Dynortice, мне кажется, стоит изначально принять, что остановка «туда» и остановка «обратно» — это разные остановки;
и маршрутов тоже нет «туда» и «обратно», а есть один кольцевой маршрут.
Добавлено через 2 минуты
Сообщение от Dynortice
—расстояние прямого/обратного маршрута,
—количество остановок прямого/обратного маршрута,
эти поля вообще не нужны, они вычисляются по данным об остановках
Добавлено через 1 минуту
Сообщение от Dynortice
—интервал хождения автобуса минимум-максимум (возможно заменю расписанием),
—время в пути,
—начало/конец работы маршрута и рабочие дни маршрута.
Не «возможно», а необходимо заменить.
Добавлено через 6 минут
Сообщение от Dynortice
их будет по 2 — прямой и обратный
нет, таблица остановок должна быть одна. Просто сделайте поле для дополнительной пометки тех остановок маршрута, которые считаются «начальной» и «конечной». На некоторых маршрутах конечной вообще не будет.
И еще. Часто бывает, что на одной физической остановке останавливаются несколько маршрутов. Я бы вынесла остановки как физические объекты в отдельную таблицу, от которой таблица с перечнем остановок маршрута будет зависимой (1 физическая остановка — много остановок разных маршрутов).
Так во-первых база будет нормализованной, а во-вторых, можно будет получить информацию, какие маршруты имеют общие остановки (при вашей организации этого выяснить нельзя — совпадение названия остановок не гарантирует, что остановки физически находятся в одном и том же месте).
Создание базы данных автобусного парка
МИНИСТРЕСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение
образования
«ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет
математики и информатики
кафедра
программного обеспечения интеллектуальных и компьютерных систем
КУРСОВАЯ
РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ «СУБД»
ПРЕДМЕТНАЯ
ОБЛАСТЬ «Автопарк»
ВЫПОЛНИЛИ:
Студенты 4 курса
специальности
ПОИТ дневной формы
обучения,
группыand Noname3
ПРОВЕРИЛ:
Доцент кафедры
ПОИКС,
канд. физ.-мат.
наук
Гродно
2012
Оглавление
Введение
1.Постановка задачи
.1 Назначение базы данных
.2 Выполняемые базой данных функции
.3 Категории пользователей
.4 Выполняемые приложением функции
. Проектирование базы данных
. Инфологическое моделирование
данных
. Выбор средств разработки
. Описание разработанного web-приложения
Введение
Базы данных — это совокупность структур,
предназначенных для хранения больших объемов информации и программных модулей,
осуществляющих управление данными, их выборку, сортировку и другие подобные
действия.
Информация базы данных хранится в одной или
нескольких таблицах. Любая таблица с данными состоит из набора однотипных
записей, расположенных друг за другом. Они представляют собой строки таблицы,
которые можно добавлять, удалять или изменять.
Каждая запись является набором именованных
полей, или ячеек, которые могут хранить самую разнообразную информацию, начиная
от даты рождения и заканчивая подробным описанием кулинарного рецепта.
Однотипные поля разных записей образуют столбец таблицы.
Создав одну таблицу, вы уже получаете полноценную
базу данных. Однако в реальной жизни структуры баз данных, а соответственно и
способы их создания, намного сложнее.
В информационном обществе доминирует
производство информационного продукта, а материальный продукт становится более
информационно емким. Изменятся весь уклад жизни, система ценностей: возрастает
значимость культурного досуга, возрастает спрос на знания, от человека
требуется способность к интеллектуальному труду и творчеству. В результате
появились противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию
и переработке информации и существующими массивами хранящейся и передаваемой
информации.
Возникло большое число избыточной информации, в
которой иногда трудно сориентироваться и выбрать нужные сведения.
Для решения подобных проблем применяются
автоматизированные базы данных. Они стали неотъемлемой частью практически всех
компьютерных систем — от отрасли до отдельного предприятия. За последние
несколько лет вырос уровень потребительских качеств систем управления базами
данных (СУБД): разнообразие поддерживаемых функций, удобный для пользователя
интерфейс, сопряжение с программными продуктами, в частности с другими СУБД,
возможности для работы в сети и т.д. СУБД позволяет сводить воедино информацию
из самых разных источников (электронные таблицы, другие базы данных) и помогает
быстро найти необходимую информацию, донести ее до окружающих с помощью
отчетов, графиков или таблиц.
