Решу егэ информатика задания в excel

Всего: 323    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 | 121–140 …

Добавить в вариант

В ячейке Е15 электронной таблицы записана формула. Эту формулу скопировали в ячейки D17 и С18. В соответствии с формулой, полученной в ячейке D17, значение в этой ячейке равно разности значений в ячейках D32 и С32; в соответствии с формулой, полученной в ячейке С18, значение в этой ячейке равно разности значений в ячейках D33 и В32.

Укажите, какая формула могла быть написана в ячейке Е15.

Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

1)  =Е$32 − $D30

2)  =$D$32 − $В$32

3)  =$D$31 − $С$32

4)  =$D30 − D$32


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 20 35
2 =С1-2*В1*В1 =(В1*В1*В1-4)/А1 =С1-8*В1

Какое число должно быть записано в ячейке В1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона А1:С2 имеют один и тот же знак.


Задания Д10 № 5350

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу сложения чисел от 2 до 5.

Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 2 до 5. Затем в ячейку Е5 записал формулу сложения, после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:Е5. В итоге на экране получился фрагмент таблицы сложения (см. рис.).

A B C D E
1 2 3 4 5
2 2 4 5 6 7
3 3 5 6 7 8
4 4 6 7 8 9
5 5 7 8 9 10

Какая формула была записана в ячейке Е5?

1)  =А$5+$Е1

2)  =А5+Е1

3)  =$А5+$Е1

4)  =$А5+Е$1

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 3 5
2 =(C1+3)/(A1-1) =(B1+3)/(C1+3) =(4*C1+6)/(A1+2)

Какое целое число должно быть записано в ячейке С1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.


Задания Д10 № 5382

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу умножения чисел от 3 до 6.

Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 3 до 6. Затем в ячейку Е2 записал формулу умножения, после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:Е5. В итоге на экране получился фрагмент таблицы умножения (см. рис.).

A B C D E
1 3 4 5 6
2 3 9 12 15 18
3 4 12 16 20 24
4 5 15 20 25 30
5 6 18 24 30 36

Какая формула была записана в ячейке Е2?

1)  =А$2*$Е1

2)  =А2*Е1

3)  =$А2*$Е1

4)  =$А2*Е$1

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 4 5
2 =(C1+3)/(A1+4) =B1/(C1-3) =(A1+1)/(2*C1-2*B1)

Какое целое число должно быть записано в ячейке С1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.


Задания Д10 № 5414

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу двузначных чисел от 60 до 99.

Для этого сначала в диапазоне В1:К1 он записал числа от 0 до 9, и в диапазоне А2:А5 он записал числа от 6 до 9. Затем в ячейку В2 записал формулу двузначного числа (А2  — число десятков; В1  — число единиц), после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:К5. В итоге получил таблицу двузначных чисел. На рисунке ниже представлен фрагмент этой таблицы:

A B C D E
1 0 1 2 3
2 6 60 61 62 63
3 7 70 71 72 73
4 8 80 81 82 83
5 9 90 91 92 93

Какая формула была записана в ячейке В2?

1)  =$А2*10+В$1

2)  =А$2*10+$В1

3)  =$А2*10+$В1

4)  =А2*10+В1

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.


Задания Д10 № 5446

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу двузначных чисел от 50 до 89.

Для этого сначала в диапазоне В1:К1 он записал числа от 0 до 9, и в диапазоне А2:А5 он записал числа от 5 до 8. Затем в ячейку В2 записал формулу двузначного числа (А2  — число десятков; В1  — число единиц), после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:К5. В итоге получил таблицу двузначных чисел. На рисунке ниже представлен фрагмент этой таблицы.

A B C D E
1 0 1 2 3
2 5 50 51 52 53
3 6 60 61 62 63
4 7 70 71 72 73
5 8 80 81 82 83

Какая формула была записана в ячейке В2?

1)  =А$2*10+$В1

2)  =$А2*10+$В1

3)  =А2*10+В1

4)  =$А2*10+В$1

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 4 3
2 =(C1+2)/(A1+4) =2*A1/(C1+2) =3/(C1-B1)

Какое целое число должно быть записано в ячейке С1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.


Задания Д10 № 5478

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу сложения чисел от 14 до 17.

Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 14 до 17. Затем в ячейку Е2 записал формулу сложения, после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:Е5. В итоге на экране получился фрагмент таблицы сложения (см. рис.).

A B C D E
1 14 15 16 17
2 14 28 29 30 31
3 15 29 30 31 32
4 16 30 31 32 33
5 17 31 32 33 34

Какая формула была записана в ячейке Е2?

1)  =$Е1+А$2

2)  =Е1+А2

3)  =Е$1+А$2

4)  =Е$1+$А2

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 2 2
2 =B2 =(B1-2)/A1 =B2+C1

Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 9 7
2 =(C1+1)/(A1-1) =(A1-B1)/(C1+1) =(A1-4)/(C1+7)

Какое целое число должно быть записано в ячейке С1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 4 5
2 =(C1+3)/(A1+4) =B1/(C1-3) =(A1+1)/(2*C1-2*B1)

Какое целое число должно быть записано в ячейке С1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.


Задания Д10 № 5574

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу значений формулы 2x плюс 3y для значений х и у от 5 до 8.

Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 5 до 8. Затем в ячейку В5 записал формулу (А5  — значение x; В1  — значение y), после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:Е5. В итоге на экране получился фрагмент таблицы (см. рис.).

A B C D E
1 5 6 7 8
2 5 25 28 31 34
3 6 27 30 33 36
4 7 29 32 35 38
5 8 31 34 37 40

Какая формула была записана в ячейке В5?

1)  =А$5*2+$В1*3

2)  =$А5*2+В$1*3

3)  =$А5*2+$В1*3

4)  =А5*2+В1*3

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 4 6
2 =(С1+2)/(4*A1) =1/(C1+2) =3/(3*C1+B1)

Какое целое положительное число должно быть записано в ячейке С1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источники:

ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3;

ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.


Задания Д10 № 5670

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу умножения чисел от 2 до 5.

Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 2 до 5. Затем в ячейку Е5 записал формулу умножения, после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:Е5. В итоге на экране получился фрагмент таблицы умножения (см. рис.).

A B C D E
1 2 3 4 5
2 2 4 6 8 10
3 3 6 9 12 15
4 4 8 12 16 20
5 5 10 15 20 25

Какая формула была записана в ячейке Е5?

1)  =$А5*$Е1

2)  =А5*Е1

3)  =$А5*Е$1

4)  =А$5*$Е1

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 8 6
2 =(B1+1)/(2*A1) =1/(B1+1) =3/(2*B1+C1)

Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.


Задания Д10 № 5734

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу значений формулы 2x плюс 3у для значений x и y от 6 до 9.

Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 6 до 9. Затем в ячейку В5 записал формулу (А5  — значение x В1  — значение y), после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:Е5. В итоге на экране получился фрагмент таблицы (см. рис.).

