Тема Табличный процессор EXCEL-2003
Практическое занятие №
5
Логические функции
Задание:
1. Логическая функция ЕСЛИ
=ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь) — принимает одно из двух указанных значений, в зависимости от
выполнения условия.
Если логическое выражение верно, то функция принимает первое значение.
Если логическое выражение не верно, то функция принимает второе значение.
Пример: Студенты сдали экзамен. Требуется
сделать заключение: если оценка 5, 4 или 3, то экзамен сдан, иначе –
переэкзаменовка.
Запустить Excel и создать таблицу по образцу.
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(С2>=3;”Экзамен сдан”;”Переэкзаменовка”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-1.
2. Логическая функция И
И(логическое_значение1;
логическое_значение2;…) — принимает значение ИСТИНА,
если все аргументы имеют значение ИСТИНА; принимает значение ЛОЖЬ, если хотя бы
один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.
Пример: Для студентов, сдававших экзамен,
вывести сообщение «Оценка получена», для студентов, проигнорировавших экзамен,
вывести сообщение «Не пришел».
Скопировать таблицу на Лист2 и удалить формулы в ячейках D2:D11. Изменить оценки и двум студентам вместо
оценок ввести «неявка».
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(И(С2>=2;С2<=5);”Оценка получена”;”Не пришел”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-2.
3. Логическая функция ИЛИ
ИЛИ(логическое_значение1;
логическое_значение2; …) —
принимает значение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение
ИСТИНА; принимает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.
Пример: Для студентов, сдавших экзамен на 3, 4
или 5, вывести сообщение «Оценка положительная», остальным студентам – «Очень
плохо».
Скопировать таблицу на Лист3 и удалить формулы в ячейках D2:D11.
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(С2=3;С2=4;С2=5);”Оценка положительная”;”Очень
плохо”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-3.
4. Статистическая функция СЧЕТЕСЛИ
=СЧЕТЕСЛИ( диапазон; критерий)
где:
—
Диапазон – блок ячеек, содержащий проверяемые значения;
—
Критерий – константа или условие проверки;
Подсчитывает в
указанном диапазоне количество значений, совпавших с критерием.
Пример: Необходимо
подсчитать количество различных оценок по результатам экзамена.
Вставить
Лист4, переместить его на место (за Лист3). Скопировать на этот лист диапазон
ячеек А1:С11 с листа 1. Оформить ячейки столбца D по образцу.
В ячейку Е2 ввести формулу =СЧЕТЕСЛИ(С2:С11;5). В ячейку Е3
ввести формулу, используя мастер функций.
По
аналогии ввести формулы в ячейки Е4 и Е5. При вводе формулы в ячейку Е6 в поле Критерий
ввести неявка.
Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Стат-ф-4.
5. Математическая функция СУММЕСЛИ
=СУММЕСЛИ( Диапазон; Критерий [;
Диапазон суммирования ] )
где:
— Диапазон
– диапазон проверяемых значений;
— Критерий
– константа или условие проверки;
— Диапазон
суммирования – обрабатываемый диапазон. Если он отсутствует, то 1-й
аргумент функции становится и проверяемым и обрабатываемым диапазоном;
— [ ]
– указание на то, что данный аргумент функции может отсутствовать.
Вначале
рассмотрим пример использования этой функции с двумя аргументами.
Вставить
Лист5. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.
В
ячейку А10 ввести текст Сумма, если >4000. В ячейку С10 ввести
формулу =СУММЕСЛИ(С2:С8;»>4000″).
Из
примера видно, что суммироваться будут значения только тех ячеек диапазона С2:С8,
которые отвечают условию «>4000». В данном случае диапазон C2:C8 и проверяется
и обрабатывается.
Рассмотрим
использование функции с тремя аргументами.
В
ячейку А11 ввести текст Сумма для НР. В ячейку С11 ввести формулу =СУММЕСЛИ(А2:А8; «НР»;С2:С8).
