Кинематический расчет привода
Опубликовано 15 Апр 2014
Рубрика: Механика | 12 комментариев
Кинематический расчет привода любого функционального назначения является первым этапом проектирования машины или установки после определения скоростей и нагрузок на рабочем валу. На основании определенных ранее силовых и скоростных параметров рабочего органа машины…
…на этом этапе составляется кинематическая схема привода, производится разбивка общего передаточного числа по ступеням передач и выбирается соответствующий двигатель.
Так как кроме числа оборотов вала электродвигатель характеризуется еще одним важнейшим параметром – мощностью, то параллельно кинематическому расчету привода на этом этапе ведется также общий «мощностной» расчет, который заключается в определении мощности электродвигателя и КПД всего привода.
Рассмотрим пример. Запускаем MS Excel или OOo Calc и начинаем решение задачи.
Кинематический расчет привода ленточного конвейера в Excel.
Составляем расчетную схему привода конвейера. Допустим, у нас есть в наличии на складе цилиндрический одноступенчатый зубчатый редуктор подходящих размеров, который желательно применить в проектируемом приводе. Добавляем клиноременную передачу между двигателем и редуктором и цепную передачу между редуктором и барабаном. Получившаяся кинематическая схема показана на рисунке ниже.
Обычно вал электродвигателя с быстроходным валом редуктора соединяют муфтой или ременной передачей. Тихоходный вал редуктора с валом рабочего органа соединяют муфтой или цепной передачей. Это обусловлено скоростными и силовыми возможностями указанных передач и элементов привода.
Дальнейшая работа будет построена по принципу диалога. Ввод исходных данных будет чередоваться с получением и анализом промежуточных результатов.
Исходные данные:
Проектируемый конвейер должен иметь следующие характеристики:
1. Тяговое усилие F в Н записываем
в ячейку D3: 2500
2. Скорость перемещения ленты v в м/с вписываем
в ячейку D4: 0,480
3. Значение диаметра барабана D в м заносим
в ячейку D5: 0,240
Результаты расчетов:
4. Вычисляем расчетную частоту вращения вала рабочего органа np в об/мин
в ячейке D6: =60*D4/(ПИ()*D5) =38,2
np=60*v/(π*D)
5. Находим вращательный момент на валу рабочего органа – на валу барабана конвейера – Tp в Н*м
в ячейке D7: =D3*D5/2 =300
Tp=F*D/2
Исходные данные:
6. Коэффициенты полезного действия передач ηi выбираем из представленной выше таблицы и записываем соответственно:
КПД клиноременной передачи η1
в ячейку D8: 0,95
КПД цилиндрического зубчатого закрытого зацепления η2
в ячейку D9: 0,97
КПД цепной открытой передачи η3
в ячейку D10: 0,90
Так как больше передач у нас в схеме нет, то η4 и η5 четвертой и пятой передачи вводим соответственно
в ячейку D11: 1,00
в ячейку D12: 1,00
7. «Коэффициент полезного действия» пары подшипников качения ηп, а точнее потери на трение в подшипниковых опорах валов привода заносим
в ячейку D13: 0,99
8. Количество промежуточных валов привода m вводим
в ячейку D14: 2
Результаты расчетов:
9. Вычисляем КПД всего привода η
в ячейке D15: =D8*D9*D10*D11*D12*D13^(D14+1) =0,805
η=η1*η2*η3*η4*η5*ηп(m+1)
10. Определяем расчетную мощность электродвигателя Nдвр
в ячейке D16: =D7*ПИ()*D6/30/D15/1000 =1,491
Nдвр=Tp*π*np/(30000*η)
Выбор электродвигателя:
Для приводов различного назначения широкое применение находят асинхронные трехфазные электродвигатели из-за небольшой стоимости и высокой надежности. Широко распространены двигатели с синхронными частотами вращения вала 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Электродвигатели с nдвс=3000 об/мин легкие, малогабаритные, но передаточное число привода, как правило, получается очень большим и проблемно реализуемым.
Электродвигатели с nдвс=750 об/мин тяжелые, крупногабаритные, дорогие.
Наиболее широко применяются электродвигатели с nдвс=1000 и nдвс=1500 об/мин.
Попробуем выбрать по расчетной мощности электродвигатель 4A90L6 ГОСТ 19523-81.
11. Характеристики выбранного электродвигателя берем в ГОСТ 19523-81 и заносим соответственно:
Мощность электродвигателя Nдв в КВт
в ячейку D17: 1,50
Синхронную частоту вращения вала двигателя nдвс в об/мин
в ячейку D18: 1000
Скольжение s в %
в ячейку D19: 6,4
Результаты расчетов:
12. Вычисляем асинхронную частоту вращения вала двигателя nдв в об/мин
в ячейке D20: =D18*(1-D19/100) =936
nдв=nдвс*(1- s/100)
13. Определяем расчетное передаточное число всего привода up
в ячейке D21: =D20/D6 =24,504
up=nдв/np
Разбивка передаточного числа привода по ступеням:
14. В соответствии с рекомендациями таблицы (диапазоны и ряды), из которой мы брали значения коэффициентов полезного действия в начале нашего расчета в п.6, назначаем передаточные числа ступеней ui
Передаточное число 1-ой передачи (клиноременной) u1
в ячейке D22: 2,000
Передаточное число 2-ой передачи (закрытой зубчатой цилиндрической) u2
в ячейке D23: 5,000
Передаточное число 3-ей передачи (открытой цепной) u3
в ячейке D24: 2,500
Рассматриваемый расчет в Excel позволяет рассчитывать приводы с пятью передачами. Обычно этого хватает с лихвой! Так как передач у нас в схеме три, то для четвертой и пятой передачи вводим u4 и u5
в ячейку D25: 1,000
в ячейку D26: 1,000
По теме разбивки передаточного отношения редукторов стоит посмотреть статью «Передаточное число привода».
Результаты расчетов:
15. Фактическое передаточное число привода u рассчитываем
в ячейке D27: =D22*D23*D24*D25*D26 =25,000
u=u1*u2*u3*u4*u5
16. Отклонение передаточного числа от расчетного ∆ в % вычисляем
в ячейке D28: =(D27/D21-1)*100 =2,0
∆=(u/up-1)*100
Отклонение не должно превышать 3…4%!
17. Фактическое число оборотов вала рабочего органа n в об/мин считаем
в ячейке D29: =D20/D27 =37,4
n=nдв/u
18. Фактический момент на валу рабочего органа T в Н*м вычисляем
в ячейке D30: =30*D17*D15/ПИ()/D29*1000 =308
T=30000*Nдв*η/(π*n)
Расчет в Excel завершен, кинематический расчет привода ленточного конвейера выполнен. Можно переходить к расчетам передач, входящих в привод. О том, как это сделать рассказано в статьях:
«Расчет клиноременной передачи»
«Расчет зубчатой передачи»
«Расчет геометрии зубчатой передачи»
«Расчет цепной передачи»
О правилах цветового форматирования ячеек листа Excel, которые применены в статьях этого блога, можно почитать на странице «О блоге».
Ссылка на скачивание файла: kinematicheskiy-raschet-privoda (xls 41,5 KB).
Другие статьи автора блога
На главную
Статьи с близкой тематикой
Отзывы
Расчёт ленточного конвейера
Исходные данные для расчёта:
транспортируемый груз – щебень;
производительность – 35 т/ч;
коэффициент трения щебня по ленте
коэффициент трения щебня по стали
угол естественного откоса
угол наклона
Размеры конвейера, м:
длина горизонтального участка l1 = 20 м;
длина наклонного участка l2 = 10 м;
Условия эксплуатации:
конвейер установлен стационарно в закрытом не отапливаемом помещении с сухим воздухом, эксплуатируется при температуре 0…+40 градусов С.
Рис.1 Схема конвейера
— приводной барабан; — натяжной барабан; — отклоняющий барабан.
Привод расположен в правой части конвейера, натяжное устройство – винтовое, расположено с противоположной стороны конвейера.
Проектирование ленточного конвейера начинается с расчёта основного параметра – ширины ленты В.
Ширина ленты выбирается из условия обеспечения заданной производительности по формуле:
,
где: П = 35 т/ч — – производительность конвейера;
=240 – коэффициент, зависящий от угла откоса, принимаем по таблице ;
– коэффициент, зависящий от угла наклона конвейера, принимаем равным 0,92
V = 1м/с – скорость перемещения ленты, выбирается по таблице;
– насыпная плотность груза, согласно таблице ;
Принимаем по ГОСТ 2534-85 ширину ленты В = 400 мм.
