Ввод формул в excel для 9 класса

Слайд 1

Формулы и функции Excel

Слайд 2

Что такое Формула Формула – выражение, по которым выполняют вычисления. Для активации строки формул надо: В списке команд выбрать пункт «Строка формул» Открыть меню «Вид» на строке меню

Слайд 3

Формулы Формулы могут содержать: Числа Математические операторы Ссылки на ячейки Функции Категории формул: Математические Логические

Слайд 4

Правила построения формул Любая формула состоит из нескольких основных частей: Знак равенства (=) , с которого обязательно начинается любая формула. Если знак равенства отсутствует, Excel интерпретирует данные не как формулу, а как ввод данных в ячейку. Значение или ссылка на ячейки , с которыми выполняются расчеты. Операторы (это условное обозначение, определяющее действия со значениями). = + / <>

Слайд 5

Ввод формулы Формулу можно вводить непосредственно в ячейку или строку формул, как текст или число. При создании формул действуют стандартные правила математических вычислений. Чтобы создать формулу надо: Выделить ячейку, где будет находится формула Ввести в данную ячейку знак « = »

Слайд 6

Ввод формулы После знака «=» ввести нужные значения (или ссылки на ячейки) и операторы

Слайд 7

После создания формулы нажать клавишу « Enter » (для перехода вниз по столбцу) или клавишу « Tab » (для перехода вправо по строке) Ввод формулы

Слайд 8

Операторы Excel В Microsoft Excel включено четыре вида операторов: Арифметические операторы – служат для выполнения арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и т.д. результатом операций являются числа . Обозначение Оператор Выражение Результат + Сложение =5+3 8 — Вычитание =6-4 2 * Умножение =5*4 20 / Деление =24/6 4 ^ Возведение в степень =5 ^3 125 % Процент =60% 0.6

Слайд 9

Операторы Excel Операторы сравнения – используются для сравнения двух значений. Результатом сравнения является логическое значение: либо ИСТИНА , либо ЛОЖЬ . Обозначение Оператор Выражение Результат = Равно =8=12 ЛОЖЬ > Больше =24 >3 ИСТИНА < Меньше =15<9 ЛОЖЬ >= Не меньше =10>=10 ИСТИНА <= Не больше =6<=4 ЛОЖЬ <> Не рано =13<>5 ИСТИНА

Слайд 10

Текстовый оператор «амперсанд» – используется для объединения нескольких текстовых строк в одну строку. Результат выполнения выражения «Информационные» & «системы» будет строковое значение «Информационные системы» & Операторы ссылок используются для определения диапазонов, участвующих в вычислениях. Двоеточие , используемое для определения диапазона, называется оператором диапазона (например A1:D7 ) Точка с запятой – оператор объединения. Он объединяет не менее двух ссылок на несмежные ячейки или диапазоны (например D8;E11 или A17:D17;E15:L15 ) Пробел – оператор пересечения, которая ссылается на общие ячейки диапазонов (например D2:D13 C12:H12 ссылаются на D12 так как она общая для этих двух диапазонов) : ; Операторы Excel

Слайд 11

Р е д а к т и р о в а н и е ф о р м у л Введенную формулу можно в любой момент отредактировать. Для этого просто нужно: выделить ячейку с формулой щелкнуть по строке формул ввести нужные изменения

Слайд 12

Р е д а к т и р о в а н и е ф о р м у л Закончив редактирование, нажать клавишу Enter . Excel выполнит расчеты по формуле и отобразит в ячейке новый результат. Если формула неверна, с ошибкой, Excel не замедлит известит об этом. Рядом с ячейкой, к которой привязана ошибочная формула, появиться тревожный восклицательный знак.

Слайд 13

Типы адресаций Адресация – адрес ячейки или диапазона ячеек на табличном поле, в котором содержаться значения. А$1 Существует три типа адресации: $A$1 Относительная Абсолютная Смешанная А1 $A1

Слайд 14

Относительная адресация При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, изменяется и ссылка. =A1 Относительная ссылка в формулах Excel основана на относительной позиции ячейки, содержащей формулу, и ячейки, на которую указывает ссылка. Данный тип адресации используется по умолчанию.

Слайд 15

Абсолютная адресация Абсолютная ссылка в формулах Excel ссылается на ячейку, расположенную в определенном месте. $Е$13 При перемещении ячейки с формулой адрес ячейки с абсолютной ссылкой не корректируется.

Слайд 16

Смешанная адресация Смешанная адресация содержит либо абсолютный столбец и относительную строку, $A1 A$1 При изменение позиции ячейки содержащей формулу, относительная адресация изменяется, а абсолютная адресация не меняется. либо абсолютную строку и относительный столбец.

Слайд 17

Что такое Функция Функции – это заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам и в указанном порядке. Excel содержит обширный список стандартных функций, призванных облегчить выполнение простых и сложных вычислений.

