Высшая геодезия в excel


Добро пожаловать!

Войдите или зарегистрируйтесь сейчас!

Войти

Страница 2 из 12


  1. Lex K-G

    Форумчанин

    Регистрация:
    4 июл 2012
    Сообщения:
    1.492
    Симпатии:
    1.082
    Адрес:

    οἰκουμένη

    Попробовал на ноуте — окно не помещается в экран. Функция «распахнуть» залочена. Ну ладно, все понятно — писалось под другое соотношение сторон.Раньше работало, а теперь — это проблемы винды. Как доберусь до человечьего компа — попробую обязательно на большом экране! Спасибо!

    #21


  2. Леонов Михаил

    Форумчанин

    Регистрация:
    25 май 2010
    Сообщения:
    168
    Симпатии:
    5

    не за что , а сам сейчас где?

    #22


  3. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк

    Калькулятор для различной манипуляции с углами.
    Вычисляет Сумму, Разность, Обратный угол, Средний из n…. измерений (из энного количества углов).
    Как всегда небольшая справка в примечании ячейки А1.

    Вложения:

    #23


  4. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк

    По просьбе человека из «МосТрансГаза» давно уже создал шаблон для обработки результатов наблюдений за вертикальностью вертикальных сооружений (мачта или башня).
    Выполнена в 2003 году, под методику применяемую в «МосТрансГазе», как я понимаю действующей до настоящего времени. Встречал неоднократно этого человека, рассказывал, что объездил всю Россию и успешно это применяет.

    Вложения:

    #24


    мирось, Shih и Lex K-G нравится это.


  5. Nikonte

    Форумчанин

    Регистрация:
    2 дек 2012
    Сообщения:
    469
    Симпатии:
    144

    Товарищи. Никто не сталкивался с решением прямой и обратной геодезической задачи на большие расстояния (тысячи километров)?
    В книгах по высшей геодезии предложено несколько алгоритмов для вычислений. Естественно вычисления производятся с геодезическими широтой и долготой.
    Случаем ни у кого нет решения в Excel ? Или брать учебник и пробовать набивать формулы?

    #25


  6. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк

    Не понятно для чего, какая нужна точность, на плоскости или сфере?
    Видимость в теодолит несколько десятков км, а 1 секунда по радиусу Земли =около 30м.

    #26


  7. Nikonte

    Форумчанин

    Регистрация:
    2 дек 2012
    Сообщения:
    469
    Симпатии:
    144

    На самом деле, иногда такие задачи возникают. Например, читал в журнале Геодезия и Картография статью от лица геодезиста (миигаик) периода Великой Отечественной войны. Ему было поручено определить координаты точки «А» астрономическими методами и закрепить на местности колышек в направлении на точку с известными координатами которая находится в США. Как выяснилось это было нужно для какой-то радиосвязи (если не ошибаюсь)…
    У меня не производственная задача. Я просто эксперементирую с пересчетом координат. Точность нужна до сотой секунды (до 3м)…Однако имея точные формулы,
    сегодня нет проблемы в вычислениях. Я о том, что раньше точность ограничивалась знаками логарифомов, когда считали по таблицам.
    Наверняка такие задачи решаются в каких то коммерческих программах. ..но я не хочу покупать дорогие программы, все решаемо в старом добром Excel.

    #27


  8. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк


  9. Nikonte

    Форумчанин

    Регистрация:
    2 дек 2012
    Сообщения:
    469
    Симпатии:
    144

    спасибо за помощь. Среди этих программ не нашел то, что нужно, так что вопрос пока открытый.
    может кто посоветует какие формулы лучше применять, если сталкивался с решением.

    #29


  10. wolodya

    Форумчанин

    Регистрация:
    1 янв 2009
    Сообщения:
    6.198
    Симпатии:
    2.266
    Адрес:

    Москва

    http://planetcalc.ru/722/ Может это то что вам надо? Правда точность не очень.

