Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Боханская средняя общеобразовательная школа №2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Создание брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку»
Выполнила: Иванова Валерия,
ученица 7 класса
МБОУ Боханской СОШ №2
Руководитель: Малкова Надежда Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Боханской СОШ №2
п.Бохан, 2018 год
Название проекта |
«Создание брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку» |
Автор проекта |
Иванова Валерия, ученица 7 класса МБОУ Боханской СОШ №2 |
Руководитель проекта |
Малкова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Боханской СОШ №2 |
Объект изучения |
Брошюра как печатное издание |
Предмет изучения |
Создание брошюры средствами программы Microsoft Word |
Тип проекта |
Практико-ориентированный, индивидуальный, межпредметный, краткосрочный. |
Актуальность проекта: |
Объединяя в себе достоинства небольшой стоимости и высокой информативности, брошюры являются одним из наиболее широко используемых и эффективных видов учебных пособий. |
Ценность проекта |
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта (брошюры) при подготовке учеников к олимпиадам по русскому языку |
Сроки реализации проекта |
Октябрь 2017 года — апрель 2018 года |
Цель проекта |
Изучение возможностей программы Microsoft Word и применение полученных навыков на практике при создании брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку» |
Задачи проекта |
1.Ознакомиться с особенностями непериодического печатного издания – брошюра. 2.Оценить возможности программы Microsoft Word и получить навыки при работе с этой программой. 3.Применить приобретенные навыки при создании брошюры «Олимпиадные задания по русскому языку» средствами данной программы. |
Основные этапы проекта |
1 ЭТАП: ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
II ЭТАП: АНАЛИТИЧЕСКИЙ
III ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ
А.Написание реферата, в котором была изложена информация об истории возникновения брошюры, о требованиях к оформлению брошюры, о создании брошюры средствами Microsoft Word . Б. Создание брошюры средствами Microsoft Word .
IV ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
V ЭТАП: КОНТРОЛЬНЫЙ
|
Планируемые результаты |
|
Конечный продукт проекта |
Брошюра «Олимпиадные задания по русскому языку» |
Защита проекта
— Здравствуйте, представляю вашему вниманию практико-ориентированный проект по теме «Создание брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку». Данная тема заинтересовала меня тем, что брошюра в современном мире также может быть не только агитационным или рекламным материалом, но и учебным пособием.
Объект изучения |
Брошюра как печатное издание |
Предмет изучения |
Создание брошюры средствами программы Microsoft Word |
Тип проекта |
Практико-ориентированный, индивидуальный, межпредметный, краткосрочный. |
Актуальность проекта |
Объединяя в себе достоинства небольшой стоимости и высокой информативности, брошюры являются одним из наиболее широко используемых и эффективных видов учебных пособий. |
Ценность проекта |
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта (брошюры) при подготовке учеников к олимпиадам по русскому языку |
Сроки реализации проекта |
Октябрь 2017 года — апрель 2018 года |
Цель проекта |
Изучение возможностей программы Microsoft Word и применение полученных навыков на практике при создании брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку» |
Задачи проекта |
1.Ознакомиться с особенностями непериодического печатного издания – брошюра. 2.Оценить возможности программы Microsoft Word и получить навыки при работе с этой программой. 3.Применить приобретенные навыки при создании брошюры «Олимпиадные задания по русскому языку» средствами данной программы. |
Конечный продукт проекта |
Брошюра «Олимпиадные задания по русскому языку» |
— При работе над проектом были выделены следующие этапы: |
|
1 ЭТАП: ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ Я выбрала руководителя проекта, учителя русского языка и литературы Малкову Надежду Анатольевну. Совместно с учителем мы конкретизировали и уточнили тему проекта. Определили конечный продукт, поставили цели для его реализации. II ЭТАП: АНАЛИТИЧЕСКИЙ
III ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ
А.Написание реферата, в котором была изложена информация об истории возникновения брошюры, о требованиях к оформлению брошюры, о создании брошюры средствами Microsoft Word; Б. Изучила возможности программы Microsoft Word для создания брошюры. Сначала я хотела освоить программу Microsoft Publisher , но оказалось, что бесплатная версия данной программы на английском языке. Изучив программу Microsoft Word, я поняла, что она простая и выполняет те же функции. В. Затем я Изготовила брошюру средствами программы Microsoft Word . Для брошюры я подобрала интересные олимпиадные задания. Продумала иллюстрации, для иллюстраций я выбрала картинки с высказываниями знаменитых людей о необходимости знания и изучения русского языка. IV ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
|
В заключении следует сказать , что Цель проекта «Изучение возможностей программы Microsoft Word и применение полученных навыков на практике при создании брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку» была достигнута.
В процессе работы над проектом я ознакомилась с особенностями непериодического издания – брошюра; оценила возможности программы Microsoft Word при создании брошюры и получила навыки работы с этой программой; применила приобретенные навыки работы при создании брошюры «Олимпиадные задания по русскому языку» средствами данной программы.