Слайд 18

Ввод функций Выделяем ячейку, где будет располагаться функция Открывает меню Вставка на строке меню В списке команд выбираем пункт Функция

Слайд 19

Ввод функций В окне Мастер функций – Шаг 1 из 2 и выбираем нужный тип функции. (например Дата и время) в графе Категории открываем список существующих функций

Слайд 20

Ввод функций В окошке Выберите функцию выбираем нужную, на данный момент, функцию (например Дата ) и нажимаем кнопку Ok

Слайд 21

Ввод функций Откроется окно Аргументы функции (для каждой функции – собственного вида), в котором в соответствующие графы вводим нужные аргументы для вычисления вводим нужные значения и адреса ячеек с строки аргументов выбранной функции

Слайд 22

Ввод функций Закрываем окно кнопкой Ok В выбранной ячейке отобразиться результат вычисления функции

Слайд 23

Категории функций Все функции подразделены на категории. Каждая категория содержит функции, которые решают определенные задачи: Проверка свойств и значений 10 недавно использовавшихся Полный алфавитный перечень Математические Дата и время Финансовые Статистические Ссылки и массивы Работа с базой данных Текстовые Логические

Слайд 24

Категории функции 10 недавно использовавшихся Эта категория выводит список 10 функций, применявшихся последними

Слайд 25

Полный алфавитный перечень Эта категория выводит список всех функций Категории функции

Слайд 26

Дата и время Эта категория для операций прямого и обратного преобразования даты и время в текстовые строки Категории функции

Слайд 27

Финансовые Эта категория для расчета амортизации имущества, стоимости основных фондов, нормы прибыли, величины выплат на основной капитал и других финансовых показателей Категории функции

Слайд 28

Математические Эта категория предназначена для математических и тригонометрических функций Категории функции

Слайд 29

Статистические Эта категория функции для расчета среднего значения, дисперсии, статистических распределений и других вероятных характеристик Категории функции

Слайд 30

Ссылки и массивы Эта категория для операций преобразования ссылки на ячейку в число, расчета ссылок на основе числовых аргументов, вычисления числа строк и столбцов диапазона и других параметров, связанных с адресацией ячеек листа Excel Категории функции

Слайд 31

Работа с базой данных Эта категория для формирования выборки из базы данных и расчета статистических параметров величин, расположенных в базе данных Категории функции

Слайд 32

Текстовые Эта категория для работы с текстовыми строками Категории функции

Слайд 33

Логические Эта категория имеет шесть функций для работы с данными логического типа, то есть величинами или условиями, принимающими значение ИСТИНА или ЛОЖЬ Категории функции

Слайд 34

Проверка свойств и значений Эта категория для проверки типа данных аргумента, режима форматирования ячейки, типа сгенерированной ошибки и других специальных условий Категории функции

План-конспект урока на тему

«Использование формул для расчетов в Excel.» 9 класс

Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: побуждающий диалог, репродуктивный.
Цели урока:
Образовательные:

1. Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.

2. Изучение правил записи формул в Excel.

Воспитательные:

1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.

2. Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.

Развивающие:

  1. Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.

  2. Развитие внимания, способности логически рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы, умений применять знания для решения практических задач.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я хотела поделиться с вами одним своим наблюдением. Недавно мое внимание привлекла цитата одного мудреца, которая сначала, откровенно говоря, меня озадачила: «Ничему нельзя научить». Как же так, для чего же тогда нужна школа, наши уроки! Но, подумав, я вынуждена была признать правоту древнего философа. Ничему нельзя научить, но всему можно научиться. Чувствуете разницу? Успешность учения во многом зависит от вас. Всегда, и конкретно на сегодняшнем уроке.

2. Этап постановки целей урока

Сегодня мы продолжим работу с электронными таблицами Excel, замечательным офисным приложением. Между прочим, слово «excel» в переводе с английского обозначает «превосходить, превышать, отличаться, выделяться». На предыдущих уроках вы имели возможность убедиться в том, что эта программа замечательно красива. В народе говорят: «Либо красивая, либо умная» — Excel – исключение. В том, что это еще и умная программа вы сегодня, наверняка, убедитесь.

Но прежде – разминка.

3. Этап актуализации опорных знаний
Как известно, утро – время непростое. Очень полезная вещь сейчас – утренний аутотренинг. «Я окончательно проснулся, я полон сил и знаний»

Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1).

Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4 человека в каждой. На каждую подгруппу раздается комплект домино. «Костяшка» домино состоит из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа определение другого понятия. Задача группы – правильно разложить все «костяшки» домино. На выполнения задания дается 5 минут.

Строка

Прямоугольник на

пересечении

строки и столбца

Адрес ячейки

Определяет ряд в

ЭТ, обычно

нумеруется

Столбец

Несколько

рабочих листов,

сохраненных как

один файл

Ячейка

Представляет

собой адрес

угловых ячеек,

разделенных

двоеточием

Рабочая книга

Формируется

сочетанием

заголовка столбца

и номера строки

Диапазон

Определяет

колонку в ЭТ,

обозначается

латинскими

буквами

Смежные ячейки

Сетка строк и столбцов

Рабочий лист

Ячейки, имеющие одну общую границу

Активная ячейка

Определяет

текущий Рабочий

Лист

Ярлычок листа

Ячейка, в которой осуществляется ввод данных

Итак, мы бодры, полны знаний, готовы к дальнейшей работе.

4. Этап усвоения новых знаний

Учитель предлагает заполнить таблицу и вычислить суммарную выручку магазина .На выполнение данной работы дается заведомо минимальное время с целью предотвратить вычисление на калькуляторе.

А

В

С

D

E

F

1

Продукт

Цена

Поставлено

Продано

Осталось

Выручка

2

Молоко

23

100

73

3

Сметана

42

85

68

4

Творог

68

125

68

5

Йогурт

15

250

129

6

Сливки

24

125

49

7

Кефир

22

250

168

8

Биойогурт

25

150

96

9

Снежок

24

250

189

Постановка проблемы:

Анализ

Учитель

Ученики

создание проблемной ситуации

Вы успели выполнить задание?