Для использования в дальнейших расчётах определим погонные нагрузки:
от транспортируемого груза
;
от вращающихся частей рабочей ветви
;
от вращающихся частей нерабочей ветви
;
где и — вес вращающихся частей роликоопор соответственно рабочей и нерабочей ветвей, = 100 Н, = 60 Н;
и — шаг роликоопор рабочей и нерабочей ветвей, находим по таблице, =1400 мм, , =2800 мм.
Погонную нагрузку определим ориентировочно задавшимся числом прокладок по эмпирической формуле
,
где — толщина прокладки, предполагаем применить резино-тканевую ленту.
h1 – толщина верхней обкладки, h1 = 4 мм;
h2 – толщина нижней обкладки, h2 = 2 мм.
Расчет натяжения в конвейерной ленте.
Для расчёта натяжения в конвейерной ленте применим универсальный метод обхода по контуру. Для этого разбивают всю длину трассы конвейера на характерные участки и последовательно находят натяжение ленты во всех точках трассы.
Натяжение ленты в точке 1 обозначим S1.
Так как натяжение ни в одной точке неизвестно, но известно соотношение , то составим число уравнений по числу неизвестных и, решив эти уравнения, найдём натяжение во всех характерных точках конвейера.
Вначале определим соотношение S9 и S1 (в сбегающей и набегающей ветвях) согласно формуле Эйлера
,
где е — основание натурального логарифма, е = 2,718,
— коэффициент трения ленты по резине, ,
— угол обхвата, согласно схеме.
Натяжение в точке 2
,
где — повышение натяжения на участке 1-2,
,
где — погонная нагрузка от перемещаемого груза и движущихся частей конвейера (ленты, роликов);
— коэффициент сопротивления движению, (согласно справочным данным);
Натяжение в точке 3
Натяжение в точке 4
,
Натяжение в точке 5
Натяжение в точке 6
где — повышение сопротивления ленты на загрузочном участке.
,
где — коэффициент, учитывающий сопротивление движению от трения щебня о боковые стенки воронки;
V0 – составляющая скорости груза вдоль ленты, V0 = 0;
h – высота падения груза на ленту, примем h = 0,5 м.
Натяжение в точке 7
Сопротивлением на участке 7-8 можно пренебречь, тогда
Натяжение в точке 9
,
,
Решим систему уравнений, применив правые части равенств
Вычислим значения натяжения ленты в других точках
Проверка:
Расхождение получается за счёт округлений до целого числа.
Условие отсутствия пробуксовки ленты на барабане
выполняется, т. к. ,
а , и .
По вычисленным данным строим диаграмму натяжений ленты.
Рис.2 Диаграмма усилий натяжения ленты
Определим тяговое усилие
Мощность двигателя
,
где — коэффициент запаса, примем
— КПД привода, примем
Выберем электродвигатель мощностью 9 кВт, типоразмер МТН-312-6, номинальная частота вращения .
Рассчитаем ленту на прочность по максимальному натяжению.
Число прокладок (основных)
,
где — максимальное натяжение ленты
— запас прочности, примем
— предел прочности на разрыв, для резино-тканевой ленты ,
Принимаем ленту тип 1, ОПБ 3 прокладки
Диаметр приводного барабана
,
где С – коэффициент, равный 130,
. Примем .
Диаметр концевого барабана .
Диаметр отклоняющих барабанов .
Диаметр приводного барабана с учётом толщины футеровок
Диаметр приводного барабана проверим на среднее давление между лентой и барабаном
.
Эта величина меньше допустимого давления, равного 0,4 МПа.
Срок службы ленты
,
где — коэффициент, зависящий от числа прокладок, примем
— длина конвейера, равна 30 метров.
Это соответствует гарантийному сроку согласно стандарту при восьмичасовом рабочем дне.
Выберем редуктор. Для этого определим частоту вращения приводного барабана
.
Передаточное число редуктора
Расчётная мощность редуктора ,
где — коэффициент, учитывающий условия работы, примем (спокойная нагрузка, при непрерывной работе).
По каталогу выбираем редуктор цилиндрический Ц2-350 с передаточным отношением 19,98.
Выбор муфт. Для соединения вала электродвигателя (диаметр конца вала 50 мм) и ведущего вала редуктора (диаметр 40 мм) примем муфту зубчатую типа МЗ общего назначения (ГОСТ 5006-55), передающую максимальный крутящий момент 140 Н. м.
Крутящий момент на валу электродвигателя
Для соединения тихоходного вала редуктора (диаметр 85 мм) и вала ведущего барабана (диаметр 50 мм) конвейера примем муфту зубчатую МЗ общего назначения (ГОСТ 5006-55), передающую максимальный крутящий момент 1900 Н. м
Расчёт вала приводного барабана
Поскольку равнодействующая от усилия привода ленты находится на середине вала, то реакции в обоих подшипниках будут одинаковы:
Максимальный изгибающий момент:
Диаметр вала
Для стали 45 при втором режиме нагрузки, изменяющейся по величине от нуля максимума, но не по знаку, .
Крутящий момент:
Диаметр вала , где — допускаемые напряжения кручения для материала вала, кгс/см2,
Принимаем d = 50 мм.
Проверка привода конвейера на пуск и торможение.
Коэффициент сопротивления движению ленты в пусковой период
Натяжение в точках контура возрастает от увеличения сопротивления движению
Решим систему уравнений, приравняв правые части равенств
Получаем
Определим тяговое статическое усилие при пуске
— коэффициент возможного уменьшения сопротивлений движению ленты.
Статический момент при пуске, приведённый к валу двигателя,
где — к. п. д. в период пуска привода.
Статический момент при торможении
Время торможения конвейера
где — максимальный путь торможения конвейерной ленты, который не угрожает засыпкой узла перегрузки.
Поскольку за 12 секунд конвейер остановится за счёт сил сопротивления движению, то принудительное торможение конвейера не требуется.
Литературные источники
1. Ф. К.Иванченко Расчеты грузоподъемных и транспортирующих машин. Киев. Вища школа. 1978.
Кинематический расчет привода любого функционального назначения является первым этапом проектирования машины или установки после определения скоростей и нагрузок на рабочем валу. На основании определенных ранее силовых и скоростных параметров рабочего органа машины на этом этапе составляется кинематическая схема привода, производится разбивка общего передаточного числа по ступеням передач и выбирается соответствующий двигатель.
Так как кроме числа оборотов вала электродвигатель характеризуется еще одним важнейшим параметром – мощностью, то параллельно кинематическому расчету привода на этом этапе ведется также общий «мощностной» расчет, который заключается в определении мощности электродвигателя и КПД всего привода.
Рассмотрим пример. Запускаем MS Excel или OOo Calc и начинаем решение задачи.
Кинематический расчет привода ленточного конвейера в Excel.
Составляем расчетную схему привода конвейера. Допустим, у нас есть в наличии на складе цилиндрический одноступенчатый зубчатый редуктор подходящих размеров, который желательно применить в проектируемом приводе. Добавляем клиноременную передачу между двигателем и редуктором и цепную передачу между редуктором и барабаном. Получившаяся кинематическая схема показана на рисунке ниже. Читать полностью.
Ленточные конвейеры
являются наиболее распространёнными
машинами непрерывного действия. Они
отличаются высокой производительностью
до 30…40 тыс. тонн в час, простотой
конструкции, надёжностью. К недостаткам
можно отнести малую долговечность ленты
вследствие влияния температуры окружающей
среды, а также склонностью ленты к
вытягиванию.
Ленточный
конвейер имеет в своём составе тяговый
элемент, выполненный в виде бесконечной
ленты, привод, натяжное устройство,
роликоопоры, устройство для загрузки,
разгрузки и очистки лент.
Рассчитать
ленточный стационарный конвейер для
транспортировки картофеля по следующим
исходным данным:
-
Производительность:
. -
Длина
конвейера: L=7м. -
Высота
подъёма груза
H=2м. -
Транспортируемый
материал – просо.
Недостающие
справочные данные:
-
Насыпной
вес:
ρ=0,65…0,75т/м3;
или 6,5×103…7,5×103н/м3. -
Скорость
движения: V=0,7…1,5м/с. -
Коэффициент
трения в покое f=0,58. -
Угол
естественного откоса материала φ=35°.