A B C D E
1 6 7 8 9
2 6 30 33 36 39
3 7 32 35 38 41
4 8 34 37 40 43
5 9 36 39 42 45

Какая формула была записана в ячейке B5?

1)  =А$5*2+$В1*3

2)  =$А5*2+$В1*3

3)  =А5*2+В1*3

4)  =$А5*2+В$1*3

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.


Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C
1 2 1
2 =B2 =(B1-3)/A1 =B2+C1

Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.


Задания Д10 № 5766

i

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу двузначных чисел от 30 до 69.

Для этого сначала в диапазоне В1:К1 он записал числа от 0 до 9, и в диапазоне А2:А5 он записал числа от 3 до 6. Затем в ячейку В2 записал формулу двузначного числа (А2  — число десятков; В1  — число единиц), после чего скопировал её во все ячейки диапазона В2:К5. В итоге получил таблицу двузначных чисел. На рисунке ниже представлен фрагмент этой таблицы:

A B C D E
1 0 1 2 3
2 3 30 31 32 33
3 4 40 41 42 43
4 5 50 51 52 53
5 6 60 61 62 63

Какая формула была записана в ячейке B2?

1)  =$А2*10+$В1

2)  =А2*10+В1

3)  =$А2*10+В$1

4)  =А$2*10+$В1

Источник: ЕГЭ по информатике 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

Всего: 323    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 | 121–140 …


Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа  — результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

Задание 9

Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением. В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ−2021 по информатике


2

Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа  — результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

Задание 9

Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением. В ответе запишите только целую часть получившегося числа.


3

Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа  — результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

Задание 9

Найдите разность между минимальным значением температуры и её средним арифметическим значением. Ответ округлите до целого числа.


4

Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа  — результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

Задание 9

Сколько раз встречалась температура, равная округленному до десятых среднему арифметическому значению всех измерений в таблице?


5

Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа  — результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

Задание 9

Сколько раз встречалась температура, которая равна максимальному значению?

Пройти тестирование по этим заданиям

Девятое задание из ЕГЭ по информатике нового формата 2021 основывается на работе с таблицами Excel.

Это задание выполняется на компьютере в новом формате ЕГЭ 2021 года. Будет выдан файл Excel, по которому нужно получить правильный ответ и записать его в бланк заданий.

Если Вам урок удобнее смотреть в видеоформате, то можете перейти на ролик по 9 заданию из ЕГЭ по информатике 2021 на Youtube. Подписывайтесь на канал!

Здесь имеется столбец «Продукт». Другие столбцы: «Жиры», «Белки», «Углеводы», «Калорийность» – это характеристики этих продуктов.

В Excel можно каждой ячейке задавать какие-нибудь формулы. Например, пусть в ячейке F2 будет писаться СУММА из ячеек B2 (Жиры) и С2 (Белки).

Кликаем по ячейке F2, а затем на значок «вставить функцию».

Появится окно «Вставка функции«. Здесь все функции разбиты на категории: Финансовые, математические, логические и т.д. По умолчанию стоит категория «10 недавно используемых функций». В этой категории уже есть нужная нам функция СУММ. Выбираем её и кликаем «ОК». (Основная категория для функции СУММ является «математические»)

Появляется окно для функции СУММ.

Если мы напишем в поле Число1: «B2:E2» ,– то у нас суммируются три ячейки: B2, C2, E2. Таким образом, мы задали интервал.

Можно суммировать и вниз, т.е. ячейки одного столбца (B2:B1001).

Чтобы просуммировать отдельные ячейки, без интервала – необходимо уже использовать поле Число2.

Нам нужно просуммировать два числа: значение ячейки B2 и значение С2. Значит, пишем в поле Число1
B2, а в поле Число2C2.

Нажимаем «Ок». Теперь у нас в ячейке F2 сумма значений ячеек B2 и С2.

Примечание 1: Мы могли сделать данную операцию с помощью интервала. Для этого нужно было написать в поле Число1: B2:C2.

Примечание 2: Так же мы могли суммировать и без вставки функции. Для этого нужно кликнуть по ячейке F2 и затем в поле, на которое показывает стрелка на рисунке, вписать формулу: «=B2+C2«. И нажать «Enter».

Необходимо подвести мышку к нижнему правому углу ячейки с формулой, чтобы появился чётный крестик:

И нажав левую кнопку мыши, тянем вниз. Таким образом, у нас формула распространится на весь столбец.

При изменении данных в ячейках столбцов В и С – значения в ячейках столбца F меняется автоматически.

  • Excel – Программа для расположения и обработки данных в таблице.
  • Ячейке можно присвоить формулу, которая будет брать данные из других ячеек и обрабатывать их. (Например: Суммирование, среднее значение и т.д. )
  • Можно распространять формулу на весь столбец.
  • Примерные задачи 9 задания ЕГЭ по информатике 2021

    Начинаем тренировку

    Задача (Среднее значение с условием)

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике и информатике. Каков средний балл по информатике среди участников тестирования, получивших зачётные баллы по этому предмету (т.е. не менее 44 баллов)?
    В ответе округлить число до двух знаков после запятой.

    Решение:

    Для решения этой задачи будем использовать функцию =СРЗНАЧЕСЛИ().

    Кликнем в свободную ближайшую ячейку E2. Здесь мы хотим получить ответ на задачу. Нажмём на кнопку «Вставить функцию«, выберем категорию «статистические«, а затем выберем функцию СРЗНАЧЕСЛИ.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение в электронной таблице)

    В диапазоне нужно указать все ячейки с числами столбца «Информатика» (Столбец D). Значит, напишем: D2:D273 (Чтобы понять сколько строчек в таблице, нужно прокрутить всю таблицу до самого конца вниз.). В условии напишем: >=44 (Т.к. мы должны считать среднее значение для тех ячеек, где число не меньше 44).

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение в электронной таблице 2)

    Нажимаем «ОК» и получаем в ячейке E2 число 68,60851064. Нам его нужно округлить до 2 знаков после запятой. Воспользуемся инструментом в программе Excel для округления.

    Найдём кнопки «Уменьшить разрядность» и «Увеличить разрядность«. Их можно применять к выделенной ячейке.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение в электронной таблице 2)

    Уменьшим разрядность до 2 знаков. Получается число 68,61. Это и будет ответ!

    Примечание 1: Если мы хотим найти среднее значение без условия, есть функция СРЗНАЧ.

    Примечание 2: СРЗНАЧЕСЛИ (СРЗНАЧ)- это и есть среднее арифметическое значение.

    Ответ: 68,61

    Посмотрим ещё один важный пример 9 задания ЕГЭ по информатике нового формата 2021.

    Задача (Количество с условием)

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей данные о сотрудниках одного из предприятий города Москвы. Сколько человек в таблице имеют возраст меньше 30 лет, и их вес превышает 100 кг?
    В ответе напишите одно целое число.

