Уроки информатики в школе excel

Изучение программы  MsExcel осуществляется в течение 11 уроков в 4 классе, но каждый урок помимо освоения данной программы включает и изучение теоретических вопросов информатики, согласно программы.

Тема урока Кол-во часов
Знакомство с программой Ms Excel. 1
Назначение электронных таблиц
Интерфейс программы Ms Excel 1
Адресация. Диапазон ячеек 2
Составление простых формул 2
Построение диаграмм 2
Работа над учебным проектом 2
Защита работы 1
Всего: 11

Остановимся подробно на каждой из тем.

Урок 1
Знакомство с Ms Excel. Назначение ЭТ

Задача: познакомить учащихся с программой  MsExcel и выяснить ее основное              назначение.

  1. показываю некоторые возможности ЭТ;
  2. учащиеся называют те профессии, в работе которых можно использовать ЭТ и для каких целей;
  3. варианты запуска программы.

Для перехода к электронным таблицам в программе MsWord  учащиеся создают таблицу «Новогодний подарок» (Приложение 1),  структуру которой они должны разработать дома, используя предложенные данные (Приложение 2).
Как сосчитать стоимость покупки проблем у ребят не вызывает. (пользуются калькулятором). Но создается проблемная ситуация за маленький промежуток времени изменить  вначале цену, затем количество конфет. В конце концов ребята запутываются.
И тут им на помощь прихожу я. А знаете ли вы, что есть такая таблицы, которые умеют считать? Только ими нужно грамотно управлять.
На этом уроке я знакомлю учащихся с некоторыми возможностями программы, обсуждаем профессии, в работе которых можно использовать ЭТ и для каких целей; а также учимся запускать данную программу.

Урок 2
Интерфейс программы
MsExcel
Задача: объяснить учащимся, что у каждой ячейки есть свой адрес, называть и показывать определенный адрес ячейки.
На данном  уроке вновь создается проблемная ситуация: мы пришли в магазин, в котором каждая из игрушек занимает свое место. Как объяснить продавцу, который не понимает цвета, какого цвета игрушка нам нужна? (Рисунок 1)
Для отработки  адресов ячеек  использую задание «Дом» (Приложение 3),  где необходимо зажечь в указанных окнах свет.

Урок 3-4
Диапазон ячеек
Задача: научить понимать понятие диапазона, давать ему имя, применять некоторые элементы оформления ячеек.

  • Знакомство с понятием «диапазон ячеек»;
  • Внешний вид ячеек


Рисунок 1

Для этих уроков использую задания «Восстанови рисунок», где указаны диапазоны ячеек и соответствующий цвет (Приложение 4, Приложение 5).
Задания данного типа очень нравятся учащимся, они сами составляют дома аналогичные  задания и приносят на уроки информатики.

Урок 5-6
Составление простых формул
Задача: научить составлять простые математические формулы в программе MsExcel.

  1. Запись формулы;
  2. Применение адресов в формулах

Изучение данной темы осуществляется через задание «Сколько жителей в доме?», (Рисунок 2) где необходимо заселить жителей и составить формулы для подсчета по подъездам, по этажам и по всему дому. Учащиеся видят, как изменяя количество жителей хоть в одной квартире, автоматически меняется все значения. (Приложение 6).


Рисунок 2

Также использую задание «Паровоз» (Приложение 7).

Урок 7-8
Построение диаграмм
Задача: научить представлять числовую информацию в графической форме, а также читать простые диаграммы.

  1. Строить таблицы для диаграммы;
  2. Строить круговую и столбчатую диаграммы;
  3. Читать готовые диаграммы.

В подобранных заданиях от учащихся требуется не только внимание, но и осуществляется развитие информационной компетентности. (Приложение 8)

Урок 9-10
Работа над учебным проектом
В связи с тем, что учащиеся начальных классов любят выполнять различные творческие задания, последние уроки занимаемся проектной деятельностью.
И если в прошлом учебном году учащиеся 4-го класса выполняли проект «Калькулятор для Пончика», то в этом году учащиеся получили в результате учебного проекта продукт «Настенный календарь» (Рисунок 3).

Алгоритм работы проекта «Настенный календарь» — Приложение 9


Рисунок 3

Этот проект состоял из 3-х этапов: мотивационный, где обратила внимание ребят на практическую значимость проекта, проработали шаблон календаря; конструктивный этап – непосредственное выполнение проекта (использовался алгоритм). Третий этап – это защита проекта.

Урок 11
Защита проектов

Литература

  • Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А.Аверкин., Н.В.Матвеева, Т.А. Рудченко, Л.А.Семенов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. – 477 с.: ил.
  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», № 4 – 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 96 с.: ил.
  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», № 8 – 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 96 с.: ил.

