулы в ячейках D 2: D 11.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(С2=3;С2=4;С2=5);”Оценка положительная”;”Очень плохо”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-3.

4. Статистическая функция СЧЕТЕСЛИ

=СЧЕТЕСЛИ( диапазон; критерий)

— Диапазон – блок ячеек, содержащий проверяемые значения;

— Критерий – константа или условие проверки;

Подсчитывает в указанном диапазоне количество значений, совпавших с критерием.

Пример : Необходимо подсчитать количество различных оценок по результатам экзамена.

Вставить Лист4, переместить его на место (за Лист3). Скопировать на этот лист диапазон ячеек А1:С11 с листа 1. Оформить ячейки столбца D по образцу.

В ячейку Е2 ввести формулу =СЧЕТЕСЛИ(С2:С11;5). В ячейку Е3 ввести формулу, используя мастер функций.

По аналогии ввести формулы в ячейки Е4 и Е5. При вводе формулы в ячейку Е6 в поле Критерий ввести неявка.

Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Стат-ф-4.

5. Математическая функция СУММЕСЛИ

=СУММЕСЛИ( Диапазон; Критерий [; Диапазон суммирования ] )

Диапазон – диапазон проверяемых значений;

Критерий – константа или условие проверки;

Диапазон суммирования – обрабатываемый диапазон. Если он отсутствует, то 1-й аргумент функции становится и проверяемым и обрабатываемым диапазоном;

[ ] – указание на то, что данный аргумент функции может отсутствовать.

Вначале рассмотрим пример использования этой функции с двумя аргументами.

Вставить Лист5. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.

В ячейку А10 ввести текст Сумма, если >4000. В ячейку С10 ввести формулу =СУММЕСЛИ(С2:С8;»>4000″).

Из примера видно, что суммироваться будут значения только тех ячеек диапазона С2:С8, которые отвечают условию «>4000». В данном случае диапазон C 2: C 8 и проверяется и обрабатывается.

Рассмотрим использование функции с тремя аргументами.

В ячейку А11 ввести текст Сумма для НР. В ячейку С11 ввести формулу =СУММЕСЛИ(А2:А8; «НР»;С2:С8).

В данном случае производится суммирование ячеек диапазона С2:С8 только в тех случаях, если в соседней ячейке диапазона А2:А8 находится запись «НР». Здесь диапазон А2:А8 проверяется, а диапазон С2:С8 обрабатываются.

Показать результаты преподавателю, сохранить файл с именем Мат-ф-5.

6. Вложенная функция ЕСЛИ

Вставить Лист6. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.

Предположим, что премия начисляется при следующих условиях:

— если средний балл меньше 3, то премия равна 0,

— если средний балл больше 3, но меньше 4.5, то премия равна 500р,

— если средний балл больше 4.5, то премия равна 800р.

Поместить курсор в ячейку D 2 и вызвать Мастера функций.

На первом шаге в левом окне выбрать категорию Логические. В правом окне выбрать функцию ЕСЛИ.

Щелкнуть по кнопке ОК. Появится окно функции ЕСЛИ.

На втором шаге Мастера функций в поле Логическое_выражение надо ввести условие, во втором поле — значение в случае Истина, а в третьем поле — значение в случае Ложь.

Значение среднего балла находится в ячейке С2. Поэтому надо щелкнуть мышью по кнопке с красной стрелочкой в верхнем поле справа. Диалоговое окно свернется в строку.

В ячейке D 2 будет отображено начало формулы. Надо щелкнуть по ячейке С2, а затем по кнопке с красной стрелочкой для возврата в окно функции ЕСЛИ. В формулу будет помещен адрес ячейки С2. Если щелкнуть нечаянно по другой ячейке, то адрес этой ячейки также будет помещен в формулу. Повнимательнее!

Теперь с помощью клавиатуры надо дополнить условие С2 . Можно было в первом поле ввести это условие с клавиатуры, не пользуясь кнопкой с красной стрелочкой (кнопкой свертки).

Во второе поле ввести значение для случая, когда C 2

Нажать клавишу Tab или щелкнуть мышкой в третьем поле.

В это поле надо поместить вложенную функцию ЕСЛИ. В строке формул слева имеется кнопка вызова функций.

В данном случае это функция ЕСЛИ. Надо щелкнуть по этой кнопке, чтобы в третье поле поместить вложенную функцию ЕСЛИ. Появится новое окно для вложенной функции ЕСЛИ.

