Практические задания по excel для студентов медиков

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

 для самостоятельной работы студентов

ЕН.03
Информатика

Тема
занятия:

«Расчет
нормативных диагностических показателей пациента с использованием табличного
процессора
Excel»

специальность

31.02.01. Специальность «Лечебное дело»

(базовая  подготовка)

Преподаватель
:

Дроздова
Я.А.

Пояснительная записка

Цель учебного пособия
закрепить навыки студентов по использованию табличного процессора
Excel , сформировать
умение анализировать данные ,полученные опытным путем и представлять их при
помощи диаграмм; мотивировать обучающихся  к применению приобретенных знаний и
умений в профессиональной деятельности. 

Разработка содержит
необходимую информацию для выполнения практических заданий студентами. В
пособии изложен как теоретический материал, так и задания для практической
работы. После выполнения  практической работы студенты должны ответить на
вопросы для контроля.

Введение

Методическое пособие практического
занятия по теме: «Расчет нормативных диагностических показателей пациента с
использованием табличного процессора
Excel»
   составлено в соответствии с государственным
образовательным стандартом, согласно примерной программе по дисциплине:
«Информатика» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело».

На
изучение данной темы отводится 2 часа аудиторного времени и 1 час самостоятельной
работы студентов.

MS Excel
электронные таблицы (табличные процессоры)
— прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для
обработки различных данных, представимых в табличной форме. позволяет хранить в
табличной форме большое количество исходных данных, результатов, а также связей
(алгебраических или логических соотношений) между ними. При изменении исходных
данных все результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу.
Электронные таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным
средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных
данных, можно следить за изменением получаемых результатов и из множества
вариантов решения задачи выбрать наиболее приемлемый.

Цель
создания пособия показать возможности табличного процессора при обработке
медицинской информации, дать  более полное представление о возможностях
применения  электронных таблиц в профессиональной сфере.

Актуальность
изучаемой темы связана с  тем , что на сегодняшний день
MS Excel является самой распространенной и
мощной технологией для профессиональной работы с данными. В ячейках таблицы
могут быть записаны данные различных типов: текст, даты, числа, формулы и др.
Главное достоинство электронной таблицы – возможность мгновенного
автоматического пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями, при
изменении значения любого компонента таблицы.

Пособие
составлено для совершенствования учебного процесса, более эффективного усвоения
знаний студентами и формирования у них профессиональных компетенций.

Студентам
рекомендуется освоить данное приложение, в связи с тем, что их будущая
профессиональная деятельность связана с анализом состояния пациента на
основании  объективной информации  и сравнения её нормативными показателями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель практической работы:

Формирование  общих компетенций:

1.    
ОК2,Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их выполнение и качество

2.    
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.

3.    
ОК9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

После выполнения практических работ
студент должен
знать:

·       
назначение и использование
программы
Microsoft Excel

·       
группы и назначение встроенныхфункций
Microsoft Excel;

·       
правила построения графиков и
диаграмм

уметь:

·       
применять встроенные  функции Excel анализа данных

·       
использовать графики диаграммы для демонстрации
результата анализа данных

·       
выбирать тип диаграмм в соответствии  с
целью анализа данных

4.     Задача:

закрепить навыки студентов по
использованию табличного процессора
Excel , сформировать умение анализировать данные ,полученные опытным
путем и представлять их при помощи диаграмм; мотивировать обучающихся  к
применению приобретенных знаний и умений в профессиональной деятельности. 

5.     Вид
занятия:
  практическое

6.    
Тип занятия:
смешанное : изучение нового материала и закрепление практических навыков

7.    
Форма занятия:
практикум

8.    
Уровень освоения учебного материала: репродуктивный

9.    
Основные дидактические единицы:

         
Раздел. Организация профессиональной деятельности с помощью средств
Microsoft Office

        Тема . Обработка информации
средствами
Microsoft Excel

10.
Методы и педагогические технологии: самостоятельная
работа обучающихся под руководством преподавателя. Технология группового
обучения

11.
Дидактическое обеспечение:  справочные 
материалы по по расчету нормативных диагностических показателей пациента.

12.
Материально-техническое обеспечение:
Персональное компьютерное рабочее место обучающегося, персональный компьютер.

13.
Курс: 3

14.
Продолжительность занятия: 90
минут

I. Справочный материал

Артериальное
давление

– это параметр, который показывает, с какой силой кровяной поток давит на
стенки сосудов.

Повышенным АД
для здорового человека среднего возраста считается давление 140/90 мм. рт.ст.

Пониженным АД для
человека считается давление взрослого человека меньше 100/60 мм. рт.ст.