Слайд 1

Табличный процессор MS Excel в школьном курсе информатики Учитель физики и информатики МБОУ «Школа №137» Еремичева Наталья Ивановна

Слайд 2

Актуальность исследования Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как информацию добывать, интегрировать или создавать.

Слайд 3

Объект исследования — процесс обучения школьному курсу информатики и ИКТ. Предмет исследования – табличный процессор MS Excel и его вычислительные возможности при изучении темы «Моделирование физических процессов» на уроках информатики в старшей школе.

Слайд 4

Цель исследования: исследовать вычислительные возможности программы MS Excel на примере изучения раздела «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики.

Слайд 5

Глава 1. Табличный процессор MS Excel и его место в школьном курсе информатики Глава 2. Изучение темы «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики.

Слайд 6

Характеристика табличного процессора MS Excel

Слайд 7

Основные возможности электронных таблиц: 1. проведения однотипных сложных расчетов над большими наборами данных; 2. автоматизация итоговых вычислений; 3. решение задач путем подбора значений параметров; 4. обработка (статистический анализ) результатов экспериментов; 5. проведение поиска оптимальных значений параметров (решение оптимизационных задач); 6. подготовка табличных документов; 7. построение диаграмм (в том числе сводных) по имеющимся данным; 8. создание и анализ баз данных (списков).

Слайд 8

Всего рабочий лист может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от А до IV. Строки последовательно нумеруются цифрами, от 1 до 65 536 (максимально допустимый номер строки).

Слайд 9

Структура электронных таблиц 1. финансовые функции; 2. функции даты и времени; 3. арифметические и тригонометрические (математические) функции; 4. статистические функции; 5. функции ссылок и подстановок; 6. функции баз данных (анализа списков); 7. текстовые функции; 8. логические функции; 9. информационные функции (проверки свойств и значений); 10.инженерные функции; 11.внешние функции.

Слайд 10

Анализ данных в MS Excel · Обработка списка с помощью различных формул и функций; · Построение диаграмм и использование карт MS Excel ; · Проверка данных рабочих листов и рабочих книг на наличие ошибок; · Структурирование рабочих листов; Автоматическое подведение итогов (включая мастер частичных сумм); · Консолидация данных; · Сводные таблицы; · Специальные средства анализа выборочных записей и данных — подбор параметра, поиск решения

Слайд 11

Построение диаграмм

Слайд 12

Построение диаграмм

Слайд 13

Основные функции пакета анализа (Описательная статистика) • Среднее значение (среднее арифметическое, медиана, мода) • Усредненное значение • Разброс (диапазон разброса данных) • Дисперсия • Стандартное (среднеквадратическое) отклонение • Квартили • Доверительный интервал

Слайд 14

Поиск решения – функция подбора параметра

Слайд 15

Использование программы MS Excel в школьном курсе информатики Профильное обучение информатике в X — XI классах проводится по следующим учебникам:

Слайд 16

Изучение темы «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики Данная тема предназначена для изучения в 11 классе. Эта тема хорошо представлена в учебнике Семакина «Информатика 11 класс.» Данная тема позволяет изучать физику с использованием новых информационных технологий и компьютерного обучения. Это позволяет учащемуся осмыслить физические задачи как объекты или явления физической реальности, понять их как модели, построить эти модели, проанализировать методами машинного эксперимента с разработкой алгоритма и программы решения с помощью компьютера.

Слайд 17

Цели: научить учащихся: строить информационные модели объектов и процессов из предметной области физика; разрабатывать компьютерные модели с использованием языков программирования QBasic и Турбо Паскаль, а также электронных таблиц Microsoft Excel ; проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей. формировать и развивать исследовательские навыки учащихся.

Слайд 18

Логико-дидактический анализ темы «Моделирование физических процессов». Эта тема входит в раздел «Компьютерное моделирование» на которое отводится 36 часов. В этот раздел входит тема «Моделирование физических процессов» на которую отводится 19 часов.

Слайд 19

Изучаемые вопросы: Табличные процессоры. Области применения электронных таблиц. Запись формул, относительная адресация. Основные типы расчетных задач.

Слайд 20

В результате обучения учащиеся должны: Знать (понимать): понятие «электронная таблица» , «табличный процессор»; основные информационные единицы (ячейки, строки, столбцы, блоки) и способы их идентификации; типы данных электронной таблицы; Уметь: создавать и использовать различные формы представления информации (формулы, графики, диаграммы, таблицы) в динамических электронных таблицах; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания информационных объектов, простейших моделей объектов и процессов при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебе, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.[9]

Слайд 21

Конспект урока по теме «Табличный процессор MS Excel » в 11 классе (по учебнику «Информатика 11 класс» авторов И.Г. Семакина, Е.К. Хенера ) Цель урока: Познакомить учащихся с назначением и структурой табличного процессора MS Excel . Познакомить с системой команд и основными режимами работы табличного процессора MS Excel . Обучить их основным приемам работы с табличным процессором MS Excel . Научить учащихся организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц.

