Тематический план по excel

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

Отделение дополнительного образования

«Утверждаю»

Руководитель ОДО

__________________

Дзамоева И.Р.

« » _______ 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

направленности «Вычислительная техника и информационные технологии»

«Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс»

Муллова Е.Н.,
учитель информатики и ИКТ

Возраст учащихся: от 20 лет и старше.

Срок реализации: 6 месяцев

Москва, 2016

Пояснительная записка

Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение лиц возрастной категории от 20 лет и старше по курсу «Основы работы в MS Excel – расширенный базовый курс».

Программа рассчитана на 48 часов (6 месяцев по 2 часа в неделю). Программа должна решать все вопросы, позволяющие эффективно применять программу для решения ваших конкретных задач из повседневной трудовой деятельности.

Работа с информацией сегодня вышла на первые позиции практически во всех областях жизнедеятельности.

Умение работы в Excel просто необходимо для получения рабочего места по ряду специальностей. Именно поэтому наш учебный курс включает в себя как лекционные (теоретические), так и практические занятия, на которых слушатели закрепляют полученные знания, решают наиболее часто встречающиеся задачи и просто знакомятся с возможностями программы Excel. Также важное место в обучении занимает использование методического материала.

Программа рассчитана на 48 часов (6 месяцев по 2 часа в неделю). Программа разработана на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования РФ» и с учетом Рекомендаций по составлению учебных программ по информатике, разработанных рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО.

Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся:

  • базовые знания по информатике;

  • владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows;

  • владение пакетом «Microsoft Office».

Цель программы: научить пользователей самостоятельно создавать и редактировать электронные таблицы и базы Excel независимо от их сложности и структуры.

Курс MS Excel будет полезен:

  • Слушателям, не имеющим опыта применения Excel;

  • Слушателям с опытом применения Excel, желающим повысить эффективность работы с приложением, систематизировать знания и навыки;

  • Начинающим бухгалтерам, экономистам и финансистам;

  • Менеджерам и офисным сотрудникам любого звена;

  • Социологам, маркетологам, специалистам по статистике и обработке данных.

Основные задачи программы:

1) освоить:

  • Интерфейс, панели и инструменты Excel;

  • Основные термины, понятия и операции;

  • Базы, листы, списки и книги Excel;

  • Инструменты для ввода, обработки, поиска, фильтрации, форматирования и группировки данных по выбранным параметрам;

  • Сводные таблицы, графики и диаграммы;

  • Спектр средств для анализа больших объемов данных;

  • Методы вычисления, прогнозирования и аналитики;

  • Функции: логические, математические, статистические, текстовые, функции массивов;

  • Формулы и макросы.

2) научиться применять Excel для решения профессиональных задач:

  •  Автоматизировать повторяющиеся операции;

  • Делать экспорт и импорт, создание и форматирование документов, вывод на печать;

  • Работать с большими объемами информации;

  • Создавать и редактировать формулы с массивами;

  • Настраивать сценарии, применять формулы и сводные таблицы для анализа данных;

  • Выполнять поиск, исправлять ошибки, консолидировать данные по параметрам и критериям;

  • Визуализировать данные: строить графики, сложные и комбинированные диаграммы, спарклайны;

  • Использовать простые функции для вычислений (среднее, минимум, максимум, суммирование, число);

  • Использовать сложные функции для анализа и прогнозирования (ЕСЛИ, ИЛИ, ЕСЛИОШИБКА, СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ, СРЗНАЧЕСЛИ, СЦЕПИТЬ, и др.)

  • Создавать, редактировать, сохранять и удалять макросы, настраивать безопасность.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем решения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением тестовых заданий. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме зачетной выпускной работы.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Программа

1. Введение. Инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office – 1 час.

Инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office. Знакомство с интерфейсом, имя файла, имя папки, копирование/удаление файла/папки.

2. Обзор программы Ecxel – 6 часов.

Интерфейс программы, Меню «Файл», Панель вкладок, Меню команд, Средства просмотра, Основные настройки программы.

3. Работа с книгами – 9 часов.

Создание, открытие и сохранение рабочей книги. Работа с книгами. Ячейки и диапазон ячеек. Имена ячеек и примечания. Ввод данных. Автозаполнение ячеек. Поиск данных. Форматирование данных. Графическое форматирование ячеек.

4. Работа с таблицами – 12 часов.

Таблицы, Работа с таблицами, Сортировка данных, Обработка итоговых данных,

Вычисляемые столбцы, Фильтрация данных, Пользовательские фильтры, Сводная таблица, Вычисляемые поля, Консолидация табличных данных, Оформление таблиц, Запись макроса

5. Формулы и функции – 4 часа.

Обзор Формул. Копирование формул. Массивы. Мастер функций

6. Работа с диаграммами – 7 часов.

Обзор диаграмм, Форматирование диаграммы, Настройка осей диаграммы, Параметры шкалы диаграммы, Подписи данных, Таблица данных, Сводные диаграммы

7. Работа с графикой – 4 часа.

Создание надписей, Редактирование надписи, Форматирование текста, Автофигуры, Объекты «WordArt», Рисунки «SmartArt», Редактирование рисунков «SmartArt»

8. Конечная обработка рабочей книги ­– 4 часа.