В данном случае производится суммирование ячеек диапазона С2:С8
только в тех случаях, если в соседней ячейке диапазона А2:А8 находится
запись «НР». Здесь диапазон А2:А8 проверяется, а диапазон С2:С8
обрабатываются.
Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Мат-ф-5.
6. Вложенная функция ЕСЛИ
Вставить
Лист6. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.
Предположим, что премия начисляется при следующих условиях:
—
если средний балл меньше 3, то премия равна 0,
—
если средний балл больше 3, но меньше 4.5, то
премия равна 500р,
—
если средний балл больше 4.5, то премия равна 800р.
Поместить курсор в ячейку D2 и вызвать
Мастера функций.
На первом шаге в левом окне выбрать категорию Логические.
В правом окне выбрать функцию ЕСЛИ.
Щелкнуть
по кнопке ОК. Появится окно функции ЕСЛИ.
На втором шаге Мастера функций в поле Логическое_выражение
надо ввести условие, во втором поле — значение в случае Истина, а в третьем
поле — значение в случае Ложь.
Значение среднего балла находится в ячейке С2. Поэтому надо
щелкнуть мышью по кнопке с красной стрелочкой в верхнем поле справа. Диалоговое
окно свернется в строку.
В ячейке D2 будет отображено начало
формулы. Надо щелкнуть по ячейке С2, а затем по кнопке с красной стрелочкой для
возврата в окно функции ЕСЛИ. В формулу будет помещен адрес ячейки С2. Если
щелкнуть нечаянно по другой ячейке, то адрес этой ячейки также будет помещен в
формулу. Повнимательнее!
Теперь с помощью клавиатуры надо дополнить условие С2<3.
Можно было в первом поле ввести это условие с клавиатуры, не пользуясь кнопкой
с красной стрелочкой (кнопкой свертки).
Во второе поле ввести значение для случая, когда C2<3, то есть, ввести 0.
Нажать клавишу Tab или щелкнуть мышкой в третьем поле.
В это поле надо поместить вложенную функцию ЕСЛИ. В строке
формул слева имеется кнопка вызова функций.
В данном случае это функция ЕСЛИ. Надо щелкнуть по этой
кнопке, чтобы в третье поле поместить вложенную функцию ЕСЛИ. Появится новое
окно для вложенной функции ЕСЛИ.
В первое поле нового окна ввести второе условие C2<4,5, во второе поле ввести значение 500, а в третье поле ввести
значение 800.
Щелкнуть по кнопке ОК.
В ячейку D2 будет помещен результат расчета, а в строке
формул отображена расчетная формула с вложенной функцией ЕСЛИ. Скопировать эту
формулу в ячейки D3:D5 и посмотреть
результаты расчета.
Показать преподавателю и сохранить файл с именем Если-влож.
Вставить Лист7. Разместить листы по порядку. Скопировать на
Лист7 таблицу с Листа6, удалить в столбце Премия формулы. Добавить в
список фамилию Чернов, средний балл 1,5. Исправить Белову средний
балл 0,8.
Определить премию в зависимости от среднего балла при
следующих условиях:
если <1, вывести сообщение «штраф»,
если >1, но <2, то премия равна 0,
если >2, но <3, то премия равна 100,
если >3, но <4, то премия равна 200,
если >4, то премия равна 300.
Получить решение, показать преподавателю и сохранить файл с
именем Если-сам.
Закрыть табличный процессор, убедиться, что строка активных
задач пустая, закончить сеанс.
13
ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
-
познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;
-
закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;
-
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
-
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
-
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
-
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
-
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
-
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
-
Организационный момент (3 минуты).
-
Актуализация базовых знаний (12 минут).
-
Изложение нового материала (25 минут).
-
Практическая работа (1 час 30 минут).
-
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.
1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)
2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)
3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)
4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)
5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)
Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:
1.Электронная таблица – это …
а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.
б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.
г) все ответы верны
2.Активная ячейка в Excel — это:
а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа
3.Ввод формулы в Excel начинается:
а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.
