Методическая
разработка учебного занятия
Образовательное учреждение |
Государственное автономное профессиональное Тюменской области «Тюменский колледж транспортных |
Преподаватель |
Старикова Елена Сергеевна |
Профессия/Cпециальность СПО |
23.02.01 «Организация перевозок и |
Группа |
ОП-015-1 |
Дисциплина/профессиональный |
ПД.02 Информатика и ИКТ |
Номер занятия по Дата проведения Тема учебного |
Занятие № 40 20.05.2016 Использование |
Продолжительность учебного занятия |
90 минут |
Цель учебного
занятия: формирование умений по использованию
различных возможностей электронных таблиц и применение их на практике.
Задачи:
Образовательные
(дидактические):
—
обобщить и систематизировать знания: общие принципы
работы табличного процессора MS Excel, составление таблиц,
построение диаграмм и графиков при решении задач;
—
выполнить тестовую работу для выявления уровня
усвоения знаний по теме «Возможности динамических (электронных) таблиц»;
—
выполнить практическую работу на ПК по созданию
таблиц и построению диаграмм в среде Microsoft Excel.
Развивающие:
—
способствовать развитию коммуникативных навыков,
умению формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения;
—
развивать память, логическое и алгоритмическое мышление,
концентрацию внимания, основные мыслительные операции (анализ, синтез,
обобщение);
—
развивать интерес к получению знаний для применения
в процессе дальнейшего освоения основной профессиональной образовательной
программы по специальности;
—
развивать у обучающихся интерес к будущей
профессии, специальности;
—
развивать навыки индивидуальной практической работы.
Воспитательные:
— формировать информационную культуру;
— способствовать формированию профессиональной ориентации и подготовки к
дальнейшему самообразованию в будущей трудовой деятельности;
— формировать умения самостоятельно мыслить, ответственно относиться к выполнению
практической работы на ПК, аккуратности при выполнении работы, умение оценивать
свою работу.
Формы
организации учебной деятельности:
—
индивидуальная работа.
Результаты обучения на учебном занятии
Результат обучения |
Показатели результата |
|
Знания |
||
З.1 |
Назначение |
|
З.1.1 |
Назначение ЭТ как средства автоматизации |
Указывает основные возможности использования ЭТ. |
Умения |
||
У.1 |
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, |
|
У.1.1 |
Применять на практике основные возможности ЭТ, представляя числовую |
Использует возможности ЭТ, представляя |
У.2 |
Соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при |
|
У.2.1 |
Следовать правилам ТБ при использовании ИКТ. |
Соблюдает правила ТБ и гигиены при работе за ПК. |
Формируемые
общие и профессиональные компетенции на учебном занятии
ОК.1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, |
Решает профильные задачи. Переносит условие профильных задач в информационную модель. |
ОК.2 |
Организовывать собственную деятельность, |
Выполняет все виды работ, предлагаемых преподавателем. Использует общие приемы при решении ситуационных задач, формулирует Проводит самооценку выполненной работы. |
ОК.5 |
Использовать |
Эффективно применяет в учебной деятельности средства |
ОК.6 |
Работать в коллективе и команде, |
Взаимодействует с обучающимися и преподавателем в ходе обучения. |
Внутрипредметные
связи:
Наименование |
Раздел, тема |
ПД.02 Информатика |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования Тема 4.1. Возможности настольных |
Межпредметные
связи:
Наименование |
Раздел, тема |
ОУД.01 Математика |
Раздел «Функции, |
ЕН.02 Информатика |
Раздел 3. Пакеты Тема 3.2. |
Тип занятия: совершенствования знаний, умений и навыков
Форма проведения занятия (вид занятия): практическая
работа
Педагогическая
технология (ее элементы): элементы здоровьесберегающих
технологий
Методы обучения, используемые на
учебном занятии:
По |
Беседа Работа с текстом Заполнение сравнительных |
По степени |
Частично-поисковая |
По |
Индивидуальная работа Взаимопроверка деятельности на учебном занятии |
Методическое обеспечение:
—
методическая разработка учебного занятия;
—
презентация;
—
методические указания по выполнению практической
работы по теме 4.2 «Возможности динамических (электронных) таблиц».
Средства обучения: компьютеры с лицензионным программным
обеспечением, мультимедиапроектор с экраном.
Используемая
основная литература:
1.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник
10-11 кл. – М., 2011.-641с.
Дополнительная
литература:
1.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия»,
2013. – 144 с.
Интернет —
ресурсы:
1.
Электронный журнал «Информатика и информационные
технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info
2.
Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов — ФЦИОР. Форма доступа: http://www.fcior.edu.ru
Технологическая
карта учебного занятия
Этап |
Время (мин) |
Задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Формы |
Ожидаемый (показатели) |
I. Организационный |
1 |
Подготовить обучающихся к работе |
Приветствует обучающихся. Отмечает присутствующих. Проверяет |
Приветствуют преподавателя. Проверяют |
Наблюдение |
Полная |
II. Подготовка |
20 |
Актуализация опорных знаний и обеспечение мотивации на применение |
Организует повторение ранее изученного Инструктаж по выполнению теста Подводит обучающихся к осознанию темы, цели |
Повторяют ранее Выполнение теста |
Взаимопроверка по эталону |
Выполнение теста более 70% усвоения теоретического |
Физкультминутка |
5 |
Повысить |
Предлагает обучающимся |
Выполняют |
Наблюдение |
Повышение работоспособности обучающихся |
III. Закрепление |
50 |
Способствовать |
Организует Инструктаж по ТБ перед выполнением |
Индивидуальное выполнение практической |
Оценивание |
Выполнение |
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия |
12 |
Дать анализ и Провести рефлексию по усвоению изучаемой |
Возвращается к Комментирует |
Высказывают свое мнение по усвоенному учебному материалу и о |
Наблюдение Выставление |
Получение обучающимися информации о реальных Составление синквейна |
V. Домашнее |
2 |
Обеспечение понимания цели, содержания и |
Озвучивает ДЗ, дает рекомендации по его выполнению. Домашнее задание — создание базы данных в Microsoft |
Записывают в тетрадь домашнее задание |
Проверка |
Понимают содержание домашнего задания и |
Методические
указания по выполнению практической работы №20
Тема «Использование различных
возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий
из различных предметных областей»
Цель работы: формирование умений по
использованию различных возможностей электронных таблиц и применение их на
практике.
Задачи:
—
повторить материал по теме 4.2 «Возможности
динамических (электронных) таблиц»;
—
выполнить тестовую работу для выявления уровня
усвоения знаний по теме 4.2 «Возможности динамических (электронных) таблиц»;
—
выполнить практическую работу на ПК по созданию
таблиц и построению диаграмм в среде Microsoft Excel.
Пояснительная записка
Согласно рабочей учебной программы и
календарно-тематическому плану данная практическая работа выполняется во время
учебного занятия №41 в рамках темы 4.2 «Возможности
динамических (электронных) таблиц».
Для выполнения практической работы предоставляется рабочее место,
раздаточный материал в виде заданий.
План выполнения практической
работы:
1.
Повторить требования по
соблюдению техники безопасности.
Техника |
|
Запрещается:
|
|
Включение ПК: 1) включить системный блок; 2) включить монитор (если выключен). |
Выключение ПК: 1) завершить все работающие программы; 2) через Пуск выключить системный блок. |
2.
Повторить теоретический материал по теме 4.2 «Возможности
динамических (электронных) таблиц» с помощью конспекта
(приложение 1).
3.
Выполнить тестовую работу
(приложение 2).
4.
