Технологический процесс использования программы microsoft excel для решения математических задач

Работа:

Использование табличного процессора MS Excel и математического моделирования для решения математических задач

Цель работы: Исследовать
возможность моделирования исследование математических функций, при помощи
современных компьютерных средств. Методы проведенных исследований:
математическое моделирование. Основные результаты научного исследования
(научные, практические): разработана компьютерная модель для исследования 
математических функций на основе программы Microsoft Excel .

актуальность темы работы
– Microsoft Excel — одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS
Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы,
оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность ее
состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того,
что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей
программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения
диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования
различных процессов.

постановка и формулировка проблемы – данная работа посвящена использованию электронных таблиц EXCEL в
анализе функций. В ней, используя знания и навыки работы с мастером функций и
диаграмм Excel, будет проведен анализ  функций с проведением расчетов по
формулам и с построением графиков.
Для анализа элементарных функций необходимо уметь решать следующие задачи:

  • определение
    возрастания или убывания функции на заданном интервале,
  • определение
    максимума (минимума) данной функции на заданном интервале,
  • нахождение
    точек пересечения функции с осью ОХ,
  • нахождение
    производной функции

1. При решении некоторых задач часто возникает
необходимость использования последовательности чисел.

-Правка

-Заполнить

-Прогрессия (показать)

От 1 до 10

Вносим формулу n/(n+1)

Копируем, замечаем, что при возрастании n
, последовательность n/(n+1) стремиться к 1, при n=10000000, уже равна 1.

2Данную программу можно использовать для
решения систем линейных уравнений.

— Прогрессия От-2 до 2 с шагом 0,2 задаем х.

-Выразим у и внесем в соседние ячейки,
скопируем.

— Построим график

-Уточним решение:

Внесем полученный ответ, т.е. (0;2) в
некоторые ячейки, В27:С27

Ниже внесем формулы функций с ссылкой на
аргумент т. на В27  и минус значение функции т.е. С27. по адресам В30:В32

Сервис, Поиск Решения, Установить Целевую
ячейку В30=0, изменяя наши результаты, указываем диапазон В27:С27, и
ограничения В31=0 и В3=0

3. В нахождении
корней функции   с помощью Прогрессии заполняем значения аргумента с шагом 0,1
на отрезке от -1 до 1

В соседнюю ячейку формулу функции с ссылкой на
значение аргумента и копируем.

Видим, что функция меняет знак с минуса на
плюс три раза. Выбираем значения.

Уточняем их с помощью:

Сервис, Параметры, Вычисления, Автоматически, количество интераций 1000 (Итерация в программировании —
организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно),
погрешность 0,000001.

Сервис , Подбор параметра:

4. Находить экстремум функции или наибольшее и
наименьшее значения.

Возьмем любое значение х из отрезка от -2 до
2, ну например -0,8

В соседнюю ячейку введем формулу функции с
ссылкой на это значение аргумента

Сервис, Поиск решения, установить целевой ячейкой ячейку в нашем случае В3 = минимальному
значению (Изменяя ячейку А3, и ограничения указываем отрезок, А3.>=0,
A3<=0, Выполнить

Получим

. Проверим правильно ли найдено решение
задания

С помощью Прогрессии заполняем значение х  на
от -2 до 2  с шагом 0,1.

В соседнюю ячейку внесем формулу функции 
ссылкой на значение аргумента.

Выделим ячейки у и с помощью функции минимум
(Вставка, Функция) найдем минимум  1,75

В частном случае при нахождении экстремума на
указанном отрезке, найденное значение может быть не минимумом (максимумом)
функции, а просто минимальным (максимальным) значением на указанном отрезке, т.е.
экстремумом являться не будет
. Чтобы проверить, является ли найденное
решение экстремумом функции, необходима дополнительная проверка с помощью
вычисления производной функции. Если производная функции для найденного решения
равна нулю, то точка является экстремумом, а не точкой
перегиба функции
.

Производная – это отношение малого приращения
функции к малому приращению аргумента.

В ячейку Е2=А3+1Е-9  т.е. к ячейке
А3+0,000000001

В ячейку Е3 =А3-1Е-9 т. е. от ячейки
А3-0,000000001, т.е. наше приращение аргумента величина 0,000000001 (Уточним
количество знаков после запятой- Формат, Ячейки, Числовой- укажем 10 знаков
после запятой)

В ячейку F2 внесем
формулу функции с ссылкой на ячейку Е2, и аналогично в ячейку
F3 внесем формулу функции с ссылкой на ячейку Е3.

В ячейку G2 формулу =(F3-F2)/(E3-E2)  и когда производная будет равна нулю, тогда наша точка будет
экстремумом.

                                                        
Заключение
            В настоящее время получило всеобщее признание то, что успех развития
многих областей науки и техники существенно зависит от развития многих
направлений математики. Математика становится средством решения проблем
организации производства, поисков оптимальных
решений.                                      

            Программа

Microsoft Excel – одна из наиболее
практически значимых, востребованных.  Электронные таблицы не только позволяют
автоматизировать расчеты, но и являются эффективным средством моделирования
различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно
проследить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов
решения задачи выбрать наиболее подходящий.

Использование Excel при решении математических задач (учитель математики школы №38 г.Казани Васина Д.А., статья опубликована на сайте Казанское образование http://kros.ru/_educ/conferens-5.4-21.php в 2008 году и с журнале МО и НРТ от 2008 года «Информатизация образования: поиски и находки»)

Любому человеку в ходе практической деятельности приходится совершать операции над количественными данными, которые осуществляются в соответствии с математическими законами. Поэтому для человека, который не свяжет дальнейшую жизнь с математикой, наиболее важным является практический аспект математики. Для него это прикладная наука, близкая к  технологии. Здесь наиболее важным является умение провести необходимые вычисления. Математическая теория изменяется сравнительно медленно, однако технология применения математических методов претерпела значительно более существенные изменения. Буквально за последние десятилетия пройден путь от расчетов в уме и на бумаге к применению счетов, арифмометров, калькуляторов и далее — к расчетам на компьютере. Поэтому в настоящее время специалист, даже хорошо знающий математику, но не умеющий применять математические методы на компьютере, не может считаться специалистом современного уровня.

Использование компьютера при проведении расчетов сдвигает акценты в математической подготовке специалиста. Если раньше основное внимание было сосредоточено на математических методах, которые предусматривали проведение расчетов вручную, то теперь, с появлением специализированных математических программ, необходимо научиться проводить требуемые вычисления на компьютере.

Для решения задач  на  компьютерах чаще всего применяется метод решения «в лоб», опирающийся на основное определение и использующий самый общий подход. Снижается значение  частных  случаев,   различных  свойств описываемых  математических объектов, ориентированных на облегчение решений вручную.

 Например,  при решении  вручную  квадратного уравнения ax2+bx+c=0    помимо общего

решения требовалось знать решения для частых случаев: когда квадратное уравнение разлагается на множители, когда b —четное, когда а = 1, по формулам Виета. При этом было принято считать, что решение «рационально», если для него используется, подходящая частная формула. В настоящее время при применении компьютера, по-видимому, рациональным следует считать решение с использованием общих подходов, по общей формуле. В то же время традиционное преподавание классической математики все еще ориентировано на дальнейшую работу с карандашом и бумагой.

Наиболее важной отличительной особенностью предлагаемого материала должно являться рассмотрение основных разделов курса математики не в традиционном изложении, а с перспективой дальнейшего применения компьютера. Причем, в отличие от курсов, информатики, изложение материала должно вестись не «от пакетов программ и их возможностей», а «от математических задач к способам их решения на компьютере». При этом основное внимание должно быть сосредоточено на реализации способов решения математических задач, на том, как решать типовые задачи.

Компьютерный математический анализ данных предполагает некоторое математическое преобразование данных с помощью определенных программных средств. Следовательно, необходимо иметь представление как о математических методах обработки данных, так и о соответствующих программных средствах, то есть необходимо опираться на определенный программный пакет.

Существует значительное количество специализированных математических пакетов, таких как MatLab, MatbCad, Math, Mathematica, Maple и др. Все они охватывают основные разделы математики и позволяют производить подавляющее большинство необходимых. математических расчетов. Однако освоение этих пакетов самостоятельно — достаточно трудоемкая задача.  В то же время в курс информатики в большинстве вузов включено изучение электронной таблицы Excel. Поэтому представляется оправданным реализовать в старших классах подход, основанный на применении математических методов именно с помощью пакета Excel. Конечно, Excel сильно уступает специализированным математическим пакетам. Тем не менее большое количество математических задач может быть  решено с его помощью.

Изложение учебного материала в  10 —   11-х классах может осуществляться в следующей последовательности (из расчета 1час в неделю – факультативный  или элективный курс)     1. Основные операции в Excel — 12 часов

Запуск Excel, окно Excel, открытие таблицы, создание новой рабочей книги, ввод данных, выделение блока ячеек, построение диаграмм, редактирование диаграмм, копирование, автозаполнение, автосуммирование, ввод математических формул, копирование формул, печать результатов, форматирование рамки таблицы, работа с простейшими базами данных, отмена действий, сохранение — результатов, закрытие рабочей книги, завершение работы, получение справочной информации, сообщение об ошибках

 2.  Построение графиков функций    4 часа

Линейная, квадратичная, кубическая, обратная пропорциональность, со знаком корня, модуля, дробно-рациональная, тригонометрическая, логарифмическая, показательная функции.

