Плагин писарь для word

ПИСАРЬ
v1.3.1

©
SCREENWRITER.RU,
2006-2008.
Все права защищены.

Данный
программный модуль предназначен для
автоматизации процесса форматирования
сценариев.

Перед
установкой настоятельно рекомендуем
прочитать ИНСТРУКЦИИ
(файл README_CLERK).

Для
установки программного модуля нажмите
на кнопку «УСТАНОВКА».

Для
обновления или исправления программного
модуля нажмите на кнопку «ОБНОВЛЕНИЕ».

Для
удаления программного модуля нажмите
на кнопку «УДАЛЕНИЕ».

Данное
программное обеспечение распространяется
«AS
IS».
Авторы не несут ответственности за
потерю информации в результате
использования данного программного
обеспечения.

Использование
в коммерческих целях запрещено.

С
вопросами, пожеланиями, советами и
замечаниями обращайтесь по адресу
admin@screenwriter.ru

Практически все сценаристы используют популярные компьютерные программы для написания сценария. Правильно отформатированный сценарий написать намного труднее без использования специальной программы.  Кроме того, если ваш сценарий не будет правильно отформатирован, это будет вызывать ощущение любительского подхода в глазах всех заинтересованных лиц — продюсеров, режиссеров, актеров.

Современные программы для сценаристов позволяют не только форматировать сценарий, но и помогают заниматься построением сюжета и разработкой персонажей. Многие сценаристы признают, что работа в специализированных программах делает процесс проще и надежнее. Вот обзор наиболее популярных программ.

1. Celtx https://www.celtx.com/ Бесплатная популярная программа для онлайн-работы.

С помощью этой программы можно написать и оформить сценарий, продумать черты характера и мотивацию персонажей, детально проработать сцены, составить подробные списки реквизита, составить раскадровку, распланировать съемки и многое другое. Создатели приложения предусмотрели множество готовых форм, которые облегчают как творческую часть работы, так и планирование производственного процесса. Есть автоматическая генерация отчета по проекту, которая расчитывает сколько, чего и когда потребуется.

Это широкопрофильная программа, предназначенная не только для сценаристов, но и для писателей-романистов, драматургов, комиксописателей, мультипликаторов. В ней реализована полноценная поддержка мультимедийного контента. То есть, вы сможете не только структурировать произведение, но так же добавлять видео, аудио и графические файлы, которые вам потребуются для работы над проектом. Например, можно снабдить всех ключевых персонажей найденными (или нарисованными) характерными иллюстрациями, добавить музыкальные композиции, ассоциирующиеся у вас с теми или иными сюжетными событиями.

Онлайн-вариант Celtx бесплатный и в нем легко работать с соавтором.

Скачать программу для сценаристов Celtx можно, например, здесь.

2. Fade In — http://www.fadeinpro.com/  Новая программа, сразу полюбившаяся многим сценаристам. Стоимость — $50

Fade In лишен типичных недостатков, которыми страдают популярные программы Final Draft, Sophocles и Celtx, – а именно, проблем с русскоязычными текстами и непростого экспорта в другие форматы. Все просто, как в обычном Word. К примеру, в Celtx до сих пор не устранена проблема вывода сценария на русском языке в PDF. В Fade In предусмотрена функция экспорта/импорта файлов в формате .fdx (Final Draft) и .epub, также можно импортировать формат .celtx. Из “инноваций” можно отметить синхронизацию с Dropbox и наличие приложений под iPad (iPhone) и Android. У программы простой, легкий на вид, интуитивно понятный интерфейс.

На официальном сайте можно бесплатно скачать демо-версию программы Fade In.

Скриншоты можно посмотреть здесь.

Обзор программы Fade In можно прочитать здесь.

3. Sophocles (Софокл) 

Программа особенно популярна среди российских сценаристов. Но на сегодняшний день программа не развивается и не поддерживается разработчиком. Последняя версия Sophocles выпущена в 2007 году в трех Beta-вариантах:

Basic – базовые функции для написания и оформления сценария
PRO – включены расширенные возможности создания истории
PM – включены функции бюджетирования, планирования pre-production

В программе присутствуют такие дополнения как определение хронометража, статистика, быстрая перестановка сцен, авто-ввод имени персонажа.

Скачать программу для сценаристов Sophocles 2007: скачать RAR 5,8Mb

Скачать программу для сценаристов Sophocles 2003: скачать RAR 2,6Mb  (Sophocles 2003 – наиболее популярная в России версия этой программы для сценаристов).

Инструкция по установке:
1. В скачанной папке размещен архив версии Sophocles V1.1 и файл .exe Sophocles 2003
2. Сначала устанавливается V1.1. Для этого запустите файл soph11.exe. После установки запустите REGKEY.REG
3. Поверх этой версии устанавливается Версия 2003. Для этого запустите файл soph(2003).exe
4. Откройте программу Sophocles 20003, далее нажмите Help в панели, далее About – здесь показан серийный номер. Значит программа установлена успешно.

Краткий справочник Софокла 2003 на русском (Sophocles Quick Reference) — ЧИТАТЬ на нашем сайте,  скачать бесплатно
Sophocles Quick Reference (Краткий справочник Софокла 2003 на английском)- скачать бесплатно

Полная справка на русском по программе Софокл 2003 — скачать бесплатно
Sophocles Help Contents (Полная справка на английском по программе Софокл 2003) — скачать бесплатно

4. Final Draft 8 — http://www.finaldraft.com/ Очень популярная, мощная и функциональная программа, $250.

На сайте можно скачать бесплатно демо-версию программы Final Draft 8.

Удобна для написания сценариев в так называемом “американском” формате, упрощает ввод имен персонажей, заголовков мест действия, есть система карточек и управления сценами.

В новой 8-й версии добавлены полезные функции:
— Навигатор сцен
— Управление сценами
— Отправка текста из карточек в сценарий
— Добавление названия и цвета сцен для отслеживания сюжетных линий и развития героя

Для корректной работы на русском языке необходимо зайти в Format – Elements – вкладка Fonts. Для всех элементов необходимо установить шрифт Courier New. Для перевода сценария в формат PDF необходимо установить в качестве принтера конвертер типа PDF Creator.

