Сообщения без ответов | Активные темы
Непрочитанные сообщения
Автор | Сообщение |
---|---|
Заголовок сообщения: Что такое WORD CLOCK? Добавлено: Вс июл 15, 2007 22:39 |
|
|
Объясните пожалуйста, что такое Word CLock. Я так понимаю, что это генератор опорной частоты. Но зачем??? В моем случае у ЦА/АЦ есть возможность выбора либо R-Bus, либо Internal, либо Word Clock. Если в приборе есть встроенный опорный генератор, то для чего использовать внешний или это скажется на качестве звука? Будет хорошо, если сможете ответить подробнее. Я попытаюсь понять и осмыслить. |
Вернуться наверх | |
Mike |
Заголовок сообщения: Re: Что такое WORD CLOCK? Добавлено: Пн июл 16, 2007 00:06 |
|
Дениска писал(а): Объясните пожалуйста, что такое Word CLock. Я так понимаю, что это генератор опорной частоты. Но зачем??? В моем случае у ЦА/АЦ есть возможность выбора либо R-Bus, либо Internal, либо Word Clock. Если в приборе есть встроенный опорный генератор, то для чего использовать внешний или это скажется на качестве звука? Будет хорошо, если сможете ответить подробнее. Я попытаюсь понять и осмыслить.
В двух словах — Да скажется. И может даже довольно сильно. |
Вернуться наверх |
|
Digitizer |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пн июл 16, 2007 09:56 |
|
Для того, чтобы несколько приборов передавали между собой аудиоданные они должны работать синхронно. Синхронизация может осуществляться различными способами, как по кабелю вместе с передаваемой информацией, так и по отдельному кабелю. Отдельный кабель обычно предпочтительней с точки зрения меньшего джиттера и возможностей беспроблемной синхронизации большого количества приборов. Вообще, если интересно, то нужно почитать на сайте digidesign.com, кажись в разделе white papers статью клоке. Про джиттер можно даже по русски, правда в немного корявом переводе, на ixbt.com в разделе proaudio. |
Вернуться наверх |
|
Дениска |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пн июл 16, 2007 14:11 |
|
Правильно ли я понял, что помимо того, что имеешь в наличии АЦП/ЦАП нужно иметь еще и хороший WORD CLOCK? |
Вернуться наверх | |
Mike |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пн июл 16, 2007 14:38 |
|
Дениска писал(а): Правильно ли я понял, что помимо того, что имеешь в наличии АЦП/ЦАП нужно иметь еще и хороший WORD CLOCK? Не нужно, а желательно. Только внешний клок-генератор штука не дешёвая и глубокого смысла клочить её берингхеровские и им подобые конверторы не имеет, так как лучше эти деньги на действительно хорошие конверторы потратить — толку будет больше, а вот эти хорошие конверторы, уже можно и заклочить от внешнего генератора. |
Вернуться наверх |
|
Дениска |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пн июл 16, 2007 14:55 |
|
Цитата: , так как лучше эти деньги на действительно хорошие конверторы потратить — толку будет больше, а вот эти хорошие конверторы, уже можно и заклочить от внешнего генератора. Но у меня стоит конвертер ROLAND ADA-7000. Стоит ли его клокать допустим биг беном (ну или кем нибудь другим, просто кроме биг бена ничего в нете больше на нашел). |
Вернуться наверх | |
ar.EAL |
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср янв 16, 2008 23:38 |
|
А нужно ли, например, клочить между собой два компа, если они синхронируются по MTC? |
Вернуться наверх | |
Digitizer |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 06:27 |
|
ar.EAL писал(а): А нужно ли, например, клочить между собой два компа, если они синхронируются по MTC? Зависит от поставленных задач, но обычно желательно. |
Вернуться наверх |
|
ar.EAL |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 10:10 |
|
Имеется: Последний раз редактировалось ar.EAL Пт янв 18, 2008 12:32, всего редактировалось 2 раз(а). |
Вернуться наверх | |
AAG |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 12:02 |
||
|
Digitizer писал(а): ……… Если во второй(ведомый) комп информация заводится автономно- например через свой ацп или фрагменты короткие, то проблем не будет и так………. Тогда, если в цифровой пульт по цифре подключить несколько семплеров, общая синхронизация не нужна? |
