Содержание
Интерфейс электронной
таблицы
Лабораторная работа №1.
Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.
Лабораторная работа №2.
Работа со случайными числами. Построение диаграмм.
Лабораторная работа №3.
Использование абсолютной и относительной адресации.
Лабораторная работа №4.
Построение графиков функций.
Лабораторная работа №5.
Японский календарь.
Лабораторная работа №6.
Составление формул. Математические функции.
Лабораторная работа № 7.
Использование функции ЕСЛИ.
Интерфейс
электронной таблицы
Элементы интерфейса
1.
Кнопка Office (содержит операции с документом: создание, сохранение, печать, просмотр
и т.д.)
2.
Панель быстрого доступа (на ней располагаются часто используемые операции)
3.
Лента (содержит
вкладки)
4.
Вкладки (содержит
команды, сгруппированные по смыслу)
5.
Строка ввода формул отображает вводимые в ячейку данные, пользователь может вводить и
редактировать содержимое ячейки. Особенность строки ввода формул – возможность
видеть формулу или функцию, а не ее результат.
6.
Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.
Имена строк – это имена, начиная от 1 до 65536
(до MS Office 2007), 1048576 (с MS Office 2007). Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A
до Z, затем от AA до AZ, от BA до BZ
и т.д (всего 256 столбцов – до MS Office 2007, 16384 — с MS Office 2007).
7.
Ячейка –
область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы.
8.
Поле имени, где отображается адрес активной ячейки
9.
Ярлыки листов – для переключения между листами книги (по умолчанию в книге 3
листа).
Пересечение
строки и столбца образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес.
Для указания адресов ячейки в формуле используются ссылки (например, A3 или C5).
Лабораторная
работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.
Для
форматирования ячеек используется диалоговое окно, которое можно вызвать через контекстное
меню -> Формат ячеек.. или меню Формат -> Ячейки…
Диалоговое окно
состоит из нескольких вкладок:
·
Число – для выбора
формата данных (общий, текстовый, числовой, финансовый, денежный и т.д.)
·
Выравнивание – параметры
для форматирования данных в ячейках (горизонтальное и вертикальное
выравнивание, направление текста, перенос слов в ячейке)
·
Шрифт – параметры для
шрифта (гарнитура, кегль, начертание, цвет)
·
Граница – параметры для
настройки границ ячеек
·
Заливка – заливка ячеек
·
Защита – установка
защиты данных
Задание 1. Оформить таблицу
Задание 2. Заполнить таблицу данными, вычислить.
1.
Оформить таблицу,
внести данные
2.
Записать функции для
определения максимального (МАКС), минимального числа (МИН), суммы (СУММ),
среднего значения (СРЗНАЧ) и значения моды (МОДА) для всех введенных чисел.
Формат записи
функции можно найти в диалоговом окне ( или Вставка->Функция)
3.
Использовать условное
форматирование:
— для ячеек, в которых значения от 20 до 30, выбрать заливку желтого
цвета
— для ячеек, в которых значения от 60 до 90, выбрать заливку зеленого
цвета
— для ячеек, в которых значения от 200 до 600, выбрать заливку красного
цвета
УСЛОВНОЕ
ФОРМАТИРОВАНИЕ – применение параметров
форматирования при выполнении заданных условий.
Условное форматирование можно задать для ячейки или
блока ячеек. Используется команда меню Формат -> Условное форматирование.
Лабораторная
работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм.
Для генерирования случайных чисел используется функция
— СЛЧИС (группа Математические).
Примеры
использования:
Запись |
Описание |
СЛЧИС() |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*100 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*76 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*-8 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*(10-2)+2 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*(6-(-9))-9 |
Числа в диапазоне |
Для указания диапазона выбора чисел
используется формула: СЛЧИС()*(b-a)+a , где a и b — границы диапазона. При
нажатии клавиши F9 значения ячеек будут изменяться.
Задание 1. Заполнить таблицу данными, вычислить максимальные и
минимальные значения. .
· Заполнить блок ячеек B1:B20 случайными
числами в диапазоне от 0 до 1
· Заполнить блок ячеек С1:С20 случайными
числами в диапазоне от 0 до 100
· Заполнить блок ячеек D1:D20 случайными числами в диапазоне от 3 до 50
· Заполнить блок ячеек E1:E20 случайными числами в диапазоне от -10 до
10
· Заполнить блок ячеек F1:F20 случайными числами в диапазоне от -100 до
100
Примечание. Для
быстрого заполнения ячеек формула вводится в первую ячейку блока, а затем
копируется (принцип копирования — выделить ячейку и перетащить за правый
нижний угол (курсор превратится в черный крестик))
Пример выполненного задания:
Слой формул:
Примечание. Чтобы переключиться в режим
слоя формул используется команда меню Сервис -> Зависимости формул ->
Режим проверки формул. Выключить режим можно с помощью этой же команды.
· Вычислить максимальные значения по строкам (справа
от таблицы)
· Вычислить минимальные значения по строкам (справа
от таблицы)
· Вычислить максимальные значения по столбцам (под
таблицей)
· Вычислить минимальные значения по столбцам (под
таблицей)
Задание 2. Построение диаграмм.
·
Вызвать мастер диаграмм (меню Вставка
-> Диаграмма)
·
Выбрать тип ГИСТОГРАММА,
вид ОБЪЕМНЫЙ, нажать ДАЛЕЕ
·
В качестве диапазона
значений указать диапазон с данными (укажите таблицу со случайными
числами), нажать ДАЛЕЕ
·
Задать название «ГИСТОГРАММА»,
нажать ДАЛЕЕ
·
Диаграмму поместить на
отдельном листе, который назвать «ГИСТОГРАММА», нажать ОК.
·
Аналогичным способом
построить остальные виды диаграмм:
·
Каждую диаграмму
разместить на отдельном листе и назвать по выбранному типу
·
Сохранить файл. Результат
работы показать преподавателю.
Лабораторная
работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации.
При обращении к ячейке можно использовать два
способа: относительную адресацию (например, ВЗ, А1:G9) и
абсолютную адресацию (например, $A1, A$5, $D$5)
Если при копировании формул вы пожелаете сохранить
ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной
адресацией.
Задание 1. Вычисление функций
·
Создайте новую рабочую
книгу – LAB.xls.
·
Заполните диапазон ячеек H1:J2 начальными
исходными данными:
H |
I |
J |
|
1 |
x0 |
step |
k |
2 |
-2 |
0.2 |
10 |
где х0 – начальное
значение х, step — шаг изменения х, k – коэффициент (константа).
·
используя функцию
автозаполнения (копирование с помощью перетаскивания), заполните столбец A
числами от 1 до 21, начиная с ячейки A2 и заканчивая ячейкой A22.
·
заполните столбец B
значениями х: —
Ø в ячейку B2 занесите =$H$2. Это означает, что в ячейку B2 заносится значение из ячейки H2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную
адресацию;
Ø в ячейку B3 занесите =B2+$I$2. Это
означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая
берется из ячейки I2;
Ø скопируйте формулу из ячейки B3 в ячейки В4:B22.
Примечание. Столбец должен заполнится значениями х от -2 до 2 с
шагом 0.2.
·
Заполните столбец С
значениями коэффициента k:
Ø в ячейку С2 занесите =$J$2;
Ø в ячейку СЗ занесите =C2.Посмотрите на введенные
формулы. Почему они так записаны?
Ø скопируйте формулу из ячейки СЗ в ячейки С4:С22.
Весь столбец должен заполнится значением 10.
·
Заполните столбец D
значениями функции у1=x2-1:
Ø в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;
Ø скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D22.
Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции
у1. начальное и конечное значения равны 3.
·
Аналогичным образом
заполните столбец Е значениями функции у2=х2+1.
Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное
значения равны 5.
·
Заполните столбец F
значениями функции
y=k(x2-1)/(x2+1):
Ø в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2);
Ø скопируйте формулу из F2 в ячейки F2:F22.
Проверьте! Значения функции как положительные, так и
отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.
·
Построить график на
отдельном листе по значениям столбца C, отформатировать (Название — График 1;
фон желтый)
·
Построить график на
отдельном листе по значениям столбца D, отформатировать (название — График 2,
фон зеленый)
·
Построить график на
отдельном листе по значениям столбца F, отформатировать (название — График 3,
фон голубой)
Задание 2. Вычисление квартплаты.
