Практические работы в excel 9 класс с графиками

Практическая работа по теме «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах MS Excel»

Цель работы: закрепление практических навыков по теме.

Критерии оценивания:

  • На оценку «3» — необходимо выполнить 1, 2, и 3 задания.
  • На оценку «4» — с 1 по 4 задания.
  • На оценку «5» — все задания.

Программное обеспечение: Windows 7, Microsoft Office 7.

Методическое обеспечение: Босова Л.Л.  Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса: в 2 ч.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Задание 1.

Представить данные в виде круговой диаграммы (см. рисунок в файле работы)

Задание 2.

Представить данные в виде гистограммы (см. рисунок в файле работы)

Задание 3.

Построить график функции у = -2х^2-2х+5 для х в диапазоне [-4;3] с шагом 0,5.

Задание 4.

Представить данные в виде двухрядной линейчатой диаграммы (см. рисунок в файле работы)

Задание 5.

Внести дополнительное форматирование в график функции из задания 3  (см. рисунок в файле работы)

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа «Графики и диаграммы» для 9 класса »

Практическая работа в 9 классе «Построение графиков функций в электронной таблице Microsoft Excel»

Интегрированный урок учебных предметов информатика и математика. Тема урока «Построение графиков функций в электронной таблице Microsoft Excel». Архив содержит  технологическую карту урока, ход урока, задание к практической работе,

Просмотр содержимого документа

«Microsoft Excel практ.работа 5»

Просмотр содержимого документа

«технологическая карта урока Построение графиков»

Просмотр содержимого документа

«Ход урока Гринькова»

Практическая работа

Построение графиков и диаграмм в табличном

процессоре Excel

Цель работы: 1) Научиться строить диаграммы по данным электронной таблицы

2) Научиться строить графики по данным электронной таблицы

3) Научится форматировать графики и диаграммы, используя панель

инструментов «Конструктор» и «Формат»

I. Выполнить следующие задания по созданию диаграмм в электронной

таблице.

Задание 1.

Задача 1.Создайте таблицу по образцу:

Задача 2. Постройте гистограмму, отображающую различные глубины озер России.

Задача 3. Постройте круговую диаграмму, которая покажет разницу глубин озер

России.

Задание 2. Отформатируйте полученные диаграммы, используя панель инструментов

«Конструктор» и «Формат» приведите их к следующему виду:

II. Выполнить следующее задание по созданию графиков в электронной

таблицы.

Задание 3.

Задача 1. Постройте графики функций у =

и у = х

3

Создайте таблицы, используя Мастер функций. Для второго столбика таблицы

выберите формат ячеек – числовой с количеством десятичных знаков равным 2.

Задача 2. Постройте графики по данным таблиц, соответственно образцу:

Чтобы добиться нужного результата, необходимо открыть вкладки «Конструктор» и

«Формат»

Практическая работа в Excel.

Диаграммы.

Откройте в сетевой папке файл Практикум 9 класс/Диаграммы.

Наша цель сегодня научиться выбирать и строить диаграммы.

Задание 1. Гистограмма.

Внизу рабочей области вы можете увидеть вкладки со всеми рабочими листами. Выберете лист Гистограммы.

На листе представлена таблица частоты выхода учениками нашей школы в сеть Интернет в  процентах.

Построим гистограмму, которая наглядно отобразит частоту выхода.

Для этого выделите диапазон ячеек A2:B6. После этого выберете Меню-Вставка-Диаграммы-Гистограмма. Перед вами перечень всех возможных гистограмм.

В первом, выделенном красным, столбце представлены обычные гистограммы. Каждый столбец это один показатель. Отличатся только внешним видом.

Во втором и третьем, выделенных зеленым, столбцах гистограммы, в которых все показатели собираются в один столбец . Области в нем отличаются по цветам.

Выберите гистограмму из первого столбца.

Образец построенной гистограммы.

В Меню-Работа с диаграммами-Конструктор вы можете изменить стиль и макет.

Измените стиль и макет по желанию.

Добавим подписи данных. Для этого нажмите на столбец диаграммы правой кнопкой мыши и выберите меню Добавить подписи данных.

Добавьте название диаграммы: «Частота выхода школьниками в Интернет».

Образец полученного результата.

Задание 2. График.

Выберите лист График.

Построим график квадратичной функции. Для этого сначала эту функцию зададим.

В ячейке А1 поставим х, в ячейке А2 напишем ту функцию, которую будем строить: у=3х^2-9х-21. Сделайте обе ячейки жирным и измените размер.

Теперь заполним х. В ячейку В1 поставьте -9, в ячейку С1 поставьте -8. Выделите ячейки B1:C1 и растяните, нажав на черных маленький квадрат в правом нижнем углу выделенного диапазона и растяните до столбца Т.

Теперь заполним у. В ячейку В2 запишите формулу. Формула всегда начинается со знака =. Вводимая формула =3*B1*B1-9*B1-21

Растяните эту формулу до столбца Т.

Теперь построим график. Выделите диапазон ячеек В2:Т2. В меню Вставка-Диаграммы выберите первый График.

Образец построенного графика:

Измените по желанию стиль и макет.

Теперь исправим подписи на оси ОХ. Нажмите на цифры-подписи оси ОХ и выберите меню Выбор данных. В открывшемся меню нажмите кнопку «Изменить».

В диапазон подписей оси добавим диапазон ячеек с х от В1 до Т1: =График!B1:T1. Нажмите ОК.

Снова нажмите ОК.

Чтобы сделать поле более похожим на координатную плоскость добавим линии сетки. Для этого нажмите правой кнопкой мыши на числа подписи оси ОУ и выбрите меню «Промежуточные линии сетки». Точно так же нажмите правой кнопкой мыши на числа подписи оси ОХ и выберите меню «Промежуточные линии сетки».

Образец построенного графика:

Задание 3. Круговая диаграмма.

Круговая диаграмма отображает визуально, какую долю в процентах занимает тот или иной показатель от всех показателей вместе взятых.

Откройте лист Круговая. На листе представлена таблица возрастов опрошенных учеников. Всего было опрошено 238 учеников.

Выделите диапазон ячеек A2:B10.  Выберите меню-Диаграмма-Круговая.

Образец построенной диаграммы:

По вкусу выберите стиль и макет. Добавьте название диаграммы: «Возраст».

Задание 4. Линейчатая.

Линейчатая диаграмма  это почти тоже самое, что и гистограмма, только столбцы горизонтальные.

Выберите лист Линейчатая. Для начала изменим внешний вид таблицы. Выделите ячейки А2:А11 и нажмите кнопку Перенос текста.

Теперь выделите диапазон ячеек В2:В11. Првой кнопкой нажмите на выделенный диапазон и выберите меню «Формат ячеек».

Тип данных выберите «Процентный».

Теперь построим диаграмму. Выберите диапазон ячеек А2:В11. В меню Вставка-Диаграммы выберите Линейчатую диаграмму из первого ряда. В остальном все тоже самое, что и у гистограмм. Выберите стиль, макет диаграммы по вкусу. Добавьте подписи данных и название «Информация».

Образец итоговой диаграммы:

Задание 5. С областями.

Диаграмма с областями очень похожа на графики.

Выберите лист С областями.

Построим диаграмму динамики изменения температуры за март 2015 года.

Выделите диапазон ячеек В2:В32. Выберите в меню Вставка-Диаграммы-С Областями первую область. Выберите стиль и макет по вкусу. Добавьте название диаграммы «Динамика изменения температуры за март».

Образец построенной диаграммы:

Задание 6.Лепестковая.

Переключитесь на лист Лепестковая.

Перед вами таблица устройств для выхода в Интернет учеников нашей школы. Представлены как используемые учениками устройства, так и те, которые есть у них в доступе. Построим диаграмму , отображающую предпочтения в выборе устройств.

Выделите всю таблицу. Диапазон ячеек А1:G3. Выберите в меню Вставка-Диаграмма-Другие-Лепестковая.

Измените стиль и макет по своему вкусу. Добавьте название «Используемые устройства».

Образец полученной диаграммы.

Данный дидактический материал по теме «Электронные таблицы» рекомендуется для учащихся 9 классов. Материал включает задания, которые учащиеся выполняют на компьютере.
Электронные таблицы (табличный процессор) – это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере.

С помощью электронных таблиц можно сделать числовые данные более наглядными за счёт их графического представления. Основными средствами графического представления табличных данных являются диаграммы. Диаграмма – это средство наглядного графического представления количественных данных.
Графики используются для отображения зависимости значений одной величины от другой.

©

Поспелова Галина Васильевна

Поспелова Галина Васильевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Практическая работа «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Информатика 9 класс».

Загрузка началась…

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА №1

Тема: Создание и форматирование таблиц в табличных процессорах

Файлы, создаваемые
с помощью MS Excel, называются рабочими книгами Еxcel и имеют по умолчанию
расширение xls. Имя файла может быть любым, разрешенным в операционной системе
Windows. Рабочая книга по аналогии с обычной книгой может содержать
расположенные в произвольном порядке листы. Листы служат для организации и
анализа данных. Можно вводить и изменять данные одновременно на нескольких
листах, а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов.

