Урок по теме работа с таблицами excel

Урок
на основе системно-деятельностного подхода

по
теме «
Excel. Работа с
таблицами»

в
ОБОУ СПО «КАТК»

Преподаватель:
Барабанова Л. И.

Цели
урока:

*      
научить
работать с таблицами с помощью табличного процессора Excel;

*      
показать
возможности использования программы Excel для решения различных задач;

*      
закрепить
навыки работы с табличным процессором Excel.

Действия
учебно-познавательные и учебно-практические:

Ø  формирование
умения самостоятельно применять полученные знания, осуществляя их перенос в
различные условия;

Ø  нахождение способа
создания
таблиц
;

Ø 
развитие
умений
ставить цель, наблюдать, анализировать, устанавливать аналогии,  делать выводы;

Ø 
формирование коммуникативных умений:
взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения;

Ø  формирование и развитие умений в области
использования информационно-коммуникационных технологий;

Ø  способствовать
формированию умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора при решении
проблемы;

Ø  развитие
рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с
требованиями программы.

Планируемые
результаты
:

Личностные

Проявление эмоционально-ценностного отношения к
учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные

Умение находить сходство и различие между
объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать
ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии
с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное
действие в соответствии с планом.

Коммукативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать
позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и
символы для представления результата.

Предметные

Умение охарактеризовать понятия таблица,
осознанно уметь их строить
и производить
определенные действия с ними
.

Тип урока:
проблемно-поисковый.

Методы
и приемы
: проблемное обучение,
учебно-исследовательская деятельность,  взаимооценка, самооценка.

Формы
работы
: индивидуальная, фронтальная, в парах, в
группах,
по образцу.

Технологии:
здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные
связи
: математика.

 Деятельность
учителя по обеспечению рефлексии
: определение уровня
усвоения учебного материала.

Технические
и программные средства:

1)       Персональные
компьютеры;

2)       Приложение
MicrosoftOffice – табличный
процессор Excel;

3)       Мультимедийный
проектор;

4)       Презентация;

Раздаточный
материал:

1)       Карточки с
индивидуальными заданиями на создание таблиц разного уровня.

2)       Карточки с
критериями оценивания результатов работы одногруппников.

3)       Электронный
авторский тест по пройденному материалу.

 Длительность
урока
: 45 минут.

 Место проведения урока: кабинет
информатики.

Технология
изучения темы

1. Самоопределение к деятельности (организационный
момент) (1 минута).

На данном этапе организую положительное
самоопределение учащегося к деятельности на уроке, а именно:

Ø  создаются условия
для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);

Ø  выделяется
содержательная область (могу);

2. Актуализация опорных знаний и умений,
выявление пробелов и их коррекция
(10 минут).

Вспоминаем ряд вопросов, которые пригодятся при
выполнении поставленной задачи:

Ø актуализацию
знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

Ø тренировку соответствующих
мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в
индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Один отвечающий за ПК показывает,  другой — устно
отвечает. Работа в парах

1.            
Что представляет собой рабочая область программы
Excel?

2.            
Как определяется адрес ячейки?

3.            
Как ввести формулу в Excel?

4.            
Как объединить ячейки?

5.            
Какие форматы  используются в Excel?

6.            
Какие можно вставлять объекты в документ? 
(рисунки, таблицы, формулы, диаграммы)

Мы повторили теоретические вопросы, которые
потребуются для выполнения практической работы.

3. Постановка учебной задачи (5 минута).

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с
используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе
выявляют и фиксируют в работе на ПК  причины затруднения. Организую 
коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной
ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой
цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Тема: «Excel. Работа с
таблицами»

а) Выполнение практической
работы
(Приложение 1).

Учитель: Ребята, а сейчас
выполним практическую работу № 9 в учебнике (задание1).

б)
Физкультминутка (3 минуты).

Выполним
упражнение для пальцев и глаз
риложение
2
).

Промежуточное закрепление нового материала.

1.      Как
создать усложненную таблицу?

2.     
Какое  отношение рисунок (Приложение3) имеет
к теме урока?

4. При изучении нового материала значительное внимание уделяю развитию
личности обучаемых.. На уро­ках успешно применяю современные педагогические
тех­
нологии на различных основах (концептуальной,
личност
но-ориентированной,
сотрудничества, разноуровневой). Ре­
ализуются
в соответствии с данными технологиями такие
активные методы обучения, как проблемные, исследователь­ские.

            Для продуктивной познавательной деятельности
обучае­
мых
с учетом их интересов, наклонностей и потребностей  выбираю различные формы проведения  занятий:

ü  лекция;

ü  уроки самостоятельных теоретических и практических работ;

ü  контрольные работы;

ü  за­чет в различных формах (устный, письменный, компьютер­ный,
игра); устные и письменные работы; урок-семинар.

Для данного урока  демонстрирую с помощью презентации
этапы работы с таблицами

·        
Создание
таблицы

·        
Операции
с таблицей: выделение, копирование, перемещение, удаление столбцов и строк,
вставка столбцов и строк.

·        
Операции
с ячейками: объединение и разделение ячеек.

·        
Правила
оформления таблиц.

·        
Обрамление
таблиц.

·        
Фоновое
заполнение таблиц.

При
этом вся информация базового уровня.

5. Первичное закрепление.

