Задачи на статистические функции в excel

Практикум № 8
«MS Excel 2003. Статистические функции»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

  • Технологии создания табличного
    документа;
  • Присваивать тип к используемым
    данным;
  • Созданию формулы и правилам
    изменения ссылок в них;
  • Использовать встроенные
    статистических функции Excel 2003 для расчетов.

Описание: Окно: Формат ячеекЗадание 1. Рассчитать
количество прожитых дней.

Технология работы:

  1. Запустить приложение Excel
    2003.
  2. В ячейку A1 ввести дату своего
    рождения (число, месяц, год – 20.12.81). Зафиксируйте ввод данных.
  3. Просмотреть различные форматы
    представления даты (Формат – Формат ячейки – Число – Числовые форматы —
    Дата)
    . Перевести дату в тип ЧЧ.ММ.ГГГГ. Пример, 14.03.2001
  4. Рассмотрите несколько типов
    форматов даты в ячейке А1.
  5. В ячейку A2 ввести сегодняшнюю
    дату.
  6. В ячейке A3 вычислить
    количество прожитых дней по формуле =A2-A1. Результат может оказаться
    представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип. (Формат
    – Формат ячейки – Число – Числовые форматы – Числовой – число знаков после
    запятой – 0).

Задание 2. Возраст учащихся. По заданному списку учащихся и даты их
рождения. Определить, кто родился раньше (позже), определить кто самый старший
(младший).

Технология работы:

  1. Описание: Образец выполнения задания

Получите от
преподавателя файл Возраст. По локальной сети: Откройте папку Мое сетевое
окружение–Соседние компьютеры–Great– Электронные_таблицы, найдите файл Возраст.
Скопируйте его любым известным вам способом.

  1. Откройте свою папку (с номером
    вашей группыкласса). Вставьте в нее скопированный ранее файл.
  2. Рассчитаем возраст учащихся.
    Чтобы рассчитать возраст необходимо с помощью функции СЕГОДНЯ
    выделить сегодняшнюю текущую дату из нее вычитается дата рождения
    учащегося, далее из получившейся даты с помощью функции ГОД выделяется из
    даты лишь год. Из полученного числа вычтем 1900 – века и получим возраст
    учащегося. В ячейку D3 записать формулу =ГОД(СЕГОДНЯ()-С3)-1900.
    Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует
    перевести в числовой тип. (Формат – Формат ячейки – Число – Числовые
    форматы – Числовой – число знаков после запятой – 0).
  3. Определим самый ранний день
    рождения. В ячейку C22 записать формулу =МИН(C3:C21);
  4. Определим самого младшего
    учащегося. В ячейку D22 записать формулу =МИН(D3:D21);
  5. Определим самый поздний день
    рождения. В ячейку C23 записать формулу =МАКС(C3:C21);
  6. Определим самого старшего
    учащегося. В ячейку D23 записать формулу =МАКС(D3:D21).

Самостоятельная работа:

Задача. Произведите необходимые расчеты роста учеников в разных единицах
измерения.

Описание: Образец выполнения задания

Задание 3. С
использованием электронной таблицы произвести обработку данных помощью
статистических функций. Даны сведения об учащихся класса, включающие средний
балл за четверть, возраст (год рождения) и пол. Определить средний балл
мальчиков, долю отличниц среди девочек и разницу среднего балла учащихся
разного возраста.

Решение:
Заполним таблицу исходными данными и проведем необходимые расчеты. В таблицу
будем заносить данные из школьного журнала.

Описание: Образец выполнения задания

В таблице используются
дополнительные колонки, которые необходимы для ответа на вопросы, поставленные
в задаче (текст в них записан синим цветом), — возраст ученика
и является ли учащийся отличником и девочкой одновременно.
Для расчета возраста использована следующая формула (на примере ячейки G4):

=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-E4)/365,25)

Прокомментируем ее. Из сегодняшней
даты вычитается дата рождения ученика. Таким образом, получаем полное число
дней, прошедших с рождения ученика. Разделив это количество на 365,25 (реальное
количество дней в году, 0,25 дня для обычного года компенсируется високосным годом),
получаем полное количество лет ученика; наконец, выделив целую часть, — возраст
ученика.
Является ли девочка отличницей, определяется формулой (на примере ячейки H4):

=ЕСЛИ(И(D4=5;F4=»ж»);1;0)

Приступим к основным расчетам.
Прежде всего требуется определить средний балл мальчиков. Согласно определению,
необходимо разделить суммарный балл мальчиков на их количество. Для этих целей
можно воспользоваться соответствующими функциями табличного процессора.