4.Адрес ячейки в Excel состоит из:
а) имени файла;
б) заданного набора символов;
в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;
г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.
5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:
а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.
6.Мастер функций в Excel необходим для:
а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;
в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.
7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:
а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;
в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.
8.Информация в таблице представлена в виде:
а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны
9.Укажите правильный адрес ячейки:
а) А6С
б) В67
в) 83С
г) В1Г
10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …
а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка
11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …
а) множество всех заполненных ячеек таблицы;
б) множество всех пустых ячеек;
в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;
г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.
12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1
а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы
13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1
а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.
14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.
15.В электронной таблице нельзя удалить
а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.
Изложение нового материала.
Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:
Логические функции
В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности
-
Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:
=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)
В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).
Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.
В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».
Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).
-
Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:
=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)
Всего логических условий может быть до 30 штук.
Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:
ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».
-
Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.
-
Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.
Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.
Практическая работа.
-
Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).
-
Произвести расчёты по формуле.
-
Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)
-
Рассчитываем оценку по следующей формуле:
Для второй строки:
=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))
Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.
Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.
-
Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Создать таблицу по образцу (Приложение 2)
-
Рассчитываем оценку по следующей формуле:
Для девятой строки:
=ЕСЛИ(B9
-
В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.
Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.
Приложение 1
Задание для выполнения:
A |
B |
C |
|
1 |
Фамилия |
Количество баллов |
Оценка |
2 |
Антонов Андрей |
21 |
|
3 |
Баканов Иван |
23 |
|
4 |
Бутейко Артём |
17 |
|
5 |
Вишнякова Алина |
35 |
|
6 |
Волошина Мария |
32 |
|
7 |
Истомин Николай |
28 |
|
8 |
Козакова Ирина |
25 |
|
9 |
Кирсанов Павел |
19 |
|
10 |
Леонов Дмитрий |
21 |
|
11 |
Левченко Никита |
19 |
|
12 |
Приходько Даниил |
12 |
|
13 |
Самойлова Екатерина |
21 |
|
14 |
Тимофеева Дарья |
29 |
|
15 |
Харитонова Ольга |
31 |
|
16 |
Шейнова Марина |
34 |
Образец выполненной практической работы:
A |
B |
C |
|
1 |
Фамилия |
Количество баллов |
Оценка |
2 |
Антонов Андрей |
21 |
5 |
3 |
Баканов Иван |
23 |
5 |
4 |
Бутейко Артём |
17 |
4 |
5 |
Вишнякова Алина |
35 |
5 |
6 |
Волошина Мария |
32 |
5 |
7 |
Истомин Николай |
28 |
5 |
8 |
Козакова Ирина |
25 |
5 |
9 |
Кирсанов Павел |
19 |
4 |
10 |
Леонов Дмитрий |
21 |
5 |
11 |
Левченко Никита |
19 |
4 |
12 |
Приходько Даниил |
12 |
2 |
13 |
Самойлова Екатерина |
21 |
5 |
14 |
Тимофеева Дарья |
29 |
5 |
15 |
Харитонова Ольга |
31 |
5 |
16 |
Шейнова Марина |
34 |
5 |
Приложение 2
