Применение функции если в excel практическая работа

департамент
образования вологодской области

бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

 «Череповецкий многопрофильный колледж» 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 ИНОФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ

«MS
EXCEL
. Применение функции ЕСЛИ»

Череповец

2021 г.

Организация-разработчик: бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий многопрофильный
колледж»

Разработчик:

Меледичева Т.С — преподаватель первой квалификационной
категории.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая аннотация: Разработка представляет собой урок, который проводится для обучающихся
1-ых курсов СПО и нацелен на отработку знаний и умений по работе с
MS Excel.  Материал включает в
себя вводную лекцию и задания.

Тип занятия: комбинированный.

Цели:

Образовательная: усвоить
принцип отработки логической функции ЕСЛИ и научиться применять полученные
знания на практике.

 Воспитательная:
воспитывать стремление к самостоятельному решению задач и способности к
самостоятельному применению знаний и умений для решения задач, формирование
культуры поведения и привитие  интереса  к  теме занятия через  осознание 
значимости  полученных знаний  в жизни.

Развивающая: развитие 
логического    мышления  через    умение  устанавливать    логические   
взаимосвязи,    аналитических  способностей  через   умение  сравнивать,   внимательности 
и  самостоятельности  через  самоконтроль,  самоорганизацию  и  взаимоконтроль.

Развивать ключевые
компетенции,
  в том числе:

·  учебно-познавательную как
способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и
умениями организации, планирования, рефлексии и самооценки
учебно-познавательной деятельности;

·  компетенцию
личностного самосовершенствования 
как
стремление к интеллектуальному саморазвитию и владению навыками эмоциональной
саморегуляции;

·  профессиональную
компетенцию
 как способность использовать знания
и профессиональные умения на практике.

Оборудование:
компьютер с программой
MS Excel,
проектор.

Время: 45 мин.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Применение функции «ЕСЛИ». Excel.

Теоретическая часть.

ЕСЛИ(<условие>;
<выражение1>; <выражение2>)

Условие — это логическое выражение,
которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

<выражение 1> и <выражение
2> могут быть числами, формулами или текстами (текст записывается с

помощью кавычек).

Условная функция, записанная в ячейку
таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки
определит  <выражение 1>,  в противном случае — <выражение 2>.

Следующая формула
возвращает значение 10, если значение в ячейке А1 больше 3, а в противном  случае
— 20:=ЕСЛИ(А1>3;10;20)

В качестве
аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции. В функции ЕСЛИ можно 
использовать текстовые аргументы.

Например:=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)

Функции И (AND),
ИЛИ (OR), НЕ (NOT)
позволяют создавать сложные
логические выражения. Этифункции работают в сочетании с простыми операторами
сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до30 логических аргументов и имеют
синтаксис:

=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)

=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)

Функция НЕ
имеет только один аргумент и следующий синтаксис:=НЕ(логическое_значение)

Приведем пример.
Пусть Excel возвращает текст «Прошел», если ученик имеет средний балл
более 4

(ячейка А2), и пропуск занятий меньше 3
(ячейка А3). Формула примет
вид:=ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не прошел»)

Вложенные
функции ЕСЛИ

Иногда бывает
очень трудно решить логическую задачу только с помощью операторов сравнения
ифункций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно использовать вложенные функции ЕСЛИ.
Например, вследующей формуле используются три функции ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))

Если значение в
ячейке А1 является целым числом, формула читается следующим образом:
«Еслизначение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку «Всегда».
В противном случае, если значение вячейке А1 находится между 80 и 100,
возвратить «Обычно». В противном случае, если значение вячейке А1
находится между 60 и 80, возвратить строку «Иногда». И, если ни одно
из этих условий невыполняется, возвратить строку «Никогда». Всего
допускается до 7 уровней вложения функций ЕСЛИ.

Задание 1.

Заполните
таблицу по образцу и в ячейку F2 введите следующую формулу:

=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)

Примечание: Калорийность =
Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9

Задание 2.

Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость. 5%-аяскидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000
руб.,10%-ая
,если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите
список не менее чем из 10 наименованийтоваров и с использованием функции
«ЕСЛИ» рассчитайте итоговую сумму.

Задание 3.

