Вычисления в excel конспект урока

Государственное
автономное учреждение дополнительного профессионального

образования
Смоленский областной институт развития образования

Кафедра психолого-педагогического проектирования

Конспект
лекций:

«Вычисление
формул»

Автор-составитель: 

С.В. Гаврыш,  ст. преподаватель

Смоленск 

                                                                                                          2016
                                      

Вычисление формул

В Excel используется два режима вычислений:
Автоматически и Вручную.

Режим Автоматически устанавливается по
умолчанию. В этом режиме вычисление формулы происходит сразу же, после фиксации
ее ввода (нажатия клавиши Enter). Когда в формулу вносятся изменения,
Excel сразу же пересчитывает те формулы, которые зависят от новых или
измененных данных.

В режиме Вручную Excel производит
пересчет только формул, в которые внесены изменения (ввод данных,
редактирование формул), а также связанных с ними формул. При наличии таких
формул на рабочем листе Excel отображает команду Вычислить в строке
состояния. Чтобы произвести вычисление формулы необходимо: нажать клавишу F9
(пересчитываются измененные и связанные с ними формулы во всех открытых
книгах); нажать комбинацию клавиш Shift+F9 (вычисляются

формулы только на
активном рабочем листе).

Ошибки в формулах

В таблице ниже представлены типичные
ошибочные значения, которые могут появиться в ячейке, содержащей формулу.
Ячейка с ошибочным значением может повлиять на другие ячейки, в которых
находятся зависимые от этой ячейки формулы.

Ошибочное значение

Пояснение

Пояснения

# #
# # #

Ширина
столбца недостаточна

1.  Увеличить ширину столбца вручную.

2.  Установить            автоматический
        подбор         ширины

столбца 

#
ЗНАЧ!

Недопустимый
тип аргумента

Ссылка
в формуле на текстовое значение вместо числа или логического значения.

#
ДЕЛ/0!

Деление
числа на нуль

Ссылка на пустую ячейку
или ячейку, содержащую 0 в качестве делителя.

 # ССЫЛКА!

Недопустимая
ссылка на ячейку или диапазон

Отсутствует
ячейка или диапазон, на который ссылается формула

В каждую ячейку можно ввести метку, представляющую
собой набор символов, начинающийся с буквы, значение или формулу.

Правила написания формул в Excel:

              
два символа операций не должны стоять вместе;

              
каждая открывающая круглая скобка должна иметь парную ей
закрывающую скобку (Excel не позволит зафиксировать ввод формулы в ячейку при
отсутствии парной скобки);

              
в формуле рекомендуется использовать ссылку на ячейку в качестве
переменной величины вместо конкретного значения;

              
формула не может содержать более, чем 1024 символа, формулы можно
разбить на множество более простых (принцип суперпозиции).

Алгоритм 1. Ввод простой формулы

Следующая простая
формула служит для умножения 135 на 1%.

           
=135*0,01

Для ввода простой
формулы необходимо выполнить следующее.

1.                 
Выделить (активизировать) ячейку A3, для ввода
формулы.

2.                 
Ввести символ “=” и символы формулы (нуль целых при вводе
можно опустить). Обратите внимание, в левой части строки состояния отображается
слово Ввод. Вводимые символы одновременно появляются в ячейке А3 и
в строке формул.

3.                 
Зафиксировать ручной ввод формулы – нажать клавишу Enter. Результат
выполнения формулы 1,35 отображается в ячейке А3. В левой части строки
состояния отображается слово Готово.

4.                 
Формула отобразится в строке формул, когда соответствующая ячейка
будет активна.

5.                 
Вместо        формулы    можно         ввести         в        ячейку
          константу

(непосредственно
значение 1,35).

Следуя приведенным в алгоритме 1
инструкциям, введите простые формулы, приведенные ниже в таблице:

№ п/п

Активная
ячейка

Формула

Действие

1

В3

=12,5^3

Возводит
число 12,5 в куб

2

С3

=14,5*123

Умножает
числа 14,5 и 123

Алгоритм 2. Ввод формулы, содержащей ссылки

Чтобы создать ссылку на ячейку, ее необходимо
выделить, щелкнув мышкой (указать ссылку на ячейку). Ссылки на ячейки и
диапазоны ячеек не следует задавать вручную. Это позволяет избежать ошибок при
ручном вводе формулы.

Следующая формула
складывает значения ячеек А3 и В3

        = A3 + B3

Чтобы ввести в ячейке D3 формулу = A3
+ B3
, необходимо выполнить следующие действия.

1.                 
Выделить ячейку D3.

2.                 
Ввести символ “=”. В строке состояния отображается слово Ввод.

3.                 
Навести курсор мыши на ячейку A3 и щелкнуть мышкой. Вокруг
ячейки A3 появится рамка. Ссылка на ячейку A3 появится в
выражении в ячейке D3 и в строке формул. Слово Ввод заменится на
слово Укажите.

