Shortint byte integer word longint

При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип.

Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).

Стандартные типы

Турбо-Паскаль имеет четыре встроенных стандартных типа: integer (целое), real (вещественное), boolean (логический) и char (символьный).

Целочисленный тип (integer)

В Турбо-Паскале имеется пять встроенных целочисленных типов: shortint (короткое целое), integer (целое), longint (длинное целое), byte (длиной в байт) и word (длиной в слово). Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел, как это показано в следующей Таблице.

Встроенные целочисленные типы.

Тип

Диапазон

Формат

shortint

-128 ..+127

8 битов со знаком

integer

-32768 .. 32767

16 битов со знаком

longint

-2147483648 +2147483647

32 бита со знаком

byte

0 .. 255

8 битов без знака

word

0 .. 65535

16 битов без знака

Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:

  1. Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
  2. В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
  3. Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.

Операции совершаемые над целыми числами:

“+” — сложение

“-“ — вычитание

“*” — умножение

SQR — возведение в квадрат

DIV — после деления отбрасывает дробную часть

MOD — получение целого остатка после деления

ABS — модуль числа

RANDOM(X)-получение случайного числа от 0 до Х

Пример:

а:=100; 
b:=60;
a DIV b результат - 1
а MOD b результат - 40

Описываются переменные целого типа следующим образом:

var список переменных: тип;

Например: var а,р,n:integer;

Вещественный тип(real)

К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения — m, b и e — таким образом, что m*bе, где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.

Имеется пять видов вещественных типов: real, singlе, duble, exnende, comp. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений

Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов

Тип

Диапазон

Цифры

Real

Single

Duble

Extende

comp

2.9×10Е-39 до 1.7×10Е 38

1.5×10Е-45 до 3.4×10Е 38

5.0×10Е-324 до 1.7×10Е 308

3.4×10Е-493 до 1.1×10Е 403

-2Е 63 до 2Е 63

от 11 до 12

от 7 до 8

от 15 до 16

от 19 до 20

от 19 до 20

Операции совершаемые над вещественными числами:

  • Все операции допустимые для целых чисел.
  • SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
  • SIN(X), COS(X), ARCTAN(X).
  • LN(X)-натуральный логарифм.
  • EXP(X)-экспонента Х (ех).
  • EXP(X*LN(A))-возведение в степень (Ах).
  • Функции преобразования типов:
    • TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть;
    • ROUND(X)-округление.
  • Некоторые правила арифметических операций:
    • Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
    • Все составные части выражения записываются в одну строку.
    • Используются только круглые скобки.
    • Нельзя подряд ставить два арифметических знака.

Описываются переменные вещественного типа следующим образом:

var список переменных: тип;

Например:

var d,g,k:real;

Символьный тип(char)

K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:’’’’.

Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.

К символьным данным применимы знаки сравнения:

> , < , >=, <=, <> .

Например: ‘A’ < ‘W’

Функции, которые применимы к символьным переменным:

  1. ORD(X) — определяет порядковый номер символа Х.

    Пример:

    ord(‘a’)=97;
  2. CHR(X) — определяет символ по номеру.

    Пример:

    chr(97)=’a’;
  3. PRED(X) — выдает символ, стоящий перед символом Х.

    Пример:

    pred(‘B’)=’A’;
  4. SUCC(X) — выдает символ, следующий после символа Х.

    Пример:

    succ(‘A’)=’B’;

Перечислимый тип

Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:

Type <имя типа>=(список констант);
Var <имя переменной>:<имя типа>;
 

где <список констант> — это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.

Например:

type
направление=(север, юг, запад, восток);
месяц=(июнь,июль,август,январь);
емкость=(ведро,бочка,канистра,бак);
var
поворот:направление;
отъезд:месяц;
объем:емкость;
 

или так:

var
поворот:(свер, юг, запад, восток);
отъезд:(июнь, июль, август, январь);
объем:(ведро, бочка, канистра, бак);
 

Можно выполнить такие операторы присваивания:

поворот:=юг;
отъезд:=август;
объем:=бак;

но нельзя выполнять смешанные присваивания:

отъезд:=юг;
объем:=август;
 

К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:

1. ORD — порядковый номер

2. PRED — предшествующий элемент

3. SUCC — последующий элемент.

Пример:

PRED(бочка)=ведро; 
SUCC(юг)=запад; 
ORD(июль)=1;
 

Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения: север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.

Ограниченный тип

Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.

Описывается так:

TYPE <имя типа>=константа1..константа2

При этом должны выполняться следующие правила:

  1. Обе ограниченные константы должны быть одного типа.
  2. В качестве базового типа можно использовать любой простой тип, кроме действительного(real).
  3. Начальные значение при определении ограниченного типа не должно быть больше конечного значения.

Пример:

type index=0..63;
letter=’a’..’z’; var char1,char2:letter;
a,g:index;

Можно описывать сразу в разделе описания переменных:

var a,g:0..63;
char1,char2:’a’..’z’.

На занятии рассматриваются основные стандартные типы данных в Паскаль, понятие переменной и константы; объясняется, как работать с арифметическими операциями

Содержание:

  • Типы данных в Паскале
    • Целочисленные типы данных в Паскаль
    • Комментарии в Паскале
    • Вещественные типы данных в Паскаль
  • Приведение типов
  • Константы в Паскале
    • «Красивый» вывод целых и вещественных чисел
  • Арифметические операции в Паскале
    • Порядок выполнения операций
  • Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

Типы данных в Паскале

Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.

Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.

Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.

