Word order in questions порядок слов

Вы, наверное, замечали, что от перестановки слов в русском предложении смысл самого предложения не меняется. Какая разница, скажем ли мы «В лесу много волков» или «Много волков в лесу». И так, и так говорится о наличии большого количества волков в лесу. 

Утвердительные предложения

В английском языке порядок слов строго фиксированный

Это значит, каждому слову свое место. Ну, на самом деле не каждому, а только двум – подлежащему и сказуемому. Давайте вспомним школьные годы. Подлежащее – это то, кто или что производит действие; то, о чем или о ком говорится в предложении. Сказуемое – это то, что этот человек/предмет делает. Из последнего следует вывод, что сказуемое – это глагол. Итак, в отношении английского предложения действует центральная догма, состоящая из двух пунктов:

ПЕРВЫЙ. На первом месте стоит подлежащее, на втором – сказуемое, а далее идет все остальное.  Схематически это можно изобразить так:

Таблица.

1 МЕСТО

2 МЕСТО

3 МЕСТО

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОСТАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Daniel 

likes

apples.

She

goes

to work every day.

These flowers

are

so beautiful!

Cats 

don’t eat

dogs.

К этой таблице следует сделать следующее замечание: ПЕРЕД подлежащим можно поставить определение. И второе: эта схема используется для утвердительных предложений, т.е. тех, в конце которых стоит точка.

ВТОРОЙ. В английском предложении ВСЕГДА есть сказуемое, т.е. глагол! Даже если в русском переводе этого предложения вы этот глагол не слышите. Например: В лесу много волков. (здесь нет ни одного глагола, хотя можно переделать это предложение для удобного перевода: «В лесу есть много волков». В этом варианте уже имеется глагол — есть).  – There are many wolves in the forest.

Вопросительные предложения

Такой порядок слов касается только предложений, в конце которых стоит точка, то есть утвердительных предложений. А есть еще вопросительные предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. И вот тут-то  и начинаются трудности с порядком слов и всевозможные путаницы.

Итак, существуют 2 базовых типа вопросов: общие и специальные. На первые мы отвечаем «да» или «нет», а на вторые отвечаем что-то определенное, специальное (в зависимости от того, что спрашивается в самом вопросе). Помните, что порядок слов в любом английском предложении ФИКСИРОВАННЫЙ, и это также касается вопросов.

0 МЕСТО — ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

  • What – что? какой?
  • Who – кто?
  • Who(m) – кому? кем?
  • Where – где? куда?
  • When – когда?
  • Why – почему?
  • How – как?
  • How much (many) – сколько?
  • Which – который?
  • What – какой?
  • Whose – чей?

1 МЕСТО — ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ

  • is / are / am
  • do/ does / did
  • will / would / shall
  • have / has
  • can / could
  • must
  • may / might
  • ought
  • need
  • should

2 МЕСТО — ПОДЛЕЖАЩЕЕ

3 МЕСТО — ОСНОВНОЙ (СМЫСЛОВОЙ) ГЛАГОЛ 

3 МЕСТО — ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА

К этой структуре также имеется несколько замечаний.

ЗАМЕЧАНИЕ 1. Как выбрать вспомогательный глагол? Очень просто: вспомогательный глагол тот, который первый присутствует в исходном предложении. Например:

  • Danny is a worker —> is
  • Anna will drive —> will
  • They have finished the report —> have

Поэтому, чтобы задать вопрос, нужно просто переставить подлежащее и сказуемое местами.

Что делать, если вспомогательного глагола нет? Например: We visited the museum. Здесь у нас только основной глагол – visited. Поэтому, когда нет видимого вспомогательного глагола, то он – do/ does / did, в зависимости от времени. В нашем случае это did, так как глагол стоит в прошедшем времени.

ЗАМЕЧАНИЕ 2. Основной (смысловой) глагол, когда вы задаете вопрос, идет чистым, то есть без всяких окончаний, в начальной форме.

ЗАМЕЧАНИЕ 3. Как понять 0 место? Эта позиция в вопросе называется так, потому что вопросительные слова есть только в специальных вопросах, а в общих их нет. Именно по вопросительному слову вы и определяете, что ответить. Например:

Mother gave her son a tasty medicine yesterday because he was ill.

  • Who? – Mother
  • Whom? – son
  • Whose son? – her
  • What? – medicine
  • What medicine? – tasty
  • When? – yesterday
  • Why? – because he was ill

В общих вопросах (тех, на которые вы отвечаете «да» или «нет») вопросительного слова нет, то есть сразу идет вспомогательный глагол.

В завершение, предлагаем Вам небольшой тест:

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

General questions

In general questions, the auxiliary verb (do, be, have, will) is placed before the subject, and the main verb follows the subject, i.e., the word order is: auxiliary verb + subject + main verb (+ object + adverbial modifier). Responses to general questions can be in the form of short «Yes» or «No» answers or in the form of full statements. (General questions are also called Yes / No questions or yes-no questions.) General questions are pronounced with rising intonation.

Do you live here? – Yes, I do. / Yes, I live here. – No, I don’t. / No, I don’t live here.

Does Bell work? – Yes, she does. – No, she doesn’t.

Did you like the film? – Yes, I did. – No, I didn’t like the film.

Are you reading now? – Yes. / Yes, I am. / Yes, I’m reading now. – No. / No, I am not. / No, I’m not reading.