=СУММЕСЛИ(F4:F15;»м»;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;»м»)

Функция СУММЕСЛИ позволяет
просуммировать значения только в тех ячейках диапазона, которые отвечают
заданному критерию (в нашем случае ребенок является мальчиком). Функция
СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество значений, удовлетворяющих заданному критерию.
Таким образом и получаем требуемое.
Для подсчета доли отличниц среди всех девочек отнесем количество
девочек-отличниц к общему количеству девочек (здесь и воспользуемся
набором значений из одной из вспомогательных колонок):

=СУММ(H4:H15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;»ж»)

Наконец, определим отличие средних
баллов разновозрастных детей (воспользуемся в расчетах вспомогательной колонкой
Возраст):

=ABS(СУММЕСЛИ(G4:G15;15;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;15)-
СУММЕСЛИ(G4:G15;16;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;16))

Обратите внимание на то, что формат
данных в ячейках G18:G20 – числовой, два знака после запятой. Таким образом,
задача полностью решена. На рисунке представлены результаты решения для
заданного набора данных.


Самостоятельная работа:

С использованием электронной
таблицы произвести обработку данных помощью статистических функций.
1. Даны сведения об учащихся класса, включающие оценки в течение одного месяца.
Подсчитайте количество пятерок, четверок, двоек и троек, найдите средний балл
каждого ученика и средний балл всей группы. Создайте диаграмму, иллюстрирующую
процентное соотношение оценок в группе.
2. Четверо друзей путешествуют на трех видах транспорта: поезде, самолете и
пароходе. Николай проплыл 150 км на пароходе, проехал 140 км на поезде и
пролетел 1100 км на самолете. Василий проплыл на пароходе 200 км, проехал на
поезде 220 км и пролетел на самолете 1160 км. Анатолий пролетел на самолете
1200 км, проехал поездом 110 км и проплыл на пароходе 125 км. Мария проехала на
поезде 130 км, пролетела на самолете 1500 км и проплыла на пароходе 160 км.
Построить на основе вышеперечисленных данных электронную таблицу.

  • Добавить к таблице столбец, в
    котором будет отображаться общее количество километров, которое проехал
    каждый из ребят.
  • Вычислить общее количество
    километров, которое ребята проехали на поезде, пролетели на самолете и
    проплыли на пароходе (на каждом виде транспорта по отдельности).
  • Вычислить суммарное количество
    километров всех друзей.
  • Определить максимальное и
    минимальное количество километров, пройденных друзьями по всем видам
    транспорта.
  • Определить среднее количество
    километров по всем видам транспорта.

3. Создайте таблицу «Озера Европы»,
используя следующие данные по площади (кв. км) и наибольшей глубине (м):
Ладожское 17 700 и 225; Онежское 9510 и 110; Каспийское море 371 000
и 995; Венерн 5550 и 100; Чудское с Псковским 3560 и 14; Балатон 591 и 11;
Женевское 581 и 310; Веттерн 1900 и 119; Боденское 538 и 252; Меларен 1140 и
64. Определите самое большое и самое маленькое по площади озеро, самое глубокое
и самое мелкое озеро.
4. Создайте таблицу «Реки Европы», используя следующие данные длины (км)
и площади бассейна (тыс. кв. км): Волга 3688 и 1350; Дунай 2850 и 817;
Рейн 1330 и 224; Эльба 1150 и 148; Висла 1090 и 198; Луара 1020 и 120; Урал
2530 и 220; Дон 1870 и 422; Сена 780 и 79; Темза 340 и 15. Определите самую
длинную и самую короткую реку, подсчитайте суммарную площадь бассейнов рек,
среднюю протяженность рек европейской части России.
5. В банке производится учет своевременности выплат кредитов, выданных
нескольким организациям. Известна сумма кредита и сумма, уже выплаченная
организацией. Для должников установлены штрафные санкции: если фирма выплатила
кредит более чем на 70 процентов, то штраф составит 10 процентов от суммы
задолженности, в противном случае штраф составит 15 процентов. Посчитать штраф
для каждой организации, средний штраф, общее количество денег, которые банк
собирается получить дополнительно. Определить средний штраф бюджетных
организаций.