1.
Переименуйте Лист1
в Квартплата
2.
Задайте цвет ярлыка
листа — красный
3.
Оформите лист в
соответствии с таблицей:
4.
Вычислите квартплату
для каждой квартиры, если на данный момент используются следующие тарифы:
Площадь — 6,75 руб./кв.м
Электроэнергия — 1,05 руб./Квт*ч
Газ — 5,9 руб./чел.
Тарифы записать в отдельные ячейки.
Задание 2. Курс доллара
1.
Переименуйте Лист2
в Курс доллара
2.
Задайте цвет ярлыка
листа — зеленый
3.
Курс доллара: 1$ =
29,2 руб. Для хранения значения курса доллара используйте ячейку A2.
4.
Оформите лист в
соответствии с таблицей:
5.
Вычислите стоимость
поездки в рублях, а также стоимость проживания 1 дня
6.
Вычислите среднюю
стоимость поездки данного турагенства (в руб. и $)
7.
Вычислите максимальную
и минимальную цену проживания 1 дня.
Задание 3. Вычисление стипенди
1.
Переименовать Лист
3 в Стипендия
2.
Задайте цвет ярлыка
листа — желтый
3.
Оформить и заполнить
таблицу на 5 записей.
4.
В отдельной ячейке
запишите значение стипендии: 500
5.
Вычислите, заполните
столбцы Итого, Средний балл
6.
Вычислить стипендию.
Для вычислений
использовать следующие условия:
·
если средний балл < 4, то не назначать стипендию, а
вывести текст «Стипендии
нет».
·
если средний балл равен или находится в промежутке от 4 до
4.5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 25%.
·
если 4.5 ≤ средний балл ≤ 5, то назначить стипендию равную
размеру стипендии
плюс 50%.
·
Во всех остальных случаях вывести текст «Неверные данные».
7.
Используя условное
форматирование, выделите разными цветами значения в столбце Стипендия (например,
«Неверные данные» — красный цвет, 625 – зеленый, 750 — желтый)
8.
Сохранить документ с
именем Вычисления.
Лабораторная
работа №4. Построение графиков функций.
Рассмотрите
примеры построений и выполните самостоятельную работу.
Задание. Построить и отформатировать график функции в
соответствии с примером.
Выполнение
задания:
1 этап. Составление таблицы значений
2 этап. Построение графика
·
Запустить мастер
диаграмм
·
Выбрать тип — график
·
В качестве данных указать
созданную таблицу данных (см. рис.)
·
Подписать график
·
Отформатировать (задать
фон, легенду, изменить тип линии и т.д.)
Подсказка. Форматировать можно уже готовую диаграмму. Каждый
объект диаграммы (точки, линии, легенду, подпись, область графика и т.д.) можно
форматировать отдельно, для этого дважды щелкнуть по нужному объекту –
откроется соответствующее диалоговое окно.
Задание — Построить и отформатировать 2 графика функций в
одной системе координат соответствии с примером.
Выполнение
задания:
1 этап.
Составление таблицы значений
2 этап. Построение
графика
При построении нескольких графиков в одной системе координат необходимо
создать несколько рядов данных (сколько графиков, столько и рядов).
3 этап.
Форматирование диаграммы
В данном примере линия графика синего цвета имеет
пунктирный тип. Для изменения типа дважды щелкните по линии графика, откроется
диалоговое окно (см. рис), в котором можно изменить тип линии и тип маркера
(точки).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Построить и отформатировать график функции в
соответствии с примером.
Задание 2. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной
системе координат соответствии с примером.
Задание 3. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной
системе координат соответствии с примером.
Примечание. В качестве типа используется
нестандартный (график + гистограмма)
Лабораторная
работа №5. Японский календарь.
Исходные положения
Японский календарь основан на трех циклах: 60-ти
летний определяется числом, 12-ти летний названием животного, а пятилетний
цветом. В японском календаре существуют следующие животные: крыса, корова,
тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья.
Кроме того, учитываются пять цветов: зеленый, красный, желтый, белый и черный.
Для определения номера года нужно к настоящему году прибавить 2397 лет и
определить остаток от целочисленного деления
Выполнение задания:
·
В ячейках A1, B1,
C1,D1, F3, G3, H3 размещаем заголовки Год, Номер года, Животное, Цвет.
·
В столбце F с
ячейки F4 записать номера годов (12 лет – полный цикл).
·
В столбце G с
ячейки G4
записать названия животных
·
Столбец H с ячейки H4 записать цвета
·
Записать в ячейку A2 год — 1990
·
В ячейку B2 ввести
формулу для вычисления номера года (= ОСТАТ(A2+2397;60))
·
В ячейку C2 ввести
формулу для определения животного (=ВПР(ОСТАТ(B2-1;12); $F$4:$H$15;2))
·
В ячейку D2 ввести формулу
для определения цвета (=ВПР(ОСТАТ(ОТБР((B2-1)/2);5);$F$4:$H$8;3))
·
Заполнить диапазон ячеек A3:A18 целыми числами – с 1991 по 2006
·
Скопируйте формулу из
ячейки B2 в
диапазон ячеек B3:B18
·
Скопируйте формулу из
ячейки С2 в диапазон ячеек С3:С18
·
Скопируйте формулу из ячейки
D2 в
диапазон ячеек D3:D18
·
Сравните полученный
результат.
·
Для ячеек диапазона D2:D18
задайте условное
форматирование:
— для значений «красный » залить ячейку
красным цветом;
— для значений «зеленый » залить ячейку
зеленым цветом;
— для значений «желтый » залить ячейку желтым
цветом;
·
Показать результат
преподавателю.
Лабораторная
работа №6. Составление формул. Математические функции.
Обозначения функций в MS Excel:
|
Abs(x) |
|
корень(x) |
|
степень(x;2) |
|
степень(x;1/n) |
|
степень(x;a/n) |
|
степень(x;n) |
e |
exp |
|
exp(n) |
cos x |
cos(x) |
sin x |
sin(x) |
|
степень(cos(x);2) |
|
cos(степень(x;2)) |
Пример записи
функции: В MS Excel: =abs(степень(x;2)+степень(y;2))/корень(x*y)
Задание 1. Вычислить значение функции:
, где
Для задания a, b, c; для
вычислений y и x использовать разные ячейки.
Примечание. Для проверки задать a=12.5, b=25, c=23.5. Сравните результат: x=188.44, y=0.073049
Задание 2. Вычислить периметр прямоугольника со
сторонами a и b:
Для задания x,y; для
вычислений a, b и периметра использовать разные ячейки.
Примечание. Для
проверки задать x=1.45; y=5.25. Сравните результат: a=0.0468; y=67.482; P=135.0584
Задание 3. Вычислить объем конуса с радиусом основания R
и высотой H:
Для задания a,b; для
вычислений R, H и объема использовать разные ячейки.
Примечание. Для проверки задать a=4.86; b=24. Сравните результат: R=0.1206; H=63.644; V=0.97
Пример оформления
задания:
Задание. Вычислить площадь прямоугольника со
сторонами a и b. Для задания x; для вычислений a, b и
площади использовать разные ячейки.
Лабораторная
работа № 7. Использование функции ЕСЛИ.
Формат записи
функции:
=ЕСЛИ ( условие; выражение1; выражение2 )
При истинном условии выполнится выражение1, при ложном – выражение2.
Выражение2 может быть пустым.
|
= ЕСЛИ(x>0; x+1; x-1) или =ЕСЛИ(x>0; x+1; |
|
y= ЕСЛИ (a>b; (a^2+b^2)/2; (a^2+b^2)/(a-b+1)) |
|
= ЕСЛИ (И(w>0; w<=5); |
|
Проверка на четность проводится путем =ЕСЛИ(ОСТАТ(a;2)=0;»четное»;»нечетное») |
Задание 1. Вычислить:
Для задания x; для
вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните
результат: x=1; значение = -0.01991
x=1.25; значение =3.265532
x=2; значение = нет решений
Задание 2. Вычислить:
Для задания b и c; для
вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните
результат: b=2; c=4; значение =0.02117
b=6; c=0; значение = #ДЕЛ/0!
b=8; c=5; значение = 0.444806
Задание 3. Вычислить:
Для задания a и b; для
проверки четности; для вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните
результат: a=-5.25; b=3; значение =0.512
a=0; b=3; значение =1
a=1;b=4; значение = #ДЕЛ/0!
a=6; b=5; значение = нет решений
(СРСП) Лаб. № 4. Филиалы
1. Создайте рабочую книгу и сохраните ее в своей папке под именем Филиалы(Ваша фамилия). Начнем
выполнение примера с создания таблицы и ввода данных о каждом филиале.
