АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район село Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55
е-mail: [email protected]
Учебный проект
по информатике
«Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов»
Автор: ученик 9 класса
Якушин Андрей
Руководитель: учитель информатики
Гладышева И.И.
с. Шелокша
2021 год
Введение.
Человек всегда стремился облегчить свою деятельность, изобретая всё новые и новые орудия труда, совершенствуя технологии. Появление ЭВМ дало начало новому этапу развития человеческого общества – информационному. С тех пор компьютер потерпел серьёзные изменения: стал персональным, появились новые средства для работы с текстовой, графической и звуковой информацией. И сейчас область компьютерных технологий стремительно развивается, постоянно появляются новинки. Однако в рамках уже существующих и давно используемых возможностей компьютера имеется огромное количество секретов. Microsoft Excel – одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность её состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектор возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.
В нашей школе на уроках информатики, очень часто используют тесты, которые педагог подготовила сама. Мне всегда было интересно: «А как создаются эти тесты?». В этом году мы познакомились с программой MS Excel. Узнав, что в данной программе можно производить вычисления, а также используются различные функции, передо мной встал вопрос: «А можно ли создать тест в этой программе?». Так появилась проблема моего учебного проекта: я хочу создать тест в программе Excel, но пока не могу этого сделать, так как не имею необходимых теоретических знаний и достаточных навыков работы с программой.
Исходя из проблемы, определилась тема учебного проекта «Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов».
Актуальность проекта: Поскольку значение тестовых технологий в образовательном процессе неуклонно растёт, то составленными тестами могут пользоваться как ученики при подготовке к экзаменам, так и учителя информатики на своих уроках и во внеклассной работе. Кроме того, освоив технологию создания тестов, их можно делать по разным предметам.
Цель проекта: Выяснить возможности редактора MS Excel для создания тестов и создать проектный продукт – итоговый тест для проверки знаний обучающихся.
План создания проектного продукта:
-
Исследовать информационные источники по теме;
-
Разработать вопросы для тестов;
-
Ознакомиться с технологией составления компьютерных тестов с выбором варианта ответов;
-
Создать тест в программе MS Excel;
-
Проанализировать полученные результаты.
Гипотеза: Создание компьютерного теста – это увлекательное занятие, которое может освоить каждый ученик, имеющий представление о MS Excel, значит смогу и я!
Реализация проекта.
Тест – система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности учащихся.
Тесты как система контроля в современном образовании используются уже давно. На сегодняшний день существует множество вариантов тестов, разработанных по различным предметам, как в электронном виде, так и выпускаемых в специальных сборниках. Доступность таких система упрощает возможность по использованию тестов в системе контроля знаний. В современном образовании тесты занимают ведущую роль, так как, именно тестовая технология используется в современных ЕГЭ и ОГЭ.
Система проверки и обработки результатов тестовых заданий – это система установления количества правильных ответов, выявление ошибок учащихся и определения их оценки. Данная система будет зависеть от системы предъявления заданий. При предъявлении заданий в электронном виде, как правило, происходит автоматическая обработка, что позволяет учащимся быстро узнать собственную оценку и увидеть свои ошибки. В этом и проявляется преимущество компьютерных тестов.
По данным опросов, установлено, что использование компьютерных тестов для проверки качества знаний предпочитают 96% опрошенных учащихся, при чём 4% побаиваются электронных тестов, считая, что компьютер более беспристрастен и строг, и 100% педагогов, но не всегда у них имеется возможность найти соответствующий по содержанию тест, а если он есть, то отсутствует необходимая программа.
При изучении информационных источников, я выяснил, что существует достаточно много программ, отвечающих за создание тестов. Есть программы, в которых уже есть готовые шаблоны.
Рис.1. Программа для создания тестов MyTest
Рис.2. Создание онлайн тестов в конструкторе E-Publish.
Можно создать тесты, используя языки программирования.
Но для создания тестов этими способами, требуются либо дополнительное программное обеспечение, которое не всегда имеется в нашем распоряжении, либо дополнительные знания и навыки, которые мы ещё не получили. Но я также узнал, что в редакторе MS Excel можно использовать встроенные возможности функций для создания тестовых программ. Так как на уроках информатики мы уже занимались с программой MS Excel – я решил, что хочу научиться создавать тесты именно в этой программе.
Самым главным достоинством электронных тестов, разработанных в MS Excel, является то, что результаты теста обрабатываются автоматически.
Технология составления компьютерных тестов средствами MS Excel
При создании компьютерных тестов можно выделить следующие этапы:
-
Продумывание способа оформления вопросов.
-
Составление вопросов.
-
Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.
-
Выбор способа оценивания и подведения итогов.
-
Защита теста от изменения.
1этап.
Для оформления вопросов можно создать фон страницы.
Для оформления фона используются следующие операции:
— заливка ячеек;
— объединение ячеек;
— вставка подложки.
На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы нажмите кнопку подложка. Выберите рисунок, который вы хотите использовать для фона листа, и нажмите кнопку Вставить. Выделенный рисунок повторяется, чтобы заполнить лист, Чтобы улучшить удобочитаемость, вы можете скрыть линии сетки и применить к ячейкам, содержащим данные, сплошную заливку цветом.(меню вид/сетка)
2 этап:
При составлении вопросов для наших тестов мы обратились за помощью к нашему учителю информатики Ирине Ивановне. С ней мы определились с направлением и содержанием наших тестов. В качестве тематики, мы выбрали итоговые тесты по курсам 5-9 классов. Для определения содержания, Ирина Ивановна познакомила нас с тематическим планом на каждый учебный год.
В процессе изучения информационных источников, мы познакомились с правилами составления тестовых заданий. Вот они.
Требования к составлению тестовых заданий:
-
Вопрос должен содержать одну законченную мысль;
-
Недопустимо двусмыслие или неточность формулировки;
-
Быть по теме контроля;
-
Быть кратким;
-
Быть независимым от других заданий теста;
-
Иметь простую структуру текста задания.
3 этап:
Программа MS Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда учащемуся предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).
Мы решили создать тесты с выбором ответа. При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление в ячейке, где будет выбранный ответ, выполняется следующая последовательность действий:
1).Выбирается команда меню «ДАННЫЕ»
2).В меню выбирается команда «ПРОВЕРКА ДАННЫХ»
3).Выбирается закладка «ПАРАМЕТРЫ»
4).В диалоговом окне выбирается тип данных – «СПИСОК»
5).В окне «ИСТОЧНИК» перечисляются варианты ответов через точку с запятой без пробелов(см. рисунок).
Рис.3. Проверка вводимых значений.
Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых учащийся должен будет выбрать один ответ.
Рис.4. Выпадающий список выбора ответа.
4 этап:
Для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный лист Результаты, в котором будут подведены итоги ответов.
Размещаем таблицу, во втором столбце которой будут отображаться выбранные ответы на вопросы теста. Для этого нужно вставить формулу:
=’Лист 1’!$H$18
(где ‘Лист 1’ – это ярлык 1 листа с вопросом №1, разделяет !, затем абсолютный адрес ячейки, в которой был выбран ответ $H$18).
В 3 столбце таблицы размещаем результат ответа. Для этой цели можно использовать логическую функцию «ЕСЛИ»
Рис.5. Проверка результатов. Встроенная логическая функция «ЕСЛИ».
Для общего подведения итогов и подсчёта набранных баллов можно использовать функцию «СЧЁТЕСЛИ».
