Автор: Your Mentor. Дата публикации: 25 октября 2020.
Многие из вас уже знакомы с программой Excel от Microsoft, но используете ли вы ее по полной? Применяете ли вы в своей работе популярные функции или сводные таблицы? Создаете ли вы макросы для автоматизации своих действий? Действительно ли вы считаете себя опытным пользователем Excel, как это сейчас принято писать в резюме?
Если это не так, тогда добро пожаловать на наш полный курс по Excel. В этом объемном курсе вы узнаете не только о базовых манипуляциях в Excel, как добавление строк и столбцов, рабочих листов, создание таблиц и диаграмм, применение простых формул для подсчета ваших данных.
Здесь вы узнаете об условном форматировании. Как работать с фильтрами и применять срезы в ваших отчетах или презентациях. Вы узнаете, как быстро найти и заменить старые данные на новые. Научитесь работать в режиме нескольких окон и подсчитывать данные из нескольких листов или файлов excel.
Я расскажу вам, как делить данные в ячейках по разным столбцам и как создать выпадающий список. Вам будет нелишним узнать о полезной функции анализа «Что Если». Вы наконец-то научитесь применять популярные функции ЕСЛИ и ВПР в своей работе. Научитесь создавать сводные таблицы и создавать макросы для автоматизации ваших повторяющихся действий. Кстати, более углубленные знания в этом направлении, вы можете получить в платном курсе «Excel и Google-таблицы: от новичка до эксперта».
В конце вы узнаете, как защитить формулы в ваших таблицах от третьих лиц, как защитить рабочие листы и целые файлы. Также, я вам расскажу, как правильно оформить страницы перед печатью ваших таблиц Excel. Я уверен, что в каждом уроке вы узнаете что-то новое и откроете для себя новые возможности по работе с программой Excel.
Урок 1. Меню и вкладки в Excel
Первый урок я начну со знакомства с меню программы. Я уверен, что многие из вас уже знакомы с Excel, но данный курс будет неполным без ознакомительного урока с основными вкладками и командами.
Урок 2. Понимание книг и рабочих листов, строка состояния. Добавление и удаление строк и столбцов
Есть определенные термины Excel, которые мы должны постоянно использовать. В Excel файл – это книга. Книга — это файл. Каждая рабочая книга состоит как минимум из одного рабочего листа и в них производится основная работа в данной программе.
Урок 3. Изучение методов ввода и редактирования данных. Шаблоны Excel и заметки
Ввод данных — одно из самых основных действий, которые мы делаем в Excel, но есть некоторые правила, некоторые концепции, с которыми вам следует ознакомиться. Этим мы и займемся в нашем третьем уроке.
Урок 4. Создание и копирование простых формул в Excel
Для многих пользователей Excel написание формул, т.е. создание формул — одно из самых распространенных занятий. Формулы во многих случаях просты и удобны в использовании, но они работают по немного другой концепции. Давайте в этом разберемся.
Урок 5. Комбинированный подсчет, вычисление процентов, закрепить ячейку в формуле excel ($)
В предыдущем уроке мы с вами рассмотрели работу с простыми формулами и использование суммирования значений. В этот раз я покажу вам, как делать комбинированные расчеты, расчет процентов и фиксировать ячейку в формулах.
Урок 6. Функции СУММ, СРЕДНЕЕ, РАНГ, НАИБОЛЬШИЙ
В предыдущих уроках мы рассмотрели 3 метода суммирования данных и поиск среднего числа. В этом уроке я покажу вам быстрый метод подсчета суммы и средней, как узнать рейтинг из полученных результатов и другие чуть менее известные функции в Excel.
Урок 7. Регулирование размера строк и столбцов, объединение ячеек, перенос записи, выравнивание и работа с границами
Сегодня мы разберем способы форматирования рабочей области Excel. Я предполагаю, что вы уже знакомы с некоторыми продуктами Microsoft Office, как, например, Word, поэтому я не буду рассматривать те функции, с которыми вы, скорее всего, уже знаете.
Урок 8. Числовой и финансовый формат. Даты и условное форматирование
В данном уроке мы рассмотрим некоторые виды числового форматирования, чтобы вы знали, как обойти условные настройки программы и могли отредактировать данные ваших таблиц в более удобном для вас формате.
Урок 9. Создание и форматирование таблицы. Фильтрация и срезы в Excel
Если вы работаете со списками данных, возможно, с персоналом, или списком товара, или списком транзакций, например, то по мере увеличения или уменьшения списков вы можете упростить управление ими с помощью функции, называемой таблицей.
Урок 10. Работа с фигурами, добавление рисунков и схемы SmartArt в Excel
Для этого урока я создал простую таблицу, чтобы показать вам, каким образом мы можем добавлять в наши таблицы разного рода фигуры, картинки с компьютера или онлайн, элементы SmartArt и другое.
Урок 11. Копирование и перенос строк таблицы, скрытие строк и столбцов. Найти и заменить в Excel
Сегодня я вам покажу методы вставки и скрытия строк и столбцов, как быстро копировать и передвигать части таблицы без потерь. Мы также рассмотрим полезную функцию поиска и замены данных в ваших таблицах.
Урок 12. Как сделать диаграмму в excel
Люди не всегда быстро воспринимают информацию в цифрах, и иногда необходимо показать данные с помощью диаграмм. В Excel есть большое разнообразие диаграмм, которые вы можете использовать в ваших отчетах, презентациях и других методах демонстрации данных. Давайте рассмотрим, как с ними работать.
Урок 13. Форматирование диаграмм, Спарклайны, Гистограмма и диаграмма Парето в Excel
В прошлом уроке мы с вами рассмотрели несколько способов создания диаграмм и их форматирование, меняли стиль и добавляли записи. В этом видео я продолжу рассказывать вам о дополнительных функциях Excel для работы с диаграммами.
Урок 14. Как закрепить строку, разделить таблицу, и функция «группировать»
Мы поговорим о некоторых настройках рабочего листа Excel для удобства работы с вашими таблицами и данными. Это одно из тех направлений, где встречаются множество вопросов пользователей по работе с программой. А значит, данный урок будет очень для вас полезен.
Урок 15. Как перемещаться между книгами Excel и упорядочить несколько окон
Если у вас открыто несколько книг Excel, то бывает необходимость переходить из одного файла в другой. Или, может быть, еще такая ситуация, что вы находитесь только в одной книге, но вам нужно перемещаться между рабочими листами внутри нее. Это довольно сложно сделать, если вы пытаетесь достичь и того и другого. Давайте рассмотрим несколько вариантов, как Excel может решить эту задачу.
Урок 16. Создание, копирование и группировка рабочих листов Excel
Здесь мы рассмотрим работу с рабочими листами. Вы научитесь создавать их, переименовывать, группировать и многое другое. Давайте начнем.
Урок 17. Как посчитать данные из разных листов и файлов в Excel
В предыдущих уроках мы с вами применяли формулы для подсчета данных в таблицах внутри рабочих листов. Но часто возникает потребность делать отчеты используя данные из нескольких листов или даже книг. В этом уроке я покажу, как все это работает.
