В последние годы движение Worldskills набирает популярность в России, так как несколько лет назад в нашей стране появилось его представительство – Worldskills Russia. Что это за движение, для кого и зачем оно проводит региональные и национальные чемпионаты – расскажут представители этого движения.
В этой статье:
Что представляет из себя движение Worldskills?
WorldSkills — международная некоммерческая организация, созданная для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения профессиональных чемпионатов по всему миру. Движение WorldSkills было основано в Испании в 1947 году как ответ на нехватку высококвалифицированных рабочих кадров, необходимых для восстановления промышленности страны в послевоенное время.
«Промышленники Испании сошлись в том, что подбирать кадры на собеседовании недостаточно эффективно. Гораздо эффективнее — поставить на видном месте рабочий станок и дать возможность кандидату на трудоустройство показать, на что он способен. Тем, у кого лучше получалось делать свое дело, предлагали лучшие рабочие места.»
Ксения Калугина, Руководитель РКЦ WorldSkills Russia по городу Москва
С 1950 года движение WorldSkills приобрело международный статус. Осознавая важность популяризации рабочих и инженерных кадров для экономики, ведущие страны мира присоединились к движению WorldSkills, и на сегодняшний день в WorldSkills International насчитывается 87 стран-участниц.
В октябре 2011 года проект «Проведение Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills» был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив, что дало старт Движению WorldSkills в России, и уже 17 мая 2012 года на южнокорейском острове Чеджу, где проходила очередная генеральная ассамблея WSI, нашу страну официально приняли в состав этой международной организации – Россию единогласно выбрали 60-м членом WSI.
Следующей весной 2013 года в Тольятти был организован первый всероссийский конкурс профессионального мастерства «Национальный чемпионат WorldSkills Russia-2013», в котором приняли участие более трехсот человек в возрасте от 18 до 22 лет, прошедших через отборочные соревнования в своих регионах и представляющих лучшие российские колледжи, По результатам чемпионата была сформирована сборная Российской Федерации, которая в июле 2013 года приняла участие в своем первом международном соревновании — чемпионате мира WorldSkills International в немецком Лейпциге.
Что происходит с движением Worldskills сейчас?
В 2019 году прошёл 45-ый по счету чемпионат мировой чемпионат WorldSkills, в котором сборная России заняла второе место в медальном зачете среди более 70 стран-участниц.
«Москва участвует в соревнованиях пятый год, и для нас это серьёзный рывок. Это ответ всем тем, кто не верил, что мы войдём хотя бы в десятку. Москва в движении занимает ведущую позицию, и это достигается за счёт повсеместного включения в образовательные программы стандаров WorldSkills.» – Ксения Калугина
>Ксения Калугина рассказала, что WorldSkills проводит ежегодный чемпионат (отбор в региональную сборную), а также ежегодную бесплатную программу подготовки к этому чемпионату. Программа подготовки максимально приближена к соревнованиям, чтобы не только технически, но и психологически подготовить будущих участников к чемпионату. Каждый чемпионат, помимо профессиональных навыков, требует так называемых «мягких навыков» soft skills, психологической готовности к конкурентной борьбе на глазах у десятка тысяч зрителей, стрессоустойчивости.
В прошлом году на участие в чемпионате Москвы было подано свыше 20 000 заявок практически 80% школ столицы принимали участие в соревнованиях. Цель программ подготовки – не напугать участника строгими регламентами и жесткими временными рамками, а дать возможность показать свои лучшие качества, свои профессиональные возможности. Эти программы как раз для того, чтобы эксперт и участник лучше понимали, что нужно сделать на конкурсе, чтобы победить.
Также интересен этот чемпионат тем, что собираются участники из других регионов и стран, и все могут попробовать навык в специальных профориентационных зонах try-a-skill> – с этого как раз и начиналось движение WorldSkills. Каждый зритель и гость чемпионата может попробовать свои силы в самых интересных и востребованных профессиях под руководством опытных экспертов и чемпионов Москвы, России и мира.
Для кого существует движение Worldskills Russia и как принять участие?
На данный момент WorldSkills Russia проводит чемпионаты профессионального мастерства по всей России по 5 направлениям:
- Чемпионаты профессионального мастерства среди обучающихся школ и колледжей в возрасте от 10 до 16 лет (юниорская группа) и от 16 до 22 лет (основная группа). Победители региональных соревнований встречаются в финале ежегодного Национального чемпионата «Молодые профессионалы», чтобы защитить честь своего региона и получить шанс войти в состав национальной сборной России и выступать на международных чемпионатах WorldSkills.
- Корпоративные чемпионаты, организуемые и проводимые крупнейшими российскими компаниями среди молодых работников в возрасте от 16 до 28 лет. Победители корпоративных чемпионатов получают возможность представлять свою компанию на всероссийском чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills – WorldSkills Hi-Tech.
- Чемпионат в сфере высокотехнологичных профессий IT-сектора – DigitalSkills. В этих соревнованиях участвуют студенты профильных вузов и колледжей, а также специалисты крупнейших компаний в возрасте до 28 лет.
- AgroSkills – отраслевой чемпионат профессионального мастерства среди сотрудников компаний сельского хозяйства в возрасте от 18 до 28 лет. Соревнования проходят по таким компетенциям, как «агрономия», «ветеринария», «эксплуатация сельскохозяйственных машин» и многим другим.
- Межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills. В данном конкурсе профессионального мастерства участвуют студенты высших учебных заведений России, а также иностранные студенты их ведущих мировых вузов.
Участниками чемпионата WorldSkills Russia могут стать:
- Обучающиеся школ, колледжей и техникумов в возрасте от 10 до 16 лет (юниорская возрастная категория) и от 16 до 22 лет (основная возрастная категория);
- Сотрудники промышленных предприятий в возрасте от 18 до 28 лет.
«Несмотря на то, что идёт речь о реальных профессиональных навыках, основная цель – это работа с аудиторией в возрасте от 12 до 18 лет. Мы должны дать все возможности для того, чтобы школьники и студенты могли попробовать что-то новое. И не просто рассказать о том, как работает станок или как собирать роботов, а дать возможность сделать это самостоятельно под руководством профессионалов»> – Ксения Калугина
В рамках чемпионатов и других профориентационных мероприятий, таких, как реализуемые в столице программы «Кружок от чемпиона» и «Мастерская от чемпиона», ребёнок получает возможность познакомиться с самыми интересными, увлекательными и перспективными профессиями, а также сделать что-то своими руками и оценить результат своего труда. Участник движения WorldSkills также получает обратную связь (притом, не в формате «ты плохо/хорошо сделал», а с конкретным разбором каждого этапа работы) и узнаёт, что конкретно у него получилось, а что надо и как исправить. Таким образом, ребёнок:
- Пробует навык;
- Осваивает его;
- Понимает, нравится ли сам процесс.
В этом году в национальном чемпионате WorldSkills Russia победил школьник, который рассказал, что участвует в движении уже 4 года. При этом он пришёл на чемпионат «просто посмотреть». За это время он перепробовал много профессий и вот наконец нашел свою, записался на кружок в колледж и победил.
При этом у родителей уже был сценарий, кем он должен стать. И участие в чемпионате WorldSkills никак не помешало ему закончить 11-й класс и благополучно поступить в институт, чтобы получить диплом стоматолога, как хотели родители.
«Здесь стоит отдать должное родителям, которые проявили терпение: с учётом того, что они видят его врачом, а он занимается плотницким делом, они позволили ему пойти за своей мечтой и стать чемпионом WorldSkills» – Ксения Калугина
Есть другой пример — ребёнок увлеченно занимается только электроникой, и родители не могут заставить его заниматься ничем другим. Говорят, «ЕГЭ сдай», а он отвечает: «Мне ничего не надо, у меня тут электроника». Потом он выигрывает национальный чемпионат WorldSkills Russia, и его приглашают учиться в МГУ. В итоге родители счастливы от того, что ребенок поступил в один из лучших вызов страны, а ребёнок счастлив, что он чемпион России по электронике и дальше ей занимается.
