1. Представьте в электронной таблице свои расходы за неделю; для заполнения диапазонов ячеек B7:I7, I3:I7 используйте формулы. Образец структуры и оформления таблицы:
Скачав электронную таблицу, поменяйте данные в днях недели (например поменяйте цену проезда, так как могут разниться). Также можно добавить расходы, а формулы уже посчитают сколько в общем средств вы потратили.
Скачать таблицу с выполненным заданием
2. Оформите лист для получения количества информации в разных единицах:
Узнайте ёмкость в байтах жёсткого диска имеющегося в вашем распоряжении компьютера, запишите её в ячейку B2. Получите в ячейках B1, B3:B5 ёмкость жёсткого диска в единицах измерения, указанных в соответствующих ячейках столбца А.
Заходим в «Мой компьютер» и узнаем объём своего жесткого диска. Так как там указано значение в гигабайтах, а нам необходимо поместить значение в байтах в ячейку B2, переведем из гигабайт в байт.
Мой пример: 465 Гбайт = 465*1024*1024*1024 байт. Это значение я и поместил в ячейку в виде формулы (=465*1024*1024*1024). Далее уже можете увидеть на изображении или скачать файл таблицы, подставив своё значение.
Скачать таблицу с выполненным заданием
3. Составьте таблицу умножения на число n (1 <= n <= 9). Значение n задаётся в ячейке B2.
Скачать таблицу с выполненным заданием
4. Составьте таблицу умножения чисел первого десятка. Используйте смешанные ссылки.
Скачать таблицу с выполненным заданием
5. Подготовьте таблицу.
Значения в диапазоне ячеек B1:B20 получите автозаполнением. Выполните следующие расчёты:
а) получите сумму всех целых чисел от 1 до 20 в ячейке B21;
б) получите в диапазоне ячеек C1:C20 квадраты соответствующих чисел из столбца В и сумму квадратов в ячейке С21;
в) получите в диапазоне ячеек D1:D20 первые 20 чётных чисел и их сумму в ячейке D21.
Скачать таблицу
7. Как известно, игра в шахматы была придумана в Индии. Согласно старинной легенде, индусский царь, восхищённый игрой, решил щедро одарить её изобретателя. Но тот, по мнению царя, запросил ничтожную награду: он просил выдать одно пшеничное зерно за первую клетку шахматной доски, а за каждую следующую клетку (всего их 64) — вдвое больше против предыдущей. Рассчитайте, сколько всего пшеничных зёрен должен был получить изобретатель. Какими могли бы быть размеры амбара для размещения этого зерна, если кубический метр пшеницы содержит около 15 миллионов зёрен?
Всего зёрен у нас получилось 9223372036854780000 штук.
Разделим на 15 миллионов мы получаем размеры амбара, получилось 614891469124 (м3)
Скачать таблицу с выполненным заданием
8. Известно количество учеников во всех классах начальной школы:
Определите, насколько число учеников в самом многочисленном классе превышает число учеников в самом малочисленном классе. Вычислите среднюю наполняемость классов.
Скачать таблицу с выполненным заданием
9. Постройте таблицу истинности для логического выражения НЕ (А ИЛИ В).
Скачать таблицу с выполненным заданием
10. Известно количество учеников во всех классах начальной школы. Класс, в котором более 25 учеников, считается переполненным. Используя данные практического задания 8, создайте таблицу следующего вида:
В столбце С дайте комментарии («переполнен», «соответствует норме») по наполняемости каждого класса. Подсчитайте, сколько классов переполнено и сколько имеет наполняемость, соответствующую норме.
Скачать таблицу с выполненным заданием
11. С помощью Мастера диаграмм постройте столбчатую и круговую диаграммы своих расходов за неделю. Воспользуйтесь таблицей, полученной при выполнении практического задания 1.
Столбчатая диаграмма «Расходы по статьям* строится по данным несмежных диапазонов ячеек A3:A6, I3:I6. Круговая диаграмма «Расходы по дням недели* строится по данным несмежных диапазонов ячеек B2:H2, B7:H7.
Скачать таблицу с выполненным заданием
12. С помощью Мастера диаграмм (тип диаграммы — Точечная) постройте графики следующих функций:
а) у = |х| для значений аргумента, изменяющихся от -10 до 10 с шагом 1;
б) у = 2х2+ 5х — 10 для значений аргумента, изменяющихся от -5 до 2,5 с шагом 0,5;
в) у = х2 — 2|х| — 3 для значений аргумента, изменяющихся от -3,5 до 3,5 с шагом 0,5.
Скачать таблицу с выполненным заданием
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 город Свирск»
Проект
Моделирование семейного бюджета по средствам MS Excel
Автор: Галатонова Светлана 9Б
Руководитель: Шитикова Анжелика Сергеевна
учитель по информатике
2020 г
Свирск
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..……3
Бюджет семьи. Доходная и расходная часть бюджета……………..…………4-5
Функции семейного бюджета……………………………………………….……6
Способы расчета семейного бюджета…………………………………………7-9
Распределение денег семейного бюджета……………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………………………………12
Введение
Семейный бюджет – одно из слагаемых благополучия семейной жизни. Каждому из нас знакома ситуация, когда мы обращаемся к родителям с просьбой купить нам ту или иную понравившуюся вещь, и как часто огорчаемся, когда родители отказывают нам в нашей просьбе просто потому, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной. В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем мудро распределять средства, которыми обладаем, и когда у нас на все будет хватать денег, тогда в семье наступает спокойствие и благополучие.
Цель проектной работы: создать форму для расчета семейного бюджета средствами MS Excel.
Задачи:
• определить понятие и структуру семейного бюджета;
• изучить источники доходов и расходов семьи;
• выявить формулы вычисления семейного бюджета и составить бюджет семьи;
• реализовать форму для расчета семейного бюджета средствами MS Excel.
Бюджет семьи. Доходная и расходная часть бюджета.
Бюджет семьи – это структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждение или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую- либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Расходы семьи – это затраты, которые были сделаны на удовлетворение каких-то целей, потребностей.
Какие бывают расходы:
-
Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупки основных продуктов питания, плата за квартиру, подписка на периодические издания, проездной билет и т.д.
-
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы. К циклическим расходам относятся покупка предметов различного срока пользования (мебель- 10-12 лет, верхняя одежда- 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т.д.).
-
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.п.)
-
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).
Также существует и более кратная классификация расходов, именно ее мы будем использовать в своей работе:
-
обязательные: оплата жилья, коммунальных услуг, плата за обучение или детский сад, оплата обязательных счетов — эта статья практически постоянна.
-
основные расходы: питание, лекарства, посещение курсов, кружков, спортивных клубов, одежда, транспорт, мобильная связь, Интернет, ведение домашнего хозяйства, карманные деньги и т. п.
-
свободные расходы: отдых, развлечения, кино, театры, прием гостей, подарки. Эти статьи расходов могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ситуации.
Функции семейного бюджета.
Основная функция семейного бюджета – это контроль за текущими финансовыми делами семьи путем сбалансированного распределения доходов и расходов. Понятно, что расходы, которые производятся семьей в течение месяца, должны быть не больше доходов, получаемых ею за этот период.
Следующие функции семейного бюджета заключаются в планировании (оно заключается в распределении финансов по необходимым статьям расходов) и анализе (оценке трат, их необходимости и полезности и возможности повторять их в дальнейшем).
Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары и услуги.
Способы расчета семейного бюджета.