Защита данных в рабочей книге, Защита рабочей книги паролем, Колонтитулы,

Печать документа, Печать диапазона ячеек

9. Зачетная работа ­– 1 час.

Зачетная работа. (Создать и распечатать документ по заданным условиям).

Основные знания и умения Учащиеся должны знать:

  • Основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;

  • Интерфейс, панели и инструменты Excel;

  • Основные термины, понятия и операции;

  • Базы, листы, списки и книги Excel;

  • Инструменты для ввода, обработки, поиска, фильтрации, форматирования и группировки данных по выбранным параметрам;

  • Сводные таблицы, графики и диаграммы;

  • Спектр средств для анализа больших объемов данных;

  • Методы вычисления, прогнозирования и аналитики;

  • Функции: логические, математические, статистические, текстовые, функции массивов;

  • Формулы и макросы.

Учащиеся должны уметь:

  • запускать основные клиенты Интернет: браузер, электронная почта;

  • работать с электронными таблицами;

  • производить сложные расчёты с большим объёмом информации;

  • автоматизировать повторяющиеся операции;

  • создавать и редактировать формулы с массивами;

  • применять формулы и сводные таблицы для анализа данных;

  • выполнять поиск,

  • визуализировать данные;

  • настраивать безопасность.

Квалификационная характеристика

  1. Автоматизация повторяющиеся операции;

  2. Экспорт и импорт, создание и форматирование документов, вывод на печать;

  3. Работа с большими объемами информации;

  4. Создание и редактировать формулы с массивами;

  5. Настраивание сценария, применение формулы и знание сводных таблиц для анализа данных;

  6. Выполнение поиска, исправление ошибок, консолидирование данных по параметрам и критериям;

  7. Визуализация данных: построение графиков, сложных и комбинированных диаграмм;

  8. Использование простых и сложных функций для вычислений;

  9. Знание основных принципов построения Глобальной информационной сети Интернет.

Учебный план

п.п.

Разделы

Часы

1

Введение.

1

2

Обзор программы

6

3

Работа с книгами

9

4

Работа с таблицами

12

5

Формулы и функции

4

6

Работа с диаграммами

7

7

Работа с графикой

4

8

Конечная обработка рабочей книги

4

9

Зачетная работа

1

Итого

48

Учебно-тематический план

п.п.

Разделы и темы

Кол-во часов

Раздел

Тема

1

Введение. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Обзор возможностей MS-Office.

1

1

2. Обзор программы

2.1

Интерфейс программы

6

1

2.2

Меню «Файл»

1

2.3

Панель вкладок

1

2.4

Меню команд

1

2.5

Средства просмотра

1

2.6

Основные настройки программы

1

3. Работа с книгами

3.1

Создание, открытие и сохранение рабочей книги

9

1

3.2

Работа с книгами

1

3.3

Ячейки и диапазон ячеек

1

3.4

Имена ячеек и примечания

1

3.5

Ввод данных

1

3.6

Автозаполнение ячеек

1

3.7

Поиск данных

1

3.8

Форматирование данных

1

3.9

Графическое форматирование ячеек

1

4. Формулы и функции

4.1

Обзор Формул

4

1

4.2

Копирование формул

1

4.3

Массивы

1

4.4

Мастер функций

1

5. Работа с таблицами

5.1

Таблицы

12

1

5.2

Работа с таблицами

1

5.3

Сортировка данных

1

5.4

Итоги

1

5.5

Вычисляемые столбцы

1

5.6

Фильтрация данных. Работа с отфильтрованными записями

1

5.7

Пользовательские фильтры. Расширенные фильтры, знаки подстановки

1

5.8

Сводная таблица. Работа с внешними данными

1

5.9

Вычисляемые поля. Относительные ссылки в стиле R1C1

1

5.10

Консолидация табличных данных

1

5.11

Оформление таблиц

1

5.12

Запись макроса

1

6. Работа с диаграммами

6.1

Обзор диаграмм

7

1

6.2

Форматирование диаграммы

1

6.3

Настройка осей диаграммы

1

6.4

Параметры шкалы диаграммы

1

6.5

Подписи данных

1

6.6

Таблица данных

1

6.7

Сводные диаграммы

1

7. Работа с графикой

7.1

Создание надписей, редактирование надписи

4

1

7.2

Форматирование текста, автофигуры

1

7.3

Объекты «WordArt»

1

7.4

Рисунки «SmartArt», редактирование рисунков «SmartArt»

1

8. Конечная обработка рабочей книги

8.1

Защита данных в рабочей книге

4

1

8.2

Защита рабочей книги паролем

1

8.3

Колонтитулы

1

8.4

Печать документа. Печать диапазона ячеек

1

9. Зачетная работа

9.1

Зачетная работа

1

1

Всего

48 часов

Литература

Педагогическая

  1. Федеральный стандарт общего среднего образования по информатике и информационным технологиям. Публикация на сервере Воронежского государственного педагогического университета. http://www.vspu.ac.ru

  2. Информатика для средней школы. Учебная программа для школ. Разработана рабочей группой Международной федерации по обработке информации (IFIP) под эгидой ЮНЕСКО. /Публикация на сервере «Информика» (МО РФ). http://www.informika.ru

Специальная по профилю обучения

  1. Волков В.Б. Понятный самоучитель Excel

https://eknigi.org/os_i_bd/103209-ponyatnyj-samouchitel-excel-2010.html

  1. Техническая литература/ Библиотека технической тематики. http://www.htbook.ru/kompjutery_i_seti/drugaja/samouchitel_excel_2010

Для учащихся

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

  3. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. – М.: Издательство Дрофа, 1999

Средства обучения Технические средства обучения (минимальные)

  1. Компьютерный класс с компьютерами класса не ниже Pentium с аппаратными средствами для выхода в Интернет и мультимедиа.