Последовательность расчёта
Известно, что
расчёт транспортирующих машин выполняется
в 2 этапа:
1 – расчёт на
производительность, с целью определения
геометрических размеров рабочего
органа;
2 – тяговый
расчёт.
Перед расчётом
ленточного конвейера на производительность
необходимо выполнить проверку по
заданным исходным данным на отсутствие
сползания груза с ленты.
1. Проверка на
отсутствие сползания груза с ленты
выполняется по условию:
α
< ρ‘
где:
α
– угол наклона конвейера;
ρ‘
– угол трения в движении.
f´
— коэффициент трения материала в движении;
f´=0,5…0,8·f
f´=0,7·f=0,7·0,58=0,4.
Так как
α=16°60´<ρ΄=22°05΄, условие выполняется
(сползания груза не будет).
Если условие
не выполняется, то увеличиваем длину
ленты или уменьшаем угол наклона:
2.
Определение ширины ленты.
В
ленточных конвейерах в качестве
грузонесущего элемента, используется
лента, осуществляя
одновременно тяговую связь между
барабанами конвейера.
Ширина
ленты определяется по выражению:
где: Кп –
коэффициент производительности,
зависящий от угла естественного откоса
материала и угла наклона
боковых роликов роликоопор (стр. 142,
табл. 6.16);
Кβ –
коэффициент угла наклона, зависит от
угла наклона конвейера (стр. 142, табл.
6.17);
По
таблице 6.11 стр. 138 принимаем стандартную
ленту шириной В=0,72м=800мм. По таблице 4.3
стр. 109 принимаем ленту БКНЛ-2-1 материал
– бельтинг из комбинированных нитей с
лавсаном тип 2.
Пример
обозначения: Лента 2Т – 800 – 3 – БКНЛ –
150 – 3 – 1 – с ГОСТ 20-76
Лента 2Т – лента
конвейерного типа 2, теплостойкая;
800 – ширина 800мм;
3 –количество тяговых
прокладок из ткани типа БКНЛ;
150 – оптимальная
прочность на 1мм ширины;
3 – толщина резиновой
обкладки с рабочей стороны, мм;
1 – толщина резиновой
обкладки с нерабочей стороны, мм;
с – класс резины.
3.
Определение толщины ленты.
δ=δ1+iδ2+δ3
Учитывая
небольшую длину транспортирования,
количество тканевых прокладок принимаем
i=3 (минимальное число),
(таблица 4.4 стр. 110.)
δ1=3мм
– толщина резиновой обкладки с рабочей
стороны (табл. 4.9 стр.112);
δ2 =1,2мм – толщина
тканевой прослойки (табл. 4.7 стр. 111);
δ3=1мм – толщина
резиновой обкладки с нерабочей стороны
(табл. 4.9 стр.112).
δ=3+3·1,2+1=7,6мм=0,0076м.
4. Выбор
роликоопор.
Во
избежания провисания ленты под действием
собственного веса и веса груза под ней
устанавливают поддерживающие роликоопоры.
От надёжности и долговечности роликоопор
зависит в большей степени надёжность
и долговечность ленты.
а
– однороликовая опора, применяется в
основном для поддержания холостой ветви
конвейера;
б
– двухроликовая опора, применяется на
лёгких передвижных конвейерах, а также
при большой ширине ленты В>1500мм;
в
– трёхроликовая опора, основная опора
для верхней загруженной ветви.
Диаметр
ролика выбирают в зависимости от ширины
ленты. (таблица 6.12, стр. 139).
Расстояние
между роликоопорами, при транспортировании
тяжёлых штучных грузов (более 20кг) на
рабочей ветви не должно превышать
половины размера груза в направлении
движения, а для лёгких (менее 20кг) –
1,0…1,4м.
Расстояние
между роликоопорами рабочей ветви
(табл. 6.14, стр. 140).
Принимаем
расстояние между роликоопорами:
-
на
рабочей ветви l1=1300мм=1,3м; -
на
холостой ветви l2=2·l1=
2·1,3=2,6м.
Количество
роликоопор (таблица 6.13, стр. 140) зависит
от L
и
l1,
l2
и определяется по формуле:
-
на
рабочей ветви – 4; -
на
холостой ветви – 2.
Роликоопора
ЖЦФ65 – 108 – 30 ГОСТ 22645-77;
ЖЦФ – тип
роликоопоры;
65
– ширина ленты в см;
108
– диаметр ролика в мм;
30
– угол наклона бокового ролика в град.
5. Тяговый расчёт
по методу обхода по контуру.
Выбираем контур.
Для меньшего натяжения ленты приводной
барабан ставится вверху. Обозначим
характерные точки.
ω
4
L
1
3
2
α
Определяем
натяжения ленты в характерных точках
в общем виде:
F1
— ?;
F2=
F1+W1-2;
F3=F2·k;
F4=F3+W3-4;
где:
F1,
F2,
F3,
F4
– натяжение ленты в характерных точках;
W1-2,
W3-4
– сопротивление передвижению ленты на
холостой и рабочей ветви;
k
– коэффициент сопротивления барабана,
величина обратная КПД при подшипниках
скольжения:
.
W3-4=[(qл+qг)(ω΄cosα+sinα)+qргω΄]Lg
где:
qг
– погонный
вес груза:
;
qл
— погонный
вес ленты, который определяется по
эмпирической зависимости:
qл=1100·В·δ=1100·0,8·0,0076=6,69кг/м;
где:
В
– ширина ленты в м;
δ
– толщина ленты в м;
ω΄
— коэффициент сопротивления ленты на
рабочей ветви,
ω΄=0,04
(для всех);
qрг
— погонный
вес роликов груженой ветви (таблица
6.18, стр 142)
qрг=18,4кг/м;
qрх
— погонный вес роликов груженой ветви
(таблица 6.18, стр 142)
qрх=7,8кг/м;
W3-4=[(6,69+33,33)(0,04·0,96+0,29)+18,4·0,04]·7·9,81=957,71Н
W1-2=[qл·(ω˝cosα—sinα)+qpx·
ω˝]·g·L
где:
ω˝- коэффициент
сопротивления ленты на холостой ветви,
ω˝=0,025
(для всех)
т.е.
меньше чем на рабочей ветви.
W1-2=[6,69·(0,025·0,96-0,29)+7,8·0,025]·9,81·7=-108,84H
(Знак минус –
ленту вниз толкает собственный вес,
сопротивления нет, если её обрезать на
барабанах, то лента скатиться)
Минимальное
натяжение в точке при определении из
условия допустимого провисания ленты:
где:
l1
– длина
рабочего участка;
l1=1,3м;
[h]
– допустимая
стрела провисания;
[h]=(0,01…0,02)·
l1
h
На этом тяговый
расчёт закончен.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Добрый день.
Наткнулся в сети на германскую книгу по деталям машин, с практическими советами по применению и некоторым расчетам в эксель (41 расчет).
http://maschinenelemente.biz/index.html.
Книга платная с CD диском для расчетов, стоимость 49 евро.
Содержание расчетов:
1)Винты (три расчетные программы)
2) Глава 3.1 Вставка с проволочной резьбой (Helicoil)
3) Глава 4 Винт движения
4) Глава 11.1 Пружинное соединение
5) Глава 11.2 Соединение клиновидного и зубчатого вала
6) Глава 11.4 Коническая пресс-повязка
7) Глава 11.8 Зажимной комплект (конусное зажимное кольцо)
Глава 11.9 Клеммные соединения
9) Глава 11.10 Цилиндрическая прессованная повязка
10) Глава 12.1 Конструкция вала
11) Глава 12.2 Прогиб осей
и валов
12) Глава 12.3 Критическая скорость вращения изгиба
13) Глава 16.1 Линейные единицы (
1 Тележка, 1 рельс)
14) Глава 16.2 Линейные единицы
(2 Вагона, 1 рельс)
15) Глава 16.3 Линейные единицы
(2 Вагона, 2 рельса)
16) Глава 16.4 Линейные единицы
(4 Вагона, 2 рельса)
17) Глава 21 Зубчатый ременный редуктор
18) Глава 32.1 Эксцентриковый натяжитель
19) Глава 32.2 Натяжитель тяги типа 1
20) Глава 32.2 Натяжитель тяги типа 2
21) Глава 24.3 Газовая пружина
22) Глава 25.1 Ножничный подъемный стол типа 1
23) Глава 25.2 Ножничный подъемный стол типа 2
24) Глава 25.3 Ножничный подъемный стол типа 3
25) Глава 25.4 Ножничный подъемный стол типа 4
26) Глава 29.2 Клиновидное трение
27) Глава 30.2 Использование перегиба
28) Глава 30.4 Обработка листового металла
29) Калькулятор подгонки
30) Глава 27.1.1 Роликовый ленточный конвейер
31) Глава 27.1.2 Привод резьбового винта
32) Глава 27.1.3 Привод тягового кривошипа
33) Глава 27.1.4 Трансмиссия с наружной росписью
34) Глава 27.1.5 Подъемная установка
35) Глава 27.1.6 Поворотный стол
36) Глава 27.2.1.1а Зубчатый редуктор
37) Глава 27.2.1.1b Коаксиальный зубчатый редуктор
38) Глава 27.2.2 Планетарный редуктор
39) Глава 27.2.3 Трансмиссия тягового центра
40) Глава 27.3 Электрический привод
41) Глава 27.3 Режимы работы S3 и S5
42) Каталог производителей и поставщиков
Есть желание купить вскладчину?
