1 оценка
Комментарии (1)
Скачать
Grem
размещено: 04 Августа 2012
Расчет объемов земляных работ в Excel
Комментарии
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные
участники
Авторизоваться
Порядок:
от старых к новым
Комментарии 1-1 из 1
vladas
, 06 августа 2012 в 08:28
#1
Вероятно можно надеяться на совершенствование расчета. Пояснение. Обратная засыпка только для блоков типа ФБС или «ленты» без уступов.
Порядок:
от старых к новым
0.04 МБ
СКАЧАТЬ
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Сейчас Вы — Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность — зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».
Последние сообщения на Электротехническом форуме
15 Апреля 2023 года, 20:07
15 Апреля 2023 года, 19:32
15 Апреля 2023 года, 16:19
14 Апреля 2023 года, 15:52
13 Апреля 2023 года, 19:38
12 Апреля 2023 года, 16:55
12 Апреля 2023 года, 12:08
12 Апреля 2023 года, 00:19
11 Апреля 2023 года, 13:16
11 Апреля 2023 года, 09:11
11 Апреля 2023 года, 08:59
09 Апреля 2023 года, 15:56
08 Апреля 2023 года, 19:28
Министерство образования РБ
ГАПОУ
Нефтекамский нефтяной колледж
Методическая разработка
УРОКА
«Практическая работа.
Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.»
Дисциплина – «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
2 курс
Преподаватель – Грастова Ж.Г.
Одобрена:
На заседании ЦК
Отделение _________________
Протокол № ___ от ___ 2017 г
Председатель ЦК _________
2017
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
План урока 3
Цели урока 3
Задачи урока 3
Материально-техническое обеспечение урока 3
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 6
Критерий оценки: 12
Анализ урока 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшие приоритеты образования – эффективная адаптация и высокая востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда.
Для современной молодёжи, которой предстоит найти себя в обществе информатизации и компьютеризации, необходимо обладать информационной культурой, знаниями и навыками работы в области информационных и коммуникационных технологий.
Изучение предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает будущих специалистов необходимым в предстоящей профессиональной деятельности инструментарием для обработки информации разных типов.
Предлагаемый урок предназначен для освоения приёмов использования логических функций при обработке числовой информации с помощью программы MS Excel, а также для закрепления основных навыков работы с электронными таблицами. Урок разработан для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» и прививает следующие общие и профессиональные компетенции: ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК2.4.
План урока
Тема урока: Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.
Урок предназначен для освоения приёмов использования логических функций и функции ВПР категории Ссылки и массивы при обработке числовой информации с помощью программы MS Excel, а также для закрепления основных навыков работы с электронными таблицами.
Урок рассчитан на 90 минут.
Цели урока
-
Образовательные:
-
студенты должны продемонстрировать знания основных приёмов работы в программе MS Excel: проявить навыки ввода числовой и текстовой информации, ввода формул, копирования формул, использования функции автозаполнения, построения диаграмм;
-
студенты должны освоить основные приёмы и приобрести практические навыки использования логических функций в программе MS Excel.
-
Воспитательные:
-
внимательность, сосредоточенность, аккуратность;
-
взаимопомощь, культура поведения.
-
Развивающие:
-
творческий подход;
-
эстетические способности;
-
логическое мышление.
Задачи урока
-
Получить знания и навыки использования логических функций в программе MS Excel на примере расчета объема земляных работ при сооружении ГНП.
-
Актуализировать и закрепить полученные ранее знания и навыки по работе в программе MS Excel.
Материально-техническое обеспечение урока
-
14 ПК для учащихся, 1 ПК для преподавателя; программное обеспечение – Windows 8, MS Office 2013.
-
Мультимедиа проектор, экран.
-
Инструкционные карты.
Ход урока
-
Организационная часть — 1 мин.
Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает в журнале отсутствующих.
-
Вводная часть – 9 мин.
-
Преподаватель сообщает тему и цель урока.
-
Преподаватель проводит экспресс-опрос по материалу прошлого урока.