    Решение:

    Сначала поставим 1 в столбце F в тех строчках, которые удовлетворяют нашему условию: человек имеет возраст меньше 30 лет, и его вес превышает 100 кг. Если строчка не удовлетворяет условию, значит, в ячейке столбца F поставим 0.

    Сначала настроим формулу для одной строчки, а затем формулу распространим на весь столбец.

    Кликаем по ячейке F2. Нажимаем на кнопку «Вставить функцию«. Выбираем функцию ЕСЛИ из категории «Логические«.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция условия в электронной таблице)

    В поле «Лог_выражение» задаём условие : И(C2>100; E2<30). Т.к. сначала мы задаём формулу для второй строки, то пишем ячейки C2 и E2. Мы написали условие нашей задачи для второй строки. Столбец C — отвечает за Вес, а столбец E — за возраст.

    В условии ставим вначале союз «И«, т.к. одновременно два условия должны выполняться. Если бы в задаче говорилось, что мы должны подсчитать количество строчек, где хотя бы одно условие сработало, тогда бы поставили союз «ИЛИ«.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция условия в электронной таблице 2)

    В поле «Значение_если_истина» ставим 1. В поле «Значение_если_ложь» ставим 0. Нажимаем «ОК».

    Получилось, что в ячейке F2 высветился ноль. Значит, первый сотрудник не удовлетворяет условию задачи.

    Теперь распространим формулу на весь столбец F. Подводим мышку к ячейке F2 к правому нижнему углу. Когда появился чёрный крестик, нажимаем левую кнопку мыши и тянем вниз, распространяя формулу на весь столбец.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция условия в электронной таблице 2)

    Где-то будут получатся нули, а где-то единицы. Всё зависит от характеристик сотрудника.

    После того, как формула будет распространена на весь столбец F, нам нужно посчитать количество единиц в столбце F. Это количество и покажет число сотрудников, которые подходят под условие задачи.

    Воспользуемся функцией СУММ. Кликнем по ячейке G2. Именно здесь получим ответ. Затем нажмём на кнопку «Вставить функцию» и выберем СУММ из категории «Математические«.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция суммирования в электронной таблице )

    В поле Число1 зададим интервал F2:F301 (Ведь всего у нас 301 строчка в таблице).

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Суммирование столбца F)

    Нажимаем «ОК» и получаем в ячейке G2 ответ на нашу задачу. В ответе напишем 14.

    Примечание: Для подчёта количества с условием можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ. Попробуйте решить с помощью неё самостоятельно.

    Ответ: 14

    Продолжаем тренироваться решать 9 задания из ЕГЭ по информатике нового формата 2021.

    Задача (Наименьшее значение + условие ИЛИ)

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике, информатике и физике. Чему равна наименьшая сумма баллов по математике и информатике среди школьников, получивших более 50 баллов по математике или информатике?

    В ответе запишете целое число.

    Решение:

    В начале нужно выписать отдельно сумму баллов по математике и информатике для тех школьников, которые подходят под условие.

    Выпишем сумму двух предметов, для удовлетворяющих условию строчек, в столбец F, с помощью функции ЕСЛИ.

    В начале нужно задать формулу для одной ячейки F2. Кликаем по ячейке F2, нажимаем на кнопку «Вставить функцию«, выбираем функцию ЕСЛИ.

    В поле «Лог_выражение» пишем: ИЛИ(C2>50; D2>50). В поле «Значение_если_истина«: C2+D2. В поле «Значение_если_ложь«: «» (Пустые двойные кавычки).

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Условие ИЛИ)

    Важно: Здесь мы в поле «Значение_если_ложь» должны поставить пустые двойные кавычки, ведь, если поставить ноль, тогда, при поиске минимального значения будем находить всегда этот ноль. Мы ноль ставим в это поле только тогда, когда ищем количество строчек, ведь, тогда мы суммируем единицы, а ноль при суммировании не влияет на результат.

    Нажимаем «ОК», и в ячейке F2 получается число 160. Это говорит о том, что первая строчка удовлетворяет условию задачи. И теперь в ячейке F2 лежит сумма баллов по математике и информатике для первого учащегося.

    Распространим данную формулу на весь столбец F.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец F)

    В основном получатся числа, но где-то ячейки останутся пустыми. Это значит, что эти строчки не подошли под условие задачи.

    Теперь нужно с помощью функции МИН найти минимальное значение в столбце F.

    Кликаем по ячейке G2, нажимаем «Вставить функцию«, выбираем функцию МИН из категории «Статистические«.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция МИН)

    В поле Число1 пишем диапазон столбца F: F2:F273.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция МИН)

    Получаем ответ 75.

    Ответ: 75

    Продолжаем оттачивать навыки работы с электронными таблицами в 9 задании из ЕГЭ по информатике нового формата 2021.

    Задача (Среднее значение + сложное условие)

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике, информатике и физике. Каков средний балл по математике обучающихся, набравших не менее 60 баллов по информатике?

    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    Решение:

    Эту задачу решим двумя способами.

    1 Способ

    В этом способе решения будем снова использовать функцию СРЗНАЧЕСЛИ.

    Кликаем по ячейке F2 и вставляем функцию СРЗНАЧЕСЛИ из категории «Статистические«.

    Т.к. столбец, по которому мы будем проверять условие, отличается от того, по которому нужно искать среднее значение, то мы напишем следующие параметры:

    В поле «Диапазон» пишем: D2:D273 (Это диапазон, который участвует в условии).

    В поле «Условие«: >=60 (Это само условие, которое работает в диапазоне, написанный выше).

    В поле «Диапазон_усреднения«: C2:C273 (Это диапазон, для которого будет найдено среднее арифметическое значение. Будут участвовать только те строчки, которые прошли условие).

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение, сложное условие)

    Если последнее поле остаётся пустым, то среднее значение ищется по первому полю.

    Нажимаем «ОК», и получаем число 60,0301205. Округлим это число до целых, получим число 60.

    2 Способ

    Этот способ подходит и для более запутанных ситуаций.

    Для строчек, где выполняется условие задачи, перенесём значения столбца С в столбец F.

    Кликаем в ячейку F2, нажимаем кнопку «Вставить функцию«, выбираем функцию Если.

    Сначала нужно записать формулу для одной строки.

    В поле «Лог_выражение» пишем: D2>=60 (Условие того, что человек набрал не менее 60 баллов по информатике)

    В поле «Значение_если_истина» пишем: C2 (Переносим само значение столбца математики. Именно впоследствии мы должны найти среднее значение баллов по математике).

    В поле «Значение_если_ложь» пишем: «» (Пустые кавычки. Нельзя писать ноль, иначе мы сильно занизим реальное среднее значение).

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Среднее значение, второй способ решения)

    Нажимаем «ОК». Получается число 81 в ячейке F2.Оно перенеслось из ячейки C2, ведь значение по информатике больше 60 для этой строчки.