Существует два основных способа расчета семейного бюджета. В первом случае составляется формула расчета семейного бюджета. В этой формуле доходную статью бюджета обозначают буквой «Д». Сюда включаются все источники дохода семьи: заработная плата, социальные пособия, пенсии, средства от дополнительного приработка или от продажи чего-либо, и другие источники. Все обязательные расходы обозначают буквой «О». В эту статью вносят все необходимые платы за месяц: квартплата, коммунальные услуги, питание, расходы на транспорт, плата за детский сад и др. При необходимости можно использовать дополнительные обозначения, указывающие на конкретные расходы — Ок (плата за квартиру), Ог (расходы на гигиенические принадлежности), От-(расходы на транспорт) и т.д. Следующая расходная статья – это питание, для обозначения которой вводится обозначение – буква «П». Можно также ввести и дополнительные обозначения: Пд – расходы на питание дома, Пс – питание в столовой и т. д. Расходы на предметы гардероба (одежду и обувь) обозначим буквой «Г». Также можно использовать дополнительные значки: Гж — женская одежда, Гм – мужская одежда, Гд — детская одежда. Для обозначения других затрат можно использовать различные буквы русского алфавита, но надо помнить, какие расходы в этом случае имелись в виду. В результате получается совсем несложная формула:
Д= О + П + Г +…, где
П = Пс + Пд + …;
О = Ок + Ог+ От + …;
Г = Гж + Гм + Гд…
Этой формулой очень легко пользоваться. Достаточно только подставить необходимые цифры и можно увидеть общую картину. Надо отметить, что такой подход планирования семейного бюджета не является рациональным, так как зачастую расходы значительно могут превысить доходы. Будет лучше если правая и левая части этой формулы будут равными. Если все же расходы превышают доходы семьи, то придется или сокращать расходы, или искать еще дополнительные источники доходов. Но все же с помощью такого элементарного подсчета можно немного улучшить финансовое состояние и создать небольшой резерв.
Существует еще один распространенный способ планирования семейного бюджета. Этот способ получил название теории бюджетирования. Он очень похож на предыдущий способ, отличается он только тем, что в этом случае составляется таблица, которая делится на 2 столбца: доходную и расходную части бюджета. В столбце «Доходная часть» прописываются все основные статьи дохода. В столбце «План» напротив каждой статьи проставляется сумма примерных поступлений в семейный бюджет. Теперь добавляется еще одна строка, озаглавив ее «Итого доходов», можно подсчитать сумму финансовых средств, на которую ваша семья может рассчитывать в следующий месяц. Переходим к расходной части семейного бюджета. В данном столбце для каждой статьи расходов надо указать примерное значение потраченных сумм. Сравнив доходную и расходную части можно проанализировать на какую статью потрачено средств больше, чем планировалось. (Таблица 1)
Распределение финансовых средств. Как правило, во многих семьях распределением финансов семьи занимается кто-нибудь из членов этой семьи. Мне известно, что существует два подхода к распределению финансовых средств. В первом случае все члены семьи складывают все доходы в общую кассу и затем берут оттуда средства на общие и личные нужды. Во втором случае каждый член семьи делит свои доходы на две части: общественную и личную. Общественная часть уходит на оплату семейных нужд (платежи, покупка продуктов, лекарства и др.), а личную часть каждый тратит на своё усмотрение.
Распределение денег семейного бюджета.
В России до 40% от бюджета семьи может тратиться на продовольственную группу товаров, до 30% на оплату аренды жилья и коммунальных услуг, но в нашем случае – это будет фиксированная сумма расходов, включающая все обязательные платежи, 8%─ на транспорт, 5% ─ непродовольственные услуги, 5% ─ на одежду и обувь, остальные 12% на образование, лечение, отдых и развлечения. Однако такая структура потребления находится в прямой зависимости от размера доходов. Чем больше их уровень, тем меньшую долю занимают продукты питания, и расходы распределяются по другим категориям, в основном по разделам: одежда, развлечения и отдых вашей семьей за тот же самый период.
Заключение
Работа над проектом помогла понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно планировать свои расходы, не нанося вреда семейному бюджету.
Ведь, чтобы контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты, т.е. рассчитывать сумму повседневных расходов и стараться их придерживаться.
Продуктом моей работы стала электронная таблица по расчету бюджета в MS Excel.
Список литературы
-
Ермакова И. В. Начала экономики: Учебное пособие для 7-9 кл. общеобразоват. учрежд. / И. В. Ермакова, Т. А. Протасевич – 12-е изд. – М.: МЦЭБО – ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
-
https://studbooks.net/1725683/ekonomika/semeynyy_byudzhet
-
https://monographies.ru/en/book/section?id=14228
-
https://school-science.ru/5/14/34727
Практическая работа для 9 класса (Excel)
Упражнение №1: Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?
№ |
Наименование |
Цена в рублях |
Количество |
Стоимость |
1 |
Хлеб |
9,6 |
2 |
|
2 |
Кофе |
2,5 |
5 |
|
3 |
Молоко |
13,8 |
2 |
|
4 |
Пельмени |
51,3 |
1 |
|
5 |
Чипсы |
2,5 |
1 |
|
Итого |
Упражнение №2: Рассчитайте с помощью табличного процессора Excel расходы школьников, собравшихся поехать на экскурсию в другой город.
А |
В |
С |
D |
|
1 |
Вид расходов |
Количество школьников |
Цена |
Общий расход |
2 |
Билеты |
6 |
60,00 |
|
3 |
Экскурсия в музей |
4 |
2,00 |
|
4 |
Обед |
6 |
10,00 |
|
5 |
Посещение цирка |
5 |
20,00 |
|
6 |
Всего: |
Упражнение №3: Заданы стоимость 1 кВт./ч. электроэнергии и показания счетчика за предыдущий и текущий месяцы. Необходимо вычислить расход электроэнергии за прошедший период и стоимость израсходованной электроэнергии.
практические работы по информатике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Практическая работа № 1 Табличный процессор Excel Ввод данных в ячейки, определение формата группы ячеек, использование автосуммирования, форматирование таблицы 1. Создать таблицу своих расходов в течение недели, аналогичную таблице на рис. 1. Рис. 1 2. Вычислить итоговое значение по каждой статье расходов и по каждому дню недели (применить автосуммирование ). 3 . Формат ячеек, в которые вводятся числа, выбрать денежный. 4. Отформатировать таблицу по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, шрифта. Рис. 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Практическая работа № 3 Табличный процессор Excel Ввод и копирование формул, вычисление значений функции на заданном интервале и построение её графика с помощью Мастера диаграмм, форматирование области графика 1. Ввести в таблицу значения аргументов функции на заданном интервале. Рис. 1 2. Ввести формулу в первую ячейку столбца для соответствующих значений функции. 3 . Скопировать эту формулу на остальные ячейки этого столбца. 4. Выделив в таблице нужный для построения диапазон ячеек, построить с помощью Мастера диаграмм график функции, подобный тому, какой изображён на рис. 1. 5. Отформатировать область графика по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, размеры шрифта. 6. Создать таблицы и построить графики пяти различных функций. Рис. 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Практическая работа № 8 Табличный процессор Excel (повторение) Ввод табличных данных, форматирование таблицы, ввод и копирование сложных формул с использованием логических функций, абсолютных и относительных ссылок 1. Создать таблицу (рис. 1). Рис. 1 2. Ввести в E5 формулу для определения, удовлетворяют ли полученные на экзаменах оценки условиям поступления в 10 класс соответствующего направления, т.е. сумма оценок за первые два профилирующих предмета должна быть больше или равна 9, а за два вторых предмета больше или равна 7. Если оба условия выполняются, то в столбце Результат должно появиться сообщение «прошёл», иначе – «не прошёл» . 3. Скрыть ячейки с вариантами результата, ссылки на которые есть в формуле. 4. Скопировать формулу в E9 , E13 , E17 . (Замечание: во избежание ошибки примените там, где нужно абсолютные ссылки.) 5. В водя в столбец D оценки, проверить, что результат им соответствует. Рис. 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА №1
Тема: Создание и форматирование таблиц в табличных процессорах
Файлы, создаваемые
с помощью MS Excel, называются рабочими книгами Еxcel и имеют по умолчанию
расширение xls. Имя файла может быть любым, разрешенным в операционной системе
Windows. Рабочая книга по аналогии с обычной книгой может содержать
расположенные в произвольном порядке листы. Листы служат для организации и
анализа данных. Можно вводить и изменять данные одновременно на нескольких
листах, а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов.
Имена листов
отображаются на ярлыках в нижней части окна книги. Для перехода с одного листа
на другой следует щелкнуть мышью по соответствующему ярлыку.
Название текущего (активного)
листа выделено подсветкой.
Рабочее
поле листа – это электронная таблица, состоящая из столбцов и строк.
Названия столбцов – буква или
две буквы латинского алфавита. Названия строк – цифры.
Пересечение конкретного столбца и строки образует
ячейку.