Целочисленные типы данных в Паскаль

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
byte 0..255 1
shortint -128..127 1
integer -32768.. 32767 2
word 0..65535 2
longint -2147483648..2147483647 4

Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).

Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:

Pascal PascalABC.NET
1
2
3
4
5
6
7
8
program a1;
var x,y:integer; {целочисленный тип}
    myname:string; {строковый тип}
begin
x:=1; y:=x+16;
myname:='Петр';
writeln ('имя: ',myname, ', возраст: ', y)
end.
1
2
3
4
5
6
7
8
program a1;
begin
  var x, y: integer; {целочисленный тип}
  var myname: string; {строковый тип}
  x := 1; y := x + 16;
  myname := 'Петр';
  print($'имя: {myname}, возраст: {y}')
end.
Результат: 
имя: Петр, возраст: 17

При использовании PascalABC.NET наиболее часто используются следующие целочисленные типы:

Тип Длина, байт Диапазон допустимых значений
integer 4 -2 147 483 648 .. 2 147 483 647
int64 8 -9 223 372 036 854 775 808 .. 9 223 372 036 854 775 807
BigInteger переменная неограниченный

Комментарии в Паскале

Обратите внимание на то, как используются комментарии в Паскале. В примере комментарии, т.е. служебный текст, который «не видим» для компилятора, заключаются в фигурные скобки {}. Обычно комментарии делаются программистами с целью пояснения фрагментов кода. Для однострочных комментариев можно использовать два слэша //:

{Очень простая программа
для вывода слова "Привет"}
begin
// вывод 
write('Привет');
end.

Задача 5. Население Москвы равняется а=9000000 жителей. Население Нью-Васюков равняется b=1000 жителей. Напишите программу, которая определяет разницу в числе жителей между двумя городами. Используйте переменные величины.

[Название файла: L1task5.pas]

Вещественные типы данных в Паскаль

Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел.

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
real 2.9 * 10E-39 .. 1.7 * 10E38 6
single 1.5 * 10 E-45 .. 3.4 * 10E38 4
double 5 * 10E-324 .. 1.7 * 10E308 8
extended 1.9 * 10E-4951 .. 1.1 * 10E4932 10

Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов.

Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:

  • Порядковые
  • Целые
  • Логические
  • Символьные
  • Перечисляемые
  • Интервальные
  • Вещественные

Для вывода значений переменных вещественного типа обычно используется форматированный вывод:

  • в формате используется либо одно число, означающее число позиций, отводимых на это число в экспоненциальной форме;
  • p:=1234.6789;
    Writeln(p:12);  {_1.2346E+004}
  • либо два числа, первое из которых обозначает общий размер поля, отведенного под это число, второе — число знаков после запятой, т.е. точность.
  • p:=1234.6789;
    Writeln(p:6:2); {1234.68}

    Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели, которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю.

    Приведение типов

    В pascalABC.Net в некоторых случаях можно значения одного типа присваивать переменным другого типа.

    Значения типов данных, которые занимают меньше памяти, можно присвоить переменным типа данных с бОльшей емкостью. Так, возможны следующие приведения:

    integer → int64
    int64  → real
    integer → BigInteger

    Пример использования операции приведения типов:

    var a := 10; // integer
    var b := 123456789012345; // int64
    var c := -3bi; // BigInteger
     
    var i := int64(a); // приведение integer → int64
    var x := real(b); // приведение int64  → real
    var p := BigInteger(a); // приведение integer → BigInteger

    Обратное приведение с помощью функций

    Обратное приведение, т.е. чтобы присвоить значение большей ёмкости переменной типа данных меньшей емкости, следует использовать функции округления. Например:

    real → integer

    Пример:

    ##
    var x := Sqrt(3); // корень квадратный из 3, тип real
    var a := Trunc(x); // приведение к integer с отсечением дробной части. рез-т 1
    var b := Round(x); // приведение к integer с округлением до ближайшего целого. рез-т 2

    Константы в Паскале

    Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.

    Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var) и выглядит следующим образом:

    Пример описания константы в Паскале:

    Pascal PascalABC.NET
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    
    const x=17;
    var myname:string;
    begin
    myname:='Петр';
    writeln ('имя: ',myname, ', возраст: ', х)
    end.
    1
    2
    3
    4
    5
    
    const x = 17;
    begin
      var myname := 'Петр';
      print($'имя: {myname}, возраст: {x}')
    end.

    «Красивый» вывод целых и вещественных чисел

    Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:

    Вывод целых чисел

    Вывод целых чисел

    Вывод вещественных чисел

    Вывод вещественных чисел

    Арифметические операции в Паскале

    ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ СМЫСЛ
    2 + 3 5 плюс
    4 — 1 3 минус
    2 * 3 6 умножить
    10 / 5 2 разделить
    10 ** 2 100 возведение в степень с результатом типа real
    17 div 5 3 целочисленное деление
    17 mod 5 2 остаток от целочисленного деления

    арифметические операции в паскале

    Порядок выполнения операций

    1. вычисление выражений в скобках;
    2. умножение, деление, div, mod слева направо;
    3. сложение и вычитание слева направо.

    порядок выполнения операций


    Канонический способ:

    var 
      a: integer;
      b: real;
     
    begin
      a := 1;
      writeln('a := 1; a = ',a);
      a += 2; // Увеличение на 2
      writeln('a += 2; a = ',a);
      a *= 3; // Умножение на 3
      writeln('a *= 3; a = ',a);
      writeln;
      b := 6;
      writeln('b := 6; b = ',b);
      r /= 2;
      writeln('b /= 2; b = ',b);
    end.

    Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

    Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.