    Распространяем формулу на весь столбец.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу на весь столбец 5)

    В строках, которые не удовлетворяют условию задачи, будут пустые ячейки.

    Когда столбец готов, легко найти среднее значение для столбца F.

    Кликаем в ячейку G2 и вставляем функцию СРЗНАЧ. В этой функции указываем диапазон F2:F273.

    Получается число 60,0301205. Округляем его до целых, получается число 60.

    Ответ: 60

    Не редкий гость в примерных задачах 9 задания из ЕГЭ по информатике 2021.

    Задача (Найти проценты)

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей данные о количестве белков, жиров и углеводов для различных продуктов. Сколько процентов от общего числа составили продукты, у которых более 10 г белка?

    В ответе напишите одно целое число.

    Решение:

    Задачи на проценты обычно сводятся к нахождению количества.

    Найдём сколько продуктов, у которых белка более 10 г.

    Кликаем по полю E2. Применим функцию СЧЕТЕСЛИ из категории «Статестические«.

    Диапазон указываем: C2:C1001 (Столбец белка).

    В поле критерий пишем: >10.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Ищем проценты)

    Нажимаем кнопку «ОК». В поле E2 получается число 373.

    Чтобы найти проценты, нужно это количество, которое мы нашли, разделить на всё количество продуктов и умножить на сто.

    Кликаем по верхнему полю («строка формул»):

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Строка формул)

    Дописываем: =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;»>10″)/1000 * 100

    Всего у нас 1000 наименований продуктов. Строчек 1001, но начинаются продукты со второй строчки. Поэтому делим на 1000 (1001 — 1). Умножаем на 100, чтобы найти проценты.

    Нажимаем Enter. Получается число 37,3. Округлим до целого числа, ответом будет 37.

    Ответ: 37

    В следующей примерной задаче 9 задания ЕГЭ по информатике 2021 будем комбинировать уже изученные приёмы.

    Задача (Комбинируем приёмы)

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – ведомость продуктового магазина. Наценкой товара считается разность между закупочной ценой и ценой реализации. Прибыль – количество проданных товаров, умноженное на значение наценки. Найдите товар с наценкой выше среднего значения, который принесет максимальную прибыль после его полной продажи.
    В качестве ответа укажите одно число – полученную после продажи найденного товара прибыль. Ответ округлите до целых чисел.

    Сначала нужно найти среднее значение наценки. Запишем наценку в столбце E.

    Запишем формулу сначала для одной ячейки E2. Кликаем по ячейки E2, затем кликаем по верхнему полю («строка формул») и пишем: =C2-B2.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Электронная таблица, пишем формулу)

    Примечание: Формула начинается со знака «равно»!

    Нажимаем Enter. Получается число 9,42.

    Подводим курсор мышки к правому нижнему углу. После появления чёрного крестика, нажимаем левую кнопку мышку и тянем вниз. Тем самым распространим формулу на весь столбец.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Распространяем формулу)

    Найдём среднее значение наценки, которая находится в столбце E.

    Кликаем по ячейке F2, затем на кнопку «Вставить функцию«, выбираем СРЗНАЧ. Диапазон указываем: E2:E100. Нажимаем «ОК» и получаем число 58,25. Это и есть среднее значение для наценки.

    Теперь напишем в столбец G прибыль, но только для тех товаров, у которых наценка выше среднего значения.

    Сначала запишем формулу для одной строчки. Кликаем по ячейки G2, нажимаем «Вставить функцию«, выбираем ЕСЛИ.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция если)

    В поле «Лог_выражение» пишем: E2>58,25. Если наценка выше среднего, то будем считать прибыль.

    Т.к. в столбце E все числа имеют не более двух знаков после запятой и число 58,25 тоже имеет два знака после запятой, то мы не получим ошибок из-за округления среднего значения.

    В поле «Значение_если_истина» : E2 * D2 (Умножаем наценку на количество проданных товаров. Получаем прибыль).

    В поле «Значение_если_ложь«: «» (Пустые кавычки. Ведь мы потом будем искать максимальное значение для прибыли, для товаров, у которых наценка выше среднего значения).

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Функция если)

    Нажимаем «ОК». Получается в G2 пустое окошко. Значит, для этого товара наценка не выше среднего значения.

    Распространим формулу на весь столбец G. Где-то окажутся числа, а где-то пустые ячейки.

    Кликнем по ячейке H2 и найдём с помощью функции МАКС (категория «Статистические») максимальную прибыль, в диапазоне указав: G2:G100. Округлив до целых, в ячейке H2 получается ответ 10185.

    ЕГЭ по информатике - задание 9 (Максимальная прибыль)

    Примечание: Мы могли при составлении условия E2>58,25 использовать название ячейки F2 вместо числа 58,25. Но тогда нужно её «зацементировать» т.е. E2>$F$2 (Использовать абсолютную адресацию). Если мы всё-таки решили написать число, то нужно следить, чтобы точность была одинаковая у среднего значения, и у тех ячеек, которые мы сравниваем с этим средним значением.

    Ответ: 10185

    Последнее. Если в задаче говорится о значении по абсолютной величине, т.е. о значении по модулю, то нужно использовать конструкцию ABS(). Например, разница по абсолютной величине двух ячеек A2 и B2 равна ABS(A2-B2). Это можно использовать при составлении формул.

    Так же при подготовке к 9 заданию может быть полезна статья, которая была написана под старый формат ЕГЭ по информатике.

    На этом всё. Комбинируйте приёмы, которые мы рассмотрели в этом уроке при подготовке к 9 заданию из ЕГЭ по информатике нового формата 2021. Удачи!

    Типовое задание № 2

    (базовый уровень,
    время – 3 мин)

    Тема:
    Анализ таблиц истинности логических выражений.

    Что проверяется:

    Умение строить таблицы
    истинности и логические схемы.

    1.5.1.
    Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания

    1.1.6.
    Умение строить модели объектов, систем и процессов в виде таблицы истинности
    для логического высказывания

    Про обозначения

    К
    сожалению, обозначения логических операций И, ИЛИ и НЕ, принятые в «серьезной»
    математической логике (
    Ù,Ú,¬), неудобны, интуитивно
    непонятны и никак не проявляют аналогии с обычной алгеброй. Автор, к своему
    стыду, до сих пор иногда путает
    Ù и Ú.
    Поэтому на его уроках операция «НЕ» обозначается чертой сверху, «И» – знаком
    умножения (поскольку это все же логическое умножение), а «ИЛИ» – знаком «+»
    (логическое сложение). В разных учебниках используют разные обозначения. К
    счастью, в начале задания ЕГЭ приводится расшифровка закорючек (
    Ù,Ú,¬), что еще раз подчеркивает проблему.