«Важный момент: выбор карьерной траектории – не столько взвешенные решения обучающихся, сколько влияние среды, школы или родителей. Большинство участников WorldSkills приходят из-за внешних факторов, которые привели их на чемпионат. И главное, что дает им участие в движении WorldSkills – это успешность. То есть, школьники приобретают ощущение того, что нет ничего невозможного, что можно добиться успеха в любом деле. И им вовсе необязательно заниматься чем-то одним, они могут выбирать различные компетенции и специальности. У них уже есть мотивационная схема, которая позволит добиться успеха в жизни, и в этом им помогает участие в проектах WorldSkills.» – Ксения Калугина
В частности, проекты «Кружок от чемпиона» в Москве ведут сами конкурсанты, то есть, как раз те дети, которые уже прошли чемпионат и завоевали призовые места на конкурсах профессионального мастерства регионального, национального и международного уровня. За счет прямой коммуникации с обучающимися кружка они передают не только профессиональные навыки, но и раскрывают секреты мастерства и на собственном примере показывают, как добиться результата в своем деле. Многие из конкурсантов, ведущих «Кружок от чемпиона», уже смогли поработать в компаниях на профильных должностях и добились успеха.
В Москве на площадках образовательных организаций также реализуется новая учебная программа получения образования без границ, в рамках которой участники сначала обучаются профессии, по итогам сдают демонстрационный экзамен и получают Skills Passport – документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций и квалификации, признанный ведущими российскими компаниями.
Как получить SkillsPassport?
Чтобы подтвердить свои знания и навыки, московские выпускники, студенты и школьники сдают по итогам обучения демонстрационный экзамен по международным стандартам WorldSkills. На экзамене студенты должны продемонстрировать свои профессиональные знания, полученные за годы учебы. Выполнение заданий оценивает экспертная комиссия, в которую входят в том числе и представители работодателей — высокотехнологичных предприятий города, партнеров движения WorldSkills Russia. По итогам испытаний выпускникам выдается паспорт компетенций (skills passport) с оценкой за экзамен.
По итогам демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills Russia каждый участник может сгенерировать #Паспорт компетенций #SkillsPassport в личном кабинете и распечатать на русском и английском языке. #SkillsPassport – это документ, подтверждающий профессиональный уровень владения компетенцией в соответствии с международными стандартами #WorldSkills.
Комментарии
Накануне WorldSkills Competition 2019: о том, как изменилось СПО за 10 лет
Мы очень гордимся тем, что причастны к вступлению России в международное движение WorldSkills. Другим важным достижением стала победа за право проведения в Казани мировых соревнований WorldSkills Competition летом 2019 года. Эти события сыграли ключевую роль в развитии отечественного СПО, изменив подходы, образовательные программы и отношение к колледжам по всей стране.
Накануне Чемпионата WSC-2019 мы хотим ещё раз напомнить про ценности worldskills, которые разделяют и пропагандирует сотни тысяч людей во всем мире. Именно ценностное содержание движения – самореализация, навыки и компетенции, профессионализм и уважение к труду – надежный фундамент глобального экспертного сообщества WorldSkills.
WorldSkills в мире
WorldSkills (Ворлдскиллс) – это международное общественное движение, которое во всем мире объединяет людей, которые хотят что-то изменить. Его основная миссия – создавать условия для людей, которые хотят профессиональной самореализации.
Существует некоммерческая организация «WorldSkills International», которая выполняет функции Олимпийского комитета: её задача – проведение чемпионата мира раз в 2 года.
Механизм WorldSkills — это проведение соревнований, через которые формируются и развиваются сообщества: через взаимодействие между участниками соревнований и экспертами, а также общение конкурсантов между собой на соревновательной площадке. Именно этот эффект главным образом приносит изменения в систему СПО и ДПО России. Возникают экспертные сообщества. Они вырабатывают самый ценный контент – содержание для образовательных программ в колледжах. Благодаря участию в WorldSkills, подходы к формированию и сами образовательные программы в колледжах России за эти 7 лет изменились радикально.
Формат WorldSkills Competition
Мировые соревнования WorldSkills – это, в первую очередь, уникальное, масштабное событие с участием делегаций из большинства стран планеты! Принимать такое мероприятие – большая организационная задача, честь и ответственность, не уступающие любым другим глобальным соревнованиям, финалам мировых чемпионатов и первенств. Не даром WSC еще называют Олимпиадой навыков и компетенций, сравнивая движение WorldSkills с олимпийским.
В центре мирового первенства, конечно, конкурсы по официальным компетенциям движения WS, отобранным по критерию наибольшей популярности. Таким образом, формирование соревновательной повестки является своего рода рейтингованием востребованных профессий и отслеживание динамики тех компетенций, что теряют популярность под натиском автоматизации и новых технологий.
Важной частью мероприятия является конгрессно-выставочная часть, в ходе которой глобальное сообщество WorldSkills в дискуссиях с представителями власти, бизнеса, локальных территорий и отраслей прогнозируют развитие тех или иных навыков и компетенций.
Также за время подготовки к WSC страны-участницы инициируют большое количество социально-общественных проектов, которые рассматриваются в течение двухлетнего периода подготовки Дирекцией WSI, согласовываются Советом Директоров WSI и окончательно утверждаются на текущей Генеральной Ассамблее как часть программы следующего первенства. Некоторые события, такие как например One School One Country, становятся традиционными и входят уже в обязательную часть Мировых соревнований (WSC).
Подготовка к следующему Мировому первенству начинается уже на текущем WSC. На деловой части мероприятия формулируются задачи для движения и вызовы в современном среднем профессиональном образовании (VET), которые формируют повестку деловой части предстоящего чемпионата. За это отвечают Официальные делегаты от каждой страны-члена WSI, составляющие Стратегический комитет. На самих соревнованиях формируются стандарты и задания WSI на следующее первенство через собранные экспертные сообщества. Это задача Технических делегатов от стран-членов WSI и Технического комитета WSI.
Принципы соревнований WorldSkills (Стандарт WorldSkills)
Для достижения максимального эффекта должны соблюдаться следующие условия проведения соревнований:
- Соревнования должны быть публичны, т.е. их могут беспрепятственно посетить все заинтересованные лица,
- Правила соревнований и условия проведения должны быть едины и равны для всех участников,
- Тестовые задания и критерии оценки должны быть известны заранее,
- В ходе соревнований должны оцениваться все выбранные критерии. На это отводится не меньше 16 и не больше 22 часов чистого соревновательного времени (практика показала, что это наиболее оптимальное время для достоверной оценки компетенций участников),
- В процесс оценки критериев должны быть вовлечены максимально возможное количество специалистов и экспертов,
- Система оценки результата должна быть непредвзятая (желательно электронная) и основанная на первичной информации, полученной от каждого эксперта.
В т.н. стандарт WorldSkills входит регламентная документация соревнований, а именно: Техническое Описание (TD — Technical Description), Тестовое задание (TP — Test Project), Критерии оценки, Инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудование (Layout) и Требования по технике безопасности (Health & Safety).
Эксперты соревнований WorldSkills
Роль экспертов в организации соревнований очень высока. Экспертом признается человек, обладающий определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки.
Эксперты формируют экспертные сообщества. Главный и заместитель Главного эксперта выбираются по окончании текущих соревнований на следующие Соревнования. Перед этим все эксперты, участвующие в работе на текущем чемпионате, сразу после его окончания формируют изменения в текущие стандарты и формируют предварительные Задания на следующий чемпионат. На основании этих документов вновь избранные по каждой профессии Главный и Заместитель главного эксперта совместно с Технической дирекцией изменяют регламенты предстоящих Соревнований. Через год к ним присоединяются Технические делегаты, которые назначаются Президентами жюри по соответствующим компетенциям. С этого момента формируется Skills Management Team, которая определяет уже точные регламенты и задания. За полгода до Соревнований они собираются вместе на площадке в рамках Недели подготовки к Соревнованиям (CPW — Competition Preparation Week) и окончательно принимают решения по месту проведения, готовности площадки, всем недочетам площадки и т. п. В последнее полугодие к ним начинают прибывать вновь назначенные эксперты из стран/регионов, которые выразили желание участвовать в Соревнованиях по данной компетенции.