Учащиеся
в форме коммуникативного взаимодействия отвечают на вопросы:

·        
Какие операции можно произвести с элементами 
таблицы?

·        
Какие существуют правила оформления таблиц?

·        
Какие существуют обрамления таблиц?

·        
Как произвести фоновое заполнение таблиц?

6. Большую часть урока отвожу самостоятельной работе (21
минута).

При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы разноуровневая

«Простая таблица»

В
данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых
таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение  и
заливку ячеек.

Для
смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши
Tab. Каждому учащемуся предлагается
отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии
с образцом.  Повторяющиеся значения ячеек таблицы необходимо заполнить,
используя функции Копирования и Вставки. Необходимо  произвести расчеты.
(Приложение 4).

«Усложненная таблица»

В
данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых
таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение  и
заливку ячеек.

Учащимся
показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или
нескольких абзацев. Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши
Tab. Обратите внимание на выравнивание
абзаца по центру относительно границ. Особое внимание уделяется использование
нерастяжимого пробела при выравнивании абзаца по ширине, но без растягивания
промежутков между словами. В качестве примера можно рассмотреть любой документ
с надписью внизу: должность и фамилия лица, когда должность должна быть прижата
к левому краю, а фамилия к правому. В качестве альтернативы можно использовать
и таблицу с одной строчкой и двумя столбиками и прозрачными границами.

Каждому
учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его
в точном соответствии с образцом.

Все отступы, выступы и
границы кратны 0,5 см для простоты измерения и выполнения.(Приложение 5).

7.
Рефлексия деятельности (итог урока) (5 минут).

1. Самоанализ (закрепление
нового материала, подведение итогов учебной деятельности, запись домашнего
задания).

Вернемся
к поставленному вопросу

1.     
Какое 
отношение рисунок (Приложение 3) имеет к теме урока?

2. Самооценка:

– Я сегодня узнал…

– Я сегодня научился…

– Мне в будущем пригодится…

– Я понял…

Преподаватель:
Ребята,
как вы думаете, где могут вам пригодится знания и умения, полученные на
сегодняшнем уроке?

 Преподаватель
выставляет
отметки обучающимся,  дает словесное  оценивание работы
группы.

Домашнее задание: Работа
по карточкам – выполнение заданий в
 приложении MS Excel

Урок информатики по теме «Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. «.

Тема и номер урока в теме: Тема: «Табличные вычисления на компьютере», Урок 3 (из 10).

Базовый учебник: «Информатика — базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

Цель урока:

Цели обучения:

  • освоить новые знания по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы”;
  • развить навыки работы в среде табличного процессора,
  • развивать интерес к решению задач,
  • сформировать навыки самостоятельной работы,
  • составления с помощью компьютера электронных документов,

Цели воспитания:

  • воспитание интереса к изучаемому материалу,
  • развитие познавательного интереса,

Цели развития:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности.

Цели познавательные:

  • повышение интереса к занятиям информатикой,
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

  • обучающие: изучение новых понятий и определений по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;
  • развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
  • воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.

Необходимое техническое оборудование:

  • персональные компьютеры;
  • операционная система Windows;
  • мультимедийный проектор и интерактивная доска;
  • пакет программ Microsoft Office;
  • Учебник: «Информатика — базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

План урока:

  • Организационный момент. Вступление учителя;
  • Объяснение новых понятий- составление конспекта;
  • Техника безопасности;
  • Практическая работа на закрепление;
  • Физкульминутка;
  • Вопросы учеников
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов. Выставление оценок.
  • Рефлексия.

Ход урока.

1.Актуализация знаний. (3-4 мин)

Объяснение нового материала  учителем сопровождается демонстрацией слайдов презентации, подготовленной в программе MS PowerPoint. На слайдах представлены основные понятия изучаемой темы.

(Слайд1)  Вступительное слово учителя: « Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации и  сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, где их используют.

     Внимательно смотрим презентацию и слушаем в конце будет «аукцион»  оценку «5» продадим самому внимательному ученику.                                                                                                                          

  (Слайд 2)  Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет.

Идея создания электронной таблицы возникла довольно давно – в 1979 г. Первая электронная таблица предназначалась для рационализации скучных экономических вычислений  и не отличалась разнообразием функций. Времена шли, один табличный процессор сменялся другим, более совершенным, и к настоящему времени наиболее популярным стал табличный процессор Excel, разработанный компанией Microsoft

 Microsoft Excel (входит в пакет Microsoft Office) и

 Calc (модуль электронных таблиц OpenOffice.org).

2.Формирование новых понятий. (25 мин)

У каждого ученика конспект с пропусками. При изучении нового материала учащиеся вписывают пропущенные понятия.

Далее работа по презентации:

(Слайд 3)  1. Электронные таблицы или Табличные процессоры – это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме 

(Слайд 4)  2.  Какие программы позволяют работать в  ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

(Слайд 5)  3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007

(Слайд 6-9)  4. Рабочее окно ЭТ имеет структуру такую же как и окна других приложений ( Вспомним основные элементы всех приложений)

 Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга, Автосумма. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).

Книги и Рабочие листы можно переименовывать

(Слайд  10)  5.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка. Основные операции с элементами ЭТ это удаление  и вставка.  Эти команды  находятся  в  меню  Ячейки, которые позволяют:

Вставить ячейки, строку, столбец, лист;

Удалить ячейки, строку, столбец, лист;

 (Слайд  11-14)  6. Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных:

        Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. Специальный вид: дата, время, денежный. (Примеры в конспект).

        Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки). (Примеры текста в конспект).

        Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними. (Примеры в конспект).

 (Слайд 15)  7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста. Для этого используются команды раздела меню  Шрифт

 (Слайд 16)  8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге – При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически — ЭТ может постоянно меняться.

(Слайд 17)  9. Где используется ЭТ? – С помощью программы Microsoft Excel можно обрабатывать числовые данные, организованные в таблицы. С ее помощью можно выполнять сложные расчеты – экономические, инженерные

Математика:  Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География:  По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

В результате беседы получился опорный конспект по теме.                

(Слайд 18)  

3. Повторение техники безопасности.

(Слайд 19)  

4.Формирование умений и навыков. (12мин)

(Слайд 20)  

Практическая работа: памятки на столах, задание на рабочем столе вашего компьютера. Что непонятно поднимаем руку.

(Слайд 21)  

 ( Проверка практической работы в ходе её выполнения)

Что было непонятно в ходе выполнения практической работы?

5. Гимнастика для глаз.

(Слайд 22-26)  

6. « Аукцион»
(Слайд 27)   Первый слайд презентации был оформлен рисунком шахмат  и морской бой.  Какое  отношение  эти картинки имеют к нашей теме урока

Ответ на вопрос —  в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.

8. Подведение итога урока.

(Слайд 28)    Выставление оценок.

9. Домашнее задание: повторить конспект. Пункт 18..
(Слайд 29)   10. Рефлексия

-Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана


-Дорисуй этот вариант на лице информатика.

«Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо».


Коль удался урок на диво,
Пускай наш информатик улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь — рот на замок…

Поднимите вверх улыбающихся человечков. Сколь нас?

Прикрепите на доску своих человечко.

Спасибо за урок.

Опорный конспект по теме: « Электронные таблицы»

1. Электронные таблицы  или   Табличные процессоры  — это___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007.

4. Основные элементы рабочей области ЭТ-

_____________________________________________________________________________________________

5. Основные операции над элементами ЭТ — ____________________ Эти команды  находятся  в  меню  Ячейки.

6. Основные типы данных, хранящихся в ячейках ЭТ:

  1. _________________________________________________
  2. _________________________________________________
  3. _________________________________________________

Нельзя

7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Изменить_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Для этого используются команды раздела меню  Шрифт

8.    Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге  — При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически . ___________________________________________________

9.  Где используется ЭТ?

 Математика:  Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География:  По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.


http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpg

http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpg

Автор: Your Mentor. Дата публикации: 25 октября 2020.

Многие из вас уже знакомы с программой Excel от Microsoft, но используете ли вы ее по полной? Применяете ли вы в своей работе популярные функции или сводные таблицы? Создаете ли вы макросы для автоматизации своих действий? Действительно ли вы считаете себя опытным пользователем Excel, как это сейчас принято писать в резюме?

Если это не так, тогда добро пожаловать на наш полный курс по Excel. В этом объемном курсе вы узнаете не только о базовых манипуляциях в Excel, как добавление строк и столбцов, рабочих листов, создание таблиц и диаграмм, применение простых формул для подсчета ваших данных.

Здесь вы узнаете об условном форматировании. Как работать с фильтрами и применять срезы в ваших отчетах или презентациях. Вы узнаете, как быстро найти и заменить старые данные на новые. Научитесь работать в режиме нескольких окон и подсчитывать данные из нескольких листов или файлов excel.

Я расскажу вам, как делить данные в ячейках по разным столбцам и как создать выпадающий список. Вам будет нелишним узнать о полезной функции анализа «Что Если». Вы наконец-то научитесь применять популярные функции ЕСЛИ и ВПР в своей работе. Научитесь создавать сводные таблицы и создавать макросы для автоматизации ваших повторяющихся действий. Кстати, более углубленные знания в этом направлении, вы можете получить в платном курсе «Excel и Google-таблицы: от новичка до эксперта».

В конце вы узнаете, как защитить формулы в ваших таблицах от третьих лиц, как защитить рабочие листы и целые файлы. Также, я вам расскажу, как правильно оформить страницы перед печатью ваших таблиц Excel. Я уверен, что в каждом уроке вы узнаете что-то новое и откроете для себя новые возможности по работе с программой Excel.

Урок 1. Меню и вкладки в Excel

Первый урок я начну со знакомства с меню программы. Я уверен, что многие из вас уже знакомы с Excel, но данный курс будет неполным без ознакомительного урока с основными вкладками и командами.

Урок 2. Понимание книг и рабочих листов, строка состояния. Добавление и удаление строк и столбцов

Есть определенные термины Excel, которые мы должны постоянно использовать. В Excel файл – это книга. Книга — это файл. Каждая рабочая книга состоит как минимум из одного рабочего листа и в них производится основная работа в данной программе.

Урок 3. Изучение методов ввода и редактирования данных. Шаблоны Excel и заметки

Ввод данных — одно из самых основных действий, которые мы делаем в Excel, но есть некоторые правила, некоторые концепции, с которыми вам следует ознакомиться. Этим мы и займемся в нашем третьем уроке.