В первой части пособия изложены инструкции по реализации расчетов в
среде MS EXCEL
следующих статистических характеристик: среднего арифметического, дисперсии,
среднего квадратического отклонения, цепных и базисных показателей динамики,
средних динамического ряда, агрегатных индексов. Методики проиллюстрированы
примерами.

Вторая часть содержит описание команд EXCEL,
используемых для решения статистических задач практикума.

В последней части даны задания для самостоятельного решения.

К практикуму прилагается диск с дополнительными заданиями для
самостоятельной работы и примерами расчетов статистических характеристик в MS EXCEL.

Раздел 1. Вычисление базовых
статистических показателей.

Среднее арифметическое.

Средняя арифметическая величина может вычисляться по простой и
взвешенной формулам.

Простая средняя
арифметическая

Для расчетов в Excel используется функция:

СРЗНАЧ (диапазон данных).

Рассмотрим методику расчета на следующем примере:
определить среднюю зарплату в подразделении

1. 
Исходные значения признака хi надо
записать в массив ячеек расположенных в столбце или строке (в примере в строке 
A2-L2);

2. 
Количественные данные следует определить как «Числовые».

1. В ячейку результата (например «Е3») установить функцию СРЗНАЧ
(А2:
L2).

Функция находит простое среднее арифметическое для заданных хi в диапазоне
(А2:L2).

Взвешенная
средняя арифметическая

Для расчета взвешенной средней арифметической эффективно
использовать функции СУММ (диапазон данных) и СУММПРОИЗВ (диапазоны
перемножаемых данных).

Взвешенная форма используется как правило для:

· 
дискретных данных;

· 
непрерывных сгруппированных данных.

Взвешенная
средняя арифметическая для
дискретных данных

Рассмотрим методику расчета на примере расчета среднего размера
семей в группе:

1. 
Исходные значения признака хi и
частоту fiнадо записать в массивы ячеек
расположенных в столбце или строке (в примере в строках (O13:T13) и (O14:T14).

2. 
Количественные данные следует определить как «Числовые».

1. В ячейку результата (например «R16»)
установить функцию СУММПРОИЗВ(O13:T13;O14:T14) реализует числитель

.

Функция выполняет попарное умножение элементов массива  хi  в ячейках (O13:T13)на элементы массива fi ,
в ячейках (O14:T14), а затем
суммирует произведения.

СУММ (O14:T14) – знаменатель

.

Функция суммирует элементы массива fi ,
в ячейках O14:T14.

«/» — знак деления.

Взвешенная
средняя арифметическая для
непрерывных сгруппированных данных

Рассмотрим методику расчета на примере расчета средних затрат на
выпуск 1 тыс. руб. продукции.

1. 
Значение признака х задано
интервалом. Для ввода интервала используйте 2 ячейки (в примере используются
столбцы V и W). Левые границы интервала заданы в ячейках (V19:V23),
правые (W19:W23). Частота fi записана в массив ячеек (Х19:Х23).

Практическая работа

Тема: «Статистические функции»

Целью данной
практической работы является знакомство со встроенными статистическими
функциями.

При обработке статистических данных довольно
часто возникает необходимость определения различных статистических
характеристик. Для таких вычислений в
MS Excel встроен ряд
статистических функций, например:

СРЗНАЧ(x1,…,xn)

среднее арифметическое (x1+…+xn)/n.