Выполнить практические задания на ПК.
5.
Ответить на контрольные
вопросы.
6.
Выполненную работу сдать на
проверку.
Содержание
отчёта по практической работе
1.
Результаты
выполненной тестовой работы.
2.
Ответы на
контрольные вопросы.
3.
Вывод по
работе.
I.
Задания для выполнения
практической работы №20.
Задание 1. Создать таблицу, показанную на рисунке.
A |
B |
C |
D |
Е |
||
1 |
Выполнение |
|||||
2 |
Наименование |
Среднегодовая (млн. |
Среднесписочное |
Производство (млн. |
Выполнение (в |
|
3 |
Аккумуляторный |
3 |
360 |
3,2 |
103,1 |
|
4 |
Завод |
7 |
380 |
9,6 |
120 |
|
5 |
Завод |
2 |
220 |
1,5 |
109,5 |
|
6 |
Мебельная |
3,9 |
460 |
4,2 |
104,5 |
|
7 |
Моторный |
3,3 |
395 |
6,4 |
104,8 |
|
8 |
Фанерный |
2,8 |
280 |
2,8 |
108,1 |
|
9 |
Станкостроитель ный |
6,5 |
580 |
9,4 |
94,3 |
|
10 |
Приборостроительный |
6,6 |
200 |
11,9 |
125 |
|
11 |
Швейная |
2 |
270 |
2,5 |
101,4 |
|
12 |
Ремонтно-механический |
4,7 |
340 |
3,5 |
102,4 |
|
13 |
ИТОГО: |
41,8 |
3485 |
55 |
||
Алгоритм
выполнения задания.
1.
В ячейке А1 записать название таблицы.
2.
В ячейках А2:Е2 записать шапочки таблицы с
предварительным форматированием ячеек, для этого:
2.1.
Выделить диапазон ячеек А2:Е2.
2.2.
Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат
Ячеек/Выравнивание.
2.3.
Установить переключатель «переносить по словам».
2.4.
В поле «по горизонтали» выбрать «по
центру», ОК.
2.5.
В поле «по вертикали» выбрать «по центру»,
ОК.
2.6.
Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости
ширину столбцов вручную.
3.
Заполнить столбец А названиями предприятий,
предварительно отформатировав диапазон ячеек А3:А13 по образцу ячейки В2, для
этого:
3.1.
Выделить ячейку В2.
3.2.
Выполнить команду Формат по образцу на
панели инструментов (кнопка в виде кисточки), к указателю мыши добавится значок
кисточки.
3.3.
С нажатой левой кнопкой мыши обвести диапазон
А3:А13.
3.4.
Набрать текст с названиями предприятий, подбирая
при необходимости ширину столбцов вручную.
4.
Набрать цифровые данные таблицы.
5.
Подсчитать итоговые данные по столбцам, используя
команду Автосумма.
6.
Рассортировать предприятия по разным видам
показателей, для этого:
6.1.
Выделить шапочку заголовка «Выполнение плана (в
процентах)» (ячейка Е2), выполнить команду Сортировка и фильтр (по
возрастанию (значок А/Я↓ на панели инструментов)), проверить изменение
таблицы.
6.2.
Выполнить команду Сортировка по убыванию значок (Я/А↓),
проверить изменение таблицы. Отменить сортировку.
6.3.
Повторить сортировки для столбцов D, C, В, выделяя соответственно ячейки D2, С2, В2.
7.
Рассортировать предприятия по алфавиту:
7.1.
Выделить шапочку «Наименование предприятия»,
выполнить команду Сортировка и фильтр (по возрастанию (значок А/Я↓)).
7.2.
Отметить, что в середину списка предприятий попала
графа ИТОГО:
7.3.
Отменить результаты последней сортировки, щёлкнув
по кнопке Отменить на панели инструментов (закруглённая синяя стрелка).
7.4.
Для выполнения нормальной сортировки необходимо
отделить пустой строкой итоговые данные таблицы, для этого:
7.4.1.
Выделить строку 13, щёлкнув по заголовку строки.
7.4.2.
Выполнить команду Вставка/Строки.
7.5.
Провести сортировку по п. 7.1, отметить изменение
таблицы.
8.
Провести сортировку с помощью команды Данные/Сортировка,
для этого:
8.1.
Выполнить эту команду.
8.2.
В поле Сортировать по выбрать из списка
нужный заголовок.
Установить переключатель «по
возрастанию» (или «по убыванию»), ОК.
Задание 2. На 2-ом листе открытого документа создать и заполнить таблицу продаж,
показанную на рисунке.
A |
B |
C |
D |
E |
|
1 |
Продажа |
||||
2 |
Модель |
Квартал |
Квартал |
Квартал |
Квартал |
3 |
ВАЗ 2101 |
3130 |
3020 |
2910 |
2800 |
4 |
ВАЗ 2102 |
2480 |
2100 |
1720 |
1340 |
5 |
ВАЗ 2103 |
1760 |
1760 |
1760 |
1760 |
6 |
ВАЗ 2104 |
1040 |
1040 |
1040 |
1040 |
7 |
ВАЗ 2105 |
320 |
320 |
320 |
320 |
8 |
ВАЗ 2106 |
4200 |
4150 |
4100 |
4050 |
9 |
ВАЗ 2107 |
6215 |
6150 |
6085 |
6020 |
10 |
ВАЗ 2108 |
8230 |
8150 |
8070 |
7990 |
11 |
ВАЗ 2109 |
10245 |
10150 |
10055 |
9960 |
12 |
ВАЗ 2110 |
12260 |
12150 |
12040 |
11930 |
13 |
ВАЗ 2111 |
14275 |
14150 |
14025 |
13900 |
Алгоритм выполнения
задания.
- Записать
исходные значения таблицы, указанные на рисунке. - Заполнить
графу Модель значениями ВАЗ2101-2111, используя операцию Автозаполнение. - Построить
диаграмму по всем продажам всех автомобилей, для этого:
Выделить всю таблицу (диапазоеА1:Е13).
Выполнить команду Вставка/Диаграмма.
Выбрать Тип Гистограммы и Вид 1 (Гистограмма
с группировкой).
На вкладке Конструктор в группе Макеты
диаграмм выбрать Макет 9. Подписать оси и название диаграммы.
На вкладке Конструктор в группе Расположение
нажать Переместить диаграмму и в открывшемся окне выбрать на
отдельном листе.
- Изменить
фон диаграммы:
Щёлкнуть правой кнопкой мыши по серому фону
диаграммы (не попадая на сетку линий и на другие объекты диаграммы).
В появившемся контекстном меню выбрать пункт Формат
области диаграммы.
В диалоговом окне Формат области диаграммы
выбрать цвет фона (Заливка), например, Рисунок или текстура.
- Отформатировать
Легенду диаграммы (надписи с пояснениями).
Щёлкнуть левой кнопкой мыши по области Легенды
(внутри прямоугольника с надписями), на её рамке появятся маркеры выделения.
С нажатой левой кнопкой передвинуть область Легенды
на свободное место на фоне диаграммы.
Увеличить размер шрифта Легенды на вкладке Главная.
Изменить фон легенды, для
этого:
Щёлкнуть правой кнопкой мыши внутри области Легенды.
Выбрать в контекстном меню пункт Формат
легенды.
На вкладке Заливка выбрать желаемый цвет
фона Легенды, Закрыть.
Увеличить размер шрифта и фон заголовка и подписей
осей диаграммы.
Увеличить размер области Легенды, для этого
подвести указатель мыши к маркерам выделения области Легенды, указатель
примет вид ↔ двунаправленной стрелки, с нажатой левой кнопкой раздвинуть
область.
