Применение ms excel в медицине

2.1. Общие сведения о редакторе электронных таблиц ms Excel

Excel
— это программное обеспечение, с помощью
которого можно создавать таблицы,
производить вычисления и анализировать
данные. Программы такого типа называются
электронными таблицами. В приложении
Excel можно создавать таблицы, в которых
автоматические вычисляются итоговые
значения для введенных числовых данных,
создавать графики и диаграммы. Приложение
Excel входит в состав пакета Office.

Окно программы

MS
Excel позволяет работать с таблицами в
двух режимах:

  1. Обычный
    — наиболее удобный для выполнения
    большинства операций.

  2. Разметка
    страниц — удобен для окончательного
    форматирования таблицы перед распечаткой.
    Границы между страницами в этом режиме
    отображаются синими пунктирными
    линиями. Границы таблицы — сплошной
    синей линией, перетягивая которую,
    можно изменять размеры таблицы.

Для
перехода между режимами Обычный и
Разметка страниц используются
соответствующие пункты меню Вид (рис.1).
Под панелями инструментов MS
Excel обычно находится строка формул, а в
нижней части окна — строка состояния.

Рис.1
Рабочее окно MS
Excel

Рабочая книга

Файл
МS
Excel называется рабочей книгой. Рабочая
книга состоит из рабочих листов, имена
которых (Лист1, Лист2, и т. п) выведены на
закладках в нижней части окна рабочей
книги. Щелкая по закладкам, можно
переходить от листа к листу внутри
рабочей книги.

Рабочий лист

Представляет
собой таблицу, состоящую из 256 столбцов
и 65536 строк. Столбцы именуются латинскими
буквами, а строки — цифрами. Каждая ячейка
таблицы имеет адрес, который состоит
из имени строки и имени столбца. Например,
если ячейка находится в столбце B
и строке 36, то она имеет адрес B36.
Одна из ячеек таблицы всегда является
активной. Активная ячейка выделяется
рамкой. Чтобы сделать ячейку активной,
необходимо клавишами управления курсором
подвести рамку к этой ячейке или щелкнуть
в ней мышью. Для выделения нескольких
смежных ячеек необходимо установить
указатель мыши в одну из ячеек, нажать
левую кнопку мыши и, не отпуская ее,
растянуть выделение на всю область. Для
выделения нескольких несмежных групп
ячеек следует выделить одну группу,
нажать клавишу Ctrl
и, не отпуская ее, выделить другие ячейки.
Чтобы выделить целый столбец или строку
таблицы, необходимо щелкнуть мышью на
его имени. Для выделения нескольких
столбцов или строк следует щелкнуть на
имени первого столбца или строки и
растянуть выделение на всю область.

Заполнение ячеек

Для
ввода данных в ячейку необходимо сделать
ее активной и ввести данные с клавиатуры.
Данные появятся в ячейке и в строке
редактирования. Для завершения ввода
следует нажать Enter
или одну из клавиш управления курсором.
Чтобы отредактировать содержимое ячейки
достаточно сделать на ней двойной
щелчок.

Создание
рабочей книги

Для
создания новой рабочей книги следует
в меню Файл выбрать команду Создать.
В открывшемся диалоговом окне шаблон,
на основе которого будет создана рабочая
книга; после чего щелкнуть кнопку OK.
Обычные рабочие книги создаются на
основе шаблона Книга.

Открытие
рабочей книги

Для
открытия существующей рабочей книги
необходимо в меню Файл выбрать команду
Открыть или щелкнуть кнопку,
после чего откроется диалоговое окно
Открытие документа. В поле списка Папка
следует выбрать диск, на котором находится
нужная рабочая книга. В списке,
расположенном ниже, выбрать папку с
книгой и затем саму книгу.

Сохранение
рабочей книги

Для
сохранения рабочей книги необходимо
вызвать команду Сохранить меню Файл
или щелкнуть кнопку
.
При первом сохранении появляется
диалоговое окно Сохранение документа.
В поле списка Папка следует выбрать
диск, а в списке, расположенном ниже —
папку, в которой необходимо сохранить
книгу (по умолчанию обычно это папка
«Мои документы» на диске С). В поле
списка Тип файла — формат, в котором
будет сохранена книга. В поле Имя файла
ввести имя книги и щелкнуть кнопкуСохранить.

Использование
формул в
MS
Excel

Вычисления
в таблицах выполняются с помощью формул.
Формула
может состоять из математических
операторов, значений, ссылок на ячейку
и имена функций. Результатом выполнения
формулы есть некоторое новое значение,
содержащееся в ячейке, где находится
формула. Формула начинается со знака
равенства «=». В формуле могут
использоваться арифметические операторы
+, -, *, /. Порядок вычислений определяется
обычными математическими законами.
Примеры формул: =(B36+В18)*A6^6;
=A7*С4+B2. и т.д.

Функциями
в MS
Excel называют объединения нескольких
вычислительных операций для решения
определенной задачи. Функции в MS
Excel представляют собой формулы, которые
имеют один или несколько аргументов. В
качестве аргументов указываются числовые
значения или адреса ячеек. Например:
=СУММ(B21:B25)
— сумма ячеек B21,
B22,
B23,
B24,
B25;
Для введения функции в ячейку необходимо:

  • выделить
    ячейку для формулы;

  • вызывать
    Мастер функций с помощью команды Функция
    меню Вставка или кнопки;

  • в
    диалоговом окне Мастер функций , выбрать
    тип функции в поле Категория, затем
    функцию в списке Функция;

  • щелкнуть
    кнопку ОК;

  • Facebook logo
  • Twitter logo
  • LinkedIn logo

© 2023 Prezi Inc.
Terms & Privacy Policy

Министерство
здравоохранения Саратовской области

Государственное автономное
профессиональное

образовательное учреждение

«Балаковский медицинский
колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по
разделу
: «Организация
профессиональной

деятельности
с помощью средств
Microsoft Office»

на 4 час.

Тема:
«Применение табличного процессора 
Excel
для решения медицинских задач» .

Учебная
дисциплина:
«Информатика»

ПМ
06 Организационно-аналитическая деятельность

                 
Специальность: 31.02.01 «лечебное дело»

Курс
4

Балаково

2018
г.

 Методическая  разработка  
по учебной дисциплине  Информатика по разделу: «Организация профессиональной
деятельности  с помощью средств
Microsoft Office»
на тему: «Применение табличного процессора  
Excel
для решения медицинских задач» .

Автор:
Шаныгина Людмила  Григорьевна 
Балаково, 2018 г. —  
страниц — 21

Рецензент:
 преподаватель высшей квалификационной категории  

Балаковского
медицинского колледжа: Ростовская Т.А.

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Технологическая
карта практического занятия

3.Распределение
рабочего времени на учебном занятии
:

4.Методические указания для студентов к практическому
занятию дисциплина: «Информатика»

5.Контролирующие задания

Вариант 1. Знакомство с электронными таблицами

Вариант 2. Ввод информации в электронные таблицы

Вариант3. Фрагменты таблицы. Относительная и
абсолютная адресация

6.Список рекомендуемой литературы

1.Пояснительная записка

Цель данной работы:  Понимание особенностей
использования математической модели в
Excel  для вычислений и построения диаграмм .

Актуальность темы: Будущему медику необходимо обладать
основными навыками работы с компьютером и с программами пакета
MS Office. Пособие  составлено  для
совершенствования учебного процесса, более эффективного усвоения знаний
студентами и формирования у них профессиональных компетенций.

Методическое  пособие практического
занятия предназначено для студентов дисциплины Информационные технологии в
профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело». Материалы
разработаны  в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности  «Лечебное
дело».

