Воронка продаж
Этот шаблон воронкообразной диаграммы позволяет наглядно показать, какое количество потенциальных клиентов совершает покупки. Это отличный способ впечатлить аудиторию. Это шаблон со специальными возможностями.
Excel
Скачать
Поделиться
Воронка продаж – инструмент аналитики и оптимизации бизнес-процесса. Концепция описывает и демонстрирует психологию потребителя. Не все люди, которые увидят рекламу продукта, станут реальными клиентами. Часть потенциальных покупателей вовсе не заинтересуется товаром. Часть – уйдет к конкурентам. Часть – не устроит цена.
Как рассчитать число потребителей продукта, чтобы бизнес приносил прибыль? Как правильно собирать статистические данные о продажах? Контролировать все эти процессы позволяет воронка.
Функциональные возможности инструмента
- Осмысленный контроль над процессом перехода потенциального покупателя к сделке.
- Визуализация конверсии по каждому этапу. Видно, как заполняется воронка продаж, – можно проанализировать действенность канала продвижения.
- Можно прогнозировать, как заполняться этапы через месяц, два, три… На основе прогнозов составляется план объема продаж по каждому менеджеру, по предприятию в целом.
- Воронка продаж позволяет анализировать эффективность работы каждого менеджера, отдела продаж.
Этапы воронки
Их количество и наполнение зависят от вида бизнеса. Графически воронка продаж выглядит как перевернутая пирамида. Символичная демонстрация «входа-выхода» клиентов: не все заинтересованные в продукте люди дойдут до покупки. Часть потенциальных покупателей откажется от сделки на том или ином этапе.
На каждом этапе работают свои законы, которые определяют поведение менеджера в отношении потенциального потребителя товара. Задача любого этапа – подвести клиента к следующему шагу.
В общем виде воронка включает следующие секции:
- Самая широкая часть – потенциальные клиенты (все, кто увидел рекламу, узнал о продукте, перешел на сайт и т.д.).
- Все те клиенты, с которыми случился первый контакт (звонок, встреча, презентация, регистрация на сайте и т.п.).
- Клиенты, которые заинтересовались продуктом (от них есть обратная связь).
- Клиенты, заключившие договор.
- Клиенты, оплатившие продукт (именно оплата подтверждает, что сделка совершена).
Данные берутся из результатов статистических исследований, отчетов отдела продаж, менеджеров, БД.
Как сделать воронку продаж в Excel
Готовых инструментов для создания воронки в Excel не существует. Тем не менее, ее можно сделать.
Для начала сделаем табличку со статистическими данными:
Следующий шаг – посчитаем конверсию на каждом из этапов. Для этого поделим значение текущей секции на значение предыдущей и в ячейке с итогом выставим процентный формат:
Далее переходим на вкладку «Вставка» — рисунки SmartArt. Из предложенных вариантов самым очевидным является «Пирамида».
Появилась стандартная пирамида с тремя элементами.
Но в нашем примере 4 секции. Поэтому добавим еще один элемент. Ставим курсор в область текста – жмем Enter.
Можно ввести любой текст – на данном этапе это не имеет значения. Автоматически в пирамиде появляется еще один элемент.
Предварительный макет готов. Можно поиграть с цветами, стилями. Например, сделать пирамиду трехмерной.
На следующем этапе объединим значения ячеек в столбце А (названия секций) со значениями ячеек в столбце В (количественное выражение секций. Сделаем это с помощью символа амперсант.
Чтобы подставить эти данные в макет, нужно преобразовать объект в формате SmartArt в обычную фигуру. Без этого шага мы не сможем добиться автоматического обновления фигуры при внесении изменений в таблицу.
Для этого нужно на вкладке «Конструктор» нажать кнопку «Преобразовать фигуры». Теперь по очереди щелкаем на каждую ячейку – щелкаем по строке формул – делаем ссылку на объединенную ячейку. Получаем такую простенькую воронку:
Рассмотрим, как посчитать воронку продаж в Excel другим способом.
Для примера возьмем другую таблицу значений:
Используя функцию ПОВТОР, создадим следующую фигуру:
Все значения – это 100%. Функция поставила столько заданных элементов, сколько составляет доля каждого значения в общем объеме значений.
Придадим схеме привычный вид воронки:
Такого эффекта можно добиться с помощью форматирования шрифта и выравнивания. Вот заданные параметры:
Диаграмма «Воронка продаж» в Excel
Используем ту же таблицу с данными. Выделяем диапазон А2:В7. Переходим на вкладку «Вставка». В группе «Диаграммы» выбираем «Объемную нормированную гистограмму с накоплением».
Щелкаем правой кнопкой мыши по диаграмме. Выбираем «Формат ряда данных». Устанавливаем галочку напротив «Полный цилиндр».
Далее переходим на вкладку «Формат». Находим меню «Текущий фрагмент». Раскрываем список и выбираем «Область диаграммы».
Следующий шаг – открываем «Формат выделенного фрагмента».
Выделяем вертикальную ось значений. Открываем меню «Формат оси».
Ставим галочку «Обратный порядок значений».
Теперь чтобы объединить все конусы в один с накоплением показателей, в меню «Работа с диаграммами» переходим на вкладку «Конструктор» и жмем на инструмент «Строка/столбец», чтобы поменять местами значения осей.
Добавляем подписи данных. Убираем сетку, легенду, оси. Форматируем по своему усмотрению.
Получаем воронку продаж. При внесении изменений в таблицу высота элементов воронки будет меняться автоматически.
Воронка продаж в Excel скачать бесплатно
Примечание. Если нужно сделать плоскую диаграмму, тогда на вкладке «Поворот объемной фигуры» выставляем для оси Х и Y нулевые значения.
Приветствуем читателей «Biznesmenam.com»! В этой статье речь пойдет про воронку продаж — что это такое простыми словами и как она работает, как построить её самостоятельно и повысить рентабельность своего бизнеса.
Кстати, пока ты сидишь и читаешь это, я торгую на бирже и зарабатываю на разнице курсов валют. Подробнее смотри здесь!
Многие продвинутые предприниматели внедряют в деятельность современные инструменты ведения бизнеса. Если вы до этого момента не знали что это такое, то данная статья будет вам очень полезна.
После ее прочтения вы также узнаете:
- каков алгоритм построения воронки продаж;
- какие способы анализа и повышения конверсии существуют;
- для чего нужна воронка продаж;
- чем отличается CRM от CPM.