Задание для выполнения:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Стоимость 1 кВт (руб.) |
20 |
||
2 |
Норма, кВт/ч |
50 |
||
3 |
Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.) |
25 |
||
4 |
ФИО жильца |
Потратил |
Сумма к оплате |
|
5 |
Антонов Андрей |
40 |
||
6 |
Баканов Иван |
45 |
||
7 |
Бутейко Артём |
42 |
||
8 |
Вишнякова Алина |
51 |
||
9 |
Волошина Мария |
68 |
||
10 |
Истомин Николай |
47 |
||
11 |
Козакова Ирина |
55 |
||
12 |
Кирсанов Павел |
23 |
||
13 |
Леонов Дмитрий |
70 |
||
14 |
Левченко Никита |
46 |
||
15 |
Итого |
Образец выполненной практической работы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Стоимость 1 кВт (руб.) |
20 |
||
2 |
Норма, кВт/ч |
50 |
||
3 |
Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.) |
25 |
||
4 |
ФИО жильца |
Потратил |
Сумма к оплате |
|
5 |
Антонов Андрей |
40 |
800 |
|
6 |
Баканов Иван |
45 |
900 |
|
7 |
Бутейко Артём |
42 |
840 |
|
8 |
Вишнякова Алина |
51 |
1025 |
|
9 |
Волошина Мария |
68 |
1450 |
|
10 |
Истомин Николай |
47 |
940 |
|
11 |
Козакова Ирина |
55 |
1125 |
|
12 |
Кирсанов Павел |
23 |
460 |
|
13 |
Леонов Дмитрий |
70 |
1500 |
|
14 |
Левченко Никита |
46 |
920 |
|
15 |
Итого |
9960 |
Задание
1. Воспользоваться
справкой по функции Если
и
вычислить оценки учащихся при условии:
набравший
<20 баллов получает 2;
<30
баллов получает 3;
<40
баллов получает 4, в противном случае 5
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
Результат |
Оценка |
Аксенов |
18 |
12 |
10 |
||
Астахова |
16 |
11 |
13 |
||
Басов |
20 |
16 |
22 |
||
Возяков |
12 |
10 |
9 |
||
Галкина |
6 |
7 |
8 |
||
Дружинин |
10 |
12 |
9 |
||
Егорова |
15 |
13 |
12 |
||
Жукова |
10 |
12 |
9 |
||
Кузнецов |
8 |
9 |
8 |
||
Козина |
13 |
12 |
14 |
||
Леонов |
13 |
15 |
14 |
||
Мархотин |
17 |
18 |
16 |
||
Нестерова |
8 |
13 |
10 |
||
Прохоров |
14 |
17 |
15 |
||
Рудакова |
12 |
9 |
8 |
||
Славина |
17 |
19 |
18 |
||
Трушкин |
7 |
5 |
5 |
||
Филин |
10 |
11 |
14 |
||
Якушков |
12 |
15 |
24 |
Формула
для проверки
=ЕСЛИ(Е2<20;«2»;ЕСЛИ(Е2<30;«3»ЕСЛИ(Е2<40;
«4»;«5»)))
Задание
2.
Имеется модельная база квартир в Москве.
Выбрать для клиента с
помощью
автофильтра
квартиру
со следующими условиями:
-
метраж>=
90; -
этаж>=2;
-
2 Комнаты; исключить пятиэтажные дома;
-
Южный
округ
Метраж |
Этаж |
Количество |
Этажность |
Округ |
90 |
2 |
2 |
5 |
Южный |
140 |
5 |
3 |
12 |
Северный |
40 |
8 |
1 |
10 |
Западный |
92 |
9 |
2 |
9 |
Южный |
147 |
13 |
3 |
17 |
Восточный |
86 |
9 |
2 |
5 |
Южный |
157 |
7 |
2 |
9 |
Северный |
38 |
5 |
1 |
5 |
Западный |
94 |
9 |
2 |
9 |
Южный |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Практическая работа №6. Применение функции «ЕСЛИ». Excel.
Теоретическая часть.
ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>; <выражение2>)
Условие — это логическое выражение, которое может принимать
значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. <выражение 1> и <выражение 2> могут быть числами,
формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если
условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в
противном случае — <выражение 2>.
Логические выражения.
Логические выражения используются для записи условий, в
которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические
значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один
оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического
выражения. Ниже представлен список операторов сравнения Excel:
=
Равно
>
Больше
<
Меньше
>= Больше или равно
<= Меньше или равно <> Не равно
Результатом логического выражения является логическое
значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).
Следующая формула возвращает значение 10, если значение в
ячейке А1 больше 3, а в противном случае — 20:
=ЕСЛИ(А1>3;10;20)
В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать
другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы.
Например:
=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)
Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ,
чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:
=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;»»)
Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может
содержать текстовое значение. Например:
=ЕСЛИ(А1=»Динамо»;10;290)
Эта формула возвращает значение 10, если ячейка А1 содержит
строку «Динамо», и 290, если в ней находится любое другое значение.
