Слайд 1
Excel. Ссылки, диаграммы. Подготовка к ГИА 2015 Заблоцкая И.А. Учитель информатики и ИКТ МАОУ «Лицей № 36»
Слайд 2
14. Ввод математических формул и вычисления по ним. (тип задания: с кратким ответом) Проверяемые элементы содержания: умение использовать формулы для вычислений в электронных таблицах Максимальный балл за выполнение задания: 1 Примерное время выполнения задания (мин.): 2 Уровень сложности задания: базовый
Слайд 3
Excel. Ссылки. Ссылка – адрес ячейки в формуле. В среде табличного процессора существует несколько видов ссылок , различающихся по форме записи адреса ячейки: относительные, абсолютные, смешанные .
Слайд 4
Excel. Ссылки.Относительные. При копировании формулы в другую ячейку ссылка изменяется в соответствии с новым положением. Формула «переехала» на один столбец вправо и на одну строку вниз; имя столбца на 1 номер строки на 1
Слайд 5
Excel. Ссылки. Абсолютные. При абсолютной ссылке перед именем как столбца, так и строки располагается символ $( F 4 ). При копировании формул программа абсолютные ссылки оставит без изменения.
Слайд 6
Excel. Ссылки. Смешанные. В этой ссылке либо номер строки является абсолютным, а номер столбца относительным (тогда символ $ располагается только перед номером строки), либо номер столбца является абсолютным, а номер строки – относительным (и символ $ располагается только перед номером столбца )
Слайд 7
Примеры заданий Какой вид примет содержащая формула = A $1*2 , записанная в ячейке С1, после ее копирования в ячейку Е3? (при копировании значение константы не изменяется) = A $1*5 = A $1*2 =С$1*5 =С$1*2
Слайд 8
Примеры заданий Какой вид примет содержащая формула = A $1*2 , записанная в ячейке С1, после ее копирования в ячейку Е3? (при копировании значение константы не изменяется) = A $1*5 = A $1*2 =С$1*5 =С$1*2
Слайд 9
Примеры заданий Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула =$ A $1* B 1 , записанная в ячейке С1, после ее копирования в ячейку С2? =$А$1* B 2
Слайд 10
Примеры заданий Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула =$ A7 * D3 , записанная в ячейке D4 , после ее копирования в ячейку B 2? =$ A7 * D3 =$ A5 * D3 =$ A7 * B1 =$ A5 * D1
Слайд 11
Примеры заданий Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула =$ A7 * D3 , записанная в ячейке D4 , после ее копирования в ячейку B 2? =$ A7 * D3 =$ A5 * D3 =$ A7 * B1 =$ A5 * D1
Слайд 12
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы, в которой символ «$» используется для обозначения абсолютной адресации: Формулу, записанную в ячейке С1, скопировали в буфер обмена и вставили в ячейку С2, при этом изменились относительные ссылки, использованные в формуле. Определите значение формулы, которая окажется в ячейке C2. В ответе укажите одно число – значение формулы. ________________ А В С 1 4 6 =4*$A1+3*B$1 2 9 1
Слайд 13
Примеры заданий Сначала вычисляем значение в ячейке С1 (подставим конкретные значения из соответствующих ячеек): =4*$A1+3*B$1 — 4*4+3*6=16+18+34 Скопируем формулу из С1 в буфер обмена и вставили в ячейку С2. Получим формулу (меняется номер строки в ячейкеА2): =4*$A2+3*B$1 и произведём вычисления, подставив в неё значения из соответствующих ячеек – 4*9+3*6=36+18= 54 А В С 1 4 6 =4*$A1+3*B$1 2 9 1
Слайд 14
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы, в которой символ «$» используется для обозначения абсолютной адресации: В ячейку D 1 введена формула =$A$1*B1+ C2 , а затем скопирована в ячейку D 2. Какое значение в результате появится в ячейке D 2? А В С D 1 1 2 3 =$A$1*B1+ C2 2 4 5 6 3 7 8 9
Слайд 15
Примеры заданий Вычислим значение ячейки D 1 — =$A$1*B1+ C2 1*2+6=8 Скопируем формулу из ячейки D 1 в ячейку D2 =$A$1*B2+ C 3 — 1*5+9= 14 А В С D 1 1 2 3 =$A$1*B1+ C2 2 4 5 6 3 7 8 9
Слайд 16
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы, в которой символ «$» используется для обозначения абсолютной адресации: В ячейку D 1 введена формула =A$1*B1+$ C2 *3, а затем скопирована в ячейку D 2. Какое значение в результате появится в ячейке D 2? А В С D 1 9 5 1 =A$1*B1+$ C2 *3 2 4 2 7 3 3 6 8
Слайд 17
Примеры заданий Вычислим значение в ячейке D 1 =A$1*B1+$ C2 *3 — 9*5+7*3=66 Скопируем формулу из ячейки D 1 в ячейку D2 =A$1*B2+$ C 3*3 — 9*2+8*3= 42 А В С D 1 9 5 1 =A$1*B1+$ C2 *3 2 4 2 7 3 3 6 8
Слайд 18
7. Представление формульной зависимости в графическом виде . (тип задания: с выбором ответа) Проверяемые элементы содержания: умение представлять формульную зависимость в графическом виде Максимальный балл за выполнение задания: 1 Примерное время выполнения задания (минуты): 3 Уровень сложности задания: повышенный
Слайд 19
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму. 1) 2) 3) 4) А В С D 1 3 3 2 2 =(C1+A1)/2 =C1–D1 =A2–D1 =A1–2
Слайд 20
Решение Произведём соответствующие вычисления. Получим А2 = 3; В2=1; С2=1; D 2=1 Исходя из условия задачи нас интересует диапазон ячеек А2: D 2 — 3 : 1 : 1 : 1 1) 2) 3) 4) А В С D 1 3 3 2 2 =(C1+A1)/2 =C1–D1 =A2–D1 =A1–2
Слайд 21
Решение Найдём соответствие долям 3 : 1 : 1 : 1 Здесь долям соответствуют значения: 1 : 1 : 1 :1 2) Здесь долям соответствуют значения: 1 : 2 : 2 :1 3) Здесь долям соответствуют значения: 1 : 1 : 1 :2 4) Здесь долям соответствуют значения: 1 : 1 : 1 : 3
Слайд 22
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы: После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.
