Правила наращения падежного окончания в порядковых числительных word

Упражнения

Вариант 3

Указание.Для постановки длинного тире (черточки в начале строки, перед буквой В) нажмите клавиши <Ctrl>+<минус на дополнительной клавиатуре>. Для стиля курсив можно использовать кнопку K панели инструментов или сочетание клавиш <Ctrl> + <I> (латинская буква I), а для полужирного написания кнопку Ж или клавиши <Ctrl> + <B> (латинская буква B, в англоязычной версии курсив называют Italic, а полужирный – Bold)

Для двух последних строк используйте полужирный курсив сделайте выравнивание по правому краю.

– Вон там, – сказал Кот и махнул правой лапой, – живет Болванщик. А там, – и он махнул левой, – Мартовский Заяц. Все равно к кому пойдешь. Оба не в своем уме.

– На что мне безумцы? – сказала Алиса.

– Ничего не поделаешь, – возразил Кот.– Все мы тут не в своем уме – и ты, и я.

Л. Кэрол. Приключения Алисы в стране чудес,
гл. 6, Поросенок и перец.

Вариант 4

Правила наращения падежного окончания
в порядковых числительных

Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть:

1. Однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук.

Например.

Правильно:

5-й (пятый), 5-я (пятой, пятая), 5-е (пятое, пятые), 5-м (пятым, пятом), 5-х (пятых).

Неправильно:

5-ый, 5-ой, 5-ая, 5-ое, 5-ые, 5-ым, 5-ом, 5-ых.

2. Двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный.

Например.

Правильно:

5-го, 5-му, 30-ми.

Неправильно:

Вариант 5

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ЗАГОЛОВКАХ

В конце заголовка, вынесенного в отдельную строку, точка не ставится за исключением изданий для начинающих читать детей (например, в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку.

Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки) сохраняют.

В заголовке из двух самостоятельных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, опускают. Если такой заголовок не умещается в одну строку, то желательно разбить на строки так, чтобы точка попадала внутрь строки, а не заканчивала ее: заголовок будет более четко восприниматься как единый.

Вариант 6

Указание. В первом абзаце (начинается словом «Упражнение», нет отступа первой строки, левый маркер должен стоять на границе левого поля). Для остальных абзацев сделайте отступ первой строки, передвинув левый маркер. Последние четыре строки сделайте без красной строки курсивом, размер 10 пт. Можно сначала написать, как и предыдущие строки, затем выделить, потом щелкнуть на кнопке Курсив и установить размер шрифта.

Упражнение 197. Объясните слитное и раздельное написание отрицания не в каждой паре.

1. Комната не большая, а маленькая. – Комната небольшая, но уютная. 2. Куплена не дорогая, а дешевая мебель. – Куплена недорогая, но удобная мебель. 3. Живем мы теперь не плохо, а хорошо. – Он читает неплохо, но медленно.

Для справок. Не пишется раздельно при противопоставлении двух понятий, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается. Если же сопоставляются не прямо противоположные понятия, отрицающие одно другое, а понятия совместимые, то не пишется слитно.

Вариант 7

Указание.При форматировании этого текста удобно использовать клавишу табуляции. Она расположена в левой части клавиатуры, третья сверху. На ней
может быть надпись Tab и нарисованы стрелки Она перемещает курсор не на одну позицию, а на несколько и позволяет выравнивать текст по столбцам.
Заголовок напишите как обычно, по центру. Дальше сделайте отступ слева, поставив левые маркеры, как показано на рисунке.

Нажмите три раза клавишу Tab и напишите «в п», еще два раза нажмите Tab и напишите «в мм». Нажмите . Напишите «Нонпарель», нажмите клавишу столько раз, чтобы курсор оказался под буквой «в» в верхней строке, напишите «6», далее опять, чтобы курсор оказался под буквой «в», напишите «2.25», нажмите . Таким же образом допишите остальные строки. На рисунке каждая стрелка соответствует нажатию клавиши табуляции, в конце каждой строки нажать клавишу <Enter>.