    • Операция inc в Паскале, произносимая как инкремент, это стандартная процедура pascal, которая обозначает увеличение на единицу.
    • Пример операции inc:

      1
      2
      3
      
      x:=1;
      inc(x); {Увеличивает x на 1, т.е. x=2}
      writeln (х)

      Более сложное использование процедуры inc:
      Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.

    • Аналогично работает процедура Dec в Паскале: Dec(x) — уменьшает x на 1 (декремент) или Dec(x,n) — уменьшает x на n.
    • Оператор abs представляет собой модуль числа. Работает следующим образом:
    • a:=-9;
      b:=abs(a); { b = 9}
    • Оператор div в паскале является часто используемым, так как целый ряд задач связан с действием деление нацело.
    • Остаток от деления или оператор mod в pascal тоже незаменим при решении ряда задач.
    • Заслуживающей внимания является стандартная функция odd Паскаля, которая определяет, является ли целое число нечетным. Т. е. возвращает true (истина) для нечетных чисел, false (ложь) для четных чисел.
    • Пример использования функции odd:

      1
      2
      3
      4
      
      begin
          WriteLn(Odd(5)); {True}
          WriteLn(Odd(4)); {False}
      end.
    • Функция exp в паскале возвращает экспоненту параметра. Записывается как exp(x), где x типа real.
    • Квадрат числа в Паскале вычисляется при помощи процедуры sqr.
    • Пример использования процедуры sqr в Pascal:

      1
      2
      3
      4
      5
      
      var x:integer;
      begin
      x:=3;
      writeln(sqr(x)); {ответ 9}
      end.
    • Операция возведение в степень в Паскале отсутствует как таковая. Но для того чтобы возвести в степень число можно использовать функцию exp.
    • Формула такая: exp(ln(a)*n), где а — число, n — степень (а>0).

      Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:

       WriteLn(Power(2,3)); {ответ 8}
    • Извлечь квадратный корень в Паскале можно при помощи процедуры sqrt.
    • Пример использования процедуры sqrt в Pascal:

      1
      2
      3
      4
      5
      
      var x:integer;
      begin
      x:=9;
      writeln(sqrt(x)); {ответ 3}
      end.

    Задача 6. Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем

    (S=ширина * толщина, V=площадь*высота)

    [Название файла: L1task6.pas]

    Задача 7. В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику — две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.

    [Название файла: L1task7.pas]

    Задача 8. Известно, что x кг конфет стоит a рублей. Определите, сколько стоит y кг этих конфет, а также, сколько килограмм конфет можно купить на k рублей. Все значения вводит пользователь.

    [Название файла: L1task8.pas]

      

    В приведенных ниже примерах все функции имеют аргументы. Аргументы
    m и n имеют целочисленный тип,
    a и b – тип real,
    x и y – любой из этих типов.

    Abs(x) – возвращает абсолютное значение аргумента x;
    Ceil(x) - возвращает ближайшее целое, не меньшее, чем х;
    Floor(x) - возвращает ближайшее целое, не превышающее х;
    Frac(x) - возвращает дробную часть аргумента x;
    Max(x, y, …) – возвращает максимальное из значений x, y, …;
    Min(x, y, …) – возвращает минимальное из значений x, y, … ;
    Random(m) – возвращает случайное число из интервала [0 ; m-1];
    Random(a) – возвращает случайное число из интервала [0 ; a);
    Random(m, n) – возвращает случайное число из интервала [m ; n];
    Random(a, b) – возвращает случайное число из интервала [a ; b);
    Random2(m) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [0 ; m-1];
    Random2(a) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [0 ; a);
    Random2(m, n) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [m ; n];
    Random2(a, b) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [a ; b);
    Random3(m) – возвращает кортеж из трех случайных чисел в интервале [0 ; m-1];
    Random3(a, b) – возвращает кортеж из трех случайных чисел в интервале [a ; b);
    Round(x) - возвращает округленное до целых по правилам арифметики значение типа integer;
    Round(x, n) - возвращает значение х, округленное до n знаков в дробной части;
    Sign(x) – возвращает -1 при x < 0, 0 при x = 0 и 1 при x > 0;
    Sin(x) – возвращает sin(x) типа real;
    Sqr(a) – возвращает a2;
    Sqr(m) – возвращает m2 типа int64;
    Sqrt(x) – возвращает √x типа real;
    Trunc(a) – возвращает целую часть значения a того же типа
    

    Целочисленные типы данных

    Что делать, чтобы стать программистом

    Что делать, чтобы стать программистом

    Многие сегодня хотят стать программистами. Хотят. Но ничего не делают для этого. Не делают даже простых вещей. Не хотят даже прочитать книжку из 10 страниц. В итоге так и остаются никем. Потому что мечты не сбываются никогда. Сбываются только планы…
    Подробнее…

    Почти все целочисленные типы данных относятся к
    порядковым типам. Эти типы данных представляют целые числа в определённом диапазоне. Конкретные наименования целочисленных типов и диапазоны значений зависят от конкретного языка программирования, от компилятора и от режима компиляции. Подробнее об этом надо узнавать в документации на компилятор.

    Например, тип данных Integer в Delphi имеет диапазон -2147483648…2147483647,
    в то время как в Turbo Pascal тип данных Integer представляет числа в
    диапазоне -35768…32767. В Free Pascal диапазон значений типа Integer
    определяется выбранным режимом.

    Так как Lazarus использует компилятор Free Pascal, то всё сказанное о типах данных по отношению к Free Pascal справедливо и для Lazarus.

    Итак, целочисленные типы данных Free Pascal перечислены в таблице 13.1.