Содержание статьи:
- 1. Что такое воронка продаж: определение и значение термина простыми словами 📋
- 2. Дополнительные инструменты воронки продаж 🛠
- Инструмент 1. Модель AIDA
- Инструмент 2. СRМ-система
- Инструмент 3. Конверсия
- Инструмент 4. CPM
- 4. Как построить воронку продаж 📈 — 7 шагов (этапов) моделирования воронки
- Шаг 1. Составляем УТП
- Шаг 2. Собираем холодные контакты
- Шаг 3. Вызываем интерес
- Шаг 4. Работаем с возражениями
- Шаг 5. Продаем продукт
- Шаг 6. Подводим итоги
- Шаг 7. Ищем способы повысить конверсию
- 5. Сколько уровней в воронке продаж и как она работает на практике — реальный пример применения воронки продаж 💸
- 5.1. Средний чек
- 5.2. Лидогенерация
- 5.3. Скрипт продаж
- 6. Заключение + полезное видео 📺
1. Что такое воронка продаж: определение и значение термина простыми словами 📋
Концепция воронки продаж впервые была предложена в конце 19-го века американцем Э. Льюисом. На английском языке оно звучит как «purchase funnel».
Воронка продаж – это совокупность этапов, которые проходит потенциальный покупатель в процессе принятия решения о покупке: от первоначального ознакомления с товаром (услугой) до его (её) приобретения.
Понимание сущности и механизма действия воронки даёт продавцу понимание того, как повысить↑ товарооборот и, соответственно, прибыль. При этом не имеет значения, где именно осуществляются продажи – в интернете или оффлайн.
В условиях перепроизводства товаров, когда предложение на рынке значительно превышает спрос, применение данного инструмента позволяет привлекать покупателей ненавязчиво, без использования агрессивной рекламы, адаптируясь под их потребности.
Осталось разобраться, как же построить такую воронку продаж, попав в которую, покупатель из категории «потенциальный» перейдёт в категорию «реальный».
На это могут влиять различные факторы:
- Правильно сформированная целевая аудитория;
- Выбранные методы продвижения продукта;
- Лояльность к потребителю (система скидок, дополнительные бонусы);
- Ценовая политика (сезонные распродажи, акции и др.)
Кроме того, воронка продаж носит очень информативный характер, поэтому её легко можно представить в виде таблицы в MS Excel. В результате даже самые неинтересные отчёты, насыщенные цифровыми данными, легко будет сделать наглядными и понятными.
Скачать шаблон-пример воронки продаж в excel формате можно по ссылке ниже:
- 📌 Готовый пример построения воронки продаж;
- 📌 Воронка продаж в Exel — образец-шаблон.
2. Дополнительные инструменты воронки продаж 🛠
Инструмент 1. Модель AIDA
Идеи воронки продаж удачно дополняет модель AIDA, разработанная известным специалистом по продажам Б. Трейси. Эта модель описывает этапы потребительского поведения в процессе принятия решения о покупке.
AIDA расшифровывается как:
- Attention — внимание (awareness — осведомленность);
- Interest — интерес;
- Desire — желание;
- Action — действие.
Говоря по-русски, для того, чтобы клиент совершил покупку, нужно:
- Привлечь его внимание ( возможно, целевой рекламой);
- Вызвать интерес (текстом, визуальным оформлением или другими характеристиками рекламного сообщения);
- После чего у клиента появляется желание купить то, что вы ему предлагаете;
- Покупатель действует – звонит в магазин / открывает сайт («кликая» по рекламе) / оформляет заказ (добавляет товар/услугу в корзину).
После того, как потенциальный покупатель прошёл все 4 стадии, он готов совершить покупку. Поэтому продавец с самого начала должен быть нацелен на то, чтобы первоначальное любопытство клиента переросло в истинный интерес к продукту.
Инструмент 2. СRМ-система
Система управления отношениями с покупателями (CRM-система) – это бизнес-концепция, в основе которой стоит клиент.
Все действия компании направлены на удовлетворение его потребностей путем построения эффективного маркетинга, организация продаж и постпродажного обслуживания.
Инструмент 3. Конверсия
Под конверсией понимается степень результативности каждого этапа воронки продаж. Измеряется она в относительных показателях (процентах).
Для примера рассмотрим этапы воронки продаж и соответствующую конверсию:
- Рекламу магазина в социальных сетях увидели 100 000 человек;
- Из них по ссылке перешли 10 000 человек;
- Из них 1 000 человек начали рассматривать товары на странице;
- И только 100 человек в итоге купили товар.
Надеемся, что если вам все еще не было понятно, что такое воронка продаж, пример пояснил это наглядно.
А теперь с помощью этой же вводной разберемся с понятием конверсии:
- Рассчитаем конверсию первого этапа. Для этого нужно количество человек, перешедших по ссылке, разделить на количество людей, увидевших рекламу в интернете. Получается 10% (10 000/100 000*100%).
- Конверсия второго этапа = количество просмотревших товары / количество перешедших по ссылке = 1 000/10 000*100% = 10%.
- Конверсия третьего этапа = количество купивших товары / количество просмотревших товары = 100/1 000*100% = 10%.
- Итоговая конверсия = количество купивших товары / количество людей, увидевших рекламу = 100/100 000*100% = 0,1%.
При правильно настроенной таблице в CRM-системе или в Exel у вас на руках будет автоматическая воронка продаж, которая сама рассчитает проценты после ввода исходных данных.
Внедрение воронки продаж в CRM-систему позволяет найти ответы на следующие вопросы:
- Где происходит самый большой отток потенциальных покупателей?
- Кто является целевой аудиторией компании (у кого возникает интерес к продукту)?
- Как меняется конверсия при изменении разных параметров?
- Как оптимизировать цепочку продаж?
- Насколько эффективная деятельность компании?
Инструмент 4. CPM
CPM (от англ. Cost Per Thousand) – это показатель результативности размещения рекламных объектов: объявлений, роликов, тизеров, баннеров и т. д. Измеряется в относительных показателях – рублях на тысячу показов.
СРМ рассчитывается как отношение стоимости размещения рекламы к количеству потенциальных просмотров.
Рассмотрим пример:
Цена размещения рекламного баннера в Вконтакте 5 000 рублей в неделю. Среднее количество человек, которое просмотрит этот баннер, 100 000 человек.
