Практическая работа исследование биологических моделей в excel

11 класс

Конспект урока «Исследование биологических моделей»

Цели:

Учебная: обучение моделированию биоритмов человека с помощью программы Excel.

Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности.

Воспитательные: формирование гражданской позиции школьников, расширение их кругозора.

Форма урока – урок-исследование.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, программа Excel, файл-заготовка био1.xls, презентация биоритмы.ppt.

I этап Организационный момент.

  1. Приветствие
  2. Определение отсутствующих
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап Актуализация знаний

  1. Что такое модель?
  2. Что такое моделирование?
  3. Какие виды моделей вы знаете?
  4. Перечислить основные этапы моделирования
  5.  Игра в баскетбол (на экране три корзины с названием группы моделей, задача учеников, закинуть модель в ту корзину, в которую они считают правильной)

III этап Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, постановка цели.

Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

Существует теория, что жизнь человека подчиняется трём циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъёмы и спады нашего состояния. Полагают, что «взлётам» графика, представляющего собой синусоиду, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит  через ось абсцисс, являются критическими, т. е. неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в неё. Более того, в некоторых странах в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям рискованных профессий (лётчикам, каскадёрам и т. п.) предоставляется выходной.

Итак, тема сегодняшнего урока: “Исследование биологических моделей». Наша цель – построить биоритмы самого себя  и проанализировать состояние биоритмов в течении   месяца.

Проведем небольшой тест

За точку отсчёта всех трёх биоритмов берётся день рождения человека. Очевидно, что момент появления на свет очень труден для человека, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс.

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т. е. его физическое состояние. Периодичность ритма составляет 23 дня.

Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его возбудимость, способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.

Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его – 33 дня.

Вот так выглядят биоритмы графически.

В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.

Всегда интересно соответствие теории и практики.

День смерти человека можно воспринимать по-разному. Но то, что это критический день, я думаю, вы со мной согласитесь.

Рассмотрим несколько примеров биоритмов известных людей :

Графики показывают, что в день смерти или накануне у данных людей биоритмы находятся в критической точке. Как вы думаете, зависит ли реальная жизнь человека от его биоритмов?

Рассмотрим несколько примеров биоритмов известного поэта А.С.Пушкина:

Каким способом мы можем проверить гипотезу? Практическим: построить биоритмы. Итак, тема сегодняшнего урока: “Как научиться жить в согласии с природой биоритмов”, или моделирование биоритмов человека.

Итак, наша цель – построить биоритмы самого себя  и проанализировать состояние биоритмов в течении   месяца.

III этап. Проверка гипотезы.

  1. Моделирование биоритмов с помощью Excel.

Что будет результатом моделирования?

Графическое представление биоритмов.

Какие исходные данные необходимы для построения графиков?

  1. Начало отсчета.
  2. Уравнение зависимости.
  3. Период исследования.
  1. За начало отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Очевидно, что момент появления на свет очень труден для него, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма. С точки зрения биологии достаточно правдоподобно, что все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс.
  2. Предположите, график какой функции вы видите на экране? Действительно, математики предположили, что эта зависимость синусоидальная и описывается следующими формулами:

a. Физический цикл:    b. Эмоциональный цикл:     c. Интеллектуальный цикл:

где х – количество прожитых дней.

3. Период исследования – 30 дней

Какое средство можно выбрать для реализации? Excel.

IV Выполнение практической работы (моделирование своих биометров)

Откроем заготовку файла био1.xls

Дата рождения – своя дата.

Дата начала прогноза – 31 января 2013 г .

Ячейка А7= Е3 А8=А7+1, маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.

Вычисляем количество прожитых дней.

В7=А7-$Е$2

Заполняем физический биоритм =SIN(2*ПИ()*B7/23),

Аналогично рассчитываем эмоциональный и интеллектуальный биоритмы.