3.    Построение кривых 2 порядка — 2 часа

Построение окружности, эллипса.

4.    Графическое решение систем уравнений — 2 часа

5    Построение плоскости — 1 час

6.  Построение поверхностей второго порядка в пространстве-3 часа

Построение эллипсоида, гиперболоида, параболоида, конуса.

7.    Решение уравнений с одним неизвестным —2 часа

8.    Элементы линейной алгебры — 10 часов

Операции с матрицами, решение систем линейных уравнений.

9    Элементы математического анализа — 8 часов

Производная, определенный интеграл, числовые и функциональные ряды.

10  Элементы теории вероятности     10 часов

Понятие     случайного    событии,     вероятности    события,     условная     вероятность, перестановка, сочетания, размещение

11. Элементы статистики — 10 часов

Понятие математической статистики, выборочный метод, выборочная функция распределения, выборочная характеристика, проверка статистических гипотез.

Итого — 64 часа.

В социально-гуманитарном классе можно осуществлять в следующей последовательности (из расчета 1час в неделю во 2 половине 10 класса и в 1 половине 11 класса – факультативный  или элективный курс)  

  1. Основные операции в Excel — 12 часов

Запуск Excel, окно Excel, открытие таблицы, создание новой рабочей книги, ввод данных, выделение блока ячеек, построение диаграмм, редактирование диаграмм, копирование, автозаполнение, автосуммирование, ввод математических формул, копирование формул, печать результатов, форматирование рамки таблицы, работа с простейшими базами данных, отмена действий, сохранение — результатов, закрытие рабочей книги, завершение работы, получение справочной информации, сообщение об ошибках

 2.  Построение графиков функций    4 часа

Линейная, квадратичная, кубическая, обратная пропорциональность, со знаком корня, модуля, дробно-рациональная, тригонометрическая, логарифмическая, показательная функции.

3.    Построение кривых 2 порядка — 2 часа

Построение окружности, эллипса.

4.  Элементы теории вероятности     10 часов

Понятие     случайного    событии,     вероятности    события,     условная     вероятность, перестановка, сочетания, размещение

5. Элементы статистики — 10 часов

Понятие математической статистики, выборочный метод, выборочная функция распределения, выборочная характеристика, проверка статистических гипотез.

Итого — 64 часа.

К этому курсу имеется приложение, где подробно описаны разделы 2 – 6. Для лучшего восприятия материала, все названия клавиш, кнопок, диалоговых окон и их полей, команды меню в приложении выделены специальным стилем.

Приложение

Построение графика линейной функции.

Пример 1

Рассмотрим построение прямой в Ехсеl на примере у = 2х +1. Пусть необходимо построить отрезок прямой, лежащий в I квадранте  € [0; 3] ) с шагом Δ = 0,25.

Решение. Задача построения прямой (как и любой диаграммы в Ехсеl) обычно разбивается на несколько этапов. Пусть после запуска пакета открыт чистый рабочий лист.

Этап 1. Ввод данных. Прежде чем строить прямую необходимо составить таблицу данных  и у) для значениями х, а второй соответствующими показателями у. Для этого в ячейку А1 вводим слово Аргумент, а в ячейку В1 ее построения в рабочем окне таблицы Ехсеl. Для этого значения х и у следует представить в виде таблицы, где столбцами являются соответствующие показатели. Пусть в рассматриваемом примере первый столбец будет— слово Прямая.

Начнем с введения значений аргумента. В ячейку А2 вводится первое значение аргумента — левая граница диапазона (0). В ячейку АЗ вводится второе значение аргумента — левая граница диапазона плюс шаг построения (0,25). Затем, выделив блок ячеек А2:АЗ, автозаполнением получаем все значения аргумента (за правый нижний угол блока протягиваем до ячейки А14).

Далее вводим значения прямой. В ячейку В2 вводим ее уравнение: =2*А2 + 1, предварительно переключившись на английский язык (Аlt+Shift). Обращаем внимание, что уравнение прямой должно быть преобразовано к виду уравнения с угловым коэффициентом. Затем автозаполнением копируем эту формулу в диапазон В2:В14.

В результате должна быть получена следующая таблица (рис. 1.1-а).

Этап 2. Выбор типа диаграммы. На панели инструментов Стандартная необходимо нажать кнопку Мастер диаграмм (обычно четвертая-пятая справа). В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы указать тип диаграммы.

В диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы слева приведен список типов диаграмм, справа дается вид вариантов подтипов. Для указания типа диаграммы необходимо вначале выбрать тип в левом списке (с помощью указателя мыши и щелчка левой кнопкой), а затем выбрать подтип диаграммы в правом окне (щелчком левой кнопки мыши на выбранном подтипе).

В рассматриваемом примере выберем тип — График, вид — График с маркерами (левую среднюю диаграмму в правом окне). После чего нажимаем кнопку Далее в диалоговом окне.

Этап З. Указание диапазона. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4): источник данных диаграммы необходимо выбрать вкладку Диапазон данных и в поле Диапазон указать, интервал данных, то есть ввести ссылку на ячейки, содержащие данные, которые необходимо представить на диаграмме.

Определение диапазона (интервала) данных является самым ответственным моментом построения диаграммы. Здесь необходимо указать только те данные, которые должны быть изображены на диаграмме (в нашем примере — значения точек прямой). Кроме того, для введения поясняющих надписей (легенды), они также должны быть включены в диапазон (в примере — Прямая).

Для этого с помощью клавиши Delete необходимо очистить рабочее поле Диапазон и, убедившись, что в нем остался только мигающий курсор, навести указатель мыши на левую верхнюю ячейку данных (В1), нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протянуть указатель мыши к правой нижней ячейке, содержащей выносимые на диаграмму данные (В14), затем отпустить левую кнопку мыши. В рабочем поле должна появиться запись: =Лист1!$В$1:$В$14. Здесь наиболее важным для нас является указание диапазона В1:В14, что подтверждает правильное введение интервала данных Если с первого раза не удалось получить требуемую запись в поле Диапазон, действия необходимо повторить.

Если диалоговое окно закрывает столбцы с данными, его можно отодвинуть, дотянув за строку заголовка указателем мыши (при нажатой левой кнопке).

Далее необходимо указать в строках или столбцах расположены ряды данных. В примере значения точек прямой расположены в столбце, поэтому переключатель Ряды в с помощью указателя мыши следует установить в положение столбцах (черная точка должна стоять около слова столбцах).

Этап 4. Ввод подписей по оси Х (горизонтальной). В диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4); источник данных диаграммы необходимо выбрать вкладку Ряд (щелкнув на ней указателем мыши) и в поле Подписи оси Х указать диапазон подписей (в примере — Аргумент). Для этого следует активизировать поле Подписи оси X, щелкнув в нем указателем мыши, и, наведя его на левую верхнюю ячейку подписей (А2), нажать левую кнопку мыши, затем, не отпуская ее, протянуть указатель мыши к правой нижней ячейке, содержащей выносимые на ось Х подписи (А14), затем отпустить левую кнопку мыши. В рабочем поле должна появиться запись: =Лист1!$А$2:$А$14. Здесь, как и для данных, наиболее важным для нас является указание диапазона A2:A14, что подтверждает правильное введение интервала подписей .

После появления требуемой записи диапазона необходимо нажать кнопку Далее

Этап 5. Введение заголовков. В третьем окне Мастер диаграмм (шаг 3 из 4): параметры диаграммы требуется ввести заголовок диаграммы и названия осей. Для этого необходимо выбрать вкладку Заголовки, щелкнув на ней указателем мыши. Щелкнув в рабочем поле Название диаграммы указателем мыши, ввести с клавиатуры в поле название: Прямая. Затем аналогичным образом ввести в рабочие поля Ось Х (категорий) Ось У (значений) соответствующие названия: Аргумент и Значения .

Далее в данном окне необходимо выбрать вкладку Легенда и указать необходима ли  Легенда (расшифровка кривых). Щелчком мыши устанавливаем флажок в поле Добавить легенду.

После чего нажать кнопку Далее.

Этап 6. Выбор места размещения. В четвертом окне Мастер диаграмм (шаг 4 из 4): размещение диаграммы необходимо указать место размещения диаграммы. Для этого переключатель Поместить диаграмму на листе установить в нужное положение (на отдельном или текущем листе). В примере устанавливаем переключатель в положение имеющемся (щелчком указателя мыши черную точку устанавливаем слева от слова имеющемся).

Этап 7. Завершение. Если диаграмма в демонстрационном поле имеет желаемый вид, необходимо нажать кнопку Готово. В противном случае следует нажать кнопку Назад и изменить установки.