Обзор программы Final Draft 8 — http://kinodramaturg.ru/final-draft-8-skachat/

Скачать бесплатно Final Draft 8 можно здесь и здесь.

5. Dramatica PRO — http://www.dramatica.com/ Программа для структурирования сценария, $200-270

Программа Dramatica PRO помогает «правильно структурировать драму», создавать глубоких персонажей (вы вбиваете ответы на вопросы, а программа выдает текст и конфликты между ними).  Программа помогает новичкам выстроить определённую схему в работе, действовать по заданному алгоритму в написании сценария или книги, дает полезные подсказки, раскладывают все по полочкам: от персонажей до сюжета. Однако многим привычнее делать все то же самое, только без компьютера. Чтобы проверить — нужны ли вам такие функции — можно скачать демо-версии этой программы.

Демо-версию (10 мегабайт) программы  Dramatica можно скачать здесь.

Скриншоты можно посмотреть здесь.

6. Contour 1.0

Компания Mariner Software выпустила приложение, предназначенное для киносценаристов, предпочитающих «Маки».
Contour должен научить сценаристов писать правильно, структурируя драматическое повествование, и помочь им надлежащим образом оформлять свою работу. Приложение построено по принципу заполнения пустых полей, что помогает не только писать сценарий, но и продумывать историю и сюжетные ходы. Процесс написания сценария разбит на несколько частей: в самом начале автор должен ответить на четыре вопроса, определяющих структуру будущего фильма, затем описать повествование одной фразой, определить четыре этапа развития главного характера.

7. Liquid Story Binder XE

Cпециализированный мощный текстовой процессор для профессионалов и стремящихся ими стать. Программа Liquid Story Binder XE пригодится тем, кому необходимы возможности настоящего коммерческого текстового редактора и присутствие системы отслеживания происходящих в повествовании событий. Этот процессор для тех, кто хочет иметь свободу мысли и творчества, иметь зарисовки и возможность пересмотра сцен и событий. Программа позволяет добавление мультимедийного содержимого: музыки, изображений и комментариев с помощью микрофона.

Еще бесплатные программы для сценаристов:

8. Писарь — http://www.screenwriter.ru/info/format/ — популярный бесплатный плагин к Microsoft Word, который предназначен только для форматирования и разметки.

9. Page 2 Stage — http://www.page2stage.com/  Ранее продавалась, но сейчас эта программа выложена её создателями совершенно бесплатно.

Обзоры программ для сценаристов:

Обзор сценарных программ от Александра Волкова — http://new-storyteller.livejournal.com/10438.html

ВНИМАНИЕ! Ссылки на софт взяты из открытых источников, сайт DramaFond.ru не имеет никакого отношения к ссылкам и содержимому файлов. Пользуйтесь бесплатно скачанными программами только для ознакомления с возможностями программы.

Сегодня мы снова поговорим о сценарных программах, которые дают возможность работать быстро и интересно. В 2009 г. был представлен Sophocles.exe-2003 — trial-версия. Но выяснилось, что в движке у этой проги есть некоторые «тараканы», которые, увы, удалить невозмножно. В основном это касается распечатки уже готового материала. Есть ли сегодня альтернатива Sophocles-2003, какие проги наиболее популярные и как быстро и без проблем работать… читайте ниже.

Альтернативой Sophocles-2003 есть Celtixt. Прога эта (trial-версия) довольно простая и полностью русифицировнная. Её дизайн понятен даже школьнику, а примеры сценария в категориях кино, аудио-видео, театр… дают возможность работать так, как велит душа. Весит Celtixt аж… 14 Мб. Но ставится в Windows-XP/SP-2 довольно быстро и легко. Всего 5-10 мин. загрузки и Celtixt уже готов к работе. Мало того: ни какой рагистрации, ни каких писем и взносов:всё по желанию пользователя, хотя есть и on-line регистрация. Прога, скорее всего, стоит на платформе txt-редактора и позволяет сотрудничать с файлами txt-категории, которые весят намного меньше Word-овских «гигантов». Словом Celtixt — это та прога, которая может выручить вас в любую минуту. Один «минус» y Celtixta — отсутствие хронометража готового скрипта. Но, если разобраться в детелях, то хрономотраж можно и самому вычислисть из расчёта — 2 слова — 1 сек. А записанные файлы лекго трасформируются в системе экспорт/импорт.
Следущей прогой для сценаристов может быть «Писарь» (Clerc), который создан, как приложение к Wordу, что делает последний полным заменителем. «Писарь»/Clerc вводит специальные макросы в Word, на что последний предупреждает: господа хорошие, в макросах могут быть вирусы и потому хорошо подумайте, стоит ли вам «портить» свой Word, во имя высокого Искусства Кино. Хронометраж скрипта и здесь отсутствует. Но опытным путём можно подсчитать, что 1 стр. сценария в Wordе равна 1 мин. экранного времени.
А можно ли самому придумать сценарную прогу? Конечно! Откинув опытные (trial) версии вышеприведнных программ, давайте попробуем поработать в… Worde. Что для этого надо? Всего пару часов свободного времени. Итак… Загружаемся, отключаем Антивирус, открываем Word и ищем там кнопочку с буквой Аа, что означает Форматирование. Открываем правый столбик настроек и выбираем нужные компоненты — шрифт, стиль, размер и пр. Каждой строке сценария задаем свои параметры. 1. Имя героя будет идти посреди, жирным шрифтом. Чуть ниже, уже курсивом, можно набрать 2. Действие героя. Настроив своим стилем этот фрагмент, переходим к 3. Диалог (реплика) героя. Вариантов сценарной проги может быть много. Такая «программа»… довольно проста в производстве. Мало того — она не требует регистрации, не просит денег и всегда на «рабочем столе».
Word есть на каждой машине, без него не работает ни один редактор, режиссёр или продюссер. А вот Софокл, Писарь и Селтекс… это уже каждый себе ставит по желанию. Теперь представьте, что ваш скрипт пришел в Софокле… а у редактора в машине такой проги нет. И времени на поиск зарегистрированной проги — то дже нет. С Wodom, как бы вы не форматировлаи страницу, хочется верить, таких проблем не будет.

Как оформить сценарий в ворде

Внимание опасность: Медузы! Первая помощь! (ч.2)
Данные второй части также основаны на официальной памятке Департамента морских и прибрежных ресурсов Таиланда.

