Примеры прикладных программ excel

Цель урока:

закрепить у учащихся умения и навыки практического использования

MS Excel.

Задачи урока:

Образовательные:

показать практическое применение в жизни  изученного материала;

закрепить знания принципов работы с табличным процессором;

приобрести навык составления таблиц и диаграмм, имеющих практическую направленность;

проверить степень усвоения теоретического материала.

Развивающие:

Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;

Развитие способности логически рассуждать;

Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

Воспитательные: воспитание аккуратности и точности при записи математических формул, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.

ТСО и наглядность: мультимедийный проектор, презентация для устной работы, методическая разработка к практической работе «Решение прикладных задач с помощью программы Excel».

Программная поддержка: Microsoft Excel.

План урока:

Постановка цели урока

Актуализация опорных знаний

Проверка д/з.

Тестирование по теме.

Решение задач практического характера.

Представление результатов практической работы.

Задание д/з.

Подведение итогов.

Рефлексия

ХОД  УРОКА

Организационный момент

1. Постановка цели урока

Учитель. Пройденная нами тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных. Знания, полученные при изучении электронных таблиц, пригодятся и любой области деятельности человека. Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология. Без них не может обойтись практически ни один современный специалист: газовики, физики, математики, метеорологи, врачи, экологи, нефтяники, учителя.

Сегодня наш урок имеет практическую направленность. Как вы думаете ребята, что вам предстоит делать на практической работе?

Вывод: сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера.

2. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм. (Презентация.)

3. Проверка д/з (1 ученик оформляет решение на доске)

4.Контроль знаний по теме (тест) (с последующей проверкой).

5. Практическая работа (Индивидуальные задания за ПК).

ПРИМЕР одного из заданий

Профессия: метеоролог

Инструкция:

Создайте таблицу по образцу

Произведите следующие расчёты

в столбце «Сумма» – общее количество осадков в каждый год

в столбце «Минимум» – вычислить минимальное значение по каждому году

в столбце «Максимальное» – вычислить максимальное значение по каждому году

Построить диаграмму по образцу, используя столбец «2008 год», отображающую в каком месяце 2008 года выпало большее количество осадков.

6. Представление результатов практической работы (выступления учащихся).

7. Домашнее задание.

Придумать свои практические задания для других профессий (экологи, бухгалтера, статисты и др.)

8. Подведение итогов урока (выставление оценок).

9. Рефлексия.

Ребята, что нового вы сегодня на уроке узнали?

Чему научились?

Как вы думаете, пригодятся вам эти знания?

Весь материал — в документе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИИ
№18

по дисциплине ИНФОРМАТИКА

Раздел: Устройство персонального компьютера

Тема: Пакеты
прикладных программ.

Специальность: 31.02.01. Лечебное дело 2-3
курс

РАССМОТРЕНО

ПЦМК
по общеобразовательным дисциплинам, общему гуманитарному и
социально-экономическому, математическому и естественнонаучному циклам ГАПОУ
НСО «Купинский медицинский техникум»

(протокол от
____.  ____. 2018  №   ___)

Автор-составитель:
преподаватель высшей квалификационной категории Полей Жанна Анатольевна

Пояснительная
записка

к
методической разработке по дисциплине «Информатика» по теме «
Пакеты
прикладных программ
».

     Методическая разработка составлена в соответствии
с требованиями ФГОС
III поколения к
формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности
31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки.

    
В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен:

знать:

З
5 –
базовые, системные, служебные программные продукты и
пакеты прикладных программ
;

Формируемые компетенции: ОК 
2, 4, 5, 8, 9 

Методы и формы,
используемые на занятии:
применяются
информационные технологии: мультимедийная презентация.

Методическая
разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана»,
«Описание хода занятия», «Входной контроль» (приложение №1),«
Изучение
нового материала
» (приложение №2),
«Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3), Подведение
итогов (приложение №4).

УЧЕБНО
– МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема
занятия:
Пакеты прикладных программ.

Место
проведения:
 учебная аудитория

Продолжительность
проведения занятия:
90 минут

Мотивация
темы:
Данная тема является основой для
дальнейшего усвоения учебного  материала.

Цели
занятия:

1.
Образовательная:
После изучения темы студент должен:


знать
базовые, системные, служебные программные продукты и
пакеты прикладных программ
. Электронные
таблицы Microsoft Excel: основные понятия и содержание. Изучение программного
интерфейса Microsoft Excel. Рабочая книга и рабочий лист. Строки, столбцы,
ячейки.

2.
Воспитательная:
Стремиться к воспитанию проявления устойчивого
интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения
заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3.
Развивающая:
Развивать стремление к осуществлению
поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),
организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2),
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности (ОК 5), самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития (ОК 8), ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности (ОК 9).

Требования
ФГОС к уровню подготовки студента:

студент
должензнать:

З
5 —
базовые, системные, служебные программные продукты и
пакеты прикладных программ
.

Междисциплинарная
интеграция:

Внутридисциплинарная
интеграция:

Методическое обеспечение
занятия:
содержание учебного материала, тестовые вопросы
по теме «
Электронные таблицы MicrosoftExcel».

Домашнее
задание:
Подготовка
реферата по теме «Электронные таблицы MicrosoftExcel».

Перечень литературы:

Основная: Информатика,
С.В. Симонович – СПб, 2014;

Ефимова О. Курс
компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших
классов. М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF 2012.

Дополнительная:

1.         Научно-образовательный
интернет-ресурс по тематике ИКТ «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам» (http://window.edu.ru). Разделы: «Общее образование:
Информатика и ИКТ», «Профессиональное образование: Информатика и
информационные технологии»;

2.         Симонович
С.В. Информатика. Базовый курс. Питер, 2014 г.
http://www.razym.ru/naukaobraz/uchebnik/104364-simonovich-sv-informatika-bazovyy-kurs.html

3. Симонович С.
В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие, М:
АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2014 г.
http://www.kodges.ru/122846-specialnaya-informatika.html».