 

 Абсолютной
нормой для взрослого человека считается показатель 120/80 мм ртутного столба.

Однако величина нормального кровяного давления для большинства людей не
одинакова. Она зависит от возраста, веса, пола человека, а также от наличия у
него тех или иных заболеваний, индивидуальных особенностей. Существуют
возрастные ориентиры нормы артериального давления:

Нормальное
артериальное давление у человека (мм рт. ст.)

Возраст

САД (Систолическое)

ДАД (Диастолическое)

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1
год

96

95

66

65

10 лет

103

103

69

70

20
лет

123

116

76

72

30 лет

126

120

79

75

40
лет

129

127

81

80

50 лет

135

137

83

84

60
лет

142

144

85

85

70 лет

145

159

82

85

80
лет

147

157

82

83

90 лет

145

150

78

79

Однако и
эти нормы являются очень приблизительными. Для ещё более точного расчета
артериального давления существуют 2 формулы:

С учётом возраста человека:

Для людей от 7
до 20 лет :

САД = 1,7 х (Возраст человека) + 83
ДАД = 1,6 х (Возраст человека) + 42

Для людей от 20
до 80 лет :

САД = 0,4 х (Возраст человека) +109
ДАД = 0,3 х (Возраст человека) + 67

С учётом возраста и веса человека:

Для людей в возрасте от 17 до 79 лет
так:

САД = 109 + (0,5 × Возраст) + (0,1 ×
Вес)

ДАД = 63 + (0,1 × Возраст) + (0,15 ×
Вес)      

Индекс
массы тела

величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и
тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или
избыточной. Данный параметр принят ВОЗ для диагностики и оценки степени
ожирения. Рассчитывается по формуле:

ИМТ =
Масса тела (кг) : Рост (м)
²

Интерпретация
результатов:

ИМТ

Соответствие между массой
человека и его ростом

16 и менее

Выраженный дефицит массы
тела

16—18,5

Недостаточная (дефицит)
масса тела

18,5—24,99

Норма

25—30

Избыточная масса тела
(предожирение)

30—35

Ожирение 1 степени

35—40

Ожирение 2 степени

40 и более

Ожирение 3 степени

Существует
ряд других индексов для оценки массы тела человека:

Название индекса

Формула

Индекс Брока

(Норма веса)

Используется
при росте от 155 до 170 см

Нормальная
масса тела (НМТ) = (Рост в см — 100) ± 10 %

Индекс Брейтмана

(Норма веса)

Рост
(см) х 0,7 — 50 кг

Индекс Давенпорта

(Индекс)

Масса
человека (г) : Рост (см)²

Превышение
показателя выше 3,0 свидетельствует о наличии ожирения.

Индекс Ноордена

(Норма веса)

НМТ =
Рост (см) х 420 : 1000

Индекс Татоня

(Норма веса)

НМТ =
Рост — (100 + (Рост − 100) : 20)

II. Задания:

1.    
Вычислить количество полных лет пациента

2.    
На основе исходных данных вычислить
нормативное АД

3.    
Вычислить нормативное АД с учётом возраста
и веса

4.    
Вычислить индекс массы тела

5.    
Вычислить нормативные показатели массы
тела 3 разными способами

6.    
Данные занести в таблицу

7.    
Рассчитать процентное избыточной или
недостаточной массы тела от нормы.

8.    
Рассчитать процент отклонения массы тела
от нормы

9.    
Полученные данные должной массы тела
привести к диапазону значений подобно ИМТ по каждому способу вычисления.
(Подсказка: полученную должную массу тела (по каждому индексу), принять за
средне значение; из крайних значений диапазона ИМТ вычислить среднее значение
ИМТ и рассчитать процент от среднего значения для крайнего; полученный процент
придавить и отнять к должной массе тела других индексов и получить диапазон
должных значений)

10.
По таблице результатов , построить
графики, иллюстрирующие особенности пациентов по различным характеристикам
(например: зависимость степени ожирения,  ИМТ от возраста  или полового
признака.)

11.
По графикам  сделать  выводы и записать их
под таблицами .

III. Порядок выполнения работы

1.
Оформить теоретические материал в
word;
файл назвать «Нормативы_ Фамилия»

2.Создать
таблицу по образцу

 

3.
Вычислить полное количество лет воспользовавшись функцией Е
xcel
4. Вычислить нормативное АД для пациентов с учетом веса по формуле (…) см
методичку 2 курс.
5. Вычислить нормативное АД с учетом веса и возраста (….)
6. Рассчитать ИМТ по формуле (…..) и записать соответствующую  интерпретацию
7. Рассчитать нормативную массу тела тремя любыми способами и отклонение
реального веса от нормы в процентах
8.  Привести в соответствие процент отклонения от нормы массы тела с индексом
массы тела всю информацию внести в таблицу (см таблицу)

9.
Проанализировать данные в таблице

10. Результаты анализа проиллюстрировать 
графиками и диаграммами
10 сделать выводы и/или предложить рекомендации которые записать в файл Е
xcel.