Дальше

Наращения (буквенное падежное окончание) используются в записи порядковых (КАКОЙ?) числительных. Например: закончил 10-й класс, ученик 11-го класса, 7-й вагон, 5-й уровень, занять 2-е и 3-е места, на 1, 2 и 3-м этажах, в начале 90-х годов, 12-й маршрут.

Наращение не используется

  1. В записи количественных числительных (СКОЛЬКО?). Напр.: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений; из 3 комнат; 2-комнатная.
  2. В объектах, которые принято обозначать римскими цифрами. Напр.: ХX сьезд; III Интернационал; IV Государственная дума; ХХ Олимпийские игры; Карл V; Людовик XIV; IV квартал.
  3. В простых числительных. Напр.: первый раз; второй раз.
  4. В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п. элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, глава и т.д.) предшествует номеру. Напр.: в томе 6; главе 5; на с. 85; на рис. 8; в табл. 11; в прил. 6.
    Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице.
  5. В датах (годы и числа месяца), если слово год или название месяца следует за числом. Напр.: в 1997 году; 12 декабря 1997 года. Не: в 1972-м году; 12-го декабря 1997-го года.
    Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Напр.: в мае, числа 20-го; год 1920-й; грянул 1917-й; концерт перенесли с 15 мая на 22-е; 20-го же апреля.

Правила наращения падежного окончания

Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть однобуквенным или двухбуквенным.

Если предпоследняя буква гласная — тогда 1 буква в окончании.
5-й (пятЫй, пятОй), 5-я (пятАя), 5-е (пятОе, пятЫе), 5-м (пятЫм, пятОм), 5-х (пятЫх)

Если предпоследняя буква согласная — тогда 2 буквы в окончании.
5-го (пятоГо), 5-му (пятоМу), 30-ми (тридцатыМи)

Наращения падежного окончания при нескольких порядковых числительных подряд

Написание порядковых числительных с наращением падежного окончания различается в этом случае в зависимости от их числа и формы разделения (соединения):

  1. Если один за другим следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них. Напр.: 1-й, 2-й ряды; 9-е и 10-е классы; 40-е и 50-е годы; в 8-й или 9-й класс.
  2. Если один за другим следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного. Напр.: Ученики 5, 7, 9-х классов; 8, 11, 15, 18-й секторы; 40, 60, 70-е годы; в 7, 8 или 9-й класс.
  3. Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают: а) только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных, напр.: 50–60-е годы; в 20–30-х гг.;
    б) у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым, напр.: в 20-м–30-х секторах; в начале 70-х–80-е годы.

Всех приветствую (да, это Юлия)! Друзья! Предлагаю сегодня прокачать знания о буквенных наращениях после цифр. То и дело встречаю в текстах: 12-ти этажный, в 2-х случаях, 2019-ый год, 5-ти человек… Это все неправильно и иногда смешно, а почему — рассказываю.

Когда нужны буквенные наращения

Вспомним немного теории из школы.

Числительные есть порядковые и количественные. Количественные обозначают количество, значение, меру, отвечают на вопрос: “сколько?” (5 книг, 10 этажей). Порядковые обозначают номер при счете, отвечают на вопрос “какой?” (десятая конфета, первый класс).

Так вот: буквенные наращения нужны только после порядковых числительных.

Если вы видите на письме фразу: “Это возможно в 2-х случаях”, то знайте, в ней написано: “Это возможно в вторых случаях”.

Примеры порядковых числительных с буквенным наращением:

Как правильно пишется Как читается
2-й класс школы второй класс школы
5-я годовщина свадьбы пятая годовщина свадьбы
100-я попытка сотая попытка
Наступающий 2019-й Наступающий две тысячи девятнадцатый
дополнительный 38-й маршрут дополнительный тридцать восьмой маршрут
1-й вагон с головы поезда первый вагон с головы поезда
начало 90-х годов начало девяностых годов
3-й уровень сложности третий уровень сложности
занять 1-е и 2-е места занять первое и второе места

Когда не нужны буквенные наращения

  • При записи количественных существительных. Проверяйте себя, задавая к ним вопрос: “сколько?”, “скольки?”, “сколькими?”.