Имена листов
отображаются на ярлыках в нижней части окна книги. Для перехода с одного листа
на другой следует щелкнуть мышью по соответствующему ярлыку.

Название текущего (активного)
листа выделено подсветкой.

Рабочее
поле листа – это электронная таблица, состоящая из столбцов и строк.

Названия столбцов – буква или
две буквы латинского алфавита. Названия строк – цифры.

Пересечение конкретного столбца и строки образует
ячейку.

Местоположение
ячейки задается адресом, образованным из имени столбца и номера строки, на
пересечении которых находится эта ячейка.

Одна
из ячеек рабочего листа является текущей, или выделенной, она обведена жирной
рамкой. Адрес текущей ячейки при этом указывается в поле имени (области ссылок)
— области в левой части строки формул.

Ввод
данных с клавиатуры осуществляется в текущую ячейку. Содержимое текущей ячейки
отображается в строке формул.

Основным отличием
работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода
данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т.е. дать понять программе, что
вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку.

Зафиксировать данные можно одним из способов: o нажать
клавишу {Enter};  o щелкнуть мышью по другой ячейке;
o
 воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к
другой ячейке).

После
завершения ввода число в ячейке (в том числе и результат вычисления по формуле)
по умолчанию выравнивается по правому краю. При вводе числа отображается
столько цифр, сколько помещается в данную ячейку по ширине. Если число не
помещается в ячейку, MS Excel отображает набор символов (###########).

Текст
по умолчанию выравнивается по левому краю. Если выделить ячейку и заново ввести
данные, то ранее введенные данные стираются.

Задание 1.

Создайте таблицу содержащую
информацию о планетах солнечных систем, руководствуясь указаниями

Солнечная
система.

Планета

Период обращения

(в     земных

годах)

Расстояние (в млн.км.)

Диаметр (в  ,тыс.км.)

Спутники

Меркурий

0,241

58

4,9

0

Венера

0,615

108

12,1

0

Земля

1

150

12,8

1

Марс

1,881

288

6,8

2

Юпитер

11,86

778

142,6

16

Сатурн

29,46

1426

120,2

17

Указания:

1)  В ячейке А1напечатайте
заголовок: Солнечная система.

2)  Расположите заголовок
по центру относительно таблицы: 

v Выделите
диапазон ячеек А1 : Е1

v Щелкните
по кнопкеОбъединить и поместить в центре на панели инструментов.

3)                
В ячейку А2внесите текст: Планета

4)                
В диапазон А3 : А8 введите название планет.

5)                
В ячейку В2 внесите текст: Период обращения ( в земных
годах).

6)                
В ячейку С2 внесите текст: Расстояние ( в млн. км.).

7)                
В ячейку D2 внесите текст: Диаметр ( в тыс. км.).

8)                 
В ячейку Е2 внесите текст: Спутники.

9)                
Выделите диапазон ячеек В2 :D2, выполните команду Формат/Ячейки
на вкладке Выравнивание активизируйте флажок Переносить по словам,
нажмите ОК.

10)           
Заполните диапазон В3 : Е3 числами.

11)           
Отформатируйте текст в таблице

v Шрифт в заголовке – ArialCyr,
размер 14, синий цвет, полужирное начертание.

v Шрифт в
таблице – TimesNewRomanCyr, размер 12, красный цвет,
начертание полужирный курсив

12)  Текстовые данные
выровняйте по центру.

13)  Задайте рамку для
таблицы: 

v   
Выделите таблицу ( без заголовка), выполните команду Формат/Ячейки,
вкладка Граница. Установите цвет – синий, Тип линии – двойной
и щелкните по кнопке Внешние, затем выберите Тип линии – пунктир
и щелкните по кнопке Внутренние, нажмите ОК.

v   
Выделите диапазон ячеек А2 : Е2, выполните команду Формат/Ячейки
вкладка Граница, щелкните оп кнопке с нижней границей в группе Отдельные.

Задайте
заливку для второй строки таблицы: Выполните команду Формат/Ячейки, вкладка
Вид.

Задание 2. 

Создайте таблицу,показанную на рисунке.

 

Задание 3. 

Создайте таблицу,показанную на
рисунке.

A

B

C

D                            Е         

1

Выполнение плана предприятиями области

2

Наименовани е предприятия

Среднегодов ая стоимость

основных фондов 

(млн. руб.)

Среднесписо чное число

работающих

за отчётный период

Производств о продукции

за отчётный период 

(млн. руб.)

Выполнение плана (в процентах)

3

Авиаприбор

3,0

360

3,2

103,1

4

Стеклозавод

7,0

380

9,6

120,0

5

Медтехника

2,0

220

1,5

109,5

6

Автопровод

3,9

460

4,2

104,5

7

Темп-Авиа

3,3

395

6,4

104,8

8

Приборостроительный завод

2,8

280

2,8

108,1

9

Автонормаль

6,5

580

9,4

94,3

10

Войлочная

6,6

200

11,9

125,0

11

Машиностроительный завод

2,0

270

2,5

101,4

12

Легмаш

4,7

340

3,5

102,4

13

ИТОГО:

41,8

3485

55

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Тема. Форматирование содержимого ячеек

В Excel существует 5
типов данных: текст, число, дата, формула, функция. Для разных типов данных
возможны разные операции. Например, числа можно складывать, а даты нельзя. Из
текстов можно вырезать символы, а из формул нельзя. Тип определяется
автоматически по вводимой информации. 

Если
числовые данные имеют специальные единицы измерения – денежные, проценты, даты,
время, то нужно использовать соответствующие специальные форматы. 

Формат
содержимого выделенной ячейки можно установить с помощью командных кнопок. Вкладка
Числопозволяет выбрать требуемый формат из списка форматов и установить
его параметры. Группа кнопок Числовой(рис.1) позволяет установить
требуемое количество значащих цифр в десятичной записи числа.

 

Рисунок.1

Выравнивание и изменение ориентации  текста и
чисел.

Excel
позволяет выравнивать текст и числа по горизонтали (влево, вправо, по центру) и
по вертикали (по верхнему краю, посередине, нижнему краю). 

Выравнивание значений
внутри клетки определяет положение выводимых данных относительно ее границ и
задается следующими характеристиками: 

                  
горизонтальное выравнивание (по левому краю, по правому краю, по
обоим краям, по центру;

                  
вертикальное выравнивание (по верхнему краю, по нижнему краю, по
центру; 

                  
ориентация (горизонтальная, вертикальная с горизонтальным
представлением сим волов в столбик, вертикальная с представлением символов с
поворотом на 90° влево, вертикальная с представлением символов с поворотом на
90° вправо, с заданным углом поворота).

Автозаполнение.

Автозаполнение ячеек в Excel –
это автоматическое продолжение ряда данных. 

 Автоматическое
заполнение ячеек также используют для продления последовательности чисел c
заданным шагом (арифметическая прогрессия).

Для того, чтобы автоматически заполнить пустые ячейки
данными, необходимо протянуть мышкой за правый нижний угол активной ячейки, он
примет вид маленького знака «+», называется «маркером
автозаполнения», и растянуть данные на необходимое количество ячеек.

По умолчанию Excel продолжит заполнение данными ячейки в
зависимости от имеющихся в выделенных ячейках/ячейке данных, например, если
просто растянуть число «1», то остальные ячейки заполнятся единицами, если
выделить две ячейки с числами «1» и «2», то Excel продолжит ряд данных: «3»,
«4», «5» и т.д.

Обратите
внимание, что в процессе перетаскивания появляется экранная подсказка,
сообщающая, что будет введено в текущую ячейку.

Автозаполнение отлично работает с датами, при
использовании простого растягивания с помощью маркера заполнения, изменение
идет аналогично числам.

А
также автозаполнение работает с названием дня недели. Например, если вы
собираетесь ввести дни недели, введите название того дня, с которого хотите
начать. Можно начать с любого дня недели, вовсе не обязательно с понедельника.
Кроме того, можно использовать общепринятые сокращения. Можно написать
Понедельник, или Пн — Excel 2003 все равно поймет. Исходя из варианта
написания, Excel  дополнит ряд и напишет далее: Вторник, Среда, и т.д., или —
Вт, Ср и т.д. соответственно.

Автозаполнение прекрасно работает и с текстом, но здесь
есть свои нюансы, если для чисел и дат можно настроить шаг, то, если мы
говорим, например, о фруктах, автомобилях, именах Excel не может предугадать
что подставлять следующим, поэтому, по умолчанию, автозаполнение работает в
режиме копирования.

А
работает она следующим образом: при указании ячейки, находящейся
непосредственно под столбиком из одной или более заполненных ячеек, Excel 
пытается угадать, что нужно ввести, основывая свои домыслы на уже введенных
значениях [2]. 