    Таблица 13.1. Целочисленные типы данных Free Pascal (Lazarus).

    Тип Размер, байт Диапазон значений
    Byte 1 0…255
    Shortint 1 -128…127
    Smallint 2 -35768…32767
    Word 2 0…65535
    Integer 2 или 4 Зависит от режима компиляции
    Cardinal 4 0…4294967295
    Longint 4 -2147483648…2147483647
    Longword 4 0…4294967295
    Int64 8 -9223372036854775808…9223372036854775807
    QWord 8 0…18446744073709551615

    ПРИМЕЧАНИЕ
    В Free Pascal типы Int64 и QWord не являются
    порядковыми! Это означает, что вы не можете использовать их, например, для индексных переменных в циклах. Однако я привёл их здесь, чтобы отдельно не описывать в будущем и собрать в одном месте все целочисленные типы Free Pascal. Если какие-то слова вам не понятны — не пугайтесь. В своё время я обо всём расскажу подробнее.

    А теперь несколько пояснений к таблице.

    В колонке ТИП приведены идентификаторы типов данных (ключевые слова, которые указывают компилятору, к какому типу относятся те или иные данные). Как использовать эти идентификаторы, вы узнаете в следующих уроках.

    В колонке РАЗМЕР указан размер, который занимает тип данных в памяти компьютера.
    Например, целое положительное число можно представить разными типами: Byte,
    Word, Cardinal и др. Однако число типа Cardinal
    будет занимать в памяти 4 байта, в то время как число типа Byte – всего лишь
    1 байт. Поэтому, если вы точно знаете, что число, с которым вы работаете, никогда
    не примет значение больше 255, то лучше определять его как тип Byte,
    так как это позволит сэкономить место в памяти компьютера. Хотя здесь не всё так
    однозначно (нюансы распределения памяти и других ресурсов компьютера выходят за рамки
    данного курса).

    В колонке ДИАПАЗОН указан диапазон значений, которым оперирует тип данных.
    Например, число типа Byte может принимать значения от 0 до 255.

    А теперь практика. Напишем программу, которая выводит на экран диапазоны значений всех целочисленных типов данных. Исходный код этой программы приведён ниже:

    Листинг 13.1. Программа вывода на экран диапазонов целых чисел.

    program td;
    
    {$mode objfpc}{$H+}
    
    uses
      {$IFDEF UNIX}{$IFDEF UseCThreads}
      cthreads,
      {$ENDIF}{$ENDIF}
      Classes
      { you can add units after this };
    
    begin
      Writeln('Byte : ', Low(Byte), '..', High(Byte));
      Writeln('Shortint : ',  Low(Shortint), '..', High(Shortint));
      Writeln('Smallint : ',  Low(Smallint), '..', High(Smallint));
      Writeln('Word : ',  Low(Word), '..', High(Word));
      Writeln('Integer : ',  Low(Integer), '..', High(Integer));
      Writeln('Cardinal : ',  Low(Cardinal), '..', High(Cardinal));
      Writeln('Longint : ',  Low(Longint), '..', High(Longint));
      Writeln('Longword : ',  Low(Longword), '..', High(Longword));
      Writeln('Int64 : ',  Low(Int64), '..', High(Int64));
      Writeln('QWord : ',  Low(QWord), '..', High(QWord));
    
      Readln;
    end.

    Надеюсь, вы помните
    как создавать и сохранять программы в Lazarus.

    Стандартная функция Low определяет минимальное значение типа данных.
    Фунцкия High определяет максимальное значение. С функциями
    WriteLn и ReadLn вы уже немного знакомы. Более подробно о
    подпрограммах (процедурах и функциях) мы будем говорить в соответствующем разделе
    курса.

    Напоследок скажу, как записываются целочисленные данные в программе. Да также как и везде — просто пишите число, без кавычек и каких-либо дополнительных символов. Например, так


    10
    178
    35278

    Правда, это относится к числам в десятичной системе счисления. Наверняка вы уже знаете,
    что есть и другие системы. Наиболее широко распространены двоичная, десятичная и
    шестнадцатеричная системы счисления.

    Free Pascal поддерживает четыре формата записи целого числа:

    1. Десятичная запись. Просто число, например 10.
    2. Шестнадцатеричная запись. Число с префиксом $. Например, шестнадцатеричное число $10 равно десятичному 16.
    3. Восьмеричная запись. Число с префиксом &. Например, восьмеричное число &10 равно десятичному 8.
    4. Двоичная запись. Число с префиксом %. Например, двоичное число %10 равно десятичному 2.

    Если для вас это пока слишком сложно, то пропустите эту часть. Просто добавьте страницу в
    закладки и вернётесь к ней когда будет нужно.

    Домашнее задание:

    Создайте программу, которая выводит на экран диапазоны значений целых чисел (листинг 13.1).
    Откомпилируйте программу и запустите её. Убедитесь, что эти значения соответствуют указанным
    в таблице 13.1.

    В исходном коде программы найдите строку, которая задаёт режим компиляции:


    {$mode objfpc}{$H+}

    В этой строке вместо слова objfpc напишите слово tp. То есть итоговая строка должна выглядеть так:


    {$mode tp}{$H+}

    Запустите программу. Посмотрите диапазон значений типа Integer. Сделайте выводы.

    Учитесь думать как программист, то есть логически. Никто вам до пенсии не будет всё разжёвывать, как это делаю сейчас я. Надо привыкать думать самостоятельно. Иначе вы скатитесь к “обезьяньему принципу обучения”, и тогда ваши шансы стать классным программистом приблизятся к нулю. Чтобы помочь вам не скатиться на уровень “зубрёжки”, я буду периодически оставлять пробелы в вашем обучении, чтобы вы постарались сами додуматься до каких-то вещей.