Строим график:

  1. Выделим диапазон для графика: дата рождения и значения всех трех биоритмов (CTRL)
  2. Мастер диаграмм.
  3. Тип диаграммы – точечная.
  4. Формат оси: шкала – цена основных делений 1, шрифт – 8, число – формат дата, тип 14.3

Получаем график:

IV. Подведение итогов исследования. Выводы.

V. Выполнение теста по теме «Моделирование».

VI. Домашнее задание: параграф 2.6.6, 2.6.7 читать, подг. к контр. работе.

10 класс

Практическая работа «Исследование биологических моделей»

1. Откроем заготовку файла био1.xls

2. Дата рождения – введите свою дату рождения

3. Дата начала прогноза – 31.02.2013 .

4. В ячейку А7 введите Е3, в ячейку А8 введите А7+1, маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.

5. Вычисляем количество прожитых дней. Для этого в ячейку В7 введите А7-$Е$2 растягиваем формулу до последней строки.

6. Заполняем физический биоритм =SIN(2*ПИ()*B7/23),

эмоциональный =SIN(2*ПИ()*B7/28)

интеллектуальный =SIN(2*ПИ()*B7/33)

7. Строим график:

  • Выделим диапазон для графика: порядковый номер и значения всех трех биоритмов (CTRL)

  • Вставка диаграммы -Тип диаграммы – точечная.

  • На оси с датами вызвать контекстное меню – Выбрать Формат оси: установить следующие параметры: параметры оси – цена основных делений установить — 1, Выбрать Вкладка выравнивание – направление текста выбрать по вертикали, получаем график.

8. Выписать в тетрадь благоприятные и неблагоприятные дни.

9. Сохранить график в своей папке под именем Биоритмы.

Цели и задачи урока:

  • закрепить и проверить навыки работы среде MS Excel;
  • используя методы активного обучения, метод
    проектов (создание реального творческого
    продукта), построить графики биоритмов среде MS
    Excel;
  • показать межпредметную связь учебных предметов
    (баскет-метод) – биология, алгебра и информатика;
  • закрепить умение строить и анализировать
    графики, обобщать и делать выводы, обосновывать
    свою точку зрения;
  • закрепить навыки индивидуальной и групповой
    работы учащихся.

План урока:

  • Формулировка темы урока. Постановка цели урока.
  • Постановка задачи.
  • Построение моделей.
  • Компьютерный эксперимент.
  • Анализ результатов.
  • Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

I этап. Постановка задачи

Осведомленность о фазе ритма, дает
возможность человеку

корректировать свое поведение, причем успех
таких

действий просто феноменален.

( Уэст Питер)

Описание задачи

Существует гипотеза, что жизнь человека
подчиняется трем циклическим процессам,
называемым биоритмами. Эти циклы описывают три
стороны самочувствия человека: физическую,
эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы
характеризуют подъемы и спады нашего состояния.
Считается, что «взлетам» графика,
представляющего собой синусоидальную
зависимость, соответствуют более благоприятные
дни. Дни, в которые график переходит через ось
абсцисс, считаются неблагоприятными.

Не все считают эту теорию строго научной, но
многие верят в нее. Более того, в некоторых
странах мира в критические дни, когда ось абсцисс
пересекают одновременно две или тир кривые,
людям профессий с повышенным уровнем риска
(летчикам, каскадерам и т.п.) предоставляются
выходные дни.

Создание теории существования биоритмов
приходится на начало XX века, когда два абсолютно
независимых исследователя пришли к одним и тем
же выводам в отношении физического и
психологического циклов. Это были Герман Свобода
(Вена) и Вильгельм Флисс (Берлин). Сообразить на
троих предложил Австриец Фридрих Тельчер
(Инсбрук). В дальнейшем он же обнаружил и
четвёртый цикл – интуитивный (37 дней), однако в
связи со сложностью его применения великой
популярности он так и не получил.

За точку отсчета всех трех биоритмов берется
день рождения человека. Момент рождения для
человека очень труден, ведь все три биоритма в
этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения
биологии это достаточно правдоподобно, ведь
ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду
обитания на воздушную. Происходит глобальная
перестройка всего организма.