Например, если уже
введено слово Трюфеля, и вы снова нажимаете букву Т, Excel, естественно,
предполагает, что снова требуется напечатать Трюфеля, и делает это за вас.
Можно также щелкнуть правой кнопкой мыши непосредственно под столбиком ячеек и
из появившегося контекстного меню выбрать командуВыбрать из раскрывающегося
списка, после чего выбрать нужное значение из списка.  

Задание 1.

Оформите на листе фрагмент

 

Задание 2.

Сделайте форматирование ячеек по образцу

  

Задание3.

Оформите фрагмент листа, который при
предварительном просмотре

(а следовательно, и на бумаге) будет иметь вид,
представленный на рисунке.

 

Задание4.

Сформируйте таблицы по образцу,
используя маркер автозаполнения.

Дни недели

Февраль

Понедельник

1

8

15

22

Вторник

2

9

16

23

Среда

3

10

17

24

Четверг

4

11

18

25

Пятница

5

12

19

26

Суббота

6

13

20

27

Воскресение

7

14

21

28

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема. 
Использование формул и мастера функций в расчетных операциях.

Ввод формул в ячейку начинается с ввода
символа =, за которым следует выражение
(арифметическое,
логическое, текстовое). Выражение строится из констант, ссылок на
ячейки и диапазоны ячеек, обращений к
функциям, разделенных знаками операций
(операторами)
и круглыми скобками. Excel вычисляет выражение и отображает в ячейке
результат вычисления. 

Возможность применять в вычисляемых
формулах в качестве аргументов ссылок на
ячейки
(адресов) является одним из основных достоинств MS Excel. Если после
завершения ввода формулы в какой-либо
ячейке-аргументе изменится значение, то Excel
сразу же автоматически пересчитает новый результат и заменит им
прежнее значение в
ячейке.

Создать формулу
можно с использованием чисел и при помощи ячеек, содержащих данные. В первом
случае значения вводятся с клавиатуры, во втором – нужные ячейки выделяются
щелчком мыши. 

Чтобы
задать формулу для ячейки, необходимо активизировать ее (поставить курсор) и
ввести равно (=). 

После введения формулы нажать Enter. В ячейке
появится результат вычислений.

В Excel применяются стандартные математические
операторы:

+ (плюс)

Сложение

=В4+7

— (минус)

Вычитание

=А9-100

* (звездочка)

Умножение

=А3*2

/ (наклонная черта)

Деление

=А7/А8

^ (циркумфлекс)

Степень

=6^2

= (знак равенства)

Равно

<

Меньше

>

Больше

<=

Меньше или равно

>=

Больше или равно

<>

Не равно

Символ
«*» используется обязательно при умножении. Опускать его, как принято во время
письменных арифметических вычислений, недопустимо. То есть запись (2+3)5 Excel
не поймет.

В выражениях в первую очередь
вычисляются функции и части, заключенные в
круглые
скобки, а затем выполняются операции в порядке уменьшения их приоритетов

[2].

Excel предоставляет большой набор
различных встроенных функций, имеющих
разные
назначения.
 

Для этого применяется удобный инструмент, как«Мастер
функций»
.

Используемые величины называют аргументами.

Для этого следует выбрать пункт «вставить функцию».

В верхней части
окна расположено поле поиска. Сюда можно ввести наименование функции и нажать
кнопку «Найти», чтобы быстрее отыскать нужный элемент и получить доступ
к нему (Рис.2).

 

Рисунок
2.

Для
того, чтобы перейти к окну аргументов, прежде всего необходимо выбрать нужную
категорию. В поле «Выберите функцию» следует отметить то наименование,
которое требуется для выполнения конкретной задачи. В самой нижней части окна
находится подсказка в виде комментария к выделенному элементу. После того, как
конкретная функция выбрана, требуется нажать на кнопку «OK».

После
этого, открывается окно аргументов функции. Главным элементом этого окна
являются поля аргументов (рис.3). 

 

Рисунок
3.

Если
мы работаем с числом, то просто вводим его с клавиатуры в поле, таким же
образом, как вбиваем цифры в ячейки листа.

Если же в качестве
аргумента выступают ссылки, то их также можно прописать вручную, или не
закрывая окно Мастера, выделить курсором на листе ячейку или целый
диапазон ячеек, которые нужно обработать. После этого в поле окна

Мастераавтоматически
заносятся координаты ячейки или диапазона.

После
того, как все нужные данные введены, жмем на кнопку «OK», тем самым
запуская процесс выполнения задачи.

После
того, как вы нажали на кнопку «OK»Мастер закрывается и происходит
выполнение самой функции.

В
процессе создания функций следует четко соблюдать ряд правил использования
знаков препинания. Если пренебрегать этим правилом, программа не сумеет
распознать функцию и аргументы, а значит, результат вычислений окажется
неверным. 

Все аргументы должны
быть записаны в круглых скобках. Не допускается наличие пробелов между скобкой
и функцией. Для разделения аргументов используется знак «;». Если для
вычисления используется массив данных, начало и конец его разделяются
двоеточием.

Например,  =СУММ(A1;B1;C1).

=СУММ(A1:A10).

В случае неверного
ввода аргументов результат вычислений может быть непредсказуем. В том случае,
если в процессе работы с формулами в Excel возникнет ситуация, когда вычисление
будет невозможно, программа сообщит об ошибке.

Расшифруем наиболее часто
встречающиеся: 

### – ширины столбца недостаточно для отображения
результата; 

#ЗНАЧ! – использован недопустимый аргумент; 

#ДЕЛ/0 – попытка разделить на ноль;

#ИМЯ? – программе не
удалось распознать имя, которое было применено в выражении; 

#Н/Д – значение в процессе расчета было
недоступно; 

#ССЫЛКА! – неверно указана ссылка на ячейку; 

#ЧИСЛО! – неверные числовые значения [5].

Задание 1.

Посчитайте, хватит ли вам 130
рублей, чтоб купить все продукты.

Наименование

Цена в
рублях

Количество

Стоимость

1

Хлеб

9,6

2

2

Кофе

2,5

5

3

Молоко

13,8

2

4

Пельмени

51,3

1

5

Чипсы

2,5

1

Итого

Задание 2.  

Создайте таблицу по образцу и выполните необходимые
расчеты. 

№  пп

Наименование

затрат 

Цена

(руб.) 

Количество 

Стоимость 

1. 

Стол 

800 

400 

2. 

Стул 

350 

400 

3. 

Компьютер 

14 976 

4. 

Доска
школьная 

552 

5. 

Дискеты 

25 

150 

6. 

Кресло 

2 500 

7. 

Проектор 

12 000 

Общее кол-во затрат

Задание 3.

Создайте таблицу по образцу. Выполните необходимые
вычисления.

Продажа
товаров для зимних видов спорта.

Регион 

Лыжи

Коньки

Санки

Всего

Киев

3000

7000

200

Житомир

200

600

700

Харьков

400

400

500

Днепропетровск

500

3000

400

Одесса

30

1000

300

Симферополь

40

500

266

Среднее

Задание 4.

В таблице (рис. 4.55) приведены данные о количестве легковых
автомобилей, выпущенных отечественными автомобильными заводами впервом
полугодии 2001 года.Определите:

а) сколько автомобилей выпускал каждый завод в
среднем за 1 месяц;

б) сколько автомобилей выпускалось в среднем на
одном заводе закаждый месяц.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Теоретические сведения.

Одним
из достоинств электронных таблиц является возможность копирования формул, что
значительно ускоряет проведение расчетов. А что происходит при таком
копировании с адресами ячеек? Адреса ячеек изменяются.

При копировании
формул вниз по столбцу автоматически изменяется номер строки, соответственно
при копировании по строке – автоматически изменяется имя столбца.
Следовательно, адрес ячейки имеет относительную адресацию. Относительно чего?

Относительно своего места нахождения.

Значит, та адресация ячейки, о которой говорилось ранее
прежде, состоящая из номера столбца и номера строки (например, Сl5), является
относительной адресацией ячейки.

В
относительных ссылках координаты ячеек изменяются при копировании, относительно
других ячеек листа.

Для
создания универсальной таблицы часто требуется, чтобы адрес некоторых ячеек не
изменял своего значения при копировании. Именно для реализации такой задачи в
программе Excel предусмотрен другой вид адресации ячейки – абсолютный.

Формула
с абсолютной ссылкой ссылается на одну и ту же ячейку. То есть при
автозаполнении или копировании константа остается неизменной (или постоянной).

Абсолютные ссылки –
это ссылки, при копировании которых координаты ячеек не изменяются, находятся в
зафиксированном состоянии. 

Закрепить
какую-либо ячейку можно, используя знак $ перед номером столбца и строки в
выражении для расчета: $F$4. Если поступить таким образом, при копировании
номер ячейки останется неизменным. 

Абсолютная
адресация ячеек настолько важна и так часто применяется, что в программе Excel
для ее задания выделили специальную клавишу – [F4|.

Используя абсолютную
адресацию ячеек, можно сделать расчеты в таблице более универсальными. Обычно
абсолютную адресацию применяют к ячейкам, в которых находятся константы.

Смешанные ссылки.