IV. Вопросы для повторения

1.    
По какой формуле можно вычислить
количество полных лет пациента и какие исходные данные при этом необходимы?

2.    
Назовите способы вычисления нормативной
массы тела

3.    
Какая функция используется для проверки
условия?

4.    
Какой тип диаграммы необходимо выбрать для сравнения нескольких величин в нескольких точках.

  • MS Excel №1 (теория)

    Скачать
    306.5 КБ

  • MS Excel №1 (практика)

    Скачать
    31.6 КБ

  • MS Excel №2 (теория)

    Скачать
    23.84 КБ

  • MS Excel №2 (практика)

    Скачать
    266.81 КБ

  • MS Excel №3 (теория)

    Скачать
    236.81 КБ

  • MS Excel №3.1 (теория)

    Скачать
    20.11 КБ

  • MS Excel №3 (практика)

    Скачать
    133 КБ

  • MS Excel №4 (теория)

    Скачать
    18.86 КБ

  • MS Excel №5 (практика и теория)

    Скачать
    111.89 КБ

  • MS Excel Словарь терминов

    Скачать
    14.63 КБ

  • MS Excel Самостоятельная работа

    Скачать
    21.72 КБ

  • Ms Excel теория и практика. Фильтрация.

    Скачать
    115.97 КБ

  • MsExel практическая работа. Встроенные функции. (практика)

    Скачать
    134 КБ

  • MsExel практическая работа. Встроенные функции. (теория)

    Скачать
    24.11 КБ

МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ
ВПО Волгоградский государственный
медицинский университет

Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения
с курсом общественного здоровья и
здравоохранения ФУВ

В.И.
Сабанов

А.Н.
Голубев

Л.Н.
Грибина

Е.Р.
Комина

Ситуационные
задачи

по
медицинской статистике

с
примерами решений

в
программе
Microsoft
Excel

Учебно-методическое
пособие к практическим занятиям

по
дисциплине «Медицинская информатика»
для студентов лечебного, педиатрического,
медико-профилактического и стоматологического
факультетов

(ред.5)

ФАЙЛ:

Волгоград
2012

МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ
ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения
с курсом общественного здоровья и
здравоохранения ФУВ

В.И.
Сабанов, А.Н. Голубев, Л.Н. Грибина, Е.Р.
Комина

Ситуационные
задачи

по
медицинской статистике

с
примерами решений

в
программе Microsoft
Excel

Учебно-методическое
пособие к практическим занятиям

по
дисциплине «Медицинская информатика»

Для
специальностей: 060101 Лечебное дело,
060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое
дело, 060201 Стоматология.

Волгоград

Издательство

ВолгГМУ

2012

УДК
_________

ББК
_________

УМО

Сабанов
В.И., Голубев А.Н., Грибина Л.Н., Комина
Е.Р.

Ситуационные
задачи по медицинской статистике с
примерами решений в программе Microsoft
Excel
. Учебно-методическое пособие к
практическим занятиям по дисциплине
«Медицинская информатика» для студентов
лечебного, педиатрического,
медико-профилактического и стоматологического
факультетов. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ,
2012. – 130с.: ил.

Учебно-методическое
пособие к практическим занятиям
подготовлено на кафедре общественного
здоровья и здравоохранения с курсом
общественного здоровья и здравоохранения
ФУВ Волгоградского государственного
медицинского университета. Издание
имеет целью оптимизацию изучения
студентами важнейшего раздела дисциплины
«Медицинская информатика» — «Медицинская
статистика». В нем приведены примеры
типовых ситуационных задач, встречающихся
в медицинских исследованиях, их решения,
а также задания для самостоятельной
работы. Пособие предназначено для
студентов медицинских вузов следующих
специальностей: 060101 Лечебное дело,
060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое
дело, 060201 Стоматология.