Вопросы по пройденному материалу:
-
Объясните понятия «Абсолютная адресация», «Относительная адресация».
-
Что такое диаграмма, какие существуют типы диаграмм?
-
Опишите алгоритм построения диаграммы.
-
Назовите надстройки программы MS Excel, используемые для решения задач оптимизации.
-
Объясните принцип действия надстройки «Подбор параметра».
-
Перечислите основные логические функции.
-
Основная часть – 65 мин.
-
Актуализация темы урока (2 мин). «Тема данного урока «Практическая работа. Использование логических функций в программе MS Excel» актуальна, так как с помощью логических функций решается множество задач».
-
Постановка задачи (3 мин).
-
Задать условие заполнения значений параметра ширины траншеи по дну (B2).
-
Задать условие заполнения значений параметра глубины траншеи (Н).
-
Применив функцию ВПР найти крутизну откосов траншеи, которая зависит от вида грунта (n).
-
Рассчитать объем земляных работ при разработке траншеи с откосами (Vз.р).
-
Объяснение практического задания (15 мин). На конкретном примере с помощью мультимедиа проектора преподаватель
-
объясняет цель работы,
-
демонстрирует средства и приёмы выполнения работы,
-
показывает, в каком виде должен быть представлен результат,
-
объявляет критерий оценки результата.
-
Выполнение практического задания (45 мин). Каждый обучающийся получает инструкционную карту, содержащую:
-
подробное описание постановки задачи,
-
указания к её выполнению,
-
критерий оценки,
-
пример выполнения задания.
Обучающиеся выполняют задание самостоятельно за ПК. Преподаватель делает обход рабочих мест студентов, по мере необходимости проводит индивидуальные консультации, обращает внимание всей группы на общие ошибки.
-
Подведение итогов урока – 15 мин.
-
Преподаватель даёт характеристику работе группы в целом, отмечая
-
общие ошибки и недочёты, на которые следует обратить внимание в будущем;
-
степень активности и работоспособности студентов на разных этапах урока;
-
степень заинтересованности студентов к уроку;
-
степень готовности помочь друг другу;
-
степень мотивации на достижение поставленной цели.
-
Преподаватель даёт характеристику работе каждого обучающегося, отмечая положительные и отрицательные моменты, объявляет оценки.
-
Преподаватель даёт домашнее задание.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
«Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.»
Условие задачи
Произвести расчёт объёма земляных работ при сооружении ГНП
Исходные данные
№ вар. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
D (мм) |
820 |
820 |
1020 |
1220 |
1420 |
1020 |
1220 |
1020 |
1420 |
1020 |
V (м/ч) |
200 |
260 |
160 |
300 |
320 |
240 |
180 |
300 |
200 |
300 |
Тип / кат. грунта |
Глина III |
Глина III |
Суглинок II |
Супесь II |
Суглинок II |
Песок I |
Супесь II |
Суглинок II |
Супесь II |
Песок I |
Задание:
-
Задать условие заполнения значений параметра ширины траншеи по дну (B2).
-
Задать условие заполнения значений параметра глубины траншеи (Н).
-
Применив функцию ВПР найти крутизну откосов траншеи, которая зависит от вида грунта (n).
-
Рассчитать объем земляных работ при разработке траншеи с откосами (Vз.р).
Ход работы
-
Создайте в личной папке рабочую книгу под именем Фамилия Расчет гр № (по номеру Вашего ПК), например: Иванова Расчет гр1.
Лист 1 назовите Данные, создайте на нём таблицы по образцу: Исходные данные и Таблицу 1 – Крутизна откосов траншеи .
Используемые навыки: объединение и центрирование ячеек, выравнивание содержимого ячеек, назначение границ таблицы, автозаполнение.
Приобретаемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, работа с вложенными логическими функциями.
Указания к решению задачи 1
Параметры земляных сооружений, применяемых при сооружении ГНП (ширина, глубина и откосы траншеи, сечение насыпи и крутизна её откосов и др.), устанавливают в зависимости от диаметра (Dн) трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий. Размеры траншеи (глубина, ширина по дну, откосы) устанавливают в зависимости от назначения и диаметра трубопровода, характеристики грунтов, гидрогеологических условий.