На CPW окончательно определяется перечень компетенций (профессий), по которым будут проводиться Соревнования. Если к этому моменту по компетенции не зарегистрировалось достаточное количество участников, то на следующие Соревнования компетенция снимается, а на ее место приходит какая-либо из Презентационных. Происходит естественная ротация и своеобразный рейтинг по популярности.
Для качественной оценки также необходимо минимально регламентированное количество экспертов. Количество экспертов может превышать количество участников. Зачастую это даже приветствуется, т. к. позволяет обеспечить более высокую объективность судейства.
SMT формируют Skills Management Plan (SMP) — разбивку экспертов по группам, порядок судейства, время проведения соревнований и другую детальную информацию для предстоящих Соревнований.
Официальные документы движения WorldSkills
Конституция WSI
Регламент WSI
Правила организации соревнований
Кодекс этики WSI
Источник:
https://www.worldskills.org/about/organization/wsi/official-documents/
Сайт WorldSkills Competition 2019: worldskills2019.com
Сайт движения: worldskills.org
Популярное во всём мире движение Worldskills в Россию пришло всего несколько лет назад, поэтому о нём знает не так уж много студентов. Мы исправим это упущение и расскажем читателям блога про саму программу, компетенции и стандарты Ворлдскиллс.
Если не хотите пропустить ни одного интересного материала, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. А во второй группе мы регулярно делимся информацией об акциях и скидках.
Что такое Worldskills
Ворлдскиллс — программа, направленная на повышение качества подготовки по рабочим специальностям и популяризацию этих профессий среди молодёжи.
Основной инструмент данной организации — соревнования-чемпионаты, участники которых демонстрируют профессиональное мастерство. Кроме этих чемпионатов, также действуют профильные образовательные центры — академии Ворлдскиллс, где проходят курсы переподготовки или повышения квалификации.
История движения Ворлдскиллс
Международная некоммерческая организация Worldskills возникла в 1947 году. В послевоенном мире остро стоял вопрос нехватки профессиональных кадров, нужных для восстановления индустрии и своеобразным ответом на него стало движение Worldskills. Оно выступало за повышение стандартов профессиональной подготовки и предлагало использовать для этого систему соревнований.
Где зародился Ворлдскиллс? Родина движения — Испания.
В 1950 году Worldskills приобретает международный формат. На сегодняшний день в нём участвует 87 государств.
Движение Ворлдскиллс в России
РФ также является страной-участницей организации Worldskills.
В каком году Россия вступила в Ворлдскиллс
Вступление России в программу состоялось в 2012 году. Первый чемпионат Ворлдскиллс прошёл в 2013 году. В нём участвовало более трехсот молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, команда победителей составила сборную РФ и представила страну на международном конкурсе в Лейпциге.
Особенности Ворлдскиллс в России
В нашей стране организация называется «Молодые профессионалы Worldskills Russia» и её главная цель — популяризация рабочих профессий и повышение качества обучения по этим направлениям. В мероприятиях программы активно участвуют студенты, которые учатся по программам среднего профессионального образования.
Чемпионаты по профильным компетенциям проводятся почти в каждом регионе государства, а победители национальных, европейских и мировых чемпионатов получают денежные премии.
В 2019 году российская сборная заняла на международном чемпионате 2-ое место.
Академия Вордскиллс
В странах-участницах программы действуют специальные организации — академии. В нашей стране также работает Академия Ворлдскиллс Россия, которая является одним из ведущих образовательных центров по повышению квалификации. Она даёт возможность поднять свой профессиональный уровень, пройти практику по специальности и получить специальный сертификат.
Один из последних интересных проектов академии — Ворлдскиллс экспресс обучение. Эта программа направлена на то, чтобы люди, пострадавшие от эпидемии коронавируса, могли пройти переподготовку или повышение квалификации бесплатно и в режиме express.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс
Одним из ключевых терминов в движении Worldskills является понятие компетенции. Под стандартами понимают принципы проведения соревнований.
Что такое компетенция в терминологии Worldskills
Этим словом в движении Ворлсдкиллс называют отрасль, в которой проводятся соревнования. Такие чемпионаты по разным направлениям дают возможность понять, насколько участник подготовлен к решению профессиональных задач.
Какие типы компетенций существуют в Worldskills
Перечень компетенций Ворлдскиллс состоит из 6 блоков:
- Информационные и коммуникационные технологии.
- Производство и инженерия.
- Строительство.
- Транспорт.
- Сфера услуг.
- Творчетсво и дизайн.
В каждом из этих блоков выделяют также отдельные компетенции. Вот ключевые из них.
Информационные и коммуникационные технологии | Производство и инженерия | Строительство |
---|---|---|
Программные решения для бизнеса | Электроника | Электромонтаж |
Веб-дизайн | Производство металлоконструкций | Кирпичная кладка |
Сетевое и системное администрирование | Лазерные технологии | Сантехника и отопление |
Информационные кабельные сети | Полимеханика и автоматика | Производство мебели |
Разработка компьютерных игр и приложений | Фрезерные работы на станках с ЧПУ | Ландшафтный дизайн |
Транспорт | Сфера услуг | Творчество и дизайн |
Ремонт и обслуживание автомобилей | Поварское дело | Фотография |
Управление железнодорожным транспортом | Парикмахерское искусство | Графический дизайн |
Обслуживание грузовой техники | Туризм | Технологии моды |
Экспедирование грузов | Ветеринария | Ювелирное дело |
Сервис на воздушном транспорте | Медицинский и социальный уход | Звукорежиссура |
Список компетенций Worldskills регулярно обновляется: если какая-то из них набрала маленькое число участников, на следующий год её могут заменить другой.
Стандарты Worldskills
Основные принципы организации соревнований:
- публичность;
- чёткое выполнение правил;
- знание критериев оценивания:
- доступ к регламентным документам (план площадки для соревнования, правила безопасности и пр.).
Как проходят чемпионаты Worldskills
В ходе соревнований участники должны показать своё умение работать в выбранной сфере (компетенции). Есть индивидуальные задания, а есть и те, которые направлены на командную работу. Оценки выставляют сертифицированные эксперты, наблюдать за ходом чемпионата могут все желающие. Часто в их числе оказываются представители вузов и колледжей, а также потенциальные работодатели.
Узнать больше об этих соревнованиях, а также подать заявку на участие можно, зарегистрировавшись в системе Есим Ворлдскиллс (Esim Worldskills).
Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills
Кроме чемпионатов, Ворлдскиллс также проводит демонстрационные экзамены. С 2017 года они являются формой государственной аттестации для студентов колледжей и проф. тех. училищ. На таких экзаменах моделируют реальные профессиональные условия, в которых выпускник должен решить поставленную перед ним задачу.
Демокэзамен Ворлдскиллс 2020 прошёл преимущественно в дистанционном формате, с его материалами можно ознакомиться на сайте.
Как стать экспертом Ворлдскиллс
Чтобы стать экспертом Ворлдскиллс, нужно пройти обучение и по его итогам успешно сдать тест. Программа обучения включает в себя историю, принципы действия и регламент организации.
Обучение Ворлдскиллс занимает 24-40 часов, длительность зависит от того, экспертом какого уровня хочет стать претендент: демонстрационного экзамена или чемпионата. Конечно, при этом человек должен обладать знаниями и по выбранной компетенции.
Заявку на прохождение обучения можно подать в региональном центре или по электронной почте, обратившись по адресу academy@worldskills.ru.
К сожалению, многие студенты так заняты подготовкой учебных работ, что на участие в подобных программах времени у них не остаётся. Стать свободнее помогут эксперты студенческого сервиса: они возьмут на себя заботы о рефератах, курсовых, дипломных.