    Что нужно знать:

    условные
    обозначения логических операций

    ¬ A,                   не
    A (отрицание, инверсия)

    A Ù B,            A и B (логическое
    умножение, конъюнкция)

    A Ú B,                   A или B
    (логическое сложение, дизъюнкция)

    A → B                  импликация (следование)

    A º B         
             эквивалентность (равносильность)

    операцию «импликация» можно выразить через «ИЛИ» и «НЕ»:

    A → B = ¬ A Ú B или в других обозначениях A → B =

    иногда для упрощения выражений полезны формулы де Моргана:

    ¬ (A Ù
    B) = ¬ A
    Ú ¬ B             

    ¬ (A Ú
    B) = ¬ A
    Ù ¬ B             

    если в выражении нет скобок, сначала выполняются все операции
    «НЕ», затем – «И», затем – «ИЛИ», «импликация», и самая последняя –
    «эквивалентность»

    таблица
    истинности выражения определяет его значения при всех возможных комбинациях
    исходных данных

    если
    известна только часть таблицы истинности, соответствующее логическое выражение
    однозначно определить нельзя, поскольку частичной таблице могут соответствовать
    несколько разных логических выражений (не совпадающих для других вариантов
    входных данных);

    количество
    разных логических функций, удовлетворяющих неполной таблице истинности, равно , где  – число отсутствующих строк; например, полная
    таблица истинности выражения с тремя переменными содержит 23=8 строчек, если
    заданы только 6 из них, то можно найти 28-6=22=4 разных логических функции,
    удовлетворяющие этим 6 строчкам (но отличающиеся в двух оставшихся)

    логическая
    сумма A + B + C + … равна 0 (выражение ложно) тогда и только тогда, когда все
    слагаемые одновременно равны нулю, а в остальных случаях равна 1 (выражение
    истинно)

    логическое
    произведение A · B · C · … равно 1 (выражение истинно) тогда и только тогда,
    когда все сомножители одновременно равны единице, а в остальных случаях равно 0
    (выражение ложно)

    логическое
    следование (импликация) А→В равна 0 тогда и только тогда, когда A (посылка)
    истинна, а B (следствие) ложно

    эквивалентность
    А
    ºB равна 1 тогда и только тогда,
    когда оба значения одновременно равны 0 или одновременно равны 1

    По материалам К.Ю. Полякова с сайта ЕГЭ по информатике: подготовка к
    ЕГЭ-2022 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2022 по информатике, материалы для
    подготовки к ЕГЭ (kpolyakov.spb.ru)

    Решение задач
    второго типа в
    MS Excel

    Алгоритм решения

    1.
    Составить таблицу входных значения, перечисляя все комбинации переменных в
    порядке возрастания двоичного кода. Для этого подсчитать n число переменных в
    исходном выражении, выписать наборы входных переменных.  Количество
    наборов входных переменных 2
    n.

    2. Для каждой строки находим логическое решение. Для этого:

    ·       
    Подсчитать
    общее число логических операций в выражении;

    ·       
    Установить последовательность
    выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов.

    3. Выполнить поиск значения функции,
    отсортировать данное значение по искомой части (1 или 0).

    4. Сопоставить исходную таблицу и вновь
    полученную.

    Используемые фукции в MS Excel

    Операция

    Функция

    Отрицание

    =НЕ

    =ЕСЛИ(A2=1;0;1)

    Дизъюнкция

    =ИЛИ

    =ЕСЛИ(ИЛИ(A2=1;B2=1);1;0)

    Конъюнкция

    =ЕСЛИ(И(A2=1;B2=1);1;0)

    Импликация

    =ЕСЛИ(И(A2=1;B2=0);0;1)

    Эквиваленция

    =ЕСЛИ(A2=B2;1;0)

    Примеры:

    1 (Задача 158 с сайта К.Ю.
    Полякова)
    . Логическая
    функция F задаётся выражением   ¬x
    Ù y Ù (w ® z). На рисунке приведён фрагмент
    таблицы истинности функции F, содержащий все наборы аргументов, при
    которых функция F истинна. Определите, какому столбцу таблицы истинности
    функции F соответствует каждая из переменных x, y, z,
    w.

    ?

    ?

    ?

    ?

    F

    1

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    В ответе напишите буквы x, y,
    z, w в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы.

    Решение

    1.
     Подсчитаем количество переменных: x, y, z, w – 4 переменных, следовательно,
    ищем количество наборов по формуле: 2
    n
    = 24 = 16 наборов. Заполняем разными возможными вариантами (см.
    рисунок)

    2.
    Определим наборы операций:

             1) ¬x

             2) (w ®
    z)

             3) ¬x Ù y Ù
    (w
    ® z)

    Ищем
    результаты действий.

    Результат вычислений   Введенные
    формулы

    Далее осуществляем поиск значения функции: если результат последнего действия Истина, то присваиваем значение 1, иначе 0.

    Следующий
    шаг это отфильтровать значения 1 по столбцу
    H:

    Сопоставим
    с условием:

      

    Анализируем:

    0
    – всегда
    X          1 – всегда Y          011 – Z                 001
    W

    y

    x

    z

    w

    F

    1

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    Ответ:
    YXZW

    2(Задача 168 с сайта К.Ю.
    Полякова).
    Логическая
    функция F задаётся выражением 
    x
    Úy
    Ú z Ú ¬w) Ù (y Ú ¬z). На рисунке приведён фрагмент
    таблицы истинности функции F, содержащий все наборы аргументов, при
    которых функция F ложна. Определите, какому столбцу таблицы истинности
    функции F соответствует каждая из переменных x, y, z,
    w.

    ?

    ?

    ?

    ?

    F

    0

    0

    1

    0

    0

    1

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    В
    ответе напишите буквы x, y, z, w в том порядке, в
    котором идут соответствующие им столбцы.

    21 

    W

    X

    Z

    Y

    F

    30

    0

    1

    0

    0

    1

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    Ответ:
    WXZY

    3(Задача 178 с сайта К.Ю.
    Полякова).
    Логическая
    функция F задаётся выражением (
    Øz ÚØ
    y)
    ® (x º z). На рисунке приведён частично
    заполненный фрагмент таблицы истинности функции F, содержащий
    неповторяющиеся строки. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F
    соответствует каждая из переменных x, y, z.

    В
    ответе напишите буквы x, y, z в том порядке, в котором
    идут соответствующие им столбцы. Буквы в ответе пишите подряд, никаких
    разделителей между буквами ставить не нужно.

    Ответ:
    YXZ

    4 (Задача 188 с сайта К.Ю.
    Полякова).

    Логическая функция F задаётся выражением (w
    Ù y) Ú ((x ® w) º (y ® z)). На рисунке приведён частично
    заполненный фрагмент таблицы истинности функции F, содержащий неповторяющиеся
    строки. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует
    каждая из переменных x, y, z, w.

    ?

    ?

    ?

    ?

    F

    1

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    0

    В
    ответе напишите буквы x, y, z, w в том порядке, в котором идут соответствующие
    им столбцы. Буквы в ответе пишите подряд, никаких разделителей между буквами
    ставить не нужно.