СРМ в таком случае составит: 5 000/100 000*1 000 = 50 рублей за тысячу показов.
Таким образом, для того, чтобы построить эффективную воронку продаж, необходимо за основу деятельности компании взять CRM-систему, повысить↑ конверсию продаж, в том числе за счёт роста показателя СРМ.
4. Как построить воронку продаж 📈 — 7 шагов (этапов) моделирования воронки
В этом разделе вы найдете подробное описание инструкции по моделированию воронки продаж, которая позволит реорганизовать деятельность компании и повысить рентабельность бизнеса.
Шаг 1. Составляем УТП
Под этими буквами понимают Уникальное Торговое Предложение. Вам требуется очень подробно проработать продукт, сформулировав, в чём состоит его уникальность по сравнению с конкурентами.
В УТП подробно прописываются преимущества для покупателя, выгоды, которые он получит, купив продукт у вас. Фразы про «отличное качество», «низкие цены», «быструю доставку» не подходят. Необходимо найти именно уникальные отличия, которые удовлетворят потребности клиентов.
Рассмотрим конкретные примеры:
- Уникальность цены. Если найдете такой же холодильник дешевле, мы предложим вам цену на 10% меньше! Вечером вся витрина кондитерской с 21 до 22 со скидкой 30%!
- Уникальность сроков. Доставка за наш счёт в течение дня по любому адресу. Если курьер опоздал на 1 минуту – суши или пицца за наш счёт.
- Уникальность качества. Если вам не понравится, как мы собрали кухонный гарнитур, мы подарим вам мойку и вытяжку! Если вы найдёте в нашем магазине просроченные товары, мы заменим их бесплатно на свежие продукты!
И только после того, как уникальные отличия вашего продукта сформулированы, стоит переходить к моделированию воронки продаж.
Шаг 2. Собираем холодные контакты
В маркетинге так называют потенциальных клиентов.
Согласно воронке продаж, чем больше↑ холодных контактов на входе, тем выше↑ вероятность совершения ими покупки на выходе.
И это правило одинаково работает как в оффлайн торговле, так и в деятельности интернет-магазина. Найти холодные контакты не менее сложно, чем составить грамотное уникальное торговое предложение.
Если ваши сотрудники привлекают покупателей напрямую через технику прямых продаж, то при работе с холодными контактами им необходимо учесть следующее:
- Стиль: внешний вид, опрятность, униформа, бейждик, даже маникюр могут иметь значение;
- Грамотность речи: употребление слов-паразитов, ошибки в ударениях слов, неправильные формулировки всегда отталкивают;
- Жесты и мимика: чрезмерная жестикуляция может также оттолкнуть человека, равно как и каменное лицо продавца;
- Дистанция: излишняя настойчивость часто вызывает отторжение у потенциального покупателя.
Способы общения в реальной жизни можно применить и в онлайн-торговле. Если ваши продавцы научились общаться с холодными клиентами оффлайн, то онлайн этот опыт им существенно упростит задачу.
Шаг 3. Вызываем интерес
После того, как вы определили круг потенциальных клиентов, необходимо придумать, как вызвать у них интерес к вашему продукту. Это очень важный этап, от которого зависит конверсия всей воронки продаж.
Существует множество способов, как заинтересовать потенциальных покупателей. Выбор зависит от того, что за продукт вы продвигаете, кто целевая аудитория, где планируется реализация товара.
Шаг 4. Работаем с возражениями
После того, как клиент заинтересовался вашим продуктом, у него всё ещё могут быть сомнения в целесообразности покупки, свойствах вашего товара (качество, адекватность цены и прочее).
Поэтому для того, чтобы повысить↑ конверсию на этом этапе, нужно научиться работать с возражениями клиента и легко убеждать в правильности сделанного им выбора. Для этого необходимо составить список возможных возражений.
С этой целью можно провести социальный опрос и выявить наиболее актуальные сомнения у потенциальных потребителей. На основе их анализа необходимо составить список готовых ответов, аргументировано объясняющих, почему нужно покупать именно у вас.
Так называемый F.A.Q. (frequently asked questions – список часто задаваемых вопросов) позволит нейтрализовать все сомнения у нерешительного клиента и завершить сделку.
Шаг 5. Продаем продукт
Итак, ваш холодный клиент, сам того не осознавая, попал в воронку продаж и приблизился к её горлышку. Пора завершать сделку продажей товара.
Вы ведь помните, что конверсия будет зависеть именно от того, сколько сделок с потенциальными клиентами вы закроете. Вся работа на предыдущих этапах будет бессмысленна, если в конце клиент передумает и откажется от покупки.
Шаг 6. Подводим итоги
Эффективность работы отдельного продавца или магазина рассчитывается на основе конверсии. Проводить анализ нужно на каждом этапе воронки, уделяя особое внимание резким изменениям показателя конверсии. В правильно настроенной воронке их быть не должно.
В конце рассчитывается итоговый показатель конверсии воронки продаж, над увеличением которого в дальнейшем и нужно будет работать.
Шаг 7. Ищем способы повысить конверсию
Есть несколько способов приблизить количество реальных покупателей к первоначальному количеству холодных контактов на входе воронки.
Если рассматривать воронку продаж в интернете, то можно выделить следующие факторы, повышающие⇑ конверсию:
- опция доставки товаров за счёт продавца (как правило, при покупке на определённую сумму) – это не только повысит конверсию, но и увеличит размер среднего чека;
- функция «мы вам перезвоним» – клиент оставляет свой номер телефона, ему перезванивает сотрудник магазина и отвечает на возникшие вопросы;
- общение с потенциальным покупателем по имени / имени и отчеству;
- использование онлайн-консультирования для помощи покупателям.
Стоит отметить, что в онлайн-торговле рост↑ посещаемости сайта компании не всегда свидетельствует об изменении конверсии продаж. Это связано с тем, что чистая прибыль от продаж может не покрыть все расходы на привлечение новых клиентов в интернет-магазин.
Ещё один способ повлиять на конверсию – расширение целевой аудитории интернет-магазина. Стоит вернуться к первому шагу и переработать ваше уникальное торговое предложение именно для вашей целевой аудитории. Проанализировать методы её привлечения, отказаться от неэффективных.