Урок 18. Сортировка и фильтрация данных в Excel
Когда мы работаем с большими таблицами, в Excel имеется очень полезные функции сортировки и фильтрации данных. В этом уроке мы рассмотрим несколько примеров их использования.
Урок 19. Как разделить текст в ячейке excel по столбцам. Удаление дубликатов
Иногда возникают ситуации, когда вы получаете какой-нибудь отчет или проект, где данные находятся в одной ячейке, но вы хотите видеть их в разных столбцах. В этом уроке мы продолжим говорить о сортировке данных и разделении столбцов на отдельные части.
Урок 20. Проверка значений и как сделать выпадающий список в excel
В Excel имеется очень мощный инструмент по проверке вводимых значений. Он проверяет их не после ввода, а до него, чтобы данные в таблице были корректны. Сегодня мы рассмотрим данный инструмент и научимся создавать не только правила для вводимых данных, но и создавать выпадающие списки в ячейках.
Урок 21. Применение функции анализа «Что Если»
Сегодня мы рассмотрим полезную функцию Excel под названием «Анализ Что Если». Она будет вам полезна не только для подсчета финансовой деятельности предприятия, но и для собственных финансовых планов.
Урок 22. Функция ЕСЛИ в Excel. Подробное объяснение с примерами
Одна из самых мощных функций Excel называется функцией ЕСЛИ. По своей природе она почти похожа на программирование и открывает двери для другого образа мышления. Функция ЕСЛИ – это условная функция. Она позволяет нам давать несколько ответов в зависимости от условия.
Урок 23. Функция ВПР в Excel. Подробное объяснение с примерами
Здесь мы рассмотрим очередную мощную функцию Excel, которая называется ВПР. В прошлом уроке мы рассматривали функцию ЕСЛИ, где мы задавали условие и, в зависимости от значения, программа предоставляла результат. Функция ВПР ищет значение в заданной области и предоставляет результат, который наиболее совместим с каким-нибудь заданным параметром.
Урок 24. Функции СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ в Excel
Сегодня будет короткий урок, где мы закончим разбирать популярные функции Excel и рассмотрим две сразу: СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ.
Урок 25. Как сделать сводную таблицу в Excel и манипулировать ее данными
Один из самых креативных и мощных инструментов Excel называется сводной таблицей. Это отдельная область, которую вы можете создать на основе данных.
Урок 26. Группировка и фильтры в сводной таблице excel. Сводные диаграммы.
Мы продолжаем работать со сводной таблицей, которую мы создали в прошлом уроке.
Урок 27. Создание простых макросов в Excel
Макрос – это способ автоматизировать вашу работу. Они применяются там, где пользователь изо дня в день выполняет определенные манипуляции в Excel и хочет вместо 5 или 10 шагов, выполнить действие одним сочетанием клавиш. Иногда применение некоторых макросов может занять две или три минуты, особенно если они связаны с большим количеством манипуляций с данными, но основная идея состоит в том, что вы определили конкретные действия, которые часто выполняете, и хотели бы их автоматизировать.
Урок 28. Как защитить рабочий лист или книгу и поделиться файлом Excel
В Excel имеется несколько вариантов защиты ваших таблиц, рабочих листов и целых книг. Бывают ситуации, что вы выполняете какой-нибудь проект в команде, и вам необходимо делится вашими файлами Excel. Чтобы защитить в них данные от разного рода манипуляций посторонних лиц, что нарушит целостность и правильность данных, вы можете применять разные методы защиты.
Урок 29. Как печатать страницы и заголовки на каждой странице. Как вставить колонтитул в excel
К последнему уроку данного курса мы с вами создали несколько Excel файлов и рабочих листов. Мы также создали множество таблиц и отчетов. Какие-то из них довольно длинные, а какие-то довольно широкие. Но мы бы хотели их распечатать таким образом, чтобы они выглядели целостными и привлекательными. Давайте рассмотрим, как мы это можем сделать.
Что еще интересного почитать
1. Содержание
программы
Раздел 1. Общие сведения о Microsoft Excel
2010. Ввод данных
Тема 1. Структура
электронных таблиц. Типы данных (1 час)
Основные
теоретические сведения (0,5 часа)
Основные понятия:
электронная таблица, книга, лист. Создание книги. Строка меню. Панели инструментов.
Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Диапазон
ячеек. Три типа данных: текст, число, формула.
Практическая
работа (0,5 часа)
Запуск программы Excel
2010. Открытие нового листа. Выделение ячеек. Выделение диапазона ячеек.
Тема 2. Ввод данных.
Форматирование элементов таблицы (1 час)
Основные
теоретические сведения (0,5 часа)
Ввод данных в
таблицу. Выравнивание содержимого ячеек. Ввод диапазона данных. Редактирование,
копирование информации. Поиск и замена содержимого ячеек. Изменение размера
строк и столбцов. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов. Вырезание,
копирование, вставка и очистка ячеек. Автозаполнение. Переименование листа.
Переименование и сохранение книги.
Практическая
работа (0,5 часа)
Ввод текста в ячейку.
Ввод чисел в ячейку. Ввод формул в ячейку. Выравнивание содержимого ячеек. Ввод
данных в диапазон ячеек. Редактирование содержимого ячейки. Поиск и замена
содержимого ячеек. Изменение размера строк и столбцов. Вставка и удаление
ячеек, строк и столбцов. Вырезание, копирование, вставка и очистка ячеек. Автозаполнение.
Перемещение между листами. Переименование листа. Присвоение имени книге и ее
сохранение. Открытие книги. Переименование и сохранение книги. Закрытие книги.
Тема 3. Практическая
работа по теме «Общие сведения о Microsoft Excel 2010» (3 часа)
Основные
теоретические сведения (0,5 часа)
Основные понятия:
электронная таблица, книга, лист. Строка меню. Панели инструментов. Структура
электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Диапазон ячеек. Три
типа данных: текст, число, формула. Ввод данных в таблицу. Редактирование,
копирование информации. Поиск и замена содержимого ячеек. Автозаполнение. Изменение
размера строк и столбцов. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов.
Переименование листа. Переименование и сохранение книги.
Практическая
работа (2,5 часа)
Запуск программы Excel
2010. Ввод данных в ячейки. Выравнивание содержимого ячеек. Ввод данных в
диапазон ячеек. Редактирование содержимого ячейки. Изменение размера строк и
столбцов. Копирование и вставка ячеек. Автозаполнение. Перемещение между
листами. Переименование листа. Присвоение имени книге и ее сохранение. Закрытие
книги.
Тема 4.
Консультации (6 часов)
Основные
теоретические сведения (3 часа)
Основные понятия:
электронная таблица, книга, лист. Строка меню. Панели инструментов. Структура
электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Диапазон ячеек. Три
типа данных: текст, число, формула. Ввод данных в таблицу. Редактирование,
копирование информации. Поиск и замена содержимого ячеек. Автозаполнение. Изменение
размера строк и столбцов. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов.
Переименование листа. Переименование и сохранение книги.