Рис.7. Оценивание ответа. Выбор диапазона для подведения итогов.
5 этап:
Чтобы тестируемый не смог нарушить структуру теста, нужно защитить лист Excel от изменений.
Для ячеек, в которые учащийся будет вводить данные снимите защиту.
Для этого:
+Выделите нужные ячейки;
+Выполните команду меню Формат – Ячейки;
+На вкладке Защита снимите флажок Защищаемая ячейка;
+Затем защитите лист. Для этого: выполните команду Рецензирование – Защита – Защитить лист. При желании установите пароль.
Рис.8. Защита ячеек.
Рис.9. Защита листа паролем.
Для того, чтобы учащийся не смог перескакивать через вопрос с помощью ярлычков, нужно их скрыть. Для этого в Меню файл/ Параметры/ Дополнительно/ В группе показать параметры для следующей книги/ Снять галочку отображать ярлыки
Тест готов к работе!
Заключение.
В настоящее время возрос интерес к тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. Использование в качестве средства контроля электронных тестов приобретает сегодня большое значение. Тест отвечает целям любого вида контроля – предварительного, текущего, тематического, итогового.
Выводы.
Тест – это интересно! Но ещё интереснее – придумать и создать его самому.
Чтобы создать тест, нужно выполнить стандартизированные и поэтапные последовательные действия средствами MS Excel, создание его вызывает познавательный интерес.
Создать электронный тест средствами MS Excel может любой человек, который знаком с принципами работы в этом редакторе.
Таким образом, я выяснил, как создаются тесты в редакторе MS Excel с использованием встроенных функций и самостоятельно создал итоговый тест!
Я уверен, что созданный тест будет использован нашим преподавателем для проверки знаний учащихся, в качестве итогового контроля.
Электронный тест, как одна из форм контроля знаний, представляет интерес не только для преподавателей информатики, но и для преподавателей других учебных дисциплин, поэтому надеюсь, что эта работа будет полезна и для них.
Список использованной литературы:
-
MS Office Excel, как удобное средство для создания тестов с автоматической проверкой и выставлением оценки: Гаврыш С.В., преподаватель Смоленского РЦДО.
-
Челышкова М.В. Теория и практика конструирования педагогических тестов.
-
Угринович Н.Д. и др. «Практикум по информатике и информационным технологиям». Учебное пособие.
-
Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование – одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, №3, 2005
-
Контрольно-измерительные материалы по информатике: сост. Сухих Н.А.
12
Предмет ИНФОРМАТИКА
Тема исследовательского проекта:
Создание тестов в программе MS Excel
Выполнила: ученица 8 класса
Кормушкина Виктория.
Руководитель: учитель информатики
Аверкина Татьяна Петровна
Оглавление:
Цель работы 3
Задачи 3
Актуальность и новизна 3
Среда реализации 3
Основная часть 3
Заключение 7
Список используемой литературы 7
Приложение 1 8
Приложение 2 Тест по теме Текстовый редактор.xls
Введение Цель работы:
Составить тестирующую программу с помощью программы MS Excel.
Задачи:
Выбрать тему для теста;
Подготовить вопросы для теста;
Найти способ оформления для страниц теста;
Вывести формулу выставления оценки за тест.
Актуальность и новизна:
Область применения современного компьютера непрерывно возрастает. Приложение Microsoft Excel, входящее в стандартный пакет программ Microsoft Office, предоставляет пользователю широкий набор средств, позволяющих как решать стандартные задачи, так и создавать интерактивные программные средства. Изучение возможностей Excel – это очень интересная проблема. В ячейки рабочего поля MS Excel можно вставлять числа, текст, формулы. Например, логическая функция ЕСЛИ позволяет компьютеру сделать вывод, правильно ли выбран ответ на вопрос теста, или нет. Меня заинтересовал вопрос составления интерактивного теста с помощью программы MS Excel. Вопросы для теста я подобрала по теме «Текстовый редактор Microsoft Word».
Среда реализация:
Программа MS Excel.
Основная часть
Работа началась с подготовки вопросов теста. Я выбрала тему теста по информатике «Текстовый редактор Microsoft Word». Компьютерный вариант теста я создавала с помощью программы Excel. Работа началась с оформления титульного листа. Для перехода из титульного листа к листам с заданиями создала гиперссылку на лист Вопрос1 в виде подсказки «Начать тест».
Листы с вопросами оформляются однотипно. Для этого оформляется лист Вопрос1. Затем необходимо скопировать лист Вопрос1 необходимое количество раз, переименовав его соответственно Вопрос2, Вопрос3 и т. д. (Щелкнуть правой кнопкой мыши на имени ярлычка листа, выполнить команду Переместить/Скопировать, переместить в конец, создать копию или, удерживая нажатой клавишу Ctrl, перетащить имя ярлычка.)
На каждом листе создаются гиперссылки «Далее» для перехода на следующий лист.
На каждом листе вводится текст задания и предполагаемые варианты ответа.
Для подсчета результатов необходимо создать отдельный лист.
Для проверки ответа на первое задание выбрать ячейку, в которой будет отражен результат выполнения одного задания и ввести формулу:
=ЕСЛИ(‘Вопрос 1’!D18=4;1;0).
Здесь:
ЕСЛИ — служебное слово — функция Excel.
‘Вопрос 1’— обозначение листа с названием Вопрос 1.
D18 — адрес ячейки листа Вопрос 1 для ввода номера правильного ответа.
Правильный ответ — номер правильного ответа.
Если введен правильный ответ, дается 1 балл, если нет — 0 баллов.
Упрощенный ввод данной формулы осуществляется по следующему сценарию:
Вызвать Мастер функций (кнопка fx на панели инструментов или команда Вставка, Функция).
В открывшемся диалоговом окне найти функцию ЕСЛИ, при заполнении поля Логическое выражение щелкнуть на ярлычке листа Вопрос1, установить указатель в ячейку для ввода номера правильного ответа, при этом адрес листа и проверяемой ячейки автоматически введутся в поле. Дописать в поле Лог_ выражение номер правильного ответа, в поле Значение_если_истина ввести 1, в поле Значение_если_ложь ввести 0, нажать клавишу Enter. Аналогично ввести формулу для проверки всех заданий.
Количество правильных ответов подсчитывается формулой СУММА. Для этого надо установить указатель в соответствующее поле, щелкнуть на кнопке Автосумма х, выделить область ячеек, где проверяются правильные ответы, нажать клавишу Enter.
Оценку можно вычислить, например, так. Пусть тест содержит 8 заданий. Ставим оценку «5», если количество правильных ответов больше 7, «4» — если больше 5, «3» — если больше 3, «2» — в остальных случаях. Формула будет выглядеть следующим образом: =ЕСЛИ(I14>7;5;ЕСЛИ(I14>5;4;ЕСЛИ(I14>3;3;2))).
Таким образом, тест практически готов к использованию, однако необходимо учесть такое свойство Excel, что при сохранении книги после тестирования введенная информация сохраняется в ячейках, и следующий испытуемый будет видеть ответы предыдущего. Такая же ситуация возникает, если очередной тестируемый приступает к работе непосредственно после того, как тестом пользовались до него и не выгружали его из оперативной памяти.
Можно воспользоваться еще одним очень эффективным способом очистки теста от результатов выполнения. Для этого необходимо написать на языке Visual Basic for Applications (VBA) процедуру обработки событий на каждом листе с заданием. При этом алгоритм будет следующим:
1. Перейти на лист Задание 1, определить адрес ячейки для ввода результата задания.
