Подготовить в формате ms word план вводного занятия по шахматам

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»

План – конспект

вводного занятия

по шахматам

«Сказочная страна шахмат»

Тренер – преподаватель по шахматам

Юртаев Газинур Ринатович

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Задачи.

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (5 мин.)

— Здравствуйте, дети! Меня зовут Газинур Ринатович , я – тренер — преподаватель (учитель) шахматной школы.

— А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

— Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей — на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

— Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

— Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

— Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

— Тогда, слушайте внимательно.

— Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

— Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

— Если человек жадный, то он может и предать.

— А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

— Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

— Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

— Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

— Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

— А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

— Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

— А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

— Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

— Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это… (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это… (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал… (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

— Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

— Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

— Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» — таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

— Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик — мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

— Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

— Давайте рассмотрим каждого из них.

— Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

— А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

— Какой же вывод можно сделать?

— Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

— Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором)

— А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

— Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное — прийти учиться в шахматную школу)

— Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.

5

Деятельность учителя

Содержание

Использование оборудования

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Создание эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации доверия.

Регулировка деятельность детей.

Подготовка детей к самостоятельной работе.

Создание  условия для возникновения внутренней потребности детей

включения в деятельность («хочу», «могу», «надо»).

— Добрый день!

Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать.

-Прежде чем начнём работать, давайте проведём разминку.    

Игра «Волшебный сундучок»

В коробках  лежат шахматные фигуры. Ваша задача дать название фигурам.

— Все справились с заданием. Молодцы!

Шахматные фигуры

Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.

Активное слушание.

Слушают учителя.

Определяют фигуры.

Личностные результаты:

Формирование  мотивации  к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД:

— прогнозирование предстоящей работы;

—  формирование  умения высказывать своё предположение;  

—  формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

— развитие умения строить речевое высказывание;

— формирование умения слушать и понимать других;

— формирование умения работать в  коллективе.

Побуждение учащихся  к получению новой информации.

Обсуждение мультфильма

Диалог ученика и учителя.

Подготовка к формулировке цели и темы.

Побуждение учащихся  к получению новой информации.

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику.

Осуществление контроля и качественной оценки деятельности учащихся.

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику

Организация самостоятельной работы учащимися Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Организация и  выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными

— Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих занятиях.

-А чтобы вы могли сами оценить свою работу на занятии, вам помогут наши друзья – шахматные фигуры. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку с изображением пешки.

-Чтобы заработать больше баллов, нам нужно активно, но по правилам включиться  в игру.

Просмотр мультфильма.

 —  Сейчас мы посмотрим мультфильм «Фиксики-шахматисты».

-Победа в каждом виде спорта требует от спортсмена развития различных способностей: силы, выносливости, ловкости.

Так и в шахматах, фигуры по своим характеристикам различны. у каждой фигуры своя роль, своя значимость.  

-Как вы считаете, какая цель стоит перед нами?

 — Узнать ценность каждой шахматной фигуры.

-Какая тема нашего занятия?

3.Изучение нового  материала.

-Казалось бы, что можно уже начинать играть, но, как и в любой игре, в любом виде спорта есть свои тонкости, особенности. Давайте вместе постараемся разобраться в них. Пришла пора узнать ещё больше о правилах Страны черно- белых клеток.

Раз шахматы – это маленькая Страна, в которой своя жизнь, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными.

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки? Во сколько же раз одна фигура слабее или сильнее другой?

Итак, ценность шахматных фигур измеряется в пешках.

-Эти сведения будут вам полезны на первых порах. С опытом вы поймёте, ценность каждой фигуры зависит от ситуации.

Давайте выполним задание, связанное с ценностью фигур.

— ценность короля трудно измерить, его нельзя потерять- его надо охранять.

Запомните: основную роль играет в шахматах король:

король бесценен – так и знай.

погиб король – игру ты сдай.

  1. Физминутка:

Игра «Куча мала».