Практическая
работа (3 часа)
Запуск программы Excel
2010. Ввод данных в ячейки. Выравнивание содержимого ячеек. Ввод данных в
диапазон ячеек. Редактирование содержимого ячейки. Изменение размера строк и
столбцов. Копирование и вставка ячеек. Автозаполнение. Перемещение между
листами. Переименование листа. Присвоение имени книге и ее сохранение. Закрытие
книги.
Тема 5. Самостоятельная
практическая работа по теме «Общие сведения о Microsoft Excel 2010. Ввод данных»
(6 часов)
Основные
теоретические сведения (1 час)
Основные понятия:
электронная таблица, книга, лист. Строка меню. Панели инструментов. Структура
электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Диапазон ячеек. Три
типа данных: текст, число, формула. Ввод данных в таблицу. Редактирование,
копирование информации. Поиск и замена содержимого ячеек. Автозаполнение. Изменение
размера строк и столбцов. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов.
Переименование листа. Переименование и сохранение книги.
Практическая
работа (5 часов)
Запуск программы Excel
2010. Ввод данных в ячейки. Выравнивание содержимого ячеек. Ввод данных в
диапазон ячеек. Редактирование содержимого ячейки. Изменение размера строк и
столбцов. Копирование и вставка ячеек. Автозаполнение. Перемещение между
листами. Переименование листа. Присвоение имени книге и ее сохранение. Закрытие
книги.
Раздел 2. Форматирование книги. Печать
электронных таблиц
Тема 1. Форматирование
данных (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Шрифт. Размер и
начертание шрифта. Общий формат числа. Форматы чисел. Выбор формата числа.
Использование форматирования по образцу.
Практическая
работа (0,1 часа)
Форматирование
текста: изменение шрифта, размера, начертания. Изменение формата числа.
Копирование формата данных ячейки.
Тема 2. Оформление
таблиц (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Границы ячеек. Заливка
ячеек. Стили ячеек. Объединение ячеек.
Практическая
работа (0,1 часа)
Добавление границ
ячеек. Добавление заливки ячеек. Применение стилей ячеек. Объединение ячеек.
Тема 3. Настройка
параметров листа для печати (1 час)
Основные
теоретические сведения (0,5 часа)
Верхний и нижний
колонтитулы. Поля страницы. Выравнивание листа. Ориентация и масштаб страницы. Разрывы
страниц. Область печати страницы. Масштаб листа. Скрытие и отображение строк и
столбцов.
Практическая
работа (0,5 часа)
Добавление верхнего и
нижнего колонтитула. Изменение полей страницы. Выравнивание листа. Изменение
ориентации и масштаба. Добавление разрывов страниц. Определение области печати.
Изменение масштаба листа. Скрытие и отображение строк и столбцов.
Тема 4. Практическая
работа по теме «Форматирование книги. Печать электронных таблиц» (3 часа)
Основные
теоретические сведения (0,5 часа)
Шрифт. Размер и
начертание шрифта. Общий формат числа. Форматы чисел. Использование
форматирования по образцу. Границы ячеек. Заливка ячеек. Стили ячеек.
Объединение ячеек. Верхний и нижний колонтитулы. Поля страницы.
Выравнивание листа. Ориентация и масштаб страницы. Разрывы страниц. Область
печати страницы. Масштаб листа. Скрытие и отображение строк и столбцов.
Практическая
работа (2,5 часа)
Форматирование
текста: изменение шрифта, размера, начертания. Изменение формата числа.
Копирование формата данных ячейки. Добавление границ ячеек. Добавление заливки
ячеек. Применение стилей ячеек. Объединение ячеек. Добавление верхнего и
нижнего колонтитула. Изменение полей страницы. Выравнивание листа. Изменение
ориентации и масштаба. Добавление разрывов страниц. Определение области печати.
Изменение масштаба листа. Скрытие и отображение строк и столбцов.
Тема 5. Консультации
(6 часов)
Основные
теоретические сведения (3 часа)
Шрифт. Размер и
начертание шрифта. Общий формат числа. Форматы чисел. Использование
форматирования по образцу. Границы ячеек. Заливка ячеек. Стили ячеек.
Объединение ячеек. Верхний и нижний колонтитулы. Поля страницы.
Выравнивание листа. Ориентация и масштаб страницы. Разрывы страниц. Область
печати страницы. Масштаб листа. Скрытие и отображение строк и столбцов.
Практическая
работа (3 часа)
Форматирование
текста: изменение шрифта, размера, начертания. Изменение формата числа.
Копирование формата данных ячейки. Добавление границ ячеек. Добавление заливки
ячеек. Применение стилей ячеек. Объединение ячеек. Добавление верхнего и
нижнего колонтитула. Изменение полей страницы. Выравнивание листа. Изменение
ориентации и масштаба. Добавление разрывов страниц. Определение области печати.
Изменение масштаба листа. Скрытие и отображение строк и столбцов.
Тема 6. Самостоятельная
практическая работа по теме «Форматирование книги. Печать электронных таблиц»
(6 часов)
Основные
теоретические сведения (1 час)
Шрифт. Размер и
начертание шрифта. Общий формат числа. Форматы чисел. Использование
форматирования по образцу. Границы ячеек. Заливка ячеек. Стили ячеек.
Объединение ячеек. Верхний и нижний колонтитулы. Поля страницы.
Выравнивание листа. Ориентация и масштаб страницы. Разрывы страниц. Область
печати страницы. Масштаб листа. Скрытие и отображение строк и столбцов.
Практическая
работа (5 часов)
Форматирование
текста: изменение шрифта, размера, начертания. Изменение формата числа.
Копирование формата данных ячейки. Добавление границ ячеек. Добавление заливки
ячеек. Применение стилей ячеек. Объединение ячеек. Добавление верхнего и
нижнего колонтитула. Изменение полей страницы. Выравнивание листа. Изменение
ориентации и масштаба. Добавление разрывов страниц. Определение области печати.
Изменение масштаба листа. Скрытие и отображение строк и столбцов.
Раздел 3. Обработка данных таблиц.
Вычисления в электронных таблицах
Тема 1. Управление
элементами книги (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Закрепление строк и
столбцов. Управление листами в книге.
Практическая
работа (0,1 часа)
Закрепление строк и
столбцов. Перемещение между листами в книге. Копирование и вставка листов.
Удаление листов.
Тема 2. Сортировка
и фильтрация данных (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Сортировка данных.
Фильтрация данных.
Практическая
работа (0,1 часа)
Сортировка данных по
возрастанию и по убыванию. Отмена сортировки. Фильтрация данных по определенным
критериям. Фильтрация нескольких элементов. Применение пользовательского
фильтра. Отмена фильтрации.
Тема 3. Создание и
редактирование формул (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Формулы. Копирование
формул. Ячейка. Абсолютная и относительная ссылки. Редактирование формул.
Практическая
работа (0,1 часа)
Создание формул. Копирование
формул. Работа со ссылками на ячейки. Редактирование формул.
Тема 4. Обзор
функций (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Понятие функции.
Категории функций. Использование функций. Трехмерная формула.
Практическая
работа (0,1 часа)
Ввод функции в
ячейку. Создание формулы с помощью функции. Создание трехмерной формулы.