Торговый склад
производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше
10 месяцев
, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил
6 месяцев
, но не достиг 10, то – в 1,5 раза. Получить
ведомость уценки товара, которая должна включать следующуюинформацию:
наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена после уценки.

Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойноеусловие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:

=ЕСЛИ(C3>10;B3/2;ЕСЛИ(C3<7;B3;B3/1,5)),

где в ячейке (С-) — сколько месяцев
хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.

Задание 4.

Составить
таблицу для вычисления количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.

Количество
этажей — случайное целое число в интервале от 1 до 30.

Количество
лифтов:

·        
Менее 6 этажей – лифта нет;

·        
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;

·        
От 11 до 18 этажей – 2 лифта;

·        
От 19 до 30 этажей – 4 лифта.

Задание 5.

Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. Вячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:

·        
если средний балл = 5, то «Отличник»;

·        
если средний балл от 4 до 5, то
«Хорошист»;

·        
в противном случае — «Троечник».

Практическая работа №6. Применение функции «ЕСЛИ». Excel.

Теоретическая часть.

ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>; <выражение2>)

Условие — это логическое выражение, которое может принимать
значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. <выражение 1> и <выражение 2> могут быть числами,
формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если
условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в
противном случае — <выражение 2>.

Логические выражения.

Логические выражения используются для записи условий, в
которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические
значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один
оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического
выражения. Ниже представлен список операторов сравнения Excel:

      =
    Равно

      >
     Больше

      <
     Меньше

>= Больше или равно

<=  Меньше или равно <>  Не равно

Результатом логического выражения является логическое
значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).

Следующая формула возвращает значение 10, если значение в
ячейке А1 больше 3, а в противном случае — 20:

=ЕСЛИ(А1>3;10;20)

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать
другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы.
Например:

=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)

Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ,
чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:

=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;»»)

Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может
содержать текстовое значение. Например:

=ЕСЛИ(А1=»Динамо»;10;290)

Эта формула возвращает значение 10, если ячейка А1 содержит
строку «Динамо», и 290, если в ней находится любое другое значение.
Совпадение между сравниваемыми текстовыми значениями должно быть точным, но без
учета регистра.

Функции И (AND), ИЛИ (OR), НЕ (NOT) позволяют создавать
сложные логические выражения. Эти функции работают в сочетании с простыми
операторами сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до 30 логических аргументов
и имеют синтаксис:

=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)

=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)

Функция НЕ имеет только один аргумент и следующий
синтаксис:

=НЕ(логическое_значение)

Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими
выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.

Приведем пример. Пусть Excel возвращает текст
«Прошел», если ученик имеет средний балл более 4 (ячейка А2), и
пропуск занятий меньше 3 (ячейка А3). Формула примет вид: =ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не
прошел»)

Не смотря на то, что функция ИЛИ имеет те же аргументы, что
и И, результаты получаются совершенно различными. Так, если в предыдущей
формуле заменить функцию И на ИЛИ, то ученик будет проходить, если выполняется
хотя бы одно из условий (средний балл более 4 или пропуски занятий менее 3).
Таким образом, функция ИЛИ возвращает логическое значение ИСТИНА, если хотя бы
одно из логических выражений истинно, а функция И возвращает логическое
значение ИСТИНА, только если все логические выражения истинны.

Функция НЕ меняет значение своего аргумента на
противоположное логическое значение и обычно используется в сочетании с другими
функциями. Эта функция возвращает логическое значение ИСТИНА, если аргумент
имеет значение ЛОЖЬ, и логическое значение ЛОЖЬ, если аргумент имеет значение
ИСТИНА.

Вложенные функции ЕСЛИ

Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только
с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно
использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются
три функции ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))
Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается
следующим образом: «Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку
«Всегда». В противном случае, если значение в ячейке А1 находится
между 80 и 100, возвратить «Обычно». В противном случае, если
значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку
«Иногда». И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить
строку «Никогда». Всего допускается до 7 уровней вложения функций
ЕСЛИ.

Практика.

Задание 1.

Заполните таблицу по образцу и в ячейку F2 введите
следующую формулу:

=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)

 

Калорийность = Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9

Задание 2.

Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость.  5%-ая скидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000 руб.,
10%-ая, если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите список не менее чем
из 10 наименований товаров и с использованием функции «ЕСЛИ» рассчитайте
итоговую сумму.

