Загадкина
Мария Андреевна
МОУ
«Гимназия № 2»
Вологодская
область, г. Вологда
учитель
начальных классов
Конспект внеурочного занятия «Информатика
и конструирование» (4 класс)
Тема: Редактирование текста в
M.Word,
создание рисунка в ПервоЛого.
Цель: Отработка основных
навыков работы с текстом при использовании программы Microsoft Word и программы
ПервоЛого.
Задачи:
1.
Создать и форматировать текст.
2.
Формировать умение работы с фрагментами
текста.
3.
Развитие логического и алгоритмического
мышления при работе с программой ПервоЛого.
4.
Формировать умение выполнять с/о, с/к,
в/к.
5.
Развивать воображение.
Оборудование:
Ход занятия:
1.
Приветствие.
2.
Установка взаимосвязей.
+ Ребята, скажите, на каких уроках
работаем с текстом? Как работаем с текстом на литературном чтении, русском
языке, математике и т.д.?
+
На нашем занятии можно работать с текстом? В какой программе будем работать?
–
Microsoft Word.
+
Какие возможности есть у этой программы?
3. Целеполагание.
+
Какая цель нашего урока?
–
Отработка умения работать с текстом.
+
Каких умений?
–
Форматировать, редактировать…
4. Изучение нового.
+
Как можно на «ИК» работать с содержанием текста?
+
Сегодня используем те умения, которые получили на других уроках.
+
На уроках русского языка вы познакомились с таким понятием, как текст. Что
такое текст?
+
Перед вами открыт документ. Посмотрите внимательно.
И
красные, и жёлтые… Но однажды ветер унёс все листья. С той поры, если заяц
видит жёлтую или оранжевую бабочку, он всегда говорит: «Это, наверное, летит
моё самое красивое слово…». Заяц писал свои заячьи письма на опавших листьях.
+
То, что вы видите перед собой, это текст? Почему?
–
Нет, т.к. нет смысла и взаимосвязей.
+
Какая ваша задача?
–
Восстановить текст.
+
Как будем перемещать предложения?
–
Вырезать – вставить.
+
Как выделить текст?
–
Поставить курсор в начале предложения, удерживая кнопку Ctrl,
щёлкнуть левой кнопкой мыши 1 раз, или щёлкнуть 2 раза по предложению.
+
Как поместить текст в нужное место?
– Выделив предложение,
перетащить его в нужное место, или через пункт меню Вырезать
Вставить.
+
Прочитайте готовый тест.
–
Заяц писал свои заячьи письма на опавших
листьях. Но однажды ветер унёс все листья. И красные, и жёлтые…
С той поры, если заяц видит жёлтую или
оранжевую бабочку, он всегда говорит: «Это, наверное, летит моё самое красивое
слово…»
+ Озаглавьте текст.
– Заяц.
+
Для того чтобы проанализировать данный текст, работая в группах, составьте вопросы.
Экраны ноутбуков закройте.
+
Какие типы вопросов вы знаете?
Название вопроса |
Пример |
1. Простой |
|
2. Уточняющий |
|
3. Объясняющий |
|
4. Творческий |
|
5. Оценочный |
|
6. Практический |
+
Используя, данную таблицу, придумайте свои вопросы по тексту.
–
1. Простой – Кто главный герой?
2. Уточняющий – Правда ли, что в тексте
говорится о весне?
3. Объясняющий – Почему заяц перестал
писать письма?
4. Творческий – Если бы …
5. Оценочный – Правильно ли я поняла, что
заяц сравнивает слова с птичками?
6. Практический – Как бы вы поступили на
месте героя
+ Допишите
текст (2-3 предложения).
+ Прочитайте, что получилось в итоге.
Физ. минутка.
+ Откройте ноутбуки. Используя алгоритм,
отредактируйте и форматируйте текст.
1.
Выровнять текст по ширине.
2.
Выровнять заголовок по центру.
3.
Обозначить красную строку.
4.
Применить курсивное начертание к
тексту.
5.
Стиль шрифта
Times New Roman.
6.
Размер шрифта 14.
7.
Выделить 1-е предложение синим цветом, 2-е
красным, 3-е – зелёным, далее самостоятельно выбрать цвет.
Заяц.
