Содержание
- Реализация тестирования
- Способ 1: поле для ввода
- Способ 2: выпадающий список
- Способ 3: использование элементов управления
- Вопросы и ответы
Часто для проверки качества знаний прибегают к использованию тестов. Их применяют также для психологического и других видов тестирования. На ПК с целью написания тестов довольно часто применяют различные специализированные приложения. Но с поставленной задачей может справиться даже обычная программа Microsoft Excel, которая имеется на компьютерах почти всех пользователей. Используя инструментарий данного приложения можно написать тест, который по функциональности мало чем будет уступать решениям, выполненным с помощью специализированного ПО. Давайте разберемся, как при помощи Экселя выполнить данную задачу.
Реализация тестирования
Любой тест подразумевает выбор одного из нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Как правило, их несколько. Желательно, чтобы после завершения теста пользователь уже видел сам, справился ли он с тестированием или нет. Выполнить эту задачу в Экселе можно несколькими путями. Давайте опишем алгоритм различных способов, как это сделать.
Способ 1: поле для ввода
Прежде всего, разберем самый простой вариант. Он подразумевает наличие списка вопросов, в котором представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.
- Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем использовать математические выражения, а в качестве ответов – пронумерованные варианты их решения.
- Отдельную ячейку выделяем для того, чтобы пользователь мог вписывать туда номер того ответа, который он считает верным. Для наглядности помечаем её желтым цветом.
- Теперь перемещаемся на второй лист документа. Именно на нем будут располагаться правильные ответы, с которыми программа сверит данные пользователем. В одной ячейке пишем выражение «Вопрос 1», а в соседнюю вставляем функцию ЕСЛИ, которая, собственно, и будет контролировать правильность действий пользователя. Для вызова этой функции выделяем целевую ячейку и жмем на значок «Вставить функцию», размещенный около строки формул.
- Запускается стандартное окно Мастера функций. Переходим в категорию «Логические» и ищем там наименование «ЕСЛИ». Поиски не должны быть долгими, так как это название размещено первым в перечне логических операторов. После этого выделяем данную функцию и жмем на кнопку «OK».
- Производится активация окна аргументов оператора ЕСЛИ. Указанный оператор имеет три поля, соответствующих числу его аргументов. Синтаксис данной функции принимает следующий вид:
=ЕСЛИ(Лог_выражение;Значение_если_истина;Значение_если_ложь)
В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки, в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на Лист 1 и отмечаем элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без кавычек «=3». Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру «3», то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.
В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1», а в поле «Значение если ложь» устанавливаем число «0». Теперь, если пользователь выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0 баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в нижней части окна аргументов.
- Аналогичным образом составляем ещё два задания (или любое нужное нам количество) на видимом для пользователя листе.
- На Листе 2 с помощью функции ЕСЛИ обозначаем правильные варианты, как мы это делали в предыдущем случае.
- Теперь организуем подсчет баллов. Его можно сделать с помощью простой автосуммы. Для этого выделяем все элементы, где содержится формула ЕСЛИ и жмем на значок автосуммы, который расположен на ленте во вкладке «Главная» в блоке «Редактирование».
- Как видим, пока сумма равна нулю баллов, так как мы не ответили ни на один пункт тестирования. Наибольшее количество баллов, которые в данном случае может набрать пользователь – 3, если он правильно ответит на все вопросы.
- При желании можно сделать так, что количество набранных баллов будет выводиться и на пользовательский лист. То есть, пользователь будет сразу видеть, как он справился с задачей. Для этого, выделяем отдельную ячейку на Листе 1, которую называем «Результат» (или другим удобным наименованием). Чтобы долго не ломать голову, просто ставим в неё выражение «=Лист2!», после чего вписываем адрес того элемента на Листе 2, в котором находится автосумма баллов.
- Проверим, как работает наш тест, намеренно допустив одну ошибку. Как видим, результат данного теста 2 балла, что соответствует одной допущенной ошибке. Тест работает корректно.
Урок: Функция ЕСЛИ в Экселе
Способ 2: выпадающий список
Организовать тест в Экселе можно также при помощи выпадающего списка. Посмотрим, как это выполнить на практике.
- Создаем таблицу. В левой её части будут задания, в центральной части – ответы, которые пользователь должен выбрать из предложенного разработчиком выпадающего списка. В правой части будет отображаться результат, который автоматически генерируется в соответствии с правильностью выбранных ответов пользователем. Итак, для начала построим каркас таблицы и введем вопросы. Применим те же задания, которые использовали в предыдущем способе.
- Теперь нам предстоит создать список с доступными ответами. Для этого выделяем первый элемент в столбце «Ответ». После этого переходим ко вкладке «Данные». Далее выполняем щелчок по значку «Проверка данных», который размещен в блоке инструментов «Работа с данными».