 

Задание 3.

Торговый склад производит уценку
хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то
она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг
10, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать
следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена
после уценки.

Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойное условие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:
=ЕСЛИ(C36>10;B36/2;ЕСЛИ(C36<7;B36;B36/1,5)), где в ячейке (С-) — сколько
месяцев хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.

Задача №3. Ведомость уценки товара.

Наименование

Цена до уценки

Хранение

Цена после уценки

товар1

50

                16

                                 25

товар2

100

                10

                    66,666667

товар3

100

                  2

                               100

товар4

1000

                  5

                             1000

товар5

500

                  6

                               500

товар6

123

                  7

                                 82

товар7

200

                10

                    133,33333

товар8

45

                  3

                                 45

товар9

10

                  8

                    6,6666667

Задание 4.

Составить таблицу для вычисления
количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.

 

Количество этажей  — случайное  целое число в интервале от
1 до 30.

Количество лифтов:

    
Менее 6 этажей – лифта нет;

    
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;

    
От 11 до 18 этажей – 2 лифта; От 19 до 30 этажей – 4 лифта.

Задание 5.

Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. В ячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:

    
если средний балл = 5, то «Отличник»;
если средний балл от 4 до 5, то «Хорошист»;

    
в противном случае — «Троечник».

 

Задание
1.
Воспользоваться
справкой по функции Если
и
вычислить оценки учащихся при условии:

набравший
<20 баллов получает 2;

<30
баллов получает 3;

<40
баллов получает 4, в противном случае 5

Фамилия
И.О.

1
триместр

2
триместр

3
триместр

Результат

Оценка

Аксенов
Р.С.

18

12

10

Астахова
Ю.П.

16

11

13

Басов
И.В.

20

16

22

Возяков
Е.Т.

12

10

9

Галкина
И.В.

6

7

8

Дружинин
П.С.’

10

12

9

Егорова
Т.П.

15

13

12

Жукова
А.А.

10

12

9

Кузнецов
П.Р.

8

9

8

Козина
Д.А.

13

12

14

Леонов
В.Э.

13

15

14

Мархотин
Н.Н.

17

18

16

Нестерова
И.Б.

8

13

10

Прохоров
И.М.

14

17

15

Рудакова
ГА.

12

9

8

Славина
КБ.

17

19

18

Трушкин
Д.М.

7

5

5

Филин
Б.Т.

10

11

14

Якушков
И.Л.

12

15

24

Формула
для проверки

=ЕСЛИ(Е2<20;«2»;ЕСЛИ(Е2<30;«3»ЕСЛИ(Е2<40;
«4»;«5»)))

Задание
2
.
Имеется модельная база квартир в Москве.
Выбрать для клиента с

помощью
автофильтра
квартиру
со следующими условиями:

  • метраж>=
    90;

  • этаж>=2;

  • 2 Комнаты; исключить пятиэтажные дома;

  • Южный
    округ

Метраж

Этаж

Количество
комнат

Этажность
дома

Округ

90

2

2

5

Южный

140

5

3

12

Северный

40

8

1

10

Западный

92

9

2

9

Южный

147

13

3

17

Восточный

86

9

2

5

Южный

157

7

2

9

Северный

38

5

1

5

Западный

94

9

2

9

Южный

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

13

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»

Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».

Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.

Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;

  • способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;

  • развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.

Воспитательная:

  • формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.

Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (12 минут).

  3. Изложение нового материала (25 минут).

  4. Практическая работа (1 час 30 минут).

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).

Ход учебного занятия:

Организационный момент.

Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)

Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:

1.Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны

2.Активная ячейка в Excel — это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа

3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.

4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.

5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.

6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.

7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.

8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны

9.Укажите правильный адрес ячейки:

а) А6С

б) В67

в) 83С

г) В1Г

10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка

11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.

12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы

13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.

14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.

15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.

Изложение нового материала.

Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:

Логические функции

В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности

  • Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:

=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)

В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).

Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.

В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».

Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).

  • Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:

=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)

Всего логических условий может быть до 30 штук.

Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:

ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».

  • Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.

  • Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.

Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.

Практическая работа.

  1. Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).

  2. Произвести расчёты по формуле.

  1. Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для второй строки:

=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))

Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.

Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.