Заяц писал свои заячьи
письма на опавших листьях. Но однажды ветер унёс все листья. И красные, и жёлтые…
С той поры, если заяц видит
жёлтую или оранжевую бабочку, он всегда говорит: «Это, наверное, летит моё
самое красивое слово…»
+ Используя тест, создайте рисунок в
программе ПервоЛого.
+ После чего сохраните изображение,
скопируйте и вставьте в текст.
5. Подведение итогов.
+ Что было нового на
занятии?
+
Нужны ли эти знания на других предметах?
+
Спасибо за работу! Вы молодцы!
На чтение 3 мин Опубликовано 27.04.2015
Если Вы работаете с Microsoft Word впервые, необходимо изучить основы работы с текстом, т.е. как набирать, правильно оформлять и редактировать текст. Также к базовым задачам при работе в Word относятся: умение добавлять, удалять и перемещать текст, а также находить и заменять отдельные слова или фразы. В рамках данного урока Вы научитесь вводить текст в документ Microsoft Word, выделять и удалять его, а остальные вопросы мы рассмотрим в следующих уроках.
Содержание
- Использование курсора при вводе текста
- Выделение текста
- Удаление текста
Использование курсора при вводе текста
Курсор – это мигающая вертикальная черта в Вашем документе. Он указывает на то, где будет появляться вводимый текст. Курсор можно использовать множеством способов:
Вы можете переместить курсор в любую точку документа, даже не заполненную текстом, двойным щелчком мыши.
Выделение текста
Перед применением форматирования к тексту, его необходимо выделить.
- Установите курсор в начале текста, который необходимо выделить.
- Нажмите левую кнопку мышки и, удерживая ее, перетащите мышь над текстом, который необходимо выделить.
- Отпустите кнопку мыши. Вы выделили текст. В тексте появится выделенный блок.
При выделении текста или изображений в Word, появляется всплывающая панель инструментов с часто используемыми командами. В случае, если панель не появляется сразу, попробуйте подвигать мышкой над выделенным фрагментом.
В Microsoft Word существуют несколько приемов для быстрого выделения. Двойной щелчок мыши выделяет текущее слово, тройной – целый абзац. Вы также можете выделить весь текст в документе, нажав сочетание клавиш Ctrl+A на клавиатуре.
Удаление текста
Существует несколько способов удаления текста:
- Чтобы удалить текст слева от курсора, нажмите клавишу Backspace на клавиатуре.
- Чтобы удалить текст справа от курсора, нажмите клавишу Delete на клавиатуре.
- Чтобы удалить область текста, сначала выделите ее, а затем нажмите клавишу Delete.
Если Вы выделите текст и начнете печатать, выделенный текст удалится автоматически и будет замещен новым текстом.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Как работать в Word для чайников
Автор:
Обновлено: 29.04.2018
Microsoft Word — это текстовой редактор, который может быть частью пакета Microsoft Office или программой, установленной на вашем компьютере отдельно. Программа может использоваться для записи писем и различных типов документов, которые могут включать в себя графику и изображения. В этом руководстве объясняется, как открыть Microsoft Word, запустить, создать и сохранить новый документ с использованием операционной системы Windows 7.
Не стоит бояться, что что-то может не получиться или пойти не так. Эта программа создавалась для пользователей, и она продумана до мелочей, чтобы вам было максимально удобно использовать ее. И конечно же в каждом деле главное тренировка, не бойтесь делать ошибок. Если вы случайно нажали не туда, в левом верхнем углу всегда есть изогнутая стрелка, которая позволяет отменить последнее действие. Сделать это можно также используя сочетание клавиш Ctrl и Z.
Как работать в Word для чайников
Последний совет перед началом подробных инструкций по использованию текстового редактора от Windows — не забывайте сохранять файл. Это особенно важно при работе с объемными текстами или серьезной документацией. Бывает всякое: могут отключить электричество, ноутбук может разрядиться и выключиться, да и от поломок никто не застрахован. Терять важные файлы и потом тратить часы на их восстановление — не самое приятное занятие. Все, что вам нужно — время от времени нажимать на дискету в левом верхнем углу.
Содержание
- Как создать документ
- Навигация по программе
- Как выбрать (выделить) текст
- Меняем размер и шрифт
- Выравнивание текста
- Как выделить текст жирным шрифтом, курсивом или подчеркиванием
- Копируем и вставляем
- Как создать нумерованный или маркированный список
- Вставляем таблицу
- Видео — Word для начинающих
Как создать документ
Программу можно найти в меню «Пуск» в разделе «Microsoft Office». Следуйте этим пошаговым инструкциям, чтобы запустить документ в Microsoft Word.