В чем затруднение?

Нет.

Не хватило времени.

В чем будет сложность при заполнении таблицы, если наименований будет много?

Очень много времени понадобится для расчетов

Как увеличить скорость выполнения задания?

Производить вычисления на калькуляторе

Так, хорошо. Вчера продали одно количество товара, а сегодня другое. Что станет с остатком и выручкой?

Остаток и выручка изменятся

Значит придется все пересчитывать каждый день?

да

Побуждение к осознанию противоречия

Являются ли ежедневные расчеты оптимальными для решения задачи?

Нет, они трудоемкие

Побуждение к формированию проблемы

Какой возникает вопрос?

Найти более быстрый способ сделать вычисления в таблице

Поиск решения:

Анализ

Учитель

Ученики

Общее побуждение

Какие будут варианты решения задачи?

Посчитать на калькуляторе

Принятие гипотез учеников

Так, хорошо. Наименование товаров увеличивается с каждым днем. Как сократить время вычислений и не пересчитывать каждый раз?

Подключить к вычислениям компьютер, пусть сам считает

Побуждение к проверке

Какие команды необходимо дать компьютеру, чтобы он смог нам помочь?

Какая же тема сегодняшнего урока?

Разработать формулы

Формулы

Запишем в тетрадях тему урока: «Использование формул для расчетов в Excel.» Выражение решения:

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Запись формул в электронных таблицах начинается со знака =.

При составлении формул используются следующие символы, которые называются арифметическими операторами:

Оператор

Действие

Примеры

+

Сложение

= А1+В1

Вычитание

= А1-В2

*

Умножение

= В3*С12

/

Деление

= А1 / В5

^

Возведение в степень

= А4^3

%

Процентное отношение

= A1*20%

Публичное представление продукта

Давайте попробуем записать формулы для вычислений

Учащиеся пробуют записать формулы

Чем же отличается формула от других типов данных в Excel (чисел, текста)?

  • Во-первых, она обязательно начинается со знака «=»

  • Во-вторых, то, что мы видим в ячейке после ввода формулы и нажатия Enter, отличается от введенного: в ячейке мы видим результат вычислений, а саму формулу можно увидеть в строке формул.

  • При изменении данных в ячейке будет выполнен автоматический пересчет результата формулы.

  • Вы заметили, что ссылки в формулу можно ввести двумя способами: какими?

Вручную и указанием на нужную ячейку

  • Теперь попробуйте 1 предложением сформулировать, что же такое формула в Excel, и для чего она нужна. (Формула в ЭТ предназначена для автоматизации вычислений и состоит из знака равенства, адресов ячеек, чисел и знаков арифметических действий).

  • Запишем этот вывод в тетрадь.

5 Практическая работа

  • Убедимся в том, что эти знания, действительно полезны, смоделировав эпизод деятельности организации, которая для осуществления своих экономических расчетов использует ЭТ Excel. В жизни такое происходит довольно часто.

Компания «СТРОЙ-СЕРВИС» предлагает широкий ассортимент обоев, клея, красок, других отделочных материалов и сопутствующих инструментов. Девиз нашей деятельности: «Максимум удобства и экономии».

  • Основные подразделения организации: «Склад», «Бухгалтерия», «Экономисты».

  • Сейчас каждая группа (а они у нас уже сформированы) сыграет роль одного из названных подразделений:

  • «Работники склада» реализуют ноу-хау фирмы, ее эксклюзивную услугу. Суть услуги заключается в том, что клиенту не нужно рассчитывать, сколько рулонов обоев, клея ему нужно приобрести. Эту проблему решают специалисты склада, им нужно только сообщить метраж помещений.

  • «Бухгалтерия» рассчитывает стоимость покупки произвольного набора продукции.

  • «Экономисты» рассчитывают заработанную плату работников.

выдача технологических карт, табличек микрогруппам

  • Роль директора фирмы отводится учителю.

  • На выполнение задания – не более 15 мин.

Отделы приступают к работе. В это время периодически происходят «производственные совещания», на которых «директор» контролирует ход работы и вносит замечания и поправки.

6. Защита проектов

Один представитель группы выходит к доске и показывает, как выглядит таблица для решения задачи их отдела.

1 отдел (Обои): вводят данные с карточки-заказа, поясняют использованные формулы

2 отдел (Клей): вводят данные, поясняют использованные формулы

3 отдел (Бухгалтерия): вводят данные, поясняют использованные формулы, дополнительно – покупка валиков

4 отдел (Экономисты): поясняют использованные формулы

7. Этап сообщения домашнего задания

Задача (оформить в тетради)
Три туриста собрались в поход. Они составили список предметов, которые необходимо  взять  с собой. Эти вещи решили разделить по справедливости: на 3 равные по весу части. Как это сделать?
Технология:
1. Создать таблицу необходимых для похода вещей (3 столбца).
2. Дополнить ее столбцами: 1 турист, 2 турист, 3 турист, Вес 1, Вес 2, Вес 3.
3. Дополнить ее строкой: Суммарный вес и подобрать распределение вещей так, чтобы вес для каждого был приблизительно равный, изменяя значение в столбцах D и E.

A

B

C

D

E

F

G

H

I

Наименова­ние

Вес

Кол-во

1 турист

2 ту­рист

3 турист

Вес 1

Вес 2

Вес 3

Палатка

7

1

1

 =С3-D3-E3

 =*D3

 =*E3

 =*F3

Котелок

Топор

Консервы

Крупа

Сухари

Сахар

Суммарный

вес

8. Подведение итогов урока

На следующем уроке мы продолжим изучение «умных» возможностей Excel. Уделим внимание копированию, перемещению формул.