Слайд 22

Тип урока: Комбинированный, т.е. лекция (объяснение нового материала) + практика (закрепление изученного материала). Форма проведения урока: беседа, практическая индивидуальная работа.

Слайд 23

Заключение При написании данной работы я дала характеристику функциональным и вычислительным возможностям программы MS Excel . Проанализировала использование MS Excel при изучении информатики в старшей школе. Охарактеризовала постановку темы «Моделирование физических процессов» в профильном курсе информатики и ИКТ. Разработала тематическое и поурочное планирование темы «Моделирование физических процессов».

Конспект урока по теме: «Знакомство с электронной таблицей»

Проведен в 2015 году.

Цели и задачи урока:

  • Познакомить с электронной таблицей EXCEL

  • Научить вводить данные в числовой и текстовой информации

  • Научить использовать формулы при несложных вычислениях

  • Закрепить на примере выполнения практической работы

  • Воспитывать интерес к учёбе через работу на компьютере

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Фронтальный опрос.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление на примере практической работы (во время практической работы физкультминутка).

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Объяснение нового материала:

Мы уже познакомились с обработкой текстовой и графической информации на ПК. Сегодня начнём рассмотрение приёмов обработки числовой информации (учитель на доске ещё раз демонстрирует числовую информацию).

  • Почему информация называется числовой? ( представлена в виде чисел)

  • Что означает компьютер? (дословно компьютер означает “вычислитель”, т.е. тот, кто занимается математическими расчётами)

Вычисления с помощью ручки и бумаги довольно скучный процесс. Каждый знает, как легко ошибиться, а если ошибку вовремя не заметить, то вся работа пойдёт на смарку. Раньше, когда не было компьютера, сложные вычисления выполняли целые коллективы людей. Отнимало это очень много времени и сил. Вычислители исписывали огромное количество бумаги.

Для обработки числовой информации на ПК служат специальные программы, которые называются электронными таблицами (сокращённо ЭТ).

Из истории: Первая электронная таблица Vizicalc (визуальный компьютер) была создана в 1979 г. Д. Бриклином и Р. Фреэнкстоном. Первыми кто стал применять ЭТ, были экономисты, которые с восторгом приняли это новшество.
Главное назначение ЭТ — выполнять различные расчёты. ЭТ позволяют автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчётами.
Мы сегодня будем знакомиться с ЭТ Microsoft EXSEL. Загрузка этой электронной таблицы осуществляется аналогично Microsoft Word.

  • Кто напомнит, как загружается текстовый редактор? (Пуск — программы — Microsoft Word)
    Аналогично запускаются ЭТ (Пуск — программы — Microsoft EXSEL)

  • Загрузите эту программу.
    Электронная таблица напоминает шахматную доску: сверху буквы — какого алфавита? (латинского), а слева числа. ЭТ состоит из строк и столбцов, а на пересечении строк и столбцов располагается основной элемент таблицы: Ячейка.

Ячейка имеет имя или адрес, который составляется из обозначения столбца и строки. Двигаться по ячейкам можно, используя клавиши со стрелками или “мышь”.

  • Сейчас в какой ячейке вы находитесь? (А1 ). Слева в окошечке показано имя ячейки.

  • Подвигайтесь вправо, вниз. Сколько ячеек? (много).

Оказывается, что всего 16 384 строк и 256 столбцов. Если вы ушли далеко внутрь таблицы, то специальными клавишами можно вернуться обратно.

  • В электронную таблицу можно вводить текстовые и числовые исходные данные и формулы, в которых ПК автоматически выводит результат. Далее на примерах рассмотреть, как вводятся данные в ЭТ, чем отличается ввод данных в ЭТ от текстового документа.

  • В наше время ЭТ широко используются при начислении зарплаты, решают инженерные задачи-расчёты по формулам и построение графических зависимостей. Но самое интересное, что электронные таблицы можно использовать в повседневной жизни- анализ израсходованных средств, оплата счетов и другое. Мы с вами пока ещё не инженеры, не бухгалтеры и не экономисты.

Рассмотреть, как вводятся формулы в ячейку, как можно отредактировать формулу.

4. Практическая работа по теме
“Знакомство с электронной таблицей”

Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей? (выполняется на компьютере)

Наименование

Цена в рублях

Количество

Стоимость

1

Хлеб

9,6

2

=С2*D2

2

Кофе

2,5

5

=С3*D3

3

Молоко

13,8

2

=С4*D4

4

Пельмени

51,3

1

=С5*D5

5

Чипсы

25

1

=С6*D6

Итого:

=Е2+Е3+Е4+Е5+Е6

После выполнения работы получаем:

Наименование

Цена в рублях

Количество

Стоимость

1

Хлеб

9,6

2

19,2

2

Кофе

2,5

5

12,5

3

Молоко

13,8

2

27,6

4

Пельмени

51,3

1

51,3

5

Чипсы

25

1

25

Итого:

135,6

Ответ: на чипсы 130 рублей не хватит.