Занятие проводится в кабинете
Информатики. Бюджет времени на указанную тему составляет практическая часть –
180 минут.  В методических рекомендациях  отражены учебные, воспитательные и
развивающие цели, осуществляются межмодульные и внутридисциплинарные связи. Для
лучшего усвоения материала являются необходимыми знания и умения, полученные на
предшествующих и сопутствующих дисциплинах. 

На занятии предполагается проверка
знаний студентов, которые они получили на теоретических занятиях и при
самостоятельной работе с учебной литературой. Практическая часть занятия дает
возможность закрепить, систематизировать знания и применять их  в дальнейшем
процессе обучения.

Для преподавателей данное  методическое
пособие  поможет правильно организовать и на доступном современном уровне провести
практическое  занятие,  заинтересовать студентов в необходимости теоретических
знаний специальных дисциплин.

 

 

2.Технологическая карта практического занятия

Цели занятия:                               

1)   
Знакомство  с  текстовым процессором Excel.

2)    Создание
таблицы в
Microsoft Excel.
Осуществлять ввод и редактирование данных.  Производить форматирование таблицы.

3)     Использовать
формулы и функции.

4)    Построить
диаграмму с помощью Мастера диаграмм. Редактировать диаграмму. Осуществлять
сортировку и поиск данных в таблице.

5)   
Совершенствование  приобретенного
практического опыта    с целью формирования  профессиональных компетенций 
фельдшера.

6)   
Применение умений и знаний  в
самостоятельном решении  поставленных задач  в различных ситуациях.

Развивающие:

1)   
Развитие умения оперировать полученными
знаниями,  делать самостоятельные выводы по полученной информации.

2)   
Развитие навыков концентрации внимания,
мыслительных способностей студентов при решении  поставленных задач..

3)   
Развитие у студентов интереса к новейшим
медицинским технологиям.

Воспитательные:

1)   
Побуждение студентов к активности через
включение в процесс.  

2)   
Формирование профессиональных качеств
медицинского работника:  

   
ответственность, доброжелательность, бережное отношение к аппаратуре и умение
выполнять сложные задачи.

3)   
Воспитание в себе стремления быть образованным и
эрудированным человеком.

    
Знать:

1.     Методы
создания таблиц в
Microsoft Excel.

2.     Способы ввода
и редактирования данных.

3.     Производить
форматирование таблицы.

4.    
Методы
ввода данных в таблицы;

Уметь:

1)    Использовать
формулы и функции.

2)    Строить
диаграмму с помощью Мастера диаграмм.

3)    Редактировать
диаграмму.

4)     Осуществлять
сортировку и поиск данных в таблице.

Место
проведения:
кабинет
информатики. Время: 180 минут

Освоение общих
компетенций:

ОК 1.
Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4.
Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения 
возложенных на него профессиональных задач, а также для своего 
профессионального и личностного развития.

ОК 5.  Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8.
Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей
квалификации.

ОК 9.  Ориентироваться
в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями:

ПМ 06
«Организационно-аналитическая деятельность»:

ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с
соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ПК 6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте
промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей
врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.

ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение
требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на
ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях,
центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.

ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять
новые современные формы работы.

Материальное
обеспечение учебного занятия:

Оснащение:

Технологическая
карта занятия, персональные компьютеры, методические пособия для  студентов на
каждом задействованном в занятии ПК.

Методические
приемы:

1.     Проверка
самостоятельной внеаудиторной работы.

2.     Рецензирование
ответов студентов.

3.     Работа
по алгоритму.

3.Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание
занятия

Время

Методические
указания

1.
Организация занятия

5мин.

Мобилизация
внимания студентов. Создание благоприятного психологического микроклимата в бригаде.

2.
Формулировка темы, ее мотивация

5

Знание данного материала – необходимо в 
работе  каждого медицинского работника, незнание — подтверждение
некомпетентности медицинского работника.

3.
Определение целей занятия

10

Формулирование 
конечных результатов работы на занятии.
Активизация познавательной деятельности.

4.
Контроль исходного уровня знаний

10

Выявление
имеющихся пробелов в знаниях.
Формирование дополнительных
знаний.

5.
Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

12

Активизация
самостоятельной деятельности студентов, развитие умений анализировать,
сравнивать, принимать решение, воспитание аккуратности, взаимопомощи.

6.
Вводный инструктаж

8

Формирование знаний и
практического опыта в соответствии с целями занятия.

Стимулирование
познавательной деятельности студентов, активизация самостоятельной
деятельности.  Воспитание дисциплины. Определение ориентиров к предстоящей
деятельности.

7.
Самостоятельная работа

1).Определение рабочего диаметра аорты.

2) Определение
остаточного объема левого желудочка

3)  Оцените
диастолическую функцию левого желудочка.

4). Исследование
показателей системной гемодинамики у разных групп людей.

120

Активизация
самостоятельной деятельности студентов, развитие умений анализировать,
сравнивать, принимать решение, воспитание аккуратности, взаимопомощи

8.
Подведение итогов занятия.

7

Убедиться
в том, что цели занятия достигнутыО
ценить  знания с
обоснованием ответов студентов.

9.
Задание на дом.

3

Дать
рекомендации на закрепление изученного материала.

 

 

 

 

4.Методические указания для студентов к практическому занятию
дисциплина: «Информатика»

Специальность
Лечебное дело

ПМ
06 Организационно-аналитическая деятельность

Тема:
«Применение математической модели в 
Excel
для вычислений определённых величин» .

Цель работы: Использование
математической модели  в
Excel

 при решении задач.

Работа состоит из 4  заданий
рассчитанных на выполнение в течение 180 минут.

Задание  №1

Задача №1 Определение рабочего диаметра аорты с использованием математической
модели

Технология выполнения:

Произведите последовательность действий:

1.           
Запустите программу Excel (Пуск => Программы Microsoft Excel).

2.              
Заполните электронную таблицу: в ячейки B1 и С1
введите условные сокращения УОС и АДп. Далее в ячейки
B1 и С1
введите соответствующие значения гемодинамических показателей пациента (таблица
№1)

Таблица №1.

Значения гемодинамических показателей пациентов, необходимые для расчета
рабочего диаметра аорты  внесите в таблицу.

3.                                  
В ячейку D2 введите
формулу. Для этого поставьте  в ячейку знак равенства.

Затем нажмите кнопку со стрелкой для выбора функции в
панели для ввода и изменения формул. Выберите сначала «Другие функции», затем
категорию функций «Математические» и функцию «Корень». В строке формул появится
запись =  КОРЕНЬ(). В скобках введите подкоренное выражение 2,81(*)В22.

При этом
арифметический оператор умножения вводят с клавиатуры знаком *, арифметический
оператор деления обозначают косой чертой (/). Нажмите
«Enter». Произойдет автоматический расчет рабочего
диаметра аорты по введенной формуле. Полученное значение диаметра аорты
занесите в таблицу в тетради. Дополните таблицу до 10 пациентов и введите новые
значения в таблицу №1 для всех пациентов. Ввод каждой цифры заканчивайте
нажатием клавиши
«Enter». В ячейке D3 появится новое автоматически рассчитываемое значение рабочего диаметра
аорты у очередного пациента.

4.                                  
По результатам вычислений постройте диаграмму,
отражающею диаметр аорты разных пациентов.

Задание
2

Задача
№ 2. Определение остаточного объема левого желудочка с  использованием
математической модели.