|
4.5. Проектирование и расчет ленточного конвейераСожержание Определение режима работы и нагружения конвейера.Режимы работы и нагружения конвейера определяются классами использования его по времени и производительности(см. гл. 2). Классы использования конвейера по времени приведены в табл. 2.1, На основании классов использования конвейеров по времени и производительности выбирают по табл. 2.5, 3.1 и 3.2 режим работы конвейера. Определение условий работы конвейера.Условия работы конвейера характери зуются производственными условиями окружающей среды, воздействующими на конвейер. Выбор проектной схемы конвейера.Проектная схема конвейера должна быть максимально простой, прямолинейной и без излишних перегибов.
Привод конвейера по возможности принимается однобарабанный. При необходимости применения двухбарабанного привода наиболее надежной будет обводка первого и При проектировании конвейерной линии следует применять отдельные конвейеры максимальной длины и минимальным количеством перегрузочных пунктов. Однобарабанный привод, как правило, располагается на переднем барабане; расположение двухбарабанного и трехбарабанного приводов показано на рис. 4.18 и в табл. 4.3. Выбор угла наклона конвейера и скорости движения ленты.В табл. 4.37 приведены максимальные углы наклона стационарных ленточных конвейеров для ряда материалов. При равномерной непрерывной загрузке конвейера указанные в табл. 4.37 углы Таблица 4.37. Характеристика насыпных грузов (средние значения).
При уменьшении скорости движения ленты допустимый угол наклона ее может быть увеличен. Для лент, имеющих выступы на рабочей поверхности, углы наклона принимаются на 10-15° меньше, Для лент с шероховатой рабочей поверхностью углы наклона принимаются на 3-5 % больше, чем для гладкой ленты. Принятый максимальный угол наклона βmax проверяется при насыпных грузах по формуле: βmax ≤ k3φ , где k3 — коэффициент запаса; для грузов легкой подвижности k3 = 0,35, средней — k3 = 0,40, малой — k3 = 0,55; При транспортировании штучных грузов углы наклона ленты выбираются по табл. 4.38 и проверяются по формуле: βmax ≤ ρΔρ , где ρ — угол трения груза по поверхности ленты в покое, … ° Δρ = 10/15° — запас устойчивости груза. tg βmax ≤ 2lГ / (3hГ) Таблица 4.38. Наибольшие допускаемые углы наклона конвейера с прорезиненной лентой при транспортировании штучных грузов
,где lГ — длина опорной поверхности груза вдоль ленты конвейера, м; Выбор скорости ленты производится с учетом условий эксплуатации конвейера, характеристики транспортируемого груза, ширины ленты, назначения и местоположения конвейера, способа загрузки и разгрузки его и т.д. Таблица 4.39. Максимально допустимая скорость ленты при разгрузке через головной барабан, м/с
* На отвалообразователях. В таблице 4.39 приведены наибольшие скорости ленты в зависимости от характера транспортируемого груза и ширины ленты.
Скорости движения ленты для временных установок, работающих короткое время, могут быть более высокими, чем для стационарных конвейеров, работающих длительное время. Стационарные конвейеры, установленные на открытой местности, допускают более высокие скорости, чем конвейеры, расположенные в закрытых производственных зданиях. Для наклонных конвейеров скорости должны быть снижены по сравнению с горизонтальными примерно на 20 %, если конвейер имеет максимальный угол наклона. Скорости ленты при транспортировании штучных грузов выбираются в зависимости от массы и формы единицы груза, способа подачи груза на ленту и снятия с нее, Таблица 4.40. Рекомендуемые скорости движения ленты для транспортирования штучных грузов
Производительность конвейера.Расчетная массовая производительность для определения относительных нагрузок на ленту и тягового усилия привода: Qm = Q’mkН / (ktkГ) (4.1) , где Q’m — заданная в техническом задании максимальная массовая производительность конвейера, т/ч; kН — коэффициент неравномерности загрузки конвейера зависит от способа и характера загрузки. Точные величины kН указываются в техническом задании па конвейер в зависимости от специфики технологии производства того предприятия, где будет использоваться конвейер. В случае отсутствия точных данных величины kН можно приближенно принять для расчета ширины ленты по неравномерности, минутного грузопотока kН = 1,25 / 2,0; для расчета линейных нагрузок па ленту по неравномерности сменного грузопотока kН = 1,1 / 1,5. При непрерывной загрузке конвейера с помощью питателя и промежуточного загрузочного бункера принимаются меньшие значения kН; при периодической загрузке без загрузочного бункера — большие. Коэффициент использования конвейера по времени kt вычисляется по формуле (2.1) или (2.2), обычно принимают kt = 0,80/ 0,95; kГ — общий коэффициент готовности конвейерной системы, если груз транспортируется на нескольких последовательно расположенных конвейерах, вычисляется по формуле: KГ = KГ1KГ2 , где kГ1 и kГ2 — коэффициенты готовности отдельных конвейеров; для одного конвейера обычно принимают kГ = 0,96. Расчетная производительность при транспортировании штучных грузов и объемная производительность определяются по формулам: (3.1)-(3.5). Выбор ленты конвейера.Для транспортировки насыпных и штучных грузов применяются конвейерные ленты общего назначения или специальные двух видов: резинотканевые с тяговым каркасом из различного количества тканевых прокладок и резинотросовые (типоразмеры таких лент регламентированы ГОСТ 20-76, а также возможен их выпуск предприятиями резинотехнических изделий по отдельным техническим условиям). При выборе типа ленты учитываются условия окружающей среды, характеристика транспортируемого груза и необходимая прочность. В ГОСТ 20-76 даны общие рекомендации по выбору типа ленты. При транспортировании большинства грузов, в том числе пищевых (капуста, свекла, картофель, зерно, мука и т.п.) применяются ленты общего назначения. Для горячих грузов (с температурой выше 60 °C, но не более 200 °C) или грузов, транспортируемых в среде с повышенной температурой, применяются теплостойкие ленты. При более высокой температуре ленты серийного производства не пригодны. Для пищевых продуктов, не подвергающихся перед употреблением очистке или термической обработке (например, сливочное масло, творог и т.п.) и при транспортировании непосредственно соприкасающихся с лентой (без упаковки и тары), должны применяться пищевые ленты. При транспортировании грузов в среде с температурой ниже -45 °C до -60 °C должны применяться морозостойкие ленты. Для более низких температур (ниже -60 °C) применение прорезиненных лент не допускается. При выборе вида ленты по типу тягового каркаса необходимо учитывать достоинства и недостатки того и другого вида. Достоинствами резинотканевых лент является возможность выбора их в большом диапазоне прочностных параметров (65, 100, 200, 300, 400 Н/мм); универсальность выполнения стыкового соединения (механическое, вулканизацией и т. д.); повышенная стойкость к продольным порывам; высокая амортизирующая способность при динамических нагрузках. К недостаткам резинотканевых лент относится значительное удлинение (до 4%) при рабочих нагрузках, повышенные размеры диаметра барабанов при большом количестве прокладок. Резинотросовые ленты имеют высокую прочность, небольшое удлинение при рабочих нагрузках (до 0,25%), повышенную долговечность. Недостатками являются большая масса, сложность изготовления стыкового соединения (только вулканизацией) с большой затратой времени; меньшая (по сравнению с резинотканевыми лентами) стойкость продольным порывам и перегибам в вертикальной плоскости; увеличенные радиусы перегибов. Выбор ширины ленты.При транспортировании насыпных грузов необходимая ширина ленты определяется по расчетной производительности с учетом условия полного отсутствия или минимального просыпания груза с ленты в
Таблица 4.41. Производительность горизонтального ленточного конвейера при скорости v = 1 м/с.
