Задачи на функцию получено в excel

Функция ПОЛУЧЕНО в Excel возвращает сумму средств, которая была получена за полностью обеспеченную ценную бумагу на момент наступления срока ее погашения.

Функция ПОЛУЧЕНО в Excel и описание ее аргументов

Данная функция относится к категории финансовых функций Excel и имеет следующий синтаксис:

=ПОЛУЧЕНО(дата_согл;дата_вступл_в_силу;инвестиция;скидка;[базис])

Все аргументы, за исключением аргумента [базис], являются обязательными для заполнения.

Описание аргументов функции:

  1. Дата_согл – величина в формате Даты в Excel, которая характеризует дату расчета за ценные бумаги (должна быть более поздняя, чем момент их выпуска).
  2. Дата_вступ_в_силу – величина в формате Даты в Excel, которая характеризует срок погашения ценных бумаг. То есть, она соответствует моменту окончания их срока действия.
  3. Инвестиция – данные Числового, Денежного или Финансового типа, которые характеризуют сумму, выплаченную за ценные бумаги.
  4. Скидка – данные Процентного типа, которые характеризуют ставку дисконтирования.
  5. [базис] – данные Числового типа в виде числа, находящегося в диапазоне от 0 до 4, характеризующие один из доступных способов расчета количества дней:
  • 0 – NASD – Американский 30/360;
  • 1 – Фактический;
  • 2 – Фактический/360;
  • 3 – Фактический/365;
  • 4 – Европейский 30/360.

Функция ПОЛУЧЕНО упрощает финансовые расчеты в Excel и фактически реализует следующую запись:

=A2/(1-(B2*(C2/D2), где:

  • A2 – инвестиция;
  • B2 – скидка (дисконт);
  • С2 – число дней, прошедших между датами выпуска и погашения;
  • D2 – количество дней в году в зависимости от выбранного типа базиса.

Примечания:

  1. Дата соглашения (дата_согл) эквивалентна дате реализации купона либо облигации. Срок платежа соответствует моменту истечения срока годности этого купона. Например, 1 января 2018 года была выпущена облигация, срок действия которой составляет 20 лет. Покупатель приобрел данную облигацию ровно спустя один год после ее выпуска (1 января 2019 года). Тогда дата выпуска – это 1 января 2018 года, а соглашение – 1 января 2019 года и погашение – 1 января 2038 года (спустя 30 лет после выпуска).
  2. Числовые данные полей дата_согл, дата_вступл_в_силу и базис округляются до ближайших целых чисел (Excel выполняет преобразование значений типа Дата в код времени Excel, полученные значения усекаются до целых чисел).
  3. Результатом работы функции ПОЛУЧЕНО будет код ошибки #ЗНАЧ!, если в качестве аргументов дата_согл и дата_вступл_в_силу были переданы значения, не являющиеся допустимыми датами в Excel.
  4. Если в качестве аргументов инвестиция и скидка были переданы отрицательные числа или 0 (нуль), функция ПОЛУЧЕНО вернет код ошибки #ЧИСЛО!.
  5. Если в качестве аргумента базис было передано значение, выходящее за пределы диапазона от 0 до 4 включительно, функция ПОЛУЧЕНО вернет код ошибки #ЧИСЛО!.
  6. Недопустимым случаем является тот, в котором параметр дата_согл принимает значение, равное или превышающее значение, принятое параметром дата_вступл_в_силу. В этом случае также будет возвращен код ошибки #ЧИСЛО!.



Примеры использования функции ПОЛУЧЕНО для финансовых расчетов

Пример 1. Предприятие выпустило ценные бумаги общей стоимостью 3 млн. рублей, которые были согласованы 26.06.2018. Окончание срока действия – 28.04.2023. Дисконт составляет 3,25%. Необходимо определить сумму средств, полученных на момент полного погашения стоимости учитывая, что для расчета необходимо использовать фактический/360 метод расчета количества дней.

Внесем исходные данные в таблицу:

исходные данные в таблицу.

Для решения используем следующую функцию:

решения.

Описание аргументов:

  • B3 – дата выпуска ценных бумаг;
  • B4 – момент окончания срока годности ценных бумаг;
  • B5 – объем инвестиций;
  • B6 – дисконт;
  • 2 – выбранный вариант базиса (фактический/360).

В результате получим:

выбранный вариант базиса 2.

То есть, за полностью обеспеченные ценные бумаги было получено 3569392,46 рублей.

Расчет фактической стоимости облигаций в Excel по функции ПОЛУЧЕНО

Пример 2. Были выпущены облигации 30.06.2018 сроком на 1 год. Сумма инвестиций в облигации – 2 млн. рублей. Прогнозируемая стоимость полностью обеспеченных бумаг составляет 2 млн. 100 тыс. рублей. Соответствует ли фактическая стоимость облигаций на момент их погашения прогнозируемой, если дисконт составляет 8%? Если нет, определить дисконт для прогнозируемой стоимости.

Исходная таблица имеет следующий вид:

.

Для решения используем следующую формулу:

ЕСЛИ формула.

Функция ЕСЛИ выполняет проверку равенства прогнозируемой и фактической стоимости ценных бумаг при дисконте 8%. В случае неравенства величин будет выведен результат вычислений 1-(B5/B7))*100 – записи, полученной исходя из математического смысла функции ПОЛУЧЕНО:

Средства_за_полностью_обеспеченную_облигацию = инвестиции/(1-(дисконт*(срок_годности_облигации/число_дней_в_году)))

Примечание: значение срок_годности_облигации/число_дней_в_году было опущено в данном примере, поскольку срок годности облигаций составляет 1 год (365/365 = 1).

То есть, фактический дисконт составил 9,09%.

Вычисление чистой прибыли инвестиций в Excel

Пример 3. Инвестор приобрел ценные бумаги по цене 1 млн. рублей за весь объем. Срок действия бумаг составляет 560 дней, дисконт – 4%. Необходимо определить чистую прибыль инвестора.

Внесем исходные данные в таблицу:

объем инвестиций.

Используем следующую формулу:

Пример.

Описание аргументов:

  • 0 – дата выпуска (указано в коде времени Excel);
  • B2 – ссылка на ячейку, содержащую количество дней, на протяжении которых ценные бумаги являются действительны (соответствует числу в коде времени Excel);
  • B4 – объем инвестиций;
  • B3 – дисконт;

Для расчета прибыли из суммы средств, полученных за полностью обеспеченные ценные бумаги, вычтено значение объема инвестиций (B4).

