Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Майского»
Проект
«Решение практических задач с помощью электронных таблиц»
Выполнили ученики 9 А класса:
Тимошев Рифат
Тимошев Далил
Отрощенко Антон
Руководитель: Ятлова Т.А,
учитель информатики
Майский, 2019 год
Оглавление
Введение 3
Основная часть. 4
Что такое электронная таблица? 4
Типы данных 4
Абсолютные и относительные ссылки 5
Функции 5
Построение диаграмм и графиков 8
Практическая часть 9
Задпние_1 9
Задание_2 9
Заключение 11
Введение
Тема нашего проекта «Решение практических задач с помощью электронных таблиц».
В нашей жизни мы постоянно решаем какие-то задачи. Посещая «Магнит», мы с интересом наблюдаем, как кассиры считывают информацию в виде штрих кода, взвешивают продукт, или подсчитывают количество, и программа сама выдает сумму к оплате. При изучении информатики мы проходили тему «Электронные таблицы». Мы задумались о том, что с помощью этой программы можно решать многие жизненно важные задачи, имеющие практическое применение. Эти вычисления можно выполнять с помощью программы Microsoft Excel.
Мы выбрали эту тему, потому что нам нравится .работать в Excel и для выполнения этой работы требуют наличия хороших знаний по работе в электронных таблицах.
Цель нашей работы – отработка навыка решения задач на компьютере в электронных таблицах.
Для выполнения поставленной цели наметили выполнить следующие задачи:
- Уточнить понятие «электронные таблицы».
- Определить назначение абсолютных и относительных ссылок.
- Выделить категории функций.
- Выявить связь и отличие функций в Microsoft Excel и Open Office Calc.
- Найти применение функций для решения задач.
- Решить задания_19
Проектный продукт: письменная работа и презентация.
Методы работы:
1)анализ литературы по вопросу;
2) поиск информации в книгах и сети Интернет;
3) наблюдение;
Основная часть.
Что такое электронная таблица?
Электронная таблица — это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.
Типы данных
Электронные таблицы позволяют работать с тремя основными типами данных: число, текст и формула.
Числа в электронных таблицах Excel могут быть записаны в обычном числовом или экспоненциальном формате, например: 195,2 или 1.952E + 02.
Текстом в электронных таблицах Excel является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов, например, запись «32 Мбайт» является текстовой.
Формулы
Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции (математические, статистические, финансовые, дата и время и т.д.) и знаки математических операций.
Например, формула «=А1+В2» обеспечивает сложение чисел, хранящихся в ячейках А1 и В2, а формула «=А1*5» — умножение числа, хранящегося в ячейке А1, на 5.
При вводе формулы в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. При изменении исходных значений, входящих в формулу, результат пересчитывается немедленно.
Абсолютные и относительные ссылки
Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные.
Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула.
Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, ВЗ.
Абсолютная адресация: в некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительным, а абсолютным). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ «$». Для замораживания всего адреса значок $ ставится дважды. Например: $B$2. можно заморозить только столбец ($B2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет.
В электронных таблицах возможен поиск данных в соответствии с указанными условиями — фильтрами.
Фильтры определяются с помощью условий поиска (больше, меньше, равно и т. д.) и значений (100, 10 и т. д.).
Например, больше 100. В результате поиска будут найдены те ячейки, в которых содержатся данные, удовлетворяющие заданному фильтру.
Функции
Функции могут быть настолько сложными, насколько это необходимо, и могут содержать в качестве аргументов формулы и другие функции. Можно использовать до семи уровней вложенности функций. Если этот предел превысить, Excel выдаст ошибку и такую функцию вычислять не будет.
Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся функции и их смысл.
Таблица: Наиболее часто используемые функции
русский |
англ. |
действие |
синтаксис |
СУММ |
SUM |
Суммирует все числа в интервале ячеек |
СУММ(число1:число2) |
Пример: |
|||
=СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ |
COUNT |
Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек |
СЧЁТ(значение1: [значение2],…) |
Пример: |
|||
=СЧЁТ(A5:A8) |
|||
СРЗНАЧ |
AVERAGE |
Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек |
СРЕДНЕЕ(число1:[число2] ) |
Пример: |
|||
=СРЗНАЧ(A2:A6) |
|||
МАКС |
MAX |
Возвращает наибольшее значение из набора значений |
МАКС(число1;число2; …) |
Пример: |
|||
=МАКС(A2:A6) |
|||
МИН |
MIN |
Возвращает наименьшее значение из набора значений |
МИН(число1;число2; …) |
Пример: |
|||
=МИН(A2:A6) |
|||
ЕСЛИ |
IF |
Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. |
ЕСЛИ(лог_выражение; |
Пример: |
|||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») |
|||
СЧЁТЕСЛИ |
COUNTIF |
Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. |
СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: |
|||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») |
|||
СУММЕСЛИ |
SUMIF |
Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. |
СУММЕСЛИ |
Пример: |
|||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
Построение диаграмм и графиков
Электронные таблицы позволяют представлять числовые данные в виде диаграмм или графиков. Диаграммы бывают различных типов (столбчатые, круговые и т. д.); выбор типа диаграммы зависит от характера данных.
|
|
Практическая часть
Задпние_1. Составить таблицу Оплаты электроэнергии за год.