2. Запустить редактор VBA (команда Сервис, Макрос, Редактор Visual Basic). При этом в левой части диалогового окна Project — VBAProject будет выведен список всех листов. Двойной щелчок на имени листа (например, на Лист2 (Вопрос1)) открывает диалоговое окно, где необходимо ввести процедуру:
Private Sub Worksheet_Activate()
Range(«d18»).Select
Selection.ClearContents
End Sub
Данная процедура при активизации листа выбирает указанную в служебном слове Range ячейку и очищает ее с помощью служебного слова Selection.ClearContents. Аналогичную процедуру необходимо выполнить для всех листов с заданиями (можно воспользоваться копированием написанной процедуры на все листы).
Теперь данный тест можно полноценно использовать в учебном процессе. Кроме того, использовать как образец для создания других тестов с аналогичными формами заданий. Приведенный пример можно использовать для создания тестовых заданий других форм. Возможности Excel позволяют внедрять в бланки заданий рисунки, фотографии, аудио- и видеоролики, что может существенно разнообразить и расширить процесс проверки качества знаний.
Заключение
Вывод
Все поставленные задачи в данной работе выполнены. В итоге, получен готовый программный продукт, тест на проверку знаний, который кроме количества правильных ответов сообщает оценку за выполнение теста. Кроме этого, программный продукт предоставляет следующие удобства: выделяет ячейку, в которую нужно вводить ответ, а также очищает ячейки с ответами от ответов предыдущего тестируемого.
Приложение 1. Тест по теме «Текстовый редактор Microsoft Word»
Приложение 2: «Тест по теме Текстовый редактор.xls», созданный с помощью программы MS Excel.
Список использованной литературы
1. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова и др. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
2. Н.Н. Моисеева. Тематические тесты по информатике. //Информатика и образование, № 6—2008.
3. Г.М. Киселев.//Информатика и образование, №5—2007
4. Симонович С. В. Компьютер в вашей школе. М.: ACT—ПРЕСС:, 2001.
5. Догадин Н. Б. Построение обучающе-тренировочных тестов с помощью Excel.
Приложение 1.
Тест по теме «Текстовый редактор Microsoft Word»
1. Последовательность символов, заканчивающаяся нажатием клавиши Ввод (Enter), — это
а) страница
б) строка
в) слово
г) абзац
2. К редактированию текстов относится следующее действие:
а) изменение цвета букв
б) добавление рисунков
в) замена одних символов на другие
г) добавление различных рамок
3. Следующая последовательность действий: «Установить указатель мышки
на начало текста; Нажать левую кнопку мышки и удерживая ее, передвигать мышку в нужном направлении» в текстовом редакторе Word приведет…
а) К перемещению текста
б) К копированию текста в буфер
в) К выделению текста
г) К удалению текста
4. Курсор – это…
а) Наименьший элемент изображения на экране
б) Отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ
в) Клавиша на клавиатуре
г) Устройство ввода текстовой информации
5. Текстовый редактор Word сохраняет файлы с расширением …
а) .txt
б) .doc
в) .bmp
г) .ехе
6. Какое высказывание верно?
а) В Word нужно после каждой строки нажимать Enter
б) В Word нужно после каждого слова нажимать Enter
в) В Word нужно после каждого абзаца нажимать Enter
г) В Word нужно после каждой страницы нажимать Enter
7. Для чего нужна полоса прокрутки?
а) Чтобы протянуть документ
б) Чтобы увеличить размер документа
в) Чтобы закрыть окно
г) Чтобы закрыть документ
8. Текстовый редактор нужен для …
а) ввода, редактирования текстов
б) быстрого поиска информации
в) создания рисунков
г) проигрывания звуковых файлов
Ответы. 1 — г, 2 — в, 3 — в, 4 — б, 5 — б, 6 — в, 7 — а, 8 — а.
Автор материала: В. Кормушкина (8 класс)
Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ(ТУСУР)
МОУ «Лицей №5»
Образовательный центр «Школьный университет»
ПРОЕКТ
«Работа с электронными таблицами Excel»
Тема проекта: «Электронный тест по физике»
Выполнил: ученик 9 «Б» класса лицея №5 Конорева Дарья Игоревна |
|
Руководитель проекта: Преподаватель лицея №5 Зловедова Ольга Николаевна |
Железногорск 2010
Содержание
Введение
Педагогические возможности теста
Этапы составления тестов
Структура тестовых заданий
Технические особенности программы Excel
1 этап. Постановка задачи
2 этап. Выбор способа ввода ответа и оформление.
3 этап. Выбор способа оценивания и подведения итогов.
Заключение
Глоссарий
А
Б
Д
И
К
Н
С
Введение
Тестирование, как одна из эффективных форм оценивания знаний.
Наряду с традиционным использованием компьютерных тестов для контроля знаний обучаемых, существует возможность его применения для тренировки (активизации процесса запоминания), развития познавательных способностей учащихся (памяти, логического мышления, внимания), закрепление знаний учащихся.
Целями моей работы является разработка теста в Excel, ознакомиться с возможностями программы Excel и использование его на практике. Особое внимание уделено технологии создания теста: оформление бланков, используя операции заливки и объединения ячеек, формирование списков, использование логических функций. Рассмотрены виды тестов, такие как простой выбор, множественная выборка, выбор из списка и др.
С использованием офисных программ могут быть выбраны три пути создания тестов:
- Средствами программы Word могут быть составлены тестовые задания, которые в последствии будут использоваться преимущественно в бумажном варианте;
- Средствами программы PowerPoint могут быть составлены тестовые задания, которые реализуются на компьютере, и направлены на повторение учебного материала;
- Средствами программы Excel могут быть составлены тестовые заданий, которые реализуются на компьютере, для получения данных о ходе усвоения материала и подведения итогов обучения.
Рассмотрим более детально педагогические возможности теста и технические особенности программы Excel.
Педагогические возможности теста
На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводиться тестированию. Под тестированием понимается научно-обоснованный метод, представляющий систему знаний специфической формы, возрастающей трудности, определенного содержания, позволяющий качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить их уровень.
Цели тестирования:
- Реализация постоянной обратной связи между преподавателем и обучающимся;
- Отслеживание результатов собственного обучения.
Задания в тестовой форме можно разделить на две группы:
1) для обучения – этот вид направлен преимущественно на самоконтроль. Такой тип тестовых заданий используется в учебных элементах, а также промежуточные тесты в модулях.
2) для контроля – используется для получения информации о результативности обучения. Такие типы заданий используются как игровые тесты в модулях, а также тесты по результатам изучения всей модульной программы.
Функции тестов:
- Информационная — приобретение новых знаний;
- Закрепляющая — повторение и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков;
- Корректирующая — выявление типичных ошибок и их устранение;
- Обобщающая — обобщение и углубление знаний;
- Оценочная — проверка знаний и умений;
- Развивающая — развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), формирование навыков самообразования и самоконтроля;
Этапы составления тестов
- Определение целей тестирования;
- Отбор содержания учебного материала;
- Составление тестовых заданий;
- Определение и расчет показателей тестовых заданий;
- Отбраковка заданий и составление теста;
- Определение и расчет показателей теста;
- Составление окончательного варианта теста;
- Оснащение теста;
Структура тестовых заданий
В общем виде тестовое задание состоит из четырех частей:
1. Инструкция;
2. Текст задания (вопроса);
3. Варианты ответов;
4. Правильные ответы;
Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи.