- После выполнения данных шагов активируется окно проверки видимых значений. Перемещаемся во вкладку «Параметры», если оно было запущено в какой-либо другой вкладке. Далее в поле «Тип данных» из выпадающего списка выбираем значение «Список». В поле «Источник» через точку с запятой нужно записать варианты решений, которые будут отображаться для выбора в нашем выпадающем списке. Затем щелкаем по кнопке «OK» в нижней части активного окна.
- После этих действий справа от ячейки с вводимыми значениями появится пиктограмма в виде треугольника с углом, направленным вниз. При клике по ней будет открываться список с введенными нами ранее вариантами, один из которых следует выбрать.
- Аналогичным образом составляем списки и для других ячеек столбца «Ответ».
- Теперь нам предстоит сделать так, чтобы в соответствующих ячейках столбца «Результат» отображался факт того, верным является ответ на задание или нет. Как и в предыдущем способе сделать это можно при помощи оператора ЕСЛИ. Выделяем первую ячейку столбца «Результат» и вызываем Мастер функций посредством нажатия на значок «Вставить функцию».
- Далее через Мастер функций при помощи того же варианта, который был описан в предыдущем способе, переходим к окну аргументов функции ЕСЛИ. Перед нами открывается то же окно, которое мы видели в предыдущем случае. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки, в которой выбираем ответ. Далее ставим знак «=» и записываем верный вариант решения. В нашем случае это будет число 113. В поле «Значение если истина» устанавливаем количество баллов, которое мы хотим, чтобы начислялось пользователю при правильном решении. Пусть это, как и в предыдущем случае, будет число «1». В поле «Значение если ложь» устанавливаем количество баллов. В случае неверного решения пусть оно будет равно нулю. После того, как вышеуказанные манипуляции выполнены, жмем на кнопку «OK».
- Аналогичным образом внедряем функцию ЕСЛИ в остальные ячейки столбца «Результат». Естественно, что в каждом случае в поле «Логическое выражение» будет собственный вариант правильного решения, соответствующий вопросу в данной строке.
- После этого делаем итоговую строку, в которой будет подбиваться сумма баллов. Выделяем все ячейки столбца «Результат» и щелкаем уже знакомый нам значок автосуммы во вкладке «Главная».
- После этого с помощью выпадающих списков в ячейках столбца «Ответ» пытаемся указать правильные решения на поставленные задания. Как и в предыдущем случае, в одном месте умышленно допускаем ошибку. Как видим, теперь мы наблюдаем не только общий результат тестирования, но и конкретный вопрос, в решении которого содержится ошибка.
Способ 3: использование элементов управления
Провести тестирование можно также, используя для выбора вариантов решения элементы управления в виде кнопки.
- Для того чтобы иметь возможность использовать формы элементов управления, прежде всего, следует включить вкладку «Разработчик». По умолчанию она отключена. Поэтому, если в вашей версии Excel она ещё не активирована, то следует провести некоторые манипуляции. Прежде всего, перемещаемся во вкладку «Файл». Там выполняем переход в раздел «Параметры».
- Активируется окно параметров. В нём следует переместиться в раздел «Настройка ленты». Далее в правой части окна устанавливаем флажок около позиции «Разработчик». Для того чтобы изменения вступили в силу жмем на кнопку «OK» в нижней части окна. После этих действий вкладка «Разработчик» появится на ленте.
- Прежде всего, вписываем задание. При использовании данного способа каждое из них будет размещено на отдельном листе.
- После этого переходим в недавно активированную нами вкладку «Разработчик». Щелкаем по значку «Вставить», который размещен в блоке инструментов «Элементы управления». В группе значков «Элементы управления формы» выбираем объект под названием «Переключатель». Он имеет вид круглой кнопки.
- Кликаем по тому месту документа, где желаем разместить ответы. Именно там появится нужный нам элемент управления.
- Затем вписываем один из вариантов решения вместо стандартного наименования кнопки.
- После этого выделяем объект и кликаем по нему правой кнопкой мыши. Из доступных вариантов действий выбираем пункт «Копировать».
- Выделяем расположенные ниже ячейки. Затем кликаем правой кнопкой мыши по выделению. В появившемся списке выбираем позицию «Вставить».
- Далее производим вставку ещё два раза, так как мы решили, что вариантов решения будет четыре, хотя в каждом конкретном случае их число может отличаться.
- Затем переименовываем каждый вариант, чтобы они не совпадали друг с другом. Но не забываем и о том, что один из вариантов обязательно должен быть верным.
- Далее оформляем объект для перехода к следующему заданию, а в нашем случае это означает переход к следующему листу. Опять жмем на значок «Вставить», расположенный во вкладке «Разработчик». На этот раз переходим к выбору объектов в группе «Элементы ActiveX». Выбираем объект «Кнопка», который имеет вид прямоугольника.