Тема 5. Практическая
работа по теме «Обработка данных таблиц. Вычисления в электронных таблицах» (3
часа)
Основные
теоретические сведения (0,5 часа)
Закрепление строк и
столбцов. Управление листами в книге. Сортировка данных. Фильтрация данных. Формулы.
Копирование формул. Ячейка. Абсолютная и относительная ссылки. Редактирование
формул. Функция. Категории функций. Трехмерная формула.
Практическая
работа (2,5 часа)
Закрепление строк и
столбцов. Перемещение между листами в книге. Копирование и вставка листов.
Удаление листов. Сортировка данных по возрастанию и по убыванию. Фильтрация
данных по определенным критериям. Отмена фильтрации. Создание формул. Копирование
формул. Работа со ссылками на ячейки. Редактирование формул. Создание формулы с
помощью функции. Создание трехмерной формулы.
Тема 6.
Консультации (6 часов)
Основные
теоретические сведения (3 часа)
Закрепление строк и
столбцов. Управление листами в книге. Сортировка данных. Фильтрация данных. Формулы.
Копирование формул. Ячейка. Абсолютная и относительная ссылки. Редактирование
формул. Функция. Категории функций. Трехмерная формула.
Практическая
работа (3 часа)
Закрепление строк и
столбцов. Перемещение между листами в книге. Копирование и вставка листов.
Удаление листов. Сортировка данных по возрастанию и по убыванию. Фильтрация
данных по определенным критериям. Отмена фильтрации. Создание формул. Копирование
формул. Работа со ссылками на ячейки. Редактирование формул. Создание формулы с
помощью функции. Создание трехмерной формулы.
Тема 7. Самостоятельная
практическая работа по теме «Обработка данных таблиц. Вычисления в электронных
таблицах» (6 часов)
Основные
теоретические сведения (1 час)
Закрепление строк и
столбцов. Управление листами в книге. Сортировка данных. Фильтрация данных. Формулы.
Копирование формул. Ячейка. Абсолютная и относительная ссылки. Редактирование
формул. Функция. Категории функций. Трехмерная формула.
Практическая
работа (5 часов)
Закрепление строк и
столбцов. Перемещение между листами в книге. Копирование и вставка листов.
Удаление листов. Сортировка данных по возрастанию и по убыванию. Фильтрация
данных по определенным критериям. Отмена фильтрации. Создание формул. Копирование
формул. Работа со ссылками на ячейки. Редактирование формул. Создание формулы с
помощью функции. Создание трехмерной формулы.
Раздел 4. Построение диаграмм. Создание
сводных таблиц
Тема 1. Создание
диаграмм (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Диаграмма. Типы
диаграмм. Перемещение и изменение размеров диаграмм. Изменение названий
диаграмм и добавление подписей осей.
Практическая
работа (0,1 часа)
Создание диаграммы. Перемещение
и изменение размеров диаграмм. Изменение названий диаграмм и добавление подписей
осей.
Тема 2. Форматирование
диаграмм (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Перемещение и
форматирование элементов диаграмм. Изменение типа диаграммы. Обновление данных
и форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Предварительный
просмотр и печать диаграмм.
Практическая
работа (0,1 часа)
Перемещение и
форматирование элементов диаграмм. Изменение типа диаграммы. Обновление данных
и форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Предварительный
просмотр и печать диаграмм.
Тема 3. Создание
сводных таблиц. Управление данными в таблице (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Понятия: сводная
таблица, поле, запись. Создание и форматирование сводной таблицы. Добавление
данных. Сортировка и фильтрация данных в таблице.
Практическая
работа (0,1 часа)
Создание сводной
таблицы. Перемещение по таблице. Выбор данных таблицы. Переименование таблицы.
Форматирование таблицы. Добавление записей в таблицу. Сортировка данных в
таблице. Сортировка данных на основе нескольких критериев одновременно.
Фильтрация данных. Фильтрация данных с помощью настраиваемых критериев.
Сортировка отфильтрованных данных. Применение промежуточного итога к области таблицы.
Тема 4. Редактирование
сводной таблицы (0,5 часа)
Основные
теоретические сведения (0,4 часа)
Редактирование
сводной таблицы. Редактирование диаграмм.
Практическая
работа (0,1 часа)
Добавление и удаление
полей в сводной таблице. Добавление категории и поля условий в сводную таблицу.
Применение стиля к сводной таблице. Применение числового формата к сводной
таблице. Изменение порядка полей. Создание сводной диаграммы.
Тема 5. Практическая
работа по теме «Построение диаграмм. Создание сводных таблиц» (3 часа)
Основные
теоретические сведения (0,5 часа)
Диаграмма. Типы
диаграмм. Изменение названий диаграмм и добавление подписей осей. Изменение типа
диаграммы. Форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Понятия:
сводная таблица, поле, запись. Создание и форматирование сводной таблицы. Добавление
данных. Редактирование сводной таблицы. Редактирование диаграмм.
Практическая
работа (2,5 часа)
Создание диаграммы.
Изменение названий диаграмм и добавление подписей осей. Изменение типа
диаграммы. Форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Создание
сводной таблицы. Выбор данных таблицы. Форматирование таблицы. Добавление и
удаление полей в сводной таблице. Создание сводной диаграммы.
Тема 6.
Консультации (6 часов)
Основные
теоретические сведения (3 часа)
Диаграмма. Типы
диаграмм. Изменение названий диаграмм и добавление подписей осей. Изменение типа
диаграммы. Форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Понятия:
сводная таблица, поле, запись. Создание и форматирование сводной таблицы. Добавление
данных. Редактирование сводной таблицы. Редактирование диаграмм.
Практическая
работа (3 часа)
Создание диаграммы.
Изменение названий диаграмм и добавление подписей осей. Изменение типа
диаграммы. Форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Создание
сводной таблицы. Выбор данных таблицы. Форматирование таблицы. Добавление и
удаление полей в сводной таблице. Создание сводной диаграммы.
Тема 7. Самостоятельная
практическая работа по теме «Построение диаграмм. Создание сводных таблиц» (6
часов)
Основные
теоретические сведения (1 час)
Диаграмма. Типы
диаграмм. Изменение названий диаграмм и добавление подписей осей. Изменение типа
диаграммы. Форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Понятия:
сводная таблица, поле, запись. Создание и форматирование сводной таблицы. Добавление
данных. Редактирование сводной таблицы. Редактирование диаграмм.
Практическая
работа (5 часов)
Создание диаграммы.
Изменение названий диаграмм и добавление подписей осей. Изменение типа
диаграммы. Форматирование осей. Добавление линий сетки и стрелок. Создание
сводной таблицы. Выбор данных таблицы. Форматирование таблицы. Добавление и
удаление полей в сводной таблице. Создание сводной диаграммы.
Итоговая форма контроля — итоговая проверочная
работа
по «Microsoft Excel 2010» (4 часа)
Основные
теоретические сведения (1 час)
Общие сведения о Microsoft Excel
2010. Форматирование
книги. Форматирование
листа для печати. Работа с несколькими книгами. Работа с формулами и функциями. Работа с диаграммами и
графиками. Работа
со сводными таблицами.