То есть, чистая прибыль инвестора составит свыше 65 тыс. рублей от вложенных финансовых средств в инвестиционный объект.

Excel для Microsoft 365 Excel для Microsoft 365 для Mac Excel для Интернета Excel 2021 Excel 2021 для Mac Excel 2019 Excel 2019 для Mac Excel 2016 Excel 2016 для Mac Excel 2013 Excel 2010 Excel 2007 Excel для Mac 2011 Excel Starter 2010 Еще…Меньше

В этой статье описаны синтаксис формулы и использование функции ПОЛУЧЕНО в Microsoft Excel.

Описание

Возвращает сумму, полученную к сроку погашения полностью обеспеченных ценных бумаг.

Синтаксис

ПОЛУЧЕНО(дата_согл;дата_вступл_в_силу;инвестиция;скидка;[базис])

Важно: Даты должны быть введены с использованием функции ДАТА или как результат вычисления других формул и функций. Например, для указания даты 23 мая 2008 г. воспользуйтесь выражением ДАТА(2008,5,23). Если ввести даты как текст, это может привести к возникновению проблем.

Аргументы функции ПОЛУЧЕНО описаны ниже.

  • Дата_согл    — обязательный аргумент. Дата расчета за ценные бумаги (дата продажи ценных бумаг покупателю, более поздняя, чем дата выпуска).

  • Дата_вступл_в_силу    — обязательный аргумент. Срок погашения ценных бумаг. Эта дата определяет момент, когда истекает срок действия ценных бумаг.

  • Инвестиция    — обязательный аргумент. Объем инвестиции в ценные бумаги.

  • Скидка    Обязательный. Скидка для ценной бумаги.

  • Базис    — необязательный аргумент. Используемый способ вычисления дня.

Базис

Способ вычисления дня

0 или опущен

Американский (NASD) 30/360

1

Фактический/фактический

2

Фактический/360

3

Фактический/365

4

Европейский 30/360

Замечания

  • В приложении Microsoft Excel даты хранятся в виде последовательных чисел, что позволяет использовать их в вычислениях. По умолчанию дате 1 января 1900 года соответствует номер 1, а 1 января 2008 года — 39448, так как интервал между этими датами составляет 39 448 дней.

  • Дата соглашения является датой продажи покупателю купона, например облигации. Срок платежа представляет собой дату истечения срока действия купона. Предположим, например, что облигация со сроком действия 30 лет выпущена 1 января 2008 г. и приобретена покупателем через шесть месяцев после выпуска. Датой выпуска будет 1 января 2008 г., датой расчета — 1 июля 2008 г., а срок погашения такой облигации наступит 1 января 2038 г., то есть через 30 лет после даты выпуска.

  • Дата_согл, дата_вступл_в_силу и базис усекаются до целых.

  • Если дата расчета или зрелости не является допустимой датой, функция RECEIVED возвращает #VALUE! (значение ошибки).

  • Если инвестиции ≤ 0 или скидка ≤ 0, функция RECEIVED возвращает #NUM! (значение ошибки).

  • Если базис < 0 или базис > 4, функция RECEIVED возвращает #NUM! (значение ошибки).

  • Если дата ≥, функция RECEIVED возвращает #NUM! (значение ошибки).

  • Функция ПОЛУЧЕНО вычисляется следующим образом:

    Уравнение

    где

    • B = число дней в году (зависит от выбранного значения аргумента «базис»).

    • DIM = количество дней от даты выпуска до даты погашения.

Пример

Скопируйте образец данных из следующей таблицы и вставьте их в ячейку A1 нового листа Excel. Чтобы отобразить результаты формул, выделите их и нажмите клавишу F2, а затем — клавишу Enter. При необходимости измените ширину столбцов, чтобы видеть все данные.

Данные

Описание

15-фев-08

Дата соглашения (выпуска)

15-май-08

Дата вступления в силу

1 000 000,00р.

Инвестиция

5,75 %

Процент скидки

2

Базис фактический/360

Формула

Описание

Результат

=ПОЛУЧЕНО(A2;A3;A4;A5;A6)

Общая сумма, которая должна быть получена при погашении облигации в соответствии с условиями, указанным в диапазоне A2:A6.

1 014 584,65р.

Нужна дополнительная помощь?

13

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»

Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».

Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.

Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;

  • способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;

  • развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.

Воспитательная:

  • формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.

Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (12 минут).

  3. Изложение нового материала (25 минут).

  4. Практическая работа (1 час 30 минут).

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).

Ход учебного занятия:

Организационный момент.

Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)

Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:

1.Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны

2.Активная ячейка в Excel — это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа

3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.

4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.

5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.

6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.

7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.

8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны

9.Укажите правильный адрес ячейки:

а) А6С

б) В67

в) 83С

г) В1Г

10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка

11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.

12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы

13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.

14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.

15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.

Изложение нового материала.

Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:

Логические функции

В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности

  • Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:

=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)

В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).

Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.

В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».

Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).

  • Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:

=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)

Всего логических условий может быть до 30 штук.

Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:

ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».

  • Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.

  • Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.

Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.

Практическая работа.

  1. Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).

  2. Произвести расчёты по формуле.

  1. Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для второй строки:

=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))

Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.

Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.

  1. Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Создать таблицу по образцу (Приложение 2)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для девятой строки:

=ЕСЛИ(B9

  1. В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.

Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.


Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»

Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.