Физический биоритм характеризует внутренний
настрой человека, т.е. его физическое
самочувствие. Периодичность его составляет 23
дня.
Эмоциональный биоритм характеризует внутренний
настрой человека, его способность
эмоционального восприятия окружающего.
Продолжительность периода эмоционального цикла
равна 28 дням.

Третий биоритм характеризует мыслительные
способности, интеллектуальное состояние
человека. Цикличность его – 33 дня.
Предлагается осуществить моделирование
биоритмов для конкретного человека и для двух
друзей, от 1 текущей даты (дня отсчета) на месяц
вперед с целью дальнейшего анализа модели

Цель моделирования

На основе анализа графика биоритмов выбрать
благоприятные и неблагоприятные дни для
конкретного человека.
На основе анализа суммарных биоритмов
прогнозировать совместимость людей, выбрать
благоприятные и неблагоприятные дни, для разного
рода деятельности.

Формализация задачи

Объектом моделирования в этой задаче может
быть любой человек или группа людей, для которых
известна дата рождения.

Уточняющий вопрос

Ответ

1. Что моделируется? Процесс изменения состояния человека.
2. Чем характеризуется человек? Датой рождения
3. Какое состояние исследуется? Физическое, Эмоциональное, Интеллектуальное
4. Что известно о характере изменения
состояния?
Синусоидальное изменение с периодом 23, 28 и 33
дня соответственно со дня рождения
5. С каким шагом исследуется синусоида? 2 дня
6. Какой период жизни исследуется? 30 дней
7. Что надо определить? Дни, когда кривые пересекают ось абсцисс, дни
максимума и минимума соответствующего состояния

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Указанные циклы можно описать приведенными
ниже выражениями, в которых переменная k –
количество прожитых человеком дней:

Физический цикл ФИЗ ( x ) = sin (2*p* k/23)
Эмоциональный цикл ЭМО( x ) = sin (2*p* k/28)
Интеллектуальный цикл ИНТ ( x ) = sin (2*p* k/33)

Количество прожитых дней k = Дата исследования
– Дата рождения

Компьютерная модель

Для моделирования выберем среду электронной
таблицы MS Excel. В этой среде информационная и
математическая модели объединяются в таблицу,
которая содержит две области:

  • исходные данные (дата рождения, даты
    исследования)
  • расчетные данные (результаты).

Составьте компьютерную модель по приведенному
образцу. Введите в ячейки исходные данные,
расчетные формулы. При записи формул используйте
вставку стандартных математических функций SIN(…)
и ПИ(…).

III этап. Компьютерный эксперимент

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА – смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1, раздается
каждому учащемуся.

1. Постройте компьютерную модель в среде
MS Excel.

2. Проведите тестирование модели для
указанной в расчетах даты.

Совпадение значений с контрольным
образцом показывает правильность введения
формул.

3. Введите в ячейки В1 вашу дату рождения.
Проследите перерасчет значений и изменений на
диаграмме.

Ответить на вопросы.

4. Постройте модель физической, эмоциональной и
интеллектуальной совместимости двух друзей.

  • Выделите ранее рассчитанные столбцы своих
    биоритмов (ячейки с В3 по Е21), скопируйте их , поставьте курсор в ячейку G3
    и вставьте столбцы, используя команду :

Меню: Правка ––> Специальная
вставка ––>Вставить значения ––>
Ok

  • Ввести в ячейку В1 дату рождения друга. Модель
    мгновенно просчитается для новых данных.

  • В столбцах J, K, L провести расчет суммарных
    биоритмов по формулам.

  • По столбцам J, K, L построить линейную диаграмму
    (Мастер диаграмм Нестандартные Гладкие графики
    …) физической, эмоциональной и интеллектуальной
    совместимости.