2. Подготовительный этап. Скопируйте в буфер обмена с листа Товары книги Заказы данные о товарах, их
номерах и ценах, т.е. скопируйте диапазон ячеек А1—С12 листа Товары.
3. Перейдите к первому листу книги Филиалы и в ячейку А3 вставьте скопированный фрагмент таблицы. В 3
строе в ячейки D3, E3, F3 введите соответственно записи Количество заказов, Проданное количество и
Объем продаж. Задайте центрирование текста в ячейках и разрешите перенос текста по словам.
4. В ячейку F4 поместите формулу: =С4*Е4 и скопируйте ее в ячейки F5-F14.
5. Введите в ячейку В15 слово Всего:, а в ячейку F15 вставьте формулу суммы или нажмите кнопку
панели инструментов Стандартная. Excel сам определит диапазон ячеек, содержимое которых следует
суммировать.
6. Таких листов должно быть столько, сколько у вас было городов в листе Клиенты. Мы должны
скопировать этот лист 4 раза.
7. Для этого установите курсор мыши на его ярлычке и нажмите правую кнопку манипулятора. В
контекстном меню выберите команду Переместить/скопировать, в появившемся диалоговом окне
укажите лист, перед которым должна быть вставлена копия, активизируйте опцию Создать копию и
нажмите ОК. Намного проще копировать с помощью мыши: установите указатель мыши на ярлычке
листа и переместите его в позицию вставки копии, удерживая при этом нажатой клавишу [Ctrl].
8. Имена рабочих листов соответствуют названиям городов с листа Клиенты, например, Алматы, Астана,
Шымкент, Актау, Караганда или другие названия. Введите название филиала, соответствующего
названию листа и в ячейку А1 данного листа.
9. Дополните лист Заказы еще одним столбцом. В ячейку М1 введите слово Город. В ячейку М2 введите
формулу =ЕСЛИ(ЕПУСТО($H2);“ ”;ПРОСМОТР($H2;Код; Город)), протяните эту формулу до
строки 31 этого столбца.
10. Выбрать в меню Данные Фильтр/Атофильтр. Выберите в столбце Город первый филиал. Данные
столбца Количество листа Заказы будут внесены вами в столбец Проданное количество листа книги
Филиалы, в строки соответствующие номерам товаров. Если проданы товары с одним номером в разные
месяцы, то берется их суммарное количество. И так заполняются листы всех городов.
11. Консолидация данных. Скопируйте с первого листа книги Филиалы диапазон А3—В14, перейдите в 6
рабочий лист и вставьте в ячейку А3.
12. Приступаем к консолидации. Установите указатель ячейки в С3 и выберите в меню Данные
Консолидация.
13. В списке Функции следует выбрать элемент Сумма. Укажите в поле ввода Ссылка диапазон ячеек,
данные которых должны быть подвергнуть процессу консолидации. Удобно отмечать диапазон ячеек с
помощью мыши.
14. Установите курсор ввода в поле Ссылка, выполните щелчок на ярлычке первого города, например –
Алматы, выделить диапазон ячеек D3-F14 и нажать кнопку Добавить окна Консолидация. В результате
указанный диапазон будет переставлен в поле Список диапазонов.
15. Затем переходите на лист второго города. Диапазон указывается автоматически, нажимаете на кнопку
Добавить и так 5 раз.
16. Если верхняя строка и (или) левый столбец содержат заголовки, которые необходимо скопировать в
итоговую таблицу, следует активизировать соответствующие опции в группе Использовать метки.
Поскольку в нашем примере верхняя строка содержит заголовки столбцов, нужно активизировать опцию
В верхней строке.
17. Если между исходными данными и данными консолидированной таблицы должны быть установлены
динамическая связь, включите опцию Создавать связи с исходными данными.
18. Кнопку Обзор следует использовать для выбора файла , который содержит консолидируемые данные.
19. Нажмите кнопку ОК.
20. В ячейку А1 введите название новой таблицы Итоговые данные.
21. Введите в ячейку В70 значение Всего:, а в Е70 — и нажмите на клавишу [Enter]
22. Теперь приступаем к определению доли от общей прибыли суммы, вырученной от продажи каждого
товара. Введите в F9 формулу = Е9/$E$70 и скопируйте ее в остальные ячейки столбца F (до ячейки
F70) .
23. Отформатируйте содержимое столбца F в процентном стиле. Полученные результаты позволяют сделать
выводы о популярности того или иного товара.
24. При консолидации данных программа записывает в итоговой таблице каждый элемент и автоматически
создает структуру документа, что позволяет добиться представления на экране только необходимой
информации и скрыть ненужные детали. Слева от таблицы отображаются символы структуры. Цифрами
обозначаются уровни структуры (в нашем примере – 1 и 2). Кнопка со знаком плюс позволяет
расшифровать данные высшего уровня. Нажмите, например, кнопку для ячейки А9, чтобы получить
информацию об отдельных заказах.
25. Скопируйте формулу из F9 в ячейки F4- F8.
Лабораторная работа №2
Тема: « Вычисления в табличном процессоре Excel».
Сохранить документ в своей папке под именем Таблицы(Файл –Сохранить как..-Мой компьютер–диск С– папка Ученик–папка со своей фамилией –ввести имя)
Задание №1.
Составить прайс лист на офисную технику следующего вида:
Порядок работы:
- Заполнить таблицу данными.
- В ячейки В2 ввести число и установить денежный формат( сместиться в соседнюю ячейку, вернуться и Формат –Ячейки–Число–Денежный–установить рубли).
- В ячейки В4:В7 внести числа и установить денежный формат(выделить ячейки и Формат –Ячейки–Число–Денежный–установить доллары).
- В ячейку С4 ввести формулу В4*$B$ для этого:
- нажать =
– мышкой установить курсор в ячейку В4
– нажать на дополнительной клавиатуре *
– мышкой установить курсор в ячейку В2 - нажать на клавиатуре кнопку F4
– нажать Enter
- Скопировать формулу в ячейки С5:С7(встать на маркер размножения и растянуть на нужное количество ячеек)
- В ячейках В4:В7 установить денежный формат(доллары), а в ячейках С4:С7 денежный формат (рубли).
Задание№2.
Батон в сентябре стоил 3,5 рубля, ржаной стоил 3 рубля. В декабре месяце цены на хлеб увеличились на 20%. Найти, сколько стал стоить батон и ржаной хлеб в декабре месяце?
Порядок работы:
- Занести в таблицу данные в соответствии с образцом.
- В ячейке В1 занести число 0,2 переместиться в другую ячейку, вернуться.
- Установить для этой ячейки формат процентный (Формат – Ячейки – Число – Процентный).
- Уменьшить число знаков после запятой с помощью кнопки .
- Чтобы подсчитать величину наценки, в ячейку С3 заносим формулу =В3*$В$1:
- нажать =
– мышкой установить курсор в ячейку В3
– нажать на дополнительной клавиатуре *
– мышкой установить курсор в ячейку В1 - нажать на клавиатуре кнопку F4
– нажать Enter
- Копируем эту формулу в ячейку С4.
- Чтобы найти новую цену батона и ржаного хлеба в ячейку D3, заносим формулу =В3+С3. Копируем эту формулу в ячейку D4.
- Установить денежный формат чисел (выделить ячейки В3:В4и Формат – Ячейки – Число – Формат денежный(рубли)), аналогично поступить ячейками С3:С4 и D3:D4.
Задание №3.
На отрезке [0;1] вычислить значение функции у=х3+0.5х с шагом 0.2.
Порядок работы:
- В ячейку А1 занести текст Шаг табуляции.