КАК WORLDSKILLS МЕНЯЕТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФПОДГОТОВКИ В РОССИИ
К 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. Чтобы не потерять конкурентоспособность, до 2024 года страна должна перейти в цифровую эпоху, о которой сегодня говорят и власти, и бизнес. Ключевая проблема — острая нехватка кадров для digital-трансформации. Вырастить их в нужном количестве можно только перестроив систему профобразования.
Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» устанавливает новые стандарты современных рабочих профессий, меняет экзаменационную систему в колледжах и вузах, а также выступает связующим звеном между работодателями и молодыми сотрудниками. Как движение меняет рынок труда в России — в лонгриде РИА «Новости».
Начало. От испанских рабочих к цифровой экономике
Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенной Испании, которая, как и многие страны в тот период, переживала нехватку рабочих рук. Чтобы возродить интерес к рабочим профессиям, один из инициаторов движения Франциско Альберт-Видаль решил провести конкурс профмастерства среди молодых специалистов. Они узнавали о соревнованиях из газет и за свой счёт отправлялись в Мадрид со всей Европы. Хотелось и себя показать, и на других посмотреть.
Саймон Бартли, президент WSI
«Альберт-Видаль ставил перед собой три цели: превратить участников соревнований в ролевую модель для молодежи, организовывать встречу экспертного и профессионального сообщества из разных стран и дать молодым профессионалам возможность определить свое положение на мировом рынке труда. Все три цели остаются актуальными и сегодня»
За 70 лет масштабы чемпионатов профессионального мастерства выросли: в 1950 г. было всего 12 конкурсантов, в 2017 г. на 44-м чемпионате WorldSkills в Абу-Даби — уже 1300. На международном первенстве в Казани в 2019 г. ожидается уже 1500 участников.
Национальная сборная России на ЧМ по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017
Конкурсантка ЧМ по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017 Анжелика Аксенова, компетенция «Печатные технологии в прессе»
Максим Аксенов и Александр Арапов — команда мехатроников из России на ЧМ по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017
Виталий Бондаренко в процессе работы на на ЧМ по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017, компетенция «Столярное дело»
Национальная сборная России на ЧМ по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017
Хотя основная миссия движения осталась прежней, изменения на рынке труда и развитие технологий сформировали новые вызовы. Автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в рабочих кадрах нового типа, способности которых измеряются компетенциями, а не дипломами и грамотами.
Теперь WorldSkills необходимо готовить не просто молодого конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового работать бок о бок с умными аппаратами и робототехникой, постоянно расширять свои знания.
Первые шаги. Дефицит кадров и парадоксы рынка труда
Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году. В тот период техникумы и колледжи, несмотря на попытки реформ, по-прежнему казались многим низшей образовательной ступенью, которую проходят только те, кому не удалось поступить в вуз и кто не рискнул сдавать ЕГЭ.
Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В этом заключается важное отличие российской модели движения от аналогов в других странах.
Если условные SwissSkills («Ворлдскиллс Швейцария») или WorldSkills France выступают в первую очередь центром привлечения молодых профессионалов и их подготовки к чемпионатам, то российское подразделение WorldSkills стремится реформировать всю систему образования.
Участник регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция «Хлебопечение» Томск, 2017 г.
Участница регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция «Ветеринарное дело» Томск, 2017 г.
Участник регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция «Сантехника и отопление» Томск, 2017 г.
Участник регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция «Столярное дело» Томск, 2017 г.
Участник регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция «Хлебопечение» Томск, 2017 г.
Учебные заведения в стране пока еще с трудом адаптируются к реалиям современного рынка труда. Устаревшие учебные программы, годами не менявшиеся принципы подготовки преподавателей, противоречивые стандарты и вышедшее из употребления оборудование привело к закономерному дефициту кадров.
В 1990-е многие образовательные учреждения утратили связь с предприятиями. Выпускники приобретали абстрактные навыки для абстрактного будущего, часто — из давно ушедшего прошлого. В результате, поступив на работу, вынуждены были переучиваться.
Петр Некрасов, представитель IEK
«Студенты изучают монтаж при помощи картинок. Они не могут пилить, не могут монтировать. Компания столкнулась с нехваткой квалифицированных кадров в электромонтажной отрасли»
О той же проблеме говорит и генеральный директор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия» Евгения Дмитриева.
Евгения Дмитриева, гендиректор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия»
«Студенты колледжей не готовы были работать с нашим сварочным оборудованием. Они просили дать им старые трансформаторные аппараты, потому что были знакомы только с такой техникой»
За 5 лет существования WorldSkills в России движение поддержали десятки партнёров. Среди них есть крупные государственные корпорации, такие как Ростех, Роскосмос и Росатом. Они не скрывают, что стремятся выйти на международный рынок и остро нуждаются в кадрах, которые отвечали бы мировым стандартам.
Таких специалистов удаётся найти среди участников региональных, национальных и международных чемпионатов WorldSkills. Также госкорпорации готовят специалистов изнутри, полагаясь на мировые стандарты профподготовки.
Другая часть партнеров – это российские представительства зарубежных компаний, например, производители робототехники Kuka и Festo. Они не только нуждаются в кадрах, но и пытаются популяризовать относительно новые отрасли среди школьников и студентов.
Для этого совместно с WorldSkills компании открывают робототехнические лаборатории в регионах. Два года назад российское представительство Kuka первым ввело компетенцию «Промышленная робототехника» в линейку WorldSkills.
Участники II Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech, компетенция «Промышленная робототехника». Екатеринбург, 2015 г.
Участник регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Татарстан, компетенция «Промышленная робототехника». Казань, 2017 г.
Участник регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Татарстан, компетенция «Промышленная робототехника». Казань, 2017 г.
Участники II Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech, компетенция «Промышленная робототехника». Екатеринбург, 2015 г.
Союз пытается наладить двусторонний контакт между учебными заведениями и компаниями.
Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
«У нас есть традиционный разрыв между работодателем и образованием, и проект WorldSkills во многом нацелен на создание мостика между бизнесом и системой подготовки»
Подготовка молодых профессионалов к реалиям цифровой экономики – ещё одна задача, которая пока не решена. Совместно с консалтинговой компанией Boston Consulting Group в WorldSkills Russia изучили ситуацию на рынке труда в современной России. Как показал опрос, не менее 66% предприятий опасаются, что не смогут развиваться из-за нехватки квалифицированных специалистов.
По оценкам аналитиков, уже к 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек.
Тенденция в принципе характерна для большинства учебных заведений среднего профессионального образования в мире. Исследование McKinsey выявило парадоксальную ситуацию: 50% молодых людей считают, что следующая после окончания школы ступень образования повышает их шансы на трудоустройство.
Более того, большинство образовательных учреждений (72%) считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 43% работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации.
Участники III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, компетенция «Электромонтажные работы». Казань, 2015 г.
Участники III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, компетенция «Кирпичная кладка». Казань, 2015 г.
Участник III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, компетенция «Облицовка плиткой». Казань, 2015 г.
Участник Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, компетенция «Сварочные технологии». Казань, 2016 г.
Участники III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, компетенция «Электромонтажные работы». Казань, 2015 г.
Выпускники техникумов, колледжей и вузов приходят на предприятия с дипломами, оценками и разрядами, но по факту дипломированность и сертификация не подтверждаются.
Алексей Пономаренко, директор Центра по международным программам Корпоративной академии Росатома
«Пятерка, полученная в одном колледже не всегда равна оценке, полученной в другом. При этом крайне важной является возможность выполнения молодым
специалистом профильной задачи, которая часто реализуется на очень дорогом и высокоточном оборудовании. Поэтому профессиональное
образование должно готовить специалистов максимально быстро с гибкой программой и минимальными затратами»
На несовершенство системы подготовки кадров обратили внимание и руководители учебных заведений.
Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума
«Формат оценивания компетенций выпускников нужно менять, потому что разрыв с требованиями работодателей усиливается»
Несоответствие выпускников запросам работодателей замечают и вузы.