Текст задания (или вопроса) представляет собой содержательное наполнение задания.
Варианты ответов не используются для заданий открытого типа, где обучаемый самостоятельно формирует и отражает ответ.
Правильный ответ – обязательный атрибут любого тестового задания – без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено с учетом авторского замысла.
Технические особенности программы Excel
Можно выделить следующие этапы создания теста на Excel:
- Продумывание способа оформления вопросов. Составление вопросов.
- Выбор способа ввода и оформление ответа.
- Выбор способов оценивания и подведения итогов.
1 этап. Постановка задачи
Описание задачи
Создать электронный тест по учебному предмету, осуществить анализ ответов испытуемого в виде суммарного количества баллов и итоговой оценки по пятибалльной шкале.
Цель моделирования
Модель должна быть универсальной, чтобы ее мог использовать широкий круг лиц, как учащиеся так и учителя.
Формализация задачи
Создать электронный тест, состоящий из трех листов:
- тестовые задания,
- анализ результатов тестирования
- справочная информация
2 этап. Выбор способа ввода ответа и оформление.
При создании теста с множественной выборкой или с выборочным ответом можно использовать элементы:
Флажок Переключатель (радиокнопка).
Эти элементы имеют два свойства – установлен и снят. Флажок используется в случае, если на заданный вопрос теста существует несколько правильных ответов – множественный выбор (в нашем случи тест не содержит множественный выбор). В случае существования единственно правильного ответа на заданный вопрос, лучше использовать Переключатель, т.к. из нескольких переключателей, находящихся в одной группе можно выбрать только один, остальные автоматически приобретают свойство — снят.
Элемент Переключатель находится на панели инструментов Формы. Для отображения этой панели необходимо выбрать пункт меню Вид→ Панели инструментов→ Формы.
Элемент Переключатель добавляется для каждого варианта ответов, для этого необходимо выбрать его на панели инструментов Формы и щелкнуть в ячейке, напротив соответствующего ответа. Щелкните по надписи Переключатель правой кнопкой мыши, из появившегося меню выберите пункт Изменить_текст и удалите надпись, используя клавиши для удаления текста.
Действуя аналогично необходимо добавить переключатели ко всем вариантам ответов.
Переключатели одного вопроса должны быть объединены в одну группу. Для этого инструментом Группа (на панели инструментов Формы) рисуется рамка вокруг переключателей одного вопроса. Текст с рамки удаляется аналогично тексту других объектов.
Все переключатели одной группы должны быть внутри одной рамки! Далее необходимо привязать группу к ячейке. Щелкните правой кнопкой мыши по любому переключателю из группы и из меню выберите пункт Формат_объекта.
Появиться диалоговое окно Формат_Элемента_управления, выбрав вкладыш Элемент_управления найдите пункт Связь_с_ячейкой. В данном окне необходимо указать координату ячейки к которой привязывается выделенный флажок. В данном случае для данной группы устанавливаем связь с ячейками А2, А3, А4, А6, А7, А8, А14 ,А19 ,А20 ,А23.
3 этап. Выбор способа оценивания и подведения итогов.
Для оценки результатов тестирования можно предусмотреть специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию ЕСЛИ.
В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке Значение_если_истина — указывается реплика на правильный ответ; в строке Значение_если_ложь – указывается реплика на неправильный ответ.
Заключение
Преимущество составления тестов с помощью программы Microsoft Excel заключается в возможности научиться самостоятельно составлять программу обработки результатов тестирования. Эта программа позволяет также включать в тестовые задания графические изображения. Но по сравнению с обычным тестом программа Microsoft Excel сложнее в применении и требует большего времени на составление тестового задания.
В проекте были использованы среды: Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Point, Microsoft Equation и др.
Подобные информационные модели, содержащие сведения по разным школьным предметам и темам, могут стать прекрасным подспорьем при подготовке к экзамену или зачету.
Глоссарий
А
Автоматизация — сделать автоматическим.
Б
Бланк — лист со специально напечатанными графами, заполняемый какими-нибудь официальными сведениями, официальным текстом.
Д
Диапазон — [от греч. dia pason (chordon) — через все (струны)], область изменения какой-либо величины, напр. диапазон частот (длин волн) у радиоприемника, диапазон измерений измерительного прибора.
И
Интерфейс — (англ. interface), система связей с унифицированными сигналами и аппаратурой, предназначенная для обмена информацией между устройствами вычислительной системы (напр., между устройством ввода данных и запоминающим устройством).
Инструкция — (от лат. instructio — наставление, устройство), указание о порядке выполнения какой-либо работы, пользования машиной и т. д.
К
Конструирование – создание конструкции какого-нибудь строения, а так же вообще создание чего-нибудь.
Критерий – мерило (признак, свойство) оценки и суждений.
Н
Нормирование – установление пределов чего-нибудь, введение в норму.
С
Самоконтроль — контроль над своими действиями, поступкам.
Систематизация- приведение в систему.
Я
Ячейка — первичное подразделение, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.
Содержание
- Реализация тестирования
- Способ 1: поле для ввода
- Способ 2: выпадающий список
- Способ 3: использование элементов управления
- Вопросы и ответы
Часто для проверки качества знаний прибегают к использованию тестов. Их применяют также для психологического и других видов тестирования. На ПК с целью написания тестов довольно часто применяют различные специализированные приложения. Но с поставленной задачей может справиться даже обычная программа Microsoft Excel, которая имеется на компьютерах почти всех пользователей. Используя инструментарий данного приложения можно написать тест, который по функциональности мало чем будет уступать решениям, выполненным с помощью специализированного ПО. Давайте разберемся, как при помощи Экселя выполнить данную задачу.
Реализация тестирования
Любой тест подразумевает выбор одного из нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Как правило, их несколько. Желательно, чтобы после завершения теста пользователь уже видел сам, справился ли он с тестированием или нет. Выполнить эту задачу в Экселе можно несколькими путями. Давайте опишем алгоритм различных способов, как это сделать.
Способ 1: поле для ввода
Прежде всего, разберем самый простой вариант. Он подразумевает наличие списка вопросов, в котором представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.
- Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем использовать математические выражения, а в качестве ответов – пронумерованные варианты их решения.
- Отдельную ячейку выделяем для того, чтобы пользователь мог вписывать туда номер того ответа, который он считает верным. Для наглядности помечаем её желтым цветом.
- Теперь перемещаемся на второй лист документа. Именно на нем будут располагаться правильные ответы, с которыми программа сверит данные пользователем. В одной ячейке пишем выражение «Вопрос 1», а в соседнюю вставляем функцию ЕСЛИ, которая, собственно, и будет контролировать правильность действий пользователя. Для вызова этой функции выделяем целевую ячейку и жмем на значок «Вставить функцию», размещенный около строки формул.
- Запускается стандартное окно Мастера функций. Переходим в категорию «Логические» и ищем там наименование «ЕСЛИ». Поиски не должны быть долгими, так как это название размещено первым в перечне логических операторов. После этого выделяем данную функцию и жмем на кнопку «OK».
- Производится активация окна аргументов оператора ЕСЛИ. Указанный оператор имеет три поля, соответствующих числу его аргументов. Синтаксис данной функции принимает следующий вид:
=ЕСЛИ(Лог_выражение;Значение_если_истина;Значение_если_ложь)
В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки, в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на Лист 1 и отмечаем элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без кавычек «=3». Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру «3», то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.