- В ячейку В1 занести число 0,2.
- В ячейку А2 занести текст аргумент х.
- В ячейку В2 занести текст Функция у.
- В ячейку А3 занести начальное значение, т.е. 0
- В ячейку А4 занести формулу А3+$В$1:
–нажать =
– мышкой установить курсор в ячейку А3
– нажать на дополнительной клавиатуре +
– мышкой установить курсор в ячейку В1
–нажать на клавиатуре кнопку F4(делаем адрес абсолютным)
– нажать Enter
- Используя прием автозаполнение раскопировать формулу до ячейки А8.
- В ячейку В3 занести формулу А3^3+0,5КОРЕНЬ(А3):
- Поставить знак=
- ЛКМ по ячейке А3, ввести с клавиатуры знак ^(Shift и 6 на англ.яз),ввести число 3;
- Набрать с клавиатуры +0,5*
- Включить Мастер функций, выбрать категорию Математические, КОРЕНЬ(), отодвинуть диалоговое окно, ЛКМ по ячейки А3, ЛКм по кнопке Ок в диалоговом окне.
- Нажать Enter
- Используя прием автозаполнение раскопировать формулу до ячейки В8.
- Используя кнопку Границы оформить таблицу.
- Для получения более точного результата используйте кнопки увеличения/уменьшения разрядности.
Задание №4.
Составить таблицу урожайности отдельных культур.
Порядок работы:
- Внести в таблицу данные в соответствии с образцом.
- В ячейке А2 установить перенос по словам.
- Для подсчета средних значений необходимо:
- Встать в ячейку F3;
- Включить мастер функций(категория Статистические, функция СРЗНАЧ);
- Нажать Enter.
- Автозаполнением раскопировать формулу до ячейки F5.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
«ВЕРХНЕПЫШМИНСКИЙ
МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГ7ИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ «ЮНОСТЬ»
Microsoft
Office Excel 2013
Практикум
Отрак Е.С
Практикум по Microsoft Office Excel 2013
Практикум содержит 7 практических занятий с самостоятельным
пошаговым выполнением каждого задания.
Описание Microsoft Excel 2013
Microsoft Excel 2013 —
качественный, многофункциональный редактор для обработки таблиц и
математических вычислений, среди которых решение всевозможных уравнений,
продолжение последовательностей и рядов, сортировка множеств, поиск среднего
значения среди нескольких предложенных, и прочие задачи различного назначения.
Приложение Excel 2013 позволяет сконфигурировать формат числовых ячеек и
поддерживает ввод денежных, финансовых, процентных, дробных, экспоненциальных,
текстовых значений, а также даты и времени. Более того, программа предоставляет
полный инструментарий для визуализации числовых данных посредством графиков,
гистограмм и спарклайнов. Разнообразие диаграмм в Excel 2013 достаточно
обширно: среди базовых типов присутствуют круговые или кольцевые диаграммы,
линейчатые, иерархические, каскадные, воронкообразные, биржевые, поверхностные,
лепестковые категории и масса прочих, дополнительных разновидностей.
Новые инновационные возможности, реализованные в Microsoft
Excel 2013
В новом издании редактора таблиц разработчики
внесли следующие концептуальные решения и технологии:
·
новые средства, связанные с бизнес-аналитикой.
Так, текущее издание продукта вмещает в себя надстройки PowerPivot и Power
View, что превращает его в персонализированный, многоцелевой инструмент для
бизнес-анализа искомых данных
·
в библиотеку добавлены свежие формулы и
функции. Арсенал пользователя оказался расширен множеством знаковых
усовершенствованных модулей и компонентов. В первую очередь, стоит выделить
абсолютно новый тип функций, служащих для интерактивного взаимодействия с
веб-сервисами. Базовый набор Excel 2013 подразумевает 3 новых подтипа:
·
WEBSERVICE — позволяет извлечь
XML-содержимое из веб-сервиса
·
ENCODEURL — позволяет преобразовать
текст в URL
·
FILTERXML — помогает осуществить
синтаксический разбор XML и извлечь из него фрагменты данных.
В результате имплементации новых возможностей пользователю стало
доступно получение наиболее актуальных, последних данных из различных
источников с целью их последующей обработки и представления в нужной ему
репрезентативной структуре и визуальной форме.
Практическая занятие № 1
Основные понятия MS Excel
В настоящее время Microsoft Excel
является одним из наиболее распространенных табличных редакторов, используемых
при подготовке документов – отчетов, бизнес-планов.
Запустите редактор электронных таблиц MS Excel
2007:
Пуск ® Программы ®
Microsoft Office ® Microsoft Excel
Рассмотрите вид
экрана MS Excel
и найдите все, о чем говорится в пояснениях.
Пояснения:
Лист Excel состоит из 1
048 576 строк с номерами 1, 2, 3, 4 – 1 048 576 и 16 384
столбцов c именами А, В, С, D, Е …, на пересечении которых находятся
ячейки. т.е. из более 17 миллиардов ячеек. Совокупность листов
составляет рабочую книгу, которая сохраняется как целостный объект в
одном файле с расширением .xlsx
Ячейка
— основная единица хранения данных. Адрес ячейки (ссылка на ячейку)
образуется из имени столбца и номера строки: А1, Bl, D3, Е5 и т. п.
Активная ячейка выделяется на экране жирной
рамкой. Данные можно вводить только в активную ячейку, их можно видеть также в строке формул. Активную
ячейку можно выделить щелчком мыши.
Типы данных
В ячейку можно поместить
данные следующих типов:
Задание 1. Создание и форматирование
таблиц
Удерживая нажатой
левую кнопку мыши, выделите таблицу из 3 столбцов и 6 строк.
Для обозначения
границ выделенной области нажмите вкладку Главная
® Шрифт ®
Границы ® Все границы:
Получится так:
Заполните таблицу по
образцу (выберите шрифт Times New Roman).
выделите ячейки А1, В1, С1
и объедините их:
Для того,
чтобы в км2 «2» сделать надстрочным индексом, выделите «2», откройте
диалоговую панель Шрифт
и выберите Видоизменение
надстрочный:
Ширину столбцов увеличьте
так, чтобы все умещалось – наведите курсор на границу столбцов, нажмите левую
кнопку мыши, и, удерживая ее, перемещайте вправо или влево:
Выровняйте текст в
таблице:
Выделите ячейки А2, В2, С2. Нажмите правую кнопку
мыши и в контекстном меню выберите Формат
ячеек… Перейдите
на вкладку Выравнивание,
выберите: Выравнивание по
горизонтали: по центру, по вертикали: по центру, поставьте
галочку переносить по словам,
нажмите ОК:
Измените ширину столбцов,
чтобы получилось так:
Таблица 1
Задание 2. Наберите и
отформатируйте таблицы самостоятельно:
Таблица 2
Таблица 3
Сохраните работу в папке Excel под названием Практическая
работа 1.
Практическое занятие № 2
Функция автозаполнения
Используя функцию
автозаполнения, Вы можете сэкономить время на ввод с клавиатуры
последовательного ряда чисел (арифметической прогрессии), обозначений, названий
месяцев и дней недели, как в строках, так и в столбцах.
Задание 1. Автоматическое заполнение
1. Для
создания числового ряда введите в смежные ячейки два первых числа и выделите
эти ячейки:
2. Установите
указатель мыши на точку в правом нижнем углу выделения, он примет вид тонкого
черного крестика +.
3. Нажмите
левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите указатель + по строке или столбцу.
4. Отпустите
кнопку, и ячейки будут заполнены.
Для автозаполнения названиями месяцев
или дней недели достаточно ввести название в одну ячейку и выполнить пункты
3—5.
Используйте Автозаполнение для ввода
следующих данных:
Введите данные в две соседние ячейки,
выделите сразу две ячейки, установите курсор на маркер заполнения и перетащите
его на несколько ячеек вправо:
Сделайте то же
самое для последовательностей: 10, 20, …; 100, 200, …
Самостоятельно
создайте несколько вертикальных рядов с помощью автозаполнения.
Задание 2. Создание таблицы умножения
На Листе 2 с помощью функции Автозаполнение
создайте таблицу умножения:
В ячейку
А3 введите «1»,
в ячейку В3 – знак «*»,
в ячейку С3 – «1»,
в D3 – «=».