В первое поле нового окна ввести второе условие C 2

Щелкнуть по кнопке ОК.

В ячейку D2 будет помещен результат расчета, а в строке формул отображена расчетная формула с вложенной функцией ЕСЛИ. Скопировать эту формулу в ячейки D 3: D 5 и посмотреть результаты расчета.

Показать преподавателю и сохранить файл с именем Если-влож.

Вставить Лист7. Разместить листы по порядку. Скопировать на Лист7 таблицу с Листа6, удалить в столбце Премия формулы. Добавить в список фамилию Чернов, средний балл 1,5. Исправить Белову средний балл 0,8.

Определить премию в зависимости от среднего балла при следующих условиях:

если >4, то премия равна 300.

Получить решение, показать преподавателю и сохранить файл с именем Если-сам.

Закрыть табличный процессор, убедиться, что строка активных задач пустая, закончить сеанс.

Источник

Группа 953 25.03.2020 Практическая работа №7 Тема: «Выполнение вычислений в MS Excel с помощью логических функции»

Просмотр содержимого документа
«Группа 953 25.03.2020 Практическая работа №7 Тема: «Выполнение вычислений в MS Excel с помощью логических функции»»

ОП.03 Информационные технологии

Практическая работа №7

Тема: «Выполнение вычислений в MS Excel с помощью логических функции»

Цель работы (для студентов): научиться выполнять вычисления в электронных таблицах, используя логические функции

Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии. ОИЦ «Академия», 2014.

Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для СПО / В. В. Трофимов, О. П. Ильина, В. И. Кияев, Е. В. Трофимова ; отв. ред. В. В. Трофимов. — пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 390 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03966-5.

Логические функции в Excel проверяют данные и возвращают результат «ИСТИНА», если условие выполняется, и «ЛОЖЬ», если нет.

Рассмотрим синтаксис логических функций и примеры применения их в процессе работы с программой Excel.

Использование логических функций в Excel

Не имеет аргументов, возвращает логическое значение «ИСТИНА».

Редко используется в качестве самостоятельной функции.

Не имеет аргументов, возвращает логическое выражение «ЛОЖЬ».

Если все заданные аргументы возвращают истинный результат, то функция выдает логическое выражение «ИСТИНА». В случае хотя бы одного ложного логического значения вся функция выдает результат «ЛОЖЬ».

=И (Лог_знач. 1; Лог_знач. 2;…)

Принимает до 255 аргументов в виде условий или ссылок. Обязательным является первый.

Показывает результат «ИСТИНА», если хотя бы один из аргументов является истинным.

=ИЛИ (Лог_знач.1; Лог_знач. 2;…)

Меняет логическое значение «ИСТИНА» на противоположное – «ЛОЖЬ». И наоборот.

Обычно сочетается с другими операторами.

Проверяет истинность логического выражения и возвращает соответствующий результат.

«Логическое_выражение» при вычислении должно иметь результат «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ».

Если значение первого аргумента истинно, то возвращает сам аргумент. В противном случае – значение второго аргумента.

Оба аргумента обязательны.

Необходимо переоценить товарные остатки. Если продукт хранится на складе дольше 8 месяцев, уменьшить его цену в 2 раза.

Сформируем таблицу с исходными параметрами:

Чтобы решить поставленную задачу, воспользуемся логической функцией ЕСЛИ. Формула будет выглядеть так: =ЕСЛИ(C2=8;B2/2;B2).

Логическое выражение «С2=8» построено с помощью операторов отношения «» и «=». Результат его вычисления – логическая величина «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ». В первом случае функция возвращает значение «В2/2». Во втором – «В2».

Усложним задачу – задействуем логическую функцию И. Теперь условие такое: если товар хранится дольше 8 месяцев, то его стоимость уменьшается в 2 раза. Если дольше 5 месяцев, но меньше 8 – в 1,5 раза.

Формула приобретает следующий вид:

В функции ЕСЛИ можно использовать в качестве аргументов текстовые значения.

Если стоимость товара на складе после уценки стала меньше 300 р. или продукт хранится дольше 10 месяцев, его списывают.

Для решения используем логические функции ЕСЛИ и ИЛИ:

Условие, записанное с помощью логической операции ИЛИ, расшифровывается так: товар списывается, если число в ячейке D2 = 10.

При невыполнении условия функция ЕСЛИ возвращает пустую ячейку.

В качестве аргументов можно использовать другие функции. К примеру, математические.