МАКС(x1,…,xn)

максимальное значение из множества аргументов (x1,…,xn)

МИН(x1,…,xn)

минимальное значение из множества аргументов (x1,…,xn)

СЧЕТ(x1,…,xn)

количество чисел в списке аргументов

СЧЕТЗ(x1,…,xn)

количество значений в списке аргументов и непустых ячеек

Пример выполнения
задания с использованием

статистических функций

На
рис 4. Показана таблица продаж товара в магазине.

Рис.4

GПримечание. Пустая ячейка в
столбце «Количество продаж» означает, что данный товар не был продан.

Методические указания к выполнению задания:

Вычислить:

·   выручку от продаж
каждого товара;

·   общую, среднюю,
максимальную, минимальную выручку от продаж всех товаров;

·   определить общее
количество видов товаров в магазине,

·   сколько видов
товара продано.

Пример выполнения задания по
теме «Статистические функции»

·       
ввести в ячейку D2
первую ячейку столбца «Выручка от продаж»)
формулу: =B2*C2  («Выручка от продаж»= «Цена»*«Количество продаж»);

·       
скопировать формулу на весь столбец;

·       
ввести формулы:

в D5
=СУММ(D2:D4)  — суммарная выручка

в D6
=СРЗНАЧ(D2:D4)  — средняя выручка

в D7
=МАКС(D2:D4)  — максимальная выручка

в D8
=МИН(D2:D4)  — минимальная выручка

в D9
=СЧЕТЗ(А2:А4)  — количество видов товара

(подсчёт
количества непустых значений)

в D10
=СЧЕТ(С2:С4)  — количество видов проданных товаров (подсчёт количества числовых
значений)

       
Варианты заданий 
по теме «Статистические функции»

Задание 1. Организовать
таблицу «Реки ЕврАзии».

Pic16.4.JPG Рис.5

Задание 2. Известен
возраст десяти человек, претендующих на вакансии в фирму. Определить
максимальный, минимальный, средний возраст претендентов?

Pic6_1.JPG

Задание 3. Таблица
содержит сведения о сотрудниках фирмы: фамилия, стаж работы. Определить
средний, максимальный, минимальный стаж. Сколько всего сотрудников?

Pic6_2.JPG

Скачано с www.znanio.ru

«MS
Excel. Статистические функции»

Выполнив
задания этой темы, вы научитесь:

         Технологии
создания табличного документа;

         Присваивать
тип к используемым данным;

         Созданию
формулы и правилам изменения ссылок
в них;

         Использовать
встроенные статистических функции
Excel для расчетов.

Задание
1.

Рассчитать количество прожитых
дней.

Технология
работы:

1.     
Запустить
приложение Excel.

2.     
В
ячейку A1 ввести дату своего рождения
(число, месяц, год – 20.12.81). Зафиксируйте
ввод данных.

3.     
Просмотреть
различные форматы представления даты
(Главная
– Формат ячейки – Другие числовые
форматы — Дата)
.
Перевести дату в тип ЧЧ.ММ.ГГГГ.
Пример,
14.03.2001

4.     
Рассмотрите
несколько типов форматов даты в ячейке
А1.

5.     
В
ячейку A2 ввести сегодняшнюю дату.

6.     
В
ячейке A3 вычислить количество прожитых
дней по формуле. Результат может
оказаться представленным в виде даты,
тогда его следует перевести в числовой
тип.

Задание
2.

Возраст
учащихся. По заданному списку учащихся
и даты их рождения. Определить, кто
родился раньше (позже), определить кто
самый старший (младший).

Технология
работы:

1.   
Получите
файл Возраст. По локальной сети:
Откройте папку Сетевое окружение–Boss–Общие
документы– 9 класс, найдите файл
Возраст. Скопируйте его любым известным
вам способом.

2.   
Рассчитаем
возраст учащихся. Чтобы рассчитать
возраст необходимо с помощью функции
СЕГОДНЯ
выделить сегодняшнюю текущую дату из
нее вычитается дата рождения учащегося,
далее из получившейся даты с помощью
функции ГОД выделяется из даты лишь
год. Из полученного числа вычтем 1900 –
века и получим возраст учащегося. В
ячейку D3 записать формулу
=ГОД(СЕГОДНЯ()-С3)-1900.
Результат может оказаться представленным
в виде даты, тогда его следует перевести
в числовой
тип.