Задание 3. На 3-ем листе открытого документа построить графики
функций Sin x и Cos x.
A |
B |
C |
D |
E |
|
1 |
Графики |
||||
2 |
Х, |
Х, |
Sin x |
Cos x |
|
3 |
0 |
=А3*3.14159/180 |
=SIN(В3) |
=COS(В3) |
|
4 |
15 |
||||
5 |
Алгоритм выполнения
задания.
- Записать
заголовок и шапочки таблицы. - Записать
в ячейки А3:А4 значения 0 и 15, в ячейках B3:D3 указанные формулы. - Выделить
ячейки А3:А4, выполнить автозаполнение диапазона А5:А27 значениями угла 0-360
градусов. - Выделить
ячейки В3:D3, выполнить автозаполнение в тех же
пределах. - Выделить
диапазон С2:D27, Вставка/График. - Разместить
график на отдельном листе. - Дать
название графику и осям, отформатировать, подобрав цвета.
Критерии оценивания:
Результат, подлежащий оценке |
Оценка |
Работа |
5 |
Работа |
4 |
Работа |
3 |
Работа |
2 |
Работа |
1 |
II.
Контрольные вопросы к практической работе
1.
Перечислите и поясните основные типы входных
данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы.
2.
Что надо сделать в случае ошибки при вводе данных?
3.
Как отредактировать содержимое ячейки?
4.
Как очистить ячейку?
5.
Как выполняется сортировка по возрастанию
(убыванию)?
6.
Какие типы диаграмм вы знаете?
7.
В каких случаях используются различные тапы
диаграмм?
8.
Какие параметры можно устанавливать при построении
диаграмм?
Рекомендуемые источники информации:
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник
10-11 кл. – М., 2011.-641с.
2. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб.
пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2013. –
144 с.
Приложение 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Электронные таблицы – это программа
для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых
данных.
На сегодняшний день Excel является самой мощной программой,
предназначенной для работы с электронными таблицами. Она обладает множеством функций,
которые окажут вам существенную помощь в повседневной работе. Следует сказать,
что в мире существуют и другие табличные редакторы – например, российский
Лексикон-XL.
Одной из важнейших особенностей электронных таблиц является способность
связывать ячейки друг с другом с помощью формул, причем, программа позволяет
работать с разными форматами отображения чисел – денежными, целыми, датой,
временем, процентами и многими другими.
Ячейка — место пересечения столбца и строки.
Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес.
Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и
заголовка строки, например: Al, B5, E7. Ячейка, с которой производятся какие-то
действия, выделяется рамкой и называется активной.
Основные типы данных в ЭТ
Числа: целый, дробный, процентный,
экспоненциальный.
Специальный вид: дата, время, денежный.
Текст.
Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и
математических действий между ними.
Правила записи формулы: 1.Формула начинается со знака =;
2.Адреса ячеек пишутся
латинскими буквами;
3.Конец формулы
отмечается клавишей Enter.
Что означает формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?
Содержимое ячеек А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2.
Посмотреть формулу можно в Строке формул.
Виды ссылок на адреса ячеек
Ссылка Excel — это адреса ячеек в формуле,
которые нужно посчитать. Бывает относительная ссылка Excel, абсолютная
или смешанная. Указывая адрес ячейки в формуле, мы даем
компьютеру ссылку на ячейку, которую нужно прибавить, умножить,
т.д. Автоматически при написании формулы ставятся относительные ссылки.
Относительная ссылка Excel — когда при
копировании и переносе формул в другое место, в формулах меняется адрес ячеек
относительно нового места.
Относительные ссылки в формулах удобны тем, что, где необходимо ввести
много однотипных формул при составлении таблицы, это ускоряет работу,
скопировав эту формулу.
Но, иногда нужно, чтобы ссылки в скопированных ячейках оставались
неизменными, адрес ячейки не менялся. Тогда приходит на помощь абсолютная
ссылка Excel. Для этого перед названием столбца и названием строки в
формуле ставим знак «$». Например: относительная ссылка «A1», а абсолютная ссылка «$A$1». Теперь
при копировании этой ячейки с абсолютной ссылкой в другое место таблицы, адрес
ячейки не изменится. Это нужно, когда, например, добавили строки, столбцы в
таблицу.
Изменить относительную ссылку на абсолютную можно
просто. Выделим ячейку, в строке формул в конце формулы ставим курсор,
можно выделить всю формулу и нажимаем на клавиатуре F4.
Если нажмем один раз, то и столбец, и строка в формуле станут
абсолютными (перед их адресами будет стоять знак доллара $).
Если еще раз нажмем F4, то будет знак доллара стоять только у буквы
столбца — это уже смешанная ссылка.
Если еще раз нажать F4, то знак доллара будет стоять у адреса строки —
другая смешанная ссылка.
Смешанная ссылка в Excel – это когда
что-то одно (или адрес столбца, или адрес строки) не меняются при переносе
формулы. Например: $A1 (абсолютная ссылка на столбец
«А» и относительная ссылка на строку «1») или A$1 (относительная ссылка на столбец и абсолютная ссылка на строку).
В ЭТ есть группы встроенных функций:
математические, статистические, финансовые, дата и время.
Среди математических: суммирование, степенная функция, квадратный корень.
Excel предоставляет возможность представить информацию не только в виде
рабочего листа, но и в виде диаграммы, которая отображает данные нагляднее,
облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Диаграмма — это графическое представление данных рабочего листа.
Диаграммы Microsoft Excel группируются по
нескольким основным типам: с областями, линейчатая, гистограмма, график,
круговая, объемная с областями, объемная линейчатая, объемная гистограмма,
объемный график, объемная круговая, объемная поверхностная и т.д. Каждый тип
диаграммы имеет, по крайней мере, один подтип, являющийся вариацией какого-то
исходного.
Документом
Microsoft Excel является файл с произвольным именем и
расширением xlsx.
Приложение 2
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
ТЕСТ
1. Электронная таблица — это:
- прикладная
программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы
данных; - прикладная программа для обработки кодовых
таблиц; - устройство ПК,
управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме; - системная
программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.
2. Электронная таблица предназначена для:
- обработки
преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц; - упорядоченного
хранения и обработки значительных массивов данных; - визуализации
структурных связей между данными, представленными в таблицах; - редактирования графических представлений больших объемов
информации.
3. Электронная таблица представляет собой:
- совокупность нумерованных
строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов; - совокупность
поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов; - совокупность
пронумерованных строк и столбцов; - совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем
произвольным образом.
4. Строки электронной таблицы:
- именуются пользователями произвольным
образом; - обозначаются буквами русского алфавита;
- обозначаются буквами латинского алфавита;
- нумеруются.
5. В общем случае столбцы электронной таблицы:
- обозначаются буквами латинского алфавита;
- нумеруются;
- обозначаются буквами русского алфавита;
- именуются пользователями
произвольным образом.
6. Для пользователя ячейка электронной таблицы
идентифицируется:
- путем
последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении
которых располагается ячейка; - адресом машинного
слова оперативной памяти, отведенного под ячейку; - специальным
кодовым словом; - именем,
произвольно задаваемым пользователем.
7. Вычислительные формулы в ячейках
электронной таблицы записываются:
- в обычной математической записи;
- специальным
образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для
записи выражений в электронных таблицах; - только с
использованием встроенных функций; - по правилам, принятым
исключительно для баз данных.
8. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной
таблице имеет вид:
- 5(A2+C3)/3(2B2-3D3);
- 5*(A2+C3)/3*2*B2-3*D3;
- 5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3));
- 5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)).
