Построение диаграмм в excel урок по информатике

Раздел программы: «Обработка числовой информации»;

Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки навыков применения этих способов при решении конкретных задач.

Задачи урока:

образовательные:

  • расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
  • научить строить и использовать круговые диаграммы в программе Excel

развивающие:

  • развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
  •  формировать умения наблюдать, делать выводы;
  •  развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
  • воспитывать творческий подход к работе;
  • развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.

Скачать:

 Урок информатики в 7
класс

1.     
Качёва Наталья Сергеевна

2.     
Учитель информатики, Кусинский
областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями

3.     
Челябинская область, город Куса

Конспект урока:

«Создание диаграмм в MS Excel»

7 класс

Раздел программы: Информационное моделирование;

Цель урока:  помочь учащимся получить
представление о диаграммах

Задачи урока:

образовательные:

научить учащихся строить диаграммы,

закрепить теоретические знания по математике вычисление
процентов

развивающие:

развивать умение искать информацию и умение презентовать
информацию

развивать одну из ключевых компетенций обучающихся – умение
работать в группе

развивать самодисциплину при работе в команде

воспитательные:

вызвать у учащихся стремление принимать активное участие в
поиске нового знания,

мотивировать на потребность в самостоятельной поисковой
деятельности

Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Программное и
техническое обеспечение урока
:

1.   Мультимедийный проектор;

2.   Компьютерный класс;

3.   Программа MS Excel;

4.   Интернет.

Дидактическое
обеспечение урока:

1.   
Раздаточный материал – ребус, карточки (поставь
соответствие), практическая работа — Таблица.
xls

2.   
Презентация к уроку

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник
    для 7 класса
  2. Босова Л.Л. 
    Уроки информатики в 5-7 классе. Методическое пособие
  3. Ресурсы Интернета

Ход урока:

1. Организационный момент.

(Приветствие класса) 

Мы продолжаем изучение электронных таблиц. Мы научились с
вами заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами,
выполнять расчеты над данными таблицы.

С
чем мы сегодня познакомимся, вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде)

,,,,,,,,,Ы

Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Создание
диаграмм в
Excel».

Цель
занятия: научиться работать с мастером диаграмм, правильно, грамотно и наглядно
представлять данные в графическом виде.

2. Мотивация:

            Умение
строить диаграммы является неотъемлемо частью любой профессиональной
деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации
помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и
наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.
Использование диаграмм для изложения показателей позволяет придать последним
наглядность и выразительность, облегчает их восприятие, а во многих случаях
уяснить изучаемого явления, его закономерности и особенности, увидеть тенденции
развития, взаимосвязь характеризующих его показателей.

            Сегодня мы попробуем охарактеризовать ваш класс с использованием диаграмм.

3. Повторение пройденных тем.

            Для начала вспомним изученные понятия. На столах
возьмите карточки (представлены вопросы  и ответы на них). Ваша задача поставить
стрелки соответствия

1. Строки
обозначаются

А.  равно

2.  Пересечение
строк и столбцов – это

Б. Рабочая книга

3. Документ,
созданный  в электронной таблице

В. буквой

4. С чего
начинается формула

Г. ячейка

5. . Столбцы
обозначаются

Д. цифрой

3. Изучение нового материала.

Наш
урок мы проведем в виде ВЕБ – квеста. В двух словах я поясню, что такое ВЕБ-
квест и как с ним работать.

Под
квестом (от англ. quest – путешествие) понимают целенаправленный поиск.

{Образовательный
веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или
иную учебную задачу}

Web-квест
(специальным образом организованная web-страница) содержит следующие части:

  • введение,
    в котором описываются тема и цели;
  • задание,
    которое нужно выполнить в результате урока;
  • набор
    ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания;
  • описание
    процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием ролей
    и направляющими вопросами;
  • заключение,
    напоминающее учащимся, чему они научились, выполняя данное задание.

У вас на рабочих столах открыт сайт наш квест. Я предлагаю
вам разбиться на группы, для выполнения заданий. Выберите яйцо и узнайте, к
какой группе вы относитесь.(внутри яйца название групп) Вопросы на которые вам
нужно ответить и ссылки смотрите на сайта. 