Урок 4. Создание и копирование простых формул в Excel

Для многих пользователей Excel написание формул, т.е. создание формул — одно из самых распространенных занятий. Формулы во многих случаях просты и удобны в использовании, но они работают по немного другой концепции. Давайте в этом разберемся.

Урок 5. Комбинированный подсчет, вычисление процентов, закрепить ячейку в формуле excel ($)

В предыдущем уроке мы с вами рассмотрели работу с простыми формулами и использование суммирования значений. В этот раз я покажу вам, как делать комбинированные расчеты, расчет процентов и фиксировать ячейку в формулах.

Урок 6. Функции СУММ, СРЕДНЕЕ, РАНГ, НАИБОЛЬШИЙ

В предыдущих уроках мы рассмотрели 3 метода суммирования данных и поиск среднего числа. В этом уроке я покажу вам быстрый метод подсчета суммы и средней, как узнать рейтинг из полученных результатов и другие чуть менее известные функции в Excel.

Урок 7. Регулирование размера строк и столбцов, объединение ячеек, перенос записи, выравнивание и работа с границами

Сегодня мы разберем способы форматирования рабочей области Excel. Я предполагаю, что вы уже знакомы с некоторыми продуктами Microsoft Office, как, например, Word, поэтому я не буду рассматривать те функции, с которыми вы, скорее всего, уже знаете.

Урок 8. Числовой и финансовый формат. Даты и условное форматирование

В данном уроке мы рассмотрим некоторые виды числового форматирования, чтобы вы знали, как обойти условные настройки программы и могли отредактировать данные ваших таблиц в более удобном для вас формате.

Урок 9. Создание и форматирование таблицы. Фильтрация и срезы в Excel

Если вы работаете со списками данных, возможно, с персоналом, или списком товара, или списком транзакций, например, то по мере увеличения или уменьшения списков вы можете упростить управление ими с помощью функции, называемой таблицей.

Урок 10. Работа с фигурами, добавление рисунков и схемы SmartArt в Excel

Для этого урока я создал простую таблицу, чтобы показать вам, каким образом мы можем добавлять в наши таблицы разного рода фигуры, картинки с компьютера или онлайн, элементы SmartArt и другое.

Урок 11. Копирование и перенос строк таблицы, скрытие строк и столбцов. Найти и заменить в Excel

Сегодня я вам покажу методы вставки и скрытия строк и столбцов, как быстро копировать и передвигать части таблицы без потерь. Мы также рассмотрим полезную функцию поиска и замены данных в ваших таблицах.

Урок 12. Как сделать диаграмму в excel

Люди не всегда быстро воспринимают информацию в цифрах, и иногда необходимо показать данные с помощью диаграмм. В Excel есть большое разнообразие диаграмм, которые вы можете использовать в ваших отчетах, презентациях и других методах демонстрации данных. Давайте рассмотрим, как с ними работать.

Урок 13. Форматирование диаграмм, Спарклайны, Гистограмма и диаграмма Парето в Excel

В прошлом уроке мы с вами рассмотрели несколько способов создания диаграмм и их форматирование, меняли стиль и добавляли записи. В этом видео я продолжу рассказывать вам о дополнительных функциях Excel для работы с диаграммами.

Урок 14. Как закрепить строку, разделить таблицу, и функция «группировать»  

Мы поговорим о некоторых настройках рабочего листа Excel для удобства работы с вашими таблицами и данными. Это одно из тех направлений, где встречаются множество вопросов пользователей по работе с программой. А значит, данный урок будет очень для вас полезен.

Урок 15. Как перемещаться между книгами Excel и упорядочить несколько окон

Если у вас открыто несколько книг Excel, то бывает необходимость переходить из одного файла в другой. Или, может быть, еще такая ситуация, что вы находитесь только в одной книге, но вам нужно перемещаться между рабочими листами внутри нее. Это довольно сложно сделать, если вы пытаетесь достичь и того и другого. Давайте рассмотрим несколько вариантов, как Excel может решить эту задачу.

Урок 16. Создание, копирование и группировка рабочих листов Excel

Здесь мы рассмотрим работу с рабочими листами. Вы научитесь создавать их, переименовывать, группировать и многое другое. Давайте начнем.

Урок 17. Как посчитать данные из разных листов и файлов в Excel

В предыдущих уроках мы с вами применяли формулы для подсчета данных в таблицах внутри рабочих листов. Но часто возникает потребность делать отчеты используя данные из нескольких листов или даже книг. В этом уроке я покажу, как все это работает.

Урок 18. Сортировка и фильтрация данных в Excel

Когда мы работаем с большими таблицами, в Excel имеется очень полезные функции сортировки и фильтрации данных. В этом уроке мы рассмотрим несколько примеров их использования.

Урок 19. Как разделить текст в ячейке excel по столбцам. Удаление дубликатов

Иногда возникают ситуации, когда вы получаете какой-нибудь отчет или проект, где данные находятся в одной ячейке, но вы хотите видеть их в разных столбцах. В этом уроке мы продолжим говорить о сортировке данных и разделении столбцов на отдельные части.

Урок 20. Проверка значений и как сделать выпадающий список в excel

В Excel имеется очень мощный инструмент по проверке вводимых значений. Он проверяет их не после ввода, а до него, чтобы данные в таблице были корректны. Сегодня мы рассмотрим данный инструмент и научимся создавать не только правила для вводимых данных, но и создавать выпадающие списки в ячейках.