К наиболее популярным современным инструментам повышения конверсии относится так называемое «А/В тестирование». Это сравнение нескольких возможных сценариев работы магазина с целью поиска наиболее рентабельного.
Рассмотрим пример: У компании есть лэндинг, на котором вы рассказываете, как увеличить доходы в онлайн-торговле. Вы разместили несколько баннеров на сайте. Далее проводите А/В тестирование по каждому баннеру в отдельности, при этом остальные не меняете.
Баннер 1. Хотите узнать, как обеспечить рост рентабельности вашей компании в 1,5 раза?
Баннер 2. Хотите зарабатывать на 150% больше прибыли от своего бизнеса?
После того, как количество новых кликов по баннерам составит более 100, можно начинать анализировать ситуацию. Скорее всего окажется так, что более эффективным будет второй баннер.
Таким образом, при построении воронки продаж и анализе её эффективности стоит понимать, что на повышение конверсии влияет множество факторов, порой даже на первый взгляд незначительных (например, расположение иконки «купить» на странице).
5. Сколько уровней в воронке продаж и как она работает на практике — реальный пример применения воронки продаж 💸
Итак, рассмотрим на примере, как применять описанные выше методы для повышения эффективности бизнеса.
Допустим, у вас есть магазин. Вы хотите, чтобы в следующем квартале он приносил максимум прибыли. Прежде всего нужно понять, с чем вы имеете дело на данный момент.
Для этого необходимо рассчитать следующие показатели:
- количество холодных контактов;
- количество заинтересовавшихся людей из числа холодных контактов;
- количество реальных покупателей из числа заинтересовавшихся;
- размер среднего чека.
Далее, проводим анализ ассортимента продукции, выявляем наиболее популярные позиции (хиты продаж).
Таким образом, ваша работа заключается в 2-х основных направлениях:
- Рост товарооборота (количество совершенных сделок);
- Рост размера выручки на одну сделку (средней чек).
Не имеет значения, что и кому вы продаёте. Главное, чтобы увеличивалось↑ количество реальных покупателей и объёмы товарооборота.
К примеру, за первый квартал работы вашей компании у вас 250 реальных покупателей, каждый из которых купил в среднем на 1 500 рублей. Следовательно, вам необходимо работать над этими показателями в дальнейшем, стремиться их повысить.
То есть, если в следующем квартале у вас уже будет 300 заключенных сделок, а средний чек увеличится до 2 000 рублей, то значит, вы работаете в правильном направлении.
5.1. Средний чек
Средний чек – это денежное выражение выручки в расчёте на одного покупателя. Рассчитывается следующим образом: выручка за определенный период (например, за квартал) / количество сделок за этот же период.
Так, если в ваш ресторан за 1 час зашло 3 человека (при этом первый поел на 1 000 рублей, второй на 3 000 рублей, а третий на 1 500 рублей), то средний чек будет: (1 000 + 3 000 + 1 500) / 3 = 1833, 3 рублей.
5.2. Лидогенерация
Расширение целевой аудитории за счёт увеличения количества новых заинтересованных клиентов называется лидогенерацией. К ней можно отнести все инструменты поиска и привлечения покупателей в интернете: как через поисковые системы, так и через тематические сайты.
Соответственно, лиды – заинтересовавшиеся клиенты, которые попали в вашу воронку продаж. Но нужно понимать, что лид – это ещё не реальный покупатель, он не дошёл до горлышка воронки к завершению сделки.
В онлайн-торговле лидогенерация является популярным инструментом повышения прибыли для компаний, не использующих метод прямых продаж. Такие сайты консолидируют данные пользователей (номера мобильных, адреса емэйлов и страничек в социальных сетях) и продают их заинтересованным компаниям.
Стоимость 1 лида варьируется в зависимости от сферы деятельности компании и средней выручки на одного клиента. Например, лиды в отрасли по продаже цветочных букетов могут стоить 1$, а в сфере продажи автомобилей – 30$.
5.3. Скрипт продаж
Скрипт – это сценарий общения с потенциальным покупателем, в котором прописано всё: от приветствия до работы с возражениями, заключения сделки и прощания с клиентом.
При этом стоит отличать скрипты для входящих и исходящих звонков.
Опытные менеджеры по продажам умеют составлять работающие скрипты, применяя в них свои, наработанные с годами, «фишки». Но есть и универсальные правила написания скриптов, которые применяются всеми.
Скрипты составляются в текстовом виде и распространяются среди всех менеджеров по работе с клиентами.
6. Заключение + полезное видео 📺
По мнению экспертов, воронка продаж является прекрасным инструментом для оценки результативности деятельности не только конкретного сотрудника, но всего отдела или компании в целом. Используя её, можно определить, когда происходит отсев значимого количества клиентов, и, соответственно, предупредить это.
Цель каждой коммерческой организации – превратить воронку продаж с узким горлышком на выходе в широкую трубу, в идеале приравняв количество возможных и реальных покупателей!
В завершение к статье рекомендуем посмотреть видеоролик — «Сущность воронки продаж, способы увеличение продаж на примерах»
Мы желаем читателям сайта «Biznesmenam.com» повышения эффективности бизнеса благодаря воронки продаж. Делитесь своими личными историями и опытом в комментариях к статье. До новых встреч на сайте!
Автор финансового журнала «Бизнесменам.com», в прошлом руководитель известного smm-агенства. В настоящем коучер, интернет-предприниматель и маркетолог, инвестор. Рассказываю: как эффективно управлять личными финансами, выгодно их приумножать и больше зарабатывать.
На страницах сайта Вы найдете много полезной для себя информации.
Что такое воронка продаж?
Воронка продаж — это визуальное представление пути от первого контакта потенциального покупателя с вами до совершения покупки. Это помогает отделу продаж понять, где им нужно отслеживать или изменять процесс продаж из-за падения в воронке продаж.
Верхняя часть воронки представляет собой «осведомленность», когда потенциальные клиенты открывают для себя вашу компанию, а нижняя часть представляет «решение», когда потенциальные клиенты превращаются в реальных клиентов. На каждом этапе количество перспектив сужается, и в итоге конвертируется лишь небольшая часть.
Чтобы лучше понимать, на каком этапе клиенты теряют интерес к вашему товару, нужно составить воронку продаж. Проще всего это сделать в Excel.