4.                 
Ввести символ “+” (плюс), чтобы сообщить программе о действии,
которое нужно выполнить с содержимым ячейки A3. В строке состояния снова
появится слово Ввод.

5.                 
Навести курсор мыши на ячейку В3 и щелкнуть мышью. Вокруг
ячейки В3 появится рамка. Ссылка на ячейку В3 появится в
выражении в ячейке D3 и в строке формул.

6.                 
Закончив ввод формулы, нажать клавишу Enter или навести
курсор мыши на значок с изображением “галочки” (расположен рядом со строкой
формул) и щелкнуть на нем.

7.                 
Результат выполнения вычислений по формуле отобразится в ячейке D3,
а в строке состояния — слово Готово.

8.                 
Формула отобразится в строке формул, когда ячейка D3 будет
активна.

Следуя инструкциям алгоритма 2, введите формулы,
приведенные в таблице.

п/п

Активная
ячейка

Формула

Действие

1

А4

=(С3-В3)/(А3-,1)

Вычитает
значение ячейки В3 из значения ячейки С3, а затем делит результат вычисления
на разность значений ячейки А3 и 0,1.

2

В4

=А3

Возвращает
значение, которое содержится в ячейке А3.

3

С4

=В3=С3

Сравнивает
значения ячеек В3 и С3 с использованием оператора “=”. Формула возвращает
значение ИСТИНА, если значения обеих ячеек равны, и ЛОЖЬ – в противном
случае.

4

Лист2!А4

=Обработка_данных!А4

Выделите
ячейку А4 на Листе2 и введите формулу, указав мышкой на ячейку А4 на листе Обработка
дан
ных. Формула возвращает значение, которое содержится на листе Обработка
данных
в ячейке А4

Редактирование формул

Внесение изменений в рабочий лист, а также устранение
ошибки выполняется с помощью редактирования формул в ячейках. Режим
редактирования ячеек можно активизировать несколькими способами.

1.  Редактирование
формулы в строке формул:

— выделите ячейку с формулой,
подлежащей редактированию, — щелкните мышкой, расположив курсор в строке
формул.

2. Редактирование
формулы непосредственно в ячейке:

                     
дважды щелкните мышкой, расположив курсор внутри ячейки. Данный
способ редактирования формулы работает только в том случае, если включена опция
Правка прямо в ячейке на вкладке Правка диалогового
окна Параметры меню Сервис.

                     
включить режим редактирования:

                     
выделить ячейку и нажать клавишу F2.

После завершения редактирования формулы режим редактирования
в ячейке необходимо отключить – нажать клавишу Esc или Enter.

Адресные ссылки на ячейки

Ссылки указывают на ячейку или диапазон ячеек, которые
могут находиться в разных частях листа, или на других листах той же книги и на
другие.

В формулах Excel используются ссылки на одну ячейку
или диапазон ячеек. Существует три типа ссылок.

1.                 
Относительная ссылка – основана на
относительной позиции ячейки, содержащей формулу, и ячейки, на которую
указывает ссылка. При изменении позиции ячейки при копировании формулы
изменяется адрес ячейки автоматически (по умолчанию) корректируется. Такое
автоматическое преобразование адресов ячеек при копировании называется относительной
адресацией
. Например, при копировании формулы из ячейки D3 в
ячейку E3 (на один столбец вправо) ссылки на адреса ячеек A3
и B3, входящих в формулу, изменятся на B3 и C3
соответственно (рис).

 

Рис.
Копирование формулы с относительной адресацией ячеек

2.                 
Абсолютная ссылка всегда ссылается на
ячейку, расположенную в определенном месте. При копировании формулы адрес
ячейки не изменяется (рис). Абсолютная ссылка обозначается символом $, который
вводится в результате нажатия клавиши F4, когда указатель мыши установлен
на конце адреса ячейки.

 

Рис.
Копирование формулы с абсолютной адресацией ячеек

3.                 
Смешанная ссылка содержит либо абсолютный адрес
столбца и относительный адрес строки, либо абсолютный адрес строки и
относительный – строки, например $A1, A$1. При копировании адрес столбца или
строки, перед которым стоит знак $, остается неизменным.

Режим ссылки целесообразно изменять только в том
случае, если планируется копировать формулу. Абсолютные ссылки рекомендуется
использовать для ссылок на константы в расчетных формулах. Константа в Excel
представляет собой невычисляемое значение.

Цели урока:

1) учебная – научиться выполнять вычисления с помощью формул в среде табличного процессора, выработать умения применения полученных знаний на практике;

2) развивающая —  развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами;

3) воспитательная — воспитание любви к родному краю.

Оборудование:

Технические средства обучения:Персональный компьютер, проектор, мультимедийная доска

Программное обеспечение:OC Windows XP; Приложения MS Office

Дидактический материал: презентация к уроку (слайды с иллюстрациями к объяснению новой темы), методические указания к практической работе.