Нажимаем кнопку Готово и на текущем листе должна появиться диаграмма

1.1)

y=2x+1

А

В

1

аргумент

прямая

2

0

1

3

0,25

1,5

4

0,5

2

5

0,75

2,5

6

1

3

7

1,25

3,5

8

1,5

4

9

1,75

4,5

10

2

5

11

2,25

5,5

12

2,5

6

13

2,75

6,5

14

3

7

Пример 2

Построение  прямой  3х +2у-4=0 в диапазоне х € [-1; 3] с шагом Δ = 0,25

Пример 3

Построение  прямой, пересекающую ось ординат в точке А(0;2),а ось абсцисс в точке В(3;0), в диапазоне . х € [-1; 4] с шагом Δ = 0,25

Пример 4

Построение  прямой , проходящую через точки  А(0;3) и В(2;2), в диапазоне  х € [-1; 4] с шагом Δ = 0,25

Построение квадратичной параболы

Пример 1.

В качестве примера рассмотрим построение параболы вида у = х2 в диапазоне х € [-3; 3] с шагом Δ = 0,5.

2.1)

y=x2

A

B

1

аргумент

парабола

2

-3

9

3

-2,5

6,25

4

-2

4

5

-1,5

2,25

6

-1

1

7

-0,5

0,25

8

0

0

9

0,5

0,25

10

1

1

11

1,5

2,25

12

2

4

13

2,5

6,25

14

3

9

Пример 2

Построение  параболы  х2 =8у  в диапазоне х € [-2,25; 2,25] с шагом Δ = 0,25.

Пример 3

Построение  параболы у =х2 +2 х —3 в диапазоне х € [-6; 4] с шагом Δ = 0,5

Пример 4

Построение  параболы у=( х +2) 2 –3   в диапазоне х € [-7; 3] с шагом Δ = 0,5

Построение кубической  параболы

Пример 1

В качестве примера рассмотрим построение кубической  параболы у = х3  в диапазоне х € [-2; 2] с шагом Δ = 0,25.

3.1)

y=x3

A

B

1

аргумент

куб.парабола

2

-2

-8

3

-1,75

-5,359375

4

-1,5

-3,375

5

-1,25

-1,953125

6

-1

-1

7

-0,75

-0,421875

8

-0,5

-0,125

9

-0,25

-0,015625

10

0

0

11

0,25

0,015625

12

0,5

0,125

13

0,75

0,421875

14

1

1

15

1,25

1,953125

16

1,5

3,375

17

1,75

5,359375

18

2

8

Пример 2

Построение кубической  параболы у =( х-2)3  в диапазоне х € [-2; 6] с шагом Δ = 0,25.

Пример 3

Построение кубической  параболы у = -х3 +1 в диапазоне х € [-2; 2] с шагом Δ = 0,25.

Построение графика обратной пропорциональности

Пример 1. В качестве примера рассмотрим построение гиперболы y=1/x в диапазоне х € [0,1; 10,1] с шагом ∆= 0,5.

4.1)

у=1/х

A

B

1

аргумент

гипербола

2

0,1

10

3

0,6

1,6666667

4

1,1

0,9090909

5

1,6

0,625

6

2,1

0,4761905

7

2,6

0,3846154

8

3,1

0,3225806

9

3,6

0,2777778

10

4,1

0,2439024

11

4,6

0,2173913

12

5,1

0,1960784

13

5,6

0,1785714

14

6,1

0,1639344

15

6,6

0,1515152

16

7,1

0,1408451

17

7,6

0,1315789

18

8,1

0,1234568

19

8,6

0,1162791

20

9,1

0,1098901

21

9,6

0,1041667

22

10,1

0,0990099

Пример 2

Построение гиперболы у =2/х в диапазоне х € [0,1; 5,1] с шагом Δ = 0,25

Пример 3

Построение гиперболы у =-3/(4х) в диапазоне х € [0,1; 4,6] с шагом Δ = 0,3

Построение графика функции y=n√x

Пример 1

В качестве примера рассмотрим построение графика  у =6х  в диапазоне х € [0; 4] с шагом Δ = 0,25.

5.1)

у2=6х

у=√6х

А

В

1

аргумент

корень

2

0

0

3

0,25

1,2247449

4

0,5

1,7320508

5

0,75

2,1213203

6

1

2,4494897

7

1,25

2,7386128

8

1,5

3

9

1,75

3,2403703

10

2

3,4641016

11

2,25

3,6742346

12

2,5

3,8729833

13

2,75

4,0620192

14

3

4,2426407

15

3,25

4,4158804

16

3,5

4,5825757

17

3,75

4,7434165

18

4

4,8989795

Пример 2

Построение графика у =3√х  в диапазоне х € [0; 8] с шагом Δ = 0,5

Пример 3

Построение графика у =√(х+2) в диапазоне х € [-2; 14] с шагом Δ = 0,5

Пример 4

Построение графика у =-√х+2 в диапазоне х € [0; 8] с шагом Δ = 0,5

Построение графика функции y=│x│

Пример 1

В качестве примера рассмотрим построение графика у = ‌х‌  в диапазоне х € [-7; 7] с шагом Δ = 1.

6.1)

y=‌‌‌ x ‌

A

B

1

аргумент

модуль

2

-7

7

3

-6

6

4

-5

5

5

-4

4

7

6

-3

3

7

-2

2

8

-1

1

9

0

0

10

1

1

11

2

2

12

3

3

13

4

4

14

5

5

15

6

6

16

7

7

Пример 2

Построение графика у =│‌‌х-1│ ‌  в диапазоне х € [-4; 6] с шагом Δ = 0,5

Пример 3

Построение графика у =│х‌ +2│ в диапазоне х € [-5; 7] с шагом Δ = 0,5

Пример 4

Построение графика у = ‌│х2-1‌│  в диапазоне х € [-4,5; 4,5] с шагом Δ = 0,5.

Построение графика дробно-рациональной функции

Пример 1

Рассмотрим построение  графика функции у=( х2 -1)/( х-1) в диапазоне х € [-5; 5] с шагом Δ = 0,5.

Решение. Открываем чистый рабочий лист (команда Вставка  ►Лист).

Этап 1. Ввод данных. Для построения необходимо составить таблицу данных  и у) для значениями х, а второй соответствующими показателями у. Для этого в ячейку А1 вводим слово Аргумент, а в ячейку В1 ее построения в рабочем окне таблицы Ехсеl. Для этого значения х и у следует представить в виде таблицы, где столбцами являются соответствующие показатели. Пусть в рассматриваемом примере первый столбец будет— слово Прямая.(Заметим, что этот график можно легко построить, если упростить правую часть . Но в Ехсеl мы этого делать не будем.)

Начнем с введения значений аргумента. В ячейку А2 вводится первое значение аргумента — левая граница диапазона (-5). В ячейку АЗ вводится второе значение аргумента — левая граница диапазона плюс шаг построения (-4,5). Затем, выделив блок ячеек А2:АЗ, автозаполнением получаем все значения аргумента (за правый нижний угол блока протягиваем до ячейки А22).

Далее вводим значения прямой. В ячейку В2 необходимо ввести ее уравнение: =(A2^2-1)/(A2-1), предварительно переключившись на английский язык (Аlt+Shift). Затем автозаполнением копируем эту формулу в диапазон В2:В22.

В результате должна быть получена таблица

В ячейке В14 появляется # ДЕЛ/О! (при х=1, у – не существует, так как на ноль делить нельзя).

Этап 2. Выбор типа диаграммы. На панели инструментов Стандартная необходимо нажать кнопку Мастер диаграмм (обычно четвертая-пятая справа). В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы указать тип диаграммы.

В диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы слева приведен список типов диаграмм, справа дается вид вариантов подтипов. Для указания типа диаграммы необходимо вначале выбрать тип в левом списке (с помощью указателя мыши и щелчка левой кнопкой), а затем выбрать подтип диаграммы в правом окне (щелчком левой кнопки мыши на выбранном подтипе).

В рассматриваемом примере выберем тип — График, вид — График с маркерами (левую среднюю диаграмму в правом окне). После чего нажимаем кнопку Далее в диалоговом окне

.Этап 3. Указание диапазона. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4): источник данных диаграммы необходимо выбрать вкладку Диапазон данных и в поле Диапазон указать, интервал данных, то есть ввести ссылку на ячейки, содержащие данные, которые необходимо представить на диаграмме.

Определение диапазона (интервала) данных является самым ответственным моментом построения диаграммы. Здесь необходимо указать только те данные, которые должны быть изображены на диаграмме (в нашем примере — значения точек прямой). Кроме того, для введения поясняющих надписей (легенды), они также должны быть включены в диапазон (в примере — Прямая).

Для этого с помощью клавиши Delete необходимо очистить рабочее поле Диапазон и, убедившись, что в нем остался только мигающий курсор, навести указатель мыши на левую верхнюю ячейку данных (В1), нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протянуть указатель мыши к правой нижней ячейке, содержащей выносимые на диаграмму данные (В22), затем отпустить левую кнопку мыши. В рабочем поле должна появиться запись: =Лист1!$В$1:$В$22. Здесь наиболее важным для нас является указание диапазона В1:В22, что подтверждает правильное введение интервала данных

Если с первого раза не удалось получить требуемую запись в поле Диапазон, действия необходимо повторить.

Если диалоговое окно закрывает столбцы с данными, его можно отодвинуть, дотянув за строку заголовка указателем мыши (при нажатой левой кнопке).