Известен способ
определения остаточного объема левого желудочка, согласно которому в качестве
геометрической модели левого желудочка используют трехмерный эллипсоид, имеющий
две одинаковые малые и одну большую оси, соотношение которых в систоле и
диастоле принимается постоянным — 1:1:2. Объем эллипсоида описывается формулой:

V
= 4/ЗπА.В.С где
V — объем
эллипсоида, А, В, С — полуоси эллипсоида. Подставляя вместо А, В, С
соответствующие эхокардиографические размеры полости левого желудочка в конце
систолы, вычисляют остаточный объем.

Voct
= АДд*
t*К/Vуд*АДп

где Vуд.
в мл — ударный объем сердца,
t — время
изгнания крови в сек., АДд — диастолическое артериальное давление, АДп
пульсовое артериальное давление, К — коэффициент, равный для мужчин 9284, для
женщин — 5732.

Технология
выполнения:

1.Откройте лист 2 
и заполните электронную таблицу: в ячейки В введите соответственно пол:
муж./жен. В ячейки
C1 D1 Е1
F1 и т.д.
введите условные сокращения АДд,
t, К, Vуд, АДп, Vосt Да ячейки
В2, С2,
D2, Е2, F2 введите
соответствующие значения гемодинамических показателей пациента А.

2.    В ячейку
для расчёта объёма сердца введите формулу =, используя арифметические операторы
умножения и деления. Для правильной последовательности действий произведение в
знаменателе необходимо взять в скобки.
Voct.= АДд* t*K/( Vуд* АДп)

3.    Дополните
таблицу показателями для 3 мужчин и 4 женщин
s и рассчитайте остаточный объём
сердца.

 Таблица
2

                                                                                                          
 58,6

Постройте
диаграмму по результатам вычислений
остаточного объема левого желудочка.

Задание
3

Задача 3  Рассчитайте
конечнодиастолический объем сердца оцените диастолическую функцию левого
желудочка.

Для
решения этой задачи необходимо продолжить  заполнение ячеек  предыдущей таблицы
2 и  введите сокращения КДО и ДФ. В ячейку
I2 введите формулу
= (сумма ударного и остаточного объемов сердца), нажмите «
Enter». В
ячейку
J2 введите
формулу =
Vост/КДО(%),
нажмите «
Enter».

Таблица 3.

       

Задание
4

Задача
№ 4. Исследование показателей системной гемодинамики у здоровых людей,
пациентов с пограничной артериальной гипертензией и больных гипертонической
болезнью I стадии.

Для определения
важнейшего параметра системной гемодинамики среднего динамического
артериального давления возможно использование усовершенствованной модели В.А.
Лишука. Конечное выражение модели указанных показателей системы кровообращения
имеет вид:

Адср= Vн*ОПС(Св + ОПС*Са)-1

где Адср — среднее
артериальное давление,
Vh — напряженный объем крови, 1/β —
насосный коэффициент сердца, Св — эластичность венозных сосудов, Са —
эластичность артериальных сосудов, ОПС — общее периферическое сопротивление.

 Технология
выполнения:

Откройте лист 3 и заполните
электронную таблицу: в ячейки
Al, Bl,
Cl, Dl, Е1
введите условные сокращения
Vh, Св,
ОПС, Са, АДср. Далее в ячейки В2, С2,
D2 введите
соответствующие значения гемодинамических показателей пациентов из таблицы 4.

3. В ячейку F2 введите формулу = B2*D2*1/(C2+(D2*E2) используя арифметические операторы умножения,
деления и сложен — *, / и +. Для правильной последовательности действий в
знаменателе используйте скобки. Нажмите
«Enter».

В ячейке F2 будет появляться новое
автоматически рассчитываемое значение АД.
Входные параметры для расчета
среднего артериального давления (АДер) у здоровых людей, больных с пограничной артериальной
гипертензией (ПАГ) и больных с гипертонической болезнью (ГБ) 1 стадии.

Таблица 4     

По 
результатам вычислений постройте  диаграмму.

Работу  распечатать и сдать на проверку
преподавателю.

В заключении ответить на тесты по теме: MS Excel.

ПРИЛОЖЕНИЯ

5.Контролирующие задания

Вариант 1. Знакомство с
электронными таблицами

1. Электронная таблица – это:

1) приложение,
хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах и предназначенное для
автоматизации расчетов

2) программные
средства, осуществляющие поиск информации

3) приложение,
предназначенное для сбора, хранения, обработки и передачи информации

4) приложение,
предназначенное для набора и печати таблиц

2. Независимые поля:

1) содержат
исходные данные для расчетов

2) вычисляются
через значения других столбцов

3. Дана таблица:

Фамилия
имя

Математика

Физика

Сочинение

Сумма
баллов

Средний
балл

1

2

3

4

5

6

Бобров Игорь

5

4

3

12

4,0

Городилов Андрей

4

5

4

13

4,3

Лосева Ольга

4

5

4

13

4,3

Орехова Татьяна

3

5

5

13

4,3

Орлова Анна

3

2

0

5

1,7

Определите, какие столбцы будут
вычисляемыми:

1) 5, 6

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) нет вычисляемых
столбцов

4. Документ в электронной таблице
называется:

1) рабочая книга

2) рабочий лист

3) таблица

4) ячейка

5. Рабочая книга состоит из:

1) строк и
столбцов

2) рабочих листов

3) таблиц

4) ячеек

 6. В электронной таблице буквами A,
B,
… обозначаются:

1) строки

2) столбцы

3) ячейки

4) нет таких
обозначений

7. В электронной таблице числами 1, 2, …
обозначаются:

1) строки

2) столбцы

3) ячейки

4) нет таких
обозначений

8. В электронной таблице А1, В4 – это
обозначения:

1) строк

2) столбцов

3) ячеек

4) нет таких
обозначений

9. Данные в электронных таблицах – это 
только:

1) текст, число и
формула

2) текст и число

3) формула

4) число и формула

Вариант 2. Ввод информации в
электронные таблицы

Вариант3. Фрагменты таблицы.
Относительная и абсолютная адресация

1.     Адрес
какой ячейки является относительным?

1)    3S

2)    F$9

3)    D4

4)    $B$7

2.     Адрес
какой ячейки является абсолютным?

1)    $A:$3

2)    $F$3

3)    $8$D

4)    A6

3.     В каком
адресе не может меняться номер строки при копировании?

1)    F17

2)    D$9

3)    $A15

4)    13B

4.     Сколько
ячеек содержит выделенная область А2:С4?

1)    8

2)    6

3)    7

4)    9

5.     В ячейки D5, D6, E5, E6 введены
соответственно числа: 8, 3, 5, 2. В ячейке
G3 введена формула =СУММ(D5:E6). Какое
число будет в ячейке
G3?

1)    16

2)    4

3)    24

4)    18

6.     В ячейку
Е4 введена формула =$
C2+D3.
Содержимое Е4 скопировали в ячейку
G4. Какая формула будет в G4?

1)    =$C2+D3

2)    =C3+$F3

3)    =$C2+F3

4)    =$C2+E3

7.     В ячейку D3 введена
формула =В1*С2. Содержимое
D3 скопировали в ячейку D7. Какая формула
будет в D7?

1)    =В4*С6

2)    =В5*С6

3)    =В4*С5

4)    =В6*С7

8.     В ячейки
С4, С5,
D4, D5 введены
соответственно числа: 5, 3, 4, 8. В ячейке Е9 введена формула =СРЗНАЧ(С4:
D5). Какое
число будет в ячейке Е9?

1)    20

2)    5

3)    13

Оценка практических умений

«5» – четкое грамотное выполнение лабораторной работы с
теоретическим обоснованием, стремление познать новое, использовать
дополнительный материал.

4» – менее свободное выполнение лабораторной работы, с
незначительной помощью преподавателя при теоретическом обосновании, стремление
и активность в улучшении результата.