Местоположение
ячейки задается адресом, образованным из имени столбца и номера строки, на
пересечении которых находится эта ячейка.
Одна
из ячеек рабочего листа является текущей, или выделенной, она обведена жирной
рамкой. Адрес текущей ячейки при этом указывается в поле имени (области ссылок)
— области в левой части строки формул.
Ввод
данных с клавиатуры осуществляется в текущую ячейку. Содержимое текущей ячейки
отображается в строке формул.
Основным отличием
работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода
данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т.е. дать понять программе, что
вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку.
Зафиксировать данные можно одним из способов: o нажать
клавишу {Enter}; o щелкнуть мышью по другой ячейке;
o
воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к
другой ячейке).
После
завершения ввода число в ячейке (в том числе и результат вычисления по формуле)
по умолчанию выравнивается по правому краю. При вводе числа отображается
столько цифр, сколько помещается в данную ячейку по ширине. Если число не
помещается в ячейку, MS Excel отображает набор символов (###########).
Текст
по умолчанию выравнивается по левому краю. Если выделить ячейку и заново ввести
данные, то ранее введенные данные стираются.
Задание 1.
Создайте таблицу содержащую
информацию о планетах солнечных систем, руководствуясь указаниями.
Солнечная
система.
Планета |
Период обращения (в земных годах) |
Расстояние (в млн.км.) |
Диаметр (в ,тыс.км.) |
Спутники |
Меркурий |
0,241 |
58 |
4,9 |
0 |
Венера |
0,615 |
108 |
12,1 |
0 |
Земля |
1 |
150 |
12,8 |
1 |
Марс |
1,881 |
288 |
6,8 |
2 |
Юпитер |
11,86 |
778 |
142,6 |
16 |
Сатурн |
29,46 |
1426 |
120,2 |
17 |
Указания:
1) В ячейке А1напечатайте
заголовок: Солнечная система.
2) Расположите заголовок
по центру относительно таблицы:
v Выделите
диапазон ячеек А1 : Е1
v Щелкните
по кнопкеОбъединить и поместить в центре на панели инструментов.
3)
В ячейку А2внесите текст: Планета
4)
В диапазон А3 : А8 введите название планет.
5)
В ячейку В2 внесите текст: Период обращения ( в земных
годах).
6)
В ячейку С2 внесите текст: Расстояние ( в млн. км.).
7)
В ячейку D2 внесите текст: Диаметр ( в тыс. км.).
В ячейку Е2 внесите текст: Спутники.
9)
Выделите диапазон ячеек В2 :D2, выполните команду Формат/Ячейки
на вкладке Выравнивание активизируйте флажок Переносить по словам,
нажмите ОК.
10)
Заполните диапазон В3 : Е3 числами.
11)
Отформатируйте текст в таблице
v Шрифт в заголовке – ArialCyr,
размер 14, синий цвет, полужирное начертание.
v Шрифт в
таблице – TimesNewRomanCyr, размер 12, красный цвет,
начертание полужирный курсив
12) Текстовые данные
выровняйте по центру.
13) Задайте рамку для
таблицы:
v
Выделите таблицу ( без заголовка), выполните команду Формат/Ячейки,
вкладка Граница. Установите цвет – синий, Тип линии – двойной
и щелкните по кнопке Внешние, затем выберите Тип линии – пунктир
и щелкните по кнопке Внутренние, нажмите ОК.
v
Выделите диапазон ячеек А2 : Е2, выполните команду Формат/Ячейки
вкладка Граница, щелкните оп кнопке с нижней границей в группе Отдельные.
Задайте
заливку для второй строки таблицы: Выполните команду Формат/Ячейки, вкладка
Вид.
Задание 2.
Создайте таблицу,показанную на рисунке.
Задание 3.
Создайте таблицу,показанную на
рисунке.
A |
B |
C |
D Е |
||
1 |
Выполнение плана предприятиями области |
||||
2 |
Наименовани е предприятия |
Среднегодов ая стоимость основных фондов (млн. руб.) |
Среднесписо чное число работающих за отчётный период |
Производств о продукции за отчётный период (млн. руб.) |
Выполнение плана (в процентах) |
3 |
Авиаприбор |
3,0 |
360 |
3,2 |
103,1 |
4 |
Стеклозавод |
7,0 |
380 |
9,6 |
120,0 |
5 |
Медтехника |
2,0 |
220 |
1,5 |
109,5 |
6 |
Автопровод |
3,9 |
460 |
4,2 |
104,5 |
7 |
Темп-Авиа |
3,3 |
395 |
6,4 |
104,8 |
8 |
Приборостроительный завод |
2,8 |
280 |
2,8 |
108,1 |
9 |
Автонормаль |
6,5 |
580 |
9,4 |
94,3 |
10 |
Войлочная |
6,6 |
200 |
11,9 |
125,0 |
11 |
Машиностроительный завод |
2,0 |
270 |
2,5 |
101,4 |
12 |
Легмаш |
4,7 |
340 |
3,5 |
102,4 |
13 |
ИТОГО: |
41,8 |
3485 |
55 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Тема. Форматирование содержимого ячеек
В Excel существует 5
типов данных: текст, число, дата, формула, функция. Для разных типов данных
возможны разные операции. Например, числа можно складывать, а даты нельзя. Из
текстов можно вырезать символы, а из формул нельзя. Тип определяется
автоматически по вводимой информации.
Если
числовые данные имеют специальные единицы измерения – денежные, проценты, даты,
время, то нужно использовать соответствующие специальные форматы.
Формат
содержимого выделенной ячейки можно установить с помощью командных кнопок. Вкладка
Числопозволяет выбрать требуемый формат из списка форматов и установить
его параметры. Группа кнопок Числовой(рис.1) позволяет установить
требуемое количество значащих цифр в десятичной записи числа.
Рисунок.1
Выравнивание и изменение ориентации текста и
чисел.
Excel
позволяет выравнивать текст и числа по горизонтали (влево, вправо, по центру) и
по вертикали (по верхнему краю, посередине, нижнему краю).
Выравнивание значений
внутри клетки определяет положение выводимых данных относительно ее границ и
задается следующими характеристиками:
–
горизонтальное выравнивание (по левому краю, по правому краю, по
обоим краям, по центру;
–
вертикальное выравнивание (по верхнему краю, по нижнему краю, по
центру;
–
ориентация (горизонтальная, вертикальная с горизонтальным
представлением сим волов в столбик, вертикальная с представлением символов с
поворотом на 90° влево, вертикальная с представлением символов с поворотом на
90° вправо, с заданным углом поворота).
Автозаполнение.
Автозаполнение ячеек в Excel –
это автоматическое продолжение ряда данных.
Автоматическое
заполнение ячеек также используют для продления последовательности чисел c
заданным шагом (арифметическая прогрессия).
Для того, чтобы автоматически заполнить пустые ячейки
данными, необходимо протянуть мышкой за правый нижний угол активной ячейки, он
примет вид маленького знака «+», называется «маркером
автозаполнения», и растянуть данные на необходимое количество ячеек.
По умолчанию Excel продолжит заполнение данными ячейки в
зависимости от имеющихся в выделенных ячейках/ячейке данных, например, если
просто растянуть число «1», то остальные ячейки заполнятся единицами, если
выделить две ячейки с числами «1» и «2», то Excel продолжит ряд данных: «3»,
«4», «5» и т.д.
Обратите
внимание, что в процессе перетаскивания появляется экранная подсказка,
сообщающая, что будет введено в текущую ячейку.
Автозаполнение отлично работает с датами, при
использовании простого растягивания с помощью маркера заполнения, изменение
идет аналогично числам.
А
также автозаполнение работает с названием дня недели. Например, если вы
собираетесь ввести дни недели, введите название того дня, с которого хотите
начать. Можно начать с любого дня недели, вовсе не обязательно с понедельника.
Кроме того, можно использовать общепринятые сокращения. Можно написать
Понедельник, или Пн — Excel 2003 все равно поймет. Исходя из варианта
написания, Excel дополнит ряд и напишет далее: Вторник, Среда, и т.д., или —
Вт, Ср и т.д. соответственно.