Приложение 1

Задание для выполнения:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

3

Баканов Иван

23

4

Бутейко Артём

17

5

Вишнякова Алина

35

6

Волошина Мария

32

7

Истомин Николай

28

8

Козакова Ирина

25

9

Кирсанов Павел

19

10

Леонов Дмитрий

21

11

Левченко Никита

19

12

Приходько Даниил

12

13

Самойлова Екатерина

21

14

Тимофеева Дарья

29

15

Харитонова Ольга

31

16

Шейнова Марина

34

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

5

3

Баканов Иван

23

5

4

Бутейко Артём

17

4

5

Вишнякова Алина

35

5

6

Волошина Мария

32

5

7

Истомин Николай

28

5

8

Козакова Ирина

25

5

9

Кирсанов Павел

19

4

10

Леонов Дмитрий

21

5

11

Левченко Никита

19

4

12

Приходько Даниил

12

2

13

Самойлова Екатерина

21

5

14

Тимофеева Дарья

29

5

15

Харитонова Ольга

31

5

16

Шейнова Марина

34

5

Приложение 2

Задание для выполнения:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

6

Баканов Иван

45

7

Бутейко Артём

42

8

Вишнякова Алина

51

9

Волошина Мария

68

10

Истомин Николай

47

11

Козакова Ирина

55

12

Кирсанов Павел

23

13

Леонов Дмитрий

70

14

Левченко Никита

46

15

Итого

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

800

6

Баканов Иван

45

900

7

Бутейко Артём

42

840

8

Вишнякова Алина

51

1025

9

Волошина Мария

68

1450

10

Истомин Николай

47

940

11

Козакова Ирина

55

1125

12

Кирсанов Павел

23

460

13

Леонов Дмитрий

70

1500

14

Левченко Никита

46

920

15

Итого

9960

Тема Табличный процессор EXCEL-2003

Практическое занятие №
5

Логические функции

Задание:

1. Логическая функция ЕСЛИ

=ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь) — принимает одно из двух указанных значений, в зависимости от
выполнения условия.

Если логическое выражение верно, то функция принимает первое значение.
Если логическое выражение не верно, то функция принимает второе значение.

Пример: Студенты сдали экзамен. Требуется
сделать заключение: если оценка 5, 4 или 3, то экзамен сдан, иначе –
переэкзаменовка.

Запустить Excel и создать таблицу по образцу.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(С2>=3;”Экзамен сдан”;”Переэкзаменовка”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-1.

2. Логическая функция И

И(логическое_значение1;
логическое_значение2;…)
— принимает значение ИСТИНА,
если все аргументы имеют значение ИСТИНА; принимает значение ЛОЖЬ, если хотя бы
один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.

Пример: Для студентов, сдававших экзамен,
вывести сообщение «Оценка получена», для студентов, проигнорировавших экзамен,
вывести сообщение «Не пришел».

Скопировать таблицу на Лист2 и удалить формулы в ячейках D2:D11. Изменить оценки и двум студентам вместо
оценок ввести «неявка».

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(И(С2>=2;С2<=5);”Оценка получена”;”Не пришел”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-2.

3. Логическая функция ИЛИ

ИЛИ(логическое_значение1;
логическое_значение2; …)

принимает зна­чение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение
ИСТИНА; принимает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.

Пример: Для студентов, сдавших экзамен на 3, 4
или 5, вывести сообщение «Оценка положительная», остальным студентам – «Очень
плохо».

Скопировать таблицу на Лист3 и удалить формулы в ячейках D2:D11.

В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(С2=3;С2=4;С2=5);”Оценка положительная”;”Очень
плохо”)

Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-3.

4. Статистическая  функция СЧЕТЕСЛИ

=СЧЕТЕСЛИ( диапазон; критерий)

            где:

            —
Диапазон – блок ячеек, содержащий проверяемые значения;

            —
Критерий – константа или условие проверки;

Подсчитывает в
указанном диапазоне количество значений, совпавших с критерием.

Пример: Необходимо
подсчитать количество различных оценок по результатам экзамена.

Вставить
Лист4, переместить его на место (за Лист3). Скопировать на этот лист диапазон
ячеек А1:С11 с листа 1. Оформить ячейки столбца D по образцу.

В ячейку Е2 ввести формулу =СЧЕТЕСЛИ(С2:С11;5). В ячейку Е3
ввести формулу, используя мастер функций.

По
аналогии ввести формулы в ячейки Е4 и Е5. При вводе формулы в ячейку Е6 в поле Критерий
ввести неявка.

Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Стат-ф-4.

5. Математическая функция СУММЕСЛИ

=СУММЕСЛИ( Диапазон; Критерий [;
Диапазон суммирования ] )

где:

            — Диапазон
– диапазон проверяемых значений;

            — Критерий
– константа или условие проверки;

            — Диапазон
суммирования – обрабатываемый диапазон. Если он отсутствует, то 1-й
аргумент функции становится и проверяемым и обрабатываемым диапазоном;

            — [ ]
– указание на то, что данный аргумент функции может отсутствовать.

Вначале
рассмотрим пример использования этой функции с двумя аргументами.

Вставить
Лист5. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.

В
ячейку А10 ввести текст Сумма, если >4000. В ячейку С10 ввести
формулу
=СУММЕСЛИ(С2:С8;»>4000″).

Из
примера видно, что суммироваться будут значения только тех ячеек диапазона С2:С8,
которые отвечают условию «>4000». В данном случае диапазон
C2:C8 и проверяется
и обрабатывается.

Рассмотрим
использование функции с тремя аргументами.

В
ячейку А11 ввести текст Сумма для НР. В ячейку С11 ввести формулу
=СУММЕСЛИ(А2:А8; «НР»;С2:С8).

В данном случае производится суммирование ячеек диапазона С2:С8
только в тех случаях, если в соседней ячейке диапазона А2:А8 находится
запись «НР». Здесь диапазон А2:А8 проверяется, а диапазон С2:С8
обрабатываются.

Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Мат-ф-5.

6. Вложенная функция ЕСЛИ

Вставить
Лист6. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.

Предположим, что премия начисляется при следующих условиях:

         
если средний балл меньше 3, то премия равна 0,

         
если средний балл больше 3, но меньше 4.5, то
премия равна 500р,

         
если средний балл больше 4.5, то премия равна 800р.

Поместить курсор в ячейку D2 и вызвать
Мастера функций.

На первом шаге в левом окне выбрать категорию Логические.
В правом окне выбрать функцию ЕСЛИ.

Щелкнуть
по кнопке ОК. Появится окно функции ЕСЛИ.

На втором шаге Мастера функций в поле Логическое_выражение
надо ввести условие, во втором поле — значение в случае Истина, а в третьем
поле — значение в случае Ложь.

Значение среднего балла находится в ячейке С2. Поэтому надо
щелкнуть мышью по кнопке с красной стрелочкой в верхнем поле справа. Диалоговое
окно свернется в строку.

В ячейке D2 будет отображено начало
формулы. Надо щелкнуть по ячейке С2, а затем по кнопке с красной стрелочкой для
возврата в окно функции ЕСЛИ. В формулу будет помещен адрес ячейки С2. Если
щелкнуть нечаянно по другой ячейке, то адрес этой ячейки также будет помещен в
формулу. Повнимательнее!