ФОРМАТ РАЗМЕТКИ СЦЕНАРИЯ

Во времена отсутствия компьютеров все сценарии набивались на пишущей машинке, но даже тогда существовал стандарт форматирования сценария. Правда говорил он не о точных размерах (ибо какая точность может быть на пишущей машинке?), а о «приблизительных»: «приблизительно 3,5 дюйма от левого края страницы», «приблизительно 1,5 дюйма от верхнего края страницы» и т.п.

Сейчас практически у всех есть чудо техники – компьютер — с программой MS Word, поэтому не надо на глазок высчитывать «приблизительно 3,5 дюйма от края». Все просто до безобразия. В связи с чем, убедительная просьба – воспользуйтесь инструкцией, приведенной ниже. Не изобретайте велосипеда, то бишь собственных форматов разметки сценария. Работайте профессионально с самого начала.

Краткая инструкция по форматированию

1. Шрифт: Courier New

2. Размер шрифта: 12

3. Выравнивание: по левому краю

4. Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием НИКОГДА не используются (даже если это ремарка, даже если это чтобы выделить какую-то важную мелочь, даже если это просто ну очень-очень хочется — все равно НИКОГДА)!

5. Поля страницы: Верхнее — 2,5 см, Нижнее — 1,25 см, Левое — 3,75 см, Правое — 2,5 см. Остальное без изменений.

6. Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева — 6,75 см, Остальное без изменений.

7. Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева — 3,75 см, Справа — 3,75 см, Остальное без изменений.

8. Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева — 5,5 см, Справа — 4,5 см, Остальное без изменений.

Программа «ПИСАРЬ»

Для автоматизации процесса форматирования сценариев разработан программный модуль «ПИСАРЬ», который представляет собой plug-in к программе Microsoft Word.

Данный программный модуль автоматизирует только процесс ФОРМАТИРОВАНИЯ сценария, упрощает процесс разметки текста. Для переработки литературного произведения в сценарий этого НЕДОСТАТОЧНО! Перед использованием модуля ОБЯЗАТЕЛЬНО прочитайте статью «Формат разметки сценария».

Десять заповедей для тех, кто присылает свой сценарий на конкурс

1. Сценарий должен быть прислан в doc-файле, должен быть отформатирован согласно правилам форматирования, приведенным в статье «Формат разметки сценария», должен иметь титульный лист.

2. Для всех сценариев, пришедших на конкурс, агентом является screenwriter.ru, адрес агента: admin@screenwriter.ru, поэтому на титульной странице в правом нижнем углу вместо ваших имени, фамилии и контактного адреса, должно быть указано: screenwriter.ru, admin@screenwriter.ru.

3. Если блок «Реплика героя» не влезает на страницу целиком, то его можно разбить на несколько смысловых кусков, перемежая блоками «Описание действия» или перенести на другую страницу целиком, при условии, что соблюдается правило «Нижней границы страницы».

4. Для сценариев, присланных на конкурс, перенос блоков «Описание действия» должен быть сделан только по абзацам(это связано с тем, что ваш текст еще будет загоняться в HTML-формат, HTML-страница будет намного длиннее вордовской и реплику, перенесенную по принципу «самое интересное впереди», будет неудобно читать).

5. Все пустые строки между блоками должны быть созданы только одним способом – нажатием клавиши ENTER. Сценарии с пустыми строками, созданные способом «много пробелов подряд» или «много табуляций подряд» (прецеденты были) на конкурс приниматься не будут.

6. Категорически запрещается разбивать предложение на части клавишей ENTER (прецеденты опять же были). Если вы доходите до конца строчки, а предложение еще не закончилось, продолжайте печатать предложение дальше. Все, что не влезет в эту строчку, программа автоматически перенесет на следующую. Компьютер – не печатная машинка, он сам знает, когда нужно сделать переход.

7. Запрещается расставлять переносы в словах как вручную, так и автоматически. Даже если до конца строки останется много пустого места, не кидайтесь делать текст «красивее» и вставлять перенос в длинное слово. Переносов не должно быть ни при каких обстоятельствах (это связано с тем, что ваш текст еще будет загоняться в HTML-формат, HTML-страница будет немного шире вордовской и обе части слова, разбитого переносом, могут оказаться на одной строке. Читать будет неудобно).

8. Все параметры «Абзац» блоков сценария, выставляются с помощью программы «ПИСАРЬ», либо в специальном программном меню, а не вручную клавишами «пробел» и «табуляция». Не надейтесь на «авось сойдёт», читайте статью и используйте программу

9. В блоке «Время и место действия» между сокращениями ИНТ., НАТ., описанием места и описанием времени действия можно ставить либо пробелы, либо тире. Никаких других знаков препинания использовать не нужно.

10. Еще раз обращаю внимание: реплики героев не берутся в кавычки. Имена героев, равно как и любые другие слова сценария, не оформляются жирным шрифтом или курсивом. После имени героя двоеточие не ставится. Все ремарки берутся в скобки и пишутся с маленькой буквы. Блоки «Имя героя» и «Описание места и времени действия» пишутся заглавными буквами, все остальные блоки – обычными. Никаких рисунков в тексте быть не должно. Действие описывается только в настоящем времени.

Как оформить сценарий в ворде

портал для сценаристов

В связи с тем, что многие отправляют на конкурсы сценарии в неверном формате, SKRIPTR решил расписать правила оформления, а заодно и расписать сценарные сокращения и обозначения.

Первое, с чего всегда начинается оформление — это с разметки. Но этот этап, который сводил с ума сценаристов 50 лет тому назад, который заставлял их комкать листы бумаги и кидать в урну сейчас можно даже не учитывать. Все дело в программах, взявших на себя эту обязанность. А писателям остается лишь нажимать enter от блока к блоку. В качестве примера можно привести программу «КиТ сценарист». Не только по тому, что она является самым полным и подходящим вариантом для русского писателя, но и по тому, что разметка на SKRIPTR проводилась на базе этой программы. Но и другие сценарные программы также имеют уже установленную правильную сценарную разметку.