Слайд 23
Решение Произведём соответствующие вычисления. Получим А2 = 1; В2=1; С2=2; D 2=4 Исходя из условия задачи нас интересует диапазон ячеек А2: D 2 — 1 : 1 : 2 : 4
Слайд 24
Решение Найдём соответствие долям 1 : 1 : 2 : 4 Очевидно, что это рисунок 4)
Слайд 25
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы: После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A1:A4. Укажите получившуюся диаграмму.
Слайд 26
Решение Произведём соответствующие вычисления. Получим А1=2; А2=4; А3=1;А4=1 Исходя из условия задачи нас интересует диапазон ячеек А1:А4 2 : 4 : 1 : 1
Слайд 27
Решение Найдём соответствие долям 2 : 4 : 1 : 1 Очевидно, что это рисунок 2)
Слайд 28
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы. После выполнения вычислений по значениям диапазона ячеек А1:А4 была построена диаграмма. Укажите получившуюся диаграмму.
Слайд 29
Решение Произведём соответствующие вычисления. Получим А1=2; А2=1; А3=2; А4=3 Исходя из условия задачи нас интересует диапазон ячеек А1:А4 1 : 1 : 2 : 3
Слайд 30
Решение Найдём соответствие долям 1 : 1 : 2 : 3 Очевидно, что это рисунок 4)
Слайд 31
Примеры заданий Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул. После выполнения вычислений построили диаграмму по значениям диапазона A 1: D 1. Укажите полученную диаграмму:
Слайд 32
Решение Произведём соответствующие вычисления. Получим А1=1; В1=1; С1=3; D 1=3 Исходя из условия задачи нас интересует диапазон ячеек А1: D1 1 : 1 : 3 : 3
Слайд 33
Решение Найдём соответствие долям 1 : 1 : 3 : 3 Очевидно, что это рисунок 3)
Слайд 34
Дискография Гусева И.Ю ЕГЭ Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов Санкт-Петербург «Тригон» Якушкин П.А., Лещинин В.Р. Кириенко В.П. Информатика типовые тестовые задания Москва 2010 «Экзамен» Поляков К. ЕГЭ 2011
Дана последовательность чисел: 25, -61, 0, -82, 18, -11, 0, 30, 15, -31, 0, -58, 22. В ячейку А1 введите текущую дату, в ячейку А2 текущее время используя мастер функций (категория функции Дата и время). Числа вводите в ячейки третьей строки. Заполните ячейки К5:К14 соответствующими формулами. Отформатируйте таблицу по образцу. Лист 1 переименуйте в Числа. Результаты сохраните на рабочем столе под соей фамилией.
Задача на компьютере №2
Выполните задание «Обработка данных метеостанции за 1994 год»
- Заполните таблицу
- Заполните формулами пустые ячейки.
- Заполните столбец Прогноз:
- Засушливыми месяцем считать месяц, в котором количество выпавших осадков не больше 15 мм.
- Дождливо, если количество осадков 70 мм
- Нормально (в остальных случаях)
- Представьте данные таблицы Количество осадков (мм) графически, расположив диаграмму на Листе2. Выберите тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению
- Переименуйте Лист1 в Метео, Лист2 в Диаграмма. Удалите лишние листы рабочей книги.
данные за 1994 год
месяц
осадки(мм)
январь
8
февраль
прогноз
1,2
март
апрель
3,8
11,9
май
65
июнь
66,3
июль
50,6
август
сентябрь
145
79
октябрь
74
ноябрь
56
декабрь
9,4
максимальное количество осадков
среднее количество осадков
суммарное количество осадков
количество засушливых месяцев
ЗАДАЧА (самостоятельная) На продовольственном складе хранятся продукты. Необходимо составить ведомость по учету продуктов. Ведомость должна содержать следующую информацию: название продукта, цена за один кг, количество (в кг) продуктов, срок хранения продуктов (в днях). Вычислить, сколько продуктов хранится на складе, общую стоимость всех продуктов. Сколько стоит самый дорогой и самый дешевый продукт. Выяснить минимальный и максимальный сроки хранения. Количество продуктов, стоимость которых более 50 рублей. Сумму стоимости быстро портящихся продуктов (1день).
Молоко — 10 кг, срок хранения 1 сутки; помидоры 100 кг, срок хранения 10 суток; сметана — 84 кг, срок хранения 1 сутки; мука 50 кг, срок хранения 356 суток; соль 220 кг, срок хранения 486 суток; творог 51 кг, срок хранения 2 суток; капуста 44 кг, срок хранения 26 суток.
