Практическое задание по excel условная функция

департамент
образования вологодской области

бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

 «Череповецкий многопрофильный колледж» 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 ИНОФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ

«MS
EXCEL
. Применение функции ЕСЛИ»

Череповец

2021 г.

Организация-разработчик: бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий многопрофильный
колледж»

Разработчик:

Меледичева Т.С — преподаватель первой квалификационной
категории.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая аннотация: Разработка представляет собой урок, который проводится для обучающихся
1-ых курсов СПО и нацелен на отработку знаний и умений по работе с
MS Excel.  Материал включает в
себя вводную лекцию и задания.

Тип занятия: комбинированный.

Цели:

Образовательная: усвоить
принцип отработки логической функции ЕСЛИ и научиться применять полученные
знания на практике.

 Воспитательная:
воспитывать стремление к самостоятельному решению задач и способности к
самостоятельному применению знаний и умений для решения задач, формирование
культуры поведения и привитие  интереса  к  теме занятия через  осознание 
значимости  полученных знаний  в жизни.

Развивающая: развитие 
логического    мышления  через    умение  устанавливать    логические   
взаимосвязи,    аналитических  способностей  через   умение  сравнивать,   внимательности 
и  самостоятельности  через  самоконтроль,  самоорганизацию  и  взаимоконтроль.

Развивать ключевые
компетенции,
  в том числе:

·  учебно-познавательную как
способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и
умениями организации, планирования, рефлексии и самооценки
учебно-познавательной деятельности;

·  компетенцию
личностного самосовершенствования 
как
стремление к интеллектуальному саморазвитию и владению навыками эмоциональной
саморегуляции;

·  профессиональную
компетенцию
 как способность использовать знания
и профессиональные умения на практике.

Оборудование:
компьютер с программой
MS Excel,
проектор.

Время: 45 мин.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Применение функции «ЕСЛИ». Excel.

Теоретическая часть.

ЕСЛИ(<условие>;
<выражение1>; <выражение2>)

Условие — это логическое выражение,
которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

<выражение 1> и <выражение
2> могут быть числами, формулами или текстами (текст записывается с

помощью кавычек).

Условная функция, записанная в ячейку
таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки
определит  <выражение 1>,  в противном случае — <выражение 2>.

Следующая формула
возвращает значение 10, если значение в ячейке А1 больше 3, а в противном  случае
— 20:=ЕСЛИ(А1>3;10;20)

В качестве
аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции. В функции ЕСЛИ можно 
использовать текстовые аргументы.

Например:=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)

Функции И (AND),
ИЛИ (OR), НЕ (NOT)
позволяют создавать сложные
логические выражения. Этифункции работают в сочетании с простыми операторами
сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до30 логических аргументов и имеют
синтаксис:

=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)

=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)

Функция НЕ
имеет только один аргумент и следующий синтаксис:=НЕ(логическое_значение)

Приведем пример.
Пусть Excel возвращает текст «Прошел», если ученик имеет средний балл
более 4

(ячейка А2), и пропуск занятий меньше 3
(ячейка А3). Формула примет
вид:=ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не прошел»)

Вложенные
функции ЕСЛИ

Иногда бывает
очень трудно решить логическую задачу только с помощью операторов сравнения
ифункций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно использовать вложенные функции ЕСЛИ.
Например, вследующей формуле используются три функции ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))

Если значение в
ячейке А1 является целым числом, формула читается следующим образом:
«Еслизначение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку «Всегда».
В противном случае, если значение вячейке А1 находится между 80 и 100,
возвратить «Обычно». В противном случае, если значение вячейке А1
находится между 60 и 80, возвратить строку «Иногда». И, если ни одно
из этих условий невыполняется, возвратить строку «Никогда». Всего
допускается до 7 уровней вложения функций ЕСЛИ.

Задание 1.

Заполните
таблицу по образцу и в ячейку F2 введите следующую формулу:

=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)

Примечание: Калорийность =
Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9

Задание 2.

Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость. 5%-аяскидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000
руб.,10%-ая
,если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите
список не менее чем из 10 наименованийтоваров и с использованием функции
«ЕСЛИ» рассчитайте итоговую сумму.

Задание 3.

Торговый склад
производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше
10 месяцев
, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил
6 месяцев
, но не достиг 10, то – в 1,5 раза. Получить
ведомость уценки товара, которая должна включать следующуюинформацию:
наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена после уценки.

Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойноеусловие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:

=ЕСЛИ(C3>10;B3/2;ЕСЛИ(C3<7;B3;B3/1,5)),

где в ячейке (С-) — сколько месяцев
хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.

Задание 4.

Составить
таблицу для вычисления количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.

Количество
этажей — случайное целое число в интервале от 1 до 30.

Количество
лифтов:

·        
Менее 6 этажей – лифта нет;

·        
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;

·        
От 11 до 18 этажей – 2 лифта;

·        
От 19 до 30 этажей – 4 лифта.