- Кликаем по области документа, которая расположена ниже введенных ранее данных. После этого на ней отобразится нужный нам объект.
- Теперь нам нужно поменять некоторые свойства образовавшейся кнопки. Кликаем по ней правой кнопки мыши и в открывшемся меню выбираем позицию «Свойства».
- Открывается окно свойств элемента управления. В поле «Name» меняем название на то, которое будет более актуальным для этого объекта, в нашем примере это будет наименование «Следующий_вопрос». Заметьте, что в данном поле не допускается наличие пробелов. В поле «Caption» вписываем значение «Следующий вопрос». Тут уже пробелы допускаются, и именно это наименование будет отображаться на нашей кнопке. В поле «BackColor» выбираем цвет, который будет иметь объект. После этого можно закрывать окно свойств, нажав на стандартный значок закрытия в его верхнем правом углу.
- Теперь кликаем правой кнопкой мыши по наименованию текущего листа. В открывшемся меню выбираем пункт «Переименовать».
- После этого наименование листа становится активным, и мы вписываем туда новое название «Вопрос 1».
- Опять кликаем по нему правой кнопкой мыши, но теперь в меню останавливаем выбор на пункте «Переместить или скопировать…».
- Запускается окно создания копии. Устанавливаем в нем галочку около пункта «Создать копию» и жмем на кнопку «OK».
- После этого изменяем название листа на «Вопрос 2» тем же способом, как это делали ранее. Данный лист пока содержит полностью идентичное содержимое, что и предыдущий лист.
- Меняем номер задания, текст, а также ответы на этом листе на те, которые считаем нужными.
- Аналогичным образом создаем и изменяем содержимое листа «Вопрос 3». Только в нем, так как это последнее задание, вместо наименования кнопки «Следующий вопрос» можно поставить название «Завершить тестирование». Как сделать это уже обсуждалось ранее.
- Теперь возвращаемся на вкладку «Вопрос 1». Нам нужно привязать переключатель к определенной ячейке. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по любому из переключателей. В открывшемся меню выбираем пункт «Формат объекта…».
- Активируется окно формата элемента управления. Перемещаемся во вкладку «Элемент управления». В поле «Связь с ячейкой» устанавливаем адрес любого пустого объекта. В него будет выводиться число в соответствии с тем, какой именно по счету переключатель будет активен.
- Аналогичную процедуру проделываем и на листах с другими заданиями. Для удобства желательно, чтобы связанная ячейка находилась в одном и том же месте, но на разных листах. После этого опять возвращаемся на лист «Вопрос 1». Кликаем правой кнопкой мыши по элементу «Следующий вопрос». В меню выбираем позицию «Исходный текст».
- Открывается редактор команд. Между командами «Private Sub» и «End Sub» нам следует написать код перехода на следующую вкладку. В указанном случае он будет выглядеть так:
Worksheets("Вопрос 2").Activate
После этого закрываем окно редактора.
- Аналогичную манипуляцию с соответствующей кнопкой делаем на листе «Вопрос 2». Только там вписываем следующую команду:
Worksheets("Вопрос 3").Activate
- В редакторе команд кнопки листа «Вопрос 3» производим следующую запись:
Worksheets("Результат").Activate
- После этого создаем новый лист под названием «Результат». На нем будет отображаться результат прохождения теста. Для этих целей создаем таблицу из четырёх колонок: «Номер вопроса», «Правильный ответ», «Введенный ответ» и «Результат». В первый столбец вписываем по порядку номера заданий «1», «2» и «3». Во втором столбце напротив каждого задания вписываем номер положения переключателя, соответствующий правильному решению.
- В первой ячейке в поле «Введенный ответ» ставим знак «=» и указываем ссылку на ту ячейку, которую мы связали с переключателем на листе «Вопрос 1». Аналогичные манипуляции проводим с ячейками ниже, только для них указываем ссылки на соответствующие ячейки на листах «Вопрос 2» и «Вопрос 3».
- После этого выделяем первый элемент столбца «Результат» и вызываем окно аргументов функции ЕСЛИ тем же способом, о котором мы говорили выше. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки «Введенный ответ» соответствующей строки. Затем ставим знак «=» и после этого указываем координаты элемента в столбце «Правильный ответ» той же строки. В полях «Значение если истина» и «Значение если ложь» вводим числа «1» и «0» соответственно. После этого жмем на кнопку «OK».
- Для того, чтобы скопировать данную формулу на диапазон ниже, ставим курсор в правый нижний угол элемента, в котором располагается функция. При этом появляется маркер заполнения в виде крестика. Жмем на левую кнопку мыши и тянем маркер вниз до конца таблицы.
- После этого для подведения общего итога применяем автосумму, как это уже делали не один раз.
На этом создание теста можно считать завершенным. Он полностью готов к прохождению.