Задача о количестве осадков
Имеется информация о количестве осадков, выпавших за каждый день месяца, и о температуре воздуха в эти дни. Определить, сколько дней выпадал снег и сколько — дождь. Считать, что идет дождь, если температура воздуха выше 0°С.
Условная функция и логические выражения
Условная функция
- Блок схема:
Д2
Д1
- Общий вид:
ЕСЛИ( ; ; )
ЕСЛИ( ; ; )
Задача
При сдаче экзамена учащиеся получили определенные баллы. Если менее 10 балл – отметка 2 , менее 20 – 3 , менее 30 – 4 , иначе 5 .
2
5
4
3
30
10
20
Задача
2
5
4
3
30
10
20
Вложенное ветвление
Вложенное ветвление
B2
B2
2
3
B2
4
5
В
С
А
Логисеская функция (вложенное ветвление)
фамилия
балл
Иванов
оценка
34
Петров
26
4
Сидоров
40
Кузнецов
3
5
15
Миронов
2
30
4
1
2
3
4
5
6
Если(В2
Найди ошибки
А
С
В
Логисеская функция (вложенное ветвление)
фамилия
балл
Иванов
оценка
34
Петров
4
26
Сидоров
40
Кузнецов
3
5
15
Миронов
30
2
4
1
2
3
4
5
6
ЕСЛИ(В2
ЕСЛИ(В2
=5 ; 3;1) ЕСЛИ (и(С5 9;В2=5) ; 3;1) ЕСЛИ(9
Найди ошибки
ЕСЛИ(В2=5; 3))
ЕСЛИ(В2=5; 3 ;5)
СЧЕТЕСЛИ(В2:В3;
СЧЕТЕСЛИ(В2:В3; “
СЧЕТ(В2;В3)
СЧЕТ(В2 : В3)
СУММ (В2:В3)
СУММА (В2:В3)
МИН ( В2:С3 )
МИН В2:С3
ЕСЛИ(5
ЕСЛИ (В2=5 ; 3;1)
ЕСЛИ (и(С5 9;В2=5) ; 3;1)
ЕСЛИ(9
Вариант №2
Откройте на рабочем столе файл (505.xls)
Группа учащихся писала тест, результаты которого представлены в таблице. Откройте файл (имя файла вам сообщит организатор)
Используя данную таблицу, решите следующие задачи:
- Для каждого ученика вычислите:
- средний балл за тест сумму баллов в соответствии с суммой баллов определить для каждого учащегося, к какой группе он относится, если:
- средний балл за тест
- сумму баллов
- в соответствии с суммой баллов определить для каждого учащегося, к какой группе он относится, если:
от 0 до 9 «низкий уровень»
от 10 до 16 «средний уровень»
от 17 и выше «высокий уровень»
- Вычислите количество учеников по каждому из уровней.
- Вычислите средние баллы за выполнение каждой части теста.
- Для задания 2 постройте гистограмму.
№
1
Фамилия И.
2
Часть 1
Аликина Е.
3
Баранова Ю.
Часть 2
5
Грушина Ю.
Часть 3
…
4
3
2
7
3
…
7
5
…
5
…
…
Вариант №1
Откройте на рабочем столе файл (501.xls)
Дана таблица рейтинга школ Пермского края по Биологии. Каждая школа имеет свой универсальный код. В столбцах «Оценка» указано количество учащихся, получивших соответствующие оценки.
Используя данную таблицу, решите следующие задачи:
- Вычислите для каждой школы:
- Количество участников
- Средний балл
- В соответствии со средним баллом определите для каждой школы уровни:
Ниже 3,0 –«низкий»
От 3,1 до 3,9 – «Средний»
От 4,0 и выше – «высокий»
- Вычислите общее количество относительно их уровня
- Для задания 2 постройте гистограмму
- Найдите максимальный средний балл.
Код школы
Оценка
20002
2
20007
3
7
4
20008
1
12
5
14
3
Существуют особенности записи логических операций в табличных процессорах: сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.
ЕСЛИ(И(усл1;усл2);”Да”;”НЕТ”)
Задача
Каждому пушному зверьку в возрасте от 1-го до 2-х месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3 кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.
Вариант №2 ( два условия )
0,2 + 0,2
0,2
0,2
Возраст
1
2
и
0,2
0,2 + 0,2
Вес
3
Вариант №2
1
2
3
Вариант №2
Вариант №2
На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 14 задания. Объясняется тема решения заданий в электронный таблицах Excel.
Содержание:
- Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике
- Типы ссылок в ячейках
- Стандартные функции Excel
- Построение диаграмм
- Решение 14 задания ОГЭ
- Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
- Формулы в электронных таблицах
- Анализ диаграмм
14-е задание: «Электронные таблицы Excel».
Уровень сложности
— высокий,
Максимальный балл
— 3,
Примерное время выполнения
— 30 минут,
Предметный результат обучения:
Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.
* задания темы выполняются на компьютере
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.
- Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
- Имена ячеек в абсолютной формуле не меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы.
- Для указания того, что не меняется столбец, ставится знак
$
перед буквой столбца. Для указания того, что не меняется строка, ставится знак$
перед номером строки: - В смешанных формулах меняется только относительная часть:
Относительная адресация:
имя столбца вправо на 1
номер строки вниз на 1
Абсолютная адресация:
имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными
Смешанные формулы
Стандартные функции Excel
В ОГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции. Ниже рассмотрен их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.