Исходя из расчетной производительности конвейера Qm = 3600F0vρ т/ч, oпределяют необходимую полную ширину ленты по формуле: B = 1,1 (√(Qmkβ) / (kПvρ) + 0,05) (4.2) , где kП — коэффициент типа роликоопор (табл. 4.42); Таблица 4.42. Коэффициент kП
Для горизонтальных конвейеров kβ = 1; для наклонных — значение kβ выбирается по табл. 4.43. Bmin ≥ x1а’ + 200 (4.3) , где а’ — размер наибольших кусков груза, мм; x1 — коэффициент, зависящий от типа груза, Таблица 4.4З. Коэффициент kβ для транспортирования насыпных грузов различной подвижноcти на ленте с резиновой гладкой рабочей поверхностью.
Максимальные размеры кусков груза, допустимые для каждой ширины ленты, приведены в табл. 4.44. Таблица 4.44. Максимально допустимые размеры крупных кусков, мм.
Полученная по производительности и кусковатости груза ширина ленты округляется до ближайшего большего размера, предусмотренного ГОСТ 20-76. Расчет прочности ленты.Потребное количество прокладок (шт.) тягового каркаса в резинотканевой ленте исходя из условия прочности ее на разрыв определяется по формуле i = SmaxnП / (σРB) (4.4) , где Smax — наибольшее натяжение ленты определяемое тяговым расчетом, Н; Для приближенных расчетов значение пп выбирается по табл. 4.45. Выбранная лента должна удовлетворять условию прочности (см. п. 2.4). Таблица 4.45. Рекомендуемый коэффициент запаса прочности конвейерных лент.
Если число прокладок, полученное расчетом, больше, чем рекомендуется в табл. 4.46 для принятого типа и ширины ленты, то следует принять ленту с более высоким пределом прочности, или резинотросовую ленту соответствующей прочности. Если при расчете число прокладок получается меньше минимального количества, рекомендуемого ГОСТ 20-76, то надо принять ближайшее большее число прокладок или выбрать ленту с прокладками меньшей прочности. Резинотросовые ленты необходимой прочности тягового каркаса выбираются по ее сопротивлению разрыву: σp ≥ Smaxn’ / B (4.5) , где σР — допускаемое максимальное натяжение 1 см ширины ленты, даН/см (см. табл. 3.9); В табл. 4.46 указано максимально и минимально допустимое число прокладок исходя из способности ленты вписываться в геометрическую форму роликоопоры и сохранять лотковость Таблица 4.46. Минимальное и максимальное число тяговых тканевых прокладок.
* Число прокладок из основных тканей типа К-10-2-ЗТ или А-10-2-ЗТ. Толщины наружных обкладок на рабочей δ1 и опорной δ2 сторонах ленты выбираются в зависимости от кусковатости и Коэффициент частоты прохождения ленты через пункт загрузки определяется по формуле: kЧ = 2L / v (4.6) , где L — длина конвейера между концевыми барабанами, м; В табл. 4.47 указаны стандартные толщины обкладок. Там же в скобках даны увеличенные толщины обкладок ленты для транспортировки особо тяжелых крупно кусковых грузов. Таблица 4.47. Толщины наружных обкладок резинотканевых и резинотросовых лент.
Линейная нагрузка от ленты qл даН/м может быть выбрана по табл. 4.48 и 4.2 или определена по формулам: qЛ = 1,1 (δОiО + δ1 + δ2)Bg (4.7) , где δ1 и δ2 — толщины резиновых обкладок на верхней и нижней сторонах ленты (см. табл. 4.47), мм; qЛ = 1,1g (BδЛ – 0,001πd2TiT / 4) + qTiT (4.8) , где δЛ — полная толщина ленты (см. табл. 4.2), мм; Выбор типа опоры для ленты конвейера.Лента между концевыми барабанами конвейера может опираться на ролики, сплошной настил из листовой стали, гладких деревянных досок, пластмассовых пластин и настил из других материалов, Кроме того, лента может поддерживаться воздушной подушкой. Сплошной и комбинированный настилы применяются для транспортирования штучных грузов и для насыпных легких сильно пылящих Для транспортирования насыпных и штучных грузов (мешков, тюков, кип и т.п.) применяются роликоопоры, как правило, желобчатой формы. В табл. 4.14-4.17 показаны роликоопоры, При транспортировании насыпных грузов плоская (прямая) роликоопора на рабочей ветви горизонтальных или наклонных (β ≤ 10°) конвейеров применяется нa На рис. 4.3 изображены подвесные роликоопоры, способствующие увеличению срока службы ленты. Таблица 4.48. Расчетная масса 1 м2 конвейерных лент (кг) в зависимости от числа прокладок.
* Только для тканей ТА-400, ТК-400, Таблица 4.49. Расчетная толщина тканевой прокладки тягового каркаса ленты, мм.
Таблица 4.50. Выбор типа роликоопоры в зависимости от ее назначения и характеристики транспортируемого груза.
Тип роликоопоры выбирается по табл. 4.50, а диаметр роликов выбирается по табл. 4.51. Для специальных роликоопор (амортизирующих, футерованных, дисковых и т.п.) Таблица 4.51. Выбор диаметра ролика, прямой желобчатой роликоопор
Наибольшее распространение имеют ролики на сквозной невращающейся оси с лабиринтным уплотнением и долговременной смазкой. Длина ролика lр выбирается в зависимости от ширины ленты и типа роликоопоры. Для подземных конвейеров и на угольных шахтах в зависимости от ширины ленты В применяют ролики следующих диаметровdР, мм:
Для конвейеров, работающих на карьерах и горнообогатительных комбинатах, в связи с более тяжелыми условиями работы конвейеров в зависимости от ширины ленты применяют следующие диаметры роликов, мм
Примечание. В скобках указаны диаметры роликов для конвейеров, транспортирующих руду и скальные породы. Для особо крупных кусковых грузов с размерами кусков С целью ограничения угловой скорости ролика диаметр его должен соответствовать скорости движения ленты:
Типы роликов унифицированного ряда, соответствующего ГОСТ 22646-77,предназначенных для различных условий работы, приведены в табл. 4.52. Таблица 4.52. Типы роликов унифицированного ряда ГПКИ «Союзпроммеханизация».
Расположение роликоопор по длине конвейера.На различных участках длины конвейера роликоопоры устанавливаются на различном расстоянии друг от друга. На рабочей ветви конвейеров общего назначения расстояние между рядовыми роликоопорами lР можно выбирать по табл. 4.53. Таблица 4.53. Расстояние между роликоопорами на средней части рабочей ветви конвейера при транспортировании насыпных грузов.
Между амортизирующими роликоопорами в зоне загрузки средне и крупнокусковых грузов, а также мелкокусковых с ρ≥2,5 т/м*: lр.а ≈ Dp.a + 200 (4.9) , где Dр.а — диаметр ролика амортизирующей роликоопоры. При транспортировании пылевидных, порошкообразных, зернистых и мелкокусковых грузов в зоне загрузки устанавливаются обычные рядовые роликоопоры c расстоянием lр.з ≈ 0,5lр. В зоне перехода резинотканевой ленты из прямого положения в желобчатое на рабочей ветви у головного и хвостового барабанов устанавливаются две-три переходные роликоопоры с различным Первая переходная роликоопора устанавливается на расстоянии lр≈ 0,8D≥800 мм, где D — диаметр барабана, мм. Центрирующие и регулирующие роликоопоры чередуются между собой и устанавливаются на рабочей ветви через каждые 10 рядовых роликоопор. На холостой ветви центрирующие и регулирующие роликоопоры, Для мощных конвейеров с шириной ленты 2000-2500 мм и скоростью движения v > 5 м/с расстояние между роликоопорамн должно определяться исходя из допустимой нагрузки на одну ролнкоопору. Таблица 4.54. Расстояние между роликоопорами Ip на средней части рабочей ветви конвейера при транспортировании легких штучных грузов.