    Намного лучше, если вы сами додумаетесь до неправильного решения, сами найдёте ошибку и сами её исправите, чем будете всегда использовать чужие правильные решения и тупо их копировать.

    Любые данные – константы, переменные, значения функций характеризуются в Паскале типом данных.

    Определим понятие типа данных. Как уже известно, все объекты программы (переменные, константы и т.д.) должны быть описаны.

    Описания информируют транслятор, во-первых, о существовании используемых переменных и других объектов, во-вторых, указывают на свойства этих объектов. Например, описание переменной, значение которой является числом, указывает на свойства чисел. Формально числа могут быть целыми и вещественными (дробными). В Паскале, как и в других языках программирования, числа разделены на два типа: целые (зарезервированное слово integer ) и вещественные (зарезервированное слово real ).

    Выделение целых чисел в отдельный тип объясняется тем, что в вычислительной машине целые и вещественные числа представляются по-разному: целое число может быть представлено абсолютно точно, а вещественное – неизбежно с некоторой конечной погрешностью, которая определяется свойствами транслятора.

    Например, пусть переменная x имеет тип real и ее значение равно единице: x=1 . Соответствующее значение в памяти компьютера может быть и 0.999999999, и 1.000000001, и 1.000000000 . Но если переменная x будет объявлена как переменная целого типа, то единица в компьютере будет представлена абсолютно точно и переменная x не сможет принимать вещественные (дробные) значения – ведь она была описана как переменная целого типа.

    Таким образом, тип данных определяет:

    • внутреннее представление данных в памяти компьютера;
    • множество значений, которые могут принимать величины этого типа;
    • операции, которые могут выполняться над величинами этого типа.

    Введение типов данных является одной из базовых концепций языка Паскаль, заключающейся в том, что при выполнении операции присваивания переменной значения выражения, переменная и выражение должны быть одного типа. Такая проверка выполняется компилятором, что значительно упрощает поиск ошибок и приводит к повышению надежности программы.

    Множество типов данных языка Турбо Паскаль можно разделить на две группы:

    • стандартные (предопределенные) типы;
    • типы, определяемые пользователем (пользовательские типы).

    К стандартным типам Турбо Паскаль относят:

    • целый тип – integer ;
    • вещественный тип – real ;
    • символьный тип – char ;
    • логический тип – boolean ;
    • строковый тип – string ;
    • указательный тип – pointer ;
    • текстовый тип – text .

    Пользовательские типы данных представляют собой различные комбинации стандартных типов.

    К пользовательским типам относят:

    • перечисляемый тип;
    • интервальный тип;
    • указательный тип;
    • структурированные типы;
    • процедурный тип.

    Замечание. Возможна и другая классификация типов данных, согласно которой типы делятся на простые и сложные.

    К простым типам относят: целый тип, вещественный тип, символьный тип, логический тип, перечислимый тип и интервальный тип.

    Сложный тип представляет собой различные комбинации простых типов (массивы, записи, множества, файлы и т.д.)

    Стандартные типы

    Стандартный тип данных определен самим языком Паскаль. При использовании в программе стандартных типов достаточно указать подразделы необходимых типов ( constvar ) и далее описать используемые в программе константы и переменные. Необходимость использования подраздела Type отсутствует.

    Например, если в программе используются только переменные:

     i,j – integer (целые); 

     x,y — real (вещественные); 

     t,s — char (символьные); 

     a,b – boolean (логические), 

    то необходим только подраздел переменных – Var . Поэтому в описательной части программы объявления переменных записываются следующим образом:

     Var 

    i,j:integer; 

    x,y:real; 

    t,s:char; 

    a,b:boolean; 

    Целые типы

    Данные этого типа могут принимать только значения целых чисел. В компьютере значения целого типа представляются абсолютно точно. Если переменная отрицательная, то перед ней должен стоять знак «–», если переменная положительная, то знак «+» можно опустить. Данный тип необходим в том случае, когда какую-то величину нельзя представить приближенно – вещественным числом. Например, число людей, животных и т.д.

    Примеры записи значений целых чисел: 17, 0, 44789, -4, -127.

    Диапазон изменения данных целого типа, определяется пятью стандартными типами целых чисел и представлен в таблице:

    Тип Диапазон Размер в байтах
     Shortint   -128…+128   1 
     Integer   -32768…32767   2 
     Longint   -2147483648…2147483647   4 
     Byte   0…255   1 
     Word   0…65535   2 

    Последние два типа служат для представления только положительных чисел, а первые три как положительных, так и отрицательных чисел.

    В тексте программы или при вводе данных целого типа значения записываются без десятичной точки. Фактические значения переменной не должны превышать допустимых значений того типа ( ShortintIntegerLongintByteWord ), который был использован при описании переменной. Возможные превышения при вычислениях ни как не контролируются, что приведет к неверной работе программы.

    Пример использования переменной целого типа

    Var
    

    a:integer;

    b:word;

    c:byte;

    Begin

    a:=300; {a присвоено значение 300}

    b:=300; {b присвоено значение300}

    c:=200; {c присвоено значение200}

    a:=b+c; {a присвоено значение500}

    c:=b; {Ошибка! Переменная c может принимать значения не более 255. Здесь переменной c присваивается значение 500,что вызовет переполнение результата.}

    End.

