Практическая на тему работа с функциями в excel

Практическая работа

Тема: «Разработка электронной таблицы с использованием встроенных функций»

Цель: получить навыки работы с электронной таблицей по использованию стандартных функций.

Теоретическая часть.

При записи формул в таблицах  можно использовать стандартные (встроенные) функции. Все множество встроенных функций табличного процессора делится на несколько групп:

  • математические,
  •  статистические,
  •  функции даты и времени и т.д.

К математическим функциям относятся такие известные из курса школьной математики функции, как SIN() — синус, COS() — косинус, TAN() — тангенс, LN() — натуральный логарифм, KOPEHЬ() (SQRT) — квадратный корень числа и т.д. В круглых скобках (сразу за именем функции) записывается ее аргумент. При использовании тригонометрических функций следует считывать, что аргумент должен быть задан в радианной мере. В качестве аргумента функции может выступать числовая константа, адрес клетки табличного процессора или диапазон (блок) клеток.

Наиболее часто используемой в табличных вычислениях математической функцией является функция суммирования аргументов СУММ (). Аргументами этой функции являются либо диапазон клеток, либо несколько диапазонов клеток, перечисленные через запятую в некоторых табличных процессорах в качестве разделителя аргументов используется «;», адреса клеток, числовые константы.

Наиболее часто используемыми статистическими функциями являются:

  • CPЗНAЧ ()(AVERAGE) — вычисление среднего арифметического аргументов,
  •  МИН() (MIN) и МАКС() (МАХ) — вычисление минимального и максимального значении среди аргументов. Аргументы этих функций выбираются так же, как и у функции суммирования.

Для того, чтобы воспользоваться этими возможностями существует Мастер функций для запуска которого на панели инструментов используют кнопку fх или команду Вставка-Функция…

Практическая часть

Упражнение №1

В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря.

  1. Создайте таблицу по образцу:

А

В

С

D

1

Название озера

Площадь

(ТЫС, КВ,М.)

Глубина (м)

Высота над
уровнем моря

2

Байкал

31,5

1520

456

3

Танганьика

34

1470

773

4

Виктория

68

80

1134

5

Гурон

59,6

288

177

6

Аральское море

51,1

61

53

7

Мичиган

58

281

177

  1. В ячейку А8 введите – Минимальная глубина
  2. В ячейку А9 введите – Максимальная площадь
  3. В ячейку А10 введите – Средняя высота
  4. Выделите  ячейку В8 и выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – МИН →ОК. В окне число1 запишите C1:C7 нажмите ОК.
  5. Выделите  ячейку В9 и выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – MAX →ОК. В окне число1 запишите В1:В7 нажмите ОК.
  6. Выделите  ячейку В10 и выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – СРЗНАЧ →ОК. В окне число1 запишите D1:D7 нажмите ОК.
  7. Отформатируйте таблицу.

Упражнение №2

На отрезке [0;2] вычислить значения функции f(x) = cosx+x с шагом 0,2.

  1. Заполните таблицу по образцу:

А

В

1

шаг

0,2

2

Аргумент х

Значение функции f(х)

3

0

  1. В ячейку А4 введите формулу А3+$В$1. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек А4:А13.
  2. В ячейку В3 введите формулу  = COS(А3)+A3. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек В3:В13.
  3. Отформатируйте таблицу.

Упражнение №3

Создайте таблицу по образцу. Вычислите средние показатели территории и численности населения по Москве, Примените функции для определения минимальных и максимальных значений по каждому показателю.

Административный
округ

Территория
кв. км

Численность
населения
тыс. чел.

Центральный

64,1

698,3

Северный

87,3

925,8

Северо-Западный

106,9

601,3

Северо-Восточный

102,3

1127,3

Южный

130,6

1314,1

Юго-Западный

106,5

967,8

Юго-Восточный

112,5

831,7

Западный

132,8

993,4

Восточный

151

1150,7

г. Зеленоград

37

182,5

Ключ к заданию

  • Для вычисления средних значений в столбце, примените функцию
    «СРЗНАЧ» из категории Статистические.
  • Для определения минимальных (максимальных) значений в столбце, примените функцию «МИН» («МАКС») из категории Статистические.

Упражнение №4

Составьте таблицу значений функции у =(х-5)2 на отрезке [-3; 3].

Таблица значений функции у =(х-5)2

X

-3

-2

-1

0

1

2

3

У

64

49

36

25

16

9

4

Ключ к заданию

Для составления формулы воспользуйтесь Мастером функций.

  • Выделите ячейку, в которую нужно вставить первое значение функции.
  • Введите знак равенства и выполните команду  [Вставка-Функция]
    или выберите кнопку
    fх
  • В окне диалога <Мастер функций> в категории «Математические» выберите функцию «Степень».
  • Введите значение аргумента и значение показателя степени. Заполните ряд функций.
  •   Для того чтобы в заголовке ввести показатель степени, используйте
    опцию верхний  индекс ([Формат — Ячейки], вкладка Шрифт).