Михаил Сивцев, директор Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ
«Опросы работодателей показывают, что система высшего образования по стране хромает. Выпускники нуждаются в дополнительной подготовке и переобучении»
Запуск. Новые стандарты для реального сектора экономики
Демонстрационный экзамен
В 2014 г. требование привести российские колледжи к мировым стандартам подготовки специалистов оформилось уже на правительственном уровне.
А спустя два года в России решили испытать формат демонстрационного экзамена по методике WorldSkills — новой системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях.
Министерство образования и науки уже намекает, что скоро методику могут официально утвердить в качестве основной формы ГИА. Демонстрационный экзамен учитывает реальные требования рынка труда, а не условные стандарты.
Именно поэтому работы экзаменуемых оценивают независимые эксперты от отраслевых предприятий, которые знакомы с реальными требованиями на производстве или в офисе.
Михаил Сивцев, директор Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ
«Традиционный экзамен проводит преподаватель, который сам обучал студентов. В основном, это формат ответов на теоретические вопросы. В соответствии с методикой WorldSkills, студента экзаменуют независимые эксперты, причём проверяют его практические навыки. Конкурсное задание остаётся одинаковым для всех, поэтому исключается фактор везения»
Задания для демонстрационного экзамена действительно трудно сравнить с ответами на билеты. В течение нескольких дней студенты выполняют такие же задачи, что и участники международных чемпионатов WorldSkills. Теория сведена к минимуму — она лишь подкрепляет действия, которые нужно выполнять в реальных условиях на реальном оборудовании.
По некоторым компетенциям эта планка пока оказывается слишком высокой. Глава WSR Роберт Уразов называет эксперимент с демэкзаменом по инженерному дизайну CAD в ДВФУ «учебным харакири». Но зато такая модель позволяет студентам определить недостающие навыки — так называемые skills gaps. А учебные заведения, в свою очередь, могут скорректировать учебную программу, пока система проходит пилотные испытания.
«Демэкзамен даёт чёткую картину, на каком оборудовании нужно готовить студентов, учитывая запросы работодателя», — отмечает Сивцев.
Участник III Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech. Екатеринбург, 2016 г.
Участник III Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech 2016. Екатеринбург, 2016 г.
Участник I регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Забайкальском крае, компетенция «Сухое строительство и штукатурные работы». Чита, 2017 г.
Участник III Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech. Екатеринбург, 2016 г.
Таким образом, решается сразу несколько проблем: объективность оценки, её адекватность и разрыв между требованиями работодателей и навыками выпускников. В этих условиях выигрывают все. Учебные заведения совершенствуют систему подготовки, студенты отрабатывают навыки для реального, а не абстрактного сектора экономики, а предприятия получают доступ к базе квалифицированных кадров, которые отвечают всем установленным стандартам.
Причём компетенции подтверждаются не дипломом с оценками по предметам, а Skills-паспортом с перечислением конкретных навыков — ещё одним проектом WSR. В нём обозначены модули, которые выполнил студент. Результаты участника отражаются в графике, в котором также указаны минимальные и максимальные допустимые результаты по стандарту.
С января тестовый демэкзамен прошли уже более 14 000 выпускников колледжей и вузов. Пилотный проект по 73 компетенциям стартовал в 26 регионах России.
Около 40 компаний, в том числе Росатом, «Р-Фарм» и IEK признали Skills-паспорта инструментом независимой оценки подготовки студентов.
Иван Семёнов, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию предприятия «Р-Фарм»
«Паспорта навыков – это аналог пре-интервью, которое вместо работодателя проводит учебное заведение»
В некоторых ситуациях демонстрация навыков по международным стандартам может стоить карьеры. И вот одна такая реальная история.
Студент техникума Василий Шабаров прошёл несколько этапов чемпионатов WorldSkills. Он стал победителем по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» на I региональном чемпионате WorldSkills Russia в Ленинградской области, а также участвовал в национальном чемпионате в Краснодаре. После защиты диплома Шабаров устроился на одно из предприятий госкорпорации Росатом. Но его ожидали рядовой уровень зарплаты и рядовая сложность задач. Никто не учёл ни грамоты, ни рекомендации техникума, ни результаты участия в движении WSR.
Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума
«Мы пригласили руководство предприятия протестировать компетентность Шабарова на своей площадке в формате демонстрационного экзамена. Мы подготовили рабочее место, чтобы Шабаров смог проявить себя в полной мере. Он должен был выточить фрезерную деталь по заданию с любого международного чемпионата WorldSkills на выбор заводчан. В итоге, остановились на конкурсной детали с Чемпионата мира 2015 года в Сан-Паулу. Василий Шабаров потратил на 4 часа больше, чем позволяют стандарты WS, однако справился с заданием»
Созданную им деталь представители предприятия проверили в центральной измерительной лаборатории. Результат отличался от заданного чертежом идеала всего лишь по трём размерам из более чем 60 и всего на 3-4 микрона. Рядового сотрудника Василия перевели в другой цех с более современным оборудованием и более сложным уровнем производственных задач.
Skills-паспорт вызывает больше доверия у международных экспертов. Выпускник Первого московского образовательного комплекса Константин Долгих прошёл демонстрационный экзамен по поварскому делу, а также принял участие в нескольких чемпионатах WorldSkills.
Сейчас повар-кондитер получает дополнительное образование технолога в кулинарной сфере и работает во французском ресторане Ladurée в Москве. Пока Долгих занимает должность повара, но в ближайшее время его должны повысить до должности деми шеф де парти (аналог бригадира смены).
Константин Долгих, повар-кондитер ресторана Ladurée
«При устройстве в Ladurée у меня посмотрели резюме, результаты чемпионатов и демэкзамена. Шеф-повар ресторана француз, а у них очень развито движение WorldSkills. Когда он узнал, что я участвовал в чемпионатах и получил Skills-паспорт, ему это понравилось. Меня взяли сразу же»
Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
«Дипломы становятся анахронизмом. Сейчас даже в консалтинговых компаниях большой четвёрки не смотрят на диплом, а учитывают только навыки. Мы начали заниматься проектом Skills-паспортов, чтобы создать в системе образования чёткий ориентир подготовки и понятный инструмент признания навыков»
Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума
«Кто такой, например, наладчик станков с ЧПУ? Оказывается, сегодня он и инженер, и рабочий, и технолог-программист, и метролог. Нам нужно уйти от противопоставления понятия «инженер-техник» к интеграции квалификаций по конкретным компетенциям»
Будущее. Футурология и цифровизация
Классификация компетенций – ещё одна проблема российской системы профподготовки. Представители многих техникумов и вузов признают, что сегодня специальности уже не имеют таких чётких границ, как раньше. Условный оператор ЧПУ-станка может сегодня управлять сразу несколькими станками на заводе и фактически руководить производственным процессом. Новый технологический уклад меняет сам формат профессий, причём большинство из них получают цифровое измерение.
В ноябре на IV Национальном чемпионате рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге была представлена 31 компетенция, но только в четырёх из них сохранилась исключительно аналоговая часть.
Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
«Даже в сварке был модуль «Роботизированная сварка». Сейчас на чемпионате рождается будущее. Проявляется картинка того рабочего места, которое возникнет через несколько лет»
Параллельно с направлением Hi-Tech WorldSkills Russia создаёт и другие кластеры компетенций. Одно из направлений работы — это своего рода футурология, попытка предсказать, какие навыки и профессии потребуются специалистам в ближайшем будущем и как изменятся существующие специальности.
Сверхзадача — избежать появление класса лишних людей, чьи способности окажутся невостребованными в условиях цифровой экономики.
Для этого WSR запустил проект FutureSkills, который пытается установить стандарты оценки специалистов по геномной инженерии, эксплуатации беспилотных авиационных систем, лазерным технологиям, промышленной робототехнике и другим компетенциям будущего.
Полина Федорова, руководитель направления FutureSkills
«Поиск компетенций будущего начинается с исследований, которые проводятся совместно с российскими и международными экспертами. Чаще всего мы работаем в формате форсайт-сессий или проектных сессий. Люди собираются и в течение нескольких часов обсуждают образ будущего по тому или иному направлению»
Экспертов для обсуждения будущего рынка труда отбирают по обширной сетке контактов, в том числе среди потенциальных работодателей, ИТ-компаний и поставщиков технологического оборудования.