Задание 5.

Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. Вячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:

·        
если средний балл = 5, то «Отличник»;

·        
если средний балл от 4 до 5, то
«Хорошист»;

·        
в противном случае — «Троечник».

Практическое задание                                                EXCEL условная функция

Дана таблица заработной платы некоторого предприятия

Фамилия

Разряд

Отдел

Пол

Зарплата

Минимальная зарплата

Петрова

3

Канцелярия

Ж

5200

5600

Сидоров

2

Склад

М

14000

Меньшова

3

Дирекция

Ж

22000

Грачев

3

Канцелярия

М

10000

Белкина

3

Склад

Ж

12000

Кузнецов

2

Дирекция

М

21000

Фунтов

2

Склад

М

12500

Используя функции ЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ, СУММ вычислите:

  1. Количество человек, имеющих 2 разряд
  2. Количество женщин, имеющих 3 разряд
  3. Количество мужчин, работающих на складе
  4. Количество человек, работающих в канцелярии и в дирекции
  5. Количество женщин, работающих на складе и их заработок
  6. Количество человек, получающих зарплату, меньше минимальной

Практическое задание                                                EXCEL условная функция

Дана таблица заработной платы некоторого предприятия

Фамилия

Разряд

Отдел

Пол

Зарплата

Минимальная зарплата

Петрова

3

Канцелярия

Ж

5200

5600

Сидоров

2

Склад

М

14000

Меньшова

3

Дирекция

Ж

22000

Грачев

3

Канцелярия

М

10000

Белкина

3

Склад

Ж

12000

Кузнецов

2

Дирекция

М

21000

Фунтов

2

Склад

М

12500

Используя функции ЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ, СУММ вычислите:

  1. Количество человек, имеющих 2 разряд
  2. Количество женщин, имеющих 3 разряд
  3. Количество мужчин, работающих на складе
  4. Количество человек, работающих в канцелярии и в дирекции
  5. Количество женщин, работающих на складе и их заработок
  6. Количество человек, получающих зарплату, меньше минимальной

Практическая работа №6. Применение функции «ЕСЛИ». Excel.

Теоретическая часть.

ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>; <выражение2>)

Условие — это логическое выражение, которое может принимать
значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. <выражение 1> и <выражение 2> могут быть числами,
формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если
условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в
противном случае — <выражение 2>.

Логические выражения.

Логические выражения используются для записи условий, в
которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические
значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один
оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического
выражения. Ниже представлен список операторов сравнения Excel:

      =
    Равно

      >
     Больше

      <
     Меньше

>= Больше или равно

<=  Меньше или равно <>  Не равно

Результатом логического выражения является логическое
значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).

Следующая формула возвращает значение 10, если значение в
ячейке А1 больше 3, а в противном случае — 20:

=ЕСЛИ(А1>3;10;20)

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать
другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы.
Например:

=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)

Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ,
чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:

=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;»»)

Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может
содержать текстовое значение. Например:

=ЕСЛИ(А1=»Динамо»;10;290)

Эта формула возвращает значение 10, если ячейка А1 содержит
строку «Динамо», и 290, если в ней находится любое другое значение.
Совпадение между сравниваемыми текстовыми значениями должно быть точным, но без
учета регистра.

Функции И (AND), ИЛИ (OR), НЕ (NOT) позволяют создавать
сложные логические выражения. Эти функции работают в сочетании с простыми
операторами сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до 30 логических аргументов
и имеют синтаксис:

=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)

=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)

Функция НЕ имеет только один аргумент и следующий
синтаксис:

=НЕ(логическое_значение)

Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими
выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.

Приведем пример. Пусть Excel возвращает текст
«Прошел», если ученик имеет средний балл более 4 (ячейка А2), и
пропуск занятий меньше 3 (ячейка А3). Формула примет вид: =ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не
прошел»)

Не смотря на то, что функция ИЛИ имеет те же аргументы, что
и И, результаты получаются совершенно различными. Так, если в предыдущей
формуле заменить функцию И на ИЛИ, то ученик будет проходить, если выполняется
хотя бы одно из условий (средний балл более 4 или пропуски занятий менее 3).
Таким образом, функция ИЛИ возвращает логическое значение ИСТИНА, если хотя бы
одно из логических выражений истинно, а функция И возвращает логическое
значение ИСТИНА, только если все логические выражения истинны.

Функция НЕ меняет значение своего аргумента на
противоположное логическое значение и обычно используется в сочетании с другими
функциями. Эта функция возвращает логическое значение ИСТИНА, если аргумент
имеет значение ЛОЖЬ, и логическое значение ЛОЖЬ, если аргумент имеет значение
ИСТИНА.