Кем же Вам предстоит побывать сегодня на уроке (смотрим
структуру сайта, разбираем, как с ним работать), Ребята работают в группах
(добывая новые знания, используя интернет и учебник), по окончанию отведенного
времени, каждая группа рассказывает классу, все что нашла, обобщаем, делаем
выводы.

1 архивариус

Диаграмма – это средство наглядного
графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких
величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их
значений.

            Большинство
диаграмм строятся  в прямоугольной системе координат. На один рисунок может
быть выведено одновременно несколько диаграмм.

2 исследователи

Результат
представить презентацию с типами диаграмм

Гистограмма – служит для сравнения нескольких величин в
нескольких точках (столбики располагаются вертикально);

Линейчатая – служит для сравнения
нескольких величин (столбики располагаются горизонтально);

График – служит для того, чтобы проследить за изменением
нескольких величин

Круговая – служит для сравнения нескольких величин в
одной точке

Кольцевая – аналогична круговой

С областями – служит для того, чтобы проследить изменение
нескольких величин и изменение их суммы

3 практики

Результатом
работы станет последовательность шагов построения диаграмм

Порядок создания диаграмм:

1.     
Выделить объект, содержащий данные для построения.

2.     
Вызвать мастера диаграмм.

3.     
Выбрать тип диаграммы.

4.     
При необходимости изменить данные

4 дизайнеры

Диаграмма представляет собой самостоятельный объект
электронной таблицы и характеризуется рядом параметров, которые
задаются при создании и могут быть изменены при редактировании диаграммы.

Результатом
станет объяснения как изменять цвета, формы, значения диаграмм

4.Физминутка

Упражнения

Мы сидим за монитором

Наблюдаем за курсором

Вдруг курсор пропал с
экрана

Посмотрели мы направо

Нет курсора там где
право

Посмотрели мы налево

Нет курсора, что же
делать?

Мы посмотрим в уголок

Может его гномик уволок

Посмотрели в потолок

Может спрятал паучок

Снова включим монитор

Там когда-то был
курсор.

5.  Практическое закрепление материала.

            Учащиеся открывают документ Таблица.xls. (в своих
рабочих папках). На столах карточки практическая работа, вместе выполняем
задания, учитель координирует работу учащихся. контролируя результаты каждого
ученика.

Ну,
а сейчас мы составим паспорт класса используя диаграммы

1.       
Составить круговую диаграмму, отражающую процентное
отношение девочек и мальчиков  в 7 а классе.

2.       
Составим гистограмму успеваемости учащихся 7А.

3.       
Создать диаграмму по интересам

4.       
Придумать и создать свой вариант диаграммы – любого
типа.

6. Подведение итогов

            Сегодня на уроке вы научились создавать диаграммы.
Результатом работы стали выполненные вами задания.  Перед вами дерево яблонька.
Наши знания – плоды. Давайте посмотрим, сколько яблок выросло за сегодняшний
урок на дереве. (На столах у учащихся яблочки (из бумаги с основными понятиями
урока, они должны прикрепить их на яблоньку, проговаривая, что они означают).

            Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю
подросли, и к ним добавились новые плоды.

7. Домашнее задание.        

  1. Выучить
    определения, уметь различать виды диаграмм.

Цели занятия:

  • Обучающие:
    • изучение приемов построения и редактирования
      различных видов диаграмм и графико;
    • закрепление знаний  при работе с различными
      типами данных электронной таблицы;
    • формирование навыков самостоятельной работы с
      учебной, научно-популярной литературой и
      материалами Интернета.
  • Развивающие:
    • развитие у студентов креативного мышления,
      познавательного интереса;
    • формирование коммуникативных  способностей;
    • формирование навыков самостоятельного
      использования ЭВМ в качестве инструмента
      познавательной деятельности;
    • развитие самостоятельности в приобретении
      знаний, взаимопомощи, речи.
  • Воспитательные:
    • воспитание культуры общения, умения работать в
      группе, умения выслушать,
    • воспитание бережного отношения к средствам ЭВМ
      и своему рабочему месту;
    • воспитание объективного отношения к
      результатам работы – критичности, способности
      адекватно оценивать ситуацию.