Осенью WorldSkills совместно с Global Education Future выпустил доклад о навыках будущего, в котором описано влияние глобализации, цифровизации и других процессов на рынок труда.
Участники I регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Забайкальском крае. Чита, 2017 г.
Участники II регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Ивановской области. Иваново, 2017 г.
Участник финала V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Краснодарском крае. Краснодар, 2017 г.
Участники I регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Забайкальском крае. Чита, 2017 г.
Один из главных трендов — это увеличение скорости изменений, которая прослеживается во всех отраслях. Именно поэтому странам необходимо готовить специалистов с опережением. Об этом говорит и Роберт Уразов, который признаёт, что России нужно перестать быть догоняющей страной.
Необходимость подготовки к будущему признаёт и технический директор WorldSkills Russia Алексей Тымчиков. По его словам, подготовка российской сборной к чемпионату в Абу-Даби, на котором команда стала первой в общекомандном зачёте, началась именно с изучения компетенций будущего.
В среднем стандарты WorldSkills меняются на 30% как минимум каждые два года. На мировом чемпионате WorldSkills 2019 в Казани компетенциям будущего будет отведена отдельная зона, площадью 10 тысяч кв. м.
Как отмечает Уразов, такой масштаб позволит привлечь иностранных экспертов, которые помогут России развивать футуристичные отрасли.
В Татарстане уже в этом году протестируют отдельный блок компетенций DigitalSkills, в который входят криптография, блокчейн и смарт-контракты, виртуальная и дополненная реальность.
За всем этим стоит уже упомянутая цель союза — выстраивание диалога с работодателем и создание мостов между молодыми специалистами и предприятиями.
Ксения Калугина, руководитель регионального координационного центра WSR в Москве
«Подход WorldSkills позволяет сгруппировать отдельные области знаний в понятную форму компетенции. Такой метод позволяет не ждать, пока появится работодатель с конкретным запросом, а работать с опережением, то есть заранее сформулировать, каким должен быть специалист, и предложить его рынку труда»
AgroSkills и LogisticSkills
В 2017 году WorldSkills совместно с Министерством сельского хозяйства запустила еще один отраслевой чемпионат AgroSkills. В первенстве участвуют специалисты по агрономии, биотехнологиям, ветеринарии, эксплуатации сельскохозяйственных машин, садоводству и менеджменту в растениеводстве, которые уже работают в российском агросекторе.
Участники отраслевого чемпионата в сфере сельского хозяйства AgroSkills. 2017 г.
Участник отраслевого чемпионата в сфере сельского хозяйства AgroSkills. 2017 г.
Участник отраслевого чемпионата в сфере сельского хозяйства AgroSkills. 2017 г.
Участница отраслевого чемпионата в сфере сельского хозяйства AgroSkills. 2017 г.
Участники отраслевого чемпионата в сфере сельского хозяйства AgroSkills. 2017 г.
В марте появится ещё одна отраслевая ветка соревнований — LogisticSkills. В союзе также обсуждают возможность запустить отраслевой чемпионат в туристической индустрии и в медиа. Как отмечают в WSR, компетенции, с которыми работает союз, уже давно вышли за рамки сугубо технических и рабочих отраслей.
Всё больше профессиональных сфер нуждаются в «движке», который помог бы перестроиться и адаптироваться к условиям новой экономики.
Саймон Бартли, президент WSI
«Российская экономика большей частью основана на добыче нефти, газа, полезных ископаемых. Рано или поздно эти ресурсы во всём мире иссякнут. Поэтому для России особенно важно готовить людей к работе на умном производстве»
По мнению Бартли, развитие и стандартизация компетенций в стране наращивает «валюту навыков», которая напрямую конвертируется в экономический рост. Улучшение экономического положения, в свою очередь, позволяет вкладываться в развитие навыков и вновь запускает рост. Президент WSI называет это циклом благоприятных событий.
МИА «Россия сегодня», 2017 г.
«Ворлдскиллс» — это соревнования в мастерстве среди кондитеров, маляров, сварщиков и других профессионалов.
Ежегодно в конкурсе участвуют и школьники, и студенты, и преподаватели. Они соревнуются на региональном и национальном уровне и могут выиграть денежные премии.
Мы спросили у читателей об их впечатлениях от конкурса и о том, что дало им соревнование. Вот их истории.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
О «Ворлдскиллс»
История чемпионата началась в 1950-е годы в Европе. Россия присоединилась к нему в 2012 году. Соревнования делятся на международные и местные. Международные проходят раз в два года, в них участвуют финалисты национальных этапов. В WorldSkills International 65 компетенций — профессиональных областей, по которым проходят соревнования: от столярного дела до кибербезопасности. К международным конкурсам относится и европейский чемпионат EuroSkills.
В России местный чемпионат проходит каждый год: региональные этапы — с января по май, а национальный финал — в сентябре. В WorldSkills Russia 98 основных компетенций, туда входят и мерчандайзинг, и проектирование в CAD, и кровельные работы по металлу. Сначала в каждой секции проводятся отборочные туры по регионам. Затем из лучших участников составляют сборные, которые представляют регион на национальном финале в индивидуальном и командном зачетах.
Кроме того, чемпионаты делятся по возрастным категориям:
- «Юниоры» — от 10 до 16 лет.
- «Молодые профессионалы» — от 16 до 22 лет.
- «Навыки мудрых» — от 50 лет и старше.
За участие в конкурсе можно получить денежные премии. Их размер зависит от направления, призового места и региона. Например, золотому медалисту международного конкурса выплачивают 1 000 000 Р. Золотой медалист «Молодых профессионалов» в Татарстане получает 170 000 Р, в Москве — 500 000 Р, в Краснодаре — 50 000 Р.
Зарегистрироваться на чемпионат можно через образовательное учреждение или на сайте. Обычно формы для заявок публикуются в разделе «Новости». На российском сайте чемпионата также есть демонстрационные задания, они опубликованы в оценочной документации.
С 1 марта 2022 года WorldSkills International приостановила членство WorldSkills Russia в организации, а также участие в чемпионатах, проектах и мероприятиях за пределами страны. По этой же причине EuroSkills 2023 года перенесли из Санкт-Петербурга в Гданьск в Польше. На момент публикации материала появился проект национального чемпионата на замену «Ворлдскиллс».
Компетенция «Веб-дизайн и разработка»
«Очень волновался, но все равно занял первое место»
Как узнал о чемпионате. Я учился в ИТ-лицее Казанского университета, и участие в «Ворлдскиллс» там было давней традицией: ребята из года в год занимали призовые места и проходили в национальный финал. Еще я несколько лет занимался в профильном ИТ-кружке — и меня как подающего надежды отправили на чемпионат юниоров в 2020 году. Я участвовал в треке «Веб-дизайн и разработка».
Задания. Региональный этап проходил в Казани среди всех школьников Татарстана без ограничений по количеству участников. Заданий было несколько, на каждое давалось два часа.
Все модули разделили на три дня. В первый мы занимались версткой сайта на HTML и CSS, во второй — создавали игры-бегалки с ачивками, прыжками и монстрами на JavaScript. В третий день нужно было поднять сервер на PHP и написать бэкенд.
Прежде я не участвовал в чемпионате, поэтому региональный этап дался мне непросто в эмоциональном плане. Тогда я не понимал формата конкурса и того, что умею в профессиональном плане. К тому же у меня не было какой-то специальной подготовки, я решал задачи, основываясь на школьных знаниях, и поэтому очень волновался. Но все равно занял первое место и получил золотую медаль.
После тура между тремя сильнейшими участниками проводили отбор на право попасть в сборную Татарстана. На «Веб-дизайне и разработке» давали задачи на знание языков и фундаментальных основ программирования. Тогда я снова выиграл — и начал подготовку к национальному финалу уже в команде нашего региона. В нее входило примерно 50 человек с разных направлений.