Автозаполнение прекрасно работает и с текстом, но здесь
есть свои нюансы, если для чисел и дат можно настроить шаг, то, если мы
говорим, например, о фруктах, автомобилях, именах Excel не может предугадать
что подставлять следующим, поэтому, по умолчанию, автозаполнение работает в
режиме копирования.
А
работает она следующим образом: при указании ячейки, находящейся
непосредственно под столбиком из одной или более заполненных ячеек, Excel
пытается угадать, что нужно ввести, основывая свои домыслы на уже введенных
значениях [2].
Например, если уже
введено слово Трюфеля, и вы снова нажимаете букву Т, Excel, естественно,
предполагает, что снова требуется напечатать Трюфеля, и делает это за вас.
Можно также щелкнуть правой кнопкой мыши непосредственно под столбиком ячеек и
из появившегося контекстного меню выбрать командуВыбрать из раскрывающегося
списка, после чего выбрать нужное значение из списка.
Задание 1.
Оформите на листе фрагмент
Задание 2.
Сделайте форматирование ячеек по образцу
Задание3.
Оформите фрагмент листа, который при
предварительном просмотре
(а следовательно, и на бумаге) будет иметь вид,
представленный на рисунке.
Задание4.
Сформируйте таблицы по образцу,
используя маркер автозаполнения.
Дни недели |
Февраль |
|||
Понедельник |
1 |
8 |
15 |
22 |
Вторник |
2 |
9 |
16 |
23 |
Среда |
3 |
10 |
17 |
24 |
Четверг |
4 |
11 |
18 |
25 |
Пятница |
5 |
12 |
19 |
26 |
Суббота |
6 |
13 |
20 |
27 |
Воскресение |
7 |
14 |
21 |
28 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема.
Использование формул и мастера функций в расчетных операциях.
Ввод формул в ячейку начинается с ввода
символа =, за которым следует выражение (арифметическое,
логическое, текстовое). Выражение строится из констант, ссылок на ячейки и диапазоны ячеек, обращений к
функциям, разделенных знаками операций (операторами)
и круглыми скобками. Excel вычисляет выражение и отображает в ячейке результат вычисления.
Возможность применять в вычисляемых
формулах в качестве аргументов ссылок на ячейки
(адресов) является одним из основных достоинств MS Excel. Если после завершения ввода формулы в какой-либо
ячейке-аргументе изменится значение, то Excel сразу же автоматически пересчитает новый результат и заменит им
прежнее значение в ячейке.
Создать формулу
можно с использованием чисел и при помощи ячеек, содержащих данные. В первом
случае значения вводятся с клавиатуры, во втором – нужные ячейки выделяются
щелчком мыши.
Чтобы
задать формулу для ячейки, необходимо активизировать ее (поставить курсор) и
ввести равно (=).
После введения формулы нажать Enter. В ячейке
появится результат вычислений.
В Excel применяются стандартные математические
операторы:
+ (плюс) |
Сложение |
=В4+7 |
— (минус) |
Вычитание |
=А9-100 |
* (звездочка) |
Умножение |
=А3*2 |
/ (наклонная черта) |
Деление |
=А7/А8 |
^ (циркумфлекс) |
Степень |
=6^2 |
= (знак равенства) |
Равно |
|
< |
Меньше |
|
> |
Больше |
|
<= |
Меньше или равно |
|
>= |
Больше или равно |
|
<> |
Не равно |
Символ
«*» используется обязательно при умножении. Опускать его, как принято во время
письменных арифметических вычислений, недопустимо. То есть запись (2+3)5 Excel
не поймет.
В выражениях в первую очередь
вычисляются функции и части, заключенные в круглые
скобки, а затем выполняются операции в порядке уменьшения их приоритетов
[2].
Excel предоставляет большой набор
различных встроенных функций, имеющих разные
назначения.
Для этого применяется удобный инструмент, как«Мастер
функций».
Используемые величины называют аргументами.
Для этого следует выбрать пункт «вставить функцию».
В верхней части
окна расположено поле поиска. Сюда можно ввести наименование функции и нажать
кнопку «Найти», чтобы быстрее отыскать нужный элемент и получить доступ
к нему (Рис.2).
Рисунок
2.
Для
того, чтобы перейти к окну аргументов, прежде всего необходимо выбрать нужную
категорию. В поле «Выберите функцию» следует отметить то наименование,
которое требуется для выполнения конкретной задачи. В самой нижней части окна
находится подсказка в виде комментария к выделенному элементу. После того, как
конкретная функция выбрана, требуется нажать на кнопку «OK».
После
этого, открывается окно аргументов функции. Главным элементом этого окна
являются поля аргументов (рис.3).
Рисунок
3.
Если
мы работаем с числом, то просто вводим его с клавиатуры в поле, таким же
образом, как вбиваем цифры в ячейки листа.
Если же в качестве
аргумента выступают ссылки, то их также можно прописать вручную, или не
закрывая окно Мастера, выделить курсором на листе ячейку или целый
диапазон ячеек, которые нужно обработать. После этого в поле окна
Мастераавтоматически
заносятся координаты ячейки или диапазона.
После
того, как все нужные данные введены, жмем на кнопку «OK», тем самым
запуская процесс выполнения задачи.
После
того, как вы нажали на кнопку «OK»Мастер закрывается и происходит
выполнение самой функции.
В
процессе создания функций следует четко соблюдать ряд правил использования
знаков препинания. Если пренебрегать этим правилом, программа не сумеет
распознать функцию и аргументы, а значит, результат вычислений окажется
неверным.
Все аргументы должны
быть записаны в круглых скобках. Не допускается наличие пробелов между скобкой
и функцией. Для разделения аргументов используется знак «;». Если для
вычисления используется массив данных, начало и конец его разделяются
двоеточием.
Например, =СУММ(A1;B1;C1).
=СУММ(A1:A10).
В случае неверного
ввода аргументов результат вычислений может быть непредсказуем. В том случае,
если в процессе работы с формулами в Excel возникнет ситуация, когда вычисление
будет невозможно, программа сообщит об ошибке.
Расшифруем наиболее часто
встречающиеся:
### – ширины столбца недостаточно для отображения
результата;
#ЗНАЧ! – использован недопустимый аргумент;
#ДЕЛ/0 – попытка разделить на ноль;
#ИМЯ? – программе не
удалось распознать имя, которое было применено в выражении;
#Н/Д – значение в процессе расчета было
недоступно;
#ССЫЛКА! – неверно указана ссылка на ячейку;
#ЧИСЛО! – неверные числовые значения [5].
Задание 1.
Посчитайте, хватит ли вам 130
рублей, чтоб купить все продукты.
№ |
Наименование |
Цена в |
Количество |
Стоимость |
1 |
Хлеб |
9,6 |
2 |
|
2 |
Кофе |
2,5 |
5 |
|
3 |
Молоко |
13,8 |
2 |
|
4 |
Пельмени |
51,3 |
1 |
|
5 |
Чипсы |
2,5 |
1 |
|
Итого |
Задание 2.
Создайте таблицу по образцу и выполните необходимые
расчеты.
№ пп |
Наименование затрат |
Цена (руб.) |
Количество |
Стоимость |
1. |
Стол |
800 |
400 |
|
2. |
Стул |
350 |
400 |
|
3. |
Компьютер |
14 976 |
5 |
|
4. |
Доска |
552 |
7 |
|
5. |
Дискеты |
25 |
150 |
|
6. |
Кресло |
2 500 |
3 |
|
7. |
Проектор |
12 000 |
1 |
|
Общее кол-во затрат |
Задание 3.
Создайте таблицу по образцу. Выполните необходимые
вычисления.
Продажа
товаров для зимних видов спорта.
Регион |
Лыжи |
Коньки |
Санки |
Всего |
Киев |
3000 |
7000 |
200 |
|
Житомир |
200 |
600 |
700 |
|
Харьков |
400 |
400 |
500 |
|
Днепропетровск |
500 |
3000 |
400 |
|
Одесса |
30 |
1000 |
300 |
|
Симферополь |
40 |
500 |
266 |
|
Среднее |
Задание 4.
В таблице (рис. 4.55) приведены данные о количестве легковых
автомобилей, выпущенных отечественными автомобильными заводами впервом
полугодии 2001 года.Определите:
а) сколько автомобилей выпускал каждый завод в
среднем за 1 месяц;
б) сколько автомобилей выпускалось в среднем на
одном заводе закаждый месяц.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Теоретические сведения.