  2. OnLine выход в Интернет (желательно выделенная линия).

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows (версия XP и выше);

  • MS Office MS-2010;

  • Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome.

Пояснительная записка

Методологическое положение программы

Программа составлена на основании раздела
программы Н.Д.Угринович “Информатика и
информационные технологии”, рекомендованной
Министерством Образования Российской Федерации
в “Перечне-каталоге учебно-методических изданий
на 2002/2003 учебный год” и была апробирована с 2003-2004
учебного года на базе МОУ лицея №1 г.Иркутска.

Предлагаемая программа спецкурса по
информатике рассчитана на учащихся 10-11 классов и
рассчитана на 1 год обучения — 68 часов (2 часа в
неделю) или 2 года обучения – 68 часов (1 час в
неделю). Уроки проводятся за счет вариативной
составляющей содержания обучения.

Рациональность выбора указанных классов
объясняется тем, что наряду с наглядно-образным
мышлением, помогающим целостно видеть объекты, у
учащихся в этом возрасте активно развивается
ассоциативное мышление, способствующее усвоению
различных абстрактных понятий.

Методологически программа построена так, что
обучение происходит от простого к сложному, от
основополагающих принципов работы в электронных
таблицах до развития творческого потенциала
учащихся. В начале изучения курса предполагается
овладение общими принципами работы в
электронных таблицах, в процессе обучения идет
углубление знаний при изучении средств и методов
создания кроссвордов и тестов. Когда учащиеся
осваивают визуальное программирование, им
предлагается изучить элементы языка
программирования VBA,

Данный спецкурс составлен с учетом
санитарно-гигиенических требований, связанных с
дозировкой времени непосредственной работы
учащихся с ПК. Так, например в 10-11 классах не более
30 мин в течении урока.

В связи с этим и с учётом
психолого-педагогических требований весь
теоретический материал частично излагается на
лекциях, частично на аудиторных занятиях,
сочетаясь с практическими занятиями.

Программа спецкурса соответствует целям и
задачам комплексно-целевой программы развития
гимназии, ее концептуальным идеям; предполагает
профессиональную ориентацию, подготовку к
поступлению в ВУЗы, т.к. “„.в современных реалиях
весьма актуальным для большинства людей стало не
столько программирование (в старом смысле слова),
сколько умение пользоваться промышленными
информационными технологиями…”

Данная программа объединяет предметы
образовательной области, так как одной из
основных целей программы является составление
проверочных тестов по различным предметам и
темам, В программе представлены активные формы
организации обучения: семинары, защита проектов,
презентации, апробация тестов на предметных
уроках, что позволит учащимся рассматривать
компьютер как инструмент в их школьной
деятельности.

Актуальность создания программы

Программа Ms Excel, являясь лидером на рынке
программ обработки электронных таблиц,
определяет тенденции развития в этой области. К
значительным достижениям программы Ms Excel можно
отнести появление трехмерных документов
(блокнотов). Контекстные меню значительно
расширены, а дополнительные программные
инструменты облегчают решение сложных
прикладных задач. Одним из важнейших
функциональных расширений программы является
встроенная в Ms Excel среда программирования Visual Basic
for Applications (VBA) для решения прикладных задач.
Благодаря VBA появилась возможность создавать
прикладные пакеты, которые по своим функциям
выходят далеко за рамки обработки электронных
таблиц.

Следует отметить, что работа с электронными
таблицами привлекает не только специалистов, но
и школьников. Это объясняется тем, что в любом
школьном возрасте существенную роль в общей
структуре мышления играют конкретно-образные
(наглядные) компоненты. Поэтому электронные
таблицы изучаются в рамках школьного курса
информатики, что отражено в “Обязательном
минимуме содержания образования по
информатике” в содержательной линии —
“Обработка числовой информации”.

Но в связи с нехваткой учебного времени данная
тема изучается в школе поверхностно. Кроме того,
в рассмотренных школьных учебниках (Шафрин Ю.А.
“Информационные технологии”, Макарова Н.В.
“Информатика”, Угринович Н.Д. “Информатика и
информационные технологии” и др.) тема
“Электронные таблицы” излагается довольно
кратко.

Для решения этой проблемы разработаны и
разрабатываются различные спецкурсы по теме
“Электронные таблицы”, направленные на
рассмотрение различных технологий работы в
электронных таблицах.

Цели и задачи:

  • подготовить школьников к практической
    деятельности: уметь использовать электронные
    таблицы для решения различных задач, создания
    кроссвордов и тестов;
  • сформировать прочные знания по предмету с
    помощью обучающих и контролирующих программ,
    серии упражнений и задач;
  • привить творческий подход и навыки
    самостоятельного проектирования кроссвордов и
    тестов;
  • изучить элементы языка программирования Visual Basic
    for Applications.