Создадим диаграмму воронки продаж в EXCEL
В качестве примера предлагаем пошагово создать воронку продаж, готовых инструментов для создания воронки в Excel не существует. Тем не менее, ее можно сделать.
Для начала сделаем табличку со статистическими данными:
Далее создадим воронкообразную диаграмму.
Выделите весь диапазон ячеек, содержащий этапы и значения ( A1: B5 ).
- Перейдите на вкладку «Вставка»
- Выберите «Диаграммы»
- Выберите «Вставить каскадную, воронкообразную, биржевую и т.д диаграмму»
- Выберите «Воронка»
Excel автоматически настроит воронкообразную диаграмму на основе данных, которые вы ей передали:
Технически у вас есть диаграмма воронки. Можно поиграть с цветами, стилями.
Изменим всего несколько вещей, чтобы сделать диаграмму более приятной для глаз.
Перекрасим данные
Нашим первым шагом будет улучшение цветовой схемы, чтобы превратить диаграмму из тусклой в привлекательную.
- Дважды щелкните полосу, представляющую точку данных «Пользователи», чтобы выбрать ее, и щелкните ее правой кнопкой мыши, чтобы открыть контекстное меню.
- Нажимаем «Заливка».
- Выбираем желаемый из цветовой палитры.
Измените цвет остальных полос, повторив тот же процесс. В конечном итоге ваш график воронки может выглядеть так:
Добавьте последние штрихи
На этом этапе процесса вы можете настроить несколько вещей, чтобы диаграмма выглядела аккуратно. Сначала удалите границу вертикальной оси, которая не вписывается в картинку.
Для этого щелкните правой кнопкой мыши вертикальную ось и выберите «Формат оси».
В области задач удалите границу всего за два простых шага:
- Перейдите на вкладку «Заливка и линия »
- Выберите «Нет линий»
Вот что получается:
Создадим воронку продаж в EXCEL
Сначала посчитаем конверсию на каждом из этапов. Для этого поделим значение текущей секции на значение предыдущей и в ячейке с итогом выставим процентный формат:
Далее переходим на вкладку «Вставка» — рисунки SmartArt. Из предложенных вариантов самым очевидным является «Пирамида»
Появилась стандартная пирамида с тремя элементами:
Но у нас 4 секции. Поэтому добавим еще один элемент. Ставим курсор в область текста – жмем Enter.
Можно ввести любой текст. Автоматически в пирамиде появляется еще один элемент.
Наша пирамида почти готова, здесь тоже можно выбрать варианты, например, сделать пирамиду трехмерной.
На следующем этапе объединим значения ячеек в столбце А (названия секций) со значениями ячеек в столбце В (количественное выражение секций).
Чтобы подставить эти данные в макет, нужно преобразовать объект в формате SmartArt в обычную фигуру.
Без этого шага мы не сможем добиться автоматического обновления фигуры при внесении изменений в таблицу.
Для этого 2 раза щелчкам в поле пирамиды «Преобразовать фигуры».
Теперь по очереди щелкаем на каждую ячейку – щелкаем по строке формул – делаем ссылку на объединенную ячейку. Получаем такую простенькую воронку:
Другие способы использования воронкообразной диаграммы
В приведенном выше примере использовались данные о количестве клиентов на разных этапах воронки продаж. Воронкообразную диаграмму также можно использовать для отображения:
- Количество сотрудников на каждом уровне должности (стажер, менеджер, руководитель и т. д.)
- Сумма просроченной дебиторской задолженности (30, 60, 90 дней просрочки)
- Возрастное распределение клиентов (20, 30, 40 и т. д.)
Увеличивайте количество секций, вносите те показания и цифры, необходимые под ваши задачи. Создав воронку в эксель, вам будет видно более наглядно, на каком этапе у вас возникают сложности и проработать их.
Выбирайте воронки, подходящие под ваш бизнес.
Если у вас есть вопросы, задавайте их в WhatsApp.
Подписывайтесь на наш Телеграм канал
In this article, you’ll learn everything you need to know about sales plans: how they relate to sales forecasting and sales pipelines, as well as benefits, challenges, and tips for getting the most out of your sales plans.
Included on this page, you’ll find over 8 free sales plan templates, learn the difference between sales forecasting and sales planning, and find best practices for writing a sales plan.
Free Sales Plan Templates
In this section, you’ll find over 15 free sales planning templates in Microsoft Excel and Word formats.
Sales Plan Template
Download Excel Template
Try Smartsheet Template
This template allows you to plan your sales goals with the flexibility and functionality of an Excel spreadsheet. This sales plan template is divided into 12 months and separate product lines. The template includes columns for the previous year’s performance, current sales goals, and outcome. Create a yearly sales plan, and compare data over time and across products.
Sales Leads Template
Download Excel Template
Try Smartsheet Template
If you want to keep track of sales leads, but don’t need the full functionality of customer relationship management (CRM) software, this spreadsheet may be adequate for your business. The template has columns for detailed information about each sales lead, including contact dates and status — this allows you to keep track of communications with each customer, plan future contacts and follow-ups, and evaluate potential sales. You can also indicate lead sources on the spreadsheet to monitor your marketing efforts and track how customers are referred to your business.
Sales Tracker Template
Download Excel Template
Try Smartsheet Template
This sales tracker template makes it easy to keep track of items sold, along with profit per item and total earned income. You can also track costs, including shipping charges and returns. This template is especially useful for a new business, online retail sales, or any small business that wants to track sales and profits.
Sales Pipeline Template
Download Excel Template
Try Smartsheet Template
This sales pipeline template is an alternative to CRM software and is designed with small businesses in mind, use it to keep track of contacts and estimated sales. It also provides a quarterly sales forecast, along with space to record deal status, projected closing date, and further actions. This simple template is easy to edit and serves as a management tool for your sales pipeline.
Sales and Marketing Plan Template
Download Template in Word
Try Smartsheet Template
Creating an effective sales and marketing plan may involve market research and analysis, evaluating your competition, looking at your sales history, examining future sales projections, and more. Once you have adequate information to develop a sales plan, a template can help you organize the plan into steps that will drive sales. This sales and marketing plan template provides space for identifying your sales goal, target customers, strategies for attracting those customers, marketing tactics and messages, scheduled action steps, and results.
Sales Funnel Template
Download Sales Funnel Template — Excel
This sales funnel template provides a visual representation of the sales process, along with whatever sales data you choose to include. The template can be used as a scorecard to evaluate sales progress, and the funnel makes it easy to visualize the steps in your sales process. This free template is a simple but effective tool for reaching sales and business goals.