Рецензенты:

Печатается
по решению Центрального методического
совета

Волгоградского
государственного медицинского
университета

ISBN

©
В.И. Сабанов, А.Н. Голубев, Л.Н. Грибина,
Е.Р. Комина, 2012

©
Волгоградский государственный медицинский
университет, 2012

Содержание

Введение 4

I.
Организация и этапы статистического
исследования 5

II.
Статистические таблицы 10

III.
Относительные величины, динамические
ряды 15

IV.
Вариационные ряды, средние величины,
вариабельность признака 27

V.
Проверка статистических гипотез,
критерий Стьюдента 44

VI.
Проверка статистических гипотез,
критерий Хи-квадрат 54

VII.
Метод стандартизации 60

VIII.
Дисперсионный анализ 66

IX.
Метод корреляции 75

X.
Метод регрессии 86

Контрольные
вопросы 90

Тестовые
задания 92

Список
сокращений 135

Рекомендуемая
литература 136

Введение

В
современных условиях медицинские
работники постоянно встречаются с
множеством статистических данных. В
основе решения вопроса об эффективности
применения нового способа лечения или
профилактики заболеваний лежит
статистическая обработка данных и
проверка статистических гипотез. Для
понимания сущности изучаемых явлений
врачу необходимо ориентироваться в
фундаментальных понятиях и методах
статистики, знать терминологию, уметь
правильно оценивать статистические
критерии и показатели.

Развитие
средств вычислительной техники и
внедрение информационных систем в
здравоохранение значительно расширили
возможности статистической обработки
материалов научно-практических работ.
Большинство врачей получили возможность
применять удобные программные средства
не только для автоматизации своей
основной деятельности, но и для
статистической обработки данных.
Владение методологией применения
способов статистического анализа с
помощью компьютера является основой
для получения обоснованных выводов
медико-биологических исследовании.

В
настоящем пособии рассматриваются
примеры решения типовых задач,
встречающихся в различных сферах системы
здравоохранения. Оно рассчитано на
студентов и практических врачей,
изучающих медицинскую статистику и
осваиваю­щих методы статистической
обработки данных с применением
компьютерной техники. Пособие может
использоваться для проведения занятий
со студентами медицинских вузов в
рамках учебной программы «Медицинская
информатика».

  1. Организация и этапы статистического исследования

В
любом медико-биологическом и
социально-гигиеническом исследовании
ведущая роль отводится проведению
статистического наблюдения. Его
организация определяет особенности
последующей обработки полученных
данных, выбор методов статистики и
обоснованность выводов. В связи с этим
методика проведения статистического
наблюдения является одним из важнейших
разделов статистики.

СТАТИСТИКА
— это общественная наука, которая изучает
количественную сторону массовых
общественных явлений в неразрывной
связи с их качественной стороной.

САНИТАРНАЯ
(МЕДИЦИНСКАЯ) СТАТИСТИКА

— это раздел статистики, изучающий
состояние здоровья населения (показатели
общественного здоровья) и деятельность
лечебно-профилактических учреждений
(ЛПУ), то есть состоит из статистики
здоровья и статистики здравоохранения.

Предметами
изучения

медицинской статистики являются:
здоровье населения в целом и отдельных
возрастно-половых групп; выявление и
установление зависимостей между уровнем
здоровья и факторами окружающей среды;
данные о сети, деятельности, кадрах
учреждений здравоохранения; оценка
статистической достоверности результатов
медико-биологических, клинических и
экспериментальных исследований.

Целью
исследования

в медицине и здравоохранении является
выявление закономерностей изучаемого
явления на основе проверки статистических
гипотез, сформулированных в начале
исследования. В зависимости от цели
конкретизируются частные задачи и
составляются план проведения всей
работы, а также детальные программы
сбора, разработки и статистического
анализа собранного материала.

Статистическое
исследование начинается с определения
объекта наблюдения, единицы наблюдения
и учетных признаков.

Объектом
статистического наблюдения

является статистическая совокупность,
состоящая из единиц, о которых должны
быть собраны статистические сведения,
взятая в определенных границах
пространства и времени. Например, при
сборе данных о заболеваемости объектом
наблюдения является совокупность всех
заболеваний или всех больных среди
населения на данной территории за
определенный период времени.

Единица
статистического наблюдения

– это составная часть объекта наблюдения,
подлежащая изучению и регистрации в
соответствии с программой исследования.
Например, отдельный случай заболевания
или больное лицо, входящее в состав
объекта наблюдения.

Каждая
единица наблюдения характеризуется
рядом признаков, величины которых
исследователь регистрирует в процессе
сбора статистического материала. Такие
признаки принято называть учетными.

Учетные
признаки

— это
медико-биологические характеристики,
регистрируемые у единицы наблюдения в
соответствии с целями и задачами
исследования. Такими признаками могут
быть: пол, возраст, место жительства,
диагноз, дата заболевания, длительность
болезни, ее исход и т.д.

В
медицинской статистике используются
следующие ВИДЫ
УЧЕТНЫХ ПРИЗНАКОВ
:

— сходства,
по которым единицы наблюдения объединяются
в статистическую совокупность;


различия,
которые отличают единицы наблюдения
между собой;


факторные,
которые влияют на изучаемое явление;

 результативные,
которые изменяются под влиянием факторных
признаков.