Брошюру, я планирую передать в школьную библиотеку, чтобы у учеников была возможность использовать ее для подготовки к олимпиадам по русскому языку.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Боханская средняя общеобразовательная школа № 2
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Работа над индивидуальным проектом
«Создание брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку»
Выполнила: Иванова Валерия,
ученица 7 класса
МБОУ Боханской СОШ №2
Руководитель: Малкова Надежда Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Боханской СОШ №2
п. Бохан, 2018 г.
Содержание
Введение
Раздел 1. Общие сведения о брошюре как печатном издании
1.1 Определение термина «брошюра», история появления брошюр.
1.2.Роль брошюры в современном мире.
1.3.Структура брошюры. Общие требования к оформлению брошюры.
Раздел 2. Процесс изготовления брошюры.
2.1.Создание брошюры с помощью программы Microsoft Word.
2.2.Выбор конструкции брошюры
2.3.Определение содержательной и иллюстративной части брошюры.
2.4.Печать брошюры.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Впервые непериодическое издание появилось примерно в XVIII веке во Франции и представляло собой небольшую книжечку без толстого переплета. В силу сложившейся в те времена появилась необходимость в массовых тиражах агитационной литературы, которая бы и по стоимости, и по качеству привлекала заказчика. И таким полиграфическим изобретением стала книжечка объемом от 6 до 48 страниц, соединенных при помощи скрепок, винтовых проволок или специальных ниток для переплетения. Само слово «брошюра» в переводе с французского означает «сшивать», что, в принципе, отлично характеризует внешний вид тематического издания.
Что такое брошюра в наши дни? Необходимость экономить привела к тому, что брошюра сегодня также может быть не только агитационным материалом, но и учебным пособием, прайсом с ценами, научной работой или даже бухгалтерским отчетом.
Цель проекта: Изучение возможностей программы Microsoft Word и применение полученных навыков на практике при создании брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку»
Задачи проекта:
1.Ознакомиться с особенностями непериодического печатного издания – брошюра.
2.Оценить возможности программы Microsoft Word и получить навыки при работе с этой программой.
3.Применить приобретенные навыки при создании брошюры «Олимпиадные задания по русскому языку» средствами данной программы.
Актуальность проекта: Объединяя в себе достоинства небольшой стоимости и высокой информативности, брошюры являются одним из наиболее широко используемых и эффективных видов учебных пособий.
Раздел 1. Общие сведения о брошюре как печатном издании
1.1 Определение термина «брошюра», история появления брошюр
Брошю́ра (фр. brochure, от brocher — «сшивать») — печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); одно из средств массовой печатной пропаганды.
Слово «брошюра» произошло от французского глагола брошюровать, что означает сшивать. Именно из-за сшитых в одну маленькую книжечку листов и появилось такое слово брошюра. Именно поэтому сегодня вместо глагола сшить все чаще употребляют глагол сброшюровать.
Первые брошюры появились во Франции во время реформистских событий и стали действенным средством пропаганды политических взглядов революционеров.
Использование брошюр было обусловлено следующими причинами:
— Низкой стоимостью;
— Возможностью выпускать неограниченное количество брошюр;
— Возможностью размещать на брошюрах большое количество информации.
Именно благодаря всему этому брошюры пользовались огромной популярностью среди народа, и стали рычагом для поднятия настоящих революционных восстаний. Когда понимание того насколько для французской власти опасны эти брошюры привело к тому что властями было принять решение запретить их распространение на территории Франции. Вследствие чего долгое время брошюры распространялись подпольно. Но даже это не смогло остановить их распространение и в скором времени уже и за пределами Франции брошюры стали неотъемлемой частью революции.
Брошюры попали в России и подобно другим странам стали главным информационным инструментом распространения политической пропаганды в массы. Немалую роль сыграли брошюры и в революции, произошедшей в 1917 году. И даже в 1991 году во время государственного переворота брошюры стали инструментом воздействия на сознание широких народных масс.
1.2. Роль брошюр в современном мире.
Несмотря на то, что появление и использование брошюр долгое время было неразрывно связано с политической пропагандой, им нашлось более мирное применение – реклама.
Брошюра в маркетинге стала инструментом рекламы информирующей клиентов и потенциальных клиентах об услугах и товарах.
Сегодня ни одна полноценная рекламная компания не обходиться без использования печати брошюр . Как и сто лет назад низкая стоимость и возможность размещения больших объемов информации сделала брошюры одним из главных инструментов маркетинга.
Брошюра в современном мире также может быть не только агитационным или рекламным материалом, но и учебным пособием, прайсом с ценами, научной работой или даже бухгалтерским отчетом.
1.3 . Структура брошюры. Общие требования к оформлению брошюры.
В брошюре обложка выполняет функцию не столько защиты издания от механических повреждений, сколько функцию титульного листа, несущего основную информацию о сборнике, поэтому может быть выполнена как из плотного материала, так и из обычного листа бумаги.
Первая страница обложки – титульный лист. На нем приводятся следующие сведения:
— В верхней части листа указываются полное наименование учреждения, под руководством которого работает профессиональное сообщество, педагог; второй строкой указывается полное наименование образовательного учреждения.