Sales Report Template
Download Sales Report Template
Track monthly, quarterly, and yearly sales activity with this free sales report template. Customize the template or use the existing columns to keep track of sales and pertinent data. This sales report template also includes a monthly forecast showing sales history and projections. Use this template to track progress, plan future goals, and create a sales report with pleasing visual design.
Sales Action Plan Template
Download Sales Action Plan Template
Word | PDF
Create a sales plan with actionable steps and a scheduled timeline. This template features sections for listing clearly defined goals, methods for measuring success, action steps, ownership for each step, and deadlines. These are all important components of a sales action plan for reducing risk and increasing the probability that you will reach your sales goals.
Using a Sales Plan Template
Finding the right sales template provides easy organization and efficiency, which frees up resources and time that can go toward reaching business goals. A template can also be a powerful communication tool for sales and marketing teams to develop and track their progress against sales targets. Depending on the nature and scope of your company, some templates can be a component of an effective business plan.
The Basics of a Sales Plan
A sales plan outlines sale goals for a cycle, as well as the steps you will take to hit those targets. The sales plan document also defines tools, high-level tactics, target customers, competitors, obstacles, among other details. A strong plan will communicate company goals to the sales team, keep everyone focused on strategy, and delineate priorities.
What Is the Difference Between Sales Forecasting and Sales Planning?
While many people confuse the two terms, sales forecasting and sales planning are distinct concepts. A sales forecast is a future projection of sales based on business and environmental conditions, while a sales plan defines the concrete steps needed to achieve the sales forecast. You can create a sales forecast for your entire business or for a particular initiative over any period of time (examples include an economic forecast; an industry forecast; a company forecast; and a short-, medium-, or long-term forecast).
Sales plans are helpful tools when budgeting for advertising or travel costs, identifying new sales markets, planning for staffing needs, and creating a timeline to reach milestones. But a sales plan is just one piece of the business planning and management — and it relies on accurate sales forecasting. You can get free sales forecasting templates here.
Large organizations, small businesses, and startups can all equally benefit from sales planning. Sales forecasts and plans are most often used by the sales team, although marketers, executives, and even customers may interact with the documents as well.
What Is a Sales Pipeline?
A sales pipeline is a visual representation of where prospective buyers are in the sales process. A sales pipeline can quickly identify a prospect’s position in the buying journey; use that information to support them and respond to their needs appropriately.
While a specific buyer’s journey will vary based on the industry and type of products or services sold, there are three general phases of any sales pipeline:
-
A prospect initiates contact with a company and explains its needs.
-
A salesperson provides the prospect with a quote (including the product or service and price).
-
The prospect purchases a product or service (and thereby becomes a customer).
Use the targeted sales pipeline templates above to track potential customers’ journeys through the process.
What Is the Sales Funnel?
The sales funnel is a visual representation of the average conversion rate of potential customers and qualified leads move through the sales process. Sales teams can use the sales funnel to help understand the volume of sales, as well as the percentage of each sale that has passed through each sales process stage.
The sales pipeline represents what the seller is doing during the sales process; the sales funnel shows the sales process conversion rates. The sales funnel feeds the sales pipeline; once a lead is converted into a prospect, they move into the sales pipeline.
Benefits of Using a Sales Plan
A high-quality sales plan is one of the key parts of the sales forecasting process as well as the operational plan and the marketing strategy. When done right, a sales plan can provide the following benefits:
- Guide and contribute to business growth.
- Communicate company sales goals, objectives, and strategic direction for the sales team and leadership.
- Expose new angles based on the research performed to fill out the items on the template.
- Define needed actions during the sales cycle.
- Provide easy monitoring of sales team progress as linked to goals.
- Provide a high-level view of expenses, finances, and risks, as well as the competition and target customers.
- Improve and track performance by keeping the team focused on the strategy, priorities and achieving shared milestones.
- Inspire and motivate stakeholders.
- Help keep customers and potential customers as the focus.
- Clarify team capabilities.
- Aid in comparison of targets and results.
Best Practices for Writing a Sales Plan
While creating the sales plan, take the following steps in order to create a quality and realistic plan:
- Perform a SWOT analysis.
- Review prior periods’ performance to gather data.
- Base the targets and goals on market research and historical data.
- Verify facts and data being used.
- Break down data by different sales groups (inside sales, outside sales, etc.).
- Make sure the sales team buys in to the plan.
- Identify patterns that can help reach target customers.
- Pick a time period that makes sense for your industry.
- Ensure that the budget is supported by the research.
- Ensure that sales objectives are linked to sales goals, and that sales goals are linked to business goals.
- Break down estimated expenses to meet sales goals into groups (commissions, sales training, sales tools and resources, contest prizes, team building, travel costs, food, etc.).
- Use the SMART goals model (specific, measurable, achievable, relevant, and time-bound).
- Measure what you want to manage.
- Keep the plan updated throughout the sales cycle — it’s a living document.
- Keep the plan as simple as possible.
- Look for untapped market segments to target.
- Define the value proposition for potential customers.
- Map out the ideal customer journey.
Sales Plans Challenges
While a sales plan is a valuable tool, creating one does pose some challenges:
- Creating a sales plan can be very time consuming.
- Inaccurate data will skew forecasts — verify your numbers before you finalize the plan.
- It’s difficult to predict changing tastes, so forecasts may not be met.
- Rapid growth may increase the workload of the sales team, and throw off forecasts.
- Be careful not to move goalposts mid-cycle.
- Wishful thinking is easy to do, so be realistic and don’t ignore your own assumptions.
- Neglecting to consult with the sales team may prevent them from buying into the plan.
- Neglecting to get feedback from other groups can have a negative impact on the plan.
What Is Included in a Sales Plan?
The sales plan contains numerous sections that provide information to readers, and help guide decisions that will contribute to meeting sales goals.
- Mission and Executive Summary: Include a short history of the business for background.
- Team Structure: Provide a breakdown of the team by sales team, including each person’s role and capabilities. Also include plans for any future hiring.
- Target Customers: Break down the customer list into segments by products or product lines. Build a prospect list that includes referrals, renewals, upsells, and any new segments, and make sure to leverage existing customer relationships.