Упражнение №4

Подготовьте таблицу квадратов двузначных чисел. Примените абсолютные ссылки. Вставьте функцию «Степень» при помощи Мастера
функций.

Таблица квадратов

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

100

121

144

169

196

225

256

289

324

361

2

400

441

484

529

576

625

676

729

784

841

3

900

961

1024

1089

1156

1225

1296

1369

1444

1521

4

1600

1681

1764

1849

1936

2025

2116

2209

2304

2401

5

2500

2601

2704

2809

2916

3025

3136

3249

3364

3481

6

3600

3721

3844

3969

4096

4225

4356

4489

4624

4761

7

4900

5041

5184

5329

5476

5625

5776

5929

6084

6241

8

6400

6561

6724

6889

7056

7225

7396

7569

7744

7921

9

8100

8281

8464

8649

8836

9025

9216

9409

9604

9801

Ключ к заданию

  • В ячейку A3 введите число 1, в ячейку А4 — число 2, выделите обе
    ячейки и протащите маркер выделения вниз, чтобы заполнить столбец
    числами от 1 до 9.
  • Аналогично заполните ячейки В2 — К2 числами от 0 до 9.
  • Для столбцов от  А до К задайте ширину, равную 5 (Формат-
    Столбец-Ширина…).
  • В ячейку ВЗ нужно поместить формулу, которая возводит в квадрат
    число, составленное из десятков, указанных в столбце А и единиц, соответствующих значению, размещенному в строке 2. Таким образом, само число, которое должно возводиться в квадрат в ячейке В3 можно задать формулой =А3*10+В2 (число десятков, умноженное на десять плюс число единиц). Остается возвести это число в квадрат. Возводить в степень с помощью Мастера функций вы научились при выполнении предыдущих упражнений.
  • В        ячейке ВЗ будет размещена формула =СТЕПЕНЬ(АЗ*1(В2;2). Формула, размещенная в выделенной ячейке, отображается в Строке формул. Такая формула верно вычислит значения для ячейки ВЗ, но ее нельзя распространять на другие ячейки диапазона, так как Относительные ссылки приведут к неверному результату. Во
    всех формулах необходимо ссылаться на ячейки строки 2 и столбца А. Следовательно, в этой формуле должны быть применены абсолютные ссылки. Приведите формулу к виду =СТЕПЕНЪ($АЗ*10+В$2;2), чтобы ее можно было распространить (скопировать с помощью маркера заполнения) на остальные ячейки диапазона. Сверьте результат с образцом.
  • Введите в ячейку А1 заголовок, отцентрируйте его по выделению,
    выполните обрамление таблицы и заполнение фоном отдельные ячейки.

Практическая работа №1

Использование абсолютных адресов

стоимость программного обеспечения

наименование

стоимость, $

стоимость, руб.

стоимость, евро

доля в общей стоимости, %

ОС windows

1180,00

пакет MS Office

320,00

редактор Corel Draw

150,00

графический ускоритель 3D

220,00

бухгалтерия

500,00

Антивирус DR Web

200,00

Пакет OpenOffice

350,00

ОС Linux

1 350,00

Редактор Adobe Photoshop

780,00

Антивирус eset NOD32

320,00

Антивирус Avast

410,00

1C преприятие

870,00

1С склад

890,00

Налогоплательщик ЮЛ

410,00

Свод СМАРТ Бюджет

250,00

Киностудия Windows

120,00

Microsoft Security

130,00

FB Reader

320,00

итого

курс валюты (к рублю)

 65

 79

Задание:

  1. Записать исходные текстовые и числовые данные, оформить таблицу согласно образцу, приведенному выше

  2. Рассчитать графи «Стоимость, руб.» используя курс доллара как абсолютный адрес

Абсолютный адрес ячейки в Excel – это такой адрес, который не изменяется при переносе формулы или ссылки на ячейку в другое место текущего листа книги Excel.

Для этого перед индексами столбца и строки целевой ячейки необходимо поставить знак доллара «$».

Для того, чтобы быстро изменить адрес ячейки в Excel на абсолютный, установите текстовый курсор на адрес целевой ячейки и нажимайте клавишу F4 клавиатуры до тех пор, пока не закрепите нужные индексы адреса.