В
зависимости от способа регистрации
встречаются следующие ТИПЫ
учетных
признаков
:

 качественные
(атрибутивные), которые могут быть
выражены словесно, описательно;

 количественные,
фиксирующие числовые значения признака.

Важнейшим
понятием медицинской статистики является
«Статистическая совокупность».

СТАТИСТИЧЕСКАЯ
СОВОКУПНОСТЬ

— это группа, состоящая из большого числа
относительно однородных элементов
(единиц наблюдения), взятых вместе в
известных границах времени и пространства.
Необходимо различать два основных вида
статистических совокупностей —
генеральную и выборочную.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ
СОВОКУПНОСТЬ

состоит из всех возможных единиц
наблюдения, которые могут быть к ней
отнесены в соответствии с целью
исследования. Генеральная совокупность
в медико-биологических исследованиях
используется редко. Большинство
исследований выполняется с использованием
выборочной совокупности.

ВЫБОРОЧНАЯ
СОВОКУПНОСТЬ

– это часть генеральной совокупности,
отобранная специальным методом и
предназначенная для характеристики
генеральной совокупности.

Указанные
совокупности могут быть сформированы
двумя основными методами. МЕТОДАМИ
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

являются:

 сплошное
исследование
,
при котором изучаются все доступные
единицы наблюдения генеральной
совокупности;

— выборочное,
при котором изучается определенная
часть единиц наблюдения, наиболее полно
характеризующие статистическую
совокупность в целом.

В
зависимости от продолжительности
исследования применяются следующие
ВИДЫ
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
:
единовременное и текущее.

Единовременное
наблюдение

– это исследование, при котором
статистические данные собираются на
определенный (критический) момент
времени. Например, перепись населения.

Текущее
наблюдение

– это непрерывное, повседневное
исследование, производимое в течение
определенного периода: месяца, полугода,
года. Например, изучение уровня
заболеваемости населения города или
региона.

Перед
проведением исследования требуется
сформулировать рабочую гипотезу и
определить: что является объектом
исследования, какие единицы наблюдения
будут изучаться, какой перечень признаков
(параметров) необходимо учитывать и
какой вид исследования будет выполняться.
Затем исследователь собирает статистический
материал, выполняет его обработку и
формулирует заключение.

Таким
образом, научное исследование состоит
из нескольких этапов:

1
этап
— составление программы и плана
исследования;

2
этап
— статистическое наблюдение;

3
этап
— группировка и разработка статистического
материала;

4
этап —
анализ результатов исследования.

На
1-м этапе

статистического исследования основными
видами работ являются:


составление плана исследования;


подготовка программы исследования.

Программа
исследования

включает вопросы, что и в каком направлении
изучать, с обозначением объекта и единиц
наблюдения, учетных признаков, методов
сбора (анкеты, бланки, первичные
документы), разработки и анализа материала
(макеты таблиц, выбранные статистические
критерии).

План
исследования

отвечает на вопросы: где, сколько, когда,
кто и как выполняет исследование, и
включает:


выбор места проведения исследования;


пути формирования объекта наблюдения
(объем выборки, время, способы сбора
материала);


определение единицы наблюдения;


способы разработки материала;


сроки работ по этапам;


выбор исполнителей;


финансирование исследования;


инструкции исполнителям, организационное
и методическое сопровождение.

ПРОГРАММА
СБОРА МАТЕРИАЛА

представляет собой первичный учетный
документ (бланк, карта, анкета), в который
включены учетные признаки, соответствующие
цели исследования и подлежащие
регистрации.

При
составлении учетного документа необходимо
соблюдать следующие правила:

1) документ
должен иметь четкое
заглавие
,
в котором сформулирована единица
наблюдения;

2) учетные
признаки должны быть указаны краткими
названиями и соответствовать цели
исследования;

3)
на каждый вопрос исследования следует
предусмотреть варианты ответов в
соответствии с выделенными группами
единиц наблюдения.

Программа
разработки материала предусматривает
определение критериев группировки
единиц наблюдения и составление макетов
статистических таблиц.

На
2-м этапе

проводится сбор статистического
материала.

Статистическим
материалом в каждом данном случае
являются первичные учетные документы,
официально существующие или специально
разработанные (талоны, карты, анкеты и
т.п.). Сбор материала проводят в соответствии
с составленной ранее программой и планом
статистического исследования.

На
3-м этапе

осуществляется обработка собранного
статистического материала. Он включает
следующие последовательно выполняемые
действия: контроль, шифровка, группировка,
сводка в статистические таблицы,
вычисление статистических показателей
и их графическое изображение.