Тип урока: комбинированный урок –
объяснение нового материала и закрепления
полученных знаний.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование:

  • Компьютеры учеников
  • Мультимедийный проектор, экран
  • Презентация, подготовленная в PowerPoint
  • Карточки с заданиями для практической работы
  • Текстовое задание

План урока

  • Организационный момент
  • Оглашение темы занятия и цели урока
  • Выступление эксперта
  • Изложение учебного материала
  • Практическая работа на компьютере
  • Высказывание мнения экспертов.
  • Выполнение тестового задания
  • Подведение итогов. Домашнее задание Рефлексия

Материальное обеспечение занятия:

  • ПК IBM PC AT Pentium  – по одному на каждого
    учащегося;
  • OS MS Windows 2003/XP, MS Excel

Литература:

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 11
    класс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002. С. 96–122.
  2. Информатика и информационные технологии.
    Угринович Н.Д. Учебное пособие для 10-11 классов. –
    М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000 г.
  3. Журнал “Информатика и образование” №4 – 2010 

Какую науку твой ум не постиг,
Покоя в ученье не знай ни на миг

Фирдоуси, персидский поэт

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала

В любой сфере деятельности существует
множество задач, в которых исходные данные и
результаты должны быть представлены в
графической форме. Умение наглядно представлять
информацию в виде графиков и диаграмм –
неотъемлемая часть современного образования.
При решении различных задач, подготовке отчетов
по различным дисциплинам, выполнении творческих
заданий нередко возникает необходимость
графического представления числовых данных.
Основное достоинство такого представления –
наглядность.

– Сегодня на занятии 5 экспертов  помогут
рассмотреть данную тему. (Эксперты заранее
подготовлены преподавателем из числа успевающих
студентов)

Перечень изучаемых вопросов

  • Диаграммы (понятие, назначение). Объекты
    диаграмм. Типы диаграмм.
  • Создание диаграмм Автоматическое создание
    диаграмм (за один шаг).
  • Мастер диаграмм.
  • Редактирование диаграмм.
  • Редактирование готовой диаграммы.
  • Редактирование отдельных элементов диаграммы.

Диаграммы (понятие, назначение). Объекты
диаграмм

При решении различных задач, подготовке
отчетов нередко возникает необходимость
графического представления числовых данных.
Основное достоинство такого представления –
наглядность.

В Microsoft Excel имеется возможность графического
представления данных в виде диаграммы. Диаграммы
связаны с данными листа, на основе которых они
были созданы, и изменяются каждый раз, когда
изменяются данные на листе. Диаграмма
представляет собой вставной объект, внедренный
на один из листов рабочей книги.

Диаграмма – объект электронной
таблицы, наглядно показывающий соотношение
каких-либо величин.
Назначение диаграммы: графическое
отображение данных для анализа и сравнения.
Объекты диаграммы:
область диаграммы – область, в которой
находятся все элементы диаграммы;
область построения диаграммы – место
расположения осей, рядов данных и т. д.;
легенда – образец оформления данных;
заголовок – служит для пояснения
данных, представленных на диаграмме;
метки (маркеры) данных – символы
(столбики, точки, сектора и т. д.) на диаграмме,
изображающие отдельный элемент данных;
ряды данных – группы связанных
элементов данных на диаграмме, источником
которых является отдельная строка или отдельный
столбец таблицы данных;
ось – линия, ограничивающая одну из
сторон области построения диаграммы и создающая
шкалу для измерения и сравнения данных на
диаграмме (для двумерного графика – ось
X, ось Y; для трехмерного графика Z – вер­тикальная
ось, а оси X и Y расположены под разными углами):
категории – названия категорий
соответствуют подписям вдоль оси X;
имена рядов – обычно соответствуют
надписям вдоль оси У;
метки делений – это короткие отрезки,
пересекающие координатные оси подобно разметке
линейки.

Типы диаграмм.

В MS Excel имеется возможность выбора из
нескольких типов диаграмм, причем каждый тип
имеет несколько разновидностей (видов).
Правильный выбор типа диаграммы дает
возможность представить данные самым выигрышным
образом. MS Excel позволяет выбрать один из 14
основных (стандартных) типов диаграмм и 20
дополнительных (нестандартных) типов диаграмм.
Внутри каждого из основных типов диаграмм можно
выбрать конкретный подтип.
Рассмотрим основные из них

Гистограмма отображает значения
различных категорий, позволяет показать
несколько рядов данных

Линейчатая отображает также значения
для различных категорий, отличается ориентацией
осей Ох и Оу

График представлен в виде точек
данных, соединенных тонкой линией, позволяет
проследить изменения предложенных данных,
показать несколько рядов данных

Круговая и кольцевая диаграмма можно
показать только один ряд данных.Выбор данного
типа определяется соображением
целесообразности и наглядности

Диаграмма с областями отображает
изменение значений ряда с течением времени, а
также изменение вклада отдельных значений.