-А теперь, мы с вами посмотрим, как вы запомнили новый материал.

— Перед нами шахматные доски.

— Как называют друг друга игроки?(противники, а можно партнёры) 

-Перед нами  карточки с цифрами их нужно разложить вместо фигур согласно их номинальной стоимости, чья пара быстрее расставит фигуры на поле.

(работа в парах; каждая пара расставляет фигуры на свою шахматную доску из общей кучи).

  1. Рефлексия:

Шахматные задачи

-Перед нами карточки с примерами, но вместо цифр здесь фигуры, необходимо вписать фигуру так чтобы получилось равенство.

-А теперь я вам предлагаю на практике применить полученные знания. Пересаживаемся за ноутбуки. Потренируемся решать шахматные задачи на платформе Lichess.org

Презентация на интерактивной доске

Показ мультфильма на интерактивной доске

Презентация на интерактивной доске

Игра детей за   шахматными досками.

Игра детей на ноутбуках на платформе Lichess.org

Учащиеся разгадывают загадки, кроссворды.

Просматривают отрывок из мультфильма.

СМ. ССЫЛКУ

Отвечают на вопросы, обращаются к своему жизненному опыту, высказывают своё мнение.

Ставят цель занятия.

— узнать ценность каждой шахматной фигуры.

Формулируют тему занятия.

Учащиеся сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.

Работа в паре.

Самостоятельно выполняют типовые задания по новой теме..

Выявляют причины ошибок и их исправление.

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: Планирование учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения работать в  коллективе.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Формирование умения на основе своего опыта.    

Регулятивные УУД: Формирование навыков контроль, оценки знаний.

Привлекаю детей к оценке своей работы.

Определение уровня решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.

Вызываю у детей чувство удовлетворенности результатами урока.

— Что вы сегодня нового узнали на уроке?

— Что вам больше всего запомнилось? — А над чем нам надо поработать?

Подведение итогов.  

 -Переведем заработанные пешки в другие более ценные шахматные фигуры. – Сюрпризы от кружка «3Д моделирования» — 3Д шахматные фигуры.  -Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране.  

Занятие окончено. До свидания!

Призы от кружка «3Д моделирования» — 3Д шахматные фигуры

Отслеживают степень  выполнения своей работы.

Делятся впечатлениями.  выстраивают собственные высказывания.

Подсчитывают заработанные рубли (пешки), обменивают на соответствующую шахматную фигуру.

Личностные УУД:

Осознание значимости своей работы.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 56 «Искорка»

План-Конспект занятия по обучению игре в шахматы для
детей дошкольного возраста. (вводное занятие)

Разработала

педагог дополнительного образования Козусь А.В.

Сургут, 2019

Тема:
«Чёрно-белая магия» знакомство с игрой шахматы.

Цель:
Познакомить дошкольников с новой
интеллектуальной настольной игрой

Задачи:

Образовательные: Познакомить с новыми понятиями: шахматная
доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр»
шахматной доски, шахматные поля квадратные.

Воспитательные:
воспитывать усидчивость

Развивающие:
развивать внимательность.

Ход
занятия:

За
столом сидит педагог дополнительного образования, вокруг стола — занимающиеся в
кружке. На столе — карандаши, листки в клетку.

Педагог:
здравствуйте ребята!

Дети:
здравствуйте!

Педагог:
я знаю, что вы любите складывать пазлы и играть в настольные игры. У меня для
вас есть сюрприз! В этой коробочке — пазл, который вы соберёте вместе. Итак,
приступаем к работе, вы должны успеть за 15 минут! Начали! (можно запустить
секундомер, песочные или шахматные часы).

Дети
собирают пазл, который в итоге оказывается шахматной доской.

Педагог:
как вы думаете, что у нас получилось?