Одним
из достоинств электронных таблиц является возможность копирования формул, что
значительно ускоряет проведение расчетов. А что происходит при таком
копировании с адресами ячеек? Адреса ячеек изменяются.
При копировании
формул вниз по столбцу автоматически изменяется номер строки, соответственно
при копировании по строке – автоматически изменяется имя столбца.
Следовательно, адрес ячейки имеет относительную адресацию. Относительно чего?
Относительно своего места нахождения.
Значит, та адресация ячейки, о которой говорилось ранее
прежде, состоящая из номера столбца и номера строки (например, Сl5), является
относительной адресацией ячейки.
В
относительных ссылках координаты ячеек изменяются при копировании, относительно
других ячеек листа.
Для
создания универсальной таблицы часто требуется, чтобы адрес некоторых ячеек не
изменял своего значения при копировании. Именно для реализации такой задачи в
программе Excel предусмотрен другой вид адресации ячейки – абсолютный.
Формула
с абсолютной ссылкой ссылается на одну и ту же ячейку. То есть при
автозаполнении или копировании константа остается неизменной (или постоянной).
Абсолютные ссылки –
это ссылки, при копировании которых координаты ячеек не изменяются, находятся в
зафиксированном состоянии.
Закрепить
какую-либо ячейку можно, используя знак $ перед номером столбца и строки в
выражении для расчета: $F$4. Если поступить таким образом, при копировании
номер ячейки останется неизменным.
Абсолютная
адресация ячеек настолько важна и так часто применяется, что в программе Excel
для ее задания выделили специальную клавишу – [F4|.
Используя абсолютную
адресацию ячеек, можно сделать расчеты в таблице более универсальными. Обычно
абсолютную адресацию применяют к ячейкам, в которых находятся константы.
Смешанные ссылки.
Кроме типичных
абсолютных и относительных ссылок, существуют так называемые смешанные ссылки.
В них одна из составляющих изменяется, а вторая фиксированная. Например, у
смешанной ссылки $D7 строчка изменяется, а столбец фиксированный. У ссылки D$7,
наоборот, изменяется столбец, но строчка имеет абсолютное значение [4].
Задание 1.
Оформите
таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию, чтобы можно
было, введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов.
Произведите
расчеты по формулам, применяя к константам абсолютную адресацию.
Задание 2.
Составьте таблицу
умножения.Для заполнения таблицы используются формулы и абсолютные ссылки.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
3 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
… |
|||||||||
9 |
9 |
18 |
27 |
36 |
45 |
54 |
63 |
72 |
81 |
Задание 3.
Известна
раскладка продуктов на одну порцию плова. Подготовьте лист для расчета массы
продуктов, необходимых для приготовления заказанного числа порций, которое
будет задаваться в отдельной ячейке.
Задание 4.
Создйте по
образцу таблицу “Счет” и выполните все необходимые расчеты, используя формулы,
примените для соответствующих столбцов формат “Денежный”.
A |
B |
C |
D |
E |
|
1 |
С Ч Е Т |
||||
2 |
КУРС ДОЛЛАРА |
28,5 |
|||
3 |
ТОВАР |
ЦЕНА($) |
КОЛ-ВО |
СУММА($) |
СУММА(РУБ) |
4 |
1.видеокамера TR-270 |
665 |
3 |
||
5 |
2.видеокамера TR-350E |
935 |
5 |
||
6 |
3.видеокамера TR-20СAE |
1015 |
12 |
||
7 |
4.видеокамера TR-202E |
1065 |
2 |
||
8 |
5.видеокамера TR-470E |
1295 |
2 |
||
10 |
ИТОГО |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 Тема. Построение диаграмм по табличным
данным
Теоретические сведения.
Диаграмма – графическое изображение
зависимости между величинами.
Диаграммы
и графики в MS Excel служат для графического отображения данных, что более
наглядно с точки зрения пользователя. С помощью диаграмм удобно наблюдать за
динамикой изменений значений исследуемых величин, проводить сравнения различных
данных, представление графической зависимости одних величин от других.
Табличный
процессор Excel позволяет строить диаграммы и графики различной формы,
используя данные из расчетных таблиц. Для построения диаграмм и графиков
используется Мастер диаграмм.
Чтобы
создать диаграмму на основе данных рабочего листа, выполните следующие
действия:
Выделите
ячейки с данными, включаемыми в диаграмму. (Учтите, что от типа выбранных
данных зависит внешний вид диаграммы.) Щелкните по кнопке Мастер диаграмм на
Панели инструментов Стандартная.
Появится
окно Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы. Из списка Тип выберите
подходящий тип диаграммы.
В
области Вид отображается несколько вариантов диаграмм выбранного типа.
Щелкните по нужному подтипу.
Чтобы
предварительно просмотреть результат, щелкните по кнопке Просмотр результата и
удерживайте нажатой кнопку мыши. Появится образец диаграммы выбранного типа,
построенный на основе выделенных данных рабочего листа. Закончив просмотр,
отпустите кнопку мыши.
Щелкните
по кнопке Далее. Появится диалоговое окно Мастер диаграмм (шаг 2 из 4):
источник данных диаграммы. Данные для построения диаграммы были выбраны на шаге
1, однако в этом окне можно подтвердить информацию. Во вкладке Диапазон данных
убедитесь в корректности указанного диапазона ячеек. Если вкралась ошибка,
щелкните по кнопке свертывания диалогового окна (в правом конце поля Диапазон),
а затем с помощью мыши выделите корректный диапазон ячеек рабочего листа и
щелкните по кнопке развертывания диалогового окна (в правом конце поля ввода
диапазона). Если диаграмма корректно отображает выбранные данные рабочего листа
и нормально выглядит при предварительном просмотре, можно щелкнуть по кнопке
Готово. Тогда Excel создаст диаграмму. Если же необходимо добавить какие-нибудь
элементы, например, легенду диаграммы, продолжайте работу с Мастером диаграмм.
В
группе Ряды установите переключатель В строках или В столбцах, указав Excel
желательное расположение данных. В верхней части окна расположена область
предварительного просмотра, – она поможет сделать выбор. Например, если при
переключателе В строках отображается некорректный рисунок, установите
переключатель в положение В столбцах.
Щелкните
по кнопке Далее. (Чтобы по ходу работы с Мастером диаграмм внести изменения в
ранее установленные параметры, щелкните по кнопке Назад и вернитесь в
предыдущее окно. Так, чтобы изменить тип диаграммы, вернитесь с помощью кнопки
Назад в окно выбора типа диаграммы.)
Появится
окно Мастер диаграмм (шаг 3 из 4): параметры диаграммы. Воспользуйтесь
многочисленными вкладками этого окна, чтобы ввести заголовок диаграммы, имена
осей X и Y, вставить линии сетки, включить в диаграмму легенду и ввести подписи
данных. В зависимости от выбранного типа диаграммы, укажите соответствующие
общие параметры.
Щелкните
по кнопке Далее. Появится окно Мастер диаграмм (шаг 4 из 4):
размещение
диаграммы. В этом окне укажите Excel, вставить ли диаграмму на имеющемся
(текущем) или на отдельном (новом) рабочем листе.
Щелкните по кнопке Готово. Тогда Excel создаст
диаграмму.
В
зависимости от вашего выбора, новая диаграмма разместится на текущем или новом
рабочем листе. Новая диаграмма появится на рабочем листе вместе с плавающей
панелью инструментов Диаграммы.
Вполне
вероятно, что появится она совсем не в том месте, где вам хотелось бы. Ничего
страшного – диаграмму легко можно перемещать, а также изменять ее размеры. Если
вы хотите переставить диаграмму в другое место, наведите на нее курсор таким
образом, чтобы появилась надпись Область диаграммы, щелкните левой кнопкой мыши
и, удерживая ее, «перетащите» диаграмму в любую часть рабочего поля. Если вам
потребуется внести любые изменения в уже готовую диаграмму, нет нужды строить
ее заново. Достаточно изменить данные таблицы, на основе которой она была
создана, и ваша диаграмма будет автоматически обновлена. Даже если вы захотите,
не изменяя, рассортировать ваши данные, например по возрастанию, столбики в
диаграмме также выстроятся по росту. MicrosoftExcel сделает это самостоятельно.