$A$1 – при копировании не изменяется весь адрес

$A1 – при копировании не изменяется имя столбца

A$1 – при копировании не изменяется номер строки

  1. Рассчитать графу «Стоимость, евро», используя стоимость в рублях

  2. Рассчитать графу «Итого»

  3. Рассчитать графу «Доля в общей стоимости», используя итоговую стоимость в рублях

Практическая работа №2

Использование встроенных функций

Дана последовательность чисел (но некоторые ячейки данного диапазона пустые), для которой необходимо определить:

  • Общее количество чисел;

  • Максимальное число;

  • Минимальное число;

  • Среднее значение;

  • Сумму всех чисел.

  • Для расчета количества положительных/отрицательных чисел использовать функцию СЧЕТЕСЛИ

  • Для расчета суммы положительных/отрицательных чисел использовать функцию СУММЕСЛИ

hello_html_2e5f14fa.png

Практическая работа №3

Использование встроенных функций

Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. В столбце А электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбцах B, C, D и E — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5 и пустая ячейка, если выпускник не сдавал экзамен по уважительной причине.

На основании данных, содержащихся в этой таблице выполнить задание:

  • Вычислить сумму баллов по каждому ученику (F2:F31);

  • Определить средний балл по каждому ученику (G2:G31);

  • Определить наибольший (G33) и наименьший (G34) средний балл

  • Вычислить средний балл по каждому предмету (B32:E32);

  • Определить количество выпускников писавших экзамен по алгебре, русскому, физике и информатике (B35:E35);

  • Определить по каждому предмету количество сдавших на «5» (B36:E36) и на «2» (B37:E37).

hello_html_m76017a58.png

Практическая работа №4

Использование встроенных функций и формул в MS Excel

Логические функции

Функция ЕСЛИ

Предназначены для проверки выполнения условия или проверки нескольких условий.

Функция ЕСЛИ позволяет определить. Выполняется ли указанное условие. Если условие истинно, то значением ячейки будет выражение1, в противном случае – выражение2

Синтаксис функции

=ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

Пример: Вывести в ячейку сообщение «тепло» если значение ячейки B2>20, иначе вывести «холодно»

=ЕСЛИ(B2>20;”тепло”;”холодно”)

Пример: вывести сообщение «выиграет» если значение ячеек Е4<3 и Н98>=13 (т.е. одновременно выполняются условия), иначе вывести «проиграет»

=ЕСЛИ(И(E4<3;H98>=13);”выиграет”;”проиграет”)

Задание1

  1. Заполнить таблицу и отформатировать по образцу

hello_html_6364b8c1.png

  1. Заполните формулой Сумма диапазон ячеек F4:F10

  2. В ячейках диапазона G4:G10 должно быть выведено сообщение о зачислении абитуриента. Абитуриент зачислен в институт, если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике 4 или 5, в противном случае – не зачислен.

  3. hello_html_67b3126d.png

  4. Сохранить документ в своей папке под именем Абитуриенты

Функции И, ИЛИ, НЕ

В электронных таблицах Excel для составления логических высказываний используют функции из категории “Логические”: И(); ИЛИ(); НЕ(); ИСТИНА(); ЛОЖЬ() 

Синтаксис функций

=И( логич_знач1; логич_знач2; … ; логич_знач30 ) 

=ИЛИ( логич_знач1; логич_знач2; … ; логич_знач30 ) 

=НЕ( логич_знач1; логич_знач2; … ; логич_знач30 ) 

Эти логические функции используются для решения логических задач, а также для построения таблиц истинности.

Задания выполняются в одном документе, на разных листах! Имя документа «Логика»

Задание 1.

  1. Лист назвать задание1

  2. Подготовьте таблицу

hello_html_m7006c2e5.png

  1. В ячейку С2 введите формулу =НЕ(A2)

  2. В ячейку D2 введите формулу =И(A2;B2)

  3. В ячейку Е2 введите формулу =ИЛИ(A2;B2)

  4. Заполните оставшиеся ячейки формулами.

Задание 2.

  1. Лист назвать задание2

  2. Построить таблицу истинности для конъюнкции (И), дизъюнкции (ИЛИ) и инверсии (НЕ) для четырех переменных (А, В, С, D).

Задание 3.

  1. Лист назвать задание3

  2. Построить таблицу истинности для высказывания hello_html_m11a0e48e.gifhello_html_m48cb1dc6.png

  3. Подготовить таблицу значений для трех высказываний

  1. Определить приоритет операций (отрицаний, конъюнкция, дизъюнкция)

  2. В ячейку D2 ввести формулу =НЕ(C2), заполнить диапазон D2:D9

  3. В ячейку Е2 ввести формулу =И(B2;D2), заполнить диапазон Е2:Е9

  4. В ячейку F2 ввести формулу =ИЛИ(A2;E2), заполнить диапазон F2:F9

hello_html_m13c06351.png

Рисунок Таблица истинности для высказывания F

Задание 4.

  1. Лист назвать задание4

  2. Построить таблицы истинности для высказываний

hello_html_1ac691a3.gif

hello_html_794b176c.gif

hello_html_213379d8.gif

hello_html_m65f07757.gif

Задание 5.