Дети
высказывают свои предположения. Возможно, кто-то назовёт «Шахматная доска». В
зависимости от ответов детей:

Педагог:
какие вы молодцы! Действительно, перед нами необходимый элемент для новой
настольной игры, которая называется «Шахматы». Это — шахматная доска или
шахматное поле. Давайте вместе посмотрим, какие у него особенности.

Дети
отвечают:

§  Квадратное;

§  Квадратные клетки;

§  Клетки чёрные и белые;

§  Клетки двух цветов;

§  На поле есть цифры (числа);

§  На поле есть не русские буквы.

Педагог
(хвалит детей): какие вы все внимательные! Молодцы. Действительно, игра
проходит на квадратном поле, состоящем из чередующихся цветных квадратов. Они
называются поля или клетки. У нас поля каких цветов?

Дети:
чёрные и белые.

Педагог:
Правильно. Но вы должны знать, что могут быть и другие цвета. Например, красные
и жёлтые. Или белые и зелёные. Но по традиции их называют черные и белые
поля. А как вы думаете, для чего нужны числа и буквы?

Дети
дают ответы. (Возможно, кто-то из них скажет: для обозначения клеток).

Педагог:
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Почтальон». А поможет нам любимый всеми почтальон
Печкин
!

Педагог:
какие вы все молодцы! Про обозначение клеток на поле мы поговорим на следующем
занятии. А сейчас все нарисуем для себя шахматную доску. Возьмите по листочку и
карандашу. Приступаем к заданию. (дети рисуют шахматную доску)

Подведение
итогов

Педагог:
давайте посмотрим, какие у вас получились доски. У кого-то поля в одну
клеточку. А кто-то нарисовал большую доску: каждое поле состоит из 4-х
клеточек. Пришло время вспомнить, что мы узнали сегодня на занятии.

Дети
отвечают.

Домашнее
задание

Педагог:
А теперь вам задание домой. Вместе с родителями превратите ваши рисунки
шахматной доски в головоломку — разрежьте с помощью ножниц на 8 частей так,
чтобы из них можно было снова сложить шахматную доску. На сегодня у нас занятие
закончено.

Дети
и педагог прощаются

ВВОДНЫЙ УРОК ШАХМАТ

ЦЕЛЬ УРОКА: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Здравствуйте! В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догоняшки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.

Легенда ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.

Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч зако­ванных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное — непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч — голова с плеч!» — Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать.

Время назначенное проходит, зовет их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел.

Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве.

Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там — деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» — мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на дру­гом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повели­ тель, попробуем!» — объяснил царю правила игры и они начали сражение.

И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить. Когда царь добирался до   шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий   падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

 Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов.

  1. Где родились шахматы?
  2. Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?
  3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ».

А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговрим.

Основная часть.

  1. Знакомство с шахматной доской.

Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64)

По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6).

Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.

— Какую форму имеет шахматная доска?

— Сколько клеток на шахматном поле?

— Какие цветы любят шахматы?

— Для чего на доске нужны буквы и цифры?

— Зачем нужно знать точный адрес клетки?

  1. 2. Знакомство с шахматными фигурами.

Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер)

Ещё одно животное на поле — Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь — Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

Показать детям фигуры и послушать их ответы.

А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей)

А сколько фигур в шахматной армии? (ответы детей)

Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?

Спасибо за внимание, за ваши работы и до встречи на следующем занятии в нашем объединении «Белый Ферзь»!

ПРИЛОЖЕНИЕ ШАХМАТНЫЕ ЗАГАДКИ

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон —

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут — не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо,

Лишь по прямым полям А буквой «Г» — так шахматисты говорят

И линиям прокладываю путь (Конь)

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок?

(Ладья) (Конь)

Не живет в зверинце, Гладкий люблю я, расчищенный путь:

Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

По косой он ходит, (Король)

Хоботом не водит.

(Слон) Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут

Когда мы встанем в строй, (Король)

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат,

У каждого путь свой. Лишь команды ждет,

(Слон) Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперед

(Пешка)

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

(Слон)

Два братца в одной армии служат,

А встретиться друг с другом не могут.