И на прощанье еще одно замечание: конечно, компьютер — отличный помощник в работе. Но только помощник. Машина должна работать, а человек – думать! Думайте!

Задания для 1 группы

Тестовые данные:

Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75

Размеры дверей:0,80х2,00

Размеры окон:0,90х1,50

Кол-во дверей:1

Кол-во окон:2

Размеры рулона обоев:10х0,53

Результаты вычислений:

Оклеиваемая площадь: 60,325

Площадь обоев: 5,3

Кол-во рулонов обоев: 12

Расчет расхода обоев

Ширина

Длина

Высота

Размеры комнаты, м

Размеры дверей, м

Размеры окон, м

Кол-во дверей

Кол-во окон

Оклеиваемая площадь, м2

Длина, м

Ширина, м

Площадь, м2

Кол-во рулонов обоев, шт.

Размеры рулона обоев

Задания для 2 группы
Тестовые данные:

Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75
Размеры дверей:0,80х2,00
Размеры окон:0,90х1,50
Кол-во дверей:1
Кол-во окон:2
Размеры рулона обоев:10х0,53

Результаты вычислений:

Оклеиваемая площадь: 60,325
Площадь обоев: 5,3
Кол-во рулонов обоев: 12
Расчет расхода клея

Ширина

Длина

Высота

Размеры комнаты, м

Размеры дверей, м

Размеры окон, м

Кол-во дверей

Кол-во окон

Оклеиваемая площадь, м2

Норма расхода клея на 1 м2, г

*Кол-во пачек клея округлить до ближайшего большего по модулю целого.

Задания для 3 группы

Заказ

Ширина комнаты:5

Длина комнаты:4,5

Высота комнаты:2,70

Ширина дверей:0,9 (90 см)

Высота дверей:2

Ширина окна:1,1(1м 10см)

Высота окна:1,5 (1м 50 см)

Количество окон:2

Количество дверей:1

Обои: Comfort (данные с этикетки: 10,05х0,53м.)

Клей: виниловый специальный Quality (данные с пачки: масса – 200г, расход на 1 м2 – 5 г.)

Стоимость рулона обоев: 190р.

Стоимость пачки клея: 45р.

Доп: валики: 2 шт. х 40р.

Обоев: 9 рулонов

Клея: 2 пачки

Расчет стоимости покупки

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

1.

Обои

шт

2.

Клей обойный

шт

3.

Итого без скидки, руб.

Размер скидки, %

Сумма скидки, руб.

Итого

* Владельцу дисконтной карты предоставляется скидка в размере 3 %.
Задания для 4 группы

Расчет заработной платы

Рабочих дней

Размер премии в процентах

ФИО

Фактичес-ки отработа-но дней

Оклад, руб.

Премия, руб

Ср. зар. плата в день, руб.

Начислено, руб.

Подо-ходный налог*, руб.

Удержано, руб.

ИТОГО,

руб

* Подоходный налог (13%) округляется до рубля.

Тестовые данные:
Рабочих дней в этом месяце:25
Размер премии: 50
Фактически отработано дней: 20
Оклад:3500,00

Результаты вычислений:

Премия: 1750,00
Ср. зар.плата в день: 210,00
Начислено: 4200,00
Подоходный налог:546,00
Удержано: 546,00
К выдаче: 3654,00

Заполнить таблицу произвольными данными для
3-х сотрудников

Цели: формализация текстовой задачи в
математическую модель с использованием ЭТ,
развитие интереса к предмету, профориентация.

Задачи: уметь применять возможности
ЭТ для решения конкретных жизненных задач; знать
и использовать правила ввода формул в ЭТ; уметь
форматировать данные в ЭТ, вставлять рисунки,
сохранять документ в нужном формате.

Оборудование: компьютерный класс с
мультимедиа проектором, инструкции с заданиями,
таблица калорийности готовых блюд, карточка с
критериями оценивания задания, презентация
“Составляем меню на день”.

План урока:

  1. Введение в тему урока. Постановка целей, задач
    урока. Демонстрация презентации.
  2. Повторение основных правил ввода данных в ЭТ.
  3. Практическая работа.
  4. Итог урока.

Ход урока

Введение в тему урока. Постановка целей,
задач урока.

Ребята, а вы сказки любите?

В русских народных сказках обязательно
упоминается о еде. Даже у А.С. Пушкина: “…И я там
был, мёд-пиво пил…” Мы каждый день едим дома, в
гостях, в школьной столовой.

А кто же готовит еду?

Чтобы приготовить еду, надо составить меню.

Демонстрация презентации
“Составляем меню на день”. Слайд 1.

Что такое меню?

Слайд 2.

Меню – перечень блюд и напитков, подаваемых в
кафе, ресторане, в любом пункте питания.

Где можно составить меню?

Ребята отвечают, что возможно составление меню
на бумажных или электронных носителях. Далее
выясняются преимущества составления меню в
программе Exsel. Ребята постепенно приходят к цели
урока, задачам.

Слайд 3 “Преимущества создания
меню в MS Excel”.

Итак, на уроке необходимо составить меню на
завтрак, обед и ужин в программе Exsel.

Слайд 4.

Оформить лист, используя заливку, границы,
вставить подходящий рисунок. Сохранить в своей
папке под именем “Меню”.