Те учащиеся, которые выполнили работу быстрее, получают дополнительную карточку:

Задача №1

Найдите значения выражений:

а) а-(b+c); б) а-(b-c);

при следующих значениях переменных:

a

b

c

12,21

4,4

3,5

8,42

3,66

2,5

10,9

8,06

1,07

11,32

6,06

4,06

Задача №2. Составьте таблицу и ответьте на следующие вопросы.

За две книги заплатили 30 руб. 96 коп. Сколько стоила каждая книга, если:

А) одна из них стоила на 20% дороже другой;

Б) одна из них стоила на 20% дешевле другой?

Ответ на первый вопрос поместите в ячейку F2, а второй – F3.

5. Подведение итогов (выставление оценок).

6. Домашнее задание: Сообщение на тему “Применение ЭТ” оформить в виде небольшой презентации.

Государственное бюджетное
образовательное учреждение
города Москвы школа № 2114

Mетодическая разработка на тему
«Интерактивное обучение школьников на примере урока информатики в 9-м классе
по теме «Моделирование в
Excel»

Выполнила:
учитель информатики
ГБОУ школа № 2112
Гребеник
Марина Эдуардовна

г. Москва

2018

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено 
усилиями своей мысли, а не одной памятью.»

Л.Н.Толстой

Аннотация.

Продуктивный урок сегодня должен
формировать не только глубокие и прочные знания, но и умение их самостоятельно
добывать, использовать в различных ситуациях, формировать опыт решения проблем.
Получение наилучших результатов при решении данных вопросов возможно на
интерактивном уроке, то есть на уроке, который стимулирует познавательный
интерес, раскрепощает личность ребенка, позволяет проявить его творческие
способности, помогает установить тесный психологический контакт между учителем
и учеником.

Целью данной
методической разработки является
анализ и обобщение методических особенностей урока в
системе интерактивного обучения на примере урока информатики в 9-м классе по
теме «Моделирование в
Excel»». Данная методическая
разработка создана в качестве примера, показывающего как можно активизировать
мыслительную деятельность учащихся. Любой учитель-предметник может и
cпользовать данную методическую
разработку для создания своего аналогичного урока.

Содержание

1.     
Введение
………………………………………………………………………………………………………………4

2.     
Интерактивное
обучение школьников на примере урока информатики в 9-м классе по теме
«Моделирование в
Excel»
……………………………………………………………………………….6

2.1.   Цели и задачи методической
разработки
……………………………………………………………6

2.2.   Условия эффективности
использования данной методической разработки …………6

2.3.   Перспективы использования
методической разработки в массовой практике ……..7

2.4.   Рекомендации другим педагогам
по использованию данного методического пособия
……………………………………………………………………………………………………………..7

2.5.   Описание урока
…………………………………………………………………………………………………7

2.5.1.    
Особенности
данного урока
………………………………………………………………………7

2.5.2.    
Предварительная
работа по подготовке к занятию …………………………………….8

2.5.3.    
Постановка
задачи
…………………………………………………………………………………….8

2.5.4.    
Используемый
наглядный материал
………………………………………………………….8

2.5.5.    
Ход
занятия ………………………………………………………………………………………………9

3.     
Заключение
…………………………………………………………………………………………………………….13

4.     
Литература
……………………………………………………………………………………………………………..15

5.     
Приложения
………………………………………………………………………………………………………….16

5.1.   Приложение
1………………………………………………………………………………………………….16

5.2.   Приложение 2
………………………………………………………………………………………………….18

5.3.   Приложение 3
………………………………………………………………………………………………….19

  1. Введение

Мир, в котором мы
живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать
его, зачастую недостаточно знаний, полученных в школе.

Мы живем в
динамичном, постоянно обновляющемся мире, и обществе, в котором происходит
стремительное нарастание больших объемов информации, как научной, развивающей,
несущей что-то новое, так и не имеющей отношения к получению новых знаний, а
порой и вредоносной.

Чтобы система
образования в таких условиях была эффективной, она должна обеспечивать
подготовку подрастающего поколения к жизни и деятельности в быстро меняющемся
мире, то есть должна занимать активную позицию по отношению к проблемам и
перспективам развития общества в целом. В результате переосмысления и
переоценки сложившейся практики обучения и воспитания должен быть достигнут
эффект в подготовке выпускников, которые будут занимать активную жизненную
позицию в быстро меняющемся мире и будут готовы к преодолению противоречий,
которые этот мир в себе таит.