План урока:

       I.            Орг. момент. (1 мин)

    II.            Актуализация и проверка знаний. (6 мин)

 III.            Теоретическая часть. (8 мин)

IV.            Практическая часть. (15 мин)

   V.            Компьютерный тест (проверка теоретических знаний)(5 мин)

VI.            Физкультминутка. Выполнение упражнений для снятия мышечного напряжения и комплекса упражнений для глаз (2 мин)

VII.            Дополнительные сведения об использовании Excel(3 мин)

VIII.            Подведение итогов урока, выставление оценок. (3 мин)

IX.            Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация и проверка знаний.

На прошлых уроках мы начали знакомиться с электронными таблицами Excel.

Электронные таблицы Excel– одна из наиболее практически значимых, востребованных программ, после текстового процессора Word и его возможностей. Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании на самых различных уровнях: от государственного до домашнего.

Приведите пример?

Правительство в конце каждого года составляет бюджет на будущий год, вам и вашим родителям приходится планировать как личный, так и семейный бюджеты. Освоенный табличный процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера.

Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS EXCEL?

Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология. Вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.

Нами были рассмотрены основные понятия электронной таблицы, ввод и редактирование данных, форматы данных, использование формул, виды функций.

На этом уроке мы продолжим знакомство с видами функций, используемых в Excel, и рассмотрим их применение при решении практических задач.

Прежде, чем перейти к рассмотрению новых функций, повторим материал, изученный на прошлых уроках. Для проверки знаний используется презентация «Повторение». Учащимся предлагается игровое поле с номерами вопросов. Учащиеся поочередно выбирают номер вопроса и, переходя по гиперссылке, отвечают на него.

III. Теоретическая часть.

Excel располагает более чем 300 специальных функций, которые можно использовать в вычислениях. Наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции.

Название функции

Назначение

Действие

Пример

Математические функции

КОРЕНЬ

Вычисление квадратного корня

=КОРЕНЬ(аргумент)

=КОРЕНЬ(А4+В4)

ПИ

Число p=3,1415926…(14 знаков)

ПИ()

=2*ПИ()*В1

ОКРУГЛ

Округляет значение до указанного количества десятичных разрядов

= ОКРУГЛ(аргумент1;аргумент2)

= ОКРУГЛ(2*ПИ()*В1;2)

Статистические функции

СРЗНАЧ

Определяет среднее значение

=СРЗНАЧ(аргумент1;аргумент2;…)

=СРЗНАЧ(А1:А12; С1:С12)

МИН

Определяет наименьшее значение

=МИН(аргумент1;аргумент2;…)

=МИН(А3:С3; А8:С8)

МАКС

Определяет наибольшее значение

=МАКС(аргумент1;аргумент2;…)

=МАКС(А3:С3; А8:С8)

Дата и время

СЕГОДНЯ

Значение сегодняшней даты в виде даты в числовом формате

=СЕГОДНЯ()

=СЕГОДНЯ()

ТДАТА

Определяет время и дату с таймера компьютера

=ТДАТА()

=ТДАТА()

Применение рассмотренных функций рассмотрим на конкретных примерах (см. пример.xls)

VI.Практическая часть

Самостоятельная работа учащихся за компьютером. Выполнение практической работы.

Учащиеся получают карточки, состоящие из 5 разноуровневых и 1 дополнительного заданий. Время работы – 15 минут.

V. Компьютерный тест(проверка теоретических знаний)(5 мин)

VI. Физкультминутка.

Выполнение упражнений для снятия мышечного напряжения и комплекса упражнений для глаз. (Музыкальное сопровождение – фрагмент клипа «Феодосия – дар богов», работа Еловенковой Марии, 10-Б класс).

VII. Дополнительные сведения об использовании Excel

15 сентября 2010 года в Киеве открылась выставка современного украинского художника Алексея Сая «Все краски нашего монитора».

Художник работает в необычной технике «Excel-арт», используя в качестве полотна программу MicrosoftExcel.

В своих  работах 2008 – 2009 гг. Алексей Сай продолжает развивать тему офисного образа жизни, тесно связанного с миром современных мегаполисов. На довольно больших принтах, привычно выполненных в программе Excel, предстают монументальные виды таинственно мерцающих ночными огнями больших городов, непрерывно работающих заводов, а также вечно зеленых лесов и лугов.

Работам Сая присуща логика и красота, но красота безжалостная: художник не придумывает мотивы своих композиций, они подчеркнуто стереотипны и действительно взяты из мира, нас окружающего. Яркие цвета компьютерной заливки не кажутся такими уж нереалистичными, они давно стали естественными в визуальной среде мегаполиса. Мир больших городов становится все более дематериализованным при помощи экранных изображений, искусственного освещения и отражающих поверхностей.