Повторение правил техники безопасности на
компьютере, правил ввода данных в ЭТ,
относительная и абсолютная адресация в ЭТ.

Слайд 5 “Правила ввода данных в MS Excel”.

Разные отображения данных в ЭТ (число, формула).

Слайд 6 – выбор формата ячейки.

Слайд 7 – использование формул в ЭТ.

Слайд 8 – назвать верную запись для формул в
ЭТ (Верный ответ изменяет цвет).

Слайд 9 – вычисление суммы несколькими
способами.

Слайд 10 – подведение итогов.

Инструктаж по выполнению практической работы.
Весь раздаточный материал можно напечатать на
бумаге и раздать выполняющим работу или собрать
в одной папке “Меню” на каждом компьютере.

Слайд 11 – инструктаж по выполнению работы.

Слайд 12 – примерная работа на отметку “3”.

Слайд 13 – примерная работа на отметку “4”.

Подведение итогов урока, выставление оценок в
соответствии с критериями. Лучшие работы
демонстрируются классу. Авторы представляют
свою работу, поясняют, для какой категории
потребителей предназначено меню.

Приложение 1

Таблица калорийности готовых блюд

блюдо Всего килокалорий
Борщ из свежей капусты 30
Борщ из квашеной капусты 47
Суп с макаронами 247
Суп гороховый 242
Окрошка мясная 269
Щи из свежей капусты 88
Лапша домашняя 431
Гуляш говяжий 180
биточки 235
плов 359
шницель 168
Отварная рыба 70
Филе морского окуня 140
винегрет 128
Салат из капусты 83
Салат из огурцов 76
Салат из помидоров 108
Каша гречневая 197
Каша рисовая 152
Каша пшенная 168
Пюре с маслом 141
Блины с маслом 235
Блины с творогом 195
омлет 250
Чай без сахара 2
Чай с лимоном и сахаром 30
кофе 10
сок 60
компот 170
Хлеб с маслом 150

Приложение 2

Критерии оценивания практического
задания

Уровень Практическое задание оценка
Базовый Составить меню не менее чем из трёх блюд
на завтрак, обед, ужин, используя приложение 1.
Подсчитать количество калорий за каждый приём
пищи и в целом за день. Оформить работу, используя
заливку, объединение ячеек, вставить рисунок.
3
Повышенный Используя сайт http://www.babyeda.ru/colory.html,
составить меню не менее чем из трёх блюд на
завтрак, обед, ужин. Подсчитать количество
калорий за каждый приём пищи и в целом за день.
Учесть, что некоторые блюда имеют вес более или
менее, чем 100 грамм. Оформить работу, используя
заливку, объединение ячеек, вставить рисунок.
4
высокий Составить меню не менее чем из трёх блюд
на завтрак, обед, ужин. Подсчитать количество
калорий за каждый приём пищи и в целом за день.
Учесть, что некоторые блюда имеют больший или
меньший вес, чем 100 грамм.

Оформить работу,
используя заливку, объединение ячеек, вставить
рисунок. Указать, для какой категории
потребителей составлено меню (http://www.mcvita.ru/know/table_1.html),
с какого сайта взята таблица калорийности
продуктов.

5

Приложение 3

Инструкция по составлению меню на день в
Exsel

  1. Открой свою папку, создай лист Exsel, назови его
    “меню”.
  2. Открой приложение 2, выбери для себя задание,
    которое сможешь выполнить самостоятельно.
  3. Следуя критериям оценивания, составь меню на
    завтрак, обед и ужин. Подсчитай количество
    калорий за один приём пищи и за день. Используй
    функцию автозаполнения ячеек, формулы.
  4. Оформи работу (можно применить заливку,
    границы), вставь рисунок подходящей тематики.
  5. Проверь работу, позови преподавателя для
    выставления оценки. Аргументируй свой выбор
    уровня сложности задания.

Приложение 4

Используемые источники

  1. Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса/ И.Г.
    Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова,
    М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Информатика. Программы для общеобразовательных
    учреждений, 2 – 11 классы, М., БИНОМ. Лаборатория
    знаний, 2010. Программа курса “Информатика и ИКТ”
    для основной школы (8 – 9 классы), авторы И.Г.
    Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.
  3. http://www.babyeda.ru/colory.html
  4. http://www.mcvita.ru/know/table_1.html
  5. http://sabyna.ru/prazdnichnyj-stol-na-novyj-god-2013.html

Формула предписывает программе Excel порядок действий с числами, значениями в ячейке или группе ячеек. Без формул электронные таблицы не нужны в принципе.

Конструкция формулы включает в себя: константы, операторы, ссылки, функции, имена диапазонов, круглые скобки содержащие аргументы и другие формулы. На примере разберем практическое применение формул для начинающих пользователей.

Формулы в Excel для чайников

Чтобы задать формулу для ячейки, необходимо активизировать ее (поставить курсор) и ввести равно (=). Так же можно вводить знак равенства в строку формул. После введения формулы нажать Enter. В ячейке появится результат вычислений.

Ввод формул.

В Excel применяются стандартные математические операторы:

Оператор Операция Пример
+ (плюс) Сложение =В4+7
— (минус) Вычитание =А9-100
* (звездочка) Умножение =А3*2
/ (наклонная черта) Деление =А7/А8
^ (циркумфлекс) Степень =6^2
= (знак равенства) Равно
< Меньше
> Больше
<= Меньше или равно
>= Больше или равно
<> Не равно

Символ «*» используется обязательно при умножении. Опускать его, как принято во время письменных арифметических вычислений, недопустимо. То есть запись (2+3)5 Excel не поймет.