Мы остановили внимание на различных способах создания тестирования с помощью инструментов программы Excel. Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных вариантов создания тестов в этом приложении. Комбинируя различные инструменты и объекты, можно создать тесты абсолютно непохожие друг на друга по функционалу. В то же время нельзя не отметить, что во всех случаях при создании тестов используется логическая функция ЕСЛИ.
Еще статьи по данной теме:
Помогла ли Вам статья?
Создание
интерактивного теста в Excel
1 этап
1.
Запустите программу MS Excel.
2.
Выполните команду Сервис – Макрос – Безопасность. В
открывшемся диалоговом окне Безопасность во вкладке Уровень
безопасности установите Средняя.
3.
В ячейку D3 введите запись ФИО, а в ячейку D4 – Класс.
2 этап
Программа Excel
позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается
варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты
ответов, из которых он выбирает правильный).
•
При создании теста со свободным ответом создается группа ячеек
для ввода ответа.
•
При создании теста с выборочным ответом или теста на
сопоставление выполняется следующая последовательность действий:
1)
Выбирается меню Данные.
2)
В ниспадающем меню выбирается команда Проверка.
Рисунок 1
3) В диалоговом окне выбирается тип данных — Список
Рисунок 2
4) В окне Источник
перечисляются варианты ответов
через точку с запятой.
Рисунок 3
Результатом выполнения
операций будет список с выборочными ответами, из которых обучаемый должен будет
выбрать один ответ.
Рисунок 4
4. Закрепим полученные знания из
п.1. Введите в ячейку E4 списки классов, которые будут проходить тестирование.
Рисунок 5
5. Оформим название теста: Тест по
музыке на тему «Музыкальные термины». В строке 6 оформите заголовки столбцов
теста. В ячейки В7:В16 введите вопросы, а в ячейки С7:С16 введите ответы в
виде списка с выборочными четырьмя ответами, среди которых один правильный.
Лист 1 переименуйте Тест.
Рисунок 6
Создадим макрос,
который очищает поля для возможности тестирования многократно и назначим макрос
кнопке с названием Очистка.
4.
Выполните команду Сервис – Макрос – Начать запись. Дайте
имя макросу Очистка. Выделите все поля с ответами и нажмите клавишу delete.
Также удалите фамилию ученика и класс.
5.
Выполните команду Сервис – Макрос – Остановить запись.
Теперь нарисуем кнопку и назначим ей макрос Очистка.
8.
Выполните команду Вид – Панели инструментов – Формы.
9.
Найдите инструмент Кнопка, активизируйте его (щелкните на
нем) и нарисуйте кнопку на листе, правее ответов (см. Рис.6).
10.
Назначьте ей макрос Очистка.
11.
Сохраните тест.
3 этап
Для подведения итогов
тестирования можно предусмотреть специальный лист, переименовав его в
Результат, на котором будут подведены итоги ответов.
Создадим на листе ответов 5 макросов:
•
Ваш ответ – ученик может увидеть свои ответы
•
Результат – ученик может увидеть, на какие вопросы он ответил
неверно.
•
Верный ответ – ученик может увидеть правильные ответы.
•
Оценка – ученик может увидеть свою оценку.
•
Очистка – для возможности многократного тестирования.
12.
В строки А2 и А3 введите записи ФИО и Класс соответственно.
13.
Скопируйте с первого листа номера вопросов и сами вопросы в
столбцы А6:А15 и В6:В15.
14.
Введите остальные заголовки таблицы, согласно рисунку (Ваш ответ,
Результат, Верный ответ).
3
Рисунок 7 Создадим
первый макрос – Ваш ответ.
Перед созданием
макросов на втором листе курсор на листе ответов устанавливайте в какую-нибудь
пустую ячейку, где нет записей, например, для нашего примера F9.
15.
Выполните команду Сервис – Макрос – Начать запись. Дайте
имя макросу Ваш_ответ.
Чтобы на этом листе отображались
фамилия и имя ученика, создадим ссылку на соответствующую ячейку первого листа.
16.
Установите курсор в ячейку В2, нажмите знак «=», перейдите на
лист вопросов и щелкните мышью в ячейку Е4 (Петров Вася) и нажмите клавишу
«Enter». Аналогично введите класс.
17.
Таким же образом в листе ответов введите в ячейку С6 ответ с
листа вопросов.
18.
Скопируйте остальные варианты ответов: установите курсор в ячейку
С6 и подведите его в правый нижний угол этой ячейки. Когда курсор примет вид
«+», протяните вниз до ячейки С16.
19.
Остановите макрос. Нарисуйте кнопку и назначьте ей макрос Ваш
ответ.
Далее оформляем столбец Результат. Для этого
используем логическую функцию «если».
20.
Создайте второй макрос – Результат. На листе ответов
установите курсор в ячейку D6.
21.