    Ответ:
    ZWYX

    5 (Задача 198 с сайта К.Ю.
    Полякова)
    .
    Логическая функция F задаётся выражением
    (w
    ® y) Ù ((x ® z) º (y ® x)). На рисунке приведён частично заполненный фрагмент таблицы
    истинности функции F, содержащий неповторяющиеся строки. Определите, какому столбцу
    таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z, w.

    ?

    ?

    ?

    ?

    F

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    В
    ответе напишите буквы x, y, z, w в том порядке, в котором идут соответствующие
    им столбцы. Буквы в ответе пишите подряд, никаких разделителей между буквами
    ставить не нужно.

    Ответ:
    WZXY

    Разбор заданий 19,20,21 ЕГЭ по информатике в Excel.

    Задание 19.

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, пусть в одной куче 10камней, а в другой 5 камней; такую позицию в игре будем обозначать (10,5). Тогда за один ход можно получить любую из четырёх позиций: (11,5), (20,5), (10,6), (10,10). Для того чтобы делать ход, у каждого игрока есть неограниченное количество камней.

    Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 77. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, т.е. первым получивший такую позицию, при которой в кучах будет 77 или больше камней.

    В начальный момент впервой куче было семь камней, вовторой куче – S камней: 1S69

    Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока – значит описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по этой стратегии игрока, не являющиеся для него безусловно выигрышными, т.е. не являющиеся выигрышными независимо от игры противника.

    Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна.

    Решение.

    Поскольку у нас 2 кучикамней, будем использовать 2 ячейки. В ячейку A4 введём 7 (количество камней в первой куче) и поскольку количество камней во второй куче неизвестно, введём в ячейкуB4 Excelпроизвольное число, например 10. Распишем ходы Пети.

    Для того чтобы Ваня гарантировано выиграл первым ходом, последний ход его должен быть самым сильным. Для этого количество камней из кучи с максимальным количеством камней умножаем на 2 и прибавляем количество камней из другой кучи. В ячейку E4 вводим формулу

    =МАКС(C4:D4)*2 + МИН(C4:D4). Копируем эту формулу в ячейки E5:E7.

    т.к. по условию задачи Ваня должен выиграть своим первым ходом, то суммарное количество камней в двух кучах должно быть  77. При этом количество камней во второй куче должно быть минимальным. Будем подбирать количество камней во второй куче, пока не найдем минимальное, при котором суммарное количество камней количество камней у Вани не станет 77.

    И

    Для наглядности выполним условное форматирование. Выделим ячейки E4:E7. Выбираем Условное форматирование – Правила выделения ячеек – другие правила – значения 77 – форма – заливка – зеленая – ОК — ОК

    такое количество камней во второй куче будет равно 18.

    Задание 20. Для игры, описанной в предыдущем задании, найдите два таких значения S, при которых у Пети есть выигрышная стратегия, причём одновременно выполняются два условия:

    — Петя не может выиграть за один ход;

    — Петя может выиграть своим вторым ходом независимо от того, как будет ходить Ваня.

    Найденные значения запишите в ответе в порядке возрастания.

    Ответ:

    Решение.

    Введём в ячейку A10количество камней в первой куче — 7, в ячейку B10 – количество камней во второй куче, т.к. количество камней во второй куче неизвестно, введём 10 (число произвольное). Скопируем таблицу, полученную в первом задании, в ячейку C9.

    Так как Петя должен сделать свои 4 хода, а затем Ваня свои ходы, скопируем таблицу из первого задания ещё три раза. Распишем все первые ходы Пети. Ходы Вани и второй ход Пети при этом рассчитываются автоматически.

    При S=10 Петя выигрывает своим вторым ходом только при одном ходе Вани (7,40), а нам надо, чтобы Петя после своего первого хода при любом ходе Вани выигрывал своим вторым ходом, т.е. нам нужно найти такое S, при котором все вторые ходы Пети в одном из прямоугольников были 77. Кроме того, нам надо будет следить за последним ходом Вани, т.к. может случиться так,что Петя выигрывает своим вторым ходом, но до этого побеждает Ваня. Для этого создадим дополнительный столбец, в который будем записывать сумму камней в двух кучах у Вани и следить, чтобы это значение было 77. В ячейку H10вводим формулу =E10 + F10и копируем её в ячейки H11:H25. Для наглядности выполним условное форматирование.

    Меняя значение Sво второй куче, находим решение задачи. Первое значение S=31 ивторое значение S=34

    Ответ: 3134

    Задание 21.

    Для игры, описанной в задании 19, найдите минимальное значение S, при котором одновременно выполняются два условия:

    — у Вани естьвыигрышная стратегия,позволяющая ему выиграть первым иливторым ходом при

    любой игре Пети;

    — у Вани нет стратегии,которая позволит ему гарантированно выиграть первым ходом.

    Решение.

    Скопируем таблицу из второго задания в ячейку K3 и снова поменяем местами Петя, Ваня, Петя. В ячейку I4 введём количество камней в первой куче, в ячейку J4 – число, например, 10 (количество камней во второй куче). Тогда при первом ходе Пети K4 =I4+1, L4=J4.

    Выделим данный фрагмент таблицы жирным. Так как Петя не должен выиграть своим первым ходом, скопируем полученную таблицу ещё 3 раза. Введём формулы в ячейкиK20=I4, L20=J4+1, K36=I4*2, L36=J4, K52=I4, L52=J4*2. Также надо проверить, не выиграет ли Ваня своим первым ходом. Для этого в ячейку M5 введём формулу =M4+N4. Скопируем эту формулу в ячейкиM9, M13,M17, M21, M25, M29, M33, M37, M41, M45, M49. Снова будем проверять, используя условное форматирование. Меняя значение вячейке J4, находим такое минимальное S, при которому Вани естьвыигрышная стратегия,позволяющая ему выиграть первым иливторым ходом прилюбой игре Пети;у Вани нет стратегии,которая позволит ему гарантированно выиграть первым ходом.

    26-е задание: «Обработка целочисленной информации с использованием сортировки»
    Уровень сложности — высокий,
    Требуется использование специализированного программного обеспечения — да,
    Максимальный балл — 2,
    Примерное время выполнения — 35 минут.

    Проверяемые элементы содержания: Умение обрабатывать целочисленную информацию с использованием сортировки

    26_1. Демоверсия варианта ЕГЭ по информатике 2021, ФИПИ:

    Системный администратор раз в неделю создаёт архив пользовательских файлов. Однако объём диска, куда он помещает архив, может быть меньше, чем суммарный объём архивируемых файлов.
    Известно, какой объём занимает файл каждого пользователя.
    По заданной информации об объёме файлов пользователей и свободном объёме на архивном диске определите максимальное число пользователей, чьи файлы можно сохранить в архиве, а также максимальный размер имеющегося файла, который может быть сохранён в архиве, при условии, что сохранены файлы максимально возможного числа пользователей.