IV этап. Анализ результатов моделирования

Максимальные значения по оси у на диаграмме
указывает на степень совместимости: если размер
по у превышает 1,5 , то вы с другом в хорошем
контакте.
Описать результаты анализа модели, ориентируясь
на следующие вопросы:

Описать результаты анализа модели,
ориентируясь на следующие вопросы по 1 части:

  • Какое эмоциональное настроение будет у вас в
    праздничные дни?
  • Какое интеллектуальное состояние у вас в конце
    четверти?
  • Каковы ваши физические силы на каникулах? Что
    вам лучше остаться дома и почитать или
    покататься на коньках, лыжах.
  • Как провести Новогодний праздник в шумной
    компании друзей или спокойной семейной
    обстановке, по какому биоритму это можно
    проверить?

Описать результаты анализа модели,
ориентируясь на следующие вопросы по 2 части:

1. Что, на ваш взгляд, показывают суммарные
графики биоритмов? Что можно по ним определить?
2. Какая из трех кривых показывает вашу
наилучшую/наихудшую совместимость с другом?
3. Как вы проведете каникулы вместе или нет, какой
день самый благоприятный для поездки в кино, для
совместного выезда на турбазу,?
4. Выбрать дни, когда вам не рекомендуется
общаться. Что можно ожидать в эти дни?
5. В какой области де­ятельности вы мог­ли бы
преуспеть в паре с другом?

V этап. Итог урока. Выставление оценок

– Какие навыки работы с электронными таблицами
вы повторили?
– Что вызвало затруднение?
– Что вы для себя возьмете с этого урока?

Предложить учащимся провести эксперимент и
пронаблюдать соответствие биологических
процессов.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.В. Макарова «Информатика. Задачник по
    моделированию»
  2. А.Х. Шелепаева «Поурочные разработки по
    информатике»
  3. Журналы «ИНФО» и «Информатика» разных лет

Методическая
разработка урока

Тема урока: «Исследование
биологических моделей»

Цель
урока:

     Деятельностная цель: формирование
у учащихся умения моделировать биоритмы человека в среде табличного
процессора; формирование навыков работы в
Excel.

     Содержательная цель:
обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование и
формализация».

Планируемые результаты:

Личностные:

— организация самостоятельной
исследовательской деятельности;

— умение сотрудничать, учитывать разные
мнения, аргументировать свою точку зрения;

— адекватная оценка своей работы и
полученного результата.

Метапредметные:

— умение самостоятельно формулировать
учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ
объектов, делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать
разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

— умение видеть возможности применения
полученных знаний в других областях;

— способность к самоорганизации в целях
решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);

— проведение сравнения;

— построение логических рассуждений;

— формулирование обобщающих выводов;

— учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками

Предметные:

— знание принципов построения модели,
этапов исследования;

— умение применять MS Exsel при
решении задач;

— умение строить компьютерную модель;

— умение проводить компьютерный эксперимент
для построения моделей.

Оборудование:

Компьютерный
класс, проектор, программы
Excel, Видео.avi

Опорные
понятия:
биоритм,
модель, моделирование.

Ход урока:

1 Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности

Цель:
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения
нормативных требований учебной деятельности

Формирование УУД: развитие мотивов
учения как важного показателя сформированности внутренней позиции ученика (Л2)

На доске известная фраза «Познай самого себя»

УчительКак
вы понимаете эту фразу?

УченикиПознать себя — это наука, которую
постигаешь, пройдя через всю жизнь, узнавая себя по частичкам с разных сторон.
Нужно всмотреться в себя, внутрь души, заглянуть за грани проблем и серых
будней. Это возможно.

УчительПочему именно этой фразой я начала урок?

Ученики затруднятся ответить.

УчительДавайте вернемся к этой фразе в конце
урока.

2 Актуализация
знаний и учебных умений

Цель: организация учащихся для осознания внутренней потребности к
построению учебных действий и фиксированию индивидуального затруднения.

Формирование УУД: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и
незнания) (Л2), структурирование знаний (ПО.3), анализ объектов с целью
выделения признаков (ПЛ.1), сравнение (ПЛ.3)

На интерактивной
доске картинки материальных моделей (манекен, глобус, скелет, модель
автобуса, модель корабля), картинки образных моделей (картина,
фотография, рисунок овечки, цветок на доске, картина на коже) и картинки
знаковых моделей
(схема метро, таблица Менделеева, схема движения, график
биоритмов, график роста цен).

http://LearningApps.org/display?v=pp6qo10gj01

Учитель – Ребята, распределите картинки по трем группам.