Степень новизны для учащихся

Работа в электронных таблицах подразумевает
различные формы, в том числе и предлагаемую в
данной программе методику создания тестов и
кроссвордов. Создание тестов предполагает не
только владение общими навыками работы с
компьютером, но и за счет организации
межпредметных связей появляется возможность
закреплять и углублять знания, полученные по
другим предметам, которые послужат развитию
учащихся, помогут сформировать их системное
мировоззрение и позволят им овладеть
современными информационными технологиями.

Описание разделов

1. Основы работы в среде Excel

Назначения и основные возможности программы
Microsoft Excel. Интерфейс программы. Понятие
электронной таблицы, ячейки, строки, столбца,
система адресации. Движение по табличному полю.
Ввод данных. Типы данных. Редактирование
содержимого ячейки.

Создание нового документа. Загрузка рабочего
документа. Сохранение документа. Автоматическое
сохранение. Создание резервных копий. Защита
данных. Дополнительные сведения о файлах.
Управление рабочими листами. Добавление рабочих
листов. Перемещение рабочих листов.

Вставка элементов таблицы. Удаление элементов
таблицы. Удаление содержимого элементов таблицы.
Копирование и перемещение данных. Поиск данных.
Замена данных. Маркирование ячеек. Отмена
операций.

Панель форматирования. Оформление заголовков.
Форматирование чисел. Установка шрифтов.
Форматирование по образцу. Перенос формата.
Маски форматов. Выравнивание содержимого ячеек.
Изменение размеров строк и столбцов. Оформление
таблиц. Группирование элементов таблицы.

Цели изучения данного раздела:

Сформировать и закрепить начальный интерес к
изучению электронных таблиц Excel; ознакомить с
общим содержанием раздела “Электронные
таблицы”; упорядочить интуитивные
представления учащихся об электронных таблицах;
формирование понятия о табличном представлении
информации и способах ее обработки; ввести в круг
проблем информационных технологий.

Расширить представление о возможностях
электронных таблиц, и особенно о личных
возможностях учащихся при компьютеризации их
деятельности; обобщить знания и умения учащихся,
полученные на уроках информатики, вооружить
учащихся конкретными знаниями, показать
возможность управления файлами и структурами
документов электронных таблиц.

Практическая подготовка учащихся к выполнению
типичного метода использования электронных
таблиц — работа с элементами таблиц, данными
ячеек, выработка устойчивых навыков работы.

Освоить приемы форматирования документов в
электронных таблицах; изучение принципов работы
с шаблонами — форматирование по образцу, перенос
формата; выявить качество и прочность знаний по
основным разделам изученного материала и умение
использования их на практике.

Учащиеся должны знать и уметь:

Учащиеся должны знать структуру окна Excel;
назначение табличного процессора, его команд и
режимов; вводить и редактировать данные в
ячейках; иметь понятие о типах данных и
использовать их при решении задач.

Уметь вставлять, удалять, перемещать и
переименовывать листы.

Копировать и перетаскивать содержимое ячеек.

Изменять высоту строк и ширину столбцов; менять
ориентацию текста; оформлять таблицы и рабочие
листы.

2. Работа с формулами

Основные сведения. Ввод формул. Система
адресации. Составные формулы. Редактирование
формул. Мастер функций. Вычисление основным
математических, статистических, текстовых,
логических функций и функций выбора и поиска.
Комбинирование функций. Сообщения об ошибках.

Цели изучения данного раздела:

Научить учащихся решать задачи без помощи
программирования; применять относительные и
абсолютные адреса в формулах; возможности
работать со значениями нескольких ячеек.
Овладеть рациональным способом применения
формул для автоматизации расчета; познакомить
учащихся с понятием функции в электронных
таблицах, с возможностями применения и вызова
функций при выполнении расчетов; научить
школьников применять полученные знания при
решении нестандартных задач; формирование
операционного мышления, направленного на выбор
оптимальных решений.

Учащиеся должны знать и уметь:

Правила записи и выполнения формул в среде Excel.
Иметь понятие о константах и переменных; уметь
использовать абсолютные ссылки; копировать
формулы; устанавливать связи между ячейками;
уметь преобразовывать данные к табличному виду;
иметь понятие об основных встроенных функциях
среды Excel; уметь находить нужные функции;
получать справку по синтаксису функций; решать
различные задачи с использованием мастера
функций.

3. Панели инструментов, обмен данными

Настройка панели инструментов. Панель
рисования. Создание векторных рисунков.
Импортирование рисунков в Excel. Редактирование
рисунков на рабочем листе. Включение таблицы в
текст. Создание примечаний.

Цели изучения данного раздела:

Оптимизировать навыки учащихся по настройке
панели инструментов; изучение специальных
элементов оформления средствами электронных
таблиц — вставка объектов и их редактирование на
рабочем листе; познакомить учащихся с
технологиями OLE и DDE; обобщение знаний основного
программного материала.

Учащиеся должны знать и уметь:

Вставлять, редактировать и форматировать
графические и текстовые объекты.