(Слон)

ЗАГАДКИ-РИФМЫ

Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый ……(конь)

Безопасные поля поищи для…(короля)

Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)

Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)

В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)

На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

Использованная литература

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.  М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

.

Обновлено: 15.04.2023

5 Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Для вас я приготовил еще одно интересное задание, кто быстрее и правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым трем вручить жетоны). (Пока дети рисуют, тренер кладет в мешочек карту-схему для поиска клада) Выполнили? Молодцы. Кто не успел, дорисуете дома. Ребята, а у нас в мешочке что-то еще есть. Что здесь? Это карта, на которой отмечен клад. Хотите найти его в шахматном королевстве? Тогда в путь. Физминутка Под песенку Г. Гладкова Вышел тигр погулять дети за тренером идут искать клад по карте. НАХОДЯТ КЛАД (сундучок с монетами). Ну вот, мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали много нового. И за это получили приз клад. Забираем его с собой. К сожалению, наше время в шахматном королевстве истекло и нам пора возвращаться в класс. Давайте отправимся в обратный путь. Под песенку Г. Гладкова Вышел тигр погулять дети возвращаются на свои места 4. Подведение итогов (за правильные ответы вручаются жетоны). 6 мин. А теперь рассаживайтесь на свои места, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии: Отгадайте загадку: Рожь на нем не колосится, Не растет на нем пшеница, Слон и конь резвятся вволю, Это — шахматное.. (поле) Каких полей больше: белых или черных? Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? Перечислите все шахматные фигуры. А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя будущего гроссмейстера. Давайте поздравим его! (Дети аплодируют) Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из нашего клада.

6 (Вручение сладких призов-монет) Вам понравилось наше путешествие? Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну? Вот вам пригласительный билет на следующий круиз, и каждый, кто захочет, может учиться в нашей школе. Мы вам будем очень рады! До свидания ребята!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по шахматам поможет заинтересовать учащихся удивительной игрой шахматы.

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

План – конспект

вводного занятия

по шахматам

Тренер – преподаватель по шахматам

Юртаев Газинур Ринатович

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

Организационный момент. (5 мин.)

— Здравствуйте, дети! Меня зовут Газинур Ринатович , я – тренер — преподаватель (учитель) шахматной школы.

— А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

— Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Ферзь с ладьей — на страх врагам

Кем, не скажите ли мне,

— Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

— Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

— Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

— Тогда, слушайте внимательно.

— Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

— Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

— Если человек жадный, то он может и предать.

— А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

— Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

— Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

— Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

— Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

— А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

(Ребенок достает шахматную фигуру)

— Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

— А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

— Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

— Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это. (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это. (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

— Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

— Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

— Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик — мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

— Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

— Давайте рассмотрим каждого из них.

— Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

— А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

— Какой же вывод можно сделать?

— Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

— А вы хотите, стать победителем? (Да)

3. Итог занятия. (7 мин.)

— Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное — прийти учиться в шахматную школу)

— Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.

Цель занятия : Заинтересовать старших дошкольников, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий, компьютерных технологий.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением шахматных фигур, листы формата А4 с раскраской шахматной доски, компьютерные презентации, жетоны для поощрения детей, сундучок с призами, маски шахматных фигур для каждого ребёнка.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Меня зовут Ольга Валерьевна. Этот час мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вы все любите спорт. Виды спорт бывают разные. Какие виды вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо, а вы знаете, что есть еще интеллектуальные виды спорта, это спорт в котором выигрывают самые умные. Чтобы нам узнать, как же называется такой вид спорта, нам надо разгадать кроссворд. Вы готовы?

(дети разгадывают кроссворд)

1) Как солдата нет без пушки,

Хоккеиста нет без. клюШки

2) По воротам ты ударь –

Не пропустит мяч. врАтарь

3) Мы не только летом рады

Встретиться с олимпиадой.