Have the guests left already? – Yes, they have. – No, they haven’t.

Will you see him tomorrow? – Yes, I will. / Yes, I will see him. – No, I won’t. / No, I will not.

General questions with modal verbs have the same structure and word order.

Can you help me? – Yes, I can. / Yes, I can help you. – No, I can’t. / No, I can’t help you.

Should we call Maria? – Yes. / Yes, we should. – No. / No, we shouldn’t.

May I come in? – Yes, you may. – No, you may not.

In general questions with the verb BE as a main verb or a linking verb, the verb BE is placed before the subject.

Is he in Rome now? – Yes. / Yes, he is in Rome now. – No. / No, he isn’t.

Is Anna a teacher? – Yes, she is. / Yes, Anna is a teacher. – No, she isn’t. / No, Anna is not a teacher.

Were they happy? – Yes, they were. – No, they weren’t.

Word order in negative questions

Didn’t she like the film? – Yes, she did. / Yes, she liked the film. – No, she did not. / No, she didn’t like it.

Aren’t they reading now? – Yes, they are. / Yes, they are reading now. – No, they aren’t. / No, they are not reading now.

Isn’t he a student?

Hasn’t he left already?

Won’t you see him tomorrow?

Can’t you speak more slowly?

Note: Negative questions usually contain some emotion, for example, expecting «yes» for an answer, surprise, annoyance, mockery. Negative questions may sound impolite in some situations, for example, in requests. Read more about negative questions in Word Order in Requests and Requests and Permission in the section Grammar.

Special questions

When the question is put to any part of the sentence, except the subject, the word order after the interrogative word (e.g., how, whom, what, when, where, why) is the same as in general questions: interrogative + auxiliary verb + subject + main verb (+ object + adverbial modifier). The answer is usually given in full, but short responses are also possible. Special questions (information questions) are pronounced with falling intonation.

How did you get there? – I got there by bus. / By bus.

How much did it cost? – It cost ten dollars. / Ten dollars.

How many people did he see? – He saw five people. / Five.

How long have you been here? – I’ve been here for a week. / For a week. / A week.

Who(m) will you ask? – I’ll ask Tom. / Tom.

What is he doing? – He’s sleeping. / Sleeping.

What did she say? – Nothing.

What book is he reading? – The Talisman.

Which coat did she choose? – The red one.

When is he leaving? – He’s leaving at six. / At six.

Where does she live? – She lives on Tenth Street. / On Tenth Street.

Where are you from? – I am from Russia. / From Russia.

Where did he go? – He went home. / Home.

Why are you late? – I missed my bus.

Why didn’t you call me? – I’m sorry. I forgot.

Questions to the subject

When the interrogative word «who» or «what» is the subject in the question (i.e., the question is put to the subject), the question is asked without an auxiliary verb, and the word order is that of a statement: interrogative word (i.e., the subject) + predicate (+ object + adverbial modifier). The same word order is used when the subject of the question is in the form of which / whose / how many + noun.

Who told you about it? – Tom told me. / Tom did. / Tom.

Who called her yesterday? – I called her. / I did.

Who will tell him about it? – I will.

Who hasn’t read this book yet? – I haven’t.

What happened? – I lost my bag.

What made you do it? – I don’t know.

Which coat is yours? – This coat is mine. / This one.

Whose book is this? – It’s mine.

How many people came to work? – Ten people came to work. / Ten.

Note: «who» and «whom»

Nominative case – who; objective case – whom. The interrogative word «whom» is often replaced by «who» in everyday speech and writing, but «who» is an object in this case, not the subject, i.e., it is not a question to the subject. Consequently, an auxiliary verb is required for the formation of special questions in which «who» is used instead of «whom», and the word order in them is that of a question, not of a statement. Compare:

Who saw you? – Tom saw me.

Who / whom did you see? – I saw Anna.

Who asked her to do it? – Ben asked her.

Who / whom did she ask for help? – She asked Mike to help her.

Prepositions at the end of questions

When the interrogatives «what, whom/who» ask a question to the object with a preposition, the preposition is often placed at the end of the question after the predicate (or after the direct object, if any), especially in everyday speech.

What are you talking about? – I’m talking about our plans.

What are you interested in? – I’m interested in psychology.

Who are you looking at? – I’m looking at Sandra.

Who does it depend on? – It depends on my brother.

Who are you playing tennis with on Friday? – I’m playing tennis with Maria.

Who did she make a pie for? – She made a pie for her co-workers.

Note that not all prepositions can be placed at the end of such special questions, and the preposition at the end should not be too far from the interrogative word. In formal speech and writing, placing the preposition before the interrogative word in long constructions is often considered more appropriate. For example: With whom are you playing tennis on Friday? For whom did she make a pie?

Alternative questions

Word order in alternative questions (questions with a choice) is the same as in general questions. The answer is usually given in full because you need to make a choice, but short responses are also possible. Use the rising tone on the first element of the choice (before «or») and the falling tone on the second element of the choice.

Is your house large or small? – My house is small. / It’s small.

Are you a first-year or a third-year student? – I’m a third-year student.

Would you like tea or coffee? – I’d like coffee, please.

Would you like to go to a restaurant or would you rather eat at home? – I’d rather eat at home.

Alternative questions are sometimes asked in the form of special questions:

Where does he live: in Paris or Rome? – He lives in Rome. / In Rome.