  1. Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Создать таблицу по образцу (Приложение 2)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для девятой строки:

=ЕСЛИ(B9

  1. В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.

Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.


Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»

Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.

Приложение 1

Задание для выполнения:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

3

Баканов Иван

23

4

Бутейко Артём

17

5

Вишнякова Алина

35

6

Волошина Мария

32

7

Истомин Николай

28

8

Козакова Ирина

25

9

Кирсанов Павел

19

10

Леонов Дмитрий

21

11

Левченко Никита

19

12

Приходько Даниил

12

13

Самойлова Екатерина

21

14

Тимофеева Дарья

29

15

Харитонова Ольга

31

16

Шейнова Марина

34

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

5

3

Баканов Иван

23

5

4

Бутейко Артём

17

4

5

Вишнякова Алина

35

5

6

Волошина Мария

32

5

7

Истомин Николай

28

5

8

Козакова Ирина

25

5

9

Кирсанов Павел

19

4

10

Леонов Дмитрий

21

5

11

Левченко Никита

19

4

12

Приходько Даниил

12

2

13

Самойлова Екатерина

21

5

14

Тимофеева Дарья

29

5

15

Харитонова Ольга

31

5

16

Шейнова Марина

34

5

Приложение 2

Задание для выполнения:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

6

Баканов Иван

45

7

Бутейко Артём

42

8

Вишнякова Алина

51

9

Волошина Мария

68

10

Истомин Николай

47

11

Козакова Ирина

55

12

Кирсанов Павел

23

13

Леонов Дмитрий

70

14

Левченко Никита

46

15

Итого

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

800

6

Баканов Иван

45

900

7

Бутейко Артём

42

840

8

Вишнякова Алина

51

1025

9

Волошина Мария

68

1450

10

Истомин Николай

47

940

11

Козакова Ирина

55

1125

12

Кирсанов Павел

23

460

13

Леонов Дмитрий

70

1500

14

Левченко Никита

46

920

15

Итого

9960

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Цели:

  • Образовательная – сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ» и закрепить ЗУН при работе с формулами, диаграммами.
  • Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
  • Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию, стимулирование интереса студентов к данной теме и к дисциплине в целом.

Задачи:

1. Ознакомить с синтаксисом функции «ЕСЛИ», способом создания вложенной функции «ЕСЛИ».

2. Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.

3. Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:

a.   Форматирование ячеек;
b.   Работа с абсолютными и относительными ссылками;
c.   Ввод формул;
d.   Ввод формул, используя функцию «ЕСЛИ»;
e.   Создание и форматирование диаграмм.

Технология: личностно-ориентированная.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: задания на компьютере.
  • Практические: тестовые задания, практические задания.

Оборудование урока:раздаточный материал, презентация, доска, тетрадь, ПК.

Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, менеджмент организации

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока. Студенты воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах

2. Проверка полученных ранее знаний.

  1. Название строки электронной таблицы обозначается:
    а) 13С
    б) F117
    в) 164
    г) АВ
  2. Название столбца электронной таблицы обозначается:
    а) D15
    б)
    в) DБ
    г) 255
  3. Адрес, какой ячейки является абсолютным?
    а) $4$B
    б) $Z$19
    в) X21
    г) $SА7
  4. Адрес какой ячейки является относительным?
    а) 15:Y
    б) $A3
    в) K$21
    г) S18
  5. В каком адресе не может меняться имя столбца при копировании?
    а) 13S
    б) Z$9
    в) H24
    г) $S35
  6. Диаграммы в Excel можно создать с помощью:
    а) «Мастера диаграмм»
    б) «Строки формул»
    в) «Мастера функций»
    г) «Мастера шаблонов»
  7. Строка формул используется для отображения:
    а) адреса строки
    б) заголовка окна
    в) адреса столбца
    г) содержимого ячейки
  8. Завершить ввод данных в ячейку можно нажатием клавиши:
    а) Delete
    б) Insert
    в) Enter
    г) Home

3. Актуализация знаний.