    Вещественные типы

    Значения вещественных типов в компьютере представляются приближенно. Диапазон изменения данных вещественного типа определяется пятью стандартными типами: вещественный ( Real ), с одинарной точностью ( Single ), двойной точностью ( Double ), с повышенной точностью ( Extended ), сложный ( Comp ) и представлен в таблице:

    Тип Диапазон Число значащих цифр Размер в байтах
     Real   2.9E-39…1.7E+38   11-12   6 
     Single   1.5E-45…3.4E+38   >7-8   4 
     Double   5E-324…1.7E+308   15-16   8 
     Extended   3.4E-4951…1.1E+4932   19-20   10 
     Comp   -2E+63+1…+2E+63-1   19-20   8 

    Вещественные числа могут быть представлены в двух форматах: с фиксированной и плавающей точкой.

    Формат записи числа с фиксированной точкой совпадает с обычной математической записью десятичного числа с дробной частью. Дробная часть отделяется от целой части с помощью точки, например

     34.5, -4.0, 77.001, 100.56 

    Формат записи с плавающей точкой применяется при записи очень больших или очень малых чисел. В этом формате число, стоящее перед символом «E», умножается на число 10 в степени, указанной после символа «E».

     1E-4   1*10-4 
     3.4574E+3   3.4574*10+3 
     4.51E+1   4.51*10+1 

    Примеры чисел с плавающей точкой:

    Число Запись на Паскале
    0,0001 1E-4
    3457,4 34574E-1
    45,1 451E-1
    40000 4E+4
    124 0.124E+3
    124 1.24E+2
    124 12.4E+1
    124 1240E-1
    124 12400E-2

    В таблице с 5 по 9 строку показана запись одного и того же числа 124. Изменяя положение десятичной точки в мантиссе (точка «плывет», отсюда следует название «запись числа с плавающей точкой») и одновременно изменяя величину порядка, можно выбрать наиболее подходящую запись числа.

    Пример описания переменных вещественного типа.

     Var
    

    x,y,z:real;

    Символьный тип

    Значениями символьного типа являются символы, которые можно набрать на клавиатуре компьютера. Это позволяет представить в программе текст и производить над ним различные операции: вставлять, удалять отдельные буквы и слова, форматировать и т.д.

    Символьный тип обозначается зарезервированным словом Char и предназначен для хранения одного символа. Данные символьного типа в памяти занимают один байт.

    Формат объявления символьной переменной:

     <имя переменной>: Char; 

    При определении значения символьной переменной символ записывается в апострофах. Кроме того, задать требуемый символ можно указанием непосредственно его числового значения ASCII-кода. В этом случае необходимо перед числом, обозначающим код ASCII необходимого символа, поставить знак #.

    Пример использования переменных символьного типа:

    Var
    

    c:char; {c – переменная символьного типа}

    Begin

    c:=’A’; {переменной c присваивается символ ’A’}

    c:=#65; {переменной c также присваивается символ A. Его ASCII код равен 65}

    c:=’5’; {переменной c присваивается символ 5,

    End. здесь 5 это уже не число}

    Логический тип

    Логический тип данных называют булевским по имени английского математика Джорджа Буля, создателя области математики – математической логики.

    Формат объявления переменной логического типа:

     <имя переменной>: boolean; 

    Данные этого типа могут принимать только два значения:

    • True – истина;
    • False – ложь.

    Логические данные широко используются при проверке правильности некоторых условий и при сравнении величин. Результат может оказаться истинным или ложным.

    Для сравнения данных предусмотрены следующие операции отношений:

    = равно
    <> не равно
    > больше
    < меньше
    >= больше или равно
    <= меньше или равно

    Пример использования операций отношения:

    отношение 5>3, результат true (истина);

    отношение 5=3, результат false (ложь).

    Пример использования переменных логического типа.

     Var
    

    a,b:boolean; {a,b – переменные логического типа}

    Begin

    a:=Тrue; {переменной a присваивается значение «истина»}

    b:=false; {переменной b присваивается значение «ложь»}

    End.

    Константы

    В качестве констант могут использоваться целые, вещественные числа, символы, строки символов, логические константы.

    Константу необходимо объявить в описательной части с помощью зарезервированного слова const.

    Формат объявления константы

     Const <имя константы>= <значение>; 

    Если в программе используются несколько констант, допускается использование только одного ключевого слова Const, описание каждой константы заканчивается точкой с запятой. Блок констант заканчивается объявлением другого раздела или объявлением блока исполняемых операторов.

    Пример:


    Const {объявление раздела констант}

    year=2003; {константа целого типа, т.к. нет в записи десятичной точки}

    time=14.05; {константа вещественного типа}

    N=24; {константа целого типа, т.к. нет в записи десятичной точки}

    P=3.14; {константа вещественного типа}

    A=true; {константа логического типа}

    str1=’7’; {константа символьного типа}

    str2=’A’; {константа символьного типа}

    str3=’Turbo’; {константа строкового типа}
    Var {объявление раздела переменных}

    X,y:integer; {переменные целого типа}

    Пользовательские типы

    Из совокупности пользовательских типов рассмотрим только

    • перечисляемый тип;
    • интервальный тип.

    Эти два типа нам будут необходимы при изучении массивов.

    Перечисляемый тип

    Перечисляемый тип данных описывает новые типы данных, значения которых определяет сам программист. Перечисляемый тип задается перечислением тех значений, которые он может получать. Каждое значение именуется некоторым идентификатором и располагается в списке, обрамленном круглыми скобками. Перечисляемый тип относится к типам данных, определяемым пользователем, поэтому объявление этого типа начинается зарезервированным словом TYPE .