Практическая
работа (3 часа)
Выполнение итоговой
проверочной работы по Microsoft Excel 2010.
2. Методические
рекомендации по изучению Microsoft Excel 2010
В процессе подготовки к проведению занятий по дополнительной образовательной
программе «Microsoft Excel 2010» преподаватель исходит из того, что обучающиеся
владеют основами использования средств информационно-коммуникационных
технологий, а также знакомы с основными понятиями содержательной линии
«Информатика» школьного курса информатики.
Курс «Microsoft Excel 2010» включает в себя теоретическую часть, консультации
и самостоятельные практические работы.
Теоретическая часть курса состоит из четырех тем.
Каждая тема преподается в виде лекции с включением практических заданий для закрепления
материала. По итогам изучения темы учащиеся выполняют практическую работу с
последующим контролем.
Консультации проводятся преподавателем на основе теоретического материала
пройденного урока.
Самостоятельные практические работы выполняются учащимися дома.
Во время выполнения заданий в учебной аудитории
студент может консультироваться с преподавателем, определять наиболее
эффективные методы решения поставленных задач. Если какая-то часть задания
остается не выполненной, студент может продолжить её выполнение во время
внеаудиторной самостоятельной работы.
В курсе «Microsoft Excel 2010» предусмотрен значительный объём самостоятельной
работы студентов, которая включает изучение лекционного материала; подготовку к
выполнению практических и контрольных работ; выполнение самостоятельных
практических работ.
Образовательная программа «Microsoft Excel
2010» позволит обучающимся овладеть навыками работы с электронными таблицами:
вводить и форматировать данные, оформлять таблицы, производить вычисления с помощью
формул, осуществлять сортировку и фильтрацию данных, строить диаграммы, создавать
сводные таблицы и диаграммы.
3. Контрольные
задания
Формами
контроля знаний и умений учащихся является текущий контроль, проведение
промежуточных проверочных работ и выполнение практических творческих заданий в
рамках учебных часов практических занятий. Итоговая форма контроля — проверочная работа по
«Microsoft Excel 2010».
4. Литература
https://www.microsoft.com/en-us/itacademy/members/excel.aspx?whr=uri:WindowsLiveID
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по разделу «Электронные таблицы» Microsoft Excel
Учебное пособие является практическим руководством по электронным таблицам для студентов колледжа, в котором описаны основные приёмы и правила работы в Excel.Оно содержит систематизированную информаци…
Методический материал для внеаудиторной работы студентов:»Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel».
Методический материал содержит теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копиров…
Разработка занятий по электронной таблице MS Excel
Представлен конспект занятия на тему: Встроенные функции и практическая проверочная работа по электронной таблице MS Excel…
Открытый урок по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»
Презентация открытого урока по теме MExcel — проверочная работа…
Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»
Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»…
Электронные таблицы Microsoft Excel
Первоначальные знания и навыки работы в приложении Microsoft Excel….
Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика» Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Электронные таблицы Microsoft Excel
Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика». Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Электронные таблицы Microsoft ExcelУчебное пособие предназначено …
Цели:
- Повторить основные элементы программ,
предназначенных для работы с OS Windows 95/98. - Познакомить учащихся с основными понятиями
электронной таблицы. - Освоить основные приемы заполнения и
редактирования электронных таблиц. - Усвоить способы сохранения и загрузки
электронных таблиц. - Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
- Проверить знания учащихся, полученные в
результате выполнения лабораторной работы.
По итогам занятия учащиеся должны знать:
- способы загрузки программы MS Excel;
- основные понятия электронной таблицы;
- основные приемы заполнения и редактирования
электронных таблиц; - способы сохранения электронных таблиц;
- способы загрузки электронных таблиц;
- основные возможности MS Excel.
Учащиеся должны уметь :
- загружать MS Excel через главное меню программы
Windows 95/98; - создавать ярлык для загрузки MS Excel;
- находить загружаемый файл Excel.exe;
- вводить и изменять данные в ячейке;
- пользоваться приемами упрощения наборы
формулы.
Формы работы: Индивидуальная работа
учащихся, групповая форма работы.
План урока
I Организационный момент | время 15 мин |
II Объяснение нового материала | время 30 мин |
III Закрепление пройденного материала |
время 20 мин |
IV Контроль усвоения темы | время 15 мин |
V Поведение итогов | время 5 мин |
VI Задание на дом | время 5 мин |
Ход урока
I Организационный момент
Объяснение учителя.
Мы с вами закончили изучение темы MS Word.
При изучении этой программы мы встречались с
таким понятием, как таблица. Учились заполнять
таблицы. Наверное, вы заметили, что данные,
представленные в табличной форме воспринимаются
легче. Например, посмотрите на эту таблицу :
Подарочные |
||||
№ |
Название конфет |
Стоимость 1 кг |
Количество кг |
Всего |
1 |
Ласточка |
300 |
1 |
300 |
2 |
Мишка |
400 |
2 |
800 |
3 |
Весна |
500 |
3 |
1500 |
Итого: |
2600 |
Здесь сказано, что конфет Ласточка
было куплено 1 кг на 300 тенге
Мишка – на 800 тенге, Весна на 1500 тенге. И
подсчитана сумма, потраченная на покупку. Но если
вместо 1 кг конфет Ласточка нам надо будет купить
2,5 кг, все данные придется пересчитывать. Это
неудобно.
Поэтому, для проведения вычислений в
таблице была создана программа MS Excel.
Итак, программа MS Excel создана для
обработки электронных таблиц.
Сегодня мы начнем изучение этой темы.
Применение этой программы очень разнообразно.
Нет ни одного человека, который, умея
работать на компьютере не знал или не хотел бы
знать об этой программе.
Приведем пример рутинного труда
бухгалтера: каждый месяц ему приходится
составлять огромную таблицу, в которой из месяца
в месяц повторяются громоздкие вычисления.
Программы MS Excel позволяет свести эту работу к
минимуму. Начисление зарплаты довольно
упрощается. Достаточно один раз составить
таблицу и затем ежемесячно вносить изменения, а
программа будет автоматически пересчитывать
результаты.
Постановка задачи: Посмотрите
на листы с лабораторной работой, которые лежат у
вас на столе. Внимательно прочитайте задание на
первой странице, которое записано перед
рамочкой: Запиши в тетрадь.
В конце занятия все, что помещено в
рамочку, должно быть записано у вас в тетради.
То есть, материал из трех рамочек будет
составлять основу теста, который вы напишите по
окончании лабораторной работы (контрольный лист
– Приложение 1).
В лабораторной работе после первой
рамочки предлагается задание для совместной
работы. Вы можете ответить на вопросы и проверить
правильность ответов друг у друга. (Варианты
правильных ответов помещены рядом, но это не
значит, что надо сразу же к ним обращаться.
Сначала проверьте себя, а затем проверьте
правильность своих ответов.)
Я вам советую максимально
самостоятельно (без подглядывания) ответить на
вопросы.