Выполните команду Вставка – Функция (или кнопка fx рядом со строкой формул).
Выберите в категории Логические функцию Если.
22.
Заполните поля согласно Рис 7. Текстовые ответы необходимо
заключать в кавычки.
23.
Аналогичным образом заполните ячейки D7:D10.
24.
Остановите макрос. Нарисуйте кнопку и назначьте ей макрос Результат.
Рисунок 8 Далее оформляем столбец Верный ответ.
25.
Создайте третий макрос – назовите его Ответ1. Установите
курсор в ячейку Е6.
Введите в ячейки E6:E15 верные ответы к вопросам.
26.
Остановите макрос. Нарисуйте кнопку и назначьте ей макрос Верный
ответ.
Далее оформляем столбец
Оценка. Для этого используем логическую функцию «если» и статистическую
функцию «счетесли».
27.
В строки В17 и В18 введите соответственно записи Количество
верных ответов, Количество неверных ответов (см. Рис. 7).
28.
Создайте четвертый макрос – назовите его Оценка.
29.
Установите курсор в ячейку С17. Выполните команду Вставка – Функция
( или кнопка fx рядом со строкой формул). Выберите в
категории Статистические функцию Счетесли.
30.
Выделите на листе ответов диапазон D6:D15.
31.
В строке критерий введите запись «верно» и нажмите кнопку ОК.
5
Рисунок 9
32.
Аналогичным образом введите количество неверных ответов. Только в
строке критерий введите запись «неверно».
Для выставления оценки используем
функцию «если». Критерии оценивания:
Кол-во верных ответов |
Оценка |
9-10 |
5 |
7-8 |
4 |
5-6 |
3 |
>4 |
2 |
Для Excel эта запись будет выглядеть следующим образом:
ЕСЛИ(C17>8;5;ЕСЛИ(C17>6;4;ЕСЛИ(C17>4;3;2)))
33.
Установите курсор в ячейку С21. Выполните команду Вставка –
Функция (или кнопка fx рядом со строкой формул). Выберите в
категории Логические функцию Если.
34.
После открытия окна Аргументы функции щелкните мышью в
ячейку С17. Ее адрес появится в строке Лог_выражение. Далее введите
записи согласно Рис. 10.
35.
Установите курсор в строку Значение_если_ложь и нажмите на
кнопку ЕСЛИ (рядом со строкой формул) для создания следующего вложения функции
Если.
Рисунок 10
При
каждом последующем открытии окна Аргументы функций нужно вводить записи
Лог_выражение |
С17>6 |
C17>4 |
Значение_если_истина |
4 |
3 |
Значение_если_ложь |
(здесь нажимаем кнопку ЕСЛИ) |
2 |
36. Остановите макрос.
Нарисуйте кнопку и назначьте ей макрос Оценка.
Одной из важных составляющих образовательного
процесса является контроль знаний и умений
учащихся. С тех пор как образование стало
массовым процессом, начались поиски повышения
эффективности контроля знаний обучаемых, что
привело к возрастанию интереса к тестовому
контролю знаний. А внедрение новых
информационных технологий в образовательный
процесс привело к созданию компьютерных тестов.
Компьютерное тестирование является аналогом
обычного тестирования, но дает ряд преимуществ.
Оно значительно экономит время, затрачиваемое
преподавателем на проверку работ учащихся,
обеспечивает беспристрастность при выставлении
оценки. Имеет понятный интерфейс.
Программа MS Excel является удобным средством для
создания компьютерных тестов с автоматической
проверкой и выставлением оценки.
Возможности MS Excel не ограничиваются созданием
расчетных таблиц и сложных графиков. Excel обладает
мощными встроенными функциями с возможностью
составлять свои собственные и комбинировать
имеющиеся функции. Наиболее интересными
функциями представляются логические, которые в
сочетании с функциями обработки текста и
арифметическими функциями позволяют создавать
интересные тестовые программы по любому
предмету. Такие программы могут составлять не
только преподаватели информатики и других
учебных дисциплин, но и ученики, имеющие базовые
знания по Excel.
Например, в рамках изучения темы «Компьютерное
моделирование» можно предложить учащимся
создать модель «учителя проверяющего», т.е.
создать компьютерный тест с помощью программы MS
Excel, который берет на себя часть функций учителя,
а именно — контроль знаний учащихся.
В Приложении 1 приведена подробная
методическая разработка процесса создания
компьютерного теста с выбором правильного
ответа из раскрывающегося списка средствами
программы MS Excel.
Компьютерный тест содержит три вкладки
«Вопросы», «Результаты» и «Инструкции».
На вкладке «Инструкции» учащийся может
ознакомиться с правилами работы с данным
электронным тестом.
На вкладке «Вопросы» учащийся дает ответы на
поставленные вопросы. Вариант ответа на вопрос
выбирается из раскрывающегося списка. У ученика
есть возможность до подведения итогов теста еще
раз проверить свои ответы на все вопросы теста и,
при необходимости, внести нужные исправления.