  • Как отформатировать ячейки?
    Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание (удобнее по вертикали – по высоте, поставить флажок – переносить по словам); Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Заливка” – установить заливку ячеек.
  • Как создать числовой ряд данных?
    Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения.
  • Как создать диаграмму?
    • Выделяем ячейки таблицы, содержащие данные для построения диаграммы.
    • Выбираем команду Вставка, Диаграмма или щелкаем на кнопке, запускающей программу Мастер диаграмм:
    • В последовательно появляющихся диалоговых окнах задаем параметры диаграммы:
    1. в первом окне выбираем требуемый тип и вид диаграммы; щелкаем на кнопке Далее;
    2. во втором окне проверяем диапазон выделенных ячеек, при необходимости изменяем его; указываем, при необходимости, в столбцах или в строках находятся числовые данные; щелкаем на кнопке Далее;
    3. в третьем окне добавляем или убираем легенду (цветовые обозначения) и вводим заголовок к диаграмме; щелкаем на кнопке Далее;
    4. в четвертом окне выбираем размещение диаграммы на отдельном листе или рядом с таблицей, щелкаем на кнопке Готово.

Для построения диаграммы нужно выделить необходимые данные и выполнить Вставка – Диаграмма (если данные несмежные, то выделение производить при нажатой клавише Ctrl).

  •  Как отформатировать диаграмму?
    Через контекстное меню.

4. Объяснение нового материала (сопровождается презентацией):

1. Определение – Функция «Если» в электронных таблицах MS Excel (Категория — Логические) анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.

2. Синтаксис функции «ЕСЛИ».

=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.

Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».

Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).

3. Чтобы вставить функцию, необходимо:

  • Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.
  • Меню «Формулы» – «Вставить функцию»
  • Категория — Логические
  • Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.

  • Откроется диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений.

4. Можно поменять логическое выражение на противоположное, тогда значения «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ» в диалоговом окне «Аргументы функции» нужно поменять местами.

5. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ»:
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).
Необходимо проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.

5. Применение полученных знаний при решении задач.

Приложение.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

  • Анализ работы студентов с новым материалом;
  • Анализ выполнения заданий (успешность);
  • Анализ выполнения тестов;
  • Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?»

Домашнее задание: Придумать задачу с использованием функции «ЕСЛИ».

Функция И – это логическая функция. Она позволяет определять условия, которые проверяет, на результат ИСТИНА, если все условия выполняются (ЛОЖЬ – если хоть одно условие не выполняется). Функция ИЛИ – также логическая функция, которая в отличие от «И» определяет только одно условие из имеющихся на результат ИСТИНА (ЛОЖЬ – если все проверяемые условия не выполняется).

Логические функции в Excel практическая работа

Синтаксис обеих функций выглядит следующим образом:

Интро синтаксис

Логическое значение 1 является обязательным аргументом, а количество последующих зависит от поставленной задачи. Теперь рассмотрим как работают эти функции. У нас есть форма о результатах тестов, которые проводились среди сотрудников и указан проходной балл. Нам нужно узнать кто из сотрудников справился со всеми тестами, а кто нет. Для этого укажем в формуле, что будем проверять И первый тест, И второй, И третий, И четвёртый, каждый должен быть не менее 7 (ячейка D8):

Пример логической функции И

В результате в ячейке G3 мы получили результат ИСТИНА, поскольку все условия выполнены. Обязательно используем абсолютные ссылки и копируем формулу до конца столбца. Теперь у нас есть результат для всех сотрудников:

Результат вычисления формулы И

Поскольку в ячейках E4, F4 и F6 у нас значение 6, условие не выполнилось и возвратился результат ЛОЖЬ и мы узнали, кто из сотрудников провалил хотя бы один тест, а кто справился со всеми и может продолжать работать. Но слова «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ» не совсем корректно отображают смысл результатов. Поэтому добавим к функции ещё два выражения – «Отлично» будет использоваться, если ИСТИНА, и «Есть пересдачи» будет использоваться, если ЛОЖЬ. В этом нам поможет функция ЕСЛИ, в которую мы встроим функцию И:

С функцией ЕСЛИ

Скопируем функцию до конца столбца и получим готовую таблицу:

Пример формулы И плюс ЕСЛИ

Напротив ячеек, значение которых меньше 7, мы получили результат «Есть пересдачи».