Приступайте к выполнению лабораторной
работы. Если будут возникать трудности –
поднимите руку, я подойду и отвечу на ваши
вопросы.
II Объяснение нового материала
III Закрепление пройденного материала
Выполнить самостоятельно задание
“Подарочный набор”: Вы – заведующий детского
садика. Вам надо сформировать подарки к Новому
году. В подарок должны войти конфеты, которые
перечислены в таблице. Их стоимость тоже
известна и изменению не подлежит. Вам надо
уложиться в 10000 тенге. Изменяя только данные
столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге суммы в 10000
тенге. Начальное количество конфет в кг:
“Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3,
“Гусиные лапки” – 4.
IV Контроль усвоения темы
Учащимся предлагается выполнить
задания на контрольных листах.
Нужно вписать в прорези правильные
ответы. Затем подписать работы: Указать свою
Фамилию, Имя, класс, Вариант.
V Поведение итогов
Учитель подводит итоги по проведению
лабораторной работы.
В ходе выполнения лабораторной работы
ученики, которые правильно и быстро справились с
заданием получают оценки. После выполнения
задачи по комплектации подарочных наборов
проводится проверка работ и выставление оценок.
За ответы по вопросам контрольного листа, оценки
объявляются на следующем уроке.
VI Задание на дом
Для домашней работы учащимся предлагается
рейтинговая контрольная работа.
За правильное выполнение задачи ученик
получает определенное количество баллов. если
ученик хочет получить 5 баллов за домашнюю
работу, то ему нужно решить либо 1 задачу на 5
баллов, либо первое задание и третье, либо второе
и третье, то есть ученик сам распределяет свои
силы.
Раздаточный материал для учащихся:
Лабораторная работа “Табличный
процессор Microsoft Excel ”
При работе с большим количеством информации
большую роль играет наглядность отображения
данных и необходимость быстро производить
вычислительные операции с этими данными. Поэтому
часто для работы информацию представляют в виде
таблицы.
Запиши в тетрадь:
! Программа Microsoft Excel предназначена для
обработки электронных таблиц.
! Основные возможности программы:
- проведение различных высчислений с
использованием формул и функций; - возможность исследования характера изменений
данных; - возможность выбора данных по какому – либо
признаку; - построение графиков и диаграмм.
Способы запуска программы:
1. Через главное меню программы: Пуск/Программы/
Microsoft Excel
2. Найти загрузочный файл этой программы Еxcel.exe
и запустить его. Поиск можно произвести командой
Пуск/Поиск/…
3. Для быстрого запуска программы можно
создать на рабочем поле ярлык этой программы.
4. Сделать двойной щелчок по значку документа,
созданного в программе Microsoft Excel.
Посмотрите на внешний вид экрана MS Excel. Его
внешний вид похож на внешний вид программы MS Word.
Попробуй вспомнить за что отвечает каждый из
обозначенных значков и тихо обсуди ответы с
рядом сидящим товарищем.
Проверьте свои ответы:
1 – системный значок;
2 – строка заголовка;
3 – строка меню;
4 – панель форматирования;
5 – панель стандартная;
6 – рабочая область;
7 – строка состояния;
8 – полосы прокрутки;
9 – кнопка “свернуть” рабочую книгу;
10 – развернуть рабочую книгу;
11 – развернуть программу MS Excel;
12 – закрыть рабочую книгу;
13 – закрыть программу MS Excel
Запиши в тетрадь:
Рабочей книгой называют файл с расширением .XLS.
Каждая рабочая книга может содержать от одной
до 255 рабочих листов. На рисунке они
накладываются один на другой. Поэтому виден
только 1 рабочий лист, а от следующих нам видны
только ярлычки.
Каждый рабочий лист имеет стандартное имя-ярлык:
«Лист 1» … «Лист n», которое может быть
изменено по желанию пользователя. Рабочий лист
состоит из строк и столбцов. Строки
нумеруются от 1 до 65536. Столбцы обозначаются
односимвольными и двухсимвольными буквами
латинского алфавита: A, B, C, … AA, AB, … AZ, … IV. Всего
на рабочем листе располагается 256 столбцов.
!Пересечение строки и столбца
называется ячейкой (клеткой).
Каждая ячейка имеет адрес, заданный
заголовком столбца и строки, например: A45, DF4567.
Поэтому на рабочем листе может находиться 16 млн.
ячеек.
Ячейка, на которой стоит курсор,
называется текущей ячейкой.
Диапазон ячеек (блок) – прямоугольная
часть таблицы Excel. Например, А2:В6
Способы перемещения по рабочей книге.
Попробуйте понажимать на стрелки “вправо”,
“влево”, “вверх” и “вниз”. Обратите внимание,
как меняется внешний вид рабочего листа. Нажмите
на клавиши “Page Up” и “Page Down”. Вновь обратите
внимание на происходящие изменения на экране.
Попробуем создать таблицу, похожую на
ту, что изображена на рисунке ниже:
Введите в В1 текст Web—Страница;
А3 –Годовой доход, А5 – Прирост оборота, А6 –
Реклама, А7 – Покупка модема, А8 – Оплата
Web-дизайнера, А9 – Оплата Web-мастера, А11 – Годовая
эффективность.
Вы видите, что текст не входит в размер
ячейки. Выделите ячейки от А1 до А11. Выберите Формат
/ Столбец / Автоподбор ширины.
Автоподбор ширины можно сделать и
потом уже после ввода текста во все ячейки, но их
надо будет предварительно выделить: выделите
ячейки от А1 до D11 и выберите Формат / Автоподбор
…
В диалоговом окне представлены
различные форматы. Выберите к примеру
Классический1. Нажмите ОК. Выделите ячейки от А1
до D1. Обозначить этот диапазон можно так: (А1:D1)
Выберите Ж на панели инструментов
Форматирование и он станет набран полужирным
шрифтом. Щелкните на ячейке А1 и перетащите указатель
мыши вправо до конца таблицы. Сделайте так,
чтобы текст в столбце отображался по центру,
шрифт Courier New, размер шрифта – 10, начертание ячеек
А3 и А11– Полужирное.
Прирост оборота от создания Web –
страницы намечается в размере 10%.
Использование рекламы на данной
странице принесет тоже 10% от Прироста оборота.
Покупка модема обойдется в 14800 тенге. Зарплата
дизайнера – 6000, а мастера – 5000. Следовательно,
при расчете Годовой эффективности
необходимо сложить Годовой прирост, Доход от
рекламы, вычесть затраты на покупку модема,
зарплату дизайнеру и мастеру.
! ВВОД ФОРМУЛ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКА =.
Введите формулы согласно рисунка справа.
Сохраните файл в папке “Мои
документы” под именем “Web-страница”: Файл /
Сохранить / найти папку “Мои документы” и
введите имя файла Web-страница. Закройте
программу MS Excel: Файл / Выход.
Войдите в программу MS Excel: Пуск /
Программы / Microsoft Excel. Откройте файл Web-страница: Файл
/ Открыть / Web-страница.