Кроме типичных
абсолютных и относительных ссылок, существуют так называемые смешанные ссылки.
В них одна из составляющих изменяется, а вторая фиксированная. Например, у
смешанной ссылки $D7 строчка изменяется, а столбец фиксированный. У ссылки D$7,
наоборот, изменяется столбец, но строчка имеет абсолютное значение [4].

Задание 1.

Оформите
таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию, чтобы можно
было, введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов.

Произведите
расчеты по формулам, применяя к константам абсолютную адресацию.

 

Задание 2.

Составьте таблицу
умножения.Для заполнения таблицы используются формулы и абсолютные ссылки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

2

4

6

8

10

12

14

16

18

3

3

6

9

12

15

18

21

24

27

9

9

18

27

36

45

54

63

72

81

Задание 3.

Известна
раскладка продуктов на одну порцию плова. Подготовьте лист для расчета массы
продуктов, необходимых для приготовления заказанного числа порций, которое
будет задаваться в отдельной ячейке.

 

Задание 4.

Создйте по
образцу таблицу “Счет” и выполните все необходимые расчеты, используя формулы,
примените для соответствующих столбцов формат “Денежный”.

A

B

C

D

E

1

С Ч Е Т                                        

2

КУРС ДОЛЛАРА   

28,5

3

ТОВАР

ЦЕНА($)

КОЛ-ВО

 СУММА($)

СУММА(РУБ)

4

1.видеокамера TR-270

665

3

5

2.видеокамера TR-350E

935

5

6

3.видеокамера TR-20СAE

1015

12

7

4.видеокамера TR-202E

1065

2

8

5.видеокамера TR-470E

1295

2

10

ИТОГО

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 Тема.  Построение диаграмм по табличным
данным

Теоретические сведения.

Диаграмма – графическое изображение
зависимости между величинами. 

Диаграммы
и графики в MS Excel  служат для графического отображения данных, что более
наглядно с точки зрения пользователя. С помощью диаграмм удобно наблюдать за
динамикой изменений значений исследуемых величин, проводить сравнения различных
данных, представление графической зависимости одних величин от других.

Табличный
процессор Excel позволяет строить диаграммы и графики различной формы,
используя данные из расчетных таблиц. Для построения диаграмм и графиков
используется Мастер диаграмм.

Чтобы
создать диаграмму на основе данных рабочего листа, выполните следующие
действия:

Выделите
ячейки с данными, включаемыми в диаграмму. (Учтите, что от типа выбранных
данных зависит внешний вид диаграммы.) Щелкните по кнопке Мастер диаграмм на
Панели инструментов Стандартная.

Появится
окно Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы. Из списка Тип выберите
подходящий тип диаграммы.

В
области Вид отображается несколько вариантов диаграмм выбранного типа.

Щелкните по нужному подтипу.

Чтобы
предварительно просмотреть результат, щелкните по кнопке Просмотр результата и
удерживайте нажатой кнопку мыши. Появится образец диаграммы выбранного типа,
построенный на основе выделенных данных рабочего листа. Закончив просмотр,
отпустите кнопку мыши.

Щелкните
по кнопке Далее. Появится диалоговое окно Мастер диаграмм (шаг 2 из 4):
источник данных диаграммы. Данные для построения диаграммы были выбраны на шаге
1, однако в этом окне можно подтвердить информацию. Во вкладке Диапазон данных
убедитесь в корректности указанного диапазона ячеек. Если вкралась ошибка,
щелкните по кнопке свертывания диалогового окна (в правом конце поля Диапазон),
а затем с помощью мыши выделите корректный диапазон ячеек рабочего листа и
щелкните по кнопке развертывания диалогового окна (в правом конце поля ввода
диапазона). Если диаграмма корректно отображает выбранные данные рабочего листа
и нормально выглядит при предварительном просмотре, можно щелкнуть по кнопке
Готово. Тогда Excel создаст диаграмму. Если же необходимо добавить какие-нибудь
элементы, например, легенду диаграммы, продолжайте работу с Мастером диаграмм.

В
группе Ряды установите переключатель В строках или В столбцах, указав Excel
желательное расположение данных. В верхней части окна расположена область
предварительного просмотра, – она поможет сделать выбор. Например, если при
переключателе В строках отображается некорректный рисунок, установите
переключатель в положение В столбцах.

Щелкните
по кнопке Далее. (Чтобы по ходу работы с Мастером диаграмм внести изменения в
ранее установленные параметры, щелкните по кнопке Назад и вернитесь в
предыдущее окно. Так, чтобы изменить тип диаграммы, вернитесь с помощью кнопки
Назад в окно выбора типа диаграммы.)

Появится
окно Мастер диаграмм (шаг 3 из 4): параметры диаграммы. Воспользуйтесь
многочисленными вкладками этого окна, чтобы ввести заголовок диаграммы, имена
осей X и Y, вставить линии сетки, включить в диаграмму легенду и ввести подписи
данных. В зависимости от выбранного типа диаграммы, укажите соответствующие
общие параметры.

Щелкните
по кнопке Далее. Появится окно Мастер диаграмм (шаг 4 из 4):

размещение
диаграммы. В этом окне укажите Excel, вставить ли диаграмму на имеющемся
(текущем) или на отдельном (новом) рабочем листе.

Щелкните по кнопке Готово. Тогда Excel создаст
диаграмму.

В
зависимости от вашего выбора, новая диаграмма разместится на текущем или новом
рабочем листе. Новая диаграмма появится на рабочем листе вместе с плавающей
панелью инструментов Диаграммы.

Вполне
вероятно, что появится она совсем не в том месте, где вам хотелось бы. Ничего
страшного – диаграмму легко можно перемещать, а также изменять ее размеры. Если
вы хотите переставить диаграмму в другое место, наведите на нее курсор таким
образом, чтобы появилась надпись Область диаграммы, щелкните левой кнопкой мыши
и, удерживая ее, «перетащите» диаграмму в любую часть рабочего поля. Если вам
потребуется внести любые изменения в уже готовую диаграмму, нет нужды строить
ее заново. Достаточно изменить данные таблицы, на основе которой она была
создана, и ваша диаграмма будет автоматически обновлена. Даже если вы захотите,
не изменяя, рассортировать ваши данные, например по возрастанию, столбики в
диаграмме также выстроятся по росту. MicrosoftExcel сделает это самостоятельно.

Задание 1.

1.                
Создайте  электронную таблицу «Население некоторых стран мира».

А

В

1

Страна

Население

(млн чел.)

2

Китай

1273

3

Индия

1030

4

США

279

5

Индонезия

228

6

Бразилия

175

7

Россия

146

8

Бангладеш 

131

2.                
Выделите диапазон ячеек А1:В8, содержащий исходные данные. 
Запустить Мастер диаграмм с помощью команды Вставка – Диаграмма.

3.                
На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм в списке Тип
выберитеГистограмма.   Гистограммы могут быть различных видов (плоские,
объемные и

т.д.), в окне Вид выбрать
плоскую диаграмму.  Щелкнуть по кнопке

4.                
На появившейся диалоговой панели на вкладке Диапазон данных
с помощью переключателя Ряды в: выбрать строках.  В окне
появиться изображение диаграммы, в которой исходные данные для рядов данных и
категорий берутся из строк таблицы.

Справа от диаграммы
появляется легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме. 
Щелкнуть по кнопкеДалее.

5.                
На появившейся диалоговой панели на вкладке Заголовкиввдите
в соответствующие поля название диаграммы, а также названия оси категорий и оси
значений.  На других вкладках можно уточнить детали отображения диаграммы
(шрифт, цвет, подписи и т.д.).  Щелкните по кнопкеДалее.

6.                
На     появившейся       диалоговой          панели        Мастер
     диаграмм
         и       помощью переключателяПоместить диаграмму
на листе
:  выбрать имеющемся. Щелкните по кнопке Готово.

Задание 2.

Используя набор данных «Валовой сбор и урожайность»,
постройте столбчатуюдиаграмму, отражающую изменение урожайности картофеля, зерновых
и сахарнойсвеклы в разные годы.

  

Задание 3.

Используя набор
данных «Товарооборот России с некоторыми странами», постройте линейную диаграмму, отражающую импорт
из разных стран в 2001-2010 гг.

 

Задание 4.

На основе данных,
приведенных в таблице, постройте несколько типов диаграмм, наглядно
показывающих итоги сессии.

Средний балл по группе

Группа

Информатика

Математика

История

Экономика

123

4,2

3,8

4,5

4,3

126

4,3

3,9

4,6

3,8

128

4,2

4

3,8

4,2

129

4,5

4,8

4,8

3,8

Задание 5.

Создайте таблицу
«Производство бумаги» и постройте линейчатую диаграмму по данным таблицы.

Производство
бумагина душу населения, кг.

Страна

1970 г

1980 г.

1989 г.

Швеция

415

515

653

Канада

453

459

534

Норвегия

343

320

410

Австрия

118

176

308

США

112

126

145

Япония      

         69

90

127

Франция

71

86

113

Испания

27

61

80

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Тема.  Связь таблиц

Теоретические сведения.