  1. Лист назвать задание5

  2. Построить таблицу истинности для операции Следования

Подготовить таблицу (для написания знака следования Вставка – Символ – Шрифт «обычный текст», Набор «стрелки» → )

hello_html_m6bff7530.png

В ячейку C2 ввести формулу

=ЕСЛИ(ИЛИ(И(A2=0;B2=0);(И(A2=0;B2=1));(И(A2=1;B2=1)));1;0)

Для операции следования выражение принимает истинное значения в случаях, когда одновременно оба высказывания ложны, оба высказывания истинные и когда из ложного высказывания следует истинное.

В формуле проверяются все случаи, когда выражение принимает истинное значение

Если любое из трех высказываний выполняется, то значение высказывания «1», в другом случае «0»

И(A2=0;B2=0) – ложны оба высказывания

И(A2=1;B2=1) – истины оба высказывания

И(A2=0;B2=1) – из истины следует ложь

hello_html_7f7c9d3a.png

Задание 6.

  1. Лист назвать задание6

  2. Построить таблицу истинности для операции Сложение по модулю 2, Эквивалентность

А

В

АВ

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

А

В

А ~В

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1


Задание 7.

  1. Лист назвать задание7

  1. Построить таблицы истинности для высказываний

hello_html_46272835.gif

hello_html_m7cd2c328.gif

hello_html_2c89686e.gif

hello_html_m3b33f5c8.gif

Функция Дата и время

  1. Переименовать Лист1 на «Пример»

Подготовить таблицу по образцу

hello_html_m13dfbf25.png

В ячейке В2 определить текущую дату. Для этого ввести формулу =СЕГОДНЯ()

В ячейке В3 посчитать количество дней, оставшихся до нового года (=B1-B2)

В ячейке В4 определить день года Для этого ввести формулу =B2-ДАТА(ГОД(B2);1;0)

В ячейке В5 определить порядковый номер дня недели. Для этого ввести формулу =ДЕНЬНЕД(B2;2)

В ячейке В6 определить название дня недели. Для этого ввести формулу =ТЕКСТ(B2;»дддд»)

  1. Переименовать Лист2 на «Дни»

Подготовить таблицу по образцу

hello_html_m70c50951.png

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФОРМУЛ!

В ячейке В3 определить текущую дату

В диапазоне ячеек В4:G4 определить сколько осталось дней до сдачи экзамена

В диапазоне ячеек В5:G5 определить день года (какой по счёту), когда будет сдаваться экзамен

В диапазоне ячеек В6:G6 определить порядковый номер дня недели, когда будет сдаваться экзамен

В диапазоне ячеек В7:G7 определить название дня недели, когда будет сдаваться экзамен

hello_html_m6b565a0.png

Практическая работа №5

Использование математических, логических и статистических функций при решении задач

Подготовить таблицу как указано на рисунке

hello_html_m29c6ccc8.png

Используя логические и статистические функции, ответьте на следующие вопросы:

  1. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Северный»?

  2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике больше 60 баллов?

  3. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Центральный»?

  4. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике меньше 70 баллов?

  5. Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»?

  6. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»?

  7. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Восточного округа?

  8. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по информатике не менее 80 баллов?

  9. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Северного округа?

  10. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике не менее 65 баллов?

  11. Чему равно количество человек из южного округа, набравших более 60 баллов по физике

  12. Чему равна сумма баллов по информатике всех учеников, набравших по физике больше 50 баллов.

Сохранить работу в своей папке под именем «Баллы»

Практическая работа №6

Формат ячеек. Построение графиков

Запустить табличный процессор MS Office Excel

Оформить таблицу согласно представленному ниже образцу

hello_html_m38c4d261.png

Выделить диапазон ячеек В3:G11. По выделенному диапазону нажимаем 1 раз ПКМ. Выбираем пункт меню Формат ячеек на вкладке Число выбираем пункт Денежный -> ОК

hello_html_m5d15b2a6.png

В результате выполнения данного действия таблица примет следующий вид

hello_html_909e75e.png

В ячейку G3 ввести формулу, которая будет рассчитывать заработок Алексея за 5 месяцев

(использовать встроенную формулу СУММА)

Диапазон ячеек G4:G10 заполняется с помощью процедуры автозаполнения.

В ячейку B11 ввести формулу, которая будет рассчитывать сколько в январе было получено всеми сотрудниками (использовать встроенную формулу СУММА).

Диапазон ячеек В11:G11 заполняется с помощью процедуры автозаполнения.

В результате выполнения данных действий таблица примет следующий вид

hello_html_322b2b67.png

Необходимо построить круговую диаграмму, отражающую зарплату каждого сотрудника за январь.