3.   
Определим
самый ранний день рождения. В ячейку
C22 записать формулу =МИН(C3:C21);

4.   
Определим
самого младшего учащегося. В ячейку
D22 записать формулу =МИН(D3:D21);

5.   
Определим
самый поздний день рождения. В ячейку
C23 записать формулу =МАКС(C3:C21);

6.   
Определим
самого старшего учащегося. В ячейку
D23 записать формулу =МАКС(D3:D21).

Самостоятельная
работа:

Задача.
Произведите необходимые расчеты роста
учеников в разных единицах измерения. 

Практическая работа 6

«Ms Excel. Статистические функции» Часть II.

Задание
3.

С
использованием электронной таблицы
произвести обработку данных помощью
статистических функций. Даны сведения
об учащихся класса, включающие средний
балл за четверть, возраст (год рождения)
и пол. Определить средний балл мальчиков,
долю отличниц среди девочек и разницу
среднего балла учащихся разного возраста.

Решение:

Заполним таблицу исходными данными
и проведем необходимые расчеты.

            В
таблице используются дополнительные
колонки, которые необходимы для ответа
на вопросы, поставленные в задаче (текст
в них записан синим цветом), — возраст
ученика

и является ли учащийся отличником
и девочкой

одновременно.
Для расчета возраста
использована следующая формула (на
примере ячейки G4):

=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-E4)/365,25)

Прокомментируем
ее. Из сегодняшней даты вычитается дата
рождения ученика. Таким образом, получаем
полное число дней, прошедших с рождения
ученика. Разделив это количество на
365,25 (реальное количество дней в году,
0,25 дня для обычного года компенсируется
високосным годом), получаем полное
количество лет ученика; наконец, выделив
целую часть, — возраст ученика.

Является
ли девочка отличницей, определяется
формулой (на примере ячейки H4):

=ЕСЛИ(И(D4=5;F4=»ж»);1;0)

Приступим
к основным расчетам.
Прежде всего
требуется определить средний балл
мальчиков. Согласно определению,
необходимо разделить суммарный балл
мальчиков на их количество. Для этих
целей можно воспользоваться соответствующими
функциями табличного процессора.

=СУММЕСЛИ(F4:F15;»м»;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;»м»)

        Функция
СУММЕСЛИ позволяет просуммировать
значения только в тех ячейках диапазона,
которые отвечают заданному критерию
(в нашем случае ребенок является
мальчиком). Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает
количество значений, удовлетворяющих
заданному критерию. Таким образом и
получаем требуемое.
Для подсчета доли
отличниц среди всех девочек отнесем
количество девочек-отличниц к общему
количеству девочек (здесь и воспользуемся
набором значений из одной из вспомогательных
колонок):

=СУММ(H4:H15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;»ж»)

        Наконец,
определим отличие средних баллов
разновозрастных детей (воспользуемся
в расчетах вспомогательной колонкой
Возраст):

=ABS(СУММЕСЛИ(G4:G15;15;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;15)-
СУММЕСЛИ(G4:G15;16;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;16))

        Обратите
внимание на то, что формат данных в
ячейках G18:G20 – числовой, два знака после
запятой. Таким образом, задача полностью
решена. На рисунке представлены результаты
решения для заданного набора данных.

Практическая
работа 7

«Создание
диаграмм средствами MS Excel»

Выполнив
задания этой темы, вы научитесь:

         Выполнять
операции по созданию диаграмм на
основе введенных в таблицу данных;

         Редактировать
данные диаграммы, ее тип и оформление.

Что
собой представляет диаграмма.