4. Гребенюк Е.И.,
Гребенюк Н.А. Технические средства информатизации издательский дом
«Академия»-Москва, 2017.

Описание хода занятия

Основные
этапы

занятия.
Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный
момент

Цель:
этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель
отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов
к занятию

2.

Мотивация
учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК
4.

Цель:
активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость
темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель
подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое
осмысление учебного материала

(приложение
№1)
ОК
2, ОК 9

Цель
– выявить уровень теоретических знаний и способность осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания,
оценить степень подготовки к занятию.

10 мин.

Использование
активных форм опроса:


индивидуальный опрос с целью определения уровня знаний; тестовый контроль

4.

Изложение
нового материала (приложение №2) ОК 2

Цель —
сформировать знания о пакетах прикладных программ; обэлектронных таблицахMicrosoftExcel:
основных понятиях и содержании.

60 мин

Совместно
с преподавателем студенты создают опорный конспект лекции с применением
информационных технологий.

5.

Осмысление
полученных знаний:
ОК
4
(приложение
№3)

 Цель:
систематизировать и закрепить полученные знания

10 мин

Закрепление
материала осуществляется: путем ответов на вопросы; тестовые задания.

6.

Подведение
итогов (приложение №4)

3 мин.

Обсуждаются
итоги ответов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется по
дихотомической системе оценки результатов.

7.

Задание
на дом

ОК
5; ОК 8

2 мин.

1) Работа над учебным материалом
электронного учебника и дополнительной электронной литературой
Симонович С.В.
Информатика. Базовый курс. Питер, 2014 г
, стр.334-337. –15 мин.

2)Подготовка реферата по теме «Электронные
таблицы MicrosoftExcel»

30 мин.

Всего

90 мин

Приложение №1

Входной
контроль

Текст
задания:
Опишите 
прикладную
программу текстовый процессор
MicrosoftWord  при выполнении тестовых заданий

Система
оценивания:

Применяется
дихотомическая система оценивания критерием оценки выступает правило: за
правильное решение (соответствующее эталонному — показателю) выставляется 1
балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному — показателю)
выставляется 0 баллов.

Условия
выполнения задания:

1.
Место (время) выполнения задания:  учебная аудитория

2.
Максимальное время выполнения задания: 10 мин./час.

3.
Пользоваться можно: —

MicrosoftWord

1.Команда создания таблиц в текстовом
процессоре
MicrosoftWord:

1)Таблица
— Добавить таблицу

2)Вставка
— Таблиц
а

3)Вставка–Добавитьтаблицу

4)Вид
— Панели инструментов — Таблицы и границы

2. Панель инструментов для работы с Таблицами в Word
97-2003:

1)

2)

3)

4)

3.Вкладки Word, необходимые для работы с таблицами:

1)                
Конструктор/ Макет

2)                
Таблицы и границы

3)                
Вид

4)                
Вставка

4.
Панель инструментов программы
MicrosoftWord
97-2003, предназначенная для создания графических примитивов и их оформления:

1)                
Стандартная

2)                
Таблицы и границы

3)                
Рисование

4)                
Форматирования

5.Команда
внедрения рисунка из коллекции в текст в
Word:

1)                
Вставка — Рисунок — Объект

2)                
Вставка – Рисунок/Картинка

3)                
Вставка — Добавитьрисунок

4)                
Правка — Вставить — Рисунок

6.Команда внедрения рисунков в текст из
файла в
Word:

1)Вставка-Рисунок-объект

2)Вставка-Рисунок
–из
коллекции

3)Вставка-Рисунок

4)Вставка-Рисунок-Картинки

7.Средство ввода художественных заголовков….

8.Инструмент
для создания объекта
WordArt:

1)

2)

3)

4)

9.Вкладка
Word, необходимая для форматирования и редактирования графических
объектов называется…

10.             
Списокперечисленийназывается…

1)                
нумерованный

2)                
многоуровневый

3)                
маркированный

4)                
правильный

Критерии
оценивания:
Точно определена  прикладная программа текстовый
процессор
MicrosoftWord при
выполнении тестовых заданий

Оценка:

оценка
«отлично»

— проставляется при 9-10 правильных ответах;

оценка
«хорошо»

проставляется при 8 правильных ответах;

оценка
«удовлетворительно»
— проставляется при 7 правильных ответах;

оценка «неудовлетворительно»
проставляется, если дано менее 7 правильных ответов

Эталон ответа:

1. 2

2. 3

3. 1

4. 3

5. 2

6. 3

7. WordArt

8. 3

9. Вставка

10. 2

Приложение
№2

Изучение
нового материала

Табличный процессор MicrosoftExcel
2010

Как
и в предыдущих версиях
MicrosoftOffice, непременным спутником
текстового редактора
MicrosoftWord 2010 является табличный
процессор
MicrosoftExcel 2010. Ведь есть масса задач,
которые очень удобно представлять и решать в виде таблиц. К таким задачам
относятся различные формы отчетности, калькуляции праздничных мероприятий,
планирование семейного бюджета и т. д. Очень удобен
MicrosoftExcel
для анализа набора данных. Можно отфильтровывать часть информации, сортировать
ее, представлять в виде графиков и диаграмм. В
MicrosoftExcel
2010 появилось несколько новых инструментов для решения такого рода задач.