Для этого необходимо выделить диапазон А3:В10

Вкладка «Вставка»,

hello_html_m4923a740.png

группа инструментов «Диаграмма»,

Круговая hello_html_m4923a740.png

После выполнения действия результат:

hello_html_4d2ab389.png

Далее необходимо написать имя диаграммы: выделяем диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», название диаграммы

hello_html_m4df1f895.png

Выбираем «Над диаграммой». Вводим в появившейся рамке на диаграмме «заработная плата за январь».

Результат:

hello_html_6bc07cc5.png

Необходимо подписать данные (т.е. каждая часть диаграммы должна отражать сколько именно в рублях получил сотрудник).

Далее необходимо подписать данные : выделяем диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», «Подписи данных»

Выбираем «У вершины снаружи»

Результат:

hello_html_m7c87c48.png

Далее необходимо изменить местоположение легенды : выделяем диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», «Легенда»

Выбираем «Добавить легенду снизу»

Результат:

hello_html_29278f1b.png

Необходимо построить круговую диаграмму, отражающую зарплату Алексея за 5 месяцев

Для этого выделяем диапазон ячеек B2:F2 Вкладка «Вставка», группа инструментов «Диаграмма», Круговая

После выполнения действия результат:

hello_html_m2232155b.png

Необходимо задать имя диаграммы, разместить легенду слева, подписать данные в процентах.

Чтобы подписать данные в процентах необходимо выделить диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», «Подписи данных», «Дополнительные параметры подписи данных».

Ставим галочку «Доли», снимаем галочку «Значения». Нажать «Закрыть»

hello_html_16a556e5.png

Результат:

hello_html_m2e774294.png

Построить диаграмму «Гистограмма», отражающую сколько получили все сотрудники за каждый месяц.

Для этого выделяем диапазон ячеек B2:F2 зажимаем клавишу CTRL НЕ ОТПУСКАЯ КЛАВИШУ выделяем диапазон B11:F11 Вкладка «Вставка», группа инструментов «Диаграмма», Гистограмма

Результат:

hello_html_c0d8ec7.png

Необходимо задать имя диаграммы, удалить легенду, подписать данные в значениях

Результат:

hello_html_m4d837aee.gif

Построить диаграмму «Круговая», отражающую сколько получили каждый сотрудник за все месяца.

Для этого выделяем диапазон ячеек А3:А10 зажимаем клавишу CTRL НЕ ОТПУСКАЯ КЛАВИШУ выделяем диапазон G3:G10 Вкладка «Вставка», группа инструментов «Диаграмма», Круговая

Результат:

hello_html_1e8890d7.png

Необходимо задать имя диаграммы, подписать данные в долях

Результат:

hello_html_53820dc2.png

Практическая работа №6

Использование встроенных функций. Построение графиков

должность

оклад

стаж работы

надбавка за стаж

итого месячная зарплата

директор

8230

15

заместитель директора

7450

12

ведущий экономист

6214

6

экономист

3838

1

экономист

3838

0

экономист

3838

5

экономист

3838

4

экономист

3838

1

экономист

3838

2

экономист

3838

7

бухгалтер

3200

3

бухгалтер

3200

2

бухгалтер

3200

1

бухгалтер

3200

1

бухгалтер

3200

2

бухгалтер

3200

4

бухгалтер

3200

6

бухгалтер

3200

2

программист

3500

4

секретарь

3000

3

итого по учреждению

средняя зарплата по учреждению

минимальная зарплата

максимальная зарплата

справочная таблица

стаж работы

коэффициент

от 0 до 10 лет

0,7

от 10 лет

1

Задание:

  1. Записать исходные текстовые и числовые данные, оформить таблицу согласно образцу, приведенному выше

  2. Рассчитать графу «Надбавка за стаж», используя встроенную функцию «ЕСЛИ», а также ссылку на абсолютный адрес ячейки, в которой записан коэффициент. (ЕСЛИ стаж <10 лет, то оклад*0,7, иначе оклад *1)

  3. Рассчитать месячную зарплату каждого специалиста (оклад + надбавка за стаж)

  4. Рассчитать заработную плату по учреждению

  5. Найти среднюю, минимальную и максимальную заработную плату по учреждению

  6. Построить круговую диаграмму, которая будет отражать сведения о заработной плате каждого специалиста (подпись данных в процентах/долях)

Практическая работа «Работа с формулами и функциями в табличном процессоре MS Excel»

Цель занятия. Освоение основных приемов работы с формулами и функциями в табличном процессоре MS Excel.

Порядок практической работы.

1. Ввод формул вручную.

  • Формула всегда начинается со знака «=». Знак «=» вводится с клавиатуры.