Чтобы достичь
такого результата, необходимо научить школьников мыслить. Успешное развитие мышления происходит тогда, когда обучение
организовано системно, и если оно само логично.

Известно, что существуют две линии обновления системы
образования: предметная и надпредметная. Если предметная область предполагает
знания внутри самого предмета, то надпредметная область задает иную плоскость,
а именно: определенные знания и умения, которые требуются в современном мире
при работе с информацией – ее поиску, анализу, выявлению достоверности, умению
выделять нужный источник и т.д. Эти две линии обновления системы образования
очень зависят друг от друга. Но, если работа в предметной области предполагает
четкие знания внутри самого предмета, то работа в надпредметной области
пронизывает весь процесс образования.

 

В течение многих
лет учителя преподавали разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между
ними. Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской
Газеты» пишет: «Если учитель двигается только в рамках своей узкой
предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в
новом, ХХ
I веке». Сегодня есть
надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых
стандартов общего образования. Продуктивный урок сегодня должен
формировать не только глубокие и прочные знания, но и умение их самостоятельно
добывать, использовать в различных ситуациях, формировать опыт решения проблем.
Наилучших результатов при решении данных вопросов позволяет достичь
интерактивный урок – урок, стимулирующий познавательный интерес, раскрепощающий
личность ребенка, позволяющий проявить его творческие способности, помогающий
установить тесный психологический контакт между учителем и учеником.

В ходе интерактивного урока ребенок осваивает сразу два типа содержания –
содержание предметной области и деятельность. Таким образом, интерактивный урок
в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в
рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные
типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого
конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

На интерактивном
уроке реализуются следующие преимущества

1.     
Получаемое
знание не является запоминанием фактов из учебных пособий, а есть продукт
собственного мышления.

2.     
Самостоятельная
постановка вспомогательных исследовательских задач

3.     
На
занятии строится прототип научной коммуникации между самими учащимися и между
учащимися и преподавателями.

4.     
Интересная
задача и форма проведения занятия являются источником повышенной мотивации

5.     
Возможность
верификации собственных решений на эксперименте.

В настоящее время на первый план выходят не сами знания, а
способность, возможность и знание о том, где и как их применять. Но еще важнее
– знание о том, как нужную информацию добывать, интегрировать или создавать.
Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из
«умения». Умение – это способность использовать имеющиеся сведения для
достижения своих целей. Как научить детей умениям и навыкам мышления,
необходимым при исследовании различных задач, методам поиска и обработки
найденной информации для решения этих задач?

Данная разработка на примере конкретного урока дает ответы на
эти вопросы.

2.      Интерактивное обучение
школьников на примере урока информатики в 9-м  классе по теме «Моделирование в
Excel».

2.1. Цели и задачи методической разработки.

Целью данной
методической разработки является
анализ и обобщение методических особенностей урока в
системе интерактивного обучения на примере урока информатики в 9-м классе по
теме «Моделирование в
Excel»».

Задачи:

·        
описать организацию урока, на котором ученик поставлен в условия поиска,
заблуждений, радостных открытий и огорчений от временных неудач;

·        
показать,
что на уроке возможна социализация детей путем работы с учебным
материалом, который применим в конкретной жизненной ситуации;

·        
привести
пример урока, который продуман таким образом, что поставленные цели
подразделяются на ряд учебных задач, решаемых учащимися совместно или
самостоятельно.

2.2. Условия эффективности использования данной методической
разработки.

Для эффективного использования данной методической разработки
необходимо выполнение некоторых условий. А именно:

·        
необходимо создать комфортные
условия на уроке, при которых ученик чувствует свою успешность, свою
интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс
обучения;

·        
между учащимися должен
происходить активный  обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

·        
необходимо поставить задачу, которая
позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную
деятельность;

·        
все участники процесса
обучения должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

·        
в зависимости от задачи и
ситуации возможно применение индивидуальной, групповой и парной работы;

·        
возможно использование
ролевых игр, исследовательских проектов и других форм реализации данной
методики

·        
требуется соблюдать регламент
и процедурные вопросы (распределение функций, соблюдение правил).

2.3. Перспективы использования методической разработки в
массовой практике.

Как для учеников, так и для учителя,
урок интересен и результативен только тогда, когда он современен в самом
широком понимании этого слова. Современный — это и совершенно новый, и не
теряющий связи с прошлым (традиционным), одним словом – актуальный.

Данная методическая разработка создана как пример того, как
можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, разрабатывая
актуальные уроки. Любой учитель-предметник может и
cпользовать данную методическую
разработку для создания своего аналогичного урока.

2.4. Рекомендации другим педагогам по использованию данного
методического пособия.