Таблица: Наиболее часто используемые функции
русский | англ. | действие | синтаксис |
---|---|---|---|
СУММ | SUM | Суммирует все числа в интервале ячеек | СУММ(число1;число2) |
Пример: | |||
=СУММ(3; 2) =СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ | COUNT | Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек | СЧЁТ(значение1, [значение2],…) |
Пример: | |||
=СЧЁТ(A5:A8) | |||
СРЗНАЧ | AVERAGE | Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек | СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…) |
Пример: | |||
=СРЗНАЧ(A2:A6) | |||
МАКС | MAX | Возвращает наибольшее значение из набора значений | МАКС(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МАКС(A2:A6) | |||
МИН | MIN | Возвращает наименьшее значение из набора значений | МИН(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МИН(A2:A6) | |||
ЕСЛИ | IF | Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. | ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь) |
Пример: | |||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») | |||
СЧЁТЕСЛИ | COUNTIF | Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: | |||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») | |||
СУММЕСЛИ | SUMIF | Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СУММЕСЛИ (диапазон, критерий, [диапазон_суммирования]) |
Пример: | |||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
СРЗНАЧ
не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):Построение диаграмм
- Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
- Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
- Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
- Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
- Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
Егифка ©:
Решение 14 задания ОГЭ
Задание 14_0. Демонстрационный вариант 2022 г.:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | Округ | Фамилия | Предмет | Баллы |
2 | С | Ученик 1 | Физика | 240 |
3 | В | Ученик 2 | Физкультура | 782 |
4 | Ю | Ученик 3 | Биология | 361 |
5 | СВ | Ученик 4 | Обществознание | 377 |
В столбце A
записан код округа, в котором учится ученик;
в столбце B
– код фамилии ученика;
в столбце C
– выбранный учеником предмет;
в столбце D
– тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
- Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку
H2
таблицы. - Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку
H3
таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой. - Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки
G6
. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
✍ Решение:
Приведем один из вариантов решения.
- Поскольку спрашивается об учениках, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов, то здесь необходимо учесть одновременно два условия. Поэтому будем использовать функцию
ЕСЛИ
с логическим операторомИ
(одновременное выполнение нескольких условий). В ячейкуE2
запишем формулу:
=ЕСЛИ(И(C2="информатика"; D2>600); 1;0))
или для англоязычного интерфейса:
=IF(AND(C2="информатика"; D2>600); 1;0)
Т.е. если в ячейке C2
находится слово «информатика» и при этом значение ячейки D2
больше 600, то в ячейку E2
запишем 1 (единицу), иначе в ячейку E2
запишем 0 (ноль).
E
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки Е2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H2
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать, сколько единиц в ячейках столбца E
. Для этого мы можем суммировать их. Введите формулу:=СУММ(Е:Е)
Е:Е
обозначает диапазон ячеек по всему столбцу. Так как мы уверены, что ячейки после таблицы нет никаких лишних данных, то можно указывать такие диапазоны. Но на всякий случай следует проверять, нет ли после таблицы каких-то ненужных значений.
Ответ: 32
Решение задания 2:
- В ячейку
F2
внесем формулу:
=ЕСЛИ(C2="информатика";D2;0)
или для англоязычной раскладки:
=IF(C2="информатика"; D2; "")
Если в ячейке C2
находится слово «информатика», то в ячейку F2
установим значение из ячейки D2
, т.е. балл, иначе, поставим туда «» (пустое значение).
F
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки F2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H3
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать среднее арифметическое непустых значений ячеек столбца F
. Введите формулу:=СРЗНАЧ(F:F)
Ответ: 546,82
Решение задания 3:
Ответ: Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 32:29:108.
Разбор задания 14.1:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик;
в столбце В — фамилия;
в столбце С — любимый предмет;
в столбце D — тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: Северо-Восточный округ и любимый предмет — математика.
- Если заданы два условия будем использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(A2="св";C2="математика");1;0)
Если значение в ячейке A2 равно св и одновременно значение в ячейке C2 равно математика, то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(A2="св";C2="математика");1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 17
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)
Если значения ячеек диапазона A2:A1001 равно значению «Ю», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек D2:D1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
Подсчитывается количество ячеек диапазона A2:A1001, значения которых равно «Ю».
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
для англоязычной записи функций =SUMIF(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/COUNTIF(A2:A1001; "Ю")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 525,70
Разбор задания 14.2 :
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт;
в столбце B – содержание в нём жиров;
в столбце C – содержание белков;
в столбце D – содержание углеводов и
в столбце Е – калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: два условия, значит будем использовать функцию ЕСЛИ с логической операцией И. Формула будет выполняться по значениям каждой строки, поэтому запишем ее сначала для второй строки таблицы, там, где начинаются основные данные. В ячейке F2:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
Если значение в ячейке D2 меньше 50 (углеводы) и одновременно значение в ячейке C2 меньше 50 (белки), то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(D2<50;C2<50);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 864
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)
Если значения ячеек диапазона B2:B1001 меньше единицы, то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек E2:E1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B1001, значения которых < 1.
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
для англоязычной записи функций =SUMIF(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/COUNTIF(B2:B1001;"<1")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 89,45
Разбор задания 14.3:
В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце А указано название города; в столбце В — численность населения (тыс. чел.); в столбце С — название страны.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько городов, представленных в таблице, имеют численность населения менее 100 тыс. человек? Ответ запишите в ячейку F2.
- Чему равна средняя численность населения австрийских городов, представленных в таблице? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: так как задано только одно условие (численность населения менее 100 тыс), то можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<100")
для англоязычной записи функций =COUNTIF(B2:B1001;"<100")
Дословно переведем действие формулы. Считать количество значений меньших 100 в диапазоне ячеек от B2 до B1001.