Выполнение задания каждым учащимся на персональном компьютере.
Затем идет фронтальное обсуждение результатов выполненной работы.

3 Выявление места
и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения.

Формирование УУД: способность анализировать (ПЛ.1), ставить цели (Р1), планировать
дальнейшую работу (Р2); формулировать проблему (ППР.1); проводить сравнение
ПЛ.3); строить логические рассуждения (ПЛ.7); учебное сотрудничество с
учителем (К2); доказательство, выдвижение гипотез (ПЛ.9).

Учитель — А Вы когда-нибудь задумывались
над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю
элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день,
настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

— Существует теория, что жизнь человека подчиняется трём циклическим
процессам, называемым биоритмами.

— Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую,
эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъёмы и спады нашего
состояния. Полагают, что «взлётам» графика, представляющего собой синусоиду,
соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит  через
ось абсцисс, являются критическими, т. е. неблагоприятными.

— Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в неё.

— В некоторых странах используют теорию биоритмов для защиты жизни
людей с особо опасными профессиями (летчик, каскадёр, машинист и т. п.).

Учитель – Как вы думаете,

Учитель — Вы верите в данную теорию?

Ответы учащихся
разделились. Около 70% не верят в данную теорию.

На доску проецируется видео с мнением эксперта.

Программа «Реальный мир» тема: Жизнь по биоритмам.

Учитель – Ребята, изменилось ваше отношение
после просмотра видео к данной теории?

После
просмотра видео еще двое учащихся ответили «Верю», изменив свое первоначальное
мнение.

Учитель – Даже после просмотра видеоролика
не все убедились в существование теории биоритмов.

— Как вы думаете, может ли теория биоритмов помочь человеку в
осуществлении его жизненных планов?

Учащиеся – От того как себя чувствует
человек сегодня и сейчас строится его жизнь, если он будет знать дни плохого
физического, эмоционального, интеллектуального самочувствия он избежит многих
ошибок.

Учитель — Как определить заранее дни
плохого и хорошего самочувствия?

Учащиеся
затрудняются ответить на данный вопрос.

Учитель – Я думаю, что сейчас вам будет
легко сформулировать тему урока.

Учащиеся – Тема урока: «Исследование
биологических моделей».

Учитель – Какую модель мы будем строить на
сегодняшнем уроке?

Учащиеся – Знаковую модель.

Учитель — Выберите ее из предложенных вам в
задании моделей.

Учащиеся
еще раз просматривают задание, предложенное на компьютерах и выбирают модель
биоритмов.

4 Построение
выхода из затруднения. «Открытие» нового знания

Цель: построение учащимися нового способа действий (занесение данных в разработанную
таблицу) и формирование умений его применять (составление графика своего
биоритма).

Формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации (ПО.2), структурирование знаний
(ПО.3), построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ПО.4),
выбор эффективных форм решения задачи (ПО.5), знаково-символические действия
(ПО.9), анализ объектов с целью выделения признаков (ПЛ.1), синтез (Пл.2),
сравнение (ПЛ.3), речевая деятельность (К1)

Учитель — А как мы можем доказать или
опровергнуть теорию биоритмов?!

Учащиеся — Составив модель и проведя
компьютерный эксперимент.

Учитель — С помощью, какой программы вы
построите модель?

УчащиесяExcel.

Учитель — Следовательно, наша цель – построить
модель своих биоритмов и проанализировать состояние биоритмов в течение месяца.

Учитель – Ваша
задача рассмотреть физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы с
математической точки зрения.

— Создать
графическое представление биоритмов по инструкции.

Учащемуся выдается инструкция.

Инструкция
к выполнению проекта «Биоритмы человека».

Ход
выполнения работы:

1.  
Создаем файл Биоритмы.
xls.