Мир в работах Сая окончательно приобретает свой внечеловеческий, внекультурный масштаб. Художника теперь интересует не место, а пространство. Городские пейзажи отличаются от видов природы только предметом изображения: ландшафты дикой природы также затеснены и лишены свободы, как и городские, те же вертикали и горизонтали определяют их композицию, и та же удушливая теснота формул и слов составляет их основу.

Художник выбрал для работы самую неподходящую программу, предназначенную для подсчета денег, а не рисования. Сделать в ней эскиз довольно сложно – невозможно уловить целостную картину, по сути, образ окончательно рождается только в момент печати изображения на бумажной основе.

Принты Сая обладают качествами настоящего произведения искусства – их хочется и следует рассматривать. При приближении то, что издали казалось, например, строго построенным пейзажем, вблизи распадается на мельчайшие детали – буквы, цифры, элементы диаграмм и графиков, на весь тот цивилизационный мусор, который нами не замечен, но стал обязательной составляющей жизни в виде квитанций, платежек или банковских отчетов. Изобразительные возможности Excel кажутся огромными: толщина букв, длина слов и формул, сама конфигурация символов выразительны, они складываются в целостный образ. Сам прием, при помощи которого строится изображение в работах Сая, не лишен машинной природы – принцип «оптического смешивания» положен в основу печати струйных принтеров.

VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Завершите фразу:

•       Сегодня я узнал…

•       Я научился…

•       У меня получилось …

•       Было трудно…

IX. Домашнее задание.

Придумать таблицы с данными, с помощью которых проиллюстрировать применение изученных функций.

Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ

Автор: Пацук Татьяна Анатольевна

Организация: МБОУ СОШ № 1

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Медногорск

Конспект урока

 Учебный предмет, класс: Информатика, 9 класс

ФИО учителя: Пацук Татьяна Анатольевна

УМК: Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 184с.

Тема урока: Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

 Цели урока:

Образовательная: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях; познакомить с электронными таблицами в прикладной среде Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку;

Воспитательная: формировать ИКТ-компетенции; развивать коммуникативные навыки учащихся; формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели; развивать умения определять понятия устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

Развивающая: способствовать развитию потребности в безопасном и здоровом способе жизни; развивать интерес к предмету.

 Планируемые образовательные результаты:

Личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Предметные результаты: владение приёмами ввода и редактирования данных в электронных таблицах; умение использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Метапредметные результаты: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

 Формируемые УУД

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы, целеполагание, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, умение регулировать свои действия, умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения, сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы.

Познавательные УУД: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Основные понятия, рассматриваемые на уроке: электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга.

 Технологии, методы, приемы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, методы практической работы учащихся.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

 Программно-технические средства на уроке

Необходимое техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows 7/10; мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

  1. Актуализация.

Приложения электронных таблиц с момента их появления завоевали огромную популярность среди компьютерных пользователей во всем мире. Объясняется это их широкой применимостью для решения практических задач в различных сферах. Сегодня версии популярных электронных таблиц для настольных ПК дополнены приложениями для мобильных устройств и веб-версиями, что позволяет работать над своими файлами в любом месте и с любого устройства.

Среди всех приложений электронных таблиц большой популярностью пользуется Excel компании Microsoft. Эта программа входит в пакет MS Office и, по мнению специалистов, является лидером среди программных средств, позволяющих создавать и обрабатывать электронные таблицы.

  1. Теоретическая часть.

Табличные процессоры предназначены для ввода, хранения, обсчета и выдачи больших объемов, данных в удобной для анализа и восприятия форме. Все данные хранятся и обрабатываются в виде отдельных или связанных таблиц. Одна или несколько таблиц составляют «рабочую книгу», в этом случае таблицы называются рабочими листами этой книги. Листы можно удалять, добавлять или перемещать из одной рабочей книги в другую. На диске вся книга сохраняется в виде отдельного файла.

Электронная таблица (табличный процессор) – это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере. Электронными также называют и таблицы, созданные с помощью одноименных программ в памяти компьютера.

Ячейка – наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки.

Лист – рабочая область, состоящая из ячеек.

Книга – документ электронной таблицы, состоящий из листов, объединенных одним именем, и являющийся файлом.

Основное назначение электронных таблиц – выполнение вычислений над хранящимися в ячейках данными, их обработка и анализ. В ячейках Excel могут находиться данные одного из трех типов:

  1. Числовые (по умолчанию выравниваются в ячейке по правому краю).

К числовым данным в Excel относятся как сами числа (целые и дробные), так и значения дат и времени.

Числовые значения в электронных таблицах Excel могут представляться в следующих форматах:

  • числовой;

  • экспоненциальный;

  • дробный;

  • денежный;

  • финансовый;

  • процентный;

  • дата;

  • время.

  1. Текстовые (по умолчанию выравниваются в ячейке по левому краю).