Теперь рассмотрим работу функции ИЛИ. У нас всё те же тесты и сотрудники, но сейчас нам нужно проверить, есть ли у нас отличники хотя бы по одному тесту. То есть, есть ли среди значений ячеек C19, D19, E19, F19 величина 10:

Логическая функция ИЛИ

Мы получили значение ИСТИНА, поскольку значение ячейки С19 равно 10. Теперь копируем нашу формулу до конца и получаем результат по остальным сотрудникам:

Использование функции ИЛИ

Для более корректной информативности заменим результат «ИСТИНА» на фразу «Есть оценки 10», а результат «ЛОЖЬ» — на фразу «Нет оценок 10». Для этого также используем функцию ЕСЛИ, в которую вложим формулу ИЛИ:

ЕСЛИ плюс ИЛИ

В ячейке С26 у нас расположено значение 10, поэтому формула возвратила значение если ИСТИНА – «Есть оценки 10». Скопируем формулу до конца столбца и получим готовую таблицу:

Формула функций И ИЛИ

Использование функций И ИЛИ вместо вложенных функций ЕСЛИ

Иногда благодаря функциям И/ИЛИ можно избежать вложенных функций ЕСЛИ. Вложенные функции – хороший инструмент, но они становятся громоздкими при добавлении новых условий. Например, наше задание «Определить, кто из сотрудников выполнил все тесты, а кому нужно их доработать» можно выполнить вложенными функциями ЕСЛИ:

Определить сотрудников

В ячейке G33 мы построили вложенную функцию и скопировали её до конца столбца. Результаты у нас получились те же, что и с использованием ЕСЛИ+И, однако, сама формула очень длинная, в ней легко будет запутаться, если нам нужно будет добавлять новые условия. К тому же работа с ней отнимет больше времени, хотя выполняют они задачу корректно и одинаково. Поэтому лучше отдать предпочтение функции ЕСЛИ с использованием функции И:

ЕСЛИ В ячейке G33

Второй пример, где мы использовали ЕСЛИ+ИЛИ для того чтобы найти, кто из сотрудников получил наивысшие баллы, мы также можем рассмотреть с использованием вложенных функций ЕСЛИ:

ЕСЛИ+ИЛИ

Результаты у нас получились те самые. Однако, если сравнить формулы этих двух примеров, функция ЕСЛИ+ИЛИ значительно короче и аккуратнее, особенно при добавлении новых условий:

сравнить формулы

Как работают формулы ЕСЛИ+И+ИЛИ, ЕСЛИ+ИЛИ+И

Иногда функции И, ИЛИ, ЕСЛИ используются одновременно. Прежде, чем углубиться в некоторые такие примеры, укрепим использование уже знакомых нам формул. У нас есть информация о бюджете различных отделов. Мы хотим проверить, превышает ли сумма бюджета определённого отдела значение 100 000 И превышают ли абсолютные расходы с начала года значение 50 000. Если эти два условия будут выполнены, укажем слово «Выполнено», а если нет – знак «-». Указываем абсолютные ссылки для ячеек с условиями, иначе при копировании формулы, значения тоже будут опускаться:

Выполнено

Мы получили результат «-», поскольку только одно условие выполнилось – 70 000 больше 50 000, но 80 000 не больше 100 000. Скопируем нашу формулу до конца столбца и определим, какие отделы соответствуют условиям:

Скопируем формулу

В этом примере мы задали определенные условия, которые должны были выполниться одновременно. Теперь рассмотрим пример, где расширим функционал формулы через добавление функции ИЛИ. Оставим два условия, известные нам из предыдущего примера – бюджет превышает 100 000, абсолютные расходы превышают 50 000 и добавим новые условия через функцию ИЛИ: был ли перерасход бюджета в прошлом году ИЛИ был ли перерасход бюджета больше, чем на 20%. Теперь у нас 4 условия, но только в случае, если три из них верны – мы получим значение «Выполнено»:

бюджет превышает

Мы использовали комбинацию функций ЕСЛИ + И + ИЛИ. Скопируем формулу до конца столбца и увидим отделы, данные которых соответствуют заданным нами условиям:

ЕСЛИ + И + ИЛИ

Производственный отдел и НИОКР выполнили наши условия, поскольку бюджет превышает 100 000 И абсолютные расходы превышают 50 000, кроме этого, отдел НИОКР имеет превышение бюджета больше, чем на 20%, а производственный отдел имеет превышение, но меньше чем на 20% — этого достаточно для выполнения наших условий.