Можем видеть лишь зимой

Слалом, биатлон, бобслей,

На площадке ледяной —

Увлекательный. (Хоккей)

4) Победитель в спортсоревнованиях,

Как звучит, скажите, гордое название?

Знают все, что это. (чеМпион)

5) Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зАрядку)

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети… сТадион

7) Мы, как будто акробаты,

Делаем прыжки на мате,

Через голову вперед,

Можем и наоборот.

Нашему здоровью впрок

Будет каждый. (кувЫрок)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Учитесь в шахматы играть-

Она научит побеждать

Научит думать и решать,

Как верный делать ход.

С ней легче будет мир познать

И совершить поход.

Учитесь в шахматы играть

Её секреты разгадать

Вы сможете тогда!

Воспитатель: Я предлагаю вам, познакомится с игрой и ее правилами.

(Демонстрация на магнитной доске)

– Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные бои.

– Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

Появилась эта игра впервые полторы тысячи лет в Индии.

Стать победителем сможет тот, кто хорошо изучил, и соблюдает правила.

– По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры.

– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.

– Коней узнать легко.

– Рядом с конями стоят слоны.

– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.

Воспитатель: И самое главное это несколько правил, о которых мы должны знать и соблюдать их:

• Играть надо молча;

• Игру начинают белые

• Ходы делают поочередно, и только 1 фигурой

• Фигуру ставят точно посередине

• После окончания партии, проигравший, пожимает руку в знак примирения

• В начале партии партнеры тоже пожимают друг другу руки

Главный принцип: тронул — ходи.

• Ход сделал – руку убрал.

Воспитатель: Ну, что ребята, нам нужно немного размяться.

Спорт ребятам очень нужен!

Мы со спортом очень дружим!

Спорт-здоровье, спорт –игра!

Скажем мы – физкульт-ура!

Раз — поднялись, потянулись.

Два — согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Ну, а шесть – на место сесть.

Воспитатель: У меня есть для вас не большое домашнее задание. Я раздам каждому листочек в клеточку, а вы дома раскрасите его в виде шахматной доски. И принесете его на следующее наше занятие.

Из опыта работы. Обучение детей старшей и подготовительной к школе групп игре в шахматы Почему важно учить детей играть в шашки и шахматы «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождения, в котором.

Конспект занятия по обучению дошкольников игре на шумовых инструментах (подготовительная группа) Конспект занятия по обучению дошкольников игре на шумовых инструментах. Подготовительная группа. Цель: закрепление и обобщение знаний о.

Применение шахматно-математических логических головоломок, литературно-шахматных затей при обучении игре в шахматы Для результативного обучения игре в шахматы, важно не только использование качественного УМК, но и применение целого арсенала эффективных.

Русская народная сказка как метод обучения ребёнка младшего дошкольного возраста игре в шахматы

Русская народная сказка как метод обучения ребёнка младшего дошкольного возраста игре в шахматы Важный вопрос, который встаёт перед родителями и педагогами дошкольного образования, как и с какого возраста лучше всего начинать обучение.

Учим дошкольников игре в шахматы: с какого возраста начать? Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей.

Автор: Пырикова Наталья Ивановна

Населенный пункт: г. Брянск

Автор: Зебницкая Елена Владимировна

Населенный пункт: г. Брянск

Программное содержание:

Познакомить детей с волшебным миром шахмат.

Закрепить знания детей об особенностях шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: горизонталь, вертикаль, диагональ. Дать первоначальные представления о шахматных фигурах. Познакомить с названием шахматных фигур, с «адресом» шахматного поля.

Обогащать словарь детей: король, ладья, ферзь, пешка. Знакомить детей с латинским алфавитом.

Развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.

Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми; развивать умение работать в парах. Воспитывать интерес к шахматам, привить любовь к игре.