Взять на вооружение методику проведения уроков
такого типа проще всего тем учителям, у которых есть компьютерный класс или
возможность использования компьютерных классов в процессе учебной работы.

Особое внимание при проведении таких уроков надо
обращать на то, чтобы активность всех детей была равномерной, чтобы сильные
ученики не брали решение всех проблем на себя, чтобы слабые ученики тоже имели
возможность высказать свою точку зрения.

2.5. Описание урока.

2.5.1. Особенности данного урока.

На уроке происходит поиск решения проблемы на основе
конкуренции. Класс делится на группы, каждая из которых решает проблему
по-своему и обосновывает свой выбор.

Тема
урока: «Моделирование в
Excel»

Класс:
9-й

Способ
организации: класс или подгруппа

Продолжительность:
2 академических часа для гимназического класса; 3 академических часа для
общеобразовательного класса.

2.5.2. Предварительная работа по подготовке к занятию.

Чтобы интерактивный урок прошел успешно, необходимо провести
предварительную подготовку, как учителю, так и учащимся.

Подготовительная
работа учителя:

·        
четкая и
однозначная формулировка задачи, которую предстоит решать;

·        
разработка
таблицы, которую необходимо будет заполнять в процессе работы;

·        
разработка
карточек-вопросов для повторения;

·        
разработка
схемы-подсказки

·       
подготовка
ватмана, фломастеров, карандашей для оформления и защиты учащимися проектов.

Предварительная
подготовка учащихся:

·       
умение
работать с поисковыми системами и грамотно формулировать запрос;

·       
знание
основных встроенных функций
Excel;

·        
умение работать
с формулами;

·       
знание
отличий относительной и абсолютной адресации.

·        
умение
составлять и записывать формулы с использованием относительных и абсолютных
ссылок

2.5.3. Постановка задачи.

Школе выделено 250000 рублей для оборудования школьного
компьютерного класса на 12 учащихся. Используя прайс-лист реальной фирмы
(искать в интернете), скомплектовать компьютерный класс для школы. Кроме
ученических компьютерных мест в компьютерный класс должны входить: АРМ учителя
(компьютер, принтер, сканер), проектор и экран. Школа заключит контракт с той
фирмой, которая предложит наиболее выгодное предложение в соотношении «цена –
качество». Решение задачи представить в виде электронной таблицы (образец дается).

2.5.4. Используемый наглядный материал

·        
Карточки
для повторения пройденного материала по
Excel, который необходим для решения поставленной задачи (абсолютные,
относительные ссылки; работа с формулами).- Приложение 1.

·        
Образец
таблицы, которую надо заполнить — Приложение 2:

·        
Карточка-подсказка
Приложение 3:

·        
Презентация
к уроку.

2.5.5. Ход занятия

В начале урока необходимо повторить пройденный материал,
который будет использоваться при работе на уроке. Повторение можно организовать
двумя способами:

·  
раздать
карточки для индивидуальной проверки знаний и готовности учащихся к работе
(Приложение 1);

·  
организовать
повторение, формулируя вопросы в презентации и заслушивая ответы отдельных
учеников.

Работа по карточкам займет больше времени, но будет более
эффективна для проверки готовности учащихся к уроку. Второй способ сэкономит
время, но меньше активизирует мозговую деятельность учащихся.

После повторения можно начинать основную часть урока.

Для того чтобы больше заинтересовать учащихся и увеличить их активность
в процессе выполнения задания, они делятся на три равноценных по знаниям
группы. Каждая группа представляет собой конкурирующую фирму, которая должна
будет решить задачу лучше остальных. Приветствуется выполнение творческого
задания: придумать название и логотип фирмы.

Сильные ученики, которые есть в каждой группе, назначаются
генеральными директорами фирм. Перед уроком с «руководителями фирм» проводится
консультация по необходимым вопросам. Им рассказывается суть урока и их права:
они могут давать технические подсказки по работе с поисковыми системами и
таблицами
Excel, должны выслушивать все
предложения и их обоснования, но не решать задачу за остальных членов
коллектива.

Курс доллара:   ?

Наименование

Требуемое
количество

Цена в руб.

Цена в $

Стоимость

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

Сумма            ?

Остаток в долларах    ?

Остаток в рублях      ?

            Образец таблицы, которую надо заполнить.

            Курс
доллара определяется с помощью поисковой системы. В столбец «Наименование»
записывается компьютерная техника, выбранная для компьютерного класса.
Конкретными значениями заполняются только два столбца: требуемое количество и
цена в рублях. Значения в оставшихся столбцах (где стоят знаки «?»)
рассчитываются по формулам, которые оставляют сами учащиеся.

Поиск решения проблемы на основе конкуренции фирм показан на
схеме 1.