Главное, что нужно запомнить раз и навсегда: в программе word писать сценарии запрещено. Единственное, что нужно сразу понять, так это то, что писать необходимо в настоящем времени. Никакая программа никогда не сможет откорректировать это. А ведь процентов 90 начинающих именно этим и грешат, даже зная это правило. Но их можно понять, ведь в книгах всегда используется только прошедшее время.

Основных блоков в сценарии всего 4:

  • Время и место действия
  • Описание действия
  • Имя героя
  • Реплика героя.

Этими четырьмя блоками пользоваться, как говорят в науке, необходимо и достаточно, чтобы написать большинство сценариев. Но нередко стоит прибегнуть и к таким блокам как ремарка и титр.

Время и место действия

С этого блока начинается любая сцена.
Первые 3 буквы этого блока зависят от того, где происходит события сцены. Если в закрытом пространстве, то пишите ИНТ, если в открытом , то НАТ.
Если ваш блок ИНТ. СПАЛЬНЯ — ДЕНЬ, то если Ваш персонаж перешел на кухню, то Вам придется создавать новый блок.
Бывает ситуация, когда Вам нужно показать действия героев в разных локациях почти одновременно. Для этого можно ставить дробь, например: ИНТ/НАТ. ГАРАЖ/ПОЛЕ — ДЕНЬ. Это удобно использовать, если ваши герои разговаривают по телефону, а также если сюжет в этом участке динамичный.

Посредине мы пишем название места. Тут никаких нюансов.

Завершает этот блок «время действия».
Чаще всего используется стандартное УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Но при необходимости можно использовать и РАССВЕТ или ПОЗЖЕ.
Если необходимо написать точное время, то здесь необходимо использовать блок ТИТР, о котором сказано ниже.
Важно понимать, что УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ не являются источником света в кадре. Они являются как раз временем суток, для поддержания хронологии, в том висле и для самого сценариста.
А Если для вашего сценария не важно время, то его приписывать и необязательно. Например, если дело весь сценарий обстоит в комнате, как в фильме «комната».

Здесь описываются процессы вашей сцены.
Рекомендуется при большом объёме действий разбавлять текст диалогом, даже коротеньким междометием «ой». Но даже ежели текст окажется сплошной стеной, ошибкой это не будет.

Имя героя изначальна появляется не в этом блоке, а в предыдущем блоке описания. И полностью выделяется заглавными буквами. Но только при первом появлении. Также необходимо указать возраст героя цифрой рядом с именем: ДЕД (65). Описывать его нужно только в случае необходимости. У вышеупомянутого деда может быть борода, а может и нет, если в дальнейшем она никак не упоминается. Имя героя нельзя изменять по ходу сценария.

Реплика или диалог

Этим блоком Вы расписываете слова, которые ваш герой произносит.

Показывает, чем занимается герой реплики в данный момент, например (кривляясь), (передразнивая), (на ушко). Не стоит делать длинные ремарки. На это есть описания.
В ремарке также можно использовать разговор на другом языке, например (по-английски). Можно использовать в телефоном разговоре (из телефона), при выдерживании паузы (пауза) и в других случаях, где не хочется сбивать темп сценария.

Нужен для того, чтобы показать информацию, которую мы не можем показать действием или сеттингом. Например, «Штат Техас» или «1914 год», ведь зритель не может визуально определить, а для истории это важно.
Для оформления разумнее и проще всего использовать такую модель:
ТИТР: информация.

Главного герой или Действующее лицо занимают позицию в имени героя, если автор не хочет раскрывать имя героя с первого его появления, либо же имя героя совершенно не важно для данного сценария.

С ИЗ ЗТМ сценарий начинается, а ЗТМ он заканчивается. Но это может применяться и в середине сценария, чтобы подчеркнуть, например, глобальное изменение между сценами.

Крупный и общий планы
Операторская аббревиатура, но может быть очень полезной и для сценариста, чтобы подчеркнуть объект сеттинга четко и без лишних слов.

Пример: КП — телевизор.

Сразу понятно, что речь дальше пойдет о том, что в телевизоре или на нем.

Точка зрения персонажа
Это необходимо, чтобы составить описание, основанное на видении героя. Сам герой не должен быть в кадре, ведь съёмка происходит из его глаз.

Пример: ТЗ — президент

Аббревиатуры, которые путают чаще всего. Но разница между «Вне поля зрения» и «За кадром» в том, что в первом случае герой находится в описанной локации, либо не по далеку, а во втором герой не только находится не в локации, он даже не в том же временном интервале. Он вообще где-то за гранью. За кадром. Так, в общем-то, и называется ЗК. ЗК используют в основном для воспоминаний или как голос героя в роли рассказчика.

Пример: РАССКАЗЧИК (ЗК), БАНДИТ (ВПЗ)

Ставится рядом с именем героя в том случае, когда его реплика прервана чужим или его же действием.

Пример: ШРЕК (ПРОД.)

ВОСПОМИНАНИЕ или ФЛЭШБЭК

Нужен для того, чтобы показать воспоминание героя. Оформляется это так:

ИНТ. ГАРАЖ — ДЕНЬ — ВОСПОМИНАНИЕ
Текст воспоминания.
После окончания воспоминания мы пишем,
«ИНТ. ГАРАЖ — ДЕНЬ — ВЫХОД ИЗ ВОСПОМИНАНИЯ» или «ИНТ. ГАРАЖ — ДЕНЬ — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

Примечание необходимо в случае, когда необходимо посвятить читателя в детали сценария. Например:

ПРИМЕЧАНИЕ: ВСЕ АФРИКАНЦЫ В СЦЕНАРИИ РАЗГОВАРИВАЮТ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

ММ
Микрометр. Сценарий равный 1 странице.

КМ
Короткометражный. Сценарий длиной 2-30 страниц.

СМ
Среднеметражный. Сценарий длиной 31-59 страниц.

ПМ
Полнометражный. Сценарий длиной 60 и более страниц.

Логлайн
несколько строчек о вашей истории, заставляющие прочитать именно ваш сценарий, а не чей-либо

Синопсис
Краткое содержание вашей истории, рассказанное на листе А4.