    #30


  11. Nikonte

    Форумчанин

    Регистрация:
    2 дек 2012
    Сообщения:
    469
    Симпатии:
    144

    спасибо. Судя по описанию это то что я ищу. Там точность снизу регулируется.
    Поэксперементирую, и станет ясно удовлетворительно ли считает программа::smile24.gif::

    #31


  12. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк

    Калькулятор вывода формул перевычисления координат на плоскости, с последующим их переводом из одной системы в другую и обратно. Пока ещё востребовано у проектировщиков и геодезистов.

    Вложения:

    #32


    мирось и Lex K-G нравится это.


  13. stout

    Форумчанин

    Давным-давно у австралийцев скачивал Vicenty’s Equations

    Вложения:

    #33


  14. Pedro

    Форумчанин

    Здравствуйте!!! Нужна помощь в сумммиривании угов(градусы мин.сек) ,для ведомости угов поворота,если есть у кого поделитесь!

    #34


  15. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк

    Повторно (см. выше) выкладываю «Калькулятор для суммирования и других операций с углами». Немного подправил функции т. к. заметил, что закрался шанс ошибки (в случаях когда секунды =00)
    При желании можно самостоятельно воспользоваться функциями «SU» и «SU_2».

    Вложения:

    #35


    мирось и Lex K-G нравится это.


  16. Pedro

    Форумчанин

    Спасибо!!!!! но мне надо в ведомости углов поворота,я не могу прописать формулу ,можете посмотреть файл и прописать формулу ,суммирование и деление углов!!!
    Заранее спасибо!!!

    Вложения:

    #36


  17. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк

    Подработал Вашу ведомость (см. красным цветом, +структура).
    Сделал сумму углов поворотов, вычисление дирекционных углов, расстояний, элементов кривых и т.п.
    При использовании другого числа углов можно воспользоваться удалением или добавлением строк и автокопированием формул (только сразу по две строки-ячейки, пустую и с формулой).
    Возможно пригодится «ЭТО» на 1 странице.
    Что такое «деление углов!!!» я не понял.
    Устраивает, понятно?

    Вложения:

    #37


    мирось и Lex K-G нравится это.


  18. Pedro

    Форумчанин


  19. kub13

    Форумчанин

    Регистрация:
    3 сен 2009
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    140
    Адрес:

    Липецк

    Видимо отключены макросы. Для включения в MS Excel необходимо в меню / Сервис /Макрос / Безопасность… / выбрать средний уровень безопасность. Далее после открытия книги в окне на «Предупреждение системы безопасности» нажать на кнопку «Не отключать макросы». Далее всё должно заработать.
    Если используете Excel 2007 и выше в верхней части документа есть предупреждение о макросах, надо нажатием, по-моему «разрешить». Также можно настроить в параметрах.

    Конечно на листе «сумма+ДУ» там я сделал максимум изменений.

    Теперь понятно.
    Сумму углов надо преобразовать в ГГГ.ддд или радианы, разделить, а попом преобразовать обратно. Постараюсь сделать, потом выложу.

    #39


  20. Pedro

    Форумчанин

    С макросами разобрался,подскажите теперь как мне правильно заменять цифры?

    #40

Страница 2 из 12

Поделиться этой страницей

Цель настоящей статьи – обмен опытом преподавания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Рассматриваются решения профессиональных задач в Excel для специальности «Земельно-имущественные отношения» в системе СПО, второй курс обучения.

Настоящая методическая разработка состоит из презентации к уроку (Презентация) и двух приложений: технологическая карта урока (Приложение 1), методические указания к работе, выходной анкета обучающегося, бланк отчета, критерии оценки работы (Приложение 2).
Тема занятия – «Решение профессиональных задач в Excel: прямая и обратная геодезические задачи».

Из курса геодезии обучающимся известны алгоритмы решений прямой и обратной геодезической задач: по этой теме они сдавали расчетную работу, выполненную с помощью калькулятора.