Which do you like more: hazelnuts or walnuts? – I like hazelnuts more than walnuts. / Hazelnuts.

Tag questions

A tag question (a disjunctive question) consists of two parts. The first part is a declarative sentence (a statement). The second part is a short general question (the tag). If the statement is affirmative, the tag is negative. If the statement is negative, the tag is affirmative. Use falling intonation in the first part and rising or falling intonation in the second part of the tag question.

With the verb BE:

It’s a nice day, isn’t it?

He is here now, isn’t he?

It was true, wasn’t it?

He wasn’t invited, was he?

With main verbs:

You know him, don’t you?

He went there, didn’t he?

She will agree, won’t she?

He hasn’t seen her, has he?

He’s sleeping, isn’t he?

He didn’t study French, did he?

With modal verbs:

You can swim, can’t you?

He should go, shouldn’t he?

I shouldn’t do it, should I?

Responses to tag questions

Responses to tag questions can be in the form of short «Yes» or «No» answers or in the form of full statements. Despite the fact that tag questions are asked to get confirmation, the answer may be negative.

You live here, don’t you?

Yes, I do. / Yes, I live here. (agreement)

No, I don’t. / No, I don’t live here. (disagreement)

You don’t live here, do you?

No, I don’t. / No, I don’t live here. (agreement)

Yes, I do. / Yes, I live here. (disagreement)

It was difficult, wasn’t it?

Yes, it was. / Yes, it was difficult. (agreement)

No, it wasn’t. / No, it wasn’t difficult. (disagreement)

It wasn’t difficult, was it?

No, it wasn’t. / No, it wasn’t difficult. (agreement)

Yes, it was. / Yes, it was difficult. (disagreement)

(Intonation in different types of questions is described in Falling Intonation and Rising Intonation in the section Phonetics.)

Порядок слов в вопросах

Общие вопросы

В общих вопросах, вспомогательный глагол (do, be, have, will) ставится перед подлежащим, а основной глагол следует за подлежащим, т.е. порядок слов такой: вспомогательный глагол + подлежащее + основной глагол (+ дополнение + обстоятельство). Ответы на общие вопросы могут быть в виде кратких ответов Yes или No или в виде полных повествовательных предложений. (Общие вопросы также называются Yes / No questions или yes-no questions.) Общие вопросы произносятся с интонацией повышения.

Вы живете здесь? – Да, живу. / Да, я живу здесь. – Нет, не живу. / Нет, я не живу здесь.

Белл работает? – Да, она работает. – Нет, она не работает.

Вам понравился фильм? – Да, понравился. – Нет, мне не понравился фильм.

Вы читаете сейчас? – Да. / Да, читаю. / Да, я читаю сейчас. – Нет. / Нет, не читаю. / Нет, я не читаю.

Гости уже ушли? – Да, они ушли. – Нет, они не ушли.

Вы увидите его завтра? – Да, увижу. / Да, я увижу его. – Нет, не увижу.

Общие вопросы с модальными глаголами имеют такое же строение и порядок слов.

Вы можете мне помочь? – Да, могу. / Да, я могу помочь вам. – Нет, не могу. / Нет, я не могу помочь вам.

Следует ли нам позвонить Марии? – Да. / Да, следует. – Нет. / Нет, не следует.

Можно мне войти? – Да, можно. – Нет, нельзя.

В общих вопросах с глаголом BE как основным глаголом или глаголом-связкой, глагол BE ставится перед подлежащим.

Он сейчас в Риме? – Да. / Да, он сейчас в Риме. – Нет.

Анна учитель? – Да. / Да, Анна учитель. – Нет. / Нет, Анна не учитель.

Они были счастливы? – Да, были. – Нет, не были.

Порядок слов в отрицательных вопросах

Разве ей не понравился фильм? – Да, понравился. / Да, ей понравился фильм. – Нет, не понравился. / Нет, ей он не понравился.

Разве они не читают сейчас? – Да, читают. / Да, они читают сейчас. – Нет, не читают. / Нет, они не читают сейчас.

Разве он не студент?

Разве он уже не ушел?

Разве вы не увидите его завтра?

Разве вы не можете говорить помедленнее?

Примечание: Отрицательные вопросы обычно содержат какую-то эмоцию, например, ожидание ответа yes, удивление, раздражение, насмешку. Отрицательные вопросы могут звучать невежливо в некоторых ситуациях, например, в просьбах. Прочитайте еще об отрицательных вопросах в статьях Word Order in Requests и Requests and Permission в разделе Grammar.

Специальные вопросы

Когда вопрос ставится к любому члену предложения, кроме подлежащего, порядок слов после вопросительного слова (например, как, кого, что, когда, где, почему) такой же, как в общих вопросах: вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + основной глагол (+ дополнение + обстоятельство). Ответ обычно дается полностью, но краткие ответы тоже возможны. Специальные вопросы (информационные вопросы) произносятся с интонацией понижения.

Как вы туда добрались? – Я добрался туда автобусом. / Автобусом.

Сколько это стоило? – Это стоило десять долларов. / Десять долларов.

Сколько человек он увидел? – Он увидел пять человек. / Пять.

Сколько вы здесь пробыли? – Я пробыл здесь неделю. / Неделю. / Неделю.

Кого вы спросите? – Я спрошу Тома. / Тома.

Что он делает? – Он спит. / Спит.

Что она сказала? – Ничего.

Какую книгу он читает? – «Талисман».