Для удобства общения и своевременных уведомлений по важным новостям подписывайтесь на SKRiPTR в социальных сетях:

Как написать сценарий используя Microsoft Word

Почему вы должны тратить тысячи рублей на покупку программ для написания сценариев, когда у вас всегда есть под рукой замечательная и самая универсальная программа — Microsoft Word

Мы выполним эту задачу через так называемые макросы — программируемые кнопки для выполнения сложных задач. Мы запрограммируем их записав несколько действий, которые мы хотели бы, чтобы они выполняли. Мы создадим макрос для 1) Заголовка сцен 2) Описания 3) Имен героев 4) Диалогов 5) Фраз. Затем мы запишем макросы как образец. Форматирование сценариев базируется на стандартах Девида Тротье, которые описаны в книге THE SCREENWRITER’S BIBLE. Руководство предназначено для пользователей Word 2007.

  1. 1 Установите параметры страницы. Настройте поля страницы нажав на вкладке макет страницы, затем «Поля страницы», затем «Настраиваемые поля». Отступ у верхнего, нижнего и правого поля должны быть установлены — 1″. Отступ слева должен быть установлен — 1.5″. Установите шрифт Courier New, размер 12 pt (в ходе этих инструкций, шрифт должен остаться тем же).
  1. Откройте вкладку » Разработчик » нажав кнопку (верхняя левая кнопка), параметры Word (внизу), в новом окне установите флажок показывать вкладку » Разработчик » на верхней панели быстрого доступа.
  • 2 Настройка сцены заголовки. Откройте вкладку макет страницы. Щелкните на нижнем правом углу в разделе » абзац», чтобы открыть диалоговое окно. В разделе сделайте отступ перед текстом » 1″ и после текста 1.5″.
    1. Откройте вкладку » Разработчик». На левой стороне ленты нажмите кнопку «Запись макроса». Сохраните макрос в документе 1 (вместо нормального, так что мы можем сохранить его как отдельный сценарий шаблона). Имя макроса ‘сцена’ или ‘Заголовок’. Нажмите значок клавиатуры, чтобы назначить сочетание клавиш вызывающих макрос. Нажмите кнопку назначить, а затем закрыть.
    2. Вы должны увидеть значок магнитофона рядом с мышью. Нажмите на клавиатуре клавишу Enter дважды, чтобы пропустить две строки. Вернитесь во вкладку » макет страницы » и измените отступы обратно на 0. Откройте вкладку » Главная». Щелкните в нижнем правом углу в разделе «Шрифт», чтобы открыть диалоговое окно. В разделе эффекты установите «Все заглавные».
    3. Вернитесь на вкладку » Разработчик», и нажмите кнопку «Остановить запись». F2 теперь будет вызывать пропуск двух строк вниз и устанавливать текст заглавными буквами.
    4. 3 Повторите предыдущие действия за исключением: a) Установки заглавных букв. Перед записью макроса убедитесь, что эта функция выбрана, во время записи макроса вы должны будете выключить ее. b) назовите макрос «Описание» и установите вызывающую клавишу F3. Убедитесь, что первый записанный шаг — это пропуск двух строк. После этого остановите запись, теперь клавиша F3 будет отвечать за пропуск двух строк и написание текста строчными буквами.
    5. 4 Для установки имен персонажей, повторите предыдущие шаги, за исключением: a) после установки отступов обратно на 0 значение, нажмите пробел 22 раза, затем выберите «Текст заглавными» b) назовите макрос как «Персонажи» и установите клавишу вызова — F4. Убедитесь, что первое действие, которое записано в данном макросе — отступ на две строки. После нажатия «Остановка записи», F4 будет пропускать две строки и устанавливать курсор на правильной позиции для написания имени героя заглавными буквами.
    6. 5 Настройка диалога. Перед записью убедитесь, что «Текст заглавными» выбран в опции и отступы по краям установлены в значении 0. Назовите этот макрос как «Диалог» и создайте клавишу вызова как F5. Во время записи макроса a) пропустите одну строку вниз b) Установите отступ в размере 1″ и 1.5″ c) отмените «Текст заглавными». При нажатии F5 теперь будет автоматически пропускаться одна строка, курсор будет устанавливаться на правильной позиции и текст будет вводиться строчными буквами.
      • Перед записью убедитесь, что «Текст заглавными» выбран в опции и отступы по краям установлены в значении 0. Назовите эту форму ‘Диалог’ и установите для нее горячую клавишу F6. Во время записи a) сделайте отступ на строкку ниже б) установите отступы по краям 1.6″ и 2.4″ в) сделайте отмену «Все буквы заглавными». F6 теперь будет выполнять команду отступ вниз, на правильной позиции с у становленными отступами прописными буквами.
      • Сохраните документ Word Macro-Enabled Template. Дайте ему простое название ‘Сценарная кодировка’. Когда вы захотите написать сценарий, нажмите на этот документ и вы получите уже готовую разметку для работы.
      • Программное обеспечение для сценаристов

        Существует отдельная категория «Screenwriting software» — специализированные программы, облегчающие процесс редактирования и форматирования сценариев. Они не научат вас хорошо писать, не сделают из вас гениальных сценаристов, но как любой проф-софт могут существенно сэкономить время.

        Немного истории

        Самой первой такой программой был Scriptor от Screenplay Systems. Это была специализированная программа, получающая на входе текстовый файл. Она расставляла разрывы страниц, чтобы текст соответствовал нужному формату. Его функционал дополняли клавиатурные макросы (SmartKey, ProKey), которые позволяли быстро вставлять тэги форматирования для Scriptor. Основным недостатком было то, что один раз отформатированный текст уже нельзя было поправить. Пик популярности программы пришелся на 1982–1987 годы.

        Следующая волна — это скрипты автоматизации и стили для Word. Первым был набор от Warren Script Application (1988). Они не прижились и через несколько лет были вытеснены gScript’ом, платным шаблоном-форматером от CompuServe (1989). Позже (1994) он был выпущен как отдельное приложение ScriptWright.

        Третьим поколением программ для сценаристов стали специализированные standalone-приложения, заточенные именно под написание сценариев, такие как Movie Magic Screenwriter, Final Draft и Cinovation’s Scriptware.

        Четвертое поколение добавило к функционалу уже существующих программ хранение данных онлайн и возможность совместного редактирования.