Далее указывается фамилия автора и его инициалы, если сборник авторский (более 50% содержания брошюры написано автором). Если сборник не авторский, а сделан составителем, его фамилия на титульном листе не указывается.
Ниже следует заглавие, которое выделяется более крупным шрифтом.
За заглавием на титульном листе часто стоит подзаголовок, который поясняет, какой материал представлен в брошюре.
На двух нижних строчках титульного листа указывают место и год издания брошюры.
На оборотной стороне обложки, титульного листа дается аннотация, которая кратко характеризует ее содержание, читательское назначение.
Следующая страница – это Оглавление, которое включает в себя перечень материалов, с указанием страницы, на которой статья начинается.
Далее располагается текстовая часть, которая может содержать вступительную статью от автора или составителя, основные материалы сборника, заканчиваться брошюра может сведениями об авторах, обращением к читателям, просто чистым листом для заметок.
Все страницы брошюры должны быть пронумерованы арабскими цифрами в нижней части страницы, по центру, с использованием «сквозной нумерации». Титульный лист включен в общую нумерацию, но номер на нем не проставляется.
Желательно, чтобы все статьи отдельных авторов или по отдельной теме печатались в брошюре с новой страницы.
Главным элементом брошюры, как в плане разработки дизайна, так и технологии производства (отсюда и стоимости), является количество и способы сгибов (фальцовки).
Для того, чтобы сгиб был аккуратным и не ломанным, необходимо использовать тонкую бумагу, плотностью до 150 г/м.кв. В противном случае, может получиться надорванный, рваный сгиб (излом).
Основными требованиями к шрифтам, используемым при печати брошюр, являются следующие:
а) Удобочитаемость шрифта.
Удобочитаемость является одним из важнейших достоинств хорошего шрифта. Это не только общая оценка пригодности его формы, но и показатель красоты.
б) Цвет — средство художественной выразительности шрифта.
Как известно, цвет воздействует на зрителя своими физическими и психосубъективными качествами.
в) Наглядность в оформлении письменных текстов.
Эффективность брошюры, ее визуальное восприятие зависят от наглядности содержательной структуры информации. Наглядность определяет, насколько легко, точно и быстро совершается процесс зрительного восприятия текста.
Раздел 2. Процесс изготовления брошюры
2. 1.Создание брошюры с помощью программы Microsoft Word.
Для брошюры чаще всего использует формат А5, который получается, если согнуть пополам листы А4. Основная проблема перед распечаткой — размещение ее страниц в макете таким образом, чтобы после скрепления в книжку они шли по порядку. Это можно делать вручную в программе Microsoft Word.
Пошаговая инструкция создания брошюры в программе Microsoft Word:
- Создать документ формата А4 и разместить в нем материал либо открыть уже существующий документ.
- Открыть панель «Параметры страницы» (Разметка страницы — Поля — Настраиваемые поля).
- Во вкладке «Поля» найти раскрывающийся список «Страницы» и выбрать в списке «Брошюра». Ориентация автоматически станет альбомной, а вся информация распределится на блоки, соответствующие размерам А5. Визуально Ворд по-прежнему будет отображать макет с естественным порядком номеров, что удобно для редактирования, причем их станет больше из-за изменения размеров с А4 на А5.
- Проконтролировать, чтобы количество страниц было кратно четырем. Это важно, чтобы не было сбоев при печати. Возможно, для этого придется менять размер шрифта, диаграмм и других объектов.
- Открыть панель настроек печати (Файл — Печать). Выбрать вместо односторонней печати «Печать вручную на обеих сторонах».
- После того как принтер напечатает половину объема, появится сообщение, что необходимо вставить эти же листы для печати на другой стороне. Сообщение сопровождается схемой переворачивания и вставки стопки листов для данной модели принтера.
- Согнуть и скрепить листы.
Если кратко, эта инструкция сводится к двум манипуляциям: выбрать «Брошюру» в параметрах документа и двустороннюю печать в настройках печати.
2.2.Выбор конструкции брошюры
На этом этапе проектирования был проведен анализ существующих стилей и видов брошюр , их конструктивных форм и материалов. Для проекта было решено сделать брошюру формата А5 .
Обложка брошюры содержит название проекта, автора, школу. На разворотах буклета представлены текстовая часть, то есть олимпиадные задания по русскому языку и иллюстрации. На оборотней стороне расположена краткая аннотация к материалу брошюры.
2.3.Определение содержательной и иллюстративной части брошюры.
В брошюре собраны олимпиадные задания по русскому языку , которые учащиеся могут выполнять самостоятельно, вместе с учителями и родителями
В качестве иллюстраций, поясняющих суть и назначение брошюры, были выбраны картинки с поучительными высказываниями о русском языке, о необходимости повышать свою грамотность.
2.4. Печать брошюры
Печать выполнена на струйном принтере Epson Stylus PhotoR360 , использована бумага «Снегурочка» плотность 80 г/м2.
Заключение
Цель проекта «Изучение возможностей программы Microsoft Word и применение полученных навыков на практике при создании брошюры: «Олимпиадные задания по русскому языку» была достигнута.