Далее необходимо указать в строках или столбцах расположены ряды данных. В примере значения точек прямой расположены в столбце, поэтому переключатель Ряды в с помощью указателя мыши следует установить в положение столбцах (черная точка должна стоять около слова столбцах).

Этап 4. Ввод подписей по оси Х (горизонтальной). В диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4); источник данных диаграммы необходимо выбрать вкладку Ряд (щелкнув на ней указателем мыши) и в поле Подписи оси Х указать диапазон подписей (в примере — Аргумент). Для этого следует активизировать поле Подписи оси X, щелкнув в нем указателем мыши, и, наведя его на левую верхнюю ячейку подписей (А2), нажать левую кнопку мыши, затем, не отпуская ее, протянуть указатель мыши к правой нижней ячейке, содержащей выносимые на ось Х подписи (А22), затем отпустить левую кнопку мыши. В рабочем поле должна появиться запись: =Лист1!$А$2:$А$22. Здесь, как и для данных, наиболее важным для нас является указание диапазона A2:A22, что подтверждает правильное введение интервала подписей .

После появления требуемой записи диапазона необходимо нажать кнопку Далее

Этап 5. Введение заголовков. В третьем окне Мастер диаграмм (шаг 3 из 4): параметры диаграммы требуется ввести заголовок диаграммы и названия осей. Для этого необходимо выбрать вкладку Заголовки, щелкнув на ней указателем мыши. Щелкнув в рабочем поле Название диаграммы указателем мыши, ввести с клавиатуры в поле название: Прямая. Затем аналогичным образом ввести в рабочие поля Ось Х (категорий) Ось У (значений) соответствующие названия: Аргумент и Значения .

Далее в данном окне необходимо выбрать вкладку Легенда и указать необходима ли  Легенда (расшифровка кривых). Щелчком мыши устанавливаем флажок в поле Добавить легенду.

После чего нажать кнопку Далее.

Этап 6. Выбор места размещения. В четвертом окне Мастер диаграмм (шаг 4 из 4): размещение диаграммы необходимо указать место размещения диаграммы. Для этого переключатель Поместить диаграмму на листе установить в нужное положение (на отдельном или текущем листе). В примере устанавливаем переключатель в положение имеющемся (щелчком указателя мыши черную точку устанавливаем слева от слова имеющемся).

Этап 7. Завершение. Если диаграмма в демонстрационном поле имеет желаемый вид, необходимо нажать кнопку Готово. В противном случае следует нажать кнопку Назад и изменить установки.

Нажимаем кнопку Готово и на текущем листе должна появиться диаграмма

7.1)

y=(x2-1)/(x-1)

A

B

1

аргумент

прямая

2

-5

-4

3

-4,5

-3,5

4

-4

-3

5

-3,5

-2,5

6

-3

-2

7

-2,5

-1,5

8

-2

-1

9

-1,5

-0,5

10

-1

0

11

-0,5

0,5

12

0

1

13

0,5

1,5

14

1

#ДЕЛ/0!

15

1,5

2,5

16

2

3

17

2,5

3,5

18

3

4

19

3,5

4,5

20

4

5

21

4,5

5,5

22

5

6

Пример 2

Построение графика  у=( х-1)/( х2 -1) в диапазоне х € [0; 4] с шагом Δ = 0,2

Построение графиков тригонометрических функций.

Пример 1

В качестве примера рассмотрим построение графика у =sinx в диапазоне х € [-5; 5] с шагом Δ = 0,5

8.1)

y=sinx

А

В

1

аргумент

синусоида

2

-5

0,9589243

3

-4,5

0,9775301

4

-4

0,7568025

5

-3,5

0,3507832

6

-3

-0,14112

7

-2,5

-0,5984721

8

-2

-0,9092974

9

-1,5

-0,997495

10

-1

-0,841471

11

-0,5

-0,4794255

12

0

0

13

0,5

0,4794255

14

1

0,841471

15

1,5

0,997495

16

2

0,9092974

17

2,5

0,5984721

18

3

0,14112

19

3,5

-0,3507832

20

4

-0,7568025

21

4,5

-0,9775301

22

5

-0,9589243

Пример 2

Построение графика у = cosx в диапазоне х € [-5; 5] с шагом Δ = 0,5

Пример 3

Построение  графика  у=tgx  в диапазоне х € [-1,5; 1,5] с шагом Δ = 0,15

Пример 4

Построение графика у=ctgx  в диапазоне х € [0,1; 2,95] с шагом Δ = 0,15

Построение графика логарифмической  функции

Пример 1

Построение  графика  у=log5x  в диапазоне х € [0,1; 5,1] с шагом Δ = 0,25

9.1)

у=log5x

A

B

1

аргумент

логарифм

2

0,1

-1,4306766

3

0,35

-0,6522912

4

0,6

-0,3173938

5

0,85

-0,1009787

6

1,1

0,0592195

7

1,35

0,1864655

8

1,6

0,2920297

9

1,85

0,3822363

10

2,1

0,4609916

11

2,35

0,5308781

12

2,6

0,5936926

13

2,85

0,6507359

14

3,1

0,7029797

15

3,35

0,7511693

16

3,6

0,7958889

17

3,85

0,8376049

18

4,1

0,8766955

19

4,35

0,9134716

20

4,6

0,9481921

21

4,85

0,9810746

22

5,1

1,0123041

Пример 2

Построение  графика  у=lg(x+2)  в диапазоне х € [0,1; 4,1] с шагом Δ = 0,25

Пример 3

Построение  графика  у=2log¼x  в диапазоне х € [0,1; 5.1] с шагом Δ = 0,25

Построение графика показательной функции.

Пример 1

Построение  графика  у=2x в диапазоне х € [-5; 5] с шагом Δ = 0,5

10.1)

y=2x

A

B

1

аргумент

показат.функция

2

-5

0,03125

3

-4,5

0,0441942

4

-4

0,0625

5

-3,5

0,0883883

6

-3

0,125

7

-2,5

0,1767767

8

-2

0,25

9

-1,5

0,3535534

10

-1

0,5

11

-0,5

0,7071068

12

0

1

13

0,5

1,4142136

14

1

2

15

1,5

2,8284271

16

2

4

17

2,5

5,6568542

18

3

8

19

3,5

11,313708

20

4

16

21

4,5

22,627417

22

5

32

Пример 2

Построение  графика у=(¼)x в диапазоне х € [-5; 5] с шагом Δ = 0,5

Построение кривых второго порядка на плоскости

1.Построение окружности.

Пример 1

В качестве примера рассмотрим построение верхней полуокружности х2 + у2 = 4 в диапазоне х € [-2; 2] с шагом ∆ = 0,25.

Решение. Открываем чистый рабочий лист (команда Вставка  ►Лист).

Этап 1. Ввод данных. Составляем таблицу данных  и у). Пусть первый столбец будет значениями х, а второй соответствующими показателями у. Для этого в ячейку А1 вводим слово Аргумент, а в ячейку В1 — слово Окружность. В ячейку А2 вводится первое значение аргумента — левая граница диапазона (-2). В ячейку АЗ вводится второе значение аргумента — левая граница диапазона плюс шаг построения (-1,75). Затем, выделив блок ячеек А2.-АЗ, автозаполнением получаем все значения аргумента (за правый нижний угол блока протягиваем до ячейки А18).

Далее вводим значения верхней полуокружности. В ячейку В2 необходимо ввести ее уравнение, разрешенное относительно у = √4 — х2. Для этого табличный курсор необходимо поставить в ячейку В2 и на панели инструментов Стандартная нажать кнопку Вставка функции (fx). В появившемся диалоговом окне Мастер функций-шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функций. Выбираем вид Математические. Справа в поле Функция выбираем функцию Корень. Нажимаем кнопку ОК. Появляется диалоговое окно Корень. В рабочее поле вводим подкоренное выражение: 4 -А2^2 Нажимаем кнопку ОК. В ячейке В2 появляется 0. Теперь необходимо скопировать функцию из ячейки В2. Автозаполнением копируем эту формулу в диапазон В2:В 18.

В результате должна быть получена таблица данных для построения верхней полуокружности.

Этап 2. Выбор типа диаграммы. На панели инструментов Стандартная необходимо нажать кнопку Мастер диаграмм. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы выберем тип — График, вид — График с маркерами (левую среднюю диаграмму в правом окне). После чего нажимаем кнопку Далее в диалоговом окне.

Этап 3. Указание диапазона. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4): источник данных диаграммы необходимо выбрать вкладку Диапазон данных и в поле Диапазон указать интервал данных.

Для этого с помощью клавиши Delete необходимо очистить рабочее поле Диапазон и, убедившись, что в нем остался только мигающий курсор, навести указатель на левую верхнюю ячейку данных (В1), нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протянуть указатель мыши к правой нижней ячейке, содержащей выносимые на диаграмму данные (В 18), затем отпустить левую кнопку мыши.

Далее необходимо указать в строках или столбцах расположены ряды данных. Переключатель Ряды в с помощью указателя мыши следует установить в положение столбцах (черная точка должна стоять около слова столбцах).