Исходная таблица |
Результат |
|
|
Задание_2
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые десять строк таблицы:В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
1. Запишем в ячейку E2 следующую формулу =ЕСЛИ(A2=»В»;C2;0) и скопируем ее в диапазон E3:E1001. В ячейку столбца E будет записываться название предмета, если ученик из Восточного округа и «0», если это не так. Применив операцию =ЕСЛИ(E2=»информатика»;1;0), получим столбец (F): с единицами и нулями. Далее, используем операцию =СУММ(F2:F1001). Получим количество учеников, которые считают своим любимым предметом информатику. Таких 10 человек.
2. Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку G2 следующее выражение: =ЕСЛИ(A2=»С»;D2;0), в результате применения данной операции к диапазону ячеек G2:G1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников Северного округа. Сложив значения в ячейках, получим сумму баллов учеников: 56 737. Найдём количество учеников Северного округа с помощью команды =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;»С»), получим 105. Разделив сумму баллов на количество учеников, получим: 540,352 — искомый средний балл.
Ответ: 1) 10; 2) 540,35.
Заключение
В этом проекте мы научились работать с электронными таблицами, а также применять их на практике. Мы выяснили, что они используются везде, даже в повседневной жизни. Поэтому знать, и пользоваться нужно уметь каждому!
Открытое занятие по предмету «Информатика»
Тема: «Решение задач по специальности
в программе «MS Excel»
Цели: Приобрести навыки решения задач по специальности в
программе «MS Excel»,отработать
навыки ввода данных, создания
формул, диаграмм, графиков.
Задачи:
Образовательные
- Приобрести навыки решения задач по специальности в программе «MS Excel»
- отработать навыки ввода
данных, создания формул, диаграмм, графиков.
Развивающие
·
способствовать развитию памяти,
внимания, навыков работы на ПК, познавательного интереса и интереса к своей
будущей профессии, формированию, потребности в приобретении и применении
знаний,
Воспитательные
·
содействовать воспитанию
настойчивости в завершении задания, привитию учащимся навыков самостоятельной
работы, развитию умения работать в коллективе.
- Оборудование: ПК, Экран, проектор, компьютеры, программа
«MS Excel»,
технологическая карта для выполнения задания, карточки для выполнения
самостоятельной работы
Список литературы:
1.
Максимов Н.В. и др.
«Современные информационные технологии», М.: Форум 2012 , «Информационные
технологии: учебник» под. ред. В.В. Трофимова, М: Юрайт, 2011
2.
Михеева Е.В. Практикум по
информационным технологиям в профессиональной деятельности. М.: Издательский
центр «Академия», 2011
3.
Попов В.Б., Основы информационных
и телекоммуникационных технологий. –М.,: Финансы и статистика, 2009.
4.
Корнеев И.К.,
Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010
Педагогические
технологии: информационно-коммуникационная,
здоровьесберегающая, элементы игровой технологии, интегрированного обучения,
дифференцированного обучения.
Тип занятия: практическое
занятие
Форма занятия: групповая
Инструкция по ТБ: при выполнении работы должны соблюдаться
правила ТБ при работе за ПК и правила поведения в компьютерном классе.
План занятия.
1.
Организационный момент. Объявление
цели, постановка задач занятия -7 мин.
2.
Проверка домашнего задания.
Актуализация изученного материала –15 мин.
3.
Закрепление полученных
знаний- 35 мин.
4.
Повторение и контроль
полученных знаний –15 мин.
5.
Подведение итогов занятиеа-8
мин.
6.
Оценка работы учащихся- 5
мин.
7.
Домашнее задание – 5 мин.
Ход
работы:
1. Организационный момент. Объявление цели, постановка задач занятия.(Самоопределение
к деятельности.)
Цель нашего занятия
– закрепить навыки решения задач по специальности «Экономика и бухгалтерский
учет» с помощью программы Excel,создавать небольшие базы данных, выполнять в них отбор информации,
сортировку, фильтрацию, строить диаграммы, графики, сводные таблицы. Поэтому
перед нами стоят следующие задачи:
— Вспомнить все, что мы знаем о программе Excel,
ее назначение, основные приемы работы
—
Повторить основные приемы
ввода данных, создания формул, диаграмм, графиков.
— Отработать навык создания небольших баз
данных, выполнения в них отбора информации, сортировки, фильтрации.
2.
Проверка домашнего
задания. (Актуализация изученного материала)
Прежде чем
приступись к выполнению практического задания, давайте вспомним все, что вы
повторяли дома о программе Excel. Откройте окно программы «MS Excel»
1)
Какие основные объекты
программы «MS Excel» вы можете назвать?