Программу Excel можно использовать как калькулятор. То есть вводить в формулу числа и операторы математических вычислений и сразу получать результат.

Математическое вычисление.

Но чаще вводятся адреса ячеек. То есть пользователь вводит ссылку на ячейку, со значением которой будет оперировать формула.

Ссылки на ячейки.

При изменении значений в ячейках формула автоматически пересчитывает результат.

Изменение результата.

Ссылки можно комбинировать в рамках одной формулы с простыми числами.

Умножение ссылки на число.

Оператор умножил значение ячейки В2 на 0,5. Чтобы ввести в формулу ссылку на ячейку, достаточно щелкнуть по этой ячейке.

В нашем примере:

  1. Поставили курсор в ячейку В3 и ввели =.
  2. Щелкнули по ячейке В2 – Excel «обозначил» ее (имя ячейки появилось в формуле, вокруг ячейки образовался «мелькающий» прямоугольник).
  3. Ввели знак *, значение 0,5 с клавиатуры и нажали ВВОД.

Если в одной формуле применяется несколько операторов, то программа обработает их в следующей последовательности:

  • %, ^;
  • *, /;
  • +, -.

Поменять последовательность можно посредством круглых скобок: Excel в первую очередь вычисляет значение выражения в скобках.



Как в формуле Excel обозначить постоянную ячейку

Различают два вида ссылок на ячейки: относительные и абсолютные. При копировании формулы эти ссылки ведут себя по-разному: относительные изменяются, абсолютные остаются постоянными.

Все ссылки на ячейки программа считает относительными, если пользователем не задано другое условие. С помощью относительных ссылок можно размножить одну и ту же формулу на несколько строк или столбцов.

  1. Вручную заполним первые графы учебной таблицы. У нас – такой вариант:
  2. Исходный прайс-лист.

  3. Вспомним из математики: чтобы найти стоимость нескольких единиц товара, нужно цену за 1 единицу умножить на количество. Для вычисления стоимости введем формулу в ячейку D2: = цена за единицу * количество. Константы формулы – ссылки на ячейки с соответствующими значениями.
  4. Формула для стоимости.

  5. Нажимаем ВВОД – программа отображает значение умножения. Те же манипуляции необходимо произвести для всех ячеек. Как в Excel задать формулу для столбца: копируем формулу из первой ячейки в другие строки. Относительные ссылки – в помощь.

Находим в правом нижнем углу первой ячейки столбца маркер автозаполнения. Нажимаем на эту точку левой кнопкой мыши, держим ее и «тащим» вниз по столбцу.

Автозаполнение формулами.

Отпускаем кнопку мыши – формула скопируется в выбранные ячейки с относительными ссылками. То есть в каждой ячейке будет своя формула со своими аргументами.

Ссылки аргументы.

Ссылки в ячейке соотнесены со строкой.

Формула с абсолютной ссылкой ссылается на одну и ту же ячейку. То есть при автозаполнении или копировании константа остается неизменной (или постоянной).

Чтобы указать Excel на абсолютную ссылку, пользователю необходимо поставить знак доллара ($). Проще всего это сделать с помощью клавиши F4.

  1. Создадим строку «Итого». Найдем общую стоимость всех товаров. Выделяем числовые значения столбца «Стоимость» плюс еще одну ячейку. Это диапазон D2:D9
  2. Диапазон.

  3. Воспользуемся функцией автозаполнения. Кнопка находится на вкладке «Главная» в группе инструментов «Редактирование».
  4. Инструмент Сумма.

  5. После нажатия на значок «Сумма» (или комбинации клавиш ALT+«=») слаживаются выделенные числа и отображается результат в пустой ячейке.

Результат автосуммы.

Сделаем еще один столбец, где рассчитаем долю каждого товара в общей стоимости. Для этого нужно:

  1. Разделить стоимость одного товара на стоимость всех товаров и результат умножить на 100. Ссылка на ячейку со значением общей стоимости должна быть абсолютной, чтобы при копировании она оставалась неизменной.
  2. Формула доли в процентах.

  3. Чтобы получить проценты в Excel, не обязательно умножать частное на 100. Выделяем ячейку с результатом и нажимаем «Процентный формат». Или нажимаем комбинацию горячих клавиш: CTRL+SHIFT+5
  4. Процентный формат.

  5. Копируем формулу на весь столбец: меняется только первое значение в формуле (относительная ссылка). Второе (абсолютная ссылка) остается прежним. Проверим правильность вычислений – найдем итог. 100%. Все правильно.

Сумма процентов.

При создании формул используются следующие форматы абсолютных ссылок:

  • $В$2 – при копировании остаются постоянными столбец и строка;
  • B$2 – при копировании неизменна строка;
  • $B2 – столбец не изменяется.

Как составить таблицу в Excel с формулами

Чтобы сэкономить время при введении однотипных формул в ячейки таблицы, применяются маркеры автозаполнения. Если нужно закрепить ссылку, делаем ее абсолютной. Для изменения значений при копировании относительной ссылки.

Простейшие формулы заполнения таблиц в Excel:

  1. Перед наименованиями товаров вставим еще один столбец. Выделяем любую ячейку в первой графе, щелкаем правой кнопкой мыши. Нажимаем «Вставить». Или жмем сначала комбинацию клавиш: CTRL+ПРОБЕЛ, чтобы выделить весь столбец листа. А потом комбинация: CTRL+SHIFT+»=», чтобы вставить столбец.
  2. Назовем новую графу «№ п/п». Вводим в первую ячейку «1», во вторую – «2». Выделяем первые две ячейки – «цепляем» левой кнопкой мыши маркер автозаполнения – тянем вниз.
  3. Новая графа.