Цель данного курсового проекта — создание базы
данных автобусного парка для упрощения, стандартизации, оптимизации работы с
информацией.
1. Постановка задачи
.1 Назначение базы
данных
Необходимо реализовать электронную базу данных
для обеспечения работы автобусного парка. Реализовать возможность добавление и
редактирования данных, таких как: автобус, маршрут, водитель и т.д.
Организовать в текущей базе данных работу по интересующим критериям. Критерии
уточняются при росте базы данных.
1.2 Выполняемые базой
данных функции
База данных выполняет следующие функции:
. Учет и хранение сведений о водителях
автопарка.
. Ввод и хранение данных о каждой
конкретной машине.
. Ввод сведений о маршрутах: название,
адрес, время в пути и пр.
. Ввод и хранение данных, относящихся к
приложению.
. В базе данных предусмотрены и различные
отчеты, позволяющие анализировать состояние дел, а также информация,
необходимая для заполнения «Графиков работы» на каждую дату, автобус и его
маршруты.
1.3 Категории
пользователей
Для работы с данными базы предусмотрены три вида
пользователей:
. Администратор — полный доступ к данным
базы и возможностям сайта.
. Редактор — полный доступ к возможностям
сайта.
. Пользователь — частичный доступ к
возможностям сайта.
1.4 Выполняемые
приложением функции
1. Корректное отображение данных,
полученных из базы.
. Реализация функционала в зависимости от
категории пользователя.
2. Проектирование базы
данных
Каждый автобус определяется следующими
параметрами:
* Таблица «Автобус»:
№ регистрации
Тип автобуса
Пробег
Дата технического осмотра
Готовность к эксплуатации
Количество сидячих мест
Общая вместимость
Тип сидений
Наличие кондиционера
Следует учесть, что № регистрации автобуса
является уникальным идентификатором. Для каждого автобуса имеется свой
водитель.
В таблице Водители можно выделить следующие
параметры:
Личный номер водителя
ФИО
Стаж
Класс
Оклад
Дата рождения
Адрес
Личный номер водителя, как и в случаи с №
регистрации автобуса, представляет собой уникальный идентификатор. №_паспорта
не может являться уникальным идентификатором, т.к. может измениться.
Водитель может иметь несколько графиков работы.
Каждый водитель прикреплён к автобусу. К одному
автобусы может быть прикреплено несколько водителей, автобус прикреплён к
определённому маршруту и только одному.
График работы хранит информацию о времени
отправки каждого автобуса с начального пункта по конкретному маршруту движения.
В таблицу маршруты могут входить следующие
параметры:
№ маршрута
Начальный пункт
Конечный пункт
Маршрут следования
Интервал
Протяженность
Расчетное количество топлива
В данной таблице, № маршрута является уникальным
идентификатором. Номер маршрута изменяется от 1. Нулевой номер маршрута
соответствует частному заказу и в данной таблице не указывается. Следует также
учесть, что интервал может меняться от времени.
Для удобства составления маршрута следования автобуса
можно ввести таблицу остановки:
Направление маршрута
Название остановки
Номер остановки
Время движения
Чтобы отслеживать технического состояния
автобусов вводим дополнительную информацию о поломках:
Дата поломки
Тип поломки
id поломки
Описание
Для ликвидации поломки автобус будет отправлен
на ремонт.
Ремонты:
id ремонта
Дата начала ремонта
Дата окончания ремонта
ФИО мастера
Стоимость ремонта
Заключение о ремонте
Доступ к данным могут получать несколько видов
пользователей:
Администратор
Редактор
Гость или неавторизованный пользователь
При работе с системой «Автопарк» администратор
может производить следующие действия: база данные
приложение админпанель
модифицировать (добавлять, удалять, изменять)
любую информацию, касающуюся автобуса, графика работы, маршрута, остановок,
поломок, ремонтов;
добавлять/удалять новых пользователей, а так же
изменять у них категории;
запрашивать данные из приложения с целью
редактирования, просмотра, поиска.
При работе с системой редактор может производить
следующие действия:
запрашивать данные из приложения с целью
редактирования, просмотра, поиска.
При работе с приложением пользователь может
производить следующие действия:
запрашивать данные из приложения с целью поиска
и просмотра информации.
Целью создания автоматизированной системы
«Автопарк» должен стать программный продукт, удовлетворяющий перечисленным
ранее требованиям, а также реализованный с использованием соответствующих СУБД
и программного обеспечения.