Создание
ссылок на ячейки других рабочих листов или рабочих книг.

В формуле могут использоваться ссылки на ячейки и диапазоны
ячеек, расположенные в других рабочих листах. Для того чтобы задать ссылку на
ячейку другого листа, расположите перед адресом ячейки имя листа, за которым
следует

восклицательный
знак. Рассмотрим следующий пример формулы со ссылкой на ячейку другого рабочего
листа (Лист2):

=Лист2 !A1+1

Можно создавать формулы и со ссылками на ячейки
другой рабочей книги.

Для этого перед
ссылкой на ячейку введите имя рабочей книги (в квадратных скобках), затем – имя
листа и восклицательный знак:

= [Budget.xls]Лист1 !А1 + 1

Если
в имени рабочей книги присутствует один и более пробелов, имя книги (и имя
рабочего листа) следует заключить в одинарные кавычки [2]. Например:

= ‘[BudgetAnalysis.xls]Лист1’ !А1 + 1

Если рабочая книга,
на которую задается ссылка, закрыта, необходимо добавить полный путь к файлу
этой книги:

=’C:MSOfficeExcel[Budget Analysis.xls]Лист1′
!A1+1

Задание 1.

1.                 
Создайте рабочую книгу КРФамилиястудентаЕ.xlsx. 

2.                 
На Листе 1 введите таблицу: Сведения о заработной плате
сотрудников отдела и отформатируйте её согласно ниже представленного образца.

Сведения о среднемесячной заработной плате
сотрудников отдела

ФИО

Должность

Заработная плата, руб.

% премии

Премия, руб.

Всего начислено

Иванова И.И.

начальник
отдела

35000

75

Павлов П.П.

главный специалист

25000

50

Петрова П.П.

ведущий специалист

20000

25

Яковлев Я.Я.

программист

(совмест.)

15000

0

3.                 
Отредактируйте введённую таблицу:

§    
перед столбцом «Должность» вставьте столбец «Табельный номер»,

§     заполните
столбец данными. Пусть табельные номера сотрудников отдела начинаются с номера
5001 и увеличиваются на единицу.

§     в
конце документа введите сроку «Итого по отделу». Оформите её согласно стилю
предыдущих строк.

4. Средствами MS Excel рассчитайте
размер премии для каждого сотрудника (заполните колонку премия), а также:

§ 
всего начислено по каждой строке (каждому сотруднику);

§ 
итого по отделу (заработная плата, премия, всего начислено).

5.    
Оформите таблицу с помощью применения стилей (стиль выбираем по своему
усмотрению). Оформите Лист1  красным цветом.

6.     Перейдите
на Лист 2. Введите таблицу «Аренда помещения (в мес.)».

Расчёт аренды офисного помещения за месяц

Наименование расходов

Сумма, $

Сумма, руб.

Офис (комната 20 м2, прихожая со
встроенной мебелью, санузел)

1000

Номер телефона

50

Охрана (сигнализация)

60

Кондиционер

30

Уборка помещения

60

ИТОГО:

7.Исходя из текущего
курса доллара рассчитайте сумму аренды помещения: «Сумма, руб.». Текущий
курс доллара поместите в ячейку D3 (при вводе расчетной формулы используйте
абсолютную адресацию на ячейку D3).

8.    
Отформатируйте таблицу с помощью применения стилей. Оформите Лист
2 зеленым цветом.

9.     Перейдите
на Лист 3. Введите таблицу «Смета на приобретение оборудования».

Смета на приобретение оборудования

Наименование статьи расхода

Модель

Стоимость за ед,

у.е.

Кол- во, шт.

Всего,

у.е.

Всего, руб.

Компьютеры

Ноутбук

1750

3

Мышь оптическая

50

3

Комплектующие и принадлежности

USB FlashDrive (16Gb)

30

3

CD-RW (болванки))

1

100

Программное обеспечение

MicrosoftProject

530

1

КонсультантПлюс (верс.Проф)

300

1

Периферийные устройства

Принтер лазерный цветной А4

2700

1

Сканер

150

2

Оргтехника

Копировальный аппарат А4

470

1

Дупликатор

3500

1

Средства связи

Факсимильный аппарат

110

1

Телефонный аппарат (база+трубка DECT)

115

4

ИТОГО:

10. Проявите
творческие способности и подумайте, как необходимо отредактировать  таблицу для
расчёта стоимости оборудования в рублях, если за условную единицу принят: а) $,
б) €.

11. Оформите лист синим цветом.
Задание 2.

Рассчитайте заработную  плату  работников 
организации. Форма оплаты – оклад.

Расчет необходимо оформить в
виде табл. 1 и форм табл. 3 и 4.

Таблица
1

                                                            Лицевой
счет                

Таб. номер

Фамилия

Разряд

Должность

Отде

л

Кол- во льгот

Факт.вре

мя (дн.)

Начис- лено з/п

Удер- жано

З/п к вы-даче

1001

13

1

23

1002

17

3

23

1003

11

2

17

1004

5

0

8

1005

12

3

22

1006

7

2

23

1007

3

1

20

Таблица 2

Справочник
работников

Таб.номер

Фамилия

Должность

Отдел

Дата поступления на работу

1001

Алексеева

Нач. отдела

1

15.04.07

1002

Иванов

Ст. инженер

2

1.12.99

1003

Петров

Инженер

2

20.07.97

1004

Сидоров

Экономист

1

2.08.03

1005

Кукушкин

Секретарь

1

12.10.85

1006

Павленко

Экономист

2

1.06.87

1007

Давыдова

Инженер

1

15.11.97

Таблица 3

Ведомость
начислений

Таблица 4

Ведомость
удержаний

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 Тема.
Сортировка данных

Теоретические сведения.

Одной из наиболее часто решаемых с помощью электронных таблиц задач является
обработка списков, которые в каждом конкретном случае могут называться
по-разному:

телефонные списки, списки
активов, пассивов, список товаров и др. 

Формирование
списка.

Для
обеспечения эффективности работы со списками необходимо соблюдать следующие
правила при их создании:

1.                 
Каждый столбец должен содержать однородную информацию.

2.                 
Одна или две верхние строки в списке должны содержать метки,
описывающие назначение соответствующего столбца.

3.                 
Необходимо избегать пустых строк и столбцов внутри списка. 

Правило
1 предполагает, что, например, при создании списка персонала можно отвести один
столбец для табельных номеров работников, другой — для их фамилий, третий — для
их имен, четвертый — для даты приема на работу и т.д. Это же правило запрещает
размещать в одном столбце разнородную информацию, например, номер телефона и
год окончания школы.

Правило 2
обеспечивает присвоение имен полям. Эти имена постоянно используются при
обработке списков. 

Правило 3
обеспечивает возможность работы со списком как с единым целым. В идеале на
рабочем листе не должно быть ничего, кроме списка. Если это невозможно, то
список нужно отделить от других данных по крайней мере одной пустой строкой и
пустым столбцом [2].

На рис.4 приведен список из 10 столбцов.

  

Рисунок 4.
Сортировка списков.

MS Excel предоставляет
многочисленные способы сортировки (упорядочения) интервалов ячеек рабочих
листов независимо от того, считается ли данный интервал списком. Возможна
сортировка по строкам или по столбцам, по возрастанию или убыванию, с учетом
или без учета прописных букв.

Пример.

Продемонстрируем
сортировку на списке рис.4. Нужно отсортировать список по столбцу Бригада. Для
этого: 

1)                
выделите одну ячейку (не интервал) в этом списке;

2)                
выполните команду Сортировка (Вкладка Данные,
группа Сортировка и фильтр);

3)                
откроется диалоговое окно Сортировка (рис.4);

4)                
выберите поле, по которому нужно сортировать (в этом примере —
Бригада).

Рекомендуется сразу
же проверять результат сортировки. Если результат не устраивает, воспользуйтесь
командойОтменить и восстановите предыдущий порядок строк в списке. Для
восстановления исходного порядка строк в списке после различных сортировок,
необходимо до сортировки создать столбец с номерами строк. В нашем примере это
столбец №пп. Это позволяет восстановить первоначальный порядок строк,
отсортировав список по этому столбцу.

Анализ
списка с помощью фильтров.

Отфильтровать список
— это значит скрыть все строки кроме тех, которые удовлетворяют заданным
критериям. Excel предоставляет две команды фильтрации: Автофильтр— для
простых критериев, и Расширенный фильтр — для более сложных критериев.

Команда
автофильтр.

Для
применения обычного или автофильтра нужно выполнить следующую
последовательность действий:

1)    выделите
какую-либо ячейку в списке;

2)   
нажать кнопку Фильтр в группе Сортировка и фильтр Справа
от каждого заголовка столбца появиться кнопка «Раскрывающийся список»
(со стрелкой вниз). Если щелкнуть по этой кнопке, то раскроется список
уникальных значений данного столбца, которые можно использовать для задания
критерия фильтра. На рис.5 показан результат фильтрации по столбцу Бригада,
выбраны только те строки, где значение Бригада равно 21. Номера строк, не
удовлетворяющие критериям команд Фильтр (Автофильтр) и Расширенный
фильтр
, MS Excel просто скрывает. Номера отфильтрованных строк

выводятся контрастным
      цветом,       а        в        строке        состояния появляется
сообщение Найдено записей.