Диаграмма
предназначена для графического
представления данных. Для отображения
числовых данных, введенных в ячейки
таблицы, используются линии, полосы,
столбцы, сектора и другие визуальные
элементы. Вид диаграммы зависит от её
типа. Все диаграммы, за исключением
круговой, имеют две оси: горизонтальную
– ось категорий и вертикальную – ось
значений. При создании объёмных
диаграмм добавляется третья ось –
ось рядов. Часто диаграмма содержит
такие элементы, как сетка, заголовки
и легенда. Линии сетки являются
продолжением делений, находящихся на
осях, заголовки используются для
пояснений отдельных элементов диаграммы
и характера представленных на ней
данных, легенда помогает идентифицировать
ряды данных, представленные на
диаграмме. Добавлять диаграммы можно
двумя способами: внедрять их в текущий
рабочий лист и добавлять отдельный
лист диаграммы. В том случае, если
интерес представляет сама диаграмма,
то она размещается на отдельном листе.
Если же нужно одновременно просматривать
диаграмму и данные, на основе которых
она была построена, то тогда создаётся
внедрённая диаграмма.

Диаграмма
сохраняется и печатается вместе с
рабочей книгой.

После
того, как диаграмма будет сформирована,
в неё можно будет внести изменения.
Прежде чем выполнять какие либо
действия с элементами диаграммы,
выделите их, щёлкнув по ним левой
кнопкой мыши. После этого вызовите
контекстное меню с помощью правой
кнопки мыши или воспользуйтесь
соответствующими кнопками панели
инструментов Диаграмма
.

Задача:
С помощью электронной таблицы построить
график функции Y=3,5x–5. Где X принимает
значения от –6 до 6 с шагом 1.

Технология
работы:

1.   
Запустите
табличный процессор Excel.

2.   
В
ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите
«Y».

3.   
Выделите
диапазон ячеек A1:B1 выровняйте текст
в ячейках по центру.

4.   
В
ячейку A2 введите число –6, а в ячейку
A3 введите –5. Заполните с помощью
маркера автозаполнения ячейки ниже
до параметра 6.

5.   
В
ячейке B2 введите формулу: =3,5*A2–5.
Маркером автозаполнения распространите
эту формулу до конца параметров данных.

6.   
Выделите
всю созданную вами таблицу целиком и
задайте ей внешние и внутренние
границы.

7.   
Выделите
заголовок таблицы и примените заливку
внутренней области.

8.   
Выделите
остальные ячейки таблицы и примените
заливку внутренней области другого
цвета.

9.   
Выделите
таблицу целиком. Выберите на панели
меню  Вставка —
Диаграмма
,
Тип: точечная, Вид: Точечная с гладкими
кривыми.

10. 
Переместите
диаграмму под таблицу.

Самостоятельная
работа:

  1. Постройте
    график функции у=sin(x)/x
    на отрезке [-10;10] с шагом 0,5.

  2. Вывести
    на экран график функции: а) у=х; б) у=х3;
    в) у=-х на отрезке [-15;15] с шагом 1.

  3. Откройте
    файл «Города» (зайдите в Сетевое
    окружение -Документы Boss — 9 класс-Города).

  • Посчитайте
    стоимость разговора без скидки
    (столбец D) и стоимость разговора с
    учетом скидки (столбец F). 

  • Для
    нагладного представления постройте
    две круговые диаграммы. (1- диаграмма
    стоимости разговора без скидки; 2-
    диагамма стоимости разговора со
    скидкой).

Практическая работа.

MS Excel. Статистические функции. Абсолютная адресация

Цель: научиться вычислять в  MS Excel с использованием функций

Технология выполнения:

1.     Заполните таблицу по образцу.

2.     Среднее время для каждого спортсмена находится как среднее арифметическое трех его заплывов.

3.     В ячейку «Лучшее время» записывается минимальный резуль­тат из трех заплывов.

4.     В ячейку «Лучший результат соревнований» записывается ми­нимальное время из столбца.

5.     В столбец «Отклонение» записывается разность между луч­шим временем спортсмена и лучшим результатом соревнований.

6.     В ячейку «Максимальное отклонение» записывается макси­мальное значение столбца.

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа по теме «Статистические функции в MS Excel.Абсолютная адресация» »

Like this post? Please share to your friends:
  • Задачи на смешанные ссылки в excel
  • Задачи по excel массивы
  • Задачи по excel для школы
  • Задачи на скорость в excel
  • Задачи на регрессионный анализ в excel