3. Инфологическое
моделирование данных
Для реализации концептуальной модели будем
использовать данные из второй главы. Это поможет нам определить основные
объекты базы данных.
. Сущности: родительские — Маршрут; дочерние —
Остановки, водитель, график работы, автобус, ремонты, поломки.
. Связи:
§ Отношение многие-к-одному связывает множества
Остановки и Маршрут и имеет частичную степень участия со стороны множества
Маршрут и полную со стороны множества Остановка.
§ Отношение многие-к-одному связывает множества
Автобус и Маршрут и имеет частичную степень участия со стороны множества
Маршрут и полную со стороны множества Автобус.
§ Отношение многие-к-одному связывает множества
Водитель и Автобус и имеет частичную степень участия со стороны множества
Автобус и частичную со стороны множества Водитель.
§ Отношение многие-к-одному связывает множества
График работы и Водитель и имеет частичную степень участия со стороны множества
Водителя и полную со стороны множества График работы.
§ Отношение многие-к-одному связывает множества
Автобус и Поломки и имеет частичную степень участия со стороны множества
Поломки и полную со стороны множества Автобус.
§ Отношение многие-к-одному связывает множества
Поломки и Ремонт и имеет частичную степень участия со стороны множества Ремонт
и полную со стороны множества Поломки.
Исходя из сделанных предположений,
концептуальная модель для БД выглядит в соответствии с рис.1. В свою очередь
полученная физическая модель представлена на рис.2.
Рис.2
Case диаграммы:
4. Выбор средств
разработки
приложение «Автопарк» разрабатывается на PHP с
использование MySQL в качестве базы данных. В качестве оболочки сервера
используется Денвер, который и включает в себя все нужные средства для быстрого
создания web-приложений.
PHP — скриптовый язык
<#»601460.files/image009.gif»>
Рис.3 Стартовая страница
Любой пользователь может просмотреть любую
информацию из навигационного меню. При выборе пункта просмотра расписания
появятся таблицы с номером маршрута, в которых будет указан начальный и
конечный пункт.(Рис. 4)
Рис.4 Расписание маршрутов
При выборе маршрута выведется список остановок
между начальным и конечным пунктом (Рис. 5)
Рис.5 Список остановок на маршруте
При нажатии на остановку, появится расписание,
когда автобус должен быть на ней (Рис 6)
Рис.6 Время прибытия автобуса на выбранную
остановку
Любые изменения на сайте происходят через
админпанель. Попасть на страницу входа может любой пользователь, если знает
адрес. Для работы в аднимпанели вы должны быть зарегистрированы в системе. Это
может сделать пользователь группы «Администратор». Ниже приведены различные
события, при попытке авторизации или запроса на работу с данными
Рассмотрим возможности админпанели. Состоит она
из двух частей:
. Навигационного меню.
.Рабочая область.
Существует два вида пользователей: администратор
и редактор. Основное отличие между ними — администратор может создавать новых
пользователей и выдать права доступа к данным.
Только через админпанель можно модифицировать
контент на сайте.
В контент входит:
. Редактирование/удаление/создание новостей
Предусмотрено два типа новостей — это общая и
скрытая. Первая доступна всем пользователям, а вторая только авторизированным.
2. Редактирование/удаление/создание маршрутов
3. Работа с остановками конкретного маршрута
. Назначение автобусов на маршрут.
.Назначение водителей на маршрут
.Работа с маршрутами водителя
7.Добавление/удаление пользователей (только для
группы администраторы)
База данных Access Городской транспорт
База данных Access Городской транспорт
13. Городской транспорт
Минимальный список характеристик:
• Вид транспорта, средняя скорость движения, количество машин в парке, стоимость проезда;
• номер маршрута, количество остановок в пути, количество машин на маршруте, количество пассажиров в день;
• начальный пункт пути, конечный пункт, расстояние.
Один и тот же вид транспорта может на разных маршрутах использовать разные пути следования.
Выборки:
• Определить оптимальный по времени маршрут между пунктами ‘Холодная Гора’ и ‘Парк’.
• Определить среднее время ожидания на остановке троллейбуса №39.
• Вывести маршруты трамваев в порядке убывания их протяженности.
1) Создать структуры таблиц, ключевые поля. Заполнить таблицы данными. Количество данных в таблицах должно обеспечивать выдачу не менее 3-5 записей по каждому запросу задания. Установить связи между таблицами.