Теперь с помощью клавиатуры надо дополнить условие С2<3.
Можно было в первом поле ввести это условие с клавиатуры, не пользуясь кнопкой
с красной стрелочкой (кнопкой свертки).

Во второе поле ввести значение для случая, когда C2<3, то есть, ввести 0.

Нажать клавишу Tab или щелкнуть мышкой в третьем поле.

В это поле надо поместить вложенную функцию ЕСЛИ. В строке
формул слева имеется кнопка вызова функций.

В данном случае это функция ЕСЛИ. Надо щелкнуть по этой
кнопке, чтобы в третье поле поместить вложенную функцию ЕСЛИ. Появится новое
окно для вложенной функции ЕСЛИ.

В первое поле нового окна ввести второе условие C2<4,5, во второе поле ввести значение 500, а в третье поле ввести
значение 800.

Щелкнуть по кнопке ОК.

В ячейку D2 будет помещен результат расчета, а в строке
формул отображена расчетная формула с вложенной функцией ЕСЛИ. Скопировать эту
формулу в ячейки
D3:D5 и посмотреть
результаты расчета.

Показать преподавателю и сохранить файл с именем Если-влож.

Вставить Лист7. Разместить листы по порядку. Скопировать на
Лист7 таблицу с Листа6, удалить в столбце Премия формулы. Добавить в
список фамилию Чернов, средний балл 1,5. Исправить Белову средний
балл 0,8.

Определить премию в зависимости от среднего балла при
следующих условиях:

если <1, вывести сообщение «штраф»,

если >1, но <2, то премия равна 0,

если >2, но <3, то премия равна 100,

если >3, но <4, то премия равна 200,

если >4, то премия равна 300.

Получить решение, показать преподавателю и сохранить файл с
именем Если-сам.

Закрыть табличный процессор, убедиться, что строка активных
задач пустая, закончить сеанс.

Время на прочтение
16 мин

Количество просмотров 236K

Добрый день, уважаемые хаброжители!

Время от времени некоторым (а может и более, чем некоторым) из нас приходится сталкиваться с задачами по обработке небольших массивов данных, начиная от составления и анализа домашнего бюджета и заканчивая какими-либо расчетами по работе, учебе и т.д. Пожалуй, наиболее подходящим инструментом для этого является Microsoft Excel (или возможно иные его аналоги, но они менее распространены).

Поиск выдал мне всего одну статью на Хабре по схожей тематике — «Талмуд по формулам в Google SpreadSheet». В ней дано хорошее описание базовых вещей для работы в excel (хотя он и не 100% про сам excel).

Таким образом, накопив определенный пул запросов/задач, появилась идея их типизировать и предложить возможные решения (пусть не все возможные, но быстро дающие результат).

Речь пойдет о решении наиболее распространенных задач, с которыми сталкиваются пользователи.

Описание решений построено следующим образом – дается кейс, содержащий исходное задание, которое постепенно усложняется, к каждому шагу дано развернутое решение с пояснениями. Наименования функций будут даваться на русском языке, но в скобках при первом упоминании будет приводиться оригинальное наименование на английском языке (т.к. по опыту у подавляющего большинства пользователей установлена русскоязычная версия).

Кейс_1: Логические функции и функции поиска совпадений
«У меня есть набор значений в табличке и необходимо что бы при выполнении определенного условия/набора условий выводилось определенное значение» (с) Пользователь

Данные, как правило, представлены в табличной форме:

image

Условие:

  • если значение в столбце «Количество» больше 5,
  • то нужно вывести в колонке «Результат» значение «Заказ не требуется»,

В этом нам поможет формула «ЕСЛИ» (IF), которая относится к логическим формулам и может выдавать в решении любые значения, которые мы заранее записываем в формуле. Обращаю внимание, что любые текстовые значения записываются, используя кавычки.

Синтаксис формулы следующий:
ЕСЛИ(лог_выражение, [значение_если_истина], [значение_если_ложь])

  • Лог_выражение — выражение, дающее в результате значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
  • Значение_если_истина — значение, которое выводится, если логическое выражение истинно
  • Значение_если_ложь — значение, которое выводится, если логическое выражение ложно

Синтаксис формулы для решения:
Вывод результата в ячейку D2:

=ЕСЛИ(C5>5;«Заказ не требуется»;«Необходим заказ»)

На выходе получаем результат:

image

Бывает, что условие носит более сложный характер, например выполнение 2-х и более условий:

  • если значение в столбце «Количество» больше 5, а значение в колонке «Тип» равно «А»
  • то нужно вывести в колонке «Результат» значение «1», в обратном случае «0».

В данном случае мы уже не можем ограничиться использованием одной только формулы «ЕСЛИ», необходимо добавить в ее синтаксис другую формулу. И это будет еще одна логическая формула «И» (AND).
Синтаксис формулы следующий:
И(логическое_значение1, [логическое_значение2], …)

  • Логическое_значение1-2 и т.д. — проверяемое условие, вычисление которого дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ

Синтаксис решения будет следующим:
Вывод результата в ячейку D2:

=ЕСЛИ(И(C2>5;B2=«А»);1;0)

Таким образом, используя сочетание 2-х формул, мы находим решение нашей задачи и получаем результат:

image

Попробуем усложнить задачу – новое условие:

  • если значение в столбце «Количество» равно 10, а значение в колонке «Тип» равно «А»
  • или же значение в столбце «Количество» больше или равно 5, а значение «Тип» равен «Б»
  • то нужно вывести в колонке «Результат» значение «1», в обратном случае «0».

Синтаксис решения будет следующим:
Вывод результата в ячейку D2:

=ЕСЛИ(ИЛИ(И(C2=10;B2=«А»); И(C2>=5;B2=«Б»));1;0)

Как видно из записи, в формулу «ЕСЛИ» включено одно условие «ИЛИ» (OR) и два условия с использованием формулы «И», включенных в него. Если хотя бы одно из условий 2-го уровня имеет значение «ИСТИНА», то в колонку «Результат» будет выведен результат «1», в противном случае будет «0».
Результат:

image

Теперь перейдем к следующей ситуации:
Представим, что в зависимости от значения в столбце «Условие» должно выводиться определенное условие в столбце «Результат», ниже приведено соответствие значений и результата.
Условие:

  • 1 = А
  • 2 = Б
  • 3 = В
  • 4 = Г

При решении задачи с помощью функции «ЕСЛИ», синтаксис будет следующим:
Вывод результата в ячейку B2:

=ЕСЛИ(A2=1;«А»; ЕСЛИ(A2=2;«Б»; ЕСЛИ(A2=3;«В»; ЕСЛИ(A2=4;«Г»;0))))

Результат:

image

Как видно, написание подобной формулы не только не очень удобно и громоздко, но и может занять некоторое время на ее редактирование у неопытного пользователя в случае ошибки.
Минус подобного подхода в том, что он применим для небольшого количества условий, ведь, все их придется набирать вручную и «раздувать» нашу формулу до больших размеров, однако подход отличает полная «всеядность» к значениям и универсальность использования.