Текст в ячейке по умолчанию выравнивается по левому краю и отображается именно так, как был введен пользователем. Любые значения, не соответствующие ни одному числовому формату или формуле, Excel автоматически воспринимает как строку текста.

В ячейке может храниться текст размером до 32767 символов. Если введенный текст длиннее текущей ширины столбца и ячейки, расположенные справа, пусты, то текст отобразится целиком поверх этих соседних ячеек. Если же соседняя правая ячейка содержит данные, то отобразится столько символов текста, сколько умещается в имеющуюся ширину столбца. Для отображения всего содержимого ячейки можно увеличить ширину столбца, выбрать более мелкий шрифт, установить перенос слов или разрыв строки.

  1. Формулы (начинаются со знака «равно», по умолчанию в ячейке отображается результат вычисления).

Формулой в Excel называется выражение, начинающееся со знака =.

Формула может содержать:

– константы (числовые и строковые),

– ссылки на ячейки,

– функции,

– знаки операций,

– круглые скобки для задания порядка выполнения действий в формуле.

Формулы редактируются как и обычное содержимое ячейки: в самой ячейке после двойного щелчка мышью или в строке формул. Формула может содержать до 8192 символов.

По умолчанию на рабочем листе в ячейках с формулами отображается результат их вычисления.

При вводе в формулу ссылки на ячейку или диапазон ячеек можно не набирать эту ссылку с клавиатуры, а выбрать нужную ячейку или диапазон ячеек мышью методом выделения. С ошибками, возвращаемые формулами можно ознакомиться в приложении 1.

При обработке данных в электронных таблицах можно использовать функции – заранее определенные формулы. Функция возвращает результат выполнения действий над значениями, выступающими в качестве аргументов. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

  1. Практическая часть.

Совместный разбор задания №14 ОГЭ.

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

C

Ученик 1

Физика

240

3

В

Ученик 2

Физкультура

782

4

Ю

Ученик 3

Биология

361

5

СВ

Ученик 4

Обществознание

377

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B — фамилия, в столбце C — выбранный учеником предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и выполните задание.

1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.

2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

План-конспект урока на тему

«Использование формул для расчетов в Excel.» 9 класс

Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: побуждающий диалог, репродуктивный.
Цели урока:
Образовательные:

1. Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.

2. Изучение правил записи формул в Excel.

Воспитательные:

1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.

2. Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.

Развивающие:

  1. Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.

  2. Развитие внимания, способности логически рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы, умений применять знания для решения практических задач.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я хотела поделиться с вами одним своим наблюдением. Недавно мое внимание привлекла цитата одного мудреца, которая сначала, откровенно говоря, меня озадачила: «Ничему нельзя научить». Как же так, для чего же тогда нужна школа, наши уроки! Но, подумав, я вынуждена была признать правоту древнего философа. Ничему нельзя научить, но всему можно научиться. Чувствуете разницу? Успешность учения во многом зависит от вас. Всегда, и конкретно на сегодняшнем уроке.

2. Этап постановки целей урока

Сегодня мы продолжим работу с электронными таблицами Excel, замечательным офисным приложением. Между прочим, слово «excel» в переводе с английского обозначает «превосходить, превышать, отличаться, выделяться». На предыдущих уроках вы имели возможность убедиться в том, что эта программа замечательно красива. В народе говорят: «Либо красивая, либо умная» — Excel – исключение. В том, что это еще и умная программа вы сегодня, наверняка, убедитесь.

Но прежде – разминка.

3. Этап актуализации опорных знаний
Как известно, утро – время непростое. Очень полезная вещь сейчас – утренний аутотренинг. «Я окончательно проснулся, я полон сил и знаний»

Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1).

Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4 человека в каждой. На каждую подгруппу раздается комплект домино. «Костяшка» домино состоит из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа определение другого понятия. Задача группы – правильно разложить все «костяшки» домино. На выполнения задания дается 5 минут.

Строка

Прямоугольник на

пересечении

строки и столбца

Адрес ячейки

Определяет ряд в

ЭТ, обычно

нумеруется

Столбец

Несколько

рабочих листов,

сохраненных как

один файл

Ячейка

Представляет

собой адрес

угловых ячеек,

разделенных

двоеточием

Рабочая книга

Формируется

сочетанием

заголовка столбца

и номера строки

Диапазон

Определяет

колонку в ЭТ,

обозначается

латинскими

буквами

Смежные ячейки

Сетка строк и столбцов

Рабочий лист

Ячейки, имеющие одну общую границу

Активная ячейка

Определяет

текущий Рабочий

Лист

Ярлычок листа

Ячейка, в которой осуществляется ввод данных

Итак, мы бодры, полны знаний, готовы к дальнейшей работе.

4. Этап усвоения новых знаний

Учитель предлагает заполнить таблицу и вычислить суммарную выручку магазина .На выполнение данной работы дается заведомо минимальное время с целью предотвратить вычисление на калькуляторе.