Например:

Как правильно пишется Как читается
Такси с 2 пассажирами Такси с двумя пассажирами
На работу отводится не больше 3 дней На работу отводится не больше трех дней
Садик для детей от 2 лет Садик для детей от двух лет
На расстоянии 10 метров На расстоянии десяти метров
Книга выпущена в 4 томах Книга выпущена в четырех томах
  • При записи дат: 6 марта 2019 года; 20 апреля; 1980 год.
  • После римских цифр: XX век; II часть, Карл I.
  • В номерах глав, таблиц, приложений, страниц, рисунков, томов и т. д., если перед цифрой стоит родовое слово: глава 10; табл. 1; стр. 322; рис. 6, том 3.

А иногда лучше обойтись словами, например, не нужно писать “100%-ный результат”, а напишите просто — “стопроцентный результат”.

Подробно о буквенном наращении в датах

Календарные числа записываются без буквенного наращения.

Но наращение ставится, если:

  • нет слова “год” и названия месяца, или эти слова стоят перед числом:  наступил долгожданный 2019-й; аванс ожидается в мае, числа 5-го;
  • обозначается десятилетие: 90-е; начало 70-х годов.

Как записать несколько числительных подряд

В таблице рассмотрены случаи, когда в тексте встречаются несколько числительных подряд.

Два числительных, разделенных запятой, союзом Буквенное наращение ставится для каждого числа 1-е, 2-е место;
во 2-м и 3-м акте
Более двух числительных, разделенных запятой, союзом, точкой с запятой Буквенное наращение ставится только для последнего числа 1, 2 и 3-й этаж;
50, 60, 70-е годы
Числительные, разделенные знаком тире, у которых падежные окончания совпадают Буквенное наращение ставится только у второго числительного 60-70-е годы;
2-3-го числа
Числительные, разделенные знаком тире, у которых падежные окончания разные Буквенное наращение ставится у каждого числительного В 5-м — 20-х рядах

Читайте также: Это вам не просто черточки! Разбираемся в дефисах, тире и минусах

Правила наращений

Их два.

  1. Между цифрой и буквой всегда ставится дефис.
  2. Если перед последней буквой числительного стоит гласная, то наращивается одна буква:

2-й день (вторОй день); 5-я годовщина (пятАя); в 10-м ряду (в десятОм).

Если перед последней буквой стоит согласная, то наращивают две буквы:

12-го издания (двенадцатоГо); из 5-го ряда (пятоГо).

Как писать слова, начинающиеся цифрами

Сложные существительные и прилагательные, у которых в составе есть числительное, могут записаны словом или цифрой и словом.

Если выбрана словесно-цифровая форма, никакие наращения не нужны, слово записывается с цифрой через дефис: 10-летие фирмы.

Посмотрите примеры в таблице

Правильно ✅ Нет! ?
5-летний ребенок, пятилетний ребенок 5-ти летний ребенок
9-этажное здание, девятиэтажное здание 9-ти-этажное здание
2-симочный телефон, двухсимочный телефон 2-ух симочный

Подытожим

Прежде чем поставить буквенное наращение к числительному, задайте к нему вопрос. Если это вопрос “сколько?”, наращение не нужно. Если это вопрос: “какой?”, пользуйтесь правилами, написанными в этой статье.

Еще раз сжато в таблице свод правил:

Буквенное наращение нужно Буквенное наращение не нужно ?
После порядковых числительных (10-й класс). При записи количественных числительных (5 лет)
При записи десятилетий (70-е годы) После римских цифр (VI век)
При записи года, если нет самого слова “год” (шел 2019-й) При записи дат (3 сентября)
При записи даты, если слово “месяц”, “число” стоит до цифры (июнь, число 3-е) Если перед цифрой есть родовое слово (страница 6)

И теперь вы можете троллить людей, которые пишут “первая 20-ка”, “2мя людьми”, “на протяжении 5-ти дней”, “4ре”, “7-мь” и т. д.