В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1», а в поле «Значение если ложь» устанавливаем число «0». Теперь, если пользователь выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0 баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в нижней части окна аргументов.
- Аналогичным образом составляем ещё два задания (или любое нужное нам количество) на видимом для пользователя листе.
- На Листе 2 с помощью функции ЕСЛИ обозначаем правильные варианты, как мы это делали в предыдущем случае.
- Теперь организуем подсчет баллов. Его можно сделать с помощью простой автосуммы. Для этого выделяем все элементы, где содержится формула ЕСЛИ и жмем на значок автосуммы, который расположен на ленте во вкладке «Главная» в блоке «Редактирование».
- Как видим, пока сумма равна нулю баллов, так как мы не ответили ни на один пункт тестирования. Наибольшее количество баллов, которые в данном случае может набрать пользователь – 3, если он правильно ответит на все вопросы.
- При желании можно сделать так, что количество набранных баллов будет выводиться и на пользовательский лист. То есть, пользователь будет сразу видеть, как он справился с задачей. Для этого, выделяем отдельную ячейку на Листе 1, которую называем «Результат» (или другим удобным наименованием). Чтобы долго не ломать голову, просто ставим в неё выражение «=Лист2!», после чего вписываем адрес того элемента на Листе 2, в котором находится автосумма баллов.
- Проверим, как работает наш тест, намеренно допустив одну ошибку. Как видим, результат данного теста 2 балла, что соответствует одной допущенной ошибке. Тест работает корректно.
Урок: Функция ЕСЛИ в Экселе
Способ 2: выпадающий список
Организовать тест в Экселе можно также при помощи выпадающего списка. Посмотрим, как это выполнить на практике.
- Создаем таблицу. В левой её части будут задания, в центральной части – ответы, которые пользователь должен выбрать из предложенного разработчиком выпадающего списка. В правой части будет отображаться результат, который автоматически генерируется в соответствии с правильностью выбранных ответов пользователем. Итак, для начала построим каркас таблицы и введем вопросы. Применим те же задания, которые использовали в предыдущем способе.
- Теперь нам предстоит создать список с доступными ответами. Для этого выделяем первый элемент в столбце «Ответ». После этого переходим ко вкладке «Данные». Далее выполняем щелчок по значку «Проверка данных», который размещен в блоке инструментов «Работа с данными».
- После выполнения данных шагов активируется окно проверки видимых значений. Перемещаемся во вкладку «Параметры», если оно было запущено в какой-либо другой вкладке. Далее в поле «Тип данных» из выпадающего списка выбираем значение «Список». В поле «Источник» через точку с запятой нужно записать варианты решений, которые будут отображаться для выбора в нашем выпадающем списке. Затем щелкаем по кнопке «OK» в нижней части активного окна.
- После этих действий справа от ячейки с вводимыми значениями появится пиктограмма в виде треугольника с углом, направленным вниз. При клике по ней будет открываться список с введенными нами ранее вариантами, один из которых следует выбрать.
- Аналогичным образом составляем списки и для других ячеек столбца «Ответ».
- Теперь нам предстоит сделать так, чтобы в соответствующих ячейках столбца «Результат» отображался факт того, верным является ответ на задание или нет. Как и в предыдущем способе сделать это можно при помощи оператора ЕСЛИ. Выделяем первую ячейку столбца «Результат» и вызываем Мастер функций посредством нажатия на значок «Вставить функцию».
- Далее через Мастер функций при помощи того же варианта, который был описан в предыдущем способе, переходим к окну аргументов функции ЕСЛИ. Перед нами открывается то же окно, которое мы видели в предыдущем случае. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки, в которой выбираем ответ. Далее ставим знак «=» и записываем верный вариант решения. В нашем случае это будет число 113. В поле «Значение если истина» устанавливаем количество баллов, которое мы хотим, чтобы начислялось пользователю при правильном решении. Пусть это, как и в предыдущем случае, будет число «1». В поле «Значение если ложь» устанавливаем количество баллов. В случае неверного решения пусть оно будет равно нулю. После того, как вышеуказанные манипуляции выполнены, жмем на кнопку «OK».
- Аналогичным образом внедряем функцию ЕСЛИ в остальные ячейки столбца «Результат». Естественно, что в каждом случае в поле «Логическое выражение» будет собственный вариант правильного решения, соответствующий вопросу в данной строке.
- После этого делаем итоговую строку, в которой будет подбиваться сумма баллов. Выделяем все ячейки столбца «Результат» и щелкаем уже знакомый нам значок автосуммы во вкладке «Главная».
- После этого с помощью выпадающих списков в ячейках столбца «Ответ» пытаемся указать правильные решения на поставленные задания. Как и в предыдущем случае, в одном месте умышленно допускаем ошибку. Как видим, теперь мы наблюдаем не только общий результат тестирования, но и конкретный вопрос, в решении которого содержится ошибка.
Способ 3: использование элементов управления
Провести тестирование можно также, используя для выбора вариантов решения элементы управления в виде кнопки.
- Для того чтобы иметь возможность использовать формы элементов управления, прежде всего, следует включить вкладку «Разработчик». По умолчанию она отключена. Поэтому, если в вашей версии Excel она ещё не активирована, то следует провести некоторые манипуляции. Прежде всего, перемещаемся во вкладку «Файл». Там выполняем переход в раздел «Параметры».
- Активируется окно параметров. В нём следует переместиться в раздел «Настройка ленты». Далее в правой части окна устанавливаем флажок около позиции «Разработчик». Для того чтобы изменения вступили в силу жмем на кнопку «OK» в нижней части окна. После этих действий вкладка «Разработчик» появится на ленте.
- Прежде всего, вписываем задание. При использовании данного способа каждое из них будет размещено на отдельном листе.
- После этого переходим в недавно активированную нами вкладку «Разработчик». Щелкаем по значку «Вставить», который размещен в блоке инструментов «Элементы управления». В группе значков «Элементы управления формы» выбираем объект под названием «Переключатель». Он имеет вид круглой кнопки.
- Кликаем по тому месту документа, где желаем разместить ответы. Именно там появится нужный нам элемент управления.
- Затем вписываем один из вариантов решения вместо стандартного наименования кнопки.
- После этого выделяем объект и кликаем по нему правой кнопкой мыши. Из доступных вариантов действий выбираем пункт «Копировать».
- Выделяем расположенные ниже ячейки. Затем кликаем правой кнопкой мыши по выделению. В появившемся списке выбираем позицию «Вставить».
- Далее производим вставку ещё два раза, так как мы решили, что вариантов решения будет четыре, хотя в каждом конкретном случае их число может отличаться.
- Затем переименовываем каждый вариант, чтобы они не совпадали друг с другом. Но не забываем и о том, что один из вариантов обязательно должен быть верным.
- Далее оформляем объект для перехода к следующему заданию, а в нашем случае это означает переход к следующему листу. Опять жмем на значок «Вставить», расположенный во вкладке «Разработчик». На этот раз переходим к выбору объектов в группе «Элементы ActiveX». Выбираем объект «Кнопка», который имеет вид прямоугольника.
- Кликаем по области документа, которая расположена ниже введенных ранее данных. После этого на ней отобразится нужный нам объект.