Совпадение между сравниваемыми текстовыми значениями должно быть точным, но без
учета регистра.
Функции И (AND), ИЛИ (OR), НЕ (NOT) позволяют создавать
сложные логические выражения. Эти функции работают в сочетании с простыми
операторами сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до 30 логических аргументов
и имеют синтаксис:
=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)
=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)
Функция НЕ имеет только один аргумент и следующий
синтаксис:
=НЕ(логическое_значение)
Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими
выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.
Приведем пример. Пусть Excel возвращает текст
«Прошел», если ученик имеет средний балл более 4 (ячейка А2), и
пропуск занятий меньше 3 (ячейка А3). Формула примет вид: =ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не
прошел»)
Не смотря на то, что функция ИЛИ имеет те же аргументы, что
и И, результаты получаются совершенно различными. Так, если в предыдущей
формуле заменить функцию И на ИЛИ, то ученик будет проходить, если выполняется
хотя бы одно из условий (средний балл более 4 или пропуски занятий менее 3).
Таким образом, функция ИЛИ возвращает логическое значение ИСТИНА, если хотя бы
одно из логических выражений истинно, а функция И возвращает логическое
значение ИСТИНА, только если все логические выражения истинны.
Функция НЕ меняет значение своего аргумента на
противоположное логическое значение и обычно используется в сочетании с другими
функциями. Эта функция возвращает логическое значение ИСТИНА, если аргумент
имеет значение ЛОЖЬ, и логическое значение ЛОЖЬ, если аргумент имеет значение
ИСТИНА.
Вложенные функции ЕСЛИ
Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только
с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно
использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются
три функции ЕСЛИ:
=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))
Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается
следующим образом: «Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку
«Всегда». В противном случае, если значение в ячейке А1 находится
между 80 и 100, возвратить «Обычно». В противном случае, если
значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку
«Иногда». И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить
строку «Никогда». Всего допускается до 7 уровней вложения функций
ЕСЛИ.
Практика.
Задание 1.
Заполните таблицу по образцу и в ячейку F2 введите
следующую формулу:
=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)
Калорийность = Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9
Задание 2.
Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость. 5%-ая скидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000 руб.,
10%-ая, если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите список не менее чем
из 10 наименований товаров и с использованием функции «ЕСЛИ» рассчитайте
итоговую сумму.
Задание 3.
Торговый склад производит уценку
хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то
она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг
10, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать
следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена
после уценки.
Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойное условие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:
=ЕСЛИ(C36>10;B36/2;ЕСЛИ(C36<7;B36;B36/1,5)), где в ячейке (С-) — сколько
месяцев хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.
Задача №3. Ведомость уценки товара. |
|||
Наименование |
Цена до уценки |
Хранение |
Цена после уценки |
товар1 |
50 |
16 |
25 |
товар2 |
100 |
10 |
66,666667 |
товар3 |
100 |
2 |
100 |
товар4 |
1000 |
5 |
1000 |
товар5 |
500 |
6 |
500 |
товар6 |
123 |
7 |
82 |
товар7 |
200 |
10 |
133,33333 |
товар8 |
45 |
3 |
45 |
товар9 |
10 |
8 |
6,6666667 |
Задание 4.
Составить таблицу для вычисления
количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.
Количество этажей — случайное целое число в интервале от
1 до 30.
Количество лифтов:
•
Менее 6 этажей – лифта нет;
•
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;
•
От 11 до 18 этажей – 2 лифта; От 19 до 30 этажей – 4 лифта.
Задание 5.
Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. В ячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:
•
если средний балл = 5, то «Отличник»;
если средний балл от 4 до 5, то «Хорошист»;
•
в противном случае — «Троечник».
Цели:
- Образовательная – сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ» и закрепить ЗУН при работе с формулами, диаграммами.
- Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
- Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию, стимулирование интереса студентов к данной теме и к дисциплине в целом.