Ответ: таблица, столбец, строка, ячейка
2)
Как в Excel определяется адрес ячейки?
Ответ: по
названию столбца и строки, например столбец – А, строка 1 – Ячейка на
пересечении столбца и строки А1.
3)
Какие операции можно выполнять в программе Excel?
Ответ: Вводить данные в ячейки, изменять ширину столбца и высоту
строки, изменять выравнивание и направление текста в ячейке, объединять ячейки,
оформлять границу и заливку ячеек таблицы, копировать, переносить и заполнять маркером
заполнения ячейки.
4)
Какие правила ввода формулы существуют в программе
Ответ: Формула
вводится со знака равно, затем вводится адрес ячейки в которой находятся
данные, знаки действий, ^ — знак соответствует возведению в степень ( студент
выходит к доске и пишет все знаки действий, которые применяются при создании
формул. ?
5) Запишите на языке программы Excel
пример 25* 3, если число 25 находится в ячейке Е8, а число 2 в ячейке А3 (= Е8*
А3)
6)
Какой инструмент позволяет нам считать сумму по
ячейкам столбца или строки не вводя формулы ( знак сумма∑)
7)
Как создать в программе Excel
диаграмму?
Ответ: Сначала создается таблица с данными, затем выделяются мышкой
нужные ячейки – диапазон ячеек, выбираем команду Вставить – Диаграмму – далее
выбор вида диаграммы – Круговая, Кольцевая, Гистограмма и т.д. Появляется
готовая диаграмма – ее можно форматировать либо через контекстное меню либо
выбрать команду Формат на линейке инструментов.
Какие команды позволяют сортировать данные в
таблице, отбирать данные по определенным условиям?
Ответ: Данные – Сортировка, Данные – Фильтр?
Итак, действительно программа Excel — это электронная таблица позволяющая обрабатывать большие массивы
числовых данных. В отличие от таблицы на бумаге, ЭТ обеспечивает проведение
динамических вычислений, т.е. перерасчет по формулам при введении новых чисел,
создание диаграмм, графиков, сводных таблиц, эта программа позволяет вести базу
данных, выполнять сортировку и отбор данных, представлять информацию в удобной
для пользователя форме. (Использование презентации)
3. Закрепление полученных знаний. (Диагностика качества освоения темы.)
Выполнение практического задания.
А теперь
обратимся к программе Excel, Загрузите, пожалуйста, каждый
на своем компьютере программу Excel.
Итак, приступим к
выполнению задания.
Задание дано на
рабочем столе в папке Учебные материалы/ Задание/ Решение задач по
специальности. В данном документе созданы таблицы с данными для анализа
имущества предприятия и источников его финансирования.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с заданием в
течение нескольких минут (один их учащихся читает задание вслух) и ответьте мне
на следующие вопросы:
—
Из каких этапов состоит практическое задание?
(Ответ: Необходимо рассчитать отклонения и
темпы роста показателей имущества предприятия.
1.
Создать формулы расчетов состава и структуры
оборотных средств.
2.
Оформить таблицы.)
Подобные задачи вы будете решать на занятиях по анализу
финансово-хозяйственной деятельности, кроме того они могут понадобиться при
создании курсовых работ по бухгалтерскому учету – экономическая характеристика
любого предприятия начинается с анализа показателей имущества, структуры
оборотных средств. (Элементы интегрированного обучения)
Рассмотрим первую таблицу (на доске
изображение через проектор): в первом столбце даны названия показатели во
втором сумма на начало года, в третьем на конец года в тыс. рублей. Нужно
посчитать отклонение. Что это значит?
Ответ:
отклонение это разность между данными текущего периода и прошлого.
Например, чтобы найти отклонение по всему
имуществу, нужно от числа 465566 (сумма имущества за
текущий год) отнять число 505495 (сумма имущества за прошлый год), на «языке»
программы Excel формула будет выглядеть так:
= адрес ячейки С11, в которой записана сумма за текущий год – отнять сумму
(знак минус) из ячейки за прошлый год D11,
формула будет отображена в строке формул, а в ячейке Е11 появится результат.
Верно, а теперь расскажите, как вы будете считать темп
роста?
Ответ: Темп роста рассчитывается в процентах как
соотношение данных этого года и прошлого. Мы введем в ячейку F11 следующую формулу: =D11/C11*100, мы получим 108 процентов – это темп роста по всему
имуществу предприятия.
Итак, мы обсудили расчет отклонения и темпов роста, а теперь посмотрите
задание 2 – в этом задании необходимо рассчитать удельный вес отдельной статьи
баланса предприятия по отношению ко всем оборотным средствам. Как
рассчитывается удельный вес?
Ответ:
Удельный вес – это часть по отношению к целому, поэтому расчеты выполним так:
сначала вычислим, сколько всего оборотных средств на предприятии, а затем сумму
отдельной статьи (их всего 4) делим на общую сумму оборотных средств и умножаем
на 100.