Основная образовательная цель занятия – познакомиться с технологией решения в Excel основой прямой геодезической задачи и самостоятельно создать программу для решения обратной задачи.

Занятие – два спаренных урока. Первая половина занятия посвящена повторению материала по геодезии и информатике, а также разбору примера решения прямой геодезической задачи, выполненной самостоятельно двумя студентами при подготовке к уроку. Вторая половина занятия – выполнение практической работы по описанию каждым обучающимся, анализ результатов работы, формулировка выводов.
Вид занятия – практическая работа с элементами развивающего урока.

Под развивающим обучением понимается активно-деятельностный подход обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. В технологии развивающего обучения обучающемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

Используются следующие приемы развивающего урока: проблемные вопросы, востребованность опыта учащихся, выполнение исследовательского задания, решение практической задачи.

Занятие готовится при активном участии лучших студентов группы. Под руководством преподавателя была проведена серьезная подготовка к уроку:

  • создана программа для решения прямой геодезической задачи, начиная от формулировки задания до обработки 5 вариантов типовой задачи;
  • подготовлен краткий устный доклад об основных этапах написания программы и ее тестировании;
  • подготовлены иллюстрации для презентации к уроку и краткий устный доклад по основным терминам геодезии.

Презентация является стержнем занятия: занятие построено на обсуждении материала слайдов; большой объем материала обрабатывается с помощью презентации быстро и эффективно.

Материал для повторения включает в себя основные термины по геодезии, формулировки геодезических задач, математическую модель прямой задачи, а также этапы решения задач с помощью ЭВМ.

Новый материал включает в себя решение прямой геодезической задачи в Excel от разработки структуры шапки таблицы до демонстрации действующей программы.

Для поддержания активности студентов и темпа урока преподаватель использует различные проблемные и контрольные вопросы, на долгих паузах предлагает несколько вариантов ответа, постоянно опирается на востребованные знания обучающихся по геодезии, информатики и ИКТ.

Наглядные успехи сверстников в создании сложной электронной таблицы являются мощным рычагом для саморегуляции остальных обучающихся.

Перед обучающимися ставится задача (слайды 11-13) – создать программу для решения обратной геодезической задачи. Задача решается поэтапно, ее решение — четыре взаимосвязанные электронные таблицы.

Преподаватель демонстрирует работу действующей программы. Затем обучающимся выдаются методические указания в электронном виде (файл МУ).

Преподаватель объясняет, как работать с методическими указаниями.

В методических указаниях для каждой таблицы дана структура в виде шапки таблицы, вид формул для ввода. От обучающихся требуется создать и отформатировать шапку таблицы, ввести в первую строку все формулы, протестировать формулы при известных исходных данных и результатах вычисления (оперативное тестирование); выполнить копирование формул. При необходимости исправить ошибки и еще раз протестировать. Результаты на каждом этапе рекомендуется предъявлять преподавателю.

На экране монитора у обучающегося два окна рядом: окно с методическими указаниями и окно Excel.

Преподаватель объясняет, где разместить результаты работы в электронном виде. По окончании работы обучающемуся следует заполнить выходную анкету и бланк отчета о проделанной работе. Все файлы (практическая работа, анкета и отчет) размещаются в папке с именем обучающегося, которая сбрасывается в Общую папку для преподавателя, а также копируются на флэшку обучающегося.
Преподаватель озвучивает критерии оценки работы:

  • «Удовлетворительно»: созданы все таблицы, протестированы, имеются 1-2 недочета, форматирование выполнено минимально (в виде границ). Отчет по работе не представлен. Анкета заполнена.
  • «Хорошо»: все таблицы созданы и протестированы; форматирование минимально
    (в виде границ). Отчет по работе представлен. Анкета заполнена.
  • «Отлично»: все таблицы созданы и протестированы; форматировано выполнено полностью и подчеркивает логическую структуру таблицы. Отчет по работе представлен. Анкета заполнена.