||
Вернуться наверх |
|
||
Ilya_Prokhorov |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 13:17 |
|
Как раз наоборот |
Вернуться наверх |
|
AAG |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 14:55 |
||
|
Ilya_Prokhorov писал(а): Как раз наоборот Я про Word CLock. Или вообше не понял я |
||
Вернуться наверх |
|
||
Digitizer |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 20:11 |
|
ar.EAL писал(а): Имеется: ПТ мастер, Линкс -ведомый по AES или SC(он его понимает, а вот генерить кажется не может). AES выход линкса можно вернуть тупо в AUX через любую соску ПТ. |
Вернуться наверх |
|
Ilya_Prokhorov |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 20:14 |
|
Когда несколько цифровых устройств обмениваются данными одновременно и в реальном времени они должны быть синхронизированы. Значит либо какое-то устройство должно быть мастером, либо WC. Вопрос о том, будет ли с WC лучше синхронизация, качество звука и т.п.? Или о том, можно ли без него? |
Вернуться наверх |
|
AAG |
Заголовок сообщения: Добавлено: Пт янв 18, 2008 22:14 |
||
|
|||
Вернуться наверх |
|
||
Ilya_Prokhorov |
Заголовок сообщения: Добавлено: Сб янв 19, 2008 12:39 |
|
Можно, но учти следующее … Цитата: Существуют различные варианты подключения аппаратуры для ее синхронизации, но основным и наиболее надежным является подключение всех синхронизируемых устройств к синхронизатору — этот способ называется соединением «звездой», то есть от единого главного управляющего устройства идут независимые сигналы ко всем управляемым устройствам. Иногда применяются и иные способы соединения — например, последовательное соединение, но оно может дать задержку в прохождении управляющего сигнала, что требует дополнительных усилий по компенсации такой задержки, а это снижает надежность работы системы. Цитата: Многие цифровые устройства (например, недорогие приборы обработки) не имеют входа Word Clock, но это не мешает использовать их в цифровых системах. Обычно эти приборы могут брать рабочую частоту со своих цифровых входов (AES/EBU, SPDIF или ADAT), таким образом обеспечивая корректную работу в цифровой цепи. Однако считается, что с точки зрения минимальности привносимого джиттера наилучшим является интерфейс Word Clock, похуже — обычный цифровой вход без звукового сигнала (то есть звук по этому интерфейсу не передается, одни нули), наихудшим решением считается совмещение источника клока с музыкальным сигналом в одном интерфейсе. Поэтому если есть возможность, лучше пользоваться Word Clock, да и проблем с перекоммутацией в таком случае будет заметно меньше. |
Вернуться наверх |
|
AAG |
Заголовок сообщения: Добавлено: Сб янв 19, 2008 14:11 |
||
|
Спасибо, Илья! Digitizer писал(а): …… Если во второй(ведомый) комп информация заводится автономно- например через свой ацп или фрагменты короткие, то проблем не будет и так. …… А поскольку в семплерах у меня нет WC, то вот и подумалось…. |
||
Вернуться наверх |
|
||
zona-x music |
Заголовок сообщения: Re: Что такое WORD CLOCK? Добавлено: Вт окт 16, 2018 10:30 |
||
|
Хорошая тема. |
||
Вернуться наверх |
|
||
Кто сейчас на форуме |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
DM 1000 Версия 2 — Руководство пользователя
WC IN
(BNC)
WC OUT
(BNC)
WC OUT (BNC)
WC IN
(BNC)
WC IN
(BNC)
WC OUT
(BNC)
Wordclock
master
Device A
Wordclock slave
Device B
Wordclock slave
Device C
Wordclock slave
WC OUT
(BNC)
WC IN (BNC)
WC IN (BNC)
WC IN (BNC)
WC IN (BNC)
Wordclock
master
Device A
Wordclock slave
Device B
Wordclock slave
Device D
Wordclock slave
Device C
Wordclock slave
Wordclock
distribution box
46
Подключение и установка
Подключение системы Wordclock
О системе Wordclock
Оборудование для цифровой звукозаписи должно быть синхронизировано при передаче
соответствующих сигналов от одного устройства к другому. Даже если оба устройства
используют идентичные частоты дискретизации, возможно, что цифровые сигналы не
будут правильно переданы или будет слышно искажение или нежелательные щелчки,
если оборудование для цифровой звукозаписи, обрабатывающее каналы в каждом уст-
ройстве, не было синхронизировано друг с другом.