9. Выберите верную запись формулы для
электронной таблицы:
- C3+4*D4;
- C3=C1+2*C2;
- A5B5+23;
- =A2*A3-A4.
10. При перемещении или копировании в
электронной таблице абсолютные ссылки:
- не изменяются;
- преобразуются вне зависимости от нового
положения формулы; - преобразуются в зависимости от нового
положения формулы; - преобразуются в
зависимости от длины формулы.
11. При перемещении или копировании в
электронной таблице относительные ссылки:
- преобразуются вне зависимости от нового
положения формулы; - преобразуются в зависимости от длины
формулы; - не изменяются;
- преобразуются в
зависимости от нового положения формулы.
12. Диапазон — это:
- совокупность ячеек, образующих в таблице
область прямоугольной формы; - все ячейки одной строки;
- все ячейки одного столбца;
- множество
допустимых значений.
13. Активная ячейка — это ячейка:
- для записи команд;
- содержащая
формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных; - в которой содержатся ссылки на содержимое
зависимой ячейки; - в которой
выполняется ввод команд в данный момент.
14. Какая формула
будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:
- =A1*A2+B2;
- =$A$1*$A$2+$B$2;
- =$A$1*A3+B3;
- =$A$2*A3+B3;
- =$B$2*A3+B4?
15. Чему будет
равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:
- 20;
- 15;
- 10;
- 30?
16. Чему будет
равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:
- 280;
- 140;
- 40;
- 35?
Ключ
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
№ ответа |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
3 |
4 |
2 |
Критерии оценки
Кол-во |
15-16 |
12-14 |
9-11 |
менее |
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Приложение 3
«Синквейн»
Синквейн является быстрым, эффетивнм инструментом для
анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать
понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн
на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-ая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-ая строка – два прилагательных, характеризующих данное
понятие;
3–я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках
заданной темы;
4-ая строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы
или отношения к ней;
5-ая строка – синоним ключевого слова.
Электронная таблица- способ
структурированного хранения и обработки
данных.
Функции:
-
Создание таблиц разной сложности
-
Выполнение расчётов
-
Создание текстовых документов.
Современные электронные таблицы-
интегрированные системы, выполняющие
функции:
-
Табличного процессора
-
Текстового редактора
-
Графического редактора
Примеры: excel, works, supercalc, risicalc.
MSE- продукция интегрированного
пакета Microsoft office.
Отличит способности:
-
Единый графический интерфейс
-
Поддержка интеграции данных
Возможности:
-
Создание и обработка таблиц
-
Обработка в таблицах данных различного
типа -
Выполнение расчётов
-
Обработка списков
-
Применение инструментов деловой графики
-
Защита данных
-
Поддержка технологии OLE
-
Автоматизация данных с помощью мастеров
-
Широкий набор инструментов для анализа
данных
Способы вызова:
-
Пуск/Программы/MSE
-
Пуск/Выполнить/excel.exe
-
Program files/Microsoft office/office/excel.exe
2. Основные понятия
Excel
(ячейки, рабочие листы, рабочие книги).
Модель ячейки
Excel.
Рабочая книга- основной документ MSE,
совокупность рабочих листов. Книга1.XLS.
Шаблон рабочей книги- образец документа
MSE, включает параметры
форматирования, стили, текст. Книга.XLT
Рабочая область- совокупность и взаимное
расположение рабочей книги, открытых
в текущем сеансе работы. RESUME.XLW
Рабочий лист- совокупность строк(65536) и
столбцов(256) на пересечении которых
ячейка.
Ячейка- минимальная единица электронной
таблицы, предназначенная для хранения
и обработки данных.
Модель ячейки: адрес(А1 или R1C1),
имя, значение(в строке формул),
формат(формат/ ячейки), стиль(формат/стиль)
3. Общие способы
управления Excel
(с помощью мыши, клавиатуры). Меню как
средство управления. Виды меню, их
функции.
По листу:
-
Сtrl+home (в
первую ячейку листа) -
Сtrl+end (в
последнюю заполненную ячейку листа) -
Ctrl+PgUp(down)
(перемещение между листами книги) -
Ctrl+ кнопка управлением
курсором вниз (в последнюю ячейку
столбца) -
Сtrl+кнопка управлением
курсора вправо (в последнюю ячейку
строки)
По рабочей книге:
-
ЛКМ по вкладкам листов.
-
С помощью кнопок перехода между ярлыками
листов
Главное |
Панель задач/Пуск Для общего управления |
ЛКМ+Пуск; WIN; |
Системное |
В строке заголовка приложения слева. Для управления окном |
ALT+Пробел; ЛКМ |
Командное |
Под строкой заголовка. Для управления |
ЛКМ; F10; ALT; |
Пиктографическое |
Содержит понятные кнопки для часто |
ЛКМ |
Контекстное |
Содержит команды для управления |
ПКМ. Кнопка список на клавиатуре |
4. Структура
пользовательской электронной таблицы
(ПЭТ). Технология создания ПЭТ.
СТРУКТУРА ПЭТ:
ПЭТ разделяется на часть рабочего листа
и документ для печати.
Рабочий лист включает: описательную и
расчётную часть. Документ для печати:
колонтитулы, содержание, графика.
Этапы формирования ПЭТ:
Этап1.Постановка задачи терминах
конечного пользователя.
Этап2.Выбор метода решения задачи.
Этап3.Разработка алгоритма решения
задач.
Этап4.Разработка макета таблицы для
решения задачи.
Этап5.Создание макета средствами MS
Excel:
1.Заголовок таблицы; наименование граф,
параметров;
2.Расчётные формулы;
3.Контроль ввода исходных данных;
4.Формат ячеек;
Этап6.Отладка таблицы и её корректировка.
Этап7.Документирование и защита таблицы:
1.Свойства рабочей книги;
2.Описание метода решения;
3.Примечание к ячейкам с данными и
формулами;
4.Защита от изменений данных в ячейке и
структуры книги;
Этап8.Печать таблицы.
Этап9.Сопровождение.
5. Типы
данных Excel.
Правила ввода в ячейки информации
различного типа: числа, строки, даты.
Тип данных |
Выравнивание по умолчанию |
Особенности ввода |
Ввод значений как текста |
Текст |
По левому краю |
1. длинный текст перекрывает соседние 2.Если соседняя ячейка |
|
Число |
По правому краю |
1.Большие числа вводятся в экспоненциальном 2.Знак 3.Добавляется 4.Число в круглых |
Если перед числом или датой поставить |
Дата |
По правому краю |
Определяется национальным стандартом. |
6. Вычисление
в таблице Excel.
Составные элементы формул. Правила
записи формул.
Формула- последовательность операндов,
разделённая операторами, начинающаяся
со знака =
Формула: =(операнды, операторы)
Правила записи формул:
-
Перед вводом формулы надо поставить
знак =. -
Ссылки на диапазоны ячеек задавать
мышью -
При вводе формул использовать мастер
функций: (Вставка/функция; На
пиктографическом меню f(x). -
Проверять парность скобок самостоятельно.
7. Понятие и виды
операндов в формулах Excel.
Операнды- объекты, над которыми выполняются
действия.