Ученики перед поступлением в гимназию сдают математику, русский и английский языки. Проходной балл – 12. По математике для поступления нужно получить не менее 4 баллов. Составить отчет о поступлении.

Составим таблицу с исходными данными:

Нужно общее количество баллов сравнить с проходным баллом. И проверить, чтобы по математике оценка была не ниже «4». В графе «Результат» поставить «принят» или «нет».

Введем формулу вида:

Логический оператор «И» заставляет функцию проверять истинность двух условий. Математическая функция «СУММ» используется для подсчета итогового балла.

Функция ЕСЛИ позволяет решать многочисленные задачи, поэтому используется чаще всего.

Источник

Цель:
изучение
логических функций ЕСЛИ, И, ИЛИ, работа
с функциями СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ.

    1. Логические функции если, и, или

Введем
в ячейку А1 формулу =7>5, в ячейку А2
формулу =3>5. Выражения 7>5, 3>5 называются
логическими.
В результате ячейка A1
примет значение ЛОЖЬ, ячейка А2 примет
значение ИСТИНА. Для проверки одного
или нескольких условий и предназначены
логические функции.

ЕСЛИ (лог_выражение;
значение_если_истина; значение_если_ложь)
— возвращает одно значение, если заданное
условие при вычислении дает значение
ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.

Пример.
Предположим у нас есть список с участниками
некоторой игры, в котором напротив
каждой фамилии указано, сколько баллов
набрал игрок. Необходимо перевести
баллы в денежный эквивалент по следующему
правилу: если участник игры набрал более
5-ти баллов, то он получает денежную
премию равную произведению числа
набранных баллов на 1000.

Указания.

Создадим таблицу
со списком участников игры (рис. 3.1).

В ячейки С2:С5
необходимо ввести формулу для расчета
размера денежного приза. Используем
для этого функцию ЕСЛИ (если участник
игры набрал более 5-ти баллов, то …).
Формула в ячейке С2 примет вид
=ЕСЛИ(B2>5;B2*1000;0).
Эту формулу можно прочитать так: если
значение в ячейке B2>5,
то вывести на экран В2*1000, иначе вывести
на экран 0.

Рисунок 3. 1 –
Использование функции ЕСЛИ

Формулы с
использованием функции ЕСЛИ целесообразно
записывать с помощью Мастера функций.
Вызовите Мастер функций, щелкнув по
значку функции, расположенному слева
от строки формул (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 – Вызов
Мастера функций

Далее в следующем
диалоговом окне выберите нужную функцию.
Так функция ЕСЛИ находится в категории
Логические (Рис. 3.3).

Рисунок 3.3 –
Диалоговое окно вызова функций

В следующем
диалоговом окне необходимо задать
аргументы функции так, как это показано
на рис. 3.4.

Рисунок 3.4 – Задание
аргументов функций

Формула готова,
далее ее нужно распространить на
оставшиеся ячейки диапазона. Обратите
внимание, что только два участника игры
получили денежный приз.

Пример.
Составьте электронную таблицу для
решения квадратного уравнения

Указания.

В ячейки A3,
В3 и С3 введем значения коэффициентов
квадратного уравнения. В ячейку А5, где
будет размещаться значение дискриминанта,
введем формулу =B3^2-4*A3*C3,
затем для
вычисления корней в ячейки А6 и А7 введем
функцию ЕСЛИ
с соответствующими условиями и формулами
для корней. Например, формула в ячейке
А6 примет вид =ЕСЛИ(A5>=0;(-B3-КОРЕНЬ(A5))/(2*A3);»Нет
корней»).

Итоговая оформленная
электронная таблица примет вид:

Рисунок 3.5 – Решение
квадратного уравнения

Формулы для ввода
корней целесообразно записывать с
помощью Мастера функций.

Рисунок 3.6 – Ввод
аргументов функции ЕСЛИ

с помощью Мастера
функций

И (логическое_значение1;
логическое_значение2; …) — возвращает
значение ИСТИНА, если все аргументы
имеют значение ИСТИНА, иначе возвращает
ЛОЖЬ.

Пример.
Дан список студентов и их средний балл
(s)
за сессию. Составить электронную таблицу
начисления стипендии по следующему
правилу: если 4,5<=s<=5,
то стипендия начисляется в размере 1000
р., иначе не начисляется.

Рисунок 3.7 –
Использование функции И

В данном примере
функция И
является вложенной в функцию ЕСЛИ.
Для записи сложной формулы необходимо
последовательно применить Мастер
функции.