Вложенные функции ЕСЛИ

Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только
с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно
использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются
три функции ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))
Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается
следующим образом: «Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку
«Всегда». В противном случае, если значение в ячейке А1 находится
между 80 и 100, возвратить «Обычно». В противном случае, если
значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку
«Иногда». И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить
строку «Никогда». Всего допускается до 7 уровней вложения функций
ЕСЛИ.

Практика.

Задание 1.

Заполните таблицу по образцу и в ячейку F2 введите
следующую формулу:

=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)

 

Калорийность = Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9

Задание 2.

Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость.  5%-ая скидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000 руб.,
10%-ая, если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите список не менее чем
из 10 наименований товаров и с использованием функции «ЕСЛИ» рассчитайте
итоговую сумму.

 

Задание 3.

Торговый склад производит уценку
хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то
она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг
10, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать
следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена
после уценки.

Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойное условие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:
=ЕСЛИ(C36>10;B36/2;ЕСЛИ(C36<7;B36;B36/1,5)), где в ячейке (С-) — сколько
месяцев хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.

Задача №3. Ведомость уценки товара.

Наименование

Цена до уценки

Хранение

Цена после уценки

товар1

50

                16

                                 25

товар2

100

                10

                    66,666667

товар3

100

                  2

                               100

товар4

1000

                  5

                             1000

товар5

500

                  6

                               500

товар6

123

                  7

                                 82

товар7

200

                10

                    133,33333

товар8

45

                  3

                                 45

товар9

10

                  8

                    6,6666667

Задание 4.

Составить таблицу для вычисления
количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.

 

Количество этажей  — случайное  целое число в интервале от
1 до 30.

Количество лифтов:

    
Менее 6 этажей – лифта нет;

    
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;

    
От 11 до 18 этажей – 2 лифта; От 19 до 30 этажей – 4 лифта.

Задание 5.

Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. В ячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:

    
если средний балл = 5, то «Отличник»;
если средний балл от 4 до 5, то «Хорошист»;

    
в противном случае — «Троечник».

 

Урок информатики на тему

«Условная функция в Microsoft Excel»

Цель урока: научить учащихся применять условную функцию в Microsoft Excel. Отработать умения использования условной функции при решении задач практического характера.

Задачи:

Образовательная:

  • Повторение знаний по теме “Табличный процессор”.

  • Изучение правил записи условной функции в Microsoft Excel.

Развивающая:

  • Развитие представлений учащихся о прикладном значении программ пакета MS Office.

  • Развитие логическое мышление учащихся.

  • Развитие навыка анализа, синтеза.

  • Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.

Воспитательная:

  • Стимулирование познавательного интереса учащихся.

  • Воспитание самостоятельности в работе;

  • Привитие навыков вычислительной работы.

  • Воспитание аккуратности и точности при записи формул.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-практикум, продолжительность – 40 минут.

Возраст учащихся:  9 класс.

Оборудование урока: персональные компьютеры, проектор, карточки с заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Постановка темы и целей урока- 1 мин.

  3. Актуализация знаний (тест) — 6 мин.

  4.  Создание проблемной ситуации — 2 мин.

  5. Ознакомление с новым материалом – 10 мин.

  6. Домашнее задание- 1 мин.

  7. Физкультминутка – 2 мин.

  8. Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами) -15 мин.

  9.  Рефлексия – 2 мин.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

    1. Организационный момент – 1 мин.

Добрый день, ребята. Если бы на дворе был июнь, то я бы сказала: «Добрый день, ЕСЛИ вы по итогам года получите по всем предметам 5, то получите аттестат основного общего образования с отличием, иначе получите обычный аттестат». ЕСЛИ средний балл, полученный за это полугодие, составит 4,5 и выше, то вам будет выставлена оценка 5, ЕСЛИ 3,5 и выше – 4, иначе вам будет выставлена 3.

Смотрите – сплошные ЕСЛИ, т. е. условия.

Пример из другой области:

ЕСЛИ вы сделаете покупку в магазине стоимостью выше 5000 руб, то вам дадут скидку 10%, ЕСЛИ выше 3000 – 5%, иначе оплатите покупку полностью…..

Я могла бы продолжать и продолжать….. получается, что с условиями мы сталкиваемся в жизни постоянно и наша задача на сегодняшний урок – рассмотреть, как можно переложить эти условия на электронную таблицу MS Excel, т. е рассмотреть, как решаются задачи с условием.

    1. Постановка темы и целей урока- 1 мин.

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока «Условная функция в Microsoft Excel»

Для того чтобы решать задачи с использованием этой функции, вам понадобятся знания по всем темам, которые мы уже изучили в Excel. Предлагаю вам несколько вопросов, на которые необходимо дать ответ.

    1. Актуализация знаний (тест) — 6 мин.

На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми функциями программы MS Excel. С их помощью можно решать определенный класс расчетных задач в электронных таблицах. Давайте вспомним эти функции: СУММ – суммирование чисел, входящих в диапазон; СРЗНАЧ – вычисление среднего значения; МАКС и МИН – нахождение максимального и минимального значения.