Преподаватель напоминает, что практическая работа прекращается за 15 минут до звонка.

Обучающиеся приступают к практической работе.

Преподаватель контролирует ход выполнения работ, следит за его темпом, по мере необходимости консультирует обучающихся и выставляет предварительную оценку, создает для себя банк типовых ошибок обучающихся.

За 15 минут до окончания занятия практическая работа прекращается, преподаватель выдает домашнее задание (слайд № 13) и делает обзор общих ошибок, сообщает предварительные оценки, напоминает, что отчет по работе и выходную анкету следует сдать за один день до следующего занятия.

Окончательная оценка выставляется на следующем занятии.

На следующем занятии 15 минут отводится на подведение итогов. По слайдам № 14-17 еще раз озвучиваются названия использованных функций, и основных операций (слайды 18-21).  На этом изучение темы Excel заканчивается. Оценки выставляются в журнал.

Анализ выходных анкет позволил сделать следующие выводы:

    • Интегративные задания (геодезия-информатика) изменили характер повторения и объяснения нового материала: обычное изложение уступило место диалогу преподаватель — студенты, перевело обсуждение проблемы на новый уровень – «на равных», что привело к дальнейшей активной работе обучающихся и их высокой самооценке.
    • Были достигнуты цели: образовательные и развивающие (все успешно выполнили практическую работу, оформили отчет, сделали самоанализ и самооценку, активно участвовали в обсуждении), воспитывающие (обучающиеся активно сотрудничали в паре и с преподавателем, проявили себя как ответственные и вдумчивые работники). Большая гордость за студентов, участвовавших в подготовке урока.
    • Использованные дидактические материалы: презентация, программы-образцы, методические указания, – позволили провести урок эффективно. Проработан большой объем материала по геодезии и информатике, выполнена практическая работа в Excel. Технические средства: видеопроектор и компьютерная сеть — обеспечили наглядность материала в ходе его изложения и обсуждения, а также скорость обработки результатов в электронном виде (заполнение анкет и бланка отчета), обеспечили возможность копирования файлов для окончательной доработки темы дома.
    • Использование наряду с классической практической работой элементов развивающего обучения позволило повысить активность обучающихся и их интерес к программе Excel, дисциплине в целом, к профессии.
    • Домашнее задание было выполнено, некоторые обучающиеся выполнили его во время практической работы.
    • Применяется дифференцированный подход в обучении. Предоставление права выбора работы в паре дает слабым студентам чувство уверенности и возможность подтянуться до нужного уровня. Обучающимся дается возможность повысить оценку путем усовершенствования программы.
    • Применяются
      1. приемы, направленные на выработку понятий и определений;
      2. приемы, направленные на поиск сходства и различия с явлениями, изученными ранее;
      3. поэтапная постановка проблем, обсуждение и формулировка выводов;
      4. анализ и поиск ошибок, меры предупреждения ошибок;
      5. демонстрация действующих программ как главное средство для саморегуляции обучающихся.
Архив работ
От Авторов
Контакты
Гостевая
Анекдоты
МИИГАиК
Нормативная база
ГИС и САПР
НАШ ОТВЕТ ПРИЗЫВУ!!!
Наш опрос

ВЫСШАЯ ГЕОДЕЗИЯ

• Вычисление прямоугольных координат Гауса-Крюгера по геодезическим координатам и обратно (на вечернем 5 курс у Конопихина)

• Предварительные вычисления в триангуляции (пример)

• Уравнивание триангуляции коррелатным способом (пример)

• Уравнивание триангуляции параметрическим способом (пример)

• Схема сети для трёх работ, указанных выше

• Вычисление нормальных и динамических высот (Excel)

• Редуцирование треугольника триангуляции I класса (Excel)

• Линейная пространственная засечка (Excel)

• Линейная пространственная засечка от Ivan Buhailo (Mathcad)

• Вычисление длин дуг меридиана и параллели (Excel)

• Определение внутренних элементов ориентирования референцной системы.