Которое пальто она выбрала? – Красное.

Когда он уезжает? – Он уезжает в шесть. / В шесть.

Где она живет? – Она живет на Десятой улице. / На Десятой улице.

Откуда вы? – Я из России. / Из России.

Куда он пошел? – Он пошел домой. / Домой.

Почему вы опоздали? – Я пропустил свой автобус.

Почему вы мне не позвонили? – Извините. Я забыл.

Вопросы к подлежащему

Когда вопросительное слово who или what является подлежащим в вопросе (т.е. вопрос ставится к подлежащему), вопрос задается без вспомогательного глагола и порядок слов как в повествовательном предложении: вопросительное слово (т.е. подлежащее) + сказуемое (+ дополнение + обстоятельство). Такой же порядок слов, когда подлежащее в вопросе в виде which / whose / how many + существительное.

Кто вам сказал об этом? – Том сказал мне. / Том.

Кто ей звонил вчера? – Я звонил ей. / Я звонил.

Кто ему скажет об этом? – Я скажу.

Кто еще не прочитал эту книгу? – Я не прочитал.

Что случилось? – Я потерял свою сумку.

Что заставило вас сделать это? – Не знаю.

Которое пальто ваше? – Это пальто мое. / Вот это.

Чья это книга? – Моя.

Сколько человек пришли на работу? – Десять человек пришли на работу. / Десять.

Примечание: who и whom

Именительный падеж – who; косвенный падеж – whom. Вопросительное слово whom часто заменяется словом who в разговорной устной и письменной речи, но who в этом случае дополнение, а не подлежащее, т.е. это не вопрос к подлежащему. Следовательно, требуется вспомогательный глагол для образования специальных вопросов, в которых вопросительное слово who употреблено вместо whom, и порядок слов в них как в вопросе, а не как в повествовательном предложении. Сравните:

Кто видел вас? – Том видел меня.

Кого вы видели? – Я видел Анну.

Кто попросил ее сделать это? – Бен попросил ее.

Кого она попросила о помощи? – Она попросила Майка помочь ей.

Предлоги в конце вопросов

Когда вопросительные слова what, whom/who задают вопрос к дополнению с предлогом, предлог часто ставится в конец вопроса после сказуемого (или после прямого дополнения, если оно есть), особенно в разговорной речи.

О чем вы говорите? – Я говорю о наших планах.

Чем вы интересуетесь? – Я интересуюсь психологией.

На кого вы смотрите? – Я смотрю на Сандру.

От кого это зависит? – Это зависит от моего брата.

С кем вы играете в теннис в пятницу? – Я играю в теннис с Марией.

Для кого она сделала пирог? – Она сделала пирог для своих сотрудников.

Отметьте, что не все предлоги можно поместить в конец таких специальных вопросов, и предлог в конце предложения не должен быть слишком далеко от вопросительного слова. В официальной устной и письменной речи, помещение предлога перед вопросительным словом в длинных конструкциях часто считается более подходящим. Например: With whom are you playing tennis on Friday? For whom did she make a pie?

Альтернативные вопросы

Порядок слов в альтернативных вопросах (вопросах с выбором) такой же, как в общих вопросах. Ответ обычно дается полностью, потому что нужно сделать выбор, но краткие ответы тоже возможны. Употребите тон повышения на первом элементе выбора (перед or) и тон понижения на втором элементе выбора.

Ваш дом большой или маленький? – Мой дом маленький. / Маленький.

Вы студент первого или третьего курса? – Я студент третьего курса.

Вы хотели бы чай или кофе? – Я хотел бы кофе, пожалуйста.

Вы хотели бы пойти в ресторан или предпочли бы поесть дома? – Я предпочел бы поесть дома.

Альтернативные вопросы иногда задаются в форме специальных вопросов:

Где он живет: в Париже или Риме? – Он живет в Риме. / В Риме.

Что вы больше любите: фундук или грецкие орехи? – Я люблю фундук больше, чем грецкие орехи. / Фундук.

Разъединенные вопросы

Разъединенный вопрос (разделительный вопрос, расчлененный вопрос) состоит из двух частей. Первая часть – повествовательное предложение (утверждение). Вторая часть – краткий общий вопрос. Если повествовательное предложение утвердительное, краткий вопрос отрицательный. Если предложение отрицательное, краткий вопрос утвердительный. Употребите интонацию понижения в первой части и интонацию повышения или понижения во второй части разъединенного вопроса.

С глаголом BE:

Приятный день, не так ли?

Он здесь сейчас, не так ли?

Это была правда, не так ли?

Его не пригласили, не так ли?

С основными глаголами:

Вы знаете его, не так ли?

Он пошел туда, не так ли?

Она согласится, не так ли?

Он не видел ее, не так ли?

Он спит, не так ли?

Он не изучал французский язык, не так ли?

С модальными глаголами:

Вы можете плавать, не так ли?

Ему следует идти, не так ли?

Мне не следует этого делать, не так ли?

Ответы на разделительные вопросы

Ответы на разделительные вопросы могут быть в виде кратких ответов Yes или No или в виде полных повествовательных предложений. Несмотря на то, что разъединенные вопросы задаются для получения подтверждения, ответ может быть отрицательным.

Вы живете здесь, не так ли?

Да, живу. / Да, я живу здесь. (согласие)

Нет, не живу. / Нет, я не живу здесь. (несогласие)

Вы не живете здесь, не так ли?