4. Создание диаграмм

Мастер диаграмм. Типы диаграмм. Форматирование
элементов диаграмм. Дополнительные объекты.
Актуализация диаграмм. Построение графиков
функций. Построение нескольких графиков в одной
системе координат.

Цели изучения данного раздела:

На конкретных примерах показать применение
возможностей электронных таблиц для построения
графиков функций, а также актуальность
построения диаграмм различных типов; развитие
познавательного интереса, творческой активности
учащихся.

Учащиеся должны знать и уметь:

Уметь представлять данные в виде диаграммы или
графика; знать основные типы диаграмм; иметь
понятие о диапазонах, категориях. Аппроксимации
и прогнозировании; уметь форматировать
диаграммы; добавлять, удалять и изменять легенду;
изменять номер категории пересечения осей;
выполнять построение нескольких графиков в
одной системе координат.

5. Электронные таблицы как элемент Базы
данных

Сводные функции. Работа со списками.
Сортировка. Поиск информации. Формы. Фильтры.
Сводные таблицы.

Цели изучения данного раздела:

Научить работать со списками как с табличной
Базой данных; осуществлять поиск информации;
пользоваться формами и фильтрами; создавать
сводные таблицы.

Учащиеся должны знать и уметь:

Уметь организовывать ввод данных с помощью
Списков и Форм; выполнять поиск информации с
учетом критериев и сортировки; создавать сводные
таблицы.

6. Визуальное программирование в Excel

Панели Формы и Элементы управления. Разработка
форм. Макропрограммирование. Макросы с
абсолютной и относительной адресацией. Простая
форма — использование кнопок. Программирование
разветвлений в формах — использование
переключателей. Программирование составных
условных выражений в формах — использование
флажков. Программирование форм с расширяющимся
выбором — использование списков. Основные режимы
работы с редактором VBA. Структура программы
(заголовок, тело программы). Написание
программного кода. Методы доступа к ячейкам и
рабочим листам. Модули и подпрограммы.
Диалоговые функции MsgBox и InputBox. Организация
диалога в тестах. Разработка сценария
приложения.

Цели изучения данного раздела:

Познакомить учащихся с визуальным
программированием в среде электронных таблиц
-использованием макросов, разработкой форм;
развитие способности к связыванию абстрактных и
конкретных формулировок задачи, постановке и
решению несложных задач; усиление интереса к
выбираемой профессии в силу ее компьютеризации.

Учащиеся должны знать и уметь:

Должны иметь понятие о структуре объектов Excel.
Знать методы доступа к ячейкам, рабочим листам и
выбора рабочего листа; структуру окна VBA; уметь
записывать макросы в автоматическом режиме и
останавливать запись; вставлять модули и
составлять простые процедуры; организовывать
диалог с пользователем с помощью функций ввода;
решать задачи с применением условного оператора
и оператора выбора.

7. Моделирование объектов и процессов в
электронных таблица
х

Классификация моделей. Этапы моделирования в
электронных таблицах: постановка задачи,
разработка модели, компьютерный эксперимент,
анализ результатов моделирования.
Геометрические модели, моделирование ситуаций,
биоритмов, случайных и физических процессов.

Цели изучения данного раздела:

Познакомить учащихся с этапами моделирования в
электронных таблицах; рассмотреть на примерах
геометрические модели, научить моделировать
случайные и физические процессы.

Учащиеся должны знать и уметь:

Иметь понятие о моделировании объектов и
процессов, о классификации моделей; знать этапы
компьютерного моделирования; уметь
разрабатывать модели объектов и процессов.

8. Создание собственного проекта

Цели изучения данного раздела:

Развитие познавательного интереса, творческой
активности учащихся; связать информатику с
другими предметами; повторение и закрепление
основного программного материала, выраженного в
неординарных ситуациях; проконтролировать
уровень усвоения учениками программного
материала; развитие познавательного интереса,
творческой активности учащихся, умения
использования дополнительной литературы.

Тематическое планирование
учебного материала

№ пп Тема Количество часов
1 Общие сведения об электронных таблицах
Excel

Назначение и основные возможности программы
Microsoft Excel. Интерфейс программы. Понятие
электронной таблицы, ячейки, строки, столбца.
Движение по табличному полю. Ввод данных. Типы
данных. Редактирование содержимого ячейки.

2
2 Управление файлами и структура
документов

Создание нового документа. Загрузка
рабочего документа. Сохранение документа.
Автоматическое сохранение. Создание резервных
копий. Защита данных. Дополнительные сведения о
файлах. Управление рабочими листами. Добавление
рабочих листов. Перемещение рабочих листов.

2
3 Операции с элементами таблицы

Вставка
элементов таблицы. Удаление элементов таблицы.
Удаление содержимого элементов таблицы.
Копирование и перемещение данных. Поиск данных.
Замена данных. Маркирование ячеек. Отмена
операций.

2
4 Форматирование ячеек

Панель
форматирования. Оформление заголовков.
Форматирование чисел. Форматирование по образцу.
Перенос формата. Маски форматов. Выравнивание
содержимого ячеек. Установление шрифта.
Изменение размеров строк и столбцов. Оформление
таблиц. Группирование элементов таблицы.