А

В

С

D

E

F

1

Продукт

Цена

Поставлено

Продано

Осталось

Выручка

2

Молоко

23

100

73

3

Сметана

42

85

68

4

Творог

68

125

68

5

Йогурт

15

250

129

6

Сливки

24

125

49

7

Кефир

22

250

168

8

Биойогурт

25

150

96

9

Снежок

24

250

189

Постановка проблемы:

Анализ

Учитель

Ученики

создание проблемной ситуации

Вы успели выполнить задание?

В чем затруднение?

Нет.

Не хватило времени.

В чем будет сложность при заполнении таблицы, если наименований будет много?

Очень много времени понадобится для расчетов

Как увеличить скорость выполнения задания?

Производить вычисления на калькуляторе

Так, хорошо. Вчера продали одно количество товара, а сегодня другое. Что станет с остатком и выручкой?

Остаток и выручка изменятся

Значит придется все пересчитывать каждый день?

да

Побуждение к осознанию противоречия

Являются ли ежедневные расчеты оптимальными для решения задачи?

Нет, они трудоемкие

Побуждение к формированию проблемы

Какой возникает вопрос?

Найти более быстрый способ сделать вычисления в таблице

Поиск решения:

Анализ

Учитель

Ученики

Общее побуждение

Какие будут варианты решения задачи?

Посчитать на калькуляторе

Принятие гипотез учеников

Так, хорошо. Наименование товаров увеличивается с каждым днем. Как сократить время вычислений и не пересчитывать каждый раз?

Подключить к вычислениям компьютер, пусть сам считает

Побуждение к проверке

Какие команды необходимо дать компьютеру, чтобы он смог нам помочь?

Какая же тема сегодняшнего урока?

Разработать формулы

Формулы

Запишем в тетрадях тему урока: «Использование формул для расчетов в Excel.» Выражение решения:

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Запись формул в электронных таблицах начинается со знака =.

При составлении формул используются следующие символы, которые называются арифметическими операторами:

Оператор

Действие

Примеры

+

Сложение

= А1+В1

Вычитание

= А1-В2

*

Умножение

= В3*С12

/

Деление

= А1 / В5

^

Возведение в степень

= А4^3

%

Процентное отношение

= A1*20%

Публичное представление продукта

Давайте попробуем записать формулы для вычислений

Учащиеся пробуют записать формулы

Чем же отличается формула от других типов данных в Excel (чисел, текста)?

  • Во-первых, она обязательно начинается со знака «=»

  • Во-вторых, то, что мы видим в ячейке после ввода формулы и нажатия Enter, отличается от введенного: в ячейке мы видим результат вычислений, а саму формулу можно увидеть в строке формул.

  • При изменении данных в ячейке будет выполнен автоматический пересчет результата формулы.

  • Вы заметили, что ссылки в формулу можно ввести двумя способами: какими?

Вручную и указанием на нужную ячейку

  • Теперь попробуйте 1 предложением сформулировать, что же такое формула в Excel, и для чего она нужна. (Формула в ЭТ предназначена для автоматизации вычислений и состоит из знака равенства, адресов ячеек, чисел и знаков арифметических действий).

  • Запишем этот вывод в тетрадь.

5 Практическая работа

  • Убедимся в том, что эти знания, действительно полезны, смоделировав эпизод деятельности организации, которая для осуществления своих экономических расчетов использует ЭТ Excel. В жизни такое происходит довольно часто.

Компания «СТРОЙ-СЕРВИС» предлагает широкий ассортимент обоев, клея, красок, других отделочных материалов и сопутствующих инструментов. Девиз нашей деятельности: «Максимум удобства и экономии».

  • Основные подразделения организации: «Склад», «Бухгалтерия», «Экономисты».

  • Сейчас каждая группа (а они у нас уже сформированы) сыграет роль одного из названных подразделений:

  • «Работники склада» реализуют ноу-хау фирмы, ее эксклюзивную услугу. Суть услуги заключается в том, что клиенту не нужно рассчитывать, сколько рулонов обоев, клея ему нужно приобрести. Эту проблему решают специалисты склада, им нужно только сообщить метраж помещений.

  • «Бухгалтерия» рассчитывает стоимость покупки произвольного набора продукции.

  • «Экономисты» рассчитывают заработанную плату работников.

выдача технологических карт, табличек микрогруппам

  • Роль директора фирмы отводится учителю.

  • На выполнение задания – не более 15 мин.

Отделы приступают к работе. В это время периодически происходят «производственные совещания», на которых «директор» контролирует ход работы и вносит замечания и поправки.

6. Защита проектов

Один представитель группы выходит к доске и показывает, как выглядит таблица для решения задачи их отдела.