Нажмите значок , чтобы после
знака «=» отменить ввод формулы.
В ячейке Е3
поставьте знак «=» и введите формулу: щелкните по ячейке А3, введите знак «*» и
щелкните по ячейке С3.
В ячейке Е3 и в
строке формул появится формула «=А3*С3»:
Нажмите клавишу [Enter]. В ячейке Е3 появится результат умножения:
Выделите ячейку А3 и с
помощью автозаполнения заполните единицами ячейки от А4 до А12:
Уменьшим ширину
столбцов. Выделите столбцы от А до Z, выберите Формат, Ширина столбца и
установите ширину 3, нажмите ОК.
Отформатируйте
столбцы от А до Z по центру.
Выделите ячейку В3 и с помощью
автозаполнения заполните знаком умножения «*» ячейки от В4 до В12.
В ячейку С4 введите число
2. Выделите ячейки С3 и С4 и с помощью автозаполнения заполните ячейки до С12.
Заполните ячейки D3:D12 знаком «=».
Выделите ячейку Е1 и
скопируйте формулу до ячейки Е12.
Выделите диапазон ячеек
А3:Е12, скопируйте его и вставьте в ячейки G3, M3, S3, A14, G14, M14, S14,
A25, G25. В ячейках G3:G12 с помощью автозаполнения
исправьте «1» на «2», в ячейках М3:М12 исправьте «1» на «3» и т.д. В ячейке К34
«100» не видно, потому что не умещается, – уменьшите размер шрифта (9).
Выделите ячейки А1:W1,
объедините их и напишите заголовок «Таблица умножения». Таблица
умножения готова:
Задание 3. Создание календаря
На Листе
3 с помощью функции Автозаполнение
самостоятельно создайте календарь на 2018 год.
Задание 4.
Создание таблицы «Системы счисления»
На Листе 4 создайте таблицу, объедините ячейки А1:Е1 и напишите заголовок.
Десятичные числа (столбец А) с помощью функции Автозаполнение заполните до 20
(до ячейки А23).
Выделите ячейку В3. Поставьте знак «=» и щелкните пиктограмму «Вставить
функцию»
Появится окно Вставка
функции. Выберите категорию: Инженерные:
Выберите функцию ДЕС. В ДВ.,
которая преобразует десятичное число в двоичное:
Нажмите ОК. Появится окно Аргументы функции. Для ввода числа щелкните по ячейке А3,
разрядность введите 8.
Нажмите ОК. В ячейке В3 появится число 0 в двоичной
системе.
Выделите ячейку В3 и с помощью автозаполнения
скопируйте ее до ячейки В23.
Аналогично переведите десятичные числа с 1 до 20 в
восьмеричную, шестнадцатеричную и римскую систему счисления.
Для перевода десятичных чисел в восьмеричную систему
счисления выберите функцию ДЕС.В.ВОСЬМ, разрядность 2.
Для перевода десятичных чисел в шестнадцатеричную
систему счисления выберите функцию ДЕС.В.ШЕСТН, разрядность 2.
Для перевода десятичных чисел в римскую систему
счисления выберите в математических функциях функцию РИМСКОЕ (категория
функции – математические). В римской системе счисления нет цифры 0, поэтому
начинайте с 1 (ячейка А4). Оформите таблицу.
Сохраните
файл Практическая работа 2
в Мои документы, в Вашей
папке, в папке Excel.
Практическое занятие № 3
Построение диаграмм
Диаграммы и графики
наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и
помогает при анализе и сравнении данных. Диаграммы могут быть различных типов.
Задание 1. Построение линейчатой и
круговой диаграмм
Для наглядного
сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы. Например, с
помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности
населения различных стран.
Откройте Практическую работу №1, перейдите на Лист 2.
1.
Заполните таблицу:
10 самых больших стран мира по
населению 2017
2.
Выделите таблицу вместе с заголовком. Выберите вкладку
Вставка ®
Диаграммы ® Вставить гистограмму ®
Объемная гистограмма с группировкой:
Появившуюся диаграмму увеличьте и расположите
так:
Аналогично
создайте круговую и кольцевую диаграммы:
Задание 2. Самостоятельное построение
диаграмм
Перейдите на Лист 1.
Самостоятельно постройте диаграммы по
таблицам Океаны, Крупнейшие озера
мира, Крупнейшие реки мира. Где необходимо, измените заголовки.
Можно выбрать стиль диаграммы, поменять
цвет:
Для построения диаграммы Глубина океанов выделите первый
столбец таблицы (Название), удерживая нажатой клавишу [Ctrl],
выделите последний столбец (Наибольшая глубина, м).
Вы работали с файлом Практическая работа 1.Сохраните
файл.
Практическое занятие № 4
Ввод формул. Вычисления
по формулам
Задание 1. Автосуммирование
Кнопка Автосумма (AutoSum) – может использоваться для
автоматического создания формулы, которая суммирует область соседних ячеек,
находящихся непосредственно слева в данной строке или выше в данном
столбце.
1. Введите
числа от 1 до 10 в ячейки А1:А10 (воспользуйтесь функцией автозаполнения).
Выделите ячейку А11, в которую поместим результат суммирования.
2. Щелкните
кнопку Автосумма — S. Excel
примет решение, какую область включить в диапазон суммирования и выделит ее
пунктирной движущейся рамкой (границей).
3. Нажмите
Enter для принятия области,
которую выбрала программа Excel. В ячейке А11 появится
результат автосуммирования.
4. Результат
автоматически изменится, если вы измените какое-нибудь число в ячейках А1:А10, измените
область суммирования. удалите какую-нибудь строку в области суммирования. Если
в процессе работы добавляются новые строки в области суммирования, то результат
также изменяется автоматически. Попробуйте!
5. Введите числа от 1 до 10 в ячейки С1:С10 (воспользуйтесь функцией
автозаполнения). Для суммирования нескольких диапазонов, например, С1:С3 и
С6:С8, необходимо:
—
выделить ту ячейку, в которой вы
хотите получить сумму (С11), щелкнуть кнопку Автосумма — S – Excel примет решение, какую область включить в диапазон суммирования
и выделит ее пунктирной движущейся рамкой (границей);
—
выбрать мышкой свой диапазон
(С1:С3) и удерживая нажатой клавишу [Ctrl], выделить второй диапазон (С6:С8),
нажмите Enter. В ячейке С11 появится сумма диапазонов С1:С3 и С6:С8.
Основные
правила создания формул
§
Формула всегда начинается со знака «=» (равно). Формула
отражается в строке формул. Аргументами формул обычно являются ссылки на ячейки
(адреса ячеек).
§
Адреса ячеек могут быть относительные или абсолютные.
Обычно
ссылки на ячейки описываются и используются как относительные (формат записи А1,
адрес А1 вводится в формулу с клавиатуры или щелчком левой мыши по ячейке А1).
Когда формула, содержащая эти ссылки, копируется, происходит изменение формулы
для поддержания относительности ссылок.
§
Абсолютная
ссылка на ячейку или область ячеек будет всегда ссылаться на один
и тот же адрес строки и столбца. Формат записи абсолютной
ссылки – $А$1. Адрес $А$1 вводится также, как относительный. Чтобы он стал
абсолютным, после указания ячейки необходимо нажать клавишу F4 – перед именем столбца и строки появится знак «$». Попробуйте
несколько раз нажать F4 и посмотрите, как будет
меняться адрес ссылки.
Задание 2. Создание простых формул
Перейдите на Лист 2
1. Введите
в ячейку А1 – число 25, в ячейку В1 – число 5, в ячейку С1 – число 8.
2.
Выделите ячейку
D1 и введите формулу =A14+B14-C14. За вводом формулы следите в строке
формул.
Будьте внимательны, для ввода
формулы выполните следующие шаги:
—
выделите ячейку D1, начните ввод формулы со знака =;
—
щелкните на ячейке А1, затем введите знак плюс +;
—
щелкните на ячейке В14, введите знак минус -;
—
щелкните на ячейке С14, нажмите Enter, в ячейке D14
получится результат.
Придумайте и сделайте еще два аналогичных
примера.