Синхронизирующие импульсы – это сигналы, дающие возможность цифровой звукоза-
писывающей аппаратуре, обрабатывающей каналы, синхронизироваться друг с другом.
В типичной системе цифровой звукозаписи одно устройство работает как ведущего
устройства синхронизирующего импульса, передавая его сигналы, а другие устройства
работают как ведомого (подчиненного) устройства, синхронизируясь с ведущим уст-
ройством.
При цифровом подключении микшера DM1000 к другому оборудованию, необходимо
решить, какое из устройств будет использоваться в качестве ведущего устройства синх-
ронизирующего импульса, и какие устройства будут использоваться как подчиненные,
и соответствующим образом установить все компоненты системы. Микшер DM1000 мо-
жет использоваться либо в качестве ведущего устройства синхронизирующего импульса
и работать на частоте 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц или 96 кГц, либо в качестве подчиненного
устройства к внешнему источнику синхронизирующего импульса.
Подключение системы Wordclock
Для установки синхронизации импульса между микшером DM1000 и внешними
устройствами можно отдельно передать сигналы синхронизирующего импульса через
специальные кабели или использовать информацию тактового генератора, полученную
из подключенной аппаратуры для цифровой звукозаписи.
Коннекторы WORDCLOCK IN и OUT передают и принимают сигналы синхронизирую-
щего импульса независимо от микшера DM1000. Следующие примеры показывают два
способа распространения сигналов синхронизирующего импульса через коннекторы
WORD CLOCK IN и OUT.
• Распределение при шлейфовом соединении
Сигнал синхронизирующего импульса распространяется «шлейфовым способом»: каждое
устройство передает сигнал синхронизирующего импульса с коннектора выхода синхро-
низирующего импульса на аналогичный коннектор входа следующего устройства. Такой
способ распределения не рекомендуется для больших систем.
• Звездообразное распределение
При этом способе специальный блок распределения синхронизирующего импульса используется
для передачи сигналов импульса от ведущего устройства, синхронизирующего импульс, индиви-
дуально каждому подчиненному устройству.
Устройство A
Устройство B
Устройство C
Ведущее устройство
синхронизирующего импульса
Ведущее устройство
синхронизирующего импульса
Распределительный блок
Wordclock
Устройство A
Устройство B
Устройство C
Устройство D
Ведомое устройство
синхронизирующего
импульса
Ведомое устройство
синхронизирующего
импульса
Ведомое устройство
синхронизирующего
импульса
Ведомое устройство
синхронизирующего
импульса
Ведомое устройство
синхронизирующего
импульса
Ведомое устройство
синхронизирующего
импульса
Ведомое устройство
синхронизирующего
импульса
Спрашивают про WordClock. Это замечательно и прекрасно, что люди, занимающиеся прокатом, озадачиваются проблемами звучания, и вникают в тему. Отвечаю.
При переводе аудиосигнала из аналоговой среды в цифровую (посредством импульсно-кодовой модуляции, или PCM) происходит его конвертация, или преобразование. Непрерывная аналоговая синусоида приобретает вид последовательно записанных отдельных (дискретных) значений уровня сигнала (сэмплов). Данный сэмпл также называют «цифровым словом» (Word). Количество сэмплов в секунду называется скоростью сэмплирования, или частотой дискретизации. Максимально возможное количество битов определяет «длину цифрового слова». Наиболее распространенные сейчас – 16 бит, 20 бит и 24 бит. 1 бит отвечает за 6дБ динамического диапазона. Больше битов – больше динамический диапазон. Соответственно, 16 бит = 96дБ, 20 бит = 120дБ, 24 бит = 144дБ.
Но перейдем к частоте дискретизации. Практически любое устройство для цифрового аудио имеет внутри себя тактовый генератор, который задает эту самую частоту для работы всего устройства в целом. Обычно это частоты 44,1кГц и 48кГц, а также их удвоенные значения – 88,2кГц и 96кГц. Первоначальная частота – 44,1кГц была выбрана согласно правилу Найквиста – «скорость сэмплирования определяет верхнюю границу диапазона в соотношении 2,2х1.» Следовательно, для воспроизведения аудио 20кГц необходима скорость сэмплирования, или частота дискретизации, как минимум 44кГц. Соотвественно, если прибор работает на частоте 96кГц, то он обеспечивает верхнюю границу частотного диапазона 43.6кГц. В звукоусилении подобные требования представляются чересчур избыточными.