- Теперь нам нужно поменять некоторые свойства образовавшейся кнопки. Кликаем по ней правой кнопки мыши и в открывшемся меню выбираем позицию «Свойства».
- Открывается окно свойств элемента управления. В поле «Name» меняем название на то, которое будет более актуальным для этого объекта, в нашем примере это будет наименование «Следующий_вопрос». Заметьте, что в данном поле не допускается наличие пробелов. В поле «Caption» вписываем значение «Следующий вопрос». Тут уже пробелы допускаются, и именно это наименование будет отображаться на нашей кнопке. В поле «BackColor» выбираем цвет, который будет иметь объект. После этого можно закрывать окно свойств, нажав на стандартный значок закрытия в его верхнем правом углу.
- Теперь кликаем правой кнопкой мыши по наименованию текущего листа. В открывшемся меню выбираем пункт «Переименовать».
- После этого наименование листа становится активным, и мы вписываем туда новое название «Вопрос 1».
- Опять кликаем по нему правой кнопкой мыши, но теперь в меню останавливаем выбор на пункте «Переместить или скопировать…».
- Запускается окно создания копии. Устанавливаем в нем галочку около пункта «Создать копию» и жмем на кнопку «OK».
- После этого изменяем название листа на «Вопрос 2» тем же способом, как это делали ранее. Данный лист пока содержит полностью идентичное содержимое, что и предыдущий лист.
- Меняем номер задания, текст, а также ответы на этом листе на те, которые считаем нужными.
- Аналогичным образом создаем и изменяем содержимое листа «Вопрос 3». Только в нем, так как это последнее задание, вместо наименования кнопки «Следующий вопрос» можно поставить название «Завершить тестирование». Как сделать это уже обсуждалось ранее.
- Теперь возвращаемся на вкладку «Вопрос 1». Нам нужно привязать переключатель к определенной ячейке. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по любому из переключателей. В открывшемся меню выбираем пункт «Формат объекта…».
- Активируется окно формата элемента управления. Перемещаемся во вкладку «Элемент управления». В поле «Связь с ячейкой» устанавливаем адрес любого пустого объекта. В него будет выводиться число в соответствии с тем, какой именно по счету переключатель будет активен.
- Аналогичную процедуру проделываем и на листах с другими заданиями. Для удобства желательно, чтобы связанная ячейка находилась в одном и том же месте, но на разных листах. После этого опять возвращаемся на лист «Вопрос 1». Кликаем правой кнопкой мыши по элементу «Следующий вопрос». В меню выбираем позицию «Исходный текст».
- Открывается редактор команд. Между командами «Private Sub» и «End Sub» нам следует написать код перехода на следующую вкладку. В указанном случае он будет выглядеть так:
Worksheets("Вопрос 2").Activate
После этого закрываем окно редактора.
- Аналогичную манипуляцию с соответствующей кнопкой делаем на листе «Вопрос 2». Только там вписываем следующую команду:
Worksheets("Вопрос 3").Activate
- В редакторе команд кнопки листа «Вопрос 3» производим следующую запись:
Worksheets("Результат").Activate
- После этого создаем новый лист под названием «Результат». На нем будет отображаться результат прохождения теста. Для этих целей создаем таблицу из четырёх колонок: «Номер вопроса», «Правильный ответ», «Введенный ответ» и «Результат». В первый столбец вписываем по порядку номера заданий «1», «2» и «3». Во втором столбце напротив каждого задания вписываем номер положения переключателя, соответствующий правильному решению.
- В первой ячейке в поле «Введенный ответ» ставим знак «=» и указываем ссылку на ту ячейку, которую мы связали с переключателем на листе «Вопрос 1». Аналогичные манипуляции проводим с ячейками ниже, только для них указываем ссылки на соответствующие ячейки на листах «Вопрос 2» и «Вопрос 3».
- После этого выделяем первый элемент столбца «Результат» и вызываем окно аргументов функции ЕСЛИ тем же способом, о котором мы говорили выше. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки «Введенный ответ» соответствующей строки. Затем ставим знак «=» и после этого указываем координаты элемента в столбце «Правильный ответ» той же строки. В полях «Значение если истина» и «Значение если ложь» вводим числа «1» и «0» соответственно. После этого жмем на кнопку «OK».
- Для того, чтобы скопировать данную формулу на диапазон ниже, ставим курсор в правый нижний угол элемента, в котором располагается функция. При этом появляется маркер заполнения в виде крестика. Жмем на левую кнопку мыши и тянем маркер вниз до конца таблицы.
- После этого для подведения общего итога применяем автосумму, как это уже делали не один раз.
На этом создание теста можно считать завершенным. Он полностью готов к прохождению.
Мы остановили внимание на различных способах создания тестирования с помощью инструментов программы Excel. Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных вариантов создания тестов в этом приложении. Комбинируя различные инструменты и объекты, можно создать тесты абсолютно непохожие друг на друга по функционалу. В то же время нельзя не отметить, что во всех случаях при создании тестов используется логическая функция ЕСЛИ.
Еще статьи по данной теме:
Помогла ли Вам статья?
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий химикотехнологический колледж»
СОЗДАНИЕ ТЕСТА ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ «СТАНОВЛЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЧЕЛОВЕКА» В ПРОГРАММЕ EXCEL
Автор работы:
Специальность:
Группа:
Курс:
Дисциплина:
Мамонтов Данил Андреевич
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
оборудования
11/2017
первый
Информатика+история
Руководитель проекта:
Оценка за защиту проекта:
(подпись)
/ Русинова П.Ю.
Каштанова О.Г. /
(Фамилия И.О.)
/Дедюкова М.Н /
(дата)
(подпись)
(Фамилия И.О.) Череповец, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Способы создания тестов в программе Excel
2.Подбор материала для теста
Заключение
Список литературы
Приложения
3
4
9
11
12
2 ВВЕДЕНИЕ
Сейчас педагоги тратят много времени на составление заданий, они
должны быть подобраны в соответствии с рабочей программой, уровнем
подготовки обучающихся, а так же не иметь готовых ответов в интернете.
Форма заданий может быть различна, одна из них – компьютерное тестирование.
Тестирование в режиме диалога с компьютером позволяет сразу получать
результат, а не ждать, когда преподаватель проверит бумажные тесты. Для
создания тестов не требуется специального программного обеспечения, можно
использовать программу MS Excel, которая имеется практически на каждом
персональном компьютере.
Целью работы является: создание теста по истории в программе Excel.
Для достижения цели решаем следующие задачи:
1.Изучить литературу по созданию теста в программе Excel.
2.Изучить тему по истории «Становление человека».
3.Создать тест в программе Excel.
Объект исследования: создание теста в программе Excel.
Предмет исследования: тест на тему «Становление человека».
Методы исследования: анализ, синтез, индукция.
Практическая значимость проекта: Данный проект очень важен в
современно обучении, потому что зачастую обучающиеся не выполняют
домашние задания и не готовятся к урокам. Он поможет преподавателям быстро
проверить готовность обучающегося по теме.
3 1. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ТЕСТ В ПРОГРАММЕ EXСEL
Существует несколько способов создания тестов в программе Excel. Я
выбрал способ, который подразумевает наличие списка вопросов, в котором
представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в
специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.
1. Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем
использовать математические выражения, а в качестве ответов –
пронумерованные варианты их решения (Рис.1).