2
5 Работа с формулами

Основные сведения.
Ввод формул. Система адресации. Составные
формулы. Редактирование формул. Мастер функций —
вычисление основных математических,
статистических, текстовых, логических функций и
функций выбора и поиска. Комбинирование функций.
Сообщения об ошибках.

14
6 Панели инструментов, обмен данными

Настройка
панели инструментов. Панель рисования. Создание
векторных рисунков. Импортирование рисунков в
Excel. Редактирование рисунков на рабочем листе.
Включение таблицы в текст. Создание примечаний.

4
7 Создание диаграмм

Мастер диаграмм.
Типы диаграмм. Форматирование элементов
диаграмм. Дополнительные объекты. Актуализация
диаграмм. Построение графиков функций.
Построение нескольких графиков в одной системе
координат.

4
8 Электронные таблицы как элемент Базы
Данных

Сводные функции. Работа со списками.
Сортировка. Поиск информации. Формы. Фильтры.
Сводные таблицы.

6
9 Визуальное программирование в Excel

Панели
Формы и Элементы управления. Разработка форм.
Макропрограммирование. Макросы с относительной
и абсолютной адресацией. Основные режимы работы
с редактором VBA. Структура программы (заголовок,
тело программы). Написание программного кода.
Методы доступа к ячейкам и рабочим листам. Модули
и подпрограммы. Диалоговые функции MsgBox и InputBox.
Организация диалога в тестах. Разработка
сценария приложения.

14
10 Моделирование объектов и процессов в
электронных таблицах

Классификация моделей.
Этапы моделирования в электронных таблицах:
постановка задачи, разработка модели,
компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования. Геометрические модели,
моделирование ситуаций, биоритмов, случайных и
физических процессов.

6
11 Создание собственного проекта

Самостоятельная
разработка компьютерной модели или тестирующей
программы.

12

Список литературы рекомендованной
для преподавания спецкурса

  1. Microsoft Excel 97: Наглядно и конкретно /Пер. с англ. — М.:
    Издательский отдел «Русская Редакция» ТОО
    «Channel Trading LTD», 1997 — 256с.: ил.
  2. Teach Pro Excel. Обучающая система по Microsoft Excel 7.0. Для
    новичков и профессионалов. Мультимедиа
    технологии.
  3. Воробьев ВВ. Microsoft Excel 97: Пособие для начинающих. —
    К.: 1998. -34 с: с ил.
  4. Гарнаев А.Ю Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. —
    СПб.: БВХ-Петербург, 2003. — 816с: ил.
  5. Гончаров A.M. Excel 7.0 в примерах. СПб.: Питер, 1996
  6. Златопольский Д.М. Задачник по Microsoft Excel —
    Еженедельное приложение к газете «1
    сентября». Информатика
  7. 7 Каратыгин С.А. Электронный офис: в 2-х томах: T.I. —
    М: Восточная Книжная Компания -704с: ил.
  8. Комягин В.Б. Программирование в Excel 5 и Excel 7 на
    языке Visual Basic. M.: Радио и связь, 1996.
  9. Куправа ТА. Excel Практическое руководство. — М.:
    “Диалог- МИФИ”, 2004. — 240с
  10. Курицкий Б.Я. Поиск оптимальных решений
    средствами Excel 7.0 СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1997
  11. Куртер Дж., Маркви A. MicrosoftOffice 2000: учебный курс. —
    Спб: Питер, 2000. — 640 стр.
  12. Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. -М.:
    Финансы и статистика, 2003,- 336с% ил.
  13. Макарова Н В — Информатика. 10-11 кл (для
    естественнонаучного профиля) — СПб.: Питер, 1999
  14. Мануйлов В.Г. Excel 97 в уроках. Microsoft Office 97. Серия
    «Информатика в школе». — М.: Информатика и
    образование, 1999. — 68 стр.
  15. Санна П. и др. Visual Basic для приложений: Пер. с англ.
    СПб.: Питер, 1996
  16. Симонович СВ. Специальная информатика: Учебное
    пособие для средней школы Универсальный курс — М.:
    ACT — ПРЕСС: Информ — Пресс, 1998
  17. Угринович Н.Д. Информатики и информационные
    технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. — М.:
    Юнимедиастайл, 2002. — 464 с: ил.
  18. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 10-11 кл. Ч.
    1,2 (для естественнонаучного профиля). — М.:
    Лаборатория базовых знаний, 1999
  19. Шафрин Ю.А Основы компьютерной технологии:
    Учебное пособие для 7-11 классов по курсу ИиВТ. М.:
    ABF, 1998

Список литературы рекомендованной для
учащихся

  1. Teach Pro Excel. Обучающая система по Microsoft Excel 7.0. Для
    новичков и профессионалов, Мультимедиа
    технологии.
  2. Воробьев В.В. Microsoft Excel 97: Пособие для начинающих.
    — К: 1998. — 34 с: с ил.
  3. Гончаров A.M. Excel 7.0 в примерах. СПб.: Питер, 1996
  4. Куправа Т. A. Excel. Практическое руководство. — М.:
    “Диалог — МИФИ”, 2004. — 240с.
  5. Куртер Дж., Маркви A. MicrosoftOffice 2000: учебный курс. —
    Спб: Питер, 2000. — 640 стр.
  6. Лавренов СМ. Excel: Сборник примеров и задач. — М.:
    Финансы и статистика, 2003,- 336с.% ил.
  7. Санна П. и др. Visual Basic для приложений: Пер. с англ.
    СПб.: Питер, 1996
  8. Угринович Н.Д. Информатики и информационные
    технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. — М.:
    Юнимедиастайл, 2002. — 464 с: ил.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

_________ Казакова Т.А.

Протокол № ___ от

«____»___________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ Авдеева И.В.