2. 
Создаем таблицу по образцу:

A

B

C

D

1

Биоритмы

2

3

Исходные
данные

4

Дата
рождения

06.03.1984

5

Дата
отсчета

01.04.1998

6

Длительность
прогноза

30

7

Результаты

8

Порядковый
день

Физическое

Эмоциональное

Интеллектуальное

9

=$B$5

=SIN(2*ПИ(
)* (A9-$B$4) / 23)

=SIN(2*ПИ(
)* (A9-$B$4) / 28)

=SIN(2*ПИ(
)* (A9-$B$4) / 33)

10

=A9+1

Заполнить вниз

11

Заполнить
вниз

  
 3.  Провести расчеты для исходных данных.

   
4.  Сравнить полученные результаты с контрольными данными:

A

B

C

D

1

Биоритмы

2

3

Исходные
данные

4

Дата
рождения

06.03.1984

5

Дата
отсчета

01.04.1998

6

Длительность
прогноза

30

7

Результаты

8

Порядковый
день

Физическое

Эмоциональное

Интеллектуальное

9

01.04.1998

0,40

-0,22

-0,99

10

02.04.1998

0,14

-0,43

-1,00

11

03.04.1998

-0,14

-0,62

-0,97

    
Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения
формул.

    
Результаты эксперимента и график биоритмов сохраните в папку своего класса,
прописав фамилию.

Учащиеся строят таблицу в Excel, заполняя ячейки данными из инструкции. Сверяют получившиеся
результаты с эталоном.

5. Включение в
систему знаний. Самостоятельная работа

Цель: применение нового знания в ходе выполнения учащимися самостоятельной практической
работы

Формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации (ПО.2), сравнение (ПЛ.3),
установление причинно-следственных связей (ПЛ.5), рефлексия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности (ПО.6)

Учитель – Проверьте ваши биологические модели.

— Если все
верно, введите свою дату рождения и текущую дату в соответствующую ячейку
таблицы.

— Пересчитайте значения
и п
о диапазону ячеек A8:D39 постройте диаграмму типа: «График
с маркерами».

Учащиеся строят модель своих биоритмов.

Учитель
— К
акие неблагоприятные для вас дни для сдачи
зачета по физкультуре?

Учащиеся
– В дни, когда кривая физического самочувствия принимает значения максимум.

Учитель — Какой день
наиболее благоприятен для похода в цирк, в театр, на дискотеку?

Учащиеся – Значения
максимума принимает кривая эмоционального самочувствия.

Учитель — Когда ответы на
уроках будут наиболее удачными?

Учащиеся – Когда значения
максимум принимает кривая, отвечающая за интеллектуальное самочувствие
человека.

Учитель – Сравните ваше
самочувствие сегодня с данными на графике?

Учащиеся
проводят анализ графика и высказывают свое мнение.

8. Рефлексия

Цель: самооценка
учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения
и границ применения нового способа действия

Формирование
УУД:
рефлексия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПО.6)

Учитель – Вернемся к началу урока. К какому виду моделей относится модель
ваших биоритмов?

Учащиеся – Знаковая модель.

Учитель – Какие навыки, приобретенные на уроке, помогут вам в жизни?

Учащиеся – Мы научились составлять график собственных биоритмов, чтобы быть
успешнее, чтобы выбрать более благоприятные дни для реализации своих планов.

Учитель – Почему сегодняшний урок мы начали с фразы «Познай самого себя»?

УчащиесяВедь если мы сможем узнать о себе больше,
мы сможем управлять своей жизнью, планировать ее.

Учитель – Я прошу каждого из вас заполнить листы
самооценки.

Оцените
себя:

Критерии

Самооценка

Замечания

1

Информативность

2

Интерес

3

Практическая
направленность

4

Использование полученных
ранее навыков

5

Общее впечатление

     Домашнее задание: Создайте
мини-проект «Совместимость людей по биоритмам».

Задание.
Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже
по всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость
этих людей. Постройте модель физической, эмоциональной и интеллектуальной
совместимости себя и своего друга. Проанализируйте диаграммы.

Учитель
Спасибо за урок.