Материал:

Шахматный король и королева, Шахматная демонстрационная магнитная доска, напольная шахматная доска, комплект шахмат на 2 — х детей, картонные шахматные доски на каждого ребенка, наборы квадратов — фишек 3 — цветов на каждого ребенка, звездочки для проведения самоанализа, сигнальные карточки, шапочки шахматных фигур, накидки — плащи на каждого ребенка, компьютер, экран, проектор.

Предварительная работа:

Беседа с воспитателями группы о представлениях детей об игре в шахматы. Беседа с детьми об игре в шашки. Дидактические игры на умение детей ориентироваться на плоскости .

Ход занятия:

Давайте поздороваемся с нашими гостями. Я сегодня тоже ваша гостья.

Давайте познакомимся. Меня зовут Наталья Ивановна (протягиваю руку ладонью вверх). А вы по — очереди называете свои имена и кладете на мою ладонь свою руку, ладонью вниз. (Дима, Даша и т.д.). У нас получилась целая гора знакомств. Ребята, а с нашей горки можно скатиться зимой на санках? Лыжах? А есть ли такой вид спорта.

(воспитатель берет в руки кубик)

Кубик в руки мы возьмем и рассказ свой заведем.

Мы с кубиком играм — виды спорта закрепляем.

Это санный, лыжный спорт.

Фигурное катание, сноуборд.

конечно же хоккей, называй его скорей! Просто чудо, а не кубик для развития ума! Силы, ловкости, здоровья!

В. — Ребята, в какое время года занимаются этими видами спорта? Д. — зимой.

— Посмотрите, а на этой грани, что изображено? (Если дети затрудняются, вос-ль называет сама — шахматы).

Это тоже вид спорта, которым можно заниматься в любое время года.

(звучит таинственная музыка, разворачивается баннер, появляются шахматный король и королева).

— Вот и шахматное королевство. Здесь нас встречает шахматный король и королева. Они нам расскажут как появились шахматы, и кто их придумал. Хотите узнать.

(Приглашает детей на стулья). Воспитатель рассказывает сказку, которая сопровождается презентацией.

— Ребята, как вы думаете, как давно появились шахматы ?

(Шахматы появились в стране под названием Индия более 2000 лет назад. Этой страной правил Шах — Падишах. У него была сильная армия. Царю надоело воевать и как-то раз он объявил, что нужно придумать царское занятие, которое развеет скуку. К правителю приходило много мудрецов, но всё что они приносили было царю не по душе. Однажды, пришел Мудрец с небольшой дощечкой и фигурками, которые были сделаны из дерева. «Что это?» спросил правитель. Мудрец ответил: «Не в золоте интерес игр, а в мудрости» И в этот момент правитель увидел, что фигурки на вид как и его армия. Мудрец показал царю как играть в шахматы. Шах — Падишах очень полюбил эту игру и играл в нее все дни и ночи напролет.

„@ когда к нему приезжали гости из других стран, Шах обязательно дарил им шахматный набор. Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. )

Подходим к доске (стоя)

В. — Ребята, посмотрите шахматные король и королева приготовили для вас шахматную доску. Это поле сражения. где происходят шахматные бои. А кто из вас видел шахматную доску? А в какие игры можно играть на таких досках?

В. — на какую геометрическую фигуру похожа доска?

В. — Что на ней нарисовано? Как располагаются клетки на доске, в каком порядке?

Д. — по — порядку, поочередно, белые и черные чередуются и т.д.

В. — Как называются клетки на шахматной доске? Клетки в шахматах называются полями, на доске есть поля какого цвета? (черные и белые). А что больше — шахматное поля или шахматная доска? Что больше — черное шахматное поле или белое?

В. — На доске есть линии, которые идут слева — направо. Кто знает как они называются? (прикладывает полоску — горизонталь)

Д. — горизонталь. (Если дети не скажут, сама говорит).