        Классификация по типам

          • Templates — шаблоны для текстовых процессоров, таких как Microsoft Word и Apple Pages, облегчающие форматирование.
          • Script formatting tools — программы, облегчающие форматирование, но не являющиеся надстройками над текстовыми процессорами. Могут быть как standalone-приложениями, так и web-based (работающими в браузере).
          • Story-development/dramatic development — программы для систематизации данных и работы над структурой сценариев, персонажами, плот-лайном и скрин-лайном. В таких программах часто используются шаблоны структуры (по Кэмпбеллу, Снайдеру, Воглер, Шечтеру и т.п.).
        • Mind maps, sticky notes — программы для организации и систематизации данных в виде ассоциативных карт и доски-с-листочками. Часто используются для визуализации данных о персонажах, сценах, сюжетных арках, хабах локаций и т.п.

        Самые распространенные форматы

        • .fountain, .txt, .spmd использующие правила разметки «Fountain»
        • .fdx (Final Draft)
        • .trelby  используется опенсорсным редактором Trelby , популярен в *nix программах
        • .html в формате CeltX

        Существующие на данный момент решения

        Templates

        • Шаблоны от Cole and Haag для Apple Pages (http://story-architect.com/?p=3397)
        • Pago для Vim (http://www.vim.org/scripts/script.php?script_id=2447)
        • The Scriptwriters’ Toolkit (http://www.datahighways.co.uk/dhl/toolkit.htm) для Microsoft Word
        • Писарь (http://www.screenwriter.ru/info/format/) — популярный бесплатный плагин к Microsoft Word, который предназначен только для форматирования и разметки.
        • Много документов и шаблонов, примеров “стандартного” оформления (http://www.dependentfilms.net/files.html).

        Script formatting tools

        Для форматирования текста по «голливудскому» стандарту сейчас есть огромное кол-во бесплатных и платных решений. Описываемый формат сценария характерен для Голливуда, в России нет четких стандартов, и каждый канал/студия предъявляет свои требования к оформлению. Сразу оговорюсь, что сам я не использую форматеры, так как не пишу для US, вся информация по ним от знакомых тв-сценаристов и из интернета.

        • КИТ Сценарист (http://kitscenarist.ru/download.html) [win osx android ios linux]
          Опенсорсная российская разработка, не стал её включать в раздел Dramatic Development пока что, но шансы что добавят соответствующий функционал есть. Можно написать сразу автору (to@dimkanovikov.pro).
        • Adobe Story (https://story.adobe.com/en-us/index.html)
          Пока есть только бета-версия. Совместная работа над документами, обещают фишки Story /dramatic development, но пока что их нет.
        • Amazon Storywriter (https://storywriter.amazon.com/) [win osx web chromeapp]
          Облачный редактор сценариев с оффлайн-версиями редактора. Есть возможность сразу отправить студиям амазоновским.
        • Causality Story Sequencer (https://www.hollywoodcamerawork.com/causality.html) Очень крутая штука от нежно любимых мной авторов Shot Designer. К сожалению, поддерживает только линейные сценарии, но ветки можно выносить отдельно без проблем.
        • Celtx (https://www.celtx.com/index.html) [win osx android ios linux]
          В данный момент практически не развивается, но очень удобен. Многие хвалят. Есть клиенты для мобильных платформ (IOS,Android), Mac, Windows, Linux.
        • DubScript (https://www.dubscript.com/) [android]
          Редактор сценариев для андроид. Много разных форматов поддерживает.
        • Fade In (http://www.fadeinpro.com/page.pl?content=features) [win osx android ios linux]
          Очень навороченный редактор сценариев. Есть раскраски, навигатор сцен и т.п.
        • Final Draft (http://www.finaldraft.com/)
          Лидирует среди форматтеров, как мне кажется. Очень функционален, куча наворотов.
        • FiveSprockets (http://fivesprockets.com/)
          Сайт больше не работает
        • Fountain (http://www.fountain.io/)
          Не программа, а язык разметки сценариев. Используется многими программами, полный список доступен на сайте
        • Movie Magic Screenwriter (http://www.screenplay.com/p-29-movie-magic-screenwriter-6.aspx)
          Основной конкурент файнал драфта, программа с налётом «элитарности». Очень популярен в штатах.
        • Movie Outline (http://www.movieoutline.com/) [win osx]
          Есть достаточно удобный редактор линейных диалогов и цветовой код для структуры, карточки.
        • Page 2 Stage (http://www.page2stage.com/) [win]
          Опенсорсный, все знают, но никто не использовал. Раньше стоила денег, теперь раздаётся бесплатно.
        • Slugline (http://slugline.co/) [osx]
          Редактор (и форматтер) сценариев для мака.
        • Trelby (http://www.trelby.org/) [win linux]
          Редактор мультиплатформенный с поддержкой кучи форматов, списков персонажей и т.п.
        • Afterwriting (http://afterwriting.com/) [web]
          Текстовый редактор. Веб-редактор с конвертированием между форматами.
        • Atom (https://atom.io/) [win osx linux]
          Текстовый редактор. Кросс-платформенный редактор, опенсорс. Поддержка фонтейна.
        • Editorial (http://omz-software.com/editorial/) [ios]
          Текстовый редактор. Редактор для IOS с поддержкой фонтейна
        • Emacs (https://github.com/rnkn/fountain-mode/)
          Текстовый редактор. Редактор с поддержкой фонтейна.
        • Sublime Text (http://www.sublimetext.com/) [win]
          Текстовый редактор. Подсветка фонтейн-синтаксиса для Sublime Text.
        • Textastic (https://www.textasticapp.com/) [ios]
          Текстовый редактор. Редактор кода для айпад с поддержкой фонтейн.
        • Vim (http://www.vim.org/scripts/script.php?script_id=3880) [win]
          Текстовый редактор. Поддержка фонтейн-формата для вим.
        • Write for Mac (http://writeapp.net/mac/) [osx]
          Текстовый редактор. Редактор для мака с поддержкой фонтейн-формата
        • Writer (https://itunes.apple.com/us/app/writer-free-fountain-screenwriting/id1046973568?mt=12) [ios]
          Текстовый редактор. Редактор для иос с поддержкой фонтейна.
        • WriterDuet (https://www.writerduet.com/) [web]
          Текстовый редактор. Онлайн-тулза для коллективного написания текстов.
        • writescript.in (http://www.writescript.in/) [web]
          Текстовый редактор. Веб-приложение которое позволяет писать фонтейн-текст и сразу видеть форматированный. Не очень нужно.
        • Fountain Loader (http://fountainloader.com/) [web]
          Генерирует превью фонтейновских текстов для сайта. Парсер по сути.
        • Fountain.js (https://github.com/mattdaly/Fountain.js) [web]
          Парсер на JS для фонтейн-формата
        • Geyser (http://knowledgeisporridge.com/) [osx]
          Сервер для хранения фонтейн-сценариев с доступом через браузер к ним
        • Highland (https://itunes.apple.com/us/app/highland/id499329572?mt=12&uo=4&at=11l4Kd&ct=fountsite) [osx]
          Конвертер сценарных форматов с возможностью сохранения в PDF
        • Marked 2 (http://marked2app.com/) [osx]
          Просмотрщик для мака с поддержкой фонтейна
        • MediaWiki (https://www.mediawiki.org/wiki/Extension:Fountain) [web]
          Поддержка фонтейн-формата для MediaWiki.
        • Screenplain (http://www.screenplain.com/) [web]
          Конвертирует фонтейн формат в файналдрафт и HTML
        • Scrippets (http://fountain.io/scrippets) [web]
          WordPress плагин для конвертации Scrippet format в HTML.
        • Textplay (http://www.olivertaylor.net/)
          Ruby script который конвертирует фонтейн-формат в HTML, Final или PDF.
        • TextWrangler and BBEdit (https://github.com/dunn/fountain-clm)
          Модуль для TextWrangler и BBEdit для поддержки фонтейн-формата