 

Рисунок
5.

Критерии
команды Фильтрможно задавать по одному столбцу, затем полученный список
можно отфильтровать по другому столбцу и т.д.

Удаление
автофильтров.

Для удаления фильтра по столбцу нужно в раскрывающемся списке
критериев этого столбца выбрать параметрВыделить все. Для удаления всех
действующих фильтров выберите командуОчистить (Вкладка Данные,
группа Сортировка и фильтр). Стрелки раскрывающихся списков критериев
удаляются при повторном нажатии кнопки Фильтр[3].

Задание 1.

На листе (рис. 7.1) представлены данные о 17
озерах.

Отсортируйте данные:

а) по названию озера (по возрастанию);

б) по названию озера (по убыванию);

в) по площади озера (по убыванию);

г) по наибольшей глубине (по возрастанию).

Каждое из заданий выполните на отдельном листе
одной рабочей книги.

 

Задание 2.

На листе  представлены данные о крупнейших островах
Европы. 

Получите таблицу
(также из четырех столбцов), в которой данные будутотсортированы:

а) по названию острова (в алфавитном порядке);

б) по площади острова (по убыванию).

Допускается изменение структуры исходной таблицы.

Каждое из заданий выполните на отдельном листе
одной рабочей книги.

 

Задание 3.

Создайте таблицу

A

B

C

D

E

F

G

1

РАСЧЕТ ДОХОДА СОТРУДНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИИ

Таблица расчетов заработной платы                                                  

6

7

8

9

Ф.И.О.

Оклад

Подоходный налог

Отчисления в благотворитель ный фонд

Всего удержано

К выдаче

10

1

Петров И.С.

1250

110,5

37,5

148

1102

11

2

Антонова Н.г.

1500

143

45

188

1312

12

3

Виноградова Н.Н.

1750

175,5

52,5

228

1522

13

4

Гусева И.Д.

1850

188,5

55,5

244

1606

14

5

Денисова Н.В.

2000

208

60

268

1732

15

6

Зайцев К.К.

2250

240,5

67,5

308

1942

16

7

Иванова К.Е.

2700

299

81

380

2320

17

8

Кравченко Г.И.

3450

396,5

103,5

500

2950

18

Итого

16750

1761,5

502,5

2264

14486

Произведите сортировку по
фамилиям сотрудников в алфавитном порядке по возрастанию.

Произведите
фильтрацию значений дохода, превышающих1600 р.

Определите
по таблице фильтрацией, у кого зарплата меньше 2000р.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКРНТРОЛЯ

Тест 1.

1.         
EXCEL это

A.      Графический
редактор

B.      Текстовый
процессор

C.      Операционная
система

D.      Табличный
процессор

2.         
Для выделения мышкой нескольких областей следует прижать клавишу

A.      Esc

B.      Shift

C.      Ctrl

D.      Alt

3.         
Строки электронной таблицы обычно обозначаются

A.      цифрами
(1, 2, 3…)

B.      буквами
латинского алфавита (A, B, C, D…)

C.      буквами
русского алфавита (A, Б, В, Г…)

D.      буквами
и цифрами (A1, A2, A3…)

4.         
Можно ли изменить имя рабочего листа и названия рабочей книги?

A.      рабочего
листа

B.      Только
рабочей книги

C.      И
рабочего листа и рабочей книги

D.      Нельзя
в обоих случаях

5.         
В какой строке какого окна находятся кнопки, относящиеся к окну
документа Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть, если это окно было
развернуто (была нажата кнопка Развернуть)

A.      В
строке заголовка окна документа

B.      В
строке заголовка окна программы

C.      В
строке главного меню окна программы

D.      В
строке главного меню окна документа

6.         
Формулы для расчетов вводятся

A.      Только
«вручную» — с клавиатуры

B.      Только
через меню Ссылки

C.      Вручную
(с клавиатуры) или через меню Вставка->Функция

D.     
Только через меню Вставка->Функция

7.         
Имена каких строк и столбцов при копировании формулы=$A23+C$21 не
будут меняться:

A.      A

B.      C

C.      12

D.      23

8.         
В ячейке C4 формула    =B4/B2.    Как она будет выглядеть, если
переместить ее в ячейку C5?

A.      B4/B2

B.     
С4/С2 C. B5/B3

D. C4/B2

9.         
Содержимое активной ячейки отображено в:

A.      буфере
обмена

B.      строке
состояния

C.      заголовке
окна приложения

D.      строке
формул

10.     Каково
число диапазонов, суммируемых в формуле:

=СУММ(F2;F6:F15;$A$6:C13;H1:H5;J1;L1;N1)

A.      10

B.      7

C.      6

D.      20

11.    
Формула в ячейке выглядела так: =СУММ(B2:C8)  В рабочем листе
таблицы был удален первый столбец и перед первой строкой вставлена новая
строка. Какой вид приняла формула?

A.      =СУММ(B2:C8)

B.      =СУММ(A3:B9)

C.      =СУММ(A2:B8)

D.      =СУММ(B3:C9)

12.     Чтобы
выделить элемент диаграммы можно:

A.      В
меню Диаграммы выбрать команду Параметры

B.      Выполнить
одинарный щелчок мышью по элементу

C.      В
меню Формат выбрать команду Объект

D.     
В контекстном меню Диаграммы выбрать команду Формат области
диаграммы. 13.  В ячейку введен текст. Его длина превысила размер ячейки.
Соседняя справа ячейка занята. Что будет отображено в ячейке с текстом?

A.   Сообщение об
ошибке

B.   
Фрагмент введенного текста. Отображается столько знаков, сколько
вошло в ячейку. Не вошедшие знаки не видны, но не пропадают.

C.   
Фрагмент введенного текста. Отображается столько знаков, сколько
вошло в ячейку. Не вошедшие знаки пропадают.

D.   Весь введенный
текст, только шрифтом минимального размера.

14.    
Для создания принудительного перехода текстового содержимого
ячейки в другую строку той же ячейки следует использовать сочетание клавиш:

1.   ALT+ENTER

2.   CTRL+ENTER

3.   TAB+ENTER

4.   SHIFT+TAB

15.     Можно
ли менять формат шрифта текста колонтитулов?

A.      Да,
все атрибуты формата

B.      Нет

C.      Только
размер

D.      Только
начертание

Тест 2.

1.         
Столбцы электронной таблицы обычно обозначаются

A.               
цифрами (1, 2, 3…)

B.               
буквами латинского алфавита (A, B, C, D…)

C.               
буквами русского алфавита (A, Б, В, Г…)

D.               
Буквами и цифрами (A1, A2, A3…)

2.         
В электронной таблице нельзя удалить:

A.               
Содержимое ячейки

B.               
Форматирование ячейки

C.               
Столбец

D.               
Адрес ячейки

3.         
В ячейку введено число 0,70 и применен процентный формат.  Каков
будет результат, отображенный в ячейке?

A.               
0,7%

B.               
70%

C.               
7000%

D.               
700%

4.         
Число в ячейке по умолчании выравнивается

A.               
по левому краю

B.               
по правому краю

C.               
по центру

D.               
по положению десятичной точки

5.         
Какой результат отобразится в ячейке C4 при копировании в нее
формулы Excel 

=A2*B$1 из ячейки B2?

A.               
12

B.               
24

C.               
144

D.               
8

6.         
Сколько чисел можно записать в одной ячейке?

A.               
Только одно

B.               
Не более двух

C.               
Более двух

D.               
Три

7.         
Имена каких строк и столбцов при копировании формулы
=$F15+K$44будут меняться:

A.               
F

B.               
K

C.               
51

D.               
44

8.         
Какая из формул выводит дату следующего дня

A.               
=Сегодня(1)

B.               
=Сегодня()+1

C.               
=Сегодня()+ Сегодня()

D.               
= Сегодня()*2

9.         
Формула  =B4/B2  копируется из ячейки C4 в ячейку C5.  Каков
результат в ячейке C5?

A.               
12,00р.

B.               
#знач

C.               
#дел/0

D.               
#ссылка

10.    
В последовательные ячейки столбца таблицы Excel введены названия
дней недели: «понедельник», «вторник», «среда».  Активна последняя
ячейка.списка. Мышь указывает на правый нижний угол ячейки списка, при этом
ниже правого уголка ячейке виден знак «Плюс». Что произойдет, если «протянуть»
мышь на пару ячеек вниз? A. Две
следующие ячейки заполнятся текстом: «среда».

B.               
Две следующие ячейки будут отформатированы так же, как последняя
ячейка списка, а их содержимое останется пустым

C.               
Выполнится копирование содержимого активной ячейки.

D.               
Две следующие ячейки столбца заполнятся продолжением списка дне
недели:

«четверг», «пятница».