Учащиеся выполняют задание, состоящее из 5 заданий. Заранее выданы карточки для записи ответов. Учащиеся при выполнении заданий записывают ответы на карточках.

Учащиеся обмениваются карточками и выставляют друг другу оценки.

    1. Какую встроенную функцию необходимо внести в ячейку, чтобы найти среднее значение в диапазоне ячеек с В3 по В21?

1)=СРЕДНЕЕ(B3:B21)

2) =СРЗНАЧЕНИЕ(B3:B21)

3) =СРЗНАЧ(B3:B21)  

4) =СРЗНАЧ(B1:B21)

2. Для чего используется функция СУММ?

1) для получения суммы квадратов указанных чисел

2) для получения суммы указанных чисел

3) для получения разности сумм чисел

4) для получения квадрата указанных чисел

3. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула, записанная в ячейке C1, после ее копирования в ячейку C2?

1) =$A$1*B2

2) =$A$1*B1

3) =$A$2*B1

4) =$A$2*B2

    1. Укажите неправильную формулу:

      1. =О45*В2

      2. =К15*В1

      3. =12А-В4

      4. =А123+О1

5. В ячейку E4 введена формула = C2*D2. Содержимое ячейки E4 скопировали в ячейку F7. Какая формула будет записана в ячейке F7?

  1. =D5*E5

  2. =D7*E7

  3. =C5*E5

  4. =C7*E7

    1. Ознакомление с новым материалом (создание проблемной ситуации) — 5 мин.

Пример 1. Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, рост. Выясните, кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают ребят с ростом более 160 см.

Фамилия

Имя

Рост (см)

Может ли заниматься

Алексеев

Иван

165

    1. Ознакомление с новым материалом – 11 мин.

Логические функции предназначены для проверки выполнения условия.

Для проверки условий при выполнении расчётов в электронных таблицах реализована условная функция:

=ЕСЛИ (условие; значение 1; значение 2)

Здесь условие — логическое выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ.

значение 1 — значение функции, если логическое выражение истинно;

значение 2 — значение функции, если логическое выражение ложно.

Функция (СЧЁТЕСЛИ) позволяет подсчитать количество ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. С помощью этой функции в ячейке Е10 подсчитывается общее количество поступивших абитуриентов:

=СЧЁТЕСЛИ(E3:E7;»Зачислен»)

Пример 2. Для заданного значения x вычислить значение y по одной из формул: если x5, то y=x-8, иначе y=x+3.

    1. Домашнее задание

1. Параграф 5.2.3.

2. Вопросы и задания после параграфа: № 15-17

    1. Физкультминутка

* Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

* Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

* И. П. – сидя на стуле. Плавно наклонит голову назад, наклонит голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-6 раз.

* И. П. – сидя на стуле, руки на поясе. Поворот головы вправо, затем исходное положение, затем поворот головы влево, потом и. п.

    1. Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами) -15 мин (проблемная ситуация с дополнительным условием)

Каждому раздается лист с заданием с поэтапными шагами по назначенному заданию (Практическая работа № 1)

Ученикам, которые быстрее других справились с предыдущим заданием, предлагается работа для самостоятельного выполнения (на дополнительную оценку) (Практическая работа № 2).

9. Рефлексия

Практическая работа №1 по теме «Условная функция в Microsoft Excel»

Цель: повторить основные понятия приложения MS Excel. Закрепить правила записи и вычисления по формулам в MS Excel. Сформировать прочные навыки работы со стандартными функциями. Работа с несколькими условиями.

Задание: разработать таблицу, содержащую следующие сведения об абитуриентах: фамилия, оценки за экзамены по математике, русскому и иностранному языкам, сумма баллов за три экзамена и информацию о зачислении.

Условия:

    1. Если сумма баллов больше или равна проходному баллу и

    2. Если оценка за экзамен по математике – «4» или «5»,

то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет.

Чтобы объединить два и более условий в формуле, необходимо использование объединяющих союзов И, ИЛИ.

=ЕСЛИ (И(условие1;условие2);действие1;действие2)

Исходной информацией является фамилии, оценки за экзамены и проходной балл. Сумма баллов, информация о минимальном и максимальном значениях, количество поступивших абитуриентов, информация о зачислении вычисляются с помощью формул, изученные на уроках.

Поступление в ВУЗ

Проходной балл:

13 

Фамилия

Математика

Физика

Русский язык

Сумма

Зачисление

1

Александров Александр

5

3

4

?

?

2

Борисов Борис

3

3

5

?

?

3

Дмитриев Дмитрий

3

3

3

?

?

4

 Иванов Иван 

5

5

3

?

?

5

Михайлов Михаил

4

4

4

?

?

Максимальный балл по предмету

?

?

?

Количество поступивших

?

Минимальный балл по предмету

?

?

?