«____»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Куликов Д.М.

«___»______________2016г.

Программа элективного курса

по информатике в 7 классе

«Изучение табличного редактора Microsoft Excel»

Составитель: учитель информатики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Кузнецова Мария Николаевна

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, профильного и предпрофильного характера, которые помогут определиться с выбором профиля обучения в старшей школе. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного образования на средней и старшей ступенях обучения. Курсы по выбору связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Элективные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы школьников, именно они должны помочь школьнику выбрать профиль обучения в старшей школе. Отсюда и ориентация практической деятельности с использованием информационных технологий в элективных курсах на различные сферы деятельности и технологии, включение в содержание элективов по информатике задач, учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов. Почти все профессии в сфере экономики требуют уверенных навыков работы на персональном компьютере и знания таких программ как Microsoft Excel. Поэтому встает задача создания отдельного курса по изучению возможностей современных электронных таблиц. Курс осуществляет знакомство с офисными возможностями современной компьютерной техники в экономической области; формирование уверенных пользовательских навыков при работе на ПЭВМ; ориентация на профессиональную деятельность в условиях автоматизированного промышленного производства; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Учащиеся изучают возможности современных ПК; получают устойчивые навыки при работе с офисной программой Microsoft Excel; учатся решать экономические, статистические и финансовые задачи на ПЭВМ.

Основная форма аттестации учащихся проводится в форме практических работ по изучаемым темам. Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких профессий как бухгалтер, экономист, финансист, банкир, секретарь.

Кроме этого данный курс позволяет подготовить учащихся к дальнейшему обучению в вузе или профессиональной деятельности.

Программа элективного курса «Изучение табличного редактора Microsoft Excel» предназначена для учащихся 7 класса, рассчитана на 17 часов.
Данный курс предназначен для работы с детьми, желающими освоить основные приёмы выполнения расчетов в среде электронных таблиц MS Excel.

Предлагаемый курс «Изучение табличного редактора Microsoft Excel» должен обеспечить реализацию следующих задач:

• дополнить знания учащихся по теме  «Табличный процессор MS Excel»;

• содействовать формированию у школьников экономической грамотности;

• развить навыки анализа и самоанализа;

• формирование умения планировать свою деятельность.

Цели курса:

  1. овладение основными средствами работы на ПК;

  2. приобретение уверенных навыков работы с программой Microsoft Excel;

  3. ознакомиться с основами экономических расчетов в среде MS Excel;

  4. развить и углубить умение работать с программой MS Excel;

  5. расширить знания учащихся по темам «Форматирование и редактирование данных таблиц», «Абсолютная и относительная адресация», «Мастер функций»,  «Построение и редактирование графики и диаграмм»;

  6. развить интерес школьников к предмету «Информатика и информационные технологии».

Занятия данного курса проводятся в форме лекций, диспутов, групповых занятий, ролевых игр, коллективного творчества, практических занятий.
Формы контроля: текущий контроль осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий, итоговый контроль осуществляется разработками учащимися самостоятельных, оригинальных проектов в среде Microsoft Excel по заданной тематике, кроме этого используются такие формы контроля как беседа, доклад, тесты.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

  • знать/понимать:

  • основные возможности современной компьютерной техники и перспективы ее развития в сфере экономики;

  • основные функции Microsoft Excel;

  • приемы построения диаграмм.

  • уметь:

  • создавать, сохранять, редактировать, печатать таблицы в Excel;

  • применять основные функции для решения экономических задач;

  • строить диаграммы;

  • переносить информацию из других приложений MS Office в Excel.

Содержание образовательной программы

 2. Основные возможности табличного редактора Microsoft Excel – 16 часов.

Электронная таблица MS Excel. Форматирование и редактирование данных и таблиц. Мастер функций. Построение и редактирование графиков и диаграмм. Организация работы со списками. Сводные таблицы. Консолидация данных. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Ввод математических формул и вычисление по ним. Построение диаграмм и графиков Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel.

Итоговое повторение и контроль – 1 час.

Календарно-тематический план

урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Дата проведения

По плану

Фактически

Раздел I. Основные возможности табличного редактора Microsoft Excel – 16 часов.

1.

Введение. Электронная таблица MS Excel. Форматирование и редактирование данных и таблиц.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронная таблица. Данные. Таблица.

Знать/понимать:

— электронная таблица MS Excel;

— данные;

— таблица.

Уметь:

— форматировать и редактировать данные и таблицы.

08.09.11

2.

Мастер функций.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Способы адресации. Мастер функций. Логические функции. Округление вычислений, использованием функций даты. Конструкции ветвления при расчетах.

Знать/понимать:

— мастер функций;

— логические функции;

— конструкции ветвления при расчетах.

Уплотненный фронтальный опрос.