Добавим заголовок “Годовая
эффективность использования Web – страницы”. Для
этого вставим строку 1. Щелкните по номеру строки
“1”. Строка выделится другим цветом. Вставка /
Строки. В ячейку А1 введите текст заголовка
“Годовая эффективность использования Web –
страницы”. Выделите ячейки А1 и В1. Щелкните на
кнопке “Объединить и поместить в центре” на
панели инструментов Форматирование. Произошло
слияние выделенных ячеек в одну. Эту же операцию
можно было произвести и другим способом:
выделить ячейки А1 и В1, нажать на правую кнопку
мыши, в контекстном меню “Формат ячеек”, вкладку
“Выравнивание”, поставить флажки около
“перенос по словам” и “объединение ячеек”. См.
рисунок.
На ярлычке после двойного щелчка
вместо надписи “Лист 1” введем название газеты
“Голос народа”.
Обратите внимание: для этой газеты
неэффективно использовать Web – страницу.
Рассмотрим второй вариант –
использование Web – страницы газетой “Спектр”.
Выделите всю таблицу с заголовком (А1:В12). Правка /
Копировать. Щелкните по ярлыку с надписью
“Лист2”. Установите курсор в клетке А1. Правка /
Вставить. На ярлычке после двойного щелчка
вместо надписи “Лист 2” введем название газеты
“Спектр”. Для выделенной таблицы выполните
действия: Формат / Автоформат / Финансовый2. В
ячейку В4 – 500 000.
Обратите внимание: для этой газеты
эффективно использовать Web – страницу.
Автоформат / Финансовый2. В ячейку В4 –
500 000.
Обратите внимание: для этой газеты
эффективно использовать Web – страницу.
Получается, что изменение значения в ячейке В4
автоматически изменило значения во всех
остальных ячейках столбца В.
Рассчитаем годовую доходность для
вашей газеты для этого наведите курсор так, как
показано на рисунке:
Выделиться вся таблица. Щелчок по
значку “Копировать” на панели Форматирования.
Щелкните по ярлыку с надписью “Лист3”.
Установите курсор в клетке А1. Щелчок по значку
“Вставить” на панели Форматирования. На ярлычке
после двойного щелчка вместо надписи “Лист 3”
введем название вашей газеты. Изменяя значение
только ячейки В4 добейтесь того, чтобы
эффективность была равна 0, затем 15 000.
Задание: Вы – заведующий
детского садика. Вам надо сформировать подарки к
Новому году. В подарок должны войти конфеты,
которые перечислены в таблице. Их стоимость тоже
известна и изменению не подлежит. Вам надо
уложиться в 10 000 тенге. Изменяя только данные
столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге сумму в 10 000
тенге. Начальное количество конфет в кг.:
“Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3,
“Гусиные лапки” –4.
Сделай самостоятельно.
После того, как вы введете формулу в ячейку D4,
сделайте ячейку D4 активной и, добившись того, что
правый нижний угол прямоугольника примет вид
крестика, удерживая левую кнопку мыши перетащите
курсор до ячейки D7. Это позволит автоматически
скопировать формулы
Запомни, изменять можно только данные
столбца С.
Запиши в тетрадь:
Способы выделения диапазона:
Одного диапазона:
- Выделить ячейку, являющуюся углом выделяемого
диапазона, а затем, удерживая клавишу Shift
щелкнуть ячейку диагонально противоположную. - Выделить ячейку, являющуюся одним из углов
диапазона, а затем, удерживая левую клавишу мыши
выделить диапазон.
Выделение несмежных диапазонов:
Выделить один из диапазонов, а затем
выделять все следующие диапазоны с нажатой
клавишей Ctrl.
Выделение рабочего листа:
Щелкнуть кнопку, находящуюся в левом верхнем
углу рабочего листа на пересечении заголовков
строк и столбцов, или клавишами Ctrl + Shift + пробел.
Редактирование данных в ячейке одним из
следующих способов:
- Двойной щелчок по ячейке.
- Нажать клавишу F2.
- С помощью строки формул (одинарный щелчок по
данным в строке формул).
Рейтинговая домашняя работа.
Вам надо набрать максимум 5 баллов. Для
этого можно решить те задачи, которые
соответствуют в сумме той оценке, которую Вы бы
хотели получить за домашнюю работу.
1. В какие ячейки следующих таблиц заносятся
числа, а в какие – формулы? Если есть несколько
вариантов ответов, то рассмотреть их все (а – 1
балл, б – 1 балл).
А)
А | В | С | |
1 | Цена единицы товара | Количество товара | Стоимость |
2 |
Б)
А | В | С | |
1 | Длина пути | Скорость | Время в пути |
2 |
2. В какой из таблиц предыдущей задачи (а или б)
могут быть введены выведены следующие числа в
режиме отображения значений? (2 балла)
А | В | С | |
1 | ? | ? | ? |
2 | 150 | 30 | 5 |
3. Найти высоту трапеции, если известны её
основания (5см и 3 см) и площадь (4 кв. см). В какие
ячейки таблицы заносятся числа, а какие –
формулы? Заполнить таблицу исходными данными и
формулами (3 балла).
А | В | С | D | |
1 | А – основание трапеции | В – основание трапеции | Н – высота трапеции | S – площадь трапеции |
2 |
4. Придумать и сформулировать условие задачи,
для решения которой можно использовать
следующую таблицу (5 баллов).
А |
В |
|
1 |
15 |
=А1/А4*100 |
2 |
30 |
=А2/А4*100 |
3 |
10 |
=А3/А4*100 |
4 |
=А1+А2+А3 |
Список использованной литературы
1. Информатика: 10 – 11 класс / Под ред.
Н.В.Макаровой. СПб: Издательство “Питер”, 2000.
2. Информатика: Практикум по технологии
работы на компьютере / Под ред. Н.В.Макаровой. М.:
“Финансы и статистика”, 2000
Пояснительная записка.
Данный элективный курс составлен на основании Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта; на основании информационного письма Минобразования России от 13. 11. 2003 г. № 14-51-277/13 об элективных курсах в системе обучения на старшей ступени общего образования.
В соответствии с одобренной Минобразования России Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных и элективных. Каждый из этих трех типов вносит свой вклад в решение задач обучения.
Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворение разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Предложенный элективный курс обеспечивает:
-
межпредметные связи с другими предметами и дает возможность изучать некоторые разделы этих предметов с помощью компьютера;
-
приобретение школьниками навыков работы в табличном процессоре Excel;
-
приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
При изучении данного курса решается и такая важная задача, как формирование умений и способов деятельности для решения практических задач в экономике, статистике. Курс предназначен для углубленного изучения работы в электронных таблицах и ориентированы в первую очередь на подготовку учеников к последующему профессиональному образованию.
В процессе изучения курса применяются следующие виды деятельности учащихся:
• оформление алгоритмов различных типов в электронной таблице;
• построение графиков, отображающих данные, содержащиеся в таблицах;
• решение практических задач из различных областей (математика, география, статистика, экология, биология и др.)
Обучение сопровождается работой на современных компьютерах с выполнением практических работ по всем темам программы.
Контроль за усвоением материала учебного курса осуществляется за счет выполнения практических заданий. Итогом изучения курса является выполнение проектной работы по теме «Реки».