Интерфейс
MicrosoftExcel 2010 

Лекция
знакомит пользователя с интерфейсом
MicrosoftExcel
2010. Представлены основные элементы интерфейса. Особое внимание обращено на
ленту. Показаны возможность скрытия и отображения ленты, особенности
отображения ленты при различных размерах окна
MicrosoftExcel
2010, основные возможности настройки ленты. Перечислены вкладки окна
MicrosoftExcel
2010, приведены ситуации отображения контекстных вкладок, обращено внимание на
возможность отображения дополнительных вкладок. Описаны способы работы с
элементами управления: кнопками, списками и др. Показаны возможности настройки
панели быстрого доступа. Представлен новый элемент окна — мини-панель
инструментов.

Запуск MicrosoftExcel
2010

Для
запуска редактора
MicrosoftExcel 2010 щелкните мышью по кнопке

и
в Главном меню выберите пункт Все программы. В появившемся списке щелкните
мышью по папке
MicrosoftOffice и в раскрывшемся перечне
приложений щелкните мышью по пункту
MicrosoftExcel
2010.

Откроется
окно с надписью в заголовке Книга1 –
MicrosoftExcel
и чистым листом с сеткой, разделяющей ячейки, в рабочей области окна.

Лента

Главный
элемент пользовательского интерфейса
MicrosoftExcel
2010 представляет собой ленту, которая идет вдоль верхней части окна каждого
приложения, вместо традиционных меню и панелей инструментов (
рис.
1.1
)
.

Рис. 1.1. Лента

С
помощью ленты можно быстро находить необходимые команды (элементы управления:
кнопки, раскрывающиеся списки, счетчики, флажки и т.п.). Команды упорядочены в
логические группы, собранные на вкладках.

Заменить
ленту панелями инструментов или меню предыдущих версий приложения
MicrosoftExcel
нельзя.

Удалить
ленту также нельзя. Однако, чтобы увеличить рабочую область, ленту можно скрыть
(свернуть).

1.                 
Нажмите кнопкуСвернуть ленту, расположенную в правой части
линии названий вкладок (
рис.
1.2
)

2.                 
 

Рис. 1.2.Сворачиваниеленты

3.                     
Лента будет скрыта, названия вкладок останутся (рис.
1.3
)

Рис. 1.3. Окно со свернутой лентой

Ленту
можно свернуть и иначе.

1.           
Щелкните правой кнопкой мыши в любом месте ленты (см. рис. 1.2). 

2.           
В контекстном меню выберите команду Свернуть ленту.

Для
использования ленты в свернутом состоянии щелкните по названию нужной вкладки,
а затем выберите параметр или команду, которую следует использовать. Например,
при свернутой вкладке можно выделить текст в документе
Excel,
щелкнуть вкладку Главная и в группе Шрифт выбрать нужный размер шрифта. После
выбора размера шрифта лента снова свернется.

Чтобы
быстро свернуть ленту, дважды щелкните имя активной вкладки. Для восстановления

ленты дважды щелкните вкладку.

Чтобы
свернуть или восстановить ленту, можно также нажать комбинацию клавиш
Ctrl
+

F1.

Внешний
вид ленты зависит от ширины окна: чем больше ширина, тем подробнее отображаются
элементы вкладки. На рисунках приведено отображение ленты вкладки Главная
при различной ширине окна.

Рис.
1.4.
Отображение ленты вкладки Главная при ширине окна 1024 точки

Рис.
1.5.
Отображение ленты вкладки Главная при ширине окна 800 точек

Несмотря
на скрытие отдельных элементов ленты, все они остаются доступны. Достаточно
щелкнуть по значку или стрелке кнопки названия группы, например, по значку Стили
(рис.1.6), и будут отображены все
элементы группы.

Рис.
1.6.
Отображение скрытых элементов ленты вкладки Главная при ширине
окна

800 точек

При
существенном уменьшении ширины окна (менее 300 точек) лента и имена вкладок
перестают отображаться.

Рис. 1.7. Скрытие ленты и вкладок при
уменьшении ширины окна

То
же происходит и при существенном уменьшении (менее 250 точек) высоты окна

(рис.
1.8
)
.

Рис. 1.8. Скрытие ленты и вкладок при
уменьшении высоты окна

При
увеличении размера окна лента автоматический появляется снова.

В
MicrosotExcel 2007 содержание ленты для
каждой вкладки было постоянно и неизменно. Нельзя было ни добавить какой-либо
элемент на вкладку, ни удалить его оттуда. В нынешней версии ленту можно
настраивать: переименовывать и изменять последовательность расположения постоянных
вкладок, создавать новые вкладки и удалять их, создавать, удалять, изменять
расположение групп элементов на вкладках, добавлять и удалять отдельные
элементы и др.

1.              
Щелкните правой кнопкой мыши в любом месте ленты (см. рис. 1.2)

2.              
В контекстном меню выберите команду Настройка ленты.

Настройка
ленты производится в категории Настройка ленты окна Параметры
Excel(рис.1.9). Для восстановления
стандартных настроек ленты нажмите кнопку Сброс и выберите необходимую
команду для восстановления только выбранной вкладки ленты или для сброса всех
изменений ленты.

Рис. 1.9. Настройка ленты

Элементы окна MicrosoftExcel
2010

Как
и все окна в операционной системе
Windows 7,
окно
MicrosoftExcel 2010 (рис. 3.27) имеет
заголовок (вверху окна, где в середине стоит надпись
MicrosoftExcel),
в правой части которого есть стандартные кнопки управления окном.

Рис. 3.27. Окно MicrosoftExcel
2010

В
левой части заголовка располагается значок приложения. Справа от него
расположена Панель быстрого доступа

На
ней первоначально расположены (слева направо) кнопки Сохранить, Отменить
действие, Повторить действие.

Ниже
заголовка расположена лента, как и в
MicrosoftWord
2010. Названия вкладок на ленте следующие: Файл, Главная, Вставка, Разметка
страницы, Формулы, Данные, Рецензирование и Вид. Для того чтобы увидеть
вкладку, надо щелкнуть по соответствующему названию вкладки (ярлыку).
Первоначально вы видите вкладку с названием Главная.