Этап 4. Ввод подписей по оси Х (горизонтальной). В диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4): источник данных диаграммы необходимо выбрать вкладку Ряд (щелкнув на ней указателем мыши) и в поле Подписи оси Х указать диапазон подписей (в примере — Аргумент). Для этого следует активизировать поле Подписи оси X, щелкнув в нем указателем мыши, и, наведя указатель мыши на левую верхнюю ячейку подписей (А2), нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протянуть указатель мыши к правой нижней ячейке, содержащей выносимые на ось Х подписи (А18), затем отпустить левую кнопку мыши.

После появления требуемой записи диапазона необходимо нажать кнопку Далее.

Этап 5. Введение заголовков. В третьем окне требуется ввести заголовок диаграммы и названия осей. Для этого необходимо выбрать вкладку Заголовки, щелкнув на ней указателем мыши. Щелкнув в рабочем поле Название диаграммы указателем мыши, ввести с клавиатуры в поле название: График полуокружности. Затем аналогичным образом ввести в рабочие поля Ось Х (категорий) и Ось У (значений) соответствующие названия: Аргумент и Значения.

После чего нажать кнопку Далее.

Этап 6. Завершение. Необходимо нажать кнопку Готово.

На текущем листе должна появиться следующая диаграмма

1.1)

х22=4

у=√(4-х2)

А

В

1

аргумент

окружность

2

-2

0

3

-1,75

0,968245837

4

-1,5

1,322875656

5

-1,25

1,5612495

6

-1

1,732050808

7

-0,75

1,854049622

8

-0,5

1,936491673

9

-0,25

1,984313483

10

0

2

11

0,25

1,984313483

12

0,5

1,936491673

13

0,75

1,854049622

14

1

1,732050808

15

1,25

1,5612495

16

1,5

1,322875656

17

1,75

0,968245837

18

2

0

Пример 2

Построение окружности х2 + у2 = 4 в диапазоне х € [-2; 2] с шагом ∆ = 0,25

2.Построение эллипса.

Пример 1

 В качестве примера рассмотрим построение верхней половины эллипса х2 /9+ у2 /4= 1

. и диапазоне х € [-3,5; 3,5] с шагом ∆  = 0,5.

2.1)

х2/9+у2/4=1

у=√(4(1-х2/9))

А

В

1

аргумент

эллипс

2

-3,5

#ЧИСЛО!

3

-3

0

4

-2,5

1,1055416

5

-2

1,490712

6

-1,5

1,7320508

7

-1

1,8856181

8

-0,5

1,9720266

9

0

2

10

0,5

1,9720266

11

1

1,8856181

12

1,5

1,7320508

13

2

1,490712

14

2,5

1,1055416

15

3

0

16

3,5

#ЧИСЛО!

Пример 2

Построение эллипса х2 /4+ у2 = 1 в диапазоне х € [-2,25; 2,25] с шагом ∆ = 0,25

Графическое решение систем уравнений.

Пример 1.Пусть необходимо найти решение системы

        Y=sinx

        Y=cosx

в диапазоне х € [0; 3] с шагом ∆ == 0,2.

Решение. Для построения диаграмм прежде всего необходимо ввести данные в рабочую таблицу. Вводим в ячейку А1 слово Аргумент. Затем в ячейку А2 — первое значение аргумента — 0. Далее будем вводить приращения аргумента с шагом 0,2. Введем в ячейку АЗ сумму левой границы диапазона плюс шаг (0,2). Затем, выделив блок ячеек А2:АЗ, автозаполнением получаем все значения аргумента (за правый нижний угол блока протягиваем до ячейки А17).

Далее требуется ввести значения функции (в примере синуса). В ячейку В1 вводим слово Синус и устанавливаем табличный курсор в ячейку В 2. Здесь должно оказаться значение синуса, соответствующее значению аргумента в ячейке А2. Для получения значения синуса воспользуемся специальной функцией: нажмем на панели инструментов кнопку Вставка функции (fx). В появившемся диалоговом окне Мастер функций-шаг 1 из 2  слева в поле Категория указаны виды функций.        

Выбираем Математические. Справа в поле Функция выбираем функцию SIN. Нажимаем кнопку ОК. Появляется диалоговое окно SIN. Наведя указатель мыши на серое поле окна, при нажатой левой кнопке сдвигаем его вправо, чтобы открыть столбец данных (А). Указываем значение аргумента синуса щелчком мыши на ячейке А2. Нажимаем кнопку ОК. В ячейке В2 появляется 0. Теперь необходимо скопировать функцию из ячейки В2 в ячейки ВЗ:В17. Осуществляем это автозаполнением (за правый нижний угол ячейки В2 протягиваем до ячейки В 17). Значения синуса получены.

Аналогично получаем значения косинуса. В ячейку С1 вводим имя функции Косинус. Устанавливаем табличный курсор в ячейку С2. Для получения значения косинуса нажимаем на панели инструментов кнопку Вставка функции (fx). В появившемся диалоговом окне Мастер функций-шаг 1 из 2 слева в поле Категория выбираем Математические. Справа в поле Функция выбираем функцию С0S. Нажимаем  ОК. Появляется диалоговое окно С0S. Наведя указатель мыши на серое поле при нажатой левой кнопке сдвигаем его вправо, чтобы открыть столбец аргумента (А). Указываем значение аргумента косинуса щелчком мыши на ячейке А2. Нажимаем   кнопку ОК. В ячейке С2 появляется 1. Автозаполнением копируем формулу (за правый нижний угол ячейки С2 протягиваем до ячейки С17). Значения косинуса получены.

Далее по введенным в рабочую таблицу данным необходимо построить диаграмму. Щелчком указателя мыши по кнопке на панели инструментов вызываем Мастер диаграмм. В появившемся диалоговом окне выбираем тип диаграммы График, вид —  левый верхний. После нажатия кнопки Далее с помощью мыши указываем диапазон данных — В1:С17. Проверяем положение переключателя Ряды в: столбцах— выбираем вкладку Ряд и с помощью мыши вводим диапазон подписей оси x:А2:А17.Нажав кнопку Далее, вводим название диаграммы — Система, название осей х и у: Аргумент и Значения, соответственно. Нажимаем кнопку Готово.    Получена диаграмма кривых синуса и косинуса (рис. 1.23). Как видно из диаграммы, система имеет решение (есть точка пересечения), и оно единственное (в заданном диапазоне имеется только одна точка пересечения). Таким образом, решением системы в заданном диапазоне являются координаты точки пересечения кривых. Для их нахождения необходимо навести указатель мыши на точку пересечения и щелкнуть левой кнопкой. Появляется надпись с указанием искомых координат: Ряд «Косинус». Точка «0,8». Значение: 0,69670671. Здесь Точка «0,8» соответствует х, а Значение: 0,69670671 —у. Таким образом, приближенное решение системы х= 0,8; у = 0,697

1)

    y=cosx

A

B

C

1

аргумент

синус

косинус

2

0

0

1

3

0,2

0,1986693

0,9800666

4

0,4

0,3894183

0,921061

5

0,6

0,5646425

0,8253356

6

0,8

0,7173561

0,6967067

7

1

0,841471

0,5403023

8

1,2

0,9320391

0,3623578

9

1,4

0,9854497

0,1699671

10

1,6

0,9995736

-0,0291995

11

1,8

0,9738476

-0,2272021

12

2

0,9092974

-0,4161468

13

2,2

0,8084964

-0,5885011

14

2,4

0,6754632

-0,7373937

15

2,6

0,5155014

-0,8568888

16

2,8

0,3349882

-0,9422223

17

3

0,14112

-0,9899925

Пример 2. Найти решение системы графически:

        y =lnx

        y =-2x+1

в диапазоне х € [0.2; 3] с шагом ∆ == 0,2

Построение плоскости

Пример

Рассмотрим построение плоскости в Ехсе! на примере уравнения 2х+4у— 2z + 2 = 0. Пусть необходимо построить часть плоскости, лежащей в I квадранте  € [0; 6] с шагом ∆ = 0,5, у € [0; 6] с шагом ∆ = 1).

Решение. Вначале необходимо разрешить уравнение относительно переменной  z. В примере z = х + 2y + 1.

Введем значения переменной х в столбец А. Для этого в ячейку А1 вводим х. В ячейку А2 вводится первое значение аргумента — левая граница диапазона(0). В ячейку АЗ вводится второе значение аргумента — левая граница диапазона плюс шаг построения (0,5). Затем, выделив блок ячеек А2:АЗ, автозаполнением получаем все значения аргумента (за правый нижний угол блока протягиваем до ячейки А14).

Значения переменной у вводим в строку 1. Для этого в ячейку В1 вводится значение переменной — левая граница диапазона (0). В ячейку С1 вводится значение переменной — левая граница диапазона плюс шаг построения (1). Затем, выделив блок ячеек В1;С1, автозаполнением получаем все значения аргументав правый нижний угол блока протягиваем до ячейки Н1).

Далее вводим значения переменной г. В ячейку В2 вводим ее уравнение = $А2 + 2*В$1 + 1, предварительно переключившись на английский язык .  Обращаем внимание, что символы $ предназначены для фиксации адреса  столбца А — переменной х: и строки 1 — переменной у. Затем автозаполнением (протягиванием  вправо) копируем эту формулу вначале в диапазон В2:Н2, после чего в диапазон ВЗ:Н14 (протягиванием вниз).