Трехмерной (объемной) диаграмме
относят Гистограмму, Линейчатую, Объемный
график, Круговую объемную  диаграмму,
Поверхность

2. Практическая работа на компьютере

Настройка Откройте программу MS EXCEL, выведите на
экран панель инструментов «Диаграммы» (Вид
панели инструментов – Диаграмма)
Сохраните рабочую книгу под своей фамилией в
папке «мои документы»

ЗАДАНИЕ 1. Построение гистограммы по
заданной таблице значений

Рис. 1

Технология работы

1. Переименуйте Лист1 в
«Интернет». Постройте таблицу по образцу на рис. 1

2. Найдите максимальное и
минимальное число доли пользователей по
интересам в диапазоне С5:С12, используя Мастер
функций и функции МАКС, МИН.

3. Выделите диапазон данных для
построения гистограммы: В5:С12.

4. Вызовите Мастер диаграмм:
выберите команду меню Вставка, Диаграмма или
щелкните на пиктограмме Мастера диаграмм и
следуйте его инструкциям:

Шаг 1. Выбор типа диаграммы: гистограмма>
выберите тип диаграммы – гистограмма
выберите вид гистограммы – обычная гистограмма,
щелкните на кнопке Далее >.

Шаг 2. Выбор исходных данных для
диаграммы:поскольку данные вами уже выбраны в п. 3
(диапазон В5:С12), щелкните на кнопке Далее >

Шаг 3. Выбор параметров диаграммы: на вкладке
Заголовки введите текст в поля Название
диаграммы – «Интересы пользователей Интернет»,
Ось X (категорий) – «Вид интересов», Ось Y
(значений) – « Доля пользователей »;щелкните на
кнопке Далее >.

5. Расположите область диаграммы в
диапазоне A16:D40 (для перемещения выделенной
области диаграммы используйте метод Drag-and-Drop, для
изменения размеров рамки работайте с маркерами
рамки диаграммы

6. Сохраните изменения в файле.

7. Сравните ваш результат с рис.
2. Представьте эксперту результаты работы.

Рис. 2

ЗАДАНИЕ 2. Редактирование объектов
гистограммы

Отредактируйте гистограмму согласно рис. 2 .

Технология работы.

1. Выделите указанный объект диаграммы
(двойным щелчком левой кнопкой мыши), выберите
соответствующую вкладку, внесите заданные ниже
изменения в параметры объекта и щелкните на
кнопке ОК.

Параметры объектов диаграммы:

  • Шрифт заголовка, легенды, названия осей (марка,
    количество) – Arial, размер – 8.
  • Формат области диаграммы: способ заливки –
    градиентная, цвета – два цвета, тип штриховки –
    диагональная 1.
  • Формат области построения диаграммы: текстура в
    способах заливки – пергамент.
  • Формат оси категорий и оси значений: цвет линии
    – зеленый, толщина линии

2. Постройте линии сетки осей X и Y
выберите команду меню Диаграмма, Параметры
диаграммы
, вкладку Линии сетки;
в разделах Ось X (категорий) и Ось Y
(значений)
выберите основные линии.

3. Задайте формат линий сетки осей X и Y:
тип линии – пунктирный, цвет – темно-бирюзовый.

4. Сохраните изменения в файле

ЗАДАНИЕ 3. Построение графиков функций.

Построить графики следующих функций

Y1(x) = x2 – 1
Y2(x) = x2 + 1
Y3(x) = 10 * Y1(x)/Y2(x)
Диапазон изменения аргумента – [–2;2] с шагом 0,2..

Технология работы: подготовка таблицы

1. Перейдите на Лист2, переименуйте
Лист2 в «Графики»:
щелкните правой клавишей мыши на ярлыке Лист2 –
вызов контекстного меню;
выберите команду Переименовать.