2) Создать формы для ввода информации в удобном для пользователя формате.
3) Создать запросы на выборку в соответствии с заданием. Создать параметрический запрос. Создать запросы на обновление и удаление. Создать перекрестный запрос. Создать запрос для создания отчета.
4) Создать простой отчет и отчет на основе ранее созданного запроса.
5) Создать кнопочную форму для работы со всеми созданными ранее объектами базы данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Предусмотреть в форме выход из базы данных (прекращение работы).
Таблица «Маршрут» — База данных Access Городской транспорт
Запрос «Маршрут трамваев» — База данных Access Городской транспорт
Форма «Маршрут» — База данных Access Городской транспорт
Отчет «Время ожидания транспорта»
Отчет по транспорту
Главная кнопочная форма
Готовая база данных Access Городской транспорт доступна для скачивания по ссылке ниже.
Скачать базу данных (БД) MS Access; База данных Access Городской транспорт; база данных access; бд access; субд access; базы данных access; access пример; программирование access; готовая база данных; создание база данных; база данных СУБД; access курсовая; база данных пример; программа access; access описание; access реферат; access запросы; access примеры; скачать бд access; объекты access; бд в access; скачать субд access; база данных ms access; субд access реферат; субд ms access; преимущества access; базу данных; скачать базу данных на access; базы данных; реляционная база данных; системы управления базами данных; курсовая база данных; скачать базу данных; база данных access скачать; базы данных access скачать
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
45
Добавлен:
01.03.2016
Размер:
709.33 Кб
Скачать
1. Задание
Задание № 2
предусматривает создание реляционной
базы данных, состоящей из трех
взаимосвязанных таблиц. В задании
требуется:
-
создать
три таблицы в соответствии с вариантом
задания, присвоить полям подходящие
типы данных, назначить им свойства; -
задать
в таблицах ключевые поля. В главных
таблицах (таблица 1 и таблица 2) для
первого поля задать простой ключ, а в
подчиненной таблице (таблица 3) –
самостоятельно определить и задать
составной ключ; -
определить
тип связи между таблицами и создать
соответствующие связи; -
заполнить
таблицы конкретными значениями данных,
исходя из их смысла. Главные таблицы
должны содержать не менее 10 записей, а
подчиненная не менее 15 записей; -
описать
выполнение задания, включив в описание
структуру созданных таблиц; -
получить
распечатки заполненных таблиц и
распечатку схемы данных созданной базы
данных.
База данных «перевозка пассажиров»
Таблица «АВТОБУСЫ» |
Таблица «ВОДИТЕЛИ» |
Таблица «РЕЙСЫ» |
НОМЕР |
КОД |
НОМЕР |
МАРКА |
Ф.И.О |
ПУНКТ |
КОЛИЧЕСТВО |
АДРЕС |
НОМЕР |
ТЕХНИЧЕСКОЕ |
ТЕЛЕФОН |
КОД |
КАТЕГОРИЯ |
ДАТА |
|
ГОД |
СТОИМОСТЬ |
|
КОЛ-ВО |
Запросы с
вычислением полей:
-
Подсчитать возраст
каждого из водителей определенной
категории. Категория водителя вводится
с клавиатуры. -
Подсчитать по
каждому рейсу стоимость всех проданных
билетов в рублях и в валюте. Курс валюты
вводим с клавиатуры
Итоговый
запрос:
Подсчитать общую
стоимость всех проданных билетов в
каждый отдельный пункт назначения за
каждый день недели.
Перекрестный
запрос:
Создать запрос,
выводящий количество проданных билетов
в разные пункты назначения в разрезе
дат определенного месяца и вывести
результат в виде перекрестной таблицы.
В итоговом столбце вывести количество
рейсов в каждый пункт назначения.
2. Описание задания
Чтобы создать
реляционную базу данных нужно было
последовательно выполнить следующие
действия:
-
запустить СУБД
Microsoft
Access,
выполнив
последовательность команд
Пуск → Программы → Microsoft
Office
→ Microsoft
Access; -
выбрать Создать
файл; -
выбрать пункт
Новая база
данных; -
в окне Файл
новой базы данных
в поле Имя
файла ввести
название БД – Перевозка
пассажиров,
нажать кнопку ОК, после чего открывается
окно созданной БД.