В результате должна быть получена таблица.

На панели инструментов Стандартная необходимо нажать кнопку Мастер диаграмм. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграмм  указываем тип диаграммы — Поверхность, и вид — Проволочная (прозрачная) поверхность (правую верхнюю диаграмму в правом окне). После чего нажимаем кнопку Далее в  диалоговом окне.

В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4); источник данных диаграммы необходимо выбрать вкладку Диапазон данных и в поле Диапазон указать интервал данных В2:Н14.

Далее необходимо указать в строках или столбцах расположены ряды данных. Это определит ориентацию осей х и у. В примере переключатель Ряды в с помощью указателя мыши установим в положение столбцах. Выбираем вкладку Ряд и в поле Подписи оси Х указываем диапазон подписей. Для этого следует активизировать поле Подписи оси X, щелкнув в нем указателем мыши, и ввести диапазон подписей оси х — А2:А14.

Далее вводим значения подписей оси у. Для этого в рабочем поле Ряд указываем первую запись Ряд 1 и в рабочее поле Имя, активировав его указателем мыши, вводим первое значение переменной у — 0. Затем в поле Ряд указываем вторую запись Ряд 2 и в рабочее поле Имя вводим второе значение переменной у — 1. Повторяем таким образом до последней записи — Ряд 7. В результате вкладка Ряд будет иметь следующий вид (рис. 13.1-а) После появления требуемых записей необходимо нажать кнопку Далее. В третьем окне требуется ввести заголовок диаграммы и названия осе этого необходимо выбрать вкладку Заголовки, щелкнув на ней указателем. Щелкнув в рабочем поле Название диаграммы, ввести с клавиатуры в данное поле название: Плоскость. Затем аналогичным образом ввести в рабочие поля Ось х (категорий), Ось y (рядов данных) и Ось z (значений) соответствующие названия: х, у и z. Далее нажать кнопку Готово, и после небольшого редактирования будет по, следующая диаграмма

2х+4у-2z+2=0

z=x+2y+1

A

B

C

D

E

F

G

H

1

         xy

0

1

2

3

4

5

6

2

0

1

3

5

7

9

11

13

3

0,5

1,5

3,5

5,5

7,5

9,5

11,5

13,5

4

1

2

4

6

8

10

12

14

5

1,5

2,5

4,5

6,5

8,5

10,5

12,5

14,5

6

2

3

5

7

9

11

13

15

7

2,5

3,5

5,5

7,5

9,5

11,5

13,5

15,5

8

3

4

6

8

10

12

14

16

9

3,5

4,5

6,5

8,5

10,5

12,5

14,5

16,5

10

4

5

7

9

11

13

15

17

11

4,5

5,5

7,5

9,5

11,5

13,5

15,5

17,5

12

5

6

8

10

12

14

16

18

13

5,5

6,5

8,5

10,5

12,5

14,5

16,5

18,5

14

6

7

9

11

13

15

17

19

15

6,5

7,5

9,5

11,5

13,5

15,5

17,5

19,5

Построение поверхностей второго порядка в пространстве.

1. Построение эллипсоида.

Пример

Рассмотрим построение эллипсоида в Ехсе! на примере уравнения:

X2/9+y2/4+z2=1

Пусть необходимо построить верхнюю часть эллипсоида, лежащую в диапазонах:

x  € [-3; З], у € [-2; 2] с шагом ∆= 0,5 для обеих переменных.

1.)

х2/9+у2/4+z2=1

z=√(1-x2/9-y2/4)

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

1

x

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2

-3

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

0

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

3

-2,5

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

0,2357023

0,4930066

0,5527708

0,4930066

0,235702

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

4

-2

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

0,5527708

0,7021791

0,745356

0,7021791

0,552771

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

5

-1,5

#ЧИСЛО!

0,433013

0,7071068

0,8291562

0,8660254

0,8291562

0,707107

0,433013

#ЧИСЛО!

6

-1

#ЧИСЛО!

0,571305

0,7993053

0,9090593

0,942809

0,9090593

0,799305

0,571305

#ЧИСЛО!

7

-0,5

#ЧИСЛО!

0,640095

0,8498366

0,9537936

0,9860133

0,9537936

0,849837

0,640095

#ЧИСЛО!

8

0

0

0,661438

0,8660254

0,9682458

1

0,9682458

0,866025

0,661438

0

9

0,5

#ЧИСЛО!

0,640095

0,8498366

0,9537936

0,9860133

0,9537936

0,849837

0,640095

#ЧИСЛО!

10

1

#ЧИСЛО!

0,571305

0,7993053

0,9090593

0,942809

0,9090593

0,799305

0,571305

#ЧИСЛО!

11

1,5

#ЧИСЛО!

0,433013

0,7071068

0,8291562

0,8660254

0,8291562

0,707107

0,433013

#ЧИСЛО!

12

2

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

0,5527708

0,7021791

0,745356

0,7021791

0,552771

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

13

2,5

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

0,2357023

0,4930066

0,5527708

0,4930066

0,235702

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

14

3

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

0

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

#ЧИСЛО!

2.Построение гиперболоида.

Пример 

 Рассмотрим построение двухполостного гиперболоида вида X2/9+y2/4-z2=-1

2.)

х2/9+у2/4-z2=-1

z=√(1+x2/9+y2/4)

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

1

x

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2

-3

1,732051

1,600781

1,5

1,436141

1,414214

1,436141

1,5

1,600781

1,732051

3

-2,5

1,641476

1,502313

1,394433

1,325498

1,301708

1,325498

1,394433

1,502313

1,641476

4

-2

1,563472

1,416667

1,301708

1,227577

1,20185

1,227577

1,301708

1,416667

1,563472

5

-1,5

1,5

1,346291

1,224745

1,145644

1,118034

1,145644

1,224745

1,346291

1,5

6

-1

1,452966

1,293681

1,166667

1,083333

1,054093

1,083333

1,166667

1,293681

1,452966

7

-0,5

1,424001

1,261062

1,130388

1,044164

1,013794

1,044164

1,130388

1,261062

1,424001

8

0

1,414214

1,25

1,118034

1,030776

1

1,030776

1,118034

1,25

1,414214

9

0,5

1,424001

1,261062

1,130388

1,044164

1,013794

1,044164

1,130388

1,261062

1,424001

10

1

1,452966

1,293681

1,166667

1,083333

1,054093

1,083333

1,166667

1,293681

1,452966

11

1,5

1,5

1,346291

1,224745

1,145644

1,118034

1,145644

1,224745

1,346291

1,5

12

2

1,563472

1,416667

1,301708

1,227577

1,20185

1,227577

1,301708

1,416667

1,563472

13

2,5

1,641476

1,502313

1,394433

1,325498

1,301708

1,325498

1,394433

1,502313

1,641476

14

3

1,732051

1,600781

1,5

1,436141

1,414214

1,436141

1,5

1,600781

1,732051

3.Построение параболоида.

Пример  

Рассмотрим построение гиперболического параболоида вида X2/9-y2/4=2z

3.)

х2/9-у2/4=2z

z=x2/18-y2/8

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

1

x

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2

-3

0

0,21875

0,375

0,46875

0,5

0,46875

0,375

0,21875

0

3

-2,5

-0,152778

0,065972

0,222222

0,315972

0,347222

0,315972

0,222222

0,065972

-0,152778

4

-2

-0,277778

-0,059028

0,097222

0,190972

0,222222

0,190972

0,097222

-0,059028

-0,277778

5

-1,5

-0,375

-0,15625

0

0,09375

0,125

0,09375

0

-0,15625

-0,375

6

-1

-0,444444

-0,225694

-0,06944

0,024306

0,055556

0,024306

-0,069444

-0,225694

-0,444444

7

-0,5

-0,486111

-0,267361

-0,11111

-0,01736

0,013889

-0,017361

-0,111111

-0,267361

-0,486111

8

0

-0,5

-0,28125

-0,125

-0,03125

0

-0,03125

-0,125

-0,28125

-0,5

9

0,5

-0,486111

-0,267361

-0,11111

-0,01736

0,013889

-0,017361

-0,111111

-0,267361

-0,486111

10

1

-0,444444

-0,225694

-0,06944

0,024306

0,055556

0,024306

-0,069444

-0,225694

-0,444444

11

1,5

-0,375

-0,15625

0

0,09375

0,125

0,09375

0

-0,15625

-0,375

12

2

-0,277778

-0,059028

0,097222

0,190972

0,222222

0,190972

0,097222

-0,059028

-0,277778

13

2,5

-0,152778

0,065972

0,222222

0,315972

0,347222

0,315972

0,222222

0,065972

-0,152778

14

3

0

0,21875

0,375

0,46875

0,5

0,46875

0,375

0,21875

0

4.Построение конуса.

Пример 

Построение верхней части конуса

X2/4+y2/9-z2 /4=0

лежащую в диапазонах: 

x  € [-6; 6], у € [-4; 4] с шагом ∆= 1 для обеих переменных

4.)