Результат теста невозможно посмотреть до того
момента, пока не даны ответы на все вопросы. Если
досрочно перейти на вкладку «Результаты»,
программа выдаст соответствующее
предупреждение.
После того, как все ответы даны, ученик может
ознакомиться с результатом тестирования. На
вкладке «Результаты» ученику будет выставлена
оценка за тест, указано на какие вопросы были
даны неверные ответы (возможность самоанализа),
подсчитано общее количество правильных и
ошибочных ответов. С помощью диаграммы можно
увидеть соотношение верных и неверных ответов на
вопросы теста.
В Приложении 2 размещен готовый
компьютерный тест, создание которого
рассмотрено в Приложении1.
В Приложении 3 и Приложении
4 размещены компьютерные тесты по различным
предметам, созданные учащимися.
РМО педагогов-психологов г.Лысково и Лысковского района
ТЕХНИКИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Мастер-класс 15 мая 2019 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г.Лысково
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Г.ЛЫСКОВО И
ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
ПО ТЕМЕ
«Обработке результатов диагностики в программе Excel»
подготовила:
педагог-психолог Шутова И.Ю.
г.Лысково
15 мая 2018
Цель: передать участникам мастер-класса «инновационные продукты», полученные в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога-психолога.
Задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов-психологов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения.
Материалы:
- Компьютеры;
- Бумага А4.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас.
Наша работа будет подвигаться по данному плану:
— Ознакомление с возможностями программы Excel
— Обработка результатов теста в программе Excel
— Помощь участникам в возможности самостоятельно обработать результаты
— Анализ (рефлексия)
Упражнение 1.
«Улыбка»
Психолог: «Давайте подарим, друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Педагоги-психологи становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).
Вступительная часть
Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением. При этом, применяемые компьютерные технологии, органично дополняют традиционные методы, в том числе, расширяют возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми).
Большие возможности для психолога в плане проведения тестирования и последующей обработки данных имеет программа Excel. Существуют программные продукты, например, «Excel на службе у психолога(автоматическая обработка тестов) v.09.08.24» Это программа автоматической обработки профессиональных психологических тестов в Excel. В нее включено более 40 профессиональных психодиагностических методик. Предназначена для психологов и всех интересующихся практической психодиагностикой. Выбор Excel обусловлен ее доступностью — она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также обладает широким спектром возможностей для работы с массивами данных.
Но у школьного психолога частые случаи, когда необходимо диагностировать целый класс и обработка результатов занимает огромное количество времени. В этом случае я рекомендую создать собственный обработчик, где возможно учесть быстрый подсчет результатов на весь класс и вывести проценты.
На примере опросника школьной мотивации «Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы» (методика Н.Г. Лускановой) покажу как быстро обработать результаты в обработчике.
Переходим к практической части.
Для этого нужно создать обработчик для данного опросника в Excel:
Подписываю столбцы и строки необходимых данных.
Чтобы подсчитать сумму нужно в строке форму ввести формулу подсчета:
Для этого нужно выбрать необходимые столбцы и строчки (правильность можно проверить). Клетки начинают выделяться цветом.
Далее вводим данные с опросника и выводим уровень мотивации:
Научиться правильным формулам достаточно легко, вставляя значки и данные, которые хотим получить.
Так мы узнаем уровень мотивации у каждого ученика, данные которого ввели в программу.
Благодаря возможностям программы мы можем подсчитать количество и вывести в процентах. Для этого тоже вводим в строку формул необходимую формулу с данными.
Можно получить проценты по каждому уровню мотивации от общего количества учащихся. Если ввести данные «нет», то можно посчитать процент от количества участников прошедших тестирование. То есть получим более точные данные.
Программа удобна в том, что можно готовые результаты можно вставлять в статистические справки для отчетности.
Совместная работа по созданию обработчика для личного использования в работе.
Анализ проведенной работы
Этот обработчик — готовый протокол для целого класса. Так можно обработать тест числовыми значениями, например, методику исследования словесно-логического мышления (методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра).
Уважаемые коллеги, я вам продемонстрировала возможности использования в работе программы Excel. Данные возможности я использую в своей работе и с уверенностью могу сказать, что работа в данной программе значительно сокращает время обработки результатов тестов, освобождая время для образовательного процесса.
Считаю, что мастер-класса достиг цели и вы научились работать в данной программе при обработке методик.
Упражнение 2.
И в завершении хочу предложить вам такое упражнение.
Положите обе руки к груди и послушайте как стучит сердце: «Тук-тук, тук-тук». От этого становится тепло и приятно и вот это уже не помещается только в вас, поделитесь с коллегами, улыбнитесь им.