Рисунок 3.8 – Ввод
вложенной функции

ИЛИ
(логическое_значение1;
логическое_значение2; …) — возвращает
значение ИСТИНА, если хотя бы один из
аргументов имеет значение ИСТИНА, иначе
возвращает ЛОЖЬ.

Пример.
Дан список студентов и их средний балл
(s)
за сессию. Составить электронную таблицу
начисления стипендии по следующему
правилу: если s<=3
или
s>5
стипендия не начисляется, иначе стипендия
равна 1000 р.

Рисунок 3.9 –
Использование функции ИЛИ

Пример. Оформить
лист Excel
для вычисления функции
.

Рисунок 3.10 –
Использование функции ЕСЛИ

Пример. Оформить
лист Excel
для вычисления функции

Рисунок 3.11 –
Использование вложенной функции ЕСЛИ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Логические функции в Excel проверяют данные и возвращают результат «ИСТИНА», если условие выполняется, и «ЛОЖЬ», если нет.

Рассмотрим синтаксис логических функций и примеры применения их в процессе работы с программой Excel.

Использование логических функций в Excel

Название функции Значение Синтаксис Примечание
ИСТИНА Не имеет аргументов, возвращает логическое значение «ИСТИНА». =ИСТИНА () Редко используется в качестве самостоятельной функции.
ЛОЖЬ Не имеет аргументов, возвращает логическое выражение «ЛОЖЬ». =ЛОЖЬ () ——-//——-
И Если все заданные аргументы возвращают истинный результат, то функция выдает логическое выражение «ИСТИНА». В случае хотя бы одного ложного логического значения вся функция выдает результат «ЛОЖЬ». =И (Лог_знач. 1; Лог_знач. 2;…) Принимает до 255 аргументов в виде условий или ссылок. Обязательным является первый.
ИЛИ Показывает результат «ИСТИНА», если хотя бы один из аргументов является истинным. =ИЛИ (Лог_знач.1; Лог_знач. 2;…) ——-//——-
НЕ Меняет логическое значение «ИСТИНА» на противоположное – «ЛОЖЬ». И наоборот. #ИМЯ? Обычно сочетается с другими операторами.
ЕСЛИ Проверяет истинность логического выражения и возвращает соответствующий результат. #ИМЯ? «Логическое_выражение» при вычислении должно иметь результат «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ».
ЕСЛИОШИБКА Если значение первого аргумента истинно, то возвращает сам аргумент. В противном случае – значение второго аргумента. #ИМЯ? Оба аргумента обязательны.



Логические функции в Excel и примеры решения задач

Задача 1. Необходимо переоценить товарные остатки. Если продукт хранится на складе дольше 8 месяцев, уменьшить его цену в 2 раза.

Сформируем таблицу с исходными параметрами:

Накладная.

Чтобы решить поставленную задачу, воспользуемся логической функцией ЕСЛИ. Формула будет выглядеть так: =ЕСЛИ(C2>=8;B2/2;B2).

Логическое выражение «С2>=8» построено с помощью операторов отношения «>» и «=». Результат его вычисления – логическая величина «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ». В первом случае функция возвращает значение «В2/2». Во втором – «В2».

Пример.

Усложним задачу – задействуем логическую функцию И. Теперь условие такое: если товар хранится дольше 8 месяцев, то его стоимость уменьшается в 2 раза. Если дольше 5 месяцев, но меньше 8 – в 1,5 раза.

Формула приобретает следующий вид: .

Пример1.

В функции ЕСЛИ можно использовать в качестве аргументов текстовые значения.

Задача 2. Если стоимость товара на складе после уценки стала меньше 300 р. или продукт хранится дольше 10 месяцев, его списывают.

Для решения используем логические функции ЕСЛИ и ИЛИ: . Условие, записанное с помощью логической операции ИЛИ, расшифровывается так: товар списывается, если число в ячейке D2 = 10.

Пример2.

При невыполнении условия функция ЕСЛИ возвращает пустую ячейку.

В качестве аргументов можно использовать другие функции. К примеру, математические.

Задача 3. Ученики перед поступлением в гимназию сдают математику, русский и английский языки. Проходной балл – 12. По математике для поступления нужно получить не менее 4 баллов. Составить отчет о поступлении.

Составим таблицу с исходными данными:

Табель успеваемости.

Нужно общее количество баллов сравнить с проходным баллом. И проверить, чтобы по математике оценка была не ниже «4». В графе «Результат» поставить «принят» или «нет».