Так как таблицы –
основной объект БД, то сначала создавались
именно они. Таблицы создавались следующим
образом:
-
в меню Объекты
выбираем пункт Таблицы. -
выбираем Создание
таблицы в
режиме Конструктор. -
создаем структуру
таблицы, задаем ключевое поле, свойства
и типы полей, задаем имя таблицы, после
чего сохраняем созданную структуру,
нажав на пиктограмму Сохранить; -
переходим в режим
таблицы и заполняем созданную таблицу
соответствующими данными.
Описание структуры созданных таблиц
Таблица
1 «Автобусы»
Название |
Номер |
Марка |
Количество |
Техническое |
|
Тип |
Числовой |
Текстовый |
Числовой |
Логический |
|
Основные |
Размер |
Длинное |
50 |
Длинное |
|
Формат |
Да/Нет |
||||
Число десятичных |
Авто |
Авто |
|||
Маска |
|||||
Подпись |
|||||
Значение |
0 |
0 |
|||
Условие |
|||||
Сообщение |
|||||
Обязательное |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
|
Индексированное |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
|
Пустые |
Нет |
Нет |
Ключевое
поле: Номер
автобуса
Таблица
2 «Водители»
Название |
Код |
ФИО |
Адрес |
Телефон |
Категория |
Год рождения |
|
Тип |
Счетчик |
Текстовый |
Текстовый |
Текстовый |
Числовой |
Числовой |
|
Основные |
Размер |
Длинное |
50 |
50 |
50 |
Длинное |
Длинное |
Формат |
|||||||
Число десятичных |
Авто |
Авто |
|||||
Маска |
|||||||
Подпись |
|||||||
Значение |
0 |
0 |
|||||
Условие |
|||||||
Сообщение |
|||||||
Обязательное |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
|
Индексированное |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
|
Пустые |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Ключевое
поле:
Код водителя
Таблица
3 «Рейсы»
Название |
Номер |
Номер автобуса |
Код |
Пункт |
Дата |
Стоимость |
Количество |
|
Тип |
Счетчик |
Числовой |
Числовой |
Текстовый |
Дата/время |
Денежный |
Числовой |
|
Основные |
Размер |
Длинное |
Длинное |
Длинное |
50 |
Длинное |
||
Формат |
Краткий |
Денежный |
||||||
Число десятичных |
А |
Авто |
Авто |
0 |
Авто |
|||
Маска |
||||||||
Подпись |
||||||||
Значение |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Условие |
||||||||
Сообщение |
||||||||
Обязательное |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
|
Индексированное |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
|
Пустые строки |
Нет |
Составной ключ
из полей:
Номер
рейса; Номер
автобуса; Код
водителя
Вид таблиц в режиме
Конструктор:
Далее переходим
к созданию связей между таблицами. На
панели инструментов нажимаю
на пиктограмму Схема
данных.
-
Открывается
окно Добавление
таблицы.
Добавляю в схему все таблицы используя
кнопку Добавить
и закрываю окно, нажав на кнопку Закрыть.
-
Устанавливаю
связи
между таблицами по одноименным полям.
В
окне Связи
устанавливаю
флажок Обеспечение
целостности данных (устанавливаю
флажки
Каскадное
обновление связанных полей
и Каскадное
удаление связанных записей)
и нажимаю кнопку Создать.
То есть устанавливаю 2 связи один-ко-многим:
между таблицами Автобусы-Рейсы
по полю Номер
автобуса;
между таблицами Водители-Рейсы
по полю Код
водителя.
Схема
данных:
Полученные
таблицы:
Соседние файлы в папке Контрольная работа по информатике
- #
- #
01.03.2016434.18 Кб41Перевозка пассажироцв.mdb
Задача о расписании движения автобусов, как лучше визуализировать
Нужна помощь в визуализации представления результатов решения следующей задачи.
Дано:
Существует совокупность больших городов (АВТОВОКЗАЛОВ) между которыми курсируют автобусы большой вместительности и совокупность маленьких городов (АВТОСТАНЦИЙ) из которых подвозят пассажиров автобусами малой вместительности ко времени прибытия этих больших автобусов.
Найти
время выезда из маленьких городов, чтобы маленькие автобусы прибывали заранее до приезда больших автобусов (например за 10 минут), чтобы пассажиры успели пересесть на большие автобусы. Задача вроде несложная и пример ее решения в прикрепленном файле, но визуально очень плохо выглядит 🙁
Помогите найти решение: КАК представить результаты, чтобы они выглядели красиво.
Спасибо за помощь!