Проблема появляется при соединении двух и более цифровых устройств. Например, цифровой пульт, внешний ревербератор, подключенный по AES, и контроллер АС, на который сигнал также приходит в цифровом виде. Мало, чтобы у них были одинаковые параметры, например 24бит/48кГц. Необходимо, чтобы их внутренние процессоры получали тактовые импульсы одновременно. Иначе сигнал с пульта, идущий на ревербератор, будет смещен по времени относительно тактового генератора внутри ревера, затем этот смещенный сигнал идет обратно на пульт, затем вся эта каша отправляется на процессор для АС, где совершенно своя история с началом сэмплов. В итоге саунд будет очень далек от ожидаемого.
Решение у этой проблемы довольно простое – необходимо установить для всех цифровых устройств единое время (Clock) для отсчета «цифровых слов» (Word). Например, если имеется несколько цифровых устройств в цепочке, можно один сделать главным (Master), остальные будут подчиненными (Slave), и генератор Мастера будет определять начало отсчета сэмплов для всех устройств. Способ получения устройством внешнего WordClock выбирается на самом устройстве.
Он может приходить на девайс как по отдельному кабелю, так и по первому каналу AES вместе с аудио. Во втором случае устройство выделяет из приходящего сигнала тактовую частоту и просто синхронизирует внутренний генератор с приходящим сигналом.
Это, самое очевидное и простое решение, имеет серьезный минус – качество внутреннего генератора. Самое важное в WordClock – его стабильность. Для любого отдельного устройства стабильность внутреннего генератора не самое важное, важнее качество конвертеров, алгоритмы и т.п. И прибор сам по себе работает великолепно, стабильности генератора для этого достаточно. Но, когда он становится частью системы, эта достаточность превращается в проблему. Решение – внешний WordClock генератор. И здесь опять – стабильность – единственный фактор в качестве прибора. Потому как стабильность внешнего генератора отвечает за звучание системы. Это парадокс цифрового аудио, когда устройство, не имеющее непосредственно к аудиосигналу никакого отношения, определяет его качество. Хотя, почему парадокс? В аналоговом аудио качество напряжения тоже не последний фактор для звучания аудиосистемы.
Среди WordClock генераторов успешно себя зарекомендовала немецкая контора Rosendahl. Их прибор NanoClocks пока что наиболее почитаем в про-аудио среде.
Биг Бен от Апогея тоже называется WC generator, но это какое то другое WC.
Вот так, коротенько.
From Wikipedia, the free encyclopedia
In digital audio electronics, a word clock or wordclock (sometimes sample clock, which can have a broader meaning)[further explanation needed] is a clock signal used to synchronise other devices, such as digital audio tape machines and compact disc players, which interconnect via digital audio signals. Word clock is so named because it clocks each audio sample. Samples are represented in data words.
S/PDIF, AES/EBU, MADI, ADAT, and TDIF are some of the formats that use a word clock. Various audio over Ethernet systems use communication protocols to distribute word clock. The device which generates the word clock is the clock source for all the other audio devices.
Comparison to timecode[edit]
Word clock should not be confused with timecode; word clock is used entirely to keep a perfectly timed and constant bitrate to avoid timing errors that can cause data transmission errors. Timecode is metadata about the media data being transmitted. Time code can be used as an initial phase reference for jam sync using the word clock as the frequency reference.
Over coax cable[edit]
Professional digital audio equipment may have a word clock input or output to synchronize timing between multiple devices. Although the electrical characteristics of the word clock signal have not been completely standardized, some characteristics should always apply. Items that should remain consistent are TTL level, a 75ohm output impedance, 75ohm cables and a 75ohm terminating resistor at the end of a chain or cable.
Proper termination of the word clock signal with a 75ohm resistor is important. It prevents the clock signal from reflecting back into the cable and causing false detection of extra 1’s and 0’s. Some digital equipment includes a switchable terminator, some include a hardwired terminator and others have no terminator at all. An unfortunate aspect is that some equipment manuals do not indicate whether a hardwired terminator is included.[1]
A chain connection from the source through the receivers may increase jitter. Using clock distributing devices for parallel transmission is a better method. The length and quality of coaxial cables are important.