- Шаг 1. На рабочем столе или в меню «Пуск» откройте Microsoft Word.
Открываем Microsoft Word
- Шаг 2. Microsoft Word откроется и предложит вам выбрать шаблон документа или пустой документ.
Выбираем шаблон
- Шаг 3. Если вы не хотите использовать какой-либо из отображаемых шаблонов, щелкните пустой документ.
Щелкаем пустой документ
- Шаг 4. Новый пустой документ откроется для вас, чтобы начать вводить текст.
Навигация по программе
- Шаг 1. Мигающий курсор (указатель мыши) в документе сообщает вам, где вы печатаете. Где бы ни находился мигающий курсор, буквы, которые вы вводите, будут вставлены в эту точку. Когда вы начинаете пустой документ, мигающий курсор будет в начале вашего документа, это значит, что он готов для начала ввода.
Мигающий курсор
- Шаг 2. По мере ввода курсор также перемещается с каждой буквой. Это показывает вам, где находится фокус для ввода.
Где находится фокус для ввода
- Шаг 3. Переместите указатель мышью туда, где вы хотите изменить или добавить текст. Щелкните мышью. Мигающий курсор будет перемещен в то место, где вы нажали, для редактирования или вставки текста.
- Шаг 4. Перемещаться по документу можно с помощью стрелок. Нажатие этих клавиш со стрелками перемещает мигающий курсор вверх, вниз по строкам текста, и направо/налево по одному символу.
Перемещаться по документу можно с помощью стрелок
Как выбрать (выделить) текст
Выбор или выделение текста позволяет вам изменять выделенный фрагмент с точки зрения стиля, шрифта и/или цвета и даже заменять слова, если это необходимо. Следуйте этим пошаговым инструкциям, чтобы выбрать текст в документе.
Шаг 1. Для выбора текста используется мышь. При перемещении указатель будет меняться.
Шаг 2. Переместите указатель на начало необходимого фрагмента. Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. Выполняя это, переместите указатель туда, где необходимо остановить выбор. При перемещении мыши текст будет выделяться. Когда вы закончите свой выбор, отпустите левую кнопку мыши.
Выделение текста с помощью мыши
Выбранный текст теперь может быть отформатирован или изменен.
Скопировать текст можно с помощью клавиш Ctrl+C. Удалить текст — Backspace.
Backspace
Меняем размер и шрифт
Следующие действия могут помочь сделать ваш текст более интересным и привлекательным. Текст может быть изменен по-разному.
- Шаг 1. Для начала фрагмент текста нужно выделить, вы уже умеете это делать.
- Шаг 2. Чтобы поменять вид шрифта, щелкните на стрелку рядом со стилем шрифта в панели инструментов.
Меняем вид шрифта
- Шаг 3. Выберите стиль шрифта из раскрывающегося списка.
Выбираем стиль шрифта
- Шаг 4. Рядом с полем стиля шрифта находится поле, содержащее число и стрелку. Оно изменяет размер шрифта. Нажмите на стрелку. Выберите размер так же как и стиль из раскрывающегося списка опций. Итак, выбрав шрифт Bad Scrit и размер — 16, мы получим следующее.
Пример шрифта Bad Scrit и размера -16
Выравнивание текста
Иногда создаваемый документ может требовать разное расположение абзацев. По умолчанию текст выравнивается по левому краю. Однако текст может выравниваться и по правому краю и по центру.
Выравнивание текста по левому краю
На заметку! Выделить весь текст Ctrl + A.
- Шаг 1. Чтобы изменить макет вашего текста, выделите текст, любым удобным для вас способом.
- Шаг 2. Чтобы выровнять его по центру, щелкните значок «Выровнять по центру» на ленте форматирования в верхней части документа.
Выравнивание текста по центру
- Шаг 3. Чтобы выровнять выделенный текст по правому краю, щелкните следующий значок в этом ряду.
- Шаг 4. Чтобы «обосновать» текст так, чтобы он был выровнен как справа, так и слева, щелкните значок «Выравнивание по ширине».
Изменить выбранный текст можно, используя комбинацию сочетаний клавиш, что иногда бывает проще:
- По центру — выделите текст, нажмите клавишу Ctrl + E.