• Решение сферического треугольника по теореме Лежандра и способом аддитаментов (Excel)

• Лабораторные работы по ВГ (Word) (прислано: Костян) из письма

*Приведённые в данном разделе работы могут некорректно работать с некоторыми вариантами заданий, ни авторы сайта, ни создатели файлов не берут на себя ответственности за неправильные результаты вычислений.


S-Library

ПРИСЫЛАЙТЕ НАМ СВОИ МАТЕРИАЛЫ

Присылайте нам свои материалы и работы для размещения их на S-Library

zvezdochiot

размещено: 17 Июля 2022
обновлено: 10 Января 2023

Таблицы MS Excel для преобразования координат.

Электронные таблицы MS Excel для геодезии

Таблицы:
* [cad] — генерация скрипта для визуализации каталогов координат в CAD.
— catalog_to_cad_script.xls

* [circle] — нахождение центра и радиуса окружности или эллипса.
— circle3p.xls
— iters-circle.xls
— ols-circle.xls
— ols-ellips.xls

* [conformaltrans] — конформное преобразование координат: 1-5 степени и Гельмерта.
— conformaltrans1p.xls
— conformaltrans2p.xls
— conformaltrans3p.xls
— conformaltrans4p.xls
— conformaltrans5p.xls
— helmert3d.xls

* [ellipsoid] — преобразование Гаусса-Крюгера и геоцентрика.
— common_ellipsoids.xls
— gauss-kruger.xls
— geocentric.xls

* [gnu-gama] — «превращение» измерений в GKF (GNU Gama files).
— job_to_gkf.xls

* [plane] — обработка геодезической съемки фасада и плоскостей
— distance_to_plane.xls
— ols-one-sys.xls
— tricolor-interp-pts.xls
— xyhtoplane.xls

* [tunnel] — отслеживание туннеля.
— naklon-semka-simple.xls
— naklon-semka.xls
— ols-tonnel.xls

* DDMMSS-DD.xls — преобразование DDMMSS в DD.DDDD.
* ols-fixed-points.xls — решение МНК с фиксированными точками.
* ols-orientir.xls — прямая геодезическая засечка (по дирекционным углам).

Во многих таблицах применён МНК (OLS) и вспомогательная Гауссова нормализация.

GIT: https://github.com/Geo-Linux-Calculations/geodesy-msexcel-ols

Таблицы MS Excel для преобразования координат1

zip

0.67 МБ

СКАЧАТЬ

Для проведения вычислений можно использовать

вычислительные возможности программы Microsoft Excel.

Рассмотрим решение тестового примера по расчету углов треугольника с помощью программы MS Excel. Предположим, что

координаты вершин треугольника заданы в ячейках: x1®A2, y1®B2, x2®C2, y2®D2, x3®E2, y3®F2 (ячейки первой строки могут быть заполнены поясняющими подписями). Если запланировать ячейку G2, например, под хранение длины стороны AB, то в нее необходимо записать формулу:

=КОРЕНЬ((A2-C2)*(A2-C2)+(B2-D2)*(B2-D2)).

Здесь используется функция вычисления квадратного корня,

конструкция (A2-C2)*(A2-C2) соотвествует возведению в квадрат выражения в скобках (можно было бы так же использовать

конструкцию (A2-C2)^2). Для сторон BC и AC следует поступить

аналогично, выделив, например, под них ячейки H2 и I2.

Для вычисления величины угла А в ячейку J2 необходимо поместить формулу:

=(180/ПИ())*ACOS((G2*G2+I2*I2-H2*H2)/(2*G2*I2)).

Здесь ACOS обозначает вычисление функции арккосинус,

G2*G2 – возведение в квадрат, конструкция ПИ() возвращает значение математической константы p, множитель 180/ПИ() используется для превода в градусы величины полученной в радианах. Без этого множителя будет вычислена радианная мера

угла. Для перевода из градусов в радианы необходимо использовать множитель ПИ()/180.