В процессе работы над проектом я ознакомилась с особенностями непериодического издания – брошюра; оценила возможности программы Microsoft Word при создании брошюры и получила навыки работы с этой программой; применила приобретенные навыки работы при создании брошюры «Олимпиадные задания по русскому языку» средствами данной программы.
Список используемой литературы
1. Курушин В. Д., «Графический дизайн и реклама» — М.: «ДМК», 2001.-272с.
2. Смирнов С.И.Шрифт в наглядной агитации // М., Плакат,1990.-192 с.
3. Цыганкова Е.Н. Графический дизайн: Учебно-методическое пособие по дипломному проектированию / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т НПИ).Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2005.-112с.
МОУ «
Шиньшинская средняя общеобразовательная школа»
Моркинского
района Республики Марий Эл
Тема
проекта
«Русский
язык – это интересно!»
Направление: Русский язык и
литература
Выполнил: Захаров Александр, обучающийся 5
класса
Руководитель: Захарова Татьяна
Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Шиньшинская средняя общеобразовательная школа»
Моркинского района Республики Марий Эл
Шиньша
2017
Содержание
1.
Введение
Цели и задачи, гипотеза, актуальность,
аннотация, резюме, предмет исследования, объект исследования, рабочий план реализации
проекта, ожидаемые результаты, механизм достижения цели проекта, перспектива
проекта.
2. Основная часть.
1.Великий, могучий и прекрасный русский язык.
2.Интересные факты из области русского языка.
2.1.Интересные факты, связанные с буквами русского
языка.
2.2. Интересные для морфемного разбора слова русского языка.
2.3. «Рекордсмены» русского языка.
2.4.Длинные
слова с дополнительными свойствами.
2.5.Самые удивительные факты из области русского
языка.
3.Заключение.
4.Литература
Приложения
Цель проекта:
Пробудить у учащихся интерес к изучению
русского языка.
Задачи:
1. Собрать много увлекательных и полезных сведений о
русском языке.
2. Создать презентацию и лэпбук «Русский язык –
это интересно!»
Гипотеза:
Русский язык –
самобытный и интересный язык.
Актуальность:
В наше
время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении
детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать
желание к владению именно литературным языком. А занимательная лингвистика способствует развитию интереса к языку.
Аннотация:
Данный
проект дает возможность познакомиться
с увлекательными материалами из области русского языка, которые помогут вызвать интерес к языку.
Резюме:
Занимательные факты помогают углубляться в тайны русского
языка, помогают понять уникальность русского языка.
Предмет
исследования:
Изучить литературу и Интернет
ресурсы по теме «Интересные
сведения из области русского языка».
Объект
исследования: увлекательные и
полезные сведения из области русского языка.
Рабочий план реализации проекта:
1. Подготовительный: — выбор темы и её конкретизация
(актуальность — определение целей и формулировка задач).
2. Поисково-исследовательский:
— обращение к
родителям с просьбой включиться в работу проекта;
— коррекция сроков и
графиков;
-проведение
поисково-исследовательской деятельности.
3.
Трансляционно — оформительный:
— работа над презентацией
— оформление проекта
— создание лэпбука
4.Доработка проекта с учетом замечаний и
предложений:
— написание сценария защиты проекта
5.Заключительный: защита проекта.
Ожидаемый
результат:
В
ходе проектной деятельности приобрести навыки поисково-исследовательской работы, познакомиться с интересными фактами
из области русского языка, углубить
знания, обогатить словарный запас, развивать смекалку, сообразительность,
воспитать языковое чутье.
Механизм достижения цели проекта:
Данный проект имеет значимость. Материал
может быть использован обучающимися школы на уроках русского языка. Проект
можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий, при
подготовке к олимпиадам.
1.Великий,
могучий русский язык.
Современный
русский язык — это
национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры.
Русский язык
входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь
в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы:
·
восточная (русский, украинский, белорусский);
·
западная (польский, чешский, словацкий, лужицкий);
·
южная (болгарский, македонский, сербскохорватский,
словенский).
Современный
русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати,
радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей
особенностью его является нормированность.
Русский язык
выполняет три функции:
·
национального русского языка;
·
одного из языков
межнационального общения народов России;
·
одного из важнейших мировых
языков.
Русский язык — один из замечательных языков мира по
разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был
предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину.
М. В. Ломоносов находил в русском языке
«великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность
итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость
греческого и латинского языка».
А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык
«гибкий и мощный в своих оборотах и средствах…», «переимчивый и общежительный
в своих отношениях к чужим языкам…»
«Великий, могучий, правдивый и свободный» — такими
словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.
Сами носители русского языка
редко задумываются о его уникальности и самобытности, однако, обратить на это
внимание нам помогут интересные факты из области русского языка.
2.Интересные факты из
области русского языка.
2.1 Интересные
факты, связанные с буквами русского языка.
Казалось бы, что
такого интересного в буквах. Но как оказалось, что существует множество
интересных фактов:
1. В
русском языке почти все слова, где первая буква «А», являются заимствованными.
Слов на «А», возникших именно у нас, в современном употреблении очень мало —
«АЗБУКА», «АЗ» и «АВОСЬ».