КОНТРОЛЬ
— это проверка собранного материала с
целью отбора учетных документов, имеющих
дефекты, для их последующего исправления,
дополнения или исключения из исследования.

ШИФРОВКА
— это применение условных обозначений
выделяемых признаков. При ручной
обработке материала шифры могут быть
цифровые, буквенные, знаковые; при
машинной — только цифровые.

ГРУППИРОВКА
— это распределение собранного материала
на однородные группы по характеру или
величине признаков.

ВИДЫ
группировок:


типологическая
— это группировка атрибутивных
(качественных) признаков. (Например:
пол, профессия)


вариационная
— это группировка признаков, имеющих
числовое выражение. (Например: возраст,
стаж).

СВОДКА
ДАННЫХ УЧЕТА

— занесение полученных после подсчета
цифровых данных в таблицы.

Для
дальнейшего анализа материала необходимо
произвести РАСЧЕТЫ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

и средних величин в соответствии с
программой исследования и выполнить
ГРАФИЧЕСКОЕ
ИЗОБРАЖЕНИЕ
.

На
4-м этапе

выполняется обобщение и анализ полученных
данных. Он включает:


интерпретацию полученных различных
статистических величин и графических
изображений на основе сопоставления с
нормативами, со средними уровнями
аналогичных величин, со стандартами, с
данными по другим учреждениям и
территориям, литературными данными, в
динамике;


обобщение результатов исследования;


литературное оформление работы;


выявление закономерностей;


выводы;


предложения для внедрения в практику;


прогноз, рекомендации.

Пример
создания учетного электронного документа
«Протокол работы студента» для изучения
медицинской статистики.

Задача:
необходимо создать электронный документ,
который должен содержать результаты
освоения студентом средств и методов
статистического исследования и обработки
данных в программе Microsoft
Excel.
Документ должен быть защищен паролем
и сохранен в папке локальной сети кафедры
для совместного доступа к нему
преподавателя и студентов.

Решение:
запустите программу Excel,
внесите на
листе1

заголовок и название документа, ФИО
студента(ов), которые будут работать с
ним, срок обучения, цели и основные
задачи. Пример заполнения файла этими
данными показан на рисунке 1.

Рис.
1. Пример заполнения электронного
документа протокола работы студента.

Установите
защиту

на открытие файла с назначением пароля,
для этого выполните нажатие кнопки
«
Office»



и в основном меню программы выберите
раздел «Подготовить» — > «Зашифровать
документ», введите свой пароль.
Внимание!
Запишите пароль в рабочей тетради
,
если он будет потерян, преподаватель
не сможет оценить работу студента.
Сохраните файл в сетевой папке своей
учебной группы под именем
«Статистика‑Фамилии
студентов»
,
покажите результат работы преподавателю.

  • 78 Загрузок
  • 1637 Просмотров
  • Обсудить

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Добавлено: 28.05.2019 в 20:16
  • Категория: Контрольно оценочные средства
  • Добавил: informatika12kab
    Автор: Шарапова Александра Владимировна

Шарапова Александра Владимировна
ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж»

Данный задачник по MICROSOFT EXCEL. предназначена для студентов всех специальностей, среднего профессионального образования «ЯМК». Может быть использована как преподавателями для проведения практических занятий, так и студентами, изучающими информатику

Подборка по базе: Практическая работа №5.docx, Самостоятельная работа к теме 3.1.2.docx, Практическая работа № 2«Кодекс воспитателя (учителя)» на тему «М, курсовая работа Толмачёва.docx, Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единство , История. Домашняя контрольная работа..docx, Практическая работа 1.docx, Самостоятельная работа 3.1.3.docx, Практическая работа Мухлисова З.Ф. ГРЗ-19-16.pdf, Суммативная работа за четверть, 9 класс, литература.docx

Теоретический материал

MicrosoftExcel– табличный процессор, который предназначен для создания и обработки электронных таблиц. Программа MicrosoftExcel позволяет:

  • Решать различные математические задачи, исследовать функции;
  • Осуществлять математическое моделирование и численное экспериментирование;
  • Проводить статический анализ;
  • Осуществлять прогнозирование;
  • Реализовывать функции без данных, а именно: ввод, поиск, сортировку, фильтрацию и анализ данных;
  • Устанавливать защиту данных;
  • Представлять данные в виде графиков и диаграмм;
  • Вводить, редактировать и форматировать тексты, как в текстовом редакторе;
  • Осуществлять обмен данными между другими приложениями;
  • Осуществлять многотабличные связи.

Программы обработки электронных таблиц служат для оперативного выполнения различного рода расчетов, математических операций и манипуляций с ними.