Для штучных грузов массой более 20 кг lр принимается равным половине наибольшего габаритного размера груза (ящика, мешка, тюка и т.п.) Для конвейеров, имеющих криволинейный выпуклый участок, минимальный радиус дуги определяется по формуле: Rmin ≥ k1B (4.10) , где k1 — коэффициент типа ленты и действующего натяжения, выбираемый по табл. 4.55. Таблица 4.55. Значение коэффициента k1 в зависимости от действующего натяжения ленты.
Геометрические размеры выпуклого криволинейного участка с радиусом дуги Ri = 10 м приведены в табл. 4.56. Для других значений радиуса дуги необходимо размеры,
Таблица 4.56. Геометрические размеры выпуклого участка трассы конвейера, очерченного по дуге радиуса k = 10 м (рис. 4.20).
Нагрузка на одну роликоопору на криволинейном участке (рис. 4.20) проверяется по условию: PP = lP [qЛ + qГ] cos β1 + SK / R1] ≤ Pдоп (4.11) , где lР — расстояние между роликоопорами, м;
Радиус вогнутого криволинейного участка конвейера (рис. 4.21) определяется по формуле: R2 ≥ SKk2 / (qЛ cos2 β) (4.12) , где SК — натяжение ленты в наивысшей точке А перегиба при полностью загруженном горизонтальном участке и незагруженных криволинейном и наклонном участках; Таблица 4.57. Коэффициент в зависимости от типа ленты.
Расположение на конвейере переднего и заднего барабанов и определение их размеров. Барабаны конвейеров, работающих в среднем, тяжелом и весьма тяжелом режимах, устанавливаются так, Таблица 4.58. Значение hp в зависимости от угла подхода ленты β’, мм.
На конвейерах, работающих в весьма легком и легком режимах, величины hp может не быть, т.е. образующая барабана находится на одном уровне с образующей среднего ролика рядовой желобчатой роликоопоры. Размеры барабанов.Для резинотканевых лент диаметр приводных барабанов определяется по формуле Dб = k’k’’i (4.13) , где i — число прокладок в ленте; k’ — коэффициент, учитывающий тип прокладок (табл. 4.59). Таблица 4.59. Значение коэффициента k’.
Меньшие значения k’ принимаются для лент меньшей ширины каждой прочности. Коэффициент назначения барабана k» выбирается по табл. 4.60. Таблица 4.60. Коэффициент k’’ для выбора диаметра барабана.
При ориентировочных расчетах можно принять: диаметры концевых и натяжных барабанов Dк.б ≈ 0,8Dб, Таблица 4.61. Размеры барабанов для конвейеров общего назначения, мм.
Принятый диаметр приводного барабана проверяется по среднему давлению ленты на барабан: PСР = ( 360 / (DбBαπμ) ) (Sнб — Sсб) ≤ pдоп (4.14) , где Sнб и Scб — натяжение набегающей и обегающей с барабана ветвей ленты, даН; Для конвейеров, работающих в тяжелых режимах, и для лент меньшей прочности принимаются меньшие значения рдоп. Графики зависимости среднего давления от соотношения Sнб/B для различных диаметров даны на рис. 4.22.
Тяговая способность барабана зависит от материала рабочей поверхности барабана и влажности атмосферы. Значения тягового фактора барабана еμα приведены на стр. 303. Диаметр футерованного барабана должен быть увеличен на размер двойной толщины футеровки. Стрела центрирующей выпуклости барабана принимается в зависимости от размера Lб:
Выбор типоразмеров приводного барабана и редуктора производится по табл. 4.4, 4.5 в соответствии с нагрузкой на подшипник и расчетным крутящим моментом, определяемым по формуле: Мкр = kЗPDб/2 , где Р — окружное усилие на барабане, даН; Выбор типа натяжного устройства, его основных параметров и места установки на конвейере.Схемы различных типов натяжных устройств (НУ) показаны на рис. 4.6. Натяжное устройство устанавливается, как правило, вблизи приводного барабана на холостой ветви, Винтовое натяжное устройство конструктивно простое и компактное может быть установлено на горизонтальных и наклонных конвейерах лишь небольшой длины (L < 75 м.).
Наиболее широкое распространение получили грузовые натяжные устройства без полиспаста и с полиспастом. Общий ход натяжного устройства состоит из двух частей (рис. 4.23) и определяется по формуле: LН = LН1 + LН2 , где LН1 — монтажный ход (м) компенсирует изменение длины ленты при ее ремонте и перестыковке; Таблица 4.62. Рекомендуемые наименьшие диаметры барабанов.
В зависимости от конструкции стыкового соединения может быть принята LН1 = (0,3 / 2,0) В для стыков ленты, выполненных механическим способом (скобы, шарниры и т.п.), и для винтовых натяжных устройств принимают: LН1 = (0,3 / 0,5) В (4.15) вулканизированных стыков ленты и НУ любых конструкций, кроме винтового: LН1 = (1/2) B (4.16) Рабочий ход натяжного устройства компенсирует вытяжку и удлинение ленты при ее установившемся движении и при пуске конвейера. Рабочий ход определяется по формуле: LH2 ≥ k’НL , где L — длина конвейера между центрами концевых барабанов, м; Более точный расчет рабочего хода производится по формуле: LН2 ≥ kβkЛεL (4.17) , где ε — относительное удлинение принятого типа ленты; для резинотканевых лент ε = 0,015; для резинотросовых ε = 0,0025;
Таблица 4.63. Рекомендуемые значения k’Н.
Для резинотросовых лент необходимо соблюдать условие LН2 ≥ 500 мм. Натяжное усилие РН, необходимое для перемещения тележки натяжного устройства с барабаном, определяют по формуле: РН = kН(Sнб + Sсб) + РП (4.18) , где Sнб и Sсб — натяжения набегающей на натяжной барабан и сбегающей с него ветви ленты (определяется тяговым расчетом); Усилие перемещения тележки определяется по формуле: РП = mТ (sin β + ωТcos β) g , где mТ — масса натяжной тележки с барабаном и отрезком ленты; Для грузового НУ рамного типа (см. рис. 4.5) натяжное усилие рамы определяется по формуле: РН.Р= Sнб + Sсб — gmР + gmpωp (4.19) , где mР — масса натяжной рамы с барабаном и отрезком ленты, кг; Масса натяжного груза тележечного натяжного устройства определяется по формуле: mн.г = РН/(ηiН) (4.20) , где η — общий КПД полиспаста и обводных блоков, η = ηпη1iб; ηп = (1 + η1 + η21 + … + η1iп-1)/iп η1 — КПД одного обводного блока, η1 = 0,95; Масса натяжного груза рамного НУ mн.г ≈ Рн.p. Выбор загрузочного устройства конвейера и определение его параметров.Насыпные грузы загружаются на ленту конвейера из бункера или с технологических транспортных и погрузочных машин. Штучные грузы из бункера не загружают.
Днище лотка, воспринимающего удары струи загружаемого груза и направляющего его на ленту, устанавливается наклонно к ленте под углом αБ, Длина бортов направляющего лотка lЛ в зависимости от ширины ленты и скорости ее движения выбирается по табл. 4.64 или определяется по формуле: lЛ = (v2 — v2пр) / (2gf1) (4.21) , где v — скорость ленты, м/с; Минимальную высоту направляющих бортов лотка выбирают по табл. 4.64 или определяют исходя из производительности и размеров выпускного отверстия лотка по формуле: hЛ = Q / (3,6Aρvпр) (4.22) Ширину направляющих бортов принимают В1 = 0,5В; В2 = (0,6 / 0,7) В (рис. 4.24). Таблица 4.64. Значения минимальных длин и высот направляющих лотка в зависимости от ширины ленты.
Выбор типа разгрузки конвейера и параметров разгрузочного устройства. Разгрузка конвейера может производиться о концевого(приводного) барабана или в
Уравнение траектории параболы в косоугольных координатах ху: х = vt; у=gt2/2 или у = gx2/(2v2). Для разгрузки конвейера в промежуточных пунктах трассы применяются барабанные разгрузочные тележки (стационарные и передвижные), Таблица 4.65. Области применения устройств для промежуточной разгрузки.