2. В русском
языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство
из нас помнит лишь слова йод, йога и Йошкар-Ола.
3.
Единственные слова в русском языке
с тремя буквами Е подряд —
это длинношеее (и прочие на —шеее: например, криво-, коротко-).
4.
Ё –
загадочная и интересная буква. Во-первых, она придумана в 18 веке русским
писателем Н.М.Карамзиным. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове слёзы.
Во-вторых, она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же
самой морфеме в безударном положении передается буквой е: чёрный — чернота. В-третьих,
это единственная буква русского алфавита, которую иногда в книгах заменяют
буквой е.
Памятник
букве «Ё» — это гордость и история Ульяновска. Рядом с музеем истории и
краеведения, в глубине сквера Н.М.Карамзина 3 ноября 2005 года открылся памятник
букве «Ё», высотой 2,05 метра и массой более трёх тонн. Памятник представляет
собой треугольную призму из красного гранита с вдавленной буквой «Ё» в виде
литеры, только сильно увеличенной. Автор и инициатор проекта установки
памятника А.Зинин. (Приложение 1)
5.
Удивительно, но в русском языке есть одно слово,
где «О» используется семь раз. Это «ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ».
6. Еръ
— «немая» буква, которая не обозначала никакого звука и выполняла
функции «твердого знака», который по традиции писался в конце слов после
твердых согласных вплоть до орфографической реформы 1918 года. Однако при этом
«еръ» занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России
ежегодно более 400000 рублей. Настоящая буква-казнокрад, не иначе! (Приложение
2)
7. Большинство
слов с буквой Ф в русском
языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке
о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
8. В русском
языке есть слова на Ы. Это названия российских городов
и рек: Ыгыатта, Ыллымах,
Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль. (Приложение
3)
2.2
Интересные для морфемного разбора слова русского языка.
1.В русском
языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а- (авось; устар. «а вось не повезет»),
образовавшимися от союзов и и а.
2.В русском языке
есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
3.Единственное слово
русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что
в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании
с корнем —им— (вын-им-ать). Раньше, примерно
до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был
материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать,
обнимать, понимать), однако впоследствии корень —ня— был
переосмыслен как суффикс —ну— (как в сунуть, дунуть).
(Приложение 4)
4.Единственное
односложное прилагательное в русском языке — это злой.
2.3 «Рекордсмены»
русского языка
1.В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым
длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического,
в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.
2.В Грамматическом словаре русского языка
А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах)
нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное частнопредпринимательский.
Состоит из 25 букв.
3.Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализ-ироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись —
по 25 букв).
4.Самые длинные существительные — человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами —
по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется
во мн. ч.).
5.Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами —
по 23 буквы).
6.Самое длинное наречие, фиксируемое
словарем, — неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть,
что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда
фиксируемые словарем.
7.Самое длинное междометие, включенное
в Грамматический словарь, — физкульт-привет (15 или 14 букв
в зависимости от статуса дефиса).
8.Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно
состоит из 14 букв.
9.Самая длинная частица исключительно. Состоит из 13
букв.
2.4 Длинные слова с дополнительными
свойствами
1.Самые длинные односложные слова: «вскользь»
(8 букв); «всласть», «всплеск», «вскрыть», «всклень», «всплыть», «встрять»,
«страсть» (7 букв);
2.Самое длинное двусложное слово: «страстность»
(11 букв);
3.Самые длинные слова, в которых все буквы не
повторяются (без использования падежей и множественного числа):
«забулдыжничество», «благоденствующий», «бумагопрядильный» (16 букв),
«четырёхугольник», «четырёхполюсник», «четырёхдюймовка», «энергопульсация»,
«поздравительный», «предоставляющий», «раболепствующий», «узкоспециальный» (15
букв);
4.Самое длинное слово, где буквы идут в алфавитном порядке
— «дикостью» (8 букв)
5.Самые длинные слова-анаграммы:
«лесопромышленность» — «солепромышленность» (18 букв), «старорежимность» —
«нерасторжимость» (15 букв);
6.Самые длинные зеркальные анаграммы: «телекс»
— «скелет», «апорт» — «тропа», «бокаж» — «жакоб», «ворон» — «норов», «диско» —
«оксид», «рунец» — «ценур» (все по 5 букв);
7.Самые длинные слова-палиндромы: «апокопа»,
«киноник», «ротатор», «тартрат» (7 букв);
8.Самые длинные слова-эпонимы, ставшие именами
нарицательными: «митрофанушка» (12 букв), «гермафродит» (11 букв),
«грюнендаль», «держиморда» (10 букв);
9.Самые длинные метаграммы с фиксированной изменяющейся
буквой («генераторы»): «притягательность» — «притязательность» —
«притяжательность» (цепочка состоит из 3 слов каждое по 16 букв);
10.Самое длинное слово, имеющее антоним (имя
существительное): «диспропорциональность» (21 буква; антоним — «соразмерность»,
13 букв);
11.Самая длинная равновеликая антонимическая пара из
нарицательных существительных: «сомнительность» — «убедительность» (по 14
букв);
12.Самая длинная конверсия (может являться
и существительным, и глаголом): «приставала» (10 букв);
13.Самые длинные шарады (нетривиальные):
«баржестроение» = бар + жест + роение, «метростроение» = метр + ост + роение
(13 букв);
14.Самая длинная шарада при условии, что разрешено
переставлять буквы слова: «достопримечательность» = тон + меч + тир + ось +
ель + сад + пот (21 буква).