Для вычисления величин углов B и C используем ячейки K2 и L2, поместив в них соотвествующие формулы, аналогичные последней.

Таким образом в ячейках J2, K2 и L2 будем иметь величины искомых углов в градусах и долях. Для проверки расчетов в ячейку

М2 следует поместить формулу: =СУММ(J2:L2). Она будет вычислять сумму углов треугольника, которая, как известно, должна

быть равна 180 градусам.

Для представления их в градусах – минутах – секундах и долях необходимо выполнить дополнительные вычисления.

Отведем для градусов угла А ячейку N2, для минут – O2, для секунд и долей — P2. Для получения градусов необходимо отбросить у

величины, хранящейся в ячейке J2 дробную часть. Это можно сделать помещением в N2 формулы: =ОКРВНИЗ(J2;1). Для получения минут в ячейку O2 поместим формулу:

=ОКРВНИЗ((J2-N2)*60;1).

Для получения секунд с долями в P2 поместим формулу:

=(J2-(N2+O2/60))*3600.

Для углов B и C необходимо поступать аналогично, выбрав для них по три ячейки, например, R2, S2, T2 и V2, W2, X2. Расчет

дает для углов А, В и С:

Угол A Угол B Угол C
град мин сек град мин сек град мин сек
    11,2     10,1     38,6

Расчет неприступного расстояния

Рассмотрим решение тестового примера по расчету расстояния

до неприступной точки с помощью программы MS Excel.

Спланируем оформление вычислений так, что в ячейках A1-J1 разместим подписи к столбцам. В A2 поместим номер набора

данных, которые позволят получить одну величину неприступного

расстояния. В ячейке B2 будем задавать базис, в C2 и D2 разместим

градусы и минуты угла d. В ячейку Е2 поместим формулу

=C2+D2/60. Она будет содержать угол d в градусах с долями.

Ячейки F2, G2 и H2 будут содержать ту же информацию, но для угла

b, т.е. в H2 будет содержаться величина этого угла в градусах с долями (=F2+G2/60). По значениям, содержащимся в B2, E2 и H2 можно вычислить искомую величину неприступного расстояния с помощью формулы, помещенной в I2:

=B2*SIN(H2*ПИ()/180)/SIN((180-E2-H2)*ПИ()/180).

В этой формуле множитель ПИ()/180 служит для перевода градусов с долями в радианы. Таким образом, в ячейке I2 будет

находиться величина неприступного расстояния для первого набора

данных.

После этого описанные выше аналогичные действия произ- ведем с ячейкам третьей, четвертой и пятой строки, в результате че- го в ячейках I2-I5 получим четыре значения неприступного расстоя- ния. Последнее вычислительное действие, которое необходимо вы- полнить – это помещение в ячейку J2 формулы для вычисления среднего значения: =СУММ(I2:I5)/4. И, наконец, выполним объ- единение ячеек J2-J5. Для этого выделим с помощью мыши назван- ные ячейки, а затем выполним следующую последовательность дей- ствий: пункт главного меню Формат / Ячейки / вкладка Выравни- вание / по горизонтали – по центру / по вертикали – по центру / флажок объединение ячеек / кнопка Ок.

Для исходных данных тестового примера получаются следующие результаты:

A B C D E F G H I J
AC d,г d,м d b,г b,м b AB Среднее
  225,78     81,23     54,62 264,27456  
 
264,29
  227,38     88,92     49,92 264,29168
  193,48     87,42     55,48 264,28703
  241,19     89,82     47,72 264,29073


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил…

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах…

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют…

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности.
1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности.
1.1. Международная безопасность (глобальная и…

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены:
1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания…

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ  
Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Высчитать сумму без ндс в excel
  • Высчитать разницу между датами excel
  • Высчитать рабочие дни от даты до даты в excel
  • Высчитать количество месяцев между датами в excel
  • Выступ в тексте ms word это