х2/4+у2/9-z2/4=0

z=√(4*(x2/4+y2/9))

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

1

x

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

2

-6

6,565905

6,324555

6,146363

6,0369234

6

6,036923

6,146363

6,324555

6,565905

3

-5

5,666667

5,385165

5,174725

5,0442487

5

5,044249

5,174725

5,385165

5,666667

4

-4

4,807402

4,472136

4,21637

4,055175

4

4,055175

4,21637

4,472136

4,807402

5

-3

4,013865

3,605551

3,282953

3,0731815

3

3,073181

3,282953

3,605551

4,013865

6

-2

3,333333

2,828427

2,403701

2,1081851

2

2,108185

2,403701

2,828427

3,333333

7

-1

2,848001

2,236068

1,666667

1,2018504

1

1,20185

1,666667

2,236068

2,848001

8

0

2,666667

2

1,333333

0,6666667

0

0,666667

1,333333

2

2,666667

9

1

2,848001

2,236068

1,666667

1,2018504

1

1,20185

1,666667

2,236068

2,848001

10

2

3,333333

2,828427

2,403701

2,1081851

2

2,108185

2,403701

2,828427

3,333333

11

3

4,013865

3,605551

3,282953

3,0731815

3

3,073181

3,282953

3,605551

4,013865

12

4

4,807402

4,472136

4,21637

4,055175

4

4,055175

4,21637

4,472136

4,807402

13

5

5,666667

5,385165

5,174725

5,0442487

5

5,044249

5,174725

5,385165

5,666667

14

6

6,565905

6,324555

6,146363

6,0369234

6

6,036923

6,146363

6,324555

6,565905

Решение систем линейных уравнений

    3x+2y=7

    4x-5y=40

проверка

А

В

С

D

1

3

2

7

7

2

4

-5

40

40

3

0,2173913

0,0869565

5

4

0,173913

-0,1304348

-4

x=5,  y=-4

   x1+2×2+3×3-2×4=6

   2×1+4×2-2×3-3×4=18

   2×1+4×2-2×3-3×4=19

   2×1+4×2-2×3-3×4=20

проверка

A

B

C

D

E

F

1

1

2

3

-2

6

6

2

2

4

-2

-3

18

18

3

3

2

-1

2

4

4

4

2

-3

2

1

-8

-8

5

-0,0299145

0,1538462

0,0811966

0,2393162

1

6

0,1538462

-0,0769231

0,1538462

-0,2307692

2

7

0,2521368

-0,1538462

0,0299145

-0,017094

-1

8

0,017094

-0,2307692

0,2393162

-0,1367521

-2

(1;2;-1;-2)

Элементы теории вероятности     

Перестановка

Пример 1 Сколькими способами можно расставить шесть различных книг на полке?        

Решение   1.   Устанавливаем табличный курсор в свободную ячейку, например в А1. Здесь должно оказаться значение числа перестановок

2.   Для получения значения числа перестановок воспользуемся специальной функцией: нажимаем на панели инструментов кнопку Вставка функции (fx).

3. В появившемся диалоговом окне Мастер функций-шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функций. Выбираем Математические. Справа в поле Функция выбираем функцию ФАКТР. Нажимаем на кнопку ОК.

4.. Появляется диалоговое окно ФАКТР. В рабочее поле Число вводим с клавиатуры число переставляемых объектов (в примере — 6). Нажимаем на кнопку ОК.

5.  В ячейке А1 появляется искомое число перестановок — 720. Следовательно П6 = 6! = 1x2x3x4x5x6 = 720.

Пример 2

1.   Сколькими способами можно .рассадить за столом 7 человек гостей?

2.   Сколько различных восьмизначных чисел можно составить из цифр 1,2,3,4,5, 6/7,8?

3.   Сколько различных комбинаций букв можно составить из всех букв слова «бухгалтер»?                                                        

4.   Сколько различных слов можно составить из всех букв слова:  1) колобок;

. 2) пудель (если принять, что с «ь» слова не начинаются).

Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.

Excel – это самая популярная программа в каждом офисе во всем мире. Ее возможности позволяют быстро находить эффективные решения в самых разных сферах деятельности. Программа способна решать различного рода задачи: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие. Для наглядности мы каждое из выше описанных решение задач в Excel и примеры его выполнения.

Решение задач оптимизации в Excel

Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).

В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:

Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».

Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.

Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:

Известные данные.

На основании этих данных составим рабочую таблицу:

Рабочая таблица.

  1. Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
  2. В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
  3. Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
  4. Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.

Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.

Параметры настройки.

После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.

Результат решения.

Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.



Решение финансовых задач в Excel

Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.

Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.

Оформим исходные данные в виде таблицы:

Исходные данные.

Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).

Заполнение аргументов:

  1. Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
  2. Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
  3. Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
  4. Тип – 0.
  5. БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.

Параметры функции БС.

Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.

Результат функции БС.

Для проверки правильности решения воспользуемся формулой: ПС = БС / (1 + ставка)кпер. Подставим значения: ПС = 400 000 / (1 + 0,05)16 = 183245.

Решение эконометрики в Excel

Для установления количественных и качественных взаимосвязей применяются математические и статистические методы и модели.

Дано 2 диапазона значений:

Диапазон значений.

Значения Х будут играть роль факторного признака, Y – результативного. Задача – найти коэффициент корреляции.

Для решения этой задачи предусмотрена функция КОРРЕЛ (массив 1; массив 2).

Функция КОРРЕЛ.

Решение логических задач в Excel

В табличном процессоре есть встроенные логические функции. Любая из них должна содержать хотя бы один оператор сравнения, который определит отношение между элементами (=, >, <, >=, <=). Результат логического выражения – логическое значение ИСТИНА или логическое значение ЛОЖЬ.

Пример задачи. Ученики сдавали зачет. Каждый из них получил отметку. Если больше 4 баллов – зачет сдан. Менее – не сдан.

Пример задачи.

  1. Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
  2. Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
  3. Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».

Решение задачи.

Решение математических задач в Excel

Средствами программы можно решать как простейшие математические задачки, так и более сложные (операции с функциями, матрицами, линейными уравнениями и т.п.).

Условие учебной задачи. Найти обратную матрицу В для матрицы А.

  1. Делаем таблицу со значениями матрицы А.
  2. Выделяем на этом же листе область для обратной матрицы.
  3. Нажимаем кнопку «Вставить функцию». Категория – «Математические». Тип – «МОБР».
  4. В поле аргумента «Массив» вписываем диапазон матрицы А.
  5. Нажимаем одновременно Shift+Ctrl+Enter — это обязательное условие для ввода массивов.

Результат выполнения массива.

Скачать примеры

Возможности Excel не безграничны. Но множество задач программе «под силу». Тем более здесь не описаны возможности которые можно расширить с помощью макросов и пользовательских настроек.

Решения
«что-если» для подбора параметра
.

Программа
Excel
2007 содержит средства поиска оптимальных
решений под общим названием Анализ
«что-если»
,
которые
позволяют увидеть, как изменится
результат, если будут изменены определенные
данные. Одним из средств анализа является
Подбор
параметра
,
которое
удобно применять тогда, когда известен
желаемый результат, но неизвестно, какие
значения для него нужны. В процессе
подбора Excel
2007 изменяет значение в одной конкретной
ячейке до тех пор, пока формула, зависящая
от этой ячейки, не возвратит искомый
результат.

Для
изучения возможностей подбора параметров
выполните действия следующего примера.

Задача
1:
найти
значение переменной
,
при котором функцияпринимает значение 10.

Выделите
Лист2 открытой книги. На этом листе мы
будем использовать ячейку А1
для
отображения искомого результата задачи,
а ячейку В1
для помещения в нее исследуемой формулы.
Введите в ячейку В1
формулу =А1^2.
Используйте команду Данные(Работа
с данными)

Анализ»что-если»

Подбор параметра
.
В открывшемся окне в поле в поле Установить
в
ячейке
введите ссылку на ячейку, содержащую
формулу В1,
в поле Значение
введите
желаемое значение формулы 10,
а в поле
Изменяя
значение
ячейки

ссылку на ячейку результата А1
и нажмите ОК.
На экране появится окно, в котором будут
отображены результаты подбора, а в
ячейке А1
– результат решения задачи.

Используя
данный пример и ячейки А2

для результата и В2
– для формулы,
решите
самостоятельно следующую задачу.

Задача
2
:
найти значение переменной
,
при котором функцияпринимает значение минус одна вторая.

Исследование
математических функций на экстремум
.

Excel
2007 предоставляет возможность нахождения
оптимального значения формулы,
содержащейся в ячейке, называемой
целевой
ячейкой. Чтобы получить в формуле
заданный результат изменяются значения
ячеек, влияющих на целевую ячейку. Чтобы
сузить множество значений, используемых
в оптимизации, могут применяться
ограничения.

Оставаясь
на активном Листе2, активируйте надстройку
Поиск
решения
.
Для этого в окне Параметров
Excel
выберите вкладку Надстройки,
затем на правой панели в списке Управление
выберите значение Надстройки
Excel
и нажмите кнопку Перейти.
В открывшемся окне установите флажок
Поиск
решения

и нажмите ОК.

Для
изучения возможностей поиска решения
выполните действия следующего примера.

Задача
3
:
найти значение переменной
,
при котором функцияпринимает минимальное значение.