«3» – недостаточно четкое выполнение лабораторной работы,
слабое овладение техникой, затруднения при теоретическом обосновании материала,
отсутствие стремления к самостоятельности в работе.

«2» – неумение
самостоятельно выполнить  лабораторную  работу, полное отсутствие знаний и
интереса к работе.

   Тест – контроль

   «5» – 91%
от количества заданий и выше.

   «4» – 81%
— 90% от количества заданий.

   «3» – 71% 
— 80% от количества заданий.

  «2» – 70% и меньше от количества заданий.

Ответы к тестам

Вариант1.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Правильный

1

1

1

1

2

2

1

3

1

Вариант 2.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

2

3

1

2

4

1

3

1

3

2

Вариант 3.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Правильный

3

2

2

4

4

3

2

2

6.Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Информационные технологии
в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф.
образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

2.                
Омельченко В.П., Демидова А.А. Практикум
по медицинской информатике, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011

3.                
Информационные технологии. (Учебное
пособие для ссузов.) Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. (2012, 256с.)

Электронное информационное
обеспечение и Интернет-ресурсы:

Электронная
библиотека медицинского вуза «Консультант студента»

Консультант Студента. Электронная библиотека медицинского
вуза.
. www.studmedlib.ru/ Информатика для
медиков: учебное пособие / Г. А. Хай. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 223 с.

Обновлено: 15.04.2023

Статистика – самостоятельная общественная
наука, изучающая количественную сторону
массовых общественных явлений в
неразрывной связи с их качественной стороной
в конкретных исторических условиях места и
времени.

Цель статистики – числовая характеристика
явлений, выявление и подтверждение
закономерностей.
Статистика, изучающая вопросы, связанные с
медициной, гигиеной и общественным
здоровьем и здравоохранением, получила
название медицинской статистики.

Выделяют группы вопросов, которые относятся к области
медицинской статистики:
1. Выявление и установление связей общего уровня заболеваемости и смертности от
каких-либо отдельных болезней с различными факторами окружающей среды.
Знание этих связей необходимо для разработки соответствующих
оздоровительных мероприятий.
2. Собирание и изучение числовых данных о сети медицинских учреждений, их
деятельности и кадрах для планирования медико-санитарных мероприятий,
контроля над выполнением планов развития сети и деятельности учреждений
здравоохранения и оценки качества работы отдельных медицинских учреждений.
3. Оценка применения мероприятий по предупреждению и лечению заболеваний.
Изучение эффективности.
4. Определение достоверности результатов исследования в клинике и эксперименте.

Экстенсивный показатель. Это показатель удельного веса,
доли части в целой совокупности, показатель
распределения совокупности на составляющие ее части,
т.е. показатель структуры.
Рассчитывается обычно в процентах, где совокупность в целом принимается за
100%, а отдельные части — за «X».
Экстенсивный показатель=
Часть совокупности (явления)*100
Вся совокупность (явления)

Интенсивный показатель.
Показатель частоты, уровня, распространенности
процессов, явлений, совершающихся в определенной
среде. Он показывает, как часто встречается изучаемое
явление в среде, которая его продуцирует
рождаемость
заболеваемость
смертность
Интенсивный показатель=
Явление
Среда

Пример расчета интенсивного показателя.
В городе проживает 120 000 человек (среда). В
предыдущем году родилось 108 детей
(явление). Определить показатель рождаемости
(рассчитывается на 1000 населения). Таким образом,
рождаемость в городе составила 9%.

Показатель соотношения.
Характеризует соотношение между двумя не связанными
между собой совокупностями (обеспеченность населения
койками, врачами, дошкольными учреждениями,
соотношение родов и абортов, соотношение врачей и
медицинских сестер и др.).
Показатель соотношения = совокупность №1 /
совокупность №2 х 1000

Пример: В городе 120 000 населения, общее число
терапевтических коек — 300. Число коек — совокупность № 1,
численность населения — совокупность № 2. Требуется
рассчитать обеспеченность населения терапевтическими
койками.
Показатель соотношения = 300 / 120 000 х 10 000
Вывод: На 10 000 населения в городе приходится 25
терапевтических коек, или обеспеченность населения города
терапевтическими койками равна 25 коек на 10 000
населения.

Показатель наглядности
Применяется для анализа однородных чисел и используется
когда необходимо «уйти» от показа истинных величин
(абсолютных чисел, относительных и средних величин). Как
правило, эти величины представлены в динамике.

Пример 1. Рассчитать показатели наглядности для
уровней госпитализации в больничные учреждения
городов Н. и К. в динамике за 5 лет наблюдения и
представить графически.

Пример 2. Сравнить число коек в больницах
А, Б и В и представить графически (табл. 6).
Таблица 6. Число коек в больницах А, Б и В города Н.
Больница
Число
коек
Показатели наглядности, %
А
300
100
Б
450
150
В
600
200

17. Возможные ошибки

1.1. Когда исследователь сравнивает интенсивные показатели, не равные по
длительности, характеризующие одно явление за периоды наблюдения.
Пример. При сравнении уровня заболеваемости эпидемическим гепатитом за
несколько месяцев исследуемого года (45%) с уровнем заболеваемости данной
патологией за весь предыдущий год (50%) делается вывод о снижении
заболеваемости гепатитом в изучаемом году.
ВНИМАНИЕ! Сравнивать интенсивные показатели можно только за равные
промежутки времени (например, уровень травматизма за зимние месяцы
предыдущего года сравнивается с уровнем травматизма за аналогичный период
изучаемого года).
1.2. Когда при сравнении полученных показателей за несколько месяцев делается
заключение о тенденциях к снижению или повышению уровня данного явления.
Пример. Непрерывное увеличение показателей рождаемости за любые несколько
месяцев не свидетельствует о наметившейся тенденции к повышению
рождаемости на данной территории, а характеризует динамику явления только за
этот период.
ВНИМАНИЕ! Выводы о динамике явления можно делать только по результатам в
целом за год при сравнении с уровнями изучаемого явления за несколько
предыдущих лет.

Лекции

Лабораторные

Справочники

Эссе

Вопросы

Стандарты

Программы

Дипломные

Курсовые

Помогалки

Графические

Доступные файлы (1):

Microsoft Word

MICROSOFT EXCEL

  • Решать различные математические задачи, исследовать функции;
  • Осуществлять математическое моделирование и численное экспериментирование;
  • Проводить статический анализ;
  • Осуществлять прогнозирование;
  • Реализовывать функции без данных, а именно: ввод, поиск, сортировку, фильтрацию и анализ данных;
  • Устанавливать защиту данных;
  • Представлять данные в виде графиков и диаграмм;
  • Вводить, редактировать и форматировать тексты, как в текстовом редакторе;
  • Осуществлять обмен данными между другими приложениями;
  • Осуществлять многотабличные связи.

Таблица является оптимальной формой организации данных, связанных с вычислениями. Ведь и в рукописном варианте числовые данные чаще всего формируют в виде таблицы.

Сегодня программы электронных таблиц распространены во всем мире. И, естественно, они прошли свой путь развития и совершенствовались по мере развития компьютерной техники и информационных технологий.

Работая с современными электронными таблицами, мы можем не задумываться, как программа выполняет ту или иную операцию, и сконцентрироваться на содержании и оформлении создаваемого документа. Не прибегая к помощи специалистов, мы можем обработать любой объем данных: от огромных столбцов до одного числа, выполнять серьезные расчеты с помощью формул и с добавлением функций, вставлять и обрабатывать диаграммы и графики, отображать данные на карте, находить, систематизировать и упорядочивать данные, а также использовать способы форматирования, знакомые по работе с текстовым редактором.