Операнды |
Пример |
Константы: |
|
число |
8; 90; 1000,8 |
текст |
Ссылка; поле |
дата |
03.07.2011; 2011-04-06 |
логические |
И; ИЛИ |
ошибки |
#Ссылка!; #Число!; |
Ссылки на ячейки: |
|
относительные |
A8; B10; |
абсолютные |
$A$8; $B$10; |
смешанные |
$A8; B$10 |
Трёхмерные |
Лист!B8, лист2! $B$8 |
Внешние |
[книга1.xls] |
Функции: |
|
имя |
A2; B10; C8; |
аргумент |
ПИ(); sin(A2); |
результат |
Результатом может быть число, текст, |
Массивы: |
{B8:E10} |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Контрольный тест по теме: «Электронные таблицы MS Excel»
I вариант
1. Электронная таблица – это:
1) устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
2)прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
3) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц;
4) прикладная программа для обработки кодовых таблиц
2. В электронной таблице при перемещении или копировании формул относительные ссылки:
1) преобразуются независимо от нового положения формулы;
2) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
3) преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах;
4) не изменяются
3. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
1) 8D; 2) К3; 3) 49; 4) CF
4. Для того, чтобы одновременно выделить несколько ячеек, необходимо:
1) нажать и удерживать клавишу <ALT>;
2) это сделать невозможно;
3) нажать и удерживать клавишу <CTRL>;
4) выделить диапазон ячеек;
5. В каком из указанных диапазонов содержится ровно 15 ячеек электронной таблицы:
1) F7 : H10; 2) А1: C5; 3) I5 : K8; 4) D7 : F8;
6. Среди приведенных записей отыщите формулу для электронной таблицы.
1) S7C5-C3A2;
2) A1= S7*C5-C3*A2;
3) S7*C5-C3*A2;
4) = S7*C5-C3*A2.
7. В ячейку А8 ввели формулу =(С6 – С7)*$D$4. Затем эту формулу распространили вправо. Какая формула содержится в ячейке F8?
Ответ:__________
8. В ячейку F13 ввели формулу =F12 / $B4. Затем эту формулу распространили вниз. Какая формула содержится в ячейке F15?
Ответ:___________
9. В ячейки C3, C4, D3, D4 введены соответственно числа 10, 4, 6, 5.
Какое число будет находиться в ячейке D8 после введения в эту ячейку формулы =СУММ(C3:D4)?
1) 2;
2) 14;
3) 15;
4) 25.
10. В первую ячейку ряда ввели некоторую формулу, которую затем распространили вправо. В одной из ячеек оказалась следующая формула:
Самостоятельно впишите формулы во все остальные ячейки ряда.
11. Имена каких строк и столбцов при копировании формулы =$F23+Y$21 не будут меняться:
12. Каково число диапазонов, суммируемых в формуле: =СУММ(F2;F6:F15;C13:C55;H1:H5;J1;L1;L2;N1:O12)
13.В ячейку внесена формула см. рис., как она изменится при копировании в G 6?
14. В ячейку внесена формула см. рис., как она изменится при копировании на три ячейки вправо?
15 Укажите, что определяет функция СРЗНАЧ в программе Excel?
среднее арифметическое заданного диапазона ячеек
среднее значение от деления ячеек
упорядочивание по убыванию чисел
поиск самого короткого текста
16.Какая кнопка построит гистограмму? |
||
1. |
3. |
|
2. |
4. |
II вариант
1. Назначение MS Excel:
1)проведение расчётов;
2)проведение расчётов, решение задач оптимизации;
3)проведение расчетов, решение задач оптимизации, построение диаграмм;
4)проведение расчетов, решение задач оптимизации, построение диаграмм, создание web-документов.
2. В электронной таблице при перемещении или копировании формул абсолютные ссылки:
1) преобразуются независимо от нового положения формулы;
2) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
3) преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах;
4) не изменяются
3. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
1) DF;
2) F12;
3) АБ3;
4) В1А
4. Среди приведенных записей отыщите формулу для электронной таблицы.
1) B9C1 — S3G1;
2) L5 = D5/C8 — A3*C3;
3) F7 * C8 – C4 * L2;
4) = D5 *C8 — A3/C2.
5. Сколько ячеек содержит диапазон D4 : E5 в электронной таблице:
6. В ячейку B15 ввели формулу =(С6 – $D$6)*$E$6. Затем эту формулу распространили вниз. Какая формула содержится в ячейке B18?
______________
7. В ячейку С10 ввели формулу =$C$8 * C9*25%. Затем эту формулу распространили вниз. Какая формула содержится в ячейке С14?
______________
8. В электронной таблице значение формулы =СУММ(В1:В2) равно 5.
Чему равно значение ячейки В3, если значение формулы =СУММ (В1: В3) равно 11?
1) 6;
2) -6;
3) 16;
4) -16.
9. Документ электронной таблицы называется:
1)рабочим листом
2)рабочим журналом
3)рабочей газетой
4)рабочей книгой
10. В первую ячейку ряда ввели некоторую формулу, которую затем распространили вниз. В одной из ячеек оказалась следующая формула:
Самостоятельно впишите формулы во все остальные ячейки ряда.
11. Имена каких строк и столбцов при копировании формулы=$F15+K$44 будут меняться:
12. Каково число диапазонов, суммируемых в формуле: =СУММ(F2;F6:F15;$A$6:C13;H1:H5;J1;L1;N1)
13. Как измениться формула при копировании ее в ячейку M 18 (см рис.)?
14. Как измениться формула СУММ(C2:F2)*$B2 при копировании ее из ячейки G 2 в ячейку G 8?
15 Укажите, что определяет функция СУММПРОИЗВ в программе Excel?
для получения суммы квадратов указанных чисел
сумму заданного диапазона ячеек
сумму произведений двух диапазонов
поиск производной от числа
16.Какая кнопка построит график? |
||
1. |
|
3. |
2. |
|
4. |
Инструкция к выполнению теста «Электронные таблицы MS Excel»
В ходе выполнения данного теста курсанты должны заполнить следующую таблицу:
ФИО курсанта |
____________________ |
Взвод Вариант № |
_____ _____ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
При наличии варианта ответа — написать соответствующую цифру, если необходимо вписать ответ, то вписывают его в строчку, соответствующую номеру вопроса. В 10 вопросе необходимо записать по порядку как будут выглядеть формулы.
На каждый вопрос возможен только один правильный вариант ответа.
Система оценивания контрольного теста по информатике «Электронные таблицы MS Excel»
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
6 |
4 |
=(C9 – $D$6)*$E$6 |
7 |
=(H6-H7)*$D$4 |
=$C$8* C13*25% |
8 |
=F14 /$B6 |
1 |
9 |
4 |
4 |
10 |
=A6/A$2 =B6/B$2 =C6/C$2 =D6/D$2 =E6/E$2 |
=E4/F$3 =E5/F$3 =E6/F$3 =E7/F$3 =E8/F$3 |
11 |
3 |
2 |
12 |
8 |
2 |
13 |
=F6/$F10 |
=$M6/M$16 |
14 |
=$B$6*СУММ(E18:E19) |
=СУМММ(C8:F8)*$B8 |
15 |
1 |
3 |
16 |
4 |
2 |
Володина Ольга Анатольевна преподаватель ГБПОУ Колледж Полиции
Тест по Электронные таблицы с ответами
Правильные ответы отмечены +
Тесты по начальному уровню знаний excel
1. Основное назначение электронных таблиц-
а) редактировать и форматировать текстовые документы;
б) хранить большие объемы информации;
+в) выполнять расчет по формулам;
г) нет правильного ответа.
Тест. 2. Что позволяет выполнять электронная таблица?
а) решать задачи на прогнозирование и моделирование ситуаций;
+б) представлять данные в виде диаграмм, графиков;
в) при изменении данных автоматически пересчитывать результат;
г) выполнять чертежные работы;
3. Можно ли в ЭТ построить график, диаграмму по числовым значениям таблицы?