Введите
в ячейку В5
формулу =(А5+1)^2.
Используйте команду Данные(Анализ)
Поиск решения
.
В открывшемся окне: в поле Установить
целевую ячейку

укажите ссылку на ячейку с формулой В5;
в
поле Равной
отметьте пункт минимальному
значению
;
в поле изменяя
ячейки

укажите ссылку на ячейку размещения
результата поиска А5.
Нажмите кнопку Выполнить
и пронаблюдайте появление окна отчета
о решении. При этом в ячейке А5
отобразится результат решения задачи,
а в ячейке В5
– достигнутое минимальное значение
функции.

Используя
в качестве образца решение задачи
3

и пару произвольных ячеек на Листе2,
решите самостоятельно следующую задачу.

Задача
4
:
найти значение переменной
,
при котором функцияпринимает максимальное значение.

Использование
режима
Поиск
решения
для
решения систем уравнений
.

Возможности
режима поиска решения предусматривают
наличие только одной целевой ячейки,
содержащей формулу для расчета. Однако
в этом режиме за счет использования
ограничивающих условий можно решать
одновременно несколько уравнений (не
обязательно линейных), то есть решать
системы
уравнений
.

Рассмотрим
следующий пример.

Задача
5:

определить значения переменных
и,
удовлетворяющих системе линейных
уравнений

Прейдите
на Лист3 открытой книги. Для решения
задачи мы задействуем ячейки А1
и В1

для результирующих значений переменных
и,
соответственно; ячейкуС1
– для формулы первого уравнения системы;
ячейку С2
– для записи правой части второго
уравнения. Введите в ячейку С1
формулу, соответствующую первому
уравнению задачи =2*А1+В1.
В ячейку С2
запишите правую часть второго уравнения,
т.е. число 1.
Далее используем команду Данные(Анализ)
Поиск решения
.
Устанавливаем целевую ячейку С1,
в поле Равной
отмечаем пункт Значению
и вводим правую часть первого уравнения
– число 5.
В поле изменяя
ячейки

помещаем ссылки А1:В1
(обратите внимание, что при задании этих
ссылок щелчком по соответствующим
ячейкам, в заполняемом поле записываются
абсолютные ссылки в виде $A$1:$B$1).
Теперь необходимо ввести второе уравнение
системы в виде ограничения на решение.
Для этого нажимаем кнопку Добавить,
размещенную
возле поля Ограничения.
В открывшемся окне указываем ссылку на
ячейку, содержащую правую часть второго
уравнения С2,
в поле логических операторов выбираем
знак равенства =,
а в поле ограничение
вводим формулу, соответствующую второму
уравнению системы, для чего щелкаем по
ячейке А1,
набираем на клавиатуре знак +,
и щелкаем по ячейке В1.
После
этого в окне ввода ограничения нажимаем
ОК,
и используем кнопку Выполнить
в окне поиска решения. В ячейках А1
и В1
получаем результат решения в виде
числовых значений искомых переменных
и.

Используя
в качестве образца решение задачи
5

и произвольную область ячеек на Листе3,
решите самостоятельно следующую задачу

Задача
6:

определить значения переменных
,и,
удовлетворяющих системе линейных
уравнений:

Проверьте
правильность полученных решений.
Попытайтесь систематизировать информацию,
приобретенную на занятии, подготовьте
ответы на контрольные вопросы и предъявите
листы созданной книги преподавателю.


1


Использование программы Ms Excel для решения математических задач Выполнила: Шаранова Т. ученица 8 Б класса МОСШ 7 Научный руководитель: Балаева О.Е., учитель информатики


2


Введение Термин «информатика» был введен французскими учеными и означает науку обработки информации (первоначально это была информация научно-технического, библиотечного характера) с помощью различных автоматических средств. Термин «информатика» был введен французскими учеными и означает науку обработки информации (первоначально это была информация научно-технического, библиотечного характера) с помощью различных автоматических средств.


3


Введение Информатика, как и математика, является наукой для описания и исследования проблем других наук. Информатика, как и математика, является наукой для описания и исследования проблем других наук. Она помогает исследовать проблемы различных наук с помощью своих идей, методов, технологий. Она помогает исследовать проблемы различных наук с помощью своих идей, методов, технологий. ИНФОРМАТИКА МАТЕМАТИКА ОПИСАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДРУГИХ НАУК


4


Цель Применить программу Ms Excel для решения математических задач. Применить программу Ms Excel для решения математических задач. В качестве математических задач выбрать тему: «Построение графика функции В качестве математических задач выбрать тему: «Построение графика функции y= kx 2 ».


5


Объект исследования график функции y = kx 2, график функции y = kx 2, программа Ms Excel. программа Ms Excel.


6


Можно предположить, что: применение программы Ms Excel для решения указанных математических задач (построения графика функции y = kx 2 ) приведет к более полному и заинтересованному восприятию теоретического материала; применение программы Ms Excel для решения указанных математических задач (построения графика функции y = kx 2 ) приведет к более полному и заинтересованному восприятию теоретического материала; применение программы Ms Excel будет способствовать применению теоретических знаний для решения практических задач с помощью компьютера. применение программы Ms Excel будет способствовать применению теоретических знаний для решения практических задач с помощью компьютера.


7


Задачи систематизировать знания, из курса информатики по теме «Электронная таблица Ms Excel; систематизировать знания, из курса информатики по теме «Электронная таблица Ms Excel; обобщить и систематизировать знания из курса алгебры по теме «Функция y = kx 2, ее свойства и график»; обобщить и систематизировать знания из курса алгебры по теме «Функция y = kx 2, ее свойства и график»; выстроить последовательность действий при построении графика функции y = kx 2, используя знания по данной теме из курса алгебры; выстроить последовательность действий при построении графика функции y = kx 2, используя знания по данной теме из курса алгебры;


8


Задачи используя знания по темам «Электронная таблица Ms Excel» и «Функция y = kx 2, ее свойства и график», создать таблицу со значениями переменных х и у для функции y=kx 2, затем на основе полученных данных построить график функции разными способами – обычным алгебраическим (вручную) и с помощью программы Ms Excel; используя знания по темам «Электронная таблица Ms Excel» и «Функция y = kx 2, ее свойства и график», создать таблицу со значениями переменных х и у для функции y=kx 2, затем на основе полученных данных построить график функции разными способами – обычным алгебраическим (вручную) и с помощью программы Ms Excel; проанализировать полученные данные и сделать выводы о проделанной работе. проанализировать полученные данные и сделать выводы о проделанной работе.


9


Теоретические основы построения графика функции y = kx 2 определить несколько значений переменной х на некотором отрезке данных, с определенным промежутком; определить несколько значений переменной х на некотором отрезке данных, с определенным промежутком; соответственно каждому значению х вычислить соответствующее значение у, получим точки с координатой (х, у); соответственно каждому значению х вычислить соответствующее значение у, получим точки с координатой (х, у); полученные точки отметить на координатной плоскости и соединить их плавной линией. полученные точки отметить на координатной плоскости и соединить их плавной линией.


10


Построение графика функции у = 2 х 2 алгебраическим способом x y


11


Построение графика функции у = 2 х 2 с помощью программы Ms Excel значения переменной х заполняются автоматически с помощью команды «Правка» «Заполнить» «Прогрессия»; значения переменной х заполняются автоматически с помощью команды «Правка» «Заполнить» «Прогрессия»; Значения переменной у вычисляются с помощью формулы; Значения переменной у вычисляются с помощью формулы; График функции строится автоматически с помощью команды «Вставка» «Диаграмма». График функции строится автоматически с помощью команды «Вставка» «Диаграмма».


12



13



14



15



16



17


Вывод отличия построения графика функции отличия построения графика функции у = kx 2 алгебраическим способом и с помощью программы Ms Excel существуют и они отличны друг от друга. вычислить значение переменной у и построить график функции с помощью программы Ms Excel можно только в том случае, если пользователь хорошо знает алгебраический метод вычисления переменной у и имеет навыки построения графика функции. вычислить значение переменной у и построить график функции с помощью программы Ms Excel можно только в том случае, если пользователь хорошо знает алгебраический метод вычисления переменной у и имеет навыки построения графика функции.


18


Вывод Тему «Использование программы Ms Excel для решения математических задач» можно рассматривать, как с позиции математики, так и с позиции информатики — математика и информатика неразрывно связаны между собой. Тему «Использование программы Ms Excel для решения математических задач» можно рассматривать, как с позиции математики, так и с позиции информатики — математика и информатика неразрывно связаны между собой. ИНФОРМАТИКАМАТЕМАТИКА


19


Вывод В результате выполненной работы был создан файл «График функции.xls», который можно использовать как шаблон для построения графиков функций вида В результате выполненной работы был создан файл «График функции.xls», который можно использовать как шаблон для построения графиков функций вида y = kx 2 с различным коэффициентом k. На основе построенного графика функции можно изучить свойства данной функции. На основе построенного графика функции можно изучить свойства данной функции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Технологические расчеты в excel
  • Техника копирования формул в excel
  • Технологические карты в word скачать бесплатно
  • Тех карты образец excel
  • Технологические карты блюд word скачать