Электронные таблицы имеют все необходимые элементы обычных таблиц: столбцы, строки и ячейки.

Рабочий лист — основной тип документа, используемый в Microsoft Excel для хранения и обработки данных.

Активный лист — лист рабочей книги, с которым осуществляется работа.

Электронная таблица Excel состоит из 65536 строк и 256 столбцов, где строки нумеруются соответственно от 1 до 65536, а столбцы буквами латинского алфавита.

Все операции, т.е. ввод данных в виде обычного текста производится с помощью программы Microsoft Word.

^ MICROSOFT WORD

Microsoft Word — это универсальный текстовый редактор, который предназначен для подготовки текстовых документов любой сложности.

Компьютер позволяет с помощью специальных программ обработки текста создавать, редактировать, форматировать и распечатывать текстовые документы. Современный текстовый редактор кроме текста может содержать и другие объекты: таблицы, диаграммы, рисунки. Текстовые редакторы позволяют не только вводить текст, но и изменять его содержание и форму представления.

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ MICROSOFT EXCEL В МЕДИЦИНЕ

Как мы знаем, компьютеры и их программы плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Не обошло это и медицинских работников. И врачу, и лаборанту, и, конечно, медицинской сестре приходится сталкиваться с заполнением различной документации, предоставлением данных и т.п. Именно для обработки данных в виде таблиц и предназначена программа Microsoft Excel.

Организация лечебного питания.

Лечебное питание – диетотерапия – является неотъемлемой и существенной частью общего плана лечебных мероприятий при всех заболеваниях. Диетический режим зависит от характера заболевания, его стадии, состояния больного и его индивидуальных особенностей.

Большинство диет, особенно назначаемые на длительное время, содержит физиологическую норму всех пищевых веществ. При повышенной потребности в некоторых из пищевых веществ в связи с заболеванием содержание отдельных компонентов может быть увеличено.

  1. качественный состав пищи (увеличение или уменьшение в пищевом рационе белков, жиров, углеводов) и ее количество.
  2. характер кулинарной обработки продуктов (степень измельчения, тепловая обработка).
  3. режим питания (время и частота приема пищи).

В Институте питания РАМН разработаны 15 диет, назначаемых при различных заболеваниях, и специальные разгрузочные диеты, предусматривающие частичное голодание для разгрузки пораженных органов и систем. При сочетании у больного нескольких заболеваний, ему подбирают индивидуальную диету.

Чтобы было удобнее знакомиться с диетами, данные о них вводятся в виде таблицы. Чтобы сделать таблицу, необходимо открыть программу Microsoft Exсel. Каждый раз, запуская эту программу, мы видим одну и туже исходную картинку: определенный набор кнопок панели инструментов, заголовки столбцов и строк, кнопку для выделения всей таблицы, строка формул и ярлычки листов рабочей книги. В Microsoft Excel таблицы называются рабочими листами. Изначально рабочий лист представляет собой пустую таблицу, куда медицинский работник может вводить данные.
^

Таблица: Характеристика диет

^ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ НАЗНАЧЕНЫ РАЗГРУЗОЧНЫЕ ДНИ.

^ НОРМАЛЬНАЯ МАССА ТЕЛА. ДИАГНОЗ- ОЖИРЕНИЕ

Один из важнейших принципов организации рационального питания — восполнение энергетических затрат организма. Потенциальную энергоценность продуктов измеряют в килокалориях. Для этого с помощью специальных таблиц определяют в приготовленной порции количество усвояемых компонентов и умножают их массу в граммах: белков и углеводов – на 4, жиров — на 9.

В приведенном ниже меню стола № 15 количество калорий в каждой порции посчитано с помощью формулы =(C3*4)+(D3*9)+(E3*4).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Применение электронной таблицы при решении медицинских задач

Цель урока: изучение математических, графических методов решения медицинских задач и статистического анализа.

Задачи по формированию компетенции:

А) Информационной: заполнение электронных таблиц, оформление документа, рассчет математических и статистических формул, построение диаграмм;

В) По решению проблем: уметь анализировать, сравнивать, определять и применять математические, статистические функции электронной таблицы.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словестный, объяснительно — иллюстративный, метод устного контроля и самоконтроля, проблемный метод.

Форма обучения: групповая

Межпредметные связи: математика, медицинская информатика, статистика.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, ПО: Microsoft Excel , MyTest .

Использованная литература:

Организационный момент -2 мин.

Актуализация знаний- 13 мин.

Изучение нового материла- 5 мин.

Закрепление изученного материала- 20 мин.

Итог урока -3 мин.

Домашнее задание -2 мин.

Актуализация знаний-13 мин.

Обобщение изученного, подготовка к восприятию новой темы.

Раздает командам задание (1 выполняет на интерактивной доске), контролирует работу студентов в подгруппах.

3 задание: выполняют тест

Диагностическая оценка усвоения тем: структуры окна программы, элементов таблицы, видов стандартных функций и формул программы, построение графиков функций.

Анализ работы, оценивание.

Объяснение нового материала.-5 мин.

Разъясняет задачи урока.

На сегодняшний день здравоохранение представить без компьютера не возможно. Начиная с регистратуры, приемного покоя и, заканчивая диагностикой и лечением, весь спектр обслуживания непосредственно связан с применением компьютера. Задача урока рассмотреть несколько примеров применения электронной таблицы в разных аспектах медицины, а именно: заполнение таблиц, оформление документов; рассчет койко-место, медикаментов и др.; построение диаграмм на основе медицинских данных.

Понятие и восприятие задач

Развитие информационных, профессиональных компетенций.

Закрепление нового материала-20 мин.

Создание и заполнение таблиц;

Рассчет по формулам медицинской статистики;

Построение диаграмм на основе данных.

Обсуждают, выполняют задания, самооценка

Формирование информационных, профессиональных, коммуникационных компетенций; навыков работы с электронной таблицей.

Подведение итогов-3 мин.

Отмечают отличившихся студентов

Анализируют работу, формативное оценивание

Домашнее задание-2 мин.

Разъясняет домашнее здание:

Исследовать данные за определеный период по какому-либо заболеванию и результат показать в виде диаграммы, объяснить профилактическую работу по этому заболеванию.

Записывают домашнее задание

Исследовательская работа, формирование навыков сбора, анализа, сравнения данных, работы с электронной таблицей.

Актуализация. Задание подгруппам.

(Студент выходит к интерактивной доске с помощью ластика убирает лишнее слово)

Математические и статистические категории функции мы постараемся сегодня практически применить.

2 задание: Тест с помощью программы MyTest .

Наименьший элемент электронной таблицы:

в) рабочая книга

2. Имя активного поля вписывается в .

б) заголовок строки

д) строку формул

3. Где записывается алгоритм вычисления?

а) в строке меню

б) в заголовок строки

г) в ярлычок листа

д) в строке формул

4. Какие два типа данных вносят в электронную таблицу?

а) заголовок и поле

б) константы и формулы

в) тексты и рисунки

г) диаграммы и текстовые

д) все ответы верны

5. Какое расширение имеют файлы программы Excel ?

6. Укажите, из чего состоит адрес ячейки рабочего листа в программе Excel .

а) обозначение столбца, номер строки

б) обозначение столбца

в) номер столбца

7. Активная ячейка в таблице программы Excel — это ячейка.

а) для записи команд

б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных

в) формула, в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки

г) выделенная ячейка

8. Укажите правильные действия при завершенииввода данных в ячейку в программе Excel .

9. Укажите правильный адрес ячейки в программе Excel .

10. Способна ли программа Excel автоматически продолжать последовательность однородных данных?