Практическая работа №2 по теме «Условная функция в Microsoft Excel»

Цель: повторить основные понятия приложения MS Excel. Закрепить правила записи и вычисления по формулам в MS Excel. Сформировать прочные навыки работы со стандартными функциями. Работа с несколькими условиями.

Задание: разработать самостоятельно таблицу, содержащую следующие сведения: возраст зверька в месяцах, вес зверька. Дополнить таблицу необходимыми недостающими полями.

Каждому пушному зверьку в возрасте от 1-го до 2-х месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3 кг. Выяснить сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.

Зверята

Возраст зверька, месяцы

Вес зверька, кг

1

2,8

1,5

3,2

2

2,9

1,5

2,6

1

2,3

1,5

2,5

1

2,2

1

2,45

2,5

2,87

1,5

3,1

1,5

3,27

Бланк ответов (тест по Microsoft Excel)

Дата: 16.03.2018 г.

Фамилия, имя_________________________________________________________

1

2

3

4

5

Проверяющий:________________________________________________________

Количество правильных ответов ______

Оценка______

Бланк ответов (тест по Microsoft Excel)

Дата: 16.03.2018 г.

Фамилия, имя_________________________________________________________

1

2

3

4

5

Проверяющий:________________________________________________________

Количество правильных ответов ______

Оценка_______

На уроке мне всё было понятно У меня возникли некоторые Я много не понял(а)

вопросы, но я их не задал(а)

Содержание

  1. Урок «Условная функция в Microsoft Excel» учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Использование условных формул со связками функций в Microsoft Excel
  5. Пример функции И
  6. Пример функции НЕ
  7. Использование условных формул при работе с текстом
  8. Совмещение И / ИЛИ / НЕ с ЕСЛИ
  9. Условная функция и логические выражения в Excel (10-й класс)
  10. Ход урока
  11. I. Сообщение темы и постановка целей урока
  12. II. Актуализация знаний и умений учащихся
  13. III. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)
  14. IV. Ознакомление с новым материалом
  15. V. Этап закрепления знаний
  16. VI. Проверка работы учащихся
  17. VII. Подведение итогов урока
  18. VIII. Домашнее задание

Урок «Условная функция в Microsoft Excel»
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)

Урок «Условная функция в Microsoft Excel»

Скачать:

Вложение Размер
Урок «Условная функция в Microsoft Excel» 176 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики на тему

«Условная функция в Microsoft Excel»

Цель урока: научить учащихся применять условную функцию в Microsoft Excel. Отработать умения использования условной функции при решении задач практического характера.

  • Повторение знаний по теме “Табличный процессор”.
  • Изучение правил записи условной функции в Microsoft Excel .
  • Развитие представлений учащихся о прикладном значении программ пакета MS Office.
  • Развитие логическое мышление учащихся.
  • Развитие навыка анализа, синтеза.
  • Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
  • Стимулирование познавательного интереса учащихся.
  • Воспитание самостоятельности в работе;
  • Привитие навыков вычислительной работы.
  • Воспитание аккуратности и точности при записи формул.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-практикум, продолжительность – 40 минут.

Возраст учащихся: 9 класс.

Оборудование урока: персональные компьютеры, проектор, карточки с заданиями.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Постановка темы и целей урока- 1 мин.
  1. Актуализация знаний (тест) — 6 мин.
  2. Создание проблемной ситуации — 2 мин.
  3. Ознакомление с новым материалом – 10 мин.
  4. Домашнее задание- 1 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами) -15 мин.
  7. Рефлексия – 2 мин.

Компьютер, мультимедийный проектор.

  1. Организационный момент – 1 мин.

Добрый день, ребята. Если бы на дворе был июнь, то я бы сказала: «Добрый день, ЕСЛИ вы по итогам года получите по всем предметам 5, то получите аттестат основного общего образования с отличием, иначе получите обычный аттестат». ЕСЛИ средний балл, полученный за это полугодие, составит 4,5 и выше, то вам будет выставлена оценка 5, ЕСЛИ 3,5 и выше – 4, иначе вам будет выставлена 3.

Смотрите – сплошные ЕСЛИ, т. е. условия.

Пример из другой области:

ЕСЛИ вы сделаете покупку в магазине стоимостью выше 5000 руб, то вам дадут скидку 10%, ЕСЛИ выше 3000 – 5%, иначе оплатите покупку полностью…..

Я могла бы продолжать и продолжать….. получается, что с условиями мы сталкиваемся в жизни постоянно и наша задача на сегодняшний урок – рассмотреть, как можно переложить эти условия на электронную таблицу MS Excel, т. е рассмотреть, как решаются задачи с условием.

  1. Постановка темы и целей урока- 1 мин.

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока «Условная функция в Microsoft Excel»

Для того чтобы решать задачи с использованием этой функции, вам понадобятся знания по всем темам, которые мы уже изучили в Excel. Предлагаю вам несколько вопросов, на которые необходимо дать ответ.