Нет, не живу. / Нет, я не живу здесь. (согласие)

Нет, живу. / Нет, я живу здесь. (несогласие)

Это было трудно, не так ли?

Да, трудно. / Да, это было трудно. (согласие)

Нет, не трудно. / Нет, это было не трудно. (несогласие)

Это было не трудно, не так ли?

Нет, не трудно. / Нет, это было не трудно. (согласие)

Нет, трудно. / Нет, это было трудно. (несогласие)

(Интонация в различных типах вопросов описывается в статьях Falling Intonation и Rising Intonation в разделе Phonetics.)

Порядок слов в вопросах

General questions

Общие вопросы

In
general questions, the auxiliary verb (do, be, have, will) is placed
before the subject, and the main verb follows the subject, i.e., the
word order is: auxiliary verb + subject + main verb (+ object +
adverbial modifier). Responses to general questions can be in the
form of short «Yes» or «No» answers or in the
form of full statements. (General questions are also called Yes / No
questions or yes-no questions.) General questions are
pronounced with rising intonation.

В
общих вопросах, вспомогательный глагол
(do, be, have, will) ставится перед подлежащим,
а основной глагол следует за подлежащим,
т.е. порядок слов такой: вспомогательный
глагол + подлежащее + основной глагол
(+ дополнение + обстоятельство). Ответы
на общие вопросы могут быть в виде
кратких ответов Yes или No или в виде полных
повествовательных предложений. (Общие
вопросы также называются Yes / No questions или
yes-no questions.) Общие вопросы произносятся
с интонацией повышения.

Do
you live here? – Yes, I do. / Yes, I live here. – No, I don’t. /
No, I don’t live here.

Вы
живете здесь? – Да, живу. / Да, я живу
здесь. – Нет, не живу. / Нет, я не живу
здесь.

Does
Bell work? – Yes, she does. – No, she doesn’t.

Белл
работает? – Да, она работает. – Нет, она
не работает.

Did
you like the film? – Yes, I did. – No, I didn’t like the film.

Вам
понравился фильм? – Да, понравился. –
Нет, мне не понравился фильм.

Are
you reading now? – Yes. / Yes, I am. / Yes, I’m reading now. –
No. / No, I am not. / No, I’m not reading.

Вы
читаете сейчас? – Да. / Да, читаю. / Да, я
читаю сейчас. – Нет. / Нет, не читаю. /
Нет, я не читаю.

Have
the guests left already? – Yes, they have. – No, they haven’t.

Гости
уже ушли? – Да, они ушли. – Нет, они не
ушли.

Will
you see him tomorrow? – Yes, I will. / Yes, I will see him. – No,
I won’t. / No, I will not.

Вы
увидите его завтра? – Да, увижу. / Да, я
увижу его. – Нет, не увижу.

General
questions with modal verbs have the same structure and word order.

Общие
вопросы с модальными глаголами имеют
такое же строение и порядок слов.

Can
you help me? – Yes, I can. / Yes, I can help you. – No, I can’t.
/ No, I can’t help you.

Вы
можете мне помочь? – Да, могу. / Да, я могу
помочь вам. – Нет, не могу. / Нет, я не
могу помочь вам.

Should
we call Maria? – Yes. / Yes, we should. – No. / No, we shouldn’t.

Следует
ли нам позвонить Марии? – Да. / Да, следует.
– Нет. / Нет, не следует.

May
I come in? – Yes, you may. – No, you may not.

Можно
мне войти? – Да, можно. – Нет, нельзя.

In
general questions with the verb BE as a main verb or a linking verb,
the verb BE is placed before the subject.

В
общих вопросах с глаголом BE как основным
глаголом или глаголом-связкой, глагол
BE ставится перед подлежащим.

Is
he in Rome now? – Yes. / Yes, he is in Rome now. – No. / No, he
isn’t.

Он
сейчас в Риме? – Да. / Да, он сейчас в
Риме. – Нет.

Is
Anna a teacher? – Yes, she is. / Yes, Anna is a teacher. – No,
she isn’t. / No, Anna is not a teacher.

Анна
учитель? – Да. / Да, Анна учитель. – Нет.
/ Нет, Анна не учитель.

Were
they happy? – Yes, they were. – No, they weren’t.

Они
были счастливы? – Да, были. – Нет, не
были.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Word Order in Interrogative Sentences

Interrogative Sentences — вопросительные предложения — в английском языке представлены четырьмя типами вопросов: общими, специальными, альтернативными и разъединительными. Все виды вопросительных предложений, кроме специального вопроса к подлежащему, характеризуются частично инвертированным порядком слов.

Вопросительное
слово
Вспомогательный,
связочный или
модальный глагол
Подлежащее Сказуемое Дополнение Обстоятельство
Общие вопросы
  Do you study   at the Institute?
  Does your friend tell you about his studies when you meet him?
  Did you translate the new text yesterday?
  Will Prof. Sokolov deliver a lecture at the club tomorrow?
  Can you speak English well?
  Is your friend a student?    
  Was this text translated by you at the last lesson?

Вопросительное
слово
Вспомогательный,
связочный или
модальный глагол
Подлежащее Сказуемое Дополнение Обстоятельство
Специальные вопросы
Where do you study?    
When does your friend tell you about his studies?  
What are you?      
By whom was this text translated?    
How often do students go   to the library?
What language can you speak?    
How many English words do you know?    
What will you do   on Sunday?