2.5 Удивительные факты из области русского языка.
1.Слова
бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях
древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование ъ
/ ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U.
Если вспомнить диалектный глагол «бучать», имеющий значения «реветь,
гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то
становится ясным, каково же было общее значение этих существительных —
производящий определённый звук.
2. Яд и еда не просто похожи по
звучанию, не просто однокоренные слова: это изначально одно и то же. Более
того: именно яд — первоначальное обозначение пищи, того, что
едят (по-старинному — ядят).
Как же пища превратилась в отраву? Этимология отвечает на этот вопрос
так. В старину с недругами нередко расправлялись за трапезой. Подкладывали в
угощенье смертельное зелье и говорили что-нибудь вроде этого: «Отведай нашего
угощения».
Со временем слово стало таким устрашающим, что пришлось его заменить. Изменение
значения слова яд – сначала пища, затем – плохая,
дурная пища, потом – отравленная пища и, наконец, отрава могло
произойти под воздействием эмоциональной окраски речи. А старое слово яд осталось
в языке (он бережлив) с новым для себя значением: вещество, способное
вызвать отравление организма или прекращения.
3.Все
знают значение выражения «Первый блин комом» Это значит,
что первая попытка в новом деле выходит неудачной. Но не так много люди знают о
происхождении этой фразы. На Руси эта пословица писалась бы
так: «первый блин комАм», через А. Но кто такие
комы? Оказывается, наши предки комами называли медведей, которых
очень уважали все славянские народы. А кормить мишек первыми блинами полагалось
весной, когда они только-только просыпаются после зимней спячки, что как раз
приходилось на масленичную неделю, которая раньше называлась Комоедицей.А сама
присказка полностью звучит так: «Первый блин комам, блин второй —
знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне». С приходом христианства
пословица претерпела изменение. Был блин комам — стал комом. Но когда блин
комкается? Когда его переворачивают. Но ведь не секрет, что в старину на Руси
блины просто пекли в печи, не переворачивая, это было невозможно, да и не
нужно. Кстати, сегодня мы блины не печём, мы их жарим на сковороде, хоть и до
сих пор говорим, что печём. Процесс изменился, слово осталось. Так вот, первый
блин комом не из-за неудачного переворачивания, а из-за того, что стоит комом в
горле. Почему? А потому, что первый блин, который выпекался на Масляной неделе,
по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших
родителях или других родственниках, этот блин и вставал комом в горле. А в
городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех
усопших.
Заключение
Интересные факты из области русского языка – это не только сухие цифры
количества букв или слов. Это данные, за которыми прячется история народа –
сложная и не всегда мирная. Каждый великий писатель и поэт считал своей
обязанностью сохранять и преумножать языковое наследие, а Василий Шукшин свое
отношение к русскому языку выразил такими словами: «Мы из всех исторических
катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык. Он передан нам
нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки,
наше неимоверной тяжести победы, наше страдание, — не отдавай всего этого за
понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человек…»
Изучение
русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и
нужные слова для выражения мысли. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», —
сказал Максим Горький. Я призываю
беречь и любить
слово. Ведь с него начинается русский язык.
Моя гипотеза о
том, что русский язык – самобытный и интересный язык подтвердилась
полностью.
Мою работу
можно использовать как дополнительный материал на уроках русского языка,
классных часах, при подготовке к олимпиадам.
Список
использованной литературы
1.
Русский язык.
5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений /Т.А.Ладыженская и др.М.:
Просвещение, 2011
2.
Львова С.И.
Русский язык. 5 кл.: пособие для учащихся / С.И.Львова.- М.: Дрофа, 2007
3.
Шанский
Н.М.Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2007
4.
Угроватова
Т.Ю. Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 5 классе. М.: ВЛАДОС,
1995
5.
Газета
«Непоседа».- 2016. — № 1-24
6.
http://fishki.net/1736237-ljubopytnye—fakty—o—russkom—jazyke.html
7.
http://dnevnyk—uspeha.com/interesnye—fakty/interesnye—fakty—o—russkom—jazyke.html
8.
http://100-faktov.ru/25-interesnyx—faktov—o—russkom—yazyke/
9.
teachmen.ru/others/biograph_word/eti_IA.html
10.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10489#ixzz4REDgsRQy
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
вынуть (школьная
программа)
Части слова «вынуть»: вы/ну/ть
Часть речи: глагол
Состав слова:
вы — приставка,
ну — суффикс,
ть — окончание
выну — основа слова.