в) только последовательность дат

г) только последовательность натуральных чисел

Студенты выполняют взаимооценку (меняются листами самооценки для выставления оценок)

Объяснение нового материала

На сегодняшний день здравоохранение представить без компьютера не возможно. Начиная с регистратуры, приемного покоя и, заканчивая диагностикой и лечением, весь спектр обслуживания непосредственно связан с применением компьютера. Задача урока рассмотреть несколько примеров применения электронной таблицы в разных аспектах медицины, а именно: заполнение таблиц, оформление документов; рассчет койко-место, медикаментов и др.; построение диаграмм на основе медицинских данных.

В медицинских организациях ведение документации осуществляется на основе №907 приказа Министерства Здравоохранения РК. Давайте сейчас научимся создавать некоторые из них, с которыми в будущем вам придется работать.

Раздаются подгруппам задания.

1 задание. Создание и оформление медицинской документации.

1 подгруппа: Ж урнал учета больных дневного стационара (поликлиники, больницы )

Форма № 001-1/у

ЖУРНАЛ
учета больных дневного стационара (поликлиники, больницы)

начат «__» ________20__ года окончен «__» _________20_ года

Фамилия, имя, отчество

2 подгруппа : Ж урнал учета процедур

Форма № 029/у

Журнал учета процедур
Кабинет___________

начат «__» _______ 20 __года окончен «___» _______20__ года

3 подгруппа : Л исток учета движения больных и коечного фонда стационара

Форма № 036/у

Книга
регистрации листков нетрудоспособности

№ листка нетрудо-
способности
выданного данной
мед.организацией

№ листка нетрудо-
способности
выданного другой
мед.организацией

Фамилия, имя, отчество
больного

Место работы
и выполняемая
работа

4 подгруппа : Ж урнал учета приема больных и отказов в госпитализации

Форма № 001/у

ЖУРНАЛ
учета приема больных и отказов в госпитализации

Какой
организацией
направлен или кем
доставлен

2 задание: Рассчет по формулам.

1 подгруппе:

Численность населения региона К. составляет 2 761 255 человек. За последний год в районе родилось 34 792 ребенка. Требуется определить уровень рождаемости. (В данном случае необходимо найти интенсивный показатель (показатель частоты), который вычисляется на 100, 1000, 10 000 в однородной среде. Мы возьмем на 1000 чел.)

Ответ: Вычислить по формуле:

2 подгруппе:

Таблица 1. Распределение больных по нозологическим формам.

Ответ: Вычислить по формуле: интенсивный показатель кори. Для следующих заболеваний вычисления проводятся таким же способом.

3 подгруппе:

Задача 3. В районе Р. с численностью населения 40 000 развернуто 480 больничных коек . Какой вид относительных величин целесообразно вычислить для характеристики обеспеченности населения больничными койками ?

Ответ: В данном случае нужно рассчитать показатель соотношения в однородной среде на 1000 человек.

40 000 человек — 480 больничных коек

1000 человек — х больничных коек

4 подгруппе:

Задача 4. При изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности в динамике получены данные (таблица). Требуется рассчитать показатели, позволяющие наглядно представить сведения о заболеваемости.

Таблица 2. Характеристика динамики снижения заболеваемости с временной нетрудоспособностью по годам.

Ответ: Для харакеристики динамики изучаемого процесса необходимо определить показатель наглядности, который вычисляется в процентах по отношению к начальному уровню или к средней величине числового ряда, принятым за 100 %.

Вычисление показателя наглядности для 2013 г.:

120 случаев заболеваний — 100%

110 случаев заболеваний — х%

При заполнении вычислений в программе MS Excel необходимо воспользоваться абсолютной адресацией ячеек и автозаполнением.

3 задание. Графические методы анализа статистических данных

Результаты медицинских исследований (полученные показатели) для наглядности могут быть представлены в виде различных графических изображений.

Статистический график — чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представленные данные таблицы в виде графика более наглядно, чем числа, позволяют лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала.

Диаграмммы-линии или графики -тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединенных линиями. Точки могут быть видимыми, так и невидимыми (ломанные линии). Также могут изображаться точки без линий (точечные диаграммы). Для построения диаграмм-линий применяют прямоугольную систему координат. Обычно на оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т.д.), а по оси ординат-размеры изображаемых явлений или процессов. На осях наносят масштабы.

1 подгруппе:

Задача 1. Изобразить графически естественный прирост населения Казахстана с использованием данных таблицы 3. Естественный прирост – смена поколений в результате рождения и смерти людей.

2 подгруппе:

Задача 2. Изобразить графически коэффициент рождаемости в Республике Казахстан с использованием данных таблицы 4

3 подгруппе:

Задача 3. Изобразить графически коэффициент смертности в Республике Казахстан с использованием данных таблицы 5

4 подгруппе:

Задача 4. Изобразить графически обеспеченность числом-коек в г.Астане с использованием данных таблицы 6

5 задание. Применение математических и статистических категорий функций

программы MS Excel

Функции Excel -это специальные, заранее созданные формулы, которые позволяют легко и быстро выполнять сложные вычисления. Они распределены по категориям: финансовые, дата и время, статистические, математические, ссылки массивы, текстовые, логические, работа с базой данных, проверка свойств и значений, инженерные, аналитические.

Преимущество электронных таблиц состоит в умении работать с формулами.

Задача. По данным предыдущей таблицы найдите МАКС, МИН, МОДА, МЕДИАНА, СТАНДОТКЛ

Подведение итогов

Итак, сегодня мы провели небольшую работу по решению медицинских задач. И вы видите, что компьютерные вычисления упрощают, ускоряют работу медработников, помогают в медицинских исследованиях сделать определенные выводы и наглядно представить статистические данные на графиках.

Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №1
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №2
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №3
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №4
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №5
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №6
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №7
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №8
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №9
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №10
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №11
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №12
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №13
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №14
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №15
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №16
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №17
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №18
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №19
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №20
Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №21

 Статистикой Статистикой называют количественное описание и измерение событий, явлений, вещей

Слайд 2

 Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных исторических условиях места и времени. Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных исторических условиях места и времени.

Слайд 3

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных исторических условиях места и времени. Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных исторических условиях места и времени.

 Статистические методы – это совокупность приемов обработки материалов массовых наблюдений . Статистические методы – это совокупность приемов обработки материалов массовых наблюдений .

Слайд 4

Статистические методы – это совокупность приемов обработки материалов массовых наблюдений . Статистические методы – это совокупность приемов обработки материалов массовых наблюдений .

 Цель статистики – числовая характеристика явлений, выявление и подтверждение закономерностей. Цель статистики – числовая характеристика явлений, выявление и подтверждение закономерностей. Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здоровьем и здравоохранением, получила название медицинской статистики.

Слайд 5

Цель статистики – числовая характеристика явлений, выявление и подтверждение закономерностей. Цель статистики – числовая характеристика явлений, выявление и подтверждение закономерностей. Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здоровьем и здравоохранением, получила название медицинской статистики.

 Выделяют группы вопросов, которые относятся к области медицинской статистики: Выделяют группы вопросов, которые относятся к области медицинской статистики:

Слайд 6

Выделяют группы вопросов, которые относятся к области медицинской статистики: Выделяют группы вопросов, которые относятся к области медицинской статистики:

 Статистические величины Статистические величины Абсолютные величины Относительные величины

Слайд 7

 Экстенсивный показатель. Это показатель удельного веса, доли части в целой совокупности, показатель распределения совокупности на составляющие ее части, т.е. показатель структуры. Экстенсивный показатель. Это показатель удельного веса, доли части в целой совокупности, показатель распределения совокупности на составляющие ее части, т.е. показатель структуры.