Ответ: 448
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия";B2:B1001)
Если значения ячеек диапазона C2:C1001 равно значению «Австрия», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек B2:B1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия")
Подсчитывается количество ячеек диапазона C2:C1001, значения которых равно «Австрия».
=E2/E3
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 51,10.
Разбор задания 14.4:
В электронную таблицу занесли информацию о грузоперевозках, совершённых некоторым автопредприятием с 1 по 9 октября.
Каждая строка таблицы содержит запись об одной перевозке. В столбце A записана дата перевозки (от «1 октября» до «9 октября»); в столбце B — название населённого пункта отправления перевозки; в столбце C — название населённого пункта назначения перевозки; в столбце D — расстояние, на которое была осуществлена перевозка (в километрах); в столбце E — расход бензина на всю перевозку (в литрах); в столбце F — масса перевезённого груза (в килограммах).
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в хронологическом порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- На какое суммарное расстояние были произведены перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее одного знака после запятой.
✍ Решение:
-
Задание 1 первый способ:
- Поскольку в задании указано, что данные приведены в хронологическом порядке, то можно утверждать, что все строки с самой первой до той, в которой последняя запись за «3 октября» будут подходить под условие «перевозки с 1 по 3 октября».
Таким образом, смотрим, что последняя запись за «3 октября» соответствует ячейке A118. Значит, для получения суммарного расстояния будем вычислять сумму по диапазону ячеек D2:D118 (столбец Расстояние). Используем функцию СУММ. - В итоге мы получим сразу искомый результат. Поэтому запишем формулу в ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СУММ(D2:D118)
для англоязычной записи функций =SUM(D2:D118)
Дословно переведем действие формулы. Суммируем значения ячеек в диапазоне от D2 до D118.
Ответ: 28468
Задание 1 второй способ:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(ИЛИ(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
Если значение в ячейке A2 равно «1 октября» или значение в ячейке A2 равно «2 октября» или значение в ячейке A2 равно «3 октября», то в ячейку I2 запишем значение, которое находится в ячейке D2 (Расстояние), иначе — в ячейку I2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(OR(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
=СУММ(I2:I371)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от I2 до I371.
для англоязычной записи функций =SUM(I2:I371)
Ответ: 28468
-
Задание 2:
- Для начала подумаем, как вычислить среднюю массу груза автоперевозок из Липки: для этого необходимо сумму всех значений массы перевозок из Липки (Пункт отправления — Липки) разделить на количество таких перевозок.
- Поскольку необходимо найти сумму только при определенном условии, то будем использовать функцию СУММЕСЛИ. Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек B2:B371 (Пункт отправления), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона F2:F371 (Масса груза).
- Данная формула выглядит так:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B371; "Липки";F2:F371)
Если значения ячеек диапазона B2:B371 равно значению «Липки», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек F2:F371.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B371; "Липки")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B371, значения которых равно «Липки».
=I2/I3
Возможны и другие варианты решения, например, сортировка строк по значению столбца B с дальнейшим выбором необходимых диапазонов для функций.
Ответ: 760,9
Разбор задания 14.5:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: школа №2 и баллов по информатике больше чем баллов по географии.
- Если заданы два условия, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(B2=2;D2>C2);1;0)
Если значение в ячейке B2 равно 2 и одновременно значение в ячейке D2 больше значения в C2, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(B2=2;D2>C2);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(G2:G273)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от G2 до G273.
для англоязычной записи функций =SUM(G2:G273)
Ответ: 37
-
Задание 2:
- Найдём количество участников, набравших по географии более 50 баллов. Воспользуемся одной из возможных в таких случаях функций — функцией СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий). В качестве критерия укажем условие «>50», обязательно указанное в кавычках. Запишем формулу в свободной ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C273; ">50")
Если значения ячеек диапазона C2:C273 больше 50, то считаем количество соответствующих этим строкам значений ячеек диапазона C2:C273.
=H2/272*100
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 74,6
Разбор задания 14.6:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — округ учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Необходимо найти среднюю сумму баллов по двум предметам. Значит, для учащихся южного округа посчитаем сумму баллов по двум ячейкам со значениями баллов по предметам. Так как предусмотрено условие, то будем использовать функцию ЕСЛИ, а в случае истинности значения — выводить сумму двух ячеек. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(B2="Южный";C2+D2;"-")
Если в ячейке B2 стоит значение «Южный», то выводим сумму значений ячеек C2 и D2, иначе выводим «-«
для англоязычной записи функций
=If(B2="Южный";C2+D2;"-")
для русскоязычной записи функций
=СРЗНАЧ(G2:G267)
Функция СРЗНАЧ самостоятельно суммирует значения в ячейках диапазона от G2 до G267 и делит получившуюся сумму на количество ячеек, которые имеют числовые значения.
для англоязычной записи функций
=AVERAGE(G2:G267)
Ответ: 117,15;
Ответ: 15,4.
Разбор задания 14.7:
В московской Библиотеке имени Некрасова в электронной таблице хранится список поэтов Серебряного века. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном поэте. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя, в столбце С — отчество, в столбце D — год рождения, в столбце Е — год смерти.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Определите количество поэтов, родившихся в 1889 году. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Определите в процентах, сколько поэтов, умерших позже 1940 года, носили имя Сергей. Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
Ответ: 8.