  • С клавиатуры так же вводятся числа и математические знаки + (сложение), — (вычитание), *(умножение), / (деление) , ^ (возведение в степень), % ( процент, пример: «=3 %» — преобразуется в 0,03; «=37*8 %» — нашли 8 % от 37). То есть если мы дописываем после числа знак «%», то число делится на 100.

  • Скобками определяется порядок действий.

Вычислим значение выражений:

Вычисления будем выполнять на Листе1

  1. 35*2,5-16 (результат в ячейке А1)

  2. (5,6+0,4)/10 (результат в ячейке А2)

  3. наберите на клавиатуре кнопки — 1 5 / ( 1 , 1 + 1 2, 9) (результат в ячейке А3)

  4. наберите на клавиатуре кнопки (1 2 – 1 0 3 ) / (1, 5 + 4 ) (результат в ячейке А4)

  5. наберите на клавиатуре кнопки (3 , 2 – 1 0 ) / ( — 4 ) (результат в ячейке А5)

  6. ; чтобы поставить знак ^ надо переключить клавиатуру на английский язык и, удерживая кнопку Shift, нажать цифру 6 (результат в ячейке А7 и ячейке А8)

    • В формулах так же могут содержаться адреса ячеек (в вычислении участвует содержимое ячейки). Чтобы адрес ячейки отобразился в формуле необходимо нужную ячейку (блок ячеек) щелкнуть левой кнопкой мыши или прописать адрес этой ячейки (блок ячеек)

Подготовим на Листе2 таблицу для вычислений.

Найдём сумму чисел, которые находятся в А2, В2, С2, в А3, В3, С3 и т.д.

Чтобы вычислить сумму чисел, которые находятся в ячейках А2, В2, С2 надо в ячейке D2 набрать с клавиатуры знак «=», затем щёлкнуть ячейку А2, знак «+» с клавиатуры, затем щёлкнуть ячейку В2, знак «+» с клавиатуры, затем щёлкнуть ячейку С2 и кнопку Enter.

Принцип относительной адресации.

Принцип относительной адресации обозначает следующее:

адреса ячеек, используемые в формулах, определены относительно места расположения формулы.

Поэтому, если в ячейках D3, D4,…., D10 надо вычислить сумму чисел, находящихся соответственно в ячейках А3, В3, С3 и А4, В4, С4 и т.д. формулу = А2 + В2 + С2, которая находится в ячейке D2 можно скопировать (протянуть) в ячейки D3, D4,…., D10 .

Аналогичным образом, вычислите произведение чисел, которые находятся в ячейках А2, В2, С2… А10, В10, С10.

2. Ввод формул с помощью Мастера функций.

Кнопка ВСТАВКА ФУНКЦИЙ находятся на строке формул. МАСТЕР ФУНКЦИЙ состоит из 2 шагов – 2 диалоговых окон.

1 шаг – выбор функции:

В Excelе более 150 встроенных функций для обработки данных. Для удобства поиска все функции разбиты на категории, внутри каждой категории они отсортированы в алфавитном порядке.

Кроме этого есть две категории – “10 недавно использовавшихся” и “Полный алфавитный перечень”, в котором все встроенные функции располагаются в алфавитном порядке. Назначение каждой функции подробно описывается.

2 шаг – выбор аргументов:

Аргументами могут быть числа или тем, что в итоге преобразуется в число. Если вместо одного из них вписать текст, Excel выдаст ошибку.

Так же аргументами являются и адреса ячеек. Диапазон можно выделить левой кнопкой мыши. Если необходимо указать диапазон ячеек, то первый и последний адреса разделяются двоеточием, например А12:С20.

Порядок работы с функциями

  • Сделаем активной ячейку, в которую хотим поместить результат.

  • Выбираем команду Вставка – Функция или нажимаем кнопку

  • В первом появившемся окне Мастера функций определяем категорию и название конкретной функции.

  • Во втором окне необходимо определить аргументы для функции. Для этого щелчком кнопки выделяем нужный диапазон ячеек или прописываем аргументы с клавиатуры.

  • Затем для завершения работы нажимаем клавишу . В исходной ячейке окажется результат вычисления.

Вычислим значение выражений с помощью Мастера функций (вернёмся на Лист1):

  1. Вычислите ( результат в ячейке С1)

Для того что бы найти данный логарифм, надо выполнить данные действия:

    • Сделаем активной ячейку, в которую хотим поместить результат.

    • Выбираем команду Вставка – Функция или нажимаем кнопку

    • В 1 появившемся окне МАСТЕРА ФУНКЦИЙ определяем категорию математические и функцию LOG, затем кнопку ОК.

    • Во 2 окне Аргументы функции прописываем число 25, основание 5, затем кнопку ОК.