Итак, выполняйте задание 1 и 2, задание 3 мы сделаем позже как
проверочную работу. При создании формул обязательно примените абсолютную
ссылку, где это необходимо. Обязательно используйте автозаполнение. Не забудьте
создать круговую диаграмму в задании 2 по темпам роста оборотных средств.
Самостоятельная
работа студентов. (Самостоятельный выбор тактики)
Проверка (на экране отображается правильно
заполненная таблица). Обучающиеся сверяют свое задание и образец. Анализ в виде
беседы:
1) Какие операции можно выполнять в программе Excel?
2) Какие правила ввода формулы существуют в программе?
3) Какая кнопка позволяет нам считать сумму по ячейкам столбца или строки
не вводя формулы?
4) Какие формулы были созданы для расчетов отклонения, темпа роста,
удельного веса.
5) Как создали диаграмму?
6) Как отформатировать элементы диаграммы?
7) Как добавить заголовок в диаграмму?
Применяли ли вы в работе автозаполнение, как оно выполняется
9) Как вывести работу на печать?
Один из обучающихся (по желанию) выходит к доске и на центральном
компьютере строит круговую диаграмму по 2 заданию, комментируя каждое действие.
Пауза для отдыха обучающихся.
На 2 мин. включается видеоролик с записью морских пейзажей, звучит
спокойная музыка. Преподаватель предлагает сесть поудобнее, посмотреть на
экран, послушать музыку и немного отдохнуть. (Смена вида деятельности)
4. Повторение и контроль знаний. (Рефлексивная деятельность)
Проверочная
самостоятельная работа
Вы успешно
справились с обучающим заданием, и вам предлагается проверочная работа на
оценку. Работа представляет собой аналогичную задачу. Необходимо выполнить
расчеты отклонений и темпов роста источников финансирования предприятия,
создать гистограмму, отражающую отклонения на конец текущего периода по
источникам финансирования предприятия. Время для выполнения работы – 15 мин. В
конце работы вывести полученную таблицу и диаграмму на печать перед печатью
создать колонтитул, в котором указать фамилию и группу, и сдать преподавателю
на проверку. (Задание – в дидактической карте занятия)
Проверка (в виде деловой игры) (Элементы
игрового обучения)
Давайте предположим, что каждый из вас
главный бухгалтер. И ему на проверку принесли отчет. Поменяйтесь работами с
соседом и проверьте работы друг друга. Если найдете ошибку, попытайтесь
устранить ее причину и выставьте оценку своему «сотруднику» по пятибалльной
шкале.
Анализ в виде беседы:
Кому удалось сдать «отчет» на «отлично»?
Кому на «хорошо»?
Кто получил оценку «удовлетворительно»
Какие были ошибки?
Каковы причины ошибок?
(Ошибки произошли из-за неправильной работы
в программе или в экономическом расчете. Анализ, исправление).
А теперь прошу сдать работы мне, для
выставления оценок.
1. Подведение итогов занятия.
Итак, наше занятие подошло к концу. Давайте
еще раз повторим:
1.
Правила ввода формулы у
ячейку.
2.
Что такое абсолютная адресация,
для чего применяется
3.
Что такое относительная адресация?
4.
Что такое автозаполнение и
как оно выполняется?
5.
Как вставить диаграмму в
документ Excel и изменить ее параметры?
2.
Как программа MS Excel может помочь бухгалтеру-экономисту в работе ?
6. Оценка учащихся
На сегодняшнем занятии хорошо поработали
следующие обучающиеся :
Они давали хорошие полные ответы на вопросы
и успешно справились с практическим заданием. Остальным студентам я объявлю
оценки на следующем занятии после проверки самостоятельных работ.
7. Домашнее задание:
Подготовить теоретический материал по теме «MS Excel». Самостоятельно подготовить задачу
«Расчет себестоимости продукции. Расчет цены продукции с учетом прибыли» и
выполнить данные расчеты в программе.
Примечание.
Образцы задания для самостоятельной работы
на занятии прилагаются.
1.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЖИРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
Исследовательская работа
Решение задач с
помощью программы
Excel
Работу выполнил ученик
11 класса
Сергиенко Александр
Учитель: Скрынникова О.П.
2022г
2.
КАК ЧАСТО ЧЕЛОВЕК
ИСПОЛЬЗУЕТ
ТАБЛИЦЫ В ЖИЗНИ?
30
30
50
50
20
20
Кто чаще всего
использует
программу Excel?
20
10
50
20
бухгалтер
часто
часто
ученик, студент
редко
редко
банкир
затрудняюсь
затрудняюсь ответить
ответить
затрудняюсь ответить
В повседневной жизни человек постоянно использует
таблицы: дневник в школе, расписание электричек,
расписание занятий и т.д.
3.