Слайд 8

Экстенсивный показатель. Это показатель удельного веса, доли части в целой совокупности, показатель распределения совокупности на составляющие ее части, т.е. показатель структуры. Экстенсивный показатель. Это показатель удельного веса, доли части в целой совокупности, показатель распределения совокупности на составляющие ее части, т.е. показатель структуры.

 Интенсивный показатель. Интенсивный показатель. Показатель частоты, уровня, распространенности процессов, явлений, совершающихся в определенной среде. Он показывает, как часто встречается изучаемое явление в среде, которая его продуцирует

Слайд 10

Интенсивный показатель. Интенсивный показатель. Показатель частоты, уровня, распространенности процессов, явлений, совершающихся в определенной среде. Он показывает, как часто встречается изучаемое явление в среде, которая его продуцирует

 Пример расчета интенсивного показателя. Пример расчета интенсивного показателя. В городе проживает 120 000 человек (среда). В предыдущем году родилось 108 детей (явление). Определить показатель рождаемости (рассчитывается на 1000 населения). Таким образом, рождаемость в городе составила 9%.

Слайд 11

Пример расчета интенсивного показателя. Пример расчета интенсивного показателя. В городе проживает 120 000 человек (среда). В предыдущем году родилось 108 детей (явление). Определить показатель рождаемости (рассчитывается на 1000 населения). Таким образом, рождаемость в городе составила 9%.

 Показатель соотношения. Показатель соотношения. Характеризует соотношение между двумя не связанными между собой совокупностями (обеспеченность населения койками, врачами, дошкольными учреждениями, соотношение родов и абортов, соотношение врачей и медицинских сестер и др.). Показатель соотношения = совокупность №1 / совокупность №2 х 1000

Слайд 12

Показатель соотношения. Показатель соотношения. Характеризует соотношение между двумя не связанными между собой совокупностями (обеспеченность населения койками, врачами, дошкольными учреждениями, соотношение родов и абортов, соотношение врачей и медицинских сестер и др.). Показатель соотношения = совокупность №1 / совокупность №2 х 1000

 Пример: В городе 120 000 населения, общее число терапевтических коек — 300. Число коек — совокупность № 1, численность населения — совокупность № 2. Требуется рассчитать обеспеченность населения терапевтическими койками. Пример: В городе 120 000 населения, общее число терапевтических коек — 300. Число коек — совокупность № 1, численность населения — совокупность № 2. Требуется рассчитать обеспеченность населения терапевтическими койками. Показатель соотношения = 300 / 120 000 х 10 000 Вывод: На 10 000 населения в городе приходится 25 терапевтических коек, или обеспеченность населения города терапевтическими койками равна 25 коек на 10 000 населения.

Слайд 13

Пример: В городе 120 000 населения, общее число терапевтических коек — 300. Число коек — совокупность № 1, численность населения — совокупность № 2. Требуется рассчитать обеспеченность населения терапевтическими койками. Пример: В городе 120 000 населения, общее число терапевтических коек — 300. Число коек — совокупность № 1, численность населения — совокупность № 2. Требуется рассчитать обеспеченность населения терапевтическими койками. Показатель соотношения = 300 / 120 000 х 10 000 Вывод: На 10 000 населения в городе приходится 25 терапевтических коек, или обеспеченность населения города терапевтическими койками равна 25 коек на 10 000 населения.

 Показатель наглядности Показатель наглядности Применяется для анализа однородных чисел и используется когда необходимо

Слайд 14

Показатель наглядности Показатель наглядности Применяется для анализа однородных чисел и используется когда необходимо «уйти» от показа истинных величин (абсолютных чисел, относительных и средних величин). Как правило, эти величины представлены в динамике.

 Пример 1. Рассчитать показатели наглядности для уровней госпитализации в больничные учреждения городов Н. и К. в динамике за 5 лет наблюдения и представить графически. Пример 1. Рассчитать показатели наглядности для уровней госпитализации в больничные учреждения городов Н. и К. в динамике за 5 лет наблюдения и представить графически.

Слайд 15

Пример 1. Рассчитать показатели наглядности для уровней госпитализации в больничные учреждения городов Н. и К. в динамике за 5 лет наблюдения и представить графически. Пример 1. Рассчитать показатели наглядности для уровней госпитализации в больничные учреждения городов Н. и К. в динамике за 5 лет наблюдения и представить графически.

 Пример 2. Сравнить число коек в больницах А, Б и В и представить графически (табл. 6). Пример 2. Сравнить число коек в больницах А, Б и В и представить графически (табл. 6).

Слайд 16

Пример 2. Сравнить число коек в больницах А, Б и В и представить графически (табл. 6). Пример 2. Сравнить число коек в больницах А, Б и В и представить графически (табл. 6).

 Возможные ошибки 1.1. Когда исследователь сравнивает интенсивные показатели, не равные по длительности, характеризующие одно явление за периоды наблюдения. Пример. При сравнении уровня заболеваемости эпидемическим гепатитом за несколько месяцев исследуемого года (45%) с уровнем заболеваемости данной патологией за весь предыдущий год (50%) делается вывод о снижении заболеваемости гепатитом в изучаемом году. ВНИМАНИЕ! Сравнивать интенсивные показатели можно только за равные промежутки времени (например, уровень травматизма за зимние месяцы предыдущего года сравнивается с уровнем травматизма за аналогичный период изучаемого года). 1.2. Когда при сравнении полученных показателей за несколько месяцев делается заключение о тенденциях к снижению или повышению уровня данного явления. Пример. Непрерывное увеличение показателей рождаемости за любые несколько месяцев не свидетельствует о наметившейся тенденции к повышению рождаемости на данной территории, а характеризует динамику явления только за этот период. ВНИМАНИЕ! Выводы о динамике явления можно делать только по результатам в целом за год при сравнении с уровнями изучаемого явления за несколько предыдущих лет.

Слайд 17

Возможные ошибки 1.1. Когда исследователь сравнивает интенсивные показатели, не равные по длительности, характеризующие одно явление за периоды наблюдения. Пример. При сравнении уровня заболеваемости эпидемическим гепатитом за несколько месяцев исследуемого года (45%) с уровнем заболеваемости данной патологией за весь предыдущий год (50%) делается вывод о снижении заболеваемости гепатитом в изучаемом году. ВНИМАНИЕ! Сравнивать интенсивные показатели можно только за равные промежутки времени (например, уровень травматизма за зимние месяцы предыдущего года сравнивается с уровнем травматизма за аналогичный период изучаемого года). 1.2. Когда при сравнении полученных показателей за несколько месяцев делается заключение о тенденциях к снижению или повышению уровня данного явления. Пример. Непрерывное увеличение показателей рождаемости за любые несколько месяцев не свидетельствует о наметившейся тенденции к повышению рождаемости на данной территории, а характеризует динамику явления только за этот период. ВНИМАНИЕ! Выводы о динамике явления можно делать только по результатам в целом за год при сравнении с уровнями изучаемого явления за несколько предыдущих лет.

 Расчет относительных величин, используя MS Excel

Слайд 18

Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №19

Слайд 19

Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №20

Слайд 20

Электронные таблицы в медицинской статистике, слайд №21

Слайд 21

Читайте также:

      

  • Реализация и толкование права реферат
  •   

  • Качество обслуживания как главный фактор рентабельного менеджмента спортивных сооружений реферат
  •   

  • Сравнительная эффективность методов реферат
  •   

  • Международная правосубъектность рб реферат
  •   

  • Реферат методы обучения математике

Использование электронных таблиц Microsoft Office Excel для автоматизации вычислений показателей деятельности медицинской организации

Статистика – это отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Задачи статистической науки:

  1. Постоянные (долговременные):

а) обеспечить органы управления государством, регионами, отраслями и отдельными предприятиями своевременной полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решений;

 б) информировать общественность о явлениях и процессах, происходящих в обществе.