Задание
3. Создание таблицы и расчет по формулам
1. Введите
числовые данные в ячейки:
2. Оформите
таблицу как показано на рисунке.
3.
В ячейку Е2 введите формулу для расчета суммы на палатки
=С2*D2
и
нажмите клавишу Enter – в ячейке Е2 отобразится результат.
4.
Выделите ячейку Е2, скопируйте содержимое ячейки Е2 в
ячейки Е3, Е4 с помощью маркера заполнения.
Область ячеек
(ячейка) может быть скопирована в другие ячейки при помощи маркера заполнения. Процесс копирования
формул происходит при одновременном изменении адресных ссылок в формуле.
5.
Вычислите общий расход (ВСЕГО) в ячейке Е7.
Задание
4. Вычисление процентов
1. Введите
числовые данные в ячейки, оформите таблицу, выполните все расчеты:
2. В
ячейку F2 введите подзаголовок: «%». В этом
столбце вычислим процент сотрудников с каждым видом образования.
Процент
сотрудников с высшим образованием вычисляется по формуле:
количество сотрудников с высшим образованием / общее
количество
сотрудников
3. В
ячейку F3 введите формулу =Е3/Е$7.
Знак $
означает абсолютную ссылку, т.е. при копировании формулы номер строки в адресе
этой ячейки не меняется. Нажмите Enter.
4.
Выделите ячейку F3. Установите для нее
числовой формат – процентный. Для этого на вкладке Главная выберите вкладку Число, формат Процентный .
5. Выделите
ячейку F3 и, при помощи маркера заполнения,
скопируйте формулу в ячейки F4:F8. Вы увидите результаты вычислений.
Задание
5. Относительные и абсолютные ссылки
Заполните и оформите таблицу:
1. Пусть
выплата за месяц вычисляется по формуле:
выплата
за месяц (к выдаче) = базовая зарплата + премия — налог
Налог определен государством в виде фиксированного
процента от суммы (базовая зарплата + премия). Число 0,13 в ячейке А11
означает, что начисления на денежную выплату (налог) составляют 13%.
В ячейку Е3
введите формулу =$A$11*(C3+D3).
Нажмите Enter. В ячейке появится результат. Знак $ означает
абсолютную ссылку, т.е. при копировании формулы адрес этой ячейки не меняется.
2. Выделите
ячейку Е3 и, перетащив маркер заполнения, скопируйте формулу в ячейки Е4:Е8.
В ячейках появятся результаты вычислений налога.
3. В
ячейку F3 введите формулу =C3+D3-E3. Нажмите Enter. Выделите ячейку F3
и, при помощи маркера заполнения, скопируйте формулу в ячейки F4:F8. Вы увидите
результаты вычислений.
4. Самостоятельно
получите результат вычислений в ячейке F9 (ИТОГО).
Сохраните файл.
Практическое занятие № 5
Стандартные функции.
Фильтрация. Сортировка
Функция
представляет собой программу с уникальным именем, для которой задаются
конкретные значения аргументов.
Microsoft Excel содержит 400 встроенных
функций:
математические и
тригонометрические;
—
статистические;
—
финансовые;
—
логические;
—
инженерные; и др.
Задание 1. Использование стандартных
функций. Скопируйте таблицу из практической работы №1 «Крупнейшие
реки мира», добавьте три строки: «Наименьшее значение», «Наибольшее значение» и
«Среднее значение»:
Выделите ячейку С14
и выполните команды Формулы ®
Вставить функцию
В диалоговом окне выберите категорию Статистические,
функцию МИН и нажмите ОК:
В ячейке С14 появится формула:
В появившемся окне нажмите ОК.
Скопируйте содержимое ячейки С14 в ячейку D14.
Получится так:
Аналогично найдите
наибольшее значение (МАКС) и среднее значение (СРЗНАЧ). Не
забудьте исправить аргументы функции: диапазон С3:С13 и В3:В13.
Проверьте результат
работы:
Сохраните работу.
Задание 2. Фильтрация (выборка) данных
Фильтрация (выборка) данных позволяет отобразить в
таблице только те строки, содержимое ячеек которых отвечает заданному условию
(или нескольким условиям). Эта операция может выполняться с помощью автофильтра
или расширенного фильтра.
Скопируйте таблицу
«Крупнейшие реки мира» на Лист 2. Выберите реки, с длиной более 5000 км:
Установите курсор
внутри таблицы, исполните команды:
Данные ®
Фильтр
Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке
в
столбце Длина. В
появившемся окне щелкните Числовые
фильтры ® больше…
В диалоговом окне Пользовательский автофильтр
введите значение 5000:
Нажмите ОК. Проверьте
результат работы:
Задание
3. Фильтрация (выборка) данных. Выберите реки, площадь бассейна
которых составляет от 1 500 до 3 500 км2.
Скопируйте таблицу
«Крупнейшие реки мира» на Лист 3. Установите курсор внутри таблицы, исполните
команды: Данные ®
Фильтр
Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке
в
столбце Площадь бассейна.
В появившемся окне щелкните Числовые
фильтры ® между…
В диалоговом окне Пользовательский автофильтр
введите значения:
Нажмите ОК. Проверьте
результат работы:
Задание 4. Фильтрация (выборка) данных. (самостоятельно).
Выберите реки, длина которых соответствует условию
5 000 < Длина реки < 6 500
Задание выполняйте на Листе
4.
Задание
5. Абсолютная
адресация. Сортировка данных. На Листе 5 постройте таблицу,
содержащую сведения о стоимости туристических путевок в разные страны мира.
1. Найдите стоимость
путевок в рублях.
В ячейку С3
введите формулу для расчета стоимости путевки в рублях (используйте абсолютный
адрес ячейки В1):
Скопируйте содержимое ячейки С3 в
блок ячеек С4:С18 с помощью маркера заполнения.
Выделите блок ячеек С3:С18,
установите формат Денежный:
Главная ®
Число (вкладка Число):
Число десятичных знаков: 00000
Обозначение: нет
2. Произведите сортировку данных по Цене
в долларах по убыванию. Выделите блок ячеек А3:С18, выполните
команды:
Данные ®
Сортировка
В диалоговом окне Сортировка
установите:
Сортировать
по Цена в долларах
Порядок По убыванию
нажмите ОК.
Задание 6. Фильтрация (выборка),
сортировка данных. (самостоятельно).
На Листе 6 постройте
таблицу
Вычислите % россиян от общего числа
туристов по формуле:
= Туристов из
России / Всего туристов
Выделите блок
ячеек D2:D16 и
установите процентный формат (2 десятичных знака):
Произведите сортировку стран по
алфавиту (выделяйте блок ячеек А2:D16),
постройте диаграмму по % россиян от общего числа туристов. Сохраните
работу. Позовите преподавателя.
Практическое занятие № 6
Построение графиков
Задание
1. Вычислите функцию y=2-х2 при хÎ[-3;3], шаг=0,5. Результат работы
представьте в виде таблицы. Постройте график функции.
1. Создадим
таблицу в Excel. В ячейке А1 напечатайте х, в
ячейке В1 – y=2-x2.
Задайте
шаг изменения аргумента х.
Используйте режим автозаполнения. Введите в ячейку А2 значение -3,0, в
ячейку А3 -2,5. Выделите эти две ячейки и потяните за правый нижний угол
«+» вниз по столбцу, пока не появится значение 3,0.
2. Во
втором столбце в ячейке В2 наберите формулу, начиная со знака равно «=» =2-А2^2.
Нажмите Enter. В
ячейке появится результат -7,0. Заполните остальные ячейки при помощи
автозаполнения.
3. Постройте
график функции. Выделите
таблицу и выберите меню
Вставка ®
Диаграммы ® Точечная ®
Точечная с гладкими кривыми.
Расположите график рядом
с таблицей.
Добавьте подписи осей
с помощью
Измените
цвет и толщи-ну контура графика, выберите цвет и толщину осей. Можете сделать
заливку.
Должно получиться так:
Задание 2. Перейдите на Лист 2. Самостоятельно постройте
таблицу и график зависимости перемещения от времени при равномерном
равноускоренном движении по формуле:
где начальная скорость v0=1,25 м/c, ускорение а=
0,3 м/с2. Время меняется от 0 до 20 с с шагом 2 с.