Напомним,
что вкладка – это полоса с размещенными на ней управляющими элементами
(кнопками, раскрывающимися списками, полями и т. д.). Несколько элементов могут
быть объединены в группу. В этом случае они заключены в рамку, в нижней части
которой находится название группы.

Группы
Буфер обмена и Шрифт полностью соответствуют аналогичным группам в
MicrosoftWord
2010.

Под
вкладками размещается строка формул. Все, что вы вводите в текущую
ячейку, отображается и в строке формул справа от значка

Возникает
закономерный вопрос: для чего же в двух местах отображать одно и то же? Есть
случаи, когда это необходимо. Например, при вводе формулы для расчета значений
в таблице в строке формул вы видите саму формулу, а в ячейке таблицы –
результат расчета.

В
основном рабочем поле
MicrosoftExcel 2010 располагается
разлинованный лист. Над листом (ниже строки формул) находятся обозначения
столбцов таблицы. Это латинские буквы в алфавитном порядке.

Слева
от листа расположены обозначения строк. Это числа по возрастанию.

С
помощью этих обозначений можно определить текущую ячейку таблицы. Очень похоже
на обозначения клеток на шахматной доске. Это необходимо для работы с формулами
и некоторыми другими инструментами
MicrosoftExcel
2010.

Текущая
ячейка отмечена прямоугольной рамкой с квадратиком в правом нижнем углу, как
показано на рис. 3.28.

Рис. 3.28. Текущая ячейка на Листе

Снизу
слева разлинованного листа
MicrosoftExcel 2010
видны наименования Листов, с которыми можно одновременно работать. Дело
в том, что документ, с которым вы работаете в
MicrosoftExcel,
называется Книга. В книгу входят несколько Листов. Вы самостоятельно
можете добавлять Листы в Книгу или убирать ненужные.

Переходить
от одного Листа к другому можно, щелкнув по названию Листа. По умолчанию Листы
называются «Лист1», «Лист2», «Лист3» и т. д., но можно задать и свое название
для любого Листа или для всех Листов Книги. Для этого достаточно щелкнуть
правой кнопкой мыши по названию Листа, которое вы хотите изменить, выбрать в
появившемся контекстном меню команду Переименовать и ввести нужное название.
После этого щелкните по любой ячейке Листа, и новое название будет установлено.

Изменить
масштаб изображения на Листе можно, перетаскивая мышью (с нажатойлевойкнопкой)
бегунок

в
правом нижнем углу окна
MicrosoftExcel 2010. Перетаскивая его ближе
к кружку со знаком минус, вы уменьшаете масштаб (отдаляете Лист от себя), а
перетаскивая ближе к кружку со знаком плюс, вы увеличиваете масштаб (приближаете
к себе Лист).

В
отличие от
MicrosoftWord 2010 горизонтальная полоса
прокрутки в
MicrosoftExcel 2007 занимает не всю ширину
окна, а располагается в правом нижнем углу.

Ввод данных в ячейки

Для
ввода любых данных в ячейки таблицы достаточно щелчком мыши или клавишами со
стрелками на клавиатуре установить рамку текущей ячейки на нужную ячейку и
набрать данные на клавиатуре.

Для
окончания ввода и перемещения к другой ячейке, находящейся ниже, можно нажать
на клавиатуре клавишу
Enter.

Для
окончания ввода и перемещения к другой ячейке, находящейся правее, можно нажать
на клавиатуре клавишу
Tab.

Никакой
предварительной подготовки для формирования новой таблицы не нужно. Просто
вводите в ячейки нужные вам значения.

На
одном Листе может располагаться несколько таблиц. Вы сами, вводя значения
ячеек, определяете их границы.

Сохранение документа на
диске

Как
мы уже говорили, вы работаете с набором Листов, объединенных в Книгу. Таким
образом, документ с введенными вами данными, который вы сохраняете на диске,
является Книгой. В результате сохранения Книги на диске образуется файл с
расширением.
xlsx (версии до MicrosoftExcel 2007 сохраняли Книгу в файлах
с расширением.
xls).

Для
сохранения текущей Книги на диске в любой момент времени достаточно щелкнуть
мышью по кнопке

При
первом сохранении Книги на экране появится стандартное окно сохранения файла,
где можно указать папку, в которой вы собираетесь хранить файл с Книгой, и
задать имя для файла. Затем щелкните мышью по кнопке Сохранить. При последующих
щелчках мыши по кнопке

такое
окно появляться не будет, потому что
MicrosoftExcel
2010 уже знает, в каком файле хранится ваша Книга и будет сохранять последние
изменения, сделанные в Книге, именно в нем.

Если
вы желаете сохранить текущие изменения в Книге в файле с другим именем,
щелкните мышью по ярлыку Файл и в появившемся меню щелкните мышью по пункту
Сохранить как. При этом откроется уже знакомое вам стандартное окно сохранения
файла.

Можно
сохранить данные Книги и в некоторых других форматах. Для этого в окне
сохранения файла в раскрывающемся списке Тип файла выберите соответствующий
формат.

Окончание работы с MicrosoftExcel
2010

Для
завершения работы с
MicrosoftExcel 2010 щелкните мышью по
стандартной кнопке закрытия окна
MicrosoftExcel
2010 (кнопка с крестом в верхнем правом углу окна) или щелкните мышью по ярлыку
Файл и в появившемся меню щелкните мышью по пункту Выход.

Если
последние изменения Книги, с которой вы работали, сохранены в файле, работа
MicrosoftExcel
2010 будет завершена и его окно закроется.