Примечания:

1) При вопросе к подлежащему или его определению сохраняется прямой порядок слов:

Who is speaking there?
What question has been discussed?

2) При вопросе к определению (любого члена предложения) за вопросительным словом или группой слов сразу следует существительное.

What film did you see yesterday?
How many books do you need?

3) Если вопросительное слово сопровождается предлогом, то, в отличие от русского языка, он ставится после сказуемого, а при наличии дополнения — после дополнения.

What were you speaking about when I entered?
О чем вы говорили, когда я вошел?

Примерами альтернативного и разъединительного вопросов могут служить следующие предложения:

Do you study English or German?
Вы изучаете английский язык или немецкий?
(альтернативный)

You speak French, don’t you?
Вы говорите по-французски, не так ли?
(разъединительный)

You don’t know French, do you?
Вы не знаете французского, не так ли?
(разъединительный)

Можно ли использовать вопросительный порядок слов в утвердительных предложениях? Как построить предложение, если в нем нет подлежащего? Об этих и других нюансах читайте в нашей статье.

Порядок слов в английском предложении, часть 1

Прямой порядок слов в английских предложениях

Утвердительные предложения

В английском языке основной порядок слов можно описать формулой SVO: subject – verb – object (подлежащее – сказуемое – дополнение).

Mary reads many books. — Мэри читает много книг.

Подлежащее — это существительное или местоимение, которое стоит в начале предложения (кто? — Mary).

Сказуемое — это глагол, который стоит после подлежащего (что делает? — reads).

Дополнение — это существительное или местоимение, которое стоит после глагола (что? — books).

В английском отсутствуют падежи, поэтому необходимо строго соблюдать основной порядок слов, так как часто это единственное, что указывает на связь между словами.

Подлежащее Сказуемое Дополнение Перевод
My mum loves soap operas. Моя мама любит мыльные оперы.
Sally found her keys. Салли нашла свои ключи.
I remember you. Я помню тебя.

Глагол to be в утвердительных предложениях

Как правило, английское предложение не обходится без сказуемого, выраженного глаголом. Так как в русском можно построить предложение без глагола, мы часто забываем о нем в английском. Например:

Mary is a teacher. — Мэри — учительница. (Мэри является учительницей.)
I’m scared. — Мне страшно. (Я являюсь напуганной.)

Life is unfair. — Жизнь несправедлива. (Жизнь является несправедливой.)
My younger brother is ten years old. — Моему младшему брату десять лет. (Моему младшему брату есть десять лет.)

His friends are from Spain. — Его друзья из Испании. (Его друзья происходят из Испании.)
The vase is on the table. — Ваза на столе. (Ваза находится/стоит на столе.)

Подведем итог, глагол to be в переводе на русский может означать:

  • быть/есть/являться;
  • находиться / пребывать (в каком-то месте или состоянии);
  • существовать;
  • происходить (из какой-то местности).

Если вы не уверены, нужен ли to be в вашем предложении в настоящем времени, то переведите предложение в прошедшее время: я на работе — я была на работе. Если в прошедшем времени появляется глагол-связка, то и в настоящем он необходим.

Предложения с there is / there are

Когда мы хотим сказать, что что-то где-то есть или чего-то где-то нет, то нам нужно придерживаться конструкции there + to be в начале предложения.

There is grass in the yard, there is wood on the grass. — На дворе — трава, на траве — дрова.

Если в таких типах предложений мы не используем конструкцию there is / there are, то по-английски подобные предложения будут звучать менее естественно:

There are a lot of people in the room. — В комнате много людей. (естественно)
A lot of people are in the room. — Много людей находится в комнате. (менее естественно)

Обратите внимание, предложения с there is / there are, как правило, переводятся на русский с конца предложения.

Еще конструкция there is / there are нужна, чтобы соблюсти основной порядок слов — SVO (подлежащее – сказуемое – дополнение):

Подлежащее Сказуемое Дополнение Перевод
There is too much sugar in my tea. В моем чае слишком много сахара.

Более подробно о конструкции there is / there are можно прочитать в статье «Грамматика английского языка для начинающих, часть 3».

Местоимение it

Мы, как носители русского языка, в английских предложениях забываем не только про сказуемое, но и про подлежащее. Особенно сложно понять, как перевести на английский подобные предложения: Темнеет. Пора вставать. Приятно было пообщаться. В английском языке во всех этих предложениях должно стоять подлежащее, роль которого будет играть вводное местоимение it. Особенно важно его не забыть, если мы говорим о погоде.

It’s getting dark. — Темнеет.
It’s time to get up. — Пора вставать.
It was nice to talk to you. — Приятно было пообщаться.

Хотите научиться грамотно говорить по-английски? Тогда записывайтесь на курс практической грамматики.

Отрицательные предложения

Если предложение отрицательное, то мы ставим отрицательную частицу not после:

  • вспомогательного глагола (auxiliary verb);
  • модального глагола (modal verb).
Подлежащее Вспомогательный/Модальный глагол Частица not Сказуемое Дополнение Перевод
Sally has not found her keys. Салли не нашла свои ключи.
My mum does not love soap operas. Моя мама не любит мыльные оперы.
He could not save his reputation. Он не мог спасти свою репутацию
I will not be yours. Я не буду твоей.

Если в предложении единственный глагол — to be, то ставим not после него.