Задание 1.
1.
Создайте электронную таблицу «Население некоторых стран мира».
А |
В |
|
1 |
Страна |
Население (млн чел.) |
2 |
Китай |
1273 |
3 |
Индия |
1030 |
4 |
США |
279 |
5 |
Индонезия |
228 |
6 |
Бразилия |
175 |
7 |
Россия |
146 |
8 |
Бангладеш |
131 |
2.
Выделите диапазон ячеек А1:В8, содержащий исходные данные.
Запустить Мастер диаграмм с помощью команды Вставка – Диаграмма.
3.
На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм в списке Тип
выберитеГистограмма. Гистограммы могут быть различных видов (плоские,
объемные и
т.д.), в окне Вид выбрать
плоскую диаграмму. Щелкнуть по кнопке
4.
На появившейся диалоговой панели на вкладке Диапазон данных
с помощью переключателя Ряды в: выбрать строках. В окне
появиться изображение диаграммы, в которой исходные данные для рядов данных и
категорий берутся из строк таблицы.
Справа от диаграммы
появляется легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме.
Щелкнуть по кнопкеДалее.
5.
На появившейся диалоговой панели на вкладке Заголовкиввдите
в соответствующие поля название диаграммы, а также названия оси категорий и оси
значений. На других вкладках можно уточнить детали отображения диаграммы
(шрифт, цвет, подписи и т.д.). Щелкните по кнопкеДалее.
6.
На появившейся диалоговой панели Мастер
диаграмм и помощью переключателяПоместить диаграмму
на листе: выбрать имеющемся. Щелкните по кнопке Готово.
Задание 2.
Используя набор данных «Валовой сбор и урожайность»,
постройте столбчатуюдиаграмму, отражающую изменение урожайности картофеля, зерновых
и сахарнойсвеклы в разные годы.
Задание 3.
Используя набор
данных «Товарооборот России с некоторыми странами», постройте линейную диаграмму, отражающую импорт
из разных стран в 2001-2010 гг.
Задание 4.
На основе данных,
приведенных в таблице, постройте несколько типов диаграмм, наглядно
показывающих итоги сессии.
Средний балл по группе |
||||
Группа |
Информатика |
Математика |
История |
Экономика |
123 |
4,2 |
3,8 |
4,5 |
4,3 |
126 |
4,3 |
3,9 |
4,6 |
3,8 |
128 |
4,2 |
4 |
3,8 |
4,2 |
129 |
4,5 |
4,8 |
4,8 |
3,8 |
Задание 5.
Создайте таблицу
«Производство бумаги» и постройте линейчатую диаграмму по данным таблицы.
Производство
бумагина душу населения, кг.
Страна |
1970 г |
1980 г. |
1989 г. |
Швеция |
415 |
515 |
653 |
Канада |
453 |
459 |
534 |
Норвегия |
343 |
320 |
410 |
Австрия |
118 |
176 |
308 |
США |
112 |
126 |
145 |
Япония |
69 |
90 |
127 |
Франция |
71 |
86 |
113 |
Испания |
27 |
61 |
80 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Тема. Связь таблиц
Теоретические сведения.
Создание
ссылок на ячейки других рабочих листов или рабочих книг.
В формуле могут использоваться ссылки на ячейки и диапазоны
ячеек, расположенные в других рабочих листах. Для того чтобы задать ссылку на
ячейку другого листа, расположите перед адресом ячейки имя листа, за которым
следует
восклицательный
знак. Рассмотрим следующий пример формулы со ссылкой на ячейку другого рабочего
листа (Лист2):
=Лист2 !A1+1
Можно создавать формулы и со ссылками на ячейки
другой рабочей книги.
Для этого перед
ссылкой на ячейку введите имя рабочей книги (в квадратных скобках), затем – имя
листа и восклицательный знак:
= [Budget.xls]Лист1 !А1 + 1
Если
в имени рабочей книги присутствует один и более пробелов, имя книги (и имя
рабочего листа) следует заключить в одинарные кавычки [2]. Например:
= ‘[BudgetAnalysis.xls]Лист1’ !А1 + 1
Если рабочая книга,
на которую задается ссылка, закрыта, необходимо добавить полный путь к файлу
этой книги:
=’C:MSOfficeExcel[Budget Analysis.xls]Лист1′
!A1+1
Задание 1.
1.
Создайте рабочую книгу КРФамилиястудентаЕ.xlsx.
2.
На Листе 1 введите таблицу: Сведения о заработной плате
сотрудников отдела и отформатируйте её согласно ниже представленного образца.
Сведения о среднемесячной заработной плате |
|||||
ФИО |
Должность |
Заработная плата, руб. |
% премии |
Премия, руб. |
Всего начислено |
Иванова И.И. |
начальник |
35000 |
75 |
||
Павлов П.П. |
главный специалист |
25000 |
50 |
||
Петрова П.П. |
ведущий специалист |
20000 |
25 |
||
Яковлев Я.Я. |
программист (совмест.) |
15000 |
0 |
3.
Отредактируйте введённую таблицу:
§
перед столбцом «Должность» вставьте столбец «Табельный номер»,
§ заполните
столбец данными. Пусть табельные номера сотрудников отдела начинаются с номера
5001 и увеличиваются на единицу.
§ в
конце документа введите сроку «Итого по отделу». Оформите её согласно стилю
предыдущих строк.
4. Средствами MS Excel рассчитайте
размер премии для каждого сотрудника (заполните колонку премия), а также:
§
всего начислено по каждой строке (каждому сотруднику);
§
итого по отделу (заработная плата, премия, всего начислено).
5.
Оформите таблицу с помощью применения стилей (стиль выбираем по своему
усмотрению). Оформите Лист1 красным цветом.
6. Перейдите
на Лист 2. Введите таблицу «Аренда помещения (в мес.)».
Расчёт аренды офисного помещения за месяц |
||
Наименование расходов |
Сумма, $ |
Сумма, руб. |
Офис (комната 20 м2, прихожая со |
1000 |
|
Номер телефона |
50 |
|
Охрана (сигнализация) |
60 |
|
Кондиционер |
30 |
|
Уборка помещения |
60 |
|
ИТОГО: |
7.Исходя из текущего
курса доллара рассчитайте сумму аренды помещения: «Сумма, руб.». Текущий
курс доллара поместите в ячейку D3 (при вводе расчетной формулы используйте
абсолютную адресацию на ячейку D3).
8.
Отформатируйте таблицу с помощью применения стилей. Оформите Лист
2 зеленым цветом.
9. Перейдите
на Лист 3. Введите таблицу «Смета на приобретение оборудования».
Смета на приобретение оборудования |
|||||
Наименование статьи расхода |
Модель |
Стоимость за ед, у.е. |
Кол- во, шт. |
Всего, у.е. |
Всего, руб. |
Компьютеры |
|||||
Ноутбук |
1750 |
3 |
|||
Мышь оптическая |
50 |
3 |
|||
Комплектующие и принадлежности |
|||||
USB FlashDrive (16Gb) |
30 |
3 |
|||
CD-RW (болванки)) |
1 |
100 |
|||
Программное обеспечение |
|||||
MicrosoftProject |
530 |
1 |
|||
КонсультантПлюс (верс.Проф) |
300 |
1 |
|||
Периферийные устройства |
|||||
Принтер лазерный цветной А4 |
2700 |
1 |
|||
Сканер |
150 |
2 |
|||
Оргтехника |
|||||
Копировальный аппарат А4 |
470 |
1 |
|||
Дупликатор |
3500 |
1 |
|||
Средства связи |
|||||
Факсимильный аппарат |
110 |
1 |
|||
Телефонный аппарат (база+трубка DECT) |
115 |
4 |
|||
ИТОГО: |
10. Проявите
творческие способности и подумайте, как необходимо отредактировать таблицу для
расчёта стоимости оборудования в рублях, если за условную единицу принят: а) $,
б) €.
11. Оформите лист синим цветом.
Задание 2.
Рассчитайте заработную плату работников
организации. Форма оплаты – оклад.