Введем формулу вида: . Логический оператор «И» заставляет функцию проверять истинность двух условий. Математическая функция «СУММ» используется для подсчета итогового балла.

Итог.

Функция ЕСЛИ позволяет решать многочисленные задачи, поэтому используется чаще всего.

Статистические и логические функции в Excel

Задача 1. Проанализировать стоимость товарных остатков после уценки. Если цена продукта после переоценки ниже средних значений, то списать со склада этот продукт.

Работаем с таблицей из предыдущего раздела:

Накладная.

Для решения задачи используем формулу вида: . В логическом выражении «D2<СРЗНАЧ(D2:D7)» применена статистическая функция СРЗНАЧ. Она возвращает среднее арифметическое в диапазоне D2:D7.

Списание товара.

Задача 2. Найти средние продажи в магазинах сети.

Составим таблицу с исходными данными:

Списание товара.

Необходимо найти среднее арифметическое для ячеек, значение которых отвечает заданному условию. То есть совместить логическое и статистическое решение.

Чуть ниже таблицы с условием составим табличку для отображения результатов:

Результаты.

Решим задачу с помощью одной функции: . Первый аргумент – $B$2:$B$7 – диапазон ячеек для проверки. Второй аргумент – В9 – условие. Третий аргумент – $C$2:$C$7 – диапазон усреднения; числовые значения, которые берутся для расчета среднего арифметического.

Функция СРЗНАЧЕСЛИ сопоставляет значение ячейки В9 (№1) со значениями в диапазоне В2:В7 (номера магазинов в таблице продаж). Для совпадающих данных считает среднее арифметическое, используя числа из диапазона С2:С7.

Пример3.

Задача 3. Найти средние продажи в магазине №1 г. Москва.

Видоизменим таблицу из предыдущего примера:

Накладаня2.

Нужно выполнить два условия – воспользуемся функцией вида: .

Пример4.

Функция СРЗНАЧЕСЛИМН позволяет применять более одного условия. Первый аргумент – $D$2:$D$7 – диапазон усреднения (откуда берутся цифры для нахождения среднего арифметического). Второй аргумент – $B$2:$B$7 – диапазон для проверки первого условия.

Скачать примеры логических функций

Третий аргумент – В9 – первое условие. Четвертый и пятый аргумент – диапазон для проверки и второе условие, соответственно.

Функция учитывает только те значения, которые соответствуют всем заданным условиям.

Тема: Использование логических функций

Задание № 1

Работа с функциями Год и Сегодня

Ячейки, в которых выполнена заливка серым цветом, должны содержать формулы!

1. Создать и отформатировать таблицу по образцу (Фамилии ввести из списка с помощью

автозаполнения)

2. Вычислить стаж работы сотрудников фирмы по формуле:

=ГОД(СЕГОДНЯ()Дата приема на работу)-1900

(Полученный результат может не совпадать со значениями в задании. Почему?)

3. Переименовать Лист1 в Сведения о стаже сотрудников

Сведения о стаже сотрудников фирмы «Рога и копыта»

Задание № 2

Работа с функцией ЕСЛИ

1. Скопировать таблицу из задания № 1 на Лист2 и переименовать его в Тарифные ставки

2. Изменить заголовок таблицы

3. Добавить столбец Тарифные ставки и вычислить их таким образом:

1- если стаж меньше 5 лет, 2если стаж больше или равен 5 лет

Тарифные ставки сотрудников фирмы «Рога и копыта»

Уроки информатики http://uchinfo.com.ua

Задание № 3

Работа с вложенными функциями ЕСЛИ

1. Скопировать таблицу из задания № 2 на Лист3 и переименовать его в Налоги.

2. Изменить заголовок таблицы.

3. Добавить столбцы Ставка, Начислено, Налог, Заработная плата и заполнить их

таким образом:

Ставка = произвольное число от 500 до …

Начислено = Ставка * Тарифные ставки

Налог = 0, если Начислено меньше 1000, 12%, если Начислено больше 1000, но

меньше 3000, и 20%, если Начислено больше или равно 3000

4. Сохранить документ в своей папке.

5. Показать работу учителю.

Заработная плата сотрудников фирмы «Рога и копыта»

Уроки информатики http://uchinfo.com.ua

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Задачи по excel по сводным таблицам
  • Задачи на статистические функции в excel
  • Задачи на сортировку данных в excel
  • Задачи по excel по вариантам
  • Задачи на смешанные ссылки в excel