- Tools, Software, and Other Resources: Include a list of CRM packages or other sales tools (including training tools), and provide any relevant documentation.
- Positioning: Include competitor data, including a comparison of your products with theirs. Anticipate how market trends may impact your business.
- Marketing Strategy: Include pricing information, promotions, and any actions you have planned to increase brand awareness.
- Prospecting Strategy: List criteria for qualifying leads generated by marketing strategy.
- Action Plan: Include a list of steps needed to hit revenue and sales goals.
- Revenue and Sales Goals: Include measurable, realistic goals that support the overall business. Additionally, supply information on how performance will be measured and monitored, and be sure to base projections off historical data.
- Budget: Include estimated costs (including training, sales tools and resources, team building activities, travel, food, contest prizes, etc.). Make a case for the budget you present.
- Schedule: Provide a timeline that addresses the length of the sales cycle covered by the plan (annual, quarterly, month, etc.).
- Other Items: Consider including a performance review of the prior sales cycle, as well as market and industry conditions that may impact sales.
Improve Sales Planning with Smartsheet for Sales
Sales planning is an activitiy to gain and retain customers, meet changing market demands, and ultimately, ensure business success. While premade templates can help you get started developing your plan, you need a tool to manage all of your sales processes and operations that is accessible to your team in real time and allows you to collaborate and track sales activity across multiple reps.
Smartsheet is a work execution platform that enables enterprises and teams to get from idea to impact — fast. Top performing sales organizations rely on Smartsheet to stay on top of leads, accelerate productivity, and exceed every quota.
Use Smartsheet to build a strong opportunity pipeline, reduce risks and identify blockers, and refine your sales forecast. Improve transparency to process and procedure, optimize operations with cross-department collaboration, and accelerate team output.
Discover how Smartsheet can help maximize your sales efforts, today.
Try Smartsheet for Sales
Воронка продаж — это маркетинговая модель, описывающая
переходы от ступени к ступени будущего клиента, начиная от первого знакомства
до совершения покупки. Изучение воронки позволяет понять, на каком ее этапе
наблюдается большая потеря, а также узнать вероятность перехода из одного этапа
в другой.
- Этапы воронки;
- Подсчет в Excel;
- Использование в маркетинге;
- Как улучшить;
- Автоматический расчет.
Этапы воронки продаж
В общем виде воронку продаж в интернет-маркетинге можно
разделить на следующие этапы:
- Знакомство с компанией. Сюда включается показ рекламных объявлений, появление в результатах органической выдаче или же появление поста в любой социальной сети;
- Знакомство с предложением. После перехода на сайт пользователь знакомится с детальной информацией по предложению;
- Вступление в контакт. Здесь можно выделить звонок, оформление обратного звонка, общение в чате, письмо на электронную почту и другие способы связи;
- Сформированный интерес. В этом случае будущий клиент определился с подходящим товаром и оформил заказ/запросил коммерческое предложение/подобрал тариф;
- Совершил покупку. Процесс оплаты заказа, а также его выполнение.
- Повторные покупки. Клиент вновь проходит воронку, однако, как правило конверсия в этом случае будет больше, так как пользователь уже знаком с сервисом и условиями обслуживания компании.
Итоговую результативность всего бизнеса и в целом работы воронки продаж можно при помощи показателя ROI.
В зависимости от тематики сайта, типа бизнеса, категории
продукции или конечной цели часть ступеней/этапов воронки могут быть не
актуальными. Аналогично в некоторых случаях, например, B2B может быть добавлен этап с подписанием договора.
Инструменты подсчёта воронки продаж
Подсчет в Excel
простой и быстрый способ спрогнозировать продажи или понять какое примерное
количество трафика необходимо сайту для закрытия плана продаж. Представлен
инструмент следующим интерфейсом:
Скачать и попробовать его можно пройдя по ссылке ниже:
Это полная форма воронки, при необходимости Вы всегда
сможете отправить запрос на улучшение инструмента, оставив комментарий (при
наличии такой возможности изменение будет внедрено в течение 7 дней).
Использование в маркетинге
В маркетинге показатели воронки позволяют правильно выставить ценность каждой конверсии и делать предварительный расчет по любому этапу воронки.
Также это позволит увеличить конверсию сайта, так как появляется представление на каком именно этапе теряется большая часть клиентов.
Пример #1
Компания по продаже осветительного оборудования получила:
- 8000 трафика;
- 450 заявок;
- 40 продаж.
Соответственно конверсии каждого этапа равны:
- Трафик: 100%;
- Заявки: 5,625%;
- Продажи: 0,5%.
Так как ориентация в рекламных компаниях на продажи даёт
большую погрешность, лучше всего брать за основу заявки. Следовательно, если у
компании возрастёт план до 80 продаж, то мы будем понимать, что необходимо
выполнить около 900 заявок, а на их основе отфильтровать убыточные рекламные
компании.
Пример #2
Интернет-магазин текстильной продукции имеет следующие
показатели воронки:
- Трафик: 10000 сессий;
- Добавлений в корзину: 300;
- Переходов в корзину: 200;
- Переход в оформление заказа: 100;
- Переходов к оплате: 50;
- Оформленных заказов: 20.
В данном случае потребуется поработать над каждым шагом:
- Между 1 и 2. Лучше всего использовать Google Optimize, позволяющий добиться максимальной вероятности добавления в корзину. Сюда могут быть включены более качественные фото, подробное описание, добавление скидок, изменение формы/цвета/размера кнопки «Добавить в корзину».
- Между 2 и 3. Изменение формы/расположения/размера/вида корзины. Так как проблема может быть в том, что пользователи долго не могут найти ее. На этой стадии поможет первый инструмент и Вебвизор, позволяющий посмотреть как пользователь ведёт себя на странице в записи;
- Между 3 и 4. Может помочь изменения интерфейса, дающего возможность лучше понять окончательную сумму заказа, наличие и применение скидок акций;
- Между 4 и 5. Здесь достаточно упростить форму, например убрать ненужные поля для оформления заказа или же добавить новые способы доставки/самовывоза. Также полезно будет посмотреть какой именно момент отпугивает покупателей;
- Между 5 и 6 поможет увеличение способов оплаты. Например, если не реализована оплата картой или возможность оформить кредит, то можно протестировать конверсию после их появления.
Как улучшить показатель воронки продаж?