Рис. 3

2. Подготовьте на листе «Графики»
таблицу согласно рис 3: введите в ячейки A1:D1
названия столбцов; в дальнейшем названия функций
Yl(x), Y2(x), Y3(x) составят текст легенды;
заполните столбец аргументов (х) от –2 до 2 с шагом
0,2. Для этого воспользуйтесь любым известным вам
способом автозаполнения диапазона.

3. Заполните столбцы функций, т. е.
введите в столбцы В, С, D значения функций в
соответствующих точках. Для этого введите
самостоятельно в ячейки В2, С2, D2 формулы,
математическая запись которых, , Yl(x) = х2 – 1,
Y2(x) = х2 + 1, Y3(x) = 10*Yl(x)/Y2(x
)

Введите в ячейки следующие формулы
В2 – =СТЕПЕНЬ(A2;2) – 1
С2 – =СТЕПЕНЬ(A2;2) + 1.
D2 – Y3(x) = 10*Yl(x)/Y2(x)

4. Скопируйте формулы в остальные
ячейки таблицы (используйте маркер заполнения).

5. Оформите получившуюся таблицу и
сохраните изменения в файле. Представьте
результаты работы

4. Построение и редактирование графиков
функций

1. Выделите диапазон данных для
построения графиков A1:D22.

2. Постройте графики, используя Мастер
диаграмм: тип диаграммы – точечная, вид –
точечная диаграмма со значениями, соединенными
сглаживаю­щими линиями без маркеров.

Рис. 4

3. Отредактируйте графики согласно
рис. 4 и сохраните изменения в файле. Представьте
результаты работы.

Затем откройте задания для самостоятельной
работы. Оформите нижеприведенную таблицу,
занесите необходимые данные, установите
необходимые форматы данных. Постройте диаграммы
(Приложение 1)

5. Высказывание мнения экспертов о работе

6. Выполнение тестового задания 

7. Подведение итогов

8. Домашнее задание: Глушаков В.Ф.,
Мельников В.Э., «Основы информатики»,
с.256-258,ответить на контр. вопросы

Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»

8 класс

Цель урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах

Задачи урока:

образовательные:

  • расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;

  • научить строить и использовать круговые диаграммы в программе Excel

развивающие:

  • развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;

  • формировать умения наблюдать, делать выводы;

  • развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.

  • воспитывать творческий подход к работе;

  • развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в группах

Программное и техническое обеспечение урока:

      1. Мультимедийный проектор;

      2. Компьютерный класс;

      3. Программа MS Excel;

Дидактическое обеспечение урока:

  1. Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа

  2. Презентация к уроку «Диаграммы»

Последовательность этапов урока.

1.Организационный момент (3 мин).

    1. Мотивация

    2. Эпиграф

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).

4.Объяснение нового материала (10 мин).

5.Физкультминутка (2 мин).

6.Компьютерный практикум (15 минут).

7. Рефлексия (1 мин).

8.Домашнее задание (1 мин).

9.Итог урока (1 мин).

Ход урока:

1.Организационный момент. (Приветствие класса)

  • Мотивация (1 мин)

Здравствуйте, ребята!

Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный! На столе у вас лежат яблочки, на них вы будете отмечать свои достигнутые результаты на этом уроке. Подпишите ваши яблочки!!!!

  • Эпиграф. Итак мы начинаем наш урок.

СЛАЙД 1

Учитель: Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,

Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,
Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,
Использовать Excel нам нужно без сомнения.

Это стихотворение, написанное учителем, действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни

Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим дальнейшее знакомство с ней.

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 8 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер- это реальный человек со своей жизнью и интересами.

Я сейчас озвучу следующую статью со статистическими данными:

В 8 классе 11 учащихся: из которых 2 учащихся хорошисты, а в 7 классе 3 учащихся хорошистов из 11 учащихся, в 6 количество хорошистов такое же как 7 , но в классе 12 учеников. Хорошистов в 5,7,8 равно 8. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 8 —18%? 7- 27%, в 6 —25%.

Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме).

Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет.

Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме, текстовой, которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию?

Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда 2  с текстом : )

Вопрос:  — Удобно ли представлена данная информация? (Нет)

Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно ли упорядочить эти данные?

Какая форма представления информации для этого используется?

 (Представить данные текста в виде таблицы).

Вопрос:— А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).

Она бы приняла следующий вид: СЛАЙД 3

Класс

6

7

8

Кол-во учащихся

12

11

11

5

0

0

0

4

3

3

2

3

9

8

9

%качества знании

25

27

18

Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.