Задачи:
1. Ознакомить с синтаксисом функции «ЕСЛИ», способом создания вложенной функции «ЕСЛИ».
2. Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.
3. Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:
a. Форматирование ячеек;
b. Работа с абсолютными и относительными ссылками;
c. Ввод формул;
d. Ввод формул, используя функцию «ЕСЛИ»;
e. Создание и форматирование диаграмм.
Технология: личностно-ориентированная.
Методы обучения:
- Словесные: беседа, объяснение.
- Наглядные: задания на компьютере.
- Практические: тестовые задания, практические задания.
Оборудование урока:раздаточный материал, презентация, доска, тетрадь, ПК.
Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, менеджмент организации
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока. Студенты воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах
2. Проверка полученных ранее знаний.
- Название строки электронной таблицы обозначается:
а) 13С
б) F117
в) 164
г) АВ - Название столбца электронной таблицы обозначается:
а) D15
б) AВ
в) DБ
г) 255 - Адрес, какой ячейки является абсолютным?
а) $4$B
б) $Z$19
в) X21
г) $SА7 - Адрес какой ячейки является относительным?
а) 15:Y
б) $A3
в) K$21
г) S18 - В каком адресе не может меняться имя столбца при копировании?
а) 13S
б) Z$9
в) H24
г) $S35 - Диаграммы в Excel можно создать с помощью:
а) «Мастера диаграмм»
б) «Строки формул»
в) «Мастера функций»
г) «Мастера шаблонов» - Строка формул используется для отображения:
а) адреса строки
б) заголовка окна
в) адреса столбца
г) содержимого ячейки - Завершить ввод данных в ячейку можно нажатием клавиши:
а) Delete
б) Insert
в) Enter
г) Home
3. Актуализация знаний.
- Как отформатировать ячейки?
Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание (удобнее по вертикали – по высоте, поставить флажок – переносить по словам); Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Заливка” – установить заливку ячеек. - Как создать числовой ряд данных?
Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения. - Как создать диаграмму?
- Выделяем ячейки таблицы, содержащие данные для построения диаграммы.
- Выбираем команду Вставка, Диаграмма или щелкаем на кнопке, запускающей программу Мастер диаграмм:
- В последовательно появляющихся диалоговых окнах задаем параметры диаграммы:
- в первом окне выбираем требуемый тип и вид диаграммы; щелкаем на кнопке Далее;
- во втором окне проверяем диапазон выделенных ячеек, при необходимости изменяем его; указываем, при необходимости, в столбцах или в строках находятся числовые данные; щелкаем на кнопке Далее;
- в третьем окне добавляем или убираем легенду (цветовые обозначения) и вводим заголовок к диаграмме; щелкаем на кнопке Далее;
- в четвертом окне выбираем размещение диаграммы на отдельном листе или рядом с таблицей, щелкаем на кнопке Готово.
Для построения диаграммы нужно выделить необходимые данные и выполнить Вставка – Диаграмма (если данные несмежные, то выделение производить при нажатой клавише Ctrl).
- Как отформатировать диаграмму?
Через контекстное меню.
4. Объяснение нового материала (сопровождается презентацией):
1. Определение – Функция «Если» в электронных таблицах MS Excel (Категория — Логические) анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.
2. Синтаксис функции «ЕСЛИ».
=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)
Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.
Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».
Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).
3. Чтобы вставить функцию, необходимо:
- Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.
- Меню «Формулы» – «Вставить функцию»
- Категория — Логические
- Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.
- Откроется диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений.
4. Можно поменять логическое выражение на противоположное, тогда значения «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ» в диалоговом окне «Аргументы функции» нужно поменять местами.
5. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ»:
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).
Необходимо проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.
5. Применение полученных знаний при решении задач.
Приложение.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
- Анализ работы студентов с новым материалом;
- Анализ выполнения заданий (успешность);
- Анализ выполнения тестов;
- Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?»
Домашнее задание: Придумать задачу с использованием функции «ЕСЛИ».