Исследовательские проекты по русскому языку
Предлагаем ознакомиться с творческими исследовательскими проектами по русскому языку учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, в которых изучаются имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и местоимение, рассмотрены понятия буква, слово и рифма. В творческих работах и проектах исследуются история и значение пословиц в русском языке, поговорок, скороговорок и фразеологизмов, рассматриваются правила орфографии и пунктуации, простое и сложное предложение, члены предложения и вводные слова, дается определение синонимов, омонимов и антонимов.
2
(1)
3
(1)
4
(2)
5
(2)
6
(5)
7
(4)
8
(6)
9
(8)
10
(2)
11
(7)
Русский язык в схемах. Разработка обучающего материала для СПО
Творческий проект по русскому языку на тему «Русский язык в схемах. Разработка обучающего материала для СПО» посвящен созданию альтернативного источника информации, который поспособствует усвоению наиболее трудных тем, входящих в раздел «Морфология».
Проект «Афоризмы классиков»
Автор:
Морозова Анастасия Алексеевна
В учебной исследовательской работе по русскому языку на тему «Афоризмы классиков» была рассмотрена история информации об афоризмах, а также определено, какую роль они играют в жизни человека.
Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке
Детский творческий проект на тему «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке» содержит интересные сведения о вводных словах и конструкциях и особенностях их выделения на письме и в устной речи.
Заимствованные слова в русском языке
Автор:
Капитонов Вячеслав Юрьевич
Рассматриваемый исследовательский проект по русскому языку на тему «Заимствованные слова в русском языке» содержит справочную информацию о заимствованиях в русском языке, определяет их причины и предлагает способы избежания их употребления в речи.
Этимология названий месяцев в календарях разных народов
Автор:
Катаева Екатерина Николаевна
В учебной исследовательской работе по русскому языку на тему «Этимология названий месяцев в календарях разных народов» была рассмотрена история названий месяцев в разных странах и дано описание значений этих названий в разных языках.
Развитие навыков общения дошкольников
Автор:
Яковенко Виктория Анатольевна
Готовый творческий проект на тему «Развитие навыков общения дошкольников» содержит интересные сведения об особенностях проведения занятий с дошкольниками по развитию речи, а также описание методов коммуникативного развития детей.
СМС сообщения: засорение или польза?
Автор:
Петренко Софья, Кузьмич Владислав
Ученики 8 класса начальной школы в исследовательском проекте по русскому языку «СМС сообщения: засорение или польза?» изучили, наносят ли СМС вред русскому языку и засоряют ли они его.
Лингвистические сказки по русскому языку
Рассматриваемый проект по русскому языку на тему «Лингвистические сказки по русскому языку» содержит справочную информацию о сказках как о жанре, а также выясняет, как можно использовать лингвистические сказки в процессе изучения русского языка.
Страницы
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
В БЛОГАХ…
еще…
еще…
Спасибо, Зоя Андреевна, за оценку ресурса!
Прекрасная викторина, спасибо, Любовь Николаевна!
Ольга Михайловна, спасибо Вам за добрые слова в адрес работы.Всегда рада Вас вид…
Спасибо большое, Марина Юрьевна, за интерес к ресурсу и поздравление! Вас также …
Спасибо, Ольга Михайловна, что приняли участие в игре и оставили комментарий!
Людмила Викторовна, благодарю Вас за внимание к моему ресурсу!
Проекты учащихся по русскому языку
Фильтры отменить
Категория Проекты учащихся по русскому языку содержит материалов: 72
Страницы: 1 2 3 4 »
Проектная работа «Что расскажут нам фамилии?»
|
«Что расскажут нам фамилии?» — проектная работа ученицы 9 класса, в которой рассматриваются различные способы образования фамилий. Созданный продукт – фамильное древо – может считаться своеобразным символом семьи. |
Исследовательский проект «Употребление слов – паразитов в речи школьников»
|
Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков». Задачи: установить, какие слова в нашей речи называются словами – паразитами; определить наиболее употребляемые слова – паразиты, выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами. |
Сочинение «Я помню, я горжусь!»