На прошлом уроках мы познакомились с электронными таблицами. Как они назывались? (Excel) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.

Что Вы научились делать в этих таблицах? Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.

Для начала мы вспомним изученный материал прошлых уроков с помощью теста. На рабочем столе у каждого имеется тест. На выполнение, которого дается 5-6 минут. СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Проверку мы выполним — поменявшись своей работой с соседом по парте. Вы видите на слайде правильные ответы. За каждый правильный ответ, 1 кол-во правильных ответов вы записываете на своих «яблоке».

Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.

3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).

Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма). СЛАЙД 6

Ребята, пользуясь этой таблицей можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой.

А как? А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel можно это сделать. С чем мы сегодня познакомимся на уроке, а тему урока вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде 7)

СЛАЙД 8

Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». Запишем тему урока в тетрадь.

СЛАЙД 9

Давайте мы поставим для себя цель, которую хотим достигнуть на уроке.

  • Работая в таблице, я научусь …(наглядно представлять данные в виде диаграммы)

  • Работая в таблице, я сегодня буду развивать… (навык работы с программой, память, мышление)

А для чего они нам нужны диаграммы???

Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический  режим работы  табличного процессора.

Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.

4.Изучение нового материала.

А что же такое диаграмма?

СЛАЙД 10

Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных.

Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов. Я познакомлю вас с некоторыми типами диаграмм.

Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. СЛАЙД 11-13

Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин. Диграммы могут быть плоскими или объемными,столбцы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально;С помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира.

Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Диаграммы могут быть плоскими или объемными. Круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю стоимости отдельных устройств компьютера в его общей стоимости.

График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин.На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины,которые соединяются между собой плавными линиями.Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехцветной фигуры

Откройте учебники на стр.90 посмотрите основные типы диаграмм.

При создании диаграммы в ЭТ прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения.

Выделенный диапазон ячеек исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

СЛАЙД 14 Ряды данных – множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.

CЛАЙД 15. На линейчатой диаграмме значение ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой-с помощью секторов, на графике точками, имеющими заданные координаты Y.

СЛАЙД 16

Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме.

На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси X.

Категории и ряды данных могут размещаться как в столбцах, так и в строках. ЭТ.

СЛАЙД 17

Оформление диаграммы.

Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду.

Внешний вид диаграммы можно настраивать. С помощью мыши можно изменять размеры диаграммы, можно изменять название диаграммы и осей, тип шрифта, его размер и цвет.

Сегодня мы попробуем представить числовую информацию наглядной и выразительной с использованием диаграмм. Давайте еще раз скажем…. что такое диаграмма? Какие виды бывают?

Мы сказали, что такое диаграмма, для чего они нужны, а как на компьютере создать диаграммы???

Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.

СЛАЙД 18

Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка» и выбрать соответствующую диаграмму или график.

Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

СЛАЙД 19

Этап второй. Оформление диаграммы.

Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа.

На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.

Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны.

СЛАЙД 20 Порядок создания диаграмм:

  1. Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – ПускПрограммы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.

  2. Построить таблицу

  3. Выделить объект, содержащий данные для построения.

  4. Вызвать мастера диаграмм.

  1. Выбрать тип диаграммы.

  2. При необходимости изменить данные

6.Компьютерный практикум (15 минут).

А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах, займите свои рабочие места.

Открываем учебники стр. 99 Практическая работа 4.4 «Построение диаграмм различных типов»

Для каждой таблицы подберите подходящую диаграмму или график и разместите на указанном листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем. Время на работу – 15 минут.

Участники каждой группы занимают места за компьютерами и выполняют задания, руководствуясь «Инструкцией для выполнения работы». Учитель индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров. Визуальная проверка практической работы.

Учитель: Время, отведённое на эту работу, закончилось. Прошу участников групп занять свои рабочие места за партами.

СЛАЙД 21-23. После длительной работы за компьютером наступает утомление глаз, поэтому необходимо снять это напряжение, выполняя комплекс упражнений для глаз. Пока я проверяю ваши практические работы, прошу внимательно понаблюдать за движением картинок.

Максимальная оценка за практическую работу – 10 баллов.

Физминутка.