Если
же
MicrosoftExcel 2010 обнаружил, что вы не
сохранили последние изменения в документе, на экране появится диалоговое окно с
вопросом «Сохранить изменения?» Если вы щелкните мышью по кнопке Да, изменения
будут сохранены, а
MicrosoftExcel 2010 завершит свою работу.
Если вы щелкните по кнопке Нет, изменения не будут сохранены, а
MicrosoftExcel
2010 завершит свою работу. Если вы щелкните мышью по кнопке Отмена, можно будет
продолжить редактирование текущей Книги.

Открытие документа

Чтобы
продолжить работу с сохраненной ранее Книгой, надо открыть ее. Сделать это
можно, если щелкнуть мышью по ярлыку Файл, а затем в появившемся меню выбрать
команду Открыть.

В
результате появится стандартное окно открытия файла, где нужно найти папку, в
которой сохранена ваша Книга, щелкнуть мышью по имени файла с Книгой, а затем –
по кнопке Открыть.

Если
вы не очень давно работали в
MicrosoftExcel 2010
с Книгой, которую собираетесь редактировать, можно щелкнуть мышью по ярлыку
Файл и в правой части появившегося меню отыскать название своей Книги в списке
Последние документы. Для открытия Книги просто щелкните мышью по ее названию в
списке.

Вставка ячеек, строк и
столбцов

Если
в уже набранную часть таблицы нужно вставить новую ячейку, столбец или строку,
щелкните мышью по стрелке вниз на кнопке

В результате появится меню, где нужно выбрать, что именно вы
хотите вставить.

Если
выбрать вставку нового столбца, он вставится слева от столбца, где расположена
текущая ячейка.

Если
выбрать вставку новой строки, она вставится выше строки, в которой расположена
текущая ячейка.

Если
выбрать вставку новой ячейки, появится диалоговое окно (рис. 3.29), где можно
выбрать различные варианты вставки как одиночной ячейки, так и столбца, и
строки.

Рис. 3.29. Окно Добавление ячеек

В
первых двух вариантах на место текущей ячейки будет вставлена одиночная пустая
ячейка, а остальные будут сдвинуты соответственно вправо или вниз.

Изменение размеров
ячеек

Ширину
любого столбца можно менять перетаскиванием правой его границы. Для этого нужно
навести указатель на разделительную линию между латинскими буквами,
обозначающими столбцы (под строкой формул), так чтобы он принял вид

Затем
с нажатой левой кнопкой мыши перетащите разделительную линию, увеличивая или
уменьшая ширину столбца.
Приэтомширинаостальныхстолбцовостанетсянеизменной (рис. 3.30).

Рис. 3.30. Изменение ширины столбца

Высота
строк изменяется аналогичным образом. С помощью мыши надо перетащить границу
между клетками с числами для обозначения строк (рис. 3.31).

Рис. 3.31. Изменение высоты строки

Выделение группы ячеек

Можно
задавать различные параметры для каждой из ячеек, например устанавливать
обрамление или менять цвет фона. Однако, если ячеек в таблице много, очень
долго делать одно и то же действие для каждой ячейки персонально. В этом случае
можно выделить группу ячеек и выполнить действие для всех выделенных ячеек
сразу. Чтобы выделить группу ячеек, установите указатель мыши на ячейку в
верхнем левом углу выделяемой группы, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская
ее, переместите указатель мыши на ячейку, находящуюся в правом нижнем углу
выделяемой группы (рис. 3.32).
Отпустителевуюкнопкумыши.

Рис. 3.32. Выделение группы ячеек

Все
ячейки выделенной группы объединены рамкой, такой же, какой была рамка вокруг
текущей ячейки.

Можно
выделять сразу несколько групп ячеек. Для этого сначала выделите первую из
групп, как было описано выше. После этого все следующие группы выделяйте так
же, но нажав и удерживая клавишу
Ctrl на
клавиатуре.

Если
щелкнуть мышью по прямоугольнику с латинской буквой (под строкой формул),
обозначающему столбец, выделится сразу весь столбец.

Если
щелкнуть мышью по прямоугольнику с числом (в левой части окна
MicrosoftExcel
2010), обозначающему номер строки, выделится сразу вся строка.

Как
мы уже говорили, над всеми ячейками выделенной группы можно одновременно
проделывать различные действия, например устанавливать параметры шрифта,
выравнивание текста и т. д.

Слияние ячеек

Бывают
случаи, когда нужно объединить несколько ячеек, например, при создании шапок
таблиц.
MicrosoftExcel 2010 позволяет это сделать.
При этом должно быть выполнено условие: заполнена может быть только левая
ячейка выделенного диапазона, а остальные ячейки должны быть пустыми.

Для
слияния нескольких ячеек в одну надо выделить их, а затем щелкнуть мышью по
кнопке

на
вкладке Главная.

Выделенные
ячейки объединятся в одну, а данные в объединенной ячейке разместятся с
выравниванием по центру (рис. 3.33).

Рис. 3.33. Слияние ячеек

Воспользоваться
другими вариантами объединения ячеек, а также отменить объединение можно, если
щелкнуть по стрелке вниз в правой части кнопки

и
выбрать соответствующую команду из появившегося меню.

Выравнивание содержимого
ячеек

Для
любой одиночной ячейки и для группы выделенных ячеек можно установить
выравнивание содержимого как по горизонтали, так и по вертикали.

Для
установки нужного вам выравнивания по горизонтали воспользуйтеськнопками

на
вкладке Главная. Для выбора выравнивания по вертикали предусмотрены кнопки

на
вкладке Главная.

Обрамление таблиц

Линии,
разделяющие ячейки таблицы, служат для обозначения границ ячеек и не выводятся
при печати Листа на принтере.

Можно
сделать все или часть линий видимыми, причем типы линий можно задавать
различные.

Сделайте
текущей ячейку, обрамление которой нужно установить, или выделите группу ячеек,
для которых нужно установить обрамление.