Схема 1. Поиск решения проблемы на
основе конкуренции фирм

Если говорить о способах решения проблемы, то можно
рассмотреть два варианта:

1.     
Обсуждение
в группе и принятие оптимального решения.

2.     
Индивидуальный
поиск каждого члена группы и сравнение найденных результатов.

Каждая группа сама решает, какой способ будет использоваться
для работы. Поскольку, попадая в проблемную ситуацию, ученик не только
анализирует ее, но и вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу; не
исключается возможность использования нового способа решения задачи,
выработанного группой. Появление своей точки зрения в проблемной ситуации и
превращение ее в позицию представляет собой процесс самоопределения. В такой
ситуации сценарий урока потребует корректировки.

            После определения способа действия учащиеся
внутри каждой группы должны сделать правильный выбор технических средств для
школьного компьютерного класса в соответствии с показателями цены и качества
(Схема 2). Кроме того, у каждого из членов группы есть поисковая система, с
которой привычнее работать. При использовании сценария коллективной работы, по
этому вопросу тоже может возникнуть дискуссия.

  1. ПК
  2. Моноблок
  3. Ноутбук

 

1.     
Проектор+экран

2.     
Интерактивная доска

 

1.     
Оптимальный запрос

2.     
Оптимальная поисковая система

 

 

Схема 2. Варианты выбора

В процессе попытки решить проблему учащиеся ведут дискуссию в
группах под руководством «генеральных директоров фирм», но под наблюдением
педагога. При необходимости учитель направляет обсуждение в нужное русло.

После того, как фирмы разработали прайс-листы, начинается
обсуждение проблемы и дискуссия между «представителями фирм». В этой дискуссии
участвует учитель. В процессе обоснования и попытки доказать оптимальность
своего выбора, фирмы формулируют проблемы и дают способы ее решения.

            В результате такого урока формулируется проблема
правильного выбора. На данном уроке ребенок учится отстаивать свою собственную
точку зрения, обоснованно доказывая преимущества своего выбора.

            С точки зрения деятельностного подхода на занятии
происходит процесс взаимодействия между самими детьми и детьми и учителем. На
уроке разворачивается реальная деятельность ребенка и взрослого. Слова и
информация – это то, что поддерживает деятельность, но ни в коем случае не
заменяет ее. Деятельность, осуществляемая на занятии ребенком совместно со
взрослым, и выступает осваиваемым содержанием образования.

3.     
Заключение

На уроке учащимся предлагалось задание, в котором они должны
были с одной стороны, использовать свои знания, полученные по данной теме, а с
другой – работать с информацией, используя логическое мышление, изобретая и
осваивая новые способы работы, как в предметной, так и в надпредметной
областях. Урок показал, что краткая и ясная формулировка задачи ориентировала
учащихся на употребление определенного способа работы, и была понята детьми
однозначно. В процессе урока необходимо было создать условия для того, чтобы
ученик начал рефлексировать собственный процесс работы.

Интерактивный урок основывался на групповой работе учащихся,
в которой сталкивались их суждения по проблемному вопросу. Для того, чтобы эти
столкновения были плодотворными, учащимся необходим был высокий уровень
понимания друг друга в живой коммуникации. В процессе работы они должны были
усвоить сложную технику видения одного и того же предмета одновременно с разных
позиций.

Методические особенности обучения на данном уроке
определялись, в первую очередь, деятельностным подходом. С точки зрения
деятельностного подхода на занятии происходила не столько передача информации,
сколько процесс взаимодействия между самими детьми и детьми и учителем. Слова и
информация – это то, что должно поддерживать деятельность, но ни в коем случае
не заменять ее. Деятельность, осуществляемая на занятии ребенком совместно со
взрослым, и выступала осваиваемым содержанием образования.

Анализ урока показал, что
практически все участники оказались вовлеченными в процесс познания и имели
возможность понимать и рефлексировать по поводу своих  знаний и возможностей
участия в дискуссии, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии
был востребован субъективный опыт учащихся, и формировалась их личностная
позиция.

Интерактивный 
урок позволил ощутить успех от достижения результатов, и, как следствие, повысить
свою самооценку. Такие уроки несут и воспитательную нагрузку: учащиеся должны
были проявлять терпимость к любой точке зрения, ребята сопереживали успехам
своих товарищей, столкнулись с проблемой справедливого распределения полученных
призовых баллов, и, наконец, просто получили удовольствие от урока.

На интерактивном уроке уже большая часть
учебной деятельности отошла к ученикам, а учитель при этом играл роль
наблюдателя, вмешиваясь только в случае, если процесс обсуждения становился
неуправляемым.

Такая форма и организация урока привели к тому, что некоторые
учащиеся раскрыли себя с совершенно неожиданной стороны. Отстаивая свою
собственную точку зрения, обоснованно доказывая преимущества своего выбора,
ученики приобретали опыт публичного выступления. В результате такого урока была
сформулирована проблема правильного выбора.