- По правому краю — Ctrl + R.
- По ширине — Ctrl + J.
- По левому краю — Ctrl + L.
Горячие клавиши word
Как выделить текст жирным шрифтом, курсивом или подчеркиванием
Возможность изменить стиль шрифта может сделать ваш документ более интересным. Различные стили текста, такие как полужирный или курсив, могут выделять его. Подчеркивание может быть полезно для заголовков.
- Шаг 1. Как обычно, выделите необходимый вам фрагмент текста.
- Шаг 2. Чтобы изменить выделенный шрифт на полужирный, нажмите «Ж» на панели форматирования.
Чтобы изменить выделенный шрифт на полужирный, нажмите «Ж»
- Шаг 3. Чтобы изменить выделенный шрифт на курсив, нажмите «К» в ленте форматирования.
- Шаг 4. Чтобы изменить выделенный текст так, чтобы он был подчеркнут, нажмите «Ч» на ленте форматирования.
Чтобы текст был подчеркнут, нажмите Ч
- Шаг 5. Также можно изменить выделенный текст, используя сочетания клавиш:
- полужирный — Ctrl + B;
- курсив — Ctrl + I;
- подчеркивание — Ctrl + U.
Копируем и вставляем
Говорить о важности этих двух функций не приходится. Они значительно экономят наше время, позволяют вставлять текст из сторонних источников, не перепечатывая его, как это было во времена печатных машинок.
- Шаг 1. Выделите нужный вам фрагмент.
- Шаг 2. Щелкните по значку копирования в левой части ленты форматирования. Текст тут же скопируется в буфер обмена вашего компьютера.
Кнопка копирования
- Шаг 3. Переместите курсор и нажмите «Вставить».
Сделать это можно и с помощью горячих клавиш. Все как и в прошлый раз: нажмите одновременно Ctrl и С, чтобы скопировать текст, и Ctrl и V, чтобы вставить.
Как создать нумерованный или маркированный список
Использование нумерованных или маркированных списков может помочь выделить элементы или показать важные шаги, иерархию или последовательность чего-либо.
- Шаг 1. Чтобы создать нумерованный список, щелкните значок нумерации.
Создаем нумерованный список
- Шаг 2. В тексте появится первый пункт.
Первый пункт
- Шаг 3. Начните вводить свой текст. По окончании ввода нажмите на кнопку «Ввод» на вашей клавиатуре. Появится второй пункт. И так далее.
Второй пункт
Чтобы остановить добавление новых элементов и вернуться к стандартному тексту, щелкните значок нумерации еще раз в верхней части документа.
Маркированный список создается по такому же принципу, единственное отличие заключается в 1 шаге. Вместо кнопки «Нумерация» нажмите на кнопку «Маркеры», она расположена правее.
Есть еще один способ создания списка. Сначала пользователем вводятся все пункты списка, каждый обязательно с новой строки. Когда все пункты набраны выделите их все и нажмите либо на нумерацию, либо на маркеры, в зависимости от того какой именно список вам нужен.
Создание нумерованного списка с помощью выделения
У вас получится тот же результат. Это разные способы и здесь нет правильного или неправильного, главное, что цель достигнута. Используйте удобный вам способ.
Пример нумерованного списка
Вставляем таблицу
Таблицы помогают структурировать информацию, подавать ее в более презентабельном виде. Без этого навыка не обойтись.
- Шаг 1. В верхней панели инструментов перейдите на вкладку «Вставка».
- Шаг 2. Нажмите на значок таблицы. Перед вами откроется окно, в котором нужно выбрать количество ячеек. Сделать это можно и вписав цифры вручную. Для этого на появившейся панели нажмите на область «Нарисовать таблицу».
Вставляем таблицу
Вам останется лишь заполнить поля. Если вам вдруг понадобятся дополнительные строки или колонки, вам не придется переделывать ее целиком. Щелкните левой кнопкой мыши в области таблицы. В появившемся меню нажмите «Вставить» и выберите подходящий вариант.
Добавление необходимых столбцов в таблицу
Эти основные знания должны сформировать у вас основные принципы работы с текстом. Выделим основные:
- Текст вводится туда, где находится мигающий курсор и никуда больше.
- Чтобы изменить символ, слово, строку, абзац или весь текст, его в первую очередь нужно выделить. Необходимо, чтобы компьютер понимал над чем именно он должен производить действия.