Щелкните
мышью по стрелке в правой части кнопки

(она
расположена на вкладке Главная) и в появившемся списке выберите нужный вам
вариант обрамления.

Таким
образом, выделив всю таблицу и выбрав обрамление или выделяя отдельные части
таблицы и включая отдельно обрамления для каждой части (в случае таблиц со сложными
шапками), можно при печати Листа на принтере получить красиво оформленный
документ (рис. 3.34).

Рис. 3.34. Обрамление ячеек таблицы

Подготовка
и печать на принтере

Все настройки печати в новом интерфейсе MicrosoftExcel 2010 собраны
в одном месте. Отыскать это место можно, щелкнув мышью по ярлыку Файл. В
появившемся меню наведите указатель мыши на пункт Печать.
Появятсянастройкипечати (рис. 3.51).

Рис. 3.51. Настройки
печати и предварительный просмотр

В правой части окна с настройками можно просмотреть, как будет
выглядеть окончательный вариант Листов без служебных разметок на листе бумаги.
Содержимое текущего Листа отображается так, как оно будет выглядеть после
печати на принтере.

Можно сразу отправить данные на печать, если щелкнуть мышью по
кнопке Печать.

Под словом Принтер есть раскрывающийся список с названием текущего
принтера. Если ваш компьютер подключен к нескольким принтерам, в этом списке
можно выбрать тот, на котором нужно осуществить печать.

Еще ниже располагаются раскрывающиеся списки с другими параметрами
печати. Например, можно выбрать ширину полей на листе из заранее определенных
шаблонов

(рис.
3.52).

Рис. 3.52. Выбор ширины
полей листа

Кроме настройки печати с помощью раскрывающихся списков, можно
установить параметры страницы более точно в специальном диалоговом окне.

Вызвать окно с параметрами страницы можно, щелкнув мышью по ссылке
Параметры страницы. (на рис. 3.52 она показана в нижней части рисунка).

Подробнее особенности печати документов в операционных системах Windows мы обсуждали, когда
рассматривали печать в
MicrosoftWord 2010.

Приложение
№3

Осмысление 
полученных  знаний

Текст задания: Опишите 
прикладную
программу табличный процессор
MicrosoftExcel 
при выполнении тестовых заданий

Система
оценивания:

Применяется
дихотомическая система оценивания критерием оценки выступает правило: за
правильное решение (соответствующее эталонному — показателю) выставляется 1
балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному — показателю)
выставляется 0 баллов.

Условия
выполнения задания:

1.
Место (время) выполнения задания:  учебная аудитория

2.
Максимальное время выполнения задания: 10 мин./час.

3.
Пользоваться можно: —

MicrosoftExcel

1. Электронная таблица — это:

  1. прикладная программа, предназначенная
    для обработки структурированных в виде таблицы данных;
  2. прикладная программа для обработки
    кодовых таблиц;
  3. устройство ПК, управляющее его
    ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
  4. системная программа, управляющая
    ресурсами ПК при обработке таблиц.

2. Электронная таблица предназначена для:

  1. обработки преимущественно числовых
    данных, структурированных с помощью таблиц;
  2. упорядоченного хранения и обработки
    значительных массивов данных;
  3. визуализации структурных связей между
    данными, представленными в таблицах;
  4. редактирования графических
    представлений больших объемов информации.

3. Электронная таблица представляет собой:

  1. совокупность нумерованных строк и
    поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
  2. совокупность поименованных буквами
    латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
  3. совокупность пронумерованных строк и
    столбцов;
  4. совокупность строк и столбцов,
    именуемых пользователем произвольным образом.

4. Строки электронной таблицы:

  1. именуются пользователями произвольным
    образом;
  2. обозначаются буквами русского
    алфавита;
  3. обозначаются буквами латинского
    алфавита;
  4. нумеруются.

5. В общем случае столбы электронной таблицы:

  1. обозначаются буквами латинского
    алфавита;
  2. нумеруются;
  3. обозначаются буквами русского
    алфавита;
  4. именуются пользователями произвольным
    образом;

6. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируются:

  1. путем последовательного указания
    имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается
    ячейка;
  2. адресом машинного слова оперативной
    памяти, отведенного под ячейку;
  3. специальным кодовым словом;
  4. именем, произвольно задаваемым
    пользователем.

7. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы
записываются: 

  1. в обычной математической записи;
  2. специальным образом с использование
    встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках
    программирования;
  3. по правилам, принятым исключительно
    для электронный таблиц;
  4. по правилам, принятым исключительно
    для баз данных.

8. Диапазон — это:

  1. совокупность клеток, образующих в
    таблице область прямоугольной формы;
  2. все ячейки одной строки;
  3. все ячейки одного столбца;
  4. множество допустимых значений.

9. Активная ячейка — это ячейка:

  1. для записи команд;
  2. содержащая формулу, включающую в себя
    имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
  3. формула в которой содержатся ссылки
    на содержимое зависимой ячейки;
  4. в которой выполняется ввод команд.

10. Чему будет
равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:
       w02

  1. 20;
  2. 15;
  3. 10;
  4. 30.

Критерии
оценивания:
Точно определена прикладная программа табличный
процессор
MicrosoftExcel при
выполнении тестовых заданий

Оценка:

оценка «отлично»
проставляется при 9-10 правильных ответах;

оценка «хорошо»
проставляется при 8 правильных ответах;

оценка
«удовлетворительно»
— проставляется при 7 правильных ответах;

оценка
«неудовлетворительно»
— проставляется, если дано менее 7
правильных ответов

Приложение
№4

Подведение
итогов

Эталон ответа:

1. 1

2. 1

3. 1

4. 4

5. 1

6. 1

7. 2

8. 1

9. 4

10. 4

Обменяемся яблоками — и у каждого из нас
останется по яблоку;
обменяемся идеями — и у каждого из нас будет по
две идеи.