Таблица является оптимальной формой организации данных, связанных с вычислениями. Ведь и в рукописном варианте числовые данные чаще всего формируют в виде таблицы.

Сегодня программы электронных таблиц распространены во всем мире. И, естественно, они прошли свой путь развития и совершенствовались по мере развития компьютерной техники и информационных технологий.

Работая с современными электронными таблицами, мы можем не задумываться, как программа выполняет ту или иную операцию, и сконцентрироваться на содержании и оформлении создаваемого документа. Не прибегая к помощи специалистов, мы можем обработать любой объем данных: от огромных столбцов до одного числа, выполнять серьезные расчеты с помощью формул и с добавлением функций, вставлять и обрабатывать диаграммы и графики, отображать данные на карте, находить, систематизировать и упорядочивать данные, а также использовать способы форматирования, знакомые по работе с текстовым редактором.

Электронные таблицы имеют все необходимые элементы обычных таблиц: столбцы, строки и ячейки.

Рабочий лист — основной тип документа, используемый в MicrosoftExcel для хранения и обработки данных.

Активный лист — лист рабочей книги, с которым осуществляется работа.

Электронная таблица Excel состоит из 65536 строк и 256 столбцов, где строки нумеруются соответственно от 1 до 65536, а столбцы буквами латинского алфавита.

Все операции, т.е. ввод данных в виде обычного текста производится с помощью программы MicrosoftWord.

Задание 1: Постройте таблицу по образцу.

Рисунок 1. Бланк ведомости учета посещений

  1. Ввести в ячейку А1 текст «Ведомость»
  2. Ввести в ячейку А2 текст «учета посещений в поликлинике (амбулатории), диспансере, консультации на дому»
  3. Ввести в ячейку А3 текст «Фамилия и специальность врача»
  4. Ввести в ячейку А4 текст «за»
  5. Ввести в ячейку А5 текст «Участок: территориальный №»
  6. Ввести в ячейку Е5 текст «цеховой №»
  7. Создать шапку таблицы:
    • ввести в ячейку А7 текст «Числа месяца»
    • ввести в ячейку В7 текст «В поликлинике принято осмотрено- всего»
    • ввести в ячейку С7 текст «В том числе по поводу заболеваний»
    • ввести в ячейку Е7 текст «Сделано посещений на дому»
    • ввести в ячейку F7 текст «В том числе к детям в возрасте до 14 лет включительно»
    • ввести в ячейку C8 текст «взрослых и подростков»
    • ввести в ячейку D8 текст «детей в возрасте до 14 лет включительно»
    • ввести в ячейку F8 текст «по поводу заболеваний»
    • ввести в ячейку G8 текст «профилактических и патронажных»
    • ввести в ячейку А9 текст «А»
    • пронумеровать остальные столбцы таблицы
  8. Отформатировать документ по образцу.

Задание2: Вычисления в таблицах. Автосумма

  1. В таблице, построенной в предыдущем задании, заполнить произвольными данными столбцы.
  2. В строке 15 сформировать строку ИТОГО: (в ячейках В15, С15, D15, Е15, F15 и G15) использовать Автосумму.

Задание3: Вычисления в таблицах. Формулы

  1. Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 2, оставив пустыми ячейки I6:J14 в столбцах I и J таблицы.

Рисунок 2. Расчет заработной платы с использованием формул

  1. Введите в ячейку J6 формулу для подсчета Суммыквыдачебезучетаналога:

=G6+H6

  1. Скопируйте формулу в ячейки диапазона J7:J14, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании.
  2. Введите формулу для расчета Налога (столбец 9): =$E$3*(G6+H6).
  3. Скопируйте формулу в ячейки диапазона I7:I14, обратите внимание на

автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании.

  1. Измените формулу в ячейке J6: = G6+H6-I6
  2. Скопируйте формулу в ячейки диапазона J7:J14, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании.
  3. Подсчитайте итоговые значения в ячейках G16, I16, J16, используя Автосумму.
  4. Подсчитайте среднее значение по столбцу Оклад в ячейке G18, используя

Мастерфункций и функцию СРЗНАЧ (категория Статистические). Формула:

= СРЗНАЧ (G6:G14)

  1. Скопируйте формулу в ячейки I18 и J18, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

Задание 4: Построение диаграмм

  1. Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 3.


Задание 5: Вычисления в таблицах. Формулы.

«премию в размере 15% от оклада получают сотрудники, перевыполнившие план».

Перед выполнением расчетов составьте алгоритм решения задачивграфическойформе.

  1. Пересчитайте в соответствии с изменениями в таблице столбцы «Налог»,

«Сумма к выдаче», итоговые и средние значения.

  1. Сравните полученные результаты с таблицей на рис. 5.