  1. Актуализация знаний (тест) — 6 мин.

На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми функциями программы MS Excel. С их помощью можно решать определенный класс расчетных задач в электронных таблицах. Давайте вспомним эти функции: СУММ – суммирование чисел, входящих в диапазон; СРЗНАЧ – вычисление среднего значения; МАКС и МИН – нахождение максимального и минимального значения.

Учащиеся выполняют задание, состоящее из 5 заданий. Заранее выданы карточки для записи ответов. Учащиеся при выполнении заданий записывают ответы на карточках.

Учащиеся обмениваются карточками и выставляют друг другу оценки.

  1. Какую встроенную функцию необходимо внести в ячейку, чтобы найти среднее значение в диапазоне ячеек с В3 по В21?

2. Для чего используется функция СУММ ?

1) для получения суммы квадратов указанных чисел

2) для получения суммы указанных чисел

3) для получения разности сумм чисел

4) для получения квадрата указанных чисел

3. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула, записанная в ячейке C1, после ее копирования в ячейку C2?

5. В ячейку E4 введена формула = C2*D2. Содержимое ячейки E4 скопировали в ячейку F7. Какая формула будет записана в ячейке F7?

  1. Ознакомление с новым материалом (создание проблемной ситуации) — 5 мин.

Пример 1. Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, рост. Выясните, кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают ребят с ростом более 160 см.

Источник

Использование условных формул со связками функций в Microsoft Excel

Пример функции И

Начнем с разбора логической функции в Excel, которая имеет самое простое обозначение — И. Она используется для создания условных формул, где логические выражения, относящихся к одной или нескольким ячейкам, проверяются на предмет соответствия. Если они соответствуют всем указанным критериям, в результате получается ИСТИНА.

  1. Как обычно, с самого начала требуется объявить функцию, введя =И .
  2. Не забудьте поставить открывающие и закрывающие круглые скобки, чтобы далее не возникло проблем с правильностью написания функции.
  3. Для условной функции И следует указать логическое значение, связанное с ячейкой. Сделать это можно, просто нажав по необходимому значению после объявления функции.

Если только что созданная условная формула при логической функции И подразумевала соответствие всех указанных аргументов, понятно, что ИЛИ выведет ИСТИНА при наличии хотя бы одного. Создание такой формулы может стать полезным в тех ситуациях, когда есть несколько критериев оценивания определенных значений, часть из которых является удовлетворительными. Написание формулы с функцией ИЛИ происходит точно так же, как это было с предыдущим вариантом.

  1. Объявите =ИЛИ() и переместите курсор внутрь круглых скобок.
  2. Вручную впишите ячейку для логического выражения или нажмите по ней в таблице.
  3. Задайте первое логическое значение и поставьте разделитель аргументов.
  4. Сделайте то же самое со вторым и следующими логическими значениями, не забывая разделять каждый аргумент.

Значение ЛОЖЬ появляется только в тех ситуациях, когда ни одно из указанных логических выражений не соответствует числу или тексту в ячейке.

Пример функции НЕ

Последняя функция — НЕ — вызывает ИСТИНУ только в тех случаях, когда указанное логическое значение не соответствует ячейке, что и понятно по самому названию функции.

    Ее запись тоже начинается с =НЕ() , как это происходит со всеми функциями.

  • Далее впишите логическое значение, используя любые математические операции, которые необходимы при расчетах.
  • После подтверждения обратите внимание на результат. Логично, что взятая нами за пример сумма точно не соответствует 100 000, поэтому, формула выведет ИСТИНУ.
  • Если мы укажем точную сумму, логическое выражение получится верным. Соответственно, оно не подходит для НЕ и появится ЛОЖЬ.
  • Использование условных формул при работе с текстом

    Описанные выше примеры относились лишь к числам, однако ничего не помешает использовать их и при сравнении текста. Понятно, что здесь подойдет только «=», ведь одна надпись не может быть больше или меньше другой, если речь не идет о количестве символов.

      Начнем с уже известной функции И, запись текста в которой выглядит примерно как =И(A2=»Январь») . Не забывайте о том, что текст всегда нужно брать в двойные кавычки.

  • Для этой функции нужно минимум два логических значения, поэтому добавьте второй аргумент с точно такой же записью, не забыв поставить перед ним разделитель.
  • Видим, что две указанных надписи соответствуют тем, которые заданы в ячейках, поэтому появляется ИСТИНА. Если хотя бы одно из них будет ложным, результат поменяется.
  • Чего не сказать про ИЛИ, ведь здесь, как вы уже знаете, ИСТИНА выводится даже при одном соответствии из нескольких, а запись такой формулы имеет вид =ИЛИ(A2=»Октябрь»;A3=»Февраль») . Вам нужно только поменять ячейки и текст.
  • На следующем скриншоте вы наглядно видите, что из формулы подходит только одна надпись, но при этом все равно появляется удовлетворяющий результат.
  • Отдельно следует упомянуть и НЕ, поскольку здесь можно указать только одно логическое выражение, поэтому при попытке задать больше аргументов на экране появится ошибка.
  • Совмещение И / ИЛИ / НЕ с ЕСЛИ

    Из всех условных формул, которые есть в Excel, мы не разобрали только ЕСЛИ. Эту функцию описывает другой наш автор в полноформатной инструкции по ссылке ниже.