Excel — табличный редактор, входящий в популярный
пакет офисных программ Microsoft Office. Сегодня это самое
распространенное приложение для работы с относительно
небольшими
массивами
данных,
предоставляющее
пользователю очень широкий набор инструментов. В
основном функции программы рассчитаны на пользователей
с минимальным уровнем подготовки, но есть и продвинутые
возможности, которые позволяют в значительной мере
автоматизировать
обработку
табличных
данных.
4.
Практически каждый в наши дни пользуется
компьютером, но далеко не все сумели овладеть
программой Excel.
При
работе
в
MS
Excel
на
уроках
информатики, я заметила, что далеко не все
функции редактора мы изучаем на уроках.
Особенно стало интересно найти жизненные
примеры применения формул, функций и
графиков в решении важных задач.
5.
.
Работа состоит из двух частей.
Первая – теоретическая,
структура, возможности и
программы Excel.
где рассматриваются
области применения
Во второй части проведены примеры решений
различных задач с использованием возможностей
табличного процессора: решение уравнения, систем
уравнений
графическим
способом,
разработка
калькулятора
выплат
по
кредитному
договору,
рациональное использование бюджета.
6.
Цель работы: рассмотреть возможности табличного процессора,
не изучаемые в школьной программе, на примерах решения
задач с использованием элементов управления и решения систем
уравнений.
Задачи:
Рассмотреть программу Excel.
Выявить дополнительные возможности табличного процессора
Excel, которые мы еще не изучали.
Решить задачу с использованием элементов управления.
Решить систему уравнений графическим способом.
Провести анализ проделанной работы, сделать выводы.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Практическая работа.
Анализ результатов.
7.
Первая электронная таблица, явившаяся прототипом программы
Excel, появилась в 1979 году благодаря студенту из Гарварда Дэну
Бриклину . Как известно, студентам приходится делать множество
математических расчетов, и Бриклин счел это занятие слишком
утомительным и трудозатратным. Придумав первую в мире
электронную таблицу, Брикман, тем не менее, доказал, что
студенты Гарварда – действительно лучшие из лучших.
Электронная
таблица
получила
название VisiCalc и сразу обрела популярность.
Ее первая версия предназначалась для
компьютеров Apple. Да – да, оказывается, они
уже существовали в то время и, кстати, именно
появлению VisiCalc Apple обязан значительным
скачком продаж.
Следующим этапом развития Excel стала
электронная таблица, представленная
компанией Lotus и предназначавшаяся для
компьютеров IBM. И снова, благодаря
электронной таблице, оборот компании вскоре
достиг 50 миллионов долларов в год.
8.
Версия Excel, которая в большей степени уже знакома
пользователям, была представлена в 1987 году
компанией Майкрософт. Программа имела
усовершенствованный интерфейс и широкий набор
функций.
9.
«Простые задачи должны решаться просто».
Этому постулату как нельзя лучше отвечают вычислительные
возможности программы MS Excel, которые без оговорки можно
назвать безграничными.
Программа MS Excel (электронные таблицы) предназначена
для работы с таблицами данных, преимущественно числовых.
Особенность электронных таблиц заключается в возможности
применения формул для описания связи между значениями
различных ячеек.
Расчёт по заданным формулам выполняется автоматически.
Изменение содержимого какой-либо ячейки приводит к
пересчёту значений всех ячеек, которые с ней связаны
формульными отношениями и, тем самым, к обновлению всей
таблицы в соответствии с изменившимися данными.
10.
Электронные таблицы можно использовать эффективно для:
проведения однотипных расчётов над большими наборами данных;
итоговых вычислений;
решения задач путём подбора значений параметров;
табулирования формул (функций);
обработки результатов экспериментов;
проведение поиска оптимальных значений параметров;
подготовки табличных документов;
построения диаграмм и графиков по имеющимся данным.
Возможности табличного процессора
MS Excel позволяют
создавать электронные пособия (учебники), состоящие из
многих станиц (листов), переходы в которых можно создавать
с помощью гиперссылок и кнопок.
11.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ MS EXCEL
Для чего нужен Excel?
Приведем жизненные примеры применения формул,
функций и графиков в решении важных задач.
Задача 1. Найти корни функции у=х*х+5*х-6 в
диапазоне значений аргумента [0;5] с точностью 0,5.
12.
1 ЭТАП: ПОСТРОИМ ТАБЛИЦУ ЗНАЧЕНИЙ
ФУНКЦИИ
13.
2 ЭТАП: ПО ТАБЛИЦЕ ЗНАЧЕНИЙ АРГУМЕНТА
И ФУНКЦИИ СТРОИМ ГРАФИК ФУНКЦИИ.
14.
ИЗ
ГРАФИКА
ВИДНО,
ЧТО
ФУНКЦИЯ
ПЕРЕСЕКАЕТ ОСЬ АБСЦИСС НА УКАЗАННОМ
ОТРЕЗКЕ
ИМЕЕТ
ДВА РАЗА. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОНА
ДВА
КОРНЯ:
Х=2,
Х=3.