Минимальная ширина траншеи по дну устанавливается СНиП и принимается равной D +300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D – условный диаметр трубопровода) и 1,5D для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учётом следующих дополнительных требований:
– для трубопроводов Dн = 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину траншеи по дну уменьшают до величины D +500 мм;
– допускается принимать ширину траншей равной ширине рабочего органа землеройной машины, но не менее указанной;
– ширина траншеи по дну на кривых участках под гнутые или сварные отводы равна двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках для обеспечения вписания трубопровода в кривую траншею;
– ширина траншеи по дну под балластными грузами или анкерными установками должна быть не менее 2,2D, на участках трубопровода балластируемого грунтом с использованием нетканого синтетического материала, 1,6D.
Добавьте строку параметра B2.
Задайте условие заполнения значений параметра:
если DB2 =D+300
иначе если DB2 =1,5*D
иначе B2 =D+500
Преобразуйте B2 в метры, поделив на 1000 (Рисунок 1)
В ячейку B8 введите формулу
=ЕСЛИ(B5
Скопируйте формулу в ячейки С8:К8.
Рисунок 1
-
Добавьте строку параметра H и произведите вычисления.
Используемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, копирование формул.
Указания к решению задачи 2
Крутизна откосов траншей под трубопровод и котлованов под трубопроводную арматуру принимается по СНиП.
Крутизна откоса – отношение глубины (Н) траншеи к проекции образующей стенки на горизонтальную плоскость.
Глубину траншеи устанавливают из условий предохранения трубопровода от механических повреждений при переезде через него автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и назначают равной: для трубопроводов диаметром D до 1000 мм – D + 0,8 м; для трубопроводов диаметром 1000 м и более D+1 м; для болотистых грунтов, подлежащих осушению, D +1,1 м; для песчано-барханных грунтов D+1 м от нижних межбарханных оснований; для скальных и болотистых грунтов при отсутствии проезда автотранспорта, строительных машин Д+ (0,6-0,8) м.
если DH =D+800
иначе H=D+1000
Преобразуйте H в метры, поделив на 1000 (Рисунок 2)
В ячейку B9 введите формулу
=ЕСЛИ(B5
Скопируйте формулу в ячейки С9:К9.
Рисунок 2
-
Добавьте строку параметра n и произведите вычисления.
Используемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, работа с вложенными логическими функциями, копирование формул.
Приобретаемые навыки: использование функции ВПР категории Ссылки и массивы.
Указания к решению задачи 3
Крутизна откосов траншей под трубопровод и котлованов под трубопроводную арматуру принимается по СНиП.
Крутизна откоса – отношение глубины (Н) траншеи к проекции образующей стенки на горизонтальную плоскость.
Добавьте строку параметра n.
Применив функцию ВПР к таблице – 1 «Крутизна откосов», найдите n.
Синтаксис функции ВПР (VLOOKUP) в Excel
ВПР(искомое_значение, таблица, номер_столбца, [интервальный_просмотр])
Функция ВПР ищет значение в крайнем левом столбце таблицы и возвращает значение ячейки, находящейся в указанном столбце той же строки. Разберем функцию на примере. Вставьте курсор в ячейку В10 и наберите формулу
=ВПР(B7;$N4:$Q9;2;0)
Однако крутизна откоса зависит от глубины выемки, поэтому значение n должно быть выбрано не из 2 столбца выделенного диапазона, а в зависимости от значения h, полученного в первой таблице из столбца 2, 3 или 4. Для этого внесем дополнения в формулу, задав вложенное условие ЕСЛИ:
Если h не больше 1.5, то значение n берется из 2 столбца таблицы 1
Иначе если h не больше 3, то значение n берется из 3 столбца таблицы 1
Иначе – из 4 столбца таблицы 1
=ВПР(B7;$N4:$Q9;ЕСЛИ(B9B93
Рисунок 3
-
Добавьте строку параметра Vз.р. и рассчитайте объем земляных работ.