Альтернативное решение_1:
Использование формулы «ВЫБОР» (CHOOSE),
Синтаксис функции:
ВЫБОР(номер_индекса, значение1, [значение2], …)

  • Номер_индекса — номер выбираемого аргумента-значения. Номер индекса должен быть числом от 1 до 254, формулой или ссылкой на ячейку, содержащую число в диапазоне от 1 до 254.
  • Значение1, значение2,… — значение от 1 до 254 аргументов-значений, из которых функция «ВЫБОР», используя номер индекса, выбирает значение или выполняемое действие. Аргументы могут быть числами, ссылками на ячейки, определенными именами, формулами, функциями или текстом.

При ее использовании, мы сразу заносим результаты условий в зависимости от указанных значений.
Условие:

  • 1 = А
  • 2 = Б
  • 3 = В
  • 4 = Г

Синтаксис формулы:

=ВЫБОР(A2;«А»;«Б»;«В»;«Г»)

Результат аналогичен решению с цепочкой функций «ЕСЛИ» выше.
При применении этой формулы существуют следующие ограничения:
В ячейку «А2» (номер индекса) могут быть указаны только цифры, а значения результата будут выводиться в порядке возрастания от 1 до 254 значений.
Иными словами, функция будет работать только если в ячейке «А2» указаны цифры от 1 до 254 в порядке возрастания и это накладывает определенные ограничения при использовании этой формулы.
Т.е. если мы захотим, что бы значение «Г» выводилось при указании числа 5,

  • 1 = А
  • 2 = Б
  • 3 = В
  • 5 = Г

то формула будет иметь следующий синтаксис:
Вывод результата в ячейку B2:

=ВЫБОР(A31;«А»;«Б»;«В»;;«Г»)

Как видно, значение «4» в формуле нам приходится оставить пустым и перенести результат «Г» на порядковый номер «5».

Альтернативное решение_2:
Вот мы и подошли к одной из самых популярных функций Excel, овладение которой автоматически превращает любого офисного работника в «опытного пользователя excel» /sarcasm/.
Синтаксис формулы:
ВПР(искомое_значение, таблица, номер_столбца, [интервальный_просмотр])

  • Искомое_значение – значение, поиск которого осуществляется функцией.
  • Таблица – диапазон ячеек, содержащий данные. Именно в этих ячейках будет происходить поиск. Значения могут быть текстовыми, числовыми или логическими.
  • Номер_столбца — номер столбца в аргументе «Таблица», из которого будет выводиться значение в случае совпадения. Важно понимать, что отсчет столбцов происходит не по общей сетке листа (A.B,C,D и т.д.), а внутри массива, указанного в аргументе «Таблица».
  • Интервальный_просмотр — определяет, какое совпадение должна найти функция — точное или приблизительное.

Важно: функция «ВПР» ищет совпадение только по первой уникальной записи, если искомое_значение присутствует в аргументе «Таблица» несколько раз и имеет разные значения, то функция «ВПР» найдет только самое ПЕРВОЕ совпадение, результаты по всем остальным совпадениям показаны не будутИспользование формулы «ВПР» (VLOOKUP) связано с еще одним подходом в работе с данными, а именно с формированием «справочников».
Суть подхода в создании «справочника» соответствия аргумента «Искомое_значение» определенному результату, отдельно от основного массива, в котором прописываются условия и соответствующие им значения:

image

Затем в рабочей части таблицы уже прописывается формула со ссылкой на справочник, заполненный ранее. Т.е. в справочнике в столбце «D» происходит поиск значения из столбца «А» и при нахождении соответствия выводится значение из столбца «Е» в столбец «В».
Синтаксис формулы:
Вывод результата в ячейку B2:

=ВПР(A2;$D$2:$E$5;2;0)

Результат:

image

Теперь представим ситуацию, когда необходимо подтянуть данные в одну таблицу из другой, при этом таблицы не идентичны. См. пример ниже

image

Видно, что строки в столбцах «Продукт» обеих таблиц не совпадают, однако, это не является препятствием для использования функции «ВПР».
Вывод результата в ячейку B2:

=ВПР($A3;$H$3:$M$6;2;0)

Но при решении сталкиваемся с новой проблемой – при «протягивании» написанной нами формулы вправо от столбца «В» до столбца «Е», нам придется вручную заменять аргумент «номер_столбца». Дело это трудоемкое и неблагодарное, потому, на помощь нам приходит другая функция — «СТОЛБЕЦ» (COLUMN).
Синтаксис функции:
СТОЛБЕЦ([ссылка])

  • Ссылка — ячейка или диапазон ячеек, для которых требуется возвратить номер столбца.

Если использовать запись типа:

=СТОЛБЕЦ()

то функция выведет номер текущего столбца (в ячейке которого написана формула).
В результате получается число, которое можно использовать в функции «ВПР», чем мы и воспользуемся и получаем следующую запись формулы:
Вывод результата в ячейку B2:

=ВПР($A3;$H$3:$M$6; СТОЛБЕЦ();0)

Функция «СТОЛБЕЦ» определит номер текущего столбца, который будет использоваться аргументом «Номер_столбца» для определения номера столбца поиска в справочнике.
Кроме того, можно использовать конструкцию:

=СТОЛБЕЦ()-1

Вместо числа «1» можно использовать любое число (а также не только вычитать его, но и прибавлять к полученному значению), для получения желаемого результата, если нет желания ссылаться на определенную ячейку в столбце с нужным нам номером.
Получившийся результат:

image

Продолжаем развивать тему и усложняем условие: представим, что у нас есть два справочника с разными данными по продуктам и необходимо вывести в таблицу с результатом значения в зависимости от того, какой тип справочника указан в колонке «Справочник»
Условие:

  • Если в столбце «Справочник» указано число 1, данные должны тянуться из таблицы «Справочник_1», если число 2, то из таблицы «Справочник_2» в соответствии с указанным месяцем

image

Вариант решения, который сразу приходит на ум, следующий:
Вывод результата в ячейку C3:

=ЕСЛИ($B3=1; ВПР($A3;$G$3:$I$6; СТОЛБЕЦ()-1;0); ВПР($A3;$K$3:$M$6; СТОЛБЕЦ()-1;0))

Плюсы: наименование справочника может быть любым (текст, цифры и их сочетание), минусы – плохо подходит, если вариантов более 3-х.
Если же номера справочников всегда представляют собой числа, имеет смысл использовать следующее решение:
Вывод результата в ячейку C3:

=ВПР($A3; ВЫБОР($B3;$G$3:$I$6;$K$3:$M$6); СТОЛБЕЦ()-1;0)

Плюсы: формула может включать до 254 наименований справочников, минусы – их наименование должно быть строго числовым.
Результат для формулы с использованием функции «ВЫБОР»:

image

Бонус: ВПР по двум и более признакам в аргументе «искомое_значение».
Условие:

  • Представим, что у нас как всегда есть массив данных в табличной форме (если нет, то мы к нему приводим данные), из массива по определенным признакам необходимо получить значения и поместить их в другую табличную форму.

Обе таблицы приведены ниже:

image

Как видно из табличных форм, каждая позиция имеет не только наименование (которое не является уникальным), но также и относится к определенному классу и имеет свой вариант фасовки.
Используя сочетание имени и класса и фасовки, мы можем создать новый признак, для этого в таблице с данными создаем дополнительный столбец «Доп.признак», который заполняем при помощи следующей формулы:

=H3&»_»&I3&»_»&J3

Используя символ «&», объединяем три признака в один (разделитель между словами может быть любым, как и не быть вовсе, главное использовать аналогичное правило и для поиска)
Аналогом формулы может быть функция «СЦЕПИТЬ» (CONCATENATE), в этом случае она будет выглядеть следующим образом:

=СЦЕПИТЬ(H3;»_»;I3;»_»;J3)

После того, как дополнительный признак создан для каждой записи в таблице с данными, приступаем к написанию функции поиска по этому признаку, которая будет иметь вид:
Вывод результата в ячейку D3:

=ЕСЛИОШИБКА(ВПР(A2&»_»&B2&»_»&C2;$G$2:$K$6;5;0);0)

В функции «ВПР» в качестве аргумента «искомое_значение» используем все ту же связку трех признаков (наименование_класс_фасовка), но берем ее уже в таблице для заполнения и заносим непосредственно в аргумент (как вариант, можно было бы выделить значение для аргумента в дополнительный столбец в таблице для заполнения, но это действие будет излишним).
Напоминаю, что использование функции «ЕСЛИОШИБКА» (IFERROR) необходимо, если искомое значение так и не будет найдено, и функция «ВПР» выведет нам значение «#Н/Д» (об этом ниже).
Результат на картинке ниже:

image

Данный прием можно использовать и для большего количества признаков, единственное условие – уникальность получаемых комбинаций, если она не соблюдается, то результат будет некорректным.

Кейс_3 Поиск значения в массиве, или когда ВПР не в силах нам помочь

Рассмотрим ситуацию, когда необходимо понять, есть ли в массиве ячеек нужные нам значения.
Задача:

  • в столбце «Условие поиска» указано значение и необходимо определить, присутствует ли оно в столбце «Массив для поиска»

Визуально все выглядит в следующем виде:

image

Как мы видим, функция «ВПР» тут бессильна, т.к. мы ищем не точное совпадение, а именно наличие в ячейке нужного нам значения.
Для решения задачи необходимо использовать комбинацию нескольких функций, а именно:
«ЕСЛИ»
«ЕСЛИОШИБКА»
«СТРОЧН»
«НАЙТИ»

По порядку обо всех, «ЕСЛИ» мы уже разобрали ранее, потому перейдем к функции «ЕСЛИОШИБКА» (IFERROR)

ЕСЛИОШИБКА(значение, значение_при_ошибке)

  • Значение — аргумент, проверяемый на возникновение ошибок.
  • Значение_при_ошибке — значение, возвращаемое при ошибке при вычислении по формуле. Возможны следующие типы ошибок: #Н/Д, #ЗНАЧ!, #ССЫЛКА!, #ДЕЛ/0!, #ЧИСЛО!, #ИМЯ? и #ПУСТО!.

Важно: данная формула практически всегда обязательна при работе с массивами информации и справочниками, т.к. зачастую бывает, что искомое значение не находится в справочнике и в этом случае функция возвращает ошибку. Если же в ячейке выводится ошибка и ячейка участвует, например, в вычислении, то оно так же произойдет с ошибкой. Плюс ко всему, ячейкам, где формула возвратила ошибку можно присваивать различные значения, которые облегчают их статистическую обработку. Также, в случае ошибки можно выполнять другие функции, что очень удобно при работе с массивами и позволяет строить формулы с учетом довольно разветвленных условий.

«СТРОЧН» (LOWER)

СТРОЧН(текст)

  • Текст — текст, преобразуемый в нижний регистр.

Важно: функция «СТРОЧН» не заменяет знаки, не являющиеся буквами.
Роль в формуле: поскольку функция «НАЙТИ» (FIND) осуществляет поиск и учетом регистра текста, то необходимо привести весь текст к одному регистру, в противном случае «чАй» будет не равно «чай» и т.д. Это актуально, если значение регистра не является условием поиска и отбора значений, в противном случае формулу «СТРОЧН» можно не использовать, так поиск будет более точным.

Теперь подробнее о синтаксисе функции «НАЙТИ» (FIND).

НАЙТИ(искомый_текст, просматриваемый_текст, [нач_позиция])

  • Искомый_текст — текст, который необходимо найти.
  • Просматриваемый_текст — текст, в котором нужно найти искомый текст.
  • Нач_позиция — знак, с которого нужно начать поиск. Первый знак в тексте «просматриваемый_текст» имеет номер 1. Если номер не указан, он по умолчанию считается равным 1.

Синтаксис формулы-решения будет иметь вид:
Вывод результата в ячейку B2:

=ЕСЛИ(ЕСЛИОШИБКА(НАЙТИ(СТРОЧН(A2); СТРОЧН(E2);1);0)=0;«fail»;«bingo!»)