- Выделив текст с ним можно делать все что угодно. Вы можете потренироваться, выделить фрагмент и поочередно нажимать на кнопки, которые расположены на вкладке «Главная». Вы заметите, какие функции могут использоваться совместно, а какие являются взаимоисключающими.
- Не забывайте сохранять изменения, так вы обезопасите себя.
- Используйте те способы решения стоящей перед вами задачи, которые удобны именно вам.
Видео — Word для начинающих
Рекомендуем похожие статьи
Алуштинский филиал
ГБПОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока
на тему
«Форматирование текста в MS Word»
по предмету «ИКТ в профессиональной деятельности»
Алушта 2017
Группа: 12
Дисциплина: «ИКТ»
Преподаватель: Новиков Р.С.
Тема урока: Форматирование текста в MS Word
Цель урока
Учебная:
- ознакомить обучающихся с операциями форматирования шрифта, абзацев, страниц и списков в MS Word
- научить применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности
- обучить операциям форматирования текста
Развивающая:
- развивать познавательную активность обучающихся
- развивать память и внимание
- развивать привычки и навыки познавательной самостоятельности
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность
- совершенствовать умение пользоваться компьютерной техникой
- формировать опрятность и внимательность при пользовании компьютерной техникой
- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью при пользовании компьютерной техникой
Методическая:
- применение интерактивных информационных технологий во время проведения уроков с целью организации самостоятельной познавательной активности обучающихся
Вид урока: лекция
Тип урока: подача нового материала
Форма проведения: репродуктивная и эвристическая беседа с использованием информационных технологий
Обеспечение урока:
вычислительные средства: ПК
программное обеспечение: операционная система Windows, приложение MS PowerPoint, приложение Microsoft Word
методическое обеспечение: инструкция по выполнению упражнения на закрепление
дидактические материалы: презентация «Форматирование текста в MS Word», тест.
Межпредметные связи:
«Русский язык».
Литература
основная:
- Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 176 с.
дополнительная:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 205 с.: ил.
- Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.: ил.
Структура урока:
Ориентировочное время:
- Организационный момент……………………………………………………………….1 мин.
- Сообщение темы и цели урока………………………………………………… 2 мин.
- Мотивация учебной деятельности………………………………………………..2 мин.
- Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Ввод и редактирование текста в MS Word»…..…………………………………………………………..8 мин.
- Комментарий ответов обучающихся…………..………………………………2 мин.
- Изложение нового материала
- Вступительное слово учителя………………………….………………….3 мин.
- Презентация новой темы…………..…………………………….………15 мин.
- Закрепление нового материала……………………………………………….10 мин.
- Итог урока………………………….……………………………………………1 мин.
- Домашнее задание………………………………..…………………………………..1 мин.
Всего: 45 мин.
Ход урока:
- Организационный момент
- Приветствие учителя и обучающихся.
- Проверка наличия обучающихся.
- Проверка подготовки обучающихся и аудитории к уроку.
Сообщение темы и цели урока
Учитель:
Сегодня мы изучим с вами как выполняются операции форматирования текста.
Запишите тему сегодняшнего занятия: «Форматирование текста в MS Word». (Обучающиеся записывают тему)
Учитель:
Вопрос: Давайте вспомним, какие группы операций с текстом вы знаете?
Ответ: При работе с текстом выполняют такие группы операций: ввод, редактирование, форматирование.
Вопрос: Операции ввода и редактирование мы уже изучили. А что позволяют сделать с текстом операции форматирования?
Ответ: Операции форматирования позволяют формировать внешний вид при выводе на экран и печати с помощью принтера.
Вопрос: Где, по вашему мнению, можно использовать знания по форматированию текста?
Ответ: Знание и привычки по форматированию текста понадобятся в будущей профессиональной деятельности при оформлении текстовых документов.
Цель нашего урока: получить новые знания по оформлению текстовых документов для дальнейшего использования их в будущей профессиональной деятельности.
- Мотивация учебной деятельности
Учитель:
С работой в текстовом процессоре вы постоянно будете сталкиваться в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Все документы, с которыми вы будете работать, должны быть не только набраны, но и иметь абзацные отступы, расстояния между символами, строками, абзацами, оформлены с помощью изменения типа шрифта, начертания символов, художественное оформление страниц цветом, рамками и т.п.