Урок 21. Применение функции анализа «Что Если»

Сегодня мы рассмотрим полезную функцию Excel под названием «Анализ Что Если». Она будет вам полезна не только для подсчета финансовой деятельности предприятия, но и для собственных финансовых планов.

Урок 22. Функция ЕСЛИ в Excel. Подробное объяснение с примерами

Одна из самых мощных функций Excel называется функцией ЕСЛИ. По своей природе она почти похожа на программирование и открывает двери для другого образа мышления. Функция ЕСЛИ – это условная функция. Она позволяет нам давать несколько ответов в зависимости от условия. 

Урок 23. Функция ВПР в Excel. Подробное объяснение с примерами

Здесь мы рассмотрим очередную мощную функцию Excel, которая называется ВПР. В прошлом уроке мы рассматривали функцию ЕСЛИ, где мы задавали условие и, в зависимости от значения, программа предоставляла результат. Функция ВПР ищет значение в заданной области и предоставляет результат, который наиболее совместим с каким-нибудь заданным параметром.

Урок 24. Функции СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ в Excel

Сегодня будет короткий урок, где мы закончим разбирать популярные функции Excel и рассмотрим две сразу: СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ.

Урок 25. Как сделать сводную таблицу в Excel и манипулировать ее данными

Один из самых креативных и мощных инструментов Excel называется сводной таблицей. Это отдельная область, которую вы можете создать на основе данных.

Урок 26. Группировка и фильтры в сводной таблице excel. Сводные диаграммы.

Мы продолжаем работать со сводной таблицей, которую мы создали в прошлом уроке.

Урок 27. Создание простых макросов в Excel

Макрос – это способ автоматизировать вашу работу. Они применяются там, где пользователь изо дня в день выполняет определенные манипуляции в Excel и хочет вместо 5 или 10 шагов, выполнить действие одним сочетанием клавиш. Иногда применение некоторых макросов может занять две или три минуты, особенно если они связаны с большим количеством манипуляций с данными, но основная идея состоит в том, что вы определили конкретные действия, которые часто выполняете, и хотели бы их автоматизировать.

Урок 28. Как защитить рабочий лист или книгу и поделиться файлом Excel

В Excel имеется несколько вариантов защиты ваших таблиц, рабочих листов и целых книг. Бывают ситуации, что вы выполняете какой-нибудь проект в команде, и вам необходимо делится вашими файлами Excel. Чтобы защитить в них данные от разного рода манипуляций посторонних лиц, что нарушит целостность и правильность данных, вы можете применять разные методы защиты.

Урок 29. Как печатать страницы и заголовки на каждой странице. Как вставить колонтитул в excel

К последнему уроку данного курса мы с вами создали несколько Excel файлов и рабочих листов. Мы также создали множество таблиц и отчетов. Какие-то из них довольно длинные, а какие-то довольно широкие. Но мы бы хотели их распечатать таким образом, чтобы они выглядели целостными и привлекательными. Давайте рассмотрим, как мы это можем сделать.

Что еще интересного почитать

Программа Microsoft Excel удобна для составления таблиц и произведения расчетов. Рабочая область – это множество ячеек, которые можно заполнять данными. Впоследствии – форматировать, использовать для построения графиков, диаграмм, сводных отчетов.

Работа в Экселе с таблицами для начинающих пользователей может на первый взгляд показаться сложной. Она существенно отличается от принципов построения таблиц в Word. Но начнем мы с малого: с создания и форматирования таблицы. И в конце статьи вы уже будете понимать, что лучшего инструмента для создания таблиц, чем Excel не придумаешь.

Как создать таблицу в Excel для чайников

Работа с таблицами в Excel для чайников не терпит спешки. Создать таблицу можно разными способами и для конкретных целей каждый способ обладает своими преимуществами. Поэтому сначала визуально оценим ситуацию.

Посмотрите внимательно на рабочий лист табличного процессора:

Электронная таблица.

Это множество ячеек в столбцах и строках. По сути – таблица. Столбцы обозначены латинскими буквами. Строки – цифрами. Если вывести этот лист на печать, получим чистую страницу. Без всяких границ.

Сначала давайте научимся работать с ячейками, строками и столбцами.



Как выделить столбец и строку

Чтобы выделить весь столбец, щелкаем по его названию (латинской букве) левой кнопкой мыши.

Выделить столбец.

Для выделения строки – по названию строки (по цифре).

Выделить строку.

Чтобы выделить несколько столбцов или строк, щелкаем левой кнопкой мыши по названию, держим и протаскиваем.

Для выделения столбца с помощью горячих клавиш ставим курсор в любую ячейку нужного столбца – нажимаем Ctrl + пробел. Для выделения строки – Shift + пробел.

Как изменить границы ячеек

Если информация при заполнении таблицы не помещается нужно изменить границы ячеек:

  1. Передвинуть вручную, зацепив границу ячейки левой кнопкой мыши.
  2. Ширина столбца.

  3. Когда длинное слово записано в ячейку, щелкнуть 2 раза по границе столбца / строки. Программа автоматически расширит границы.
  4. Автозаполнение.

  5. Если нужно сохранить ширину столбца, но увеличить высоту строки, воспользуемся кнопкой «Перенос текста» на панели инструментов.

Перенос по словам.