|
2020 год — год 75-летия Победы. К этой дате приурочены многие события, которые проводятся в российских школах. У нас прошёл конкурс сочинений «Вставай, страна огромная!» среди учеников 5-6 классов. |
Ученический проект «Палиндромы в русском языке»
|
Презентация «Палиндромы в русском языке» представляет собой ученический проект , выполненный участником внеурочной деятельности «Занимательный русский язык, 5 класс». Работа представляет собой 15 слайдов, переключающихся по щелчку. |
Презентую словарное слово «Аквариум»
|
Материал знакомит учащихся со словарным словом»аквариум», которое изучается на уроках русского языка в 7 классе по учебнику УМК Н.М.Шанского. Представлены основные сведения о слове, дана игровая информация, есть вопросы по тексту презентации. |
№63333 | | 3.3Mb |
Презентую словарное слово «Волейбол»
|
Материал знакомит учащихся со словарным словом»волейбол», которое изучается на уроках русского языка в 5 классе по учебнику УМК Н.М.Шанского. Представлены основные сведения о слове, дана игровая информация, есть вопросы по тексту презентации |
№59039 | | 1.1Mb |
Проект по теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
|
Проект «Морфемный и словообразовательный разбор слова» выполнен ученицей 6 класса Кашниковой Алёной. В архиве находится проект ученицы, оформленный в виде таблицы, образцы памяток, которые помогут учащимся в выполнении словообразовательного и морфемного разбора. |
№58937 | | 0.4Mb |
Учебное исследование по теме «Языковой портрет города Иркутска в названиях магазинов»
|
Гуляя по городу и встречая много магазинов и кафе с иностранными названиями, нам стало интересно, почему они так называются, и соответствует ли название магазина или кафе тем товарам, которые в нем продаются и блюдам и услугам, которые предлагает то или иное кафе. Поэтому мы выбрали темой нашего исследования «Языковой портрет города Иркутска». |
Проект «Из истории буквы «Ё»
|
Проект «Из истории буквы «Ё» выполнен ученицей 6 класса Кашниковой Алёной. Буква «Ё» — самая молодая, появилась в русском алфавите 29 ноября 1783 года, в 2018 году ей исполнится 235 лет. Многие считают её необязательной, однако эта буква имеет длинную и весьма занимательную историю. |
№57648 | | 1.2Mb |
Проект «Глубинный смысл слов»
|
Цель исследования: перевести ряд слов из так называемых «словарных» в проверяемые, а значит понять их правописание; знание истинного, глубинного смысла слов поможет ученикам лучше мыслить и изъясняться на родном языке. |
Сочинение о профессии спасатель
|
В данной работе нами была предпринята попытка рассказать о настоящей мужской профессии- профессии спасателя. Семиклассник с огромной гордостью рассказывает о том, чем привлекает его эта стихия.Главное, что он выделяет-это желание прийти на помощь в любую минуту, не задумываясь о сохранении собственной жизни! |
Сочинение «Я гражданин великой страны!»
|
В данной творческой работе мы попробовали выразить наше отношение к стране , в которой мы родились и проживаем по сегодняшний день. Много было сказано об утрате современной молодежью чувства патриотизма, любви к своим корням, истории. |
Сочинение «Из глубины веков: мифы и предания моей семьи»
|
В данном сочинении ученицей 7 класса была осуществлена попытка приоткрыть завесу тайны и обратиться к своим истокам. Ученица в живой, увлекательной форме рассказывает о том, какую трудную, но прекрасную жизнь прожили ее предшественники. |
Сочинение «Письмо к самому себе 45-летнему»
|
В данной работе нами была осуществлена попытка представить письмо к самому себе в 45-летнем возрасте, когда уже можно подводить первые итоги жизни. Ребята с большим удовольствием подхватили идею написания письма к самому себе. Это был наш первый опыт создания сочинения в эпистолярном жанре, сейчас, к сожалению, уже весьма подзабытом… |
Автор работы:
Заколесник Дмитрий Андреевич
В исследовательской работе и проекте по русскому языку «Происхождение фамилий и имён людей» автор расширил знания о деятельности учёных-лингвистов в области ономастики, узнал историю возникновения фамилий и имён, а также исследовал фамилии и имена моих одноклассников и установил историю их происхождения.
- Подробнее о Проект по русскому языку на тему: «Происхождение фамилий и имён людей»
Автор работы:
Коновалов Вадим Васильевич
В исследовательской работе и проекте по русскому языку «Экология русского языка» автор расширил знания о особенностях задач эколингвистики, проанализировал современное состояние речевой среды, выявить наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы экологии языка, а также разработал обучающую игру для распространения идеи значимости родного языка и для реализации задачи его сохранения.
- Подробнее о Проект на тему: «Экология русского языка»
Автор работы:
Габитова Диана Денисовна
В исследовательской работе и проекте по русскому языку «О чём рассказывает почерк?» автор проанализировала понятие графологии, сравнила и выявила связь почерка знакомых с их характером.
- Подробнее о Проект «О чём рассказывает почерк?»
Автор работы:
Недозор Софья
Готовый исследовательский проект на тему «Конкурс «Слово года» как зеркало жизни общества» содержит интересные сведения об исторически сложившихся правил русского языка и их применении в современной устной и письменной речи.
- Подробнее о Конкурс «Слово года» как зеркало жизни общества
Автор работы:
Захарова Дарья Сергеевна
Оглавление
Введение
- Подходы к определению англицизмов
- Из истории английских заимствований в русском языке
- Причины проникновения англоязычных заимствований в русский язык
- Способы образования англицизмов
- Классификация заимствований по сферам общения
- Оправданные и неоправданные англицизмы
Заключение
Список использованных источников
- Подробнее о Проект «Англицизмы в речи подростков»
Автор работы:
Нерюева Александра
В исследовательской работе и проекте по русскому языку «Невербальное общение» автор раскрыла понятие «общение», раскрыла суть невербального общения, ответила на вопрос «Почему невербальное общение до сих пор используют?».
- Подробнее о Проект на тему «Невербальное общение»
Автор работы:
Кайсин Тимур Вячеславович
Ученическая исследовательская работа и проект по русскому языку «В мире фразеологии» содержит практическое пособие-игру по теме «Фразеология», которая повышает навык распознавания фразеологизмов.
- Подробнее о Проект «В мире фразеологии»