Рисунок 4. Изменения таблицы задания №3

Рисунок 5. Результат выполнения задания 5

Задание 6: Вычисления в таблицах. Формулы.

Использованиеформул,содержащихвложенныефункции

    1. Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 6.

Рисунок 6. Таблица для определения результатов тестирования студентов

      Используя логические функции, составьте формулу для автоматизированного определения оценок студентов в соответствии с набранными баллами, исходя из следующих условий:

    Каждому студенту предложено ответить на 100 вопросов. За каждый ответ начисляется один балл.

  1. По итогам тестирования выставляются оценки по следующему критерию: от 90 до 100 баллов- оценка «отлично», от 75 до 89— «хорошо», от 60 до 74

«удовл.», от 50 до 59 — «неудовл.» , до 49 — «единица», менее 35 — «ноль». В остальных случаях должно выводиться сообщение «ошибка».

Перед выполнением расчетов составьте алгоритм решения задачи в графической форме.

    1. Рассчитайте средний балл, установив вывод его значения в виде целого числа.
    2. Упорядочьте данные, содержащиеся в таблице, по алфавиту и сравните полученные результаты с таблицей.
    3. Упорядочьте данные, содержащиеся в таблице, по убыванию набранных баллов.

Фильтр ация’>Фильтрация (выборка) данных из списка

Теоретический материал

Фильтрация (выборка) данных в таблице позволяет отображать только те строки, содержимое ячеек которых отвечает заданному условию или нескольким условиям. В отличие от сортировки данные при фильтрации не переупорядочиваются, а лишь скрываются те записи, которые не отвечают заданным критериям выборки.

Дляиспользованияавтофильтранужно:

  1. установить курсор внутри таблицы;

а) выбрать вкладку ДанныегруппаСортировкаифильтркнопкаФильтр

  1. раскрыть список столбца, по которому будет производиться выборка;
  2. выбрать значение или условие и задать критерий выборки в диалоговом окне Пользовательскийавтофильтр.

Длявосстановлениявсехстрок исходной таблицы нужно выбрать строку Удалитьфильтрв раскрывающемся списке фильтра или выбрать команду Данные – Фильтр.Дляотменырежимафильтрации нужно установить курсор внутри таблицы и повторно выбрать команду Фильтр на вкладке Данные.
Задание7. Создайте таблицу в соответствие с образцом:

    1. СтолбикКатегория заполните с помощью автозаполнения.

    1. СтолбикНаименование – заполните вручную.
    2. Ед.Измерения – с помощью функции ЕСЛИ (есликатегорияинъекции,тогдаампулы,иначе упаковка).
    3. Количество , Цена приход – заполните вручную, для столбика Приход установите формат данных Денежный.
    4. Стоимость всего — рассчитайте по формуле.
    5. Для столбика Дата привоза установите Формат данных Дата, затем заполните вручную, для но-шпы, нурафена дату привоза установите текущую.
    6. Столбцы Цена расхода, Кол-во остатков, Сумма остатков рассчитайте по формулам.

Задание 8. Фильтрация и сортировка данных

  1. Отсортируйте столбик Наименование по возрастанию.
  2. Необходимо создать список товаров, оставшихся в аптеке имеющих ненулевой остаток, т.е. отфильтровать данные. Для этого необходимо:

а) Выделить ячейку таблицы данных.

б) Выполните команду вкладка Данные группа Сортировка и фильтр

– кнопка Фильтр

в) Снимите выделение в таблицы.

  1. У каждой ячейки заголовка таблицы появилась кнопка «Стрелка вниз», она не выводится на печать, позволяющая задать критерий фильтра. Мы хотим оставить все записи с ненулевым остатком:

а) Щелкните по кнопке со стрелкой, появившейся в столбце Количествоостатка. Раскроется список, по которому будет производиться выборка.

б) Выберите строку Числовые фильтры Больше.

в) В открывшемся диалоговом окне задайте следующие условия:

г) Нажмите ОК. Данные в таблице будут отфильтрованы.

  1. Чтобы не запутаться в своих отчетах, вставьте дату, которая будет автоматически меняться в соответствии с системным временем компьютера ФормулыВставить функциюДата ивремя —Сегодня.
  2. Восстановите исходный вариант таблицы и отмените режим фильтрации. Для этого щелкните по кнопке со стрелкой и в раскрывшемся списке выберите строку Удалить фильтр, либо выполните команду ДанныеФильтрОчистить.

Источник

Adblock
detector

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Практические задания по excel для начинающих
  • Практические задания по excel анализ
  • Практические задания по excel 2016
  • Практические задания на уроке по excel
  • Практические задания на тему microsoft excel