        Story /dramatic development software

        Для построения сюжета, проработки персонажей, сюжетных арок и т.п. Именно ради этой категории я начал писать статью. Сюда же вошли скриптовые языки для разметки диалогов, различные утилиты для представления сценарной структуры в виде карточек и то, что не вписалось в предыдущие разделы, но имеет отношение к сценариям.

        • НИМС (https://vk.com/larp_nims)
          Набор инструментов мастера-сюжетника, делался для «живых» (Live action) ролевых игр. Мне не зашел, но возможно кому-то пригодится. Есть веб-версия и десктоп.
        • Action Guides (http://www.reelwriting.com/fast-and-easy-action-guides-2/) [web]
          От авторов Plot Control, гайды по созданию структуры истории с шаблонами для быстрого вбивания туда нужных текстов.
        • Articy: draft (http://store.steampowered.com/app/230780/)
          Навороченный Mind Map для геймдизайнеров и сценаристов. Попытка совместить всё что можно в одной программе. У меня не прижился, но выглядит красиво и есть знакомые игровые сценаристы, которые его используют («плотлайн, стримлайн, построение локации по хабам») и хвалят.

          • Статья от авторов The Executioner про их опыт использования программы (на английском): https://www.articy.com/en/showcase/the-executioner/
        • Auroraroguelike dialog editor (https://bitbucket.org/diGrigio/dialog-reactor/downloads)
          Редактор разветвленных диалогов с открытым кодом на битбакет. Есть статья от авторов рогалика для которого редактор делался.
        • Blockbuster (http://truby.com/blockbuster-2/) [win osx]
          От Труби (под его руководством делали), за основу взята его книга про 22 шага. Есть все этапы из книги в виде приложения с подсказками.
        • Character Writer (http://www.characterwriter.com/characterwriter/index.html)
          Программа для проработки персонажей. Содержит “генератор историй”. Толку никакого, но может кому-то будет полезно.
        • Contour (https://marinersoftware.com/products/contour/)
          По Шечтеру, содержит подсказки и примеры из реальных сценариев. Если писать по его шаблону, то прям очень нужно. Задает вопросы, чтобы выстроить структуру.
        • Dialogue Designer (https://store.steampowered.com/app/1273620/Dialogue_Designer/) позволяет записывать диалоговое дерево в виде json. На деле оказалась очень сырой в плане UX, с дикими цветами (ярко-синий фон, например) и небольшим кол-вом нод. Пока использовать малореально, но возможно автор исправится.
        • DramaQueen (http://dramaqueen.info/)
          Программа с кучей наворотов для визуализации арок и т.п. Сам пока плотно не смотрел. Много положительных отзывов.
        • Dramatica Pro (http://dramatica.com/)
          Наверное, самый раскрученный софт для проработки драматической составляющей. (*Dramatica Pro, StoryView, Movie Magic Screenwriter — софт одного производителя.)
        • gamebook.io (http://gamebook.io/)
          Gamebook.io поддерживает разработку в нескольких жанрах: мобильные графические новеллы, интерактивные электронные книги и аудиокниги, а также учебные приложения. Вебинтерфейс. Можно сразу там же издавать. Удобство среднее, судя по скринам. Закрытый бета-тест платформы стартует в мае 2018.
        • inklewriter (http://www.inklestudios.com/inklewriter/)
          Поддерживается ветвление. На данный момент проект заморожен.
        • Logline (http://loglineapp.com/) [osx]
          Structure-focused приложение для написания сценариев. Работать в нём мне было тяжеловато, но возможно кому-то понравится.
        • Movie Outline (http://www.movieoutline.com/)
          Куча всего: арки, карточки, форматирование. Плотно не смотрел пока что.
        • Merino (https://github.com/radiatoryang/merino)
          Плагин для юнити, построенный на основе Yarn Spinner / Yarn (скриптовом языке вдохновленном Twine). Можно проигрывать разветвленные диалоги прямо в юнити.
        • Narrator (https://marinersoftware.com/products/narrator/)
          Для групповой надиктовки диалогов.
        • Persona (https://marinersoftware.com/products/persona/) [win osx]
          Программа для проработки персонажей.
        • Plot Builder (http://www.plotbuilder.com/)
          Есть визулизация по актам, но в целом показался очень мутным.
        • Plot Control (http://www.reelwriting.com/plot-control-20-home/)
          Достаточно навороченный, как минимум стоит посмотреть + Action Guides от них же почитать.
        • Power Structure (http://www.creativewritingsoftware101.com/power-structure-writing-software.php)
          Подсказывает порядок сцен и основные элементы структуры истории по Воглеру и Аристотелю.
        • Save the Cat 2.0 (Купить на amazon.com)
          По Блейку Снайдеру. Есть много примеров реальных сценариев, разобранных по этой схеме.
        • Scrivener (http://literatureandlatte.com/scrivener.php) [win osx ios]
          Текстовый процессор с удобной организацией данных. Вот обзор от Галенкина, там довольно подробно описано. Много разной визуализации, цветовой индикации и т.п. Подробно не смотрел.
        • Sophocles (http://dramafond.ru/wp-content/uploads/Sophocles_2007.rar) [win]
          Очень популярен среди российских сценаристов. Последняя версия выпущена в 2007 году. Было три версии. Basic – базовые функции для написания и оформления сценария, PRO – включены расширенные возможности создания истории,PM – включены функции бюджетирования, планирования pre-production. Оффсайт не работает, купить нельзя, есть на торрентах и тут (http://dramafond.ru/wp-content/uploads/Sophocles_2007.rar). Из интересного там есть измерение экранного времени по тексту.