-
Задание 2:
- Для того, чтобы вычислить процент, необходимо сначала определить общее количество поэтов, умерших позже 1940 года, а затем определить сколько среди этого числа поэтов с именем Сергей.
- Таким образом, можно использовать условие (функция ЕСЛИ) для определения года смерти позже 1940, в случае истинности условия выводить имя поэта. Запишем в ячейку F2 (свободного столбца) формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(E2>1940;B2;"-")
Если год смерти (ячейка E2) позже 1940, то в текущую ячейку выводим значение ячейки B2 (имя), иначе выводим дефис («-«).
для англоязычной записи функций
=IF(E2>1940;B2;"-")
для русскоязычной записи функций =СЧЁТЕСЛИ(F2:F151;"=Сергей")/СЧЁТЕСЛИ(E2:E151;">1940")*100
Считаем количество ячеек в диапазоне F2:F151, в которых находится имя Сергей. Полученное значение сначала делим на количество ячеек диапазона E2:E151, соответствующих критерию >1940, а затем умножаем на 100.
для англоязычной записи функций =COUNTIF(F2:F151;"=Сергей")/COUNTIF(E2:E151;">1940")*100
Ответ: 6,02.
Разбор задания 14.8:
В медицинском кабинете измеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя; в столбце С — класс; в столбце D — рост, в столбце Е — вес учеников.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.9:
В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по лёгкой атлетике среди учащихся 7−11 классов. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые строки таблицы:
В столбце А указана фамилия; в столбце В — имя; в столбце С — пол; в столбце D — год рождения; в столбце Е — результаты в беге на 1000 метров; в столбце F — результаты в беге на 30 метров; в столбце G — результаты по прыжкам в длину с места.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько процентов участников пробежало дистанцию в 1000 м меньше, чем за 5 минут? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
- Найдите разницу в см с точностью до десятых между средним результатом у мальчиков и средним результатом у девочек в прыжках в длину. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.10:
Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B — имя учащегося, в столбцах C, D, E и F — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5.
Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Какое количество учащихся получило только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2 таблицы.
- Для группы учащихся, которые получили только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
✍ Решение:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании несколько условий: только четвёрки или пятёркина всех (четырех!) экзаменах.
- Если заданы несколько условий, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения четырех условий для четырех экзаменов одновременно.
- При этом заметим, что оценка 4 или 5, означает условие оценка > 3. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
Если значение в ячейке C2 > 3 и значение в ячейке D2 > 3 и значение в ячейке E2 > 3 и значение в ячейке F2 > 3, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
для русскоязычной записи функций
=СУММ(G2:G1001)
для англоязычной записи функций
=SUMM(G2:G1001)
Ответ: 1)88; 2)4,32.
Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
Рассмотрим, как решается задание 14 ОГЭ по информатике.
Формулы в электронных таблицах
Подробный видеоразбор по ОГЭ 14 задания:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Разбор задания 14.1:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =B1/C1 2) =D1−A1 3) =С1*D1 4) =D1−C1+1
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
B2 = D1 - 1 B2 = 5 - 1 = 4
C2 = B1 * 4 C2 = 4 * 4 = 16
D2 = D1 + A1 D2 = 5 + 3 = 6
1) =B1/C1 = 2 2) =D1−A1 = 2 3) =С1*D1 = 10 4) =D1−C1+1 = 4
Ответ: 4
Разбор задания 14.2:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 0 2) 6 3) 3 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка A1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = D1 - 3 A2 = 4 - 3 = 1
B2 = C1 - D1 B2 = 5 - 4 = 1
C2 = (A2 + B2) / 2 C2 = (1 + 1) / 2 = 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1 = 3 получаем: 6 - 4 + 1 = 3
Ответ: 2
Разбор задания 14.3:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 1 2) 2 3) 0 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка D1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = C1 - 3 A2 = 5 - 3 = 2
B2 = (A1 + C1) / 2 B2 = (3 + 5) / 2 = 4
C2 = =A1 / 3 C2 = 3 / 3 = 1
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2 = 3 получаем: D2 = (4 + 2) / 2 = 3
Ответ: 4
Анализ диаграмм
14_4:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
400 + 100 + 200 + 400 + 200 + 200 + 400 + 300 + 200 = 2400
Биология: 1200/2400 = 0,5 = 50% История: 600/2400 = 0,25 = 25% Химия: 600/2400 = 0,25 = 25%
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14_5:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Результат: 2
Подробный разбор задания смотрите на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Задания № 19 . Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
Работа состоит из 8 вариантов заданий в Excel для подготовки к ОГЭ по информатике в 2017 году. Задачи + ответы + шаблоны.
Источник: ГИА по информатике.
Публикация состоит из частей:
- Excel. Подготовка к ОГЭ (xlsx)
- Excel. Подготовка к ОГЭ (xlsx)
- Excel. Подготовка к ОГЭ (Текст)
- Excel. Подготовка к ОГЭ (Текст)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 615 человек из 76 регионов
- Сейчас обучается 122 человека из 48 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Особенности электронных таблиц
в различных офисных программах»
Серокурова Анна Анатольевна,
учитель информатики МБУ «Лицей №6» -
2 слайд
Электронные таблицы
-
3 слайд
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса информатики и ИКТ
-
4 слайд
Cпецификатор
Часть 2 содержит 2 задания (19, 20) высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения (MS Excel (интерфейс 2003 г.) или
Libre Office Calc).
Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
На выполнение заданий части 2 рекомендуется отводить 1 час 15 минут (75 минут). На выполнение задания 19 рекомендуется 30 минут. -
5 слайд
Что должен знать ученик по теме:
Адрес ячейки — (имя столбца номер строки) Например: В2, С35
Диапазон ячеек указывается через знак « : »
Например: A1:B3Формула начинается со знака « = »
При копировании формулы имена ячеек, имеющие
относительную или смешанную адресацию, изменяютсяОсобый способ записи логических операций
-
6 слайд
Быстрое перемещение по таблице
Таблица содержит большое количество записей
и требует навыков работы с большими массивами данных.Ctrl + Home – в начало
Ctrl + End – в конец
-
7 слайд
Функции электронных таблиц (MS Excel)
МАКС(число1;число2; …)МИН(число1;число2; …)
МАКС(диапазон)МИН(диапазон)
Возвращает наибольшее (наименьшее) значение из списка аргументов. Логические и текстовые значения игнорируются. -
8 слайд
Функции электронных таблиц
СУММ(число1;число2; …)
СУММ(диапазон)
Вычисляет сумму всех чисел, указанных в качестве аргументов. Логические и текстовые значения игнорируются. -
9 слайд
Логические выражения
строятся с помощью:
операций отношения < , >, = , <= , >= , < >
логических операций (И, ИЛИ, НЕ).Приоритет логических операций:
действия в скобках!!!
логическое НЕ
логическое И
логическое ИЛИ
При одинаковом приоритете логические операции выполняются слева направо. -
10 слайд
Логические функции И, ИЛИ, НЕ
И(логическое_значение1; логическое_значение2; …)
Возвращает значение ИСТИНА, если в результате вычисления всех аргументов получается значение ИСТИНА; возвращает значение ЛОЖЬ, если в результате вычисления хотя бы одного из аргументов получается значение ЛОЖЬ.ИЛИ(логическое_значение1; логическое_значение2; …)
Возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА или ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.НЕ(логическое_значение)
НЕ A=1 (A <> 1) -
11 слайд
Функции электронных таблиц
ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)Возвращает одно значение, если указанное условие дает в результате значение ИСТИНА, и другое значение, если условие дает в результате значение ЛОЖЬ.
-
12 слайд
Пример «Сложное условие»
= ЕСЛИ ( И (D2<50 ; C2<50); 1; 0) -
13 слайд
Функции электронных таблиц
СУММЕСЛИ(диапазон; условие)
СУММЕСЛИ(диапазон; условие; [диапазон_суммирования])Суммирует ячейки, заданные указанным условием.
-
14 слайд
Функции электронных таблиц
СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий)Подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию.
-
15 слайд
Функции электронных таблиц
СРЗНАЧ(число1; число2; …)
СРЗНАЧ(диапазон)
Возвращает среднее значение (среднее арифметическое) аргументов. -
16 слайд
Функции электронных таблиц
-
17 слайд
Критерии оценивания
-
18 слайд
Способы решения задачи 19
Использование формулИспользование сортировки и фильтра
Подсчет “вручную”
-
19 слайд
Задача 1 (Демовариант 2016, 2017 г.)
-
20 слайд
Способ 1
Использование формул
MS Excel
F2:
=ЕСЛИ(И(C2<50;D2<50);1;0)H2:
=СУММ(F2:F1001)Ответ 864
Libre Office Calc
F2:
=IF(AND(C2<50;D2<50);1;0)H2:
=SUM(F2:F1001) -
21 слайд
Способ 2
Использование фильтра
Поставить курсор в любую ячейку диапазона данных.
Выбрать фильтр.
Указать критерий условия.
3. В строке состояния указано 864 записи. -
22 слайд
Способ 3
Подсчет «вручную» -
23 слайд
Способ 1
Использование формул
1. F2:
=ЕСЛИ(B2<1;1;0) =IF(B2<1;1;0)2. G2:
=ЕСЛИ(F2=1;E2;0) =IF(F2=1;E2;0)3. F1002:
=СУММ(F2:F1001)=IF(F2:F1001)4. G1002:
=СУММ(G2:G1001) =SUM(G2:G1001)5. H3:
=G1002/F1002 -
24 слайд
Способ 2
Использование сложных формул
1. H3:=СУММЕСЛИ(B2:B1001;»<1″;E2:E1001)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;»<1″)
=SUMIF(B2:B1001;»<1″;E2:E1001)/COUNTIF(B2:B1001;»<1″)
2. Изменяем количество знаков после запятой до двух кнопкой на панели «увеличить разрядность»
или используя формат ячеек – число десятичных знаков.