В. — Вы видели, как солнце заходит за край леса или моря. Говорят, что солнце заходит за горизонт. На доске горизонтали обозначаются цифрами.

В. — Кто может показать горизонталь 1, 2,5? (показывают несколько детей)

В. — Столбики клеток на шахматной доске, которые идут снизу-вверх называются вертикалями. (прикладывается полоска).

Вспомните, как растут деревья. Снизу — вверх. Так и вертикали. Вертикали обозначаются латинскими буквами.

В. — Кто может показать вертикали.

В. — Еще на доске есть косые линии, которые проходят через поля одного цвета. Они называются диагоналями. Шахматные диагонали бывают белые и черные, разные по длине. Диагональ, проведенная из угла в угол называется большой диагональю. Самые короткие диагонали состоят из двух полей (все показывает). (Показывать нужно стрелочками).

В. — У доски есть один секрет. Кто знает как правильно расположить шахматную доску? Доска должна лежать так, чтобы левое нижнее поле — черным . Возле этого поля находится цифра 1. (все показывается).

В. — Пока мы с вами рассматривали шахматную доску шахматные король и королева приготовили для вас задания.

(дети работают за столами).

У вас на столах лежат сигнальные карточки. Зеленые — задание выполнено. Красные — нужна помощь.

1 задание. (по словесной инструкции). Слушай те внимательно.

На подносах шахматная доска и фишки. С помощью зеленых фишек выложить одну горизонтальную линию, желтыми фишками – одну вертикаль. Затем необходимо проверить правильность выполнения задания друг у друга. Не забудьте о правильности расположения шахматного поля.

(Если кто — то из детей справился раньше, то можно предложить посчитать сколько горизонталей и вертикалей).

2 задание. С помощью красных фишек выложить диагональ. Уточнить какую по длине выложили диагональ. За правильно выполненное задание можете поставить на свое шахматное поле звездочку.

Вопросы к детям. Может ли горизонталь состоять из полей черного и белого цвета. А вертикаль? Диагональ? За правильно данный ответ можете поставить на свое шахматное поле ещё одну звездочку.

В. — молодцы. С заданиями справились.

( убираем всё в коробку)

В. — С полем сражения — шахматной доской мы познакомились. Вам уже не -терпится познакомиться с шахматными фигурами. В шахматах есть одно правило — относится к фигурам с особым уважением. Это не игрушки! Среди них есть настоящие царские особы.

Возьмите шахматные доски, раскройте их. Да, там шахматные фигуры.

Договоритесь, кто какого цвета фигуры будет доставать и ставить на стол.

Ребята, на доске и у вас на столах одинаковые шахматные доски? Вы ничего не замечаете? Да, на ваших досках клеточки коричневого и желтого цвета, а на моей- черные и белые. Просто шахматисты договорились между собой все светлые поля называть белыми, а все темные – черными. В шахматы играют два соперника, один белыми фигурами, другой- черными. Как вы думаете, в чем соревнуются шахматисты при игре в шахматы? (быстроте, силе, смекалке, находчивости, смекалке, быстроте ума и т.д.)

Давайте знакомиться с шахматными фигурами. (Выставляем шахматного короля)

Это шахматный король – он самый главный в шахматном войске. Его фигура похожа на человека с короной на голове, в виде пики или креста. Он самый высокий и заметный. Найдите среди своих фигур шахматного короля и поставьте на доску. Сколько шахматных королей в каждом войске? (1 белый и 1 черный)

Шахматный ферзь- по-другому эту фигуру называют “шахматная королева”.

У нее на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). Найдите шахматную королеву и поставьте на доску. Сколько ферзей на вашей доске – 2, черный и белый.

Шахматный конь- эту фигуру ни с кем не перепутаешь. Найдите шахматного коня. Сколько коней в каждом войске- по два.

Шахматная ладья- напоминает крепостную, неприступную башню. Еще эту фигуру называют “тура” (башня, крепость). Найдите ладью и поставьте на доску. Сколько ладьей в вашем войске? – по две.