Области применения разгрузочных устройств промежуточной разгрузки приведены в табл. 4.65. На наклонных участках конвейера плужковые сбрасыватели неустанавливаются. Выбор устройства для очистки ленты.На каждом конвейере, транспортирующем насыпные грузы, устанавливаются очистительные устройства для очистки рабочей и внутренней поверхности ленты, поверхности переднего и заднего барабанов. Таблица 4.66. Рекомендуемые устройства для очистки наружной (грузонесущей) стороны ленты конвейера
Примечания.
1. Рекомендуемые типы очистных устройств отмечены знаком *; 2. При нескольких отметках * применяется весь комплекс устройств; 3. Возможно применение пневматической или гидравлической очистки (обмыва) ленты в отапливаемом помещении при условии последующей просушки ленты и централизованного удаления воды. Применение переворота обратной ветви ленты возможно только при длине конвейера, большей, чем минимальная длина участков поворота ленты Устройство для очистки рабочей поверхности ленты устанавливается после раз грузочного (переднего) барабана, а для очистки внутренней поверхности ленты — Для очистки внутренней поверхности ленты применяются одно или двусторонние скребки плужкового типа с выводом очищаемых частиц вне ленты конвейера. Для очистки поверхности барабанов и, если требуется, роликоопор конвейера применяются стальные скребки. На барабанах с фасонной резиновой футеровкой очистители не устанавливаются. Выбор типа привода.Выбор типа привода (табл. 4.67) обусловлен протяженностью и профилем трассы конвейера, возможным значением коэффициента трения между лентой и поверхностью барабана, Трехбарабанный привод недостаточно надежен; в нем многократно перегибается лента; конструкция сложная и громоздкая, а потому применение его не рекомендуется без особых на то причин. Таблица 4.67. Рекомендации по выбору типа привода конвейера.
Коэффициент использования прочности ленты определяется для приводов: однобарабанного: x1 = (еμα-1)/еμα (4.23) x2 = e(μ1α1+μ2α2) — 1/e(μ1α1+μ2α2) (4.24) , где е = 2,72 — основание натуральных логарифмов; kx = P1/P2 (4.25) , где Р1 и Р2 — окружные усилия на первом и втором барабанах, кН. Таблица 4.68. Значения коэффициента полезного использования прочности ленты х при различных типах фрикционных приводов.
При значении коэффициента трения μ ≥ 0,3 целесообразнее применять однобарабанный привод как более надежный и простой, так как при μ > 0,3 В наклонных и наклонно-горизонтальных конвейерах также целесообразно применение однобарабанного привода. Тяговый расчет.Тяговый расчет ленточных конвейеров следует выполнять в двух вариантах: при установившемся движении и в момент трогания с места при полной нагрузке конвейера (см. гл. 3). Точки сопряжений соседних участков трассы нумеруются последовательно, в направлении движения ленты, начиная от точки сбегания ленты с приводного барабана до точки набегания ее на приводной барабан. Максимальное расчетное натяжение ленты Smax при установившемся движении равно натяжению ленты, набегающей на приводной барабан SНБ, и вычисляется по формулам: SНБ = eμαPkЗ / eμα – 1 (4.26) SНБ = PkЗ [ e(μ1α1+μ2α2) ] / [e(μ1α1+μ2α2) -1 ] (4.27) , где еμα — фактор оцепления (тяговый фактор); Натяжение ленты на всех участках трассы конвейера должно иметь положительное значение. При выполнении тягового расчета необходимо проверить значения минимального натяжения ленты Smin. Подсчет натяжений против направления движения ленты производится по формуле Si-1 = Si-Wi, где Wi — Тяговое усилие при установившемся движении конвейера: P0 = ∑Wi (4.28) P’П = ∑WП (4.29) ∑Wi, ∑WП — суммы сопротивлений движению на всем контуре трассы конвейера при установившемся движении и при пуске конвейера соответственно. P0 = ∑W = CД [∑WГ.В + ∑WН.В] + ∑WГ.Н + ∑WН.Н (4.30) , где ∑WГ.В, ∑WГ.Н — суммы сопротивлений движению на горизонтальных верхнем и нижнем участках, соответственно;
Таблица 4.69. Сопротивления движению в ленточных конвейерах.
Согласно теории фрикционного привода условие отсутствия скольжения ленты по барабану пределяется выражением: SНБ ≤ SСБeμα (4.31) P0 = SНБ – SСБ = SНБ (eμα — 1) / eμα = SСБ (eμα — 1) (4.32) Если движение груза на конвейере осуществляется по наклону вниз и конвейер является самодействующим, а на приводе происходит притормаживание ленты, то условие отсутствия скольжения ленты по барабану равно: SСБ ≤ SНБeμα (4.33) WT = SСБ (eμα — 1) / eμα (4.34) Для увеличения тягового усилия на барабане можно увеличивать натяжение ленты, что нежелательно, так как приводит к ее удорожанию, и потому рекомендуется увеличивать коэффициент трения между В соответствии со схемой конвейера, принятыми типами загрузки, разгрузки, очистительных устройств выполняют расчет сопротивлений движению для установившегося движения или пускового периода. При расчете сопротивлений на отдельных участках выбирают коэффициенты со противления движению на рабочей ωи нерабочей ω’ ветвях конвейера. Для установившегося движения, скорости ленты от 0,8 до 3,15 м/с и температуры окружающей среды от +40 до -10 °C значения ω и ω’ выбираются по табл. 4.70. При скоростном движении ленты v > 3,15 м/с коэффициенты сопротивления движению определяются по формуле: ωv = ω + Сv (v – 3,15) (4.35) , где ω — коэффициент сопротивления, выбираемый из табл. 4.70; Таблица 4.70. Значения коэффициента сопротивления ω в зависимости от условий работы.
При температуре окружающей среды ниже минус 10 °C и применении низкотемпературных смазочных материалов: ωt ≈ ωсt (4.36) , где сt = 1,2 при t = до -20 °C; ct — 1,5 при t = -40 °C и ниже. Для конвейеров с гирляндными подвесными роликоопорами: ωГ = ωсГ (4.37) , где сГ = 1,15 — для конвейеров с шириной ленты В ≤ 1000 мм; сГ = 1,3 — для конвейеров с шириной ленты В ≤ 1200 мм. Таблица 4.71. Значения коэффициентов сопротивления движению ленты на отклоняющих барабанах ξ и роликовых батареях конвейера λ.
Таблица 4.72. Значения коэффициентов сопротивления движения для подземных работ.