1 отдел (Обои): вводят данные с карточки-заказа, поясняют использованные формулы

2 отдел (Клей): вводят данные, поясняют использованные формулы

3 отдел (Бухгалтерия): вводят данные, поясняют использованные формулы, дополнительно – покупка валиков

4 отдел (Экономисты): поясняют использованные формулы

7. Этап сообщения домашнего задания

Задача (оформить в тетради)
Три туриста собрались в поход. Они составили список предметов, которые необходимо  взять  с собой. Эти вещи решили разделить по справедливости: на 3 равные по весу части. Как это сделать?
Технология:
1. Создать таблицу необходимых для похода вещей (3 столбца).
2. Дополнить ее столбцами: 1 турист, 2 турист, 3 турист, Вес 1, Вес 2, Вес 3.
3. Дополнить ее строкой: Суммарный вес и подобрать распределение вещей так, чтобы вес для каждого был приблизительно равный, изменяя значение в столбцах D и E.

A

B

C

D

E

F

G

H

I

Наименова­ние

Вес

Кол-во

1 турист

2 ту­рист

3 турист

Вес 1

Вес 2

Вес 3

Палатка

7

1

1

 =С3-D3-E3

 =*D3

 =*E3

 =*F3

Котелок

Топор

Консервы

Крупа

Сухари

Сахар

Суммарный

вес

8. Подведение итогов урока

На следующем уроке мы продолжим изучение «умных» возможностей Excel. Уделим внимание копированию, перемещению формул.

И на прощанье еще одно замечание: конечно, компьютер — отличный помощник в работе. Но только помощник. Машина должна работать, а человек – думать! Думайте!

Задания для 1 группы

Тестовые данные:

Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75

Размеры дверей:0,80х2,00

Размеры окон:0,90х1,50

Кол-во дверей:1

Кол-во окон:2

Размеры рулона обоев:10х0,53

Результаты вычислений:

Оклеиваемая площадь: 60,325

Площадь обоев: 5,3

Кол-во рулонов обоев: 12

Расчет расхода обоев

Ширина

Длина

Высота

Размеры комнаты, м

Размеры дверей, м

Размеры окон, м

Кол-во дверей

Кол-во окон

Оклеиваемая площадь, м2

Длина, м

Ширина, м

Площадь, м2

Кол-во рулонов обоев, шт.

Размеры рулона обоев

Задания для 2 группы
Тестовые данные:

Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75
Размеры дверей:0,80х2,00
Размеры окон:0,90х1,50
Кол-во дверей:1
Кол-во окон:2
Размеры рулона обоев:10х0,53

Результаты вычислений:

Оклеиваемая площадь: 60,325
Площадь обоев: 5,3
Кол-во рулонов обоев: 12
Расчет расхода клея

Ширина

Длина

Высота

Размеры комнаты, м

Размеры дверей, м

Размеры окон, м

Кол-во дверей

Кол-во окон

Оклеиваемая площадь, м2

Норма расхода клея на 1 м2, г

*Кол-во пачек клея округлить до ближайшего большего по модулю целого.

Задания для 3 группы

Заказ

Ширина комнаты:5

Длина комнаты:4,5

Высота комнаты:2,70

Ширина дверей:0,9 (90 см)

Высота дверей:2

Ширина окна:1,1(1м 10см)

Высота окна:1,5 (1м 50 см)

Количество окон:2

Количество дверей:1

Обои: Comfort (данные с этикетки: 10,05х0,53м.)

Клей: виниловый специальный Quality (данные с пачки: масса – 200г, расход на 1 м2 – 5 г.)

Стоимость рулона обоев: 190р.

Стоимость пачки клея: 45р.

Доп: валики: 2 шт. х 40р.

Обоев: 9 рулонов

Клея: 2 пачки

Расчет стоимости покупки

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

1.

Обои

шт

2.

Клей обойный

шт

3.

Итого без скидки, руб.

Размер скидки, %

Сумма скидки, руб.

Итого

* Владельцу дисконтной карты предоставляется скидка в размере 3 %.
Задания для 4 группы

Расчет заработной платы

Рабочих дней

Размер премии в процентах

ФИО

Фактичес-ки отработа-но дней

Оклад, руб.

Премия, руб

Ср. зар. плата в день, руб.

Начислено, руб.

Подо-ходный налог*, руб.

Удержано, руб.

ИТОГО,

руб

* Подоходный налог (13%) округляется до рубля.

Тестовые данные:
Рабочих дней в этом месяце:25
Размер премии: 50
Фактически отработано дней: 20
Оклад:3500,00

Результаты вычислений:

Премия: 1750,00
Ср. зар.плата в день: 210,00
Начислено: 4200,00
Подоходный налог:546,00
Удержано: 546,00
К выдаче: 3654,00

Заполнить таблицу произвольными данными для
3-х сотрудников

Обучающие цели урока:

  1. Обобщение основных понятий электронной таблицы
    Excel.
  2. Изучение правил записи формул в Excel.
  3. Использование различных видов адресации при
    расчетах с помощью математических формул.