От вашей профессиональной компетентности будет зависеть результат работы. Правильно отредактированный документ – на треть залог профессионального успеха.
Сегодня мы познакомимся с тем, как это возможно выполнить с помощью текстового процессора MS Word.
Запишите в тетради план урока. (На экране отображается такой план:
- Форматирование символов.
- Форматирование абзацев.
- Форматирование страниц.
- Форматирование списков.)
Проверим ваши знания по предыдущей теме с помощью тестирования, устного опроса и видеоопроса.
4. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Общие сведения о Windows»
(Часть обучающихся садится за компьютеры работать с тестом. Учитель объявляет время для ответа. Часть обучающихся в это же время устно отвечают на вопросы учителя:
Вопрос 1: Какие правила ввода текста вы знаете?
Ответ:
- Вводе текста в Microsoft Word осуществляется с помощью клавиатуры в месте расположения текстового курсора.
- Клавишу Enter следует нажимать только в конце абзаца.
- По необходимости закончить строку автоматическим переносом слова используют комбинацию клавиш Shift + Enter.
- Клавишу Пробел используют только при разделении слов.
- Разделительные знаки (за исключением тире, скобок, кавычек) нельзя отделять пробелом от слова, за которым они стоят; после разделительного знака пробел обязательный.
- Знак тире отделяется пробелами с обеих сторон.
- Перед скобками и кавычками ставится пробел. Текст, который в них содержится, не отделяется пробелами от них.
- Для принудительного окончания текущей страницы нельзя использовать многоразовое нажатие клавиши Enter. Для этого применяют команду Разрыв в меню Вставка.
Вопрос 2: Как можно переместить фрагмент текста?
Ответ:
- Выделить фрагмент текста
- Вырезать его в буфер обмена, нажав кнопку «Вырезать» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Вырезать в меню Правка.
- Установить курсор на место вставки фрагмента текста.
- Вставить фрагмент текста из буфера обмена, нажав кнопку «Вставить» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Вставить.
- Также можно использовать команды контекстного меню выделенного фрагмента.
Вопрос 3:Как можно скопировать фрагмент текста?
Ответ:
- Выделить фрагмент текста
- Скопировать его в буфер обмена, нажав кнопку «Вырезать» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Копировать меню Правка.
- Установить курсор в место вставки фрагмента текста.
- Вставить фрагмент текста из буфера обмена, нажав кнопку «Вставить» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Вставить.
- Также можно использовать команды контекстного меню выделенного фрагмента.
Учитель: Закончилось время тестирования. Прошу назвать свои оценки. (Обучающиеся называют свои фамилию и оценку.)
Учитель: Операции редактирования выполняются только для отделенных фрагментов текста. Сейчас мы повторим, как это делать, в виде видео опроса.
(На экран с помощью проектора выводится текст. Учитель называет фрагмент для выделения и вызывает ученика. Тот показывает, как нужно выполнять операцию выделения).
Учитель: Необходимо выделить слово, весь текст, третий абзац, второе предложение первого абзаца, вторую, третью и четвертую сроку. (Учитель вызывает двух обучающихся, которые выполняют операции выделения.) А возможно ли выделить, например, несколько слов, расположенных в разных местах текста?
Ответ: Да, с помощью клавиши Shift.
(Обучающийся, который ответил, выходит к проектору и демонстрирует, как можно выделить расположенные в разных местах слова.)
5. Комментарий ответов обучающихся:
Учитель комментирует ответы обучающихся и выставляет оценки.
6. Изложение нового материала (репродуктивная и эвристическая беседа)
6.1 Вступительное слово учителя:
Ms Word является инструментом для работы преимущественно с текстовой информацией. С помощью клавиатуры мы «записываем» нужный текст на электронный лист. Ввод текста документа не является самоцелью. Очень часто, в любой профессиональной деятельности, текстовый документ необходимо оформить в соответствии с тем или иным образцом, шаблоном. При этом текст размещается на листы определенного размера, с абзацным отступом, межстрочным интервалом, абзацами, символами, может содержать разного вида списки, и т.д. Для того чтобы оформить текстовый документ необходимо выполнить определенные операции форматирования.
6.2. Презентация новой темы
Учитель запускает компьютерную презентацию и комментирует:
Под форматированием понимают операции, которые связаны с оформлением текста и изменением его внешнего вида.
Операции форматирования действительные только для выделенных фрагментов. Различают три основные операции форматирования: форматирование символов; форматирование абзацев; форматирование страниц.