Покажите руки. В правую положите все то с чем вы сюда пришли – опыт, багаж знаний. А в левую положите все то, что нового получили на мастер-классе.
Громко хлопнем в ладоши и одновременно скажем: «Ура!»
Мне остается поблагодарить вас за работу и пожелать вам здоровья!
Приложение 1
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-часто
-редко
-не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
-мало
-много
-нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
-да
-не очень
-нет
Обработка результатов
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
№ вопроса Оценка за 1 ответ Оценка за 2 ответ Оценка за 3 ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 1
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Интерпретация результатов
1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Составление
тестов с помощью MS Excel
С помощью
Microsoft Excel можно составлять тесты с выбором
ответов и автоматическим выставлением
оценки.
Технология
проста и не займет у вас много времени:
1. На первом
листе MS Excel оформляем титульный лист.
На втором — составляем сам тест.
2. В одном
из блоков ячеек пишем варианты ответов
к каждому вопросу.
3. Выделяем
ячейку для вставки значка с выбором
правильного ответа. В командном меню
выбираем Данные/Проверка.
В появившемся окне Проверка
вводимых
значений
во вкладке Параметры
в поле Тип
данных выбираем
Список.
4. В
появившемся поле Источник
щелкаем левой кнопкой мыши и, выделив
блок возможных ответов, заносим его в
это поле и щелкаем по кнопке ОК.
5. Выбираем
ячейки для записи формул определения
верного ответа и оценки.
Технология
создания и обработки компьютерных
тестов средствами MS Office Excel
Наряду
с другими формами контроля – зачетами,
контрольными и самостоятельными работами
многие учителя используют тестовые
задания для оценки знаний учащихся.
Тестовый учет устраняет случайность,
субъективность и приблизительность
оценки работы учеников. Составление
тестов дело трудоемкое, но вполне
окупаемое повышением эффективности
учебного процесса. Тесты обеспечивают
возможность объективной оценки знаний
и умений учащихся в баллах по единым
для всех учащихся критериям. Это позволяет
определить, кто из учеников не овладел
программным материалом, кто овладел им
на минимальном уровне, кто полностью и
уверенно владеет знаниями и умениями
в соответствии с требованиями программы,
кто из учащихся не только полностью
овладел необходимыми знаниями; но может
применять их в новых ситуациях, владеет
умениями на более высоком уровне, чем
это предусмотрено программой. Прежде
чем составляю тесты, определяюсь в целях
изучения данной темы и конкретного
урока, т.е. как ученики должны усвоить
учебный материал: только узнавать,
различать, что к чему (1-й уровень), или
уметь выполнять какие-то задания, что-то
определять, доказывать, т.е. действовать
в известной им стандартной ситуации
(2-й уровень); на уровень эвристической
деятельности, учитывая умения действовать
в нестандартной для них ситуации (3-й
уровень).
Создание
тестов с помощью программы MS Office Excel
Возможности Excel не ограничиваются
созданием расчетных таблиц и сложных
графиков. Excel обладает мощными встроенными
функциями с возможностью составлять
свои собственные и комбинировать
имеющиеся функции. Наиболее интересными
функциями представляются логические,
которые в сочетании с функциями обработки
текста и арифметическими функциями
позволяют создавать интересные тестовые
программы по любому предмету. Такие
программы могут составлять не только
преподаватели информатики, но и
учителя-предметники, имеющие начальные
знания по Excel. Эти тесты могут быть
использованы на уроках и во внеурочное
время. При создании компьютерных тестов
и контролирующих заданий средствами
Excel можно использовать следующий
алгоритм:
-
этап.
Продумать способ оформления вопросов.
Составить вопросы и по необходимости
различные приложения (рисунки, видео) -
этап.
Выбирать способ ввода ответа и оформления
ответа. Об этом будет рассказано в
конкретных примерах. -
этап.
Выбирать способ оценивания и подведения
итогов.
Этапы
создания теста
1
этап. Оформление бланков
Для оформления вопросов и проверки
можно создать бланки. Соответственно
переименовать листы книги Excel: «Тест»,
«Проверка» и т.д. Для оформления
бланка используются операции: заливки
ячеек; объединения ячеек; форматирование
символов. Программа Excel позволяет
создавать следующие тесты:
-
со
свободным ответом (когда обучаемому
не дается варианта ответа) -
с
выборочным ответом (когда обучаемому
предлагаются варианты ответов, из
которых он выбирает правильный). -
задание
на соответствие (когда обучаемому
предлагается установить соотвествие
между двумя множествами)
2
этап. Составление теста При создании
теста со свободным ответом и на соотвествие
создается группа ячеек для ввода ответа.