    Формат перечисляемого типа:

     Type 

     <имя типа>= (константа1, константа2,…, константаN); 

    где
     константа1константа2,…, константаN – упорядоченный набор значений идентификаторов, рассматриваемых как константы.

    Пример описания перечисляемого типа:

    Type
    

    ball=(one, two, three, four, five);

    var

    t:ball;

    Здесь ball – имя перечисляемого типа; onetwothreefourfive – константы; t – переменная, которая может принимать любое значение констант.

    В перечисляемом типе константа является идентификатором, поэтому она не заключается в кавычки и не может быть числом. Таким образом, в перечисляемом типе под константой понимается особый вид констант, которые не могут быть:

    • константами числового типа: 1, 2, 3, 4 и т. д;
    • константами символьного типа: ‘a’, ‘s’, ‘1’, ‘3’ и т. д.;
    • константами строкового типа: ‘first’, ‘second’ и т.д.

    Кроме того, к значениям этого типа не применимы арифметические операции и стандартные процедуры ввода и вывода ReadWrite .

    Пример использования переменных перечисляемого типа:

    Type
    

    days = (Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday);

    Var

    day: days;

    begin

    if day = Sunday then writeln(‘Сегодня Воскресенье!’);

    End.

    Элементы, входящие в определение перечисляемого типа, считаются упорядоченными в той последовательности, в которой они перечисляются. Нумерация начинается с нуля. Поэтому в приведенном примере дни недели имеют следующие порядковые номера

    порядковые номера

    Для программного определения порядкового номера используется функция Ord() .

    В нашем примере порядковые номера равны:

     Ord(Monday) = 0; 

     Ord(Saturday) = 5; 

     Ord(Sunday) = 6. 

    Интервальный тип

    Если какая-то переменная принимает не все значения своего типа, а только значения, содержащиеся в некотором диапазоне, то такой тип данных называется интервальным типом. Часто интервальный тип называют ограниченным типом и типом-диапазоном. Интервальный тип задается границами своих значений:

     <минимальное значение>..<максимальное значение> 

    Здесь:

    • два символа «..» рассматриваются как один символ, поэтому между ними недопустимы пробелы;
    • левая граница диапазона не должна превышать его правую границу.

    Интервальный тип относится к типам данных, определяемых пользователем, поэтому объявление этого типа начинается со служебного слова TYPE .

    Пример описания интервального типа:


    Type

    digit = 1..10;

    month = 1..31;

    lat = ’A’..’Z’;

    Аннотация: Типы данных языка Pascal: классификация и описания. Арифметические и порядковые типы данных, действия с ними. Арифметические выражения: функции, операции и порядок действий. Совместимость и преобразования типов данных.

    Типы данных языка Pascal

    Компиляторы языка Pascal требуют, чтобы сведения об объеме памяти, необходимой для работы программы, были предоставлены до начала ее работы. Для этого в разделе описания переменных ( var ) нужно перечислить все переменные, используемые в программе. Кроме того, необходимо также сообщить компилятору, сколько памяти каждая из этих переменных будет занимать. А еще было бы неплохо заранее условиться о различных операциях, применимых к тем или иным переменным…

    Все это можно сообщить программе, просто указав тип будущей переменной. Имея информацию о типе переменной, компилятор «понимает», сколько байт необходимо отвести под нее, какие действия с ней можно производить и в каких конструкциях она может участвовать.

    Для удобства программистов в языке Pascal существует множество стандартных типов данных и плюс к тому возможность создавать новые типы.

    Конструируя новые типы данных на основе уже имеющихся (стандартных или опять-таки определенных самим программистом), нужно помнить, что любое здание должно строиться на хорошем фундаменте. Поэтому сейчас мы и поговорим об этом «фундаменте».

    На основании базовых типов данных строятся все остальные типы языка Pascal, которые так и называются: конструируемые.

    Разделение на базовые и конструируемые типы данных в языке Pascal показано в таблице:

    Базовые типы данных Дискретные типы данных Арифметические типы данных Адресные типы данных Структурированные типы данных
    Целые Вещественные
    Логический

    boolean
    Символьный
    (литерный)

    char
    shortint 
    byte
    integer
    word
    longint
    real
    single
    double
    extended
    comp
    Нетипизированный указатель

    pointer
    Конструируемые типы Перечисляемый

    week = (su, mo, tu,
    we, th, fr,sa);
    Типизированный указатель

    ^<тип>
    Массив array
    Строка string
    Запись record
    Интервал (диапазон)

    budni = mo..fr;
    Файл

    text
    file
    Процедурный
    Объектный1Появляется в Turbo Pascal начиная с версии 7.0.
    Типы данных, конструируемые программистом

    Типы данных, конструируемые программистом, описываются в разделе type по следующему шаблону:

    type <имя_типа> = <описание_типа>;

    Например:

    type lat_bukvy = 'a'..'z','A'..'Z';

    Базовые типы данных являются стандартными, поэтому нет нужды описывать их в разделе type. Однако при желании это тоже можно сделать, например, дав длинным определениям короткие имена. Скажем, введя новый тип данных

    можно немного сократить текст программы.

    Стандартные конструируемые типы также можно не описывать в разделе type. Однако в некоторых случаях это все равно приходится делать из-за требований синтаксиса. Например, в списке параметров процедур или функций конструкторы типов использовать нельзя (см. лекцию 8).