Т.А. Эдисон

Школьный учебный предмет «Информатика»
характеризуется глубокой прикладной
направленностью. Сегодня разработаны
программные продукты, с помощью которых рядовой
пользователь очень быстро решает прикладные
задачи. Одной из таких программ, завоевавших
репутацию надежного инструмента для
повседневного аналитического труда, является
процессор электронных таблиц Excel.

Так на уроках информатики в 10 классе по теме
«Электронные таблицы» я предлагаю
ситуационные задачи, имитирующие реальные
жизненные ситуации: 1. Для покупки квартиры вам
необходима сумма 1 200 000 р. У вас есть
возможность взять ссуду на 30 лет со ставкой 12 %
годовых. При этом нужно сделать 10 % взнос. Какую
сумму нужно взять в банке, чтобы на руки получить
требуемую сумму? 2. Вы вовремя не оплатили
коммунальные услуги. Вычислите общую сумму за
оплату коммунальных услуг с учетом пени (пеня
составляет 3 % в сутки от начисленной суммы). 3. У
вас есть определенная сумма денег и желание
сделать в своей комнате ремонт. Просчитайте
материальные затраты с учетом размеров комнаты и
расходов обоев. 4. Начисление заработной платы
работникам предприятия и т.д.

Задачи решаются по определенному алгоритму.
Они представляют собой описание конкретной
ситуации, типичной для определенного вида
деятельности. Описание включает изложение
условий деятельности и желаемого результата.
Решение задачи заключается в определении
способа деятельности на основе использования
электронных таблиц.

Основным достоинством электронной таблицы Excel
является наличие мощного аппарата формул. Можно
складывать, умножать, делить, извлекать
квадратные корни, вычислять синусы и косинусы и
т.д. Особое место занимают диаграммы, которые
служат наглядным представлением информации.
Существует большое количество разнообразных
задач: от совсем простых до весьма сложных,
имеющих неожиданное оригинальное решение.
Хорошо бы создать и пополнять фонд таких задач.
По Excel можно проводить олимпиады для школьников и
студентов.

Но мощь Excel проявляется при работе с большим
количеством исходных данных, организованных в
таблицы. Благодаря механизму «размножения»
формул при их копировании удается проводить
вычисления одновременно над многими величинами.

Предлагаю вашему вниманию урок по информатике,
проведенный в 10-м классе.

Тема: «Относительная и
абсолютная адресация в Excel»

Цели урока:

  • обобщение основных понятий электронной таблицы
    Excel, использование различных видов адресации при
    расчетах;
  • развитие умения обобщать полученные знания и
    последовательно применять их в процессе
    выполнения работы, развитие умения пользоваться
    различными видами адресации в ходе вычислений;
  • воспитание аккуратности и точности при записи
    математических формул, четкой организации
    учебного процесса, информационной культуры,
    культуры общения.

ТСО: мультипроектор.

Программная поддержка: Microsoft Excel.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение.

Мозговой штурм.

  1. Что называется электронной таблицей?
  2. В каких сферах человеческой деятельности может
    оказаться необходимым создание ЭТ?
  3. Как определяется адрес ячейки?
  4. Какая информация может храниться в ячейках?
  5. В чем разница между режимом отображения формул
    и режимом отображения значений?
  6. Сформулируйте правила записи формул.
  7. Что происходит с формулой при копировании?

Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите на экран <Приложение
1>, «Премия» – это электронная таблица,
которую вы создавали на прошлом уроке.

— Сколько раз вам пришлось вводить формулу в
столбце C?

— Давайте предположим, что на нашем предприятии
премию необходимо начислить 250 сотрудникам.
Сколько раз придется вводить формулу для
начисления премии?

— Как упростить ввод формул? (В процессе
обсуждения ребята приходят к выводу, что ссылку
на адрес C1 в формуле надо «заморозить»)

III. Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы выяснили, что всякое
изменение места расположения формулы введет к
автоматическому изменению адресов ячеек в этих
формулах. Таким образом реализован принцип
относительной адресации
. Но как выяснилось, в
некоторых случаях необходим такой прием как замораживание
адреса
, (т.е., чтобы при копировании адрес
ячейки не изменялся – принцип абсолютной
адресации
). Для этой цели в имени ячейки
употребляется символ $ (этот символ можно ввести
вручную или использовать функциональную клавишу
F4).

Таким образом, в таблице «Премия» можно
использовать абсолютную адресацию (ребята
помогают определить новую формулу, удобную для
копирования).

IV. Практическая работа <Приложение
2>.

Из глубины разума невозможно извлечь ничего
столь значительного и интересного, что можно
извлечь из прикладных задач.


Л. С. Понтрягин


Задание 1.

В таблице Премия изменить формулу начислении
премии, используя абсолютный адрес и прием
копирования.

Задание 2.

Спроектировать на рабочем листе таблицу
умножения чисел от 2 до 10.

Перед учениками проблема и они сами пытаются
справиться с поставленной задачей, исследуют
пути и способы ее решения. Заметим, что понятие
смешанной адресации мы еще не разбирали, тем не
менее, большинство из ребят строят гипотезы,
проводят эксперименты, наблюдения, анализируют
их результаты, рассуждают, доказывают и
справляется с этой проблемой – самостоятельно
выводят нужную формулу.

Решение.

При разборе задачи, учащиеся все действия
выполняют на компьютере – активно участвуя в
поиске решения.

Конечно, можно «вручную» набрать числа,
составляющие таблицу умножения, но лучше
автоматизировать этот процесс, добиваясь как
можно меньшего количества нажатий клавиш. В
ячейку В3 нужно ввести формулу, которой потом
можно будет заполнить весь диапазон В3:J11.