11.    
В таблице выделены два столбца. Что произойдет при попытке
изменить ширину столбца:

A.               
изменится ширина первого столбца из выделенных

B.               
Изменится ширина всех выделенных столбцов

C.               
Изменится ширина последнего столбца из выделенных

D.               
Изменится ширина всех столбцов таблицы

12.    
В ячейку введен текст. Его длина превысила размер ячейки.
Соседняя справа ячейка не занята. Что будет отображено в ячейке с текстом?

A.               
Сообщение об ошибке

B.               
Фрагмент введенного текста. Отображается столько знаков, сколько
вошло в ячейку.

C.               
Весь введенный текст, только шрифтом минимального размера.

D.               
Весть введенный текст стандартным шрифтом. Не вошедший в ячейку
текст перекрывает содержимое соседней справа ячейки.

13.     Какие
из приведенных ниже выражений могут являться формулами Excel?

A.               
=$R1

B.               
+$C$45/A1+4

C.               
A5*$C6

D.               
*F12+D6

14.     Какая
из формул содержит абсолютную ссылку

A.               
F45/$H$12

B.               
G4 + J6

C.               
R74*E63

D.               
B5$+C25

15.    
Для подтверждения ввода в ячейку нужно: A. нажать клавишу ENTER.

B. нажать клавишу F

C. нажать клавишу Esc

D. нажать клавишуAlt

Ответы к тестам.

Вопрос

Тест 1

Тест 2

1.
 

D

B

2.
 

C

D

3.
 

A

B

4.
 

C

B

5.
 

C

B

6.
 

C

A

7.
 

A

B

8.
 

C

B

9.
 

D

B

10.

B

D

11.

B

B

12.

B

D

13.

B

A

14.

A

A

15.

A

A

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы/ Учебное пособие
для студентов учреждений сред.проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.:
Академия, 2015.

— 112 с.

2.                
Кильдишов В. Д. Использование приложения MS Excel для
моделирования различных задач. Практическое пособие; Солон-Пресс — М., 2015. —
160 c.

3.                
Левин А.Ш.Word и Excel. 2013 и 2016 / А.Ш.Левин/ самоучитель
Левина. — 4-е изд. – С-Пб: Питер, 2017. — 192 с.

4.                
Михеева Е. В. Информатика: учебник для студ. учреждений
сред.проф.

образования / Е.В.Михеева, О.И.Титова.
— 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 352 с.

5.                
Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности. Технические специальности : учебник для студ. учреждений
сред.проф. образования / Е.В.Михеева, О.И.Титова. — М.: Издательский центр
«Академия», 2014. — 416 с.

Практическая работа№1

Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре Excel

Цель работы: 1) Научиться строить диаграммы по данным электронной таблицы

2) Научиться строить графики по данным электронной таблицы

3) Научится форматировать графики и диаграммы, используя панель инструментов «Конструктор» и «Формат»

  1. Выполнить следующие задания по созданию диаграмм в электронной таблице.

Задание 1.

Задача 1.Создайте таблицу по образцу:

Наименование

Наибольшая глубина, м

Каспийское море

1025

Женевское озеро

310

Ладожское озеро

215

Онежское озеро

100

Байкал

1620

Задача 2. Постройте гистограмму, отображающую различные глубины озер России.

Задача 3. Постройте круговую диаграмму, которая покажет разницу глубин озер России.

Задание 2. Отформатируйте полученные диаграммы, используя панель инструментов «Конструктор» и «Формат» приведите их к следующему виду:

II. Выполнить следующее задание по созданию графиков в электронной таблицы.

Задание 3.

Задача 1. Постройте графики функций у = и у = х3

Создайте таблицы, используя Мастер функций. Для второго столбика таблицы выберите формат ячеек – числовой с количеством десятичных знаков равным 2.

х

у =

0

0

0,5

0,71

1

1,00

1,5

1,22

2

1,41

2,5

1,58

3

1,73

3,5

1,87

4

2,00

4,5

2,12

5

2,24

5,5

2,35

6

2,45

6,5

2,55

7

2,65

7,5

2,74

8

2,83

8,5

2,92

9

3,00

х

у = х^3

-3

-27

-2,5

-15,625

-2

-8

-1,5

-3,375

-1

-1

-0,5

-0,125

0

0

0,5

0,125

1

1

1,5

3,375

2

8

2,5

15,625

3

27

Задача 2. Постройте графики по данным таблиц, соответственно образцу:

Чтобы добиться нужного результата, необходимо открыть вкладки «Конструктор» и «Формат»

Практическая работа № 2

Тема: «Работа с графикой в текстовом редакторе MS WORD».

Цель: Научиться создавать рисованные объекты с помощью панели инструментов «Рисование», использовать готовые рисунки из коллекции ClipArt для оформления документов, редактировать готовые рисунки из коллекции ClipArt.

Ход работы.

Задание 1: Выполните геометрический чертеж в соответствии с образцом, руководствуясь указаниями.

Указания:

  1. Активируйте панель Рисования, если она отсутствует на экране (Вид/Панель инструментов/Рисование)

  2. Щелкните по кнопке Автофигуры /Основные фигуры и выберите параллелограмм.
    Растяните фигуру на странице.

  3. Измените параметры параллелограмма следующим образом:

  • Выполните двойной щелчок на фигуре (появится диалоговое окно Формат автофигуры/ вкладка Цветаи линии.

  • Уберите цвет заливки, задайте цвет и толщину линии в 2пт.

    1. Нарисуйте на плоскости три пересекающихся прямых, используя инструмент Линия.

    2. Выделите все три прямые при нажатой клавише Shift и задайте цвет и толщину линий.

    3. Введите обозначения прямых, точек пересечения и плоскости:

  • Выбери инструмент Надпись на панели рисования и растяните небольшую рамку (в ней появится текстовый курсор), напечатайте букву А.

  • Отформатируйте надпись, т.е. измените цвет, размер, шрифт. Если текст в рамку не помещается, то можно изменить размеры рамки с помощью маркеров, находящихся в серединах сторон и углах рамки.

  • Перетащите рамку с буквой к точке пересечения прямых.

  • Аналогично введите обозначения других точек пересечения и прямых.

  • Для ввода обозначения плоскости воспользуйтесь командой Вставка/Символ, в списке Шрифт установите шрифт Symbol, найдите символ β и щелкните по кнопке Вставить, затем по кнопке Закрыть.

    1. Выделите все буквенные обозначения:

      • Щелкните по рамке с буквой А.

      • Удерживая клавишу Shift, щелкайте мышью по всем остальным обозначениям, каждая рамка выделится маркерами.

    2. Щелкните по кнопке Цвет линии и выберите Нет линии (на панели Рисования)

    3. Щелкните по кнопке Цвет заливки и выберите Нет заливки (на панели Рисования}

    4. Просмотрите созданный рисунок: меню Файл/Предварительный просмотр. Если требуется сделать какие-либо изменения в рисунке, вернитесь в режим документа по кнопке Закрыть и откорректируйте рисунок.

    5. Сгруппируйте рисунок:

  • Выделите рисунок, для этого используйте кнопку Выбор объектов на панели Рисования

(весь созданный рисунок выделится маркерами).

Нажмите кнопку Действия на панели Рисования и выберите Группировать

Цель работы:

  • научиться строить графики в Excel;
  • развить самостоятельность;
  • развить навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно – познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном темпе;

Оборудование:

  • ПЭВМ, сеть, проектор;
  • опорный конспект, план практической работы, варианты для самостоятельной работы учащихся.
Этапы План урока + опорный конспект Средства обучения
I Подготовительный.
Постановка учебных задач.
Устное разъяснение порядка работы на уроке, тема урока.
II Повторение.

Фронтальный опрос изученного материала.

Вопросы:

  • предназначение Excel:
  • Расчеты по формулам
  • Графики и диаграммы
  • путь к папке, где сохранить работу.
проектор
III Объяснение нового материала и подготовка к практической работе:

  • объяснение построения графиков в Excel;
  • работа с проектором. Показать, как и что должно получиться;
  • Раздача вариантов работы.
Проектор, раздаточный материал
IV Выполнение проектной практической работы:

  • сохранение работы в папку «ГРАФИКИ» под своими идентификаторами;
  • помощь ученикам.
Компьютер
V Итоги:

  • демонстрация работ учащимися на проекторе и оценка за работы;
  • определение лучшей работы;
  • подведение итогов.
Проектор, раздаточный материал,
компьютер

Опорный конспект

Построение совмещенных графиков в Microsoft Office Excel -2007.

Для построения графиков функций Y(X) в Microsoft Office Excel используется тип диаграммы Точечная:

Для этого требуется два ряда значений: Х и Y значения, которые должны быть соответственно расположены в левом и правом столбцах.
Можно совместить построение нескольких графиков. Такая возможность используется для графического решения систем уравнений с двумя перемен­ными, при проведении сравнения анализа значений y при одних и тех же значениях x.