+а) да ;
б) нет;
4. Основным элементом электронных таблиц является:
а) Цифры
+б) Ячейки
в) Данные
Тесты по среднему уровню знаний excel
1. Какая программа не является электронной таблицей?
а) Excel ;
б) Quattropro;
в) Superkalk;
+г) Word;
2. Как называется документ в программе Excel?
а) рабочая таблица ;
+б) книга;
в) страница;
г) лист;
3. Рабочая книга состоит из…
а) нескольких рабочих страниц;
+б) нескольких рабочих листов;
в) нескольких ячеек;
г) одного рабочего листа;
4. Наименьшей структурной единицей внутри таблицы является..
а) строка ;
+б) ячейка;
в) столбец;
г) диапазон;
5. Ячейка не может содержать данные в виде…
а) текста;
б) формулы;
в) числа;
+г) картинки;
6. Значения ячеек, которые введены пользователем, а не получаются в результате расчётов называются…
а) текущими;
б) производными;
+в) исходными;
г) расчетными;
7. Укажите правильный адрес ячейки.
а) Ф7;
+б) Р6;
в) 7В;
г) нет правильного ответа;
8. К какому типу программного обеспечения относятся ЕТ?
а) к системному;
б) к языкам программирования;
+в) к прикладному;
г) к операционному;
9.Тест. Формула — начинается со знака…
а)» ;
б) №;
+в) =;
г) нет правильного ответа;
10. Какая ячейка называется активной?
а) любая;
б) та, где находится курсор;
+в) заполненная;
г) нет правильного ответа;
11. Какой знак отделяет целую часть числа от дробной
а) :
б) ;
в) .
+г) нет правильного ответа;
12. Какого типа сортировки не существует в Excel?
а) по убыванию;
+б) по размеру;
в) по возрастанию;
г) все виды существуют;
Тесты по высокому уровню знаний excel
1. Как можно задать округление числа в ячейке?
+а)используя формат ячейки ;
б) используя функцию ОКРУГЛ();
в) оба предыдущее ответа правильные;
г) нет правильного ответа;
Тест — 2. В качестве диапазона не может выступать…
а)фрагмент строки или столбца ;
б) прямоугольная область;
+в) группа ячеек: А1,В2, С3;
г) формула;
3. Что не является типовой диаграммой в таблице?
а) круговая;
+б) сетка;
в) гистограмма;
г) график;
4. К какой категории относится функция ЕСЛИ?
а) математической;
б) статистической;
+в) логической;
г) календарной.
5. Какие основные типы данных в Excel?
а) числа, формулы;
+б) текст, числа, формулы;
в) цифры, даты, числа;
г) последовательность действий;
6. как записывается логическая команда в Excel?
а) если (условие, действие1, действие 2);
б) (если условие, действие1, действие 2);
+в) =если (условие, действие1, действие 2);
г) если условие, действие1, действие 2.
7. Как понимать сообщение # знач! при вычислении формулы?
а) формула использует несуществующее имя;
б) формула ссылается на несуществующую ячейку;
+в) ошибка при вычислении функции ;
г) ошибка в числе.
8.Тест. Что означает появление ####### при выполнении расчетов?
+а) ширина ячейки меньше длины полученного результата;
б) ошибка в формуле вычислений;
в) отсутствие результата;
г) нет правильного ответа.
Тесты по теме — Табличный процессор, электронные таблицы excel сборник 2019.
1. В электронных таблицах нельзя удалить:
— Текстовые данные ячеек
+ Имена ячеек
— Столбцы
2. Минимальной составляющей таблицы является:
+ Ячейка
— Строка
— Книга
3. В электронных таблицах имя ячейки образуется:
— Произвольным образом
— Путем соединения имен строки и столбца
+ Путем соединения имен столбца и строки
4. Табличный процессор – это:
+ Группа прикладных программ, которые предназначены для проведения расчетов в табличной форме
— Команда приложения Excel, вызов которой приводит к выполнению расчетов по введенным в таблицу данным
— Специальная компьютерная программа, помогающая преобразовывать массивы данных из текстового вида в табличный
5. Рабочая книга табличного процессора состоит из:
— Таблиц
— Строк и столбцов
+ Листов
6. Табличный процессор – это программный продукт, предназначенный для:
— Создания и редактирования текстовой информации
+ Управления табличными базами данных
— Работы с данными, представленными в виде электронных таблиц
7. Основными функциями табличного процессора являются:
— Структурирование данных в таблицы; выполнение вычислений по введенным в таблицы данным
+ Все виды действий с электронными таблицами (создание, редактирование, выполнение вычислений); построение графиков и диаграмм на основе данных из таблиц; работа с книгами и т.д.
— Редактирование таблиц; вывод данных из таблиц на печать; правка графической информации
8. К табличным процессорам относятся:
+ Quattro Pro 10, Lotus 1-2-3
— Microsoft Excel, Freelance Graphics
— Paradox 10, Microsoft Access
9. К встроенным функциям табличных процессоров относятся:
— Экономические
+ Расчетные
— Математические
тест 10. Какие типы диаграмм позволяют строить табличные процессоры?
+ График, точечная, линейчатая, гистограмма, круговая
— Коническая, плоская, поверхностная, усеченная
— Гистограмма, график, локальное пересечение, аналитическая
11. Математические функции табличных процессоров используются для:
— Исчисления средних значений, максимума и минимума
— Расчета ежемесячных платежей по кредиту, ставок дисконтирования и капитализации
+ Расчета тригонометрических функций и логарифмов
12. Документ табличного процессора Excel по умолчанию называется:
+ Книгой
— Томом
— Таблицей
13. Табличный процессор обрабатывает следующие типы данных:
— Матричный, Временной, Математический, Текстовый, Денежный
— Банковский, Целочисленный, Дробный, Текстовый, Графический
+ Дата, Время, Текстовый, Финансовый, Процентный
14. Статистические функции табличных процессоров используются для:
— Проверки равенства двух чисел; расчета величины амортизации актива за заданный период
+ Вычисления суммы квадратов отклонений; плотности стандартного нормального распределения
— Расчета кортежа из куба; перевода из градусов в радианы
15. Какова структура рабочего листа табличного процессора?
— Строки, столбцы, командная строка, набор функций
— Ячейки, набор функций, строка состояния
+ Строки и столбцы, пересечения которых образуют ячейки
16. Как называется документ, созданный в табличном процессоре?
+ Рабочая книга
— Рабочий лист
— Рабочая область
17. Финансовые функции табличных процессоров используются для:
— Вычисления произведения аргументов; определения факториала числа
— Определения ключевого показателя эффективности; построения логических выражений
+ Расчетов дохода по казначейскому векселю и фактической годовой процентной ставки
18. Табличные процессоры относятся к какому программному обеспечению?
+ Прикладному
— Функциональному
— Специализированному
19. В виде чего нельзя отобразить данные в электронной таблице?
— Чисел и букв
+ Оператора
— Формул
тест_20. Дан фрагмент электронной таблицы с числами и формулами.
Чему равно значение в ячейке Е3, скопированное после проведения вычислений в ячейке Е1?
— 180
— 110
+ 135
21. Расширение файлов, созданных в Microsoft Excel – это:
+ .xls
— .doc
— .bmp
22. Координата в электронной таблице – это адрес:
+ Клетки в электронной таблице
— Данных в столбце
— Клетки в строке
23. Какие типы фильтров существуют в табличном процессоре Excel?