Развивающие цели урока:

  1. Развитие умения обобщать полученные знания и
    последовательно их применять в процессе
    выполнения работы.
  2. Развитие умения пользоваться различными видами
    адресации в ходе вычислений по формулам.

Воспитательные цели урока:

  1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.
  2. Воспитание аккуратности и точности при записи
    математических формул.

Тип урока: практическая работа.

План урока

I. Организационный момент

II. Активизация опорных ЗУН учащихся

III. Приобретение новых умений и навыков.

IV. Практическая работа.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

 Ход урока

I. Организационный момент

II. Активизация опорных ЗУН учащихся

Для того, чтобы начать изучение математических
вычислений по формулам, необходимо повторить
базовые понятия электронной таблицы, а также
виды адресации ячееек.

Для активизации опорных знаний учащихся
проводится обучающая игра «Информационное
домино» (приложение 1).
Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4
человека в каждой. На каждую подгруппу раздается
комплект домино. «Костяшка» домино состоит
из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа
определение другого понятия.

Задача группы – правильно разложить все
«костяшки» домино. На выполнения задания
дается 5 минут.

После этого учитель переходит к следующему
этапу игры. Каждая группа получает на руки
контрольный лист, на котором в столбик записаны
основные понятия ЭТ Excel (приложение
2).

Теперь задача усложняется. Группе необходимо
записать на контрольном листе как можно больше
определений понятий. На выполнение задания
отводится 5-7 минут. За каждое правильно
записанное определение группе начисляется 1
балл.

Следующий этап – сбор контрольных листов и их
проверка другими группами. Каждая из групп
получает контрольный лист соперника и
максимально объективно проводит оценку
выполненного задания. Средний балл группы может
быть вычислен путем деления набранных баллов на
количество участников группы. На выполнение
работы отводится 2-3 минуты.

Завершающий этап игры – проверка контрольных
листов ведущим игры (учителем).

III. Приобретение новых умений и навыков

Формулы представляют собой выражения, по
которым выполняются вычисления на рабочем листе.
Формула начинается со знака равенства (=). В
качестве аргументов формулы обычно используются
значения ячеек, например: =A1+B1.

Для вычислений в формулах используют различные
виды адресации.

Относительная адресация ячеек – обычное
явление при вычислениях по формулам. При
копировании такой формулы вправо или влево будет
изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а
при копировании вверх или вниз – номер строки.

  A B C
1

5

=A1+1 =B1+1
2 =A1+B1

7

 
3 =A2+B2    

Пример. В ячейку A1 внесем число 5, в
ячейку B2 – число 7. Вычисление по формуле в ячейке
B1 даст число 6, а в ячейке A2 – число 11. При
копировании формулы из ячейки B1 в C1 изменяется
заголовок столбца и в ячейке C1 будет значение 7. В
ячейке A3 будет число 18.

Абсолютная адресация используется в том случае
когда нужно использовать значение, которое не
будет меняться в процессе вычислений. Тогда
записывают, например, так: =$J$5. Соответственно,
при копировании такой формулы в другие ячейки
текущего рабочего листа, в них всегда будет
значение =$J$5. Если в приведенном выше примере в
ячейке B1 заменить A1 на $A$1, то значения в ячейках B1
и C1 будет одинаковым (равным 6).

Смешанная адресация представляет собой
комбинацию относительной и абсолютной
адресаций, когда одна из составляющих имени
ячейки остается неизменной при копировании.
Примеры такой адресации: $A3, B$1. В рассмотренном
нами выше примере вместо адреса ячейки $A$1 можно
использовать адрес $A1, поскольку копирование
формулы происходит в пределах одной строки и,
следовательно, номер строки изменяться не будет.

IV. Практическая работа

Учащимся предлагается выполнить практическую
работу «Агенство по продаже недвижимости».
Для выполнения задания каждому учащимуся
раздается задание с необходимым комментарием к
выполнению задания (приложение
3).

Задание разбито условно на три части, что
соответствует трем уровням сложности:

  • уровень C (на оценку «3»),
  • уровень B (на оценку «4»),
  • уровень A (на оценку «5»).

Пример выполнения практической работы
приведенв приложении 4.

V. Подведение итогов, выставление оценок

После выполнения задания работа оценивается
учителем.

Список использованных источников

Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на
уроках информатики. Методическое пособие. –
Москва: «БИНОМ», 2004. – 119 с.:ил.

Балафанов Е.К., Бурибаев Б.Б., Даулеткулов А.Б. –
30 уроков по информатике. Экспериментальный
учебник для старших классов общеобразовательных
школ. – Алматы: Шартарап, 1998. – 384 с.: ил.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вычисления в excel ввод формулы
  • Вычисления в excel в разных листах
  • Вычисления в excel 2013
  • Вычисления excel сложные формулы
  • Вычисление ячеек vba excel