Используемые навыки: использование функции Степень, копирование формул.
Указания к решению задачи 4
Методы разработки грунтов определяют в зависимости от параметров земляного сооружения и объёмов работ, геотехнических характеристик грунтов, классификации грунтов по трудности разработки, местных условий строительства, наличия землеройных машин в строительных организациях. При разработке траншей с откосами объём земляных работ VЗ.Р. определяется:
Рассчитайте объем земляных работ при разработке траншеи с откосами по формуле:
где n взять =1/n
Учтите, что n (см. Таблицу 1) может иметь значение ноль, а как известно, на ноль делить нельзя. Поэтому добавь те условие:
если B10=0, то принять 1
иначе принять B10
Для возведения параметра Н степень примените функцию Степень.
Длину трубопровода примите равной 35 000 метров (Рисунок 4)
В ячейку B11 введите формулу
=(B8*B9+1/ЕСЛИ(B10=0;1;B10)*СТЕПЕНЬ(B9;2))*35000
Скопируйте формулу в ячейки С11:К11.
Рисунок 4
-
Постройте график зависимости объема земляных работ от диаметра трубопровода.
-
Сохраните файл в личной папке под именем Фамилия Расчет гр № (№ Вашего ПК).
Критерий оценки:
«5 – отлично» – выполнение задания полностью, построен график зависимости;
«4 – хорошо» – выполнение задания полностью без графика зависимости;
«3 – удовлетворительно» – выполнено три пункта задания.
Анализ урока
I. Анализ цели урока.
-
Цель урока обоснованна с учетом:
а) программных требований;
б) содержания материала;
в) необходимого уровня знаний и умений студентов;
д) подготовленности студентов;
е) возможностей материально-технического обеспечения урока;
ж) прогнозов на конечный результат обучения.
-
Цель урока доведена до учащихся.
-
Поставленная цель достигнута.
2. Анализ структуры урока
-
Структура урока соответствует его цели и типу.
-
Этапы урока логически взаимосвязаны.
-
Распределение времени по этапам урока целесообразно.
-
Оборудование кабинета рационально использовано.
-
Научная организация труда преподавателя и учащихся прослеживается.
-
Организация начала и конца урока способствуют собранности студентов.
-
Темп ведения урока оптимален, соответствует представленному плану урока.
3. Анализ содержания урока.
1. Содержание урока соответствует требованиям стандарта.
-
Изложение материала логично, доступно, научно.
-
Ведущие идеи по данной теме выделены.
-
Содержание урока связано с жизнью, профессионально направлено.
-
Прослеживается формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов.
4. Анализ методики проведения урока.
-
Правильно выбраны приемы и средства обучения с учетом:
а) темы урока;
б) цели урока;
в) возможностей группы.
-
На уроке применялись разнообразные методы и приемы: экспресс-опрос, объяснение материала урока с помощью мультимедиа проектора, общий инструктаж студентов по практическому заданию, самостоятельная практическая работа студентов за ПК, индивидуальные консультации студентов в ходе выполнения задания, привлечение успешных студентов к помощи отстающим.
-
В ходе урока у студентов были сформированы новые понятия: «Логические функции», «Синтаксис формулы».
-
На уроке использованы разработанные карты-задания.
-
Организована самостоятельная работы студентов с учётом трёх степеней сложности, обеспечен индивидуальный подход к заданиям.
-
Темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии способствовали эффективности урока.
5. Анализ работы студентов на уроке.
-
Студенты активны и работоспособны на разных этапах урока.
-
Прослеживался интерес студентов к уроку.
-
Студенты проявили на уроке взаимопомощь.
-
Студенты мотивированы на достижение поставленной цели и получение положительной оценки их работы преподавателем.
|
Согласно п. 4.5 Правил Сметного портала запрещено размещение материалов попадающих под действие Статьи 1259 и Статьи 1270 ГК РФ, на которые распространяются авторские права правообладателя, без согласования с ним. В случае обнаружения материалов нарушающих права правообладателя просим сообщить через форму обратной связи. | ||
Семушин А.А. | ||
|