Для символов параметрами форматирования является: шрифт (гарнитура), размер шрифта, начертание, цвет, межсимвольное расстояние, размещение символов в строке, кернинг и спецэффекты. Для абзацев – это отступ, междустрочное расстояние, способы выравнивания, условия разрыва строк, маркеры табуляции, рамки и др. Для страниц – это поля, заливка, границы.
Форматирование символов.
Форматирование осуществляется командой Формат / Шрифт. При этом на экране появится диалоговое окно Шрифт с тремя вкладками.
На вкладке Шрифт определяют:
- гарнитуру или шрифт (выбирается со списка Шрифт);
- начертание (можно выбрать обычный стиль, курсив, полужирный и полужирный с курсивом шрифты);
- размер шрифта (список Размер);
- цвет символов (выбирается в списке Цвет);
- стиль подчеркивания (в списке Подчеркивания выбираются разные варианты подчеркивания);
- специальные эффекты (в поле Эффекты: верхний и нижний индекс, зачеркнутый и др.).
В поле Образец этого окна показывается внешний вид текста после применения избранных параметров. Основные параметры можно установить и с помощью соответствующих кнопок панели Форматирование.
На вкладке Интервал задают:
- в поле Масштаб – ширину символов в процентах от стандартной;
- в поле Интервал – расстояние между символами (трекинг) со значениями: Обычный – стандартное, Уплотненный – уменьшенное, Разреженный – увеличенный, при этом величина уменьшения или увеличения (в пунктах) определяется в счетчике на: по правую сторону.
- в поле Сдвиг – позицию текста относительно базовой линии со значениями: Нет – обычная, Вверх и Вниз – выше или ниже от базовой линии, при этом величина уменьшения или увеличение (в пунктах) определяется в счетчике на: справа.
На вкладке Анимация можно применить к выделенному фрагменту избранный анимационный эффект со списка Вид.
Форматирование абзацев.
Под абзацем в Word понимают часть документа, за которой размещается маркер абзаца.
При вводе текста абзац всегда заканчивается нажатием клавиши Enter. Процесс форматирования абзаца содержит основные операции:
• выравнивание абзацев;
• установка отступов абзацев;
• установка расстояния между строками и абзацами.
Для форматирования абзаца используют команду Формат / Абзац, которая открывает диалоговое окно Абзац с вкладкой Отступы и интервалы и Положение на странице.
По умолчанию Word выравнивает абзацы по левому краю. С помощью опции Выравнивание можно установить выравнивание по правому краю, по центру (строки размещаются симметрично относительно условной вертикальной линии, которая проходит через середину страницы) или по ширине (строки выравниваются как по левому краю, так и по правому краю).
Опция Отступ разрешает установить отступы слева и справа от строк выделенного абзаца, а также отдельно левый отступ (или выступ) первой строки абзаца. Расстояние по умолчанию измеряется в сантиметрах.
Расстояние между строками устанавливает опция Междустрочный диалогового окна Абзац, а между абзацами — опция Интервал. С помощью последней можно установить параметры Перед (интервал перед выделенным абзацем) и После (интервал после выделенного абзаца).
При установке параметров форматирования абзаца внешний вид этого абзаца отображается в поле Образец диалогового окна Абзац.
Для изменения вида границ и заливки абзаца выполняют команду Формат / Границы и заливка, которая открывает одноименное диалоговое окно со вкладками Граница, Страница и Заливка. На первой из них задают параметры границ текущих или выделенного абзацев:
- опция Тип дает возможность выбрать один из имеющихся типов границ: нет – отсутствует, рамка – прямоугольная рамка, тень – к прямоугольнику прибавляется тень, объемная – рамка объемного вида, другая – вид рамки определяет пользователь, причем каждая сторона может иметь свои атрибуты отображения;
- в поле Цвет задают цвет рамки (или выбранной в окне Образец стороны), если был выбран тип Другая);
- в поле Тип определяют стиль рамки или стороны;
- в поле Ширина – ширину;
- в поле Применить к – к чему следует применить данные параметры: абзацу – ко всем выделенным абзацам, тексту – к каждой выделенной строке.
Чтобы быстро задать способ обрамления абзацев текста можно воспользоваться специальной пиктограммой Границы на панели инструментов Форматирование.