ПРИМЕР.
(Используется при объяснении материала через проектор.)
Построить графики функций y1= x 2 и y2= x 3 на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.
Алгоритм выполнения задания:
1. Заполнить таблицу значений:

2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы Точечная.
3. Выбрать формат точечной диаграммы с гладкими кривыми.
4. В Макете указать название диаграммы «Графики», дать название осей: X и Y

5. Должен получиться график:

P.S. В версии 97-2003 для получения графика, представленного на рисунке надо провести редактирование.

Раздаточный материал

Варианты

ВАРИАНТ 1
Построить графики функций y1= x 2 -1, y2= x 2+1 иy=К·(y1/ y2)на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.

ВАРИАНТ 2
 Построить графики функций y1= и y2= 2х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 3
 Построить графики функций y1= , y2=на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 4
 Построить графики функций y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 5
 Построить графики функций y1= , y2=на интервале [0,5 ; 5] с шагом 0,5.

Содержание

  1. Сборник практических работ по Ms Excel для 9 класса методическая разработка (информатика и икт, 9 класс) по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Итоговая практическая работа по теме «Создание таблиц в Excel»
  6. Задание 1
  7. Задание 2
  8. Расчет уровня рентабельности продукции
  9. Задание 3
  10. Задание 4
  11. Учет состояния товара на складе фирмы «Рога и копыта»
  12. Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО
  13. Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС
  14. Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
  15. Подготовка и проведение презентации в PowerPoint
  16. Опытные онлайн-репетиторы
  17. IV Международный практический «Инфофорум» для педагогов
  18. 2023 год педагога и наставника: вызовы и решения
  19. Дистанционные курсы для педагогов
  20. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  21. Материал подходит для УМК
  22. Другие материалы
  23. Вам будут интересны эти курсы:
  24. Оставьте свой комментарий
  25. Автор материала
  26. Дистанционные курсы для педагогов
  27. Онлайн-занятия с репетиторами
  28. Подарочные сертификаты

Сборник практических работ по Ms Excel для 9 класса
методическая разработка (информатика и икт, 9 класс) по теме

В данном сборнике представлены практические работы по следующим темам:

  • Перевод чисел из одной с/с в другую
  • Арифметические операции в с/с
  • Основные типы и форматы данных в эл. таблицах
  • Относиьельные и абсолютные ссылки
  • Встроенные функции
  • Построение диаграмм и графиков

а также контрольная работа по всей теме

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskie_raboty_po_excel.rar 345.43 КБ

Предварительный просмотр:

Перфильева Елена Николаевна учитель информатики МБОУ сош № 2 г. Салехард 9 класс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

«Основные типы и форматы данных в электронных таблицах»

  1. Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.
  1. Запустите программу Microsoft Excel
  2. Переименуйте Лист 1 в Задание 1
  3. Заполните таблицу данными по образцу

РАСЧЕТ ПРОЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЦЕ «ЮРИБЕЙ»

общая сумма за проживание в гостинице

дату въезда 12.12.11

дату выезда 15.12.11

количество человек 2

стоимость номера 4500 р.

  1. Результат работы покажите преподавателю.
  1. Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.
  1. Переименуйте Лист 2 в Задание 2
  2. Заполните таблицу данными по образцу
  3. Вычислите стоимость каждого товара и общую стоимость заказа с помощью формул
  4. Отформатируйте таблицу по образцу

Прайс — лист заказа в фирму » Стиль»

Цена за 1 штуку

Общая стоимость заказа

Заказчик: МОУ СОШ № 2.

  1. Ввод данных и формул в таблицу, форматирование таблицы.
  1. Переименуйте Лист 3 в Задание 3
  2. Заполните таблицу данными по образцу
  3. Добавьте столбцы Время стоянки и Время в пути
  4. Вычислите время стоянки в каждом населенном пункте и время пути от одного населенного пункта до другого с помощью формул
  5. Отформатируйте таблицу по образцу
  6. Вычислите суммарное время стоянок и время в пути

Расписание движения поезда Москва — Котлас

После проведения олимпиады по информатике жюри олимпиады внесло результаты всех участников олимпиады в электронную таблицу.

По данным результатам жюри хочет определить победителя олимпиады и трех лучших участников. Победитель и лучшие участники определяется по сумме всех баллов, а при равенстве баллов — по количеству полностью решенных задач (чем больше задач решил участник полностью, тем выше его положение в таблице при равной сумме баллов). Задача считается полностью решена, если за нее выставлена оценка 10 баллов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник практических работ по Ms Word для 9 класса

В данном сборнике представлены практические работы по следующим темам:Создание и редактирование текстовых документов;Форматирование символов и абзацев;Вставка формул и других объектов;маркированные и .

Сборник практических работ по Логике для 9 класса

В данном сборнике представлены практические работы по следующим темам:Логические операцииЛогические формулы, таблицы истинностии др., а также контрольная работа по всей теме.

11 класс. Практическая работа в среде EXCEL

Практическая работа в 11 классе по теме Моделирование. Решение нелинейного уравнения в среде EXCEL.

Обработка изображений в Adobe Photoshop (сборник практических работ) для 9-11 класса

Программа Adobe Photoshop рассчитана для работы со всеми видами растровой графики, сфера применения которой достаточно широка и охватывает все от полиграфии до интернета. Photoshop корректно и быстро .

Сборник практических работ по географии 6-11 классы

Сборник практических работ 6-11 классы собран из материалов учителей района, соцсетей и авторских разработок. Бланки рабочих листов легко можно отредактировать под индивидуальные особенности класса, а.

Сборник практических работ по химии 8-11 класс к учебнику О.С. Габриелян

В сборнике представлены практические работы для учащихся 8-11 классов. Материалы созданы к учебнику О.С. Габриелян.

Обработка изображений в Adobe Photoshop (сборник практических работ №2) для 9-11 класса

Программа Adobe Photoshop рассчитана для работы со всеми видами растровой графики, сфера применения которой достаточно широка и охватывает все от полиграфии до интернета. Photoshop корректно и быстро .

Источник

Итоговая практическая работа по теме «Создание таблиц в Excel»

Создание таблиц в EXCEL

Задание 1

1. Создать таблицу по образцу. Выполнить необходимые вычисления.

2. Отформатировать таблицу.

3. Построить сравнительную диаграмму (гистограмму) по уровню посещаемости в разных регионах и круговую диаграмму по общей посещаемости в регионах

Процент жителей России, посещающих театры и стадионы.

Задание 2

1. Создать таблицу по образцу. Рассчитать:

Прибыль = Выручка от реализации –Себестоимость.

Уровень рентабельности = (Прибыль / Себестоимость)* 100.

2. Отформатировать таблицу.

3. Построить гистограмму уровня рентабельности для различных продуктов и круговую диаграмму себестоимости с подписями долей и категорий.

4. С помощью средства Фильтр определить виды продукции, себестоимость которых превышает среднюю.

Расчет уровня рентабельности продукции

Выручка от реализации, тис грн.

Задание 3

Протабулировать эту функцию на промежутке [0, 5] с шагом 0,1 и построить график этой функции.

Задание 4

1. Создать таблицу и отформатировать ее по образцу.

2. Данные в столбце Сколько месяцев… вычисляются с помощью функций ГОД и МЕСЯЦ, в столбце Действия с товаром с помощью функции ЕСЛИ по такому принципу:

Выбросить — если срок хранения истек,

Срочно продавать — остался один месяц до конца срока хранения,

Можно еще хранить — до конца срока хранения больше месяца.

3. Отсортировать данные в таблице по Сроку хранения.

4. Построить сравнительную гистограмму по дате изготовления.

5. С помощью фильтра вывести сведения только о тех товарах, которые могут храниться от трех до шести месяцев, но которые приходится выбросить.

Учет состояния товара на складе фирмы «Рога и копыта»

Сколько месяцев товар лежит на складе?

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 114 человек из 40 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 356 человек из 68 регионов

Подготовка и проведение презентации в PowerPoint

Лучшее для учеников, педагогов и родителей

Опытные
онлайн-репетиторы

  • По любым предметам 1-11 классов
  • Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 2 700+ видеолекции для каждого

IV Международный практический «Инфофорум» для педагогов

2023 год педагога и наставника: вызовы и решения

Ценности гуманной педагогики

Открытая сессия для учителей и руководителей образовательных организаций

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 169 628 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Информатика (изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний»)», Угринович Н.Д.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 19.05.2018 2761
  • DOCX 19.5 кбайт
  • 46 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куликов Василий Константинович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 7 лет и 8 месяцев
  • Подписчики: 5
  • Всего просмотров: 1681248
  • Всего материалов: 1534

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 490 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Онлайн-занятия с репетиторами

для весеннего интерьера

Политическая карта как объект изучения в школьном курсе географии. Объекты и субъекты, уникальные характеристики, динамизм и изменчивость политической карты

Использование ИКТ в изучении школьного предмета «Информатика»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Практические работы в excel 2007 формулы
  • Практические работы в excel 2007 для 9 класса
  • Практические работы блок схемы в word
  • Практические работы автофигуры в word
  • Практические работы word шаблоны