  4. По такому же принципу можно заполнить, например, даты. Если промежутки между ними одинаковые – день, месяц, год. Введем в первую ячейку «окт.15», во вторую – «ноя.15». Выделим первые две ячейки и «протянем» за маркер вниз.
  5. Дата.

  6. Найдем среднюю цену товаров. Выделяем столбец с ценами + еще одну ячейку. Открываем меню кнопки «Сумма» — выбираем формулу для автоматического расчета среднего значения.

Среднее.
Результат.

Чтобы проверить правильность вставленной формулы, дважды щелкните по ячейке с результатом.

Тема урока: Использование формул для расчетов в Excel

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательные:

1. Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.

2. Изучение правил записи формул в Excel.

3. Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул.

Воспитательные:

1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.

2. Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.

Развивающие:

1. Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.

2. Развитие умения пользоваться различными видами адресации в ходе вычислений по формулам.

Опорные знания и умения:

Базовые понятия электронной таблицы: строка, адрес ячейки, смежные ячейки, столбец, строка формул, ячейка, активная ячейка, рабочая книга,

Новые знания, умения (Модель знаний): правила записи формул в Excel;

Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул

Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:

понимать: сущность видов адресации.

уметь: применять правила записи формул; использовать различные виды адресации при расчетах с помощью математических формул, производить вычисления с помощью формул.

Этапы урока

Цели этапа (конкретизировать!)

Содержание обучения (конкретизировать!)

Организация деятельности учащихся (методы, формы, средства обучения)

Орг. -1 мин

Готовность учащихся к уроку

Приветствие

1. Актуализация и проверка знаний -10 мин

Актуализировать опорные знания по основным понятиям Excel: строка, строка формул, адрес ячейки,смежные ячейки, указатель ячейки, блок ячеек, адрес блока, столбец, ячейка, активная ячейка, рабочая книга, рабочий лист.

Основные понятия электронной таблицы ( в группах проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1) и заполнение контрольного листа(приложение 2)

Форма: групповое обучение. Средства: игра «Информационное домино» ( раздаточный материал) Методы: метод применения знаний.

2. Приобретение новых умений и навыков-12 мин

Сформировать у учащихся представления об видах адресации, умения пользоваться правилами записи формулы.

Формулы, правила записи формулы, виды адресации(относительная адресация ячеек, абсолютная адресация, смешанная адресация). Приложение *

Обьяснительно- иллюстративный метод, визуальные средства(на проекторе учитель иллюстрирует примеры)

3. Первичная проверка понимания учащимися нового материала- 5 мин

Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала: усвоение видов адресации, правил записи математических формул.

Задания (приложение 3) 1. На относительную ссылку;

2. На абсолютную ссылку; 3. На смешанную ссылку.

Форма:индивидуальная работа, средства: компьютер. Методы: репродуктивный.

4. Закрепление знаний- 15 мин

Проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний

Практическая работа «Агенство по продаже недвижимости». Для выполнения задания каждому учащемуся раздается задание с необходимым комментарием к выполнению задания ( приложение 4)

Форма: индивидуальная работа. Средства: компьютер, раздаточный материал. Методы: практический метод.

5. Подведение итогов урока- 2 мин

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Вопросы учащимся на выяснение осознанности

Форма: фронтальная работа. Средства: словесные. Методы: беседа.

Приложение *

Приобретение новых умений и навыков

Формулы представляют собой выражения, по которым выполняются вычисления на рабочем листе. Формула начинается со знака равенства (=). В качестве аргументов формулы обычно используются значения ячеек, например: =A1+B1. В процессе ввода формулы она отображается как в самой ячейке, так и в строке формул. После окончания ввода, которое обеспечивается нажатием клавиши enter, в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. Для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой, в строке формул появится введенная ранее формула. Для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование. Ввод формул производится с помощью клавиатуры. Ввод в формулы имен ячеек можно осуществлять выделением нужной ячейки с помощью мыши. Данные можно копировать и перемещать из одних ячеек или диапазонов ячеек в другие ячейки или диапазоны ячеек. В процессе копирования можно вставлять в ячейки не только сами данные, но и формат данных и параметры оформления ячеек( тип границы и цвет заливки).

Для вычислений в формулах используют различные виды адресации.

Относительная адресация ячеек – обычное явление при вычислениях по формулам. При копировании такой формулы вправо или влево будет изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а при копировании вверх или вниз – номер строки.

.

A

B

С

1

5

=A1+1

=B1+1

2

=A1+B1

7

3

=A2+B2

Пример.

В ячейку A1 внесем число 5, в ячейку B2 – число 7. Вычисление по формуле в ячейке B1 даст число 6, а в ячейке A2 – число 11. При копировании формулы из ячейки B1 в C1 изменяется заголовок столбца и в ячейке C1 будет значение 7. В ячейке A3 будет число 18.

Абсолютная адресация используется в том случае когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Тогда записывают, например, так: =$J$5. Соответственно, при копировании такой формулы в другие ячейки текущего рабочего листа, в них всегда будет значение =$J$5. Если в приведенном выше примере в ячейке B1 заменить A1 на $A$1, то значения в ячейках B1 и C1 будет одинаковым (равным 6).