Эта ячейка форматируется и в комментарии
к тесту указывается, что ввод ответа
должен быть осуществлен именно в эту
ячейку. При создании теста с выборочным
ответом или теста на сопоставление
выполняется следующая последовательность
действий:
-
В
меню выбрать пункт Данные. -
В
ниспадающем меню выбирать Проверка. -
В
диалоговом окне выбирать тип
данных — Список -
В
окне Источник
перечисляются варианты ответов через
точку с запятой. Результатом выполнения
операций будет список с выборочными
ответами, из которых обучаемый должен
будет выбрать один ответ.
3
этап. Подведение итогов тестирования
Для проведения итогов тестирования
можно предусмотреть и специальный
лист, например «Проверка», на
котором будут подведены итоги ответов.
Для оценки правильности ввода ответов
можно использовать логическую функцию
ЕСЛИ. В строке логическое выражение
представляется лист рабочей книги,
например «Тест» и номер ячейки, в
которой выбирался ответ; в строке
Значение_если_истина — указывается
реплика на правильный ответ; в строке
Значение_если_ложь – указывается
реплика на неправильный ответ. Для
общего подведения итогов и подсчета
количества набранных баллов можно
использовать функцию СЧЕТЕСЛИ.
Предварительно можно рядом с ячейкой,
где будет выводиться количество
правильных вариантов можно добавить
текст «Количество правильных ответов».
При этом в строке диапазон указывается
диапазон ячеек, где анализируются
ответы на вопросы, в строке критерий –
значение критерия, в нашем случае слово
«верно». В строке логическое выражение
представляется лист рабочей книги и
номер ячейки, которой выбирался ответ;
в строке значение, если истина –
указывается реплика на правильный
ответ; в строке значение, если ложь –
указывается на неправильный ответ. Для
общего подведения итогов и подсчета
количества набранных баллов можно
использовать функцию СЧЕТЕСЛИ. При
этом строке диапазон указывается
диапазон ячеек, где анализируются
ответы на вопросы, в строке критерий –
значения критерия слово «верно». Для
выставления оценки, вводиться формула
с использованием функции ECЛИ, например,
=ЕСЛИ(D10=А;»Отлично»;ЕСЛИ(D20>=B;»Хорошо»;ЕСЛИ(D20<=C;»Неудовлетворительно»;»Удовлетворительно»)))?
Здесь D10 — адрес ячейки, в которой выполнен
подсчет правильного количества ответов,
с помощью функции СЧЕТЕСЛИ, А — количество
правильных ответов на оценку «5»,
В — количество правильных ответов на
оценку «4», D — количество правильных
ответов на оценку «. Можно использовать
формулу для подсчета количества баллов.
Если Вы составляете тестовое задание
в первый раз потренируйтесь сначала
на нескольких вопросах и с фиксированным
числом указанных баллов. Чаще всего
возникают ошибки при вводе формул.
Поброднее.
Скачать
Желаю
успехов!
Далее
Содержание
Технология
составления компьютерных тестов
средствами Excel
Рассмотрим
технологию составления компьютерных
тестов средствами Excel.
Можно выделить следующие этапы создание
теста.
-
Продумывание
способа оформления вопросов. Составление
вопросов. -
Выбор способа
ввода ответа и оформление ответа. -
Выбор способов
оценивания и подведения итогов.
1 этап
Для оформления
вопросов можно создать бланки.
Для оформления
бланка используются операции:
-
заливки ячеек;
-
объединения ячеек
Выбирается режим
— переносить по словам и оптимальный
способ размещения текста в ячейке,
например, выравнивание по центру.
После создания
бланка его можно скопировать столько
раз, сколько вопросов в тесте.
2 этап
Программа Excel
позволяет создавать тесты со свободным
ответом (когда обучаемому не дается
варианта ответа) и с выборочным ответом
(когда обучаемому предлагаются варианты
ответов, из которых он выбирает
правильный).
-
При создании теста
со свободным ответом создается группа
ячеек для ввода ответа. -
При создании теста
с выборочным ответом или теста на
сопоставление выполняется следующая
последовательность действий:
|
|
|
|
Результатом
выполнения операций будет список с
выборочными ответами, из которых
обучаемый должен будет выбрать один
ответ.
3 этап
Для подведения
итогов тестирования можно предусмотреть
специальный лист, на котором будут
подведены итоги ответов. Для этой цели
можно использовать логическую функцию
ЕСЛИ.
В строке логическое
выражение представляется лист рабочей
книги и номер ячейки, в которой выбирался
ответ; в строке Значение_если_истина —
указывается реплика на правильный
ответ; в строке Значение_если_ложь –
указывается реплика на неправильный
ответ.
Для общего подведения
итогов и подсчета количества набранных
баллов можно использовать функцию
СЧЕТЕСЛИ
П
ри
этом в строке диапазон указывается
диапазон ячеек, где анализируются ответы
на вопросы, в строке критерий – значение
критерия, в нашем случае слово «верно».
Соседние файлы в папке Excel
- #
- #