15.
2 ЗАДАЧА: РЕШИТЬ СИСТЕМУ УРАВНЕНИЙ
8 x 5 y 10
5x 2 y 4
7x 4 y 8
Выразим в каждом уравнении х относительно у,
получим:
y 1,6 x 2
y 2,5 x 2
y 1,75 x 2
16.
1 ЭТАП: ПОСТРОИМ ТАБЛИЦУ
ЗНАЧЕНИЙ ФУНКЦИИ
17.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ: НАХОДИМ ИХ ОБЩУЮ ТОЧКУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ,
НАВОДИМ УКАЗАТЕЛЬ МЫШИ НА ТОЧКУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИ ЭТОМ
ВСПЛЫВАЕТ ПОДСКАЗКА, ЧТО ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С КООРДИНАТОЙ (0;
2).
18.
3 ЗАДАЧА. ВЫ РЕШИЛИ ВЗЯТЬ КРЕДИТ В
БАНКЕ. ПОСТРОИМ КАЛЬКУЛЯТОР .
1 способ
19.
ДАЛЕЕ В ТАБЛИЦЕ ВЫПОЛНЯЕМ РАСЧЕТ ВЫПЛАТ
ПО КРЕДИТУ, ПРОЦЕНТОВ ЗА КАЖДЫЙ МЕСЯЦ,
ИТОГОВЫЕ СУММЫ
Вывод: Таким образом,
можно не только
проверить правильность
финансовых расчетов, но
и понять как выгоднее
отдать долг в банк.
20.
4 ЗАДАЧА. ВЫ ЗАДУМАЛИСЬ КУПИТЬ МАШИНУ, НА
КОТОРОЙ БУДЕТЕ ЕЗДИТЬ НА РАБОТУ. ВОПРОС:
ВЫГОДНО ЛИ ЭТО?
Формулировка
условий:
•На общественном транспорте вы
тратите на дорогу 24*4=96 руб в день.
•Стоимость бензина равна 38,9 руб за
литр.
•Расход на вашем автомобиле 7
литров на 100 км.
21.
Можно решить задачу,
используя ПОДБОР
ПАРАМЕТРА:
1.До какого значения
может повышаться
цена на бензин, чтобы
было выгодно ездить
на работу на машине.
22.
Получаем
ответ: 45, 71
рублей
23.
Таким же образом, при
исходных данных можно
расчитать на каком
максимальном удалении
может находиться ваша
работа, чтобы поездка на
машине была выгодной
24.
Получим
ответ: 35,26
км.
25.
Подведем итог
Преимущества, которыми вы сможете обладать, если решите
изучить программу Excel:
1. Вместо того чтобы делать математические расчеты устно или при
помощи калькулятора, за нас это с легкостью сделает Excel.
2. Программе каким-то образом известны все правила алгебры,
которые мы так не любим в школе;
3. Мы можем сортировать и фильтровать данные по любым
параметрам;
4. Мы можем составлять диаграммы и графики и использовать их в
презентациях;
5. Excel может выявить максимум и минимум, а также подсчитать
среднее значение даже очень большого диапазона чисел
(представьте, сколько времени нам понадобиться делать это
вручную!)
6. Excel умеет даже применить условие «а что если», действуя
одновременно как психолог и финансовый аналитик, особенно
если речь идет о курсе валют, размере прибыли или убытков.
26.
автоматизация всех итоговых вычислений;
над большими наборами данных можно производить
однотипные расчёты;
можно разрешать задачи с помощью подбора значений с
различными параметрами;
можно обрабатывать результаты экспериментов;
производить табулирование функций и формул;
подготавливать табличные документы;
проводить поиск наиболее оптимальных значений для
выбранных параметров;
строить графики и диаграммы по уже введённым данным.
27.
Человек постоянно использует таблицы:
дневник в школе,
расписание транспорта,
расписание занятий
наличие мощного аппарата инженерных и
математических функций позволяет решать большой
спектр задач в области технических и многих
естественных наук.
Знать базовые возможности электронных
таблиц необходимо каждому из нас!
28.
Список литературы:
1. https://www.kakprosto.ru/kak-248725-kakovyvozmozhnosti-programmy-excel
2. https://www.print-driver.ru/stories/history-ofmicrosoft-excel
3. http://www.taurion.ru/
4. http://office-guru.ru/
5. https://ru.wikipedia.org
6. http://thedifference.ru/
Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.
Excel – это самая популярная программа в каждом офисе во всем мире. Ее возможности позволяют быстро находить эффективные решения в самых разных сферах деятельности. Программа способна решать различного рода задачи: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие. Для наглядности мы каждое из выше описанных решение задач в Excel и примеры его выполнения.
Решение задач оптимизации в Excel
Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).
В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
На основании этих данных составим рабочую таблицу:
- Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
- В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
- Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
- Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.
Решение финансовых задач в Excel
Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.
Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.
Оформим исходные данные в виде таблицы:
Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).
Заполнение аргументов:
- Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
- Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
- Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
- Тип – 0.
- БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.
Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.
Для проверки правильности решения воспользуемся формулой: ПС = БС / (1 + ставка)кпер. Подставим значения: ПС = 400 000 / (1 + 0,05)16 = 183245.
Решение эконометрики в Excel
Для установления количественных и качественных взаимосвязей применяются математические и статистические методы и модели.
Дано 2 диапазона значений:
Значения Х будут играть роль факторного признака, Y – результативного. Задача – найти коэффициент корреляции.
Для решения этой задачи предусмотрена функция КОРРЕЛ (массив 1; массив 2).
Решение логических задач в Excel
В табличном процессоре есть встроенные логические функции. Любая из них должна содержать хотя бы один оператор сравнения, который определит отношение между элементами (=, >, <, >=, <=). Результат логического выражения – логическое значение ИСТИНА или логическое значение ЛОЖЬ.
Пример задачи. Ученики сдавали зачет. Каждый из них получил отметку. Если больше 4 баллов – зачет сдан. Менее – не сдан.
- Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
- Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
- Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».
Решение математических задач в Excel
Средствами программы можно решать как простейшие математические задачки, так и более сложные (операции с функциями, матрицами, линейными уравнениями и т.п.).
Условие учебной задачи. Найти обратную матрицу В для матрицы А.
- Делаем таблицу со значениями матрицы А.
- Выделяем на этом же листе область для обратной матрицы.
- Нажимаем кнопку «Вставить функцию». Категория – «Математические». Тип – «МОБР».
- В поле аргумента «Массив» вписываем диапазон матрицы А.
- Нажимаем одновременно Shift+Ctrl+Enter — это обязательное условие для ввода массивов.
Скачать примеры
Возможности Excel не безграничны. Но множество задач программе «под силу». Тем более здесь не описаны возможности которые можно расширить с помощью макросов и пользовательских настроек.
Цель урока: продолжить формирование
навыков работы с электронными таблицами.
Задачи:
- обучающие: формировать умения создания,
редактирования, форматирования и выполнения
простейших вычислений в электронных таблицах. - развивающие: расширить представления
учащихся о возможных сферах применения
электронных таблиц; развивать навыки
аналитического мышления, речи и внимания. - воспитательные: формировать и воспитывать
познавательный интерес; прививать навыки
самостоятельности в работе.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Решение задач.
- Самостоятельное решение задачи.
- Подведение итогов. Оценки.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели и
задачи урока.
Сегодня мы вновь окажемся в гостях у маленького
великана Васи в Сказочной стране. Ему, как всегда,
требуется ваша помощь, ребята.
Сможете ли вы помочь Васе? Сейчас проверим!
2. Актуализация знаний учащихся.
1) Устно ответить на вопросы.
A | B | C | D | |
1 | 2 | 1 | =A1+3*B1 | =A1^2+B1 |
2 | 4 | 6 | =A2+3*B2 | =A2^2+B2 |
- Что такое электронная таблица?
- Какие основные элементы электронной таблицы
вам известны? - Как задается имя ячейки (строки, столбца) в
электронной таблице? - Что может быть содержимым ячейки?
- Число 1 находится в столбце …, в строке …, в
ячейке с адресом … - Число 4 находится в ячейке с адресом …
- Каковы правила записи формул в ячейках?
- Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в
ячейке С1? - Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в
ячейке D2?
2) Какой результат будет получен в ячейках с
формулами?
А | В | |
1 | 25 | 4 |
2 | 2 | =A1*B1/2 |
3 |
Ответ: 25*4/2=50
A | B | C | D | |
1 | 5 | 2 | 1 | |
2 | 6 | 8 | 3 | |
3 | 8 | 3 | 4 | |
4 | =СУММ(B1:D3) |
- Что означает запись =СУММ(В1:D3)?
- Сколько элементов содержит блок В1:D3? Ответ: 9.
- Содержимое ячейки D3? Ответ: 5+2+1+6+8+3+8+3+4= 40
3) Проверка домашнего задания
Результаты соревнований по плаванию
Один ученик рассказывает, как он выполнил
домашнее задание (через проектор).
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3.23 | 3.44 | 3.30 | |||
2 | Моржов | 3.21 | 3.22 | 3.24 | |||
3 | Акулов | 3.17 | 3.16 | 3.18 | |||
4 | Рыбин | 3.24 | 3.20 | 3.18 | |||
5 | Черепахин | 3.56 | 3.44 | 3.52 | |||
Лучший результат соревнований |
|||||||
Среднее время участников соревнований |
|||||||
Максимальное отклонение |
- Среднее время для каждого спортсмена находится
как среднее арифметическое трех его заплывов. - В ячейку «Лучшее время» записывается
минимальный результат из 3 заплывов. - В ячейку «Лучший результат соревнований»
записывается минимальное время из столбца. - В столбец «Отклонение» записывается
разность между лучшим временем спортсмена и
лучшим результатом соревнований. - В ячейку «Максимальное отклонение»
записывается максимальное значение столбца.