Для изменения ширины столбцов и высоты строк сразу в определенном диапазоне выделяем область, увеличиваем 1 столбец /строку (передвигаем вручную) – автоматически изменится размер всех выделенных столбцов и строк.

Ширина столбцов.

Примечание. Чтобы вернуть прежний размер, можно нажать кнопку «Отмена» или комбинацию горячих клавиш CTRL+Z. Но она срабатывает тогда, когда делаешь сразу. Позже – не поможет.

Чтобы вернуть строки в исходные границы, открываем меню инструмента: «Главная»-«Формат» и выбираем «Автоподбор высоты строки»

Автоподбор высоты строки.

Для столбцов такой метод не актуален. Нажимаем «Формат» — «Ширина по умолчанию». Запоминаем эту цифру. Выделяем любую ячейку в столбце, границы которого необходимо «вернуть». Снова «Формат» — «Ширина столбца» — вводим заданный программой показатель (как правило это 8,43 — количество символов шрифта Calibri с размером в 11 пунктов). ОК.

Как вставить столбец или строку

Выделяем столбец /строку правее /ниже того места, где нужно вставить новый диапазон. То есть столбец появится слева от выделенной ячейки. А строка – выше.

Место для вставки столбца.

Нажимаем правой кнопкой мыши – выбираем в выпадающем меню «Вставить» (или жмем комбинацию горячих клавиш CTRL+SHIFT+»=»).

Добавить ячейки.

Отмечаем «столбец» и жмем ОК.

Совет. Для быстрой вставки столбца нужно выделить столбец в желаемом месте и нажать CTRL+SHIFT+»=».

Все эти навыки пригодятся при составлении таблицы в программе Excel. Нам придется расширять границы, добавлять строки /столбцы в процессе работы.

Пошаговое создание таблицы с формулами

  1. Заполняем вручную шапку – названия столбцов. Вносим данные – заполняем строки. Сразу применяем на практике полученные знания – расширяем границы столбцов, «подбираем» высоту для строк.
  2. Данные для будущей таблицы.

  3. Чтобы заполнить графу «Стоимость», ставим курсор в первую ячейку. Пишем «=». Таким образом, мы сигнализируем программе Excel: здесь будет формула. Выделяем ячейку В2 (с первой ценой). Вводим знак умножения (*). Выделяем ячейку С2 (с количеством). Жмем ВВОД.
  4. Формула.

  5. Когда мы подведем курсор к ячейке с формулой, в правом нижнем углу сформируется крестик. Он указываем на маркер автозаполнения. Цепляем его левой кнопкой мыши и ведем до конца столбца. Формула скопируется во все ячейки.
  6. Автозаполнение ячеек.
    Результат автозаполнения.

  7. Обозначим границы нашей таблицы. Выделяем диапазон с данными. Нажимаем кнопку: «Главная»-«Границы» (на главной странице в меню «Шрифт»). И выбираем «Все границы».

Все границы.

Теперь при печати границы столбцов и строк будут видны.

Границы таблицы.

С помощью меню «Шрифт» можно форматировать данные таблицы Excel, как в программе Word.

Меню шрифт.

Поменяйте, к примеру, размер шрифта, сделайте шапку «жирным». Можно установить текст по центру, назначить переносы и т.д.

Как создать таблицу в Excel: пошаговая инструкция

Простейший способ создания таблиц уже известен. Но в Excel есть более удобный вариант (в плане последующего форматирования, работы с данными).

Сделаем «умную» (динамическую) таблицу:

  1. Переходим на вкладку «Вставка» — инструмент «Таблица» (или нажмите комбинацию горячих клавиш CTRL+T).
  2. Вставка таблицы.

  3. В открывшемся диалоговом окне указываем диапазон для данных. Отмечаем, что таблица с подзаголовками. Жмем ОК. Ничего страшного, если сразу не угадаете диапазон. «Умная таблица» подвижная, динамическая.
  4. Таблица с заголовками.

Примечание. Можно пойти по другому пути – сначала выделить диапазон ячеек, а потом нажать кнопку «Таблица».

Умная таблица.

Теперь вносите необходимые данные в готовый каркас. Если потребуется дополнительный столбец, ставим курсор в предназначенную для названия ячейку. Вписываем наименование и нажимаем ВВОД. Диапазон автоматически расширится.

Плюс склад.

Если необходимо увеличить количество строк, зацепляем в нижнем правом углу за маркер автозаполнения и протягиваем вниз.

Как работать с таблицей в Excel

С выходом новых версий программы работа в Эксель с таблицами стала интересней и динамичней. Когда на листе сформирована умная таблица, становится доступным инструмент «Работа с таблицами» — «Конструктор».

Конструктор таблиц.

Здесь мы можем дать имя таблице, изменить размер.

Доступны различные стили, возможность преобразовать таблицу в обычный диапазон или сводный отчет.

Возможности динамических электронных таблиц MS Excel огромны. Начнем с элементарных навыков ввода данных и автозаполнения:

  1. Выделяем ячейку, щелкнув по ней левой кнопкой мыши. Вводим текстовое /числовое значение. Жмем ВВОД. Если необходимо изменить значение, снова ставим курсор в эту же ячейку и вводим новые данные.
  2. При введении повторяющихся значений Excel будет распознавать их. Достаточно набрать на клавиатуре несколько символов и нажать Enter.
  3. Новая запись.