Подлежащее Глагол to be Частица not Дополнение Перевод
Peter is not an engineer. Питер не инженер.
I was not at work yesterday. Я не была вчера на работе.
Her friends were not polite enough. Ее друзья были недостаточно вежливы.

Порядок слов в вопросах

Для начала скажем, что вопросы бывают двух основных типов:

  • закрытые вопросы (вопросы с ответом «да/нет»);
  • открытые вопросы (вопросы, на которые можно дать развернутый ответ).

Закрытые вопросы

Чтобы построить вопрос «да/нет», нужно поставить модальный или вспомогательный глагол в начало предложения. Получится следующая структура: вспомогательный/модальный глагол – подлежащее – сказуемое. Следующие примеры вам помогут понять, как утвердительное предложение преобразовать в вопросительное.

She goes to the gym on Mondays. — Она ходит в зал по понедельникам.
Does she go to the gym on Mondays? — Ходит ли она в зал по понедельникам?

He can speak English fluently. — Он умеет бегло говорить по-английски.
Can he speak English fluently? — Умеет ли он бегло говорить по-английски?

Simon has always loved Katy. — Саймон всегда любил Кэти.
Has Simon always loved Katy? — Всегда ли Саймон любил Кэти?

Обратите внимание! Если в предложении есть только глагол to be, то в Present Simple и Past Simple мы перенесем его в начало предложения.

She was at home all day yesterday. — Она была дома весь день.
Was she at home all day yesterday? — Она была дома весь день?

They’re tired. — Они устали.
Are they tired? — Они устали?

Открытые вопросы

В вопросах открытого типа порядок слов такой же, только в начало предложения необходимо добавить вопросительное слово. Тогда структура предложения будет следующая: вопросительное слово – вспомогательный/модальный глагол – подлежащее – сказуемое.

Перечислим вопросительные слова: what (что?, какой?), who (кто?), where (где?, куда?), why (почему?, зачем?), how (как?), when (когда?), which (который?), whose (чей?), whom (кого?, кому?).

He was at work on Monday. — В понедельник он весь день был на работе.
Where was he on Monday? — Где он был в понедельник?

She went to the cinema yesterday. — Она вчера ходила в кино.
Where did she go yesterday? — Куда она вчера ходила?

My father watches Netflix every day. — Мой отец каждый день смотрит Netflix.
How often does your father watch Netflix? — Как часто твой отец смотрит Netflix?

Вопросы к подлежащему

В английском есть такой тип вопросов, как вопросы к подлежащему. У них порядок слов такой же, как и в утвердительных предложениях, только в начале будет стоять вопросительное слово вместо подлежащего. Сравните:

Who do you love? — Кого ты любишь? (подлежащее you)
Who loves you? — Кто тебя любит? (подлежащее who)

Whose phone did she find two days ago? — Чей телефон она вчера нашла? (подлежащее she)
Whose phone is ringing? — Чей телефон звонит? (подлежащее whose phone)

What have you done? — Что ты наделал? (подлежащее you)
What happened? — Что случилось? (подлежащее what)

Обратите внимание! После вопросительных слов who и what необходимо использовать глагол в единственном числе.

Who lives in this mansion? — Кто живет в этом особняке?
What makes us human? — Что делает нас людьми?

Косвенные вопросы

Если вам нужно что-то узнать и вы хотите звучать более вежливо, то можете начать свой вопрос с таких фраз, как: Could you tell me… ? (Можете подсказать… ?), Can you please help… ? (Можете помочь… ?) Далее задавайте вопрос, но используйте прямой порядок слов.

Could you tell me where is the post office is? — Не могли бы вы мне подсказать, где находится почта?
Do you know what time does the store opens? — Вы знаете, во сколько открывается магазин?

Если в косвенный вопрос мы трансформируем вопрос типа «да/нет», то перед вопросительной частью нам понадобится частица «ли» — if или whether.

Do you like action films? — Тебе нравятся боевики?
I wonder if/whether you like action films. — Мне интересно узнать, нравятся ли тебе экшн-фильмы.

Другие члены предложения

Прилагательное в английском стоит перед существительным, а наречие обычно — в конце предложения.

Grace Kelly was a beautiful woman. — Грейс Келли была красивой женщиной.
Andy reads well. — Энди хорошо читает.

Обстоятельство, как правило, стоит в конце предложения. Оно отвечает на вопросы как?, где?, куда?, почему?, когда?

There was no rain last summer. — Прошлым летом не было дождя.
The town hall is in the city center. — Администрация находится в центре города.

Если в предложении несколько обстоятельств, то их надо ставить в следующем порядке:

Подлежащее + сказуемое Обстоятельство (как?) Обстоятельство (где?) Обстоятельство (когда?) Перевод
Fergie didn’t perform very well at the concert two years ago. Ферги не очень хорошо выступила на концерте два года назад.

Чтобы подчеркнуть, когда или где что-то случилось, мы можем поставить обстоятельство места или времени в начало предложения:

Last Christmas I gave you my heart. But the very next day you gave it away. This year, to save me from tears, I’ll give it to someone special. — Прошлым Рождеством я подарил тебе свое сердце. Но уже на следующий день ты отдала его обратно. В этом году, чтобы больше не горевать, я подарю его кому-нибудь другому.

Если вы хотите преодолеть языковой барьер и начать свободно общаться с иностранцами, записывайтесь на разговорный курс английского.