— Тематический фильтр, автофильтр
+ Автофильтр, расширенный фильтр
— Текстовый фильтр, числовой фильтр
24. Наиболее наглядно будет выглядеть представление средних зарплат представителей разных профессий в виде:
— Круговой диаграммы
— Ярусной диаграммы
+ Столбчатой диаграммы
25. 30 ячеек электронной таблицы содержится в диапазоне:
+ E2:G11
— A15:D20
— C4:F9
26. Выберите абсолютный адрес ячейки из табличного процессора Excel:
— D$3$
— D3
+ $D$3
27. Скопированные или перемещенные абсолютные ссылки в электронной таблице:
+ Не изменяются
— Преобразуются в соответствии с новым положением формулы
— Преобразуются в соответствии с новым видом формулы
28. Активная ячейка – это ячейка:
— С формулой, в которой содержится абсолютная ссылка
+ В которую в настоящий момент вводят данные
— С формулой, в которой содержится относительная ссылка
29. Отличием электронной таблицы от обычной является:
+ Автоматический пересчет задаваемых формулами данных в случае изменения исходных
— Представление связей между взаимосвязанными обрабатываемыми данными
— Обработка данных различного типа
тест-30. Совокупность клеток, которые образуют в электронной таблице прямоугольник – это:
— Ранг
+ Диапазон
— Область данных
31. В табличном процессоре Excel столбцы:
+ Обозначаются буквами латинского алфавита
— Обозначаются римскими цифрами
— Получают имя произвольным образом
32. Символ «=» в табличных процессорах означает:
— Фиксацию абсолютной ссылки
+ Начало ввода формулы
— Фиксацию относительной ссылки
33. Какого элемента структуры электронной таблицы не существует?
— Полосы прокрутки
— Строки формул
+ Командной строки
34. Числовое выражение 15,7Е+4 из электронной таблицы означает число:
+ 157000
— 157,4
— 0,00157
35. В одной ячейке можно записать:
+ Только одно число
— Одно или два числа
— Сколько угодно чисел
36. Подтверждение ввода в ячейку осуществляется нажатием клавиши:
— Tab
— F6
+ Enter
37. Содержимое активной ячейки дополнительно указывается в:
— Поле имени
+ Строке формул
— Строке состояния
38. Для чего используется функция Excel СЧЕТ3?
— Для подсчета ячеек, содержащих числа
— Для подсчета пустых ячеек в диапазоне ячеек
+ Для подсчета заполненных ячеек в диапазоне ячеек
39. Функция ОБЩПЛАТ относится к:
+ Финансовым
— Математическим
— Статистическим
тест*40. Укажите верную запись формулы:
— B9C9+64
+ =D3*D4-D5
— A1=A3+2*B1
41. Маркер автозаполнения появляется, когда курсор устанавливают:
+ В правом нижнем углу активной ячейки
— В левом верхнем углу активной ячейки
— По центру активной ячейки
42. Диапазоном не может быть:
— Прямоугольная область
— Фрагмент столбца
+ Группа ячеек D1, E2, F3
43. Можно ли убрать сетку в электронной таблицу Excel?
— Нет
+ Да
— Да, если снята защита от редактирования таблицы
44. Если при выполнении расчетов в ячейке появилась группа символов #########, то это означает, что:
+ Ширина ячейки меньше, чем длина полученного результата
— Допущена синтаксическая ошибка в формуле
— Полученное значение является иррациональным числом
45. В электронной таблице выделен диапазон ячеек A1:B3. Сколько ячеек выделено?
— 4
— 2
+ 6
План урока:
Понятие и назначение электронных таблиц
Рабочий лист и книга, ячейка и ее адрес, диапазон ячеек
Интерфейс MS Excel: строка заголовка, строка меню, панель инструментов
Типы данных в Excel
Виды ссылок: абсолютные и относительные
Встроенные функции и их использование
Диаграмма. Виды и порядок построения диаграммы
Понятие и назначение электронных таблиц
Электронной таблицей (табличным процессором) называют программное обеспечение, основными задачами которого являются создание, изменение, сохранение и визуализация данных, представленных в табличной форме.
Современные электронные таблицы выпускаются и поддерживаются разными коммерческими производителями, а также открытыми сообществами разработчиков, но основные функциональные возможности этих продуктов, представленные на первом рисунке, схожи.
Рисунок 1 – Основные функции электронных таблиц
Как правило, электронные таблицы предназначены для решения следующих задач:
— хранение разнородных данных в электронном виде в табличной форме;
— организация вычислений, выполняемых в автоматическом режиме;
— статистический анализ данных и поиск управленческих решений;
— построение графиков и диаграмм для наглядного представления данных;
— создание отчетов в форматах, удобных для последующей печати или распространения в сети.
Рабочий лист и книга, ячейка и ее адрес, диапазон ячеек
Электронные таблицы представляют собой строгую иерархическую конструкцию из книг, содержащих листы, каждый из которых разделен на пронумерованные строки и столбцы, по аналогии с архивными записями или бухгалтерскими книгами прошлого века, для замены которых была придумана этап программа. Далее работу с электронными таблицами мы будем рассматривать на примере Microsoft Excel.
Книгой в среде Excel называют файл, содержащий один или несколько листов с данными, часто объединенных по какому-то признаку, например, расписания занятий на каждый день недели.
Рабочий лист электронной таблицы – это базовый элемент Excel, представляющий собой отдельную таблицу, имеющую свое имя (заголовок), и свою внутреннюю адресацию. Именно на листах хранятся и редактируются данные, задаются формулы для расчетов и выводятся графики.
Адресация рабочего листа Excel задается в двумерной системе координат, где первой координатой является столбец листа, а второй – строка.
Ячейка Excel – это хранилище одного элемента данных таблицы, доступ к которому осуществляется по адресу ячейки – номерам столбца и строки, на пересечении которых находится ячейка. Например, ячейка, расположенная в столбце «B» строки «6», будет иметь адрес «B6».
Диапазоном ячеек называют прямоугольную область, охватывающую стразу несколько строк и/или столбцов. Такие области имеют составную адресацию. Например, диапазон, охватывающий столбцы от «A» до «E» и строки от «4» до «9» включительно, будет иметь адрес «A4:E9».
Интерфейс MS Excel: строка заголовка, строка меню, панель инструментов
Интерфейс электронной таблицы Excel видоизменяется с каждым выпуском, следуя общему стилю и функциональности всего пакета MS Office. Тем не менее некоторые ключевые элементы, такие как строка заголовка, меню и панель инструментов присутствуют в каждой версии.
Строка заголовка, помимо стандартных кнопок сворачивания/разворачивания/закрытия, присущих большинству программных окон, содержит название текущей открытой книги, что позволяет идентифицировать ее среди множества других открытых книг.
Рисунок 2 – Строка заголовка Excel
Под строкой заголовка располагается меню, в состав которого в стандартном режиме работы входят следующие разделы:
— «Файл»;
— «Главная»;
— «Вставка»;
— «Разметка страницы»;
— «Формулы»;
— «Данные»;
— «Рецензирование»;
— «Вид»;
— «Разработчик»;
— «Справка».
Рисунок 3 – Строка меню
При выполнении определенных задач состав меню может динамически видоизменяться, дополняясь новыми пунктами. Например, при редактировании диаграмм добавляются «Конструктор диаграмм» и «Формат».
Рисунок 4 – Динамически добавляемые пункты меню
На панели инструментов Excel, находящейся непосредственно под строкой меню, размещаются элементы управления, относящиеся к данному разделу. Пример содержимого панели приведен на рисунке.