5.Подведение итогов урока.
Учитель: Подведем итоги урока.
СЛАЙД 24

Назовите основные типы диаграмм. Назовите этапы создания диаграмм и графиков.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вызвало трудности в практической работе?

Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания.

Наши знания – плоды.

Слайд 25.

Давайте запишем чему вы сегодня научились, что узнали.. Заполните свои яблоки, знаниями, проставьте баллы, на тех этапах урока в которых вы принимали участие. Подсчитайте общее количество баллов.9-10 баллов – 5,7-8 баллов – 4, 5-6 баллов-3.

Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды.

Учитель:Тема «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» успешно пройдена и усвоена. Цель урока достигнута, мы с вами получили представление о диаграммах, научились строить диаграммы и закрепили умения работы с графическими возможностями MS Excel.

Домашнее задание.

Выучить определения, уметь различать виды диаграмм. Подготовиться к контрольной работе, повторить главу 4 «Кодирование и обработка числовой информации» стр.73-92.

Доп.задание

Класс

6

7

8

Кол-во учащихся

12

11

11

5

0

0

0

4

3

3

2

3

9

8

9

% качества знании

25

27

18

По полученным данным вам предстоит построить сначала гистограмму, затем круговую диаграмму в программе Excel и продемонстрировать её мне. У каждого рабочего места лежит карточка с практической работой, которой вы можете воспользоваться при выполнении задания.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Итого:

Тема: Построение диаграмм в MS EXCEL

Цели занятия:

  • Обучающие:

    • изучение приемов построения и редактирования различных видов диаграмм;

    • рассмотрение основных видов диаграмм и их этапы построения;

    • освоение основных приемов редактирования и оформления диаграмм;

    • закрепление знаний  при работе с различными типами данных электронной таблицы;

  • Развивающие:

    • развитие у обучающихся креативного мышления, познавательного интереса;

    • формирование коммуникативных  способностей;

    • формирование навыков самостоятельного использования ЭВМ в качестве инструмента познавательной деятельности;

    • развитие самостоятельности в приобретении знаний, взаимопомощи, речи.

  • Воспитательные:

    • воспитание культуры общения, умения работать в группе, умения выслушать,

    • воспитание бережного отношения к средствам ЭВМ и своему рабочему месту;

    • воспитание объективного отношения к результатам работы – критичности, способности адекватно оценивать ситуацию.

Тип урока: комбинированный урок – объяснение нового материала и закрепления полученных знаний.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, практическое задание.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

  4. Физминутка

  5. Объяснение нового материала.

  6. Практическая работа

  7. Рефлексия

  8. Подведение итогов урока.

  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.

Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста. (Приложение 1)

2. Актуализация опорных знаний:

(Обучающиеся отгадывают кроссворд и ребус).

Ребята, какое слово зашифровано? (Ответ: Диаграмма.)

Тема нашего урока «Работа с таблицами в Excel и построение диаграмм».

Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

— Выполните работу в парах. У вас на столах лежат карточки с информацией о продолжительности жизни животных. Выпишите животных в порядке возрастания продолжительности жизни. (Приложение2)

— Какая группа справилась с заданием быстрее? Почему?

— Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно. Для представления числовой информации таблица, а тем более текст не всегда является наглядной формой.

Диаграммы и графики позволяют наглядно представлять табличные данные и проводить быстрый визуальный анализ этих данных.

— Записываем тему нашего урока «Диаграммы и графики вExcel».

Какие цели мы сегодня поставим на уроке?

— После этого урока вы сможете создавать диаграммы средствами программы Ecxel.

4. Физминутка

5. Объяснение нового материала

В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. При решении различных задач, подготовке отчетов по различным дисциплинам, выполнении творческих заданий нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

Диаграммы (понятие, назначение). Объекты диаграмм

При решении различных задач, подготовке отчетов нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

В Microsoft Excel имеется возможность графического представления данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе. Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги.

Диаграмма — Диаграмма – это графическое представление данных, позволяющее оценить соотношение нескольких величин. Они используются для сравнения и анализа данных, представления их в наглядном виде.  

Существуют два вида диаграмм – плоская и объемная.