Шахматный слон- ребята, похожа она на слона? Просто давным-давно фигура шахматного слона была похожа на слона, со временем на доске появилась фигура похожая на человека, который управлял этим могучим животным. А название осталось прежним. Слон. Найдите фигуру слона. Сколько их в каждом войске? (по две).

Посмотрите, у вас остались на столе одинаковые фигуры? Пешки- это войны-солдаты, которые защищают короля. Сколько их у каждого войска, посчитайте? (8).

Всего фигур у каждого противника по шестнадцать. 1 король, две ладьи, два коня, один ферзь, два слона, восемь пешек.

Понравилось вам играть с шахматами? А хотите превратиться в шахматные фигуры? Тогда оденьте фартучки и выбирайте себе шапочку.

(Подходите ко мне)

Черно-белые поля (шагают на месте)

Дружно встали у меня (останавливаемся, руки вдоль туловища)

Тут ферзь (хлопают)

Здесь два коня (топают)

Защищайтесь от меня (разбегаются по напольным клеточкам)

Быстро встала вся пехота (шагают на месте)

Защищают короля (хлопают у себя на груди крест-накрест руками)

Только в бой им всем охота (шагают на месте)

Начинается игра (поднимают руки вверх)

А сейчас мы поиграем в игру “Почта”. Шахматные король и королева приготовили для вас конверты с адресами, но не простыми, а шахматными. На конверте написана цифра, она обозначает номер горизонтали, на которой находится адресат, а буква- номер вертикали адресата. Запомнить названия букв на доске нам поможет скороговорка, начальные звуки слов в скороговорке и есть названия букв на шахматном поле:

“Артисту Биллу Циркуль Дашь – Его Фамилия Же-Аш”

Раздаем конверты. Внимательно посмотрите на адрес. У меня на конверте “2B”, я нахожу свой адрес (встаю на горизонталь 2, двигаюсь до вертикали В) Мой адрес 2 В — черное. Попробуйте найти свой адрес.

Наше путешествие по шахматной стране подходит к концу. Я предлагаю внимательно посмотреть на таблички, которые у меня в руках. Это белый и чёрный квадрат. Сейчас я подниму белый квадрат и вы расскажете мне, что понравилось вам сегодня в нашем путешествии, что порадовало, запомнилось?

„@ теперь я подниму чёрный квадрат и вы мне скажите что вызвало у вас затруднение на нашем занятии, было не понятно, трудно.

Теперь моя очередь , воспользоваться этими табличками.

Я поднимаю белый квадрат и хочу сказать, что сегодня мне с вами в путешествии было интересно, весело, увлекательно. Вы выполнили все задания, даже самые сложные и ничего не испугались! Молодцы!

А теперь я поднимаю чёрный квадрат, и скажу что меня огорчает к концу нашего путешествия. Меня огорчает то, что занятие подходит к концу и нам пора прощаться с Шахматным Королём и Королевой.

Они для вас на память о сегодняшнем путешествии приготовили сюрприз.

(в волшебном мешочке шахматные медальки и набор шахмат для игры). Вы можете продолжить знакомиться с игрой в шахматы в своей группе и приглашаю Вас в наш детский сад, где вместе с нашими детьми мы можем провести настоящий шахматный турнир. До свидания!

Читайте также:

      

  • Для чего люди выращивают культурные растения 2 класс пнш конспект
  •   

  • Строение растений 1 класс гармония презентация и конспект
  •   

  • Конспект занятия поэтического кружка
  •   

  • Развитие слуховой памяти у дошкольников конспект
  •   

  • Конспект логопедического занятия приставки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Подвисает excel при работе с большими таблицами
  • Подвисает excel при копировании ячейки
  • Подвисает excel при копировании ячеек
  • Подвижный заголовок в excel
  • Подвижная строка в excel