Over AES3[edit]
The AES11 standard defines a means for carrying a word clock over an AES3 connection. In this context, the word clock is known as a Digital Audio Reference Signal (DARS).
In annex B, the AES11 standard also describes common practice in transmitting and receiving a plain word clock signal. This is not an attempt to standardize it, the annex is informative only.
See also[edit]
- Phase-locked loop
References[edit]
- ^ Section 9.1.3 of Ardour manual
После того, как положение установлено, следующим существенным фактором для синхронизации является скорость воспроизведения. Чтобы два устройства оставались синхронными после начала воспроизведения с одной и той же позиции, они должны работать на одной и той же скорости. Таким образом, должен использоваться один опорный сигнал задания скорости, и устройства в системе должны следовать этому сигналу. В случае цифрового звука скорость определяется тактовой частотой звука. Для видео скорость определяется видеосинхронизацией.
Аудио синхронизация
Сигналы звуковой синхронизации имеют скорость, определяемую частотой дискретизации, которая используется цифровыми аудио устройствами и может передаваться несколькими способами:
- Word clock
-
Word clock является выделенным сигналом с текущей частотой дискретизации, который передаётся между устройствами посредством BNC коаксиальных кабелей. Из всех возможных способов синхронизации звука этот является наиболее простым в подключении и использовании.
- AES/SPDIF цифровое аудио
-
Сигналы звуковой синхронизации содержатся в цифровых аудио сигналах формата AES и SPDIF. Эти источники синхросигналов могут использоваться в качестве опорных. Предпочтительно, чтобы сигнал сам по себе не содержал никакой аудио информации, но при необходимости могут использоваться любые источники цифрового аудио.
- ADAT оптика
-
Оптический ADAT — это восьмиканальный цифровой аудио протокол, разработанный фирмой Alesis. Он также содержит сигналы синхронизации, которые могут использоваться в качестве опорных. Сигнал передаётся между устройствами по оптическим кабелям.
Примечание
Не путайте аудио синхронизацию, встроенную в оптический протокол, с синхронизацией ADAT (ADAT Sync), которая содержит таймкод и сигналы управления устройством и работает через отдельные DIN-соединения.
Видео синхронизация
Сигналы видео синхронизации передаются между устройствами при помощи BNC-соединений и имеют частоту кадров, соответствующую видеоустройству.
Существует два типа сигналов видео синхронизации:
-
двухуровневые (также известные как black burst)
-
трёхуровневые (используются для HD видео)
Осложнения возникают, кода видеоустройство используется в качестве опорного по скорости. Сигнал видео синхронизации должен быть сконвертирован в сигнал аудио синхронизации, чтобы аудио устройства работали на корректной скорости. Этого можно добиться следующим образом:
-
С использованием выделенного синхронизатора, например, Steinberg SyncStation.
Выделенный синхронизатор может принять сигнал видео синхронизации (наравне с другими) и сгенерировать либо Word clock, либо AES/SPDIF сигналы, которые можно использовать для синхронизации аудио.
-
Использовать единый источник синхронизации (house sync).
Мастер генератор, например, Rosendahl Nanosync HD может одновременно генерировать видео и аудио синхросигналы от одного источника. Это гарантирует, что видео и аудио устройства, подключённые к синхронизатору, будут работать с одной скоростью.
Примечание
Некоторые звуковые карты и интерфейсы могут принимать сигналы видео синхронизации в качестве опорных для аудио синхронизации, выполняя, таким образом, функции выделенного синхронизатора.
Важно
Следите, чтобы частота кадров поступающей видео синхронизации совпадала с частотой кадров проекта Nuendo.
MIDI синхронизация
MIDI синхронизация — это сигнал, который использует данные позиции и тайминга, основанные на музыкальных тактах и долях, для определения положения и скорости (темпа). Он может выполнять функцию опорного сигнала по позиции и скорости для других MIDI устройств. Программа Nuendo поддерживает отправку MIDI синхронизации на внешние устройства, но не может быть ведомой по входящей MIDI синхронизации.
Важно
MIDI синхронизация не может быть использована для синхронизации цифрового звука. Она используется только для синхронизации воспроизведения MIDI устройств по отношению друг к другу. Программа Nuendo не может быть ведомой по MIDI синхронизации.