  1. Актуальные задачи, формирующиесяисходя из потребности общества и экономики на современном этапе:

а) получение объективной информации о деятельности хозяйственных структур;

б) создание автоматизированных баз данных о деятельности текущих хозяйственных структур с возможностью санкционированного доступа к ним для получения  информации, необходимой для решения текущих хозяйственных задач;

в) прогнозирование развития важных социально-экономических процессов и явлений;

г) распространение выборочных обследований во всех секторах общественной и экономической жизни;

д) проведение организационно-методологической работы по постепенному переходу на систему национальных счетов.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в следующих значениях:

а) отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни;

б) цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

в) отрасль знания, особая научная дисциплина, соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Медицинские работники изучают санитарную статистику.

Статистика санитарная — отрасль статистики, изучающая количественные закономерности состояния и динамики здоровья населения и системы здравоохранения, а также разрабатывающая методы статистического анализа клинических и лабораторных данных. Санитарная статистика собирает, накапливает и анализирует информацию, связанную со здравоохранением, является основой системы учета и отчетности. Она является одним из методовсоциальной гигиены.В последнее время ее все чаще называют медицинской статистикой.

Задачи санитарной статистики:

  1. определение уровня и сдвигов в здоровье отдельных групп населения;
  2. оценка влияния социально-биологических факторов на здоровье населения;
  3. анализ данных о сети, кадрах, деятельности лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
  4. определение эффективности лечебно-профилактических мероприятий;
  5. использование статистических методов в экспериментальных, клинико-биологических, социально-гигиенических исследованиях.

Основные разделы санитарной статистики (статистики здравоохранения):

  1. статистика лечебно-профилактической помощи взрослому населению;
  2. статистика службы охраны материнства и детства;
  3. статистика санитарно-профилактической службы;
  4. статистика медицинских кадров и т. д.

Источниками данных санитарной статистики являются:

  • первичная учетная медицинская документация,
  • статистическая отчетность,
  • единовременные учеты,
  • лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования.

Государственная отчетность по здравоохранению позволяет количественно охарактеризовать изменение здоровья населения.

Раздел санитарной статистики, включающий вопросы получения, обработки, анализа статистической информации о сети, штатах и деятельности лечебно-профилактических учреждений, называется статистикой здравоохранения. Статистика здравоохранения отражает не только состояние материальной базы ЛПУ и кадров, работающих в ней, но и уровень технологии лечебно-профилактического обслуживания населения.

Деятельность лечебно-профилактических учреждений учитывается статистической документацией, утвержденной приказом МЗ СССР №1030 (1980 г.). Согласно ему все формы медицинской документации разделены на 7 групп: только для стационара; только для поликлиники; для стационара и поликлиники; для других лечебно-профилактических учреждений; для учреждений судебно-медицинской экспертизы; для станции переливания крови; для санитарно-профилактических учреждений.

Медицинские учетные документы делятся на две группы, предназначенные для различных целей:

1. Медицинская технологическая документация — «Медицинская карта стационарного больного» (ф. №003/у), «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф. №025/у), «История развития ребенка» (ф. №112/у) и др.

2. Документация, регистрирующая деятельность учреждения по его подразделениям и функциональной направленности — «Книга записи вызовов на дом» (ф.№031/у), «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф. №030/у), «Дневник работы врача» (ф. № 039/у), «Журнал приема и отказов в госпитализации» (ф. № 001/у), «Листок учета движения больных и коечного фонда стационара» (ф. № 007/у), «Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару» (ф. № 016/у), «Статистическая карта выбывшего из стационара» (ф. № 066/у) и другие.

Для анализа работы лечебно-профилактического учреждения может быть рекомендована следующая схема:

  1. показатели организации медицинского обслуживания;
  2. показатели профилактической работы;
  3. показатели диагностической работы;
  4. показатели лечебной работы;
  5. оценка преемственности между поликлиникой и стационаром;
  6. медико-демографические показатели здоровья населения;
  7. показатели административно-хозяйственной, экономической деятельности, включая эффективность использования материально-технической базы ЛПУ.

Основные показатели, определяющие деятельность лечебно-профилактических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов:

  • удельный вес посещений ЛПУ населения;
  • охват населения целевыми осмотрами для выявления туберкулеза;
  • охват диспансерным наблюдением;
  • среднегодовая занятость койки;
  • средняя длительность пребывания больного на койке;
  • оборот койки;
  • больничная летальность и т. д.

Вообще, полученные показатели являются результатом профессиональной деятельности медицинской организации.

Для вычисления показателей используют следующие формулы:

Общий коэффициент рождаемости

  х 1000

Общий коэффициент смертности

  х1000

Общий коэффициент естественного прироста

Общий коэффициент рождаемости –

 Общий коэффициент смертности

Общий коэффициент миграционного прироста

бщий коэффициент прибывших –

 Общий коэффициент выбывших

Коэффициент общего прироста

Dкоэффициент естественного прироста — коэффициент миграционного прироста

Мертворожденность

 х1000

Младенческая смертность

 х1000

Перинатальная смертность

  х1000

Ранняя неонатальная смертность

  х1000

Поздняя неонатальная смертность

  1000

Больничная летальность

  х100%

Показатель досуточной летальности

  х100%

Структура первичной заболеваемости

  х100%

Общая заболеваемость

(распространенность, болезненность)

  х1000

Первичная заболеваемость

(по обращаемости)

  х1000

Среднегодовая занятость койки

 

Оборот койки

 

Фертильность

(плодовитость)

  х1000

Для представления результатов медицинской профессиональной деятельности возможно использование приложений общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access.

Для автоматизации вычислений показателей деятельности ЛПУ рассмотрим использование программы электронные таблицы Microsoft Excel.

В диапазон ячеек А1:В5 внести данные. В ячейки Е2:Е4 внести соответственно формулы для вычисления показателей деятельности стационара.

Адресной ссылке В5 соответствует число койко-дней, (В2+В3) – число выбывших больных, В3 – число умерших больных.

Таблица динамичная, то есть при изменении исходных данных, показатели автоматически изменяются.

Таблица представлена с отображенными формулами, и она же с вычисленными показателями.

Аналогично внести в таблицу исходные данные и формулы для вычисления показателя смертности и структуры причин смертности.

Адресной ссылке В3 соответствует число умерших за год, В2 – численность населения города, В5, В6, В7, В8 – соответственно причины смертности

Таблица с отображенными формулами, она же с вычисленными показателями и круговой диаграммой структуры причин смертности для визуализации данных.

Таблица также динамичная, так как при изменении исходных данных изменяются показатели и соответственно показатели.

Таким образом, использование электронных таблиц Microsoft Excel для представления результатов медицинской профессиональной деятельности упрощает работу по созданию отчетной документации.

Литература

  1. Малая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т.8. — С. 1090.
  2. Большая медицинская энциклопедия// http://бмэ.орг/index.php/СТАТИСТИКАСАНИТАРНАЯ
  3. Википедия — свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Гилярова Г. М. математика для медицинских колледжей. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 442.
  5. Приказ Минздрава РФ от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации» // http: // www.consultant.ru / document / consdoc LAW 79088 /

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приложения для word of tanks
  • Приложения для самсунг word
  • Применение microsoft word в профессиональной деятельности
  • Приложения для word 2013
  • Применение microsoft office word