  4. Чтобы применить в умной таблице формулу для всего столбца, достаточно ввести ее в одну первую ячейку этого столбца. Программа скопирует в остальные ячейки автоматически.
  5. Заполнение ячеек таблицы.

  6. Для подсчета итогов выделяем столбец со значениями плюс пустая ячейка для будущего итога и нажимаем кнопку «Сумма» (группа инструментов «Редактирование» на закладке «Главная» или нажмите комбинацию горячих клавиш ALT+»=»).

Автосумма.
Результат автосуммы.

Если нажать на стрелочку справа каждого подзаголовка шапки, то мы получим доступ к дополнительным инструментам для работы с данными таблицы.

Числовые фильтры.

Иногда пользователю приходится работать с огромными таблицами. Чтобы посмотреть итоги, нужно пролистать не одну тысячу строк. Удалить строки – не вариант (данные впоследствии понадобятся). Но можно скрыть. Для этой цели воспользуйтесь числовыми фильтрами (картинка выше). Убираете галочки напротив тех значений, которые должны быть спрятаны.

МКОУ «Хапильская СОШ им. М.Т.Рахметова» Открытый урок-практикум в 10кл на тему:

Провела учитель информатики и ИКТ Демирбекова Ф.Х.

2019 год

Цели:

ознакомиться с программным приложением MS Excel, предназначенным для обработки числовых данных;

сформировать знания о структуре электронных таблиц (ЭТ);

сформировать первичные навыки работы с электронной таблицей;

развитие логического мышления;

воспитывать чувство товарищества и умение работать в команде.

Задачи урока:

1. Образовательная: активизировать познавательную деятельность учащихся, повторить и закрепить общие понятия о программе MS Excel, научиться использовать полученные знания при выполнении практической работы.

2. Воспитательная: уметь выслушать мнение своих однокурсников, выявлять собственный уровень знаний, уметь самостоятельно группировать материал по указанным признакам.

3. Развивающая: развивать речь и творческие способности обучающихся, уметь выделять главное из полученной информации.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор;

компьютеры для обучающихся;

практическая работа (Приложение 2)

Ход урока:

I. Орг.момент

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности учащихся к уроку. Объявление учащимся целей урока.

Преподаватель.

объяснение основных понятие по теме «Электронные таблицы MICROSOFT EXCEL»

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ MICROSOFT EXCEL

ввод, редактирование и форматирование табличных данных;

выполнение вычислений в таблицах;

построение графиков и диаграмм;

форматирование области диаграмм;

вставка в таблицы различных объектов: изображений, видео, звуков и так далее

Рабочее окно программы Microsoft Excel 2007:

Microsoft Excel 2007

Рабочее окно программы OpenOffice.org Calc :

OpenOffice.org Calc

III. Выполнение практической работы. (Приложение 2)

IV. Подведение итогов.

Проверка практических заданий, выставление оценок.

Приложение 1

«Назначение и интерфейс MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы:

1.      Научитесь запускать электронные таблицы;

2.     Закрепите основные понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки;

3.      Узнаете как вводить данные в ячейку и редактировать строку формул;

5.      Как выделять целиком строки, столбец, несколько ячеек, расположенных рядом и таблицу целиком.

Задание: Познакомиться практически с основными элементами окна MS Excel. Выполнить отчет  по поставленным вопросам.

                                           

Технология выполнения задания:

1.      Запустите программу Microsoft Excel. Внимательно рассмотрите окно программы.
Одна из ячеек выделена (обрамлена черной рамкой). Как выделить другую ячейку? Достаточно щелкнуть по ней мышью, причем указатель мыши в это время должен иметь вид светлого креста. Попробуйте выделить различные ячейки таблицы. Для перемещения по таблице воспользуйтесь полосами прокрутки.

2.      Для того чтобы ввести текст в одну из ячеек таблицы, необходимо ее выделить и сразу же (не дожидаясь появления столь необходимого нам в процессоре Word текстового курсора) «писать».

Введите в любую выделенную (активную) ячейку сегодняшний день недели, например: Среда.
Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено название дня недели.
Щелкните мышью по заголовку строки (ее номеру).
Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено название дня недели.
 
Щелкните мышью по заголовку столбца (его имени).

3.      Основным отличием работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т.е. дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку.

Зафиксировать данные можно одним из способов:

  1. нажать клавишу {Enter};

    щелкнуть мышью по другой ячейке;

    воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к другой ячейке).

Зафиксируйте введенные вами данные. Выделите ячейку таблицы, содержащую день недели, и воспользуйтесь кнопками выравнивания абзацев.

4.      Вы уже заметили, что таблица состоит из столбцов и строк, причем у каждого из столбцов есть свой заголовок (А, В, С…), и все строки пронумерованы (1, 2, 3…). Для того, чтобы выделить столбец целиком, достаточно щелкнуть мышью по его заголовку, чтобы выделить строку целиком, нужно щелкнуть мышью по ее заголовку.

      Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено введенное вами название дня недели.
Каков заголовок этого столбца?
Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено введенное вами название дня недели.
Какой заголовок имеет эта строка?
Определите сколько всего в таблице строк и столбцов?

Воспользуйтесь полосами прокрутки для того, чтобы определить сколько строк имеет таблица и каково имя последнего столбца.
Внимание!!! Чтобы достичь быстро конца таблицы по горизонтали или вертикали, необходимо нажать комбинации клавиш: Ctrl+→ — конец столбцов или Ctrl+↓ — конец строк. Быстрый возврат в начало таблицы — Ctrl+Home.
Выделите всю таблицу.
Воспользуйтесь пустой кнопкой.