    Входные данные.
    В первой строке входного файла находятся два числа: S – размер свободного места на диске (натуральное число, не превышающее 10 000) и N – количество пользователей (натуральное число, не превышающее 1000). В следующих N строках находятся значения объёмов файлов каждого пользователя (все числа натуральные, не превышающие 100), каждое в отдельной строке.

    Запишите в ответе два числа: сначала наибольшее число пользователей, чьи файлы могут быть помещены в архив, затем максимальный размер имеющегося файла, который может быть сохранён в архиве, при условии, что сохранены файлы максимально возможного числа пользователей.

    При таких исходных данных можно сохранить файлы максимум двух пользователей. Возможные объёмы этих двух файлов 30 и 40, 30 и 50 или 40 и 50. Наибольший объём файла из перечисленных пар – 50, поэтому ответ для приведённого примера:

    Таким образом, наибольшее подходящее число — максимальный размер файла — это 50.

    Теперь построим алгоритм на языках программирования:

    begin var f: text; assign(f, ‘proba.txt’); reset(f); var s, n: integer; read(f, s); // 100 read(f, n); //4 var (s, n) := ReadInteger2; var i := 0; var data: array of integer; data := new integer[n]; while not EOF(f) do // begin readln(f, data[i]); // var data:= ReadArrInteger(n); i += 1; end; data.Sort; var summa := 0; var count := 0; for count := 0 to data.Length do begin if summa + data[count] > s then break; summa += data[count]; end; print(count); var itog := 0; var zapas := s — summa; for i := 0 to data.Length do if data[i] — data[count — 1] s: break # если сумма больше — прерываем цикл summa += data[count] # формируем сумму, добавляя отсортированные элементы # как только сумма превысила s, произойдёт выход из цикла по оператору break, # а в переменной count останется количество добавленных значений print (count) # макс число файлов в архиве # вычисляем запас, который мы можем уменьшить с помощью замены одного выбранного значения на другое: zapas = s — summa # теперь выбираем из массива данных те значения, которые могут быть выбраны: # разность между таким значением и наибольшим выбранным элементом data[count-1] должна быть не больше, чем zapas: for i in range (0,len(data)): if data[i] — data[count-1]

    26_2:

    В магазине электроники раз в месяц проводится распродажа. Из всех товаров выбирают K товаров с самой большой ценой и делают на них скидку в 20%. По заданной информации о цене каждого из товаров и количестве товаров, на которые будет скидка, определите цену самого дорогого товара, не участвующего в распродаже, а также целую часть от суммы всех скидок.

    Входные и выходные данные.
    В первой строке входного файла 26-k1.txt находятся два числа, записанные через пробел: N – общее количество цен (натуральное число, не превышающее 10 000) и K – количество товаров со скидкой. В следующих N строках находятся значения цены каждого из товаров (все числа натуральные, не превышающие 10 000), каждое в отдельной строке.

    Запишите в ответе два числа: сначала цену самого дорогого товара, не участвующего в распродаже, а затем целую часть от суммы всех скидок.

    Пример входного файла:

    При таких исходных данных ответ должен содержать два числа – 2500 и 1980.
    Пояснение: скидка будет на товары стоимостью 3700, 3600, 2600. Тогда самый дорогой товар без скидки стоит 2500, а сумма скидок 740+720+520 = 1980.

    Ответ: 9000 | 190680

      Теперь построим алгоритм на языках программирования:

    begin var f: text; assign(f, ’26-k1.txt’); reset(f); var n, k: integer; read(f, n); // 10 read(f, k); //3 var i := 0; var data: array of integer; data := new integer[n]; while not EOF(f) do // begin readln(f, data[i]); // var data:= ReadArrInteger(n); i += 1; end; SortDescending(data); var summa := 0.0; for var j := 0 to k-1 do begin summa += data[j]*0.2; // сумма всех скидок end; print(data[k],summa) end.

    f = open(’26-k1.txt’) data = f.readlines() s = data[0].split() nPrice=int(s[0]) # количество цен k = int(s[1]) # количество товаров с самой большой ценой del(data[0]) for i in range (0, len(data)): # переводим в целые числа data[i] = int(data[i]) print(data) data = sorted(data,reverse=True) # или data.sort(reverse = True) summa = 0 for i in range(0,k): summa+=data[i]*0.2 # 10000 10000 10000 print(data[k],int(summa)) # data[k] — самый дорогой товар, так как k уже не входит в счетчик цикла

    📹 YouTube здесь
    📹 Видеорешение на RuTube здесь

    Источник

    Способ решения Задания №26 ЕГЭ по информатике
    материал по информатике и икт (11 класс)

    Способ решения задания №26 ЕГЭ по информатике (без использования программирования) с помощью MS Excel.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Алгоритм решения задач №26 ЕГЭ информатика 142.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Решение задач по теме «Обработка целочисленной информации» Выполнила: Черноиванова Екатерина Вадимовна

    Задание Системный администратор раз в неделю создаёт архив пользовательских файлов. Однако объём диска, куда он помещает архив, может быть меньше, чем суммарный объём архивируемых файлов. Известно, какой объём занимает файл каждого пользователя. По заданной информации об объёме файлов пользователей и свободном объёме на архивном диске определите максимальное число пользователей , чьи файлы можно сохранить в архиве, а также максимальный размер имеющегося файла, который может быть сохранён в архиве, при условии, что сохранены файлы максимально возможного числа пользователей . Входные данные находятся в файле. Пример взят с сайта РешуЕГЭ. https://ege.sdamgia.ru/

    Пример Пример входного файла: 100 4 80 30 50 40 При таких исходных данных можно сохранить файлы максимум двух пользователей. Возможные объёмы этих двух файлов 30 и 40, 30 и 50 или 40 и 50. Наибольший объём файла из перечисленных пар — 50, поэтому ответ для приведённого примера: 2 50 (2 файла, максимум 50) Пример взят с сайта РешуЕГЭ. https://ege.sdamgia.ru/

    Решение на Паскаль Ответ 568 50 Пример взят с сайта РешуЕГЭ. https://ege.sdamgia.ru/

    Решение в MS EXCEL Скопировать данные на EXCEL -лист ( C trl+A Ctrl+C Ctrl+V ) Удалить в Excel первую строку Выделить столбец и отсортировать по возрастанию данные Выделять элементы, начиная с первого, чтобы сумма не превышала заданного значения Запомнить номер строки, для числа, которое вошло в сумму последним (Это первый ответ) От возможной суммы отнять найденную сумму и прибавить значение последнего элемента. Получим объём максимального файла, который можем добавить, ищем ближайший размер к нему из данных.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Решение задания А9 ЕГЭ по информатике быстро и легко»

    В статье приведен способ решения задач на кодирование, который позволяет быстро и легко решать трудные задачи типа А9 из ЕГЭ по информатике.

    Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)

    Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом.

    Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)

    Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом.

    Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)

    Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом.