с помощью электронных таблиц Excel

УМК по информатики Угринович Н.Д., 11 класс (базовый уровень).
Выполнила: Пименова О.В.

<номер>

В Федеральным законе «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).
При изучении предмета «Информатика» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности общеобразовательных учреждений Челябинской области.

<номер>

В разделе «Информационные процессы» части «Понятие информационной модели как модели, описывающей информационные объекты и процессы» целесообразно в урок «Исследование биологических моделей» включение национального и регионального компонента в части «овладение простейшими способами представления и статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений» (Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.)

<номер>

В биологии при исследовании развития биосистем строятся динамические модели изменения численности популяций различных живых существ (бактерий, рыб, животных и т.д.) с учетом различных факторов. Взаимовлияние популяций рассматривается в моделях типа «хищник — жертва».

В биологии при исследовании развития биосистем строятся динамические модели изменения численности популяций различных живых существ (бактерий, рыб, животных и т.д.) с учетом различных факторов. Взаимовлияние популяций рассматривается в моделях типа «хищник — жертва».

<номер>

Изучение динамики популяций естественно начать с простейшей модели неограниченного роста, в которой численность популяции ежегодно увеличивается на определенный процент. Математическую модель можно записать с помощью рекуррентной формулы, связывающей численность популяции следующего года с численностью популяции текущего года, с использованием коэффициента роста а:

Изучение динамики популяций естественно начать с простейшей модели неограниченного роста, в которой численность популяции ежегодно увеличивается на определенный процент. Математическую модель можно записать с помощью рекуррентной формулы, связывающей численность популяции следующего года с численностью популяции текущего года, с использованием коэффициента роста а:
xn+1 = a·xn

<номер>

В модели ограниченного роста  учитывается эффект перенаселенности, связанный с нехваткой питания, болезнями и т.д., который замедляет рост популяции с увеличением ее численности. Введем коэффициент перенаселенности b, значение которого обычно существенно меньше a (b<a). Тогда, коэффициент ежегодного увеличения численности равен (a — b·xn) и формула принимает вид:
 xn+1 = (а — b·xn)·xn

<номер>

В модели ограниченного роста с отловом учитывается, что на численность популяций промысловых животных и рыб оказывает влияние величина ежегодного отлова. Если величина ежегодного отлова равна с, то формула принимает вид:
xn+1 = (a — b·xn)·xn — с

<номер>

В модели жертва-хищник количество жертв xn и количество хищников yn связаны между собой. Количество встреч жертв с хищниками можно считать пропорциональной произведению собственно количеств жертв и хищников, а коэффициент f характеризует возможность гибели жертвы при встрече с хищниками. В этом случае численность популяции жертв уменьшается на величину  f·xn·yn и формула для расчета численности жертв принимает вид:
xn+1 = (a — b·xn)·xn — с — f·xn·yn

<номер>

Численность популяции хищников в отсутствие жертв (в связи с отсутствием пищи) уменьшается, что можно описать рекуррентной формулой
yn+1 = d·yn
где значение коэффициента d < 1, характеризует скорость уменьшения численности популяции хищников.

<номер>

Увеличение популяции хищников можно считать пропорциональной произведению собственно количеств жертв и хищников, а коэффициент e характеризует величину роста численности хищников за счет жертв. Тогда для численности хищников можно использовать формулу:
yn+1 = d·yn  + e·xn·yn

<номер>

Построить в электронных таблицах Excel компьютерную модель позволяющую исследовать численность популяций с использованием различных моделей: неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом и жертва-хищник.

Построить в электронных таблицах Excel компьютерную модель позволяющую исследовать численность популяций с использованием различных моделей: неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом и жертва-хищник.

<номер>

<номер>

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. – М.: Просвещение, 2010.- 32. – (стандарт второго поколения).

<номер>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Практическая работа номер 1 текстовый редактор word кроссворд
  • Практическая работа использование встроенных функций в расчетах ms excel
  • Практическая работа начало работы в excel
  • Практическая работа использование excel как базы данных
  • Практическая работа набор формул в word