-
25 слайд
Способ 3
Сортировка
Выполнить сортировку по возрастанию по столбцу В (Жиры)
(данные — сортировка)
Выделить ячейки с калорийностью для первых строк с условием Жиры < 1,0
В строке состояния видим -
26 слайд
Задача 2 КИМ ОГЭ-2016
-
27 слайд
Способ 1
Использование формул
1. E2:
=ЕСЛИ(И(A2=»СЗ»;C2=»русский язык»);1;0)=IF(AND(A2=»СЗ»;C2=»русский язык»);1;0)
2. H2:
=СУММ(E2:E1001)=SUM(E2:E1001)
Ответ: 11
-
28 слайд
Способ 2
Использование формул
1. E2:
=ЕСЛИ(A2=»СЗ»;C2;0)=IF(A2=»СЗ»;C2;0)
Скопировать формулу во все ячейки диапазона E3:E10012. H2:
=СЧЁТЕСЛИ(E2:E1001;»русский язык»)=COUNTIF(E2:E1001;»русский язык»)
-
29 слайд
Способ 1
Использование формул
1. E2:
=ЕСЛИ(A2=»З»;1;0)=IF(A2=»З»;1;0)
2. F2:
=ЕСЛИ(E2=1;D2;0)=IF(E2=1;D2;0)
3. E1002:
=СУММ(E2:E1001)=SUM(E2:E1001)
4. Скопировать ячейку E1002 в ячейку F1002
5. H3:
= F1002/ E1002Ответ: 535,25
-
30 слайд
Способ 2
Использование сложных формул
H3:
=СУММЕСЛИ(A2:A1001;»З»;D2:D1001)/СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;»З»)=SUMIF(A2:A1001;»З»;D2:D1001)/COUNTIF(A2:A1001;»З»)
Ответ: 535,25
-
31 слайд
Задача 3 КИМ ОГЭ-2016
-
32 слайд
Способ 1
Использование формул
Весенние месяцы идут в файле подряд.H2:
=СРЗНАЧ(C61:C152)=AVERAGE(C61:C152)
Ответ: 0,9
-
33 слайд
Способ 1
Использование формул
1. G2:
=ЕСЛИ(E2=»ЮЗ»;1;0)=IF(E2=»ЮЗ»;1;0)
Скопировать в ячейки G3:G366
2. G367:
=СУММ(G2:G366)=SUM(G2:G366)
3. I2:
=ЕСЛИ(E2=»ЮЗ»;F2;0)=IF(E2=»ЮЗ»;F2;0)
Скопировать в ячейки I3:I366
4. I367:
=СУММ(I2:I366)=SUM(I2:I366)
5. H3:
=I367/G367Ответ: 5,12586207 -
34 слайд
Способ 2
Использование сложных формул
H3:
=СУММЕСЛИ(E2:E366;»ЮЗ»;F2:F366)/СЧЁТЕСЛИ(E2:E366;»ЮЗ»)=SUMIF(E2:E366;»ЮЗ»;F2:F366)/COUNTIF(E2:E366;»ЮЗ»)
Ответ: 5,125
-
35 слайд
Предварительное тестирование (2013 и 2016 г)
Ошибки при решении задания №19 -
36 слайд
Ошибки
Неправильный выбор функции
Не проверено условие
Неправильная запись диапазона ячеек (через
Неверное определение количества ячеек в диапазоне
(E259 : E371 считают как 371 – 259 = 112)
Ошибки в переборе многочисленных значений
Несоответствие точности (количество знаков после запятой), указанной в задании
Неправильный подсчет «вручную» -
37 слайд
Задание 19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2013
7% — два верных ответа; 31% — один верный ответ
1. Какой средний балл у учащихся, сдававших экзамен 15 июня? 3,95
2. какой средний балл у учащихся, сдававших экзамен по истории (в любой день)?4,07
Microsoft Excel -
38 слайд
1. Какой средний балл у учащихся, сдававших экзамен 15 июня? 3,95
2. какой средний балл у учащихся, сдававших экзамен по истории (в любой день)?4,07
OpenOffice.org Calc
= AVERAGE (E259:E371)
Задание 19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2013
7% — два верных ответа; 31% — один верный ответ -
39 слайд
БЕЗ ФОРМУЛ
Задание 19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2013
7% — два верных ответа; 31% — один верный ответ -
40 слайд
НЕ ПРОВЕРЕНО УСЛОВИЕ
Задание 19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2013
7% — два верных ответа; 31% — один верный ответ -
41 слайд
ПЕРЕБОР ЗНАЧЕНИЙ
Задание 19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2013
7% — два верных ответа; 31% — один верный ответ -
42 слайд
ДИАПАЗОН
E259 ; E371E259 : E371
Задание 19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2013
7% — два верных ответа; 31% — один верный ответ -
43 слайд
КОЛИЧЕСТВО ЯЧЕЕК
Задание 19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2013
7% — два верных ответа; 31% — один верный ответ -
44 слайд
Задание №19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2016 г. – 29,92% -
45 слайд
Задание №19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2016 г. – 29,92%
E2 =ЕСЛИ(C2>10;1;0)
F2 =СУММ(E2:E1001)
G2 =СУММ(B2:D2)
H2 =ЕСЛИ(G2=$G$1002;1;0)
F3 =СУММ(H2:H1001)
F2 =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;»>10″)
E2 =СУММ(B2:D2)
F3 =СЧЁТЕСЛИ(E2:E1001;МАКС(E2:E1001)) -
46 слайд
Задание №19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2016 г. – 29,92%
Сортировка
Фильтры -
47 слайд
Задание №19 (высокий уровень)
результат предварительного тестирования 2016 г. – 29,92%
Верные формулы
Из условия:
«На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:»
«Получены правильные ответы на оба вопроса.»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 211 762 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 18.04.2017
- 3114
- 5
- 18.04.2017
- 1760
- 21
- 18.04.2017
- 1198
- 0
- 18.04.2017
- 466
- 1
- 18.04.2017
- 910
- 1
- 18.04.2017
- 763
- 1
- 18.04.2017
- 1108
- 8
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы по формированию медиаграмотности и повышению уровня информационных компетенций всех участников образовательного процесса»
-
Курс повышения квалификации «Облачные технологии в образовании»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания дисциплины «Информационные технологии» в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Современные языки программирования интегрированной оболочки Microsoft Visual Studio C# NET., C++. NET, VB.NET. с использованием структурного и объектно-ориентированного методов разработки корпоративных систем»