Расчет необходимо оформить в
виде табл. 1 и форм табл. 3 и 4.
Таблица
1
Лицевой
счет
Таб. номер |
Фамилия |
Разряд |
Должность |
Отде л |
Кол- во льгот |
Факт.вре мя (дн.) |
Начис- лено з/п |
Удер- жано |
З/п к вы-даче |
1001 |
13 |
1 |
23 |
||||||
1002 |
17 |
3 |
23 |
||||||
1003 |
11 |
2 |
17 |
||||||
1004 |
5 |
0 |
8 |
||||||
1005 |
12 |
3 |
22 |
||||||
1006 |
7 |
2 |
23 |
||||||
1007 |
3 |
1 |
20 |
Таблица 2
Справочник
работников
Таб.номер |
Фамилия |
Должность |
Отдел |
Дата поступления на работу |
1001 |
Алексеева |
Нач. отдела |
1 |
15.04.07 |
1002 |
Иванов |
Ст. инженер |
2 |
1.12.99 |
1003 |
Петров |
Инженер |
2 |
20.07.97 |
1004 |
Сидоров |
Экономист |
1 |
2.08.03 |
1005 |
Кукушкин |
Секретарь |
1 |
12.10.85 |
1006 |
Павленко |
Экономист |
2 |
1.06.87 |
1007 |
Давыдова |
Инженер |
1 |
15.11.97 |
Таблица 3
Ведомость
начислений
Таблица 4
Ведомость
удержаний
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 Тема.
Сортировка данных
Теоретические сведения.
Одной из наиболее часто решаемых с помощью электронных таблиц задач является
обработка списков, которые в каждом конкретном случае могут называться
по-разному:
телефонные списки, списки
активов, пассивов, список товаров и др.
Формирование
списка.
Для
обеспечения эффективности работы со списками необходимо соблюдать следующие
правила при их создании:
1.
Каждый столбец должен содержать однородную информацию.
2.
Одна или две верхние строки в списке должны содержать метки,
описывающие назначение соответствующего столбца.
3.
Необходимо избегать пустых строк и столбцов внутри списка.
Правило
1 предполагает, что, например, при создании списка персонала можно отвести один
столбец для табельных номеров работников, другой — для их фамилий, третий — для
их имен, четвертый — для даты приема на работу и т.д. Это же правило запрещает
размещать в одном столбце разнородную информацию, например, номер телефона и
год окончания школы.
Правило 2
обеспечивает присвоение имен полям. Эти имена постоянно используются при
обработке списков.
Правило 3
обеспечивает возможность работы со списком как с единым целым. В идеале на
рабочем листе не должно быть ничего, кроме списка. Если это невозможно, то
список нужно отделить от других данных по крайней мере одной пустой строкой и
пустым столбцом [2].
На рис.4 приведен список из 10 столбцов.
Рисунок 4.
Сортировка списков.
MS Excel предоставляет
многочисленные способы сортировки (упорядочения) интервалов ячеек рабочих
листов независимо от того, считается ли данный интервал списком. Возможна
сортировка по строкам или по столбцам, по возрастанию или убыванию, с учетом
или без учета прописных букв.
Пример.
Продемонстрируем
сортировку на списке рис.4. Нужно отсортировать список по столбцу Бригада. Для
этого:
1)
выделите одну ячейку (не интервал) в этом списке;
2)
выполните команду Сортировка (Вкладка Данные,
группа Сортировка и фильтр);
3)
откроется диалоговое окно Сортировка (рис.4);
4)
выберите поле, по которому нужно сортировать (в этом примере —
Бригада).
Рекомендуется сразу
же проверять результат сортировки. Если результат не устраивает, воспользуйтесь
командойОтменить и восстановите предыдущий порядок строк в списке. Для
восстановления исходного порядка строк в списке после различных сортировок,
необходимо до сортировки создать столбец с номерами строк. В нашем примере это
столбец №пп. Это позволяет восстановить первоначальный порядок строк,
отсортировав список по этому столбцу.
Анализ
списка с помощью фильтров.
Отфильтровать список
— это значит скрыть все строки кроме тех, которые удовлетворяют заданным
критериям. Excel предоставляет две команды фильтрации: Автофильтр— для
простых критериев, и Расширенный фильтр — для более сложных критериев.
Команда
автофильтр.
Для
применения обычного или автофильтра нужно выполнить следующую
последовательность действий:
1) выделите
какую-либо ячейку в списке;
2)
нажать кнопку Фильтр в группе Сортировка и фильтр Справа
от каждого заголовка столбца появиться кнопка «Раскрывающийся список»
(со стрелкой вниз). Если щелкнуть по этой кнопке, то раскроется список
уникальных значений данного столбца, которые можно использовать для задания
критерия фильтра. На рис.5 показан результат фильтрации по столбцу Бригада,
выбраны только те строки, где значение Бригада равно 21. Номера строк, не
удовлетворяющие критериям команд Фильтр (Автофильтр) и Расширенный
фильтр, MS Excel просто скрывает. Номера отфильтрованных строк
выводятся контрастным
цветом, а в строке состояния появляется
сообщение Найдено записей.
Рисунок
5.
Критерии
команды Фильтрможно задавать по одному столбцу, затем полученный список
можно отфильтровать по другому столбцу и т.д.
Удаление
автофильтров.
Для удаления фильтра по столбцу нужно в раскрывающемся списке
критериев этого столбца выбрать параметрВыделить все. Для удаления всех
действующих фильтров выберите командуОчистить (Вкладка Данные,
группа Сортировка и фильтр). Стрелки раскрывающихся списков критериев
удаляются при повторном нажатии кнопки Фильтр[3].
Задание 1.
На листе (рис. 7.1) представлены данные о 17
озерах.
Отсортируйте данные:
а) по названию озера (по возрастанию);
б) по названию озера (по убыванию);
в) по площади озера (по убыванию);
г) по наибольшей глубине (по возрастанию).
Каждое из заданий выполните на отдельном листе
одной рабочей книги.
Задание 2.
На листе представлены данные о крупнейших островах
Европы.
Получите таблицу
(также из четырех столбцов), в которой данные будутотсортированы:
а) по названию острова (в алфавитном порядке);
б) по площади острова (по убыванию).
Допускается изменение структуры исходной таблицы.
Каждое из заданий выполните на отдельном листе
одной рабочей книги.
Задание 3.
Создайте таблицу
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
|
1 |
РАСЧЕТ ДОХОДА СОТРУДНИКОВ Таблица расчетов заработной платы |
||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
8 |
|||||||
9 |
№ |
Ф.И.О. |
Оклад |
Подоходный налог |
Отчисления в благотворитель ный фонд |
Всего удержано |
К выдаче |
10 |
1 |
Петров И.С. |
1250 |
110,5 |
37,5 |
148 |
1102 |
11 |
2 |
Антонова Н.г. |
1500 |
143 |
45 |
188 |
1312 |
12 |
3 |
Виноградова Н.Н. |
1750 |
175,5 |
52,5 |
228 |
1522 |
13 |
4 |
Гусева И.Д. |
1850 |
188,5 |
55,5 |
244 |
1606 |
14 |
5 |
Денисова Н.В. |
2000 |
208 |
60 |
268 |
1732 |
15 |
6 |
Зайцев К.К. |
2250 |
240,5 |
67,5 |
308 |
1942 |
16 |
7 |
Иванова К.Е. |
2700 |
299 |
81 |
380 |
2320 |
17 |
8 |
Кравченко Г.И. |
3450 |
396,5 |
103,5 |
500 |
2950 |
18 |
Итого |
16750 |
1761,5 |
502,5 |
2264 |
14486 |
Произведите сортировку по
фамилиям сотрудников в алфавитном порядке по возрастанию.
Произведите
фильтрацию значений дохода, превышающих1600 р.
Определите
по таблице фильтрацией, у кого зарплата меньше 2000р.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКРНТРОЛЯ
Тест 1.
1.
EXCEL это
A. Графический
редактор
B. Текстовый
процессор
C. Операционная
система
D. Табличный
процессор
2.
Для выделения мышкой нескольких областей следует прижать клавишу
A. Esc
B. Shift
C. Ctrl
D. Alt
3.