Разберем логику формулы по действиям:

  1. СТРОЧН(A2) – преобразует аргумент «Искомый_текст» в ячейке в А2 в текст с нижним регистром
  2. Функция «НАЙТИ» начинает поиск преобразованного аргумента «Искомый_текст» в массиве «Просматриваемый_текст», который преобразовывается функцией «СТРОЧН(E2)», также в текст с нижним регистром.
  3. В случае если, функция находит совпадение, т.е. возвращает порядковый номер первого символа совпадающего слова/значения, срабатывает условие ИСТИНА в формуле «ЕСЛИ», т.к. полученное значение не равно нулю. Как результат, в столбце «Результат» будет выведено значение «Bingo!»
  4. Если же, функция не находит совпадение т.е. порядковый номер первого символа совпадающего слова/значения не указывается и вместо значения возвращается ошибка, срабатывает условие, заложенное в формулу «ЕСЛИОШИБКА» и возвращается значение равное «0», что соответствует условию ЛОЖЬ в формуле «ЕСЛИ», т.к. полученное значение равно «0». Как результат, в столбце «Результат» будет выведено значение «fail».

image

Как видно из рисунка выше, благодаря функциям «СТРОЧН» и «НАЙТИ» мы находим искомые значения вне зависимости от регистра символов, и места нахождения в ячейке, но необходимо обратить внимание на строку 5.
Условие поиска задано как «111», но в массиве поиска указано значение «1111111 печенюшки», однако формула выдает результат «Bingo!». Это происходит потому, что значение «111» входит в ряд значений «1111111», как следствие находится совпадение. В обратном случае данное условие не сработает.

Кейс_4 Поиск значения в массиве по нескольким условиям, или когда ВПР тем более не в силах нам помочь

Представим ситуацию, когда необходимо найти значение из «Таблица с результатом» в двумерном массиве «Справочник» по нескольким условиям, а именно по значению «Наименование» и «Месяц».
Табличная форма задания будет иметь следующий вид:

image

Условие:

  • В таблицу с результатом необходимо подтянуть данные в соответствии с совпадением условий «Наименование» и «Месяц».

Для решения подобной задачи подойдет комбинация функций «ИНДЕКС» и «ПОИСКПОЗ»

Синтаксис функции «ИНДЕКС» (INDEX)

ИНДЕКС(массив, номер_строки, [номер_столбца])

  • Массив — диапазон ячеек, из которого будут показываться значения в случае совпадения условий их поиска.
  • Если массив содержит только одну строку или один столбец, аргумент «номер_строки» или «номер_столбца» соответственно не является обязательным.
  • Если массив занимает больше одной строки и одного столбца, а из аргументов «номер_строки» и «номер_столбца» задан только один, то функция «ИНДЕКС» возвращает массив, состоящий из целой строки или целого столбца аргумента «массив».
  • Номер_строки — номер строки в массиве, из которой требуется возвратить значение.
  • Номер_столбца — номер столбца в массиве, из которого требуется возвратить значение.

Иными словами функция возвращает из указанного массива в аргументе «Массив» значение, которое находится на пересечении координат, указанных в аргументах «Номер_строки» и «Номер_столбца».

Синтаксис функции «ПОИСКПОЗ» (MATCH)

ПОИСКПОЗ(искомое_значение, просматриваемый_массив, [тип_сопоставления])

  • Искомое_значение — значение, которое сопоставляется со значениями в аргументе просматриваемый_массив. Аргумент искомое_значение может быть значением (числом, текстом или логическим значением) или ссылкой на ячейку, содержащую такое значение.
  • Просматриваемый_массив — диапазон ячеек, в которых производится поиск.
  • Тип_сопоставления — необязательный аргумент. Число -1, 0 или 1.

Функция ПОИСКПОЗ выполняет поиск указанного элемента в диапазоне ячеек и возвращает относительную позицию этого элемента в диапазоне.
Суть использования комбинации функций «ИНДЕКС» и «ПОИСКПОЗ» в том, то мы производим поиск координат значений по их наименованию по «осям координат».
Осью Y будет столбец «Наименование», а осью X – строка «Месяцы».

часть формулы:

ПОИСКПОЗ($A4;$I$4:$I$7;0)

возвращает число по оси Y, в данном случае оно будет равно 1, т.к. значение «А» присутствует в искомом диапазоне и имеет относительную позицию «1» в этом диапазоне.
часть формулы:

ПОИСКПОЗ(B$3;$J$3:$L$3;0)

возвращает значение #Н/Д, т.к. значение «1» отсутствует в просматриваемом диапазоне.

Таким образом, мы получили координаты точки (1; #Н/Д) которые функция «ИНДЕКС» использует для поиска в аргументе «Массив».
Полностью написанная функция для ячейки B4 будет иметь следующий вид:

=ИНДЕКС($J$4:$L$7; ПОИСКПОЗ($A4;$I$4:$I$7;0); ПОИСКПОЗ(B$3;$J$3:$L$3;0))

По сути, если бы мы знали координаты нужного нам значения, функция выглядела бы следующим образом:

=ИНДЕКС($J$4:$L$7;1;#Н/Д))

Поскольку, аргумент «Номер_столбца» имеет значение «#Н/Д», то результат для ячейки «B4» будет соответствующий.
Как видно из получившегося результата не все значения в таблице с результатом находят совпадение со справочником и в итоге мы видим, что часть значений в таблице выводится в виде «#Н/Д», что затрудняет использование данных для дальнейших расчетов.
Результат:

image

Что бы нейтрализовать этот негативный эффект используем функцию «ЕСЛИОШИБКА», о которой мы читали ранее, и заменяем значение, возвращающееся при ошибке на «0», тогда формула будет иметь вид:
Вывод результата в ячейку B4:

=ЕСЛИОШИБКА(ИНДЕКС($J$4:$L$7; ПОИСКПОЗ($A4;$I$4:$I$7;0); ПОИСКПОЗ(B$3;$J$3:$L$3;0));0)

Демонстрация результата:

image

Как видно на картинке, значения «#Н/Д» более не мешают нам в последующих вычислениях с использованием значений в таблице с результатом.