Используйте функцию
автозаполнения. Внимательно вводите формулу:
Постройте
график. Введите название «Равноускоренное движение», добавьте названия осей.
Должно
получиться так:
Сохраните файл.
Задание
3. Перейдите на Лист
3. Постройте график функции sinx.
1. Создадим
таблицу в Excel.
В ячейке А1
напечатайте: х (град),
в ячейке В1: х (рад) (в
радианах), в ячейке С1 – y.
Задайте шаг
изменения аргумента х. Используйте режим автозаполнения. Введите
в ячейку А2 значение 0, в ячейку А3 –30. Выделите эти две ячейки
и потяните за правый нижний угол «+» вниз по столбцу, пока не появится
значение 360.
2. Во
втором столбце в ячейке В2 наберите формулу перевода углов из градусов в
радианы, начиная со знака равно =A2*3,14/180.
Нажмите Enter. В ячейке появится
результат – 0,523333.
Заполните остальные ячейки при помощи автозаполнения.
3. В третьем
столбце в ячейке С2 поставьте знак равно «=» и щелкните fx – Вставить функцию. Появится окно
Вставка функции.
Выберите категорию: Математические. Выберите
функцию SIN.
Нажмите ОК. Появится окно Аргументы
функции. Щелкните мышкой по ячейке B2. Нажмите
ОК. В ячейке С2 появится 0. (sin0 = 0).
Установите числовой формат ячейки С2, число десятичных знаков
2:
Заполните остальные
ячейки при помощи автозаполнения.
4. Выделите
ячейки В1:С14, и выберите меню Вставка
® Диаграммы ®
Точечная ® Точечная с гладкими кривыми.
Появится график функции sinx.
Задание
4. Самостоятельно постройте график функции cosx.
Сохраните файл.
Практическое занятие № 7
Статистическая обработка
данных
(самостоятельно)
Создайте таблицу успеваемости:
1. Вычислите
итоговую оценку (Среднее значение), округлите итоговые оценки до целого числа.
2. Подсчитайте
общее количество «5», «4», «3» и «2» по зачету.
Для этого добавьте
поясняющую информацию и используйте функцию СЧЕТЕСЛИ:
Постройте круговую диаграмму по
результатам зачета. Вставьте название диаграммы, добавьте подписи данных. Постройте
линейчатую диаграмму, в которой отобразите фамилии учащихся и итоговые:
Сохраните работу. Позовите
преподавателя.
Оглавление
Практическая занятие № 1. Основные понятия MS Excel
Практическое
занятие № 2.
Функция
автозаполнения
Практическое
занятие № 3.
Построение
диаграмм
Практическое
занятие № 4.
Ввод формул.
Вычисления по формулам
Практическое
занятие № 5.
Стандартные
функции. Фильтрация. Сортировка
Практическое
занятие № 6. Построение
графиков
Практическое
занятие № 7. Статистическая
обработка данных
Скачано
с www.znanio.ru
Ниже представлены практические работы по информатике, касающиеся навыков работы в электронных таблица Excel 2007 и Excel 2010 (выполненные в МатБюро). Вы можете скачать готовые файлы работ ниже по ссылкам.
Электронные таблицы Excel — мощнейший инструмент как для повседневных дел, так и для серьезных расчетов и программ. Вести домашнюю бухгалтерию, проверить статистическую гипотезу, решить задачу оптимизации прозводства, провести ABC-анализ, создать многоуровневый прайс или базу данных — для всего этого подойдет Эксель.
Обычно работе с электронными таблицами Excel (наиболее популярны 2007 и 2010 версии) обучают на курсе «Информационные технологии» или «Информатика» еще на 1 курсе (параллельно с изучением Word). Студенты инженерных, математических и «программистских» направлений изучают не только работу с основыми функциями приложения, но еще учатся создавать макросы, программировать на VBA (и создавать базы данных, чаще уже в Access).
Подробнее
В диапазоне ячеек A1:E3 создайте копию, приведенной ниже таблицы.
Введите в одну ячейку A1 листа 2 предложение и отформатируйте следующим образом:
На листе 3 постройте таблицу следующего вида:
На листе 4
a) Записать в ячейки A1-A12 названия всех месяцев года, начиная с января.
b) Записать в ячейки B1-G1 названия всех месяцев второго полугодия
c) Записать в ячейки A13-G13 названия дней недели
На листе 5
a) Введите в ячейку С1 целое число 125,6. Скопируйте эту ячейку в ячейки C2, C3, С4, С5 и отобразите ячейку С1 в числовом формате, ячейку С2 в экспоненциальном, ячейку С3 в текстовом, ячейку С4 в формате дата, ячейку С5 в дробном формате;
b) Задайте формат ячейки С6 так, чтобы положительные числа отображались в ней зеленым, отрицательные — красным, нулевые – синим, а текстовая информация желтым цветом (см. пояснения);
c) Заполните диапазон A1:A10 произвольными дробными числами и сделайте формат процентный;
d) Скопируйте диапазон A1:A10 в диапазон D1:D10, увеличив значения в два раза. Установите для нового диапазона дробный формат;
e) При помощи встроенного калькулятора вычислите среднее значение, количество чисел, количество значений и минимальное значение построенного диапазона А1:А10 и запишите эти значения в 15-ю строку.
На листе 6 необходимо
a) Заполнить ячейки A1:A10 последовательными натуральными числами от 1 до 10
b) Заполнить диапазон B1:D10 последовательными натуральными числами от 21 до 50
c) Заполнить диапазон Е1:Е10 последовательными нечетными числами от 1 до 19
d) Заполнить 27 строку числами 2, 4, 8, 16,… (20 чисел)
e) Скопировать диапазон A1:D10 в ячейки A16:D25
f) Обменять местами содержимое ячеек диапазона A1:A10 с ячейками D1:D10 и содержимое ячеек диапазона A16:D16 с ячейками A25:D25
На листе 7 построить таблицу Пифагора (таблицу умножения). Скопировать полученную таблицу на свободное место листа, уменьшив значения в три раза.
Дополнительные задания для самостоятельной работы (1С, 2С, 3С, 4С) в файле.
Подробнее
Выполните вычисления по следующим формулам:
$$A=4+3x+2x^2+x^3, B=(x+y+z)/(xyz), C=sqrt{(1+x)/xy}$$
считая заданными величины x, y, z соответственно в ячейках A3, B3 и C3.
На листе создайте таблицу, содержащую сведения о ценах на продукты. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».
Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесяч-ные цены каждого продукта и всего молочных продуктов по месяцам, используя построенные имена.
На листе запишите формулу для вычисления произведения сумм двух одномерных массивов A и B, т.е. где ai и bi соответствующие элементы массивов, а n – их размерность
На листе запишите формулы вычисления сумм Si каждой строки двумерного массива (матрицы) D, т.е. где m – количество строк матрицы, n – количество столбцов
На листе запишите формулы для вычисления значений элементов массива Yi = ai / max(bi) ,i=1, 2,…,n, где ai и bi элементы соответствующих массивов, а n – их размерность.
На листе задайте произвольный массив чисел. Вычислите сумму положительных чисел и количество отрицательных чисел в этом массиве.
На листе заполните произвольный диапазон любыми числами. Найдите сумму чисел больших заданного в ячейке A1 числа.
На листе задайте массив чисел и используя соответствующие функции вычислите среднее арифметическое положительных чисел и среднее арифметическое абсолютных величин отрицательных чисел в этом массиве.
На листе создайте произвольный список имен, и присвойте ему имя ИМЕНА. Определите, сколько раз в списке ИМЕНА содержится Ваше имя, заданное в ячейке.
Написать формулы, заполнения диапазона А1:A100 равномерно распределенными случайными числами из отрезка [-3,55; 6,55], а диа-пазона B1:B100 случайными целыми числами из отрезка [-20;80]. Скопировать значения указанных диапазонов в диапазоны D1:D100 и E1:E100, увеличив вдвое значения второго диапазона.
Для заданного диапазона ячеек рабочего листа Excel.
Написать формулы вычисляющие:
1. Сумму элементов диапазона, значения которых попадают в отрезок [-5; 10] (см. пояснения).