  1. Вычислите ( результат в ячейке С2)

  2. Вычислите ( результат в ячейке С3)

Выбираем математическую функцию — СТЕПЕНЬ, которая возвращает результат возведения в степень: Число — 17, Степень – 2

  1. Вычислите ( результат в ячейке С4)

Выбираем математическую функцию — КОРЕНЬ, которая возвращает значение квадратного корня.

  1. Вычислите ( результат в ячейке С5)

Чтобы вычислить, корень n-ой степени надо выбрать функцию СТЕПЕНЬ и представить корень в виде степени с рациональным показателем

Число — 27, Степень – 1/3

6. Вычислите + ( результат в ячейке С6)

7. Найдите среднее значение чисел 354, 564, 98, -45, 122, 200, -10 с помощью Мастера функций.

Данные числа перед вычислением внесите в ячейки Е1….Е7, в ячейку Е8 введите текст «Среднее значение», а в ячейку Е9 внесите результат.

Выбираем статистическую функцию СРЗНАЧ (среднее значение), которая возвращает среднее арифметическое (сумма чисел, делённая на количество чисел). Во втором шаге, при выборе аргументов укажите нужный диапазон чисел.

Простейшие статистические функции МИН, МАКС 8. Среди чисел, находящихся в ячейках Е1….Е7, найдите максимальное и минимальное значение и запишите результаты в ячейки в ячейки соответственно в Е10 и Е11.

Выберите статистическую функцию МИН и при выборе аргументов выделите нужный диапазон ячеек (Е1:Е7)

Затем выберите функцию МАКС и выделите тот же диапазон.

Вернёмся к таблице на Листе2 и продолжим вычисления:

1. Вычислим сумму чисел1,чисел2 и чисел3.

В ячейках А11, В11, С11 введем текст «сумма чисел1», «сумма чисел2» и «сумма чисел3»

В ячейку А12 введем формулу с помощью Мастера функций:

Для того надо выполнить данные действия:

    • Сделаем активной ячейку А12.

    • Выбираем команду Вставка – Функция или нажимаем кнопку

    • В 1 появившемся окне МАСТЕРА ФУНКЦИЙ определяем категорию — математические или 10 недавно использовавшихся. Выбираем функцию СУММ, затем кнопку ОК.

    • Во 2 окне Аргументы функции при выборе аргументов выделяем нужный диапазон А2 : А10, затем кнопку ОК.

Формулу, которая находится в ячейке А12, скопировать в ячейки В12, С12, используя маркер автозаполнения.

2. Аналогично выполнить нахождение произведения чисел 1, 2, 3 и записать результаты в ячейках А14, В14, С14.

3. Вычислить сумму только положительных чисел1 (диапазон А2:А2 из приготовленной таблицы).

Если необходимо не просто просуммировать все значения в диапазоне, а включить в сумму только те, которые удовлетворяют определённому условию, надо воспользоваться математической функцией СУММЕСЛИ.

В ячейку А15 введем текст «сумма положительных чисел1». В ячейку А16 введем формулу:

Для того надо выполнить данные действия:

    • Сделаем активной ячейку А16.

    • Выбираем команду Вставка – Функция или нажимаем кнопку

    • В 1 появившемся окне МАСТЕРА ФУНКЦИЙ определяем категорию — математические или 10 недавно использовавшихся. Выбираем функцию СУММЕСЛИ, затем кнопку ОК.

    • Во 2 окне Аргументы функции при выборе аргументов:

Выделяем нужный диапазон А2 : А10, каждая ячейка из этого диапазона проверяется на соответствие условию, указанному во втором аргументе.

Указываем необходимый критерий – 0(положительные числа), затем кнопку ОК.

Критерии в данной функции:

операции сравнения (больше), =(больше, либо равно), =(равно) ,(неравно) (например, 100 — суммировать все числа, большие 100), также можно использовать текстовые значения (например, «яблоки» — суммировать все значения, находящиеся напротив текста «яблоки») и числовые (например, 300 — суммировать значения в ячейках, значения в которых 300).

5

Практическая работа

«Использование логических функций»

 

Задание № 1

Работа с функциями Год и Сегодня

Ячейки, в которых
выполнена заливка серым цветом, должны содержать формулы!

Сведения о стаже сотрудников фирмы «Рога и
копыта»

ФИО

Должность

Дата приема

на работу

Стаж

Иванов И.И.

Директор

01 января 2003
г.

5

Петров П.П.

Водитель

02 февраля 2002
г.

6

Сидоров С.С.

Инженер

03 июня 2001
г.

7

Кошкин К.К.

Гл. бух.

05 сентября 2006
г.

1

Мышкин М.М.

Охранник

01 августа 2008
г.

0

Мошкин М.М.

Инженер

04 декабря 2019 г.

2

Собакин С.С.

Техник

06 ноября 2018 г.

0

Лосев Л.Л.

Психолог

14 апреля 2020 г.