Результаты соревнований по плаванию |
|||||||
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | Лучшее время | Среднее время | Отклонение |
1 | Лягушкин | 3,23 | 3,44 | 3,30 | 3,23 | 3,32 | 0,07 |
2 | Моржов | 3,21 | 3,22 | 3,24 | 3,21 | 3,22 | 0,05 |
3 | Акулов | 3,17 | 3,16 | 3,18 | 3,16 | 3,17 | 0,00 |
4 | Рыбин | 3,24 | 3,20 | 3,18 | 3,18 | 3,21 | 0,02 |
5 | Черепахин | 3,56 | 3,44 | 3,52 | 3,44 | 3,51 | 0,28 |
Лучший результат соревнований |
3,16 | ||||||
Среднее время участников соревнований |
3,29 | ||||||
Максимальное отклонение | 0,28 |
4) Решение простых задач.
Маленький великан Вася решил отремонтировать
забор вокруг своего огорода и вскопать его под
посадку овощей (наступила очередная весна),
разметить грядки прямоугольной формы. Для работы
ему потребовалось найти длину забора и площадь
участка. Но ведь в школе он никогда не учился.
Поможем Васе.
№ 1. Вычислить периметр и площадь
прямоугольника со сторонами:
а) 3 и 5; б) 6 и 8; в) 10 и 7.
Эту задачу обсуждаем совместно с детьми:
- Как оформить таблицу?
- Какие формулы использовать?
- Как использовать уже записанные формулы для
следующего прямоугольника?
Оформление таблицы – на доске и в тетрадях.
В то же время другой ученик самостоятельно
решает следующую задачу и представляет свое
решение учащимся (через проектор).
№ 2. Маленький великан Вася решил
подсчитать, через сколько дней в его копилке
будет 100 руб., если ежедневно он стал класть туда
на 5 руб. больше, чем в предыдущий день. Помогите
Васе. Сейчас в его копилке 2,02 руб.
Обсудив решение задачи № 2, переходим к решению
следующей.
Один ученик показывает, как работать с
формулами, другой – как использовать функцию
суммирования, числовой формат (общий, денежный) и
т.д. (Таблица уже готова, ученикам предстоит
ввести формулы, использовать суммирование и
получить ответ).
№ 3. Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли
Васе 150 рублей, чтобы купить все продукты, которые
ему заказала мама, и хватит ли на чипсы за 10
рублей? Сдачу мама разрешила положить в копилку.
Сколько рублей попадет в копилку?
Предполагаемое решение:
№ | Наименование | Цена в рублях | Количество | Стоимость |
1 | Хлеб | 9,6 | 2 | =C2*D2 |
2 | Кофе | 2,5 | 5 | =C3*D3 |
3 | Молоко | 13,8 | 2 | =C4*D4 |
4 | Пельмени | 51,3 | 1 | =C5*D5 |
Итого: |
=СУММ(E2:E5) | |||
После покупок останется | =150-E6 | |||
После покупки чипсов останется |
=D7-10 |
5) Самостоятельное решение задачи.
Маленький великан Вася часто бывал в гостях у
жителей Цветочного города.
Собираясь на пляж, веселые человечки решили
запастись прохладительными напитками. Незнайка
взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1
литр малинового сиропа, Пончик – 3 литра
газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка
– 2 литра газировки, доктор Пилюлькин – 1 литр
кваса и 1 литр касторки.
- Сколько литров напитков каждого вида взяли все
человечки вместе? - Сколько всего литров напитков взял с собой
каждый из человечков? - Сколько всего литров напитков взяли все
человечки вместе?
Оформите таблицу произвольно и сохраните в
своей личной папке.
Результат работы.
Веселые человечки. Напитки. |
|||||
Напиток | Незнайка | Пончик | Торопыжка | Пилюлькин | Всего |
Квас, л | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Газировка, л | 1 | 3 | 2 | 0 | 6 |
Сироп, л | 1 | 2 | 0 | 0 | 9 |
Касторка, л | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 4 | 5 | 2 | 2 | 13 |
7) Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание.
Подумайте и решите эту задачу, если известны
еще следующие величины.
Как изменится таблица? Какие формулы появятся?
Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе
стоит 1 монету, 1 литр газировки – 3 монеты, 1 литр
малинового сиропа – 6 монет, 1 литр касторки – 2
монеты.
- Сколько монет истратил на покупку напитков
каждый человечек? - Сколько монет затрачено на покупку напитков
каждого вида? - Сколько потрачено денег всеми человечками
вместе?
Литература
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Под ред.
И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера – М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2010. - Ефимова О. Курс компьютерной технологии с
основами информатики. – М.: ООО “издательство
АСТ”; АВF, 2005.
Презентация