Спасибо за внимание 🙂

Как не оплошать, когда вы ставите буквенное наращение после чисел

В который раз вижу неправильное написание числительных в цифровой форме с наращением.

Не буду писать отсебятину. Сразу правило из Справочника Мильчина.

6.2.2. Правила наращения падежного окончания

Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть:

1. Однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук. Напр.:

Правильно:   Неправильно:
5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая)
5-е (пятое, пятые), 5-м (пятым, пятом)
5-х (пятых)
  5-ый, 5-ой, 5-ая, 5-ое, 5-ые, 5-ым, 5-ом, 5-ых

2. Двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный. Напр.:

Правильно:   Неправильно:
5-го, 5-му, 30-ми   5-ого, 5-ому, 30-ыми

В общем, как все уже поняли — не надо писать: В 90-ые годы и что-то вроде этого.

Надо: в 90-е годы, в 60-х и тд.

Наращения числительных — это цифры с окончаниями, типа «5-я колонна» и «3-го числа». Большинство придумывает эти окончания по наитию: так получаются «9 вяти этажные здания» и «16-ти летние подростки». В этом посте я постараюсь простыми словами объяснить принципы и помочь избежать ошибок.

1.Наращивайте только по необходимости

Самая частая ошибка — добавлять окончания ко всем цифрам в тексте.

Прежде чем написать «я владею 4-мя языками», попробуйте без наращения: «я владею 4 языками». Если предложение понятно и не вводит в заблуждение, скорей всего наращение не нужно. Для любителей правил: наращение используется только с порядковыми числительными.

Наращение стоит добавить, если оно поможет читателю правильно понять смысл. Например: «1 тост был за родителей», можно прочитать как «один тост», а можно как «первый тост». Это может ввести читателя в заблуждение, поэтому нужно либо написать число словом, либо нарастить окончание: «1-й тост был за родителей». Сразу стало понятно.

Неправильно: «11-ти людям»
Правильно: «11 людям», «11-му человеку»

2. Наращивайте по минимуму

Вторая ошибка — добавлять в окончание больше двух букв.

Чаще всего нужно нарастить одну букву: «5-е число», «6-й класс». И только если перед этой буквой шла согласная, нужно добавить и её: «7-го числа».

Просто старайтесь нарастить по минимуму — написать «7-о числа» у вас вряд ли получится, интуитивно захочется написать «7-го». Главное добавлять не больше двух букв — «7-ого числа», это уже перебор.

Неправильно: «16-тый»
Правильно: «16-й»

3. Пишите через дефис

Окончание пишется не слитно, не через пробел, а через дефис.

Неправильно: «2я», «2 я»
Правильно: «2-я»

4. Не разрывайте сложные слова

Некоторые слова содержат внутри себя числительные, и выдергивать их из слова нельзя.

Например, слово «двадцатилетний» можно попытаться сократить до «20-ти летний». Получится ерунда — слово писалось слитно, а теперь появился пробел.

Такие слова нужно писать так: «20-летний». Может показаться странным, если вы никогда не обращали внимание на такие сокращения, но читается без проблем.

Неправильно: «4-х ядерный процессор»
Правильно: «4-ядерный процессор»

Памятка:

1. Наращивайте только порядковые числительные, чтобы избежать двоякого смысла
2. Наращивайте 1-2 буквы: гласную и согласную, если она стоит перед ней
3. Пишите через дефис
4. Если слово содержало числительное, надо просто написать цифры через дефис, не отрывая от слова

Не страшно пропустить наращение, если смысл не пострадал. Это лучше, чем засорять текст.

P. S. Конечно, это не первая статья на эту тему — есть еще хорошая у Ильи Бирмана
Добавляйте в закладки, пишите дополнения в комментарии и подписывайтесь на мой предпринимательский канал

Like this post? Please share to your friends:
  • Правила написания функции в excel
  • Правила написания формулы в excel
  • Правила написания формул в excel если то
  • Правила написания макросов excel
  • Правила написания документов в word