3

Гусев Г.Г.

Техник

25 июля 2015 г.

4

Волков В.В.

Снабженец

02 мая 2019 г.

7

1.     
Создать и отформатировать таблицу
по образцу (Фамилии ввести из списка)

2.     
Заполнить столбец «Дата приема на
работу» значениями типа дата.

3.     
Вычислить стаж работы сотрудников
фирмы по формуле:

=ГОД(СЕГОДНЯ()-Дата приема
на работу)-1900

(Полученный результат может не совпадать со
значениями в задании. Почему?)

4.     
Переименовать Лист1 в Сведения
о стаже сотрудников

Задание № 2

Работа с функцией ЕСЛИ

Тарифные ставки сотрудников фирмы «Рога и
копыта»

ФИО

Должность

Дата приема на работу

Стаж

Тарифные ставки

Иванов И.И.

Директор

1 января 2003 г.

17

2

Петров П.П.

Водитель

2 февраля 2003 г.

17

2

Сидоров С.С.

Инженер

3 июня 2001 г.

18

2

Кошкин К.К.

Гл. бух.

5 сентября 2006 г.

13

2

Мышкин М.М.

Охранник

1 августа 2008 г.

11

2

Мошкин М.М.

Инженер

4 декабря 2019 г.

0

1

Собакин С.С.

Техник

11 декабря 2019 г.

0

1

Лосев Л.Л.

Психолог

14 апреля 2020 г.

0

1

Гусев Г.Г.

Техник

25 июня 2015 г.

4

1

Волков В.В.

Снабженец

2 мая 2019 г.

1

1

1. Скопировать таблицу из
задания № 1 на Лист2 и переименовать его в Тарифные ставки

2. Изменить заголовок таблицы

3. Добавить столбец Тарифные
ставки
и вычислить их таким образом:

1-
если стаж меньше 5 лет, 2- если стаж больше или равен 5 лет

Задание № 3

Работа с вложенными функциями ЕСЛИ

Заработная плата сотрудников фирмы «Рога и
копыта»

ФИО

Должность

Дата приема на работу

Стаж

Тарифные ставки

Ставка

Начислено

Налог

Заработная плата

Иванов И.И.

Директор

1 января 2003 г.

17

2

5000

10000

20

8000

Петров П.П.

Водитель

2 февраля 2003 г.

17

2

1000

2000

12

1760

Сидоров С.С.

Инженер

3 июня 2001 г.

18

2

3000

6000

20

4800

Кошкин К.К.

Гл. бух.

5 сентября 2006 г.

13

2

4000

8000

20

6400

Мышкин М.М.

Охранник

1 августа 2008 г.

11

2

3000

6000

20

4800

Мошкин М.М.

Инженер

4 декабря 2019 г.

0

1

4000

4000

20

3200

Собакин С.С.

Техник

11 декабря 2019 г.

0

1

2000

2000

12

1760

Лосев Л.Л.

Психолог

14 апреля 2020 г.

0

1

3000

3000

20

2400

Гусев Г.Г.

Техник

25 июня 2015 г.

4

1

500

500

0

500

Волков В.В.

Снабженец

2 мая 2019 г.

1

1

3500

3500

20

2800

1.
Скопировать таблицу из задания № 2 на Лист3 и переименовать его в Налоги.

2.
Изменить заголовок таблицы.

3.
Добавить столбцы Ставка, Начислено, Налог, Заработная
плата

и
заполнить их таким образом:

Ставка
= произвольное число от 500 до …
(на ваше
усмотрение!!)

Начислено
= Ставка * Тарифные ставки

Налог
= 0
, если Начислено меньше 1000,
12%,
если Начислено больше 1000, но меньше 3000, и 20%,
если Начислено больше или равно 3000

Заработная
плата = Начислено – Налог * Начислено/100

Итог
выполнения работы

Практическая работа № 15

Тема: Работа с формулами и функциями в MS Exсel.

Цель: Научиться проводить расчеты в таблице, используя формулы.

Оборудование: ПК, MS Exсel.

Ход работы

  1. Изучить основные сведения
  2. Выполнить задания.
  3. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Перечислите правила записи формул.

2. Назовите два способа ввода формулы.

3. Как можно просмотреть и отредактировать формулу?

4. Расскажите о возможных ошибках в формулах. Каковы причины их возникновения?

5. Как вставить функцию в таблицу МS Ехсеl? Назовите два способа.

6. Какие категории функций вам известны?

7. В какой категории находится каждая из функций: СУММ, СРЗНАЧ, ЕСЛИ, СЕГОДНЯ, МАКС,МИН?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Практическая на тему работа с изображениями в word
  • Практическая контрольная по процессору word
  • Практическая задания по word 2007
  • Практическая для 11 класса информатика word
  • Практическая в word для учителей