Теперь выполним поиск отделов, которые будут соответствовать одному из заданных условий. Принцип работы тот же, что и в примере с выполнением условий «Бюджет больше 100 000 И абсолютные расходы больше 50 000», но на этот раз изменим требования – нам нужны отделы, которые выполняют ХОТЯ БЫ одно требование: бюджет больше 150 000 или расходы абсолютные больше 160 000. В этом нам помогут функции ЕСЛИ + ИЛИ:

абсолютные расходы больше Бюджет

Копируем формулу и видим, что статус «Выполнено» получили те отделы, которые удовлетворили одно из требований:

Копируем формулу

Наконец, рассмотрим последнюю комбинацию функций ЕСЛИ + ИЛИ + И. В этом случае нам надо добавить последнюю функцию И в качестве третьего условия функции ИЛИ. Для функции И мы укажем два требования – наличие превышения бюджета, превышение больше 10%:

Для функции И ИЛИ

Эта комбинация ищет соответствие ХОТЯ БЫ одному требованию из трёх:

  1. Бюджет больше 150 000.
  2. Абсолютные расходы больше 160 000.
  3. Наличие превышения прошлогоднего бюджета, показатель превышения больше 10%.

Копируем формулу до конца таблицы и проверим, какие отделы выполнили наши требования:

Скачать отделы выполнили

download file Скачать логические функции И ИЛИ в Excel с примерами

Так работают логические функции в Excel с использованием дополнительных формул для решения много задачных задач.

Лабораторнопрактическая работа «Логические функции MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Технологии создания и форматирования табличного документа;

Использовать встроенные логические функции Excel 2003 для расчетов.

Задание. Рассчитать количество комиссионных на основе использования логических функций (см.

рис.)

Технология работы:

1. Запустить приложение Excel

2. В столбец A ввести фамилии продавцов в соответствии с образцом (см. рис.). В 1 строку

введите текст шапки таблицы. В столбец B введите значения объема продаж.

Правило 1. Если объем продаж меньше 20000, то комиссионные составляют 10% от

его объема, а если не меньше 20000, то 20%.

Правило 2. Если объем продаж меньше 20000, то комиссионные составляют 10% от

его объема, если больше 20000, но меньше 30000, то 20%, а если больше 30000, то 30%.

3. Для расчетов комиссионных по первому правилу в ячейку С2 введите

формулу=ЕСЛИ(В2<20000;В2*0,1;B2*0,2). Для этого: Щелкните по кнопке Вставка

функции окне мастера функций выберите Категория Логические. Выберите

функцию ЕСЛИ Ok. Появится окно Аргументы функции, в окне Логическое

выражение введите выражение из скобок. Затем скопируйте эту формулу в

диапазон С2:С6 или распространите ее на столбец C.

4. Для расчетов комиссионных по второму правилу в ячейку D2 введите формулу

=ЕСЛИ(В2<20000;В2*0,1;ЕСЛИ(И(В2>=20000;В2<30000);В2*0,2;

ЕСЛИ(В2>=30000;В2*0,3))). Скопируйте эту формулу в ячейки D2:D6.

5. Формула для расчетов комиссионных по второму правилу довольно сложна и состоит из

нескольких вложенных функций ЕСЛИ. Того же результата можно достичь не за счет не

суперпозиции этих функций, а их сложения. В ячейку Е2 введите следующую

формулу:СЛИ(В2<20000;В2*0,1;0)+ЕСЛИ(И(В2>=20000;В2<30000);В2*0,2;0)+

ЕСЛИ(В2>30000;В2*0,3;0). Она будет давать тот же результат, что и формула в столбце

D. Так же скопируйте эту формулу в ячейки Е2:Е6.

6. В заключение отберем тех менеджеров, которые по результатам продаж добились лучших

результатов. С этой целью в ячейку F2 введите формулу =ЕСЛИ(В2=МАКС

($2:$6);»Лучший»;»«), а затем скопируйте ее в диапазон F2:F6.

Практическая работа в вычислительных таблицах Excel с примерами использования логических функций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

=> ПОЛУЧИТЬ СУПЕРСПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ <=

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Применение формулы округл в excel
  • Применение формулы в таблице word
  • Применение формул в таблице excel
  • Применение формул в excel с примерами
  • Применение формул microsoft excel