Подготовка к национальному этапу проходила в Татарстане. Все участники сборной получили доступ к необходимой инфраструктуре: станкам для резки металла, поварскому инвентарю, медицинскому оборудованию. Мне предоставили компьютер с мышкой, клавиатурой и камерой. Более того, перед финалом меня на шесть месяцев официально освободили от учебы — я посещал только математику и физику. Мне и другим юниорам в это время платили стипендию — 2500 Р в месяц.
В те же полгода я занимался один на один с тренером: у каждого участника был личный наставник, он помогал с подготовкой к заключительному этапу. Мой куратор был профессиональным разработчиком, в основном мы готовились по материалам прошлых лет. Архив конкурсных заданий доступен на форуме после регистрации. Порой наставник давал мне дополнительные задания, исходя из своего опыта по верстке и написанию игр. Ничего необычного в подготовке не было: я просто садился и решал, решал, решал.
Для сборной раз в несколько недель проводили специальные мероприятия: лекции по личностному росту, тренинги по развитию гибких навыков, квесты на тимбилдинг. Мне нравилась возможность поближе пообщаться с людьми из разных сфер и в игровой форме разобраться с собой, своими целями и мотивацией. Это интересно и полезно.
Заключительный тур. Финал должен был проходить очно в июне 2021 года, но из-за ковидных ограничений его перенесли на сентябрь и сделали дистанционным. Это не означало, что каждый мог писать работу из дома. Всех ребят из сборной на автобусе отвезли в Казанский техникум информационных технологий и связи. Там за каждым участником трека закреплялся наблюдатель, он следил за списыванием. Система очень защищенная.
По компетенции «Веб-дизайн и разработка» было около 25 участников, не все регионы отправляли ребят на этот трек. Задания на втором туре были такие же, как и на первом, но критерии оценивания серьезнее, да и времени дали меньше, точно не помню насколько.
Например, нужно было не просто сверстать сайт, но и с ходу придумать для него дизайн. Верстку проверяли на адаптивность, правильность написания стилей, размер файла. С игрой то же самое.
Очевидно, за пару часов все не выполнишь. Но чем больше успеешь, тем больше будет баллов. Если ты создал прыгающего персонажа, но не сделал так, чтобы он собирал монетки или уклонялся от врагов, будешь в проигрышном положении перед тем, кто сумел. И с сервером так же: на результат влияли объем функциональности и скорость работы. Но на национальном финале я уже был уверен в своих силах.
Тревоги и волнения совсем не было: я много готовился и отрабатывал вдоль и поперек каждое задание.
Каждый модуль снова разделили на три дня. Я просто просыпался рано утром, приезжал на площадку, решал задачи, а потом радостный и воодушевленный возвращался домой. Было классно окунуться в такую атмосферу!
Примерно через две недели на ютуб-канале «Ворлдскиллс» проводили трансляцию с награждением победителей, которую мы смотрели всей командой. Татарстан обошел всех по сумме баллов, а я занял второе место в своем треке и стал серебряным медалистом.
Обидно, потому что разрыв с первым местом был всего пять баллов. Из-за того, что чемпионат проходил дистанционно, многое зависело от скорости соединения. Мы удаленно подключались к компьютеру в Якутии, поэтому сигнал шел с задержкой: я нажимал на кнопку клавиатуры, а буквы появлялись через несколько секунд. Мне кажется, это могло повлиять на общий балл.
Что дали соревнования. Самое ценное для меня — подготовка с экспертом. Для программиста очень важно пообщаться с умным человеком, который знает больше, перенять его опыт и навыки. Это главный приз. После соревнований, кстати, мне пришло приглашение на обучение в «Школе 21» для программистов от Сбербанка. Но я не проходил по требованиям — был несовершеннолетним.
Призерство в «Ворлдскиллс» принесло мне 65 000 Р — для десятиклассника это довольно круто. Вообще, выплаты зависят от места: за первое дают 74 000 Р, за третье — 50 000 Р. В обычных «Молодых профессионалах», не юниорских, платят в два раза больше. При поступлении за диплом добавляют баллы, но это работает только в определенных вузах, нужно заранее смотреть правила приема в каждом месте. Например, такое есть в Московском политехническом университете.
Дает ли что-нибудь диплом победителя при трудоустройстве — точно не знаю. Я уже много где поработал и могу сказать, что на собеседованиях сначала спрашивают про технические навыки и только потом смотрят на достижения. Я выигрывал не только в «Ворлдскиллс», но и в хакатонах — айтишных соревнованиях. В общем, дипломов у меня куча, может, на что-то они и влияют.
Из-за большой нагрузки во время подготовки я не могу поучаствовать в чемпионате еще раз: для конкурса точно нужно взять перерыв на год или полтора. А сейчас у меня нет такой возможности, потому что после окончания школы я сразу пошел работать и съехал от родителей — начался новый жизненный этап. Я получил от «Ворлдскиллс» то, что мне было нужно, и иду дальше.
Компетенция «Визаж и стилистика»
«Теперь я тренер и готовлю участников к национальному финалу»
Как узнала о чемпионате. В 2017 году я поступила в московский колледж на стилистику и искусство визажа. На первом курсе нам рассказали, что одна из студенток выиграла чемпионат «Ворлдскиллс» по эстетической косметологии. Я тоже захотела попробовать, но в своей специальности — по визажу.
Подала заявку на чемпионат «Молодых профессионалов» через руководство колледжа, и меня пригласили на региональный этап. Вместе со мной по Москве участвовало 12 человек.
Задания. Примерно за два месяца до чемпионата по нашей компетенции опубликовали конкурсные задания, по которым нужно было готовиться. По некоторым направлениям участники узнают задачи только на месте. Все оставшееся время я практически не выходила из колледжа — отрабатывала каждое задание от начала до конца. Моя компетенция включала шесть модулей:
- Вечерний макияж.
- Натуральный трейд-макияж.
- Фантазийный макияж с элементами фейс- и боди-арта на тему «Венецианская маска».
- Макияж и прическа для танцевального шоу «Русский балет».
- Макияж сценический «Эпоха Рококо».
- Окрашивание бровей хной и коррекция формы пинцетом.
Особый упор делала на общение с клиентами, технику безопасности и соблюдение гигиены. Эти навыки тоже оценивали, ведь работали мы с моделями-волонтерами, а не с манекенами.
Задания разбили на три дня — по два модуля в каждом. У всех участников был инфраструктурный лист, в котором было прописано, какие материалы предоставляла площадка, что можно принести с собой. За списком необходимо было строго следить, потому что за нарушение правил могли дисквалифицировать. Кроме того, в документе четко обозначались критерии оценивания работы, ограничения по времени для каждого модуля и даже требования к выбору моделей.
Для исторического образа, к примеру, разрешали взять свой парик и стилизованные украшения. А косметику давали уже на соревнованиях. Брать свою было нельзя, потому что от нее напрямую зависит качество работы: кто-то купит палетку за 300 Р, а кто-то — за 6000 Р. Конечно, с незнакомыми брендами сложно работать с непривычки, но делать нечего, все в равных условиях.
Из-за того, что региональный этап проходил три дня, а модули длились несколько часов, я валилась с ног. Приезжала на площадку в шесть утра — заполняла документы и готовила рабочее место, а уезжала только в восемь вечера. Было очень тяжело, но меня мотивировала победа.
Я и раньше участвовала в профессиональных чемпионатах, например от Союза косметологов и парикмахеров России, поэтому знала, что такое вкус победы. Мне очень хотелось снова его почувствовать — и я заняла первое место.
После регионального тура я и еще двое самых успешных участников соревновались за право попасть в московскую сборную. Задания были идентичны, образы те же, только добавили дополнительный модуль с презентацией и коллажем творческого проекта. Да и работы оценивали строже, жюри обращало внимание на каждую мелочь.
Было нелегко, но я выиграла и во второй раз. Мне вручили золотую медаль и диплом. И буквально сразу возобновились тренировки, только готовились уже к чемпионату России.
Подготовка к национальному этапу. Обычно национальный финал проходит через полгода после объявления результатов регионального тура. Но в мой год времени было больше, потому что конкурс переносили из-за пандемии.