    Творческие и системные задания для подготовки к ЕГЭ естественно-научного цикла со способами решений и ответами. Познавательные задания по зоологии позвоночных

    Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на.

    Программа элективного курса в 10 классе «Методы и способы решения заданий ЕГЭ по математике высокого уровня сложности»

    Формальная цель данного элективного курса — подготовить учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу в.

    нестандартные способы решения заданий ЕГЭ

    Применение метода рационализации при решении логарифмических и показательных неравенств.

    Источник

    Способ решения Задания №26 ЕГЭ по информатике
    материал по информатике и икт (11 класс)

    Способ решения задания №26 ЕГЭ по информатике (без использования программирования) с помощью MS Excel.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Алгоритм решения задач №26 ЕГЭ информатика 142.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Решение задач по теме «Обработка целочисленной информации» Выполнила: Черноиванова Екатерина Вадимовна

    Задание Системный администратор раз в неделю создаёт архив пользовательских файлов. Однако объём диска, куда он помещает архив, может быть меньше, чем суммарный объём архивируемых файлов. Известно, какой объём занимает файл каждого пользователя. По заданной информации об объёме файлов пользователей и свободном объёме на архивном диске определите максимальное число пользователей , чьи файлы можно сохранить в архиве, а также максимальный размер имеющегося файла, который может быть сохранён в архиве, при условии, что сохранены файлы максимально возможного числа пользователей . Входные данные находятся в файле. Пример взят с сайта РешуЕГЭ. https://ege.sdamgia.ru/

    Пример Пример входного файла: 100 4 80 30 50 40 При таких исходных данных можно сохранить файлы максимум двух пользователей. Возможные объёмы этих двух файлов 30 и 40, 30 и 50 или 40 и 50. Наибольший объём файла из перечисленных пар — 50, поэтому ответ для приведённого примера: 2 50 (2 файла, максимум 50) Пример взят с сайта РешуЕГЭ. https://ege.sdamgia.ru/

    Решение на Паскаль Ответ 568 50 Пример взят с сайта РешуЕГЭ. https://ege.sdamgia.ru/

    Решение в MS EXCEL Скопировать данные на EXCEL -лист ( C trl+A Ctrl+C Ctrl+V ) Удалить в Excel первую строку Выделить столбец и отсортировать по возрастанию данные Выделять элементы, начиная с первого, чтобы сумма не превышала заданного значения Запомнить номер строки, для числа, которое вошло в сумму последним (Это первый ответ) От возможной суммы отнять найденную сумму и прибавить значение последнего элемента. Получим объём максимального файла, который можем добавить, ищем ближайший размер к нему из данных.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Решение задания А9 ЕГЭ по информатике быстро и легко»

    В статье приведен способ решения задач на кодирование, который позволяет быстро и легко решать трудные задачи типа А9 из ЕГЭ по информатике.

    Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)

    Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом.

    Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)

    Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом.

    Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)

    Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом.

    Творческие и системные задания для подготовки к ЕГЭ естественно-научного цикла со способами решений и ответами. Познавательные задания по зоологии позвоночных

    Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на.

    Программа элективного курса в 10 классе «Методы и способы решения заданий ЕГЭ по математике высокого уровня сложности»

    Формальная цель данного элективного курса — подготовить учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу в.

    нестандартные способы решения заданий ЕГЭ

    Применение метода рационализации при решении логарифмических и показательных неравенств.

    Источник


    28.06.2021    

    2 комментария    

    Р-07. Исполнитель Июнь15 преобразует число на экране. У исполнителя есть две команды, которым присвоены номера:

    1. Прибавить 1

    2. Умножить на 2

    Первая команда увеличивает число на экране на 1, вторая умножает его на 2. Программа для исполнителя Июнь15 – это последовательность команд. Сколько существует программ, для которых при исходном числе 2 результатом является число 29 и при этом траектория вычислений содержит число 14 и не содержит числа 25?

    Решение (электронные таблицы Excel, LibreOffice Calc с помощью функции ИНДЕКС):

    1. Основная идея решения заключается в том, что количество программ для данного числа равно сумме аналогичных значений чисел, в которые можно попасть из данного с помощью команд
    2. будем использовать возможность функции ИНДЕКС возвращать значение из ячейки, адрес которой можно вычислить. Для этого функции надо знать диапазон, в котором брать значения и номер строки и столбца внутри диапазона
    3. поскольку траектория содержит число 14, разобьем решение на два этапа
    4. найдем количество программ, для которых при исходном числе 2 результатом будет 14. В столбец А внесем числа от 2 до 14 так, чтобы каждое число совпадало с номером строки
    5. в столбец B внесем формулу для подсчета количества программ. В ячейке B2 это будет формула =ИНДЕКС(B$1:B$100;A2+1)+ИНДЕКС(B$1:B$100;A2*2)
    6. в функции ИНДЕКС(B$1:B$100;A2+1) B$1:B$100 это диапазон, внутри которого мы будем брать значения. Начинаться он должен с первой строки для того, чтобы нумерация строк внутри диапазона совпала с нумерацией чисел при вычислениях. А заканчиваться в такой ячейке, номер которой позволит взять любое число. В данном случае для расчета количества программ для числа 13 надо взять значения чисел 14 и 26. Значит, диапазон должен включать хотя бы 26 строк. Число 100 взято с запасом. Абсолютная адресация позволит эту формулу скопировать в другие ячейки стоблца B. A2 + 1 это вычисление из какой строки надо взять данные. По условию задачи у нас две команды: +1 и *2, соответственно, для подсчета количества программ в ячейке B2, которая соответствует числу 2, мы возьмем числа из строк 2 + 1 = 3 и 2 * 2 = 4
    7. данную формулу мы копируем на ячейки диапазона B3:B13, а в ячейку B14 внесем 1
    8. вторая часть решения – количество программ из 14 в 29. Построим данную часть правее, в столбцах С и D. Для корректной работы функции ИНДЕКС с формулами важно числа писать в совпадающие по номеру строки, а диапазон в формуле начинать с первой строки. Внесем формулу =ИНДЕКС(D$1:D100;C14+1)+ИНДЕКС(D$1:D100;C14*2) в ячейку D14, скопируем ее до ячейки D28, а в ячейку D29 внесем 1. Для того, чтобы учесть, что в 25 нельзя, просто удалим значение в столбце D напротив 25
    9. в ячейке B2 получилось количество программ, которыми можно попасть из 2 в 14, а в ячейке D14 количество программ из 14 в 29 минуя 25. Для получения итогового ответа перемножим эти числа: 13*1=13
    10. Ответ: 13

    Подробнее о методе решения https://youtu.be/bHUpKN8iftA

    Like this post? Please share to your friends:
  • Решите задачу в excel онлайн
  • Решить уравнение методом подбора параметра в excel
  • Решите графически систему уравнений excel
  • Решить уравнение в excel с помощью если
  • Решить систему уравнений через excel