Способ заливки абзаца определяют на вкладке Заливка:
- в списке Заливка выбирают цвет шаблона заполнения (значение Нет дает возможность отменить заливку);
- в поле тип задают сам шаблон;
- в поле цвет фона – цвет фона;
- в поле Применить к – область применения параметров заполнения.
Форматирование страниц.
В диалоговом окне Границы и заливка на вкладке Страница можно установить дополнительный список, который раскрывается, что дает возможность воспользоваться большим набором графических рамок для более художественного обрамления страниц.
Для установки отступов можно использовать и горизонтальную линейку. В случае изменения положения маркеров с помощью мыши выделенный абзац будет автоматически переформатироваться.
1 — Маркер установки абзаца (абзацного отступа).
2 — Маркер левой границы текста.
3 — Перемещение левого края текста и первой строки одновременно.
4 — Маркер правой границы текста.
5 — Установка правых и левых полей страницы.
Списки.
Списком в Microsoft Word называют перечень определенных элементов, которые сопровождаются специальными символами (маркерами) или цифрами (римскими или арабскими).
Списки различают по типу:
- нумерованные;
- маркированные;
- многоуровневые.
Маркированные и нумерованные списки можно создавать с помощью как кнопок на панели инструментов, так и с помощью пункта меню Формат/Список…, а многоуровневые списки создаются большей частью с помощью пункта меню Формат/Список…
Создание списков.
Для создания нумерованного списка можно нажать на кнопку — Нумерация, или вызвать пункт меню Формат/Список…/вкладка Нумерованный.
Аналогично создается маркированный список, только выбирается кнопка Маркеры, или выбирается пункт меню Формат/Список…/ вкладка Маркированный. Потом из предложенных типов маркеров выбрать нужный и нажать на ОК.
Выбранный маркер появится в начале абзаца, теперь можно постепенно вводить каждый элемент списка, нажимая после ввода дежурного элемента на клавишу Enter. После окончания формирования списка снова нажимается кнопка Маркеры, или нажимается клавиша Enter без ввода нового элемента списка.
Многоуровневый список похож по параметрам на нумерованный список, тем не менее отличается тем, что может содержать подпункты — уровни и подуровни, как, например, сложный план. Для создания многоуровневого списка вызывается пункт меню Формат/Список…/вкладка Многоуровневый:
Выбирается нужный тип многоуровневого списка, нажимается клавиша ОК и вводится первый элемент, который сопровождается символом (цифрой) главного уровня, а потом нажимается клавиша Enter. Появляется новый символ (цифра) главного уровня, и, если нужно перейти на подчиненный уровень (подуровень), нажимается клавиша ТАВ, вводится элемент подуровня и снова нажимается Enter. Дальнейший ввод происходит уже в пределах подуровня и для перехода на новый подчиненный уровень снова нажимается ТАВ, а для возвращения на уровень выше — нажимаются клавиши Shift+ТАВ. Для завершения работы со списком дважды нажимается клавиша Enter без ввода дежурного элемента.
Также можно сначала ввести все элементы будущего списка, выделить их и выбрать тип списка одним из выше предложенных способов.
В уже созданных списках можно добавлять новые элементы, нажимая Enter в нужном месте списка и внося текст элемента, или удалять ненужные элементы, выделив нужный элемент как строку и нажав клавишу Delete.
В любом случае нумерация будет автоматически изменена согласно новому содержанию списка.
7. Закрепление нового материала (работа с электронным текстом)
Учитель: Закрепление нового материала сделаем на практике. В папке «Мой компьютер» находится документ «Эталон». Возле каждого компьютера находится задача с образцом и вам необходимо выполнить операции форматирования текста таким образом, чтобы ваш текст стал одинаковым с образцом.
Приложение №1
8. Комментарий ответов обучающихся:
Учитель делает анализ выполнения задач обучающимися, акцентируя внимание на полноте и правильности ответов, мотивируя этим выставленные оценки.
9. Итог урока.
Учитель: А сейчас подведем итог урока. Сегодня мы с вами рассмотрели тему «Форматирование текста в MS Word». Вы ознакомились и получили первичные навыки форматирования символов, абзацев и страниц, а также создания разнообразных списков. Эти знания вам будут необходимы при создании текстовых документов в вашей будущий профессиональной деятельности.
10. Домашнее задание:
- Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. с.75-85
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. с.86-91.
- Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. с.105-113