Помощь в написании контрольных, курсовых и дипломных работ здесь.
Вложения
Расписание автобусов.xlsx (11.1 Кб, 20 просмотров) |
Составить программу, которая содержит текущую информацию о расписании автобусов
Составить программу , которая содержит текущую информацию о расписании автобусов. Сведение о.
Стек: изменения в расписании движения поездов
Помогите пожалуйста разобраться в задаче. Разработать приложение, работающее со стеком.
По данным о расписании движения пригородных поездов определите значение наибольшего интервала
По данным о расписании движения пригородных поездов определите значение наибольшего интервала.
Расписание движения автобусов
Помогите пожалуйста В справочной автовокзала хранится расписание движения автобусов. Для каждого.
В данной статье представлен опыт научной организации труда заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе использования информационных технологий.
Описание будет представлять интерес и практическое значение для тех, кто хотел бы использовать ИКТ в своей работе, но не имеет возможности приобрести готовую программу АРМ завуча. Для организации автоматизированного рабочего места (АРМ) заместителя директора по учебно-воспитательной работе использовался популярный пакет программ “Оffice”, в частности Excel.
1. Работа с расписанием
Составление расписания — одна из трудозатратных задач в работе завуча. Данная задача в силу многих объективных причин полностью автоматизирована быть не может в силу установки многих условий и ограничений, нередко противоречащих друг другу. В этом повинна и нехватка аудиторий и недостаточное количество преподавателей (во многих случаях искусственно созданная, т.к. если учитель будет работать на ставку 18 часов — его дети останутся голодными) и переполненность классов и т.д. Все, кто когда-либо составлял расписание, знаком с этими проблемами и знает, что они решаются в основном не железной логикой математики, а логикой нахождения копромисов и отступлений от требований правил.
Исходя из вышеизложенного, задача полной автоматизации составления расписания не ставилась.
Программа, выполненная на базе электронных таблиц “Excel”, позволяет частично автоматизировать процесс составления расписания, контролировать правильность и качество расписания. Понимая, что объем статьи не позволяет мне подробно останавливаться на особенностях программы “Excel”, но, желая чтобы эта статья была прочитана не только людьми, свободно владеющими компьютерными технологиями, а и теми, для кого она могла бы стать реальным подспорьем в работе, руководством к действию, я вкратце поясню, что такое “Excel”.
Основным документом данной программы является рабочая книга, состоящая из листов, представленных в виде рабочих листов или же листов диаграмм, которые могут копироваться, сортироваться, переноситься.
Рабочая книга представляет собой электронный эквивалент папки — скоросшивателя. Имя каждого листа выводится на ярлычок в нижней части рабочей книги. Рабочий лист представляет собой сетку из строк и столбцов. Каждая ячейка образуется пересечением строки и столбца и имеет свой уникальный адрес или ссылку. Например, ячейка, находящаяся на пересечении столбца В и строки 5, имеет адрес В5. Эти адреса используются при записи как текстовой информации, так и математических и логических формул или ссылок на ячейки.
Рассмотрим работу с расписанием в данной программе.
Создается шаблон для составления расписания.
На первом листе бланк расписания по учителям (см. фрагмент расп.1).
Слева — ФИО учителей, предметы, нагрузка, в верхней части — дни недели, разбитые на уроки (каждая ячейка состоит из двух — для класса и кабинета.) Проставляем классы, кабинет заполняется автоматически, подчиняясь логической формуле, записанной в ней, суть которой можно выразить примерно следующим образом — если ячейка, находящаяся левее, — пустая, то запись не производится, в противном случае подставляется значение кабинета, закреплённого за данным учителем, зафиксированное в отдельном столбце в конце таблицы расписания.
Расписание для учащихся по классам, которое располагается правее на этом же листе, заполняется автоматически, т.е. наименование предмета вставляется в ячейку класса, указанного в соответствующей ячейке расписания для учителей (см. фрагмент расписания 2). При заполнении расписания по учителям, может ошибочно быть записан один и тот же класс у нескольких учителей. В расписание для учащихся будет занесен лишь тот предмет, который стоит первым. Для своевременного обнаружения ошибки в расписании есть дополнительная строка, на которой просчитывается автоматически количество уроков по учительскому расписанию. Если цифра совпадает с количеством перечисленных уроков, то все правильно. Если в перечне предметов одно количество, а цифра внизу показывает другое, значит надо поискать ошибку. Можно при этом предусмотреть и подачу звукового сигнала.