Надеемся, эта статья была вам полезной и вы разобрались, как строить предложения в английском языке. Предлагаем пройти небольшой тест для закрепления темы.

Тест по теме «Порядок слов в английском предложении, часть 1»

© 2023 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.

Порядок слов в английском вопросе запомнить очень легко. Почти все вопросы имеют одну и ту же структуру. Все, что надо, это всегда помнить один простой вопрос, который можно использовать, как формулу:

How do you do?

Из него видно, что на первом месте стоит вопросительное слово (если оно есть), на втором — вспомогательный или модальный глагол, далее идет подлежащее, главный глагол и оставшаяся часть предложения (если она есть). Однако, есть еще несколько нюансов, которые мы рассмотрим в этой статье.

Question word — вопросительное слово

Порядок слов в английском вопросе - на первом месте question words

Вопросительные слова могут и не присутствовать в предложении, например в Yes/No questions («да/нет» вопросы). Однако, если они нужны по смыслу, то они стоят на первом месте.

Примеры:

Where do you live? (Где ты живешь?)
How old are you? (Сколько тебе лет?)
When are you going to arrive to London? (Когда ты прибудешь в Лондон?)
What will you do on Monday? (Что ты будешь делать в понедельник?)
Why am I so stupid? (Почему я такой глупый?)
Which job does Lena look for? (Какую работу ищет Лена?)

Вспомогательный или модальный глагол в вопросах

В вопросительных (interrogative) предложениях, как и в отрицательных, английское сказуемое всегда состоит по меньшей мере из двух элементов: вспомогательного и основного глагола. В вопросах есть только одно исключение из этого правила, оно касается глагола to be (быть). Он не требует дополнительного вспомогательного глагола
Примеры:

Am I hungry? (Я голоден?)
Were they interested? (Были они заинтересованы?)
Where am I live? (Где я живу?)

В остальных случаях, если даже в утвердительном предложении сказуемое выражено одним глаголом (как например, в презент симпл и паст симпл), то в вопрос добавляется вспомогательный глагол do, does или did. Примеры вопросительных предложений для разных времен глагола:

 Время глагола Утвердительное предложение Вопрос
 Present simple Julie comes from Sweden. Where does Julie come from?
 Present simple The shop opens at 9 every morning. What time does the shop open?
 Present simle (have got) I have got two children. Have you got any children?
Do you have any children?
 Present Perfect I have met Tania before. Have I met Tania before?
 Present Continuous They are playing tennis every Tuesday. Are they playing tennis every Tuesday?
 Past simple I saw him yesterday. Did you see him yesterday?
Past Perfect Continuous I had been waiting for him all day.  Had I been waiting for him all day?
 Future simple will invite my friends to the party Who will you invite to the party?
 Modal verb  I can improve my English Can I improve my English?

Порядок слов в английском вопросе к подлежащему (subject question)

Это особый случай, когда мы не добавляем вспомогательные глаголы do, does, did. Разберем для примера следующее предложение:

Somebody paid the bill. (Кто-то оплатил счет)

Можно задать вопрос к дополнению the bill —  What did somebody pay? (Что оплатил кто-то?), тут необходимо добавить вспомогательный глагол.

Если же мы хотим узнать, кто оплатил счет, то это будет вопрос к подлежащему, и он будет формироваться следующим образом: Who paid the bill? (Кто оплатил счет?) — без вспомогательного глагола.

Примеры вопросов к подлежащему:

What happened? (Что случилось?)
Who lives in the flat? (Кто живет в квартире?)
What fell on the floor?(Что упало на пол?)
Who cooked that cake? (Кто приготовил тот торт?)

Порядок слов в английском вопросе с предлогом

Очень часто в вопросах, начинающихся с  Who, What, Which, Where, присутствует предлог, он также имеет особое место в вопросе, а именно — он ставится в конце предложения:

What are you thinking about? (О чем ты думаешь?)
Where are your parents from? (Откуда твои родители?)
Who do you want to speak to? (С кем ты хочешь поговорить?)
Which hotel did she stay at? (В каком отеле она остановилась?)
What speed are you going at? (С какой скоростью ты идешь?)

В английском языке есть еще вопросы с «хвостиком» — разделительные вопросы, как например: It’s nice weather today, isn’t it? (Хорошая погода сегодня, не так ли?).
Подробнее о разделительных вопросах читайте в статье question tags.


Прочтение займет примерно: < 1 мин.

Правило

В английском языке чаще всего существует строгий порядок слов в вопросительном предложении.

Порядок слов в вопросительном предложении

Схема

0 1 2 3 4 5
Вопросительное слово Вспомогательный глагол Подлежащее Смысловой глагол Дополнение Обстоятельства

Примеры

Пример порядка слов в утвердительном предложении.

Вопросительное слово Вспомогательный глагол Подлежащее Смысловой глагол Другие члены предложения
What do you like here?
How often does she see him?
Where did they go for a holiday?

Упражнения

Elementary 

Упражнения на вопросительные предложения

Полезная статья?! Ставьте Like


Like
4

Вы можете написать нам комментарий:

Нашли описку или у вас есть дополнение, напишите нам.

Like this post? Please share to your friends:
  • Word order in questions worksheets present simple
  • Word order in questions worksheets for kids
  • Word order in questions wordwall
  • Word order in questions with do does
  • Word order in questions verb to be