15.09.11

3.

Построение и редактирование графиков и диаграмм.

1

Комбинированный урок.

Создание графиков и диаграмм. Внесение изменений в параметры диаграмм. Форматирование элементов диаграммы. Построение графиков функций.

Уметь:

— строить графики и диаграммы по таблице;

— вносить изменения в параметры диаграмм.

Уплотненный фронтальный опрос.

22.09.11

4.

Организация работы со списками.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Организация однотабличных баз данных. Сортировка. Фильтрация. Создание базы данных работников предприятия.

Знать/понимать:

— сортировка;

— фильтрация.

Уметь:

— создавать базу данных.

Выборочный контроль.

29.09.11

5.

Сводные таблицы. Консолидация данных.

1

Комбинированный урок.

Создание сводных таблиц с использованием базы данных. Мастер сводных таблиц.

Редактирование сводных таблиц. Транспонирование таблиц.

Обновление сводных таблиц.

Понятие консолидации. Ссылки.

Консолидация данных таблиц.

Знать/понимать:

— свободные таблицы;

— мастер сводных таблиц;

— транспонирование таблиц.

Уметь:

— редактировать сводные таблицы.

Экспресс-контроль.

06.10.11

6.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.

1

Комбинированный урок.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.

Знать/понимать:

— интерфейс и принципы работы электронных таблиц;

— допустимые типы данных: числа, формулы, текст.

Уметь:

— оперировать типами данных в электронных таблицах.

Фронтальный опрос.

13.10.11

7.

Правила заполнения таб­лиц. Практическая работа. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копи­рование.

1

Практическая работа.

Электронная таблица.

Уметь:

— оперировать типами данных в электронных таблицах;

— добавлять и удалять строки и столбцы;

— изменять формулы;

— копи­ровать формулы.

Проверочная работа за ПК.

20.10.11

8.

Практическая работа. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

2

Практическая
работа.

Ввод и редактирование данных в готовой таблице. Создание, оформление и обработка таблиц.

Иметь представление об объединение ячеек таблицы, выравнивание в ячейках по горизонтали и вертикали, изменение направления текста в ячейках.

Уметь:

— осуществлять ввод и изменение данных в готовую таблицу;

— создавать и обрабатывать таблицы.

Проверка выполнения работы.

27.10.11

9.

Практическая работа. Создание и обработка таблиц.

10.11.11

10.

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Иметь представление о встроенных функциях табличного процессора.

Знать/понимать:

различие абсолютных и относительных ссылок.

Уметь:

— применять абсолютные и относительные ссылки;

— встроенные функции.

Выборочный контроль.

17.11.11

11.

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

Комбинированный урок.

24.11.11

12.

Практическая работа. Ввод математических формул и вычисление по ним.

2

Практическая
работа.

Ввод математических формул и вычисление по ним в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков.

Уметь:

— осуществлять ввод математических формул и выполнять вычисления по ним;

— строить диаграммы и графики к создаваемой таблице;

— вычислять сложные вложенные функции средствами табличного процессора;

— выполнять построение лепестковых и других типов диаграмм и графиков.

Проверка выполнения практической работы.

01.12.11

13.

Практическая работа. Построение диаграмм и графиков.

08.12.11

14.

Практическая работа. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

1

Практическая
работа.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов.

Уметь:

— выполнять компьютерное моделирование поставленной задачи средствами табличного процессора.

Групповая работа над проблемной задачей.

15.12.11

15.

Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Решение задач на обработку числовой информации средствами табличного процессора MS Excel.

Уметь:

— находить, анализировать и исправлять ошибки в решении задач, выполненных с использованием возможностей электронных таблиц.

Устный опрос.

22.12.11

16.

Обработка числовой информации средствами табличного процессора.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Уметь:

— создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;

— редактировать таблицы;

— разрабатывать, использовать формулы в процессе решения задач;

— представлять информацию в виде диаграмм и графиков.

Выборочный опрос.

29.12.11

17.

Итоговое повторение и контроль.

1

Комбинированный урок.

Обработка числовой информации средствами табличного процессора MS Excel.

Знать/понимать:

— основные элементы интерфейса Excel и типы данных, обрабатываемые этим табличным процессором.

Уметь:

— выполнять табличные расчеты с применением формул и решать задачи с использованием абсолютных и относительных ссылок в Microsoft Excel.

12.01.12

Используемые средства обучения

  1. Симонович С.В., Мураховский В.И. Популярный самоучитель работы на компьютере. – М.: «Десс Ком», 2001.

  2. Слепцова Л.Д. Программирование на VBA. Самоучитель. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

  3. Справочная система Windows.

  4. Справочная система т.п. Word.

2. «Microsoft Office в целом», раздел «Microsoft Excel – универсальная система обработки данных», Федор Новиков, Андрей Яценко, С-Петербург, 2001.

3. «Excel XP с самого начала», Денисов В., Питер, 2001.

4. «Методика преподавания информатики», М.П. Лапчик, Омск, 1990.

5. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/Сост. Д.А. Поспелов. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тематика на тему excel
  • Тема электронная таблица excel формулы
  • Тема экономические расчеты в ms excel
  • Тема форматирование документов в ms word 2007
  • Тема урока что такое ms word