4.      Литература.

1.     
Глазунова
О.И. Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы с проблемами. 
http://1314.ru/problem

2.     
М.В.
Дарган  Работа с информацией как один из важнейших аспектов обновления
содержания образования. Новые педагогические технологии, Москва, Центр
«Школьная книга», 2015 г.

3.     
П.А.
Климов Метапредметы как средство формирования понятийного аппарата физики.
«Новые педагогические технологии». Москва, Центр «Школьная книга» 2015

4.     
Л.С. Яблонская 
Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и
литературы http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/statyaispolzovanie-zadachnoi-formy-obucheniya-v-prepodavanii-russkogo-y

5.     
Мыследеятельностная
педагогика http://metodpresscentr.ru/blog/innovatika/1281.html

6.     
Новые
педагогические технологии. Москва, Центр «Школьная книга», 2016 г.

5.      Приложения.

5.1.     Приложение 1

Карточка 1

Относительная ссылка в Excel это-
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абсолютная  ссылка в Excel это- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смешанная  ссылка в Excel это-
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как при вводе формулы указать
абсолютный адрес ячейки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила  ввода формулы в ячейку.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как заполнить формулами
интервал ячеек?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2

1.  
D1 = (A2+B1-C1).

A

B

C

D

1

1

3

4

2

4

2

5

3

3

1

2

Ответ:
в ячейке
D1 значение ___________

2.  
Значение в ячейке С3
электронной таблицы

A

B

C

1

3

9

=В2+$A$1

2

7

15

3

3

45

4

=C1-C2

Ответ:
в ячейке С3 значение ______

3.  
Значение в ячейке С1
заменили на 7. В результате этого значение в ячейке D1 автоматически
изменилось на 11.

A

B

C

D

1

3

4

8

2

3

2

5

3

7

1

2

1)  записана формула В1+С1
2)  при любом изменении таблицы значение увеличивается на 3
3)  записана формула СУММ(А1:С1)
4)  записана формула СУММ(А1:А3)

4.   Значение ячейки С1 вычисляется по формуле
=В1+$A$1

A

B

C

1

3

2

5

2

7

1

3

4

4

  Ответ: в ячейке С3 значение ______

5.2.                      
Приложение
2

Курс доллара:   ?

Наименование

Требуемое
количество

Цена в руб.

Цена в $

Стоимость

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

Сумма            ?

Остаток в долларах    ?

Остаток в рублях      ?

5.3.                      
Приложение
3

1.     
ПК

2.     
Моноблок

3.     
Ноутбук

 

1.     
Проектор+экран

2.     
Интерактивная доска

 

1.     
Оптимальный запрос

2.     
Оптимальная поисковая система

 

 

Выводы:

1) Невозможно иметь в пруду более 1000 карпов.

2) Если начальное число рыб меньше 1000, то оно постепенно будет расти до

1000 штук и далее не меняется.

3) Если сразу запустить 1000 рыб, то это количество останется неизменным и в

последующие годы.

4) Если сначала запустить 1500 рыб, то через год их количество вдвое

сократится, а затем всё равно дойдёт до 1000.

5) Если запустить в пруд сразу 2000 рыб, то через год они все погибнут.

Слайды 15-20.

Задача №3

Нарисовать картину в программе MS Excel.

Тацуо Хориучи 76летний японский пенсионер. Он давно хотел научиться

рисовать на компьютере, но изза высокой цены не мог позволить себе купить

графический редактор. Тацуо было взялся за Paint, но разочаровался в его

возможностях. К сожалению, на чтото продвинутое вроде Photoshop денег у него не

было. И тут он обратил внимание на пакет программ Microsoft Office,

установленный на компьютере. Заинтересовал его не текстовый редактор Word,

которые многие используют для создания рисунков, а приложение по работе с

электронными таблицами Excel. 10 лет оттачивал японец своё мастерство. Итог его

стараний – картины невероятной красоты.

Конечно, чтобы нарисовать такое произведение искусства, необходим талант,

большое терпение и очень много времени. Существует более простая методика

создания картин в программе MS Excel сделать каждую ячейку маленького

размера и, последовательно закрашивая каждую, получать изображение.

? Что эта методика вам напоминает?

Слайд 22.

Задача №4.

Четвёртая наша задача – по криминалистике.

На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола

допроса свидетеля (показания бабушки 75 лет):

«… ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек

молодой и лет ему 2628, не больше… Рост, ну не знаю, для меня уж очень

большой… «.

Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше

информации о человеке, совершившем преступление.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уроки информатики word 7 класс
  • Уроки информатики excel практическая работа
  • Уроки документ microsoft word
  • Уроки для работы microsoft excel
  • Уроки для изучения excel