    Чаще всего И, ИЛИлибо НЕ используются как раз в связке с ЕСЛИ, чтобы получать указанные пользователем вручную ложные и истинные значения. Рассмотрим пример только на И, поскольку запись остальных функций вам уже знакома и с объявлением их внутри ЕСЛИ не возникнет трудностей.

    1. Для начала объявите =ЕСЛИ() и активируйте курсор внутри круглых скобок.
    2. Сразу же напишите И() и не забудьте про эти самые скобки, чтобы потом не закрывать их все после составления формулы.
    3. Для И присвойте несколько аргументов, которые должны удовлетворять истину.
    4. После скобок И поставьте «;», что значит закрытие первого аргумента.
    5. Напишите значение, которое должно выводиться при истине, а если это текст, обязательно заключите его в кавычки.
    6. Снова поставьте разделитель аргументов и укажите значение лжи.
    7. После нажатия по клавише ввода, формула сразу же выведет результат. На следующем скриншоте видно, что все выражения удовлетворяют И, поэтому ЕСЛИ отобразит указанное значение истины.

    Источник

    Условная функция и логические выражения в Excel (10-й класс)

    Класс: 10

    Цели урока:

    • образовательная: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции, обучение применению ее при решении задач; повторение логических выражений и изучение особенностей записи логических выражений в электронных таблицах;
    • развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
    • воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

    Оборудование: компьютеры, лазерный проектор; программное обеспечение – презентация по теме урока, индивидуальные карточки с заданиями, подготовленные демонстрационные файлы.

    Ход урока

    I. Сообщение темы и постановка целей урока

    Учитель сообщает тему и цели урока.

    II. Актуализация знаний и умений учащихся

    Для чего предназначены электронные таблицы?
    Ответ: Для автоматизации расчетов в табличной форме.

    Что обозначает принцип относительной адресации?
    Ответ. Адреса ячеек, которые используются в формулах, определены относительно места расположения формулы.

    К чему приводит принцип относительной адресации при перемещений формул?
    Ответ. Этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.

    Если копировать содержимое E20 в E25, то какая формула будет занесена в E25 (рис. 1)?

    Рис. 1
    Ответ. При смещении формулы вниз на одну ячейку всякий раз в именах ячеек номер строки будет увеличиваться на единицу. Таким образом, в ячейке E25 будет формула =C25*D25.

    Таблица та же (см. рис. 1). Если копировать содержимое E20 в F23, то какая формула будет занесена в F23?
    Ответ. При смещении формулы вправо или влево (вдоль строки) в именах ячеек изменится буквенная часть. Таким образом, в ячейке E23 будет формула =D23*E23.

    Что обозначает принцип абсолютной адресации и какой символ используется для задания абсолютной адресации?
    Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены абсолютно и при перемещении не изменяются. Для задания абсолютной адресации используется символ $.

    Дан фрагмент электронной таблицы (рис. 2). Если копировать содержимое D10 в F12, то какая формула будет занесена в F12?
    Рис. 2
    Ответ. =$C$11+D12.

    III. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

    Презентация «Условная функция»

    Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

    Задача (Слайд 2)

    Разработать таблицу, содержащую следующую информацию об абитуриентах: фамилия, оценки за экзамены по математике, русскому и иностранному языкам, сумма баллов за три экзамена и информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике – 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет.

    Давайте обсудим, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы.

    После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на рис. 3.

    Решение задачи осуществляется в Приложении 1


    Рис.3

    В ячейке С1 будет храниться значение проходного балла – 13. Формула в ячейке E3 вычисляет сумму баллов за три экзамена (воспользуемся встроенной функцией СУММ: =СУММ (B3:D3)). Эту формулу мы скопируем в ячейки E4:E6.

    А какую формулу надо задать в ячейке F3?

    Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.

    IV. Ознакомление с новым материалом

    Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентации и лазерного проектора.

    Слайд 3: общий вид условной функции

    Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения , в противном случае – .

    Слайд 4: построение логических выражений (общий случай).

    Логические выражения строятся с помощью операций отношения ( , = (больше или равно), <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ.

    Слайд 5: особенности записи логических операций в электронных таблицах.

    1. Записываем имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ)
    2. В круглых скобках перечисляются логические операнды.

    Вернемся к решению задачи 1:

    В ячейку E3 введём формулу: СУММ (B3:D3) и скопируем эту формулу в ячейки E4:E8.