При пуске конвейера: ωП = ωсП (4.38) ,где сП = 1,2 — при температуре окружающей среды выше 0 °C, сП = 1,5 — при температуре ниже 0 °C. В тяговом расчете сопротивление от перегиба ленты учитывается лишь при наличии в схеме трассы конвейера большого числа перегибов, так как сопротивле ние для одного перегиба ленты получается незначительное. Минимальное натяжение ленты, полученное расчетом, проверяется исходя из допустимой стрелы провеса ленты между роликоопорами на рабочей и холостой ветвях конвейера (см. гл. 3). Если значение Smin, полученное в тяговом расчете, не удовлетворяет условию допустимого провеса ленты, то необходимо принять Smin по формуле (3.78) По расчетному тяговому (окружному) усилию вычисляется мощность приводного электродвигателя по формуле: N = kЗP0ν/(102η) (4.39) , где kЗ = 1,10 / 1,2 — коэффициент запаса; Коэффициенты полезного действия приводного барабана других составляющих привода приведены в гл. 3. В соответствии с полученной расчетом номинальной мощностью выбирают электродвигатель, который затем проверяют по пусковому моменту. Если в приводе применены гидравлические муфты со скольжением (5-6%), При наличии в приводе жестких муфт с передачей постоянного крутящего момента следует использовать асинхронные электродвигатели с фазовым ротором. При уточненном тяговом расчете выполняется подробный расчет сопротивлений на отдельных участках трассы (прямолинейные горизонтальные и наклонные, криволинейные, загрузки, разгрузки и т.п.) по формулам табл. 4.69. Натяжение в точках сопряжений отдельных участков вычисляется по формулам гл. 3. Суммируя последовательно сопротивления на всех участках контура трассы конвейера, определяют натяжение ленты, набегающей на приводной барабан SНБ, по формуле: SНБ = SСБ + ∑Wi (4.40) Из уравнений (4.33) и (4.40) получаем формулу для вычисления значений SСБ: SСБ = kЗ(∑Wi / eμα) = kЗP0[(1/eμα) – 1] (4.41) , где kЗ = 1,1 / 1,2 — коэффициент запаса тяговой способности привода. Расчетное натяжение ленты, набегающей на приводной барабан, вычисляется по формуле: SНБ = SСБeμα = kЗP0[eμα / (eμα — 1)] (4.42) .По расчетному натяжению определяется прочность ленты конвейера по формулам (4.4) или (4.5). В соответствии с тяговым (окружным) усилием, вычисленным по формуле Значения выражений eμα, 1/(eμα – 1) и eμα / (eμα – 1) приведены табл. 4.73. При однобарабанном приводе по расчетной мощности выбирается по катлогам электродвигатель ближайшей мощности, т.е. Nдр ≥ N. Таблица. 4.73. Значения тягового фактора Т = еμа
Мощность двигателя двухбарабанного привода определяется по формулам: N=N1+N2; (4.43) N1=NkX / (kX+1) ≤ N1дв (4.44) N2=N / (kX+1) ≤ N2ДВ (4.45) , где N— общая расчетная мощность, вычисленная по формуле (4.39), кВт; При установке на первом барабане двух двигателей мощность каждого вычисляется с учетом поправки по формуле N1п = N1Л = k’N/2, N1п, N1Л — мощности правого и левого двигателей, соответственно, кВт; Окружные усилия на приводных барабанах вычисляются по формулам: Р = Р1 + Р2 (4.46) Р1 = Рkх/(kх +1) (4.47) Р2 = Р/(kх + 1) (4.48) , где Р — общее окружное усилие, полученное тяговым расчетом; Таблица 4.74. Значения коэффициента полезного использования прочности ленты Х при различных типах фрикционных приводов
Натяжение ленты, сбегающей со второго барабана, определяется по формуле: SСб2 = Pk3I / (eμ2α2 — 1) (4.49) , где k3 = 1,1 / 1,2 — коэффициент запаса сцепления. Значения eμα и 1/(еμ2α2-1) Натяжение ленты, набегающей на второй барабан исбегающей с первого барабана, равно: SНб2 = SСб1 = SСб2 eμ2α2 (4.50) Натяжение ветви ленты, набегающей на первый барабан: SНб1 = SСб1 + k3P1 = SСБ2 eμ2α2 + k3P1 (4.51) Потребный тяговый фактор на первом приводном барабане: eμ2α2 ≥ SНб1/(SСб2 eμ2α2) Расчет ленты производится по максимальному натяжению Smax=SHб1.
При двухбарабанном приводе, если D1=D2, двигатели должны иметь одинаковую мощность и работать совместно с одинаковыми окружными усилиями. Тяговое усилие при разгоне двигателя можно определить по формуле: РП.Д = РП+Рдин (4.53) , где Рп — статическое тяговое усилие при пуске, рассчитанное по сопротивлению движения в пусковой период ∑WП с учетом сопротивления загрузочного устройства при пуске Динамическая составляющая тягового усилия определяется по формуле: Рдин = [ 2(Mmax – MС.П)ip (GD2)k ηП ] / [ (GD2)(Dб + δЛ) ] (4.54) МС.П = РП(Dб + δЛ) / (2ipηП) (4.55) , где Mmax — максимальный момент на валу двигателя; Общий маховый момент равен: (GD2) = k(GiDi2) + (GiDi2)к (4.56) , где k= 1,05/1,15 — коэффициент, учитывающий массы деталей привода, вращающиеся медленнее, чем вал двигателя; Маховый момент конвейера определяется по формуле: (GiDi2)к = [ Gк(Dб + δЛ)2 ] / (ηПip2) (4.57) Gк = kк [ (mГ + 2mЛ)L + kДGвр] (4.58) , где GK — приведенная масса движущихся частей конвейера и лежащего на них груза; Таблица 4.75. Масса вращающихся частей роликоопор
Примечание. Dp — диаметр ролика. Передаточное число передаточного механизма равно: ip = [(Dб + δЛ)ωдв] / (2ν) , где ωдв — угловая скорость двигателя, рад/с; ωл — толщина ленты, м. Необходимое натяжение ленты в точке сбегания ее с приводного барабана при пуске находят по формуле SСБ.П = РП.Д / (еμα — 1). Максимальное натяжение ленты, набегающей на приводной барабан при пуске конвейера, определяется по формуле: SНб.П = PП.Д + SСб.П (4.59) Проверка электродвигателя по пусковым нагрузкам.Выбранный электродвигатель по расчетной мощности должен удовлетворят условию МП.Д ≤MИ, где МПД момент на валу двигателя при пусковой нагрузке, который определяется по формуле: MНб.П = (SП.Д – SСб.П)Dбδ/(2ip) (4.60) Пусковой момент электродвигателя МП: МП = Мномλд Номинальный момент электродвигателя Мн: Мн = 975Nном/nном (4.61) , где lд — коэффициент перегрузочной способности электродвигателя, приводимый в каталогах (обычно для асинхронных двигателей λд = 1,34/2,0); Проверка времени пуска конвейера.Во избежание сброса груза с ленты в период пуска конвейера необходимо соблюдать условие j < jшах, jmax ≤ kбg(f1 cos β – sin β) (4.62) , где kб= 0,64/0,8 — коэффициент безопасности; Полученное расчетом время пуска конвейера tПmin должно быть согласовано с временем пуска электродвигателя tП.Д (см. гл. 2). Момент статических сил сопротивления при установившемся движении, приведенный к валу электродвигателя, рассчитывается по формуле: МСТ = PDб/(ipη) (4.63) Максимальное натяжение ленты, которое может развить принятый электродвгатель при пуске, определяется по формуле: SДmax = [ (102NλДη)/ν ] * [ (eμα)/( eμα — 1)] (4.64) После проверки электродвигателя и расчета максимального натяжения ленты при пуске SНб.П производят проверку прочности ленты по натяжению SНб.П. Расчет тормозного момента.В конвейерах, имеющих трассу с наклонными участками в приводном механизме, необходимо установить тормоз с целью предотвращения самопроизвольного обратного движения ленты с грузом при выключенном электродвигателе. На ответственных конвейерах, работающих в тяжелом и весьма тяжелом режимах, кроме тормоза устанавливается и механический останов (храповой, роликовый и т.п.). Условие, при котором установка тормоза необходима: qГmaxH ≥ ∑Wi (4.65) , где qГmaxH — сила тяжести на наклонных участках конвейера при максимальной загрузке; Тормозной момент на валу электродвигателя, препятствующий самопроизвольному движению ленты под действием веса груза, определяется по формуле: MТ = [ qГmaxH – CТ(P0 — qГH) ] [ (Dбη) / (2iP) ] (4.66) , где qГmax, qГ — линейная расчетная нагрузка на ленту от массы транспортируемого груза при максимальной и нормальной загрузках ленты конвейера, соответственно даН/м; Замедление конвейера должно происходить плавно, замедление движения ленты должно удовлетворять условию (4.62). Время торможения до полной остановки конвейера: tТ ≈ (GD2)К nН/[375g(MТ.Т + MСТ)] (4.67) , где (GD2)К — маховой момент всех движущихся частей конвейера, приведенный к валу Время свободного выбега ленты конвейера при отсутствии торможения: tСВ ≈ (GD2)К nП / (375gMСТ) (4.68) Автоматизированная система проектирования ленточных конвейеров.Проекти рование ленточных конвейеров является весьма трудоемким процессом, включающим в себя тяговые, конструктивные и геометрические расчеты, подбор комплектующих изделий, С целью улучшения качества работы и повышения производительности труда проектировщика в институте «Гипросантехпром» разработана и внедрена в промыш ленную эксплуатацию автоматизированная Основными компонентами АСП ЛК являются: программное обеспечение, вклю чающее постановку задачи и алгоритм; информационное обеспечение, т. е. альбом чертежей, При использовании АСП ЛК ручные операции проектирования сводятся к подготовке исходных данных для ЭВМ и оформлению сборочного чертежа конвейера, В результате использования АСП ЛК более чем в пять раз повышается произво дительность труда проектировщика, появляется возможность многовариантной проработки проектируемых проектов, На схеме 4.1 представлена структура автоматизированного процесса проектирования ленточного конвейера. Проектировщик заполняет только задание на расчет. Далее весь расчет и всю выборку делает машина. В конце работы проектировщик чертит общий вид. Программы АСП ЛК выполнены на языке «Аналитик» для различных ЭВМ, выпускаемых отечественной промышленностью. В результате расчета ленточного конвейера с помощью АСП ЛК
|