Объекты диаграммы:

область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы;
область построения диаграммы – место расположения осей, рядов данных и т. д.;
легенда – образец оформления данных;
заголовок – служит для пояснения данных, представленных на диаграмме;
метки (маркеры) данных – символы (столбики, точки, сектора и т. д.) на диаграмме, изображающие отдельный элемент данных;
ряды данных – группы связанных элементов данных на диаграмме, источником которых является отдельная строка или отдельный столбец таблицы данных;
ось – линия, ограничивающая одну из сторон области построения диаграммы и создающая шкалу для измерения и сравнения данных на диаграмме (для двумерного графика – ось X, ось Y; для трехмерного графика Z – вер­тикальная ось, а оси X и Y расположены под разными углами):
категории – названия категорий соответствуют подписям вдоль оси X;
имена рядов – обычно соответствуют надписям вдоль оси У;
метки делений – это короткие отрезки, пересекающие координатные оси подобно разметке линейки.

Типы диаграмм.

В MS Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов). Правильный выбор типа диаграммы дает возможность представить данные самым выигрышным образом. MS Excel позволяет выбрать один из 14 основных (стандартных) типов диаграмм и 20 дополнительных (нестандартных) типов диаграмм. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип.
Рассмотрим основные из них

Гистограмма отображает значения различных категорий, позволяет показать несколько рядов данных

Линейчатая отображает также значения для различных категорий, отличается ориентацией осей Ох и Оу

График представлен в виде точек данных, соединенных тонкой линией, позволяет проследить изменения предложенных данных, показать несколько рядов данных

Круговая и кольцевая диаграмма можно показать только один ряд данных.Выбор данного типа определяется соображением целесообразности и наглядности

Диаграмма с областями отображает изменение значений ряда с течением времени, а также изменение вклада отдельных значений.

Трехмерной (объемной) диаграмме относят Гистограмму, Линейчатую, Объемный график, Круговую объемную  диаграмму, Поверхность

Алгоритм построения диаграмм

  1. Ввести табличные данные;

  2. Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;

  3. Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы;

  4. Выбрать тип диаграммы;

  5. Уточнить исходные данные;

  6. Задать параметры построения;

  7. Разместить диаграмму.

Настройка диаграммы и ее элементов

Конструктор: общие свойства

Макет: настройка свойств отдельных элементов

Формат: оформление отдельных элементов

После создания диаграммы осуществляется её форматирование

Для того чтобы подписать ряды в легенде необходимо кликнув левой кнопкой мыши на группе ряды, через вкладку конструктор в группе данные кликнуть на кнопку «выбрать данные» или через контекстное меню, вызываемое кликом правой кнопки, в появившемся диалоговом окне в группе «Элементы легенды (ряды)» выбрать номер ряда нажать кнопку «Изменить» и в появившемся диалоговом окне ввести ссылку на ячейку. Нажать кнопку «Ок»

Для подписи данных используя кнопку «выбрать данные» в диалоговом окне в группе «Подписи горизонтальной оси (категории) нажать кнопку «Изменить» и в появившемся окне ввести ссылку на ячейки.

Для того, чтобы подписать данные необходимо выделить область построения, на вкладке «Макет» в группе «Подписи» выбрать кнопку «подписи данных» и в развернувшемся меню выбрать вид подписи.

В этой же группе находится опция добавления таблицы данных, а также опции названия таблицы и подписи осей.

Через вкладки «Конструктор», «Формат» и «Макет» можно производить форматирование диаграммы, выбирая ту или иную опции.

Форматирование шрифтов осуществляется через вкладку «Главная» или через контекстное меню, вызываемое правой кнопкой мыши.

6. Практическая работа (Приложение 4)

  1. Рефлексия

Контрольные вопросы:

  1. Что такое диаграмма?

  2. Какие виды диаграмм вы знаете?

  3. Какие типы диаграмм вы знаете?

  4. Назовите объекты диаграмм.

  5. Что такое легенда?

8. Подведение итогов урока.

Спасибо вам за хорошую работу! Тема «Построение диаграмм в MS EXCEL» успешно пройдена и усвоена. Цель урока достигнута, мы с вами познакомились с графическими возможностями MS Excel и научились строить диаграммы. (Выставление оценок).

9. Домашнее задание (составить кроссворд на тему Диаграммы в Excel)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Построение двухфакторной модели в excel
  • Построение диаграмм в excel с примерами
  • Построение двух графиков в одном графике в excel
  • Построение диаграмм в excel практика
  • Построение двумерных графиков в excel 2007