2. Количество элементов диапазона больших некоторого числа, записанного в ячейке рабочей таблицы (например, из ячейки G1) (используйте функцию СЧЁТЕСЛИ()).
3. Количество элементов диапазона, значение которых меньше среднего значения элементов диапазона (используйте функции СЧЁТЕСЛИ() и СРЗНАЧ(), см. также пояснения к Заданию 7).
Подробнее
Составьте электронную таблицу для решения уравнения вида $ax^2+bx+c=0$
с анализом дискриминанта и коэффициентов $a, b, c$. Для обозначения коэффициентов, дискриминанта и корней уравнения применить имена.
Дана таблица с итогами экзаменационной сессии. Составить электронную таблицу, определяющую стипендию по следующему правилу: По рассчитанному среднему баллу за экзаменационную сессию (s) вычисляется повышающий коэффициент (k), на который затем умножается минимальная стипендия (m).
По результатам сдачи сессии группой студентов (таблица Итоги экзаменационной сессии), определить
— количество сдавших сессию на «отлично» (9 и 10 баллов);
— на «хорошо» и «отлично» (6-10 баллов);
— количество неуспевающих (имеющих 2 балла);
— самый «сложный» предмет;
— фамилию студента, с наивысшим средним баллом.
Пусть в ячейках A1,A2,A3 записаны три числа, задающих длины сторон треугольника.
Написать формулу:
— определения типа треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний),
— определения типа треугольника (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный),
— вычисления площади треугольника, если он существует. В противном случае в ячейку В6 вывести слово «нет».
Задание
1. Открыть Excel и созданный ранее документ. Создать новый лист и назвать его if(x).
2. Вычислить значение заданной функции одной переменной f1 с условием.
3. Вычислить количество точек функции, попадающих в заданный интервал.
4. Вычислить значения заданной функции одной переменной f2.
5. Вычислить сумму тех значений функции, аргументы которых лежат в заданном интервале.
6. Вычислить значение функции двух переменных.
7. Вычислить максимальное и минимальное значение функции.
8. Вычислить количество положительных и сумму отрицательных элементов функции.
9. Посчитать произведение тех значений функции, которые меньше 2.
10. Сохранить документ.
Задание
1. По заданным координатам точек A, B, C, D найти координаты векторов $a=AB$ и $b=CD$.
2. Вычислить скалярное произведения найденных векторов.
3. Найти следующие произведения векторов на заданную матрицу $M$: $a*M$ и $M*b$.
4. Вычислить определители матриц $M$ и $S$.
5. Найти обратные матрицы $S^{–1}$ и $М^{–1}$.
6. Вычислить произведение матрицы S на обратную к ней $S^{–1}$.
7. Найти решение системы линейных уравнений $Sх=b$ и $Мх=а$.
8. Выполнить проверку для найденных решений.
9. Сохранить документ.
Задание
1. Консолидация данных на листе.
2. Создание именованных диапазонов.
3. Поиск решения с помощью подбора параметров.
4. Выделение изменений, внесенных в книгу.
5. Вставка примечаний.
6. Ограничение доступа к документам Excel.
Задача
Имеется несколько различных видов имущества, которые можно передать по наследству. Используя данные налоговой шкалы на имущество, передаваемого по наследству (Таблица 1), определите налог на имущество.
Подробнее
Задание 1 выполняется на основе выполненных практических заданий 1 и 2 из раздела «Примеры типовых практических заданий ». В контрольной работе необходимо привести скриншоты требуемых по условию задачи таблиц из практической работы.
Задание на основе практического задания 2. На основании таблицы «Приход», с помощью функции СУММЕСЛИ(), рассчитайте общий размер НДС и суммарные затраты (без учета НДС) на покупку товаров.
Задание 2. 1. Изучить работу функций АПЛ(), АСЧ() и ДДОБ(). Привести краткую справку по этим функциям.
2. По исходным данным, в соответствии со своим вариантом, вычислить период амортизации.
3. По исходным данным, в соответствии со своим вариантом, вычислить величины амортизационных отчислений линейным способом, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способом уменьшаемого остатка. Провести данные вычисления как с помощью функций Excel, так и с помощью математических формул. При использовании функций АПЛ(), АСЧ() и ДДОБ() параметр «ост_стоимость» задать равным нулю.
4. Рассчитать период амортизации, при котором, в случае метода уменьшающегося остатка, остаточная стоимость будет меньше 10% от начальной.
Задание 3. По условиям договоров некоторая организация (продавец) делает несколько продаж товаров другой организации (покупатель) на суммы (с учетом НДС), эквивалентные Sk у.е. в иностранной валюте, где k- номер продажи. Себестоимость товаров для продавца составляет Pk рублей (без НДС). Переход права собственности на товары происходит в момент передачи их покупателю. Сумма расходов на продажу у продавца составляет Rk рублей Расчеты производятся после отгрузки ценностей в рублях по курсу иностранной валюты на дату отгрузки. Рассчитать финансовый результат от продаж товаров продавцом в табличном редакторе Excel. Значения курса валют, для собственного варианта контрольной работы, взять в сети Интернет.
Следует обратить внимание, что в случае положительного значения уточненного финансового результата по товарам дебет=90.9, кредит=99. В противном случае дебет=99, кредит=90.9. Таким образом, средствами Excel необходимо организовать автоматическое заполнение данных полей исходя из знака уточненных финансовых результатов. Совокупный финансовый результат рассчитывается как сумма финансового и уточненного финансового результата по каждой продаже
Задание
Сформировать таблицу для составления отчета по командировке. Предусмотреть возможность автоматического расчета суммы аванса в зависимости от длительности командировки, региона, удаленности пункта назначения, вида транспорта. Количество регионов — не менее 5, количество градаций по удаленности — не менее 5. Виды транспорта: самолет, поезд, автобус. Построить диаграмму изменения размера расходов на проживание и размера суточных по регионам.
Задание
В торговой фирме комиссионные вычисляются как 5% от суммы сбыта плюс премия, которая составляет 2.5% от суммы сбыта, превышающей 14000 ден. ед., плюс 2% от суммы превышающей 10000 ден. ед. (но не превышающей 14000 ден. ед.), плюс 1% от суммы сбыта превышающей 5000 ден. ед. (но не превышающей 10000 ден. ед.). Найти размер комиссионных. (Например, если суммы сбыта равны 17500, 13000, 7000, 3000 ден. ед., то комиссионные составят 1092.5, 760, 370, и 150 ден. ед. соответственно).
При выполнении задания используйте только две ячейки: одну – для ввода суммы сбыта, другую – для формулы расчета комиссионных (Используйте функцию ЕСЛИ). Предусмотрите ситуацию, когда пользователь в ячейку для ввода суммы сбыта вводит недопустимое значение, например, отрицательное число (команда Данные/Проверка).
Задание
Выполните расчет выручки, всех издержек и прибыли с помощью Microsoft Excel. Постройте графики AVC, ATC и МС (диаграмма 1) и ТС и TR (диаграмма 2) .
Условия задач
Задача 1.
Три станка обрабатывают два вида деталей – А и В. Каждая деталь проходит обработку на всех трех станках. Известны: время обработки каждой детали на каждом станке и время работы станков в течение одного цикла производства.
Цена одной детали А – 4000 руб., В – 6000 руб.
Составить план производства деталей А и В, обеспечивающий максимальный доход по цеху.
Также определить, как повлияет на решение: а) снижение цены детали В до 5000 руб.; б) снижение времени работы третьего станка до 21 ч за один цикл производства; в) возрастание цены детали В на 4000 руб.
Задача 2. На строительство четырех объектов (1,2,3,4) кирпич поступает с трех (I, II, III) заводов. Заводы имеют на складах соответственно 50, 100 и 50 тыс. шт. кирпича. Объекты требуют соответственно 50, 70, 40, 40 тыс. шт. кирпича. Тарифы (д.е./ тыс. шт) приведены в следующей таблице.
Составьте план перевозок, минимизирующий суммарные транспортные расходы.
Задача 3. Дана платежная матрица Р игры с природой.
Известный вероятности наступления событий П природы и равны (0,2; 0,54; 0,26).
Найти оптимальное поведение игрока для максимизации среднеожидаемого выигрыша.
Задача 4. Для сетевой модели определить критический путь.