Рис.1 Введение вопросов и ответов
2.Отдельную ячейку выделяем для того, чтобы пользователь мог
вписывать туда номер того ответа, который он считает верным. Для наглядности
помечаем её желтым цветом (Рис.2).
Рис.2 Ячейки для правильного ответа
4 3. Теперь перемещаемся на второй лист документа. Именно на нем будут
располагаться правильные ответы, с которыми программа сверит данные
пользователем. В одной ячейке пишем выражение «Вопрос 1», а в соседнюю
вставляем функцию ЕСЛИ, которая, собственно, и будет контролировать
правильность действий пользователя. Для вызова этой функции выделяем
целевую ячейку и жмем на значок «Вставить функцию», размещенный около
строки формул (Рис.3).
Рис.3 Делаем проверку правильности ответа
4. Запускается стандартное окно Мастера функций. Переходим в
категорию «Логические» и ищем там наименование «ЕСЛИ». Поиски не должны
быть долгими, так как это название размещено первым в перечне логических
операторов. После этого выделяем данную функцию и жмем на кнопку «OK»
(Рис.4).
Рис.4. Открываем нужную функцию в окне Мастера функций
5. Производится активация окна аргументов оператора ЕСЛИ.
Указанный оператор имеет три поля, соответствующих числу его аргументов.
5 Синтаксис
данной
функции
принимает
следующий
вид:
=ЕСЛИ(Лог_выражение;Значение_если_истина;Значение_если_ложь)
В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки,
в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно
указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой
ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на лист 1 и отмечаем
элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его
координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать
правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без
кавычек «=3». Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру
«3», то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.
В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1», а в поле
«Значение если ложь» устанавливаем число «0». Теперь, если пользователь
выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0
баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в
нижней части окна аргументов (Рис.5).
Рис.5 Введение данных для проверки ответов
6. Аналогичным образом составляем ещё два задания (или любое нужное
нам количество) на видимом для пользователя листе (Рис.6).
6 Рис.6 Введение нужного количества вопрос и ответов
7. На листе 2 с помощью функции ЕСЛИ обозначаем правильные
варианты, как мы это делали в предыдущем случае.
8. Теперь организуем подсчет баллов. Его можно сделать с помощью
простой авто суммы. Для этого выделяем все элементы, где содержится
формула ЕСЛИ и жмем на значок авто суммы, который расположен на ленте во
вкладке «Главная» в блоке «Редактирование» (Рис.7).
Рис.7 Подсчет баллов
9. Как видим, пока сумма равна нулю баллов, так как мы не ответили ни
на один пункт тестирования. Наибольшее количество баллов, которые в данном
случае может набрать пользователь – 3, если он правильно ответит на все
вопросы (Рис.8)
7 Рис.8 Сумма баллов
10. При желании можно сделать так, что количество набранных баллов
будет выводиться и на пользовательский лист. То есть, пользователь будет сразу
видеть, как он справился с задачей. Для этого, выделяем отдельную ячейку на
листе 1, которую называем «Результат» (или другим удобным наименованием).
Чтобы долго не ломать голову, просто ставим в неё выражение «=Лист2!»,
после чего вписываем адрес того элемента на листе 2, в котором находится авто
сумма баллов (Рис.9).
Рис.9. Делаем вывод результатов на пользовательский лист
11. Проверим, как работает наш тест, намеренно допустив одну ошибку.
Как видим, результат данного теста 2 балла, что соответствует одной
допущенной ошибке. Тест работает корректно (Рис.10).
Рис.10 Проверка работы теста
8 9 2. ПОДБОР МАТЕРИАЛА ДЛЯ ТЕСТА
Первым шагом создания тестового задания является подбор материала
по предмету для оценки. В нашем случае – это материал по теме «Становление
человека» по дисциплине «История» (Приложение А).
Далее необходимо определить, какой тип задания лучше всего подойдет
для проверки знаний в форме теста. Это могут быть вопросы с единственным
вариантом ответа, множественным выбором, сортировкой, установлением
соответствия или текстовым вводом (Приложение Б).
Для теста было составлено 8 вопросов с выбором единственного
варианта ответа (Таблица 1).
Таблица 1
№ вопроса
1
Вопрос 1
Ответ:
Вопрос 2
Ответ:
Вопрос 3
Ответ:
Вопрос 4
1
Тест по теме «Становление человека»
Вопросы с вариантами ответов
2
Когда появились первые представители рода HOMO?
1)3 млн. лет назад
2)4 млн. лет назад
3)2 млн. лет назад
4)5 млн. лет назад
3)2 млн. лет назад
Когда появились первые представители современного человека?
1)20 тыс. лет назад
2)50 тыс. лет назад
3)10 тыс. лет назад
4)30 тыс. лет назад
Когда сформировался вид Homo sapiens?
1)4010 тыс.лет назад
2)8060 тыс. лет назад
3)9020 тыс. лет назад
4)10040 тыс. лет назад
Когда появился вид Homo erectus?
1)1.8 млн.лет назад
2)3 млн. лет назад
3)1 млн. лет назад
4)10 млн.лет назад
2
10 Ответ:
Вопрос 5
Ответ:
Вопрос 6
Ответ:
Вопрос 7
Ответ:
Вопрос 8
Ответ:
Результат:
Когда жили неандертальцы?
1)10035 тыс.лет назад
2)15080 тыс.лет назад
3)11055 тыс.лет назад
4)20035 тыс. лет назад
Когда жили древнейшие люди?
1)2 млн500 тыс. лет назад
2)1млн.500 тыс.лет назад
3)3 млн.500 тыс. лет назад
4)600 тыс.500 тыс. лет назад
Какая из теорий происхождения человека указана не верно?
1)Теория Дарвина
2)Теория эволюции
3)Теория рождения
4)Теория вмешательства
Где появился первый человек?
1)Северная Америка или Австралия
2)Африка или Южная Азия
3)Южная Америка или Центральная Азия
4)Северный полюс
1
11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время, каждому человеку важно знать и иметь навыки в работе с
приложениями Microsoft Office, так как современный мир насыщен огромным
количеством информацией, с которой просто необходимо уметь работать.
«Простые задачи должны решаться просто». Этому постулату как нельзя
лучше отвечают вычислительные возможности программы MS Excel, которые
без оговорки можно назвать безграничными.
В результате анализа литературы было определено, что данная
программа дает возможность создавать и применять в учебном процессе тесты
разных уровней сложности. Компьютерное тестирование сильно упростит
работу преподавателям и обучающимся.
Так же были освоены навыки создания тестов в программе Excel,что,
возможно, поможет в будущем. Сложностей с выполнением проекта не
возникло, так как основы работы с программой уже имелись, поэтому и
преподаватели с легкостью с ней справятся.
Результатом работы стали: инструкция по созданию теста в MS Excel и
сам тест по истории на тему «Становление человека» (Приложение В), который
поможет преподавателям быстро проверить готовность обучающегося по теме.
Планируется продолжить изучение программы MS Excel и создать тесты
с множественным выбором, сортировкой, установлением соответствия или
текстовым вводом по дисциплинам информатика и история.
12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов В.В. История: учебник для студенческих учреждений сред.
проф. образования / В.В Артемов, Ю.Н. Лубченков. М.: Издательский центр
«Академия», 2015. 448 с.
2. Правильное создание теста в Excel
[Электронный ресурс],
http://lumpics.ru/howtocreateatestinexcel/ статья в интернете.