        • Story Planner for Writers (iTunes) [android ios]
          Не имеет отношения к программе с похожим названием (Story Planner), есть версии под IOS и Android. Показался интересным.
        • Story Touch (http://storytouch.com/o-que-e.html)
          Очень интересная штука, куча странной визуализации и всякого такого. Не похожа на другие программы, совсем другой принцип работы. Буду её плотно смотреть позже.
        • Storyboard Fountain (beta) (http://storyboardfountain.com/) [osx]
          Позволяет рисовать сториборды и встраивать в фонтейн-сценарии. Пока бета-версия
        • Storyboard That (http://www.storyboardthat.com/)
          Достаточно странный визуальный редактор сторибордов. Программа для визуального редактирования историй, может работать как аналог mind map.
        • Storyist (http://storyist.com/) [osx ios]
          Редактор сценариев с функциями драматик-девелопмента для макоси и иос.
        • StoryO (http://www.creativewritingsoftware101.com/storyo-story-writing-software.php)
          Ещё одна программа для работы с историей в виде writer’s blocks
        • Storyspace 3 (http://www.eastgate.com/storyspace/) [osx]
          Только под OS X El Capitan, хвалили американцы.
        • Twine (http://twinery.org/)
          Опенсорсная тулза типа визио, можно использовать для записи интерактивных историй, ветвящихся диалогов и т.п. На сайте есть вики по программе. Позволяет собирать html-прототип быстро, чтобы показать ветвления сюжета. Или разместить на twine-сайте (своем или их) и дать ссылку.
        • Ultraoutliner (http://ultraoutliner.com/)
          Есть русская версия. Программа работает с карточками, выглядит очень удобно. Пример работы можно посмотреть здесь.
        • Writer’s Blocks (http://www.creativewritingsoftware101.com/writers-blocks-software.php)
          Альтернативный метод написания историй “карточками”.
        • Writer’s Dream Kit (http://www.screenplay.com/p-34-writers-dream-kit.aspx)
          «beginner’s version of Dramatica Pro» (обрезок драматики за меньшую цену)
        • Writers Cafe (http://www.writerscafe.co.uk/features.htm)
          Вроде как была популярна в UK при написании сценариев театральных постановок. Выглядит неудобно. Есть какая-то визуализация, но она странная.
        • yWRITER5 (http://www.spacejock.com/yWriter5.html)
          Я не смог в ЭТОМ работать из-за интерфейса, но многие хвалят. Можно перетаскивать сцены между главами и т.п. говорят, в нем удобно структурировать контент (у меня не зашло)
        • Chat Mapper (http://www.chatmapper.com/)
          Язык для скриптования диалогов. Есть поддержка Unity и нелинейных бранчей, LUA, форматы. Сам пока не смотрел.
        • Ink (http://www.inklestudios.com/ink/)
          Текстовый процессор и скрипт-язык для разметки ветвления и диалогов. Для него есть шаблон на Javs (под смартфоны и компьютеры), позволяющий сразу собрать билд (https://github.com/bladecoder/blade-ink-template/). На данный момент там целая инфраструктура уже (https://ifwiki.ru/Ink)
        • QSP (Quest Soft Player) (qsp.su) Редактор и плеер для создания текстовых игр, русскоязычное комьюнити. Много примеров, для прототипирования без кода вполне подходит, для серьезной работы — не уверен.
        • RealtimeBoard (https://realtimeboard.com/ru/) [web]
          Интерактивная онлайн доска. Достаточно удобно, если нужно толпой работать над проектом.
        • SuperNotecard (https://www.supernotecard.com/) [web]
          Онлайн-редактор сценария с карточками
        • Trello (https://trello.com/) [win osx android ios web]
          Виртуальные карточки, я активно использую когда наброски делаю. Не совсем про сценарии, но удобно
        • Nova Mind (https://www.novamind.com/) [win osx android ios web]
          Майндмэппер, позиционируется “для сценаристов”.
        • Story Harp 3.0 (https://storyharp.com/v3.0/)
          Можно поиграться в разветвленные диалоги, там же есть редактор в виде табличек. Полезность сомнительна, но если хочется что-то быстро потестить — может быть полезно. Есть озвучка TTS-движком
        • Story Planner (http://www.toonz.com/htm/products/prodSPfeatnew.htm)
          Странная софтина, больше похожа на планировщик продакшена.
        • TheTakes (http://www.thetakes.com/ru) [web]
          Production management тулзина с поддержкой сценариев в фонтейне (для продакшена по сценарию больше)

        В качестве заключения

        Буду очень рад любым комментариям («я использую вот это», «вот это пробовал, не понравилось», «а ты забыл вот такую программу» и т.п.). Особенно интересны отзывы тех, кто реально использует что-то из подобного софта в работе.

        Ссылки

        • http://new-storyteller.livejournal.com/ — блог Александра Волкова, сценариста. Там есть пара записей о софте и вообще много интересного.
        • http://www.dependentfilms.net/files.html — Много документов и шаблонов, примеров “стандартного” оформления на английском языке.
        • http://www.screenwriter.ru/info/format/ — неплохая статья по формату киносценария.
        • http://narratorika.com/softwear/ — в нарраторике есть скриншоты из реальных проектов.

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:
      • Плагин zotero для word
      • Плагин для электронной подписи в word
      • Плавная прокрутка в excel настройка
      • Плагин xml для excel
      • Плагин для работы с word