Введем в В3 формулу = В2*А3. Она даст правильный
ответ: 4. Что получится, если этой формулой
заполнить диапазон В3:В11? Вместо ожидаемой
последовательности 4, 6, 8… 20 появились какие-то
огромные числа. Опять произошла путаница с
адресацией! Какая, например, формула получилась в
ячейке В11? Нетрудно убедиться, что =B10*A11. А
хотелось бы получить =B2*A11. Как же этого достичь?

У ребят уже готов ответ на этот вопрос, они
предлагают заморозить не весь адрес, а только его
часть.

Вспомним, что ранее, чтобы сделать ссыпку
абсолютной, мы ставили знак доллара ($) перед
именем столбца и номером строки. А что если
оставить знак доллара только перед одним из
компонентов адреса? Тогда формула в ячейке В3
примет вид =B$2*$A3. Скопируйте ее в остальные ячейки
диапазона В3:J11. и вы получите таблицу умножения.

Делаем выводы:

  1. для замораживания всего адреса значок $
    ставится дважды — $B$2;
  2. можно заморозит только столбец — $A3, тогда при
    копировании формулы будет изменяться только
    номер строки;
  3. можно заморозит только строку — B$2, тогда при
    копировании формулы будет изменяться только
    буква столбца.

Пример может показаться надуманным. Зачем нам
нужна и таблица умножения на рабочем листе Excel,
когда мы прекрасно помним ее наизусть еще с
начальной школы? На самом деле мы научились
табулировать функцию двух переменных.

Задание 3.

Вычислить таблицу значений функции f(x,y) = х2
– у2, где х меняется от -2 до 3 с шагом 0.25, а у
— от 0 до 2 с шагом 0.1. Результаты отображать с
тремя знаками после точки. Построить график
поверхности. <Приложение
3>.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Что нового вы
узнали на уроке?

Для осознания собственной деятельности
предлагаю вам придумать синквейн.

Синквейн – (в переводе с франц. обозначает
«пять») – это стихотворение из пяти строк,
требующее синтеза информации в кратких
выражениях.

Правила написания синквейнов:

  1. Первая строка состоит из одного слова –
    существительного, идентифицирующего тему.
  2. Вторая строка состоит из двух слов –
    прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.
  3. Третья строка образована тремя словами –
    глаголами или причастиями, которые описывают
    действия в рамках выбранной темы.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов,
    иллюстрирующая отношение автора синквейна к
    теме.
  5. Последняя строка – это синоним или метафора,
    состоящая из одного слова, которое отражает
    смысл темы.

Примеры синквейнов, написанные детьми.

Ссылка.

Абсолютная, относительная.

Упрощает, помогает, улучшает.

Ум в порядок приводит.

Доллар.

Работа.

Интересная, познавательная.

Копировать, перемещать, создавать.

Для меня это новое.

Формула.

VI. Домашнее задание.

Придумать формулу для построения таблицы
значений периметра прямоугольника при изменении
длин его сторон от 1 см до 10 см с шагом в 1см (Ответ.
2*(B$2+$A3)).

Подобрать задачу для Excel, описывающую жизненную
ситуацию.

Подготовиться к самостоятельной работе.

Контроль знаний по теме (тесты).

1. Табличные процессоры – это…

  • прикладное программы, предназначенные для
    работы с электронными таблицами
  • прикладное программы, предназначенные для
    работы с базами данными
  • прикладное программы, предназначенные для
    работы с текстом
  • таблицы в Word

2. Фрагмент или блок таблицы – это…

  • часть строки
  • часть столбца
  • любая ее прямоугольная часть
  • ячейка

3. В электронной таблице выделили группу из 4
ячеек. Это могут быть ячейки…

  • A1:B4
  • A1:C2
  • A1:B2
  • A2:C4

4. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она
изменится при переносе этой формулы E8?

  • (С3+C5)/D6
  • (С3+C5)/E6
  • (D4+D6)/E7
  • (С4+C6)/D7

5. Дана электронная таблица:

  A B C D
1 5 2 4  
2 10 1 6  

В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1)

Какое значение появится в ячейке D2?

  • 6
  • 14
  • 16
  • 24

6. Следствием принципа абсолютной адресации
является правило:

  • при перемещении формулы в другую ячейку адреса
    ячеек не изменяются
  • при перемещении формулы в другую ячейку
    изменяется только номер строки в адресах ячеек
  • при перемещении формулы в другую ячейку
    изменяются адреса ячеек (номер строки и буква
    столбца)
  • при перемещении формулы в другую ячейку
    изменяется только имя столбца (буква) в адресах
    ячеек

7. В ячейке B1 записана формула =2*$A1. Какой вид
приобретет формула, после того как ячейку B1
скопируют в ячейку C2?

  • =2*$B1
  • =2*$A2
  • =3*$A2
  • =3*$B2

8. Дана электронная таблица:

  A B C D
1 5 3 4  
2 6 1 5  
3 8 3 -4  

В ячейку D2 введена формула: (A1+*$B$2*C$1) и
перемещена в ячейку D3

Какое значение появится в ячейке D3?

  • 9
  • 21
  • 10
  • 20

Список литературы:

  1. Лавренов С.М. Excel. Сборник примеров и задач. М.:
    Финансы и статистика, 2003.
  2. Сайков Б.П. Excel для любознательных.. Информатика,
    №7, 2001
  3. Семакин И.Г. и др. “Информатика. Базовый курс 7–9
    классы”, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  4. Под ред. Семакина И.Г. и др.
    “Задачник-практикум”. М.: БИНОМ. Лаборатория
    знаний, 2003.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Примеры на выполнение функции если в excel
  • Примеры простейших формул в excel
  • Примеры практических работ в word
  • Примеры модулей для excel
  • Примеры проектов для word