5.      Выделите ту ячейку таблицы, которая находится в столбце С и строке 4.
Обратите внимание на то, что в Поле имени, расположенном выше заголовка столбца А, появился адрес выделенной ячейки С4. Выделите другую ячейку, и вы увидите, что в Поле имени адрес изменился.

6.      Выделите ячейку D5; F2; А16.
Какой адрес имеет ячейка, содержащая день недели?

7.      Определите количество листов в Книге1.

Вставьте через контекстное меню Добавить–Лист два дополнительных листа. Для этого встаньте на ярлык листа Лист 3 и щелкните по нему правой кнопкой, откроется контекстное меню выберите опцию Добавить и выберите в окне Вставка Лист. Добавлен Лист 4. Аналогично добавьте Лист 5. Внимание! Обратите внимание на названия новых листов и место их размещения. 
Измените порядок следования листов в книге. Щелкните по Лист 4 и, удерживая левую кнопку, переместите лист в нужное место.

8.      Установите количество рабочих листов в новой книге по умолчанию равное 3. Для этого выполните команду Сервис–Параметры–Общие.

Отчет:

В ячейке А3 Укажите адрес последнего столбца таблицы.

Сколько строк содержится в таблице? Укажите адрес последней строки в ячейке B3.

Введите в ячейку N35 свое имя, выровняйте его в ячейке по центру и примените начертание полужирное. 

Введите в ячейку С5 текущий год. 

Переименуйте Лист 1

приложение 2

Практическая работа

«MS Excel. Создание и редактирование табличного документа»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

·         Создавать и заполнять данными таблицу;

·         Форматировать и редактировать данные в ячейке;

·         Использовать в таблице простые формулы;

·         Копировать формулы.

Задание: 

1. Создайте таблицу, содержащую расписание движения поездов от станции Саратов до станции Самара. Общий вид таблицы «Расписание» отображен на рисунке.

2.      Выберите ячейку А3, замените слово «Золотая» на «Великая» и нажмите клавишу Enter.

3.    Выберите ячейку А6, щелкните по ней левой кнопкой мыши дважды и замените «Угрюмово» на «Веселково»

4.      Выберите ячейку А5 зайдите в строку формул и замените «Сенная» на «Сенная 1».

5.      Дополните таблицу «Расписание» расчетами времени стоянок поезда в каждом населенном пункте. (вставьте столбцы) Вычислите суммарное время стоянок, общее время в пути, время, затрачиваемое поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.

Технология выполнения задания:

1.      Переместите столбец «Время отправления» из столбца С в столбец D. Для этого выполните следующие действия:

•  Выделите блок C1:C7; выберите команду Вырезать.
•  Установите курсор в ячейку D1;
•  Выполните команду 
Вставить;
•  Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.;

2.      Введите текст «Стоянка» в ячейку С1. Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

3.      Создайте формулу, вычисляющую время стоянки в населенном пункте.

4.      Необходимо скопировать формулу в блок С4:С7, используя маркер заполнения. Для этого выполните следующие действия:
•  Вокруг активной ячейки имеется рамка, в углу которой есть маленький прямоугольник, ухватив его, распространите формулу вниз до ячейки С7.

5.      Введите в ячейку Е1 текст «Время в пути». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

6.      Создайте формулу, вычисляющую время, затраченное поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.

7.      Измените формат чисел для блоков С2:С9 и Е2:Е9. Для этого выполните следующие действия:

•  Выделите блок ячеек С2:С9;
•  Выполните команду основного меню 

Главная – Формат – Другие числовые форматы — Время и установите параметры (часы:минуты).

•  Нажмите клавишу Ок.

8.      Вычислите суммарное время стоянок.
•  Выберите ячейку С9;
•   Щелкните кнопку
Автосумма на панели инструментов;
•   Подтвердите выбор блока ячеек С3:С8 и нажмите клавишу 
Enter.

9.      Введите текст в ячейку В9. Для этого выполните следующие действия:

•   Выберите ячейку В9;
•   Введите текст «Суммарное время стоянок». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

10.  Удалите содержимое ячейки С3.

•   Выберите ячейку С3;
•   Выполните команду основного меню 

Правка – Очистить или нажмите Delete на клавиатуре; 
Внимание! Компьютер автоматически пересчитывает сумму в ячейке С9!!! 

•   Выполните команду 

Отменить или нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов.

11.  Введите текст «Общее время в пути» в ячейку D9.

12.  Вычислите общее время в пути.

13.  Оформите таблицу цветом и выделите границы таблицы.

Самостоятельная работа

Рассчитайте с помощью табличного процессора Exel расходы школьников, собравшихся поехать на экскурсию в другой город.

А

В

С

D

1

Вид расходов

Количество школьников

Цена

Общий расход

2

Билеты

6

60,00

3

Экскурсия в музей

4

2,00

4

Обед

6

10,00

5

Посещение цирка

5

20,00

6

Всего:

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уроки excel 2013 видео
  • Урок по теме программа excel
  • Урок 1 интерфейс excel 2013 лента панель быстрого доступа меню
  • Уроки excel 2010 диаграммы
  • Урок по теме построение графика в excel