    Условие, записанное с помощью логической операции И, можно расшифровать так: сумма баллов (E3) >= проходному баллу (C1) И оценка за экзамен по математике (B3) > 3. Если условие выполняется, то в клетке F3 будет отображаться текст «зачислен», в противном случае – «не зачислен».

    В ячейку F3 надо занести формулу =ЕСЛИ(И (E3>=C1;B3>3); «зачислен»; «не зачислен»). Для проходного балла в формуле будет использоваться содержимое ячейки C1. Но так как значение ячейки C1 не меняется (проходной балл является одинаковым и неизменным для всех абитуриентов), то на эту ячейку необходимо сделать абсолютную ссылку. То есть наша формула будет выглядеть так:

    Далее надо скопировать эту формулу в ячейки F4:F6. Формулы в столбике F после копирования будут выглядеть так:

    =ЕСЛИ(И (E4>=$C$1;B4>3); «зачислен»; «не зачислен»)
    =ЕСЛИ(И (E5>=$C$1;B5>3); «зачислен»; «не зачислен»)


    Слайд 6: простой пример с подробным объяснением учителя.

    Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика. Кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет.

    Решение задачи осуществляется в Приложении 2

    Решение.

    Исходной информацией являются фамилии учеников, их возраст и рост. Готовим таблицу, представленную на рис. 4.

    В ячейку D2 заносим формулу для определения, кто из учеников школы может заниматься в секции, а кто – нет:

    =ЕСЛИ(И(С2>=160; D2 =100;»мастер»;»нет звания»). Таким образом, если условие, что общее количество очков больше или равно 100, выполняется для данного спортсмена , то в соответствующей ячейке столбца H будет отображаться текст «мастер», в противном случае – «нет звания».

    В ячейку I2 – формулу =ЕСЛИ(H2=»мастер»;1;0) . Таким образом, если условие, что спортсмен является мастером выполняется, то в соответствующей ячейке столбца I будет отображаться 1, в противном случае — 0.

    В ячейку I8 – формулу =СУММ(I2:I7). Таким образом можно подсчитать общее количество спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта».


    Слайд 8: более сложный пример с подробным объяснением учителя.

    Покупатели магазина пользуются 10% скидками, если стоимость покупки превышает k рублей. Составить ведомость, учитывающую скидки: покупатель, стоимость покупки, скидка, стоимость покупки с учётом скидки. Составить таблицу и показать, кто из покупателей сделал покупки со скидкой, стоимость которых превышает k рублей.

    Решение задачи осуществляется в Приложении 4

    Решение.

    Готовим таблицу в виде, представленном на рис. 6.


    Рис. 6.

    В ячейки A1:B7 заносим соответствующие данные.

    В ячейку C2 заносим формулу =B2*0,1 (так как скидка на покупку 10%, то изначальную стоимость покупки необходимо умножить на 0,1).

    В ячейку D2 заносим формулу =B2-C2 (так как стоимость мы вычисляем покупки с учётом скидки)

    В ячейку E2 заносим формулу =ЕСЛИ(B2>=$B$9;D2;B2). В этой формуле необходимо обратить внимание на абсолютную ссылку на ячейку B9.

    При занесении формулы в ячейку E2 мы встретились с ситуацией, когда при вставке встроенной функции ЕСЛИ требуется в качестве значения логического выражения сделать ссылку на ячейку.

    V. Этап закрепления знаний

    Самостоятельная работа учащихся за компьютерами

    Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

    Задача (уровень 1).

    Покупатель магазина получает скидку 3%, если у него есть дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5000 рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки.

    Задача (уровень 2).

    В доме проживают 10 жильцов. Подсчитать, сколько каждый из них должен платить за электроэнергию и определить суммарную плату для всех жильцов. Известно, что 1 кВт/ч электроэнергии стоит m рублей, а некоторые жильцы имеют 50% скидку при оплате (например пенсионеры).

    Задача (уровень 3).

    Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20; оценке «5» — свыше 20 баллов. Составить ведомость тестирования, содержащую сведения: фамилия, количество баллов, оценка.

    VI. Проверка работы учащихся

    Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

    VII. Подведение итогов урока

    Подводятся итоги урока, выставляются оценки с аргументацией.

    VIII. Домашнее задание

    Каждому ученику выдается карточка, домашнее задание комментируется. Предлагаются задачи двух уровней сложности.

    Задача (уровень 1). Каждому пушному зверьку от 1-го до 2-ч месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3-х кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить, сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.

    Задача (уровень 2). Если вес пушного зверька в возрасте от 6-ти до 7-ми месяцев превышает 7 кг, то необходимо снизить дневное потребление витаминного концентрата на 125 г. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить на сколько килограммов в месяц снизится потребление витаминного концентрата.

    Источник

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Практические работы по созданию таблиц в excel
  • Практическое задание по excel с использованием если функций
  • Практические работы с вычислениями функциями в excel
  • Практические работы по созданию макросов в word
  • Практическое задание по excel графики