3. Claw.
ru:
детская энциклопедия [Электронный ресурс],
http://children.claw.ru/chelovekotadoja/enciklopedijachelovek
proisxozhdenieiustrojstvo.html статья в интернете.
4.
userlife [Электронныйресурс], http://userlife.com/programs/657
testyveksel.html статья в интернете.
13 ПРИЛОЖЕНИЕ А
СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и
не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около
2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие
следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из
Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга
последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и
уничтожая более слабых.
В эволюции человека (Homo) различают три этапа (кроме того некоторые
ученые выделяют в отдельный вид еще и вид Homo habilis – человек умелый):
1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп,9 синантроп и
гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный
– Homo sapiens).
3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и
современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Таким образом следующий после австралопитеков в эволюционной лестнице
уже первый человек, первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый
(Homo habilis). В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье
Олдовай (Танзания) рядом с останками человека умелого самые древние орудия,
созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный
каменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с
каменным топором. Эти орудия — всего лишь расколотая под определённым
углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не
14 встречается.) Возраст олдовайской галечной культуры, как её назвали учёные,
около 2,5 миллионов лет.
Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли
самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например,
использование огня позволило коренным образом облегчить череп человека,
уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не
требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам
для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена,
изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации),
побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную
местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние
взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.
Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов,
выше человека умелого, — человек выпрямленный (Ноmo erectus). Древнейшие
люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. К этому виду относят питекантропа (по
латыни — обезьяночеловека), синантропа (китайского человека — его останки
и некоторые другие подвиды.
были найдены в Китае)
Питекантроп – обезьяночеловек. Останки были обнаружены сначала на о. Ява в
1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух
ногах, объем мозга у них увеличился. Низкий лоб, мощные надбровные дуги,
полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их
недавнее (обезьянье) прошлое.Синантроп, останки которого найдены в 1927 –
1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это
географический вариант человека прямоходящего.Их часто называют
обезьянолюдьми. Человек выпрямленный уже не бежал в панике от огня, как все
остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что
и человек умелыйуже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не
только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал
15 обработанные черепа антилоп. Одеждой человеку умелому, видимо, служили
шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно,
он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно
было бы принять за современного человека.Основным фактором эволюции
древнейших людей был естественный отбор.Древние люди характеризуют
следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и
социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили,
совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся
неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке.
Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер
(ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в
пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры.Форма челюсти
свидетельствовала о членораздельной речи.Последние неандертальцы жили
среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены.
Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не
участвовавшей
человека.
Современные люди. Возникновение людей современного физического типа
формировании
современного
в
произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены
в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было
обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа,
которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических
особенностей, который характеризует современного человека: членораздельная
речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ,
первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения,
совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные
животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек,
окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы,
кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек
16 разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы,
опыта.
неизмеримо
Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского
воспитания,
передачи
роль
выросла
происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной
гонке возник на ЮгоВостоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился
оттуда по всей планете.
Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется,
что наши дальние африканские прародители были похожи на современных
жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что
первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.
Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал
каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные
орудия из бамбука.За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился
сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.
Формирование человек разумного на базе питекантропа привело к
сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока
малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет.
Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а
следовательно, и сложным.
17 ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТИПЫ ЗАДАНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ СОСТАВЛЕНИЮ
Единственный выбор. В задании типа «Единственный выбор»
испытуемому предлагается выбрать один ответ из нескольких предложенных
вариантов.
Множественный выбор. В задании типа «Множественный выбор»
испытуемому предлагается выбрать один или несколько ответов из
предложенных вариантов.
Сортировка. В задании типа «Сортировка» испытуемому предлагается
упорядочить предложенные варианты согласно некоторому критерию.
Установление соответствия.
В задании типа «Установление
соответствия» испытуемому предлагается установить соответствие между
предложенными вариантами и имеющимися категориями.
Текстовый ввод. В задании типа «Текстовый ввод» испытуемому
предлагается ответить на некоторый вопрос или ввести пропущенный текст.
Рекомендации:
Задания типа Единственный и Множественный Выбор
Идеальное задание на выбор ответа представляет собой часть
утвердительного предложения, а не вопрос. Предлагаемые варианты ответов
дополняют его до полного утвердительного предложения.
Варианты ответов должны быть, по возможности, короткими. Типичная
ошибка разработчиков тестовых заданий состоит в том, что они оставляют в
задании избыточную информацию. Более краткие формулировки основы задания
и вариантов ответов делают задание обозримым без потери его сути.
18 Следует избегать повторов одних и тех же слов в вариантах ответов.
Повторяющиеся слова из ответов рекомендуется выносить в основу задания.
Чем короче ответы, тем яснее логика.
Следует избегать применения малопонятных, редко употребляемых
слов, а также неизвестных символов, иностранных слов, затрудняющих
восприятие смысла.
Неправильные варианты ответов (дистракторы, от англ. to distract
отвлекать) оказывают большое влияние на качество задания. В хорошо
составленном задании правильные и неправильные ответы выбираются с равной
вероятностью испытуемыми, плохо знакомыми с предметом. Оптимальное
количество неправильных ответов – от трех до четырех. Меньшее число
повышает вероятность угадывания, большее – делает задание трудным для
восприятия.
Все варианты ответов, по возможности, должны быть равны по длине –
количеству слов. Типичной ошибкой является составление задания, в котором
правильный вариант ответа имеют большую длину, чем неправильные.
Следует исключить применение таких вариантов ответа, как
«правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы
неправильные». Ответы к заданиям не должны представляться в форме «да» или
«нет», «верно» или «неверно». Подсказка: если у вас уже имеется задание с
такими вариантами ответов, попробуйте его переформулировать.
Необходимо установить настройку «Перемешивать варианты ответов»
для тех заданий, где порядок отображения вариантов ответов не имеет значения
и логики.
Необходимо установить настройку «Не перемешивать варианты
ответов» для тех заданий, где порядок отображения вариантов ответов имеет
логику и облегчает восприятие (например, когда варианты ответов начинаются с
дат или чисел).
19 Задания типа Сортировка.
Следует расположить варианты ответов в правильном порядке, а их
перемешиванием займется система в процессе выдачи теста.
Тест задания можно начинать со слов «Расположите по возрастанию
(убыванию) …». Участники должны сразу понимать суть задания и направление
сортировки.
Текст вариантов ответа должен быть максимально кратким.
Задания типа Установление соответствия
Участник должен поставить в соответствие элементы двух множеств:
категории и варианты ответов. В подобных заданиях проверяются
ассоциативные знания, то есть знания о связи формы и содержания, сущности и
явления, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами.
Тест задания можно начинать со слов «Установите соответствие между
…».
Текст у категорий и вариантов должен быть максимально кратким.
Задания типа Текстовый ввод
Испытуемый должен сам написать свой ответ в отведенном для этого
месте так, чтобы в результате получилось истинное высказывание.
Дополняющее слово или словосочетание лучше ставить в конце.
Желательно, чтобы ответ нужно было ввести в именительном падеже.
В тексте задания не следует использовать отрицательных частиц.
Часто оказывается, что задание открытой формы порождает несколько
правильных ответов, что необходимо предусмотреть составителю тестового
задания и записать все правильные варианты ответов.
20 21 ФРАГМЕНТ ТЕСТА
ПРИЛОЖЕНИЕ В
22