Рисунок 5 – Фрагмент панели инструментов для пункта меню «Главная»
Типы данных в Excel
Мы уже выяснили, что в таблицах можно хранить разнородные данные, но, чтобы Excel мог их правильно отображать, сортировать и корректно обрабатывать в функциях, каждому элементу данных должен быть сопоставлен его тип.
Тип данных – это формальное соглашение о том, какой объем памяти будет занимать элемент данных, как он будет храниться, обрабатываться в формулах и преобразовываться в другие типы.
Основные типы данных Excel:
— число;
— текст;
— дата и время;
— логическое значение;
— формула.
В большинстве случаев тип данных определяется автоматически, но бывают ситуации, когда Excel «не понимает» что имел в виду пользователь, тогда формат данных (включающий тип и способ его представления) указывают вручную. Это можно сделать как для отдельных ячеек, так и для целых столбцов, строк или диапазонов. Функция выбора формата доступна из контекстного меню.
Рисунок 6 – Команда контекстного меню для выбора формата данных
В появившемся окне «Формат ячеек», в первой его вкладке «Число», можно указать формат данных.
Рисунок 7 – Окно «формат ячеек»
Не все форматы отвечают за разные типы данных. Например, форматы «Числовой», «Денежный» и «Финансовый» – это просто разные представления числового типа, определяющие количество знаков после запятой, правила вывода отрицательных чисел, разделители разрядов и пр.
Виды ссылок: абсолютные и относительные
Поскольку каждая ячейка, строка, столбец или диапазон имеют свой адрес, при составлении формул и выражений мы можем ссылаться на эти элементы.
Ссылка в Excel – это адрес элемента или группы элементов данных, заданный в абсолютном или относительном виде.
Относительная ссылка – это простой адрес вида «столбец, строка», используемый в качестве аргумента в формуле. Относительной она называется потому, что Excel запоминает расположение адресуемой ячейки относительно ячейки с формулой, и при изменении положения формулы на листе будет меняться и ссылка.
Примеры относительных ссылок: «B3», «F2», «AP34».
Абсолютная ссылка – это адрес вида «$столбец, $строка», ссылающийся на ячейку, позиция которой остается неизменной при перемещении ячейки с формулой. Допускается отдельно «фиксировать» столбец или строку, указывая перед ними знак «$».
Примеры абсолютных ссылок:
— на ячейку E32: «$E$32»;
— на столбец F: «$F2»;
— на строку 4: «A$4».
Порядок создания формулы в Excel
Рассмотрим шаги создания формулы на примере произведения чисел.
При правильном выполнении всех шагов, в ячейке C1 отобразится произведение чисел из ячеек A1 и B1. Более того, это произведение будет автоматически изменяться при изменении множителей.
Ошибки при вводе формул
При вводе новой формулы в ячейку, перед ее выполнением Excel осуществляет синтаксический анализ выражения и контроль входящих в него ссылок. Несоответствия приводят к выводу ошибки, которую необходимо устранить, прежде чем формула будет вычисляться.
Самые распространенные ошибки при вводе формул:
«#ДЕЛ/0!» – произошло деление на ноль или на пустую ячейку;
«#Н/Д» – один из аргументов функции в данный момент недоступен;
«#ИМЯ?» – некорректно задано название функции или аргумента;
«#ПУСТО!» – указанный диапазон не содержит ячеек;
«#ЧИСЛО!» – ячейка содержит значение, которое нельзя преобразовать в число;
«#ССЫЛКА!» – ссылка некорректна;
«#ЗНАЧ!» – один или несколько аргументов функции принимают недопустимые значения.
Встроенные функции и их использование
Программный пакет Excel не был бы таким эффективным и удобным инструментом, если бы не огромное количество встроенных функций, позволяющих пользователям, не являющимся ни программистами, ни математиками, решать задачи анализа данных разной степени сложности, приложив минимум усилий.
В списке встроенных представлены математические, логические, статистические и финансовые функции, операции обработки текста, дат и времени, процедуры взаимодействия с базами данных.
Для использования встроенных функций откройте раздел меню «Формулы». На панели инструментов появятся кнопка «Вставить функцию», а также библиотека функций с удобными рубрикаторами по типам решаемых задач.
Рисунок 13 – Библиотека функций на панели инструментов
Рассмотрим использование встроенных функций на конкретном примере.
Пример вычисления математической функции
Допустим, перед нами стоит задача определения среднего балла ученика по имеющемуся списку оценок.
Шаг 1. На пустом листе в столбце B создайте список дисциплин, а в столбце C – соответствующих им оценок. Под списком дисциплин разместите ячейку с текстом «Средний балл».
Шаг 2. Поместите курсор в ячейку столбца C, расположенную напротив ячейки с текстом «Средний балл». В меню выберите пункт «Формулы» и нажмите на панели инструментов кнопку «Вставить функцию».
Шаг 3. Из списка функций выберите «СРЗНАЧ» — вычисление среднего значения, и нажмите кнопку «ОК». Появится окно заполнения аргументов функции, в которое Excel уже автоматически вписал столбец оценок.
Шаг 4. Если автоматически выбранный диапазон вас не устраивает, его можно скорректировать вручную. В нашем случае в диапазон попала ячейка с адресом C9, в которой никаких оценок нет. Ограничьте диапазон строками с третьей по восьмую, просто выделив его мышью.
Шаг 5. Подтвердите выбор, нажав кнопку «ОК». В ячейке C10 при этом появится среднее значение.
Шаг 6. Выводимое значение получилось не очень красивым, ограничим его одним знаком после запятой. Для этого щелкните правой кнопкой мыши по ячейке и в контекстном меню выберите «Формат ячеек…»
Шаг 7. В появившемся окне выберите формат «Числовой», число десятичных знаков – 1.
Теперь расчет и отображение среднего балла работают как нам нужно.
Диаграмма. Виды и порядок построения диаграммы
Диаграмма в excel – это форма наглядного графического представления набора данных.
Доступ к панели инструментов «Диаграммы» осуществляется через меню «Вставка».
В Excel имеется множество шаблонов диаграмм, объединенных в группы, самые популярные среди которых:
— гистограммы;
— точечные диаграммы;
— графики;
— круговые диаграммы.
Рассмотрим пошаговый порядок построения диаграммы успеваемости по четвертям учебного года. В качестве наиболее подходящего вида диаграммы определим столбчатую (гистограмму).
Шаг 1. Дополните таблицу из предыдущего примера тремя столбцами оценок, сформировав тем самым аттестацию за четыре четверти. Над оценками проставьте номера соответствующих четвертей.
Шаг 2. Выделите на листе область, охватывающую все введенные данные и подписи.
Шаг 3. В меню «Вставка» — «Диаграммы» выберите первый элемент – «Гистограмма».
Шаг 4. Проверьте корректность создания диаграммы, при необходимости отмените шаги 2,3 и выделите диапазон заново.
Шаг 5. Измените название диаграммы. Щелкнув по нему мышью, введите «Успеваемость по четвертям».
Шаг 6. Слева на оси оценок мы видим значения 0 и 6. Таких оценок не бывает, поэтому исправим формат вывода. Наведите курсор мыши на ось оценок, нажмите правую кнопку и выберите «Формат оси…».
Шаг 7. В открывшемся окне параметров введите минимум – 1, максимум – 5, основные и промежуточные деления – 1.
Шаг 8. Добавьте к диаграмме таблицу оценок, нажав кнопку «+» в правом верхнем углу диаграммы и выбрав «Таблица данных».
Если вы все сделали правильно, то диаграмма будет выглядеть как на рисунке.
Поздравляем! Вы научились основам ввода, обработки и визуализации данных в программе Microsoft Excel.