Смешанная адресация представляет собой комбинацию относительной и абсолютной адресаций, когда одна из составляющих имени ячейки остается неизменной при копировании. Примеры такой адресации: $A3, B$1. В рассмотренном нами выше примере вместо адреса ячейки $A$1 можно использовать адрес $A1, поскольку копирование формулы происходит в пределах одной строки и, следовательно, номер строки изменяться не будет.

Приложение 1

Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1).

Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4 человека в каждой. На каждую подгруппу раздается комплект домино. «Костяшка» домино состоит из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа определение другого понятия. Задача группы – правильно разложить все «костяшки» домино. На выполнения задания дается 5 минут.

1

Строка

2

При копировании остается неизменной одна из составляющих адреса ячейки

3

Адрес ячейки

4

Сетка строк и столбцов

5

Смежные ячейки

6

Отображает содержимое текущей ячейки

7

Ярлычок листа

8

Прямоугольник на пересечении строки и столбца

9

Блок ячеек

10

Определяет ряд в ЭТ, обычно нумеруется

11

Смешанная адресация

12

Несколько рабочих листов, сохраненных как один файл

13

Указатель ячейки

14

Ячейка, в которой осуществляется ввод данных

15

Абсолютная адресация

16

Определяет текущий Рабочий Лист

17

Столбец

18

Представляет собой адрес угловых ячеек, разделенных двоеточием

19

Относительная адресация

20

Прямоугольная область смежных ячеек

21

Строка формул

22

Формируется сочетанием заголовка столбца и номера строки

23

Рабочая книга

24

Определяет колонку в ЭТ, обозначается латинскими буквами

25

Адрес блока

26

При копировании формулы адрес ячейки не изменяется

27

Ячейка

28

Ячейки, имеющие одну общую границу

29

Рабочий лист

30

Определяет текущую ячейку

31

Активная ячейка

32

При копировании формулы может изменяться как заголовок столбца, так и номер строки

Каждая группа получает на руки контрольный лист, на котором в столбик записаны основные понятия ЭТ Excel (приложение 2).

Теперь задача усложняется. Группе необходимо записать на контрольном листе как можно больше определений понятий. На выполнение задания отводится 5-7 минут. За каждое правильно записанное определение группе начисляется 1 балл.

Проверка контрольных листов проводится учителем.

Приложение 2

Основные понятия

Определения

Строка

Столбец

Строка формул

Ячейка

Активная ячейка

Смежные ячейки

Указатель ячейки

Блок ячеек

Адрес ячейки

Адрес блока

Рабочий лист

Рабочая книга

1. По формуле вычислите значение в ячейке С1 (относительная адресация)

A

B

C

1

1

=A1+2

2

3

3

2.По формуле вычислите значение в ячейке С1 и B3 (абсолютная адресация)

A

B

C

1

1

=$A$1 +2

2

3

3

3. По формуле вычислите значение в ячейках С1 и B3 (смешанная адресация)

A

B

C

1

1

=$A1 +2

2

3

3

Приложение 4

Учащимся предлагается выполнить практическую работу «Агенство по продаже недвижимости». Для выполнения задания каждому учащимуся раздается задание с необходимым комментарием к выполнению задания (приложение 4).

Задание разбито условно на три части, что соответствует трем уровням сложности:

  • уровень C (на оценку «3»),

  • уровень B (на оценку «4»),

  • уровень A (на оценку «5»).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АГЕНТСТВО ПО ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ»

Основная таблица

A

B

C

D

E

F

G

H

I

1

Район

Стоимос ть 1 кв.м., $

Площад ь квартир ы, кв.м.

Коэффицие нт престижно сти

Стоимост ь квартир ы, $

Налог на приватизаци ю, $

Плата агентству по продаже недвижимо сти

Стоимость перевода и регистрации недвижимост и

Общая стоимость квартиры и услуг, $

2

Октябрьский

740

42

3,2

3

Советский

584

25

1,5

4

Центральный

750

39

2,7

5

Кировский

695

27

1,9

6

Железнодорожный

740

35

2,9

7

Свердловский

560

22

1,2

Выходные данные

Имя столбца

Название столбца

E

Стоимость квартиры, $ (вычисляется с учетом коэффициента престижности)

F

Налог на приватизацию, $ (1% от стоимости квартиры)

G

Плата агентству по продаже недвижимости, $ (5% от стоимости квартиры)

H

Стоимость перевода и регистрации недвижимости, $ (5% от стоимости квартиры)

I

Общая стоимость квартиры и услуг, $

Уровень C.

1) Стоимость квартиры находится путем произведения стоимости площади квартиры на коэффициент престижности: =B2*C2*D2

2) Налог на приватизацию вычисляется по формуле: =0,01*E2

Уровень B.

1) Вычислите самостоятельно плату агентству по продаже недвижимости (столбец G) и стоимость перевода и регистрации недвижимости (столбец H).

2) Общая стоимость квартиры и услуг находится путем сложения соответствующих значений в столбцах E, F, G, H.

Уровень A.

1) В ячейку A8 занесите курс доллара (1$ = 133 тенге).

2) В столбце J вычислите общую стоимость квартиры и услуг в тенге, на основе курса доллара в ячейке A8.

Like this post? Please share to your friends:
  • Ввод функции массива в excel
  • Ввод форматирование текста excel
  • Ввод функции в excel с клавиатуры
  • Ввод условий в excel если
  • Ввод текста в документ microsoft word