Строки электронной таблицы обычно обозначаются
A. цифрами
(1, 2, 3…)
B. буквами
латинского алфавита (A, B, C, D…)
C. буквами
русского алфавита (A, Б, В, Г…)
D. буквами
и цифрами (A1, A2, A3…)
4.
Можно ли изменить имя рабочего листа и названия рабочей книги?
A. рабочего
листа
B. Только
рабочей книги
C. И
рабочего листа и рабочей книги
D. Нельзя
в обоих случаях
5.
В какой строке какого окна находятся кнопки, относящиеся к окну
документа Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть, если это окно было
развернуто (была нажата кнопка Развернуть)
A. В
строке заголовка окна документа
B. В
строке заголовка окна программы
C. В
строке главного меню окна программы
D. В
строке главного меню окна документа
6.
Формулы для расчетов вводятся
A. Только
«вручную» — с клавиатуры
B. Только
через меню Ссылки
C. Вручную
(с клавиатуры) или через меню Вставка->Функция
D.
Только через меню Вставка->Функция
7.
Имена каких строк и столбцов при копировании формулы=$A23+C$21 не
будут меняться:
A. A
B. C
C. 12
D. 23
8.
В ячейке C4 формула =B4/B2. Как она будет выглядеть, если
переместить ее в ячейку C5?
A. B4/B2
B.
С4/С2 C. B5/B3
D. C4/B2
9.
Содержимое активной ячейки отображено в:
A. буфере
обмена
B. строке
состояния
C. заголовке
окна приложения
D. строке
формул
10. Каково
число диапазонов, суммируемых в формуле:
=СУММ(F2;F6:F15;$A$6:C13;H1:H5;J1;L1;N1)
A. 10
B. 7
C. 6
D. 20
11.
Формула в ячейке выглядела так: =СУММ(B2:C8) В рабочем листе
таблицы был удален первый столбец и перед первой строкой вставлена новая
строка. Какой вид приняла формула?
A. =СУММ(B2:C8)
B. =СУММ(A3:B9)
C. =СУММ(A2:B8)
D. =СУММ(B3:C9)
12. Чтобы
выделить элемент диаграммы можно:
A. В
меню Диаграммы выбрать команду Параметры
B. Выполнить
одинарный щелчок мышью по элементу
C. В
меню Формат выбрать команду Объект
D.
В контекстном меню Диаграммы выбрать команду Формат области
диаграммы. 13. В ячейку введен текст. Его длина превысила размер ячейки.
Соседняя справа ячейка занята. Что будет отображено в ячейке с текстом?
A. Сообщение об
ошибке
B.
Фрагмент введенного текста. Отображается столько знаков, сколько
вошло в ячейку. Не вошедшие знаки не видны, но не пропадают.
C.
Фрагмент введенного текста. Отображается столько знаков, сколько
вошло в ячейку. Не вошедшие знаки пропадают.
D. Весь введенный
текст, только шрифтом минимального размера.
14.
Для создания принудительного перехода текстового содержимого
ячейки в другую строку той же ячейки следует использовать сочетание клавиш:
1. ALT+ENTER
2. CTRL+ENTER
3. TAB+ENTER
4. SHIFT+TAB
15. Можно
ли менять формат шрифта текста колонтитулов?
A. Да,
все атрибуты формата
B. Нет
C. Только
размер
D. Только
начертание
Тест 2.
1.
Столбцы электронной таблицы обычно обозначаются
A.
цифрами (1, 2, 3…)
B.
буквами латинского алфавита (A, B, C, D…)
C.
буквами русского алфавита (A, Б, В, Г…)
D.
Буквами и цифрами (A1, A2, A3…)
2.
В электронной таблице нельзя удалить:
A.
Содержимое ячейки
B.
Форматирование ячейки
C.
Столбец
D.
Адрес ячейки
3.
В ячейку введено число 0,70 и применен процентный формат. Каков
будет результат, отображенный в ячейке?
A.
0,7%
B.
70%
C.
7000%
D.
700%
4.
Число в ячейке по умолчании выравнивается
A.
по левому краю
B.
по правому краю
C.
по центру
D.
по положению десятичной точки
5.
Какой результат отобразится в ячейке C4 при копировании в нее
формулы Excel
=A2*B$1 из ячейки B2?
A.
12
B.
24
C.
144
D.
8
6.
Сколько чисел можно записать в одной ячейке?
A.
Только одно
B.
Не более двух
C.
Более двух
D.
Три
7.
Имена каких строк и столбцов при копировании формулы
=$F15+K$44будут меняться:
A.
F
B.
K
C.
51
D.
44
8.
Какая из формул выводит дату следующего дня
A.
=Сегодня(1)
B.
=Сегодня()+1
C.
=Сегодня()+ Сегодня()
D.
= Сегодня()*2
9.
Формула =B4/B2 копируется из ячейки C4 в ячейку C5. Каков
результат в ячейке C5?
A.
12,00р.
B.
#знач
C.
#дел/0
D.
#ссылка
10.
В последовательные ячейки столбца таблицы Excel введены названия
дней недели: «понедельник», «вторник», «среда». Активна последняя
ячейка.списка. Мышь указывает на правый нижний угол ячейки списка, при этом
ниже правого уголка ячейке виден знак «Плюс». Что произойдет, если «протянуть»
мышь на пару ячеек вниз? A. Две
следующие ячейки заполнятся текстом: «среда».
B.
Две следующие ячейки будут отформатированы так же, как последняя
ячейка списка, а их содержимое останется пустым
C.
Выполнится копирование содержимого активной ячейки.
D.
Две следующие ячейки столбца заполнятся продолжением списка дне
недели:
«четверг», «пятница».
11.
В таблице выделены два столбца. Что произойдет при попытке
изменить ширину столбца:
A.
изменится ширина первого столбца из выделенных
B.
Изменится ширина всех выделенных столбцов
C.
Изменится ширина последнего столбца из выделенных
D.
Изменится ширина всех столбцов таблицы
12.
В ячейку введен текст. Его длина превысила размер ячейки.
Соседняя справа ячейка не занята. Что будет отображено в ячейке с текстом?
A.
Сообщение об ошибке
B.
Фрагмент введенного текста. Отображается столько знаков, сколько
вошло в ячейку.
C.
Весь введенный текст, только шрифтом минимального размера.
D.
Весть введенный текст стандартным шрифтом. Не вошедший в ячейку
текст перекрывает содержимое соседней справа ячейки.
13. Какие
из приведенных ниже выражений могут являться формулами Excel?
A.
=$R1
B.
+$C$45/A1+4
C.
A5*$C6
D.
*F12+D6
14. Какая
из формул содержит абсолютную ссылку
A.
F45/$H$12
B.
G4 + J6
C.
R74*E63
D.
B5$+C25
15.
Для подтверждения ввода в ячейку нужно: A. нажать клавишу ENTER.
B. нажать клавишу F
C. нажать клавишу Esc
D. нажать клавишуAlt
Ответы к тестам.
Вопрос |
Тест 1 |
Тест 2 |
1. |
D |
B |
2. |
C |
D |
3. |
A |
B |
4. |
C |
B |
5. |
C |
B |
6. |
C |
A |
7. |
A |
B |
8. |
C |
B |
9. |
D |
B |
10. |
B |
D |
11. |
B |
B |
12. |
B |
D |
13. |
B |
A |
14. |
A |
A |
15. |
A |
A |
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы/ Учебное пособие
для студентов учреждений сред.проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.:
Академия, 2015.
— 112 с.
2.
Кильдишов В. Д. Использование приложения MS Excel для
моделирования различных задач. Практическое пособие; Солон-Пресс — М., 2015. —
160 c.
3.
Левин А.Ш.Word и Excel. 2013 и 2016 / А.Ш.Левин/ самоучитель
Левина. — 4-е изд. – С-Пб: Питер, 2017. — 192 с.
4.
Михеева Е. В. Информатика: учебник для студ. учреждений
сред.проф.
образования / Е.В.Михеева, О.И.Титова.
— 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 352 с.
5.
Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности. Технические специальности : учебник для студ. учреждений
сред.проф. образования / Е.В.Михеева, О.И.Титова. — М.: Издательский центр
«Академия», 2014. — 416 с.