Кейс_5 Поиск значения в диапазоне чисел

Представим, что нам необходимо дать определенный признак числам, входящим в определенный диапазон.
Условие:
В зависимости от стоимости продукта ему должна присваиваться определенная категория
Если значение находится в диапазоне

  • От 0 до 1000 = А
  • От 1001 до 1500 = Б
  • От 1501 до 2000 = В
  • От 2001 до 2500 = Г
  • Более 2501 = Д

image

Функция ПРОСМОТР (LOOKUP) возвращает значение из строки, столбца или массива. Функция имеет две синтаксических формы: векторную и форму массива.

ПРОСМОТР(искомое_значение; просматриваемый_вектор; [вектор_результатов])

  • Искомое_значение — значение, которое функция ПРОСМОТР ищет в первом векторе. Искомое_значение может быть числом, текстом, логическим значением, именем или ссылкой на значение.
  • Просматриваемый_вектор — диапазон, состоящий из одной строки или одного столбца. Значения в аргументе просматриваемый_вектор могут быть текстом, числами или логическими значениями.
  • Значения в аргументе просматриваемый_вектор должны быть расположены в порядке возрастания: …, -2, -1, 0, 1, 2, …, A-Z, ЛОЖЬ, ИСТИНА; в противном случае функция ПРОСМОТР может возвратить неправильный результат. Текст в нижнем и верхнем регистрах считается эквивалентным.
  • Вектор_результатов — диапазон, состоящий из одной строки или столбца. Вектор_результатов должен иметь тот же размер, что и просматриваемый_вектор.

Вывод результата в ячейку B3:

=ПРОСМОТР(E3;$A$3:$A$7;$B$3:$B$7)

image

Аргументы «Просматриваемый_вектор» и «Вектор_результата» можно записать в форме массива – в этом случае не придется выводить их в отдельную таблицу на листе Excel.
В этом случае функция будет выглядеть следующим образом:
Вывод результата в ячейку B3:
=ПРОСМОТР(E3;{0;1001;1501;2001;2501};{«А»;«Б»;«В»;«Г»;«Д»})

Кейс_6 Суммирование чисел по признакам

Для суммирования чисел по определенным признакам можно использовать три разных функции:
СУММЕСЛИ (SUMIF) – суммирует только по одному признаку
СУММЕСЛИМН (SUMIFS) – суммирует по множеству признаков
СУММПРОИЗВ (SUMPRODUCT) – суммирует по множеству признаков
Существует также вариант с использованием «СУММ» (SUM) и функции формулы массивов, когда формула «СУММ» возводится в массив:
({=СУММ(()*())}
но такой подход довольно неудобен и полностью перекрывается по функционалу формулой «СУММПРОИЗВ»
Теперь подробнее по синтаксису «СУММПРОИЗВ»:

СУММПРОИЗВ(массив1, [массив2], [массив3],…)

  • Массив1 — первый массив, компоненты которого нужно перемножить, а затем сложить результаты.
  • Массив2, массив3… — от 2 до 255 массивов, компоненты которых нужно перемножить, а затем сложить результаты.

Условие:

  • Найти общую сумму по стоимости отгрузок по каждому из продуктов за определенный период:

image

Как видно из таблицы с данными, что бы посчитать стоимость необходимо цену умножить на количество, а полученное значение, применив условия отбора переносить в таблица с результатом.
Однако, формула «СУММПРОИЗ» позволяет проводить такие расчеты внутри формулы.
Вывод результата в ячейку B4:

=СУММПРОИЗВ(($A4=$H$3:$H$11)*($K$3:$K$11>=B$3)*($K$3:$K$11<C$3);($M$3:$M$11)*($L$3:$L$11))

Разберем формулу по частям:

($A4=$H$3:$H$11)

– задаем условие по отбору в столбце «Наименование» таблицы с данными по столбцу «Наименование» в таблице с результатом

($K$3:$K$11>=B$3)*($K$3:$K$11<C$3)

– задаем условие по временным рамкам, дата больше или равна первого числа текущего месяца, но меньше первого числа месяца следующего. Аналогично – условие в таблице с результатом, массив – в таблице с данными.

($M$3:$M$11)*($L$3:$L$11)

– перемножаем столбцы «Количество» и «Цена» в таблице с данными.
Несомненным плюсом данной функции является свободный порядок записи условий, их можно записывать в любом порядке, на результат это не повлияет.
Результат:

image

Теперь усложним условие и добавим требование, что бы отбор по наименованию «печеньки» происходил только по классам «малые» и «большие», а по наименованию «булки» все, кроме по классу «с джемом»:

Вывод результата в ячейку B4:

=СУММПРОИЗВ(($A4=$H$3:$H$11)*($J$3:$J$11>=B$3)*($J$3:$J$11<C$3)*(($I$3:$I$11=«малые»)+($I$3:$I$11=«большие»));($L$3:$L$11*$K$3:$K$11))

В формуле для отбора по печенькам добавилось новое условие:

(($I$3:$I$11=«малые»)+($I$3:$I$11=«большие»))

– как видно, два или более условия по одному столбцу выделяются в отдельную группу при помощи символа «+» и заключения условий в дополнительные скобки.
В формуле для отбора по булкам также добавилось новое условие:

=СУММПРОИЗВ(($A5=$H$3:$H$11)*($J$3:$J$11>=B$3)*($J$3:$J$11<C$3)*($I$3:$I$11<>«с джемом»);($L$3:$L$11)*($K$3:$K$11))

это:

($I$3:$I$11<>«с джемом»)

– на самом деле, в данной формуле можно было написать условие отбора также как и при отборе по печенькам, но тогда, пришлось бы перечислять три условия в формуле, в данном случае, проще написать исключение – не равно «с джемом» для этого используем значение «<>».
Вообще, если группы признаков/классов заранее известны, то лучше объединять их в эти группы, создавая справочники, чем записывать все условия в функцию, раздувая ее.
Результат:

image

Что ж, вот мы и подошли к концу нашего краткого мануала, который на самом деле мог бы быть намного больше, но целью было все-таки дать решение наиболее встречающихся ситуаций, а не описывать решение частных (но гораздо более интересных случаев).
Надеюсь, что мануал поможет кому-нибудь в решении задач при помощи Excel, ведь это будет значить, что мой труд не пропал зря!

Спасибо за уделенное время!

Like this post? Please share to your friends:
  • Задачи на функцию впр в excel с ответами
  • Задачи для word excel
  • Задачи на подбор параметра в excel примеры
  • Задачи на функции and в excel
  • Задачи для outlook в excel