    Порядковые типы данных

    Среди базовых типов данных особо выделяются порядковые типы. Такое название можно обосновать двояко:

    1. Каждому элементу порядкового типа может быть сопоставлен уникальный (порядковый) номер. Нумерация значений начинается с нуля. Исключение — типы данных shortint, integer и longint. Их нумерация совпадает со значениями элементов.
    2. Кроме того, на элементах любого порядкового типа определен порядок (в математическом смысле этого слова), который напрямую зависит от нумерации. Таким образом, для любых двух элементов порядкового типа можно точно сказать, который из них меньше, а который — больше2Математический порядок определен и на вещественных числах. Однако в программировании вещественные типы данных противопоставлены порядковым: возможность нумерации доминирует над возможностью упорядочивания..
    Стандартные подпрограммы, обрабатывающие порядковые типы данных

    Только для величин порядковых типов определены следующие функции и процедуры:

    1. Функция ord(x) возвращает порядковый номер значения переменной x (относительно того типа, к которому принадлежит переменная х).
    2. Функция pred(x) возвращает значение, предшествующее х (к первому элементу типа неприменима).
    3. Функция succ(x) возвращает значение, следующее за х (к последнему элементу типа неприменима).
    4. Процедура inc(x) возвращает значение, следующее за х (для арифметических типов данных это эквивалентно оператору x:=x+1).
    5. Процедура inc(x,k) возвращает k-е значение, следующее за х (для арифметических типов данных это эквивалентно оператору x:=x+k).
    6. Процедура dec(x) возвращает значение, предшествующее х (для арифметических типов данных это эквивалентно оператору
      x:=x-1).
    7. Процедура dec(x,k) возвращает k-e значение, предшествующее х (для арифметических типов данных это эквивалентно оператору x:=x-k).

    На первый взгляд кажется, будто результат применения процедуры inc(x) полностью совпадает с результатом применения функции succ(x). Однако разница между ними проявляется на границах допустимого диапазона. Функция succ(x) неприменима к максимальному элементу типа, а вот процедура inc(x) не выдаст никакой ошибки, но, действуя по правилам машинного сложения, прибавит очередную единицу к номеру элемента. Номер, конечно же, выйдет за пределы диапазона и за счет усечения превратится в номер минимального значения диапазона. Получается, что процедуры inc() и dec() воспринимают любой порядковый тип словно бы «замкнутым в кольцо»: сразу после последнего вновь идет первое значение.

    Поясним все сказанное на примере. Для типа данных

    попытка прибавить 1 к числу 15 приведет к следующему результату:

    Начальная единица будет отсечена, и потому получится, что inc(15)=0.

    Аналогичная ситуация на нижней границе допустимого диапазона произвольного порядкового типа данных наблюдается для процедуры dec(x) и функции pred(x):

    dec(min_element)= max_element
    Типы данных, относящиеся к порядковым

    Опишем теперь порядковые типы данных более подробно.

    1. Логический тип boolean имеет два значения: false и true, и для них выполняются следующие равенства:

      ord(false)=0, ord(true)=1, false<true, 
      	pred(true)=false, succ(false)=true,
      	inc(true)=false, inc(false)=true,
      	dec(true)=false, dec(false)=true.
    2. В символьный тип char входит 256 символов расширенной таблицы ASCII (например, ‘a’, ‘b’, ‘я’, ‘7’, ‘#’). Номер символа, возвращаемый функцией ord(), совпадает с номером этого символа в таблице ASCII.
    3. Целочисленные типы данных сведем в таблицу:

      Тип данных Количество Диапазон
      байтов битов
      shortint
      byte
      integer
      word
      longint
      1
      1
      2
      2
      4
      8
      8
      16
      16
      32
      -128..127
      0..255
      -32768..32767
      0..65535
      -2147483648..2147483647
      -27..27-1
      0..28-1
      -215..215-1
      0..216-1
      -231..231-1
    4. Перечисляемые3Не путать с перечислимыми, то есть порядковыми. типы данных задаются в разделе type явным перечислением их элементов. Например:
      type week =(sun,mon,tue,wed,thu,fri,sat)
                  0   1  2   3   4   5  6

      Напомним, что для этого типа данных:

      inc(sat) = sun, dec(sun) = sat.
    5. Интервальные типы данных задаются только границами своего диапазона. Например:
      type month = 1..12; 
      		budni = mon..fri;
    6. Программист может создавать и собственные типы данных, являющиеся комбинацией нескольких стандартных типов. Например:
      type valid_for_identifiers = 'a'..'z','A'..'Z','_','0'..'9';

    Этот тип состоит из объединения нескольких интервалов, причем в данном случае изменен порядок латинских букв: если в стандартном типе char ‘A’ < ‘a’, то здесь, наоборот, ‘a’ < ‘A’. Для величин этого типа выполняются следующие равенства:

    inc('z')='A'; dec('0')='_', pred('9')='8'; ord('b')= 2.

    Вещественные типы данных

    Напомним, что эти типы данных являются арифметическими, но не порядковыми.

    Тип Количество байтов Диапазон (абсолютной величины)
    single
    real
    double
    extended
    comp
    4
    6
    8
    10
    8
    1.5*10-45..3.4*1038
    2.9*10-39..1.7*1038
    5.0*10-324..1.7*10308
    3.4*10-4932..1.1*104932
    -263+1..263-1

    Конструируемые типы данных

    Эти типы данных (вместе с определенными для них операциями) мы будем рассматривать далее на протяжении нескольких лекций:

    Лекция 3. Массивы

    Лекция 5. Строки и множества

    Лекции 6 и 7. Файлы

    Лекция 7. Записи

    Лекция 8. Процедурный тип данных

    Лекция 10. Указатели

    Like this post? Please share to your friends:
  • Shortest word with all the vowels
  • Shortest word in the dictionary
  • Shortest word in a sentence c
  • Shortest word codewars js
  • Shorter word for competition