У некоторых регионов были специальные мероприятия для сборной, но не в Москве. С подготовкой мне помогали колледж и личный наставник, которого предоставило руководство. Тренер научила меня всему, мы занимались каждый день. В один месяц делали сложные прически, в другой — практиковали макияж в разных техниках. И так по кругу, доводя до автоматизма. Параллельно с работой наставник следила за стандартом выполнения работы: как я стою, как общаюсь с клиентом, как стерилизую инструменты. В общем, тренировали меня как олимпийского чемпиона.
Заключительный тур. На компетенции «Визаж и стилистика» со всей России было девять человек. Финал проходил дистанционно в течение трех дней. За каждым участником следили пять камер: они были установлены перед лицом, перед рабочим местом, за спиной, по бокам — и одна панорамная снимала всю площадку.
Задания были такими же, как и на региональном этапе, но сложнее. Нам добавили модуль с рисованием: мы создавали коллаж, оформляли его вырезками и аппликациями по заданной теме, рисовали эскиз человека с элементами фейс- и боди-арта. Затем каждый должен был сделать презентацию с выполненными работами и защитить ее перед комиссией. Темы модуля определялись по лотерее за 15 минут до начала соревнования. Мне достался «Романтический образ». Остальные задания были известны заранее.
Общее время каждого модуля на заключительном этапе сократили на 30 минут. На трейд-макияж, например, дали два часа, на сценический образ и макияж для танцевального шоу — полтора, на коллаж и презентацию — четыре.
Точное время зависело от дня участия и количества модулей в нем, это все было прописано в инфраструктурном листе. Успеть все было очень сложно, потому что подготовка рабочего места и уборка — это тоже длительный и трудоемкий процесс. Но я много тренировалась перед финалом и научилась красить быстро. Сейчас опыт сильно помогает мне в работе: за 15 минут я могу полностью сделать вечерний макияж.
Примерно через месяц после последнего модуля на «Ютубе» проходила прямая трансляция с дистанционным награждением победителей. К сожалению, все повернулось не в мою сторону: я заняла не первое, а второе место.
Что дали соревнования. После участия в «Ворлдскиллс» я отучилась на эксперта в Региональном координационном центре, чтобы проводить чемпионат у юниоров. Подала заявку на сайте, дистанционно изучила материалы и спустя две недели прошла экзамен. Стать экспертом может любой желающий, не обязательно быть победителем или призером чемпионата.
Теперь я тренер и готовлю участников к национальному финалу, как когда-то готовили меня. Моя ученица заняла первое место по всей России. В 2022 году я буду работать на новом направлении «Мастерята» для школьников с первого класса по восьмой, оно стартует в конце декабря.
Параллельно занимаюсь визажем — крашу танцовщиц в клубе, делаю дневной, вечерний, креативный и свадебный макияжи. «Ворлдскиллс» очень помог отточить навыки: благодаря чемпионату я умею делать работу качественно и быстро.
Компетенция «Поварское дело»
«Для меня это была возможность приобрести полезные навыки по своей специальности»
Как узнала о чемпионате. Я преподаю в Пинежском индустриальном техникуме — это в Архангельской области, там учат поваров и кондитеров. В 2020 году руководство предложило мне в качестве эксперта поучаствовать в региональном этапе чемпионата «Навыки мудрых», рассчитанном на мастеров старше 50 лет. Я работала в дегустационной комиссии: оценивала качество, креативность, вкус и внешний вид блюд. А в следующем году решила попробовать силы уже как участник. Хотелось переосмыслить собственную деятельность: увидеть свои сильные стороны и понять, над чем нужно поработать.
Задания. По компетенции «Поварское дело» в 2021 году в Архангельской области подали заявку на участие шесть человек: это были и преподаватели, и работники индустрии питания. Но в результате из них пришли только трое. Возможно, остальные передумали из-за коронавируса.
Задания нам отправили заранее. Когда я их увидела, эмоции переполняли. Нужно было приготовить три порции консоме с гарниром, горячее из курицы с гарнирами и соусом, а также оволактовегетарианскую закуску с пастой собственного приготовления. Блюда и рецепты определяли сами участники, а ингредиенты закупали организаторы. От нас никаких взносов не требовали — я только подала заявку на продукты за две недели до конкурса. Мне хотелось, чтобы еда получилась красивой и красочной.
Поэтому я много тренировалась дома, готовилась к чемпионату самостоятельно. Сначала перелопатила весь интернет и перечитала кулинарные пособия в библиотеке, а потом разработала рецептуру и отработала приготовление. Спустя несколько недель попробовала сделать то же самое на работе: там есть все необходимое оборудование, было очень удобно.
Региональный этап проходил 13 и 14 февраля 2021 года на базе Архангельского торгово-экономического колледжа. Площадка была рассчитана на шесть рабочих мест. Каждый участник работал в своем «боксе» с пароконвектоматом, холодильником, индукционными и конфорочными плитами, посудой и раковиной. Остальные предметы располагались на вспомогательных столах для общего пользования.
На выполнение работы нам дали четыре часа без учета подготовки и уборки рабочего места. Время нужно четко учитывать, в определенный момент подавать закуску и горячее. Еще во время подготовки к чемпионату я поняла, с каких продуктов лучше начинать. Например, кости варятся долго, а бульон должен получиться концентрированным, поэтому сперва я взялась за курицу и только потом за все остальное.
Оценивали участников шесть экспертов. Они следили за гигиеной, техникой безопасности, приемами приготовления, организацией процесса в целом. Каждое мое действие жюри записывали в специальный лист с баллами. Еще несколько волонтеров сидели в дегустационном зале. Им на критику приносили еду под нумерацией, чтобы никто не знал имен поваров.
Все критерии оценивания опубликованы в техническом описании в открытом доступе. При подсчете баллов учитывался не только вкус блюда, но и рациональное использование поваром электроэнергии, температура тарелок, соблюдение цветовых маркировок разделочных досок: зеленые для овощей, синие для рыбы, красные для мяса, желтые для птицы.
Первое блюдо — вегетарианскую закуску — я подавала через три часа. Второе — куриный рулет с гарнирами и соусом — еще через полчаса. С консоме возникла сложность: долго не удавалось процедить бульон. Но я все-таки с ним справилась и уложилась в отведенное время.
Через пять дней после конкурса, 19 февраля, проходило награждение. Тогда я и узнала, что заняла первое место.
Подготовка к национальному этапу. Дополнительных соревнований между сильнейшими участниками за проход на финал не было, потому что нас было всего трое. Так что мне как победителю после регионального этапа сразу же предложили представлять Архангельскую область на национальном чемпионате.
К заключительному этапу я готовилась так же, как и к предыдущему: совершенствовала рецепты, отрабатывала блюда, постоянно готовила — и все это делала самостоятельно. Правда, на этот раз старалась использовать более современные методы и оборудование, которое было заявлено на площадке: су-вид для рулета, аппарат шоковой заморозки для консоме.
Заключительный тур. Национальный финал проходил с 6 по 8 октября 2021 года в онлайн-режиме, готовили мы в том же колледже, что и на региональном этапе. Задания были теми же, только теперь соревновались 18 участников со всей России. Я заняла седьмое место — победителем не стала, но получила награду за профессионализм.
Что дали соревнования. За победу на региональном этапе мне подарили сертификат на 15 000 Р. За национальный финал я, к сожалению, не получила никаких выплат, но приобрела кое-что получше — ценный опыт.
Дело в том, что мы, люди старшего возраста, привыкли работать на устаревшем оборудовании, а молодежь пользуется современными приборами. Если раньше лапшу нарезали вручную, то сейчас есть специальные машины, которые и замешивают тесто, и раскатывают, и нарезают. Для меня это была возможность приобрести полезные навыки по своей специальности и повысить квалификацию.
Кроме того, участие в таком соревновании важно не только для студентов, но и для преподавателей. Человек учится всю жизнь, а образовательный огонь поддерживается новыми знаниями, которые точно можно получить на «Ворлдскиллс».