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Цели и задачи изучения предмета
Цели программы:
-
формирование умений применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач;
-
ознакомление с задачами оптимизации и способами их решения с помощью MS Excel;
-
закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора MS Excel;
-
развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу;
-
формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.
-
развитие логического мышления, глубины и гибкости ума.
Задачи программы:
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся;
-
развивать способности логически рассуждать;
-
формировать информационную культуру и потребности приобретения знаний;
-
развивать умения применять полученные знания для решения задач различных предметных областей.
-
воспитывать творческий подход к работе, желания экспериментировать
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
В соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса:
1. Основы работы в среде Excel (2 ч)
Назначения и основные возможности программы Microsoft Excel. Интерфейс программы. Понятие электронной таблицы, ячейки, строки, столбца, система адресации. Движение по табличному полю. Ввод данных. Типы данных. Редактирование содержимого ячейки.
Создание нового документа. Загрузка рабочего документа. Сохранение документа. Автоматическое сохранение. Создание резервных копий. Защита данных. Дополнительные сведения о файлах. Управление рабочими листами. Добавление рабочих листов. Перемещение рабочих листов.
Вставка элементов таблицы. Удаление элементов таблицы. Удаление содержимого элементов таблицы. Копирование и перемещение данных. Поиск данных. Замена данных. Маркирование ячеек. Отмена операций.
Панель форматирования. Оформление заголовков. Форматирование чисел. Установка шрифтов. Форматирование по образцу. Перенос формата. Маски форматов. Выравнивание содержимого ячеек. Изменение размеров строк и столбцов. Оформление таблиц. Группирование элементов таблицы.
2. Работа с формулами (6 ч)
Основные сведения. Ввод формул. Система адресации. Составные формулы. Редактирование формул. Мастер функций. Вычисление основным математических, статистических, текстовых, логических функций и функций выбора и поиска. Комбинирование функций. Сообщения об ошибках.
3. Форматирование таблицы (2 ч)
Вставлять, редактировать и форматировать графические и текстовые объекты. Настройка панели инструментов. Панель рисования. Создание векторных рисунков. Импортирование рисунков в Excel.
4. Моделирование объектов и процессов в электронных таблицах (16 ч)
Классификация моделей. Этапы моделирования в электронных таблицах: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования. Геометрические модели, моделирование ситуаций, биоритмов, случайных и физических процессов.
5. Создание диаграмм (5 ч)
Мастер диаграмм. Типы диаграмм. Форматирование элементов диаграмм. Дополнительные объекты. Актуализация диаграмм. Построение графиков функций. Построение нескольких графиков в одной системе координат.
6. Создание собственного проекта (3 ч)
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; связать информатику с другими предметами; повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях; проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала; развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использования дополнительной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс
После прохождения курса учащиеся должны знать/понимать:
знать:
-
назначение и возможности электронных таблиц;
-
типы данных;
-
последовательность создания и редактирования таблицы;
-
встроенные функции;
-
правила записи формул в ячейку таблицы;
-
правила копирования содержимого ячейки;
уметь:
-
решать комплекс математических задач в электронной таблице;
-
оформлять алгоритмы в электронной таблице;
-
копировать информацию из одной ячейки в другую или в группу ячеек;
-
строить графики, отображающие данные, содержащиеся в таблице.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;
-
успешного продвижения на рынке труда;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов при решении практических задач;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
Примечание |
Основы работы в среде Excel |
2 |
|||
1 |
Назначение и основные возможности программы MS EXCEL. Интерфейс программы. |
03.09.15 |
||
2 |
Понятие электронной таблицы. Ввод данных. Типы данных. Практическая работа № 1 «Создание и оформление таблицы» |
10.09.15 |
||
Работа с формулами |
6 |
|||
3 |
Понятие формулы в ЭТ. Ввод формул. Относительный и абсолютный адрес ячейки . |
17.09.15 |
||
4 |
Расчет по формулам. |
24.09.15 |
||
5 |
Практическая работа № 2 «Расчетные операции и формулы» |
01.10.15 |
||
6 |
Практическая работа № 3 «Абсолютные и относительные ссылки» |
08.10.15 |
||
7 |
Метод последовательных вычислений. Встроенные функции. |
15.10.15 |
||
8 |
Практическая работа № 4 «Вставка функций» |
22.10.15 |
||
Форматирование таблицы |
2 |
|||
9 |
Форматирование ячеек. |
29.10.15 |
||
10 |
Практическая работа № 5 «Расчет заработной платы» |
12.11.15 |
||
Моделирование объектов и процессов в электронных таблицах |
16 |
|||
11 |
Формализация решения задачи. Оформление листа решения. |
19.11.15 |
||
12 |
Метод проверки условия. Функция «ЕСЛИ» |
26.11.15 |
||
13 |
Практическая работа № 6 «Статистические и логические функции» |
03.12.15 |
||
14 |
Практическая работа № 7 «Решение квадратного уравнения» |
10.12.15 |
||
15 |
Задачи с условиями |
17.12.15 |
||
16 |
Практическая работа № 8 «Вступительные экзамены» |
24.12.15 |
||
17 |
Создание сложных формул с использованием стандартных функций |
14.01.16 |
||
18 |
Практическая работа № 9 «Экзаменационная ведомость» |
21.01.16 |
||
19 |
Практическая работа № 10 «Ведомость на стипендию» |
28.01.16 |
||
20 |
Решение задач с повторяющимися действиями. |
04.02.16 |
||
21 |
Вычисление суммы арифметической прогрессии |
11.02.16 |
||
22 |
Фильтрация данных в MS EXCEL |
18.02.16 |
||
23 |
Практическая работа № 11 «Поиск решения» |
25.02.16 |
||
24 |
Структурирование и консолидация данных в MS EXCEL |
03.03.16 |
||
25 |
Практическая работа № 12 «Биоритмы» |
10.03.16 |
||
26 |
Решение прикладных задач. Поиск решения. |
17.03.16 |
||
Создание диаграмм |
5 |
|||
27 |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Виды диаграмм. |
07.04.16 |
||
28 |
Практическая работа № 13 «Построение графиков функций» |
14.04.16 |
||
29 |
Практическая работа № 14 «Построение диаграмм» |
21.04.16 |
||
30 |
Практическая работа № 15 «Метод табулирования функции » |
28.04.16 |
||
31 |
Практическая работа № 16 «Подбор параметров» |
05.05.16 |
||
Создание собственного проекта |
3 |
|||
32 |
Проект «Реки» |
12.05.16 |
||
33 |
Работа над проектом «Реки» |
19.05.16 |
||
34 |
Представление и защита проектов |
26.05.16 |
- Учебно-методические средства обучения
-
Информатика. Простейшие статистические характеристики. Начальные сведения из теории вероятностей. Решение прикладных задач в Excel: сборник элективных курсов/ авт.- сост. А. А. Чернов и др. – Волгоград: Учитель, 2007
-
ИНФОРМАТИКА MS EXCEL — сборник заданий – Смоленск, 2004.