Для того, чтобы повысить конверсию на каждом этапе придется
прорабатывать каждый вариант воронки (пример). Однако, при проработке и анализе
результатов рекомендуется учитывать следующие факторы:
- Сезонность. Например, в магазине игрушек, электроники или подарков в предновогодний период конверсия будет повышенная;
- Выборку. Если первоначальная статистика снималась лишь с категории #1, то проверять ее рекомендуется лишь в этой же категории (например, при желании повысить добавление товара в корзину);
- Аудитория. Можно сегментировать воронку (например в Яндекс.Метрике или Google Аналитике) на несколько групп аудиторий и провести тестирование;
- Проработка всех этапов. Лучше всего начать с исправления этапов, дающих самое большой отсев клиентов, но в дальнейшем потребуется проработать каждый шаг.
Автоматический расчет воронки продаж
Google Analytics
Для автоматического подсчёта в Google Analytics потребуется
выполнить следующие инструкции:
- Установить счётчик;
- Настроить цели;
- Загружать затраты из рекламных источников.
После этого следует открыть отчет «Конверсии»-«Цели»-«Визуализация последовательностей».
В случае подключенной электронной торговли можно открыть отчет «Конверсии»-«Электронная торговля»-«Поведение покупателей».
Также небольшой сводный отчет можно составить в отчете по источникам трафика (или любом другом).
В Яндекс.Метрике
После установки счетчика Яндекс.Метрики и настройки целей, потребуется открыть отчет «Конверсии».
Также при наличии установленной электронной коммерции можно воспользоваться отчетом «Электронная коммерция»-«Заказы», где видим источники трафика и доход с них, включая средний чек.
CRM системы
В большинстве CRM систем имеется базовый функционал для вычисления воронки
продаж:
В Битрикс24 его можно найти в инструментах «CRM» или «Сквозная
аналитика».
AmoCRM.
Здесь подсчет можно найти во вкладках «Аналитика»-«Анализ продаж».
RetailCRM
можно найти отчет в «Воронке продаж».
В Facebook
В Facebook Pixel найти анализ воронки можно на главной пикселя.
В ВКонтакте
Установив пиксель ВК можно будет также увидеть воронку, используя динамический ремаркетинг.
Раньше мы уже рассказывали, что такое воронка продаж и для чего она нужна, а теперь поговорим, как ее создавать. Для работы с этим маркетинговым инструментом можно использовать специальные программы и приложения. Но самый легкий и бюджетный способ — построить ее в Excel.
Допустим, вы запустили таргетированную рекламу во «ВКонтакте» и хотите посчитать конверсию. Первое, что нужно сделать, — занести в таблицу все этапы продаж и присвоить каждому свое значение.
Потом идем в столбец C и считаем в нем конверсию каждого этапа. В случае с показами и переходами это будет кликабельность или конверсия (CTR). Чтобы узнать, чему она равна, нужно применить формулу:
CTR = количество кликов / количество показов * 100%
По той же формуле рассчитываем показатели для остальных этапов.
Дальше открываем меню «Вставка» и выбираем в ней команду «Вставить рисунок SmartArt». Из предложенных шаблонов мы выберем инвертированную пирамиду. Хотя при желании можно использовать более оригинальные шаблоны, к примеру объемную воронку.
После этого на экране появится такая фигура:
Каждый уровень пирамиды соответствует этапу продаж. Для начала подписываем каждый из них. Изначально в шаблон добавлено только три блока, если нужно больше — напишите их название в поле «Добавить текст».
Кроме названия шагов нам нужно отразить на картинке показатели конверсии. Это делается при помощи кнопки «Добавить маркер» во вкладке «Конструктор».
Теперь нам нужно объединить вместе данные из ячеек в столбце A и B. Это делается так:
- ставим знак «=» в любой свободной области;
- кликаем на А1;
- вводим комбинацию &» — «&;
- кликаем на B1.
В итоге должна получиться ячейка с текстом: «Показы рекламы — 1000». Чтобы применить формулу ко всем этапам, кликните по ячейке и при помощи крестика протяните ее вниз.
Чтобы быстро обновлять показатели в воронке продаж, нужно связать между собой данные из объединенных ячеек и саму пирамиду. Элементы SmartArt статичны, а значит, не подходят для этого. Чтобы работать дальше, нужно преобразовать нашу фигуру в обычную во вкладке «Сброс».
Иногда из-за проблем с параметрами Excel на панели может не оказаться кнопки для преобразования. На этот случай есть еще один лайфхак для преобразования SmartArt. Чтобы связать фигуру с формулой, выполните следующие действия:
- кликните по объекту SmartArt;
- нажмите Ctrl+А, чтобы выделить все части;
- скопируйте пирамиду клавишами Ctrl+C;
- нажмите Ctrl+V, чтобы вставить фигуру;
- удалите старую диаграмму.
Теперь можно связывать новую диаграмму и данные о продажах. Делается это так:
- кликните по одной из частей диаграммы и выделите в ней весь текст;
- перейдите в строку формулы и поставьте знак «=»;
- кликните по нужной ячейке с данными.
В нашем случае самую широкую часть пирамиды нужно связать с ячейкой А7, а следующую за ней — с А8. И так по порядку.
По такому же принципу нужно подставить значения конверсии, которые внесены в столбец С.
Когда все действия выполнены правильно, данные на графике будут меняться автоматически. Если через пару дней число заявок или заказов вырастет, вам не придется перестраивать саму воронку, достаточно будет внести в таблицу новые числа.
Оформить график по своему вкусу можно сразу при добавлении шаблона или в самом конце. Цвет, контур и стили фигур меняются в разделе «Формат», а настройки шрифта — в главном меню.
Мы рассмотрели самый простой способ создания воронки продаж, который подходит скорее для внутренней работы. Если вы хотите использовать диаграмму в докладе или презентации, стоит поискать более интересные варианты и уделить больше внимания оформлению. Подробнее о работе с таблицами и возможностями, которые они дают, можно узнать на курсе «Excel Базовый» + «Excel Эксперт».
Воронка продаж наглядно показывает, какие сложности испытывает клиент на каждом этапе взаимодействия с продуктом. Маркетологу нужно не просто научиться строить сам график — гораздо важнее делать на его основе правильные выводы и находить решения.
На курсе «Интернет-маркетолог от Ingate» вы узнаете, как правильно строить воронку продаж и анализировать ее данные.