Таким образом, при заполнении расписания для учащихся я исключаю рутинную работу по переписыванию расписания, а в дальнейшем, выводя на печать, данная программа позволяет отпечатать расписание в разных масштабах, исходя из размеров стенда, назначения и т.д.
Когда приступаешь к работе с расписанием в данной программе, пугает то, что не видишь всего расписания. Заполняя расписание вручную, приходится бегать глазами по листу. В данной программе есть функция закрепления областей, которая позволяет видеть на экране необходимый для работы фрагмент, а при работе выделять цветами.
Еще одна функция — корректировка расписания по санитарно-гигиеническим нормам.
С помощью макроса — микропрограммы, позволяющей выполнить операции автоматически, в расписании для учащихся кабинеты меняются на баллы, соответствующие данному предмету, просчитывается их сумма за каждый день недели для классов и всё это сводится в таблицу, расположенную ниже расписания, позволяющую оценить расписание с гигиенической точки зрения (см. фрагмент расписания 3).
Программа позволяет для большей наглядности или для сдачи расписания в СЭС построить графики с помощью “Мастера диаграмм” (см. диаграмму 1).
Программа позволяет автоматизировать выполнение значительной части работы, освобождает от переписывания, позволяет оперативно анализировать расписание относительно соблюдения санитарно-гигиенических норм, представлять результаты анализа в графической форме, производить масштабирование выходного документа, корректировать расписание, выполнять работу на высоком графическом уровне.
2. Работа с табелем учета рабочего времени и журналом пропущенных и замещенных уроков.
Книга табеля учета рабочего времени состоит из листов с шаблонами табелей на зарплату, на аванс, дополнительного табеля и т. д. в зависимости от специфики учебного учреждения.
Вторым этапом работы является заполнение в шаблонах граф: табельный номер, ФИО, предмет, недельные часы, проверка тетрадей, классное руководство. Эта работа выполняется в начале учебного года с последующей корректировкой в течение года. Остальные графы табеля заполняются непосредственно перед сдачей табеля ежемесячно.
Журнал пропущенных и замещенных уроков.
При подготовке табеля к сдаче в бухгалтерию использую вспомогательные таблицы, находящиеся в этой же книге или в отдельном файле — это журнал учета пропущенных и замещенных уроков, где замещенные уроки обсчитываются автоматически с помощью использования сводных таблиц.
При заполнении данных по пропущенным и замещенным урокам в сводных таблицах автоматически производится свод по пропущенным урокам (учитель, кол-во пропущенных уроков, в каком классе и т.д.) и аналогично по замещенным урокам. Это облегчает и ускоряет заполнение табеля (см. фрагмент 4 — табель; таблицы №1, 2 — учета пропущенных и замещенных уроков).
При заполнении табеля программа позволяет одновременно работать как с разными листами, так и с разными файлами.
3. Работа с тарификацией
Подготовка данного документа всегда занимает много времени и связана в основном с переписыванием. Листы, на которых приходится работать очень большие, и не удобны в работе и хранении. Много времени занимает подсчет и сверка часов, здесь это делает машина. Обсчитывать такую тарификацию бухгалтер обсчитывает на машине, вводя формулы. В течение года при изменении тарификации можно использовать функцию копирования, устраняя работу по переписыванию и выполняя работу быстрее.
4. Работа со сводной ведомостью успеваемости учащихся.
Удобен размер бланка. Можно представить графически результаты успеваемости. Программа позволяет автоматизировать расчеты.
Организация работы с использованием информационных технологий позволяет повысить культуру труда, качество и оформление выходного информационного продукта, интенсифицировать труд завуча.
Ускорение обработки информации становится возможным вследствие создания базы данных, хранения, корректировки и оперативного извлечение информации.
Значительно повышается культура оформления работ, появляется возможность представления документации в текстовом и в графическом вариантах, в необходимом для работы масштабе.
Сокращается объём выполнения однообразной работы, основанной на переписывании информации и внесении незначительных изменений через автоматизацию процессов обновления информации, создание и использование шаблонов.
В статье не ставилась задача описания всех возможностей использования компьютерных технологий при работе завуча. Акцент сделан на практическом решении нескольких актуальных задач, выполняемых в повседневной работе завучем, отвечающим за составление расписания, тарификации, табеля и т.д.
В своей работе применяю данную технологию с 1997 года, я готова помочь всем, кого это заинтересует.